Работник это физическое лицо

Орган местного самоуправления осуществляет регистрацию трудового договора в течение 14 дней со дня поступления заявления о регистрации со всеми требуемыми документами. Регистрация осуществляется органом местного самоуправления в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Законом.

Оба экземпляра зарегистрированного трудового договора возвращаются работодателю — физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, о чем делается соответствующая запись в регистрационном журнале, скрепляемая подписью работодателя. Копия зарегистрированного трудового договора хранится в органе местного самоуправления.

Один экземпляр зарегистрированного трудового договора вручается работнику.

Решением городской Думы г. Таганрога от 30.11.2006 N 377 утверждено Положение О регистрации трудовых договоров, заключаемых между работником и работодателем — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в администрации города Таганрога.

Регистрации подлежат все трудовые договоры, заключаемые между работниками и работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, на территории г. Таганрога.

Структурным подразделением Администрации г. Таганрога, уполномоченным на регистрацию трудовых договоров, является Управление экономики и промышленной политики.

В течение трех дней с момента заключения трудового договора работодатель направляет в Управление экономики и промышленной политики:

— заявление на имя начальника Управления экономики и промышленной политики (произвольной формы) о регистрации трудового договора;

— три экземпляра трудового договора, оформленного в соответствии с требованиями ТК, один из которых остается в Управлении экономики и промышленной политики.

Управление экономики и промышленной политики в течение двух рабочих дней с момента получения от работодателя вышеперечисленных документов производит регистрацию трудовых договоров, а именно:

— вносит запись в журнал регистрации трудовых договоров с присвоением порядкового номера каждому договору;

— проставляет штамп на трудовом договоре о регистрации с указанием номера согласно записи в регистрационном журнале.

Изменения и дополнения, вносимые в трудовой договор, регистрируются работодателем в течение трех дней в Управлении экономики и промышленной политики в порядке, аналогичном порядку регистрации трудовых договоров, установленному настоящим Положением.

В соответствии с Законом Волгоградской области от 09.07.2003 N 844-ОД «О порядке регистрации трудового договора с работодателем — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем» обязанность по регистрации трудового договора возложена на работодателя.

Работодатель в течение 30 дней со дня заключения договора с работником обязан представить документы, предусмотренные рассматриваемым законом, в орган местного самоуправления, осуществляющий регистрацию трудового договора в уведомительном порядке.

Представленный на регистрацию трудовой договор должен соответствовать требованиям, предъявляемым ТК к оформлению трудового договора.

Для регистрации трудового договора работодатель представляет:

— заявление о регистрации трудового договора;

— трудовой договор в трех экземплярах;

— копии паспортов работодателя и работника (ксерокопии первого и второго листов паспорта и листа, содержащего сведения о месте жительства (регистрации) на дату подачи документов).

Регистрация трудового договора производится в течение трех рабочих дней со дня подачи всех необходимых документов путем проставления на нем специального штампа и подписи ответственного должностного лица. Учет зарегистрированных трудовых договоров ведется в журнале регистрации трудовых договоров, а также в электронной форме.

В журнале регистрации трудовых договоров указываются порядковый номер, дата поступления трудового договора на регистрацию, реквизиты сторон трудового договора, место работы или выполняемые функции, срок действия трудового договора.

Изменения трудового договора регистрируются в том же порядке, что и трудовой договор.

Трудовой договор не подлежит регистрации в случае несоответствия сведений, представленных в документах, содержанию трудового договора и (или) отсутствия необходимых реквизитов и условий трудового договора.

Постановлением главы Каширского муниципального района Московской области от 09.10.2006 N 185-пг утверждено Положение о порядке регистрации трудовых договоров, заключенных работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. Данное Положение распространяется на работодателей — физических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Каширского муниципального района.

Работодатель обязан:

— представить на регистрацию в отдел по труду администрации Каширского муниципального района подлинники трудовых договоров в двух экземплярах и одну копию (пронумерованные и прошнурованные) на всех работников, вступивших в трудовые отношения, в течение 10 дней после подписания трудового договора;

— сообщить также в течение 10 дней о досрочном расторжении трудовых договоров по инициативе одной из сторон или окончании срока действия договоров.

Трудовые договоры проверяются с точки зрения их соответствия требованиям законодательства. При наличии замечаний работодателю даются рекомендации о необходимости изменить условия, устанавливающие уровень прав работника ниже законодательно гарантируемых. В случае отказа устранить выявленные нарушения копии материалов передаются в Каширскую городскую прокуратуру или Государственную инспекцию труда Московской области.

Отдел по труду администрации Каширского муниципального района имеет право отказать в регистрации трудового договора, содержащего условия, снижающие уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством.

Условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме. Изменения и дополнения к трудовому договору подлежат регистрации в отделе по труду администрации Каширского муниципального района в том же порядке.

Данные зарегистрированных трудовых договоров заносятся в единую книгу учета.

Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 29.11.2006 N 576 утверждены Рекомендации о порядке регистрации трудовых договоров, заключенных между работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, и работниками.

В соответствии с данными рекомендациями регистрация трудового договора осуществляется по месту жительства работодателя (в соответствии с регистрацией) в соответствующем органе местного самоуправления муниципального района, городского округа (далее — регистрирующий орган) или в ином органе, определяемом органом местного самоуправления муниципального района (городского округа), по письменному заявлению работодателя.

В целях регистрации трудового договора работодатель в течение пяти дней со дня его заключения представляет в регистрирующий орган:

— письменное заявление;

— оригинал трудового договора, хранящийся у работодателя, и его копию;

— паспорт;

— идентификационный номер налогоплательщика.

Регистрирующий орган в пятидневный срок со дня обращения работодателя со всеми документами, предусмотренными п. 2.2 вышеуказанных Рекомендаций, осуществляет регистрацию договора в журнале регистрации трудовых договоров (далее — Журнал) по прилагаемой к Рекомендациям форме (не приводится). Журнал прошнуровывается и скрепляется печатью (штампом) регистрирующего органа, страницы пронумеровываются.

При регистрации договора в Журнале указываются:

— данные работодателя (фамилия, имя, отчество, паспортные данные, идентификационный номер налогоплательщика);

— данные работника (фамилия, имя, отчество, паспортные данные, номер страхового свидетельства государственного пенсионного страхования);

— дата заключения договора, вид договора, срок его действия.

После занесения указанных сведений в Журнал в трудовом договоре делается отметка с указанием даты и номера его регистрации, которая скрепляется печатью (штампом) регистрирующего органа.

Продление срока действия срочного трудового договора, аннулирование или прекращение трудового договора, а также внесение изменений и дополнений в него подлежат регистрации в вышеуказанном порядке.

Для регистрации прекращения трудового договора дополнительно представляются документы, подтверждающие прекращение трудовых отношений (копии заявления работника, приказа (распоряжения) об увольнении с предъявлением оригиналов).

Регистрация осуществляется безвозмездно.

Информация, полученная регистрирующим органом, является конфиденциальной. В случае необходимости работники и работодатели могут в письменной форме обратиться в регистрирующий орган в целях получения соответствующей справки.

Регистрирующий орган выдает справку исходя из информации, отраженной в Журнале. В случае отсутствия информации в Журнале регистрирующий орган выдает справку об отсутствии информации о регистрации трудового договора.

В случае смерти работодателя или отсутствия сведений о месте его пребывания в течение двух месяцев, иных случаях, не позволяющих продолжать трудовые отношения и исключающих возможность регистрации факта прекращения трудового договора, работник имеет право в течение одного месяца обратиться в регистрирующий орган, в котором был зарегистрирован трудовой договор, для регистрации факта прекращения этого трудового договора. Регистрация факта прекращения трудового договора осуществляется на основании заявления работника и документов, подтверждающих смерть работодателя, отсутствие сведений о месте его пребывания и иные обстоятельства, не позволяющие продолжать трудовые отношения.

В г. Москве не принято специальное постановление, касающееся регистрации таких трудовых договоров. Право регистрировать договоры, заключаемые с работодателями, не являющимися индивидуальными предпринимателями, предоставляется муниципальным образованиям.

Так, распоряжением руководителя муниципального образования «Выхино-Жулебино» от 31.03.2003 N 92 принято Положение о порядке регистрации трудовых договоров, заключаемых работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, с работниками в муниципальном образовании «Выхино-Жулебино».

В соответствии с указанным распоряжением под регистрацией трудовых договоров понимается:

— экспертиза соответствия трудового договора ТК;

— присвоение регистрационного номера;

— занесение в реестр трудовых договоров.

Регистрация трудовых договоров имеет уведомительный характер. Вступление трудового договора в силу не зависит от факта уведомительной регистрации. Обязанность представления трудовых договоров на регистрацию в орган местного самоуправления в соответствии со ст. 303 ТК лежит на работодателе — физическом лице.

Должностное лицо органа местного самоуправления, ответственное за регистрацию трудовых договоров, назначается руководителем муниципального образования.

Для регистрации трудового договора работодатель — физическое лицо представляет:

— заявление о регистрации трудового договора;

— подлинник трудового договора в трех экземплярах;

— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность работодателя — физического лица, и его копию;

— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность работника, и его копию.

Документы представляются непосредственно работодателем или уполномоченным им лицом, действующим на основании доверенности.

Муниципалитет обеспечивает учет и хранение всех представленных при регистрации документов.

Факт принятия документов для рассмотрения подтверждается выдачей расписки работодателю — физическому лицу, где указываются:

— фамилия, имя, отчество лица, представившего документы к регистрации;

— дата принятия документов;

— должность, фамилия, имя, отчество должностного лица, принявшего документы.

Расписка удостоверяется личной подписью должностного лица, принявшего документы, печатью органа местного самоуправления.

В случае если в результате проведения экспертизы выявлено несоответствие представленного на регистрацию трудового договора требованиям трудового законодательства, орган местного самоуправления может направить заявителю уведомление о необходимости приведения положений трудового договора в соответствие с требованиями законодательства, устранения выявленных нарушений.

В случае отказа работодателя — физического лица устранить выявленные нарушения и внести соответствующие изменения в трудовой договор либо в случае непредставления в орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня получения уведомления об устранении нарушений трудового договора орган местного самоуправления направляет сведения о трудовом договоре и имеющихся в нем нарушениях в органы федеральной инспекции по труду.

Регистрация трудового договора осуществляется путем проставления штампа с указанием наименования органа местного самоуправления, регистрационного номера, даты регистрации, должности, фамилии и подписи лица, ответственного за регистрацию, заверенной печатью.

Регистрационный номер трудового договора состоит из порядкового номера записи в Реестре трудовых договоров.

После проведения регистрации два экземпляра трудового договора возвращаются работодателю, третий остается в органе местного самоуправления. Факт получения двух экземпляров зарегистрированного трудового договора работодателем удостоверяется его подписью в реестре трудовых договоров.

Регистрация трудовых договоров осуществляется в течение семи рабочих дней со дня представления документов.

Распоряжением руководителя муниципалитета «Орехово-Борисово Южное» от 24.10.2006 N МОЮ-04-239 утверждено Положение о порядке регистрации трудовых договоров, заключаемых работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, с работниками в муниципалитете внутригородского муниципального образования «Орехово-Борисово Южное» в г. Москве.

Положение распространяется на работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (далее — работодатель), местом жительства (в соответствии с регистрацией) которых является внутригородское муниципальное образование «Орехово-Борисово Южное» в г. Москве (район Орехово-Борисово Южное в городе Москве).

Под регистрацией трудовых договоров понимается:

— экспертиза соответствия трудового договора ТК;

— присвоение регистрационного номера;

— занесение в реестр трудовых договоров.

Регистрация трудовых договоров имеет уведомительный характер. Вступление трудового договора в силу не зависит от факта уведомительной регистрации.

Обязанность предоставления трудовых договоров на регистрацию в муниципалитет внутригородского муниципального образования «Орехово-Борисово Южное» в г. Москве лежит на работодателе.

Должностным лицом органа местного самоуправления внутригородского муниципального образования Орехово-Борисово Южное в г. Москве — муниципалитета, ответственного за регистрацию трудовых договоров, является юрисконсульт муниципалитета.

Для регистрации трудового договора работодатель предоставляет:

— заявление о регистрации трудового договора (приложение 2);

— подлинник трудового договора в трех экземплярах;

— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность работодателя, и его копию;

— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность работника, и его копию.

Ответственность за достоверность сведений в договоре, в том числе паспортных данных и подписей работника и работодателя, несет работодатель.

Документы предоставляются непосредственно работодателем или уполномоченным им лицом, действующим на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством РФ.

Муниципалитет обеспечивает учет и хранение всех предоставленных при регистрации документов.

Факт принятия документов для рассмотрения подтверждается выдачей расписки работодателю.

Расписка удостоверяется личной подписью должностного лица, принявшего документы, печатью органа местного самоуправления внутригородского муниципального образования «Орехово-Борисово Южное» в г. Москве.

В случае, если в результате проведения экспертизы выявлено несоответствие представленного на регистрацию трудового договора требованиям трудового законодательства, муниципалитет вправе направить заявителю уведомление о приведении положений трудового договора в соответствие с требованиями законодательства РФ, устранении выявленных нарушений.

В случае отказа работодателя от устранения выявленных нарушений и внесения соответствующих изменений в трудовой договор либо в случае непредставления в муниципалитет в течение одного месяца со дня получения уведомления об устранении нарушений законодательства РФ трудового договора с внесенными изменениями муниципалитет направляет сведения о трудовом договоре и имеющихся в нем нарушениях в органы федеральной инспекции по труду.

Регистрация трудового договора осуществляется путем проставления штампа с указанием наименования органа местного самоуправления, регистрационного номера, даты регистрации, должности, фамилии и подписи лица, ответственного за регистрацию, заверенной печатью.

Регистрационный номер трудового договора состоит из порядкового номера записи в Реестре трудовых договоров.

После проведения регистрации трудового договора два экземпляра вышеназванных документов возвращаются работодателю, один экземпляр остается в муниципалитете.

Факт получения двух экземпляров зарегистрированного трудового договора работодателем удостоверяется его подписью в реестре трудовых договоров.

Регистрация трудовых договоров осуществляется в течение семи рабочих дней со дня предоставления документов.

Регистрация факта прекращения трудового договора имеет уведомительный характер.

Обязанность представления сведений о прекращении трудового договора на регистрацию в муниципалитет лежит на работодателе.

В случае возникновения обстоятельств, не позволяющих продолжать трудовые отношения и исключающих возможность регистрации факта прекращения трудового договора работодателем, данное право предоставляется работнику в течение одного месяца со дня возникновения вышеуказанных обстоятельств.

Трудовой договор с работником, работающим у работодателя, может быть прекращен по основаниям, предусмотренным ТК и (или) трудовым договором.

Для регистрации прекращения (расторжения) трудового договора работодателем предоставляются следующие документы:

— заявление на регистрацию прекращения (расторжения) трудового договора, подписанное работодателем, подтверждающее, что трудовой договор расторгнут по основаниям, предусмотренным ТК и (или) трудовым договором;

— экземпляр трудового договора, хранящийся у работника;

— экземпляр трудового договора, хранящийся у работодателя;

— паспорт работодателя.

Документы для регистрации прекращения трудового договора предоставляются работодателем в регистрирующий орган не позднее трех дней с момента его расторжения.

Регистрация прекращения трудового договора осуществляется в течение семи рабочих дней с момента представления документов в регистрирующий орган.

Регистрация прекращения трудового договора осуществляется путем проставления на трудовом договоре специального штампа и даты регистрации прекращения трудового договора, подписи должностного лица местного самоуправления, ответственного за регистрацию трудовых договоров. В реестре трудовых договоров данный договор помечается как «прекративший действие» и указывается дата расторжения.

Работодателю возвращаются два экземпляра зарегистрированных трудовых договоров.

В случае если ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока, а работник продолжает работу после истечения срока трудового договора, трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок, о чем делается пометка в реестре трудовых договоров.

Данные о регистрации прекращения трудового договора заносятся в реестр трудовых договоров.

Сведения о регистрации трудовых договоров и факта их прекращения заносятся в реестр трудовых договоров, который ведется на бумажном носителе.

Трудовым договорам присваивается регистрационный номер в порядке их поступления.

Реестр трудовых договоров содержит следующие сведения:

— фамилия, имя, отчество работодателя;

— паспортные данные работодателя;

— идентификационный номер налогоплательщика работодателя — физического лица (при его наличии);

— паспортные данные работника;

— идентификационный номер работника (при его наличии);

— дата начала действия трудового договора;

— срок действия трудового договора (на неопределенный срок, срочный трудовой договор);

— дата регистрации трудового договора и регистрационный номер;

— дата расторжения трудового договора и основание;

— дата выдачи документов работодателю.

Сведения о трудовом договоре заносятся в реестр трудовых договоров в течение семи дней со дня предоставления документов.

Третий экземпляр трудового договора и копии предоставленных для его регистрации документов подшиваются в папки для хранения личных дел работников.

Сведения, содержащиеся в Реестре, могут быть предоставлены исключительно по запросам:

— работника — в течение семи рабочих дней со дня поступления письменного заявления;

— работодателя — в течение семи рабочих дней со дня поступления письменного заявления;

— органов государственной власти или местного самоуправления — в соответствии с их компетенцией и полномочиями, определенными законодательством Российской Федерации.

Выписка из реестра или копии документов выдаются заявителю при наличии документов, удостоверяющих личность заявителя. Получение документов заверяется личной подписью заявителя.

Сведения, содержащие персональные данные работников и работодателей, относятся к конфиденциальной информации. Порядок их предоставления регулируется законодательством РФ.

Работодатели несут ответственность за регистрацию трудовых договоров в соответствии с законодательством РФ.

Должностные лица местного самоуправления, на которых возложены обязанности по регистрации трудовых договоров, включая факт прекращения трудовых договоров, несут ответственность за разглашение и несанкционированное использование полученной в ходе исполнения обязанностей информации в соответствии с законодательством РФ.

5. Регистрация трудовых договоров, заключаемых с работниками работодателями — физическими лицами, имеет уведомительный характер.

Вместе с тем на практике может возникнуть вопрос о том, каковы правовые последствия отсутствия такой регистрации.

Отсутствие регистрации не делает договор недействительным или незаключенным, т.е. работодатель будет обязан выплатить работнику заработную плату и оформить с ним трудовые отношения надлежащим образом. Период работы в этом случае будет засчитан работнику в трудовой стаж.

В то же время при оспаривании одной из сторон тех или иных условий доказывание будет затруднено.

Кроме работодателя — юридического лица (организации) и работодателя — физического лица индивидуального предпринимателя, в ряде статей Трудового кодекса Российской Федерации называется еще один вид работодателей: работодатель — физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем.

Первое упоминание в Трудовом кодексе Российской Федерации данного вида работодателя — физического лица, под которым понимается любой гражданин, использующий труд наемных работников на основе заключенного трудового договора, встречается в ст. 8 «Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимаемые работодателем», в которой сказано, что работодатели, «за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями», принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Дальнейшая классификация работодателей — физических лиц приводится в ч. 5 ст. 20 ТК РФ «Стороны трудовых отношений», в которой они подразделены на две группы.

Первая из них — это работодатели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления указанной деятельности (далее — работодатели — индивидуальные предприниматели).

Вторая группа — это «физические лица, вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства (далее — работодатели — физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями)».

В Трудовом кодексе Российской Федерации и иных нормативных правовых актах, содержащих нормы трудового права, не раскрывается содержание понятия «работодатель — физическое лицо». Но анализ его признаков позволяет прийти к выводу, что термин «работодатель — физическое лицо» может использоваться в широком значении, охватывать всех без исключения работодателей, включая и работодателей — юридических лиц, имея в виду, что и в тех случаях, когда работодателем в законодательстве называется юридическое лицо (организация), функции последнего реализуются физическим лицом, конкретным гражданином, являющимся руководителем юридического лица, его единоличным исполнительным органом и работодателем.

Физическим лицом является и индивидуальный предприниматель, выступающий стороной в трудовых договорах с его наемными работниками.

Но в узком, специальном толковании работодатель — физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем,— это гражданин, заключающий от своего имени трудовой договор с другим гражданином (физическим лицом) в целях удовлетворения своих индивидуальных потребностей по обслуживанию себя и членов своей семьи, для выполнения работы в качестве домработницы, няни, прислуги, повара, шофера, садовника, охранника, телохранителя и т.д.

Основное и существенное отличие этих работодателей от индивидуальных предпринимателей состоит в том, что они не извлекают прибыль из использования наемных работников, а напротив, несут расходы, производя оплату их труда из своих доходов, тогда как индивидуальный предприниматель оплачивает труд наемных работников из прибыли, получаемой от предпринимательской деятельности, в том числе от использования труда наемных работников.

Трудовой договор, в котором работодателем выступало бы физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, не получил распространения в современных условиях. Это объясняется не тем, что наемный труд в домашнем хозяйстве применяется редко, а тем, что его применение при современном законодательном регулировании на основе официального заключения трудового договора с сопутствующими этому дополнительными хлопотами и издержками невыгодно работодателю и не очень выгодно работнику. Поэтому труд наемных работников работодателями — физическими лицами чаще всего используется не на основании заключенного трудового договора, а на основе устного соглашения, которое никак не оформляется и, естественно, нигде не регистрируется.

Такие соглашения, в отличие от трудового договора, не вызывают возникновения трудовых отношений, регулируемых трудовым правом, в рамках которых стороны имеют взаимные права и обязанности. Работа, выполняемая без оформленная трудового договора, ущемляет права гражданина, выполняющего такую работу, поскольку не влечет социально значимых для работника последствий. Время такой работы не включается в трудовой стаж, дающий право на получение трудовой пенсии по достижении престарелого возраста, лишает гражданина-ра- ботника права на гарантируемый государством оплачиваемый отпуск, на оплату временной нетрудоспособности (больничных листов), других социальных гарантий.

Но, с другой стороны, работник, работая без заключения трудового договора у «хозяина», предоставляющего ему работу, не несет расходов по уплате налога с заработной платы, что реально увеличивает получаемую им плату за свою работу на 13 процентов — размер современных вычетов из заработной платы при работе по трудовому договору. В свою очередь и «работодатель» при применении труда наемных работников без заключения трудового договора получает видимые преимущества, уклоняясь от уплаты соответствующих взносов в обязательные социальные фонды, от налогов, от выполнения обязанностей налогового агента как лица, производящего выплаты физическим лицам.

Невыполнение работодателем — физическим лицом возложенной на него обязанности оформить трудовой договор с работником в письменной форме и зарегистрировать его в соответствующем органе местного самоуправления не позволяет осуществлять государственный контроль в сфере применения наемного труда в домашнем хозяйстве граждан, лишает возможности гарантировать соблюдение трудовых прав работника, защитить его от произвольных действий и решений работодателя. Кроме того, использование труда наемных работников без надлежащего оформления уменьшает налоговые и иные поступления в бюджет и в социальные фонды, что снижает возможности социального обеспечения населения.

Признавая неправомерность установившейся практики оформления трудовых отношений с участием работодателей — граждан без заключения трудовых договоров, авторы Комментария к Трудовому кодексу Российской Федерации отмечают, что если будет установлено, что работодатель по каким-либо причинам уклоняется от регистрации договора, то он может быть привлечен к ответственности в установленном законом порядке.

Соглашаясь с этим суждением, вместе с тем нельзя не отметить сложность реализации высказанного предложения, учитывая, что ни трудовое, ни административное, ни тем более уголовное законодательство не предусматривают ответственность за уклонение работодателя- гражданина от заключения трудового договора с домашними работниками. Поэтому трудовые договоры в предусмотренной Трудовым кодексом Российской Федерации форме на работу в домашнем хозяйстве или по индивидуальному обслуживанию других граждан-работо- дателей вряд ли в ближайшее время получат распространение в нашей стране, если не будут внесены кардинальные изменения в действующее законодательство — трудовое, гражданское, налоговое.

Действующее трудовое право содержит ряд норм, позволяющих определить социально-правовой статус работодателя — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем. Основное, из чего следует при этом исходить, это то, что, будучи названным в ст. 20 ТК РФ стороной трудовых отношений, такой гражданин-работодатель имеет все права и несет все обязанности работодателя, предусмотренные в ст. 22 ТК РФ, за исключением случаев, прямо или косвенно предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Косвенные ограничения прав и обязанностей частных граждан как работодателей предусмотрены в значительном количестве статей Кодекса, в которых применительно к реализации тех или иных прав и обязанностей названы только работодатели организации и индивидуальные предприниматели и не названы граждане-работодатели, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Так, из содержания ст. 40 «Коллективный договор» и ст. 43 «Действие коллективного договора» ТК РФ, в которых говорится, что коллективный договор — это правовой акт, регулирующий социальнотрудовые отношения «в организации или у индивидуального предпринимателя», и его действие «распространяется на всех работников организации, индивидуального предпринимателя», видно, что закон не предусматривает участие гражданина-работодателя в отношениях, связанных с коллективным договором, ограничивает круг таких участников двумя видами работодателей — организацией и индивидуальным предпринимателем.

В других случаях Трудовой кодекс Российской Федерации прямо устанавливает изъятия из полномочий гражданина-работодателя как стороны трудовых отношений.

Такие изъятия предусмотрены:

  • ? в ст. 8 и 22, которые, предоставляя работодателям право принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, исключают из их числа работодателей, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями;
  • ? ст. 57, которая, определяя содержание трудового договора как письменного документа, предписывает, что в трудовом договоре указывается идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);
  • ? ст. 66, в которой сказано, что работодатель (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.

В третьих случаях Трудовой кодекс Российской Федерации возлагает на гражданина-работодателя дополнительные обязанности, как это имеет место в ст. 303 «Особенности трудового договора, заключаемого работником с работодателем — физическим лицом». Части 1, 2 и 3 этой статьи не дифференцируют работодателя — физическое лицо, понимая под ним и индивидуального предпринимателя, и гражданина. Часть 3 возлагает на них одинаковые обязанности, устанавливая, что работодатель — физическое лицо обязан:

  • ? оформить трудовой договор с работником в письменной форме;
  • ? уплачивать страховые взносы и другие обязательные платежи в порядке и размерах, которые определяются федеральными законами;
  • ? оформлять страховые свидетельства государственного пенсионного страхования для лиц, поступающих на работу впервые.

И в дополнение к этому ч. 4 ст. 303 ТК РФ устанавливает, что работодатель — физическое лицо, не являющийся индивидуальным предпринимателем, также обязан в уведомительном порядке зарегистрировать трудовой договор с работником в органе местного самоуправления по месту своего жительства (в соответствии с регистрацией).

Определяя социально-правовые признаки и статус гражданина- работодателя, действующее законодательство, пользуясь категориями правоспособности и дееспособности, предоставляет право каждому правоспособному лицу, а таким является физическое лицо с момента рождения и до смерти, быть работодателем, принимать по трудовому договору наемных работников для удовлетворения своих индивидуальных потребностей, для выполнения работы в домашнем хозяйстве. Но при этом учитывается и степень его дееспособности.

Все дееспособные граждане, а такими они становятся по достижении совершеннолетия либо до этого в порядке эмансипации или регистрации брака, имеют право заключать трудовые договоры в качестве работодателя с другими гражданами как наемными работниками.

Граждане в возрасте от 14 до 18 лет, обладающие частичной дееспособностью, могут выступать в качестве работодателей и заключать трудовые договоры с наемными работниками при наличии собственных средств для оплаты их труда, но с письменного, нотариально удостоверенного согласия родителей, усыновителей, попечителей. Аналогично решается вопрос и в отношении граждан, ограниченных в дееспособности решением суда. Они могут быть работодателями при наличии согласия их попечителей.

Родители, попечители и иные лица, давшие согласие лицу, не обладающему полной дееспособностью на участие в трудовых отношениях в качестве работодателя, несут обязанность перед работниками и другими лицами по возмещению причиненных им убытков, включая выплату заработной платы, уплату налогов и т.д., в случае недостаточности для этого личных средств гражданина-работодателя.

Если гражданин не достиг 14 лет или признан судом недееспособным, то трудовой договор с другими гражданами, например, на его обслуживание, при наличии у него достаточных средств могут заключать от его имени его родители или опекуны, которые несут обязательства по таким трудовым договорам.

Заключение, изменение и прекращение трудового договора с работодателем — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, отличаются некоторой спецификой, установленной в нормах главы 48 ТК РФ «Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей — физических лиц».

Так, устанавливая срок действия трудового договора, ст. 304 ТК РФ предусматривает, что по соглашению сторон трудовой договор между работником и работодателем — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, может заключаться как на неопределенный, так и на определенный срок. Стороны также сами устанавливают режим работы, порядок предоставления выходных дней и ежегодных оплачиваемых отпусков, которые определяются по соглашению между работником и работодателем — физическим лицом. При этом продолжительность рабочей недели не может быть больше, а продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска меньше, чем установленные Трудовым кодексом Российской Федерации.

Трудовой договор с гражданином-работодателем отличается и по степени конкретизации в нем трудовой функции работника. Если по общему правилу, установленному в ст. 56 ТК РФ, на работника, заключившего трудовой договор с работодателем, возлагается обязанность выполнять работу по определенной специальности, квалификации, должности, то на работника, заключившего трудовой договор с работодателем — физическим лицом, может быть возложена обязанность выполнять любую работу, определенную этим договором, кроме работы, запрещенной законом (ст. 303 ТК РФ).

Под запрещенной работой следует понимать виды деятельности, содержащие признаки состава правонарушения и влекущие юридическую ответственность. Так, запрещенными работами будут, очевидно, все виды деятельности, которые уголовным, административным и иным законодательством об ответственности отнесены к разряду правонарушений, а также виды деятельности, которые сами по себе не противоправны, но исполняются способами и средствами, связанными с необходимостью нарушения правовых предписаний и запретов.

С этой точки зрения запрещенной будет, например, работа охранником, телохранителем, связанная с необходимостью ношение оружия, выполняемая работником, не имеющим лицензии на право ношения оружия. Также не может заключаться трудовой договор для выполнения работы, связанной с управлением автомобилем или другим транспортным средством, с лицом, не имеющим права на управление соответствующим транспортным средством.

Не может быть предметом трудового договора работа, выполнение которой противопоказано работнику в силу его возрастных, половых, психофизических, профессиональных и иных особенностей или запрещено трудовым законодательством.

Например, Трудовым кодексом Российской Федерации запрещено:

  • ? привлекать женщин к работам с вредными или опасными условиями труда, а также к работам, связанным с подъемом и перемещением вручную тяжестей сверх предельно допустимых норм, которые составляют 10 кг при чередовании подъема и перемещения тяжестей с другой работой (до 2 раз в час), а при подъеме и перемещении тяжестей постоянно в течение рабочей смены — 7 кг (ст. 253 ТК РФ);
  • ? привлекать лиц моложе 18 лет к работам, включенным в соответствующий перечень работ с опасными и (или) вредными условиям труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами) (ст. 265 ТК РФ);
  • ? привлекать лиц моложе 18 лет к переноске и передвижению тяжестей, превышающих предельные для них нормы, установленные постановлением Минтруда России от 7 апреля 1999 г. № 7 «Об утверждении норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную».

Обязательные условия, которые должны быть включены в трудовой договор между работодателем — физическим лицом и работником, перечислены в ч. 1 ст. 57 ТК РФ. Кроме них, стороны могут включить в трудовой договор и иные условия, взаимные права и обязанности, не противоречащие трудовому законодательству, согласовав их между собой.

Гражданин-работодатель несет по отношению к работнику те же обязательства, что и любой другой работодатель. Он должен оформить трудовой договор в письменном виде, передав один экземпляр работнику под роспись, зарегистрировать его в органе местного самоуправления, уплачивать страховые взносы и другие обязательные платежи.

Для того чтобы работодатель (физическое лицо) мог выполнять возложенные на него трудовым законодательством обязанности, он должен обладать признаками субъекта трудового правоотношения, необходимыми для этого дееспособностью, деликтоспособностыо, способностью нести обязанности по принятым обязательствам, обладать другими юридическими признаками, существенными для исполнения функций работодателя.

Какими юридическими, социальными, психофизическими и иными необходимыми признаками должен обладать гражданин, чтобы быть работодателем, не решен ни в законодательстве, ни в науке трудового права.

Основываясь на общеправовых принципах и положениях, следует предположить, что первое и главное требование, которое должно предъявляться к работодателю — физическому лицу, это наличие у него дееспособности и достаточных собственных средств, необходимых для исполнения обязательств перед работниками по своевременной и в полном объеме выплате им заработной платы, гарантийных и компенсационных выплат, обеспечение охраны труда и трудовой дисциплины.

Гражданин-работодатель может изменить по своему усмотрению определенные сторонами условия трудового договора, предупредив об этом в письменной форме работника не менее чем за 14 календарных дней. В отличие от этого работодатель — индивидуальный предприниматель имеет право изменить согласованные сторонами условия трудового договора только в случае, когда эти условия не могут быть сохранены по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (ч. 1 ст. 74 ТК РФ).

Помимо общих оснований, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с гражданами-работо- дателями может быть прекращен по основаниям, предусмотренным трудовым договором, в котором соглашением сторон могут быть определены сроки предупреждения об увольнении, случаи выплаты и размеры выходного пособия, других компенсационных выплат.

Работодатель, не являющийся индивидуальным предпринимателем, факт прекращения трудового договора с работником обязан в уведомительном порядке зарегистрировать в органе местного самоуправления, в котором был зарегистрирован этот трудовой договор.

В случае смерти работодателя — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, или отсутствия сведений о месте его пребывания в течение двух месяцев, в иных случаях, не позволяющих продолжать трудовые отношения и исключающих возможность регистрации факта прекращения трудового договора в соответствии с ч. 3 ст. 307 ТК РФ, работник имеет право в течение одного месяца обратиться в орган местного самоуправления, в котором был зарегистрирован трудовой договор, для регистрации факта прекращения этого трудового договора.

Трудовые споры, возникающие между гражданином-работодате- лем и его работниками, рассматриваются сторонами трудового договора путем ведения переговоров. Индивидуальные трудовые споры, не урегулированные работником и работодателем — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, самостоятельно, рассматриваются в суде.

Учитывая, что работодатель — физическое лицо, не являющийся индивидуальным предпринимателем, не имеет права производить записи в трудовых книжках работников и оформлять трудовые книжки работникам, принимаемым на работу впервые, то документом, подтверждающим период работы у такого работодателя, является трудовой договор, заключенный в письменной форме и прошедший регистрацию в органе местного самоуправления по месту жительства (регистрации) работодателя.

Новая редакция Ст. 20 ТК РФ

Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.

Работник — физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, вступать в трудовые отношения в качестве работников имеют право лица, достигшие возраста шестнадцати лет, а в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, — также лица, не достигшие указанного возраста.

Работодатель — физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Для целей настоящего Кодекса работодателями — физическими лицами признаются:

физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления указанной деятельности (далее — работодатели — индивидуальные предприниматели). Физические лица, осуществляющие в нарушение требований федеральных законов указанную деятельность без государственной регистрации и (или) лицензирования, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления этой деятельности, не освобождаются от исполнения обязанностей, возложенных настоящим Кодексом на работодателей — индивидуальных предпринимателей;

физические лица, вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства (далее — работодатели — физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями).

Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются: физическим лицом, являющимся работодателем; органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами, иными лицами, уполномоченными на это в соответствии с федеральным законом, в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

Заключать трудовые договоры в качестве работодателей имеют право физические лица, достигшие возраста восемнадцати лет, при условии наличия у них гражданской дееспособности в полном объеме, а также лица, не достигшие указанного возраста, — со дня приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме.

Физические лица, имеющие самостоятельный доход, достигшие возраста восемнадцати лет, но ограниченные судом в дееспособности, имеют право с письменного согласия попечителей заключать трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства.

От имени физических лиц, имеющих самостоятельный доход, достигших возраста восемнадцати лет, но признанных судом недееспособными, их опекунами могут заключаться трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания этих физических лиц и помощи им по ведению домашнего хозяйства.

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, за исключением несовершеннолетних, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме, могут заключать трудовые договоры с работниками при наличии собственных заработка, стипендии, иных доходов и с письменного согласия своих законных представителей (родителей, опекунов, попечителей).

В случаях, предусмотренных частями восьмой — десятой настоящей статьи, законные представители (родители, опекуны, попечители) физических лиц, выступающих в качестве работодателей, несут дополнительную ответственность по обязательствам, вытекающим из трудовых отношений, включая обязательства по выплате заработной платы.

По вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателя — юридического лица субсидиарную ответственность несут собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица в случаях, в которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена субсидиарная ответственность собственника имущества, учредителя (участника) по обязательствам юридического лица.

Комментарий к Статье 20 ТК РФ

Статья 20 Трудового кодекса РФ содержит определение сторон трудовых отношений. Так, например, работник — физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Работодатель же — это физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

В нынешней редакции данной статьи также определены:

— возраст, начиная с которого физическое лицо (гражданин) вправе вступить в трудовые отношения с работодателем (юридическим или физическим лицом), — 16 лет или меньше в некоторых случаях, установленных российским законодательством;

— лица, относящиеся к категории «работодатель — физическое лицо», являющиеся индивидуальными предпринимателями и не являющиеся таковыми, т.е. физические лица, вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания или помощи по ведению хозяйства;

— лица, имеющие право на заключение трудовых договоров с работниками: заключать трудовые договоры в качестве работодателей имеют право физические лица, достигшие возраста восемнадцати лет, при условии наличия у них гражданской дееспособности в полном объеме, а также лица, не достигшие указанного возраста, — со дня приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме;

— лица, при определенных обстоятельствах несущие дополнительную ответственность по обязательствам третьих лиц, вытекающим из трудовых отношений, в которых состоят последние с наемными работниками.

Другой комментарий к Ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Согласно ст. 20 ТК РФ сторонами трудового отношения признаются работник и работодатель.

2. Работник представляет собой физическое лицо, заключившее трудовой договор с работодателем и на этом основании вступившее с ним в трудовое правоотношение.

Для осуществления акта вступления в трудовые отношения и приобретения статуса работника каждое физическое лицо должно обладать трудовой правосубъектностью, все параметры которой трудовое законодательство не раскрывает. В то же время личный характер трудовых правоотношений (см. ст. 15 ТК РФ и комментарий к ней) определенно требует, чтобы лицо, заключающее трудовой договор, обладало как минимум фактической и юридической способностью самостоятельно осуществлять тот труд, который составляет содержание его трудовой функции, определяемой трудовым договором. При этом под фактической способностью к труду следует понимать наличие у потенциального работника физических, интеллектуальных и волевых качеств, образующих в совокупности его общую и специальную трудоспособность. Об отсутствии такой фактической трудоспособности могут свидетельствовать инвалидность работника, а также его малолетний возраст. В свою очередь, под юридической способностью к труду понимается обладание физическим лицом рядом формальных признаков, предусматриваемых законодательством, которые предоставляют ему право выполнять данный вид трудовой деятельности. К признакам такого рода относятся: а) возраст физического лица; б) наличие у него специального образования или специальной подготовки; в) обладание, в случае необходимости, гражданством РФ, допуском к данной работе; г) отсутствие медицинских противопоказаний к выполняемой работе либо судебных запретов на занятие соответствующей деятельностью и пр.

Детальную регламентацию трудовое законодательство адресует только одному элементу трудовой правосубъектности — минимальному возрасту работника. По общему правилу вступление в трудовые отношения допускается с лицами, достигшими 16 лет. В случаях, предусмотренных законом, допускается прием на работу лиц, достигших 15 лет, или учащихся, достигших 14-летнего возраста, а также заключение трудового договора с малолетними, не достигшими 14 лет, для участия в создании и исполнении произведений в организациях кинематографии, цирках, театральных и концертных организациях (см. ст. 63 ТК РФ и комментарий к ней).

В то же время законодательство не содержит общего запрета на вступление в трудовые правоотношения лиц, достигших некоего предельного возраста. Имеются лишь отдельные исключения из этого правила, касающиеся, например, государственных служащих, которым установлен предельный возраст в 65 лет для пребывания на государственной гражданской службе (ст. 21 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Кроме того, ректором вуза или деканом факультета может быть лицо по общему правилу не старше 65 лет (Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).

3. В качестве работодателя могут выступать как физические, так и юридические лица.

Физическое лицо может выступать работодателем в трех случаях, когда оно: осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; использует труд другого физического лица в целях отправления неких публичных функций, исполняемых на основании государственной регистрации и (или) лицензирования (например, в качестве частного нотариуса, адвоката); использует труд другого физического лица в своем потребительском хозяйстве в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства в качестве, например, таких домашних работников, как няня, домашняя хозяйка, домоправитель, гувернер (или гувернантка), секретарь и т.п.

Полная трудовая правосубъектность работодателей — физических лиц связывается:

а) для индивидуальных предпринимателей — с актом государственной регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя;

б) для лиц, осуществляющих определенные публичные функции, — с получением официального статуса частного нотариуса или адвоката;

в) для лиц, применяющих труд других лиц в своем личном потребительском хозяйстве, — с достижением возраста 18 лет и (или) наличием полной гражданской дееспособности, позволяющей каждому физическому лицу не только совершать юридически значимые действия, но и нести ответственность за исполнение (неисполнение) вытекающих из них обязанностей.

Физические лица, достигшие 18 лет и имеющие самостоятельный доход, но ограниченные судом в дееспособности, имеют право заключать трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания или помощи по ведению домашнего хозяйства лишь с письменного согласия попечителей.

Физические лица, достигшие 18 лет и имеющие самостоятельный доход, но признанные судом недееспособными, не имеют права самостоятельно заключать трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания или помощи по ведению домашнего хозяйства. Такие договоры заключаются за них их опекунами.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе заключать трудовые договоры с работниками для личного обслуживания и помощи в ведении домашнего хозяйства при двух условиях: а) наличии собственного заработка, стипендии или иных доходов; б) согласии своих законных представителей (родителей, опекунов, попечителей). Эти же законные представители несут дополнительную юридическую ответственность по обязательствам, вытекающим из трудовых отношений несовершеннолетних работодателей, включая обязательства по выплате заработной платы.

4. Для многих российских работников в качестве работодателей выступают организации, обладающие статусом юридического лица.

Трудовое законодательство не раскрывает признаков юридического лица, поскольку они являются субъектами главным образом гражданского права. Согласно же ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Трудовая правосубъектность юридического лица возникает с момента его государственной регистрации, осуществляемой в порядке, предусмотренном законом (Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»). Трудовая правосубъектность организации — юридического лица является общей в том смысле, что ее объем не зависит от целей и задач, ради которых создана данная организация. Объем прав, обязанностей и ответственности имеет равный масштаб применительно ко всем работодателям — юридическим лицам. В то же время на работодателя могут быть возложены дополнительные обязанности в соответствии с соглашением любого уровня, коллективным договором или трудовым договором. Однако в силу тех же правовых актов работодатель не может приобретать дополнительные права, которые могут обернуться для его работников дополнительными обязанностями, мерами ответственности либо основанием для снижения уровня их трудовых прав и гарантий в сравнении с законодательством и иными нормативными правовыми актами.

5. Наряду с физическими и юридическими лицами закон предоставляет возможность выступать в качестве работодателей иным субъектам, наделенным в установленных законом случаях правом заключать трудовые договоры. Так, поскольку в силу гражданского законодательства (гл. 5 ГК РФ) Российская Федерация и ее субъекты могут принимать участие в имущественном обороте наряду с физическими и юридическими лицами, субъекты РФ и Федерация в целом могут выступать и в качестве работодателей.

Законодательство не предоставило право заключать трудовые договоры обособленным структурным подразделениям организации (филиалам, представительствам, агентствам), не обладающим правами юридического лица. Такие обособленные структурные подразделения организации не могут выступать в качестве самостоятельных работодателей. Во всех случаях они действуют в трудовых отношениях только от имени юридического лица в целом.

6. Статья 20 предусматривает, что права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются:

а) физическим лицом, являющимся работодателем;

б) органами управления юридического лица (организации) в порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами;

в) иными лицами, уполномоченными органами юридического лица в том же порядке.

Если работодателем является физическое лицо, оно обычно и осуществляет самостоятельно все права и обязанности работодателя. В то же время, например при значительных масштабах деятельности индивидуального предпринимателя, он может поручить выполнение всех или части функций работодателя другому физическому лицу на основании надлежаще оформленной доверенности.

Реализация правосубъектности работодателем — юридическим лицом (организацией) осуществляется, как правило, через свои единоличные или коллегиальные исполнительные органы.

В том случае, когда функции работодателя реализуются единоличным органом юридического лица (организации), объем его полномочий определяется в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица и трудовым договором (см. ст. 274 ТК РФ и комментарий к ней). Этот же порядок может применяться в отношении членов коллегиального исполнительного органа юридического лица, с которыми также заключены трудовые договоры (см. ст. 281 ТК РФ и комментарий к ней).

Единоличный, а равно коллегиальный исполнительный орган юридического лица вправе поручать исполнение части своих полномочий другим работникам, как правило, из числа руководящего персонала организации. Такое перераспределение компетенции должно предусматриваться учредительными документами юридического лица и оформляться изданием соответствующего распорядительного акта (приказа или распоряжения единоличного исполнительного органа, постановления или решения коллегиального исполнительного органа).

7. Часть 12 комментируемой статьи воспроизводит положение ст. 120 ГК, согласно которой учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. Комментируемая статья дополняет приведенное положение ГК РФ указанием на аналогичную обязанность работодателей — казенных предприятий, а также тем, что собственник (учредитель) учреждения или казенного предприятия несет дополнительную ответственность по обязательствам, вытекающим из трудовых отношений, в порядке, установленном федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Однако такой порядок пока не определен.

— назначение распорядительными документами ответственных должностных лиц, создание документации;

— формирование перечня нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда;

— организовать работы с повышенной опасностью, для проведения которых требуется оформление наряда-допуска;

— определение профессий и видов работ, при выполнении которых необходимо бесплатно выдавать работникам смывающие и обезвреживающие средства;

— определение контингента работников, для которых предусмотрен предварительный при поступлении на работу и периодический медицинские осмотры;

— выделение производств, профессий и должностей с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на льготы и компенсации;

— заключение трудовых договоров с работниками;

— распределение обязанностей по охране труда между должностными лицами малого предприятия и ответственности в области организации безопасного производства работ и контроля за соблюдением требований охраны труда;

— разработка инструкций по охране труда для работников;

— определение порядка бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и разработка перечней профессий, для которых предусмотрена бесплатная выдача средств индивидуальной защиты;

— получение заключения государственной экспертизы условий труда по качеству проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда; соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;

фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.

— ввод производственного объекта в эксплуатацию;

Этап осуществления деятельности по охране труда включает следующие основные мероприятия:

— проведение инструктажей по охране труда;

— создание комиссии (комитета) по охране труда;

— избрание уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов;

— организация расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— аттестация рабочих мест по условиям труда и сертификация работ по охране труда;

— обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— создание и ведение документации по охране труда;

— санитарно-бытовое обеспечение работников;

— оборудование уголка по охране труда;

— обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;

— выдача молока и лечебно-профилактического питания;

— финансирование мероприятий по охране труда;

— обеспечение прав и обязанностей работников предприятий.

Практика работы по охране труда многих предприятий показывает, что наилучший результат в области безопасности труда достигается в том случае, когда меры работодателем принимаются своевременно, на организационном этапе деятельности. Так, например, трудно ожидать положительных результатов на тех предприятиях, где нарушения государственных нормативных требований охраны труда были изначально заложены на стадии планирования производственной деятельности. Не секрет, что малый бизнес характеризуется более высоким уровнем производственного травматизма по сравнению со среднероссийским в связи с неудовлетворительными условиями труда. Усугубляет негативные тенденции отношение руководителей субъектов малого бизнеса к охране труда в лучшем случае по остаточному принципу. Факты свидетельствуют, безопасностью труда начинают заниматься при возникновении несчастных случаев с работниками. Все это вызывает тревогу и требует усиления внимания к проблемам охраны труда в сфере малого предпринимательства.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх