Реализация услуг

Определение места реализации товаров, работ или услуг для целей исчисления НДС

Правильное определение места реализации товаров и оказания услуг важно как для иностранной, так и для российской организации. По сути, определение места реализации сводится к ответу на вопрос: признается ли местом реализации Российская Федерация, т. е. облагаются ли полученная выручка налогом на добавленную стоимость по законодательству России, и если да, то возникают ли у одной из сторон функции налогового агента.

Объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров, (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Таким образом, если реализация осуществлена на территории иностранного государства, объекта обложения НДС по законодательству России не возникает. Однако это не означает, что налога на добавленную стоимость можно избежать. Если Российская организация реализовала товар, работу или услугу на территории государства, в котором есть такой налог, как налог на добавленную стоимость, ей придется заплатить этот налог по закону этой страны и по ставке этой страны.

Если по контракту поставщиком товаров, работ или услуг является иностранный контрагент, то он же будет являться и налогоплательщиком. Но данная ситуация также не может быть безразлична российской организации. Если иностранец является налогоплательщиком по законодательству России и не состоит на учете в российских налоговых органах, то российская организация является налоговым агентом, т. е. именно российская организация должна будете рассчитать, удержать и уплатить НДС за иностранную компанию в российский бюджет. Причем предприятия, находящиеся на упрощенной системе налогообложения и на уплате единого налога на вмененный доход, а также организации, освобожденные от обязанностей налогоплательщика по ст. 145 НК РФ, не освобождаются от обязанностей налогового агента.

В соответствии со ст. 146 НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Статья 11 НК РФ устанавливает, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. Налоговый кодекс РФ не определяет значение термина «территория Российской Федерации», поэтому, следует обратиться к иным отраслям права. Так, статья 67 Конституции РФ указывает, что территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. При этом территориальным морем признается примыкающий к. сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий.

Место реализации товаров

Согласно ст. 147 НК РФ местом реализации товаров признается территория Российской Федерации при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:

  • товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется;
  • товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.

Другими словами, не имеет значения, кто покупатель и кто продавец товара, какая из сторон осуществляет доставку товара, важна принадлежность территории, с которой отгружается товар. Поэтому, если иностранная компания со склада, расположенного вне территории Российской Федерации, отгружает для российской компании товар, местом реализации товара для целей уплаты НДС признается иностранное государство.

В то же время, если одна иностранная компания через свое постоянное представительство со склада в Москве реализует товар представительству другой иностранной компании, расположенной в Екатеринбурге, местом такой реализации признается Российская Федерация (несмотря на то, что покупатель и продавец иностранные компании).

Место реализации работ, услуг

При определении места реализации работ, услуг необходимо руководствоваться ст. 148 НК РФ, в которой критерии определения места реализации работ, услуг условно можно разделить на четыре группы:

  • по месту нахождения имущества, с которым связаны работы, услуги;
  • по месту фактического оказания услуг;
  • по месту деятельности покупателя услуг;
  • по месту деятельности исполнителя работ, услуг.

Местом деятельности организации (покупателя или исполнителя) считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, места нахождения постоянного представительства в Российской Федерации (если работы выполнены, услуги оказаны через это постоянное представительство) (п. 2 ст. 148 НК РФ).

Согласно НК РФ при определении места реализации работ, услуг, главным является место деятельности организации, выполняющей работы, оказывающей услуги. Кроме того, если работы или услуги носят вспомогательный характер, то место их реализации определяется по месту реализации основных работ и услуг (п. 3 ст. 148 НК РФ).

Из этих общих правил есть исключения, которые приведены в подп. 1 -4 п. 1 ст. 148 НК РФ и отражены в таблице.

Следует учитывать, что Гражданский кодекс РФ относит к недвижимым вещам земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Движимым имуществом признаются вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

Основными вопросами, которые необходимо решить на практике при определении места реализации работ или услуг, являются следующие:

• необходимо убедиться, что оказываемый вид деятельности не относится к перечисленным в подп. 1-4 п. 1 ст. 148 НК РФ;

• в случае если оказываемая услуга или выполняемая работа поименована в одном из специальных правил, перечисленных в п. 1-4 ст. 148 НК, определить место ее реализации в соответствии с данным специальным правилом; в противном случае правильно определить место деятельности налогоплательщика, который выполняет работы (оказывает услуги).

Согласно п. 4 ст. 148 НК РФ документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг) являются:

• контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;

• документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг):

— акт о выполнении работ, оказании услуг;

— акт передачи в аренду (лизинг) имущества;

— сертификат, диплом и т.п. при оказании образовательных услуг;

— экземпляры печатных изданий с образцами размещенной рекламы и др.

Исполнение обязанностей налогового агента по налогу на добавленную стоимость

В соответствии с п. 2 ст. 161 НК РФ налоговые агенты обязаны самостоятельно определить налоговую базу, исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС независимо от того, исполняют ли они обязанности плательщика НДС. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно при совершении каждой такой операции. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 24 НК РФ).

Помимо общих мер ответственности, которые распространяются не только на налогоплательщиков, но и на налоговых агентов, например, за непредставление документов (ст. 126 НК РФ), в НК РФ есть специальная статья, посвященная ответственности налогового агента (ст. 123 «Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов»). Согласно этой статье неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащих удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

Если в контракте указана только сумма контракта и нет никакого упоминания об НДС, то в соответствии с п. 4 ст. 164 НК РФ исчисление налога производится по формуле

НДС = Сумма контракта х 18/118.

Однако на практике встречается и другой вариант. В контракте указывается сумма контракта с формулировкой «без учета НДС». Если операции по такому контракту не подлежат в Российской Федерации обложению НДС, то проблем не возникает. Если же операции по данному контракту подлежат обложению НДС в Российской Федерации, то в контракте отражается сумма реализации без учета НДС, т. е. отсутствует налоговая база для исчисления НДС. Формула для определения суммы налога следующая:

НДС = Сумма контракта х 18%.

Налоговый агент должен перечислить удержанную у иностранной организации сумму НДС по месту своего нахождения (п. 3 ст. 174 НК РФ).

Особые сроки для перечисления удержанного НДС в бюджет установлены НК РФ только для случаев приобретения у нерезидента РФ работ или услуг. Тогда перечисление налога в бюджет производится одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранному лицу. Кроме того, банки обязаны не принимать к исполнению платежные поручения по перечислению дохода нерезиденту без платежного поручения на перечисление НДС с этих доходов в бюджет.

При покупке налоговым агентом товара, местом реализации которого признается РФ, удержанный НДС у иностранного контрагента нужно перечислить в бюджет в сроки, установленные для уплаты НДС налогоплательщиками, — не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором осуществлена сделка (п. 1 ст. 174 НК РФ, Письмо УФНЕ по г. Москве от 12 апреля 2007 г. № 19-11 /033709).

Условия для принятия у налогового агента уплаченных сумм НДС к вычету

Принятие налоговым агентом к вычету сумм НДС, удержанных им у иностранного поставщика, может считаться правомерным при обязательном соблюдении трех условий:

  • вышеуказанные суммы НДС фактически перечислены в бюджет;
  • стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) включается в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;
  • данные товары (работы, услуги) приняты организацией к учету (товары получены, работы и услуги приняты по акту или другим надлежащим образом).

Особенности заполнения декларации по НДС налоговым агентом.

Согласно п. 5 ст. 174 НК РФ, налоговые агенты представляют в налоговые органы по месту своего учета декларацию по НДС не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налоговым агентом, указывается им в разделе 2 Налоговой декларации «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента». Данный раздел заполняется налоговым агентом отдельно по каждому иностранному лицу, не состоящему на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика.

Сумма НДС, подлежащая вычету покупателем — налоговым агентом, отражается по строке 310 раздела 3 Налоговой декларации по НДС.

Если налоговый агент в налоговом периоде осуществляет исключительно операции, предусмотренные ст. 161 НК РФ, или он освобожден от обязанностей плательщика НДС, им заполняются только титульный лист и разделы 1 и 2 декларации. При этом в случае отсутствия показателей для заполнения раздела 1 декларации в строках указанного раздела ставятся прочерки.

1. Наименование юридического лица включает в себя две основных составляющих: указание на организационно-правовую форму организации и собственно ее наименование. Отсутствие указания на организационно-правовую форму юридического лица является основанием для отказа в его государственной регистрации. Наименование юридического лица должно быть индивидуальным, неповторимым, позволяющим безошибочно определить юридическое лицо, к которому оно относится. Наименование юридического лица не рассматривается в качестве объекта интеллектуальной собственности, в связи с чем не получает достаточной защиты как со стороны закона, так и со стороны органов судебной власти.

Одним из обязательных требований к наименованию юридического лица, которое зачастую не соблюдается на практике, является указание на характер деятельности данного субъекта. Указанный факт позволит определить круг потенциальных клиентов и сферу деятельности на рынке аналогичных товаров, работ или услуг. Указание на вид деятельности отражается только при наличии специального указания закона, например, в отношении аудиторских фирм. Все прочие юридические лица данное требование не соблюдают.

Принципиальное значение имеет нормативное закрепление в комментируемой статье порядка использования в наименовании юридического лица официальных наименований, а также указаний на органы государственной власти. На практике подобные указания нередко используются юридическими лицами с нарушением действующего законодательства, способствуя тем самым введению контрагентов в заблуждение, ведь указание на органы государственной власти свидетельствует о связи юридического лица с государством.

При определении наименования юридического лица запрещено использование наименования «Россия» или производных от него, а также указание наименований органов государственной власти. Указание на принадлежность субъекта государству или взаимосвязь его с органом власти допускается лишь на основании специального разрешения, выдаваемого уполномоченным субъектом. Указание «РФ (Россия)» допускается лишь при соблюдении субъектом следующих условий:

— организация осуществляет деятельность в более чем половине субъектов РФ, например, имеет филиалы и представительства;

— организация является крупнейшим налогоплательщиком;

— организация включена в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%, либо занимает доминирующее положение на рынке;

— более 25% акций (уставного капитала) организации находятся в собственности РФ.

Порядок использования наименования субъекта РФ или его органов власти осуществляется в соответствии с региональными нормативными актами.

2. В уставе юридического лица подлежит определению юридический адрес организации. Сведения о фактическом адресе вносятся в ЕГРЮЛ по решению учредителей данной организации. Юридический адрес организации должен отражать наименование населенного пункта на территории РФ. В настоящее время юридический адрес организации определяется применительно к наименованию населенного пункта (муниципального образования) на территории РФ. С одной стороны, указанная новелла способствует упорядочению юридических лиц. С другой стороны, определение юридического адреса применительно к населенному пункту затрудняет поиск организации и взаимодействие с ней. В связи с этим требуется детализация такого адреса применительно к улице, дому и помещению, в котором располагается исполнительный или иной орган юридического лица. В полной мере данное положение может быть реализовано лишь в отношении сельских населенных пунктов, которые в своем территориальном устройстве могут не предусматривать разделения на улицы и т.п. Применительно к крупным населенным пунктам такая детализация является необходимой и обоснованной. Юридический адрес рассматривается как тождество почтового адреса организации.

Юридический адрес организации определяется по месту нахождения единоличного исполнительного органа данного субъекта. Следует разграничивать статус единоличного исполнительного органа как физического лица или должностного лица организации. Осуществляя руководство деятельностью юридического лица, руководитель должен иметь офисное помещение, которое и выступает в качестве юридического адреса.

При наличии информации, свидетельствующей о невозможности связи с юридическим лицом по адресу из ЕГРЮЛ, налоговые инспекторы могут обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этой компании, но только в случае непредставления этих данных компанией в разумный срок (после направления ей уведомления о необходимости указания достоверных сведений о ее адресе). Признаками отсутствия организации по юридическому адресу могут быть: факт отсутствия по этому адресу ее представителей, возврат корреспонденции с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п. Уведомление о необходимости представления достоверных сведений может направляться по адресу учредителей организации и лица, действующего от имени организации без доверенности.

Принципиальное значение имеет введение меры ответственности организации за неполучение корреспонденции в случае ее отсутствия по указанному в ЕГРЮЛ юридическому адресу. Закрепленные в п. 3 комментируемой статьи положения выработаны практикой деятельности судебных органов, нередко сталкивающихся с ситуацией, в которой невозможно установить фактическое местонахождение юридического лица и его органов при их отсутствии по юридическому адресу. Судебные процессы в подобных ситуациях затягивались на неопределенное время, что нарушало права и законные интересы истцов и третьих лиц (см. ниже ссылки на судебную практику). Нормативное закрепление презумпции получения корреспонденции, направленной по юридическому адресу организации, позволяет надлежащим образом обеспечить права и законные интересы всех заинтересованных субъектов.

+Читать далее…

Сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, должны соответствовать аналогичной информации, отраженной в его учредительных документах. В случае выявления несоответствия в ЕГРЮЛ должны быть внесены соответствующие изменения, т.е. устав имеет приоритетное значение в части определения сведений об организации.

3. Судебная практика:

— Постановление Президиума ВАС РФ от 17.09.2013 N 5793/13 по делу N а40-53262/2012;

— Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61;

— Постановление ФАС Уральского округа от 04.06.2009 N Ф09-3621/09-С6;

— Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.10.2008 N А82-1965/2008-20;

— Постановление ФАС Московского округа от 04.08.2008 N КГ-А41/5629-08;

— Постановление ФАС Уральского округа от 14.05.2008 N Ф09-3443/08-С4;

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.03.2006 N А33-16824/2005-Ф02-1275/06-С1;

— Постановление ФАС Московского округа от 04.06.2001 N КА-А40/2693-01.

Мам и пап смущает надпись «»услуга оказана

— Вернемся к наболевшему — о пособиях на детей с 3 до 7 лет. На госуслугах висит статус «услуга оказана, что это значит ? Положительное или отрицательное решение. До соцзащиты Бердска просто нереально дозвониться с самого утра. Такое ощущение, что трубка просто снята. Огромная просьба — проясните ситуацию, может вам сотрудники соцзащиты дадут пояснения. Какое-то издевательство над людьми, — написала в рубрику «Сообщи свои новости» «Курьер. Среда. Бердск» Анюта вчера, 16 июня.

Сегодня, 17 июня, редакции так и не удалось связаться с директором Центра социальной поддержки населения Бердска или его специалистами. Телефонные номера специалистов не отвечали, а директора не оказалось на рабочем месте.

На вопрос жителей Бердска ответила специалист отдела пособий и социальных выплат Искитимского района.

— Это проблема для всех. На портале Госуслуг немного не точна формулировка фразы «услуга оказана». Это значит, что мы увидели заявление, сделали все необходимые запросы на каждого члена семьи во многие ведомства — МВД, налоговую службу, пенсионную службу, фонд социального страхования, чтобы уточнить все данные и реквизиты, которые человек указал в заявлении. После этого мы ждем ответы из всех инстанций в рамках электронного межведомственного взаимодействия, — рассказали «Курьер. Среда. Бердск» в соцзащите Искитимского района сегодня, 17 июня.

Специалист отметила, что ответы на запросы приходят не сразу. Но как только они поступают, специалисты принимают решение — отказать в пособии или назначить его. Эта информация должна быть отображена на портале Госуслуг.

— Деньги выплачиваем сразу же. Они есть. Отправляем платежные поручения два раза в неделю. Если пособие назначено, то подождать нужно 2-4 дня. Пособие оплачено даже меньше 50% всех получателей, даже тех, кому назначено новое пособие в беззаявительном характере. До конца июня нужно подождать, — резюмировали в отделе пособий и выплат Искитимского района.

Стоит отметить, что пособие в 6 018 рублей на ребенка с 3 до 7 лет семья будет получать ежемесячно один год. Как обновлять данные в заявлении на следующий год — пока неизвестно.

Важно, что фиксированной даты выплаты пособия не существуют. Но как отмечают специалисты Искитимского района, если деньги поступают на счет учреждения, то, как правило, выплата осуществляется в первых числах каждого месяца.

Напомним, на территории Новосибирской области принят Закон Новосибирской области от 31.03.2020 № 471-ОЗ «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О социальной поддержке граждан, имеющих детей», предусматривающий предоставление ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно. Ежемесячная выплата предоставляется семьям, в которых размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Новосибирской области за второй квартал 2019 года — 11 738,00 руб. Размер ежемесячной выплаты в 2020 году составит 6 018,5 руб.

Постановлением Правительства Новосибирской области от 20.04.2020 № 128-п утвержден Порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно, которым предусмотрено осуществление ежемесячной выплаты со дня достижения ребенком возраста трех лет, но не ранее 1 января 2020 года, до достижения ребенком возраста восьми лет. Ежемесячная выплата назначается на срок 12 месяцев со дня обращения за ее назначением.

Ежемесячная выплата предоставляется в 2020 году – за прошедший период начиная со дня достижения ребенком возраста трех лет, если обращение за ней последовало не позднее 31 декабря 2020 года.

При реализации товаров (работ, услуг) НДС нужно платить, только если реализация произошла на территории России. При реализации товаров (работ, услуг) за пределами России (на территории иностранного государства) налог не платите. Это следует из подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ.

Правила определения места реализации приведены в статьях 147 и 148 Налогового кодекса РФ. В законодательстве установлен различный порядок определения места реализации товаров и места реализации работ (услуг).

Реализация товаров

По общему правилу товары считаются реализованными в России, если выполнено хотя бы одно из условий:

  • товар находится в России (на территориях под ее юрисдикцией) и при реализации не перемещается (подп. 1 п. 1 ст. 147 НК РФ);
  • в момент отгрузки и транспортировки товар находится в России (на территориях под ее юрисдикцией) (подп. 2 п. 1 ст. 147 НК РФ).

Исключением из этого правила является определение места реализации углеводородного сырья, добытого на морских месторождениях. Углеводородное сырье, а также продукты его передела (например, стабильный конденсат, сжиженный природный газ) считаются реализованными в России, если выполнено хотя бы одно из следующих условий:

  • товар находится либо на континентальном шельфе России, либо в исключительной экономической зоне России, либо в российской части дна Каспийского моря и при этом не отгружается и не транспортируется (подп. 1 п. 2 ст. 147 НК РФ);
  • товар в момент начала отгрузки и транспортировки находится либо на континентальном шельфе России, либо в исключительной экономической зоне России, либо в российской части дна Каспийского моря (подп. 2 п. 2 ст. 147 НК РФ).

Ситуация: как установить момент отгрузки товаров при определении места их реализации для расчета НДС?

Момент отгрузки товаров устанавливайте по дате, указанной в первом отгрузочном документе (в документе, подтверждающем выполнение продавцом обязанности по передаче товара). Например, по дате составления:

  • товарной накладной по форме № ТОРГ-12, утвержденной постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132;
  • товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т, утвержденной постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78, и т. д.

Такой вывод следует из статьи 458 Гражданского кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 11 июля 2013 г. № 03-07-13/1/26980, от 1 ноября 2012 г. № 03-07-11/473, от 30 августа 2012 г. № 03-07-15/1/20.

Если не выполняется ни одно из указанных условий, то НДС с реализации товаров не платите. В частности, не платите налог:

  • при продаже здания или транспортного средства, находящегося на территории иностранного государства (письмо Минфина России от 25 сентября 2012 г. № 03-07-08/278);
  • при продаже товаров, приобретенных в одном иностранном государстве и перемещаемых транзитом через Россию на территорию другого иностранного государства (письма Минфина России от 12 октября 2012 г. № 03-07-13/01-49, от 25 сентября 2012 г. № 03-07-15/125).

Пример определения места реализации товара для расчета НДС. Организация продает здание

АО «Альфа» заключило с ООО «Торговая фирма «Гермес»» договор на продажу принадлежащего ей здания, которое находится на территории Украины.

И «Альфа», и «Гермес» являются российскими организациями. Местом заключения договора на продажу здания является г. Москва.

Поскольку здание находится на территории Украины, то местом его реализации независимо от прочих условий Россия не считается. Поэтому бухгалтер «Альфы» по этой операции НДС не начислил.

Пример определения места реализации товара для расчета НДС. Организация продает товар, приобретенный в одном иностранном государстве и перемещаемый транзитом через Россию на территорию другого иностранного государства

ООО «Торговая фирма «Гермес»» приобрело в Китае товары для последующей их перепродажи в Польше. Перевозка указанного товара осуществляется транзитом через территорию России.

Так как товары в момент отгрузки находятся на территории Китая, то местом их реализации Россия не является. Поэтому бухгалтер «Гермеса» НДС по этой операции не начислил.

Установленный порядок определения места реализации товаров должны применять как российские, так и иностранные организации, реализующие товары в России.

Иностранные организации, вставшие на учет в налоговой инспекции, налог платят самостоятельно. Это следует из положений пункта 1 статьи 143, статьи 83, пункта 7 статьи 174 Налогового кодекса РФ и пункта 4 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 30 сентября 2010 г. № 117н. Если же они не состоят в России на налоговом учете, НДС за них перечисляют организации, выступающие налоговыми агентами:

  • при покупке у них товаров (работ, услуг) (п. 2 ст. 161 НК РФ);
  • при реализации в России их товаров (работ, услуг, имущественных прав) на основании агентских договоров, договоров поручения или комиссии (п. 5 ст. 161 НК РФ).

Пример определения места реализации товара для расчета НДС. Иностранная организация реализует товары в России

АО «Альфа» приобрело деревообрабатывающий станок у польской организации, которая не имеет постоянных представительств в России. Станок отгружается со склада г. Москвы, на который ранее он был ввезен польской организацией для хранения. Поскольку в начале отгрузки станок находится на территории России, данная операция облагается НДС.

Так как польская организация не состоит на учете в налоговой инспекции, то при сотрудничестве с ней «Альфа» выступает в качестве налогового агента по НДС.

В июне «Альфа» перечислила польской организации денежные средства за приобретение станка. Сумму налога бухгалтер «Альфы» перечислил в бюджет.

Ситуация: нужно ли начислять НДС при реализации товаров, которые отгружаются транзитом со склада иностранного поставщика? Российская организация приобретает товары за границей, растаможивает их и продает на внутреннем рынке. Право собственности на товары переходит к российскому покупателю на дату таможенного оформления.

Да, нужно.

В рассматриваемой ситуации российская организация совершает две операции, каждая из которых является самостоятельным объектом налогообложения.

Первая – это ввоз в Россию импортных товаров, собственником которых российская организация стала за границей (подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ). В ходе этой операции:

  • товары проходят таможенное оформление в соответствии с процедурой выпуска для внутреннего потребления (ст. 209 Таможенного кодекса Таможенного союза);

Вторая операция – это реализация товаров российскому покупателю. Такая операция облагается НДС, если товары в момент начала отгрузки и транспортировки находились на территории России (подп. 2 п. 1 ст. 147 НК РФ). Применяя эту норму, учитывайте, что в данном случае началом отгрузки (транспортировки) товаров российскому покупателю является не дата их вывоза со склада иностранного поставщика, а дата передачи, предусмотренная договором. Ведь с момента отгрузки товаров с иностранного склада и до момента таможенного оформления их собственником остается импортер. Передать эти товары покупателю импортер может только после растаможивания. То есть после того, как товары были фактически ввезены в Россию. А раз передача товаров российскому покупателю происходит на территории России, то нужно начислить НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). При этом неважно, что товары отгружаются покупателю транзитом из-за границы, минуя склад импортера, – способ доставки в данном случае значения не имеет.

Такой же порядок действует, если российская организация ввозит товары из стран – участниц Таможенного союза. Единственное отличие: поскольку таможенных границ между странами – участницами Таможенного союза нет, при ввозе товаров российский импортер платит НДС не на таможне, а через налоговую инспекцию (п. 4 ст. 72 договора о Евразийском экономическом союзе, п. 13 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе).

Реализация работ или услуг

В статье 148 Налогового кодекса РФ выделено четыре критерия определения места реализации работ (услуг):

  • по месту деятельности исполнителя работ (услуг);
  • по местонахождению имущества, с которым связаны работы (услуги);
  • по месту деятельности покупателя работ (услуг);
  • по месту фактического оказания услуг.

При решении вопроса, реализованы ли работы (услуги) на территории России (и, следовательно, нужно ли платить НДС по этой операции), необходимо применять один из этих критериев.

По общему правилу работы (услуги) признаются реализованными в России, если они были выполнены (оказаны):

  • российской организацией;
  • предпринимателем, зарегистрированным или проживающим в России;
  • представительством иностранной организации, находящимся в России.

Это следует из подпункта 5 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ.

Из этого правила есть исключения для определенных видов работ (услуг).

Для работ (услуг), непосредственно связанных с движимым и недвижимым имуществом (например, монтаж, ремонт и т. д.), место реализации определяется местонахождением имущества (подп. 1 и 2 п. 1 ст. 148 НК РФ). То есть такие работы (услуги) считаются реализованными в России, если имущество находится в России. Здесь отметим, что работы, непосредственно связанные со зданиями российских посольств, контролеры считают реализованными за пределами России. Хоть и формально земля российского посольства это территория России (письмо Минфина России от 9 октября 2015 г. № 03-07-08/58001).

Для работ (услуг), перечисленных в подпункте 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ, место реализации определяется местонахождением покупателя. При этом местонахождением считается тот адрес, по которому организация зарегистрирована в России.

Когда же организация в России не зарегистрирована, местом реализации будет считаться адрес:

  • прописанный в учредительных документах;
  • по которому находится управление организации или ее исполнительный орган;
  • по которому находится постоянное представительство, если работы (услуги) были приобретены через него.

То есть такие работы (услуги) считаются реализованными в России, если покупатель осуществляет деятельность в России. Например, покупателем является российская организация или представительство иностранной организации, находящееся в России.

Для услуг в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта место реализации определяется местом фактического оказания услуг (подп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ). То есть такие работы (услуги) считаются реализованными в России, если они фактически были выполнены (оказаны) в России.

Особенности определения места реализации работ и услуг по договорам между российскими организациями и организациями стран – участниц Таможенного союза предусмотрены разделом IV приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе. Подробнее порядок определения места реализации работ и услуг представлен в таблице.

Пример определения места реализации услуг для расчета НДС. Организация оказывает посреднические услуги по реализации товара за рубежом

ООО «Торговая фирма «Гермес»» (комиссионер) по поручению и за счет АО «Альфа» от своего имени покупает товар за рубежом и за рубежом же его продает без ввоза в Россию.

Место реализации посреднических услуг по продаже товаров определяется местонахождением продавца (комиссионера). Поскольку «Гермес» является российской организацией, то местом реализации указанных услуг признается Россия. Поэтому бухгалтер «Гермеса» начислил НДС с суммы комиссионного вознаграждения.

Пример определения места реализации работ для расчета НДС. Организация выполняет монтаж оборудования за рубежом

АО «Альфа» заключило с иностранной организацией договор на монтаж оборудования, находящегося за рубежом.

Место реализации услуг, связанных с движимым имуществом, определяется его местонахождением. Так как оборудование находится за рубежом, то место оказания монтажных работ не является территорией России. Поэтому бухгалтер «Альфы» с вознаграждения за проведение монтажных работ НДС в бюджет не заплатил.

Ситуация: нужно ли начислять НДС на стоимость услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава для перевозки грузов по территории Казахстана? Российская организация передает вагоны другой российской организации на основании договора о возмездном оказании услуг.

Да, нужно. НДС начислите по ставке 18 процентов.

В рассматриваемой ситуации объект обложения НДС возникает, поскольку реализация работ (услуг) происходит на территории России. То есть выполняется условие пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ.

Почему местом реализации считается Россия? Объясним. Поскольку сторонами сделки являются российские организации, руководствоваться нужно нормами статьи 148 Налогового кодекса РФ. Там написано общее правило: местом реализации услуг считается место деятельности исполнителя. В рассматриваемом случае это именно Россия.

Да, есть ряд исключений, поименованных в подпунктах 1–4.1, 4.3 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ. Но услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава (локомотивов, вагонов и др.) для перевозки грузов по территории Казахстана там не названы. Поэтому действует общее правило.

Ставку налога применяйте тоже общую – 18 процентов. Никакие другие – ни нулевая, ни 10-процентная, ни расчетные (10/110 и 18/118) – для услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава не предусмотрены.

Аналогичные разъяснения есть в письме Минфина России от 29 января 2015 г. № 03-07-08/3285.

Совет: если вы готовы спорить с налоговыми инспекторами, то можете не начислять НДС на стоимость услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава другой российской организации для перевозки грузов по территории Казахстана. В споре помогут следующие аргументы.

В рассматриваемой ситуации реализация услуг происходит все же за пределами России, а не на ее территории. И вот чем это объясняется.

Услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава для перевозки грузов можно считать услугами, непосредственно связанными с самой перевозкой. Такой вывод следует из положений законодательства о железнодорожном транспорте в России.

А именно: организации, которые оказывают услуги по предоставлению железнодорожных вагонов (собственных, арендованных, полученных в лизинг и т. д.) для перевозки грузов, являются операторами железнодорожного подвижного состава. Они принимают непосредственное участие в перевозочном процессе. Это прямо следует из норм пункта 1 статьи 2 Закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ, Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25 июля 2013 г. № 626.

В Минфине России не спорят с тем, что можно руководствоваться этими отраслевыми правилами, поскольку в Налоговом кодексе РФ четких критериев нет (письмо Минфина России от 15 августа 2014 г. № 03-07-08/40910).

Раз речь идет об услугах, связанных с перевозкой и транспортировкой, то для российского исполнителя местом их реализации будет считаться Россия, только если пункт отправления груза (погрузки) и (или) пункт разгрузки находятся на ее территории (подп. 4.1 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса РФ). В рассматриваемой же ситуации это условие не выполняется – вагоны подают и разгружают на территории Казахстана.

Значит, услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава считаются оказанными за пределами России (подп. 5 п. 1.1 ст. 148 Налогового кодекса РФ). Поэтому и начислять НДС на их стоимость не нужно (п. 1 ст. 146 НК РФ).

Правомерность такого подхода подтверждают некоторые арбитражные суды (см., например, постановление ФАС Московского округа от 17 июня 2011 г. № КА-А40/5570-11). А раньше аналогичную точку зрения высказывали и представители Минфина России (письмо от 3 ноября 2011 г. № 03-07-08/305).

В защиту своей позиции можно привести и еще один аргумент. Услуги по предоставлению вагонов – это составная часть деятельности по организации перевозок, которой занимаются операторы подвижного состава. Такая же, как, например, транспортно-экспедиционные услуги, которые тоже могут оказывать операторы. Об этом сказано в пункте 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25 июля 2013 г. № 626.

Вспомогательные работы, услуги

В законодательстве установлен особый порядок определения места реализации вспомогательных работ (услуг). Место реализации вспомогательных работ (услуг) определяйте по месту реализации основных работ (услуг). То есть если место реализации основных работ (услуг) – Россия, то и местом реализации вспомогательных работ (услуг) является также Россия. Если же основные работы (услуги) были реализованы за рубежом, то местом реализации вспомогательных работ (услуг) является также иностранное государство.

Такой порядок установлен пунктом 3 статьи 148 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: когда работы (услуги) считаются вспомогательными в целях расчета НДС?

Этот вопрос в каждом случае будет решаться в зависимости от ситуации. В законодательстве не установлены критерии отнесения работ (услуг) к основным или вспомогательным.

Вместе с тем, в своих разъяснениях Минфин России обобщил основные признаки вспомогательных работ (услуг). Работы (услуги) можно считать вспомогательными, если:

  • и основные, и вспомогательные работы (услуги) осуществляются одной и той же организацией;
  • заказчик (покупатель) и основных, и вспомогательных работ (услуг) один и тот же;
  • вспомогательные работы (услуги) выполняются по тому же договору, что и основные, и неотделимы от основных.

При сотрудничестве с иностранной организацией лучше в тексте договора обозначить, какие работы (услуги) имеют самостоятельный характер, а какие работы (услуги) являются вспомогательными по отношению к ним. Так вы внесете ясность по этому вопросу, что поможет избежать споров с проверяющими.

Продолжение >>

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх