Психологической защиты

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ Тухужева Л.А.1, Джанкулаев А.А.2, Тухужева Ж.З.3

1Тухужева Ляна Анзоровна — студент, Институт педагогики, психологии и физкулътурно-спортивного образования; Джанкулаев Адам Амерханович — студент, Институт архитектуры, строительства и дизайна; 3Тухужева Жаннета Зауровна — студент, Институт химии и биологии Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик

Аннотация: в данной статье рассматриваются кратко все механизмы психологической защиты, которые описаны Р.М. Грановской.

Ключевые слова: механизм, психология, защита.

Психологическая защита — это регулятивная система психической стабилизации личности, направленная на устранение (уменьшение) негативного эффекта, вызванного каким-либо психотравмирующим воздействием. Она защищает человека от психотравмирующих переживаний, в частности, переводя их в бессознательные ощущения, чувства и идеи. Психологическая защита — это психическая безопасность личности. Это один из компонентов антисуицидального барьера.

Механизмы психологической защиты представляют собой совокупность таких бессознательных методов, благодаря которым человек обеспечивает себя внутренним комфортом, защищая себя от негативных переживаний и психологических травм. Механизмы психологической защиты обычно включают отрицание, вытеснение, проекцию, идентификацию, рационализацию, замещение, изоляцию и некоторые другие. Разные ученые рассматривают разные механизмы. В статье буду рассматриваться механизмы

психологической защиты в соответствии с особенностями каждого из механизмов, описанных Р.М. Грановской.

Первым рассмотрим такой механизм, как отрицание.

Отрицание — это бессознательный отказ человека воспринимать неприятную для него информацию, механизм отказа от мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, которые неприемлемы на сознательном уровне. Отрицание сводится к тому, что мешающая информация не воспринимается. Этот метод защиты характеризуется заметным искажением восприятия реальности.

Следующий механизм психологической защиты вытеснение.

Вытеснение — это самый универсальный способ избавиться от внутреннего конфликта, активно отключая неприемлемую причину или неприятную информацию от совести. Вытеснение — это процесс исключения мыслей, чувств, желаний и побуждений из сферы сознания, которые вызывают боль, стыд или вину. Действие этого механизма может объяснить многие случаи, когда человек забывает выполнять определенные задачи, что, как видно из более внимательного изучения, ему неприятно.

Перейдем к проекции в качестве механизма психологической защиты.

Проекция — это неосознанная атрибуция своих собственных качеств, бессознательная передача другому человеку своих собственных чувств, желаний и побуждений, в которых человек не желает признаться самому себе, понимая свою социальную неприемлемость. Механизм проекции позволяет вам оправдывать свои действия.

Одним из основных механизмов психологической защиты является также идентификация.

Идентификация — это процесс бессознательной идентификации себя с другим субъектом, группой, моделью, идеалом. В процессе идентификации человека бессознательно сравнивают с другим (объектом идентификации). Как отдельные лица, так и группы могут выступать в качестве объектов идентификации.

Идентификация приводит к имитации действий и переживаний другого человека.

Перейдем к рационализации.

Рационализация — это псевдорациональное объяснение человеком его стремлений, причин действий, действий, фактически вызванных причинами, признание которых угрожало бы потере самооценки. Самоутверждение, самозащита является основной причиной обновления этого механизма психологической защиты личности.

Замещение также является одним из механизмов психологической защиты.

Замещение — это реализация невыполненных желаний и стремлений посредством другого субъекта. Другими словами, замена — это передача потребностей и желаний другому, более доступному объекту. Если невозможно удовлетворить определенную потребность одним объектом, человек может найти другой (более доступный) объект, чтобы удовлетворить его. В случае замещения происходит частичный разряд энергии, напряжение, которое возникает в результате одной потребности и связано с определенной передачей энергии другому объекту. Но это не всегда позволяет достичь желаемой цели, поскольку существует опасность восстановления напряженности.

Рассмотрим последний механизм психологической защиты.

Изоляция — это изоляция в осознании травмирующих факторов для человека. В этом случае неприятные эмоции блокируются сознанием, то есть нет связи между эмоциональной окраской и событием. Этот тип защиты напоминает синдром отчуждения, для которого характерно чувство потери эмоциональной связи с другими людьми, ранее важные события или их собственный опыт, хотя их реальность признается. Живыми примерами такого механизма часто могут служить алкоголизм, самоубийство, бродяжничество.

Эти механизмы применяются человеком непосредственно на практике, чаще всего без размышлений, на подсознательном уровне, поскольку это

уже присуще природе. Каждый должен иметь возможность защитить себя в конфликтной ситуации, и эти механизмы способствуют этому.

Список литературы

1. Психология сознания / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. СПб.: Питер, 2001. 80 с.: ил. (Серия «Хрестоматия по психологии»).

2. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: «Академический проект», 1999 .

3. Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом.

4. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ещё одна тема, которую я для себя подтверждаю в последнее время — это эмоциональная идентификация.
Это ещё один «навык» который мы получаем в детстве. Сталкивались когда-то с незнанием, как назвать своё состояние? Это об эмоциональной идентификации.

Что я называю ЭИ. Это навык распознавания, принятия и проявления своих эмоций и чувств. Ему нас обучают родители. Например, когда в раннем возрасте мы злимся, и испытываем это на уровне чувствования, наши Родители должны (в идеале) обозначить это для нас — ты злишься. Чтобы с уровня чувств злость перешла на уровень осознания. Когда есть осознание — есть возможность отреагировать и изменить ситуацию. Если же этого не происходит — мы испытываем не злость, а «что-то» тяжёлое и неприятное. В отдельных случаях, когда мы сталкивались с обесцениванием или критикой в ответ на злость — мы вообще не успеваем прочувствовать злость и рефлекторно заменяем ее другим чувством, на которое был более адекватный отклик окружающих. Например, на чувство вины. Бывало такое, что Вы чувствовали вину непонятно за что и шли извиняться? Это про подмену. Если на злость реагировали прерыванием контакта, а на вину — его возобновлением, мы учимся чувствовать вину вместо гнева, чтобы оставаться в важном контакте.
Это пример со злостью, но он актуален и для других чувств и эмоций.
Эмоциональная идентификация — это то, как мы чувствуем и как мы называем то, что с нами происходит.

И это ещё один пласт работы в психотерапии — научить чувствовать свои чувства безопасно и эффективно. Консультация же может дать плоды для размышлений, которые все равно стоит проработать в терапии. Вот так вот.

Мысли материальны. Особенно в случае с теоремой Томаса, описавшей механизм психологического феномена, согласно которому наши фантазии становятся реальностью. В новой статье про последствия людских домыслов Royal Cheese объясняет сложные вещи простыми словами.

Возможные последствия невозможного

Этот феномен был зафиксирован социологами Уильямом и Дороти Томас в 1928 году. Ими были описаны случаи, когда восприятие ситуации вызывает действие. В своей книге «Ребенок в Америке: проблемы поведения и программы» они сделали акцент на том, что любое определение ситуации меняет наше настоящее. В результате трансформируются: бытовой уровень отношений, стереотипы, общественные ценности, политический мир и личность самого интерпретирующего.

Пример: возьмем какой-нибудь банк, процветающий, как компот на солнце. Все у него хорошо: клиенты берут кредиты, оформляют займы и ипотеки. Будущее для финансистов радужно и беды не предвещает. Но вдруг появляется популярный слух о скором разорении банка. Толпы людей в животном экстазе штурмуют свои счета. Цель одна — забрать кровно заработанные. По итогу банк действительно разоряется. При этом физических предпосылок к этому не было. И неудивительно: сердце таких предприятий — деньги кредитуемых.

Суть теоремы Томаса можно выразить следующими словами: нечто нереальное, что считается нами реальным, становится таковым впоследствии.

Факап с письмом ценой в миллиарды долларов

Хрестоматийным примером работы теоремы Томаса часто называют трагическую историю британского банка Northern Rock. В лучшие годы там работало 6400 человек, а годовой оборот компании составлял 5 миллиардов фунтов стерлингов (это очень много). Банк концентрировался на ипотеках и не имел запасных бизнес-моделей. К середине 2000-х спрос на ипотечные облигации резко упал, но Northern Rock предриимчиво выбил кредит у Банка Англии в размере 3,2 млрд долларов. Этот факт надежно спас компанию от неминуемого пике в пучины банкротства.

В сентябре 2007 года руководитель банка опубликовал письмо, в котором призывал клиентов не разводить панику на пустом месте:

«Позвольте мне начать с того, что я приношу нашим клиентам свои искренние извинения за беспокойство и неудобства, которые мы причинили. Я знаю, многие из вас, должно быть, волновались. <…> Мы остаемся эффективно управляемой компанией и продолжаем оставаться безопасным местом для ваших вкладов и кредитов. <…> все существующие вклады в Northern Rock полностью застрахованы Банком Англии и защищены от нынешней нестабильности на финансовых рынках».

Видимо, вышло не очень. Пассивная и услужливая манера письма, делегация своих проблем каким-то третьим лицам (в представлении клиентов) возымели ужасающий эффект. За три дня вкладчики сняли 6 млрд долларов. В последующие недели с активов компании утекло еще 20 млрд. Люди выстраивались в километровые очереди, чтобы обналичить свои счета. ЧП происходили во всех отделениях банка. В один из кризисных дней семейная пара забаррикадировала вход в здание финансовой организации. Причиной послужил отказ кассира выдать им 2 миллиона долларов — инструкция требовала предварительного оповещения. Эти события забили последний гвоздь в крышку гроба бесславно умершего Northern Rock.

Каждый пятый россиянин ненавидит Новый год

Теорема Томаса объясняет и другой популярный случай в нашей стране: каждый пятый россиянин ненавидит зимние праздники. Наши соотечественники ежегодно тратят баснословные суммы под гнетом традиции отмечать Новый год. 20% из опрошенных с ужасом ждали предстоящие гулянья. 16% были готовы отказаться от празднования под предлогом экономии. 15% не любят фейрверки, столько же — боятся за свою печень.

Схожая картина наблюдается в США. Там терпеть не могут Рождество. Американцы этот праздник воспринимают как повод к покупке подарков, которые людям совершенно не нужны. Не такие уж мы и разные.

Один день из жизни Олега: обрати феномен в выгоду

Мизансцена. Собеседование в компании «Вантуз и ершик». Действующие лица:

  • Олег, 30 лет — пытается устроиться в перспективную компанию. Хочет продавать вантузы;
  • кадровик Василий — ищет лучшего продавца вантузов в мире.

Олег имеет отличное резюме и богатый опыт. Василий с интересом ждал пришествия кандидата, подходящего абсолютно по всем параметрам. Однако на встречу явился человек неуверенный. Ладошки потели, речь сбивалась, а бесконечные вопросы Василия по теме продаж ставили незадачливого соискателя в ступор. Он знал ответы, однако давались они нелегко. Результат очевидный: «Мы перезвоним вам позже». Уже в дверном проеме Олег обернется и скажет:

«Вы знаете, вообще-то я сразу понимал, что не получу эту работу…»

Этот житейский пример отлично иллюстрирует теорему Томаса. Фактически Олег имел все шансы получить работу, однако его собственные домыслы создали препятствие на этом пути. Он решил все заранее — и даже идеальное резюме не помогло ему трудоустроиться.

Обратная ситуация: Олег знает, что он сильный специалист. Он также в курсе, что компания «Вантуз и ершик» нуждается в таких. На собеседование он приходит, зная свои сильные стороны — и готовый это аргументированно доказать. В конечном счете Василий получил человека, которого видел в резюме. Все счастливы, работа получена.

Первый день в новом коллективе. Рисуем другую мизансцену:

  • Олег — с ним ты уже знаком;
  • Георгий — куратор Олега, тоже продавец;
  • Эдуард — интриган и затейник из другого отдела.

Новоприбывшему Олегу Эдуард с ходу сообщает, что лучший продавец вантузов в компании — Георгий. Он не будет терпеть конкуренцию, а Олега он воспринимает не иначе как соперником.

В результате новичок расстроен из-за нерадушного приема. В коммуникациях с куратором эта агрессия будет всячески проявляться. Начинаются конфликты. Георгию невдомек, что на него наговорили, но он тоже не на дороге себя нашел. Результат — два человека в ссоре. Иными словами в действии теорема Томаса: выдуманный слух послужил причиной реального конфликта.

Противоядие: Эдуард осознал свою вину и понял, что пранк вышел из-под контроля. Олегу и Георгию он по очереди сообщит одну и ту же мысль: он очень сожалеет об испортившихся отношениях и желает примирения. Градус конфликта спадает, и стороны настроены более миролюбиво. И снова в действии теорема Томаса. Очередной вымысел повлиял на реальные отношения между людьми. Теперь ты знаешь, что этот феномен можно использовать как в деструктивных проявлениях, так и в конструктивных.

Выводы

Современный мир создает условия к подмене понятий. Мы живем в слишком быстром темпе, чтобы вдаваться в глубокий анализ каждого незначительного события. При этом меняется наша реальность — мы сами ее проектируем, и отсутствие сознательного контроля этот процесс не останавливает. Вглядывайся в суть вещей, ищи истоки каждого противостояния, особенно в конфликтах. Не дай вымыслам шанс сломать тебе жизнь.

Замещение в психологии – это механизм психологической защиты от нежелательного контекста, основанием которого является замена недопустимого действия приемлемым или перенос желаемой реакции с недосягаемого объективного или субъективного объекта на возможный для разрядки. Замещение относится к вторичным, более высокоуровневым механизмам защиты.

Процесс замещения (смещения, вымещения) являлся предметом размышлений и исследований различными философами, психологами, писателями, мыслителями на протяжении всего периода изучения поведенческих паттернов человека. Сейчас преимущественна психоаналитическая концепция, наиболее точно поясняющая работу механизма. Личности с выраженным данным механизмом свойственна практичность в решении проблем, достижение результативности в профессии, личных отношениях, обладание высокой адаптивностью. Они качественно планируют решение требуемой задачи. Проблемы из абстрактных они стремятся перевести в конкретную последовательность шагов. Считается, что выдающиеся личности, успешные разнообразных направлениях, имеют развитый этот механизм в конструктивной форме.

Замещение – это защитный механизм, который характеризуется искажением (смещением) реальности и бессознательностью процесса. Может иметь конструктивную и деструктивную реализацию. Обычно психика использует защитные механизмы в комбинации, и личность зачастую использует комбинацию, с возможным преобладанием, акцентуацией, одного из них. В случае акцентуации механизма замещения, личность характеризуется деятельностью (конструктивная форма), возбудимостью, раздражительностью (в деструктивной).

Что такое замещение в психологии

Замещение в психологии это механизм защиты, когда эмоции и реакции, которые хотелось направить на объект, перемещаются на ирревалентный объект, не относящийся непосредственно к ситуации.

Замещение по Фрейду определяется, как бессознательное «создание» доминанты, способной перенять на себя внимание психических процессов. Понятие «замещение» виделось З. Фрейдом для трактования работы внутрипсихических процессов, когда в бессознательном человека осуществляется взаимозамена объектов, способ цензурирования в сновидениях. В «Толковании сновидений» сновидения представляются как «заменители реальности», когда объекты реальности заменяются сновиденческой символикой, в том числе манипуляций с ними, и толкование снов подразумевает обратную трактовку, для выявления изначально вызывающих интересующую реакцию объектов. В сновидении тревожащие элементы заменяются на символические или нейтральные, при этом часто наиболее важные объекты скрыты за незначительными символами.

Поскольку в психотерапии толкование сновидений сейчас используется значительно меньше, термин замещение по Фрейду используется для пояснения других феноменов и синонимично «вымещению». Так выдвигалась версия, что склонность рассматривать половые различия являются первичной составной проявления либидо, как и касание к ним.

Замещение переворачивает доминирующий интерес, так, чтобы он мог самостоятельно удовлетворяться человеком, так предпринималась попытка пояснить феномен эксгибиционизма.

Существуют две формы работы данной защиты: замещение объекта и замещение потребности.

Замещение объекта реализуется в ситуации, когда индивид не может справиться с эмоциями и проецирует их на объекты, не представляющие такой значимости, как изначальные или не несущих такой тревоги в случае отдачи на действие. Например, ребёнок, злящийся на преподавателя, может порвать альбом или тетрадь. В данном контексте подобный поступок будет иметь более характер заместительный, а не агрессивный.

Замещение потребности выражается в обращении к иной проекции для интереса, актуализации иной ценности. Например, при неудовлетворительных личных отношениях человек может персонализировать материальный объект (например, машину), давать ему имя, использовать эпитеты подобные тем, что используют в личностном общении.

Замещение в психологии – примеры

Механизм психологической защиты – процесс, относящийся к повседневным проявлениям бессознательной работы.

Подвидами замещения могут быть: замещения действия, например, так объясняют уничтожение творений вместо их завершения (завершение воспринимается как символическое окончание процесса творения).

Замещение словесного выражения действием – рукопожатие вместо приветствия.

Замещение действия словом – вербализация агрессия, а не её реализация. Сублимация, как высшая форма защиты, заменяет желаемое, но неприемлемое, на социально приемлемое и проактивное, положительное для личности.

Повседневность данного механизма (как и прочих психологических защит) объясняет, почему неприятности на работе провоцируют ссоры дома – страх наказания, в случае прямого конфликта с начальством, приводит к желанию разрядить потребность в агрессии на более зависимом партнере или ребёнке. Потребность стремится к разрешению и если прямой путь закрыт, активность перенаправляется в другое русло. Данная способность ограничена уровнем психологической организации личности, более низкий уровень стремится к более прямолинейному исполнению. Чем развитая личность, тем легче ей найти приемлемый способ разрядки социально неприемлемых желаний.

Данный механизм психологической защиты связан со способностью к активности. Напряжение, возникающее вследствие потока бессознательных желаний, выражается в действии доступно для человека в данный момент. Чем ярче проявлен данный механизм, тем более активной будет личность, в том числе в физическом плане. Механизм разрядки психологического напряжения при занятиях спортом объясняются именно замещением.

Эквивалентом физической активности есть активная жизненная позиция. Такие люди находятся в постоянном движении, активны, многозадачны, они лидеры вследствие своей инициативности. Вынужденное ограничение активности может разрушительно влиять на них. Обратной стороной активности и высокой скорости психических процессов есть резкость и агрессивность, особенно при невозможности совершить желаемое или запланированное действие. Подобная агрессивность не имеет целью принести вред, а лишь результат накопившегося напряжения, она обезличена.

Замещение является одной из ведущих защит у личностей, определенного уровня зрелости. Многоканальная реализация активности свидетельствует о здоровом проявлении механизма психологической защиты. Разнообразие интересов и актуальных жизненных сфер обеспечивает перенаправление активности из одного русла в другое и возможность сбрасывания напряжения. Однонаправленное направление может приводить к зависимостям, в том числе нехимического плана, например, трудоголизм, игромания, зацикленность на спортивной активности и «правильном питании» в ущерб остальных сфер, включая, как ни парадоксально, здоровья. Работа с защитами, в частности, будет предполагать расширения сфер деятельности личности. Потому частой рекомендацией являются физические упражнения, хобби. При простоте данного совета он эффективен для развития и успешности человека.

Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Ребёнок больше всего нуждается в вашей любви

как раз тогда, когда он меньше всего её заслуживает.

(Э. Бомбек)

У ребёнка каждый защитный механизм вначале формируется для овладения конкретными инстинктивными побуждениями и связан, таким образом, с определенной фазой индивидуального развития. Подобно всем другим психическим процессам, защитные механизмы имеют свои объективные проявления — внешне наблюдаемые и регистрируемые признаки на уровне действий, эмоций или рассуждений человека. (Например, со стороны заметно, что ребёнок не обращает внимания на тревожное для себя сообщение, всё время забывает дома учебник по нелюбимому предмету или постоянно выгораживает себя). Как известно, новорожденный начинает свою жизнь с крика, который в первые дни носит безусловный рефлекторный характер. Первый крик — результат спазма голосовой щели. Однако некоторые ученые считают, что первый крик — это и первое проявление отрицательной эмоции: спазмы вызывают ощущение стеснения. В данном случае невозможно различить мышечную реакцию и эмоциональное отношение — у новорожденного еще нет никакого жизненного опыта. Однако можно утверждать, что уже в первые дни жизни ребенок криком отвечает на неприятные ощущения, связанные с потребностью в пище, сне, тепле, а позднее с отрывом от матери, и тем самым защищает себя.

ЗАЩИТНЫЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ У ДЕТЕЙ

Отказ — это самая ранняя форма защитного поведения. В её основе лежит невозможность удовлетворения базисных потребностей в безопасности и защищенности. Реакция пассивного протеста проявляется в отстранении от общения даже с близкими людьми, отказе от пищи, от игр, в уходах из дома. Такая реакция чаще всего возникает у ребенка, если его внезапно оторвали от матери, семьи, привычной группы сверстников и поместили в больницу, санаторий, ясли или в чужую семью. Реже реакция пассивного протеста развивается дома, когда в отношениях родителей ребенок не ощущает проявлений достаточной внимательности, заботы, заинтересованности. При этом ребенок, потребности которого в ласке, эмоциональных контактах постоянно не удовлетворяются, постепенно становится неконтактным (аутичным). Подобный «поведенческий уход» является бессознательным защитным механизмом. У детей постарше пассивный протест обнаруживается в немотивированном отказе от выполнения требуемых действий или в уходе из дома, интерната, детского сада, школы. Нередко возникновение этой реакции определяется неприятием ребенком пренебрежительного, деспотического отношения родителей, издевательств, телесных наказаний, семейных конфликтов; предпочтения, оказываемого другим братьям и сестрам, непомерных требований, несправедливых замечаний, предвзятого отношения. При сохранении травмирующей его психику обстановки уходы становятся привычной реакцией и возникают по любому, даже самому незначительному, поводу. В редких случаях, в качестве реакции на тяжелую, непереносимую обстановку, дети совершают попытки самоубийства.

Оппозиция — активный протест ребенка против норм и требований взрослых — наблюдается при утрате или снижении внимания со стороны близких. Развитию личности в максимальной степени способствует уверенность в том, что ничто не сможет нарушить отношений любви и привязанности. Когда эта уверенность подрывается — возникает оппозиция. Тогда поведение детей с позиции окружающих взрослых становится необъяснимым, хотя на самом деле оно является реакцией на недостаток тепла с их стороны и призывом вернуть любовь.

Имитация — это незрелая форма идентификации. Она существенно отличается от идентификации тем, что является целостной. Незрелость обнаруживается в выраженном стремлении подражать определенному лицу, любимому герою, во всем. Поэтому нередко имитацию рассматривают как процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образцом. У младенца, на врожденной основе, через присвоение поведения взрослого, очень быстро вырабатываются мимика, улыбки, жесты, восклицания (паралингвистическая языковая система).

Для дошкольников и младших школьников характерно или глобальное приятие кого-либо (положительная имитация), или его глобальное отрицание (отрицательная имитация). Чаще всего они имитируют поведение родителей, старших членов семьи, взрослых или подростков из ближайшего окружения, воспитателей и учителей. Для каждого периода есть свои значимые фигуры. В качестве модели ребенок выбирает того, кто, как ему кажется, больше преуспел в удовлетворении своих потребностей, чем он.

Компенсация — это реакция, с помощью которой ребенок стремится объяснить себе и восполнить слабость и неудачливость в одной области — успехами в другой. Можно считать, что компенсация — это отвлечение от основной проблемы с помощью переключения на другие успехи. Например, плохой ученик утешает себя тем, что он «зато» побеждает в драках, а ребенок, которого в семье не любят, — тем, что он «зато» хорошо себя ведет. (Обратите внимание на нарушение логики — «зато». В дальнейшем оно типично для рационализации. Вспомним выражение: «Дура дурой. Но зато какая красивая!».)

Только знание того, что его очень любит мать, делает человека более уверенным и позволяет ему легче компенсировать имеющиеся у него недостатки. Поэтому продуктивным подходом в подобных случаях является «возврат в прошлое» и исправление нарушений «там». В противном случае у тревожного, не чувствующего себя в безопасности ребенка неизбежно развиваются разнообразные компенсаторные стратегии для того, чтобы совладать с чувством изоляции и беспомощности.

Эмансипация — это борьба детей за самоутверждение, самостоятельность, свободу и даже за имущественные права. В общем случае — это высвобождение из-под контроля и покровительства взрослых. Когда родители или воспитатели часто предъявляют ребёнку необоснованные претензии, чрезмерные требования, которые не соответствуют его возрасту или возможностям достигнутого им уровня развития, когда «все нельзя», то увеличивается вероятность формирования реакций эмансипации. Вырабатывая приемы эмансипации, ребенок с их помощью отрабатывает перенесение на себя способов поведения и черт характера взрослых, перенимая их права и возможности. Эмансипация, порой, оборачивается грубостью в отношении взрослых.

Помимо защитных реакций, выступающих, в первую очередь, на поведенческом уровне, у ребенка постепенно обнаруживаются психологические защитные механизмы, типичные для взрослых. Проявляясь у дошкольников и младших школьников, они свидетельствуют о становлении зрелой системы психологической защиты. Покажем на конкретных примерах, как некоторые из них проявляются у ребенка.

Замещение. Этот вид защиты тесно связан с развитием детских игр и ролью игрушек в нормализации психического равновесия ребенка в трудных ситуациях. Действительно, взяв куклу или зверюшку и играя с ней, ребенок может «дать» ей возможность делать и говорить все, что ему самому запрещено: быть жестокой, ругаться, высмеивать других.

Вытеснение. Например, провинившийся ребенок, которому воспоминание о каком-либо событии неприятно, из-за бестактных вопросов взрослых вынужден вспомнить о нем. Он начинает заменять реальные факты вымышленными, описывающими событие так, как оно должно было развиваться согласно желаниям ребенка. Так формируется детская лживость.

Сновидение. Проявив внимание к снам ребенка, можно обнаружить источник его тревог. Пониманию проблем, обнаруживающихся в фабуле детского сновидения, помогает и появление в них разнообразных животных, смысл которых проясняется из их ролей в содержании детских сказок. В соответствии с ними, образ свиньи в сновидении может обозначать хамство, а образ льва — символизировать силу. Ситуации преследования угрожающими существами нередко инициированы проблемами отношений в классе или семье, а беспокойство и тревога в детских снах часто говорят о неготовности к опросу, контрольной, экзамену.

Отчуждение (или изоляция) это защитный механизм, связанный с отделением чувства от ситуации. Он отключается от внешнего мира и погружается в собственный мир, предается мечтам, становится отчужденным. В дальнейшем уход в себя приводит к повышенной тревожности, к ощущению отсутствия прочных корней в этом мире. Не удивительно, что, повзрослев, этот ребенок с большой вероятностью сохранит это качество отчуждения в своих любовных отношениях.

Сублимация. В процессе сублимации у детей происходит вытеснение сексуальности, особенно детского сексуального любопытства. Вначале оно сублимируется из частного в общую любознательность, а затем перерастает в мощное влечение к исследовательской деятельности.

Регрессия — это защита за счет возвращения чувств и действий к той стадии психического развития личности, в которой эти действия были успешными, а чувства переживались как удовольствия. Достаточно типичной при этом является ситуация, когда в семье, где родился еще один ребенок, старший начинает капризничать и дурачиться как маленький, подсознательно полагая, что за это и любят малыша взрослые, и пытаясь тем же способом добиться того же результата. Суть взаимодействия с родителями сводится к проблеме: каким быть, чтобы они меня любили? Опасения, что не удастся реализовать родительские ожидания, приводит к напряжению, превращающемуся в мечты о необыкновенных успехах, которых в действительности достичь невозможно. В свою очередь, конфликт на почве краха завышенных притязаний нередко приводит ребенка к уходу в болезнь.

При рассмотрении защиты вследствие внутрисемейных отношений можно выделить такие моменты:

У безразличных и попустительских матерей дети становятся отрешёнными.

У властных — покорные и застенчивые.

У сверхзаботливых — лживые и жестокие.

Авторитарный жестокий отец, унижающий и обижающий ребенка, и слабая, потакающая мать, не способная защитить свое дитя, способствуют формированию в характере ребенка садистской жестокости на фоне излишней сентиментальности.

Самая простая помощь состоит в создании у ребенка убежденности в том, что он хороший и что родители его любят. Игрушки оказывают ребенку неоценимую помощь в самозащите. Они позволяют ребенку вынести наружу раздвоение, проецируя на них свои различные ипостаси. При помощи игры ребенок разрешает свои внутренние конфликты. Когда он играет в «дочки-матери», в великана и его убийцу, в зверя и охотника, учителя и ученика, милиционера и водителя, он проецирует наружу (экстериоризирует) свою внутреннюю драму и тем самым разряжает свои душевные конфликты.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх