Путевой лист

В списке подобраны бланки путевых листов как для юридических лиц так и для индивидуальных предпринимателей. Все бланки приняты нормативными документами Госкомстата и Минтранса.

Помимо общего описания и порядка заполнения представлены образцы в форматах Word и Excel, доступные для свободного скачивания. Бланки сгруппированы по видам автотранспорта и по характеру учета.

Содержание

Путевые листы

Путевые листы легковых автомобилей

Используются для отражение данных о пробеге легковых автомобилей, показаниях остатков и расхода топлива на маршруте следования. Организации используют форму № 3, для индивидуальных предпринимателей была разработана форма ПЛ-1, но в последствии была упразднена. Форма 16 используется подразделениями министерства обороны.

  • Путевой лист легкового автомобиля. Форма 3
  • Путевой лист легкового автомобиля ИП. Форма ПЛ-1
  • Путевой лист легкового автомобиля. Форма 16

Путевые листы грузовых автомобилей

Дополнительно отражаются данные о перевезенном грузе, времени работы и заказчиках. Форма 4-П имеет повременной характер учета, а форма 4-С — сдельный.

  • Путевой лист грузового автомобиля. Форма 4-П
  • Путевой лист грузового автомобиля. Форма 4-С
  • Путевой лист грузового автомобиля индивидуального предпринимателя (ИП). Форма ПГ-1
  • Путевой лист грузового автомобиля. Форма 4-М

Путевые листы пассажирского автотранспорта

  • Путевой лист автобуса необщего пользования. Форма 6 спец.
  • Путевой лист автобуса. Форма 6
  • Путевой лист автобуса ИП. Форма ПА-1
  • Путевой лист легкового такси. Форма 4

Путевые листы специальных автомобилей

  • Путевой лист специального автомобиля. Форма 3 спец.
  • Путевой лист трактора. Форма 412-АПК

Путевые листы строительной техники

Применяются для учета работы строительных машин и механизмов.

  • ЭСМ-1. Рапорт о работе башенного крана
  • ЭСМ-2. Путевой лист строительной машины
  • ЭСМ-3. Рапорт о работе строительной машины (механизма)
  • ЭСМ-4. Рапорт-наряд о работе строительной машины (механизма)
  • ЭСМ-5. Карта учета работы строительной машины (механизма)
  • ЭСМ-6. Журнал учета работы строительных машин (механизмов)
  • ЭСМ-7. Справка для расчетов за выполненные работы (услуги)
  • Путевой лист автокрана

Прочее

  • Журнал регистрации путевых листов индивидуального предпринимателя (ИП)
  • Журнал учета движения путевых листов. Форма 8
  • Товарно-транспортная накладная (ТТН). Форма 1-Т

Документы по учету топлива

Документы необходимые для отражения горюче-смазочных материалов в учете.

  • Акт контрольного замера нормы расхода топлива
  • Акт снятия остатков топлива в баках автомобилей
  • Акт списания ГСМ
  • Ведомость учета выдачи горюче-смазочных материалов
  • Журнал учета ГСМ
  • Карточка учета расхода ГСМ автомобилем
  • Отчет о движении горюче-смазочных материалов
  • Приказ на списание топлива
  • Приказ о нормах расхода топлива и ГСМ
  • Талон на бензин

Учет автотранспорта

Договоры

  • Договор аренды автомобиля
  • Договор аренды автомобиля между юридическими лицами
  • Договор аренды автомобиля с физическим лицом
  • Договор аренды грузового транспортного средства
  • Договор безвозмездного пользования автомобилем
  • Договор купли-продажи автомобиля
  • Договор на ремонт автомобиля
  • Договор фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров

Учет

  • Журнал выпуска транспортных средств на линию
  • Приказ о назначении диспетчера по выпуску автотранспорта
  • Приказ о назначении ответственного за эксплуатацию автотранспорта

Регистрация

  • Заявление в гибдд для регистрации автомобиля
  • Заявление о снятии с учета автомобиля
  • Заявление на утилизацию автомобиля в ГИБДД
  • Заявление о снятии ареста с автомобиля
  • Акт приема-передачи автомобиля
  • Бортовой журнал автомобиля
  • Доверенность на управление автомобилем

Учет работы водителей

Должностные инструкции

  • Должностная инструкция водителя
  • Должностная инструкция водителя автобуса
  • Должностная инструкция водителя грузового автомобиля
  • Должностная инструкция водителя легкового автомобиля
  • Должностная инструкция водителя погрузчика
  • Должностная инструкция водителя-экспедитора

Приказы

  • Приказ о закреплении автомобиля за водителем
  • Акт закрепления транспортного средства за водителем
  • Акт приема-передачи транспортного средства водителю
  • Договор на предрейсовый медицинский осмотр водителей
  • Договор о материальной ответственности водителя
  • Договор подряда с водителем
  • Трудовой договор с водителем

Журналы и инструкции

  • Инструкция по охране труда для водителя автомобиля
  • Журнал инструктажа водителей по безопасности дорожного движения
  • Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей
  • Журнал учета нарушений правил дорожного движения водителями
  • Благодарственное письмо водителю
  • Бланк подтверждения деятельности водителя
  • Карта водителя для тахографа
  • Характеристика на водителя автомобиля

Механизм использования документов приведен в описаниях к бланком и в отдельных обзорах.

Основные функциональные возможности:

  • учет фактически выполненной эксплуатационной работы;
  • таксировка маршрута;
  • учет затраченных топливно-энергетических ресурсов;
  • расчет заработной платы локомотивных бригад.


ЭММ – Электронный маршрут машиниста

Внедрение технологии «Электронный маршрут машиниста» ЭММ на Белорусской железной дороге

Полное наименование проекта: Адаптация и внедрение технологии «Электронный маршрут машиниста»
Краткое наименование проекта: АСУТ ЭММ
Стоимость проекта: 16 000,00
Сроки реализации проекта: Январь 2014 г. — декабрь 2014 г.

2 ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Совершенствование технологий управления основными направлениями деятельности локомотивного комплекса за счет внедрения современных информационных технологий, а именно:

  • повышение безопасности движения за счет неизбежности применения барьерных функций;
  • повышение качества планирования эксплуатационной работы;
  • повышение точности учета и сокращение непроизводственных потерь;
  • оптимизация эксплуатационной работы за счет сквозного управления бригадами от заказа до сдачи маршрута.

Основные функции системы:

  • подтверждение выполнения операций бригадой с использованием карт доступа;
  • автоматизированный сбор параметров работы на основе данных централизованных систем управления трудовыми ресурсами, перевозками, локомотивным хозяйством, пред рейсового медицинского осмотра, сетевого инструктажа и системы обработки маршрутов машиниста.

Преимущества использования технологии эмм:

  • уменьшение накладных времен локомотивных бригад;
  • расширение применения «безбумажной» технологии работы;
  • упрощение учетных производственных и технологических операций;
  • уменьшение и оптимизация трудозатрат персонала, исключение ошибок «ручного» ввода информации;
  • улучшение технологической дисциплины и управляемости в целом.

3 Технология работы АСУТ ЭММ

Основные участники взаимодействия:

  • локомотивные бригады;
  • фельдшеры;
  • нарядчики;
  • дежурные локомотивных депо;
  • операторы групп учета.

Этап 1. Явка локомотивной бригады в депо.

Заполняемые поля:

Раздел 1. «Сведения о локомотиве и составе локомотивной бригады».

Раздел 6. «Замечания»

Работа с данными нового электронного маршрута начинается с явки локомотивной бригады. Явка члена локомотивной бригады фиксируется только после приложения персональной карты к терминалу регистрации бригад. После приложения персональной карты сотрудника, на монитор терминала регистрации бригад выводиться информация о предстоящей работе локомотивной бригады. Данная информация заранее формируется в АРМ ТЧБ.

После явки члена локомотивной бригады, и ее фиксирование у терминала регистрации бригад в систему АСУТ попадает информация о времени «фактической» явки. В случае если явка прошла раньше, чем была определена нарядчиком, то в маршрут следует записать время явки определенной нарядчиком.

Явка локомотивной бригады отображается в АРМ нарядчика и АРМ дежурного по депо. После этого в АРМ ТЧД становиться доступной функция формирования ЭММ и печати бумажной версии ММ для данной бригады. При формировании маршрут машиниста подписывается ЭЦП дежурного по депо. Для формирования электронного маршрута, персональная карточка дежурного по депо должна находиться на/в считывающем устройстве.

Печать бумажной версии может проводиться как из АРМ нарядчика, так и из АРМ дежурного по депо. При этом печать проводиться с помощью принтера на типографском бланке, который впечатывает в него значения соответствующих полей. Как правило, локомотивной бригаде выдается два бланка маршрута на поездку туда и обратно. При выдачи печатных копий, «сведения о локомотиве и составе локомотивной бригады» печатаются автоматически:

  • дорогу приписки локомотива;
  • депо приписки локомотива и локомотивной бригады;
  • номера локомотивов или секций;
  • Ф.И.О. и табельные номера машиниста, помощника, 3-его лица;
  • номер маршрута машиниста;
  • дату выдачи маршрута машиниста;
  • время;
  • норму времени установленной продолжительности непрерывной работы локомотивной бригады за поездку, в разделе 3.

Бумажная версия маршрута подписывается ТЧД.

При формировании электронной версии ММ эти данные сохраняются в базу ЭММ подписанные ЭЦП дежурного по депо. После формирования ЭММ, локомотивная бригада проходит различные этапы предрейсовой подготовки.

Во время прохождения мед. осмотра в базу электронного маршрута записывается статус допуска (допущен/не допущен) медика, подписанный его ЭЦП.

После получения допуска предрейсового медицинского осмотра и инструктажа локомотивная бригада возвращается к дежурному по локомотивному депо, для получения ключей от локомотива. Дежурный записывает в базу ЭММ время начала приемки локомотива (с учетом нормы времени, необходимого для следования локомотивной бригады от пункта явки до места приемки локомотива).

Этап 2. Поездная работа локомотивной бригады.

Заполняемые поля:

Раздел 6. «замечания»

Во время исполнения поездной работы система АСУТ, с помощью технологии САИПС контролирует время проследования локомотива через КП. В случае отклонения времени прохода от заданного норматива, в раздел 6 электронного маршрута автоматически пишется сформированное системой замечание.

Этап 3. Прибытие бригады в оборотное депо.

Заполняемые поля:

Раздел 6. «Замечания».

Раздел 3. «Сведения о рабочем времени и отдыхе бригады»

Раздел 5. «Сведения о наборе и расходе топлива или электроэнергии»

Раздел 7. «Сведения о ходе, весе и составе поезда».

Заход локомотива в оборотное депо сопровождается проходом КП. В случае опоздания, система автоматически формирует очередное замечание в раздел 6 ЭММ.

Время явки к ТЧД, локомотивная бригада фиксирует используя персональные карты доступа и терминалы регистрации локомотивных бригад. Данная информация необходима для заполнения третьего раздела ЭММ.

Вместе с ключами от локомотива, бригада возвращает ТЧД картридж РПДА с накопленной информацией о поездке. Используя АРМ, ТЧД записывает результаты поездки в базу.

Результаты чтения картриджа дают возможность сформировать раздел 5 электронного маршрута «Сведения о наборе и расходе топлива или электроэнергии»

Одним из наиболее важных моментов формирование электронного маршрута машиниста, является заполнение раздела 7 «Сведения о ходе, весе и составе поезда»

Для повышения достоверности данных в базу электронного маршрута эти сведения представляются системой дорожного уровня АСОУП. Сведения поступают в электронный маршрут, автоматически, сразу после заполнения дежурным раздела 5. Таким образом перед тем, как бригада отправляется в комнату отдыха, электронный маршрут машиниста, содержит следующие заполненные разделы:

Раздел 1. «Сведения о локомотиве и составе локомотивной бригады»

Раздел 6. «Замечания»

Раздел 3. «Сведения о рабочем времени и отдыхе бригады»

Раздел 5. «Сведения о наборе и расходе топлива или электроэнергии»

Раздел 7. «Сведения о ходе, весе и составе поезда»


Этап 4. Отдых локомотивной бригады.

Заполняемые поля:

Раздел 3. «Сведения о рабочем времени и отдыхе бригады»

Прибытие в комнату отдыха члена локомотивной бригады, фиксируется на терминале регистрации локомотивной бригады, с помощью персональной карты.

30 Марта 2020

Чеки «полный расчет» при кассовом методе налогового учета

Если в налоговом учете доходы признаются кассовым методом, то при получении 100%-й предоплаты можно с согласия покупателя сразу пробивать чек с признаком способа расчета «полный расчет». Такие разъяснения ранее мы получили от специалиста ФНС. Однако официальных писем об этом нет, что вызывает беспокойство у наших читателей.

Рекомендации по оплате труда на 2020 год

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений утвердила Рекомендации по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2020 год. В статье сделаны акценты на некоторых положениях данного документа, которые необходимо знать автономным учреждениям.

Кто и как должен отчитаться о доходах

Чуть больше месяца осталось до конца декларационной кампании. Сообщить о доходах, полученных в 2019 году, граждане должны до 30 апреля.

24 Марта 2020

Минфин разъяснил нюансы получения вычетов при покупке недвижимости

При покупке квадратных метров гражданам, претендующим на получение имущественного налогового вычета, важно обратить внимание на статус недвижимости: жилая она или нет. Разъяснения Минфина опубликовала Федеральная налоговая служба (ФНС).

Работа без «зарплатного карантина»: выплаты в условиях коронавируса

В силу прямых указаний Трудового кодекса трудовые отношения носят возмездный характер. Получение своевременной и в полном объеме заработной платы является одним из ключевых прав работника, а своевременная и в полном размере ее выплата – главной обязанностью работодателя. При этом в случае выполнения работником работы никакие внешние факторы – чрезвычайные обстоятельства, бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и иные случаи, ставящие под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, не должны препятствовать реализации этого права и обязанности. Хотя некоторые оговорки по этому поводу в ТК РФ все же имеются.

Составление приказа об утверждении путевого листа является обязательной частью процедуры установки регламента по применению сопроводительной транспортной документации на предприятия и в организациях.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк приказа об утверждении путевого листа .docСкачать образец приказа об утверждении путевого листа .doc

Что такое «путевой лист»

Под термином «путевой лист» понимается документ, который используется при различного рода перевозках.

Он фиксирует ряд важных сведений о транспортных операциях:

  • кому принадлежит автомобиль;
  • кто и на каком основании им управляет;
  • адрес места отправления и назначения (маршрут) и тому подобную информацию.

Если в организации имеются автомобили (неважно, легковые, грузовые или спецтехника) и штатные водители, то составление путевых листов должно производиться ежедневно.

Где чаще всего востребованы путевые листы

Эти документы имеют самое широкое распространение. Они применяются как автотранспортными компаниями, специализирующимися на транспортировке грузов и перевозке пассажиров, так и предприятиями, осуществляющими деятельность в самых разных направлениях предпринимательства и бизнеса.

Для чего нужен приказ об утверждении путевого листа

Путевой лист – очень нужный документ. Водитель транспортного средства, принадлежащего какой-либо организации или ИП, всегда должен иметь его при себе. В случае проверки сотрудниками ГИБДД именно путевой лист станет доказательством того, что автомобиль используется на законных основаниях.

Самое же главное, что следует сказать — путевой лист относится к первичной документации и имеет значение не только как информационный бланк, но и как отчетная финансовая бумага, на основе которой проводятся различные бухгалтерские и налоговые операции.

Он позволяет проконтролировать работу автотранспортного средства, произвести учет затраченного бензина, горюче-смазочных материалов, амортизационных расходов и т.д. На его основе происходит списание топлива, снижается налогооблагаемая база.

Что грозит за отсутствие путевого листа

Отсутствие путевого листа в тех ситуациях, когда он должен быть в наличии, неминуемо приведет к административному наказанию в виде штрафа.

Причем денежное взыскание будет наложено как на работника предприятия, ответственных должностных лиц, так и на саму компанию.

Форма документа

Сегодня представители организаций имеют возможность проявить фантазию при формировании приказа об утверждении путевого листа – унифицированной его формы не существует. Правда при разработке документа все же следует ориентироваться на структуру, состав и стиль, свойственные деловой документации.

Однако, если внутри предприятия есть свой разработанный стандарт приказа, утвержденный руководством, пользоваться при создании всех последующих распорядительных актов нужно именно им.

Особенности оформления приказа об утверждении путевого листа

В деле оформления документа никаких ограничений также нет: приказ можно делать печатным или рукописным, правда в первом случае его надо будет распечатать. Для распечатки подойдет как простой лист бумаги, так и бланк с оттиском логотипа и реквизитами.

Приказ делается в одном оригинальном экземпляре.

Кто должен завизировать приказ

Под приказом должно стоять несколько подписей.

Первая и самая важная подпись – директора организации (или работника, временно исполняющего его обязанности), без этого автографа распоряжение не станет законным.

Также в бланке должны расписаться все работники, которых оно касается напрямую, и те, кто назначен ответственными за его исполнение. Таким способом они засвидетельствуют, что ознакомились с документом и согласны выполнить данные в нем указания.

Регистрация и учет

Все приказы, выходящие из-под пера директора компании, подлежат обязательному учету. Информацию о них нужно вносить в специальный журнал. Журнал этот обычно находится в ведении секретаря или другого близкого к руководству предприятия сотрудника. Здесь достаточно сделать отметку о названии приказа, его номере и дате выхода. В случае необходимости именно журнал поможет удостоверить сам факт создания распоряжения, а также легко и быстро его найти.

Правила и сроки хранения

Нормы по хранению распорядительной документации устанавливаются локальными бумагами фирмы или же применяются в соответствии с законодательством РФ.

В любом случае после выпуска и регистрации, приказ следует сложить вместе с другими подобного рода документами. Период хранения может быть различным, но в любом случае, он не должен быть менее трех лет.

После того, как актуальность распоряжения истечет, документ следует или отправить в архив или уничтожить (при соблюдении существующего регламента).

Образец приказа об утверждении путевого листа

Если руководство поставило перед вами задачу по составлению приказа об утверждении путевого листа, который вы раньше никогда не делали, внимательно прочтите приведенные здесь пояснения и ознакомьтесь с примером, на основе которого вы сможете легко сделать собственное распоряжение.

Для начала в приказ посередине строки внесите:

  • название своей организации (полное или сокращенное – без разницы, при желании можете вписать сюда ИНН, ОГРН и пр. реквизиты);
  • наименование самого документа, его номер, дату и место (город, адрес) оформления.

Далее формируйте основной раздел. Здесь укажите:

  • обоснование – под ним рассматриваются обстоятельства, приведшие к составлению документа
  • основание – это уже ссылка на конкретную норму закона или внутренний документ компании, имеющей прямое отношение к сути данного распоряжения (тут надо отметить номер и дату)
  • утверждение формы путевого листа (указав ее как приложение к формируемому приказу)
  • дату, с которой она начинает действовать
  • лицо, которое должно проконтролировать выполнение приказа

После этого соберите автографы всех упомянутых в бланке работников.

Если считаете нужным, дополните документ и другой информацией, имеющей значение именно в вашем случае.

Обязательно ли оформлять путевой лист на автомобиль, который используется для перемещения товаров со склада в торговые точки, а не для оказания услуг по перевозке груза третьим лицам?

Основными нормативными актами по использованию автотранспорта являются Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Первый устанавливает правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ, а второй регулирует отношения, возникающие при оказании услуг с использованием автомобильного транспорта.

В статье 6 Устава автомобильного транспорта сказано, что запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство. Минтранс России издал Приказ от 18.09.2008 № 152, в котором утверждены обязательные реквизиты путевых листов и порядок их заполнения. При этом в Приказе четко сказано, что его обязаны применять в том числе и юридические лица, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи. То есть об оказании услуг по перевозке речи уже нет.

Таким образом, Приказ фактически расширил круг лиц, обязанных применять положения Устава автомобильного транспорта. Получается, что эксплуатация любого транспортного средства организации должна оформляться путевым листом (Определение Верховного Суда РФ от 01.09.2014 № 302-КГ14-529, Письмо Минтранса России от 28.09.2018 № 03-01/21740-ИС).

Чтобы от начала и до конца разобраться в порядке оформления путевых листов с учетом новых требований, смотрите вебинар Контур.Школы «Автотранспортные расходы: путевой лист, бухгалтерский учет и налогообложение». В рамках видеоурока показан образец самостоятельно разработанной формы путевого листа, которую можно использовать.

Нужен ли арендатору автомобиля без экипажа путевой лист для подтверждения расходов по налогу на прибыль?

По гражданскому законодательству аренда транспортного средства может осуществляться без экипажа (ст. 642–649 ГК РФ) и с экипажем (ст. 632–641 ГК РФ). По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению и технической эксплуатации.

При аренде автомобиля без экипажа арендатор обязан вести путевые листы, поскольку именно он эксплуатирует транспортное средство и несет расходы на ГСМ. Путевой лист, содержащий обязательные реквизиты, является фактическим доказательством использования организацией арендованного транспортного средства в ее деятельности (ст. 252, подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом путевой лист — один из первичных документов, подтверждающих расходы на ГСМ в целях налогообложения прибыли (Письма Минфина России от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161, от 16.06.2011 № 03-03-06/1/354).

Путевой лист при аренде заполняется как обычно, только в поле «Организация» нужно прописать сведения о владельце машины — в данной ситуации об арендаторе: его наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона и ОГРН (п. 5 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152).

Правда ли, что с 1 марта 2019 года нельзя оформлять путевые листы на срок более одного дня?

Приказ Минтранса от 18.09.2008 № 152 предусматривает оформление путевого листа либо на рабочий день, либо на время выполнения рейса, если на перевозку необходимо затратить более одного рабочего дня. При этом в Письме Минтранса от 04.04.2019 № ДЗ-514-ПГ говорится, что срок действия путевого листа не регламентирован, а пункт 4 Приказа так же, как и раньше, определяет срок действия, в течение которого путевой лист может быть использован. В случае если путевой лист оформляется более чем на один день, прописывается дата (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого действует путевой лист.

Таким образом, путевой лист может быть оформлен на период, превышающий один день. Главное, проставить в документе следующие обязательные реквизиты:

  • показания одометра транспортного средства при выезде с парковочного места, а также при возвращении из рейса и окончании смены водителя транспортного средства;
  • дату и время выезда транспортного средства с парковки и его заезда на парковку;
  • дату и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства;
  • дату и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.

Действительно, в Госкомстатовских бланках путевых листов не предусмотрены реквизиты для отметок о проведении предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств. Например, в отношении технического состояния машины в путевом листе легкового автомобиля есть лишь отметка «Автомобиль технически исправен», причем за подписью механика, а не контролера (Типовая межотраслевая форма № 3, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78).

Но в документе должны быть дата, время и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, а также текст: «Контроль технического состояния транспортного средства пройден» (п. 12 Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса России от 08.08.2018 № 296, п. 16.1 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152).

Получается, использование типовых форм путевых листов влечет за собой нарушение нормативных требований. Поэтому унифицированные формы Госкомстата можно лишь брать за основу и дополнять необходимыми реквизитами. При этом путевые листы могут быть составлены компанией в произвольной форме, но с использованием обязательных реквизитов, перечисленных в Приказе Минтранса России от 18.09.2008 № 152 (Письма Минфина России от 23.09.2013 № 03-03-06/1/39406, от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161, УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 № 16-15/139308).

Кто проводит технический контроль транспортного средства?

Разрешается ли проводить дистанционные предрейсовые медосмотры водителей при помощи компьютера и специального оборудования?

Проведение предрейсовых медосмотров дистанционным способом действующим законодательством не предусмотрено (Письмо Роструда от 03.10.2018 № ПГ/31740-03-3). На сайте онлайнинспекция.рф говорится, что дистанционно можно провести лишь некоторые манипуляции, входящие в предрейсовый медосмотр. Но невозможно проверить состояние кожных покровов, слизистых глаз, склер, зрачков и их реакцию на свет.

Суд также отмечает, что прохождение предрейсовых медосмотров удаленным способом с использованием телемедицинских технологий не соответствует положениям Федерального закона от 10.12.1995 № 196 «О безопасности дорожного движения» (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2018 № 05АП-7137/2018).

Если проводить предрейсовые медосмотры водителей дистанционно, то контролирующие органы, скорее всего, расценят это как допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения медосмотра и привлекут к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ в виде штрафа:

  • для организации — от 110 000 до 130 000 руб.;
  • для руководителя — от 15 000 до 25 000 руб.

Если генеральный директор управляет служебным автомобилем во время поездок к контрагентам, обязан ли он проходить предрейсовый медосмотр?

В соответствии с абзацем 3 пункта 3 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, работающих в качестве водителей транспортных средств.

По мнению Верховного Суда РФ, если работник по должности не является водителем, но по должностной инструкции или исходя из характера работы ему приходится управлять служебным транспортным средством, то он обязан проходить предрейсовые медосмотры (Постановление Верховного Суда РФ от 19.12.2016 № 18-АД16-173).

Есть и противоположные мнения судов о том, что предрейсовый медосмотр не нужен лицам, работающим в качестве водителей, в служебные обязанности которых не входят обязанности водителей (Апелляционное определение Московского городского суда от 18.09.2018 № 33а-6141/2018).

Исходя из сказанного безопаснее будет провести предрейсовый медосмотр работника, управляющего автомобилем и принятого на работу не в качестве водителя, в том числе и генерального директора.

Приказ Минтранса России от 18.09.2008 № 152 не относит к числу обязательных реквизитов информацию о пройденном маршруте транспортного средства. Однако налоговые органы считают, что отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля в деятельности организации и, как следствие, об экономически обоснованных расходах на ГСМ (ст. 252 НК РФ, Письма Минфина России от 01.08.2005 № 03-03-04/1/117 и от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129).

Судебная практика по данному вопросу достаточно противоречива. Некоторые суды солидарны с контролирующими органами и признают, что если в путевом листе нет информации о маршруте, то расходы на ГСМ необоснованны (Определение ВАС РФ от 30.08.2013 № ВАС-11880/13, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.04.2015 № Ф05-3450/2015). Другие арбитры говорят, что отсутствие в путевых листах данных о маршруте автомобиля не является основанием для отказа в подтверждении расходов на ГСМ (Постановления ФАС Московского округа от 26.08.2010 № КА-А41/9668-10 и от 20.07.2010 № КА-А40/7436-10).

В целях предотвращения риска исключения при проверке из состава налоговых расходов затрат на приобретение ГСМ лучше составлять путевой лист с указанием маршрута автомобиля.

Обязательны ли нормы расхода топлива, утвержденные Минтрансом, для принятия расходов по ГСМ при налогообложении?

Пункт 3 Методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенных в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р, все еще содержит текст, что эти нормы предназначены для расчетов по налогообложению предприятий. Но, по результатам экспертизы Минэкономразвития России, из пункта было исключено упоминание о предназначении этих норм для расчетов по налогообложению предприятий (п. 4.2 Заключения Минэкономразвития России от 20.04.2012 «По итогам экспертизы на распоряжение Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»).

Таким образом, организации не обязаны применять Минтрансовские Методические рекомендации. Об этом не раз говорилось в разъяснениях Минфина, который признает право, а не обязанность налогоплательщиков учитывать эти нормы (Письма Минфина России от 22.03.2019 № 03-03-07/19283, от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875 и от 27.09.2018 № 03-11-11/69335).

Организации могут использовать как Минтрансовские, так и собственные нормы расхода ГСМ, только не забывая прописать в своей учетной политике выбранный вариант. Если предприятие использует собственные нормы, то они должны быть утверждены приказом руководителя. Разработать их можно разными способами (Письма Минфина РФ от 10.06.2011 № 03-03-06/4/67 и Управления ФНС России от 05.11.2015 № 08-14-03/13321). Например, на основании:

  • заключения научной организации, осуществляющей разработку таких норм;
  • данных технической документации автотранспорта;
  • информации, предоставленной изготовителем автомобиля;
  • актов контрольных замеров норм расхода топлива для конкретного автомобиля.

Путевые листы можно заполнять на компьютере или только от руки?

Способ заполнения путевых листов Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 не установлен. Однако из положений этого документа следует, что даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляет медицинский работник, проводивший соответствующий осмотр, и заверяет их своей подписью с указанием фамилии и инициалов. Дату и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства должен проставить контролер технического состояния автотранспортных средств, проводивший соответствующий контроль, и заверить своей подписью с указанием фамилии и инициалов. Таким образом, все отметки медика и технического контролера могут быть сделаны только от руки.

Кроме того, путевой лист оформляется до начала выполнения рейса, а значит, в него не могут быть заранее внесены время, километраж, показания спидометра и маршрут следования. Значит, технически невозможно, выполнив положения Приказа, заполнить эти поля путевого листа на компьютере.

При этом путевой лист — это обычный первичный учетный документ, который может быть составлен не только в момент совершения операции, но и непосредственно после ее окончания (п. 3 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). На этом основании можно заполнять путевые листы комбинированным способом: частично на компьютере (проставляя данные, известные до начала рейса) и частично от руки.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх