Развитие самомотивации

Приветствую вас, дорогие друзья!

Сегодня мне захотелось порассуждать на тему выбора.Так как эта тема довольно- таки актуальна для многих клиентов, которые ко мне обращаются. Эта тема очень актуальна и для меня. Иногда мне приходится делать не просто выбор, а выбор между практически одинаково привлекательными вещами.

С выбором приходится сталкиваться любому человеку. Каждый человек каждый день ни один раз сталкивается с ситуациями, когда нужно делать выбор, необходимо принимать решения. Иногда мы это замечаем, иногда — нет. И не замечаем чаще всего тогда, когда выбор делаем автоматически, по привычке.

Каждый день мы милионы раз делаем свой выбор, но не относимся к этому с полной ответственностью. Иногда даже не замечаем, что выбрали. Например, начиная с самого утра мы выбираем: встать нам с будильником, или «поваляться» еще какое-то время в постели, выпить на завтрак сок, или чашечку кофе, а быть может чистую воду. Делать, какие-нибудь утренние процедуры (зарядка, медитация), или нет. Мы выбираем: что поесть, что надеть, куда сходить, с кем общаться, что читать, и так далее, и тому подобное …

Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросами:

— Как мы делаем выбор?

— Всегда ли выбираем то, что сами хотим?

— Как часто мы выбираем то, что хотят другие?

— Какие выборы нам навязаны социумом, рекламой, религией?

Считается, что человек со здоровым ЭГО всегда способен сделать правильный выбор, опираясь на свои чувства и предыдущий опыт. Человек со здоровым ЭГО всегда выберет то, что для него будет актуальнее в настоящий период времени. У такого человека всегда хороший контакт с самим собой и с окружающей действительностью.

Человек со здоровым ЭГО хорошо понимает свои потребности, и если он пришел в ресторан для того, чтобы поужинать, он изучает меню, и выбирает то, что ему нравится, или хочется попробовать. А если в ресторане нет такого блюда, которое нравится, то человек выберет альтернативный вариант, нисколько не растроившись. Или пойдет в другой ресторан, где он сможет заказать, то блюдо, которое хочет.

Нужно сказать, что большинство наших выборов связаны с удовлетворением наших же потребностей. И чем лучше мы осознаем свои потребности, тем легче сделать выбор!

Но, иногда, так бывает, что приходится делать, какой-то другой выбор, который не входил в планы, но на данный момент оказался самым актуальным. Этот выбор не требует отлагательств! И мы выбираем то, что не требует отлагательств, зная, что придет время и для первого выбора. А быть может и не не придет!

Например: вы решили попить чай в спокойной обстановке со своей подругой, вы пьете чай, непринужденно беседуете. И тут домой возвращается ребенок со школы с температурой. Вы конечно уже не можете спокойно пить чай и общаться. Скорее всего, вы займетесь своим ребенком, поможете ему переодеться, приготовите для него чай с малиной, уложите его в постель, вызовите для него врача при необходимости, начнете лечить ребенка. И только после этого вернетесь к своей подруге и непринужденной беседе с ней за чашечкой чая. Или, к тому времени ваш чай остынет, а подруга уйдет домой.

Я, конечно же привела очень простой пример, но по нему хорошо видно, что бывает выбор без выбора, то есть при определенных ситуациях мы выбираем то, что является самым важным и жизненно необходимым.

Но, в повседневной жизни иногда приходится делать выбор между практически альтернативными вариантами.

И тогда приходят в голову вопросы:

— Как сделать выбор среди равноценных вариантов?

— Как не ошибиться делая выбор?

— Какой выбор из двух, трех, или четырех вариантов будет для меня самым наилучшим?

Такие вопросы могут возникать тогда, когда вы выбираете себе новое место работы, или думаете, куда лучше поехать отдыхать в отпуск, или при планировании своего повышения квалификации. Для некоторых людей такие вопросы возникают при выборе квартиры, района, страны, места жительства. Иной раз, подобные вопросы возникают при выборе спутника жизни, когда судьба предлагает несколько вариантов.

Все эти вопросы очень сильно сбивают с толку если вы не имеете точного представления, что хотите, а больше опираетесь на мнение других людей, на социальные нормы, на обычаи. Происходит так называемое слияние с другим (человеком, мнением), где очень трудно обнаружить себя и то, что же я то хочу.

Конечно, все мы живем в социуме. И социум, так или иначе влияет на наши выборы:» Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает…», — поется в песне. Но, жизнь — это не песня, и мне лично действительно хочется разобраться, где я, и где мой выбор, где то, что я хочу, а не то, что хотят другие. А исследовать этот вопрос, оказывается очень интересно!

Своим клиентам, при запросе про выбор, я предлагаю эксперимент в пространстве. Клиент условно распределяет в пространстве свои «выборы» или «цели», обозначив их каким-то предметом, и постепенно, начинает свое движение, то к одной, то к другой цели. В ходе эксперимента клиент прислушивается к своему телу, к своим чувствам и ощущениям. Приближаясь к Цели он описывает свои ощущения, и свой полученный опыт, побывав в разных точках пространства, в разных точках выбора. Как правило, в ходе эксперимента клиенту становится понятнее про точки выбора, и в конце сессии человек уже точно знает, что хочет.

Такой эксперимент можно было бы проделать и дома самостоятельно, но это не будет так эффективно. Могут приходить непонятные чувства, с которыми человеку трудно справиться. Поэтому, для такого эксперимента нужен, кто-то другой, нужен терапевт, который вовремя заметит, что происходит с клиентом. Терапевт сможет отзеркалить и дать обратную связь, сможет вовремя поддержать клиента.

Поэтому, если вы отмечаете у себя частые проблемы, которые связаны с выбором, я рекомендую обратиться к психологу, где вы сможете не только решить эти проблемы, но и получите новый опыт бытия, научитесь оценивать ситуацию и брать ответственность за свое решение.

Но, что же можно сделать дома самостоятельно??? Как можно помочь себе, не ошибаясь, делать правильные выборы???

В некоторых ситуациях вам помогут следующие действия:

Я предлагаю завести для себя блокнот, где вы сможете немного поработать над вопросами выбора и принятия решения. Для начала попробуйте ответить себе на те вопросы, которые я вам предложила в начале статьи. Только сформулируйте эти вопросы следующим образом:

— Как я делаю выбор?

— Что мне помогает, когда я выбираю? Есть ли, что-то, что мне помогает?

— Кто мне помогает, когда я выбираю? Есть ли, кто-то, кто мне помогает?

— На, что я опираюсь при выборе?

— Всегда ли я выбираю то, что хочу сам(а)?

— Как часто за меня выбирают другие? Что я чувствую при этом?

— Как часто я выбираю то, что хотят другие? Что я чувствую при этом?

— Какие выборы мне навязаны социумом, рекламой, религией?

Постарайтесь наиболее развернуто и честно ответить себе на эти вопросы.

— Что вам стало теперь понятнее про себя?

— Что сейчас с вами происходит?

— Какие чувства на поверхности?

Запишите все это в свой блокнот. Побудьте со своими чувствами. Обратите внимание на свое тело, на свое дыхание. Если вам тяжело дышать, или у вас неприятные ощущения в теле — обратите на это внимание.

— Что вам хочется сейчас сделать?

Если вам хочется освободиться от неприятных ощущений в теле, попробуйте это сделать доступными для вас средствами (поменяйте положение тела, разомнитесь, скиньте напряжение с рук и ног, попрыгайте на пятках, скидывая напряжение с рук и ног, расправьте плечи, простучите своими кулачками область ключицы со звуком «А-а-а», спокойно подышите, побудьте в тишине).

Если в ходе предыдущего упражнения, когда вы отвечали на вопросы вы отметили, какие-либо неприятные ощущения, то вам все-таки стоит обратиться к психологу для более глубокой работы.

И сейчас я вам хочу предложить еще одно упражнение, которое поможет вам сделать правильный выбор:

1. Возьмите лист формата А-4, ручку, и цветные карандаши.

2. Положите лист прямо перед собой в горизонтальном положении. Обозначьте на этом листе себя, каким-нибудь знаком, например кружком, квадратиком, треугольником, или, как-то еще. В центре напишите Я.

3. Сосредоточьте ваше внимание на этом обозначении. Побудьте с ним, какое-то время, а затем начинайте думать про свои выборы, цели.

4. Возьмите любой карандаш, который вам нравится и на каком-то расстоянии от себя нарисуйте свой выбор под №1.

5. Далее, возьмите карандаш другого цвета, и на каком-то расстоянии от себя обозначьте выбор №2.

6. Если у вас еще есть альтернативы №3 и № 4, сделайте то же самое разными карандашами.

7. Желательно, чтобы для первого опыта у вас было не более 3-4 альтернатив.

8. На обороте листа обозначьте цветами карандашей все ваши выборы. Например: красным карандашом вы обозначили выбор №1, желтым — выбор №2, синим- выбор №3, и так далее.

9. Напишите напротив каждого цвета — четыре, пять ассоциаций связанных с этим цветом. Например: красный — любовь, агрессия, солнце, радость, клубника; желтый — цыпленок, желток, свет, лимон, лист. Всю эту работу делаем на обороте листа.

10. Далее, возвращайтесь к лицевой стороне А-4, и обозначьте траекторию движения к вашим целям. Что это будет: прямая линия, волнистая, прерывистая, или как-то еще. Для этого вновь возьмите цветные карандаши, и сделайте так, как хотите. И совсем не обязательно, чтобы цвет траектории движения совпадал с цветом обозначенной цели. Прислушайтесь к своим ощущениям, и сделайте так, как хочется.

11. Посмотрите на то, что у вас получилось. Хочется ли вам, что-то добавить? Может на какой-то траектории перед целью есть, какое-то препятствие? Если есть — обозначьте его как-то. Для этого можно выбрать другой карандаш, если хотите. На обороте напишите ваши ассоциации, связанные с выбранным цветом.

12. Посмотрите на всю полученную картину целиком. И рядом с каждой целью напишите то, что вы получите, если дойдете до этой цели (если сделаете этот выбор).

13. Теперь, положите на «Я» какой-то небольшой ваш личный предмет, и по очереди начинайте двигаться от «Я» к выбору №1, №2, №3, прислушиваясь к своим ощущениям. Когда вы дошли до цели №1, может быть, вам захочется добавить еще, что-то в свой список того, что вы получите. Прислушайтесь к своим ощущениям, комфортно ли вам. Так проделайте с каждым выбором. Обратите внимание, где вам наиболее комфортно.

14. Переверните лист и прочтите все ваши ассоциации, связанные с цветом траектории движения основного выбора, то есть того, где вам было наиболее комфортно.

15. Вновь переверните лист на лицевую сторону, и добавьте в список напротив основного выбора то, что вам может помочь в достижении данной цели, и, что еще вы получите, когда достигните этой цели (сделаете этот выбор). (смотрите ваши ассоциации, связанные с выбранным цветом этой цели).

16. Для анализа общей картины используйте ассоциации, которые у вас есть, но не воспринимайте их слишком буквально. Обращайте внимание на траекторию движения к цели, какая она. Обращайте внимание на ваши ощущения в теле, когда вы находитесь в пространстве своей цели. Как правило, там, где вам комфортнее и радостнее — там и будет ваше правильное решение, ваш верный выбор.

Как сейчас вы себя чувствуете? Удалось ли вам сделать выбор между альтернативными выборами?

Друзья, что бы вы не выбрали — пусть это будет вам по душе! Пусть ваш выбор принесет вам чувство удовлетворения и радости! Желаю вам всегда быть в гармонии с собой, со своими чувствами для того, чтобы хорошо понимать, что же хочется на самом деле, для того, чтобы уметь всегда принимать нужные решения!

С благодарностью, Елена.

Любое изменение ситуации должно быть осмысленным. Внедрение нового программного обеспечения по распределению запасов среди филиальной сети, переход на другую стратегию ценообразования, решение об использовании какой-либо мотивационной системы – всё это должно происходить только тогда, когда у вас есть нужная компании, чёткая, измеримая цель. Преобразования ради преобразований никому не нужны, и могут обернуться не только пустой потерей ценных ресурсов, но и ухудшением ситуации в компании. Поэтому когда вы думаете, а не попробовать ли мне какую-нибудь мотивационную схему для своих сотрудников, вы всегда должны понимать, зачем вам это нужно. И вариантов осмысленного использования мотивации руководителя предприятия только два:

Повышение конкретных показателей работы, необходимых сейчас компании.

Причём первый пункт подспудно влияет на второй, но не направленно. То есть повышение лояльности в принципе положительно сказывается на показателях работы, но в среднем, а не каких-то конкретно. Теперь, собственно, ответ на вопрос, зачем нужна мотивация деятельности руководителя логистических подразделений? Да затем, что именно от уровня вовлечённости этих руководителей в происходящее в компании больше всего зависит то, каким будет развитие фирмы. Если от рядового сотрудника зависит только то, что сделает он сам, то от руководителя отдела – работа всей этой бизнес-единицы, а от руководителя подразделения – положение дел во всей сфере, за которую он несёт ответственность. А сфера логистики напрямую определяет затраты, а следовательно: и возможность конкурентоспособного предложения, и конечную прибыль. Что же влияет на мотивацию руководителя предприятия? – Да, собственно, почти любое ваше решение или даже интонация произнесённой вами фразы, но об этом позже. Сначала надо разобраться с тем, что вам изначально понадобится для создания какой-либо системы мотивации деятельности руководителя.

Мотивация руководителя предприятия — что было до

Современные российские компании только начинают осваивать системы направленного влияния на мотивацию своих сотрудников, поэтому часто допускают непростительные ошибки. Одной из них является выстраивание мотивационной системы снизу вверх – если вы при внедрении мотивации деятельности руководителя отдали создание её компонентов руководителям отделов, что в принципе, не правильно, и услышали от них через некоторое время: «Ну для своих бойцов-то я, вроде, придумал, а вот себе – что-то не получается…» – значит и эту мотивационную схему для рядовых сотрудников вводить ни в коем случае нельзя. Данная фраза выдаёт с потрохами ситуацию, когда мотивационная схема не привязана к нужным для компании показателям эффективности. А значит, даже, если такая схема заработает, то есть сотрудники начнут руководствоваться ей, принимая те или иные решения, она будет приводить к результатам, которые, возможно, компании и не нужны.

То есть вы будете акцентировать внимание сотрудников, дополнительно платить им, чтобы сделать приоритетными задачи, которые, возможно, таковыми и не являются. А значит, действительно, важные для компании показатели могут оказаться во второстепенных, и даже «просесть» из-за отвлечения внимания и ресурсов на другие вещи. Примером такого негативного отвлечения сил из-за «мотивации руководителя предприятия» являются разнообразные системы штрафования сотрудников опаздывающих на работу, или тратящих на обед больше положенного часа. Когда это становятся «самым важным», то люди прикладывают все усилия именно для того, чтобы выполнить план по количеству отсиженных часов, всё остальное же становится второстепенным, так как у сотрудников появляется ощущение выполненного долга – они же вовремя пришли, и пообедали всего за 55 минут!.. И они правы – поставленная задача выполнена, а ругать надо не их за безынициативность, а тех, кто внедрял эти штрафы для повышения мифической дисциплины. Ну, издайте приказ, что можно приходить к обеду – у вас исполнение этого приказа – дословно «дисциплины» – будет 100%-ным. А если цель не «дисциплина», то вдруг оказывается, что не так принципиально, к скольки человек приходит на работу, если, конечно, его работа хоть чуть более творческая, а не заключается только в оперативной отработке поступающих в определённое время запросов. И, если у рядового сотрудника такие запросы могут присутствовать в работе, а могут и нет, то у руководителя их, вообще, быть не должно.

И на Западе это уже давно поняли, поэтому в западных компаниях перестали следить за тем, во сколько приходят и уходят руководители – в некоторых, вообще, на работу можно не приходить, лишь бы поставленные задачи были выполнены, правда, задач там ставят столько, что хорошо бы успеть за целый день всё успеть. Однако благодаря чёткому процессу постановки задач и проверки результатов, там сейчас активно развивается удалённая работа, когда компании не нужно тратиться на аренду офиса, а сотрудникам на дорогу до него и обратно. У нас же большинство руководителей отметают саму возможность такой формы работы – для них, потерять сотрудника из прямой видимости, означает сразу же потерять над ним и контроль. Правда, при этом встаёт в полный рост вопрос: «А насколько такой руководитель управляет своими подчинёнными сейчас, когда они в прямой видимости?» И чем заниматься его сотрудникам, если отсидеть от сих до сих на работе надо, а конкретных задач с чёткими сроками и необходимыми инструментами для их выполнения им не дали? Вот и сидят они горемычные в социальных сетях сутками, пьют чай-кофе литрами, курят сигареты пачками и обсуждают все возможные проблемы, в том числе и у своего начальника, параллельно строя интриги и развивая в себе уверенность, что всё в этой фирме – неправильно… И они не далеки от истины! Причём это не сотрудники – плохие, это система управления – плохая, это она развращает хороших сотрудников и позволяет оставаться в компании и подниматься по её иерархической лестнице – плохим. И строить реальную систему мотивации деятельности руководителя, которая является своеобразным венцом системы управления, в этой фирме – рано! Надо начинать с фундамента…

Автор статьи предлагает оценить эффективность персонала, провести обучение руководителей и сотрудников, оценку, онлайн оценку персонала, командообразование и бизнес-симуляции.

Кстати, зачастую эта проблема заключается не только в управленческих качествах начальника, но и в отсутствии у него каких-либо ресурсов влияния не ситуацию. В практиках внедрения систем менеджмента качества руководителем считается только тот сотрудник, который принимает решение по распределению какого-либо ресурса. И если единственный ресурс, который распределяют ваши начальники – это время присутствия на работе их подчинённых, то другой ситуации сложно ожидать. Именно поэтому самая простая и при этом неплохая мотивационная схема заключается в выделении руководителям премиального фонда оплаты труда, который они могли бы распределять между своими подчинёнными, согласно своему ощущению от их вклада в успехи подразделения или отдела. При такой схеме, если руководитель отнесётся к этой инициативе правильно, то все его подчинённые начнут работать лучше, кроме того – повысится та самая дисциплина. Если же начальник воспользуется ситуацией для других целей, то это – плохой руководитель, и лучше его заменить.

Вообще, в системе управления «фундамент» находится на самом верху – поэтому построение любых систем, в том числе и мотивационной надо всегда начинать сверху: в таком случае вы сразу же почувствуете все недочёты внедряемой вами системы, и сможете их исправить «малой кровью». Да и вообще, «принцип фундамента» надо применять для решения любой управленческой задачи: например, надо сначала определять цели для компании, затем согласовывать и распределять цели для подразделений, после чего в каждом подразделении согласуются цели отделов, и уже в финале начальник каждого отдела даёт конкретные задания своим подчинённым. Только при такой схеме эти задания каждого сотрудника и руководителя изначально согласуются с общей целью фирмы. Заметьте, ещё нет ни какой речи о мотивации руководителя предприятия, но цели рядовых сотрудников уже согласованы с целями компании. Причём вам не нужна мотивация деятельности руководителя – вы, просто, ставите им соответствующие цели для их подразделений и отделов!..

Следующий шаг – это ресурсы и инструменты: если вы даёте их своим руководителям, то можете от них требовать выполнения поставленных вами целей, в том числе и мотивировать их на это как-то дополнительно. Если ресурсов или инструментов у руководителя нет, то «мотивация руководителя преприятия» работать не будет, а её внедрение окажется бессмысленной тратой сил и времени, да ещё и вызовет озлобленность и демотивацию ваших руководителей, которые будут понимать всю бесперспективность их попыток достичь желаемых показателей. Более того, у ваших руководителей появится лишний повод для раздражения и предвзятость к самому методу, которая помешает внедрению системы мотивации деятельности руководителя в будущем.

Система рейтинга как одна из эффективных форм мотивации линейного персонала на примере банковской сферы

Что такое мотивация руководителя предприятия?

Задайте этот вопрос тому, кто предлагает использование этого инструмента, и вы поймёте, чего же он хочет, прикрываясь красивым словом, а заодно сможете сравнить с тем, что нужно вам и вашей компании. Ещё будет полезно спросить у этого человека о том, что необходимо для того, чтобы мотивация деятельности руководителя заработала, и всё ли из этого уже есть в наличии. А теперь правильный ответ для сравнения. Мотивация ваших руководителей становится принципиально возможной только тогда, когда все необходимые цели и ресурсы вы им дали. А сама мотивация руководителя предприятия – это создание у сотрудников предприятия стимула к действиям в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразно с общим планом предприятия для достижения целей организации. Не больше, но и не меньше. Прочтите это определение ещё раз, но обратите внимание на все слова, здесь важно – каждое. И внедрять мотивацию деятельности руководителя можно прямо по этому определению – начиная с его конца. «Для достижения целей организации» – а значит, цели у организации должны, по крайней мере, быть. Причём быть формализованными, озвученными и доведёнными до каждого руководителя. «Сообразно с общим планом предприятия» – а значит, у организации должен быть и общий план по достижению этих целей.

Разумеется, план этот должен быть выполнимым и тоже доведённым до всех руководителей. «В соответствии с делегированными им обязанностями» – то есть вы должны делегировать своим руководителям обязанности, причём следить за тем, чтобы за каждую обязанность кто-то отвечал, и эти обязанности не пересекались, то есть, чтобы ответственность за каждую обязанность нёс только один руководитель на каждом уровне подчинения. Причём эти обязанности должны быть согласованы между собой, чтобы никто не был забыт, и ничто не было забыто – потому, что любой пробел будет означать потерю управляемости. А ещё каждый руководитель должен знать, кто и за что отвечает, чтобы он в свою очередь мог предъявлять обоснованные требования напрямую, а не каждый раз через вашу голову. «Создание стимула к действиям» – это очень важный момент. Мотивацией деятельности руководителя нельзя называть систему штрафов, потому, что штрафы не стимулируют к правильным действиям, они запрещают действия не правильные, в лучшем случае – запрещают бездействие. Но любой, кто лицезрел «итальянскую забастовку», понимает, что не бездействовать можно и чисто формально. И запретительными методами вы ни к чему человека не простимулируете: «Хватит и одного человека, чтобы привести лошадь на водопой, но и сотня не сможет заставить её пить!..» Именно поэтому в любой мотивационной схеме штрафные санкции никогда не должны стоять на первом месте. В особенности это касается мотивации руководителя предприятия.

Мотивация деятельности руководителя — как это делать?

Почему-то высшее руководство предприятий считает, что руководителей можно и нужно мотивировать так же, как и рядовых сотрудников компании. Причём уповает в основном на некую премиальную схему выплат. И, если даже в случае с рядовыми сотрудниками, эта схема работает не всегда, то для руководителей она может оказаться, вообще, порочной. Обычно самым лучшим специалистом в любой сфере работы предприятия является руководитель этого направления. Именно поэтому его обычно и просят разработать схему мотивации руководителя предприятия и для своих сотрудников, и для себя самого. Однако почему-то подразумевается, что, не смотря на то, что этот руководитель будет очень стремиться получить положенную ему премию, он будет это делать за счёт последующих сверхусилий, а не фабрикации такой схемы, по которой он будет получать премию в любом случае. Руководитель, действительно, может придумать для себя достойную премиальную схему, но тогда сразу появляется вопрос: а будет ли он её добиваться так сильно, чтобы прикладывать какие-то сверхусилия, если он не стал их прикладывать при разработке самой схемы с учётом своих будущих возможностей по её выполнению?..

К счастью, этого противоречия легко избежать, достаточно отказаться от неправильного восприятия мотивации деятельности руководителя, как создания инстинкта наподобие тех инстинктов, которые вырабатывал Иван Петрович Павлов у своих подопечных собачек раздачей вкусностей за правильные действия. Кстати, он ставил над ними и другие опыты: например когда показывал им круг, давал что-нибудь вкусное и гладил, а когда показывал овал, то создавал им некий сильный эмоциональный дискомфорт. В результате собачки очень быстро начинали различать эти, в принципе, похожие фигуры и при появлении круга заранее радовались и подбегали ближе, а от овала убегали. Когда же им показывали круглый обруч, и затем начинали его вращать, так что он превращался для них, то в овал, то опять в круг, надрессированные собачки сходили с ума. Люди этот тест проходили без таких негативных последствий. Именно поэтому, попытка использовать премии с целью выработать некий рефлекс, даже у рядовых сотрудников наталкивается на ряд проблем. В случае же с руководителями денежные премии считаются одним из самых слабых мотиваторов. Разумеется, руководитель должен получать достойную зарплату, чтобы она не превращалась в негативный фактор демотивации, но в случае, когда она у него на среднем уровне рынка, или даже чуть выше, увеличение зарплаты, даже значительно, перестаёт сильно влиять на результаты его труда. Есть даже некий уровень насыщения, после которого эффективность с ростом зарплаты начинает падать, так как руководитель начинает считать себя «звездой», которой все обязаны, просто, по факту его существования. Чем же тогда можно и нужно мотивировать руководителей? –

Как ни странно, но в перечисленном ниже списке основных мотиваторов нет ни одного, который требовал бы какого-либо увеличения финансирования:

  1. Работа-вызов: в душе каждого глубоко скрыт с детства пунктик «на слабо!», кроме этого руководителям нравится ощущения новизны, тем более, когда они делают что-то такое, что позволит открыть им для себя какие-то дополнительные возможности и новые горизонты. Плюс к этому любой карт-бланш обычно означает оказанное доверие со стороны высшего руководства, а это само по себе приятно, и уж точно, любой руководитель захочет оправдать это доверие.
  2. Важность и эффективность работы: Никому не интересно делать такую работу, которая не нужна никому, или тратить массу усилий на минимальный результат. Руководителю же – вдвойне.
  3. Успех в работе: каждый, наверное, помнит тот дискомфорт, который испытывал при начале нового дела или устройстве на новую работу, когда вал проблем, кажется, готов поглотить любые положительные эмоции – когда же у человека всё получается, это очень сильно мотивирует, за спиной вырастают крылья, и мы можем свернуть любые горы работы.
  4. Помощь в работе: вы ломаете голову над чем-то, и вдруг кто-то из коллег помогает вам в решении вашей проблемы – вместе с благодарностью этому коллеге вы проникаетесь и лояльностью к компании, в которой вы так дружно трудитесь на общее благо.
  5. Психологическая поддержка: что бы не говорили про то, что на работе сотрудники должны работать, а все личные проблемы решать дома, ваши сотрудники – это не биороботы, и, собственно, все системы мотивации деятельности руководителя пользуются именно этим их качеством. Атмосфера психологической поддержки мотивирует больше отдавать, чем брать, и законодателем мод в этом отношении должно быть главное лицо компании.
  6. Сотрудничество: самый лучший тим-билдинг – это работа, успешно выполненная сообща, когда каждый внёс свою лепту в общее дело. И «чувство локтя товарища», готового всегда подставить к своему локтю дополнительно и «плечо взаимопомощи», – очень важно для построения в компании командного стиля работы, а в одиночку даже руководители не многое смогут сделать. Именно поэтому надо всегда очень осторожно относиться к конкуренции между руководителями – то, что хорошо для рядовых сотрудников, на более высоком уровне – может сильно вредить.
  7. Забота: вы должны позаботиться о том, на сколько удобно и полезно питание и размещение в офисе ваших руководителей, а также их доставка на работу, решить остальные бытовые и технические проблемы – это скорее относится к гигиеническим факторам любой мотивационной системы, но если этого не будет, то демотивация от этого фактора будет постоянно негативно влиять на всё остальное.
  8. Свобода творчества: любой хороший руководитель – это творец. Чем больше у него свободы в рамках его полномочий – тем лучше он может работать и в итоге эффективнее создавать нужный вам продукт. Разумеется, для этого ему должна быть поставлена чёткая цель, но не пошаговый путь её достижения, с наказанием за отступления от него.
  9. Признание заслуг: причём не обязательно обременённое финансовыми затратами. Обычные искренние слова прилюдного признания заслуг руководителя, повышают его желание добиваться тех же или даже больших результатов и в дальнейшем. Полное же игнорирование этих заслуг или денежная подачка к празднику снижают мотивацию руководителя предприятия – мы все социальные существа, и признание социума нам необходимо на гигиеническом уровне – без него мы слабеем и впадаем в депрессию. Для руководителя же самыми важными фактами признания являются доверие руководства и рассмотрение его кандидатуры при замещении вышестоящей должности – если же вы приглашаете руководителя со стороны, то автоматически указываете всем возможным кандидатам на то, что они достигли своего потолка, и в вашей компании им больше надеяться не на что.

Как же добиться мотивации деятельности руководит для у вас? – Пойдём также по пунктам:

  1. ставить интересные и достижимые цели, чтобы их было интересно достигать, и это получалось;
  2. объяснять важность работы каждого для общего успеха, чтобы каждый руководитель это понимал и принимал;
  3. сосредоточить усилия на самых проблемных участках, чтобы сверхусилия приносили видимый результат, а остальная работа становилась автоматически более эффективней;
  4. ставить руководителям творческие задачи, отказаться от микроменеджмента, больше доверять им, чаще давать карт-бланш, чтобы они с радостью брали на себя работу, в которой лучше всего разбираются, и показывали высокие результаты;
  5. обеспечить необходимыми инструментами и ресурсами, чтобы они чувствовали, что их работа нужна, а их усилия – эффективны;
  6. быть открытым, помогать, чтобы они чувствовали возможность всегда обратиться за помощью, причём не только по работе – помните, поддержав в непростой ситуации человека психологически, вы заручаетесь его поддержкой на будущее;
  7. поддерживать позитивные, эффективные и конструктивные коммуникации в компании и атмосферу взаимопомощи и сотрудничества, чтобы люди сообща работали на благо компании;
  8. всегда и на словах, и делами признавать заслуги своих руководителей, чтобы они не чувствовали себя незаслуженно обиженными, и у них не угасал пыл на новые свершения;
  9. всегда быть честными со своими руководителями – это необходимый фундамент любых длительных отношений.

Кейс. Кто такие «Активаторы вовлеченности». Как рождаются смыслы, ценности и мотивация

KPI, BSC и другие слова из трёх букв для мотивации руководителя предприятия

Некоторые владельцы и руководители предприятий в корне неправильно воспринимают цели и назначение мотивации деятельности руководителя – они надеются, на то, что мотивационная схема станет своеобразным автопилотом, позволяющим им отстраниться от операционного и тактического управления компанией и посвятить себя стратегическим задачам или, вообще, заслуженному отдыху. Обычно в таких случаях премии и штрафы руководителей подразделений и отделов пытаются привязать к KPI (ключевым показателям эффективности) и/или BSC (системе сбалансированных показателей) этих руководителей. Список же выше не особо похож на эти радужные мечты. Почему же «мотивация руководителя предприятия» по KPI и BSC не работает? – Да потому, что всё замыкается на единственный мотиватор – признание заслуг, при этом весь процесс этого признания максимально формализуется, и происходит выхолащивание самой сути мотивации деятельности руководителя. Руководители логистических подразделений, которые должны чаще всех других сотрудников компании верифицировать свои решения на предмет их значимости для всей компании в целом, начинают добиваться неких формализованных показателей только своего отдела или подразделения, без увязки с их сутью, а иногда и, вообще, со здравым смыслом. И как показывает практика, какой бы система ключевых показателей не была «сбалансированной», всегда находится решение, как быстро и эффективно повысить формальные показатели, не добиваясь при этом качественного улучшения реальной ситуации в компании, а зачастую и во вред ей.

Именно поэтому в случае с мотивацией руководителя предприятия, надо оценивать не столько результаты их работы, сколько истинные цели и направление прикладываемых ими усилий. Если же вы решили оценивать результаты, то сначала нарисуйте карту оцениваемых показателей – её смысл в том, чтобы увязать все показатели друг с другом по причинно-следственным связям. Например, чтобы одному руководителю выполнить план по закупкам, должны быть выполнены планы других руководителей по обеспечению финансами и квалифицированными сотрудниками. В таком случае, при выполнении любого из последних показателей не на 100%, требовать 100%-ного выполнения плана по закупкам – тоже бессмысленно. Соответственно выполнение плана по закупкам, будет в свою очередь влиять на выполнение плана по выручке, ответственность за который может нести третий руководитель. Поэтому не ожидайте того, что мотивация деятельности руководителя, освободит вас от тактических задач – скорее наоборот, создание и поддержание системы мотивации руководителя предприятия потребуют от вас дополнительных усилий. Но в итоге они окупятся сторицей и вам, и вашей компании, когда эти люди, в которых вы будете каждый день вкладывать частичку своей души, выручат вас из самых сложных передряг, которые всегда подстерегают бизнес, особенно в России.

Ещё хочется обратить внимание на то, что большинство пунктов, влияющих на мотивацию деятельности руководителя ваших сотрудников, зависят от них же или их коллег. Получается, что мотивированные руководители сами мотивируют себя и окружающих, зацикливая этот процесс на рост общей мотивации руководителя предприятия. К сожалению, это же правило действует и в другую сторону, то есть демотивированные руководители начинают отрицательно влиять на остальных, и если их больше, чем мотивированных, то процесс становится самоподдерживающимся и ухудшает мотивацию деятельности руководителя уже вне зависимости от ваших действий. Именно поэтому любые действия, которые влияют на мотивацию людей, надо производить очень осторожно и осмотрительно. Да и, вообще, на все телодвижения надо смотреть через призму того, как то или иное ваше решение повлияет на мотивацию вашего коллектива, а не «заниматься мотивацией» по остаточному принципу.

Например, копеечная для компании экономия на увольнении сотрудника без всех положенных выплат оборачивается серьёзными потерями от снижения мотивации у всех оставшихся. И вам придётся приложить гораздо больше усилий для достижения того же уровня мотивации ваших сотрудников, если вы хотите вывести коллектив из снижающегося пике, нежели, просто для поддержания мотивации сотрудников на традиционно высоком уровне. Самые же лучшие ваши руководители – это те, кто несмотря ни на что могут позитивно мотивировать своих подчинённых и других руководителей. Именно на их плечах держится стабильность компании, так как во всех нестабильных ситуациях, включая текущий кризис, мотивация падает сама по себе, и надо прикладывать усилия, чтобы оставаться замотивированным самому и мотивировать окружающих!.. Закончить же статью хотелось бы притчей, чтобы сподвигнуть владельцев и руководителей компаний всё-таки на полноценное и правильное внедрение системы мотивации деятельности руководителя, как бы это не показалось им это теперь сложно.

Путник шёл по дороге и увидел нескольких человек, которые тащили тяжёлые камни в гору, он начал спрашивать у них, чем они заняты, и первый ответил: «Не видишь что ли, таскаю эти чёртовы камни!» – второй ответил: «Зарабатываю на жизнь себе и своей семье…» – третий сказал: «Тружусь от зари до зари…» – а четвёртый ответил: «Строю прекрасный храм!..» Как вы думаете, у кого из них отношение к труду и лояльность компании были самыми высокими? А кто при первой же возможности пытался отлынить от работы? Кто будет больше изображать работу, нежели добиваться результата? И кто бросит эту работу, как только ему предложат чуть большую оплату на соседнем строительном объекте? И кого вы хотите видеть в своих подчинённых? Так вот в этой притче мотивацией сотрудников никто не занимался, и каждый из них мотивировал себя сам в силу своих возможностей. В ваших же силах влиять на мотивацию ваших сотрудников! Как? – Читайте выше!

Время от времени каждый из нас неизбежно сталкивается с определёнными трудностями в жизни. Все они связаны с разными сферами нашей жизни: работой, бизнесом, семьёй, друзьями, финансами и т.д. Но бывают ситуации, когда трудности касаются не чего-то внешнего, а конкретно нас самих и нашего внутреннего состояния. Самая большая проблема из всех проблем, влияющих на человека наиболее сильно – это внутренний дисбаланс. Одним из проявлений такого дисбаланса является отсутствие желания совершать какие-либо действия, развиваться и достигать целей. Другими словами, это отсутствие мотивации. И если повлиять на кого-то другого порой удаётся с завидной лёгкостью, то оказывать эффективное воздействие на себя самого бывает очень и очень сложно. В этой статье мы расскажем о практических способах самомотивации, применяя на практике которые любой человек сможет вновь разжечь внутри себя самого безудержное желание идти вперёд с высоко поднятой головой.

Также приглашаем вас на нашу онлайн-программу «Самопознание», где с помощью психологических тестов и упражнений вы узнаете, что вы действительно хотите в жизни, поймёте свои сильные и слабые стороны.

Без долгих вступлений перейдём сразу к делу.

Если эта тема кажется вам интересной, вы хотите разобраться в ней детальнее, записывайтесь на курс «Психическая саморегуляция», где вы научитесь практическим техникам самомотивации, борьбы со стрессом и социальной адаптации, чтобы всегда контролировать свое эмоциональное и психическое состояние.
Узнать больше о курсе

Первый способ: оставьте в стороне всё лишнее

Вы должны научиться игнорировать всё то, что отвлекает вас от достижения намеченных целей и сталкивает с намеченного пути. Развить этот навык не так уж сложно, но результаты, полученные от его применения, могут быть самыми потрясающими. Выделите немного свободного времени для того чтобы подумать над тем, каковы ваши планы на жизнь. Подумайте о том, какие задачи поставлены вами на данный момент и осознайте, нужно ли вам абсолютно всё из этого. Наверняка, вы сможете найти что-то, что не требует ваших усилий и что можно просто отбросить в сторону. Бывает так, что какие-то стремления навязывает нам общество, реклама, даже родители. Если вам чего-то по-настоящему хочется, оставьте для себя только это, а об остальном забудьте. Всё лишнее – это психологический груз, который мешает вам использовать весь свой потенциал для достижения того, что вам на самом деле нужно. Высвобожденная в результате игнорирования всего лишнего энергия будет постоянно вас подпитывать и повысит вашу личную продуктивность.

Второй способ: ведите «Журнал успеха»

«Журнал успеха» — это очень эффективное средство для того чтобы мотивировать себя. Он представляет собой своеобразный дневник, в который вы должны записывать все свои достижения. Даже самые незначительные. Это может быть удачное знакомство, произошедшее по вашей инициативе, похвала от начальника за хорошо подготовленный отчёт, повышение дохода, избавление от вредной привычки и т.д. Желательно вести этот дневник каждый день, ведь любой день наполнен множеством событий, среди которых непременно найдутся хорошие. Чем больше вы будете записывать, тем больше успехов будет в вашем дневнике. Пролистывайте и читайте его с утра и вечером, а также всякий раз, когда у вас плохое настроение и вы чувствуете упадок сил, потерю мотивации или вам кажется, что вы стоите на месте и не продвигаетесь. Наглядное отображение всех ваших успехов и достижений придаст вам новый позитивный заряд и силы продолжать действовать.

Третий способ: работайте в подходящей для этого обстановке

На первый взгляд это может показаться наивным, но на самом деле окружающая нас обстановка оказывает очень сильное влияние на наше настроение и нашу мотивацию. Где вы работаете, не имеет никакого значения. Но если ваше рабочее место в беспорядке, запылилось, всё стоит не так, как вам нравится или обстановка вообще раздражает вас, обязательно исправьте это положение вещей. Вы должны работать в такой атмосфере, которая вам подходит, вызывает у вас положительные эмоции, где вам комфортно и уютно. Приберитесь, поставьте всё так, как вам нравится, используйте свои творческие способности: повесьте пару картинок, которые вдохновляют вас, наклейте стикеры с мотивирующими надписями, положите рядом книгу, которую любите читать, включайте любимую музыку. «Ваша» обстановка будет оказывать на вас благотворное влияние и способствовать продуктивной работе, ведь вам будет нравиться в ней находиться.

Четвёртый способ: ставьте чёткие цели

Постановка целей оказывает на человека исключительно мотивирующее воздействие. Во-первых, занимаясь целеполаганием, вы автоматически начинаете думать именно о тех вещах, которые вас мотивируют. Во-вторых, ставя цели, вы обдумываете сроки достижения каждой из них, что уже приближает их достижение и служит дополнительным мотиватором. В-третьих, размышляя над своими целями и их достижением, вы неосознанно продумываете различные варианты их осуществления. Не зря говорят, что мысли материальны. Энергетические импульсы ваших мыслей будут привлекать в вашу жизнь всё новые события, которые, вполне вероятно, откроют перед вами, выражаясь образно, те двери, которые до этого были закрыты. Для эффективной постановки целей сегодня существует немалое количество действенных методик. Ознакомиться с некоторыми из них вы можете и .

Пятый способ: используйте мотивирующие материалы

Этот способ является одним из самых мотивирующих. Он заключается в том, что вы систематически (к примеру, полчаса или час в день) знакомитесь с историями успеха разных людей. А таких историй можно найти великое множество. Смотрите художественные и документальные фильмы, в которых рассказывается о том, как кто-то достиг успеха. Читайте книги и статьи, прослушивайте мотивирующие аудиозаписи. Благодаря Интернету сегодня можно найти просто невероятное количество самых разных мотивирующих материалов практически на любую тему. Практикуя этот метод регулярно, вы сможете обеспечить себя постоянным потоком только нужной вам информации, которая будет заряжать вас созидательной энергией, менять направленность вашего мышления в сторону достижения успеха и мотивировать. К тому же, истории успеха разных людей – это наглядные примеры того, что любой человек может достичь самых поразительных результатов.

Шестой способ: выполняйте разные задачи

Благодаря различным психологическим исследованиям уже доподлинно известно, что постоянная работа над каким-то одним проектом имеет свойство утомлять и наскучивать. Если долго заниматься только чем-то одним, то состояние усталости наступает значительно быстрее, нежели в ситуациях, когда занимаешься разными делами. Если вы чувствуете, что начинаете уставать от того, что делаете, остановитесь, переключите внимание на что-то другое, займитесь выполнением какого-то небольшого, но постороннего дела, или просто отдохните. Отвлекитесь и сделайте паузу. Через некоторое время ваши силы восстановятся, и вы сможете заняться тем, чем занимались, с новыми силами и обновлённой мотивацией.

Седьмой способ: радуйтесь поражениям

Звучит немного странно, но действовать нужно именно так. Поражениям и неудачам нужно радоваться, а не горевать по их поводу. Дело в том, что абсолютно все успехи, достижения, неудачи и поражения являются результатом наших действий. Как говорится, на ошибках нужно учиться. Поэтому, относитесь к поражениям как к учителям. Именно это является той самой лакмусовой бумажкой, которая покажет, насколько грамотно и эффективно мы действуем. Если что-то не так, нужно пересмотреть план наших действий и продумать новую стратегию. Томас Эдисон, изобретая лампочку, постоянно терпел неудачи. Когда его спрашивали, почему же он не остановился после того, как тысячу раз у него ничего не получилось, он отвечал, что, потерпев тысячу поражений, он узнал тысячу способов, как лампочку сделать нельзя. Придерживайтесь такой позиции и в своей деятельности.

Восьмой способ: общайтесь с лучшими

Поверьте, данный способ может круто изменить всю вашу жизнь в лучшую сторону. Для того чтобы стать лучше нужно общаться с людьми, которые в чём-то лучше вас. Для того чтобы достичь высоких результатов нужно общаться с людьми, результаты которых лучше ваших. Это неизбежно приведёт вас к личностному росту и покорению новых вершин. Но, кроме этого, нужно стремиться к общению не только с лучшими, но ещё и с позитивно настроенными людьми. Дело в том, что есть такая категория людей как негативные люди. Они всегда на что-то жалуются, постоянно ноют по поводу проблем, осуждают других людей и со скептицизмом относятся к любым успехам. Общение с ними — это якорь, который тянет вас на дно. Звучит жёстко, но стоит «профильтровать» круг своего общения и постараться по минимуму взаимодействовать с негативно настроенными людьми. Знакомьтесь с теми, от кого исходит позитив, кто мотивирован, радуется жизни, улыбается и шутит, несмотря ни на что. Через некоторые время вы будете сильно удивлены тем, что качество вашей жизни повысилось, а вы сами стали более жизнерадостным и счастливым человеком.

Девятый способ: поймите, что страх – это нормально

Многие люди имеют большие цели и планы на жизнь, но так ничего и не достигают. Им мешает страх. Он сковывает все их мысли и движения, словно крольчат, которые увидели волка. Поймите, что испытывать страх – это нормальное явление. Разница лишь в том, что для одних страх – это повод сложить руки и ничего не делать, а для других – стимул к росту, развитию и достижению успеха. Идите вперёд, даже если вы боитесь потерпеть неудачу. Только так вы сможете проверить себя на прочность и узнать, на что вы способны. Лучше попробовать что-то и узнать, получилось это у тебя или нет, чем не решиться и так и не узнать этого. Сделайте свой страх своим союзником, который всегда будет стимулировать вас к действиям. Естественно, не стоит бросаться в омут с головой – всегда сохраняйте трезвость и самообладание.

Десятый способ: развивайте свой внутренний мир

Стремление к развитию своего внутреннего мира свойственно большинству успешных людей. Старайтесь держать свой внутренний мир в чистоте и оберегать его от вторжения любых негативных факторов, разрушающих его и оказывающих деструктивное воздействие. Следствием такой «гигиены» станет свободный ход мыслей, ощущение гармонии, развитие интуиции, внутренняя лёгкость и даже лучшее физическое состояние и самочувствие. А в качестве наиболее эффективных методик, позволяющих уберечь свой внутренний мир от разрушения и развить его, можно порекомендовать такие практики как медитация, чтение мантр, практика осознанности и т.п.

И напоследок ещё одна действенная рекомендация: всегда помните о том, время имеет свойство уходить и жизнь проходит. И именно от вас зависит то, как вы её проживёте: останетесь ли вы в числе тех, кто не сумел взрастить себя сам, пустив всю жизнь на самотёк, забыв о своих целях и предав свои мечты, или же возьмёте себя в руки, сделаете себя таким, каким вы хотите и сумеете достичь того, чего желаете больше всего на свете! Подумайте о том, что у вас всегда будет возможность опустить руки и голову, заплакать и стать рабом обстоятельств. Но только сегодня и только сейчас вы можете принять решение стать победителем – победителем над своими страхами, своей неуверенностью, своими вредными привычками и, в конченом счёте, над самим собой!

Согласно словарному определению, мотивация – это побуждение к действию. Что же побуждает нас действовать? Какие внутренние силы, которые заставляют нас что-то в жизни предпринимать? Что такое самомотивация и как себя мотивировать на достижение поставленных целей? Какими бывают способы самомотивации?

Внутренними двигателями любых наших поступков, какими бы они ни были, всегда (я хочу это подчеркнуть – всегда!) являются эмоции. Наш разум находится в подчиненном положении и обслуживает наши эмоциональные потребности. Мы люди, существа эмоциональные, управляемые эмоциями и живущие ради эмоций. Хорошо это или плохо?

Ответа на этот вопрос не существует. Это все равно, что задать себе вопрос хорошо или плохо быть человеком? Потому что эмоции и есть человечность. Без эмоций, человек немедленно превратится в биологического робота. И, кстати, то же самое произойдет, когда человеческие эмоции станут контролированными и управляемыми извне. Собственно то, что мы называем жизнью является ничем иным, как набором, или вернее букетом, переживаемых нами эмоций. Именно переживаемых, потому что всё, что мы в жизни делаем, обусловлено эмоциями. Все способы самомотивации – это, в сущности, способы управления эмоциями. Как себя мотивировать? Научиться управлять эмоциями!

Потому что любые действия, которые мы предпринимаем, имеют место только для того, чтобы каких-то эмоций избегать, а какие-то, наоборот, испытывать. Иными словами,

Эмоции – это своеобразная система внутренних сигналов организма, предназначенных для управления и организации его деятельности.

Это кнут и морковка, с помощью которых неосознанное управляет организмом. Мы всегда делаем именно то, что диктуют нам эмоции. Ведь согласно Оксфордскому словарю сам термин «эмоция» произошел от французского глагола «mouvoir», означающего «приводить в движение» (его начали употреблять в 17 веке, говоря о чувствах, в отличие от мыслей).

Самомотивация – это управление кнопками эмоций, запускающих те или иные действия.

Но сначала нужно знать, что и какие кнопки означают?

Эмоции возникли в процессе адаптации и развития жизни и присутствуют у всех живых существ, обладающих центральной нервной системой (хотя исследования последних десятилетий однозначно указывают не присутствие определенных эмоциональных состояний у растений и даже у простейших). В момент получения информации о происходящем вокруг нас, наш мозг оценивает события и делает соответствующие ситуации выводы.

Следующим этапом в формировании эмоции является включение в процесс гормональной системы организма – эмоции, на уровне физиологии, являются по сути своей коктейлями из гормонов, выделяемыми в кровь, и вызывающими те или иные реакции тканей и органов и, следовательно, нервных окончаний, в этих тканях и органах расположенных. Гормоны как раз заставляют нас, как мы говорим, чувствовать и соответственным образом подготавливают тело к планируемым действиям. Происходит, если можно так сказать, самомотивация организма.

Однако самомотивация эта спонтанна и не подвержена (если мы не умеем этого делать) контролю со стороны сознания.

Но это в случае внешних воздействий, а что происходит в результате внутренней мотивации?

Примерно, то же самое. Ведь наше подсознание не отличает реального от вымышленного и если у нас возникают какие-то страхи или желания, то они оказывают такие же гормональные воздействия, как и происходящее «по-настоящему», только сигналы будут послабее. Та же самая спонтанная самомотивация, с той только разницей, что тут мы можем подумать, как себя мотивировать, и с помощью воображения сделать это.

У каждого человека есть свои цели и планы на будущее. Однако, человек – существо непостоянное и изменчивое. Мы постоянно меняем свои планы и цели и, решая одни проблемы, немедленно создаем себе следующие. Мы всегда в пути и всегда в поиске. Мы виртуозы в создании проблем (и себе и окружающим), а когда источники проблемы иссякают, мы, зачастую, впадаем в панику – ну невозможно жить без проблем! Так мы устроены и в этом нет ничего удивительного, ведь кроме животного начала, в каждом из нас живёт искра божественного созидающего огня, побуждающего нас к творчеству. Решение проблем и есть творчество. А ещё обучение. Решая, создавая и снова решая проблемы, мы учимся, и школа эта длинною в жизнь. Вполне вероятно, что именно эта наша способность постоянно создавать проблемы и превратила умное, но всё же животное существо, в Человека.

Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает! Не бойтесь ошибаться — бойтесь повторять ошибки!

Теодор Рузвельт

Эмоциональные потребности не возникают спонтанно, на пустом месте. Каждая из них является частью сложной причинно-следственной цепочки и удовлетворение одной эмоциональной потребности является точкой запуска следующей. Запущенная фактом нашего появления в этом мире, система не может остановиться никогда, ибо человеческая жизнь без эмоций невозможна. Остановить поток эмоциональных потребностей может только смерть. Единственное, что мы в состоянии сделать, это научиться управлять этим потоком, регулировать скорость его течения и направлять в нужное себе русло.

Самомотивация – это навык, открывающий очень много дверей успеха.

Главное, выбрать и нажать нужные и в нужный момент эмоциональные кнопки, способы самомотивации.

Первейшей базисной эмоциональной потребностью является потребность в жизни. Это уровень наших глубинных неосознанных инстинктов выживания, присущий всему живому. Когда нам хочется кушать, все остальные, даже самые высокие устремления души, отходят на второй план. Теряющий энергию организм переключает свое мышление на поиски этой самой энергии и задача эта становится приоритетной. Хлеб насущный дай нам днесь – эта мысль, выраженная в молитве, становится тогда лейтмотивом всех наших действий. Но вот хлеб обнаружен и с аппетитом скушан.

Что дальше?

А дальше в нормальном здоровом мыслящем человеческом организме проснутся иные эмоциональные потребности. Батарейки заряжены и открытая энергетическая система, под названием Человек, готова трансформировать энергию своей жизненной силы в иные её виды и транслировать её дальше. Куда же будет направлена эта энергия?

Конечно же, в будущее. Задачей каждого живого организма (и человек не исключение) является продление жизни, как таковой. Не только и не столько своей собственной, как тех семян жизни, которые ждут своего часа в наших хромосомах. Каждый из нас является очередным звеном в непрекращающейся цепочке движения своего вида, рода, класса живых существ из прошлого в будущее. Базовые инстинкты, запрограммированные в генах, постоянно подталкивают нас к продолжению рода то в форме полового влечения, то в форме родительских инстинктов.

На фундаменте этой эмоциональной потребности построена практически вся человеческая культура, начиная от возвышенных гекзаметров Гомера (а ведь троянская война, напомню, началась с борьбы двух мужчин за расположение женщины) до наипошлейших порнографических роликов в Интернете. Отношения мужчины и женщины, половая любовь, рождение и воспитание детей – все это поглощает жизненную энергию большинства людей.

Именно поэтому почти все рекламные картины, которые «украшают» наши города, используют сексуальную или, в крайнем случае, «продуктовую» символику. Как-никак, базовые эмоциональные потребности, от неудовлетворения которых страдает большинство людей. Это мотивирует! Однако, если энергии хватает и для себя, и для продолжения рода, то в таком случае активизируется следующий уровень потребностей.

Ради сбережения драгоценной энергии, наше подсознания готово содержать нас в тесной клетке того, что ему привычно и хорошо известно. Но как только появляется хоть какой-то, хоть временный излишек энергии, немедленно запускается механизм исследования окружающего мира. Мы нуждаемся в получении новой для себя информации. Этот информационный голод, в быту именуемый скукой, иногда может быть сравним с голодом физическим. Именно он заставляет людей ради получения новых знаний или даже впечатлений рисковать своей (и чужой тоже!) жизнью. И этим своим качеством мы радикально отличаемся от животных. Каждое животное любопытно только в молодом возрасте, взрослея, животные теряют способность интересоваться всем подряд. А вот любопытство у людей сохраняется до глубочайшей старости.

Но не только на познание окружающего мира тратится избыточная человеческая энергия. Еще одной важной (а иногда и альтернативной) точкой её приложения является организация (завоевание или отстаивание) своего места в социальной пирамиде. Каждый человек нуждается в сообществе себе подобных. Прототип литературного Робинзона Крузо шотландский моряк Александр Селкирк прожил на необитаемом острове чуть больше четырех лет, и когда был обнаружен, находился в состоянии глубокого психического расстройства. Селкирк смог вернуться к нормальной человеческой жизни и даже стать капитаном флота Её Величества, но далеко не всем людям, пережившим длительное одиночество, это состояние пошло на пользу. Без общения с другими людьми мы однозначно жить не в состоянии. А вот основанием для этого общения является обмен энергией.

Если вы верите, что можете добиться успеха, и если верите, что не можете, то в обоих случаях вы правы.

Генри Форд

Нетрудно заметить, что эмоциональные потребности каждого живущего человека непосредственно зависят от количества энергии ему доступной. Но наличие или отсутствие энергии не являются фактором на все сто процентов определяющим эмоциональные потребности человека.

Некоторые из нас, даже обеспечив себе доступ к многократно превышающему их потребности количеству материальных ресурсов, так и не переходят на более высокий уровень эмоциональных потребностей, продолжая копить ресурсы.

Некоторые же, наоборот, делая все для того, чтобы снизить свой уровень потребления, всю сэкономленную таким образом энергию направляют на познание или на то, что им кажется (а может на самом деле таковым является) улучшением людей и мира. Ведь не корысти же ради Джордано Бруно взошел на костер, а Альберт Швейцер отдавал последние свои сбережения на строительство больницы в африканских джунглях? Почему так происходит?

Все зависит от того, как человек воспринимает окружающий мир: как пирог, из которого хочется выковырять кусок (да побольше!) вкусной начинки. Или как дом, который нужно содержать в порядке, а при возможности чинить и украшать. Для одних самомотивация — это страх: страх, что-то потерять или чего-то не приобрести. Для других

Самомотивация – это улучшение себя и нашего общего дома, планеты Земля.

Разуметься, мы говорим о крайностях, большинство людей находятся где-то посредине между этими двумя полюсами. И пирога вкусного хочется, и понимаем иногда, что не только нам этот пирог принадлежит. Так и плывем по волнам эмоциональных потребностей то, взмывая вверх на гребне волны, то вновь опускаясь вниз. Откуда же берутся эти волны? Где их источник?

Мы уже говорили о том, что эмоции – это система, с помощью которой подсознание управляет нашими действиями. Кто же, тогда управляет подсознанием? Конечно же, часть наших эмоциональных потребностей – это естественные реакции на изменения в окружающем мире, то есть обычная работа приспособительных механизмов. Другая часть эмоциональных потребностей определяется теми неосознанными программами, которые были заложены в подсознание во время воспитания. Еще часть, генетически обусловлена и/или определяется генетической памятью. Это как раз, что можно назвать личной миссией каждого человека или, если хочешь, судьбой.

Но есть еще одна часть наших эмоциональных потребностей, источник появления которых находится вне нашего организма. Ведь если эмоции управляют человеческим поведением, то, конечно же, логично предположить, что для того, чтобы управлять людьми, необходимо научиться управлять их эмоциями. А если уж быть более точным, то искусство управления людьми состоит в том, чтобы уметь вызывать у них нужные себе эмоциональные потребности и подавлять ненужные. И достигается это достаточно просто. Император французов Наполеон Бонапарт, славившийся своими афоризмами, изрек: «воображение правит миром». И умолчал о том, что на самом деле миром правят те, кто управляет нашим воображением. Они знают, как заставить людей мотивировать себя на выполнение нужных только им действий.

Одной мотивации недостаточно: если у вас есть идиот и вы его мотивировали, то в результате вы получите мотивированного идиота.

Джим Рон

Удовлетворение эмоциональных потребностей является очень ходовым и прибыльным товаром, а конструирование, создание и внедрение эмоциональных потребностей – инструментом управления. Лидеры государств убеждают нас в том, что в сопредельном государстве живут одни только враги, которые только и думают о том, как поработить, уничтожить, захватить всех нас – и мы послушно боимся этих врагов. Следовательно, отдаем свою энергию в виде денежного её эквивалента для укрепления обороны родной страны.

Политики убеждают нас, что стоит только потерпеть немного, и жизнь наладится. Совместными усилиями мы преодолеем все на свете кризисы, нужно только затянуть потуже поясные ремни и поступиться какими-то своими правами. Мы послушно верим в это. Следовательно, отдаем свою энергию в виде денежного её эквивалента для упрочения экономики.

Реклама убеждает нас, что купив новую машину (дом, зубную пасту, телевизор, пиво, нижнее белье, томатный кетчуп или стиральную машинку) мы станем счастливее и решим все свои проблемы. Мы верим этому. Следовательно, отдаем свою энергию в виде денежного её эквивалента для покупки сотен ненужных вещей.

С экранов телевизоров нам рассказывают о надвигающихся эпидемиях, о страшных болезнях и мы послушно мчимся в аптеку покупать очередную панацею «от печени (горла, носа, простаты)» дабы не страдать насморком, изжогой, недержанием мочи, головной болью (список можешь продолжить сам).

При этом мы работаем «в поте чела своего», платим налоги, выполняем свои обязанности перед государством, следовательно, производим нужную верхушке социальной пирамиды энергию, не имея при этом времени задуматься, действительно ли является истиной то, в чем нас убеждают?

Все эти посторонние наслоения ложатся на наши внутренние эмоциональные потребности, и в результате большинство из нас очень смутно понимают, действительно ли мы хотим того, чего хотим или, быть может, этого хочет кто-то другой? К сказанному стоит еще добавить, что манипулируют нами не только средства массовой информации. Друг другом мы тоже с той или иной мерой успешности пытаемся манипулировать чаще всего как раз с помощью эмоций. Поэтому представь себе, какая эмоциональная каша варится в голове у многих из нас.

Научиться отличать свои собственные эмоциональнее потребности от желаний, навязанных нам обществом и другими людьми – это начало пути к успеху. Это возможность сохранить и накопить энергию. И использовать её для достижения своих собственных целей. Для этого нужна огромная и честная самомотивация. А еще знания и навыки. Ведь способы самомотивации не изучаются в общеобразовательных школах. Среднеарифметический человек не знает, как мотивировть себя на достижение своих собственных целей, а поэтому подвержен манипуляции, направленной на достижение целей других людей.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх