Развитие страхового рынка в России

Фонд социального страхования Российской Федерации (далее Фонд) – это разветвленная финансовая cиcтема. Фонд социального страхования организует, управляет средствами обязательного социального страхования.

Деятельность Фонда можно разделить на прямое и косвенное направление. К прямым направлениям деятельности Фонда можно отнести обязательное социальное страхование, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Косвенные направления выполняют значительный объем функций, не соответствующих его целевому назначению. Часть этих функций Фонда целесообразно пeрeдать другим государственным органам (например, органам соцзащиты). В следствии, это поможет в будущем сократить нагрузку Фонда и его подразделений, что повысит эффективность его функционирования.

Одним из главных преимуществ является формирование законодательной базы, регламентирующей деятельность Фонда . В 2016 году был принят федеральный закон о Фонде социального страхования. Отсутствие нормативно-правовой базы вело к тому, что Фонд в своей деятельности ссылался на нормативные акты, которые не соответствуют нынешним социально-экономическим условиям .

Доход бюджета Фонда зависит от современного состояния всех сфер экономики. В частности, финансовый кризис привел к снижению финансовой устойчивости и ликвидации организаций, роcту банкротства, сокращению числа страхователей . Все это говорит, о необходимости поддержания соответствующего уровня доходов бюджетов Фонда co стороны государства.

В среднем 89% страховых взносов направляются на гарантированные пособия и страховые выплаты; порядка 4% – идут на предупредительные мероприятия по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний и 4% – на профессиональную, медицинскую и социальную реабилитацию – нерационально распределяются страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (далее ОСС НСПЗ).

Выделим ряд основных причин нерационального распределения финансовых ресурсов Фонда в части ОСС НСПЗ:

– невоплощенные организационные вопросы по данному направлению;

– высокий размер страховых выплат, провоцирующий иждивенческие настроения и отказ пострадавших от реабилитационных мероприятий;

– отсутствие должного внимания и контроля страхователей к решению вопросов сокращения производственного травматизма и профзаболеваний.

Исходя из вышеизложенного, следует, что Фонд, его региональные отделения и филиалы не в полной мере выполняют одну из главных задач социального страхования – предупреждение рисковых ситуаций.

Основные перспективные направления развития Фонда:

1) Развитие интерактивных форм взаимодействия Фонда, страхователей и застрахованных лиц.

Важнейшей перспективой функционирования Фонда, является более широкое применение интерактивных форм взаимодействия всех субъектов Фонда, страхователей и застрахованных лиц: создание интернет-сайтов, сдача отчетности в электронном виде, прием граждан по средствам видеосвязи. Сдача отчетов в электронном виде очень удобна, поскольку экономит время не только работников Фонда, но и страхователей.

2) Создание на уровне отделений Фонда специальных групп по работе с организациями разных форм собственности.

Перспективой развития Фонда является создание специальных групп по работе с организациями разных форм собственности на уровне каждого отделения. За каждой из групп необходимо закрепить специалистов правового отдела, которые будут осуществлять юридическое сопровождение их деятельности. Данная схема применяется в настоящее время только в Курском РО ФСС РФ.

3) Снижение детской заболеваемости. Для этого следует увеличить размер финансирования специализированных программ по оздоровлению и снижению детской заболеваемости.

4) Модернизация системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Следует углубить дифференциацию при определении тарифа: от вида экономической деятельности до конкретных предприятий. В итоге Фонд может перейти на методологию актуарных расчетов и установление класса риска, а значит, и размера страховых взносов для каждого предприятия будет индивидуален. Всё это приведет к тому, что работодатель будет более заинтересован в охране труда, будет нести ответственность за безопасность своих работников.

Также в качестве совершенствования системы социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний можно реформировать методики установления скидок и надбавок к страховым тарифам. Следует учитывать страховые случаи за последние три года, а не за весь период деятельности страхователя; один несчастный случай со смертельным исходом приравнивать к определенному количеству дней временной нетрудоспособности.

Таким образoм, результаты исследования показывают, что несмотря на имеющиеся недостатки и трудности в ряде социальных вопросoв, Фонд социального страхования на сегодняшний момент является необходимым и важным финансовым институтом.

Расширение — сфера — деятельность

Cтраница 1

Расширение сферы деятельности в области стандартизации, а следовательно, и сферы деятельности государственного надзора и ведомственного контроля за соблюдением требований стандартов и технических условий, обусловливает необходимость распространения надзорной деятельности правоохранительных и контролирующих органов на соблюдение законодательства по стандартизации и метрологическому обеспечению на всех стадиях разработки и проектирования изделий, транспортирования, хранения, реализации и использования продукции, а также в сфере обслуживания.  

Расширение сферы деятельности компании Сластена Лили приводит к образованию дополнительных информационных потоков, в связи с чем возникает необходимость в новых формах для работы с таблицами базы данных.  

В целях расширения сферы деятельности компании на принципах самофинансирования используется остающаяся в распоряжении предприятия прибыль. Финансовый менеджер должен найти оптимальные пропорции распределения прибыли между выплатой дивидендов и реинвестированием в развитие компании. Многие предприятия используют прибыль как источник финансирования инвестиционных проектов. В Великобритании новые инвестиционные проекты примерно на 90 % финансируются из прибыли предприятий. Реинвестирование прибыли позволяет избежать нового выпуска акций, что сохраняет действующую систему контроля в акционерном обществе и позволяет избежать расходов на привлечение заемных средств. Принимая решение о пропорциях распределения прибыли между выплатой дивидендов и накоплением, финансовый менеджер должен ориентироваться на конечную цель деятельности компании — рост курсовой стоимости акций.  

По мере расширения сферы деятельности страхового общества личный контакт со страхователями становится все более затруднительным. Реклама помогает страховщику поддерживать контакт со старыми и привлекать новых страхователей. Помещая рекламу страховых услуг в газете или журнале, страховое общество получает возможность обратиться к определенной группе населения за соответствующую плату, определяемую величиной рекламных расходов, приходящихся на одного читателя. Но эта возможность не будет реализована с максимальной эффективностью, если заранее не определить, какое рекламное средство помогает с минимальными затратами вступить в контакт и воздействовать на существующих и потенциальных клиентов страховщика.  

Одновременно с расширением сферы деятельности Госстраха в июле 1922 г. он был переведен на хозяйственный расчет, что усилило его имущественную и организационно-оперативную самостоятельность. Из государственного бюджета на образование резервного и основного фондов Госстраха были выделены средства, которыми ограничивалась ответственность государства по операциям Госстраха. В 1925 / 26 г. сумма средств, отпущенных бюджетом Госстраху, составляла 7 5 млн. руб., из них 5 млн. руб. были направлены в основной и 2 5 млн. руб, в специальный резервный фонды.  

В связи с расширением сферы деятельности центра стандартизации и метрологии в 1978 году вводится должность заместителя директора по стандартизации. Им становится Жанна Петровна Полескова.  

Это свидетельствует о расширении сферы деятельности предприятия.  

По мере роста и расширения сферы деятельности монополий все сильнее проявляются тенденции к перестройке их организационной структуры на основе сочетания традиционных форм и методов контроля с использованием новых совр. Осуществляется переход от узко семейной формы контроля над монополистич. Укрепление позиций монополий в важнейших сферах х-ва позволяет им оказывать существ, воздействие на социалыю-экономнч.  

Например, если возникает необходимость расширения сферы деятельности организации, а тем более необходимость ее диверсификации, то есть расширения за счет освоения новых отраслей, фактор риска существенно возрастает.  

Объемы отдела сертификации услуг растут, предполагается расширение сферы деятельности, в первую очередь за счет увеличения работ в системе добровольной сертификации. Коллектив отдела молодой, энергичный, профессиональный, все специалисты имеют высшее образование.  

Объем местных бюджетов возрастает в связи с расширением сферы деятельности местных народных советов.  

ОТДЕЛЫ СБЫТА С МАРКЕТИНГОВЫМИ ФУНКЦИЯМИ — организуются при расширении сферы деятельности фирмы, когда возникает необходимость в детальных исследованиях рынка, в организации рекламы, в планировании мероприятий по обслуживанию покупателей.  

В последние годы осуществлен ряд мероприятий, направленных на расширение сферы деятельности ведомственных метрологических служб, усиление их влияния на производство и непосредственно на качество выпускаемой продукции. Среди широкого круга вопросов, решаемых этими службами, значительное место занимает поверка средств электрических измерений.  

Следует подчеркнуть, что в текущей пятилетке продолжался процесс расширения сферы деятельности общегосударственной системы материально-технического снабжения. При создании в 1965 году общегосударственной системы материально-технического снабжения была сохранена действующая система снабжения предприятий и организаций ряда отраслей, а также местных Советов.  

ЦЕХ создается с целью повышения эффективности коммерческой деятельности ПРЕДПРИЯТИЯ и расширения предметной сферы деятельности последнего.  

Финансы, 4 мая 1995 г.
Роль собственного капитала в обеспечении финансовой устойчивости страховщиков
12632 просмотра

К собственным средствам, или собственному капиталу страховщика, относятся уставный капитал, резервный фонд, сформированный за счет прибыли, и нераспределенная прибыль. Кроме того, в ряде случаев к собственным средствам можно отнести сформированные за счет чистой прибыли страховщика фонд потребления и фонд накопления. Общим для них является то, что они свободны от каких-либо внешних обязательств, поэтому в зарубежной практике их принято называть «свободными резервами» или «резервом платежеспособности».

Собственные средства формируются из двух источников: взносов учредителей и прибыли, получаемой в результате деятельности страховщика, — и отражаются обычно в I разделе пассива баланса. Для целей обеспечения финансовой устойчивости величина свободных резервов должна быть тем большей, чем больше объем операций страховой компании. При этом в зависимости от характера и динамики операций в качестве их объема принимаются: по страхованию жизни — величина технических резервов, по другим видам страхования — либо средняя за ряд лет сумма страховых выплат. Свободные резервы можно определить также как разность между активами страховщика и суммой его обязательств, основную часть которых составляют страховые резервы.
Сегодня еще иногда приходится слышать, что собственные средства в целом и уставный капитал в частности для страховой компании не имеют особого значения, поскольку для выполнения обязательств перед страхователями формируются целевые страховые резервы. Это неверно. В целях обеспечения финансовой устойчивости страховщика как в России, так и за рубежом законодательно устанавливается минимальный размер уставного капитала, необходимого для начала деятельности. Это связано, с одной стороны, с тем, что на начальном этапе у страховой компании нет других средств для выполнения обязательств по договорам страхования, кроме уставного капитала, поскольку поступление страховых взносов в первое время крайне незначительно. С другой стороны, большой размер стартового капитала позволяет предприятию более уверенно планировать свое поведение на рынке, осуществлять достаточно крупные операции и тем самым иметь возможность выстоять в конкурентной борьбе. Кроме того, уплачиваемые страхователями страховые взносы, являющиеся основным источником формирования страховых резервов, вносятся за ограниченный период, в то время как страховая компания создается на неопределенный, сколь угодно долгий срок. Поэтому при создании страховой компании основное внимание должно уделяться размерам и структуре уставного капитала. Иными словами, основа финансовой устойчивости страховщика закладывается еще при его учреждении.
Однако вопреки распространенному мнению значение уставного капитала и в целом свободных резервов не уменьшается и тогда, когда страховщик действует на рынке длительное время. Их роль в обеспечении финансовой устойчивости текущей деятельности при этом не менее важна, чем роль страховых резервов. Это связано с тем, что даже самый точный расчет страховых резервов является только предположением, и в силу этого при самом стабильном портфеле и самых надежных статистических обоснованиях и математических методах сохраняется опасность колебания убыточности в неблагоприятную для страховщика сторону. Это может быть следствием его неудачной тарифной политики либо нежелательных изменений в структуре договоров, обесценением активов (недвижимости, ценных бумаг и т.п.) в силу ухудшения общей экономической ситуации, предъявления страхователями дополнительных претензий по страховым выплатам, которые страховщик уже считал урегулированными, и т.д. К тому же ситуация может сложиться таким образом, что для поддержания своих позиций на рынке страховщику необходимо будет расширить спектр осуществляемых операций, что потребует в первое время принятия рисков, не обеспеченных уже имеющимися страховыми резервами, которые предназначены для покрытия обязательств исключительно по действующему портфелю договоров.
Поэтому многолетний анализ деятельности зарубежных страховых компаний выработал требование, что, помимо страховых резервов, сформированных адекватно принятым страховым обязательствам, страховщик должен обладать достаточными свободными резервами.
Уставный капитал предназначен для обеспечения уставной деятельности предприятия и может быть использован для покрытия расходов по страховым выплатам при недостатке средств страховых резервов и текущих поступлений страховых взносов. Уставный капитал формируется в порядке и размерах, определенных действующим законодательством и учредительными документами.
С середины 1994 г. Росстрахнадзором в целях обеспечения финансовой устойчивости было введено требование, согласно которому для российских страховщиков, только начинающих страховую деятельность, оплаченный уставный капитал и иные собственные средства должны были в совокупности составлять определенную величину, дифференцированную в зависимости от видов осуществляемых операций. Например, сумма уставного капитала и иных собственных средств страховщика при обращении в Росстрахнадзор за получением лицензии на осуществление страховой деятельности по страхованию жизни должна составлять не менее 150 млн. руб., по страхованию средств воздушного транспорта — 250 млн. руб. и т.д. Однако, по мнению автора, уже сегодня указанные требования должны быть значительно повышены.
В соответствии с подписанным между Российской Федерацией и Европейским Союзом соглашением, в ближайшее время предстоит постепенное снятие ограничений на движение через границы капиталов, рабочей силы, товаров и услуг, и тем самым европейские страховщики получат доступ на российский страховой рынок. Для того чтобы российские страховщики оказались при этом конкурентоспособными, уже сегодня необходимо думать о повышении их финансовых возможностей. В связи с этим Росстрахнадзором представлен в Правительство проект изменений Закона «О страховании”, предусматривающий, в частности, что страховщик на момент регистрации обязан иметь минимальный размер уставного капитала в сумме, эквивалентной 800 тыс. ЭКЮ — при проведении страхования жизни, 300 тыс. ЭКЮ — при проведении страхования «кроме жизни”, 950 тыс. ЭКЮ — при проведении перестрахования.
Помимо взносов акционеров, резервы капитала могут создаваться также за счет того, что собственники предприятия отчисляют страховщику средства в размере, превышающем размер заявленного уставного капитала. В отечественной практике такие резервы принято называть резервными фондами. Это могут быть специальные средства, используемые в определенных целях. Однако эти запасы, как правило, могут создаваться и за счет выпуска новых акций, если их эмиссионный курс выше номинальной стоимости. Разница (за вычетом издержек по выпуску акций) отчисляется в резервный фонд.
Другой вид резервов представляют собой так называемые отчисления от прибыли в резервный фонд. Это средства, полученные в результате собственной деятельности страховщика, которые к тому же уже подвергались обложению налогами.
Что касается сформированных за счет отчислений от чистой прибыли страховщика фонда потребления и фонда накопления, то, на первый взгляд, признание их свободными резервами вызывает сомнение, так как они имеют целевое назначение, не относящееся к собственно страховой деятельности. Вместе с тем, учитывая, что эти средства не связаны какими-либо внешними обязательствами, они при определенных условиях могут быть отнесены к свободным резервам.
Следует также отметить, что известное влияние на обеспечение финансовой устойчивости страховщика оказывает его организационно-правовая форма. Поэтому законодательством зарубежных стран в последнее время разрешается создание страховых компаний, как правило, в одной из трех организационно-правовых форм: государственное предприятие, акционерное общество открытого типа, общество взаимного страхования.
По мнению автора, приоритет этих форм организации страховщика объясняется тем, что интересы клиентов таких компаний наилучшим образом защищены как в правовом, так и в финансовом смысле.
Действительно, если речь идет о государственной страховой компании (под которой нами понимается компания, где более половины уставного капитала принадлежит государству), то здесь страхователь имеет наибольшие гарантии выполнения обязательств по договору страхования, так как и юридические, и финансовые обязательства такой компании подкреплены авторитетом государства.
Закон Российской Федерации «О страховании” предусматривает создание обществ взаимного страхования как одной из организационно-правовых форм страховщиков. Однако, поскольку до настоящего времени не утверждено Положение об обществе взаимного страхования, которым были бы определены порядок и условия создания таких обществ, сегодня в России не существует ни одного общества взаимного страхования. Вместе с тем роль таких страховщиков на рынке зарубежных стран весьма заметна, а в некоторых развитых странах (например, во Франции), общества взаимного страхования занимают ведущее место. Спецификой их является то, что, во-первых, их владельцами (участниками) являются сами страхователи и, во-вторых, в отличие от акционерных обществ (либо других коммерческих предприятий), они не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли. Если по итогам работы за год такое общество получило превышение доходов над расходами, то указанное превышение направляется на формирование свободных резервов либо учитывается при расчете страховых взносов в следующем году. Если же обществу взаимного страхования не хватает средств для покрытия страховых выплат, то, как правило, законодательство разрешает ему либо увеличить размер страховых взносов, либо сделать на определенных условиях заем у членов общества.
Таким образом, поскольку деятельность страховщика, имеющего форму общества взаимного страхования, контролируется непосредственно самими страхователями, то эту форму следует признать одной из приоритетных. К тому же в зарубежной практике нормы государственного регулирования деятельности (в том числе и в плане контроля за финансовой устойчивостью) таких обществ обычно бывают более либеральными по сравнению с нормами, относящимися к каким-либо другим страховым организациям.
Что касается акционерных обществ открытого типа, то их преимущества, по мнению автора, заключаются в следующем. Указанные общества имеют наилучшие возможности для привлечения капитала в страховой бизнес через продажу своих акций, осуществляемую как на этапе создания, так и в период проведения страховой деятельности, что положительным образом влияет на обеспечение финансовой устойчивости, поскольку позволяет при необходимости увеличивать размер уставного капитала, т.е. свободных резервов. Поэтому создание страховых компаний в форме закрытых акционерных обществ, уставный капитал которых распределен между узким кругом владельцев, нежелательно, к тому же они менее доступны для контроля со стороны общественности. Еще одно преимущество открытого акционерного общества состоит в том, что если акционер пожелает освободиться от своей доли в уставном капитале такого общества, то он может это сделать только путем продажи акций на вторичном финансовом рынке, поскольку акционерное общество открытого типа не обязано выкупать свои акции. Что же касается, допустим, товариществ, то член товарищества имеет право в любой момент выйти из него без согласия остальных участников, получив свою долю в общем капитале, что, безусловно, может подорвать финансовую устойчивость такого страховщика. Поэтому существующие в настоящее время положения Закона «О страховании”, предусматривающие создание страховых компаний любой организационно-правовой формы, нуждаются, на наш взгляд, в уточнении.
Выше уже говорилось, что одним из главных критериев оценки финансовой устойчивости страховщиков является соответствие размеров их собственных капиталов объему принятых обязательств. Необходимо отметить, что в настоящее время подавляющая масса отечественных страховых компаний не в состоянии принять на себя ответственность по сколько-нибудь значимым рискам и большинство из них не способны гарантировать исполнение своих обязательств на длительный период. Существует реальная опасность, что в сегодняшней ситуации наступление даже единичного крупного страхового события может привести к полному банкротству страховщика.
Суммарный уставной капитал страховщиков России на 1 октября 1994 г. составил около 350 млрд. руб. По оценке автора, при сложившейся структуре собственных средств, общая сумма свободных резервов составила при этом чуть более 700 млрд. руб. Таким образом, даже если все российские страховщики примут участие в перестраховании единичного крупного риска, то его величина не должна превышать 70 млрд. руб., а остальная часть либо не будет застрахована, либо будет перестрахована за рубежом.
Согласно статье 27 Закона Российской Федерации «О страховании”, «для обеспечения своей платежеспособности страховщики обязаны соблюдать нормативные соотношения между активами и принятыми ими страховыми обязательствами (выделено мною — В.С.). Методика расчета этих соотношений и их нормативные размеры устанавливаются Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью”.
Разработка «Методики расчета нормативного соотношения активов и обязательств страховщиков”, а также Инструкции «О порядке применения” Методики расчета нормативного соотношения активов и обязательств страховщиков”, утвержденных приказом Росстрахнадзора 28 апреля 1993 г. № 02-02/14, помимо вышеназванных требований Закона «О страховании”, была осуществлена также с учетом положений статьи 16 Первой директивы Совета европейских сообществ от 24 июля 1973 г. Согласно этой директиве, «каждое государство-член обязывает любое предприятие, зарегистрированное на его территории, формировать резерв платежеспособности в размерах, соответствующих объему деятельности данного предприятия.” В указанной директиве резерв платежеспособности определяется как имущество предприятия, свободное от любых будущих обязательств, за вычетом прав требования. Резерв платежеспособности, именуемый также часто маржой платежеспособности, в частности, включает:
— оплаченный уставный капитал;
— резервы, не связанные с какими-либо обязательствами;
— будущую прибыль;
по просьбе страховщика и после достаточного обоснования, с согласия органов страхового надзора,
— доходы от недооценки отдельных статей актива и переоценки статей пассива.
Таким образом, понятие резерва платежеспособности, или маржи платежеспособности, используемое в законодательной практике европейских государств, с точки зрения обеспечения финансовой устойчивости страховщика аналогично используемому нами понятию свободных резервов.
Достаточность резерва платежеспособности, т.е. соответствие его фактического размера нормативному, по всем видам страхования определяется согласно утвержденной приказом Росстрахнадзора 28 апреля 1993 г. № 02-02/14 «Методикой расчета нормативного соотношения активов и обязательств страховщиков”, которой предусмотрено, что для обеспечения платежеспособности размер свободных активов страховщика, исчисленный как разность между общей суммой активов и суммой его обязательств, должен соответствовать нормативному размеру, т.е. должно соблюдаться неравенство:
А — О>=Н,
где
А — фактический размер активов страховщика;
О — фактический объем обязательств страховщика;
Н — нормативный (т.е. минимально допустимый) размер превышения активов страховщика над его обязательствами.
При этом под активами понимается имущество страховщика в виде основных средств, материалов, денежных средств, а также финансовых вложений.
Обязательства характеризуют задолженность страховщика перед физическими и юридическими лицами. Они включают в себя страховые резервы, займы и кредиты банков, иные заемные и привлеченные средства, резервы предстоящих расходов и платежей, расчетные обязательства по перестраховочным операциям и другую кредиторскую задолженность.
Исходя из общеизвестного балансового равенства:
Активы = Обязательства + Собственный капитал, находим, что:
Активы — Обязательства = Собственный капитал.
Таким образом, для того, чтобы исчислить фактический размер превышения активов над обязательствами страховщика и сравнить его с нормативным размером, достаточно определить по данным баланса размер собственного капитала страховщика (при условии, что и активы, и обязательства страховщика исчислены точно). Нами уже было отмечено, что понятие собственного капитала совпадает с понятием свободных резервов и по своей величине равняется объему свободных активов.
Однако о достаточности собственных средств страховщика следует помнить не только тогда, когда речь идет в целом о всех обязательствах по договорам страхования, которые он имеет на конкретную дату. Обращать внимание на размер собственных средств необходимо и при заключении каждого отдельного договора.
Статья 27 Закона Российской Федерации «О страховании” содержит следующее положение: «Страховщики, принявшие обязательства в объемах, превышающих возможность их выполнения за счет собственных средств и страховых резервов, обязаны застраховать у перестраховщиков риск исполнения соответствующих обязательств”.
В развитие этого требования, Условиями лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации, утвержденными Приказом Росстрахнадзора 19 мая 1995 г. № 02-02/08, предусмотрено, что «максимальная ответственность по отдельному риску по договору страхования не может превышать 10 процентов собственных средств страховщика”.
Почему размер собственного удержания страховщика определен Росстрахнадзором в размере 10 процентов и почему за базу его исчисления, в отличие от текста закона, принята не сумма «собственных средств и страховых резервов”, а только сумма собственных средств?
Чтобы ответить на вторую часть вопроса, вспомним, что страховые резервы представляют собой кредиторскую задолженность, т.е. привлеченные средства. Как нами уже отмечалось ранее, финансовая устойчивость любого предприятия, в том числе и страховой компании, зависит от соотношения собственных и привлеченных средств. Таким образом, при неизменной величине собственного капитала увеличение объемов страховых резервов говорит не об укреплении, а скорее об ослаблении финансового положения страховщика, поскольку страховые резерва отражают имеющиеся обязательства. Поэтому величина страховых резервов была исключена Росстрахнадзором при определении базы для исчисления размера собственного удержания.
Установление же предельного норматива собственного удержания не в полном объеме собственных средств страховщика, а в размере 10% их объема объясняется следующим.
Что этот норматив не может достигать 100% собственных средств, вполне очевидно, поскольку если страховщиком будет заключен не один, а хотя бы два договора на максимальные суммы, то свободных средств для их покрытия будет недостаточно. Исследования как зарубежных, так и российских актуариев, основанные на теории вероятностей, свидетельствуют, что максимальный риск, который способен принять на себя страховщик, не может превышать 3-6% свободных резервов. Установление же для российских страховщиков этого норматива в размере 10% явилось следствием некоторого компромисса, поскольку при отсутствии надлежащей перестраховочной защиты оставление на своем удержании несколько большего риска может оказаться меньшим злом, нежели передача «излишней” части в перестрахование. Однако страховые компании все же должны стремиться к максимальному «выравниванию” страхового портфеля, что, помимо перестрахования, может достигаться через систему сострахования (в том числе путем создания пулов), а также оставляя часть ответственности на риске страхователя.
Итак, наличие достаточного собственного капитала, или, что то же самое, свободных резервов, является дополнительной мерой, предназначенной для обеспечения способности страховщика отвечать по своим обязательствам.
Формирование только страховых («технических”) резервов не обеспечивает полностью финансовую устойчивость страховщика по следующим причинам:
технические резервы могут оказаться недостаточными как в силу субъективных причин (недостаточная квалификация персонала, слабая информационная база, издержки в организации учета, умышленное их занижение в целях максимизации прибыли), так и по объективным обстоятельствам (возрастание убыточности, общее ухудшение ситуации на страховом рынке, и т.д.);
возможна неадекватность тарифных ставок принимаемым обязательствам. Причины здесь те же, что и при недостатке страховых резервов. Кроме того, не секрет, что большинство страховщиков устанавливают тарифные ставки исходя из их среднего уровня, сложившегося на рынке, что таит в себе значительные опасности. Например, представим себе ситуацию, что две компании начинают работу по страхованию автомобилей, применяя тарифную ставку в размере 5%, которая является средней для данного региона по этому виду страхования. Однако первая компания при приеме автомобилей на страхование проводит тщательный отбор рисков (не заключает договоры с водителями, имеющими небольшой стаж вождения или часто попадающими в аварии, проверяет состояние транспортного средства, условия его хранения и эксплуатации и т.п.), вторая страхует все подряд. Естественно, что вторая компания через некоторое время ощутит нехватку страховых резервов, однако до тех пор, пока она сможет сделать правильный вывод по данным собственной статистики, пройдет достаточно длительный срок;
реальная величина страховых резервов может оказаться гораздо ниже той, что показана в балансе, за счет снижения стоимости активов, покрывающих страховые резервы;
у страховщика может возникнуть потребность в расширении спектра своих операций. Возникающие при этом обязательства в первое время не могут быть покрыты за счет страховых резервов, в связи с чем их функцию в это время выполняют свободные резервы.
Таким образом, у страховщика помимо страховых резервов должна быть еще одна гарантия надежности, которая может быть обеспечена наличием определенного уровня активов, свободных от обязательств, т.е. страховые компании должны обеспечивать превышение активов над обязательствами.
При этом, безусловно, особого внимания заслуживает проблема ликвидности свободных активов. Как известно, сегодня требования страхового законодательства регулируют деятельность страховщиков только в части активов, покрывающих страховые резервы. Что касается уставного капитала, резервного фонда и других свободных резервов страховщиков, то в отношении них каких-либо предписаний не существует. Между тем, поскольку этим средствам придается особое значение как дополнительной гарантии обеспечения финансовой устойчивости страховщиков, проблема регулирования их размещения является весьма важной. В сегодняшних условиях, по мнению автора, страховщикам следует рекомендовать размещать свободные резервы, ориентируясь при этом на правила, установленные в отношении страховых резервов. Однако в ближайшее время, на наш взгляд, необходимо внести изменения в действующее законодательство, которые определили бы, во-первых, какая часть уставного капитала вновь созданной страховой компании в обязательном порядке должна быть внесена денежными средствами (в зарубежной практике, как правило, не менее 50%), во-вторых, методику оценки реальной стоимости имущества, вносимого в качестве вклада в уставный капитал, и в, в-третьих, механизм регулирования размещения активов, покрывающих свободные резервы действующих страховщиков.
По мнению автора, укреплению финансовой устойчивости страховщиков способствовало бы и уточнение действующего налогового законодательства. Как отмечалось выше, одним из источников увеличения уставного капитала страховщика и, следовательно, его свободных резервов, является полученная им прибыль. Но дело в том, что по действующему законодательству прибыль может быть направлена на пополнение уставного капитала, во-первых, только после уплаты налога (с 1 января 1994 г. предельная ставка налога на прибыль страховщиков установлена в максимальном для хозяйствующих субъектов размере — 43%) и, во-вторых, после уплаты акционерами налога с полученных ими дивидендов, которые они предполагают направить на пополнение уставного капитала. Думается, эта норма законодательства нуждается в уточнении. В случае если финансовое положение страховщика находится под угрозой (т.е. если не соблюдается нормативный размер превышения активов страховщика над его обязательствами), часть прибыли, направляемая им на увеличение собственного капитала (свободных резервов) до нормативного размера, должна исключаться из налогооблагаемой величины.
В.А. СУХОВ

Вся пресса за 4 мая 1995 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Инструменты, Учет и отчетность, Страховое право, Компании и капиталы, Регулирование

В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте

Страховой рынок – это особая социально-экономическая среда, определенная сфера экономических отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируются спрос и предложение на нее. Объективная основа развития страхового рынка – необходимость обеспечения бесперебойности воспроизводственного процесса путем оказания денежной помощи пострадавшим в случае непредвиденных неблагоприятных обстоятельств. Страховой рынок можно рассматривать также как форму организации денежных отношений по формированию и распределению страхового фонда для обеспечения страховой защиты общества; совокупность страховых организаций (страховщиков), которые принимают участие в оказании соответствующих услуг. Обязательным условием существования страхового рынка является, с одной стороны, наличие общественной потребности в страховых услугах и, с другой стороны, наличие страховщиков, способных удовлетворить эту потребность. Таким образом, страховые компании превращаются в полноправных субъектов хозяйственной жизни.

Страховой рынок характеризуется как сложная многофакторная динамическая система, состоящая из постоянно взаимодействующих и взаимозависящих экономических элементов, отдельных групп участников и субъектов рынка. К составным частям, взаимодействующим в рыночной системе страховых услуг относятся: страховые продукты, совокупность тарифов и премий, инфраструктура страховщиков, спрос клиентуры, уровень доходности страховых операций и др.

Рынок – система незамкнутая, поскольку окружающий его мировой страховой рынок практически неограничен. Рыночная система может быть изображена в виде восходящей спирали постепенно увеличивающегося радиуса, каждый виток которой представляет собой соответствующий уровень ее воздействия на непосредственного потребителя страховых услуг.

Первичным звеном страхового рынка выступают страховые общества или страховые компании: именно здесь осуществляется процесс формирования и использования страхового фонда, формируются одни и появляются другие экономические отношения, переплетаются личные, групповые, коллективные интересы. Страховая компания – это исторически определенная общественная форма функционирования страхового фонда, представляющая собой обособленную структуру, осуществляющую заключение договоров страхования и их обслуживание. Страховой компании свойственны технико- организационное единство и обособленность. Экономическая обособленность страховой компании заключается в полной обособленности ее ресурсов, их самостоятельном полном обороте. Страховая компания функционирует в экономической системе в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта и «встроена» в определенную систему произведенных отношений. Экономически обособленные страховые компании строят свои отношения с другими страховщиками на основе перестрахования и сострахования.

Рыночная экономика основывается на свободе выбора граждан. В принципе каждый может решить сам, как ему поступить. Человек может свободно тратить свои доходы и самостоятельно решать, какую их часть направить на потребление, а какую – на накопление. Кроме того, человеку предоставляется свобода заключения соглашений с другими людьми. Все это учитывает страховой рынок, предлагая широкий набор страховых услуг. Свободная игра спроса и предложения в условиях рыночной экономики стимулирует появление таких страховых услуг, которые необходимы потенциальному страхователю. Свобода ценообразования, выраженная в тарифных ставках на страховые услуги, создает условия для конкуренции между страховщиками.

Свою регулирующую функцию страховой рынок выполняет только при условии существования экономической конкуренции. Однако сама по себе конкуренция не обеспечивает успехов на страховом рынке. Эти успехи в значительной степени зависят от страховщика, который побуждает сотрудников страхового общества к постоянному поиску новых потенциальных клиентов, совершенствованию форм и методов страхового обслуживания.

Страховой рынок формируется в ходе становления товарного хозяйства и является его неотъемлемым и важным элементом. Условием возникновения того и другого служат общественное разделение труда и существование различных собственников – обособленных товаропроизводителей. Реальное соотношение данных условий определяет степень развития рыночных отношений. Страховой рынок предполагает самостоятельность субъектов рыночных отношений, их равноправное партнерство по поводу купли-продажи страховой услуги, развитую систему горизонтальных и вертикальных связей.

Элементом государственного регулирования страховой деятельности является предотвращение сговора, соглашения, а также действий страховых компаний по разделу рынка с целью ограничения конкуренции, исключения или ограничения доступа на рынок других участников. Считается недопустимым использование средств и методов недобросовестной конкуренции: искусственного повышения или понижения тарифов, попытки ввести страхователя в заблуждение в результате необъективного информирования об условиях данного вида страхования и др.

Структура страхового рынка может быть охарактеризована в институциональном и территориальном аспектах. В институциональном аспекте она представлена акционерными, корпоративными, взаимными и государственными страховыми компаниями. В территориальном аспекте можно выделить местный (региональный) страховой рынок, национальный (внутренний) и мировой (внешний) страховые рынки.

Региональный страховой рынок объединяет страховые организации отдельных регионов страны, связанных между собой тесными интеграционными связями. Так, в США крупнейшим региональным рынком является Североамериканский страховой рынок, в Российской Федерации – страховой рынок Центрального федерального округа.

Национальный страховой рынок – это сфера деятельности страховых организаций в отдельной стране. Наиболее крупные национальные страховые рынки сложились в Великобритании, ФРГ и Японии.

В настоящее время деятельность иностранцев на страховом рынке России серьезно ограничена. Так, компаниям с долей участия иностранного капитала более 49% запрещен доступ к программам обязательных видов страхования и долгосрочного страхования жизни, т.е. к основному сегменту рынка. Однако российский рынок очень привлекателен для иностранных компаний, так как он имеет большой потенциал в течение следующих 5–10 лет, и этот рынок интересен, даже несмотря на то, что на нем действуют ограничения, позволяющие иностранным инвесторам быть лишь миноритарными акционерами в страховых компаниях. Большинство российских страховых компаний сегодня не может конкурировать с иностранными страховщиками по двум причинам: во-первых, из-за нехватки инвестиций, необходимых для динамичного развития страхового бизнеса, и во-вторых, вследствие недостаточного использования российскими страховщиками современных технологий веления бизнеса. Заметим, что если бы иностранные компании захотели (и имели такую возможность) прийти на российский рынок, они бы просто «раздавили» его, ведь резервы всего лишь одной из крупнейших страховых компаний Великобритании в несколько раз превышают годовой бюджет России.

Международный страховой рынок – это совокупность национальных региональных рынков страхования. В узком смысле слова в качестве международного рынка выступают локальные страховые рынки, характеризующиеся высоким удельным весом международных страховых корпораций (Нью-Йорк, Лондон, Цюрих). Развитие рыночных отношений уничтожает территориальные преграды на пути общественно-экономического прогресса, усиливает интеграционные процессы, ведет к включению национальных страховых рынков в мировой рынок страховых услуг. Примером такой интеграции может служить создание общеевропейского страхового рынка стран – членов ЕС.

В зависимости от масштабов спроса и предложения на страховые услуги можно выделить внутренний, внешний и международный страховые рынки. Внутренний страховой рынок – это местный рынок, в котором имеется непосредственный спрос на страховые услуги, тяготеющий к удовлетворению этого спроса конкретными страховщиками. Внешним страховым рынком называют рынок, находящийся за пределами внутреннего рынка и тяготеющий к удовлетворению спроса на страховые услуги смежными страховыми компаниям как в данном регионе, так и за его пределами. Под мировым страховым рынком следует понимать предложение и спрос на страховые услуги в масштабах мирового хозяйства.

По отраслевому признаку выделяют рынок личного страхования, имущественного страхования, страхования ответственности и страхования экономических рисков. В свою очередь, каждый из этих рынков можно разделить на обособленные сегменты, например рынок страхования от несчастных случаев, рынок страхования домашнего имущества и т.д.

Участниками страхового рынка выступают продавцы, покупатели и посредники, а также их ассоциации. Категорию продавцов составляют страховые и перестраховочные компании. В качестве покупателей выступают страхователи – физические и юридические лица, решившие оформить договор страхования с тем или иным продавцом. Посредниками между продавцами и покупателями являются страховые агенты и страховые брокеры, своими усилиями содействующие заключению договора страхования. Схематично система организации страхового рынка с соответствующими подсистемами (сегментами рынка страховых услуг) представлена на рис. 5.1.

Специфический товар, предлагаемый на страховом рынке, – страховая услуга. Она может быть представлена физическому или юридическому лицу на основе договора (в добровольном страховании) или закона (в обязательном страховании). В тех случаях, когда предоставление страховой защиты необходимо с позиций общественных интересов, страхование носит обязательный характер. Акт купли-продажи страховой услуги оформляется заключением договора страхования, в подтверждение чего страхователю выдается страховое свидетельство (полис). Перечень видов страхования, которыми может воспользоваться страхователь, представляет собой ассортимент страхового рынка.

В самом характере современных страховых услуг произошли существенные изменения, вызванные так называемым технологическим взрывом, широким внедрением электроники и автоматики в страховую сферу. В настоящее время в мировой практике страхования усилились две

Рис. 5.1. Схема организации страхового рынка:

А – прямое страхование без участия страхового посредника; Б – прямое страхование, опосредованное участием страхового посредника; В – перестрахование; Г – сострахование.

тенденции: специализация и универсализация деятельности страховщиков. Первая непосредственно связана с углубляющимся общественным разделением труда: соответствующий процесс становится объективно необходимым и в страховом деле. Однако в последние годы наряду со специализацией страховщиков усиливаются тенденции к универсализации их деятельности: традиционно занимавшиеся в большей степени теми или иными видами страхования страховщики вторгаются в смежные виды деятельности, например, приобретают биржевые маклерские фирмы, предприятия розничной торговли, гостиницы и т.д.

Новая роль страховых компаний заключается в том, что они все больше выполняют функции специализированных кредитных институтов – занимаются кредитованием определенных сфер и отраслей хозяйственной деятельности. Страховые компании занимают ведущие после коммерческих банков позиции по величине активов и по возможности использования их в качестве ссудного капитала. Характер аккумулируемых ими ресурсов позволяет использовать их для долгосрочных производственных капиталовложений через рынок ценных бумаг. Такими возможностями банки, опирающиеся на сравнительно краткосрочно привлекаемые средства, не располагают. Поэтому страховые компании должны занять главенствующее положение на рынке капиталов. Приток денежных средств в виде страховых премий и доходов от активных операций, как правило, намного превышает сумму ежегодных выплат держателям полисов. Это позволяет страховым компаниям из года в год увеличивать инвестиции в высокодоходные долгосрочные ценные бумаги с фиксированными сроками погашения, главным образом в облигации промышленных корпораций, государственные облигации и закладные под недвижимость.

Государство может прямо участвовать в рыночных отношениях как страховщик через государственные страховые организации и оказывать все возрастающее воздействие на функционирование страхового рынка различными правовыми установлениями. В развитых странах страховой рынок является объектом сознательного государственного регулирования. Аналогичное государственное регулирование широко используется в практике функционирования страхового рынка нашей страны. Таким образом, участниками страхового рынка выступают продавцы, покупатели, посредники, их ассоциации, а также государство в лице Росстрахнадзора (рис. 5.2).

Рис. 5.2. Структура участников страхового рынка России (сост. Η. П. Сахирова)

Зарубежный опыт свидетельствует, что страховому рынку присущи мощные стимулы саморазвития, инициатива и предприимчивость, более полное удовлетворение запросов страхователей. Государственное регулирование страховой деятельности дополняет рыночный механизм страхования, усиливая его положительные стороны. При этом механизм государственного регулирования страховой деятельности переплетается с рыночным механизмом страхования.

С момента вступления в силу закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 40 от 25.04.2002 года изменения в сферу автострахования вносились около 30-ти раз. Поправки и нововведения касались как полиса, так и системы страхования в целом. В последней редакции от 2017 г. денежная компенсация была заменена ремонтом авто, введены электронные полисы.

На сегодня страхование гражданской ответственности собственников авто является примером сложного социального механизма, который находится в стадии совершенствования. Поскольку альтернатив полису ОСАГО немного, то всех автовладельцев интересуют перспективы реформирования системы в ближайшие годы.

Стоимость автостраховки

Самый значимый для автолюбителей факт и болезненный вопрос страховых компаний – тарифы на автогражданку. Их поднимали в 2015 г., однако страховщики уверены, что назрела необходимость в новом пересмотре. Министерство финансов изучает проект закона, в котором образование тарифов будет полностью переформатировано. Сегодня стоимость страховки зависит от технических характеристик транспортного средства. В планах – привязывать стоимость полиса только к конкретному водителю (собственнику авто). Например, при расчете «бонус-малус» будут учитываться ДТП не с участием машины, а с участием водителя.

Страховые компании не поддерживают данный проект. Их возражения базируются на спорности самой идеи, многочисленности застрахованных граждан (40 млн.), которым сложно будет привыкнуть к новому ценообразованию.

Российский союз автостраховщиков направил Центробанку предложение, в соответствии с которым в некоторых регионах России коэффициенты должны вырасти. По мнению главы РСА повышение может принести до 20-ти млн. руб., которые пойдут на покрытие дефицита бюджета страховых фирм.

И.Ю. Юргенс, глава Всероссийского союза страховщиков, утверждает, что состояние страхового рынка угрожающее. Выдержать нагрузку страховщики смогут до конца 2018 г. Если Центробанк будет настаивать на удержании тарифов, то в 2019 г. ряд компаний обанкротится и сдаст лицензии. Замена выплат ремонтом – это лишь малая мера, которая позволяет бороться с мошенниками, но не решает проблему дефицита финансирования. Изменения 2017 г. обусловили удорожание средней компенсации за ремонт на 13% из-за требования устанавливать на машины новые детали, ремонтировать новые авто на гарантии только в дилерских автосервисах.

Заместитель главы Центробанка С. Швецов воздерживается от конкретных прогнозов, однако отмечает, что потребители страхового продукта почувствуют преимущества последних нововведений по ОСАГО только в следующем году, когда механизм взаимодействия автосервисов и страховых компаний будет отлажен. Что касается повышения тарифов, то в Центробанке обсуждается возможность персонифицировать ценообразование. Например, автовладелец, имея солидный водительский стаж без ДТП, сможет сэкономить на стоимости полиса. По словам Швецова, корректировки не затронут среднюю цену на тариф.

В Центральном банке утверждают, что по результатам проведенных исследований, рынок автострахования является самым перспективным, а полис ОСАГО – продукт высококонкурентный. Это обусловлено отсутствием монополистов, большим числом компаний и электронным доступом к оформлению полиса. Как следствие – каждый гражданин из любой точки России может приобрести страховку у понравившейся компании.

По данным Аналитического кредитного рейтингового агентства (Прогноз рынка страховок на период 2017-2021 гг.) рост тарифов в системе ОСАГО в следующем году маловероятен из-за близости президентских выборов.

Защита страхового полиса от подделки

С начала следующего 2018 года по распоряжению Центробанка страхователям будут выдавать полисы на новых бланках с более серьезной защитой. Кроме дополнительных мер против подделок бланку будет присвоен QR-код, дающий возможность в онлайн-режиме просмотреть электронную версию страхового договора.

Проблема поддельных полисов возникла несколько лет назад. Чтобы снизить количество фальсификата, были выпущены бланки с металлизированной нитью, сложной окраской и водяными знаками. Однако этих мер оказалось недостаточно – страховые агенты стали заявлять о пропаже бумаг, а рынок наводнили поддельные договоры на официальных бланках. В 2018 г. на полисе поместят информацию о влиянии коэффициентов на страховые взносы, о договорах по автостраховке, которые гражданин заключал ранее.

Страховщики новую систему защиты бланков оценивают скептически, поскольку считают, что код можно подделать, как и ресурс, на который он будет указывать.

Среди основных изменений в сфере ОСАГО на 2018-2019 гг. предусмотрены:

  • увеличение (поэтапное) стоимости полиса;
  • продление страховки (с года до трех лет), однако страховые компании пока против такого нововведения;
  • возможность выбора суммы страхового покрытия: разрабатывается 3 варианта (2 млн., 1 млн., 400 тыс. за материальные убытки и 500 тыс. за ущерб здоровью);
  • ориентир на водителя, а не на транспортное средство (не будет учитываться мощность двигателя, зато для нарушителей цена полиса возрастет);
  • тариф будет регулироваться страховщиком в пределах, установленных Центробанком (ориентировочно «коридор» колебания стоимости составит 30%).

Перспективы изменений в автостраховании рассматриваются на уровне Министерства финансов, Центробанка России и Всероссийского союза страховщиков. Подорожание страховки отложено благодаря последним поправкам, которые позволяют уменьшить убытки страховых компаний из-за автоюристов. Однако значительное увеличение тарифов ожидается в скором времени. Центробанк снова предпринял попытки защитить бланки полисов от подделки, используя QR-код. Полисы с новой защитой начнут выдавать в следующем году.

Советуем почитать: Поправки и изменения закона по ОСАГО в 2017 году 0/5 (0 голосов)

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх