Работа с госконтрактами

Несмотря на то, что государством и обществом ведется активная работа по выявлению нарушений в сфере госзакупок, принимаются меры по их пресечению, чиновников привлекают не только к административной ответственности, но и уголовной, участники госучреждений все равно совершают незаконные сделки, причем не всегда в этом есть корыстный мотив, зачастую такое поведение является следствием неосведомленности о существующих рисках.

Однако, незнание закона не освобождает от ответственности и в рамках настоящей статьи мы повысим уровень осведомленности о существующих уголовных рисках и повысим защищенность наших читателей.

В рамках статьи будут даны ответы на следующие вопросы:

  1. Какие действия представителей заказчика в медицинской отрасли вызывают интерес сотрудников ФАС и МВД?
  2. Как информация о вышеуказанных действиях попадает к проверяющим?
  3. Какие действия представителей заказчика могут быть квалифицированы как противоправные, направленные на реализацию преступных схем?
  4. Какие схемы могут привести на скамью подсудимых представителя заказчика в медицинской отрасли?

Противоправные схемы: модификации «картельного сговора» в сфере госзакупок

Одной из самых распространенных схем долгое время в сфере госзакупок остается «картельный сговор», но все чаще появляется информация о выявлении сговора не только между потенциальными поставщиками товаров или услуг, но и между представителем заказчика и поставщиком. Используя данную схему, рискуют все.

Такие действия привлекают внимание не только ФАС, но и подлежат расследованию правоохранительными органами. Каждое из преступлений имеет свой состав. От того какие обстоятельства будут установлены правоохранителями может зависеть квалификация действий заказчика. Наиболее распространенным является привлечение заказчика к уголовной ответственности по ст. 290 «Получение взятки», 285 «Злоупотребление должностными полномочиями», 286 «Превышение должностных полномочий», 159 «Мошенничество» УК РФ.

Стоит отметить, что в настоящее время в УК РФ имеется ст. 178 «Ограничение конкуренции».

Действующая редакция статьи предусматривает привлечение к ответственности лишь участников торгов, являющихся конкурентами.

В связи с отсутствием баланса между ответственностью участников и заказчиков ФАС РФ был разработан законопроект, направленный на установление ответственности и за сговор участника с заказчиком.

Таким образом, в случае принятия законопроекта заказчики, нарушающие требования антимонопольного законодательства, подпадающего под новый состав ст.178 УК РФ, могут быть привлечены к уголовной ответственности с санкцией до 10 лет лишения свободы при наличии квалифицирующих признаков (получение особо крупного дохода, причинение особо крупного ущерба, совершение организованной группой, с применением насилия или угрозой его применения).

Стоит отметить, что ст. 178 УК РФ будет иметь специальный характер по отношению к статьям, по которым в настоящее время квалифицируются действия заказчиков, а значит будет иметь приоритетный характер и позволит более эффективно привлекать виновников к ответственности ввиду ухода от общих формулировок иных статей УК РФ.

Для получения информации правоохранители используют переписку участников предполагаемого преступления, данные с видеокамер, показания свидетелей и документы как в бумажной, так и в электронной форме.

В случае, если источники информации оказываются не защищенными, правоохранительные органы получают необходимые сведения и с легкостью устанавливают обстоятельства дела.

ФАС РФ предпринимает попытки по расширению имеющихся полномочий. Например, сейчас при выезде ФАС привлекает правоохранителей в случае, если заранее знает о необходимости произведения выемки. Нововведения позволят сотрудникам антимонопольных органов самостоятельно совершать такие действия, что упростит процесс получения доказательств совершения нарушений.

В зависимости от того, кто первый обнаружит признаки нарушений, ФАС или силовики, зависит порядок их дальнейшего взаимодействия. Нередко происходит взаимный обмен данными между органами и проводятся совместные действия по сбору доказательств (например, участие сотрудников ФАС в допросах).

Рассмотрим признаки, которые указывают правоохранительным органам на факт совершения преступления и помогают найти виновных.

Статья 290 УК РФ («Получение взятки»)

Указанный состав охватывает получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

В отдельных случаях предусмотрена ответственность от 8 до 15 лет лишения свободы (ч.6 ст. 290 УК РФ). Более 40% лиц, привлеченных к ответственности, получили наказание в виде лишения свободы.

Чтобы квалифицировать действия заказчика по ст.290 УК РФ требуется установить предмет взятки.

Отметим, что предметом взятки могут быть не только деньги, но и ценные бумаги, имущество, в том числе изъятое из оборота или ограниченное в обороте, услуги имущественного характера (ремонт квартиры, строительство дачи) и имущественные права (право пользования имуществом, право хозяйственного ведения, оперативного управления, сервитут и т.д.).

В последнее время появляются новые завуалированные формы взяток, которые активно выявляют правоохранители. Так, в одном из наиболее обсуждаемых дел в отношении бывшего сотрудника международного фармконцерна Roche Владислава Александрова было установлено, что врачи получали от Roche денежное вознаграждение под видом платы за участие в конференциях, лекциях и семинарах.

Также под завуалированной взяткой могут рассматриваться: банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга; оплата товаров, купленных по заниженной цене; покупка товаров по завышенной цене; заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам или друзьям; получение льготного кредита; завышение гонорара за лекции, статьи и книги; преднамеренный проигрыш в карты; «случайный» выигрыш в казино; прощение долга; уменьшение арендной платы; уменьшение процентных ставок по кредиту и т.д.

По этой причине в качестве одного из требований для государственных учреждений является принятие и реализация комплаенс процедур: антикоррупционных и антимонопольных.

Под комплаенсом понимают систему мер и процедур, направленных на предупреждение и минимизацию рисков нарушения законодательства.

Как верно заметил заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский: «Реализация антимонопольного комплаенса в органах власти является важной составляющей проводимой государством антимонопольной политики и предупреждения правонарушений».Стоит отметить, тенденцию к применению комплаенс-процедур и среди коммерческих компаний, ведь они не только помогают снизить возможные риски, повысить рост доверия со стороны контрольных и надзорных органов, минимизировать вероятность проведения проверок, но и могут служить смягчающим обстоятельством при выявлении нарушений.

Переходя к следующему элементу состава преступления, объективной стороне, в которую включают общественно опасные действия/бездействие, последствия и причинно-следственную связь между ними, отметим, что она представляет наибольший интерес, так как совокупность действий/бездействия представителя заказчика при сговоре на торгах как правило схожа, но может оцениваться и квалифицироваться различным образом.

Такие действия могут проявляться в следующем:

— предоставление документов по закупке (заявки о потребностях для формирования и согласования закупки, технического задания) участнику на ознакомление и согласование;

— предоставление информации о технических характеристиках;

— формирование конкурсной документации под конкретную компанию;

— недостаточность информации для потенциальных поставщиков (например, информации о цене);

— позднее размещение информации, следствием которого является несвоевременность ее получения поставщиками и отсутствие времени для реагирования;

-непринятие мер для быстрого извещения заинтересованных лиц о произошедших изменениях в информации;

— искусственное увеличение потребности в товарах без реальной необходимости;

— фиктивное обоснование начальной максимальной цены контракта (далее — НМЦК) с привлечением участника, направление запросов на предоставление коммерческих предложений на имя подконтрольных юридических лиц;

— предоставление участнику заявок на участие от иных лиц, в том числе для выявления оснований для отклонения;

— умышленное отклонение заявок иных участников;

— заблаговременная подготовка документов о поставке товара при фактическом неисполнении обязательств с целью первоочередной оплаты товара;

— бездействие при нарушении условий контракта (например, не взыскание неустойки за просрочку).

Эти и другие обстоятельства указывают на наличие объективной стороны преступления.

Существует несколько вариантов реализации объективной стороны, которые предусмотрены статьей 290 УК РФ:

а) совершение должностным лицом входящих в его служебные полномочия действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц;

б) способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению указанных действий (бездействию);

в) общее покровительство или попустительство по службе;

г) совершение должностным лицом незаконных действий (бездействие).

В связи с относительно недавним условно-досрочным освобождением одного из фигурантов громкого дела бызовской ОПГ, главного врача республиканской больницы Владимира Семенова, вновь стала обсуждаемой выявленная в 2016 году преступная схема.

За взятку в виде денежных средств, смартфона, смарт-часов и др., представитель заказчика до подачи в Министерство заявок на интересующие его поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг (далее – ТРУ), сообщал представителю коммерческой компании наименование таких ТРУ, описание их характеристик и иные сведения, а также предоставлял их на ознакомление.

Кроме того, Владимир Семенов оказывал коммерческим организациям покровительство по службе, выражающее в первоочередном перечислении денежных средств в качестве оплаты по заключенным государственным контрактам, а также выполнял иные действия, как незаконные, так и входящие в служебные полномочия, связанные с предоставлением льгот и преимуществ при закупке ТРУ.

Несмотря на то, что действиям фигурантов дана уголовно-правовая оценка по ст. 159 и 290 УК РФ, материалы уголовных дел были переданы в антимонопольный орган, который выявил нарушения ст.11 и ст.17 Закона о защите конкуренции, а также привлек к административной ответственности по ст.14.32 КоАП РФ отдельные компании.

В случае, когда выполняются те же действия, что и при получении взятки, но сам факт передачи денег не может быть доказан правоохранителями, то такое поведение может быть квалифицировано по ст. ст. 159, 285 и 286 УК РФ.

Статья 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»)

Диспозиция рассматриваемой статьи следующая: совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Совершение преступления наказывается лишением свободы на срок от 3 до 10 лет.

Например, бывшему заместителю главврача Печорской ЦРБ Елене Курдюмовой, за создание условий, подготовку документов, общее руководство закупочной деятельностью, подмену собой функций договорного отдела, лоббирование интересов определенных коммерческих организаций, а также дальнейшую своевременную и полную оплату за поставку изначально вменяли ст. 290 ч.6, 290 ч.3, 290 ч. 3 («Получение взятки»), 174.1 ч. 2 («Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления»), 286 ч.1 («Превышение должностных полномочий») УК РФ.

Однако, суд обоснованно отметил, что квалификация действий по ст.286 УК РФ является излишней, так как объективная сторона инкриминируемого деяния в полной мере охватывается ст. 290 УК РФ.

Стоит отметить, что в 2018 году был вынесен 1 251 обвинительный приговор и 24 оправдательных по ст.290 УК РФ, а при рассмотрении преступлений против власти (ст.285-288, 291.1, 292-293 УК РФ) было осуждено 2 882, оправдано 109 лиц.

Статья 159 УК РФ («Мошенничество»)

В других ситуациях, когда отсутствует факт передачи взятки, действия могут быть квалифицированы по ст.159 УК РФ.

Под мошенничеством понимают хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.

В качестве ответственности предусмотрено лишение свободы на срок до 10 лет (ч.7 ст. 159 УК РФ).

По данным судебного департамента ВС РФ, за 2018 г. по ст.159 УК РФ было осуждено 22 638 лиц. Из них лишь 6 486 лиц получили наказание в виде реального лишения свободы.

Объективная сторона приведенного состава преступления выражается в противоправных и безвозмездных действиях, которые применительно к сфере госзакупок, могут быть рассмотрены в качестве обмана.

Например, заместитель директора ГБУ «Национального медицинского исследовательского центра им. академика Мешалкина» Евгений Покушалов за хищение из бюджета не менее 1 350 000 000 рублей в ходе проведения торгов по закупке кардиостимуляторов, был привлечен к ответственности по ч. 4 ст. 159 УК РФ.

При рассмотрении дела использовались материалы УФАС о картельном сговоре в отношении ООО «Фаворит», ООО «Медицинские системы», ООО «Клатона», ООО «Новомед», ООО «Фарминтер» и ООО «Инфомед», где в качестве заказчика выступал «Национальный медицинский исследовательский центра им. академика Мешалкина».

Помимо того, заказчик, способствуя победе на торгах определенных компаний, несет риски связанные, с использованием денежных средств, которые он получает за свое покровительство, ведь ст.174.1 УК РФ («Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления») никто не отменял.

На вырученные от махинаций деньги Евгений Покушалов приобрел недвижимость в США, которую не задекларировал, данный факт стал одним из причин привлечения его к ответственности по ч. 4 ст. 174.1 УК РФ.

Статья 285 УК РФ (Злоупотребление должностными полномочиями)

Если обратиться к ст. 285 УК РФ, предусматривающей ответственность за использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, то в составе объективной стороны можно выделить такие признаки как:

1) использование своих служебных полномочий вопреки интересам службы из корыстной или иной личной заинтересованности;

2) наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

3) причинно-следственная связь между деянием и последствием.

Отметим, что, признак использования своих полномочий из личных интересов можно найти в каждом из совершаемых заказчиком нарушений.

Ввиду того, что рассматривается медицинская сфера, то и существенные последствия можно доказать в каждом из совершенных преступлений: некачественные лекарства, меньший объем закупок из-за завышения НМЦК, нарушение сроков и иные. Все это причиняет вред как пациентам, так медицинскому учреждению и государству в целом.

Для отражения сходства составов обратимся к приговору 2019 г., вынесенному главврачу чувашского онкодиспансера Лидии Воропаевой.

Воропаева Л. обеспечивала победу и заключение контрактов с АО и с аффилированными лицами по выгодной для АО цене, зная, что поставленное оборудование не прошло обязательную госрегистрацию в Росздравнадзоре. При этом, от руководства АО перечислялись денежные средства в качестве безвозмездной помощи медицинскому учреждению.

Перечисление денежных средств не оценено как завуалированная взятка, а в совокупности со всеми обстоятельствами квалифицировано по ч. 3 ст. 285 УК РФ, санкция по которой предусматривает лишение свободы до 10 лет.

В приговоре отмечается, что своими действиями обвиняемая нарушила конституционное право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, причинила имущественный ущерб, нарушила интересы государства в сфере обеспечения открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, а также создания равных условий между участниками закупок.

Таким образом, заказчик может быть привлечен к уголовной ответственности за нарушения в области госзакупок по различным статьям УК РФ в зависимости от особенностей конкретной ситуации.

Генпрокуратура по итогам прошлого года выявила почти 260 тыс. нарушений использования госсредств при осуществлении госзакупок. Сотрудники надзорного органа вынесли почти 70 тыс. представлений для их устранения, дисциплинарную ответственность понесло более 50 тыс. должностных лиц, а административную — около 15 тыс. По результатам прокурорских проверок было возбуждено почти 2 тыс. уголовных дел.

В связи с этим, важно отметить, что риски привлечения к уголовной ответственности имеются не только у представителей коммерческих организаций, но и у представителей заказчика. Нарушения могут быть выявлены в ходе осуществления проверки, как антимонопольными органами, так и правоохранительными.

Нормы антимонопольного законодательства распространяются на все компании, независимо от доли на рынке. Сфера госзакупок находится под пристальным вниманием ФАС и правоохранителей. Нарушения, допущенные в ходе закупок, могут закончиться не только административной, но и уголовной ответственностью как для поставщиков, так и для заказчиков.

Даже если Вы работаете в рамках закона, это не дает гарантий, что вашей деятельностью не заинтересуются правоохранители или антимонопольная служба. Вы не можете быть на сто процентов уверены в своих контрагентах, к сожалению, невозможно застраховать себя и от недобросовестного поведения подчиненных, которые из собственных корыстных соображений могут вступить в сговор с поставщиком или элементарно из – за незнания юридических тонкостей, могут нарушить закон, пойдя на поводу у недобросовестного контрагента.

Но отвечать за их ошибки придется Вам и Вашей компании. Чтобы повысить уровень своей безопасности нужно вовремя принять превентивные меры. Нельзя откладывать работу с рисками на «завтра».

В настоящее время разработаны эффективные механизмы, позволяющие выявлять опасные ситуации на ранних стадиях и принимать меры по их устранению.

На первоначальном этапе компания должна установить риски для дальнейшей работы по их минимизации. С этой целью в компаниях проводится уголовно-правовой аудит, который помогает не только выявить бизнес-процессы, которые содержат в себе уголовные риски, но и дает ответ на самый главный вопрос – как исправить ошибки.

Как показывает наш опыт, о некоторых рисках Вы можете знать, но не иметь компетенции и времени на их снижение, а о некоторых — даже не догадываться.

Чтобы минимизировать риски и предотвратить их появление в будущем, необходимо прислушаться к рекомендациям ФАС и приступить к внедрению процедур комплаенса, законопроект о котором был внесен в Государственную думу РФ в начале сентября 2019 г.

Процедуры комплаенса установят стандарты поведения, методику по мониторингу и аудиту рисков компании, а также создадут систему обучения и информирования сотрудников.

Все это обеспечит компании условия для работы в соответствии с законодательством, позволит не нарушить Уголовный кодекс РФ и избежать крупных финансовых потерь и иных неприятностей, с которыми можно столкнуться при работе в сфере госзакупок.

Автор Екатерина Усачева, юрист МКА «Князев и партнеры»

https://regulation.gov.ru/projects#search=02/04/10-17/00074514&npa=74514

Приказ МВД РФ № 878, ФАС РФ № 215 от 30.12.2004 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы»; Приказ Федеральной антимонопольной службы и МВД России от 11 июня 2013 г. № 397/13/426 «О межведомственной рабочей группе ФАС России и МВД России».

«Методические рекомендации должностным лицам подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений в Вооруженных Силах Российской Федерации при организации мероприятий по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки» (утв. Минобороны России 09.01.2019).

Относится к материальным составам. В формальных составах преступлениях наступление последствий и причинно-следственная связь не подлежат обязательному установлению.

Данные судебного департамента ВС РФ. http://www.cdep.ru/index.php?id=79.

В некоторых случаях одной из сторон договора становится не обычный партнер – юрлицо или физическое, индивидуальный предприниматель, а само государство, то есть деньги, которыми будет оплачен заказ, пойдут из федерального или муниципального бюджета. Госконтракт (он же государственный заказ) является специфической формой сотрудничества в правовом поле, о которой подробнее читайте ниже.

Содержание

Понятие государственного контракта

Государственным контрактом в специализированных нормативных актах принято считать договор, заключаемый на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения госпотребностей, заложенных в бюджете определенного уровня (федерального, муниципального, регионального или во внебюджетных фондах).

Обозначенные потребности (госнужды) озвучиваются через размещение государственного заказа. При этом заказчиком выступает определенный государственный орган или бюджетное учреждение, которые планируют свои закупки периодом не меньше 3 лет и публикуют эти планы в Единой информационной системе в свободном доступе.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При значительных объемах таких закупок (более чем на 100 млн руб. в год) закон требует от организации иметь в штате специализированную службу для заключения госконтрактов.

Противоположной стороной договора может стать любое предприятие, организация, физлицо – индивидуальный предприниматель. Форма собственности, хозяйствования, а также юридический адрес при этом значения не имеют.

Преобладающий способ выбора партнера – это победа его на организуемых для этой цели торгах, которые проходят на тендерных площадках. Но законы Российской Федерации не запрещают сотрудничество государства с поставщиком, когда он один, напрямую, без организации тендера (в случае, когда этот поставщик принадлежит к сфере естественной монополии).

Потребности государства – это нужды в поставках определенных товаров, работ, услуг, требующихся державе для решения важных задач:

  • жизнеобеспечение;
  • оборона;
  • госбезопасность;
  • выполнение международных обязательств;
  • целевые программы – муниципальные либо региональные.

В государственном контракте, как и в любом другом, прописываются права и обязанности сторон – поставщика и заказчика, а также особенности их взаимоотношений в процессе выполнения заказа.

Законодательный регламент государственных контрактов

Главные законодательные основы порядка размещения, заключения или расторжения государственных контрактов содержатся в Бюджетном и Гражданском кодексах Российской Федерации.

Особенности государственных контрактов регламентируются определенными федеральными законами, а именно:

  • Федеральным законом №135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года (с изменениями и дополнениями);
  • Федеральным законом №60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 года;
  • Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05 апреля 2013 года.

Заключение госконтракта

Контракт с государством заключается по специальным правилам, детально обозначенным в ФЗ №44. Для того чтобы подписать его, нужно правильно пройти несколько обязательных этапов:

  1. «Что нужно государству?» Сначала следует определиться, какие товары, услуги или работы составляют нужды госзаказчика. Для этого нужно заглянуть в план государственных закупок и план-график, которые ведутся с 1 января 2015 года.
  2. Размещение закупки. Определение поставщика с помощью конкуренции, через участие в тендере (запрос котировок, анализ предложений, конкурс, аукцион) либо оформление договоренности с единственным поставщиком.
  3. ВАЖНО! На сегодня такие торги происходят преимущественно онлайн, на специальных сертифицированных электронных торговых площадках.

  4. Разработка проекта контракта. Проект обычно разрабатывает бюджетное учреждение или госорган, выступающие в качестве заказчика. В нем предварительно согласовываются отношения сторон, могут быть указаны дополнительные условия, например, текущий контроль со стороны представителя бюджета и др.
  5. Подписание письменного документа. Как и большинство соглашений, имеющих юридические последствия, госконтракт заключается в простой письменной форме.

Сроки подписания госконтракта

Главное правило: подрядчик всегда подписывает первым, а заказчик – после него. Поэтому предельные сроки устанавливаются для подрядчиков. Они зависят от того, каким способом выбирали партнера-поставщика для госучреждения или бюджетного органа. Для каждого конкурентного метода предусмотрены свои периоды для подписания. Они приведены в таблице 1.

Таблица 1

Когда подрядчик должен подписать государственный контракт

Способ, которым был определен поставщик Граничные сроки подписания поставщиком
Конкурс С момента размещения протокола
1 Открытый конкурс 10 дней
2 Конкурс с ограниченным участием 10 дней
3 Конкурс в два этапа 10 дней
4 Закрытый конкурс 10 дней
5 Закрытый конкурс с с ограниченным участием 10 дней
6 Закрытый конкурс в два этапа 10 дней
Аукцион С даты размещения протокола или проекта контракта
1 Электронный аукцион 5 дней
2 Открытый аукцион 10 дней
Запрос котировок Не раньше недели и не позже 20 дней (указывается в извещении на проведение запроса)
Запрос предложений Не раньше недели с даты размещения итогового протокола, не позже 20 дней с даты подписания протокола

Исполнение госконтракта

ФЗ №44 гласит, что обязательное условие заключения контракта – это подтверждение перед заказчиком обеспечения его исполнения. Обычно это гарантия суммы, составляющей 10-30% от начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Обеспечение принимается исключительно в форме:

  • гарантии от кредитного финансового учреждения (банка);
  • денег в указанном количестве.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Гарантию вправе дать не любой банк, а только тот, который имеет необходимую лицензию и значится в Реестре банков Минфина РФ.

Идентификатор госконтракта

Чтобы данные госконтракта попали в соответствующий реестр, он должен получить определенный идентификатор. Это присваиваемый контракту условный номер-код из 25 цифр, уникальный и неповторимый, который не может принадлежать более никакому контракту, даже с тем же исполнителем и у того же заказчика. Позиции кода обозначают:

  • идентификационный код заказчика;
  • способ, который стал определяющим для поставщика;
  • период актуальности контракта (начало и завершение);
  • порядковый номер контракта (согласно внутренней нумерациии каждого отдельно взятого госзаказчика).

Идентификатор положен не всем госконтрактам, хотя его и можно присвоить – право на это у заказчика есть всегда. В обязательном порядке этот код назначается государственным заказам в оборонной сфере, а также в других, регламентированных в ст. 5 ч. 2 ФЗ №415.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! С 2017 года этот идентификатор, если он наличествует, требуется указывать в специальном поле счета-фактуры, в том числе и корректировочного. Изменения внесены в ст. 169 Налогового кодекса РФ.

Расторжение госконтракта

Эта процедура находится в ведении Гражданского кодекса РФ. Расторжение возможно в одном из 3 законодательно предусмотренных случаев:

  • по соглашению сторон;
  • в результате судебного решения;
  • в случае отказа одной из сторон от исполнения обязательств по контракту.

Если с первыми двумя способами расторжения все относительно прозрачно, то с односторонним расторжением может возникнуть ряд вопросов.

Контракт разрывает заказчик

Если в контракте указывались условия, гласящие, что заказчик может оказаться вправе его разорвать в одностороннем порядке и эти условия наступили, то муниципальный (государственный) заказчик вправе прекратить действие контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 ФЗ №44. Это может произойти по следующим причинам:

  • товары, услуги, работы ненадлежащего качества;
  • поставка недоукомплектованной продукции;
  • нарушения временных рамок;
  • выявленные в ходе исполнения недостатки не исправляются.

Если к моменту одностороннего расторжения поставщик уже исполнил часть заказа, то новый контракт, естественно, должен быть уменьшен на соответствующее количество товара (работ, услуг).

Контракт разрывает поставщик

Одностороннее прекращение контракта с госзаказчиком подрядчик может осуществить по таким причинам:

  • поставленные товары, оказанные услуги или выполненные работы не оплачены своевременно;
  • работы, услуги или товар не приняты без надлежащих на то оснований;
  • заказчик специально препятствует исполнению обязательств подрядчика по контракту.

Тексты государственных контрактов чаще всего являются типовыми, соответствующие шаблоны можно скачать в интернете.

НМЦК необходима для того, чтобы определить и выбрать способ закупки. Также она помогает отследить требования, установленные к ней.

В целом НМЦК используется как критерий, который:

  • влияет на способ закупки.

С 1 июля 2019 года изменились правила закупок у единственного поставщика. Ранее, согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, такая закупка могла осуществляться заказчиком в случае, если ее сумма не превышала 100 000 руб. Теперь этот предел увеличился до 300 000 руб.

  • ограничивает возможности закупки у среднего и малого предпринимательства;
  • учитывается при определении обеспечения;
  • используется при антидемпинговых мерах.

Если НМЦК, которую установил заказчик, будет снижена более чем на 25 %, то нужно применить антидемпинговые меры.

  • определяет специфические требования к условиям закупки.

Так, исходя из НМЦК, могут устанавливаться дополнительные требования к участникам закупки.

  • определяет предельное значение цены контракта, заключаемого по результатам закупки;
  • является одним из показателей оценки эффективности закупки.

В законодательстве установлено, что критерий НМЦК в связи с июльским нововведением будет использоваться как один из критериев оценки эффективности закупки.

  • влияет на наличие либо отсутствие заинтересованности участников закупки в процедуре.

Видя НМЦК, поставщик оценивает свои ресурсы — может ли он принять участие в закупочной процедуре и какую прибыль от этого участия он получит?

Специфика определения НМЦК

В настоящий момент для определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, применятся методика, утвержденная Приказом Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567. И в связи с внесением изменений в Закон 44-ФЗ она не изменилась.

Помимо того, что прописано в методических рекомендациях по расчету НМЦК, в самом Законе 44-ФЗ содержатся некоторые особенности определения НМЦК и цены контракта. В ст. 22 сказано, что специфичны способы закупки, которые:

  • относятся к стандартному жилью;
  • построены на земельных участках, переданных в безвозмездное пользование или аренду для строительства стандартного жилья.

В этом случае определение цены контракта регулируется непосредственно Федеральным законом от 24.07.2008 № 161-ФЗ.

Также в 44-ФЗ есть особенности определения НМЦК и цены контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, на выполнение работ, связанных с осуществлением:

  • регулярных перевозок пассажиров;
  • багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, устанавливаются соответствующим федеральным законом.

Если закупки осуществляются в этой сфере, нужно смотреть закон, который ее регулирует. С 1 июля нужно обосновывать цену в соответствии с этим законом.

Стоит помнить и об отдельном нормативном документе – Федеральном законе от 29.12.2012 № 275-ФЗ, который регулирует особенности определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, при осуществлении закупок товаров, включаемых в состав государственного оборонного заказа.

Таким образом, если дело касается трех способов закупки, перечисленных выше, нужно применять федеральные законы.

Обоснование НМЦК и ответственность заказчика

За неправильное обоснование НМЦК, цены контракта с единственным поставщиком или цены единицы товара, работы, услуги (ТРУ) для заказчиков предусмотрена ответственность.

  • Если закупочная документация утверждена с нарушениями.

Например, заказчик может ошибиться в выборе метода определения цены контракта. За это ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП для должностных лиц предусмотрен штраф в размере 3 000 руб.

  • Если документы опубликованы с нарушениями.

Допустим, при опубликовании документации заказчик не представил расчет НМЦК. Или он опубликовал документацию, забыв указать, что это коммерческое предложение.

В этом случае размер штрафа для должностных лиц составит 15 000 руб., для юрлиц — 50 000 руб. (ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП).

  • Если нарушен порядок или форма обоснования НМЦК.

Такая ошибка будет стоить должностным лицам 10 000 руб. (ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП).

Источники информации для обоснования НМЦК и цены контракта с единственным поставщиком

К общедоступной информации о ценах относится информация:

  • о ценах, содержащаяся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств;
  • о ценах в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц и признаваемых публичными офертами;
  • о котировках на российских биржах и иностранных биржах;
  • о котировках на электронных площадках;
  • о ценах, содержащаяся в официальных источниках информации уполномоченных государственных органов и муниципальных органов, международных организаций или иных общедоступных изданиях;
    о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в РФ, или законодательством иностранных государств;
  • информация информационно-ценовых агентств;
  • данные государственной статистической отчетности о ценах ТРУ;
  • общедоступные результаты изучения рынка;
  • результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, в том числе на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен, иные источники информации.

5 методов расчета НМЦК

Все методы расчета НМЦК и цены контракта с единственным поставщиком перечислены в ст. 22 Закона 44-ФЗ. Остановимся на них подробнее, чтобы понять, чем эти методы отличаются друг от друга.

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)

Это приоритетный метод, который используется большинством заказчиков. Предполагает установление НМЦК и цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, на основании информации о рыночных ценах идентичных ТРУ, которые планируется закупить. С этой целью заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен ТРУ с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Источники сбора информации о рыночных ценах:

  • общедоступная информация о рыночных ценах (ч. 18 ст.22 Закона 44-ФЗ);
  • информация от поставщиков, которые осуществляют поставки идентичных товаров — в этом случае заказчику придется делать запрос у поставщиков;
  • информация из ЕИС, полученная в результате размещения в ней соответствующих запросов цен ТРУ.

Нормативный метод

Данный метод заключается в расчете НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком на основе требований к закупаемым товарам, установленных ст. 19 Закона 44-ФЗ (если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров). Правила нормирования, требования к отдельным видам ТРУ, нормативные затраты на обеспечение функций госорганов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов должны быть размещены в ЕИС.

Пока действует несколько уровней нормирования. Но правила нормирования будут меняться. Планируется, что оно станет одноуровневым.

Тарифный метод

Этот метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых товаров, для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами.

В этом случае НМЦК, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, определяются по регулируемым ценам (тарифам) на ТРУ. Тарифный метод помогает понять, сколько, например, стоит 1 литр воды или 1 кВт энергии для потребления.

Помимо таких сфер, как водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение, электроснабжение, тарифный метод применяется при закупках услуг общедоступной электросвязи и почтовой связи (полный перечень приведен в Постановлении Правительства РФ от 24.10.2005 № 637).

Закономерно, что в качестве начальной цены единицы товара в данном методе указывается тариф.

Проектно-сметный метод

Проектно-сметный метод предполагает определение НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком на следующие цели:

  • на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства на основании проектной документации;
  • проведение работ по сохранению объектов культурного наследия народов РФ;
  • текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.

Затратный метод

Данный метод применяется тогда, когда невозможно использовать иные методы. Его суть — в определении НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли (так называемая калькуляция стоимости единицы ТРУ). При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.

Затратным методом обосновываются арендная плата, зарплата персонала, налоги, расходы на комплектующие (сырье), ГСМ, коммунальные расходы, электроэнергию и т.д.

Информацию об обычной прибыли можно получить из анализа контрактов в ЕИС, а также из общедоступных источников информации, результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика (ч. 11 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).

Закупка ТРУ без указания количества и объема

С 1 июля 2019 года заказчики вправе осуществлять такие закупки, когда не могут определить необходимое количество ТРУ. Ранее подобная ситуация возникала, когда производилась закупка, например, коммунальных услуг, так как их потребление и расчеты осуществляются по счетчикам.

Теперь, как только нельзя посчитать объем требуемой продукции, можно провести эту закупку без определения необходимого количества ТРУ. При этом, исходя из ст. 22 Закона 44-ФЗ, в таких случаях необходимо будет определить начальную цену единицы ТРУ, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта. То есть исходя из цены продукции надо будет посчитать три единицы.

Соответственно, если количество поставленных товаров невозможно определить, заказчик, исходя из данных правил, должен обосновать только цену единицы ТРУ, то есть начальную цену единичных расценок (начальная цена ТРУ будет называться единичная расценка).

Не нужно будет обосновывать максимальное значение цены контракта. Как правило, максимальное значение цены контракта — это те лимиты, которые выделены для заказчика на приобретение данной продукции.

Без объема закупка проводится в ряде случаев. Если раньше Закон 44-ФЗ определял только 10 способов, то сейчас нет перечня продукции, который бы подпадал под закупку без объема, то есть заказчик проводит такие закупки на свое усмотрение.

В этом случае важно понимать условия, которые должны быть соблюдены заказчиком при закупке без объема:

  • Количество поставляемой продукции невозможно определить.
  • Согласно ст. 22, в таких закупках определяется начальная максимальная цена единицы продукции, начальная сумма цены продукции и устанавливается максимальное значение цены контракта. В извещении указываются все три позиции.
  • Все то же самое нужно будет отразить в закупочной документации. При определении предмета закупки важно установить преимущества.
  • Даются преимущества предприятиям УИС и организациям инвалидов от суммы цен единиц продукции в размере до 15 %.
  • Если в ходе процедуры применяются антидемпинговые меры, то их нужно учитывать.
  • В рамках определения победителя при проведении аукциона определяется участник закупки, который предложил наименьшую сумму цен продукции. То есть максимальное значение цены контракта остается неизменным. Участники закупки определяются именно по снижению суммы начальных цен.
  • Исходя из этого, контракт должен содержать порядок определения количества и объема продукции, порядок оплаты за фактический объем поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги.

Все условия необходимо предусмотреть на этапе формирования закупочной документации.

Законом предусмотрено пять методов обоснования НМЦК. Но для закупок без объемов не подходит проектно-сметный метод.

Для обоснования начальной цены единицы товара применяются только четыре метода: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), тарифный метод, нормативный метод и затратный метод.

Как рассчитать единицу продукции с помощью метода сопоставимых рыночных цен

Для этого необходимо определить товар, который закупается. На первом этапе определяется идентичность и однородность необходимой продукции. Кроме того, важно получить информацию о цене. Далее нужно определить однородность цен с помощью коэффициента вариации и рассчитать начальную цену единицы товара.

Что такое идентичность товара?

В соответствии с положениями Закона 44-ФЗ под идентичностью товара понимаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. Хотя при определении идентичности допускаются незначительные различия во внешнем виде таких товаров.

При определении идентичности работ, услуг указываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке.

Таким образом, можно найти источники информации, посмотреть закупаемую продукцию. Например, пойти на сайт завода-производителя и найти идентичный товар тому, который нужен.

Что такое однородные товары?

Под однородными товарами подразумеваются товары, которые, не являясь идентичными, обладают сходными характеристиками и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и быть коммерчески взаимозаменяемыми.

При определении однородности товаров учитывается несколько факторов:

  • качество;
  • репутация на рынке (если речь идет об услугах);
  • страна происхождения.

Откуда брать информацию о ценах?

При применении метода сопоставимых рыночных цен информация о ценах должна быть получена с учетом всех сопоставимых условий. Но помимо однородности и идентичности продукции нужно учитывать условия поставки продукции и коммерческие условия.

Также заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок. И здесь нужно четко следовать методическим рекомендациям, которые установлены Минэкономразвития.

В целях применения метода сопоставимых рыночных цен может использоваться:

  • общедоступная информация о рыночных ценах, которая представлена в ч. 18 ст.22 Закона 44-ФЗ;
  • информация о ценах товаров, полученная по запросу у поставщиков, осуществляющих поставку идентичных товаров;
  • информация, полученная в результате размещения запросов цен ТРУ в ЕИС (с целью проведения мониторинга).

В целом, за последнее время в расчете начальной цены единицы ТРУ методом сопоставимых рыночных цен ничего не изменилось.

Рассмотрим пример — закупка медицинского осмотра сотрудников. Заказчик не знает, сколько человек должны пройти осмотр, так как в компании наблюдается текучесть кадров. Кроме того, сотрудники трудоустраиваются не все сразу, а каждый в разное время.

В расчете стоимости единицы такой услуги поможет метод сопоставления рыночных цен. Нужно направить запрос на коммерческие предложения минимум пяти поставщикам. Получив ответ не менее чем от трех поставщиков, можно обосновать начальную цену единицы продукции.

Еще один пример — закупка канцелярских товаров. Объем в этом случае не определяется, однако для расчета цены единицы продукции обосновывается стоимость одной штуки товара (один карандаш, одна ручка и т.д.). Нужно отправить запрос поставщикам и дождаться от них ответ, чтобы понять, сколько это будет стоить по методу сопоставимых рыночных цен (5 запросов — 3 ответа).

Если продукция уникальная и метод сопоставимых рыночных цен не подойдет, выходом является размещение информации в ЕИС для получения ответов на запрос цены. Либо можно посмотреть цены на продукцию на сайте завода-производителя.

Что изменилось с 1 июля 2019 года

Методика определения начальной цены единицы товара в связи с новшествами, вступившими в силу в начале июля, не изменилась. Поэтому следует по-прежнему руководствоваться общими положениями, закрепленными в Приказе Минэкономразвития РФ от 2.10.2013 № 567.

В Законе 44-ФЗ зафиксирован принцип, продолжающий действовать и сегодня: правительство может определить сферы деятельности, при закупках в которых применяется специальный порядок определения начальной цены единицы, а также федеральные органы исполнительной власти и госкорпорации, которые его устанавливают.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 02.07.2019 № 847, Минздрав как заказчик, осуществляющий закупки изделий медицинского назначения, должен определить методику расчета начальной максимальной цены по закупке медизделий. Планируется, что новые правила закупок начнут действовать с ноября.

Из нового документа, который появился в распоряжении РБК, становится понятно, что теперь заказчик обязывается помимо НМЦК устанавливать и начальную цену за единицу товара. Идеология НМЦК останется, однако появление так называемой референтной цены (цены сравнения) на лекарства станет конкретизированным.

Проект документа также предлагает более существенное повышение цены при повторном объявлении конкурса, в случае если тот не состоялся.

Есть в новых правилах довольно скользкие моменты, которые, по мнению экспертов из Ассоциации российских фармацевтических производителей, скрывают риски для поставщиков. Так, например, заказчик должен указать цену за единицу товара, но может не указывать конкретный объем необходимой партии лекарств. Из-за этого поставщики могут попадать в реестр недобросовестных, если у них не окажется нужного количества медикаментов, которые может потребовать заказчик.

С июля закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае приобретения ТРУ на сумму, не превышающую 300 000 руб. При этом не изменилось ограничение годового объема таких закупок:

  • не более 2 млн руб.;
  • или не больше 5 % совокупного годового объема закупок заказчика, но до 50 млн руб.

С 31 июля 2019 года начали действовать поправки в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ. Так, увеличен единовременный и годовой лимит для закупок у единственного поставщика учреждениям культуры и образования. Они вправе заключать контракт с единственным поставщиком на сумму до 600 000 руб.

В качестве годового лимита установлены следующие параметры:

  • не более 5 млн руб.;
  • не более 50% совокупного годового объема закупок и не более 30 млн руб.

Также увеличивается сумма закупки лекарств по решению врачебной комиссии. Суть новшества заключается в том, что через 90 дней после публикации закона заключить контракт на поставку лекарств по решению врачебной комиссии можно будет не на 200 000 руб., как ранее, а на сумму до 1 млн руб.

Кроме того, с 31 июля заказчики избавлены от обязанности размещать в ЕИС извещения об осуществлении закупок у единственного поставщика.

Инертность восприятия и оценок, с одной стороны, естественна для большинства. С другой стороны, фора для тех, кто занимается чем-либо профессионально. Самый очевидный способ объяснить чужой успех или результат работы — НеЧестность. Так, к сожалению, искренне мыслят большинство наших сограждан. В чем-то они правы. Но чаще всего это «правда вчерашнего дня». Попробую сейчас вкратце рассказать о процедуре получения госконтрактов (не субсидий, грантов и т. п., где все может проходить иначе).
Во-первых, нужно адекватно оценивать свои силы. Участие в конкурсе на получение госзаказа серьезное и ответственное предприятие, которое по незнанию может обернуться плачевно для любой организации. Причем на любом этапе, начиная с момента подачи заявки, заканчивая подписанием акта выполненных работ и ожидания денег. Хорошие или плохие взаимоотношения с заказчиком кардинально не влияют на его исполнение. Конечно, при жестком заказчике больше внимания. Но даже при «своем и родном» заказчике есть риск облажаться по полной. Проверкой исполнения контракта (организационно и финансово) занимаются те люди, с которыми вы никогда не встретитесь. Во всяком случае, надейтесь на это.
Во-вторых, для участия в любом конкурсе понадобятся ресурсы. Как минимум, все необходимые документы и справки, цифровая подпись и регистрация на торговых площадках (в случае электронных торгов), финансы для обеспечения заявок или исполнения контракта (в случае аукциона или открытого конкурса от 5% до 30% суммы заказа), специалисты, умеющие готовить заявки и оформлять их должным образом. А также, соответствие спрятанным глубоко в техническом задании хитрым ловушкам в виде сертификатов, лицензий, допусков и т. п. Для некоторых конкурсов необходима история подобных контрактов, наличие нужных специалистов. На пустом месте выиграть можно только котировки. Но там и конкуренция выше.
В-третьих, уверенность в себе. Самое главное не перепутать с самоуверенностью. Если вы видите ситуацию в целом и понимаете следствие того или иного действия или бездействия, то необходима решительность и смелость. Вполне возможно, что на каждом шагу вас будут прессовать и запугивать попаданием в реестр недобросовестных поставщиков. Это нормально. Делайте свое дело максимально хорошо. Закрывайте всё нужными документами. Будьте дисциплинированными и ответственными.
По процедуре. Особо мнительные сограждане, кстати, вполне легально могут отслеживать, что именно входило в тот или иной заказ. Почему конкурс на миллион, а по вашему личному ощущению на три копейки. Бывает так, что пункты вроде «питания» или «транспортных расходов иногородних» утяжеляют смету на 40-50%. Стороннему наблюдателю это не очевидно, но траты фактически присутствовали.
Итак, что нужно сделать:
1. Найти торги на одной из многочисленных торговых площадок. Либо воспользоваться сайтами, где компилируются разные торги. Подсказывать конкретные площадки не буду. Ищите сами.
2. Проанализировать и найти то, что вам интересно. Например, по Самаре за день в среднем размещают 100-200 госконтрактов по разным направлениям.
3. Внимательно изучить техническое задание, проанализировать его, оценить свои ресурсы. Не вдаваясь глубоко в ФЗ-94, могу сказать, что со следующего года будет что-то новое. Пока что есть три варианта: котировки, электронные торги, открытый конкурс.
4. Подготовить заявку, оплатить обеспечение заявки, принять участие в процедуре (в зависимости от вида торгов).
5. Наслаждаться результатом.
На самом деле, это только начало истории. Получить контракт в определенном смысле не самое сложное. Его надо реализовать и по нему отчитаться.
Те из нас, кто представляет, что получение госзаказа происходит также как в 90-е или даже в нулевые, глубоко заблуждается. Ни в бане, ни в ресторане, ни в кабинете на 100% договориться о получение контракта невозможно. Любой желающий может перейти вам дорогу. Это жесткая конкуренция. И она становится все более профессиональной. На данный момент это так. Что будет через пять или десять лет сказать сложно, но лучше начинать учиться уже сейчас.

Как известно, государственный заказ является не только привлекательной сделкой, но также и ключом, открывающим новые уровни успеха. Госзаказ в соответствии с российским законодательством осуществляется только в форме проведения открытых конкурсов (аукционов), успешное участие в которых обязывает иметь соответствующий опыт и узкоспециализированные знания.

Исполнителями государственного заказа могут быть как юридические, так и физические лица. Рассмотрим основные моменты получения возможности исполнять государственный заказ.

Участие в конкурсе и заключение государственного контракта

Государственный или муниципальный заказ (контракт) представляет собой гражданско-правовой договор выполнения работ, поставки товаров или оказания услуг для задач обеспечения государственных нужд, предусмотренных в расходах бюджета. Данная сфера регулируется статьями 525–534 и 763–768 Гражданского кодекса РФ, Федеральными законами от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ и от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ, постановлением Правительства РФ № 722 и другими нормами законодательства.

Основные правила проведения аукционов по размещению госзаказа изложены в Законе № 44-ФЗ. Сроки подписания и выполнения государственного контракта, объем обязательств и стоимость товаров (работ, услуг), размер и порядок финансирования; а также способ обеспечения исполнения обязательств являются неотъемлемыми атрибутами этого юридического документа.

Согласно букве закона, статусом государственного заказчика может обладать государственный или муниципальный орган или бюджетное учреждение. При этом государственные корпорации, государственные и муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения обязаны размещать заказ в соответствии с разработанными в обязательном порядке «Положениями о закупках».

Как проходит государственный конкурс по определению поставщика (подрядчика) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд?

Первоначальным этапом является публикация государственным заказчиком на региональном или федеральном сайте извещения о проведении торгов и конкурсной документации, где указаны:

  • максимальная цена договора;
  • сроки поставки товаров (выполнения работ, предоставления услуг);
  • определение качества товаров (работ, услуг);
  • другие условия.

После этого будущие участники торгов направляют госзаказчику свои заявки на участие, которые проходят процедуру регистрации. После заседания конкурсной комиссии по открытию доступа к заявкам, а также заседания по рассмотрению заявок на участие в открытом конкурсе происходит рассылка уведомлений об участии в торгах участникам размещения заказа. Затем проводится окончательное заседание конкурсной комиссии по оценке и сопоставлению заявок, содержащих котировки с указанием цен. На сайте оформляется и размещается протокол оценок и сопоставления заявок с направлением победителю одного экземпляра протокола и проекта госконтракта.

Следует отметить, что для участия в конкурсе обязательным условием является предоставление финансового обеспечения заявки в размере от 0,5% до 5% начальной (максимальной) стоимости контракта.

Порядок заключения госконтракта таков, что отказ или уклонение от его заключения приводят к штрафным санкциям, при которых средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, остаются у государственного заказчика или истребываются у банка, выдавшего гарантию обеспечения конкурсной заявки.

Процесс заключения государственного контракта также в обязательном порядке требует обеспечения его исполнения. Размер обеспечения может достигать 30% от начальной (максимальной) стоимости. Данное обеспечение может быть предоставлено либо в виде внесения денежных средств на указанный заказчиком счет, либо в форме банковской гарантии. Участник закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно выбирает наиболее удобный для него способ внесения обеспечения.

Исполнение государственного контракта

После подписания государственного контракта наступает этап исполнения. Напомним, что на этом этапе должна быть предоставлена денежная сумма до 30% первоначальной стоимости контракта в качестве обеспечения условий выполнения работ, поставки товаров или предоставления услуг. Обеспечением исполнения госконтракта может являться банковская гарантия. При этом обеспечение предоставляется заказчику до подписания контракта и является обязательным условием его заключения.

Форма обеспечения госконтракта выбирается участником открытых торгов самостоятельно, при этом разрешается предоставлять вступившую в силу банковскую гарантию, которая оформлена по форме банка-гаранта, при условии, что банковская гарантия содержит:

  • указание на госконтракт, исполнение которого она обеспечивает путем указания на стороны контракта в качестве принципала и бенефициара по гарантии, названия предмета контракта и ссылки на протокол торгов, как основание заключения контракта;
  • указание на согласие кредитной организации с тем, что изменения и дополнения, внесенные в государственный контракт, не освобождают ее от обязательств по соответствующей банковской гарантии;
  • указание на согласие гаранта с тем, что гарантия сохраняет свое действие вне зависимости от изменений организационно-правовой формы принципала;
  • условие, что гарант перечисляет бенефициару сумму обеспечения исполнения контракта в размере 30% начальной (максимальной) цены контракта в случаях нарушения поставщиком сроков, некачественного исполнения или одностороннего отказа от исполнения госконтракта и т.д.

Исполнение госконтракта — весьма напряженный рабочий процесс, требующий постоянных согласований и своевременной оплаты. Чаще всего используются две схемы:

  • исполнитель выполняет работы за свой счет, а заказчик оплачивает их по факту выполнения;
  • проект делится на этапы, заказчик перечисляет аванс исполнителю перед началом каждого этапа. Целевое расходование средств при этом обеспечивается банковской гарантией.

В тех случаях, когда исполнение госконтракта растягивается во времени или у заказчика меняются обстоятельства, и он отсрочивает перечисление авансового платежа, у исполнителя может появиться потребность в своевременном привлечении денежных средств либо получении новой банковской гарантии. Поэтому залогом успешного выполнения госконтракта во многом является наличие проверенного банка-партнера, способного своевременно предоставлять банковские услуги.

Расторжение государственного контракта

В соответствии с действующим законодательством государственный или муниципальный контракт должен содержать ряд обязательных условий:

  1. Объем работ.
  2. Стоимость работ.
  3. Начало и конец выполнения работ, включая промежуточные сроки.
  4. Размер и порядок финансирования.
  5. Форму обеспечения исполнения обязательств контракта.

Эти условия отнесены законодательством к существенным. По общим правилам Гражданского кодекса РФ, а именно согласно пункту 2 статьи 450, контракт может расторгаться решением суда по требованию одной стороны, если допущены нарушения существенных условий контракта, что означает причинение стороне ущерба, влекущего за собой значительную потерю выгоды, на которую сторона имела законное право рассчитывать при подписании госконтракта.

Например, этим существенным условием может оказаться срок начала и окончания работ или промежуточные сроки, если они занесены в госконтракт. Если же по какой-либо причине сроки не определены, сам договор признается ничтожным. Нарушение существенных условий государственного контракта влечет за собой право одной из сторон прервать договорные отношения в судебном порядке. Однако расторжение договора возможно и по обоюдному согласию сторон, при этом подписывается соответствующее соглашение о расторжении контракта.

Процедура участия в государственном конкурсе, последующее подписание госконтракта и его выполнение чаще всего невозможны без привлечения банковского финансирования: получения кредита либо предоставления банковской гарантии, что является максимально удобным для всех сторон. Необходимо лишь помнить, что подобный документ имеет установленные законом сроки действия, и, в случае если выполнение госконтракта затягивается, необходимо вовремя побеспокоиться о получении новой банковской гарантии.

Как привлечь банковское финансирование на выгодных условиях при работе с госзаказом?

С этим вопросом мы обратились к Андрею Тюрину — эксперту консалтинговой компании КСК групп:

«Профинансировать заявку на участие в государственном конкурсе и последующее исполнение госконтракта, не изымая из оборота собственные средства, подрядчик может двумя способами: получением так называемого тендерного кредита либо оформлением банковской гарантии. Кредитные предложения у различных банков существенно отличаются, в связи с чем выбор наилучших условий требует всестороннего и тщательного анализа.

КСК групп не просто консультирует средний и крупный бизнес по данному вопросу. Мы понимаем, что клиенту требуется не совет, а комплексное решение его проблемы с заранее просчитанным экономическим эффектом и в оговоренные сроки.

Когда для привлечения финансирования подрядчик в очередной раз обращается к помощи профессиональной команды экспертов КСК групп, он знает, что в большинстве случаев может рассчитывать на получение кредита или оформление банковской гарантии на привлекательных условиях: под более низкий процент, чем в среднем по рынку, и на более продолжительный срок.

Добиться этого удается благодаря тщательной подготовке сделки, включающей предварительную диагностику компании-клиента, которая осуществляется нашими экспертами на основании финансовой документации и бухгалтерской отчетности. Посредством тщательного анализа удается подобрать соответствующий банк, структурировать сделку и согласовать условия. Именно поэтому заявки КСК групп, подготовленные для банка, всегда рассматриваются в приоритете, и в большинстве случаев мы добиваемся принятия положительного решения на кредитном комитете банка.

Тем самым мы помогаем не только привлечь финансирование, но и сэкономить на процентах по кредиту.

Отдельно стоит упомянуть об оперативности рассмотрения вопросов: мы всегда укладываемся в сроки, которые берем на себя».

P. S. Более полную информацию об услугах и кейсах КСК групп можно найти на сайте компании. Там же можно оставить заявку на бесплатную первичную консультацию. Менеджеры компании ответят на все интересующие вас вопросы и сориентируют по срокам и стоимости услуг.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх