Расчет платных услуг в бюджетном учреждении здравоохранения

Одним из источников финансового обеспечения государственных и муниципальных учреждений здравоохранения является доход от оказания платных медицинских услуг

Содержание

Правовые основы оказания платных медицинских услуг в учреждениях здравоохранения

Учреждения здравоохранения являются некоммерческими организациями, а некоммерческие организации, в соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ, могут оказывать платные услуги, если это предусмотрено их учредительными документами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Право и условия предоставления медицинскими организациями платных услуг

Одним из источников финансового обеспечения государственных и муниципальных учреждений здравоохранения является доход от оказания платных медицинских услуг. Учреждения здравоохранения являются некоммерческими организациями, а некоммерческие организации, в соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ, могут оказывать платные услуги, если это предусмотрено их учредительными документами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

На практике это означает, что во всех документах, регулирующих оказание платных медицинских услуг, в преамбуле необходимо указать, что такая деятельность осуществляется с целью более широкого охвата населения качественной медицинской помощью, внедрения передовых медицинских технологий и т. п. Никогда не следует обосновывать предоставление платных медицинских услуг недостаточным финансовым обеспечением учреждения здравоохранения.

С 1 января 2015 г. появляется еще одно условие для некоммерческих организаций, осуществляющих в соответствии с уставом приносящую доход деятельность, – их имущество, за исключением имущества казенных учреждений, должно иметь рыночную стоимость не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью, т. е. на сегодняшний день – 10 тыс. руб..

Право граждан на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и т. д.), закреплено в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ). При этом платные медицинские услуги оказываются пациентам за счет их личных средств, средств работодателей и иных средств на основании договоров, в т. ч. договоров добровольного медицинского страхования.

Несмотря на то, что по данным Счетной палаты РФ стандарты медицинской помощи утверждены только для 17% заболеваний, при которых медицинская помощь оказывается в стационарных условиях, платные медицинские услуги могут предоставляться как в полном объеме стандарта медицинской помощи, так и в виде отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в т. ч. в объеме, превышающем стандарт.

Для медицинских организаций, участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – ПГГ), в Законе № 323-ФЗ указано, что они имеют право оказывать пациентам платные медицинские услуги:

• на иных условиях, чем предусмотрено ПГГ и (или) целевыми программами;

• при оказании медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ (ВИЧ, СПИД, туберкулез и т. д.);

• гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

• при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением возможности выбора врача и медицинской организации в соответствии со ст. 21 Закона № 323-ФЗ.

Важно отметить, что к отношениям, связанным с оказанием платных медицинских услуг, применяются положения Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1). Так, постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 установлено, что к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках обязательного медицинского страхования, также применяется законодательство о защите прав потребителей.

В Федеральном законе от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (п. 4 ст. 9.2) закреплено право для бюджетных учреждений сверх установленного государственного (муниципального) задания (а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания) выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, физическим и юридическим лицам на платной основе и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Приведем пример оказания платных медицинских услуг в пределах государственного задания.

Пример

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Смотровая поликлиника» проводит различные виды медицинских осмотров: предварительные, периодические, предрейсовые, предполетные. В соответствии со ст. 213 Трудового кодекса РФ осмотры оплачиваются за счет средств работодателя. Орган, исполняющий функции и полномочия учредителя, предоставляет поликлинике субсидию на содержание учреждения и в рамках государственного задания обязывает ее оказывать услуги работникам организаций, финансируемым из бюджета области, по сниженным ценам.

В соответствии со ст. 84 Закона № 323-ФЗ, 4 октября 2012 г. было подписано постановление Правительства РФ № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» (далее – Правила), которое вступило в силу с 1 января 2013 г.

В Правилах для медицинских организаций, участвующих в реализации ППГ, определены условия предоставления медицинских услуг на платной основе, в т. ч. уточнено, что такое «иные условия», чем предусмотрено ПГГ:

• при стационарном лечении – установление индивидуального поста медицинского наблюдения;

• применение лекарственных препаратов, не входящих в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, если их назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, входящих в указанный перечень, а также применение медицинских изделий, лечебного питания, в т. ч. специализированных продуктов лечебного питания, не предусмотренных стандартами медицинской помощи.

Кроме того, Правила повторяют условия оказания платных медицинских услуг, установленные Законом № 323-ФЗ: при оказании медицинских услуг анонимно, отсутствии полиса обязательного медицинского страхования, самостоятельном обращение за услугами, за исключением условий, предусмотренных ст. 21 Закона № 323-ФЗ.

Фактически же перечень условий является открытым. То есть оказание медицинских услуг вне очереди, в удобное для пациентов время и т. п. по-прежнему могут осуществляться на платной основе.

В Правилах не указано, что сверх видов и объемов ПГГ медицинские услуги оказываются только на платной основе, но на практике это происходит именно так.

Информирование потребителей платных медицинских услуг.

Поскольку, напомним, на медицинские услуги теперь распространяется действие Закона № 2300-1, в Правилах содержатся требования предоставить информацию потребителям в соответствии с данным законом (ст. 9 и 10).

Правила требуют, чтобы необходимая информация была размещена на сайте медицинской организации в сети Интернет, а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации. Обязанность учреждения предоставлять пациентам для ознакомления копию лицензии с приложениями, адреса и телефоны контролирующих органов, сведения о режиме работы существовала и ранее. Но с 1 января 2013 г. стало обязательным предоставление копии документов о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию; прейскурант – перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях; сведения об условиях, порядке и форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты. Также как и обязанность информировать пациентов о порядке и условиях предоставления медицинской помощи в соответствии с ПГГ, предоставлять сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации. Это связано с тем, что Закон № 2300-1 требует предоставить сведения о лице, которое будет оказывать услугу, и информацию о нем, поскольку это имеет существенное значение для пациента и влияет на качество оказания услуг.

Информация, размещенная на информационных стендах, должна быть доступна всем посетителям учреждения в течение всего времени работы медицинской организации. Информационные стенды должны располагаться в доступном для посетителей месте и оформляться таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с размещенной на них информацией. Никакие ссылки на то, что услуг много, что с ценами на них можно познакомиться в отделе платных услуг или в кассе учреждения, что, конечно, возможно, не освобождают учреждение от обязанности вывесить прейскурант на стенде или рядом с ним, даже если это целая книга и посетители периодически «навсегда заимствуют ее для лучшего изучения».

Отсутствие в наглядной и доступной форме на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также на информационных стендах (стойках) всех сведений, предусмотренных п. 11 Правил, а также текста самих Правил и Закона № 2300-1 влечет предупреждение или наложение административного штрафа от 3 тыс. до 4 тыс. руб. – на должностных лиц; от 30 тыс. до 40 тыс. руб. – на юридических лиц. Это предусмотрено ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая устанавливает такую ответственность за оказание услуг организацией при отсутствии информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством РФ.

Для ознакомления потребителю (заказчику) по его просьбе должна быть предоставлена копия устава, учредительного договора, положения или положения о филиале, т. е. учредительных документов того юридического лица или его филиала, которое непосредственно оказывает платные услуги, а также сведения о внесении учреждения в Единый государственный реестр юридических лиц.

Информированное добровольное согласие пациента

Правила определяют, что платные медицинские услуги оказываются при наличии информированного добровольного согласия пациента (п. 28) или его законного представителя. Под информированным согласием, которое является предварительным условием любого медицинского вмешательства, понимается добровольное принятие пациентом решение о применении курса лечения или использовании метода диагностики после предоставления врачом должного объема информации.

Таким образом, процесс получения информированного добровольного согласия состоит из двух этапов: предоставление пациенту информации по его желанию и надлежащее оформление согласия пациента на получение услуг.

Пациент имеет право на получении следующей информации:

• о состоянии его здоровья, включая сведения о результатах обследования и установленном диагнозе;

• методах лечения и связанном с каждом из них риске;

• возможных вариантах и последствиях медицинского вмешательства;

• об альтернативах медицинскому вмешательству;

• ожидаемых результатах лечения;

• используемых при предоставлении платных медицинских услуг лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в т. ч. о сроках их годности (гарантийных сроках), о показаниях (противопоказаниях) к их применению.

С учетом принципа добровольности получения информации пациент имеет право отказаться от получения информации или указать лицо, которое следует информировать о состоянии его здоровья вместо него. Предоставляя пациенту (его законному представителю или иному, указанному пациентом лицу) сведения о предстоящем лечении, желательно использовать минимум медицинских или технических терминов, а также убедится в том, что информация правильно понята.

Полученное согласие пациента на медицинское вмешательство должно быть надлежащим образом оформлено. Действующее законодательство не устанавливает в обязательную письменную форму для оформления согласия пациента. Но в случае возникновения конфликта между пациентом и врачом или судебного разбирательства письменное информированное добровольное согласие пациента защитит учреждение.

Для ликвидации или, по крайней мере, существенного сокращения исков пациентов к учреждениям, целесообразно разработать и утвердить несколько форм документов на различные виды медицинских вмешательств, образцы которых есть в специальной литературе и в Интернете.

Документ обычно состоит из двух частей – информационной части и собственно согласия пациента на медицинское вмешательство. Информационная часть документа заполняется врачом в присутствии пациента или его представителя. В информированном добровольном согласии (также как и в договоре) необходимо указать, что несоблюдение указаний (рекомендаций) исполнителя (медицинского работника, предоставляющего платную медицинскую услугу), в т. ч. назначенного режима лечения, могут снизить качество предоставляемой медицинской услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя.

В документе должна стоять дата подписания, а также собственноручная расшифровка подписи пациента (его представителя). В медицинской карте пациента также делается отметка о наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. Документ, подтверждающий информированное добровольное согласие пациента на медицинское вмешательство, может храниться в медицинской карте пациента или отдельно от нее.

При оказании платных медицинских услуг медицинскими организациями, участвующими в реализации ПГГ, необходимо в информированном добровольном согласии указать причины, по которым медицинская помощь оказывается на платной основе. Например: сверх объемов территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; услуги, не входящие в ПГГ; сверх стандартов лечения; услуги вне очереди; на анонимной основе и т. д. Обязательно нужно отметить, что это делается по желанию пациента.

Заключение договора на предоставление платных услуг

Обратите внимание, что в договоре предоставления платных медицинских услуг (который должен заключаться только в письменной форме) необходимо писать «потребитель» или «заказчик», а не «пациент», как это делалось раньше.

К сведению

Потребитель – это физическое лицо, намеревающееся получить или уже получающее платные медицинские услуги лично в соответствии с договором. Но потребитель, получающий платные медицинские услуги, в то же время является пациентом, на которого распространяется действие Закона № 323-ФЗ.

Заказчик – это физическое или юридическое лицо, намеревающееся заказать (приобрести) или заказывающее (приобретающее) платные медицинские услуги в соответствии с договором в пользу потребителя.

При заключении договора по требованию потребителя или заказчика им должна быть предоставлена в доступной форме следующая информация:

• о порядках оказания медицинской помощи и стандартах медицинской помощи, применяемые при предоставлении платных медицинских услуг;

• конкретных медицинских работниках, предоставляющих соответствующую платную медицинскую услугу (их профессиональном образовании и квалификации);

• методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, возможных видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи.

Потребителям или заказчикам могут быть предоставлены и другие сведения, относящиеся к предмету договора.

Отметим, что до заключения договора учреждение обязано в письменной форме уведомить потребителя (заказчика) о том, что несоблюдение указаний (рекомендаций) медицинского работника, предоставляющего платную медицинскую услугу, в т. ч. назначенного режима лечения, могут снизить качество предоставляемой платной медицинской услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя.

Если в процессе выполнения договора исполнителем потребуется оказать пациенту дополнительные медицинские услуги, то стороны либо подписывают дополнительное соглашение к договору, являющееся его неотъемлемой частью, либо заключается новый договор.

Можно порекомендовать, например, при лечении в стационаре, когда стоимость предоставления медицинской помощи напрямую зависит от количества койко-дней, проведенных пациентом в организации, использовать в договоре приблизительную цену услуги.

Пример

При лечении в условиях стационара приблизительная цена услуги формулируется в договоре после указания стоимости лечения следующим образом: «цена услуги является приблизительной и может быть изменена в сторону уменьшения или увеличения в зависимости от фактического количества дней пребывания пациента в стационаре». Аналогичным образом формулируется приблизительная цена и на другие услуги, стоимость которых зависит от количества, размера, наличия или отсутствия чего-либо, что невозможно точно определить до начала оказания услуги.

В соответствии с Законом № 323-ФЗ в случае, если при предоставлении платных медицинских услуг потребуется предоставление дополнительных медицинских услуг по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни потребителя при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний, то такие медицинские услуги оказываются бесплатно.

В случае отказа пациента после заключения договора от получения медицинских услуг договор расторгается. При этом потребитель (заказчик) обязан в соответствии с ГК РФ оплатить исполнителю фактически понесенные им расходы, связанные с исполнением обязательств по договору.

Новые возможности оплаты медицинских услуг

Отметим, что Правила в соответствии с действующим законодательством позволяют выдавать не только чеки контрольно-кассовой техники, но и иные документы установленной формы. Иными словами, при оказании медицинских услуг на дому, на выезде, в то время, когда касса не работает или не работает кассовый аппарат, можно оказывать платные услуги и принимать за них плату, выдавая документы строгой отчетности, приравненные к чекам. При этом с сотрудниками, которые принимают оплату, заключается договор о полной материальной ответственности.

Новые технологии не стоят на месте, и уже стали появляться мобильные картридеры, которые подсоединяются к смартфонам и айфонам, на которые устанавливаются соответствующие приложения и которые позволяют оплачивать услуги банковскими картами даже на дому и на выезде.

Правила распространяются не только на услуги, оплачиваемые за счет личных средств граждан, но и за счет средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в т. ч. договоров добровольного медицинского страхования. Они определяют, что заключение договоров добровольного медицинского страхования и оплата медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с такими договорами, осуществляются в соответствии с ГК РФ и Законом РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

В заключение отметим, что действующее законодательство не обязывает государственные и муниципальные учреждения оказывать медицинскую помощь на платной основе, но закрепляет право пациента на получение такой помощи, в т. ч. в учреждениях, работающих по программе (территориальной программе) государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Бюджетное учреждение представляет собой некоммерческую структуру. Однако такой субъект может осуществлять деятельность, дающую доход. Как правило, это оказание услуг за деньги. Право на коммерческую деятельность обусловлено ФЗ от 12.01.1996 г. №7.

Какой коммерческой работой может заниматься бюджетный субъект?

Под коммерческой работой подразумевается предоставление услуг за деньги. Пояснение дано в письме Минфина от 22 октября 2013 года. Это может быть:

  • покупка и продажа акций;
  • реализация прав собственности;
  • вклады в товарищество.

Субъект не может заниматься оказанием любых коммерческих услуг. Они должны соответствовать целям формирования субъекта. К примеру, образовательные субъекты не могут заниматься оказанием медицинских услуг. Законной коммерческая работа будет в том случае, если она отвечает этим требованиям:

  • Соответствие целям, ради которых создавался субъект.
  • Работа прописана в учредительной документации.

Цели образования субъекта прописаны в уставе. Это основная бумага, на основании которой создается перечень оказываемых платных услуг.

Целями формирования субъекта являются содержание и совершенствование структуры автомобильных дорог, их ремонт и обеспечение эксплуатации. Такая структура может заниматься оказанием этих услуг:

  • Деятельность по предотвращению дефектов (ямы и прочее).
  • Ремонтные работы.
  • Работа по увеличению сцепных свойств дорог.

То есть учреждение может заниматься любой деятельностью, которая связана с автомобильными дорогами.

Создание перечня платных услуг

Введение платных услуг должно быть обосновано. Обосновать подобное решение можно соответствующими целями деятельностями, прописанными в уставе, утвержденном учредителем. Платные услуги могут быть следующими:

  • Услуга, которая относится к основному направлению деятельности.
  • Неосновная услуга.

Услуги по основному направлению можно оказывать сверх перечня, оговоренного госзаданием. Иногда услуги могут входить в госзадание, однако возможно это только в ситуациях, оговоренных в законе.

Определение стоимости платных услуг

В пункте 4 статьи 9.2 ФЗ №7 («О некоммерческих структурах») указано, что порядок расчета основной стоимости определяется учредителем. Стоимость услуг утверждается нормативным актом. Обратная ситуация возможна только в том случае, если это оговорено ФЗ. Учреждение также может оказывать услуги, которые не относятся к перечню основных. Стоимость их определяется бюджетным учреждением.

В письме Минфина от 12 августа 2006 года перечислены ФЗ, в которых указаны конкретные лица, ответственные за установление стоимости услуг:

  • Ст. 52 Закона о культуре, утвержденного ВС РФ 09.10.1992 г. №3612-1. Культурные субъекты могут самостоятельно назначать цены на услуги и продукцию (к примеру, билеты).
  • Ст. 9 Закона о госуслугах от 27.07.2010 г. №210. Стоимость необходимых услуг определяется на основании нормативного акта, принятого исполнительными структурами.
  • Ст. 84 ФЗ от 21.11.2011 г. №323. Стоимость медицинских услуг утверждается Правительством страны.

Обычно тарифы на услуги устанавливаются не самим бюджетным субъектом. Если же учреждение само определяет тарифы, при расчетах нужно учитывать себестоимость оказания услуги. В нее могут входить следующие направления:

  • Зарплата сотрудникам.
  • Различные начисления работникам.
  • Материальные траты.
  • Затраты на ЖКХ.
  • Транспортировочные расходы.

Во внимание принимаются нюансы предоставления услуги, а также ее себестоимость. Учитываются накладные траты, рентабельность. Стоимость услуги не может быть меньше нормативных затрат. При данной ситуации контролирующие органы могут сделать следующие выводы:

  • Неправильное планирование.
  • Вложение в оказание услуг средств из субсидий, что является незаконным.

К СВЕДЕНИЮ! Платные услуги субъект должен оказывать на тех же условиях, что и бесплатные. Нельзя устанавливать разную стоимость на одну и ту же услугу, если это решение ничем не обосновано. Если субъект не имеет ресурсов для оказания платной услуги, к работе может быть привлечена сторонняя компания. В этом случае заключается договор. Он не должен противоречить Закону о конкуренции.

Прибыль от платных услуг

Доход, образованный вследствие оказания услуг, поступает в пользование самого субъекта на основании пункта 3 статьи 298 ГК РФ. Полученный доход направляется на исполнение плана хозяйственной работы. Однако это только рекомендация. Порядок расходования определяется субъектом самостоятельно, так как направления трат не оговорены в законе. Направить средства на совершение крупной сделки можно только с согласия учредителя. Крупной признается сделка, стоимость которой больше 10% балансовой стоимости активов. Стоимость активов определяется на основании бухгалтерской отчетности.

Если платные услуги входят в госзадание, объем финансирования учреждения уменьшается на планируемую сумму поступлений. То есть даже при занятии платной деятельностью некоторые коммерческие структуры существуют на один и тот же объем финансирования.

Бухучет

Каждая хозяйственная операция должна подтверждаться проводкой. К учету доходов и трат, касающихся услуг за деньги, применяются стандартные правила.

Учет доходов

Поступления фиксируются на счете 130. Учет проводится на счете 2 205 31 000. Рассмотрим используемые бухгалтерские проводки:

  • ДТ2 205 31 560 с корреспонденцией КТ2 401 10 130. Фиксирование поступлений от предоставления услуги.
  • ДТ2 201 11 510 с корреспонденцией КТ2 205 31 660. Услуги оплачены, средства направлены на счет.
  • ДТ2 201 34 510 КТ2 205 31 660. Зачисление в кассу бюджетной структуры.
  • ДТ2 201 23 510 КТ2 205 31 660. Поступление через терминал банка.

То есть корреспонденция определяется способом перечисления оплаты за услуги.

Учет трат на услуги

Затраты могут включать:

  • Общехозяйственные траты, нужные для управленческих целей. Фиксируются на счете 0 109 00 000.
  • Издержки, нужные до доведения товара до покупателя. Фиксируются на счете 0 109 90 000.

Список накладных трат устанавливается учетной политикой структуры. При учете используются проводки в следующей корреспонденции:

  • ДТ2 109 70 223 КТ2 302 23 730. Фиксирование трат на электроэнергию, расходуемую при оказании платных услуг.
  • ДТ4 109 70 223 КТ4 302 23 730. Фиксация трат на энергию, расходуемую при оказании платных услуг в пределах госзадания.
  • ДТ4 302 23 830 КТ4 201 11 610. Оплата энергии поставщику.
  • ДТ2 109 60 223 КТ2 109 70 223. Учет трат в составе себестоимости.
  • ДТ2 401 10 130 КТ2 109 60 272. Списание трат на оказание услуг.

Учет предполагает детализацию трат. То есть прописываются траты по каждой операции.

Налогообложение

Если учреждение оказывает коммерческие образовательные услуги, они не будут облагаться НДС на основании пункта 2 статьи 149 НК РФ. Однако доход будет облагаться налогом на прибыль за некоторыми исключениями (касаются они образовательных субъектов):

  • Образовательная услуга входит в Перечень форм образовательной деятельности.
  • Наличие лицензии на соответствующую деятельность.
  • В учреждении работает не меньше 15 сотрудников.

Если платные услуги оказываются казенными структурами, доход не будет учтен при определении налоговой базы.

РАЗДЕЛЬНЫЙ УЧЕТ НДС В МЕДИЦИНСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ

О.А. Курбангалеева,
консультант-эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Медицинские учреждения являются плательщиками НДС на основании положений статьи 143 НК РФ. При этом помимо медицинских услуг, не облагаемых НДС, они могут оказывать услуги, которые подлежат налогообложению в общем порядке. По таким операциям налогоплательщики могут принять к вычету сумму «входящего» НДС. Но для этого необходимо организовать ведение раздельного учета операций, облагаемых и не облагаемых НДС, и сумм «входящего» НДС по товарам, работам, услугам, использованным в налогооблагаемых операциях.

Виды медицинских услуг, не облагаемых НДС

Прежде чем перейти к вопросу ведения раздельного учета, напомним, какие медицинские услуги освобождаются от обложения НДС в обязательном порядке.
Перечень медицинских услуг, которые не подлежат налогообложению, приведен в пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ. В частности, освобождается от НДС реализация медицинских услуг, которые оказывают медицинские организации, осуществляющие медицинскую деятельность.
При этом к медицинским относятся услуги:

определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию (ОМС);
оказываемые населению по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 20.02.2001 № 132. При определении конкретного перечня услуг, подпадающих под льготу, следует руководствоваться приказом Минздрава России от 11.03.2013 № 121н;
по сбору у населения крови, оказываемые по договорам с медицинскими организациями, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях;
скорой медицинской помощи, оказываемые населению;
по дежурству медицинского персонала у постели больного;
патолого-анатомические;
оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным;
ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета.

Обратите внимание! Налоговый кодекс РФ не устанавливает каких-либо ограничений в части формы оплаты оказания медицинских услуг. Следовательно, вне зависимости от формы оплаты медицинские услуги не облагаются НДС. Например, если медицинское учреждение получает оплату от организации за своих работников по безналичному расчету.
Кроме того, льгота по НДС применяется и в случае, когда медицинская организация оказывает медицинские услуги гражданам на основании договоров, заключенных с заказчиками – юридическими лицами (письмо ФНС России от 27.03.2013 № ЕД-18-3/313@), а также при оплате страховой компанией оказанных медицинских услуг (письма Минфина России от 17.06.2015 № 03-07-07/35004, от 26.02.2013 № 03-07-07/5466).

Другие операции, освобождаемые от НДС

Помимо льготы для медицинских услуг п. 2 ст. 149 НК РФ предусмотрен еще ряд льгот, которые относятся к медицинским учреждениям.
В частности, не подлежит обложению НДС реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ:

1) следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042:
-важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий. Эта льгота применяется при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 1 января 2017 года также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники);

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.

Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Право бюджетных и казенных учреждений оказывать платные услуги

Исходя из прямого указания закона (п. 1 ст. 9.2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ, далее — закон № 7-ФЗ), бюджетные учреждения создаются с определенной целью — для оказания услуг или выполнения работ по реализации функций государственных (муниципальных) органов. Большей частью они работают в таких сферах, как:

  • наука и образование (школы, вузы, другие учебные заведения);
  • здравоохранение и социальная защита (больницы, поликлиники, интернаты, санатории);
  • культура (музеи, театры, выставочные залы);
  • физкультура и спорт (спортивные школы, стадионы);
  • занятость населения и иные.

Схожими целями и функциями характеризуются и казенные учреждения (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, далее — БК РФ). Они отличаются от бюджетных учреждений особенностями финансирования, распоряжения доходами, объемом полномочий. Подробнее о казенных учреждениях и их отличии от бюджетных читайте в наших статьях «Что такое бюджетное учреждение» и «Что такое казенное учреждение».

Бюджетные и казенные учреждения относятся к некоммерческим организациям, и извлечение прибыли не является их основной целью. Например, граждане получают бесплатное медицинское обслуживание в поликлинике по месту жительства, дети проходят бесплатное обучение в школе и т. д. Могут ли казенные и бюджетные учреждения оказывать платные услуги? Да, закон разрешает им дополнительно к их основной функции предоставлять услуги на платной основе (п. 2 ст. 24 закона № 7-ФЗ). О том, когда это возможно, рассказываем ниже.

В «КонсультантПлюс» есть множество полезных материалов по теме. Например, статья о порядке оказания платных услуг бюджетными учреждениями. Если у вас еще нет доступа к системе, вы можете получить его на 2 дня бесплатно. Или закажите актуальный прайс-лист, чтобы приобрести постоянный доступ.

Условия, которые должны быть соблюдены для оказания платных услуг

Оказание платных услуг в бюджетных и казенных учреждениях возможно исключительно при одновременном соблюдении следующих условий (п. 2 ст. 24, п. 3 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ, п. 3 ст. 161 БК РФ):

  1. Услуги должны соответствовать целям создания и деятельности этих организаций, не противоречить им. Например, государственное бюджетное учреждение образования (школа) вправе помимо бесплатного традиционного обучения учеников оказывать дополнительные услуги платного характера, но в той же плоскости, то есть направленные на образование и просвещение (кружки, секции, курсы).
  2. В уставе конкретной организации должно содержаться указание на возможность предоставления платных услуг, а также четкий перечень видов деятельности, приносящих доход. Выходить за рамки уставной деятельности при оказании платных услуг бюджетные учреждения не вправе. Для казенных предприятий также необходимо получение согласия учредителя.

В нормативных правовых актах закрепление такой возможности не требуется.

Платные услуги бюджетных организаций можно условно разделить на 2 группы:

  • Основные. Они могут оказываться как сверх госзадания, так и в ряде случаев, предусмотренных законом, в его рамках (абз. 1 п. 4 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ).
  • Неосновные. Право оказывать платные услуги по неосновным видам деятельности прямо законом не предусмотрено, но и не запрещено.

В отношении казенных предприятий такое деление не предусмотрено.

Как и кто рассчитывает плату за услуги

Так как бюджетные организации не являются коммерческими, их руководители не могут определять плату за предоставляемые услуги произвольно. Этот процесс довольно строго регламентирован. По общему правилу порядок определения платы в отношении основных видов услуг устанавливается органом, на которого возложены функции учредителя (п. 4 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ).

Поэтому в каждой сфере соответствующим государственным органом исполнительной власти принят нормативный правовой акт об определении платы по договорам. Так, Минтрудом РФ установлено, что в подведомственных ему учреждениях размер платы за услуги определяет руководитель учреждения самостоятельно (п. 3 Порядка определения платы…, утв. приказом Минтруда РФ от 07.06.2013 № 247н).

Минтрансом РФ установлено, что учреждения также сами определяют размер платы за услуги, но с обязательным учетом конъюнктуры рынка, требований к качеству оказания услуг, установленных тарифов на аналогичные платные услуги, размера расчетно-нормативных затрат и т. д. (п. 2 Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы)…, утв. приказом Минтранса России от 02.03.2017 № 78).

Минздравом РФ установлено, что при определении размера платы по договорам подведомственные ему учреждения должны учесть мнение выборного представительного или совещательного органа при его наличии (п. 5 Порядка определения платы…, утв. приказом Минздрава РФ от 18.11.2013 № 853н).

Росстандартом РФ установлено, что размер платы должен определяться с учетом тарифов, если они установлены, анализа объема спроса, размера расчетных затрат и т. д. (п. 3 Порядка определения платы…, утв. приказом Росстандарта от 19.10.2011 № 5479).

Что касается неосновных видов деятельности, то законодательство не устанавливает, кто и как определяет размер платы за них. Полагаем, что следует ориентироваться на правила, действующие для основных видов.

Калькуляция платных услуг в бюджетном учреждении

Большинство учреждений при определении размера оплаты за услуги используют метод прямого счета.

Приведем образец калькуляции платных услуг в бюджетном учреждении образования. Например, школа организовала курсы иностранного языка для взрослых:

  1. Прямые затраты.
    Зарплата педагога — 20 000 руб. в месяц. При средней нагрузке на одного педагога 54 часа в месяц оплата труда за час занятий составит 370 руб.
    Учащиеся занимаются индивидуально и в группах по 8 человек. Один курс обучения включает 25 часов групповых и 54 часа индивидуальных занятий. Фонд оплаты труда за курс обучения одного человека составит 21 136 руб. (25 × 370 / 8 + 54 × 370).
  1. Накладные расходы. Коэффициент накладных расходов возьмем 0,63. Накладные расходы составят 13 315 руб. (21 136 × 0,63).
  2. Себестоимость курса обучения для одного человека равна сумме прямых и накладных расходов — 34 451 руб.
  3. Прибыль при рентабельности 5% составит 1722 руб.

Итого: цена обучения одного человека на курсах с учетом прибыли — 36 173 руб.

Правила оказания платных услуг

Главное правило при оказании бюджетными учреждениями платных услуг состоит в том, что они должны предоставляться на тех же условиях, что и бесплатные (точнее, финансируемые из бюджета).

Услуги оказываются на основании договора, который заключается в письменной форме по общим правилам Гражданского кодекса РФ (гл. 25 ГК РФ).

Кроме того, на эти отношения распространяются нормы закона о защите прав потребителей в части информирования об услугах, качестве предоставляемых услуг, ответственности исполнителя и т. д. (ст. 13, 23, 23.1, 28, 30). В некоторых сферах действуют также особые правила, например:

  • Правила оказания услуг общественного питания (утверждены постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036).
  • Правила оказания платных образовательных услуг (утверждены постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706).
  • Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (утверждены постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006) и др.

Кроме того, конкретные ведомства могут утверждать свои положения о предоставлении платных услуг бюджетным учреждением (см., например, приказ ФГБУ «ФКП Росреестра» «Об утверждении положения по оказанию услуг по выполнению кадастровых работ» от 25.07.2017 № П/263).

Некоторыми из указанных актов подробно регламентированы условия договора и порядок его заключения (например, п. 17 Правил предоставления медицинских услуг, п. 12 Правил оказания платных образовательных услуг), а в некоторых даже утверждена типовая форма договора (например, приказ Минобрнауки России «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования» от 13.01.2014 № 8).

В некоторых сферах помимо договора требуется оформить дополнительные документы. Например, информированное добровольное согласие (п. 28 Правил предоставления медицинских услуг), согласие на обработку персональных данных) и т. д.

Недопустимо вносить в договор условия, ущемляющие права потребителя.

***
Таким образом, бюджетные и казенные учреждения вправе оказывать услуги на платной основе. Такая возможность должна быть предусмотрена уставом организации. Характер предоставляемых услуг должен соответствовать целям и функциям учреждения.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Платные услуги государственных и муниципальных учреждений

Деятельность государственных (муниципальных) учреждений (далее — учреждения) по оказанию услуг (выполнению работ) за плату признается приносящей доход деятельностью (см. п. 8 Рекомендаций Минфина России от 22.10.2013).

Учреждения могут оказывать (выполнять) платные услуги (работы) (далее — оказывать платные услуги) при следующих условиях:

— возможность осуществления приносящей доход деятельности закреплена в уставах учреждений (при этом в уставах должен содержаться исчерпывающий перечень этих видов деятельности);

В случае несоответствия приносящих доход видов деятельности целям создания учреждения органами финансового контроля может быть вынесено представление о приведении устава в соответствие с распоряжением о создании учреждения (см., например, п.п. 3 и 8 представления Счетной палаты РФ от 05.06.2015 N ПР 10-116/10-01).

Закрепления правовым актом перечня платных услуг, которые вправе оказывать учреждения, не требуется.

Оказывать платные услуги вправе учреждения всех типов.

Порядок предоставления платных услуг

Платные услуги оказываются, как правило, в основное рабочее время за счет повышения интенсивности труда либо в дополнительное время сверх нормы рабочего времени. В случае большого объема платных услуг могут вводиться штатные единицы за счет средств от приносящей доход деятельности. Услуги выполняются на основном рабочем месте, на площадях и оборудовании, свободных от выполнения госзадания.

Порядок и условия предоставления платных услуг зависят от сферы деятельности учреждения, его специфики. Регулируются нормами ГК РФ, отраслевыми нормативными правовыми актами (далее — НПА).

На отношения с участием граждан-потребителей распространяются также положения Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон N 2300-1).

Учреждение, предоставляющее платные услуги, обязано размещать информацию о них в порядке, предусмотренном законодательством РФ, постановлениями Правительства РФ*(1).

Так, например, 1) Образовательные организации обязаны разместить на официальном сайте организации в сети «Интернет» документ о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образца договора, документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе, документа об установлении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, в дошкольных учреждениях и т. п. (п.п. 4 — 4.1 ч. 2, ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», далее — Закон об образовании). Кроме того, вся информация должна размещаться в месте фактического осуществления образовательной деятельности, а также в месте нахождения филиала организации, осуществляющей образовательную деятельность (п.п. 9 — 11 Правил оказания платных образовательных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 N 706, далее — Постановление N 706).

2) Разделом III Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006) также предусмотрено размещение информации об исполнителе и предоставляемых им медицинских услугах на сайте в сети «Интернет» и на информационных стендах (стойках) медицинской организации.

За отсутствие информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством РФ, учреждение и должностное лицо могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ.

Кто устанавливает порядок определения платы и (или) размер платы?

В казенных учреждениях порядок определения платы и (или) размер платы за оказанные услуги устанавливается государственным (муниципальным) органом, в ведении которого находится казенное учреждение, если иное не предусмотрено соответственно федеральными законами, НПА Правительства РФ, законами субъекта РФ, НПА высших исполнительных органов государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами (п. 3.1 ст. 161 БК РФ).

Бюджетное учреждение. Платные услуги бюджетных учреждений можно разделить на два вида:

— услуги, относящиеся к основным видам деятельности, выполняемые учреждением сверх государственного (муниципального) задания (далее — госзадание), а в случаях предусмотренных федеральными законами эти услуги могут включаются в госзадание (далее — основные платные услуги)*(2). Такие услуги для граждан и юрлиц должны осуществляться на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях;

— кроме того, бюджетное учреждение вправе осуществлять за плату иные виды деятельности, не отнесенные уставом к основным видам деятельности (далее — неосновные платные услуги), при удовлетворении выше названных условий (п. 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ).

Порядок определения платы за основные платные услуги, оказываемые бюджетными учреждениями, устанавливает орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (далее — учредитель), если иное не предусмотрено федеральным законом (п. 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ). Например, для федеральных образовательных учреждений методика расчета цены утверждена приказом Минобрнауки России от 20.12.2010 N 1898.

Плата за неосновные платные услуги, если иное не предусмотрено федеральным законом, бюджетным учреждением устанавливается самостоятельно.

Автономные учреждения. Платные услуги автономных учреждений также как и у бюджетных делятся на два вида (основные и неосновные).

Однако в отличие от бюджетных учреждений Закон N 174-ФЗ положение, аналогичное п. 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ об установлении учредителем порядка определения платы за основные услуги, не содержит. Частями 6-7 ст. 4 указанного закона установлено, что основные платные услуги автономные учреждения оказывают в порядке, установленном федеральными законами. Следовательно, если федеральными законами не предусмотрен конкретный субъект, который может устанавливать порядок определения платы за основные платные услуги, то автономное учреждение самостоятельно в решении данного вопроса.

Плату за неосновные платные услуги автономное учреждение (также как и бюджетное) устанавливает самостоятельно.

Внимание

В отношении муниципальных учреждений Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон N 131-ФЗ) предусмотрены исключения. Так, например, определение порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных учреждений, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (п. 6 ч. 10 ст. 35 Закона N 131-ФЗ). Органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения*(3) обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги (работы), предоставляемые муниципальными учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами (см., например, п.п. 4, 4.1 ч. 1 ст. 17 Закона N 131-ФЗ).

В таблице приводятся субъекты, устанавливающие порядок определения платы и (или) ее размер

Тип учреждения

Вид деятельности

Принадлежность публично-правовому образованию

Федеральные, субъекта РФ

Муниципальные

Казенные

Государственный орган, в ведении которого находится учреждение, устанавливает порядок определения платы и (или) размер платы, если иное не предусмотрено федеральными законами, НПА Правительства РФ, законами субъекта РФ, НПА высших исполнительных органов субъекта РФ

Представительный орган муниципального образования определяет порядок принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных учреждений, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения*(3) обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги (работы), предоставляемые муниципальными учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами

Бюджетные

Основной

Учредитель устанавливает порядок определения платы, если иное не предусмотрено федеральным законом

Неосновной

Самостоятельно, если иное не предусмотрено федеральным законом

Автономные

Основной

Самостоятельно, если иное не предусмотрено федеральным законом

Неосновной

Самостоятельно, если иное не предусмотрено федеральным законом

Кроме того, имеются федеральные законы, указывающие на конкретных субъектов, к ведению которых отнесено определение размера платы за оказание платных услуг или порядка ее определения:

— ст. 52 Закона РФ от 09.10.1992 N 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», согласно которой организации культуры самостоятельно устанавливают цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты. Данная норма является специальной по отношению к нормам Закона N 131-ФЗ. Поэтому муниципальные учреждения культуры вправе самостоятельно устанавливать цены (тарифы) на платные услуги;

— ст. 84 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок и условия предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг пациентам устанавливаются Правительством РФ.

В соответствии с п. 8 Правил предоставления платных медицинских услуг (утв. постановлением N 1006), порядок определения цен (тарифов) на медуслуги, предоставляемые бюджетными и казенными учреждениями, устанавливается их учредителями. В этой связи некоторые ведомства, разработали положения определения цен (тарифов) на медуслуги, предоставляемые подведомственными медицинскими бюджетными и казенными государственными учреждениями*(4). Автономные учреждения (за исключением муниципальных) определяют цены (тарифы) на предоставляемые платные медицинские услуги самостоятельно;

— ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», согласно которой размер платы за услуги, являющиеся необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, устанавливается Правительством РФ. Порядок определения размера платы за услуги, являющиеся необходимыми и обязательными для предоставления исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, устанавливается нормативным правовым актом соответственно высшего исполнительного органа субъекта РФ, представительного органа местного самоуправления.

Договор на оказание платных услуг (работ)

Согласно ст. 161 ГК РФ на оказание платных услуг, как правило, заключается договор в простой письменной форме*(5). Отраслевыми нормативными правовыми актами могут предусматриваться обязательные для включения в договор условия или сведения.

Частью 1 ст. 54 Закона об образовании предписано, что договор об образовании заключается в простой письменной форме. Обязательные условия и сведения, подлежащие включению в договор, приведены в ч. 2 ст. 54 Закона об образовании, п. 12 Правил, утв. Постановлением N 706. В договоре на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица, указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты. Увеличение стоимости после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период (ч. 3 ст. 54 Закона N 273-ФЗ)*(6). Сведения, указанные в договоре, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте организации на дату заключения договора (п. 15 Постановления N 706).

Кроме того, могут быть разработаны примерные формы договоров об оказании государственных (муниципальных) услуг, в т.ч. платных или методические рекомендации (см., например, приказ Министерства спорта РФ от 16.08.2013 N 637, приказы Минобрнауки России от 21.11.2013 N 1267, от 25.10.2013 N 1185, письмо Минобрнауки России от 01.10.2002 N 31-ю-40/31-09). Вместе с тем, учреждение может самостоятельно разработать форму договора.

Определение стоимости услуг

На отдельные платные услуги распространяется государственное регулирование цен. К ним, например, относятся социальные услуги, оказываемые гражданам государственными организациями социального обслуживания. Установление порядка утверждения тарифов на социальные услуги, утверждение размера платы за их предоставление относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ (п. 11, 14 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»).

В других случаях анализ НПА показывает, что фактические цены на платные услуги (работы) складываются из затрат на их выполнение (калькуляция себестоимости) и необходимого уровня рентабельности.

В настоящее время федеральным законодательством не установлены предельные размеры рентабельности для учреждений, оказывающих платные услуги. Некоторые отраслевые и ведомственные НПА об определении себестоимости платных услуг (работ) лишь устанавливают ограничения размера рентабельности или указывают на необходимость обеспечить рентабельность. В большинстве случаев эти требования отсутствуют.

Требование о равных условиях оказания одной и той же услуги за плату и бесплатно

При определении платы за основные платные услуги бюджетных и автономных учреждений следует учитывать требования о том, что такие услуги должны оказываться на тех же условиях, что и государственные (муниципальные) услуги, финансируемые из бюджета (см. п. 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, ч. 6 ст. 4 Закона N 174-ФЗ). По мнению Минфина РФ, требование об одинаковых условиях оказания услуг относится и к их стоимости (п. 8 рекомендаций от 22.10.2013).

В рекомендациях Минфина отмечается, что установление платы за оказание основных платных услуг в размере ниже величины нормативных затрат на оказание аналогичной услуги в рамках госзадания будет свидетельствовать:

— либо о некачественном планировании и, соответственно, завышенных объемах бюджетных ассигнований на предоставление субсидии на государственное (муниципальное) задание;

— либо об оказании платных услуг за счет средств указанной субсидии, что противоречит принципу, установленному Законом N 83-ФЗ, о финансировании за счет субсидии, предоставляемой в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, исключительно выполнения государственного (муниципального) задания.

Поэтому необходимо учитывать данное обстоятельство при принятии решений по ценообразованию. В этой связи часто возникает вопрос о возможности предоставления учреждением различных скидок, каких-либо преференций при предоставлении платных услуг.

При оплате потребителем услуг банковской картой банк взимает с учреждения комиссию по договору эквайринга. В этом случае учреждение не может увеличить стоимость услуг на процент комиссии банка, сохраняя при этом цену при оплате за наличный расчет. Это связано с тем, что положения п. 4 ст. 16.1 Закона N 2300-I запрещают при оплате устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов.

Предоставление льгот, скидок, преференций

Неосновные платные услуги.

Исходя из положений п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422, п. 1 ст. 424 ГК РФ, ч.ч. 6, 7 ст. 4 Закона РФ N 174-ФЗ и п. 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ следует, что закон ограничивает права автономных и бюджетных учреждений заключать «однородные» договоры на разных условиях (в том числе по разной цене) с разными субъектами только в отношении услуг, относящихся к основной деятельности. На договоры, исполнение по которым осуществляется учреждениями в рамках не основной, а «иной» деятельности, это ограничение, по смыслу приведенных норм, не распространяется. Следовательно, автономные и бюджетные учреждения вправе заключать договоры возмездного оказания услуг (выполнения работ), не относящихся к основной деятельности учреждения, по специальным тарифам для определенных категорий заказчиков.

Основные платные услуги.

Прямого запрета на установление системы скидок, как и норм, регулирующих возможность их предоставления, в НПА не содержится. Кроме того, ГК РФ в отношении публичных договоров (устанавливающих обязанности по выполнению работ, оказанию услуг, лицом, осуществляющим приносящую доход деятельность, которое по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится) предусматривают возможность установления различных цен услуг (работ) для разных категорий потребителей. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей (см. п.п. 1 -2 ст. 426 ГК РФ).

Однако установление различных цен на одни и те же услуги для разных заказчиков суды могут признавать нарушением антимонопольного законодательства ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (смотрите, например, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21.10.2013 N Ф09-10855/13 (определением ВАС РФ от 17.12.2013 N ВАС-18456/13 в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано), постановление Президиума ВАС РФ от 26.02.2013 N 10083/12).

В некоторых случаях в отношении основных видов деятельности может быть предусмотрено право учреждения при определенных условиях снизить их стоимость.

В отношении платных образовательных услуг, ч. 5 ст. 54 Закона об образовании и п. 7 постановления N 706, установлено, что исполнитель вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств исполнителя, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения заказчика и (или) обучающегося.

Аналогичным положением (п. 9) о праве снизить стоимость платных образовательных услуг в 2016 году был дополнен Порядок определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки РФ, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 20.12.2010 N 1898).

Нормы этих актов являются специальными по отношению к общим нормам Закона N 7-ФЗ, Закона N 174-ФЗ и другим нормам, касающимся порядка определения платы за услуги госучреждений.

В этом случае снижение стоимости платных услуг возможно, если:

— учреждением разработан локальный акт, устанавливающий основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг*(7);

— в договорах об оказании платных услуг, помимо стоимости услуги, оплачиваемой заказчиком, отражается полная ее стоимость (в соответствии с нормативными затратами)*(8);

— учреждение располагает собственными средствами, которые будут израсходованы на покрытие недостающей стоимости платных образовательных услуг;

— указанные расходы предусмотрены утвержденным в установленном порядке Планом ФХД;

— основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг доводятся до сведения заказчика и (или) обучающегося.

Также ст. 52 Закона РФ от 09.10.1992 N 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», предусмотрено, что организации культуры при организации платных мероприятий могут устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, обучающихся, инвалидов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Порядок установления льгот для организаций культуры, находящихся в федеральном ведении, устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, для организаций культуры, находящихся в ведении субъектов РФ, — органами государственной власти субъектов РФ, для организаций культуры, находящихся в ведении органов местного самоуправления, — органами местного самоуправления.

______________________________

*(2) Для включения основной платной услуги в госзадание бюджетного учреждения необходимо прямое указание федерального закона. Например, ст. 46 Основ законодательства Российской Федерации о культуре»: «Учредитель организации культуры, созданной в форме бюджетного и автономного учреждения: _ осуществляет финансовое обеспечение деятельности бюджетного и автономного учреждения, связанной с выполнением работ, оказанием услуг для потребителя в соответствии с заданиями учредителя бесплатно или частично за плату;».

*(3) вопросы местного значения (глава 3 Закона N 131-ФЗ) — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и Законом N 131-ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (ч. 1 ст. 2 Закона N 131-ФЗ).

*(4) см., например, приказ Минздрава России от 29.12.2012 N 1631н «Об утверждении Порядка определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными учреждениями, находящимися в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации»;

приказ Минздрава России от 18.11.2013 N 853н «Об утверждении Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, оказываемые сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания»;

приказ Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 18.01.2017 N 10 «Об утверждении Порядка определения цен (тарифов) на платные медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями войск национальной гвардии Российской Федерации»;

приказ Минэкономразвития РФ от 25.05.2015 N 309 «Об утверждении Порядка определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые федеральным бюджетным учреждением здравоохранения «Лечебно-реабилитационный центр Министерства экономического развития Российской Федерации».

*(5) п. 2 ст. 27 Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

*(6) Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 10.01.2017 N АПЛ16-552 оставлено в силе принятое ВС РФ решение, которым было отказано в признании недействующим п. 8 Правил оказания платных образовательных услуг. Данная норма оспаривалась в той части, в которой она предусматривает возможность увеличения стоимости платных образовательных услуг после заключения договора с учетом уровня инфляции.

*(7) Отсутствие локального акта, устанавливающего основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг, а также недоведение информации до сведения заказчика и (или) обучающегося могут послужить основаниями для привлечения к административной ответственности (решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону Ростовской области от 18.09.2015 по делу N 12-381/2015, решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 06.10.2016 по делу N 12-388/2016, решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 08.08.2016 по делу N 12-152/2016).

*(8) Неуказание полной стоимости может послужить поводом для претензий в ходе проверок учреждения. См. решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону Ростовской области от 18.09.2015 по делу N 12-381/2015.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх