Работать в коллективе

1. Распредели по соответствующим графам таблицы примеры потребностей человека. Запиши в каждую графу таблицы номера соответствующих потребностей.

2. Установи соответствие между понятиями и определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбери соответствующую позицию из второго столбца.

3. Используя текст учебника, заполни пропуски в приведённом ниже тексте.

При организации различной деятельности люди сталкиваются с проблемой НЕХВАТКИ ресурсов. Человеческие ПОТРЕБНОСТИ постоянно растут и практически безграничны, а РЕСУРСОВ для их удовлетворения всегда недостаточно. Это одна из главных ЭКОНОМИЕСКИХ проблем, определяющая во многом жизнь общества. Ресурсы необходимы для производства ТОВАРОВ.

4. В регионе Z крайне низкая плотность населения, поэтому фирма, начавшая там разработку газового месторождения, вынуждена приглашать рабочих из других регионов на полугодовые вахты. Как этот факт соотносится с проблемой ограниченности ресурсов?

Рабочим приходиться ездить на машине, которую сделали из природных материалов, при этом они тратят бензин и масло на машину… А если бы они жили близко, то так много природных материалов не понадобилось.

Газ – ограниченный ресурс. Рабочих не хватает. Людям не выгодно ездить туда каждый месяц, и жить там вдали от семьи.

5. Прочитай текст учебника и заполни схему.

Блага

1. Свободные блага. Пример: Морская вода, Лесной воздух и т. д.

2. Экономические блага.

2.1 Предметы потребления. Пример: Жилье, Одежда, Продукты питания и т.д.

2.2 Средства производства. Пример: Транспорт, Энергоресурсы, Сырье и т.д.

6. В чём заключается проблема экономического выбора? Объясни и проиллюстрируй примером её сущность.

Экономический выбор — это принятие субъектом, осуществляющим выбор, одного экономического действия и одновременный отказ от другого в связи с невозможностью одновременного осуществления этих действий.

Субъектом, делающим экономический выбор, может быть любой экономический агент. Но в зависимости от того, в какой фазе общественного производства он осуществляет или планирует осуществить свою экономическую деятельность, он может быть:

— производителем экономических благ, выбирая в условиях ограниченных производственных ресурсов;

— потребителем экономических благ, выбирая в условиях ограниченных возможностей и обусловленности потребительских предпочтений.

Проблема экономического выбора отражается в трех основных вопросах экономики.

1. Что производить? Производитель, прежде чем запустить производство, должен быть уверен, что его продукт будет пользоваться спросом. В противном случае продукт не будет покупаться, производитель не будет получать прибыль и производство будет бессмысленно. Продукт будет покупаться только в том случае, если он максимально удовлетворяет потребности покупателей и доступен для них. Каждый производитель решает этот вопрос индивидуально. Значение имеет не только ориентация на потребительские предпочтения, но и наличие факторов производства, их стоимость.

2. Как производить? Этот вопрос ставит производителя перед выбором технологии производства. Задача состоит в том, чтобы сделать производство продукта максимально дешевым, а значит, и более привлекательным для потребителя.

3. Для кого производить? Изучение сегмента рынка потребителей позволяет производителю снизить производственные затраты путем удовлетворения именно тех потребностей, которые важны для данного класса потребителей.

7. Анна решила заниматься восточными танцами. Сами занятия, приобретение костюмов и аксессуаров — удовольствие не из дешёвых. Вполне вероятно, что Анне придётся отказаться от затрат на удовлетворение других потребностей. Что в данном случае может выступить в качестве альтернативной стоимости? Обведи номера правильных ответов.

2) затраты на посещение бассейна

4) затраты на изучение иностранного языка

8. Вспомни, какой была последняя крупная покупка твоей семьи. Что являлось её альтернативной стоимостью? Объясни мотивы экономического выбора своей семьи.

Последняя крупная покупка: машина, компьютер, холодильник, крупная мебель, дорогой телефон. Покупки от 10 000 рублей. Мотивы — была ли покупка необходимостью, или — же это объект роскоши, подарок и т. д. 1 недорогая иномарка является альтернативой 8 — 10 скутеров, холодильник (10 000 — 20 000) = 2 — 3 стиральные машины.

В2. 1) Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «функции власти». Организация; престиж; руководство; господство; координация.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «функции власти». Ответ ______

2) Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «демократия».

Суверенитет народа; принцип большинства; равенство в правах; правовой принцип: «запрещено всё, что не разрешено законом»; принцип либерализма.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «демократия». Ответ ______

3) Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «либерализм».

Право на собственность; индивидуальная свобода; незыблемость традиций; разделение властей; свободные выборы.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «функции власти». Ответ ____________

В3. 1) Установите соответствие:

Основные проявления признаки политического режима

А) степень участия народа в формировании органов

политической власти 1) уровень легитимности политической

Б) реализация основных прав и свобод человека 2) правовое положение человека

В) доминирующие методы осуществления власти

Г) степень гласности в обществе

Д) учёт интересов меньшинства при принятии политического решения

2) Установите соответствие:

Сферы проявления Элементы политической культуры

А) уровень знаний о политике 1) политическое сознание

Б) взаимодействие с институтами гражданского общества 2) политическое поведение

В) отношение к политике

Г) участие в политической жизни

Д) владение политическим языком

3) Установите соответствие:

Проявление функций Функции государства

А) корректировка негативных последствий рыночных отношений 1) экономическая

Б) разработка и проведение налоговой политики 2) социальная

В) поддержка малозащищенных слоёв населения

Г) осуществление антимонопольной политики

Д) проведение политики в области образования, культуры, здравоохранения

В4. 1) Найдите в приведённом ниже списке принципы, лежащие в основе демократического избирательного права, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. принцип открытого голосования 2. принцип всеобщности

3. принцип состязательности 4. принцип имущественного ценза

5. принцип неограниченности срока выборов 6. принцип гласности

2) Найдите в приведённом ниже списке черты гражданского общества и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. экономическая самостоятельность граждан 2. господство одной идеологии

3. правовое оформление и государственная защита прав и свобод граждан

4. невмешательство государства в частную жизнь граждан

5. господство государства над обществом 6. реализация принципа федерализма

3) Найдите в приведённом ниже списке принципы федерализма, закреплённые в Конституции РФ, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. равенство прав субъектов РФ 2. государственная целостность России

3. приоритетность местного законодательства 4. централизация власти

5. равенство и самоопределение народов

6. отсутствие политической самостоятельности административно-территориальных образований

В6. 1) Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Лауреат Нобелевской премии, западноевропейский политолог Август фон Хайек утверждал, что _____ (1) требуется не для хорошего управления, но в качестве гаранта, обеспечивающего стремление к высшим идеалам общественной и частной жизни, по сути своей являясь средством для защиты социального мира и _______ (2). Однако господствует ошибочное мнение, что пока возможность одного влиять на другого или группу, изменяя их поведение в соответствии со своими целями, принадлежит воле большинства, это является средством от _____ (3). Нужно учитывать, что _____ (4) должна ограничиться разработкой общих правил, предоставляя _____ (5) выбор во всём, что связано с обстоятельствами места и времени. Учёный также утверждал, что граждане при тоталитарном политическом режиме совершают аморальные действия из преданности ______ (6)».

Выбирайте последовательно одно слово за другим, заполняя каждый пропуск.

а) демократия, б) ценность, в) свобода, г) власть, д) президент,

е) авторитаризм ж) государство, з) произвол, и) индивид

2) Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, заполняя каждый пропуск.

а) закон, б) суверенитет, в) человечество, г) безвластие, д) государство,

е) монополия ж) общество, з) принуждение, и) политика

3) Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, заполняя каждый пропуск.

а) демократия, б) профсоюз, в) государство, г) выбор, д) народ,

е) режим ж) монархия, з) прогресс, и) партия

Часть С.

«Есть в обществе особый тип власти. Его главной отличительной чертой является то, что решения, принимаемые субъектом власти, становятся обязательными для всех членов общества, всего населения. Это могут быть решения об определённом порядке взимания налогов, порядке, регулирующем право собственности, порядке рассмотрения и разрешения конфликтов и споров и многое другое. Этот тип власти называется политическим.

В основе политической власти лежит особый тип социального неравенства – неравенство политическое.

…Разделение людей на принимающих политические решения, осуществляющих управление обществом и на исполнителей сохранилось. Изменился лишь порядок формирования группы управляющих, он стал более демократичным, открытым, а сама группа стала более подвижной, внутренне неоднородной. Эта группа получила в политологии и социологии собственное название – политическая элита, которая перестала совпадать с сословным или экономическим делением общества.

В основе политического неравенства лежит неравенство политических статусов. Право принимать ответственные политические решения человек получает именно благодаря своему особому статусу в иерархической структуре общества, становясь членом правительства, депутатом парламента, лидером политической партии и т.п.

Политическое правительство создаёт предпосылки для управления обществом. Ведь для координации жизни социума необходим своеобразный управленческий центр, «мозговой штаб», а также преодоление центробежных тенденций, эгоизма, индивидуального и группового интересов. Вот почему история общества – это не история ликвидации политического неравенства, а поиск и создание эффективных способов его организации, чтобы само политическое неравенство не консервировало общество, а способствовало его развитию.

Воспроизводству отношений политической власти способствуют нормы и правила, регламентирующие этот тип отношений» (Пушкарёва Г.В. Власть как социальный институт// Социально-политический журнал. 1995. №2, с.87-88)

С1. Опираясь на текст, укажите главную отличительную черту политической власти.

С2. Какими особенностями, по мнению автора, характеризуется политическое неравенство на современном этапе?

С3. Право принимать ответственные политические решения, как отмечает автор, получает человек, обладающий особым статусом в иерархической структуре общества. Приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера факторов, влияющих на достижение человека в современном обществе такого статуса.

С4.В чёмвидит автор значимость норм и правил, регламентирующих отношения политической власти? Укажите любые три примера данных норм.

С5.1. В чём заключается сущность понятия «политическая идеология»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: 1) о видах политических идеологий; 2) о характерных чертах любой из политических идеологий.

С5.2. Что называется политическими партиями? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: 1) о видах политических партий; 2) о функциях политической партии.

Бывают случаи, когда на работе складывается нездоровая атмосфера. Психологи называют такую обстановку «токсичной». К сожалению, нам порой приходится работать рядом с неприятными людьми, которые разжигают ссоры и скандалы, занимаются сплетнями и интригами. Такая атмосфера в рабочем коллективе крайне вредна. Страдает ваша карьера, вы теряете интерес к любимому делу, а иногда начинаются и проблемы со здоровьем.

Как выжить среди токсичных людей? Мы познакомим вас с несколькими советами специалистов.

Чем опасна токсичная обстановка

Работать с токсичными коллегами очень тяжело. Иногда достаточно наличия нескольких неприятных людей, чтобы в коллективе сложилась нездоровая обстановка. Ученые установили, что постоянная агрессия со стороны коллег существенно повышает риск психических и физических заболеваний. Бывали случаи, когда после несправедливой критики начальника человек попадал в больницу с сердечным приступам.

Токсичная обстановка в коллективе приводит к тому, что вы можете потерять интерес к любимому делу. Это отрицательно скажется на вашей карьере. Однажды утром вы замечаете, что вам совсем не хочется идти на службу, несмотря на то, что вы всегда любили свою работу. Вы просто больше не можете выносить неприятную обстановку.

Периодически у вас будет возникать желание отомстить неприятным коллегам. И это довольно тревожный сигнал. Ведь поддавшись гневу, вы тем самым уподобляетесь этим людям. Психологи установили, что токсичный человек распространяет вокруг себя негативные эмоции, как заразу. Помните, что желание отомстить — разрушительное чувство. Вы и сами не заметите, как вскоре станете одним из токсичных людей.

Как же выжить в нездоровой обстановке на работе, по возможности избегая открытых конфликтов? Прислушайтесь к советам специалистов, о которых мы расскажем вам ниже.

Избегание

Совет психологов по поводу общения с неприятными коллегами довольно прост: избегайте их. Отодвиньте свой рабочий стол подальше от токсичных людей, не вступайте с ними в разговоры и пререкания. Если есть возможность, то поработайте в другом помещении или в общественных местах.

Если это сделать невозможно, то постарайтесь объединиться с другими людьми. Вероятнее всего, от нездоровой обстановке страдаете не только вы, но и другие коллеги. Ищите у них моральную поддержку, ведь вместе вам будет гораздо легче справиться. Если вы будете по очереди бороться с токсичными людьми, то у каждого из вас останется больше времени для работы.

Токсичным человеком может оказаться и ваш начальник. Это наиболее тяжелый случай. Ведь избежать контакта с боссом удается далеко не всегда. Если у вашего неприятного руководителя есть административный помощник, то постарайтесь наладить с этим человеком хорошие отношения. Он будет вас предупреждать о настроении начальника. Вы будете заранее знать, когда босс «не в духе» и избегать с ним контактов в такие моменты.

Переоценка

Далеко не всегда на работе удается избежать общения с неприятными людьми. Если тактика избегания не приносит положительных результатов, то вам придут на помощь знания из области психологии.

В когнитивно-поведенческой терапии существует понятие — переоценка. Это означает, что вы можете интерпретировать ситуацию по-другому. Вы не способны изменить токсичную обстановку на работе, но вы можете поменять свое отношение к ней.

Отнеситесь к своим неприятным коллегам не как к невыносимым людям, а как к капризным детям. Это у них плохое настроение или проблемы, но не у вас. Постарайтесь обезличить стресс, который они вам пытаются причинить. Такой рассудительный подход очень помогает выжить в токсичном коллективе.

Конечно, вам будет очень трудно избежать столкновения с неприятными людьми. Возможно, что они будут пытаться устраивать скандалы и кричать на вас. Старайтесь в такие моменты сделать паузу в разговоре. Когда ваш токсичный собеседник замолчит, разговаривайте спокойно в несколько замедленном темпе. Чем больше раздражен ваш коллега, тем невозмутимее должны быть вы. Не поддавайтесь чувству обиды и воспринимайте оскорбления отстраненно. Считайте, что грубые слова не имеют к вам никакого отношения.

Надо ли давать отпор

Что делать, если оскорбления приобретают серьезный характер, а уровень агрессии токсичных коллег зашкаливает? Надо ли давать отпор в таких случаях? Большинство психологов считает, что этого делать не стоит.

Безусловно, можно вступить в конфликт и ответить на обидные слова оскорблением. Но чаще всего это не приводит к желаемому результату. Психологи отмечают, что в 70 % случаев токсичные люди не останавливаются даже после того, как получают открытый отпор.

Предположим, что вы все-таки решили дать отпор неприятному человеку. Перед этим вы должны оценить и учесть следующее:

  1. Расстановку сил. Подумайте о том, хватит ли у вас сил, чтобы выйти победителем из конфликта. Обязательно оцените свои возможности заранее, если речь идет о борьбе с токсичным начальником.
  2. Документацию событий. Во время словесной агрессии токсичных людей незаметно включите диктофон. Если вас оскорбляют в электронных письмах, то сохраните эту переписку. Ваши обвинения в адрес неприятных коллег должны быть подтверждены доказательствами.
  3. Наличие союзников. Вам будет очень сложно бороться с токсичным коллективом в одиночку. Поэтому старайтесь найти сторонников. Только совместными усилиями вы сможете остановить неприятных людей.

Вы можете обратиться к вышестоящему руководителю или в отдел кадров для решения этой проблемы. Но при этом у вас должны быть доказательства, которые подтверждают несправедливые оскорбления. Не нужно стесняться жаловаться. Ведь нездоровая ситуация не только неприятна лично вам. Токсичная обстановка негативно сказывается на результативности и эффективности работы всей команды.

Чтобы выжить среди токсичных коллег, вы можете воспользоваться любым из приведенных советов психологов. Какая линия поведения в такой ситуации является оптимальной? Специалисты считают, что переоценка помогает в большинстве случаев. Ведь вы не всегда можете избежать общения с неприятными сотрудниками или начальником. К открытому отпору следует прибегать только в самых крайних случаях. Но вы всегда можете изменить свое отношение к ситуации на работе. Это поможет вам сохранить душевное и физическое здоровье.

Вот тебе раз! Мы-то думали, что в рунете много сказано о том, как заставить коллектив работать эффективнее. А вот и нет: статей на эту тему очень мало, а если они и есть, то какие-то однобокие. Но мы исправили ситуацию и подготовили по-настоящему полный материал. Несколько дней изучали вопрос, добавили много знаний из личного опыта. Не то что мясо — вырезка!

Мы любим сводить все к простым вещам, и в этом случае поступим также. Итак, по-настоящему работоспособная команда держится на трех китах: профессионализм, мотивация и дисциплина. А во главе всего этого стоит сильный и авторитетный лидер. Поэтому начать придется с себя любимого.

Часть первая — прокачиваем себя и коллектив

Начните с себя

Руководитель — душа коллектива. Как полководец в армии. Вы либо можете повести за собой людей, либо нет. Если нет — вы плохой руководитель и идти дальше бесполезно. Поэтому самый профессиональный, замотивированный и дисциплинированный человек в команде — это босс.

Как этого добиться? Помните фильм «Александр” с Колином Фарреллом про Александра Македонского? Там есть сцена, которая может служить уроком каждому начальнику. В ней наставник говорит молодому Александру: «Первое правило войны: делай то, что приказываешь своим людям. Не больше и не меньше!”

Вы всегда должны быть в гуще событий, особенно в сложных ситуациях. Ничто так не расхолаживает коллектив, как начальник, приезжающий на работу к обеду подписать бумаги. Уж если ему наплевать, думают подчиненные, то нам — тем более.

Далее — профессионализм. Самый прокачанный спец в команде — это руководитель. Он должен навскидку отвечать на большинство рабочих вопросов подчиненных. Не можете навскидку — бегите гуглить. Но не оставляйте вопросы без ответов и не давайте сотрудникам вариться в собственном соку.

Для того, чтобы стать профи, нужно постоянно учиться. Семинары, книги, обучающие видео — все пойдет в дело. Идеально, если обучение войдет в привычку. Час в день — на обучение. Ищите новые веяния, подсматривайте новшества конкурентов, словом, держите руку на пульсе.

И последнее — мотивация лидера. Для себя вы можете работать ради чего угодно, но подчиненные должны думать, что вы трудитесь ради идеи. Человек, по-настоящему любящий свое дело и верящий в него, вызывает восхищение у любого. Восхищение и зависть. Все хотят заниматься любимой работой. Поэтому еще раз: ваш главный мотиватор — светлые идеалы. Это должны видеть подчиненные. А теперь переходим к первому киту эффективного коллектива.

Мотивация

Мотивация — это желание работать. Замотивировать сотрудника — значит предложить ему цель, ради которой он станет трудиться. Бывает материальная и символическая. Примеры материальной мотивации:

  • деньги. Не будем лукавить — это самый мощный мотиватор в мире. Можно сколько угодно кормить соловья (сотрудника) баснями о великой цели, но за копейки он работать не будет. Сама по себе большая зарплата — не мотиватор, к любым деньгам быстро привыкают. Деньги начинают мотивировать, когда работник чувствует связь между хорошей работой и суммой на банковском счете. Поработал ударно — получил премию. Сдал проект раньше срока — прибавка к окладу. Вот так это работает;
  • карьера. В принципе это тоже деньги, но с примесью статуса. Быть старшим менеджером круче, чем простым. А получать за это в два раза больше денег — вообще красота;
  • бонусы и привилегии. Компенсация стоимости проезда, питание, корпоративная сотовая связь — все это тоже хорошие мотиваторы.

Символическая мотивация:

  • вклад в общее дело. Когда сотрудник чувствует, что от него что-то зависит, к нему прислушиваются, его идеи воплощаются в жизнь, это сильно повышает лояльность и эффективность работы;
  • командный дух. Если работник понимает, что коллектив — его вторая семья, он старается больше. Отшельники и одиночки работают менее эффективно бывают и исключения;
  • простое человеческое спасибо. Похвалы за успешную работу, одобрение руководителя и коллег мотивирует не по-детски.

Это были примеры положительной мотивации, а есть еще и отрицательная. Тоже бывает материальная и символическая. Наказать рублем и лишить премии — отрицательная мотивация. Заставляет быть внимательнее и ответственнее относиться к своим обязанностям. Выговор, замечание — способ заставить работать лучше, не прибегая к финансовым инструментам.

К мотивации можно применить творческий подход. Например, выбирать лучшего сотрудника недели и поощрять его. Только лучший сотрудник недели — это скучно. Пусть лучше это будет «Монстр маркетинга месяца”. И наоборот «Свинюшка недели” — антипремия самому неаккуратному работнику, чей стол вечно завален хламом.

Дисциплина

Железная дисциплина серьезно повышает эффективность коллектива. Даже если рассуждать математически, то получится, что чем больше сотрудники пинают валяют дурака, тем меньше они работают. Но это не главное. Если с дисциплиной в отделе бардак, то бардак будет и в головах у сотрудников. Перечислим главные правила дисциплины. Мы подсмотрели их на режимных предприятиях советского образца — там с дисциплиной все в порядке:

  • внутренний трудовой распорядок. Это режим работы. Рабочее время — с 9:00 до 18:00, обед с 13:00 до 14:00. Два перерыва по 10 минут в течение рабочего дня. Напечатать на листочках и развесить в отделах, строго следить за соблюдением. Хочешь задержаться или уйти раньше — все только с письменного согласия начальника;
  • субординация. Старший менеджер подчиняется начальнику отдела, а ему — менеджеры по продажам. Вассал моего вассала — не мой вассал. Через голову прыгать нельзя. Приказы не обсуждаются;
  • должностные инструкции. Это документ, в котором подробно перечислены права и обязанности сотрудников. Они у каждого свои: у менеджеров, у маркетологов, у бухгалтера. Можно скачать из интернета типовые инструкции и переделать их под свою специфику;
  • замещение отсутствующего руководителя. Начальник уехал в отпуск и в офисе праздник — все дружно забросили дела и зависают в соцсетях? Чтобы этого не произошло — назначайте исполняющего обязанности. Приказом, под роспись работников. Пусть знают, что в отсутствие начальника отдела должны подчиняться старшему менеджеру;
  • дресс-код. А почему бы нет? Никто не говорит, что нужно по полной закрутить гайки и заставлять сотрудников ходить исключительно в костюмах. Но запретить шорты, треники и глубокие декольте — вполне разумно.

В дисциплине главное — система. Здесь тоже нужна мотивация на соблюдение правил. Штрафа за опоздание, выговоры за невыполнение распоряжений — все это должно быть систематизировано. Главное правило — никаких исключений. Если что-то можно, то можно всем и всегда. Нельзя — значит нельзя никому и никогда. Точка.

Профессионализм

Насколько бы сотрудники не были трудолюбивы и ответственны, они не будут работать эффективно, если не умеют. Их нужно научить. Это системная работа и проводить ее нужно в несколько этапов:

  1. Первичный инструктаж при приеме на работу. Проводится для введения новичка в курс дела. Лучше, если инструктаж проведет непосредственный руководитель. Нужно рассказать, чем тут занимаются, как происходит рабочий процесс и что вообще за работа.
  2. Чтение должностных инструкций. Не нужно сразу направлять человека в гущу событий. Дайте ему денек-другой на изучение нормативной документации. А вместе с ней подсуньте почитать дельные книги, например, по маркетингу и основам продаж. Потом устройте небольшое собеседование и посмотрите, как новичок усвоил материал.
  3. Работа под присмотром опытного сотрудника. Помогает новичку адаптироваться в коллективе и быстрее освоить обязанности. На роль наставника выбирайте самого грамотного работника, который сможет не только показать, но и рассказать и объяснить.
  4. Обучение в учебных центрах. Повышение квалификации нужно проводить постоянно. Чем чаще, тем лучше. Единственное, на что нужно обратить внимание — качество обучения. Сейчас из каждой дырки лезут желающие научить вас и ваших сотрудников всему и сразу. Поэтому тщательно подходите к выбору курсов. Хорошее обучение стоит приличных денег. Спикеры имеют хорошие отзывы, их работы легко найти в интернете. Молодые мальчики и девочки, которые бесплатно готовы поделиться своими знаниями, на эту роль не годятся.
  5. Посещение семинаров, конференций и выставок. Если к вам в город едет известный бизнесмен и хочет почитать лекции — не упускайте эту возможность. Езжайте на мероприятие сами, посылайте сотрудников — хотя бы несколько человек. Так они наберутся новых мыслей и будут фонтанировать свежими идеями.
  6. Заведите в офисе небольшую библиотеку. Тематику литературы подбирайте исходя из рода вашей деятельности. Для продажников подойдут книги по маркетингу и SMM, для копирайтеров — литература по написанию статей. Пусть каждый сотрудник имеет доступ к книгам.

Часть вторая — создаем настоящую команду

Ну хорошо. Вы выполнили первую часть работы и прокачали сотрудников по отдельности. Теперь они замотивированы, обучены и имеют железную дисциплину. Но от всего этого не будет толку, если коллектив не работает как единый организм. Для этого сотрудников нужно сплотить в настоящую команду. Вот несколько рабочих способов:

  • ставьте перед сотрудниками общую цель. Работники должны понимать, что если каждый будет тянуть одеяло на себя, общий результат от этого проиграет. Для этого грамотно распределите между сотрудниками обязанности. Каждый отвечает за свой участок работы;
  • разработайте систему корпоративных ценностей. Здесь вполне можно стремиться к идеалу. «Стать лучшим интернет-магазином в сегменте”, «Предоставить клиентам лучший сервис в стране”, «Заработать миллиард рублей за квартал”. Чем круче — тем лучше. Пусть это станет девизом команды. Можно заказать баннер и поставить его на видном месте в офисе. У наших коллег стоял такой: «Качество — это возвращение заказчика, а не продукции”;
  • проводите совместный досуг. Речь не только о корпоративах, банкетах и вечеринках в честь дня рождения директора. Совместные спортивные мероприятия, выезды на природу или на экскурсии потрясающе сплачивают коллектив. Можно даже посмотреть сквозь пальцы на то, что половину понедельника коллеги обсуждают насыщенные выходные — это будет только плюс;
  • проводите планерки, летучки, совещания и оперативки. Чем больше вы общаетесь напрямую с коллективом, тем лучше. На совещаниях давайте высказаться всем желающим. Пусть даже новички знают, что их мнением дорожат и всегда дадут слово. Так никто не выпадет из обсуждения и все будут чувствовать причастность к общей идее;
  • устраивайте мозговые штурмы. Совместное решение задачи сплачивает коллектив на раз. Да и сами сотрудники привыкают работать совместно, а не поодиночке.

Соблюдая эти несложные правила, вы серьезно повысите эффективность работы коллектива. Запомните: мотивация, дисциплина, профессионализм, команда. И вперед, к новым свершениям!

Понятие «интерес» происходит от латинского слова interest, что означает – важно, имеет значение. В обыденном понимании это есть отношение человека к вещи, предмету как чему-то ценному, привлекательному. В основе интересов лежат потребности людей. Многогранность и многообразие человеческих потребностей порождает столь же большое число интересов. Каждая сторона жизнедеятельности людей имеет свой спектр интересов. Интересы могут быть духовными, нравственно-этическими, религиозными, социальными, профессиональными, идеологическими, национальными, экономическими и т.д. Реализуются интересы через определенные мотивы деятельности. Мотив- это внутреннее побуждение человека к действию. Таким образом, потребности вызывают у людей интересы, которые в свою очередь формируют мотивы действий.

Собственник средств производства организует производство, управляет им, присваивает производственный продукт. Он заинтересован в повышении эффективности производства, поэтому постоянно внедряет новую технику, повышает качество продукции, расширяет производство, т.е. интересы лежат в основе деятельности людей.

Каждая форма собственности должна экономически реализовываться. Экономическая реализация собственности осуществляется по разным направлениям, одним из которых выступают экономические интересы.

Экономический интерес — это обыкновенный побудительный мотив хозяйственной деятельности людей, который обусловлен материальными потребностями. Потребность выступает как проявление объективной необходимости в поддержании жизнедеятельности людей. Каждый участник общественного производства вступает в него для удовлетворения своих потребностей, следовательно, экономический интерес – это средство удовлетворения потребностей людей. Многоуровневый характер собственности предполагает целую систему интересов. Если в основу классификации взять субъекты собственности, то можно выделить общественные, коллективные и личные интересы.

Общественные интересы – это интересы всего общества, совокупность экономических отношений, связанных с удовлетворением потребностей всего общества. Эти интересы реальны, но носят наиболее общий характер. В этом плане можно выделить различные ступени общественных интересов:

1. Общественные глобальные интересы – сохранение среды обитания, сокращение гонки вооружений, борьба с болезнями;

2. Интересы государств;

3. Интересы ведомств;

4. Муниципальные интересы;

5. Эти интересы не имеют общей связи с определенной формой собственности.

Коллективные интересы– это интересы, направленные на удовлетворение потребностей группы собственников. Коллективные интересы охватывают отношения людей, связанных общей целью производства и реализации продукции. Коллективные интересы иногда сопоставляются с групповыми интересами, но групповой интерес тоже коллективный. В этой связи можно утверждать, что содержание коллективного интереса определяется не размером коллектива, не этническими отношениями, а реальным экономическим отношениями. Поэтому вполне закономерно, что интересы коллектива цеха могут совпадать с интересами коллектива предприятия, интересы коллектива предприятия не всегда совпадают с интересами государства. Это относится к любой форме производства.

Наиболее глубокими являются личные интересы. Они выражают отношения, связанные с социально-экономическими потребностями отдельных лиц. Коллективы состоят из отдельных работников, а общество является совокупностью коллективов. Поэтому личный интерес составляет первичное звено и несущую конструкцию всех интересов. Все формы экономических интересов диалектичны. Личный интерес реализуется в производстве, через определенный коллектив посредством коллектива. Поэтому можно говорить об определенном единстве коллективных и личных интересов.

Экономические интересы тесно связаны с экономическими отношениями, а через них – с отношениями собственности. Более того, следует отметить, что экономические отношения проявляются исключительно через экономические интересы людей. Люди живут и трудятся сообща. Пчелы тоже живут и работают в коллективе, но среди людей есть экономические отношения, а у пчел их нет, так как свои трудовые операции они выполняют инстинктивно, а люди через труд реализуют свой экономический интерес.

Переход к рынку потребовал не только реформирования собственности, экономических отношений, но и новой оценки экономических интересов. Быстрыми темпами сегодня развивается интерес собственника. При прежней командно-административной системе с ее уравнительными принципами распределения интерес собственника у людей был приглушен, объект собственности работника не интересовал, ибо он был общим, а в итоге – ничейным. Проблемы приватизации, акционирования государственной собственности пробудили интерес к частной собственности, а значит, и к предпринимательской инициативе.

Существующие в обществе группы интересов не адекватны друг другу, они противоречивы: личные интересы не всегда согласуются с коллективными, а коллективные – с общественными. В основе этих различий лежит разный комплекс необходимых к удовлетворению потребностей. У отдельно взятой личности нет интереса к противопожарной безопасности, а у коллектива такой интерес есть; у коллектива отсутствует глобальный интерес в обороноспособности страны, а у общества он есть. Поэтому государство создает механизм реализации экономических интересов. Средством реализации интересов выступают экономические материальные стимулы.

Итак, экономические интересы выступают связующим звеном между материальными потребностями и производственно-хозяйственной деятельностью людей, между системой отношения собственности, составной частью которых они являются, и организационно-экономическими отношениями, экономической политикой.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое собственность как юридическое понятие?

2. Что такое собственность как экономическая категория?

3. Дайте понятие содержания права собственности.

4. Каковы типы и формы собственности?

5. Дайте понятие коллективной формы собственности.

6. Дайте понятие индивидуальной формы собственности.

7. Дайте понятие государственной формы собственности.

8. Дайте понятие муниципальной формы собственности.

9. Объясните причины множественности форм собственности.

10. Что такое экономический интерес; какие типы экономических интересов Вы знаете?

ГЛАВА 3. Экономические системы и модели

экономического развития

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх