Разработка и исполнение федерального бюджета осуществляет

Процесс по формированию и исполнению федерального бюджета

Составление проекта федерального бюджета.Решение о нача­ле работы над составлением проекта федерального бюджета принимается за 10 месяцевдо начала соответствующего финан­сового года.

1. В течение первых трех месяцев производятся разработка
прогноза
социально-экономического развития Российской Фе­
дерации, составление сводного баланса финансовых ресурсов,
определение основных направлений бюджетной политики, расчет
контрольных цифр
проекта федерального бюджета на соответст­
вующий период.

Руководители учреждений и организаций, находящихся на сметно-бюджетном финансировании, составляют проекты смет, которые представляются в соответствующие министерст­ва и ведомства РФ, где они обобщаются. Министерства и ве­домства в свою очередь представляют Министерству финансов и Министерству экономического развития и торговли РФ рас­четы и обоснования проектируемых расходов.

Кроме того, органы исполнительной власти субъектов РФ в установленные сроки должны представить в Министерство фи­нансов запросы и обоснования для получения отчислений от регулирующих доходов, дотаций и субвенций из федерального бюджета.

2. В течение следующих четырех месяцев Министерство фи­нансов РФ анализирует всю представленную информацию и раз­рабатывает контрольные цифры проекта федерального бюджета, которые затем согласовываются с территориальными органами исполнительной власти. Эти органы могут вносить предложения по корректировке показателей отчислений, дотаций, субвенций и др.

3. Затем составляется окончательный вариант проекта фе­дерального бюджета, который представляется Правительством РФ в Федеральное Собрание для рассмотрения и утвержде­ния.

Рассмотрение и утверждение федерального бюджета.Необхо­димо отметить, что на данный момент существует стабильная процедура рассмотрения и утверждения федерального бюджета, предусмотренная Бюджетным кодексом РФ. На сегодняшний день она выглядит следующим образом.

§ 3. Формирование и исполнение федерального б ю д ж е т а 6 5 9

Правительство РФ представляет Государственной Думе до 15 августа следующие документы:

• проект Закона «О федеральном бюджете»;

• предварительные итоги социально-экономического разви­тия Российской Федерации за текущий год;

• прогноз социально-экономического развития на предстоя­щий год;

• прогноз консолидированного бюджета Российской Феде­рации;

• федеральные целевые программы и программы по разви­тию регионов, предусмотренные к финансированию за счет средств федерального бюджета;

• итоги исполнения федерального бюджета за первое полу­годие текущего года и другие документы.

Кроме того, вместе с проектом федерального бюджета долж­ны представляться проекты изменений и дополнений в законо­дательство о налогах.

До рассмотрения проекта Федерального закона «О феде­ральном бюджете» в первом чтении данный проект обсуждается в комитетах и комиссиях Государственной Думы. Предложения по поводу законопроекта обобщаются в комитете по бюджету, налогам, банкам и финансам, который готовит заключение по проекту федерального бюджета и представляет его на рассмот­рение Государственной Думы.

Проект федерального бюджета рассматривается Государст­венной Думой в четырех чтениях.

При рассмотрении проекта в первом чтении Государственная Дума рассматривает концепцию, прогноз социально-экономиче­ского развития, основные направления бюджетной и налоговой по­литики и утверждает основные показатели федерального бюджета:

• распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;

• доходы федерального бюджета в разрезе классификации доходов и по видам доходов;

• размеры дефицита федерального бюджета;

• расходы федерального бюджета в целом.

В случае отклонения проекта федерального бюджета в первом чтении образуется согласительная комиссия из представителей Го­сударственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ, ко-

22 Основы российского права

6 6 0 Глава 1 5 . Бюджетный процесс

торая представляет уточненный проект федерального бюджета на рассмотрение Государственной Думы повторно в первом чтении.

При рассмотрении проекта федерального бюджета во втором чтении Государственная Дума обсуждает и утверждает ассигно­вания по разделам бюджетной классификации и определяет пе­речень защищенных статей и др.

В третьем чтении утверждаются расходы бюджета по под­разделам бюджетной классификации.

В четвертом чтении проект выносится на голосование для принятия в целом. Внесение поправок не допускается.

В дальнейшем процесс утверждения проекта федерального бюджета происходит в порядке, установленном Конституцией РФ.

В случае непринятия до 1 января проекта Федерального за­кона «О федеральном бюджете» Государственная Дума прини­мает федеральный закон о финансировании государственных расходов из федерального бюджета на I квартал.

Исполнение федерального бюджета.Исполнение бюджета — это практическая реализация бюджета по всем предусмотрен­ным показателям его доходной и расходной частей. Исполне­ние бюджетов относится к функциям исполнительной ветви власти. В процессе исполнения бюджета Правительство РФ мо­жет вносить изменения по статьям расходов бюджетной клас­сификации в пределах утвержденных ассигнований по каждому направлению расходования средств.

Оперативное исполнение бюджета осуществляется в соответ­ствии с бюджетной росписью (росписью доходов и расходов), утверждаемой Министерством финансов РФ. Оперативное ис­полнение бюджета заключается в принятии мер к поступлению запланированных доходов, в предоставлении финансовых средств на мероприятия, предусмотренные бюджетной роспи­сью, контроле за правильным их использованием.

В исполнении бюджета в какой-то мере участвуют все госу­дарственные органы, бюджетные предприятия, учреждения и другие организации. Однако наиболее существенная роль в этой области принадлежит органам налоговой службы, ответст­венным за собирание денежных средств, финансовым органам и кредитным учреждениям.

Главной задачей Министерства РФ по налогам и сборам яв­ляется контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей. Как видно из определения, данное Мини-

§ 3. Формирование и исполнение федерального бюджета 6 6 1

стерство в основном обеспечивает исполнение доходной части бюджета. Для этого оно наделено существенными правами:

а) производить проверки денежных документов, бухгалтер­
ских книг, отчетов, планов, связанных с учетом налогов, полу­
чать необходимую информацию, справки, объяснения;

б) обследовать складские, торговые и иные помещения
предприятий и граждан;

в) приостанавливать операции по расчетным и другим сче­
там в банках в случае непредставления бухгалтерских отчетов,
балансов, расчетов и других документов;

г) применять к предприятиям, учреждениям, организациям
и гражданам финансовые санкции, налагать административные
штрафы и др.

Ключевая роль в исполнении бюджета принадлежит Феде­ральному казначейству, которое является структурным подраз­делением Министерства финансов РФ. Его основными задача­ми являются:

а) организация, осуществление и контроль за исполнением
федерального бюджета;

б) управление доходами и расходами федерального бюджета
на счетах казначейства в банках;

в) сбор, обработка и анализ информации о состоянии госу­
дарственных финансов и др.

В целях осуществления данных задач Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ:

• организует бюджетное и финансовое исполнение феде­рального бюджета;

• доводит до территориальных органов Федерального казна­чейства размеры ассигнований из федерального бюджета по об­служиваемым этими органами территориям;

• ведет сводный реестр распорядителей средств федерально­го бюджета;

• организует и осуществляет краткосрочное прогнозирова­ние средств федерального бюджета;

• организует и осуществляет сводный учет операций по дви­жению средств федерального бюджета;

• организует и осуществляет управление доходами и расхо­дами федерального бюджета.

Непосредственной же работой по целевому финансирова­нию предприятий, учреждений, организаций, по осуществле-

6 6 2 Глава 1 5 . Бюджетный процесс

нию операций со средствами федерального бюджета занимают­ся органы Федерального казначейства по городам, районам.

Органы Федерального казначейства наделены достаточно серьезными правами, в частности, правом приостанавливать опе­рации по счетам предприятий, учреждений, использующих сред­ства федерального бюджета, в случае допущения ими определен­ных нарушений финансовой дисциплины, правом взыскивать с юридических лиц в бесспорном порядке Средства федерального бюджета, используемые не по целевому назначению, и т. п.

Исполнение расходной части бюджетасвязано с распределе­нием средств федерального бюджета. Право распоряжаться де­нежными средствами, выделенными из бюджета, предоставлено законодательством руководителям учреждений, организаций и др., которые называются распорядителями- бюджетных средств. Распорядители бюджетных средств подразделяются на главных и нижестоящих. К главным распорядителям относятся министры и руководители ведомств РФ. К нижестоящим отно­сятся руководители учреждений, получающих средства от глав­ных распорядителей для распределения между подведомствен­ными учреждениями, а также руководители учреждений, полу­чающих средства для их использования на средства учреждений.

Расходование средств федерального бюджета происходит в различных формах и на различные цели (например, предостав­ление кредитов иностранным государствам и др.), но основная часть денежных средств распределяется путем финансирования, под которым понимается предоставление средств федерального бюджета в распоряжение предприятий, учреждений на началах безвозвратности и безвозмездности.

Финансирование чаще всего осуществляется на принципах
целенаправленности, другими словами, средства, предоставляе­
мые предприятиям, учреждениям, имеют строго целевое назна­
чение (выплата заработной платы, стипендий, реконструкция
здания и т. п.). —

Бюджетное финансирование на сегодняшний день возмож­но в двух формах.

1. Финансирование государственных (унитарных) предприятий.Государственные предприятия ныне выступают в качестве са­мостоятельных хозяйствующих субъектов, чья деятельность на­правлена на получение прибыли. Государство чаще всего не может вмешиваться в хозяйственную деятельность унитарных предприятий. Как правило, предприятие должно обеспечивать свои расходы за счет собственных средств. Поэтому бюджетное

§ 3. Формирование и исполнение федерального бюджета 663

финансирование не должно быть основным источником средств для предприятия, однако оно необходимо для убыточ­ных, но социально значимых предприятий.

Принятие бюджетов и контроль их исполнения

Сметно-бюджетное финансирование учреждений.Учрежде­ния не являются коммерческими юридическими лицами и по­этому, как правило, не имеют собственных доходов, или их объем не бывает значительным. Поэтому все расходы учрежде­ний покрываются за счет средств бюджета на основе финансо­вых планов — смет расходов, устанавливающих объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделен­ных из бюджета. Статьи расходов имеют обязательный характер и не могут быть изменены по воле руководителя учреждения. К учреждениям, находящимся на сметно-бюджетном финанси­ровании, относятся учреждения образования, здравоохранения, науки, государственный аппарат РФ, оборона, правоохрани­тельные органы.

Исполнение бюджетов заканчивается заключением бюдже­тов, под которым понимается закрытие счетов, используемых для исполнения бюджета (оно происходит 31 декабря).

Отчет об исполнении бюджета.После заключения бюджета начинается работа по составлению отчета об исполнении бюд­жета, которая практически проводится Министерством финан­сов на основе сведений, представляемых всеми органами, орга­низациями, распорядителями бюджетных средств, имеющих отношение к исполнению бюджета.

Отчет об исполнении бюджета должен составляться по всем основным показателям доходов и расходов с необходимым ана­лизом использования доходов и расходования средств.

Отчет об исполнении федерального бюджета представляется Правительством в Государственную Думу для утверждения. Оформляется отчет в виде постановления Федерального Собра­ния, которое должно быть обязательно опубликовано в печати.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.Она предусматривается Бюджетным кодексом РФза неисполне­ние или ненадлежащее исполнение порядка рассмотрения про­ектов бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюд­жетов всех уровней.

К нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие санкции:

• предупреждение;

• блокировка расходов;

Глава 16. Налогово-процессуальное право

• изъятие бюджетных средств;

• приостановление операций по счетам в кредитных орга­низациях;

• наложение штрафа;

• начисление пени;

• другие.

Сфера производства Сфера обращения Сфера потребления

  Стр.
I. Теоретические основы курса  
Тема 1. Экономика транспорта. Предмет научной дисциплины и ее место среди экономических наук
Тема 2. Транспорт – отрасль материального производства
Тема 3. Характеристика транспортного рынка
Тема 4.Система управления транспортным комплексом и отдельными его отраслями Тема 5.Конкуренция и монополизм на транспорте
Тема 6. Основной и оборотный капитал транспорта
Тема 7. Транспортные издержки общества и издержки транспорта
Тема 8. Ресурсы транспортного производства
Тема 9. Влияние характеристик материально-технической базы на экономические показатели работы транспорта
Тема 10. Перспективы технического, экономического и социального развития транспорта
Тема 11. Экономика труда на транспорте
II. Практикум по решению задач
Общие положения
Задание на практическое занятие №1
Задание на практическое занятие №2
Задание на практическое занятие №3
Задание на практическое занятие №4
Задание на практическое занятие №5
III. Вопросы и тестовые задания
Список литературы
Приложение 1. Приложение 2.  

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСА

Тема 1. Экономика транспорта. Предмет научной дисциплины

И ее место среди экономических наук

Экономика – общественная научная дисциплина, изучающая вопросы жизни человеческого общества. Термин «экономика» в переводе с греческого означает «искусство ведения домашнего хозяйства», т.е. умение эффективно использовать ресурсы, которые всегда требуются для производства любых товаров. Причем, ресурсов всегда меньше, чем их требуется.

Поскольку соединяют между собой факторы производства для получения потребительских ценностей предприниматели, организующие экономическую деятельность, то вопросы эффективного использования ресурсов решает определенное поведение людей, вступающих между собой в экономические (производственные) отношения. Именно эти отношения и являются предметом экономики.

Цель экономики как науки состоит в том, чтобы изучать объективные законы, которым подчиняется экономическое поведение людей, и вырабатывать практические рекомендации.

Экономика транспорта изучает действие и формы проявления экономических законов на транспорте, частные экономические закономерности, присущие транспорту, экономическое своеобразие отдельных транспортных подотраслей внутри транспорта.

Основная цель функционирования транспорта – обеспечение взаимосвязей всех других отраслей экономики и экономических районов страны. Транспорт объединяет в единое целое разрозненные предприятия различных отраслей экономики страны и различные районы, отдаленные друг от друга на большие расстояния. Транспорт также удовлетворяет потребности людей в перемещении, создавая этим для них равные условия жизни, культурного развития, образования и удовлетворения других духовных потребностей независимо от места их проживания. Таким образом, транспорт является важным условием функционирования экономики страны, являясь значимым элементом ее инфраструктуры. Однако, из этого не вытекает второстепенная роль транспорта в экономике. Транспорт активно воздействует на уровень межрайонного разделения труда, организацию производства, размещение производительных сил и темпы развития экономики в отдельных районах. С другой стороны, транспорт является крупным потребителем продукции многих отраслей экономики, влияя тем самым на масштабы их развития и необходимые для этого ресурсы.

Другие отрасли экономики в свою очередь предъявляют свои требования к транспорту:

1) своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей экономики и населения в перевозках;

2) относительное снижение транспортных издержек на удовлетворение потребностей экономики и населения в перевозках;

3) обеспечение независимости внешнеэкономических связей России;

4) обеспечение обороноспособности страны.

Тема 2. Транспорт – отрасль материального производства

Понятие отрасли

Все производства материальных благ в экономической науке принято группировать по ряду признаков в самостоятельные отрасли экономики. К таким признакам относятся: однородность живого труда, как например, в добывающей промышленности; или схожесть средств труда, например, в сельском хозяйстве; схожесть предметов труда, как в строительстве; схожесть продуктов труда – в производстве товаров народного потребления.

Отрасль — это статистическая совокупность конкретных видов производств материальных благ, обладающих общностью производимой продукции, технологии и удовлетворяемых потребностей.

Внутри отрасли выделяют подотрасли, специализирующиеся на более узком профиле производимой продукции. Внутри отрасли «транспорт» выделяются подотрасли по признаку используемых путей сообщения: железнодорожный транспорт, морской, внутренний водный, автомобильный, воздушный, трубопроводный.

Транспорт как отрасль

Классическая наука так характеризует значение транспорта для экономики: «Кроме добывающей промышленности, земледелия и обрабатывающей промышленности существует еще четвертая сфера материального производства. Это – транспортная промышленность, все равно перевозит она людей или товары».

Здесь важно заметить, что транспорт назван отраслью материального производства, хотя он самостоятельно не создает новых материальных ценностей.

Однако, транспорту присущи все факторы производства, непременные элементы, которые характерны для любой отрасли материального производства.

Как известно, из всех факторов производства выделяются 4 вида ресурсов:

— земля (то есть природа, дающая транспорту предмет труда, то есть объекты перевозки, грузы и пассажиры);

— капитал (машины, оборудование, транспортные средства и коммуникации);

— труд (физические и умственные способности людей);

— предпринимательская способность (особый вид трудовой деятельности, позволяющий объединить 1, 2 и 3 факторы).

Результат труда, продукция транспорта – перемещение товаров из сферы производства в сферу потребления, то есть перевозка. Продукция транспорта – изменение местонахождения или пространственное изменение.

Вместе с тем, транспорту свойственны некоторые особенности, отличающие его от других отраслей народного хозяйства.

Во-первых, транспорт не производит новой вещественной продукции, а как бы является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения. Процесс производства продукции заканчивается тогда, когда она доставлена к месту потребления, поэтому транспорт есть продолжение процесса производства, начатого в промышленности и в сельском хозяйстве.

Тем не менее, труд транспортных рабочих является трудом производительным, он создает национальный доход, увеличивает общественное богатство, измеряемое в стоимостной форме.

Транспорт изменяет потребительную стоимость предмета труда (груза), хотя и не изменяет его ни в количественном, ни в качественном отношениях. Это изменение потребительной стоимости выражается в том полезном эффекте, который достигается перемещением предмета труда в пункт потребления. Конечный результат производства реализуется у потребителя.

Изменяется и стоимость груза в результате приложения к нему труда работников транспорта.

Во-вторых, продукция транспорта – перевозка грузов и пассажиров – неотделима от процесса транспортного производства. Продукцию транспорта нельзя накопить, создать ее запасы. Поэтому проблема резервов на транспорте состоит не в создании запасов продукции, а в создании резервов пропускной и провозной способности. Маневрирование резервами по районам транспортной сети затруднительно и накладно, а часто невозможно. Поэтому оптимальные резервы пропускной и провозной способности должны создаваться повсеместно и, в первую очередь, на направлениях с быстрорастущими перевозками.

В-третьих, так как продукция транспорта не обладает вещественной формой, то она не содержит сырья. Удельный вес заработной платы в ее себестоимости вдвое выше, чем в промышленности. Доля затрат на амортизацию и материальные затраты, включая топливо и электроэнергию, составляет более половины (54%) всех эксплуатационных расходов транспорта. Поэтому важнейшее значение для снижения себестоимости перевозок имеет увеличение производительности труда, улучшение использования транспортных средств особенно подвижного состава, сокращение расхода топлива и электроэнергии на единицу перевозочной работы.

В-четвертых, особенность продукции приводит к тому, что кругооборот капитала на транспорте отличается от кругооборота промышленного капитала.

Выведенная К.Марксом формула кругооборота промышленного капитала имеет вид:

    (2.1)
I II III

Из этой формулы видно, что кругооборот промышленного капитала состоит из трех стадий. Первая и третья – стадии обращения, в которых участвует транспорт.

В отличие от кругооборота промышленного капитала формула кругооборота транспортного капитала в сфере обращения будет иметь следующий вид:

III     (2.2)

Из формулы видно, что транспортный капитал имеет две стадии.

Таким образом, в отличие от кругооборота промышленного капитала в кругообороте транспортного капитала отсутствует стоимость продукта производства в виде товара.

В-пятых, транспорт подобно географической среде, наличию полезных ископаемых, трудовых ресурсов – это всеобщее средство труда, одно из общих условий производства.

Отсюда – двойственная природа транспорта.

Во-первых, перемещая средства труда и рабочих внутри предприятий, транспорт осуществляет связи, порождаемые технологическим разделением труда. Эти функции выполняет внутрипроизводственный транспорт.

Во-вторых, перемещая различные виды продукции между производителями (поставщиками) и потребителями, транспорт осуществляет связи, порождаемые территориальным разделением труда. Эти функции выполняет транспорт сферы обращения, который в ходе исторического процесса общественного разделения труда выделился в самостоятельную сферу производства.

Перевозки в сфере обращения выполняют в основном универсальные виды транспорта общего пользования – железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный, а также специализированные виды транспорта – трубопроводный, линии электропередачи и железнодорожные подъездные пути предприятий и объединений, связывающие их с сетью магистральных путей сообщения. Эти виды транспорта вместе с системой складов являются материальной основой процесса обращения (рис.1).

2.3. Структура отрасли «Транспорт»

Как уже отмечалось, транспорт не только осуществляет перевозки в сфере обращения, но и обслуживает непосредственно само производство, работая внутри предприятий. Поэтому как вид хозяйственной деятельности его можно представить системой, состоящей из двух подсистем: транспорта общего и необщего пользования (рис.2).

Сфера производства Сфера обращения Сфера потребления

IIIIIIV

I. – Производство

II. – Экспедиция, хранение, погрузка

III. – Транспортировка

IV. – Экспедиция, хранение, выгрузка

V. – Потребление

Рис.1. Транспорт в системе «производство-обращение-потребление»

Подсистема 1 Транспортная система Подсистема 2
   
     
Транспорт общего пользования   Транспорт организаций и частных лиц
                   
железнодорожный   морской   речной   автомобильный   воздушный   трубопроводный   отраслей материального производства   организаций сферы обслуживания и управления   населенных пунктов
       
  промышленность, сельское хозяйство, строительные организации и др.   торговля, снабжение и сбыт, здравоохранение, образование и др.   городской общественный и частных лиц
                                                       

Рис.2. Структурно-функциональная характеристика транспорта как межотраслевого комплекса

Транспорт общего пользования и есть транспорт сферы обращения, перемещающий различные виды продукции между производителями и потребителями. Только он и может рассматриваться в качестве самостоятельной сферы материального производства.

Транспорт организаций и частных лиц перемещает сырье, материалы и другие виды еще не поступившей в сферу обращения продукции, а также грузы и производственный персонал внутри предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли, снабжения и др. Эта часть транспорта как вида деятельности может быть названа технологическим «внутрипроизводственным» транспортом, а промышленный транспорт является его составной частью. Технологический транспорт выполняет свои функции на стадии производства, работая, как правило, в составе того предприятия, которое он обслуживает.

Процесс по формированию и исполнению федерального бюджета

Поэтому технологический транспорт в целом не может рассматриваться в качестве самостоятельной отрасли материального производства.

Каждая из двух подсистем, в свою очередь, характеризуется внутренней структурой. В состав транспорта общего пользования входят железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный виды транспорта. Поскольку объектом транспортирования может быть и энергия, то иногда к транспорту общего пользования относят газопроводы и линии электропередач.

В зависимости от целей экономического анализа транспорт общего пользования иногда рассматривается и в других группировках:

— универсальный (например, железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный) и специализированный (трубопроводный, линии электропередач);

— внутренний (осуществляет перевозки внутри страны) и внешний (обычно морской, выполняющий перевозки не только внутри страны, но и за границу);

— круглогодичный (железнодорожный, автомобильный и др.) и сезонный (внутренний водный);

— магистральный (обычно под ним понимается транспорт общего пользования) и немагистральный (обычно – промышленный транспорт).

Составление проектов бюджетов является исключительной прерогативой Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 171 БК РФ).

Составлению проектов бюджетов предшествует работа по разработке прогнозов социально—экономического развития РФ, субъектов РФ и муниципальных образований и отдельных отраслей экономики стран, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

При этом при разработке проекта бюджета финансовые органы имеют право получать необходимые сведения от финансовых органов другого уровня бюджетной системы РФ, а также от иных государственных органов, органов местного самоуправления и юридических лиц (ст. ст. 172, 173 БК РФ).

Бюджетным кодексом РФ подробно регламентированы порядок и сроки составления проекта федерального бюджета РФ. Порядок составления проектов бюджета субъекта РФ и бюджета муниципального образования определяется нормативными правовыми актами соответственного уровня.

Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

8.2. Составление бюджета. Этапы составления бюджета

Проект федерального бюджета составляется в соответствии с бюджетной политикой РФ, определенной в Бюджетном послании Президента РФ.

Этапы формирования федерального бюджета изложены в ст. 184 БК РФ:

1) разработка федеральными органами исполнительной власти плана—прогноза функционирования экономики РФ на очередной финансовый год, на основе которого разрабатываются основные характеристики федерального бюджета на очередной финансовый год;

2) распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов и по получателям бюджетных средств, а также разработка предложений о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере.

Правительство РФ рассматривает прогноз социально—экономического развития РФ на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу, проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов, другие документы и материалы, характеризующие бюджетно—финансовую политику в очередном финансовом году, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу РФ.

Рассмотрение и утверждение проектов бюджета

Правительство РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления вносят проект закона (решения) о соответствующем бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления.

Сроки внесения в Государственную Думу РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете РФ и порядок его рассмотрения регламентируется гл. 22 БК РФ. При этом срок окончания рассмотрения и утверждения федерального бюджета БК РФ не устанавливает, а регламентирует только временные границы между отдельными этапами рассмотрения и утверждения проекта федерального бюджета, допуская при этом, что к моменту начала соответствующего финансового года бюджет на него еще не будет утвержден. В случае неутверждения бюджета при наступлении очередного финансового года БК РФ предусматривает режим временного управления бюджетом.

Сроки и порядок рассмотрения проектов законов (решений) о бюджете субъектов РФ и муниципальных образований регламентируются соответственно законом субъекта РФ и правовыми актами органа местного самоуправления. При этом порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения, определенный законом субъекта РФ и правовыми актами органа местного самоуправления, должен обеспечивать рассмотрение и утверждение указанного проекта закона (решения) до начала очередного финансового года.

Законы о внесении изменений в налоговое законодательство РФ вносятся на рассмотрение и утверждение законодательным (представительным) органом до принятия закона (решения) о бюджете.

Государственная дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях:

1) в первом чтении обсуждается его концепция, а также основные характеристики федерального бюджета: доходы федерального бюджета, дефицит федерального бюджета и источники его покрытия, общий объем расходов федерального бюджета на очередной финансовый год;

2) во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ;

3) в третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств федерального бюджета;

4) в четвертом чтении указанный проект федерального закона о федеральном бюджете обсуждается в целом.

После этого проект федерального закона о федеральном бюджете рассматривается Советом Федерации и поступает на подпись Президенту РФ.

Исполнение бюджета

Согласно ст. 215.1 БК РФ, исполнение бюджета – это получение всех запланированных в бюджете доходов и финансирование предусмотренных расходов. Исполнение федерального бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда, бюджета субъекта РФ, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией. Организация исполнения бюджета возлагается на финансовый орган соответствующего уровня (ст. 215.1 БК РФ).

В РФ установлено казначейское исполнение бюджетов. По соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта РФ полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав данного субъекта РФ, могут быть переданы исполнительным органам государственной власти субъекта РФ при условии финансового обеспечения указанных полномочий за счет собственных доходов бюджета и наличия необходимого для их осуществления имущества.

Для кассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает счета в Центральном банке РФ. Все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством через указанные счета и отражаются в отчетности о кассовом исполнении бюджетов.

Исполнение бюджета по доходам предусматривает: перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета; распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов; возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов; учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета. Учет доходов бюджетов и составление отчетности осуществляются по формам и в порядке, установленным Минфином РФ.

Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств с соблюдением процедур санкционирования и финансирования.

Основными этапами санкционирования при исполнении расходов бюджетов являются: составление и утверждение бюджетной росписи; утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств; утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств; принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств; подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств в соответствии с их назначением.

Отчет об исполнении бюджета

Отчет об исполнении бюджета представляется в соответствующий представительный орган в форме проекта закона (решения) вместе с документами и материалами, предусмотренными положениями НК РФ (п. 1 ст. 272 НК РФ).

Отчет об исполнении бюджета должен быть составлен в соответствии с той же структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении бюджета (п. 2 ст. 272 НК РФ).

Уполномоченными финансовыми органами в этой сфере являются Главное управление федерального казначейства Минфина РФ и его территориальные подразделения, органы местного самоуправления могут создавать муниципальные казначейства.

Отчет об исполнении федерального бюджета, а также отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов направляются Правительством РФ для их утверждения в Государственную Думу по основным показателям.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184–ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отчет об исполнении бюджета субъекта РФ утверждается его законом, отчет об исполнении бюджета представляется в законодательный орган субъекта РФ высшим должностным лицом этого субъекта либо руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

До начала рассмотрения отчета об исполнении бюджета представительным органом проводится внешняя проверка указанного отчета (п. 3 ст. 272 НК РФ).

Внешняя проверка отчета об исполнении бюджета осуществляется соответствующими контрольными органами представительных органов (п. 4 ст. 272 НК РФ).

Внешняя проверка отчета об исполнении бюджета проводится соответствующими контрольными органами представительных органов:

1) на федеральном уровне – Счетной палатой РФ;

2) на уровне субъектов РФ – региональными контрольно—счетными палатами.

Кроме того, представительный (законодательный) орган имеет право обратиться в органы прокуратуры РФ для проверки обстоятельств несоответствия исполнения бюджета принятому закону (решению) о бюджете в случае превышения прав, предоставленных органу, исполняющему бюджет, по сокращению расходов, перемещению ассигнований и блокировке расходов и привлечения к ответственности виновных должностных лиц (п. 5 ст. 272 БК РФ).

Представительный орган принимает решение по отчету об исполнении бюджета после получения результатов проверки отчета. Если в ходе проверки бюджета выявлено несоответствие исполнения бюджета принятому закону (решению) о бюджете в случае, если не вводился режим сокращения и блокировки расходов, представительный орган имеет право принять решение об отклонении отчета об исполнении бюджета.

Государственная Дума приступила к обсуждению трехлетнего федерального бюджета — на 2013 год и на плановый период — 2014 и 2015 годы. 19 октября депутаты одобрили в первом чтении проект федерального бюджета в том варианте, в каком он был представлен Президенту России и внесен в Госдуму. Фракция КПРФ голосовала против. Журнал публикует комментарий В.И. Таранина, член Комитета Госдумы по аграрным вопросам (КПРФ).

— Большой радости от структуры представленных бюджетных расходов я и мои коллеги по фракции не испытываем. На сегодняшний день этот документ вызывает больше обеспокоенности, чем удовлетворения. Анализируя его статьи, невозможно избавиться от ощущения, что правительство пытается подключить последние резервы, дабы продемонстрировать «стабильное развитие» экономики страны.

И дело даже не в том, что расходы бюджета превышают доходы, и не в том, что в основе бюджетного правила по-прежнему лежат цены на нефть, которые, как мы знаем, переменчивы. Причина беспокойства в другом: представленный в Думу документ — это снова бюджет сырьевого развития страны, в котором на поддержку отечественного производителя средств направляется явно недостаточно.

Например, отечественный агропромышленный сектор. В 2013 году по госпрограмме развития сельского хозяйства до 2020 года из федерального бюджета в АПК направят почти 159 миллиардов рублей. Но для решения накопившихся проблем сельчан этого заведомо не хватит. Напомню, сегодня задолженность сельхозпроизводителей перед банками составляет 1 триллион 800 миллиардов рублей. Остро стоит и проблема закредитованности в отрасли. Таким образом, почти 80 процентов выделяемых в этом году из бюджета средств пойдут на погашение процентной ставки по ранее взятым хозяйствами кредитам. Средств же на прямую поддержку хозяйств и их развитие остается совсем мало. В итоге деньги государственной программы уйдут на кредитование банков под видом помощи сельчанам и ситуацию в сельском хозяйстве никак не улучшат. С каждым годом она становится всё сложнее и сложнее. Многие хозяйства просто терпят банкротство и прекращают существовать. На мой взгляд, кредитные субсидии необходимо выделить отдельной строкой в бюджете. Тогда будет понятно, сколько средств выделяется хозяйствам на самом деле, как и то, что их не хватает не только на развитие, но даже на поддержку существующих хозяйств.

Между тем, чтобы сделать наш аграрный сектор по-настоящему конкурентоспособным на мировом рынке, необходима совершенно иная бюджетная политика. Агрокомплексу сегодня требуется модернизация — внедрение инновационных технологий, техническое перевооружение хозяйств, создание новых, высококвалифицированных рабочих мест, повышение качества жизни на селе. К этому сегодня призывают министры чуть ли не в каждом выступлении с высоких правительственных трибун, но ни одна из этих задач в нынешнем бюджете не решается.

Летом страна присоединилась к ВТО. Сам по себе факт заманчивый. Членами этой всемирной торговой организации являются более ста стран, но каждая из них при вступлении выдвигала свои требования по защите внутреннего рынка. Правительство уверяло сельчан, что они от вступления в ВТО никоим образом не пострадают, что правила организации предусматривают поддержку отечественного сельскохозяйственного производителя в размере 9 миллиардов долларов в год. Но что получилось в реальности? Сумма, выделенная из бюджета на поддержку отечественного сельхозпроизводителя, оказалась вполовину меньше. И это в тот момент, когда аграрный сектор как никогда нуждается в государственной поддержке.

Сам принцип бюджетного субсидирования АПК также изменился. В отрасли будет применяться поддержка доходности сельхозпредприятий в расчете на гектар пашни. На эти цели выделено 15,2 миллиарда рублей. Казалось бы, много. Но при пересчете на общую площадь пашни, а это 73 миллиона гектаров, получаем всего 208 рублей на гектар. Для сравнения, в Германии на 1 гектар пашни государство выделяет субсидии в размере 300 долларов, в Канаде — 220, а в России — меньше 10 долларов. Как говорится, посчитали — прослезились: наш отечественный сельхозпроизводитель, став членом ВТО, проигрывает зарубежному по масштабам поддержки более чем в 10 раз.

При этом уже в следующем году для сельчан будет отменена льгота на приобретение ГСМ и субсидирование закупки минеральных удобрений. Особенно тяжело это скажется на картофельных и овощеводческих хозяйствах, где самое затратное производство. Отмена льгот — это еще один удар по отечественному сельхозпроизводителю, заложенный в нынешнем бюджете. В соответствии с программой развития сельского хозяйства пик бюджетной поддержки АПК приходится на 2020 год — 217 миллиардов рублей. Но боюсь, что через восемь лет под напором демпинга ВТО может случиться так, что и поддерживать будет уже некого и нечего.

Очевидно, что Российское правительство в ближайшее время не намерено увеличивать бюджетное финансирование сельского хозяйства. Взамен субсидий крестьянину предлагают так называемые налоговые механизмы. Речь идет о вступившем в силу федеральном законе, который продлевает нулевую ставку налога на прибыль для сельхозпредприятий. Преподносится это как акт серьезной поддержки сельхозпроизводителя. И снова лукавство. Нулевая ставка существовала в АПК с 2003 года, так что 16 миллиардов рублей, которые якобы получат сельхозпроизводители в этом году, о чем взахлеб кричит Минфин, это не дополнительные средства, а те, что и так существовали в структуре финансирования АПК все эти годы. Однако то, что Минфину не удалось отобрать, будет «съедено» в нынешнем году возросшими тарифами на газ, электричество, топливо.

Помимо этого Центробанк намерен проводить более жесткую кредитную политику. А это значит, что ставки по кредитам снова поползут вверх. Где же увеличение финансирования сельхозпроизводителей? Его по-прежнему нет. При такой ситуации экспортировать на открывающиеся рынки ВТО нам практически будет нечего. Впрочем, нас там никто и не ждет, зато наш рынок представляет собой лакомый кусок для крупных мировых агропроизводителей.

Если в бюджетной политике государства в отношении отечественного агропроизводителя в ближайшие три– пять лет никаких перемен не произойдет, то западные агрохолдинги будут фактически господствовать на нашем рынке. Именно этому и способствует бюджетная политика государства, которая буквально добивает сельхопроизводителей. Как результат государство утратит контроль за собственным аграрным сектором. В истории ВТО уже случалось, когда подобные ситуации приводили к тому, что рынок той или иной страны оказывался наводнен генномодифицированными продуктами. Не стоит удивляться, если и в наших магазинах россияне в ближайшем будущем будут покупать только французскую и израильскую морковь, другие импортные овощи по соответствующей цене.

Много говорится и о федеральной программе социального развития села.

§ 3. Формирование и исполнение федерального бюджета

До 2020 года правительство обещает увеличивать ее финансирование на 9 миллионов рублей ежегодно. То, что финансирование сельской социалки увеличивается, безусловно, хорошо, но предусмотренные для этого в бюджете суммы настолько малы, что никаких серьезных изменений даже не предполагают. Словом, представленный проект Основного финансового закона страны — это бюджет лукавых цифр, который откладывает на неопределенный срок модернизацию сельского хозяйства, а вместе с ним и ответ на вопрос: как прокормить Россию?

Подробнее на http://kprf.ru

Статья 264.2 БК РФ. Составление бюджетной отчетности

Комментарий к статье 264.2 БК РФ:

Статья 264.2 предусматривает порядок составления бюджетной отчетности.

Обязанность по составлению бюджетной отчетности лежит на каждом субъекте бюджетных правоотношений, которые получают бюджетные средства либо используют государственную (муниципальную) собственность. После составления бюджетной отчетности в отношении полученных средств субъекты бюджетных правоотношений, а именно получатели бюджетных средств, представляют бюджетную отчетность вышестоящим распорядителям бюджетных средств. Распорядители бюджетных средств, в свою очередь, передают объединенную бюджетную отчетность подведомственных получателей и свою бюджетную отчетность на вышестоящий уровень, то есть главным распорядителям, главным администраторам доходов бюджета и источников финансирования дефицита. На основании полученной информации от получателей и распорядителей бюджетных средств главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета составляют сводную бюджетную отчетность, руководствуясь представленной им бюджетной отчетностью подведомственными получателями (распорядителями) бюджетных средств, администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета.

Бюджетная отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером главного распорядителя, распорядителя, получателя средств бюджетов; органа, организующего исполнение бюджетов, органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджетов.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации отсутствует четкое определение понятия сводной бюджетной отчетности, однако по смыслу действующего бюджетного законодательства сводная бюджетная отчетность представляет собой совокупность данных о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств субъектов бюджетных правоотношений, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Главные администраторы средств федерального бюджета представляют сводную бюджетную отчетность в Федеральное казначейство.

Главные администраторы средств бюджета субъекта Российской Федерации представляют сводную бюджетную отчетность в финансовые органы субъектов Российской Федерации.

Главные администраторы средств местного бюджета представляют сводную бюджетную отчетность в финансовые органы муниципальных образований.

Сроки предоставления сводной бюджетной отчетности устанавливаются соответствующими финансовыми органами государственной власти или местного самоуправления.

Бюджетная отчетность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляется соответственно Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов Российской Федерации, финансовыми органами муниципальных образований на основании сводной бюджетной отчетности соответствующих главных администраторов бюджетных средств.

Бюджетная отчетность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований является годовой, однако отчет об исполнении бюджета является ежеквартальным. Таким образом, такие документы, как баланс исполнения бюджета, отчет о финансовых результатах деятельности, отчет о движении денежных средств, пояснительная записка, составляются один раз в год, а отчет об исполнении бюджета составляется ежеквартально.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 января 2005 г. N 5н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности" утвержден порядок составления бюджетной отчетности.

На основании данной Инструкции органы государственной власти, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления и созданные ими бюджетные учреждения — главные распорядители, распорядители, получатели средств бюджетов; органы, организующие исполнение бюджетов, органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов, составляют годовую, квартальную и месячную бюджетную отчетность.

Бюджетная отчетность составляется главными распорядителями, распорядителями, получателями средств бюджетов; органами, организующими исполнение бюджетов, органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, на следующие даты: квартальная — по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года, годовая — на 1 января года, следующего за отчетным, месячная — на первое число месяца, следующего за отчетным.

Кроме того, Министерство финансов Российской Федерации регулярно направляет письма о представлении бюджетной отчетности за определенный период времени в Федеральное казначейство.

Порядок составления проекта федерального бюджета

Например, письмо от 14 февраля 2007 г. N 02-14-13/336 "О представлении квартальной и месячной бюджетной отчетности в 2007 году в Федеральное казначейство", в котором содержатся формы квартальной и месячной бюджетной отчетности.

Приказом Федерального казначейства от 21 декабря 2006 г. N 14н "О сроках представления сводной квартальной и годовой бюджетной отчетности главными распорядителями средств федерального бюджета и иными получателями средств федерального бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета на 2007 год" утверждены сроки предоставления бюджетной отчетности главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств.

Бюджетная отчетность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, составленная Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов Российской Федерации, финансовыми органами муниципальных образований, представляется соответствующими финансовыми органами в вышестоящие органы исполнительной власти, а именно в Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъектов Российской Федерации, местную администрацию.

Ежеквартальные отчеты об исполнении федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, представляемые в Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъектов Российской Федерации, местную администрацию, представляемые в составе бюджетной отчетности, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией. Отчеты об исполнении соответствующего бюджета утверждаются в форме нормативных правовых актов органов исполнительной власти. Отчет об исполнении соответствующего бюджета утверждается за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года.

Утвержденный отчет об исполнении бюджета направляется в соответствующий законодательный (представительный) орган и созданный им орган государственного (муниципального) финансового контроля. Ежеквартальные отчеты об исполнении бюджета направляются в законодательные (представительные) органы, а также органы государственного (муниципального) финансового контроля в порядке информации. Счетная палата Российской Федерации, в том числе на основании полученных ежеквартальных отчетов об исполнении бюджета, ежеквартально по установленной форме представляет Федеральному Собранию Российской Федерации оперативный отчет о ходе исполнения федерального бюджета, в котором приводятся фактические данные о формировании доходов и произведенных расходах в сравнении с утвержденными федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год показателями за истекший период, квартал.

Отчеты об исполнении бюджета за год также представляются высшим органом исполнительной власти в законодательные (представительные) органы государственной власти. Однако в отличие от ежеквартальных отчетов годовые отчеты об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются законодательными (представительными) органами государственной власти.

Годовые отчеты об исполнении бюджетов утверждаются соответственно в форме федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований. Бюджетный кодекс Российской Федерации не предусматривает особой процедуры рассмотрения и утверждения проектов федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований об отчетах об исполнении бюджетов, следовательно, вышеуказанные проекты законов и правовых актов рассматриваются в общем порядке, предусмотренном для других законов и правовых актов.

Статья 252. Финансирование расходов федерального бюджета


Финансирование расходов федерального бюджета представляет собой последовательно совершаемые действия и включает:
разрешение (распоряжение) на осуществление платежа;
осуществление платежа.
Финансирование расходов федерального бюджета осуществляется Федеральным казначейством.
Совершение разрешительной надписи (разрешение на осуществление платежа) и распоряжение об осуществлении платежа не могут быть даны одним и тем же должностным лицом органа, исполняющего бюджет.

Исходя из норм, изложенных в комментируемой статье, финансирование расходов федерального бюджета складывается из двух последовательно совершаемых действий:
— разрешение (распоряжение) на осуществление платежа;
— осуществление платежа.

Статья 114 Конституции РФ

Главные распорядители, распорядители средств федерального бюджета и подведомственные им бюджетные учреждения должны обеспечивать возможность равномерного расходования бюджетных средств без излишнего накопления сумм остатков финансирования на лицевых счетах в органах Федерального казначейства.
Стадия разрешения (распоряжения) на осуществление платежа предусмотрена ст. 226 настоящего Кодекса, она завершается совершением разрешительной надписи.
Право подписи на платежных документах предоставляется руководителю и главному бухгалтеру органа Федерального казначейства либо их заместителям, а разрешение на осуществление платежа (совершение разрешительной надписи) дается должностными лицами подразделений органа Федерального казначейства, осуществляющих подтверждение денежных обязательств, это делается для пресечения совершения разрешительной надписи и дачи распоряжения об осуществлении платежа одним и тем же должностным лицом.
Не допускается длительного временного разрыва между разрешением (распоряжением) на осуществление платежа и самим платежом, платеж Федеральным казначейством должен быть осуществлен в день совершения разрешительной надписи (ст. 253 БК РФ).
Термин "финансирование" в действующем бюджетном законодательстве употребляется в двух смыслах:
— как процесс наделения получателей средств бюджета правами на проведение кассовых расходов;
— как расходование бюджетных средств.
В настоящее время для исполнения федерального бюджета и бюджетов иных уровней в постановлениях Правительства РФ и приказах Минфина России по бюджетному учету и отчетности применяется термин "финансирование" в первом смысле.
Установленное в комментируемой статье определение финансирования предусматривает то, что существующая в настоящее время такая стадия финансирования, как выделение учреждениям объема прав (средств) на осуществление кассовых расходов, может вообще отсутствовать.
Если стадия финансирования следует за стадиями доведения лимитов бюджетных обязательств и принятия обязательств и перед стадией кассового расхода, то рассматриваемая статья допускает осуществление кассового расхода вслед за подтверждением принятых бюджетным учреждением денежных обязательств в соответствии со ст. 226 настоящего Кодекса.
Сумма финансирования означает либо объем средств, зачисленных на лицевой счет получателя бюджетных средств, либо объем средств, списанных с единого счета бюджета.
Данная статья определяет, что финансирование расходов федерального бюджета осуществляется Федеральным казначейством.
Финансирование бюджетным учреждениям выделяется не органами Федерального казначейства, а их главными распорядителями и распорядителями, данное положение закреплено в ст. 158, 159 настоящего Кодекса, а функцией органов Федерального казначейства является беспрерывное обеспечение объемов финансирования в соответствии с распределением, представленным главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета.
Ежегодными постановлениями Правительства РФ, направленными на реализацию ФЗ о федеральном бюджете на соответствующий год, определяются особенности порядка финансирования расходов федерального бюджета в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.
Комментируемой статьей установлено, что совершение разрешительной надписи (разрешение на осуществление платежа) и распоряжение об осуществлении платежа не могут быть даны одним и тем же должностным лицом органа, исполняющего бюджет.

Записи созданы 1517

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх