Работа в полевых условиях

Служебная командировка — поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются (ст.166 ТК РФ).
Из приведенного определения можно сделать вывод, что возможны две различные ситуации.
Ситуация 1. В соответствии с условиями трудового договора в обязанности водителя входят поездки в пределах одного населенного пункта или с выездом из него, но в течение одних суток.
Если такой водитель по распоряжению руководителя организации будет направлен в другой населенный пункт и продолжительность такой поездки свыше суток, то поездку следует квалифицировать как служебную командировку и возмещать работнику расходы в соответствии со ст.168 ТК РФ.
При этом на период командировки за работником может сохраняться средний заработок (ст.167 ТК РФ) либо дни командировки оплачиваются в соответствии с принятой в организации системой оплаты труда и условиями трудового договора.
Ситуация 2. Условиями трудового договора предусмотрено, что в обязанности работника входит доставка грузов в другие населенные пункты (отдаленные).
В этом случае поездка водителей не является командировкой. Поэтому возмещение командировочных расходов (в том числе суточных) не производится.
В то же время считается, что работа водителей носит разъездной характер (т.е. условия работы отличаются от нормальных), поэтому им должны быть установлены надбавки за разъездной характер работы.
Ранее размер надбавок за разъездной характер работы устанавливался в соответствии с Приложением к Постановлению Минтруда России от 29.06.1994 N 51. В настоящее время названное Постановление утратило силу (Постановление Минтруда России от 26.04.2004 N 60).
Отмена Постановления N 51 не означает отмену указанных надбавок. В соответствии со ст.149 ТК РФ при выполнении работ в условиях труда, отклоняющихся от нормальных (к таким условиям, на наш взгляд, можно отнести и разъездной характер работы), работнику производятся соответствующие доплаты, предусмотренные коллективным, трудовыми договорами. Размеры доплат не могут быть ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
При установлении размера надбавки (доплаты) за разъездной характер работы работодатели могут (хотя и не обязаны) воспользоваться действующими ранее правилами, в соответствии с которыми размер надбавки составлял:
— 15% от месячной тарифной ставки (оклада) работника, если водитель работает на междугородных рейсах менее 12 дней в месяц;
— 20% от месячной тарифной ставки (оклада), если водитель работает на междугородных рейсах 12 и более дней в месяц.
Такие надбавки не рассматриваются как компенсационные выплаты, а включаются в состав заработной платы работника и не освобождаются от обложения НДФЛ и ЕСН.
При направлении водителя грузового автомобиля в командировку необходимо соблюдать Межотраслевые правила об охране труда на автомобильном транспорте (Приложение к Постановлению Минтруда России от 12.05.2003 N 28; далее — Правила), которые распространяются на работников автотранспортных организаций (АТП), автотранспортных цехов, участков, иных организаций, предоставляющих услуги по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния автотранспортных средств (станции технического обслуживания, авторемонтные и шиноремонтные организации, гаражи, стоянки и т.п.), а также на предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров (далее — организации).
При направлении водителя в длительный рейс работодатель, кроме командировки и путевого листа, обязан установить водителю график движения по времени на движение и стоянку АТС исходя из норм соответствующих нормативных правовых актов. В графике должно быть указано время для отдыха и питания, места ночлега (п.2.3.1.9 Правил).
При составлении графиков необходимо учитывать, что работникам, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, не разрешается работа за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени по профессии или должности, непосредственно связанной с движением транспортных средств, а также работа с вредными и (или) опасными условиями труда (ст.329 ТК РФ).
В соответствии с п.6 Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей (Приложение к Постановлению Минтруда России от 25.06.1999 N 16; далее — Положение) нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.
Если по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям может устанавливаться суммированный учет рабочего времени (как правило, за месяц). Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.
Решение об установлении суммированного учета рабочего времени принимается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии — по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему (п.7 Положения).
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителям может устанавливаться не более 10 часов.
В случае когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.
Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом такой автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя (п.8 Положения).
В состав рабочего времени водителя включаются (п.12 Положения):
— время управления автомобилем.
Ежедневная продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов, а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.
При суммированном учете рабочего времени решением работодателя, согласованным с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом (а при их отсутствии — с работником), не более двух раз в неделю ежедневная продолжительность управления автомобилем может быть увеличена до 10 часов. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не должна превышать 90 часов (п.13 Положения);
— время остановок для кратковременного отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
— подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
— время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения;
— время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
— время простоев не по вине водителя;
— время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей автомобиля, а также регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
— время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем (засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 1/3. Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии — по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему (п.16 Положения);
— время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей (засчитывается в рабочее время в размере не менее 50%. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии — по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему (п.17 Положения);
— время в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Режим труда и отдыха, предусмотренный Положением, является обязательным при составлении графиков работы водителей. При междугородных перевозках грузов и пассажиров работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля исходя из норм Положения.
Таким образом, законодатель устанавливает ограничения не по количеству рабочих часов, которые могут быть оплачены (оплачивается каждый час работы!), а по количеству рабочих часов, которые могут быть установлены водителю, направленному в междугородную поездку.
Если в соответствии с графиком движения работник, направленный в междугородную поездку, выполняет свои трудовые обязанности в дни, являющиеся выходными согласно графику работы, установленному на месяц (имеется в виду индивидуальный график работника, который может не совпадать с производственным календарем на соответствующий год), то работа в такие дни оплачивается не менее чем в двойном размере (ст.153 ТК РФ). Вместо отработанных выходных дней (оплаченных по двойным дневным или часовым тарифным ставкам) работнику (по его желанию) могут быть предоставлены другие дни отдыха (без оплаты).
Е.Воробьева
Ведущий эксперт
Подписано в печать
11.11.2004
«Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь», 2004, N 46

…Машинисты думпкарной вертушки работают по графику сменности: 15 рабочих дней, 15 дней отдыха. Им необходимо находиться на рабочем месте все 15 рабочих дней по 24 часа неотлучно. В табеле учета использования рабочего времени указывается рабочее время — 12 часов в сутки. В связи с этим машинисты отказываются выполнять распоряжение руководства и считают, что они не обязаны находиться на рабочем месте все 24 часа в сутки. Кто прав? «
Бухгалтерские консультации «

Работа в полевых условиях или работа экспедиционного характера отличается от нормальных условий труда. В соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации работодатель обязан возмещать расходы на служебные поездки работников, работающих в полевых условиях или же выполняющих экспедиционные работы.

Очень часто, работодатели игнорируют эту обязанность и отказывают работникам в возмещении вышеназванных расходов. В подобных случаях, некоторые работники предпочитают молчать, а некоторые работники обращаются к юристам «Бюро судебной защиты «ВАШ ЮРИСТ» с просьбой взыскать в судебном порядке с недобросовестных начальников понесенные расходы, связанные с их трудовой деятельностью.

С какими вопросами придется столкнуться работнику при взыскании компенсаций за такие особые условия труда, вы узнаете из настоящей статьи.

Полевые условия — это особые условия производства геолого-разведочных и топографо-геодезических работ, связанные с необустроенностью труда и быта работающих и размещением производственных объектов за пределами населенных пунктов городского типа.

В свою очередь, к особым условиям труда относятся работы экспедиционного характера. Это фирмы, оказывающие экспедиционные услуги.

Деятельность экспедиторов также осуществляется в условиях, отличающихся от нормальных условий труда, — их труд связан с постоянными служебными поездками.

Мало того что полевые работы или работы экспедиционного характера доставляют массу неудобств для самого работника, так он еще вынужден нести и некоторые дополнительные расходы, обусловленные спецификой своей профессии. В частности, к таким расходам относятся расходы на проезд, жилье, питание и так далее, которые в силу нынешних цен составляют весьма значительные суммы.

Вместе с тем, возместить сотруднику расходы на служебные поездки, связанные с работой в полевых условиях или с участием в работах экспедиционного характера, работодатель обязан. На это указывают нормы Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой сотрудникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, работодатель возмещает:

— расходы по проезду;

— расходы по найму жилого помещения;

— дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);

— иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

Существует открытый перечень документов, которым подтверждается правомерность возмещения расходов работников, работающих в полевых условиях, а также участвующих в работах экспедиционного характера: коллективный договор, приказ руководителя о направлении работника для работы в полевых условиях или же для выполнения работ экспедиционного характера, табеля учета рабочего времени, отчет работника и т.д.

Вышеуказанные документы в копиях работник прикладывает к исковому заявлению.

Отмечу, что трудовой договор такой категории работников обязательно должен содержать условие, определяющее характер работы сотрудника (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы). Поэтому условие о размере и порядке выплаты компенсации за работу в полевых условиях или работы экспедиционного характера нужно предусмотреть трудовым договором.

Таким образом, при таком режиме работы, как полевые условия или же выполнение работ экспедиционного характера, возмещение расходов производится работодателем.

В случае отказа, работник смело может выходить в суд с исковым заявлением. В таком случае суд возмещает не только образовавшуюся задолженность работодателя перед работником, но и все понесенные расходы по оказанию юридической помощи, а также компенсацию морального вреда.

В спорных ситуациях, связанных с неисполнением и ненадлежащим исполнением работодателем норм трудового законодательства, целесообразно обращаться к юристам бюро судебной защиты «ВАШ ЮРИСТ», которые помогут Вам в решении трудных задач.

Знакомясь с новым Трудовым кодексом, я не обнаружил раздела о гарантиях и компенсациях геологам, изыскателям, работающим в полевых отрядах, партиях, экспедициях (речь идет о так называемом «полевом довольствии»), хотя гарантии и компенсации работникам, выполняющим работы вахтовым методом, там подробно расписаны. Одинаковы ли требования закона о гарантиях «вахтовикам» и работникам в полевых условиях?А.Духов, Черкесск.

Нечто общее между указанными нашим читателем категориями работников есть, но состоит оно лишь в том, что они вынуждены работать вне своего постоянного места жительства. Существенное же различие заключается в разных сроках и периодичности работы вахтовым методом и в полевых условиях.
Геологи-разведчики и изыскатели трудятся вне места жительства в течение ВСЕГО полевого сезона, а это может быть и полгода, и больше, а продолжительность вахты не должна превышать одного месяца, а в исключительных случаях и на отдельных объектах — до трех месяцев. (статья 299 Трудового кодекса). В отличие от геологов и изыскателей, проживающих, как правило, в палатках и кочующих по стране, условия, созданные для вахтовиков, иные. Они, как сказано в статье 297 Трудового кодекса (ТК), «проживают в специально создаваемых работодателем вахтовых поселках, представляющих собой комплекс зданий и сооружений, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности работников во время выполнения работ и междусменного отдыха».
Теперь об оплате. Работникам, выполняющим работы вахтовым методом, за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места расположения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы выплачивается взамен суточных надбавка за вахтовый метод работы. А вот работникам геологических и изыскательских партий (в соответствии со статьей 149 ТК) за период работы «в полевых условиях» производятся соответствующие доплаты к заработку, которые и принято называть «полевым довольствием». Положение о порядке определения размера и выплаты полевого довольствия были разработаны и утверждены Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам в 60-70-х годах и применяются до сих пор.

Журнал регистрации служебных поездок и местных командировок сотрудников — применяется для учета поездок сотрудников в течение рабочего дня в пределах населенного пункта, в котором находится организация.

Командировки длительностью более одного дня и в другие населенные пункты необходимо регистрировать в «Журнале учета работников, выбывающих в служебные командировки».

Служебная командировка — поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются. (ТК РФ, ст. 166)

Вид основного раздела журнала:

Контрольная пломба

Журнал опломбирован номерной индикаторной голографической пломбой.

Согласно ГОСТ 31282-2004 контрольная пломба — уникальное индикаторное устройство одноразового применения, предназначенное для обнаружения факта несанкционированного доступа.

Перед началом работы с Журналом необходимо заполнить титульный лист и заверительную надпись. Обязательно вписать номер пломбы в соответствующую строку, без этого Журнал не считается опломбированным.

Нормативные материалы:

Какие требования предъявляются к кадровым журналам учета и как должен быть оформлен журнал в соответствии с этими требованиями, смотрите в нашем видеоролике.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх