Рабочая неделя учителя

На практике между педагогическими работниками и администрациями образовательных учреждений нередко возникают споры по толкованию норм трудового права в отношении режима рабочего времени.

Содержание

Основные вопросы разногласий:

  • Должен ли учитель находиться на рабочем месте, когда у него нет занятий по расписанию?
  • Какие виды педагогической работы входят в обязанности учителя, а какие могут выполняться только с его согласия и за дополнительную плату?
  • Должен ли учитель находиться в школе во время каникул? Если да, то в пределах какой нормы?
  • Можно ли учителя назначить дежурным по школе во время каникул?
  • Допустимо ли составлять расписания с «окнами»? Каков максимально допустимый размер «окна» в расписании?

Эти и другие актуальные вопросы, связанные с правовым регулированием режима работы учителей, будут рассмотрены в данной статье.

Нормативно-правовое регулирование режима работы учителей

Понятие «режима рабочего времени» дано в статье 100 Трудового Кодекса РФ. К элементам режима рабочего времени относятся:

  • продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя);
  • работа с ненормированным рабочим днем для некоторых категорий работников;
  • продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены);
  • время начала и окончания работы;
  • время перерывов в работе;
  • число смен в сутки;
  • чередование рабочих и нерабочих дней.

Режим рабочего времени устанавливается Правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с положениями трудового кодекса, коллективного договора и соглашениями. Если у работника режим рабочего времени отличается от установленных в Правилах внутреннего распорядка, то данные отличия должны быть отражены в трудовом договоре.

Также статья 100 ТК РФ дает полномочия Правительству Российской Федерации устанавливать для работников транспорта связи и иных, имеющих особый характер работы, особенности режима рабочего времени и времени отдыха.

Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 №877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы» соответствующие полномочия переданы федеральным органам исполнительной власти, которые по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации принимают нормативно-правовые акты, устанавливающие особенности режима рабочего времени в рамках своих полномочий.

Определенные нормы, касающиеся регулирования режима работы педагогических работников, содержатся в статье 47 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ. Так в пункте 7 данного закона указано, что режим рабочего времени педагогических работников определяется следующими документами:

  • коллективным договором;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • иными локальными нормативными актами организации;
  • трудовым договором;
  • графиками работы;
  • расписанием занятий.

Данные документы должны соответствовать требованиям трудового законодательства с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

В пункте 6 статьи 47 ФЗ «Об образовании в РФ» в частности указано, что рабочее время педагогических работников состоит из:

  • учебной (преподавательской) и воспитательной работы;
  • иной педагогической работы, предусмотренной трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом (методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися).

В соответствии с требованиями статьи 100 ТК РФ, ст.47 ФЗ «Об образовании в РФ» и во исполнение Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 №877 был принят Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 №536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Данный приказ следует применять с учетом положений Приказа Минобрнауки России от 22.12.2014 №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими режим рабочего времени педагогических работников, являются:

1. Трудовой Кодекс РФ;
2. федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
3. Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 №536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее – Особенности);
4. Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее — Приказ №1601).

Режим рабочего времени и Правила внутреннего трудового распорядка

В соответствии с пунктами 1.2, 1.3 Особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 11.05.2016 №536, режим рабочего времени педагогических работников регулируется Правилами внутреннего трудового распорядка, утверждаемыми работодателем (руководителем образовательного учреждения) с учетом мнения первичной профсоюзной организации или иного представительного органа педагогических работников, если такой орган существует. Обычно Правила внутреннего трудового распорядка являются приложением к Коллективному договору (ст.190 ТК РФ).

Обеденный перерыв учителя

Пункт 1.5 Особенностей повторяет норму Трудового Кодекса о необходимости закрепления в Правилах внутреннего распорядка порядка предоставления педагогическим работникам перерыва для отдыха и приема пищи (продолжительностью не менее 30 минут и не более 2 часов). Время обеда в рабочее время не входит.

Если педагогические работники выполняют свои обязанности непрерывно (например, учителя начальных классов), то им должна быть обеспечена возможность приема пищи вместе с обучающимися или в специально отведенном для этой цели помещении. В этом случае перерыв для приема пищи не устанавливается.

Нормируемая и ненормируемая части педагогической работы

Наибольшую сложность в понимании вызывает тот факт, что, согласно пункту 2.1 Особенностей, педагогическая работа делится на три части:

  • нормируемую часть педагогической работы;
  • другую часть педагогической работы;
  • дополнительные виды работ, выполняемых с письменного согласия учителя за дополнительную плату.

Регламентации по длительности, определяемой в соответствии с Приказом №1601, подлежит только нормируемая часть педагогической работы. Это педагогическая работа, связанная с проведением учебных занятий, которая регулируется расписанием занятий. При этом в рабочее время включается как время уроков, так и перемены, в том числе «динамическая пауза» в 1 классах.

«Другая часть» педагогической работы не может быть регламентирована по длительности. Любое требование администрации о нахождении учителя на рабочем месте определенный период времени является нарушением.

К «другой части» педагогической работы относится выполнение работ, предусмотренных квалификационными характеристиками по должности. Например, сюда можно отнести участие в педсоветах, заседаниях методических объединений, работа по проведению родительских собраний и т.д. Конкретный перечень обязанностей указывается в должностной инструкции и трудовом договоре.

Так как выполнение данных виды работ входит в должностные обязанности педагога, то дополнительная оплата за них не предусмотрена. Отказаться от их исполнения педагог также не может, в противном случае он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

Но это вовсе не означает, что администрация может свободно изменять должностные инструкции учителя и вносить в них любые обязанности по своему усмотрению. Должностные обязанности педагогических работников приведены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденном Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. №761 н.

Должностные инструкции могут детализировать обязанности, указанные в Едином квалификационном справочнике (далее — ЕКС), но не могут содержать обязанностей, которые данный справочник не содержит.

Например, будет незаконным включать в должностную инструкцию обязанность учителя по приему и обслуживанию материальных ценностей, находящихся в кабинете, либо по приему денежных средств, так как подобные обязанности не содержатся в ЕКС. При этом нельзя требовать с учителя исполнение обязанностей, указанных в ЕКС, но отсутствующих в должностной инструкции или трудовом договоре.

Чем регулируется выполнение «другой части» педагогической работы?

Следующие виды работ регулируются учителем самостоятельно:

  • подготовка к занятиям;
  • участие в разработке рабочих программ;
  • изучение индивидуальных способностей и склонностей обучающихся.

Правилами внутреннего трудового распорядка регулируются:

  • ведение журнала и дневников обучающихся (либо в бумажной, либо в электронной форме);
  • организация и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся.

Планами и графиками, утвержденными приказами, регулируются:

  • участие в работе педсоветов;
  • участие в работе методических объединений;
  • проведение родительских собраний.

Планами, графиками, расписаниями, утвержденными приказами, Коллективным договором (с указанием порядка и условий проведения работ) регулируются:

  • выполнение дополнительной индивидуальной и (или) групповой работы с обучающимися,
  • участие в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, проводимых в целях реализации образовательных программ в организации, включая участие в концертной деятельности, конкурсах, состязаниях, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях, других формах учебной деятельности

Приказами регулируются периодические кратковременные дежурства в организации в период осуществления образовательного процесса. Порядок организации дежурств рассмотрим в следующей главе.

Дежурства по школе

Согласно пункту 2.3 Особенностей, дежурства по школе могут быть организованы в следующих целях:

  • для подготовки к проведению занятий,
  • для наблюдения за выполнением режима дня обучающимися,
  • для обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся различной степени активности, приема ими пищи.

Дежурства организуются в период осуществления образовательного процесса. Таким образом, составление графика дежурств в период каникул будет не обосновано.

Педагогические работники привлекаются к дежурствам не ранее 20 минут до начала занятий и не позднее 20 минут после окончания ИХ последнего занятия.

Особенности предписывают не допускать случаев длительного дежурства работников, ведущих преподавательскую работу, и дежурства в дни, когда учебная (тренировочная) нагрузка отсутствует или незначительна.

Дополнительные виды работ, выполняемые с письменного согласия учителя за дополнительную плату

Виды работ, связанные с образовательной деятельностью, но не входящие в должностные обязанности учителя, выполняются только с его письменного согласия и за дополнительную плату. Порядок выполнения данных работ регулируется либо трудовым договором, либо дополнительным соглашением к трудовому договору.

Перечень дополнительных работ, выполняемых с письменного согласия учителя за дополнительную плату, приведенный в Особенностях, является открытым и включает в себя:

  • классное руководство;
  • проверку письменных работ;
  • аведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками;
  • руководство методическими объединениями;
  • другие дополнительные виды работ.

Согласно статье 60.2 ТК РФ, работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель – досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

Участие в организации и проведении ЕГЭ

Учителя, участвующие по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена (далее ЕГЭ) в рабочее время, освобождаются от основной работы на период проведения ЕГЭ. Им предоставляются гарантии и компенсации, установленные статьей 170 ТК РФ, а именно:

1) за ними сохраняется место работы;
2) им выплачивается денежная компенсация.

Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение ЕГЭ.

Участие в ЕГЭ не является обязанностью учителя, поэтому он может быть привлечен к данному мероприятию только в добровольном порядке.

Обязательное присутствие учителя в школе и методический день

Согласно пункту 2.4 Особенностей, если учитель свободен от занятий и иных мероприятий, предусмотренных должностными обязанностями, его присутствие в школе необязательно. То есть если у учителя нет уроков, не запланировано педсоветов, заседаний методобъединений, родительских собраний, то присутствовать в учебном заведении он не обязан.

Что касается методического дня, то Особенности рекомендуют при составлении расписаний занятий, планов и графиков работ предусматривать свободный день с целью использования его для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям. То есть обязательность введения методического дня должна быть закреплена в Коллективном договоре или Правилах внутреннего трудового распорядка.

«Окна» в расписании

Одним из часто возникающих вопросов является наличие перерывов в расписании, так называемых «окон». Данный вопрос регулируется главой III Особенностей.

  • Во-первых, Особенности прямо запрещают перерывы длительностью более двух часов. Данная норма повторяет требования статьи 108 ТК РФ. Перерывы длительностью более двух часов недопустимы ни при каких условиях, за исключением воспитателей образовательных организаций с круглосуточным пребыванием обучающихся, которым выплачивается денежная компенсация за неудобный график. В общеобразовательных учреждениях перерывы длительностью более двух часов не допускаются.
  • Во-вторых, длительные перерывы между занятиями (которые не являются переменами), не входящие в рабочее время учителя допускаются только с его письменного согласия.

Режим работы в период каникул и во время отмены занятий по климатическим условиям

Согласно главам IV и V Особенностей, периоды, когда учебные занятия не проводятся, но учитель не находится в ежегодном отпуске, являются для учителя его рабочим временем. Режим рабочего времени в эти периоды должен уточняться приказом.

При этом следует отметить, что регламентировать нахождение учителя в образовательном учреждении можно только в пределах нормируемой части педагогической работы, то есть не более объема нагрузки, предусмотренной трудовым договором на текущий учебный год.

Если соответствующий приказ не принят, то следует исходить из режима рабочего времени, установленного расписанием занятий.

Часто встречающиеся вопросы учителей по режиму рабочего времени

Вопрос 1: Со слов администрации продолжительность рабочего времени учителя на ставку составляет 36 часов. Поэтому мы должны находится в школе с 8 до 15 часов. Это законно?

Ответ 1: Нет. Регламентировать по длительности можно только нормируемую часть педагогической работы, которая регулируется расписанием занятий. Поэтому если учебные занятия закончились и у Вас нет запланированных педсоветов, заседаний методобъединений, родительских собраний, а также иных работ, выполняемых за дополнительную плату, то находиться на рабочем месте Вы не обязаны.

Вопрос 2: Директор требует от учителей находиться на рабочем месте в субботу с 8 до 12 часов, аргументируя тем, что согласно Правилам внутреннего трудового распорядка у нас шестидневная рабочая неделя. Но у меня в субботу нет занятий и смысла приезжать на работу в субботу нет. Законно ли это?

Ответ 2: Если у Вас в субботу нет занятий или других запланированных мероприятий, то требование находиться в школе со стороны администрации не соответствует закону.

Вопрос 3: Администрация проводит педсоветы по субботам, когда у меня нет уроков. Обязательно ли мое присутствие?

Ответ 3: Присутствие в субботу на педсовете обязательно при выполнении всех следующих условий:

  • обязанность посещать заседания педсовета зафиксирована в должностной инструкции или трудовом договоре;
  • график проведения педсоветов утвержден приказом и Вы были ознакомлены с ним под роспись;
  • для Вас установлен режим шестидневной рабочей недели (согласно трудовому договору, либо согласно Правилам внутреннего трудового распорядка, если в трудовом договоре продолжительность рабочей недели не указана).

Если все эти условия выполнены, но Вы на заседании педсовета отсутствовали, то работодатель может привлечь Вас к дисциплинарной ответственности с соблюдением процедуры, установленной статьей 193 ТК РФ.

Вопрос 4: Администрация изменила мою должностную инструкцию, включив в нее обязанность проведения уборки кабинета после окончания занятий. Насколько это законно?

Ответ 4: Это незаконно, так как уборка кабинета не входит в перечень должностных обязанностей учителя согласно ЕКС.

Вопрос 5: Директор требует от меня заключение договора о полной материальной ответственности. Имеет ли он на это право?

Ответ 5: Договор о полной материальной ответственности может заключаться не со всеми работниками, а только с теми, чья должность указана в перечне, либо в чьи должностные обязанности входят работы, указанные в перечне, утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 31 декабря 2002 г. №85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности». Согласно данному постановлению и должностными обязанностями, приведенными в ЕКС, заключение договора о полной материальной ответственности с учителем не является законным.

Вопрос 6: Может ли администрация назначить меня классным руководителем без моего согласия?

Ответ 6: Согласно Особенностям, утвержденным Приказом Минобра РФ №536, классное руководство относится к дополнительным видам работ, выполняемым с письменного согласия учителя за дополнительную плату. Назначить Вас классным руководителем без Вашего письменного согласия нельзя.

Вопрос 7: Могу ли я отказаться от классного руководства? Может ли директор забрать классное руководство без моего согласия?

Ответ 7: Классное руководство является видом работ, выполняемым с письменного согласия учителя за дополнительную плату, и регулируется статьей 60.2 ТК РФ.
Согласно данной статье работник имеет право отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель досрочно отменить поручение о выполнении данной работы, уведомив другую сторону в письменном виде не позднее чем за три рабочих дня.

Вопрос 8: Нам приходится вести журнал в бумажном и электронном виде без дополнительной оплаты, насколько это законно?

Ответ 8: Нет, незаконно. Согласно Приказу Минобра РФ №536 правилами внутреннего трудового распорядка регулируется ведение журнала и дневников обучающихся либо в бумажном, либо в электронном виде.

Вопрос 9: Меня включили в состав комиссии по проведению ЕГЭ. Директор говорит, что я не имею права отказаться, так как это входит в мои должностные обязанности. Так ли это?

Ответ 9: Привлечение к проведению ЕГЭ является исполнением государственной обязанности. Участие в данном мероприятии является исключительно добровольным.

Вопрос 10: В моем расписании 10 «окон». Завуч говорит, что «окна» длительностью менее двух часов допускаются без согласия учителя. Так ли это? Невозможно работать!

Ответ 10: Это не так. Согласно пункту 3.1 Особенностей в рабочем времени предусмотрены три вида перерывов:

  • перерывы в рабочем времени более двух часов подряд;
  • длительные перерывы между каждым занятием, которые рабочим временем не являются;
  • короткие перерывы (перемены), которые входят в рабочее время.

Согласно первому абзацу пункта 3.1 Особенностей перерывы в рабочем времени более двух часов подряд не допускаются в принципе, ни с согласия работника, ни без его согласия, за исключением воспитателей учреждений с круглосуточным пребыванием обучающихся.

Длительные перерывы между каждым занятием допускаются только с письменного согласия педагога.

Вопрос 11: Директор издал приказ, по которому в каникулы мы должны находиться в школе с 9 до 12 часов с понедельника по пятницу. Законно ли это?

Ответ 11: Согласно Особенностям, утвержденным приказом Минобра РФ №536, на период каникул режим рабочего времени учителей уточняется. При этом длительность рабочего времени должна быть в пределах нагрузки, установленной для учителя на период до начала каникул. Так как данный приказ предписывает находиться на рабочем месте 15 часов в неделю, то если Ваша нагрузка составляет более 15 часов, то нарушения Ваших прав нет.

Вопрос 12: На период каникул был составлен график дежурств учителей по школе. Насколько это законно?

Ответ 12: Это незаконно, так как согласно пункту 2.3 Особенностей дежурства допускаются в период осуществления образовательного процесса.

Вопрос 13: Мне не платят за проверку тетрадей. Директор говорит, что это входит в мои должностные обязанности и дополнительной оплаты не положено. Так ли это?

Ответ 13: Нет, это не так. Согласно пункту 2.3 Особенностей проверка письменных работ относится к дополнительным видам работ, выполняемым с письменного согласия учителя за дополнительную плату.

Вопрос 14: Обязаны ли мне доплатить за разработку рабочей программы по предмету.

Ответ 14: Согласно ЕКС учитель разрабатывает рабочую программу по предмету. Таким образом, если данная обязанность включена в должностную инструкцию или трудовой договор, то данная работа должна проводиться без дополнительной оплаты.

Рабочее время учителя

Работающему по трудовому договору гарантируется

установленная федеральным законом продолжительность рабочего времени…

Конституция РФ, ст. 37

  • · Какова продолжительность рабочей недели учителя?
  • · Может ли администрация школы требовать обязательной отработки 6-ти часов в день, даже если нагрузка у учителя совсем небольшая?
  • · Какое максимальное количество часов нагрузки преподавателя в день?
  • · Какое допустимое количество «окон» в расписании? Что делать, если их много?
  • · Обязан ли учитель посещать еженедельные 1,5 часовые совещания, можно ли наказать за непосещение?
  • · Должен ли быть сокращен рабочий день у учителя в официальные предпраздничные дни?
  • · Правомерно ли вынесение учителю-предметнику, не являющемуся классным руководителем, дисциплинарного взыскания за отсутствие на общешкольном родительском собрании (оплачивают только часы за проведённые уроки, в трудовом договоре это не обговаривается, с должностными обязанностями под роспись ознакомлены не были)?
  • · Сколько часов день должен работать учитель (классный руководитель) на летних каникулах?

В самом общем виде ответить на все эти вопросы можно следующее.

Рабочее время — это «время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности». Для учителей это время (включая все виды работ, выполняемых учителем — не только в школе, но и при подготовке к урокам дома!) не может превышать 36 часов. Это максимум, а не норма! Так сказано в Трудовом кодексе и в законе «Об образовании». Нам надо также помнить, что для всех наемных работников есть одна общая норма – 40 часов в неделю.

Верхний предел учебной нагрузки педагогических работник законодательно не ограничен. Согласно п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, объем учебной нагрузки педагогических работников устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в данном общеобразовательном учреждении. Есть нижний предел – норма часов педагогической работы за ставку заработной платы. Без согласия учителя работодатель может уменьшить его нагрузку только до ставки (учебной нагрузки, установленной при заключении трудового договора). Более того, если директор в текущем учебном году не может обеспечить учителю установленную ему учебную нагрузку, он обязан сохранить учителю заработную плату не ниже установленной нормы за ставку.. При этом, режим рабочего времени учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка и гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере, определяется с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой. предложить ему иные виды работы (кружки, факультативы, индивидуальные занятия), объем которой регулируется образовательным учреждением. Говоря об уменьшении учебной нагрузки важно не забывать, что установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки (педагогической работы) не может быть уменьшен по инициативе администрации в течение учебного года, а также в следующем учебном году, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов (групп продленного дня). При установлении учебной нагрузки на новый учебный год учителям и другим педагогическим работникам, для которых данное общеобразовательное учреждение является местом основной работы, как правило, сохраняется ее объем и преемственность преподавания предметов в классах.

В принципе, учитель имеет право вести сколь угодно большое количество занятий. При этом надо помнить, что ставка ни в одном нормативном акте не приравнена к указанным выше 36 часам общего рабочего времени. Пропорциональное увеличение общего количества рабочего времени при нагрузке, превышающей ставку, к примеру: «У вас 24 часа нагрузки – значит, всего вы должны работать 48 часов» — абсолютно незаконно.

Основная правовая коллизия

Действующее законодательство, устанавливая рабочее время учителя – 36 часов в неделю, плохо прописывает механизм учета данного рабочего времени. Этот механизм должен был быть, в соответствии со ст. 333 ТК, прописан в специальных постановлениях правительства РФ. Но действующие сейчас постановления о рабочем времени лишь запутывают вопрос. В соответствии с этими постановлениями все рабочее время читателя делится на две части: «нормированная преподавательская работа» (то есть непосредственно уроки, количество часов по которым легко определить по табелю учета рабочего времени и графику работы) и «ненормированная педагогическая работа, осуществляемая в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов».

Понятно, что именно из-за этих ненормированной части возникает большая часть конфликтов. Что именно и сколько часов должен делать учитель, помимо собственно преподавания? В Постановлении говорится о «должностных обязанностях, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника». И это, пожалуй, единственный случай в законодательстве, который хоть как-то упоминает процесс учета не конкретизированной по количеству часов части работы учителя.

Особенно интересно здесь «в том числе». Вряд ли в какой-либо иной сфере рабочее время определяется личными планами работника. Взывать к совести учителя вместо того, чтобы платить ему, — это специфическое советское изобретение действует и в российской школе.

Что же включает в себя педагогическая работа, не конкретизированная по количеству часов? В Постановлении № 191 и Приказе № 96 перечислено столько обязанностей, что выполнить их невозможно в принципе. Это участие в методических совещаниях и в родительских собраниях, проведение оздоровительных и воспитательных мероприятий, консультирование родителей, изучение семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий учащихся, дежурства по школе и т.д. Мы уж не говорим о подготовке к урокам, составляющей значительную часть педагогической работы. И все это – «обычные обязанности», то есть за эти виды работ учитель не получает ни копейки.

Получается, что все зависит от того, как именно будет определен круг этих обязанностей в документах конкретной школы. В одной школе директор издаст приказ о ежедневных обязательных «пятиминутках», в другой – о нахождении всех учителей на их рабочих местах до определенного часа. Законодательно закрепленного перечня не существует, а значит, возможен любой произвол со стороны работодателя.

Даже так называемые методические дни («дни недели, свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию), не гарантированы законом – все зависит от составителей расписания, то есть от школьной администрации.

Мы считаем, что, поскольку за использование рабского и принудительного труда в Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность, такого понятия как «не конкретизированная по количеству часов часть педагогической работы работника, ведущего преподавательскую работу» быть не должно. Любая трудовая деятельность должна иметь строгие границы по количеству часов и, на наш взгляд, необходимо строго учитывать каждый проработанный учителем час.

Педагогическим работникам гарантированная сокращенная продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю. Для учителей 5 — 11 классов общеобразовательных учреждений установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы – 18 часов. Вычитаем из 36 часов 18 и получаем 18 часов, так называемой, «неконкретизированной части». Соответственно для учителей 1 — 4 классов общеобразовательных учреждений она составляет 16 часов.

«Неконкретизированная часть» может быть больше 18 часов только с согласия работника. Она может быть меньше 18 часов, если у учителя не 18 преподавательских часов, а, например, 24 (36-24=12), а также если локальными актами утвержден распорядок работы, не предполагающий пребывания на рабочем месте по 6 часов ежедневно. Еще раз подчеркнем, что это никак не влияет на заработную плату учителя. Данный вывод косвенно можно подтвердить еще и тем, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, возникает при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, то есть не менее 18 часов в неделю.

Более четко, с учетом интересов учителя, прописаны вопросы, связанные с неполной нагрузкой, работой на каникулах и в периоды отмены учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям.

Учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка и гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере, администрация обязана догрузить до установленной нормы часов другой педагогической работой. Это может быть работа в группе продленного дня, кружковая работа, работа по замене отсутствующих учителей, проведение индивидуальных занятий на дому, выполнение частично или в полном объеме работы по классному руководству, проверке письменных работ, внеклассная работа по физическому воспитанию и другая педагогическая работа.

Режим рабочего времени всех работников в каникулярный период регулируется локальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера. На каникулах учителя осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу в пределах нормируемой части их рабочего времени, определенной им до начала каникул. Эта же норма действует в отношении учителей, осуществляющих индивидуальное обучение детей на дому. Так что требование работать на каникулах 36 часов в неделю незаконно.

Периоды отмены учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям считается рабочим временем, аналогично работе на каникулах.

Очень важна формулировка о так называемых «окнах»:

«При составлении расписаний учебных занятий образовательное учреждение обязано исключить нерациональные затраты времени педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, с тем, чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы, которые рабочим временем педагогических работников не являются».

Что касается работы классного руководителя, то сейчас вообще не существует никакой регламентации его рабочего времени. Из-за этого невозможно «сложить» рабочее время учителя как предметника с его же рабочим временем в роли классного руководителя и убедиться в том, что имеет место значительное превышение рабочего времени – не только 36, но и сорока часов в неделю!

Таким образом, можно сделать вывод о том, что вопрос учета всего рабочего времени учителя на законодательном уровне решен плохо. Провоцируется грубое нарушение требования ст. 91 ТК РФ: «Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником». Даже если директор школы захочет честно вести учет рабочего времени, он не сможет руководствоваться вышеназванными нормативными актами – придется разрабатывать собственную систему учета.

Именно из-за несовершенства нормативной базы, судя по многочисленным опросам, средняя продолжительность рабочего времени учителя колеблется сейчас от 40 до 65 часов в неделю.

Основные нарушения со стороны работодателей

  1. Приравнивание ставки к полной рабочей неделе работников других отраслей.
  2. Во время каникул — требование присутствия в школе свыше учебной нагрузки.
  3. В предпраздничные дни – отказ от сокращенного рабочего дня.
  4. Неучет явных переработок (круглосуточная работа во время поездок, экскурсии в выходной день, продолжительные внеклассные мероприятия).
  5. Неправильный учет реального рабочего времени или вообще отказ как-либо его учитывать.

Способы защиты

По степени сложности защиты эти ситуации делятся на три группы.

№1-2 – это явный произвол и обман со стороны работодателя, поэтому здесь ничего особенного предпринимать не нужно – достаточно четко объяснить директору, что его сотрудники – юридически грамотные люди. Если директор не изменит своих незаконных требований – прямой путь в трудовую инспекцию и (или) прокуратуру.

Решить ситуацию №3 также несложно. С одной стороны, на учителей распространяются нормы ТК, в том числе ст. №95: «Продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час». С другой стороны, вряд ли всегда возможно сокращать учебный предпраздничный день на один урок. С этим могут не согласиться родители: куда денутся дети после школы? Проще добиться от администрации школы приказа о том, что в предпраздничный день учителя имеют право уходить с работы сразу же после проведенных уроков. Это не означает, что мы предлагаем учителям не проводить никаких праздничных мероприятий – но пусть это будет либо проявлением доброй воли самих учителей, либо учитывается (оплачивается) как дополнительная работа.

Ситуация №4 не так очевидна. Чтобы получить в какой-либо форме компенсацию за сверхурочную работу с детьми вне школы, необходимо многое проговорить с директором заранее. Недаром в Постановлении №191 сказано, что «режим рабочего времени указанных работников устанавливается с учетом выполняемой ими работы и определяется правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, графиками работы, коллективным договором». Во-первых, в приказе о походе (поездке) должно быть записано полное время ответственности учителя за жизнь и здоровье детей (то есть время его работы). Из текста приказа должно быть ясно, что эта поездка – не личная прихоть учителя, а часть запланированной воспитательной работы школы. Нелепо проводить что-либо по собственной инициативе и потом требовать за это оплаты. Во-вторых, необходимо заранее письменно зафиксировать, в какой форме учитель получит вознаграждение за сверхурочную работу или за работу в выходной день. Возможны два варианта: денежная компенсация или отгулы. Последнее легче для школы, поэтому обычно директор соглашается на отгулы в каникулярное время. Еще раз напомним, что необходимо именно письменное распоряжение работодателя, с которым учитель сможет обратиться в суд.

Что касается ситуации №4, то здесь неизбежен серьезный конфликт, решить который один учитель – без поддержки коллег – вряд ли сможет. Ведь интересы работников-учителей и работодателя-директора в этом вопросе противоположны. При нынешнем финансировании директор вынужден всеми способами стараться сократить оплачиваемую часть рабочего времени учителей и увеличить неоплачиваемую – иначе школа просто не выживет. С другой стороны, работники заинтересованы в максимально точном учете всех видов их работы. (Мы не рассматриваем здесь ситуацию, когда учет рабочего времени невыгоден учителю-бездельнику, которого вполне устраивает нынешняя неразбериха.)

Минимальными могли бы стать следующие требования учителей, внесенные в коллективный договор, в локальные нормативные акты:

  • · Администрации школы совместно с представителями педагогического коллектива ежегодно проводить мониторинг рабочего времени. Мониторинг может включать в себя опрос педагогов школы с целью выяснения их реального рабочего времени и фиксацию независимыми экспертами времени, затраченного учителями на выполнение различных видов работ в течение недели. По результатам мониторинга рассчитать среднее необходимое время на каждый вид работы (проверка тетрадей, подготовка к урокам, внеклассная работа по предмету, работа с документами), внести его в коллективный договор.
  • · Определить перечень совещаний (и их продолжительность), обязательных для всех педагогов или для отдельных групп (завучей, классных руководителей, отдельных методических объединений). Общее время подобных мероприятий не должно превышать полутора часов в неделю.
  • · Определить как сугубо добровольное участие в конкурсах, методических семинарах, в городских и районных воспитательных мероприятиях (за исключением обязательных курсов повышения квалификации).

В качестве программы-максимум можно рекомендовать следующие пункты:

  • · разработать должностные инструкции с учетом специфики каждой специальности, в том числе – классного руководителя
  • · в соответствии с требованиями ст. 91, обязать администрацию школы организовать постоянный учет рабочего времени каждого учителя
  • · предоставить представителям педагогического коллектива возможность проверки организации этого учета
  • · расписание уроков составлять с учетом пожелай учителей, с минимальным количеством окон (помимо завуча, в составлении расписания должен участвовать представитель профсоюза или трудового коллектива).

Все вышесказанное не является призывом к формальному выполнению учителями своих обязанностей: работайте, дескать, от сих до сих. Мы прекрасно понимаем, что в педагогике не все поддается точному учету. Однако определять, что именно учитель готов сделать бесплатно, должен только он сам, а не его работодатель.

Ст. 91 ТК РФ

Часть 1 статьи 333 ТК РФ

Пункт 5 статьи 55 Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об Образовании».

Оплачивается не академический учебный час (40 или 45 минут в зависимости от устава школы), а астрономический, поэтому некорректно рассматривать перемены как время отдыха учителя.

Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников».

Пункт 2.5 «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» , утв. приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. № 69.

Пункт 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства от 19.03.2001 № 196.

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 года № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (с учетом изменений, внесенных постановлениями Правительства РФ от 1 февраля 2005 г. № 49, от 9 июня 2007 г. № 363 (далее — постановление Правительства РФ № 191. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений (утверждено приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. № 69).

пункт 4 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781.

ТК, ст. 99. Сверхурочная работа

Сверхурочная работа — работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени — сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.

Поэтому не «…разрешить проведение…», а «… в соответствии с планом мероприятий школы назначить ответственным…»

Ст. 152 ТК РФ.

Комментарий к статье 333

1. Для педагогических работников предусматривается сокращенная продолжительность рабочего времени, которая не должна превышать 36 часов в неделю, что связано с особым характером их труда, требующего значительного интеллектуального и нервного напряжения.

2. Верхний предел учебной нагрузки установлен для педагогических работников соответствующими типовыми положениями. Учебная нагрузка на учебный год для преподавателей средних специальных учебных заведений, оговариваемая в трудовом договоре, не должна превышать 1440 часов; педагогических работников образовательных учреждений высшего профессионального образования — 900 часов в учебном году; преподавательского состава в образовательном учреждении повышения квалификации — 800 часов.

Верхний предел учебной нагрузки педагогических работников образовательных учреждений иных типов и видов в соответствующих типовых положениях не предусмотрен.

3. Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений определена в Постановлении Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191 (СЗ РФ. 2003. N 14. Ст. 1289).

Педагогическим работникам образовательных учреждений в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда устанавливается продолжительность рабочего времени:

36 часов в неделю — работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;

30 часов в неделю — старшим воспитателям образовательных учреждений (кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей);

36 часов в неделю:

Старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей;

Педагогам-психологам, методистам (старшим методистам), социальным педагогам, педагогам-организаторам, мастерам производственного обучения, старшим вожатым, инструкторам по труду образовательных учреждений;

Руководителям физического воспитания образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;

Преподавателям-организаторам (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки) общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;

Инструкторам-методистам (старшим инструкторам-методистам) образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля.

Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы составляет:

18 часов в неделю:

Учителям 5 — 11 (12) классов общеобразовательных учреждений (в т. ч. кадетских школ), общеобразовательных школ-интернатов (в т. ч. кадетских школ-интернатов), образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, межшкольных учебных комбинатов, учебно-производственных мастерских;

Преподавателям педагогических училищ и педагогических колледжей;

Преподавателям специальных дисциплин 1 — 11 (12) классов музыкальных, художественных общеобразовательных учреждений;

Преподавателям 3 — 5 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 5 — 7 классов школ искусств с 7-летним сроком обучения (детских музыкальных, художественных, хореографических и других школ), 1 — 4 классов детских художественных школ и школ общего художественного образования с 4-летним сроком обучения;

Педагогам дополнительного образования;

Тренерам-преподавателям (старшим тренерам-преподавателям) образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;

Учителям иностранного языка дошкольных образовательных учреждений;

20 часов в неделю — учителям 1 — 4 классов общеобразовательных учреждений;

24 часа в неделю — преподавателям 1 — 2 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 1 — 4 классов детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с 7-летним сроком обучения;

720 часов в год — преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования.

Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы составляет:

20 часов в неделю — учителям-дефектологам и учителям-логопедам;

24 часа в неделю — музыкальным руководителям и концертмейстерам;

25 часов в неделю — воспитателям образовательных учреждений, работающим непосредственно в группах с обучающимися (воспитанниками), имеющими отклонения в развитии;

30 часов в неделю — инструкторам по физической культуре, воспитателям в школах-интернатах, детских домах, группах продленного дня общеобразовательных учреждений, в пришкольных интернатах;

36 часов в неделю — воспитателям дошкольных образовательных учреждений, дошкольных групп общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, учреждений дополнительного образования детей и учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования.

Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке.

За преподавательскую работу, выполненную с согласия педагогических работников сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере в порядке, определяемом Министерством образования и науки РФ.

Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников установлена в астрономических часах.

Для учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования образовательных учреждений норма часов преподавательской работы включает проводимые ими уроки (занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними.

Учителям, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой в следующих случаях:

Учителям 1 — 4 классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;

Учителям 1 — 4 классов сельских общеобразовательных учреждений с нерусским языком обучения, не имеющим достаточной подготовки для ведения уроков русского языка;

Учителям русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с нерусским языком обучения;

Учителям физической культуры сельских общеобразовательных учреждений, учителям иностранного языка общеобразовательных учреждений, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.

Учителям общеобразовательных учреждений и преподавателям педагогических училищ и педагогических колледжей, у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной нагрузкой, до конца учебного года выплачивается:

Заработная плата за фактическое число часов, если оставшаяся нагрузка выше установленной нормы за ставку;

Заработная плата в размере ставки, если оставшаяся нагрузка ниже установленной нормы за ставку и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;

Заработная плата, установленная до снижения учебной нагрузки, если она была установлена ниже нормы за ставку и если их невозможно догрузить другой педагогической работой.

Преподавателям учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной нагрузкой, до конца учебного года выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.

Педагогические работники должны быть поставлены в известность об уменьшении учебной нагрузки в течение года и о догрузке другой педагогической работой не позднее чем за 2 месяца.

4. Нормативные положения, определяющие норму часов педагогической работы за ставку заработной платы учителей-логопедов и педагогов-психологов, конкретизированы в письме Минобразования России от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования». Так, ставка заработной платы учителей-логопедов всех образовательных учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности, выплачивается за 20 часов педагогической работы в неделю. При этом не имеет значения, в классах какой ступени учитель-логопед осуществляет педагогическую деятельность. Учителям-логопедам и педагогам-психологам психолого-медико-педагогических консультаций, являющихся самостоятельными учреждениями, ставка заработной платы выплачивается за 36 часов педагогической работы в неделю.

5. Для отдельных категорий педагогических работников, работающих в должностях, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, устанавливается 30-часовая рабочая неделя. К числу указанных работников, согласно Перечню, утв. Приказом Минздрава России, Минобороны России, МВД России, Минюста России, Минобразования России, Минсельхоза России, ФПС России от 30 мая 2003 г. N 225/194/363/126/2330/777/292 (БНА РФ. 2003. N 37), относятся учителя, воспитатели и педагоги дополнительного образования оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, инфицированных туберкулезом, учителя, воспитатели и педагоги дополнительного образования Российского санаторно-реабилитационного центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, страдающих различными формами туберкулезной инфекции, учителя и педагоги дополнительного образования общеобразовательных учреждений, работающие в стационарах для детей, страдающих различными формами туберкулезной инфекции.

6. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений предусмотрены в одноименном Положении, утв. Приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. N 69 (БНА РФ. 2006. N 32). Режим работы и отдыха педагогов определяется с учетом специфики деятельности и режима работы образовательных учреждений различных типов и видов. Это могут быть образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся или воспитанников, пребыванием их в течение определенного времени, сезона и др.

Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, графиками работы, коллективным договором, разрабатываемыми в соответствии с ТК, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и указанным Положением.

7. Педагогическим работникам разрешается работа по совместительству, в т. ч. в порядке внутреннего совместительства как по иной, так и по аналогичной должности, специальности.

Особенности работы по совместительству педагогических работников определены в Постановлении Минтруда России от 30 июня 2003 г. N 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» (Бюллетень Минтруда России. 2003. N 8), изданном в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2003 г. N 197 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» (СЗ РФ. 2003. N 15. Ст. 1368).

Согласно Постановлению Минтруда России от 30 июня 2003 г. N 41 педагогические работники вправе осуществлять работу по совместительству, т. е. выполнять другую регулярную оплачиваемую работу на условиях трудового договора в свободное от основной работы время по месту их основной работы или в других организациях, в т. ч. по аналогичной должности, специальности, профессии, включая случаи, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (за исключением работ, в отношении которых нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены санитарно-гигиенические ограничения).

Продолжительность работы по совместительству педагогических работников (в т. ч. тренеров-преподавателей, тренеров) в течение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем, и по каждому трудовому договору она не может превышать половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели. Следовательно, исходя из того, что продолжительность рабочего времени педагогических работников не должна превышать 36 часов в неделю, продолжительность работы по совместительству не может превышать 18 часов в неделю.

Для педагогических работников (в т. ч. тренеров-преподавателей, тренеров), у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, продолжительность работы по совместительству не может превышать 16 часов работы в неделю. Для работников культуры, привлекаемых в качестве педагогических работников дополнительного образования, концертмейстеров, балетмейстеров, хормейстеров, аккомпаниаторов, художественных руководителей продолжительность работы по совместительству не может превышать месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели.

Педагогическая работа высококвалифицированных специалистов на условиях совместительства с согласия работодателя может осуществляться в образовательных учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров в основное рабочее время с сохранением заработной платы по основному месту работы.

Для педагогических работников не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора следующие виды работ:

А) литературная работа, в т. ч. работа по редактированию, переводу и рецензированию отдельных произведений, научная и иная творческая деятельность без занятия штатной должности;

Б) проведение технической, бухгалтерской и иной экспертизы с разовой оплатой;

В) педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;

Г) осуществление консультирования высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год;

Д) осуществление работниками, не состоящими в штате учреждения (организации), руководства аспирантами и докторантами, а также заведование кафедрой, руководство факультетом образовательного учреждения с дополнительной оплатой по соглашению между работником и работодателем;

Е) педагогическая работа в одном и том же учреждении начального или среднего профессионального образования, в дошкольном образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении с дополнительной оплатой;

Ж) работа без занятия штатной должности в том же учреждении и иной организации, в т. ч. выполнение педагогическими работниками образовательных учреждений обязанностей по заведованию кабинетами, лабораториями и отделениями, преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, руководство предметными и цикловыми комиссиями, работа по руководству производственным обучением и практикой студентов и иных обучающихся и др.;

З) работа педагогических работников в том же образовательном учреждении или ином детском учреждении сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы;

И) работа по организации и проведению экскурсий на условиях почасовой или сдельной оплаты без занятия штатной должности.

Выполнение работ, указанных в подп. «б» — «ж», допускается в основное рабочее время с согласия работодателя.

Учителя начальных классов вниманием были обделены всегда. У предметников ставка 18 часов, а у учителей начальных классов 20 часов. Теперь, наконец-то, ставку уменьшили до 18 часов. Радоваться этому было преждевременно. Предметники (если хотят подработать!) могут взять больше часов. А вот учителям начальных классов подработать негде. Они были вынуждены брать продлёнку. Но если до внедрения НСОТ эта «подработка» ещё была ощутимой, то после внедрения НСОТ, продлёнку стали оплачивать разовой выплатой в 2000 руб (минус подоходный!).Кстати, таким же образом оплачивают и внеурочку (не человеко-час, а как продлёнку!) Постепенно из нашего расписания исчез урок труда. Уроки музыки, физкультуры у нас ведут учителя-предметники (хотя мы с методиками знакомы не понаслышке, нас этому учили!) Остался урок рисования и один урок труда. Второй урок труда исчез безвозвратно (перечеркнули слова В.А.Сухомлинского: «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев»!).В этом году в 4 классах вводят модуль «Основы религиозных культур и светской этики». Вводят за счёт урока чтения. Этот «модуль» готовы вести учителя-предметники. Учителя начальных классов безропотно (А нас никто ещё и не спрашивает!) свои часы отдают (А их как раз и остаётся ставка-18 часов! Уже нечего больше отдавать!), а сами снова вынуждены брать подработку ввиде занятий с детьми с ОВЗ! Что-то «охотников» за такой подработкой среди учителей-предметников мало! А сколько времени учителя начальных классов тратят, работая «сторожами-охранниками» при детях? Учителя-предметники идут к отведённому им в расписании времени. Учитель же начальных классов, как пришёл в школу к 8 утра, так ушёл в 2-3 часа. И перемены следим за дисциплиной, и если вдруг (а такое часто бывает!) учителя-предметники не приходят на урок, учитель начальных классов всегда готов с детьми провести дополнительные занятия. И главное забываем, что родители и дети идут в первый класс (зачастую!) выбирая конкретного учителя начальных классов. Соответственно благодаря учителям начальной школы (Да-да! Этого не надо стесняться и забывать!) работой обеспечены все работники школы! Ну я уж не говорю про то, что, всё-таки, многое (!!!) закладывается благодаря Учителю начальных классов! Хотелось бы и соответствующего отношения к нам!

Даже у опытных кадровиков есть заблуждения по поводу режима работы и нагрузки у педагогов. Это может привести к неверным решениям, трудовым спорам и жалобам работников в инспекцию труда и суд. А отвечать за все придется директору. Поэтому проверьте, нет ли у вашего кадровика опасных заблуждений, которые не соответствуют требованиям закона.

Чтобы не выплачивать штрафы и избежать конфликтов с учителями, развейте семь заблуждений о режиме работы и отдыха педагогов. Статья поможет урегулировать спорные вопросы и объяснить работникам сложные моменты. Для этого вы можете выдать им памятки. А шпаргалка подскажет, какую работу вы вправе поручить педагогам за основную зарплату, а за какую придется заплатить отдельно и получить их письменное согласие.

«Учитель должен оставаться в школе после уроков»

Учитель вправе выполнять свои трудовые обязанности не только в школе. Например, он может проверять тетради или готовить материалы к уроку как в школе, так и дома.

Продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю – это максимум, который нельзя превышать. Потому отрабатывать в школе именно 36 часов в неделю учитель не обязан. Рабочее время педагога может быть меньше, и это не будет нарушением (пп. 2.1–2.7 ч. 1 ст. 333 ТК). Тем более если учитель проводит мероприятие вне школы, его продолжительность заранее трудно определить.

Нормированная часть рабочего времени учителей составляет 18 часов (п. 2.8.1 приложения № 1, утв. приказом Минобрнауки № 1601). Она может увеличиваться и уменьшаться, но продолжительность работы педагога останется прежней – не больше 36 часов. Смотрите таблицу 1, каким работникам школы установить норму часов педработы за ставку зарплаты.

Вопрос. Должен ли учитель за две ставки работать 72 часа в неделю?

Нет, не должен. Есть мнение, что чем больше нагрузка по нормированной части, тем больше должен работать учитель. Например, за две ставки в 36 часов уроков он обязан отработать 72 часа в неделю. Но это ошибка.

Сколько бы часов уроков у педагога ни было, недельная продолжительность рабочего времени останется неизменной. Когда указывают 18 часов за ставку – это базовая гарантия педагогам, при которой есть время и на подготовку к урокам, и на преподавание.

Таблица 1. Кому установить норму часов педработы за ставку зарплаты

«Только директор может разрешить учителям не приходить в школу, когда у них нет уроков»

В те дни, когда у учителя нет уроков, он вправе не приходить в школу. Но при условии, что его присутствие не требуется для другой ненормируемой работы. Например, если на этот день по графикам школы не запланировали педсовет или заседание методического объединения. Тогда педагогу не нужно получать разрешение директора. Более того, если директор или его заместитель обяжут педагога присутствовать в школе полный день, их могут привлечь к административной ответственности за нарушение норм трудового права.

Есть риск, что школу обяжут выплатить 50 тыс. руб. по жалобе учителя, если вы заставите его отрабатывать в школе 36 часов и приходить в дни, когда у него нет уроков (ч. 1 ст. 5.27 КоАП)

Если поручаете ответственным работникам составлять расписание или графики, попросите предусматривать для учителей свободные дни, когда у них нет уроков и иной работы в школе. Так учителя получат время, чтобы заняться дополнительным профессиональным образованием, самообразованием, смогут уделить больше внимания подготовке к занятиям. Что нужно учесть, чтобы распланировать рабочее время педагогов, смотрите в таблице 2.

Чтобы учителя каждый раз не спрашивали, могут ли они поработать дома, когда у них нет уроков, вы можете закрепить разрешение на это в локальных актах школы. Например, прописать его в ПВТР или другом локально-нормативном акте о режиме занятий. Но даже если вы не сделаете этого, то право на это у педагогов будет (абз. 9 п. 2.3, п. 2.4 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

Пример формулировки. В локально-нормативном акте о режиме занятий.

<…> В дни недели (иной период времени), свободный от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в школе иных должностных обязанностей, педагогическому работнику может быть по согласованию с ним предоставлен свободный день для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям.

В дни отсутствия учебных (тренировочных) занятий по расписанию педагогические работники могут посещать школу только на время, необходимое для выполнения иных должностных обязанностей и дополнительной работы по трудовому договору. <…>

Таблица 2. Как планировать рабочее время педагогов

Пройдите обучение в Институте новых технологий в образовании по программам:

  • Правовое регулирование трудовых отношений и кадрового документооборота в образовательной организации
  • Менеджмент в образовании
  • Менеджмент, экономика и управление качеством в ОО
  • Экономика в образовании
  • Эффективный руководитель образовательных организаций
  • Мониторинг качества образовательно-воспитательного процесса
  • Организация учёта сведений о документах об образовании и о квалификации, документах об обучении, выданных организациями, осуществляющими образовательную деятельность

«Когда в школе нет занятий, учителям надо уменьшить рабочее время»

Если в школе карантин или каникулы – это не повод освобождать учителей от работы. В этот период нет оснований сокращать и продолжительность рабочего времени. Педагогам можно поручить выполнять методическую и организационную работу, которая связана с реализацией образовательной программы. Также они могут заполнять журналы и электронные дневники.

Что грозит

Директора могут уволить и возбудить уголовное дело, если заподозрят мошенническую схему

Режим рабочего времени всех работников в дни, когда в школе не проходят занятия, нужно урегулировать локально-нормативными актами школы и графиками работ. Если педагогу не нужно находиться в школе, чтобы выполнять свои трудовые обязанности, он вправе работать и дома (пп. 4.1–5.2 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

«Заму, который еще и преподает, нельзя установить нагрузку в 36 часов в неделю»

Прямых ограничений на объем учебной нагрузки для совместителей нет. Если в школе заместитель директора проводит уроки, значит, он выполняет дополнительную работу и совмещает профессии. Ведь его трудовые обязанности включают в себя функции разных должностей (ч. 2 ст. 60.2 ТК). В этом случае заместитель преподает в течение рабочего дня наряду с основной работой. Чтобы закрепить срок выполнения дополнительной работы, ее содержание и объем, школа должна получить письменное согласие работника (ч. 3 ст. 60.2 ТК).

На школу могут наложить штраф 100 тыс. руб. (ч. 4 ст. 5.27 КоАП)

«Дни, когда педагог участвовал в ГИА, надо включить в его рабочее время»

Ошибочно учитывать дни, в которые учитель участвовал в проведении ГИА, как рабочие дни в школе. Ведь на экзаменах он выполнял не те обязанности, которые закрепили в трудовом договоре. Если вы учтете такие дни как рабочие, может возникнуть двойная оплата за работу, которую учитель не делал.

Директору могут вынести замечание или объявить выговор за необоснованную трату средств, которые выделили школе

Профсоюз считает, что директор обязан сохранять среднюю зарплату педагогу, когда он участвует в ГИА и отсутствует в школе. Основанием такой обязанности профсоюз называет Отраслевое соглашение на 2018–2020 годы. Но положения Соглашения обязательны только для школ федерального подчинения, для остальных оно носит рекомендательный характер. Кроме того, Трудовой кодекс и Закон об образовании не содержат норм, которые бы обязывали школы сохранять оклад или среднюю зарплату за работником, пока он участвует в ГИА. Единственная обязанность – освободить учителя от работы и сохранить за ним должность (ст. 170 ТК, ч. 9 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Поэтому начислять среднюю зарплату директора может обязать только региональное законодательство.

«Рабочее время и часы учебной нагрузки – одно и то же»

Часы учебной нагрузки – это лишь часть рабочего времени педагога. Оно состоит из нормируемой части, которую конкретизируют определенным количеством часов, и ненормируемой, продолжительность которой не определяют (ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 2.1 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

Существует риск конфликта и трудового спора с работником

Работа педагога включает в себя не только уроки. Когда учитель готовится к занятиям, повышает уровень квалификации, проводит воспитательную работу, ведет журналы и дневники, занимается внеурочной деятельностью, он также выполняет свои трудовые обязанности (ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ и п. 1 примечаний к приложению № 1 приказа Минобрнауки от 22.12.2014 № 1601). Смотрите на схеме, какие виды работ входят в рабочее время педагогов.

Институт новых технологий в образовании предлагает сотрудникам образовательных организаций дистанционное обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации, семинарам и факультативам, а также и получить консультации экспертов.

Схема. Какие виды работ входят в рабочее время педагогов

Обратите внимание, что педагог обязан выполнять только ту работу, которую зафиксировали в трудовом договоре, локально-нормативных актах школы, например, в ПВТР, должностной инструкции (ч. 1 ст. 91 ТК). Чтобы педагог выполнял дополнительную работу, которая не входит в нормируемую часть его рабочего времени, он должен дать на это письменное согласие и получать дополнительную плату от школы. Например, если поручаете учителю заведовать кабинетом, быть классным руководителем. Смотрите шпаргалку, которая покажет, какую работу можно поручить педагогу и как ее учитывать.

Шпаргалка для директора «Какую работу можно поручить педагогам вашей школы»

«Педагогу нельзя работать больше 36 часов»

Педагогическим работникам установили сокращенную продолжительность рабочего времени – максимум 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 333 ТК). Но поскольку рабочее время учителей включает ненормируемую часть, они фактически могут работать больше. Причем в какие-то дни рабочее время педагога может превышать количество уроков, а в какие-то – равняться им.

Если педагог работает по совместительству, его рабочее время также может фактически – по основной работе и по совместительству -превышать 36 часов (ст. 60.1, 282, 284 ТК). Это касается и внешнего совместительства – когда ваш учитель трудится еще и у другого работодателя, и внутреннего – когда он совмещает несколько должностей в вашей школе. Рабочее время для совместителя рассчитывают по отдельности – для основной и дополнительной работы. Еще один случай, когда педагог может работать больше часов, – сверхурочка. Если причины, по которым вы привлекаете учителя к такой работе, не связаны с катастрофами и авариями, то вам понадобится письменное согласие работника.

Директора могут оштрафовать на 5 тыс. руб., а школу – на 80 тыс. руб., если учитель переработает по совместительству больше 18 часов в неделю (ч. 1 ст. 5.27 КоАП)

Памятка для педагогов «Из чего состоит ваше рабочее время«

Специальные предложения:

1. Экспресс-обучение для тех, кто не любит ждать! Скидка 20% на программы профессиональной переподготовки за 1 месяц и повышения квалификации от 3 дней.

2. На коллективные заявки на обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации (не участвующих в акциях) предоставляются скидки до 30% на стоимость обучения.

Бонус! Обучение может стать не только полезным, но и приятным, так как действует специальное предложение для пенсионеров, студентов и женщин, находящихся в декретном отпуске — дополнительная скидка 5% на все ПП и ПК!

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх