Разрешение коллективных трудовых споров

При разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне спор рассматривается в арбитраже в срок до трех рабочих дней, а на иных уровнях социального партнерства — в срок до пяти рабочих дней со дня создания временного трудового арбитража или передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж.

При этом закон устанавливает, что в случаях, когда в целях разрешения коллективного трудового спора не может быть проведена забастовка, рассмотрение спора в трудовом арбитраже является обязательным и решение трудового арбитража имеет для сторон обязательную силу независимо от наличия соглашения сторон по данному вопросу.

Если же стороны не приходят к соглашению о создании временного трудового арбитража, либо о передаче коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

📌 Реклама

Что касается забастовок, то нормы, регламентирующие особенности их организации, также претерпели ряд изменений. Согласно закону, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора, либо работодатель не выполняет соглашения, достигнутые сторонами коллективного трудового спора, то работники или их представители имеют право приступить к организации забастовки.

Так, решение об объявлении забастовки принимается собранием работников организации. Решение об участии работников в забастовке, объявленной профсоюзом, принимается собранием работников без проведения примирительных процедур.Собрание считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа работников.

Ранее необходимо было участие не менее половины работников. В свою очередь конференция работников считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей делегатов конференции.При этом в период рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией работниками может быть однократно проведена часовая предупредительная забастовка.

📌 Реклама

Проведение предупредительной забастовки допускается при рассмотрении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства после трех календарных дней работы примирительной комиссии с предупреждением работодателя в письменной форме не позднее чем за два рабочих дня, а при рассмотрении спора на иных уровнях партнерства — после четырех календарных дней работы комиссии с предупреждением не позднее чем за три рабочих дня.

О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее, чем за пять рабочих дней. О начале забастовки, объявленной профсоюзом, объединение работодателей, иные представители работодателей должны быть предупреждены в письменной форме не позднее чем за семь рабочих дней.

Забастовку возглавляет представительный орган работников.Он имеет право созывать собрания работников, получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников, привлекать специалистов, а также право приостановить забастовку. В свою очередь для возобновления забастовки не требуется повторное рассмотрение коллективного трудового спора с самого начала. Работодатель и государственный орган по урегулированию трудовых споров должны быть просто предупреждены об этом в письменной форме не позднее, чем за два рабочих дня.

Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров регламентируется гл. 61 ТК РФ. Федеральным законом от 22.11.2011 № 334-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров» (далее – Закон № 334-ФЗ) в нее были внесены поправки, которые, по мнению законодателей, будут способствовать более полной реализации прав работников на объединение, коллективные переговоры, коллективные трудовые споры и их разрешение, а в конечном счете – на справедливые и благоприятные условия труда и его оплаты. Прочитав статью, вы узнаете, что изменилось в трудовом законодательстве в данной области.

Коллективный трудовой спор

Коллективный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов (ст. 398 ТК РФ).

Рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже является примирительной процедурой.

Днем начала коллективного трудового спора является день сообщения или несообщения в соответствии со ст. 400 ТК РФ работодателем (его представителем) решения об отклонении всех или части требований работников (их представителей).

Изменение сроков рассмотрения требований работников

Итак, до внесения изменений на основании ст. 400 ТК РФ работодатель был обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников и сообщить о принятом решении представительному органу работников в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня получения указанных требований. Теперь этот срок сокращен до двух рабочих дней. Также Законом № 334 ФЗ сокращен и срок рассмотрения требований профессиональных союзов и их объединений – ранее работодателю на это давался месяц, а теперь три недели. Требования от последних имеют право рассматривать объединения работодателей или иные представители работодателей, определенные в соответствии со ст. 34 ТК РФ.

Представителями работодателей – ФГУ, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, при разрешении коллективных трудовых споров являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти или субъектов РФ и иные государственные органы, органы местного самоуправления (ст. 34 ТК РФ).

Изменения в порядке проведения примирительных процедур

Первой инстанцией, которая должна рассматривать коллективный трудовой спор, является примирительная комиссия, создаваемая из представителей сторон спора на равноправной основе. В соответствии с новой редакцией ст. 402 ТК РФ такая комиссия должна быть создана приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников в срок до двух рабочих дней, если коллективный спор возник на локальном уровне социального партнерства. Если спор возник на иных уровнях социального партнерства, примирительная комиссия должна быть создана в срок до трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора (ранее срок создания не зависел от уровня коллективного спора и составлял до трех рабочих дней).

Социальное партнерство осуществляется на следующих уровнях:

  • федеральном (устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в России);
  • межрегиональном (устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ);
  • региональном (устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ);
  • отраслевом (устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях));
  • территориальном (устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании);
  • локальном (устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.)

До принятия Закона № 334 ФЗ обязанность по обеспечению необходимых условий для работы примирительной комиссии возлагалась на работодателя. Теперь при конфликте на всех уровнях социального партнерства, кроме локального, такая обязанность возлагается и на представителей работодателей.

Внося изменения в Трудовой кодекс, законодатель сократил срок рассмотрения коллективного трудового спора внутри одной организации с пяти рабочих дней до трех. Если же спор происходит между профсоюзами и объединениями работодателей, срок рассмотрения спора остается прежним – пять рабочих дней.

Если согласие в примирительной комиссии не достигнуто, стороны спора приступают к переговорам о его рассмотрении с участием посредника или в трудовом арбитраже.

Следующим этапом рассмотрения коллективного трудового спора является приглашение посредника. В соответствии с ранее действовавшей редакцией ст. 403 ТК РФ стороны могли пригласить посредника в течение трех рабочих дней после составления примирительной комиссией протокола разногласий, и если они не согласовывали кандидатуру посредника, то приступали к переговорам о создании трудового арбитража.

Разрешение коллективного трудового спора при помощи посредника не следует путать с процедурой медиации, которая может применяться для разрешения индивидуальных трудовых споров на основании Федерального закона от 27.07.2010 № 193 ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Теперь на основании Закона № 334 ФЗ уже на следующий день после составления протокола примирительной комиссией стороны должны провести переговоры об участии посредника в разрешении коллективного спора. Если стороны не пришли к согласию о таком варианте рассмотрения спора, оформляется протокол об отказе от данной примирительной процедуры и стороны начинают переговоры о следующем этапе – трудовом арбитраже. Если же сторонам спора удалось прийти к согласию о приглашении посредника, они должны заключить соглашение об этом и в срок не более двух рабочих дней определиться с его кандидатурой.

Отметим, что Законом № 334 ФЗ сокращен срок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника с семи рабочих дней до трех – на локальном уровне и до пяти – на иных уровнях социального партнерства.

Более подробно последовательность действий при разрешении трудового спора при помощи посред-ника регламентирована Приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.05.2008 № 230н и Постановлением Минтруда РФ от 14.08.2002 № 58 «Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника».

Трудовой арбитраж представляет собой орган по рассмотрению коллективного трудового спора. Он может быть временным, когда стороны создают его совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию таких споров для рассмотрения конкретного спора, и постоянным, когда он создается решением трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений для рассмотрения коллективных споров, передаваемых ему для рассмотрения по соглашению сторон (ст. 404 ТК РФ).

Последним шагом в примирительных процедурах является трудовой арбитраж. И в этом случае Закон № 334 ФЗ сокращает сроки. Так, срок создания трудового арбитража изменен с трех рабочих дней до:

  • двух рабочих дней, когда коллективный трудовой спор решается внутри компании;
  • четырех рабочих дней, когда трудовой спор решается на иных уровнях социального партнерства.

Сроки создания арбитража отсчитываются от даты заключения соглашения о рассмотрении спора в трудовом арбитраже.

Кроме этого, Закон № 334 ФЗ конкретизировал вопросы состава и определения регламента трудового арбитража. В частности, для постоянно действующего арбитража порядок формирования состава для рассмотрения конкретного спора и его регламент определяются положением или уставом постоянно действующего трудового арбитража, которые утверждаются соответствующей трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.

Закон № 334 ФЗ сократил срок рассмотрения коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства до трех рабочих дней, а для иных уровней срок остался прежним и составляет до пяти рабочих дней. Эти сроки отсчитываются со дня создания временного трудового арбитража или передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж.

При уклонении работодателя (представителя работодателя) от создания временного трудового арбитража, передачи спора на разрешение в постоянно действующий трудовой арбитраж или от участия в рассмотрении спора трудовым арбитражем считается, что примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора (ст. 406 ТК РФ).

При уклонении одной из сторон коллективного трудового спора от участия в создании или работе примирительной комиссии, от переговоров о рассмотрении спора с участием посредника или в трудовом арбитраже или от участия в рассмотрении спора с участием посредника или в трудовом арбитраже другая сторона может потребовать проведения названных примирительных процедур не позднее следующего рабочего дня после предъявления требований.

Право на забастовку: порядок объявления и проведения

В силу ст. 398 ТК РФ под забастовкой понимается временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

Статья 409 ТК РФ на основании Конституции РФ признает за работниками право на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора.

В соответствии с изменениями, внесенными Законом № 334 ФЗ, работники или их представители имеют право приступить к организации забастовки, если:

  • примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора (ст. 406 ТК РФ);
  • работодатель (представители работодателя) или работодатели (представители работодателей) не выполняют соглашения, достигнутые сторонами коллективного трудового спора в ходе его разрешения (ст. 408 ТК РФ);
  • работодатель (представители работодателя) или работодатели (представители работодателей) не исполняют решение трудового арбитража.

Исключением являются случаи, когда в соответствии с нормами ТК РФ забастовка не может быть проведена. Но об этом чуть позже.

Отметим, что согласно ранее действовавшей редакции ст. 409 ТК РФ работникам было позволено начать забастовку, если работодатель (его представители) уклоняется от участия в примирительных процедурах. Теперь это основание исключено.

Претерпела небольшие изменения процедура объявления забастовки. Так, на основании ст. 410 ТК РФ решение об участии работников в забастовке, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), принимается собранием (конференцией) работников данного работодателя без проведения примирительных процедур. До принятия Закона № 334 ФЗ собрание работников считалось правомочным, если на нем присутствовало не менее половины от общего числа работников. Теперь необходимо присутствие более половины работников данного работодателя.

Новшеством, введенным в Трудовой кодекс Законом 334 ФЗ, является процедура проведения предупредительной забастовки. Если раньше по истечении пяти календарных дней работы примирительной комиссии можно было однократно объявить часовую предупредительную забастовку, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня, теперь предусмотрено следующее: проведение предупредительной забастовки допускается при рассмотрении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства после трех календарных дней работы примирительной комиссии с предупреждением работодателя в письменной форме не позднее чем за два рабочих дня, а при рассмотрении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства – после четырех календарных дней работы примирительной комиссии с предупреждением работодателя в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

Закон № 334 ФЗ сократил срок уведомления работодателя о проведении забастовки: если ранее этот срок составлял 10 календарных дней, теперь работники должны уведомить работодателя не позднее чем за пять рабочих дней. А если забастовку объявляет профсоюз (объединение профсою-зов), объединение работодателей, иные представители работодателей должны быть предупреждены в письменной форме не позднее чем за семь рабочих дней (ст. 410 ТК РФ).

Работодатель предупреждает о предстоящей забастовке соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров (ст. 410 ТК РФ).

В решении об объявлении забастовки следует указать:

  • перечень разногласий сторон коллективного трудового спора, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки;
  • дату и время начала забастовки, ее предполагаемую продолжительность и предполагаемое количество участников. При этом забастовка не может быть начата позднее двух месяцев со дня принятия решения об объявлении забастовки;
  • наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах;
  • предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя.

После принятия Закона № 334 ФЗ в таком решении не нужно указывать предполагаемую продолжительность забастовки.

Орган, возглавляющий забастовку, имеет право ее приостановить. При этом старой редакцией ст. 411 ТК РФ предусмотрено, что работодатель и соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров должны быть предупреждены о возобновлении забастовки не позднее чем за три рабочих дня. В соответствии с новой редакцией указанной нормы они должны быть предупреждены в письменной форме о возобновлении забастовки не позднее чем за два рабочих дня, а о возобновлении забастовки, объявленной профсоюзом (объединением профсоюзов), объединение работодателей, иные представители работодателей и соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров должны быть предупреждены в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

Обязанности сторон коллективного трудового спора в ходе забастовки

В ранее действовавшей редакции Трудового кодекса был указано, что в период проведения забастовки стороны коллективного трудового спора обязаны проводить примирительные процедуры, а это означало, что примирительная комиссия могла осуществлять свою деятельность даже при объявлении и проведении забастовки. Теперь на основании изменений, внесенных Законом № 334 ФЗ, в период проведения забастовки стороны коллективного трудового спора обязаны продолжить разрешение этого спора путем проведения переговоров (ст. 412 ТК РФ).

Как и ранее, работодатель, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять зависящие от них меры по обеспечению в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества работодателя и работников, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.

Перечень минимума необходимых работ (услуг), выполняемых во время забастовки работниками организаций, индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, в каждой отрасли (подотрасли) экономики разрабатывает и утверждает федеральный орган исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, по согласованию с соответствующим общероссийским профессиональным союзом.

Порядок разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) в отрасли (подотрасли) экономики, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах определен Постановлением Правительства РФ от 17.12.2002 № 901.

Орган исполнительной власти субъекта РФ разрабатывает и утверждает по согласованию с соответствующими территориальными объединениями организаций профессиональных союзов (объединениями профессиональных союзов) региональные перечни минимума необходимых работ (услуг), конкретизирующие содержание и определяющие порядок применения федеральных отраслевых перечней минимума необходимых работ (услуг) на территории соответствующего субъекта.

Включение вида работ или услуг в минимум должно быть мотивировано вероятностью причинения вреда здоровью или угрозой жизни граждан, например, в него не могут быть включены работы или услуги, не предусмотренные соответствующими перечнями минимума.

После принятия Закона № 334 ФЗ минимум необходимых работ (услуг), выполняемых во время забастовки работниками, определяется соглашением работодателя (представителя работодателя) и представительного органа работников совместно с органом местного самоуправления на основе перечней минимума необходимых работ (услуг) в трехдневный срок со дня принятия решения об объявлении забастовки. Ранее для этого давалось пять дней.

На основании прежней редакции ст. 412 ТК РФ при необеспечении минимума необходимых работ (услуг) забастовка могла быть признана незаконной. В соответствии с новой редакцией данной нормы в таком случае забастовка может быть приостановлена решением суда до выполнения работниками и их представительным органом соответствующих требований.

Незаконные забастовки

Согласно ст. 55 Конституции РФ являются незаконными и не допускаются забастовки:

  • в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях ВС РФ, других военных, военизированных и иных формированиях, организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;
  • в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энерго-обеспечение, отопление и теплоснабжение, водо- и газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Забастовка является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных ТК РФ.

Решение о признании забастовки незаконной принимается судами (краевыми, областными, автономной области и автономных округов, верховными республик) по заявлению работодателя или прокурора. Оно доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о признании забастовки незаконной либо об отказе заявителям в признании забастовки таковой. Если суд признал забастовку незаконной, работники должны немедленно исполнить такое решение суда: прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.

Самое существенное изменение в ст. 413 ТК РФ коснулось сроков отложения начала и приостановления забастовки. Так, теперь в случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе отложить неначавшуюся забастовку на срок до 15 дней, а начавшуюся приостановить на тот же срок. Ранее этот срок составлял 30 дней.

В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов РФ или отдельных ее территорий, Правительство РФ вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на десять календарных дней.

Иные положения

Гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки после принятия Закона № 334 ФЗ не изменились. Как и прежде, участие работника в забастовке не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины и основания для расторжения трудового договора, за исключением случаев неисполнения обязанности прекратить забастовку.

На время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются место работы и должность.

Работодатель может не выплачивать работникам заработную плату за время их участия в забастовке, за исключением работников, занятых выполнением обязательного минимума работ (услуг) (ст. 414 ТК РФ).

Работникам, не участвовавшим в забастовке, но в связи с ее проведением не имевшим возможности выполнять свою работу и заявившим в письменной форме о начале в связи с этим простоя, оплата простоя не по их вине производится в порядке и размерах, предусмотренных ст. 157 ТК РФ, – не менее 2/3 средней заработной платы.

Поскольку появилась обязанность проводить переговоры об использовании той или иной примирительной процедуры, были внесены незначительные изменения в ст. 418 ТК РФ, на основании которой теперь нужно документировать действия сторон коллективного трудового спора не только при разрешении спора, но и при его рассмотрении: соглашения и решения, принимаемые в связи с рассмотрением и разрешением этого спора, оформляются протоколами представителями сторон коллективного трудового спора, примирительными органами, органом, возглавляющим забастовку.

Подведем итог

Как видим, новшества, внесенные в Трудовой кодекс Законом № 334 ФЗ, касающиеся рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, не вносят существенных изменений в действующий порядок. Однако новая редакция отдельных положений улучшает положение работников, сокращая процедурные сроки.

Помимо прочего, достаточно большое внимание уделено трудовому арбитражу, а также проведению переговоров при уклонении одной из сторон от участия в примирительных процедурах.

Т. В. Шадрина, эксперт журнала «Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение»

Первым этапом, фактически предшествующим рассмотрению коллективного спора является урегулирование разногласий сторонами. О возникновении таких разногласий можно говорить тогда, когда работники сформулировали свои требования. Правом выдвижения требований обладают работники и их представители. Работодатели такого права не имеют (ст. 399 ТК РФ). Требования, выдвинутые работниками и (или) представительным органом работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения), утверждаются па соответствующем собрании (конференции) работников. При этом собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих, конференция считается правомочной, если на пей присутствует не менее двух третей избранных делегатов.

Законодатель подчеркивает, что работодатель обязан предоставить работникам или представителям работников необходимое помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований и не вправе препятствовать его (ее) проведению. Выдвинутые работниками требования излагаются в письменной форме и направляются работодателю. Требования профессиональных союзов и их объединений выдвигаются и направляются соответствующим сторонам социального партнерства.

С момента начала коллективного трудового спора стороны переходят к примирительным процедурам. Примирительные процедуры – это рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже (ст. 398 ТК РФ).

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией (ст. 402 ТК РФ). Примирительной комиссией – комиссия, специально формируемая на равноправной основе для разрешения коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства комиссия, состоящая из представителей сторон коллективного трудового спора. Примирительная комиссия создается в течение двух рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора, а в случае возникновения коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства – в срок до трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора. Коллективный трудовой спор на локальном уровне социального партнерства должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до трех рабочих дней, а коллективный трудовой спор на иных уровнях социального партнерства – в срок до пяти рабочих дней со дня издания соответствующих актов о ее создании. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника (ст. 403 ТК РФ). Не позднее следующего рабочего дня после дня составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника. При недостижении согласия сторон коллективного трудового спора оформляется протокол об отказе сторон или одной из сторон от данной примирительной процедуры и они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника заключается соответствующее соглашение, после чего стороны в срок не более двух рабочих дней согласовывают кандидатуру посредника. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется на локальном уровне социального партнерства в срок до трех рабочих дней, а на иных уровнях социального партнерства – в срок до пяти рабочих дней со дня приглашения (назначения) посредника и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.

Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже (ст. 404 ТК РФ). Трудовой арбитраж представляет собой орган по рассмотрению коллективного трудового спора. Трудовой арбитраж бывает двух видов:

временный – создается сторонами коллективного трудового спора совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров;

постоянно действующий – создается решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Состав и регламент временного трудового арбитража устанавливаются решением работодателя (представителя работодателей), представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров. В постоянно действующем трудовом арбитраже порядок формирования состава трудового арбитража для разрешения конкретного трудового спора и его регламент определяются положением о постоянно действующем трудовом арбитраже (уставом постоянно действующего трудового арбитража), утверждаемым соответствующей трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон данного спора при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства в срок до трех рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства – в срок до пяти рабочих дней со дня создания временного трудового арбитража или передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж.

Участие государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров в разрешении коллективных трудовых споров (ст. 407 ТК РФ). Государственными органами по урегулированию коллективных трудовых споров являются:

  • – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров, (Федеральная служба по труду и занятости – Роструд);
  • – органы исполнительной власти субъектов РФ, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров.

Роструд осуществляет следующие функции:

  • – производит уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров федерального уровня, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда не может быть проведена забастовка;
  • – содействует урегулированию указанных коллективных трудовых споров;
  • – ведет базу данных по учету трудовых арбитров;
  • – организует подготовку трудовых арбитров.

Органы исполнительной власти субъектов РФ, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров;

  • – производят уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров соответствующего уровня;
  • – содействуют урегулированию указанных коллективных трудовых споров.

Забастовка является крайней мерой в разрешении коллективных трудовых споров, применяемой в случаях, когда примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель (представители работодателя) или работодатели (представители работодателей) не выполняют соглашения, достигнутые сторонами коллективного трудового спора в ходе разрешения этого спора или не исполняют решение трудового арбитража.

Право на забастовку является конституционным нравом граждан (ст. 37 Конституции РФ) и гарантируется нормами трудового законодательства и иных отраслей права. Забастовка представляет собой временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке. Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.

Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников, о чем работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за пять рабочих дней. О начале забастовки, объявленной профессиональным союзом должно быть объявлено не позднее чем за семь рабочих дней (ч. 8 ст. 410 ТК РФ).

В период проведения забастовки стороны коллективного трудового спора обязаны продолжить разрешение этого спора путем проведения переговоров. Работодатель, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять зависящие от них меры по обеспечению в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества работодателя и работников, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.

Несмотря на то что забастовка, по общему правилу, допускается законом, тем не менее, существуют такие ситуации, когда забастовка может быть признана незаконной.

Незаконными признаются и не допускаются забастовки: – в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях, организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;

– в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей (ст. 55 Конституции РФ, ст. 413 ТК РФ).

Право на забастовку может быть также ограничено федеральным законом. Например, запрещены забастовки и иные способы приостановления или прекращения деятельности организаций на территории, на которой введено военное положение (ст. 7 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении»). Также не допускаются забастовки или иное прекращение работы авиационным персоналом гражданской авиации, осуществляющим обслуживание (управление) воздушного движения (ст. 52 Воздушного кодекса РФ) и т.п. Незаконной является и забастовка, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных законодательством.

Помимо признания забастовки незаконной, может быть использована еще одна ограничительная мера, предусмотренная законодательством, – это возможность отложения или приостановления забастовок. Так, в случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей по решению суда неначавшаяся забастовка может быть отложена на срок до 15 дней, а начавшаяся – приостановлена на тот же срок. В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных ее территорий, Правительство РФ вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на десять календарных дней (ч. 7, 8 ст. 413 ТК РФ).

Для участников забастовок закон предусматривает целый ряд гарантий:

  • – участие работника в забастовке не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины и основания для расторжения трудового договора;
  • – на время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются место работы и должность;
  • – на время проведения забастовки запрещается локаут – увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или в забастовке (ст. 414 ТК РФ).

20 мая 1991 г. N 2179-I

Статья 1. Настоящий Закон регулирует порядок разрешения коллективных споров (конфликтов) по вопросам установления на предприятии, в учреждении, организации новых или изменения существующих социально-экономических условий труда и быта, заключения и исполнения коллективных договоров и иных соглашений между администрацией предприятия, учреждения, организации, с одной стороны, и трудовым коллективом (коллективом подразделения) или профсоюзом, с другой стороны.

Установленный настоящим Законом порядок разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов) распространяется также на коллективные трудовые споры (конфликты) между трудовыми коллективами двух и более предприятий, учреждений, организаций или профсоюзами и соответствующими органами управления.

Статья 2. Требования трудового коллектива или профсоюза по вопросам, указанным в статье 1 настоящего Закона, формируются и утверждаются на общем собрании (конференции) большинством голосов членов данного коллектива, профсоюза либо делегатов конференции.

Выдвинутые коллективом или профсоюзом требования излагаются в письменной форме и направляются администрации предприятия, учреждения, организации.

Интересы трудового коллектива или профсоюза представляет уполномоченный ими орган.

Администрация предприятия, учреждения, организации обязана рассмотреть выдвинутые требования в 3-дневный срок со дня их получения и незамедлительно сообщить о своем решении. Принятое решение должно быть изложено в письменной форме и доведено до сведения всего трудового коллектива или профсоюза.

Требования по вопросам, не предусмотренным статьей 1 настоящего Закона, рассмотрению не подлежат.

О каждом случае коллективного трудового спора (конфликта) администрация обязана проинформировать местный Совет народных депутатов.

Статья 3. Требования трудового коллектива или профсоюза, отклоненные либо удовлетворенные частично, рассматриваются:

а) примирительными комиссиями;

б) трудовыми арбитражами. Ни одна из сторон не вправе уклоняться от участия в примирительной процедуре.

Статья 4. Примирительные комиссии создаются в 3-дневный срок по инициативе одной из сторон из равного числа их представителей и рассматривают требования трудового коллектива или профсоюза в 5-дневный срок. Комиссии консультируются с трудовыми коллективами, администрацией, исполнительно-распорядительными органами местных Советов народных депутатов, иными заинтересованными организациями и обязаны использовать все имеющиеся в их распоряжении возможности для урегулирования возникшего коллективного трудового спора (конфликта).

Решение комиссии принимается по соглашению между сторонами на основе переговоров, оформляется протоколом и имеет для сторон обязательную силу.

При недостижении соглашения в примирительной комиссии для разрешения коллективного трудового спора (конфликта) создается трудовой арбитраж.

Статья 5. Трудовой арбитраж создается в 10-дневный срок сторонами коллективного трудового спора (конфликта) с участием исполнительно-распорядительного органа соответствующего Совета народных депутатов.

Количественный и персональный состав трудового арбитража по каждому конфликту определяется сторонами. Председатель трудового арбитража утверждается соглашением сторон из числа членов данного трудового арбитража.

В состав трудового арбитража могут входить народные депутаты, представители профсоюзных органов, органов по труду и социальным вопросам, специалисты-эксперты и другие лица.

Коллективный трудовой спор (конфликт) рассматривается трудовым арбитражем с обязательным участием представителей сторон и, при необходимости, представителей других заинтересованных органов.

Трудовой арбитраж должен принять решение в 7-дневный срок со дня его создания.

Решение трудового арбитража является обязательным для исполнения, если стороны предварительно об этом договорились.

Статья 6. Стороны и примирительные органы обязаны использовать все возможности для устранения причин и обстоятельств, повлекших коллективный трудовой спор (конфликт).

Если примирительная комиссия и трудовой арбитраж не смогли урегулировать разногласия сторон, причины этого в письменной форме доводятся до сведения трудового коллектива или профсоюза. Трудовой коллектив или профсоюз в этом случае вправе использовать для удовлетворения выдвинутых в соответствии со статьей 2 настоящего Закона требований все иные предусмотренные законом средства, вплоть до полного или частичного прекращения работы (невыход на работу, невыполнение своих трудовых обязанностей) на предприятии, в учреждении, организации — забастовки (стачки).

Статья 7. Забастовка является крайней мерой разрешения коллективного трудового спора (конфликта).

Решение о забастовке принимается на собрании (конференции) трудового коллектива или профсоюза тайным голосованием и считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 членов данного коллектива либо профсоюза (делегатов конференции). Забастовку возглавляет уполномоченный трудовым коллективом или профсоюзом орган.

Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке.

Администрация должна быть предупреждена письменно о начале забастовки и возможной ее продолжительности не позднее чем за две недели.

О возможности предстоящей забастовки администрация незамедлительно предупреждает поставщиков и потребителей, транспортные организации, а также другие заинтересованные предприятия, учреждения, организации.

Статья 8. Орган, возглавляющий забастовку, действует в пределах прав, предусмотренных законодательством и настоящим Законом, представляет интересы трудового коллектива или профсоюза в ходе забастовки, информирует население через средства массовой информации о ходе разрешения возникшего коллективного спора (конфликта). Эти полномочия прекращаются, если стороны подписали соглашение об урегулировании возникшего коллективного трудового спора (конфликта), а также в случае признания забастовки незаконной.

При осуществлении своих полномочий орган, возглавляющий забастовку, не вправе принимать решения, относящиеся к компетенции администрации предприятия, учреждения, организации, органов государственной власти и управления, а также общественных организаций.

Контроль за выполнением условий соглашения, выработанного в ходе разрешения коллективного трудового спора (конфликта), осуществляется сторонами или уполномоченными ими органами.

Статья 9. Признаются незаконными забастовки:

а) по политическим мотивам, в том числе с требованиями об изменении конституционного строя, созыве, роспуске или изменении порядка деятельности высших органов государственной власти, отставке их руководителей или руководителей государства и республик, а также с требованиями, влекущими нарушение национального и расового равноправия либо изменение границ;

б) объявленные без соблюдения положений статей 2 — 4 настоящего Закона, начавшиеся или продолжающиеся в нарушение требований статей 5 и 7, статей 10 и 12 настоящего Закона.

Решение о признании объявленной или начавшейся забастовки незаконной принимается Верховными судами республик, не имеющих областного деления, краевыми, областными (городскими) судами, судами автономных областей и автономных округов не позднее 10 дней после соответствующего заявления администрации предприятия, учреждения, организации, исполнительно-распорядительного органа местного Совета народных депутатов либо соответствующего прокурора и доводится до сведения трудового коллектива или профсоюза через орган, возглавляющий забастовку, и средства массовой информации.

Решение о признании забастовки незаконной обязывает трудовой коллектив или профсоюз отменить либо прекратить ее и возобновить работу не позднее следующего дня после вручения копии решения органу, возглавляющему забастовку.

Статья 10. Президент СССР вправе отложить проведение забастовки либо приостановить ее на срок до двух месяцев.

Такое же право предоставляется высшим должностным лицам или высшим органам государственной власти республик, если иное не предусмотрено законодательством республики.

Статья 11. Администрация, исполнительно-распорядительный орган местного Совета народных депутатов, трудовой коллектив или профсоюз, участвующий в забастовке, и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять необходимые меры к обеспечению жизнеспособности предприятия, учреждения, организации, сохранности государственного и общественного имущества, соблюдению законности и общественного порядка.

Статья 12. Прекращение работы как средство разрешения коллективного трудового спора (конфликта) не допускается, если это создает угрозу жизни и здоровью людей, а также на предприятиях и в организациях железнодорожного и городского транспорта (включая метро), гражданской авиации, связи, энергетики, оборонных отраслей (в подразделениях, непосредственно занятых производством продукции оборонного назначения), в государственных органах, на предприятиях и в организациях, на которые возложено выполнение задач по обеспечению обороноспособности, правопорядка и безопасности страны, в непрерывно действующих производствах, приостановка которых связана с тяжелыми и опасными последствиями.

Трудовые коллективы указанных предприятий и организаций или профсоюзы после соблюдения предусмотренной статьями 4 и 5 настоящего Закона примирительной процедуры имеют право обратиться за защитой своих законных прав и интересов к Президенту СССР или премьер-министру СССР, высшим должностным лицам республик, которые рассматривают их требования и выносят по ним соответствующие решения в месячный срок. Законодательством республик может быть установлен иной порядок рассмотрения таких требований.

Статья 13. Участие в забастовках (за исключением забастовок, указанных в статье 9 настоящего Закона) не может рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины и повлечь применение мер дисциплинарного и иного воздействия, предусмотренных законодательством.

За время забастовки участвующим в ней работникам заработная плата не сохраняется.

Трудовой коллектив или профсоюз вправе создавать забастовочный фонд за счет добровольных взносов и пожертвований, а также специальный страховой фонд.

За работниками, не принимавшими участиями в забастовке, но в связи с ней не имевшими возможности выполнять свою работу, заработная плата сохраняется в размерах не ниже установленных законодательством как за простой не по вине работника.

Статья 14. Организация признанной судом незаконной забастовки или участие в ней рассматривается как нарушение трудовой дисциплины и может повлечь применение мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных законодательством.

К работникам, участвовавшим в незаконной забастовке и не приступившим к работе в срок, установленный частью 3 статьи 9 настоящего Закона, могут быть применены дополнительные меры воздействия, предусмотренные коллективными договорами и соглашениями.

Руководители и другие должностные лица, виновные в возникновении коллективных трудовых споров (конфликтов) или задержке исполнения решений примирительной комиссии либо трудового арбитража, привлекаются к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от должности, а в случае причинения их действиями материального ущерба — и к материальной ответственности в размере до трехмесячного среднего заработка либо в размере, предусмотренном в контракте.

Статья 15. Ущерб, причиненный в результате забастовки другим предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам, возмещается в соответствии с действующим законодательством.

Возмещение ущерба, причиненного собственнику при незаконной забастовке, проводившейся по решению трудового коллектива, производится из фонда потребления предприятия, учреждения, организации в судебном порядке.

В случае, если незаконная забастовка проводилась по инициативе профсоюза, возмещение ущерба производится за счет его средств в размере, определяемом судом с учетом имущественного положения профсоюза.

Статья 16. На лиц, представляющих интересы сторон, допустивших нарушение правил, предусмотренных частью шестой статьи 2, частью второй статьи 3, частями второй, третьей статьи 4 и частью шестой статьи 5 настоящего Закона, может быть наложен по решению суда штраф в размере до тысячи рублей, а на должностных лиц — до трех тысяч рублей.

Статья 17. К лицам — организаторам признанной судом незаконной забастовки либо не выполняющим решение о признании забастовки незаконной или об отсрочке или приостановке ее (статьи 9 и 10), а равно к лицам, призывающим к продолжению незаконной забастовки или воспрепятствующим ее прекращению, могут быть применены меры дисциплинарного воздействия вплоть до увольнения. Эти лица могут быть подвергнуты по решению суда штрафу в размере до трех тысяч рублей.

Лица, принуждающие к забастовке путем насилия или угрозой применения насилия, наказываются лишением свободы на срок до одного года или исправительными работами на срок до двух лет в местах, определяемых органами, исполняющими наказание.

Президент СССР
М.С.ГОРБАЧЕВ

Москва, Кремль

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх