Реэкспорт

Глава 11. Таможенная процедура реэкспорт

(гл. 40 ТК ТС и гл. 37 Федерального закона № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации»)

Реэкспорт-таможенная процедура, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Рис. 11.1. Схема организации процедуры переработки реэкспорта

Реэкспорт является одним из составляющих перечень процедур, который взаимодействует с другими процедурами. Такое взаимодействие позволяет завершить некоторые другие процедуры. Например, реэкспортом завершаются процедуры переработки на таможенной территории союза, временного ввоза (допуска), таможенного склада.

Необходимо отметить, что достаточно часто возникает необходимость возврата товаров, ранее ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза. Такие случаи связаны с ввозом товаров, которые запрещены к их ввозу или ограничены к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза, когда иностранный партнер при наличии договорных связей ошибочно отправляет лицу Таможенного союза какой-либо груз или обнаруживается несоответствие по количеству, качеству и т.д.

Под таможенную процедуру реэкспорта могут помещаться товары:

  • иностранные товары, находящиеся на таможенной территории Таможенного союза, в том числе ввезенные с нарушением мер нетарифного регулирования, и продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории;
  • товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, если эти товары возвращаются по причине неисполнения условий внешнеэкономической сделки, в том числе по количеству, качеству, описанию или упаковке, при соблюдении следующих условий:

а) товары помещаются под таможенную процедуру реэкспорта в течение одного года со дня, следующего за днем выпуска для внутреннего потребления;

б) таможенному органу представлены документы (ст. 299 ТК ТС):

  • об обстоятельствах ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза (исходя из документов, подтверждающих совершение внешнеэкономической сделки);
  • о неисполнении условий внешнеэкономической сделки;
  • о помещении этих товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
  • об использовании этих товаров после помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

в) товары не использовались и не ремонтировались на таможенной территории Таможенного союза, за исключением случаев, когда использование товаров было необходимо для обнаружения дефектов или иных обстоятельств, повлекших возврат товаров;

г) товары могут быть идентифицированы таможенным органом.

Таможенная процедура реэкспорта применяется для осуществления вывоза иностранных товаров с таможенной территории Таможенного союза, в том числе товаров, ввезенных на таможенную территорию с нарушением установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности запретов на ввоз и подлежащих в соответствии с п. 2 ст. 152 ТК ТС немедленному вывозу с таможенной территории Таможенного союза, если иное не предусмотрено ТК ТС или иными нормативами.

Запрет может вводиться на ввоз каких-либо товаров, поэтому товары, запрещенные к ввозу, но прибывшие на таможенную территорию Таможенного союза, подлежат немедленному вывозу, если иное не предусмотрено законодательством и (или) международными договорами государств-членов Таможенного союза. Так, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 132 утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и, в частности, запрещает к ввозу озоноразрушающие вещества и ряд других товаров. Вывоз указанны товаров является обязанностью перевозчика или их собственника, если иное не установлено законодательством и (или) международными договорами государств-членов Таможенного союза.

При ввозе товаров, ограниченных к ввозу, и непредставлении документов, подтверждающих соблюдение ограничений (лицензий, разрешений и т.д.), действует правило, согласно которому такие товары должны быть немедленно вывезены перевозчиком или собственником. Список ряда товаров, ограниченных к перемещению, содержится в указанном Едином перечне, например химические средства защиты растений, опасные отходы и т.д.

В обоих случаях вывоз товаров возможен в процедуре реэкспорта.

Рис. 11.2. Условия помещения товаров под таможенную процедуру реэкспорта

При помещении товаров под процедуру реэкспорта необходимо соблюдение ряда условий, которые содержатся в ст. 297 ТК союза. Причем эти условия весьма разнообразны. Прежде всего, условия предусматривают перечень товаров, которые могут быть помещены под рассматриваемую процедуру.

Новеллами в условиях помещения товаров под реэкспорт являются срок, в течение которого товары могут быть реэкспортированы (один год вместо шести месяцев), представление дополнительных документов.

Анализ ст. 297 ТК ТС показывает, что она во многом повторяет ст. 296 ТК ТС, в которой уже указаны товары с возможным помещением их под реэкспорт. По существу, условия, перечисленные в ст. 297 ТК ТС, относятся к товарам, помещенным под процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Обращает на себя внимание формулирование условий реэкспорта, когда такие условия включают в себя неисполнение условий внешнеэкономической сделки с выставлением еще ряда самостоятельных условий, то есть условия содержат другие условия, что вряд ли можно признать удачным.

Реэкспорт товаров, ранее помещенных под процедуру выпуска для внутреннего потребления, должен быть подтвержден, для чего декларанту следует представить документы:

  • об обстоятельствах ввоза товаров, вытекающих из внешнеэкономической сделки;
  • о неисполнении условий сделки иностранным партнером (например, коммерческий акт);
  • о помещении этих товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления (декларация на товары);
  • об использовании товаров после выпуска для внутреннего потребления.

Свои особенности имеет перевозка товаров, помещенных под реэкспорт, которая заключается в том, что товары вывозятся с соблюдением положений, регулирующих процедуру таможенного транзита.

Разрешение на помещение товаров под таможенную процедуру реэкспортавыдается таможенным органом, принявшим таможенную декларацию с заявленной таможенной процедурой, заполненную в соответствии с правилами заполнения ДТ при декларировании товаров, вывозимых с таможенной территории Таможенного союза, путем проставления штампа » Выпуск разрешен» и иных отметок в этой декларации.

Одновременно с таможенной декларацией в таможенный орган в соответствии с приказом ФТС России от 25.04.07 № 536 (ред. от 15.10.2010) » Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом» , предоставляются сведения об обстоятельствах нахождения товаров на таможенной территории Таможенного союза в виде:

  • подтверждения таможни, на контроле которой находятся товары, в форме письма, подписанного начальником таможни либо лицом, его замещающим, заверенного оттиском печати таможни, о соблюдении требований и условий таможенной процедуры, в соответствии с которым товары находятся на таможенной территории Таможенного союза, и таможенная декларация, свидетельствующая о нахождении товаров под выбранной таможенной процедуре (в случае, если таможенная процедура реэкспорта заявляется в целях завершения действия предшествующей таможенной процедуры);
  • документов, свидетельствующих о размещении товаров в зоне таможенного контроля (в случае, если в отношении указанных товаров не была заявлена таможенная процедура);

Кроме того, ст. 299 ТК ТС установлен перечень документов и сведений, необходимых для помещения под таможенную процедуру реэкспорта товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Для помещения под таможенную процедуру реэкспорта товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, декларант представляет в таможенный орган документы, содержащие сведения:

  • об обстоятельствах ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза (исходя из документов, подтверждающих совершение внешнеэкономической сделки);
  • о неисполнении условий внешнеэкономической сделки;
  • о помещении этих товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
  • об использовании этих товаров после помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Для товаров, которые прибыли на таможенную территорию Таможенного союза и находятся в пункте пропуска через Государственную границу РФ либо в иной зоне таможенного контроля, расположенной в непосредственной близости от пункта пропуска, и не помещенные под какую-либо таможенную процедуру, установлена упрощенная форма декларирования. В данном случае вместо ДТ таможенному органу, в регионе деятельности которого расположен пункт пропуска через Государственную границу РФ, в котором оформлено прибытие товаров на таможенную территорию Таможенного союза, может подаваться таможенная декларация в форме произвольного письменного заявления в двух экземплярах, содержащего сведения о заявляемой таможенной процедуре (реэкспорте), декларанте, товарах (наименование, количество в килограммах и в других единицах измерения, обычно применяемых для этого вида товаров) и дате составления таможенной декларации. В указанном заявлении также могут содержаться сведения о месте нахождения товаров (наименование пункта пропуска через Государственную границу РФ либо место расположения зоны таможенного контроля).

При использовании в указанном случае таможенной декларации в форме заявления предоставления документов и сведений, как при декларировании товаров с использованием ДТ, не требуется. Дополнительно только предоставляются сведения о причинах вывоза товаров.

В случае если товары ввезены с нарушением установленных запретов на ввоз или несоблюдением ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, таможенная декларация подается в таможенный орган и принимается таможенным органом, в регионе деятельности которого фактически находятся товары.

При помещении товаров под таможенную процедуру реэкспорта в соответствии со статьями 85, 87 и 196 ТК ТС таможенные органы вправе потребовать предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей в размерах как если бы реэкспортируемые товары были выпущены для свободного обращения.

Обеспечение уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру реэкспорта не предоставляется в случаях, если:

  • таможенный орган выдает разрешение на внутренний таможенный транзит этих товаров для их вывоза с таможенной территории Таможенного союза одновременно с помещением этих товаров под таможенную процедуру реэкспорта;
  • к таможенной процедуре реэкспорта заявляются товары, находящиеся в пункте пропуска через Государственную границу РФ, в отношении которых установлена упрощенная форма декларирования.

Следует учитывать, что при применении процедуры внутреннего таможенного транзита при перемещении товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта, по таможенной территории Таможенного союза из таможенного органа, в котором производилось их декларирования в таможенный орган, в регионе деятельности которого расположен пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации, через который товары будут вывозиться с таможенной территории Таможенного союза, таможенные органы также могут потребовать предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей.

После осуществления условного выпуска реэкспортируемых товаров, таможенный орган выдает доверенному представителю декларанта экземпляр таможенной декларации (ДТ-четвертый лист (экземпляр)) в целях его предъявления таможенному органу, находящемуся в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при убытии товаров с таможенной территории Таможенного союза.

Убытие с таможенной территории Таможенного союза товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта, осуществляется с разрешения таможенного органа, находящегося в пункте пропуска через Государственную границу РФ, при предоставлении ему экземпляра таможенной декларации, подтверждающей помещение товаров под таможенную процедуру реэкспорта (в случае декларирования товаров с применением ДТ представляется четвертый лист (экземпляр) ДТ).

⇐ Предыдущая123

Реимпорт – таможенная процедура, при которой товары, ранее вывезенные с таможенной территории ТС, ввозятся обратно на таможенную территорию ТС без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Товары, помещенные под таможенную процедуру реимпорта, приобретают статус товаров ТС, за исключением продуктов переработки, вывезенных с таможенной территории ТС.В отношении раннее вывезенных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта либо продуктов переработки, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории (при условии что эти товары помещаются под таможенную процедуру реимпорта в течение 3 (трех) лет и находятся в неизменном состоянии, за исключением изменений вследствие естественного износа), вывезенных и помещенных впоследствии под таможенную процедуру реимпорта, производится возврат (зачет) уплаченных сумм вывозных таможенных пошлин, если указанные товары помещены под таможенную процедуру реимпорта не позднее 6 (шести) месяцев со дня, следующего за днем помещения таких товаров под таможенную процедуру экспорта. Излишне уплаченные суммы таможенных пошлин, подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика. Заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов, и другие документы. При обнаружении факта излишней уплаты таможенных пошлин, таможенный орган не позднее одного месяца со дня обнаружения такого обязан сообщить плательщику об излишне уплаченных суммах. Возврат излишне уплаченных пошлин производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления. При нарушении указанного срока начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.


Реэкспорт — таможенная процедура, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

При реэкспорте товаров, ранее выпущенных для свободного обращения, производится возврат уплаченных при таком выпуске сумм таможенных пошлин, налогов. Такие товары для целей возврата уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 301 ТК ТС должны вывозиться в течение шести месяцев со дня их выпуска для свободного обращения. (См. также ст. 90 ТК ТС)

Статья 301 ТМК ТС — Возврат (зачет) сумм ввозных таможенных пошлин, налогов

В отношении товаров, указанных в подпункте 2) пункта 1 статьи 297 настоящего Кодекса, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта и фактически вывезенных с таможенной территории таможенного союза, производится возврат (зачет) уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 13 настоящего Кодекса.


Статья 90 (ТК ТС) Таможенного кодекса Таможенного союза. Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (денег)

Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства — члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства — члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств — членов таможенного союза.

Для возврата ввезенных из-за рубежа товаров (оборудования) с выявленными впоследствии скрытыми дефектами российским таможенным законодательством предусмотрена процедура реэкспорта. Данная процедура выгодна и интересна налогоплательщику тем, что таможенные пошлины и налоги в отношении реэкспортируемых товаров уплате не подлежат и, кроме этого, ему возвращается уплаченный при ввозе НДС. Что это за таможенная процедура? В каких случаях она применяется, а в каких – невозможна? Какие условия нужно соблюсти российскому покупателю, чтобы реэкспортировать некачественный товар и при этом возвратить «таможенный» НДС? Об этом пойдет речь в данной статье.
Реэкспорт как таможенная процедура
Реэкспорт – это один из видов таможенной процедуры, при котором товары, ранее ввезенные на территорию таможенного союза (далее – территория ТС), вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования (ст. 202, 296 ТК ТС).
Особенностью перевозки товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта, является то, что они вывозятся без уплаты вывозных таможенных пошлин, налогов (п. 6 ст. 300 ТК ТС).
Под таможенную процедуру реэкспорта в соответствии со ст. 297 ТК ТС могут помещаться не все ввезенные товары, а только:
– иностранные товары, находящиеся на территории ТС;
–  товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, если они возвращаются по причине не-исполнения условий внешнеэкономической сделки (в том числе по количеству, качеству, описанию или упаковке).
При наступлении последнего из перечисленных случаев (возврат ввезенных товаров по причине неисполнения условий договора поставки) реэкспортировать товары возможно, соблюдая ряд условий.
Во-первых, не должно пройти более одного года со дня, следующего за днем выпуска товаров для внутреннего потребления.
Во-вторых, таможенному органу должны быть представлены доку-менты согласно перечню, установленному ст. 299 ТК ТС.
В-третьих, товары не должны были использоваться и ремонтироваться на территории ТС, за исключением случаев, когда их использование было необходимо для обнаружения дефектов или иных обстоятельств, повлекших их возврат.
И в-четвертых, товары могут быть идентифицированы таможенным органом.

📌 Реклама

Обратите внимание:
Если таможенный режим реэкспорта не может быть применен, товары вывозятся в режиме экспорта (Письмо УФНС по г. Москве от 28.10.2009 № 16-15/113543).
Порядок налогообложения
Особенности налогообложения при перемещении товаров через та-моженную границу РФ закреплены в ст. 151 НК РФ. Данная норма яв-ляется специальной по отношению к ст. 146 НК РФ и устанавливает порядок налогообложения в зависимости от избранного таможенного режима при пересечении таможенной границы РФ.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 151 НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ в таможенном режиме реэкспорта налог не уплачивается.
Согласно пп. 4 п. 2 ст. 151 НК РФ при вывозе товаров с таможенной территории РФ в соответствии с иными таможенными режимами по сравнению с указанными в пп. 1– 3 п. 2 ст. 151 НК РФ освобождение от уплаты налога не производится, если иное не предусмотрено таможенным законодательством. Соответственно, по смыслу указанной нормы товары, вывозимые в таможенных режимах, указанных в этих подпунктах, от НДС освобождены.
При вывозе товаров за пределы территории РФ (в отличие от ввоза) возникает лишь один объект НДС – реализация товаров. При этом таможенный режим реэкспорта указан в пп. 2 п. 2 ст. 151 НК РФ. Следовательно, вывоз товара за пределы территории РФ в таможенном режиме реэкспорта НДС не облагается.
Кроме того, при вывозе товаров за пределы таможенной территории РФ в таможенном режиме реэкспорта уплаченные при ввозе на таможенную территорию РФ суммы налога возвращаются налогоплательщику в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ (пп. 2 п. 2 ст. 151 НК РФ).
Таким образом, при вывозе товаров в режиме реэкспорта налогоплательщик не только освобождается от уплаты налога– ему возвращаются суммы «ввозного» НДС.
Процедура возврата налога
Согласно ст. 301 ТК ТС в отношении товаров, реэкспортируемых по причине неисполнения условий внешнеэкономической сделки, возврат (зачет) уплаченных сумм налога производится в соответствии с гл. 13 ТК ТС.
Согласно ст. 90 ТК ТС возврат ранее уплаченного «ввозного» НДС осуществляется только в отношении фактически вывезенных с территории ТС товаров и в порядке, установленном законодательством государства– члена ТС, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств– членов ТС.
Итак, согласно ст. 356 ТК РФ законодатель выделил отдельные (иные) случаи возврата таможенных пошлин и установил специальный срок их возврата. К ним, в частности, относится случай, когда при вывозе иностранных товаров с таможенной территории РФ предусмотрен возврат уплаченных при ввозе налогов (пп. 5 п. 1 ст. 356 ТК РФ).
С учетом того, что при вывозе иностранных товаров с территории РФ в режиме реэкспорта предусмотрен возврат «таможенного» НДС, данный режим подпадает под отдельные (иные) случаи возврата налога, перечисленные в ст. 356 ТК РФ.
В соответствии с п. 2 данной статьи возврат таможенных пошлин, налогов в случаях, указанных в п. 1 данной статьи, производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов.
Для возврата уплаченного «таможенного» НДС ст. 356 ТК РФ установлен специальный срок – один год.
Таким образом, для возврата «таможенного» НДС реэкспортеру необходимо подать соответствующее заявление до истечения годичного срока, исчисляемого со дня, следующего за датой фактического вывоза товара, помещенного под таможенный режим реэкспорта.
В этой связи хотелось бы затронуть вопрос, который может стать предметом налогового спора в ситуации, когда товары ввозятся на территорию РФ через один таможенный пост, а реэкспортируются через другой. В таких случаях следует иметь в виду, что заявление на возврат «таможенного» НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на территорию РФ, должно направляться в адрес того таможенного поста, на счет которого были перечислены суммы налога. В подтверждение сказанного приведем Постановление ФАС МО от 18.05.2010 № КА-А40/4416-10, в котором была рассмотрена следующая ситуация.
Российская организация произвела на одной из российских таможен (далее – таможня № 1) таможенное оформление груза, ввозимого на территорию РФ. Ранее на счет таможни № 1 была внесена денежная сумма в качестве авансового платежа.
После таможенного оформления груза у части товара были выявлены производственные дефекты. В этой связи с иностранным партнером (поставщиком) было заключено соглашение о предоставлении нового товара взамен бракованного, который, в свою очередь, был возвращен поставщику в режиме реэкспорта, но через другую российскую таможню (далее – таможня № 2). При этом за ввоз товара, поставленного взамен бракованного, организация внесла авансовый платеж на счет таможни № 2, а после вывоза товара в режиме реэкспорта направила в ее адрес заявление о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин и НДС. В ответ таможня № 2 вернула организации заявление о возврате денежных средств, указав, что ГТД на ввоз всей партии товара, в том числе и бракованного, оформлялась таможней № 1, поэтому нужно обращаться с данным заявлением туда, что и было сделано.
В итоге организация получила от таможни № 1 отказ с резолюцией, что заявление о возврате таможенной пошлины и НДС поступило к ней по истечении срока, установленного п. 2 ст. 356 ТК РФ, то есть по истечении года со дня фактического вывоза бракованного товара в режиме реэкспорта. Не согласившись с отказом в возврате таможенной пошлины и НДС, организация обратилась в суд.
ФАС МО, несмотря на то что заявление на возврат было получено таможней № 2 до истечения срока, на который ссылаются таможенные органы в своем решении, постановил, что действия таможенных органов правомерны.
Восстанавливать налог или нет?
Предположим, что декларант обнаружил некачественный товар и вывозит его после того, как согласно пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ предъявил к вычету суммы НДС, уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления. Нужно ли в этом случае восстанавливать налог?
По мнению Минфина, на основании положений ст. 170 НК РФ суммы НДС, уплаченные таможенным органам при ввозе на территорию РФ реэкспортируемых товаров, принятые к вычету налогоплательщиками, подлежат восстановлению (Письмо от 08.08.2008 № 03 07 08/197).
Московские налоговики придерживаются той же позиции: если ввезенные на территорию РФ товары не использовались налогоплательщиком в операциях, признаваемых объектом налогообложения, и возвращены иностранному продавцу, то суммы НДС, уплаченные таможенным органам и принятые к вычету, подлежат восстановлению и уплате в бюджет (Письмо от 28.10.2009 № 16-15/113543).
В каком налоговом периоде следует восстанавливать налог? По мнению ФНС, это нужно сделать в том налоговом периоде, на который приходится фактический вывоз реэкспортных товаров с территории РФ (см. Письмо от 10.05.2006 № 03 4 03/892).

1.Реэкспортные операции: понятие, схема и причины их осуществления.

Реэкспортные операции — это операции по обратному вывозу из страны ранее ввезенного из-за границы товара без его переработки.

Страна, которая ввозит, а затем вывозит товар, является реэкспортирующей страной. Государство, которое вывозит товар в реэкспортирующую страну, по существу совершает экспортную операцию, а контрагент этой страны по отношению к контрагенту реэкспортирующей страны является экспортером. Контрагент же страны, ввозящей товар из реэкспортирующей страны, по отношению к реэкспортеру является импортером. Обязательное условие: товар в стране реэкспортера не должен подвергаться какой-либо переработке. В отдельном случае могут производиться незначительные изменения: смена упаковки, нанесение специальной маркировки, т.е. операции, учитывающие требования страны потребления, но не меняющие первоначального наименования товара.

Если дополнительная операция реэкспортирующего товара превысила половину экспортной цены, то согласно торговой практике товар меняет наименование и более не считается реэкспортным. Однако при реэкспортных операциях реэкспортирующий товар в свою страну завозить не обязательно. В контракте с экспортером можно указать отгрузочные реквизиты импортера и товар последует в страну импортера, минуя страну реэкспортера. Решение, завозить ли товар в страну реэкспортера или нет, принимают импортер и реэкспортер, учитывая транспортные, таможенные и другие условия. Экспортеру это безразлично, за исключением случаев, когда имеются правительственные ограничения на продажу определенного товара в ту или иную страну.

Схема реэкспортной операции выглядит следующим образом.

Приведем последовательность реэкспортной операции.

1. Контрагент из страны А обращается к контрагенту в стране Б с просьбой закупить для него в стране В товар, указав количество и срок поставки.

2. Контрагент из страны Б действует как импортер, направляет запрос контрагенту в страну В с просьбой выслать предложение на поставку данного товара в количестве, необходимом контрагенту из страны А.

3. Получив предложение с указанием цен, сроков поставки и количества, контрагент из страны Б действует как экспортер — направляет его контрагенту в страну А. Затем они согласуют условия контракта. В процессе подготовки контракта контрагент Б уточняет отдельные моменты у контрагента в стране В.

Контрагент из страны Б одновременно действует как экспортер по отношению к контрагенту из страны А и как импортер по отношению к контрагенту в стране В, выступая в этой операции реэкспортером.

4. Подписание двух контрактов:

а) между импортером и реэкспортером;

б) между реэкепортером и экспортером.

5. Поставка товаров:

а) из страны В в страну А;

б) из страны В в страну Б, а затем в страну А.

Контроль за исполнением контракта осуществляет реэкспортер, действующий как экспортер. Эффективность реэкспортных операций зависит от следующих факторов:

а) есть ли торговые связи между государствами;

б) какие политические условия (эмбарго, война);

в) благоприятны ли коммерческие условия (это характерно для свободных экономических зон);

г) реэкспорт выступает как составная часть более сложной операции, например, при осуществлении крупномасштабных проектов поставщик часто осуществляет закупку отдельных видов материалов в трех странах или дочерних фирмах, находящихся в другой стране, при этом товары поставляются в страну реализации без завоза в страну реэкспортера;

д) использование исторически сложившихся форм торговли (международные биржи, аукционы, ярмарки), т.е. для участия в торгах на биржах, аукционах продавец сначала ввозит товар в страну международной биржи (аукциона, ярмарки), а в случае продажи его получателю из третьей страны товар вывозится из страны реэкспортера;

е) вынужденный реэкспорт, т.е. в момент поступления груза в страну импортера импортер обанкротился либо отказался оплатить товар, тогда экспортер стремится продать товар в стране импортера либо в другую страну;

ж) реэкспорт с целью получения прибыли, т.е. перепродажа товара; источником прибыли в этом случае служит разница в ценах на один и тот же товар на разных региональных рынках.

2. Деятельность импортера по подготовке внешнеторговой сделки. Способы, которыми может быть сделано коммерческое предложение, если инициатива по заключению сделки исходит от покупателя.

Импорт — получение резидентом товаров (в том числе по сделкам, не связанным с перемещением товаров через Государственную границу), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполненных работ, оказанных услуг на возмездной основе от нерезидента.

(импортер) — резидент, заключивший внешнеторговый договор.

Резиденты обязаны обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции при импорте в полном объеме в срок не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа (как правило, это дата списания денежных средств со счета импортера). Указанный срок завершения внешнеторговой операции может быть продлен по заявлению резидента Национальным банком (его главными управлениями по областям).

Датой завершения внешнеторговой операции при импорте считается дата поступления товаров (получения охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг, а также в иных случаях: дата поступления страхового возмещения; дата зачисления денежных средств на счет импортера.

Внешнеторговая операция при импорте может быть завершена также путем:

— получения денежных средств по банковской гарантии;

— возврата денежных средств (за вычетом комиссий банков-нерезидентов), ранее перечисленных в качестве платы за товары (охраняемую информацию, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности), выполненные работы, оказанные услуги;

— неденежного прекращения обязательств (в том числе путем зачета встречных однородных требований, прекращения обязательств новацией, предоставления отступного).

Датой поступления товаров считается дата их помещения под таможенные режимы, предусмотренные Таможенным кодексом. Если в соответствии с законодательством таможенное оформление товаров не производится, датой поступления товаров считается дата их оприходования в установленном порядке импортером.

Если инициатива вступления в переговоры исходит от покупателя, то его обращение к продавцу с просьбой прислать предложение принято называть запросом. Цель запроса — получить от экспортеров конкурентные предложения, из которых выбирается наилучшее. Для этого запросы обычно посылаются не одной, а нескольким фирмам различных стран, конкурирующим между собой. В запросе указываются точное наименование нужного товара, его качество, сорт, количество. Цена в запросе, как правило, не указывается. Делается это для того, чтобы покупатель имел свободу действий при последующих переговорах с экспортером, если оферта последнего будет представлять для него интерес. Однако вопрос цены слишком важен для импортера, чтобы он мог оставить его решение полностью на усмотрение оферента. Поэтому, как правило, импортер выражает в запросе пожелание относительно валюты, иены и базиса поставки.
В запросе также указывается, сколько времени покупатель будет ждать оферту. Такой срок обычно не превышает времени, необходимого оференту для составления и присылки предложения. Этот момент очень важен, поскольку, во-первых, в случае неполучения оферты в срок импортер не будет на нее рассчитывать и, во-вторых, если экспортер заинтересован в поставке запрошенного товара, но по каким-то причинам не может послать предложение к назначенной дате, то он попросит отсрочки. Это будет свидетельствовать о заинтересованности экспортера в предполагаемой сделке, что может быть использовано покупателем при последующих переговорах.
В целом запросы более лаконичны, чем оферты, и к их оформлению не предъявляется столь жестких требований.
Ответом на запрос является твердая оферта продавца, которую он присылает одним из тех способов, о которых говорилось выше.

Для создания предпосылок получении наиболее выгодных коммерческих условий закупок импортеры в некоторых случаях принимают меры к тому, чтобы довести до поставщика информацию о предстоящих заказах путем публикации в деловой прессе либо направления запросов в виде типовых бланков с впечаткой адреса контрагента.
Импортеры обычно запрашивают предложение на меньшее количество товара, чем подлежит закупке. Это делается для того, чтобы получить дополнительную скидку с цены на увеличенный объем заказа. Некоторые формулировки, в частности «просим срочно дать предложение» либо «срочная поставка», нежелательны в запросах, так как они ведут к завышению цены предложений и неуступчивости контрагента на переговорах.
В вопросе о количестве рассылаемых запросов следует придерживаться ряда правил. Большое количество запросов отнюдь не желательно, особенно если они направляются фирмам одной страны, которые могут быть связаны между собой различными соглашениями. Кроме того, рассылка большого количества запросов, во-первых, возлагает на внешнеторговый аппарат излишнюю, не всегда оправдывающую себя работу, которая выражается в контроле за поступлением запрашиваемых оферт и необходимости анализировать каждую полученную оферту, во-вторых, чем больше запрашивается предложений, тем больше окажется фирм, которые не получат заказов. Это нежелательно для покупателя, так как в будущем, возможно, придется обратиться к этим фирмам.
Покупатель может обращаться к продавцу не только с запросом, но и с определенным заказом. Заказом принято называть документ, в котором покупатель подробно указывает все необходимые условия для изготовления или подготовки заказываемого товара, а также все существенные элементы, необходимые для заключения внешнеторговой сделки.
Заказы обычно направляются постоянным контрагентам, которые уже достаточно изучили потребности конкретного покупателя. Поэтому в заказе во многих случаях указываются лишь индивидуальные условия будущей сделки, а во всем остальном стороны могут руководствоваться обычными условиями поставок, заключенными между ними, либо условиями ранее выданного заказа (контракта).

3. Практическое задание по теме «Международная торговля товарами»:

Английская фирма «Smith» заключила договор с российской ком-панией «Медтехника» на поставку медицинского оборудования для реализации на территории России, согласно которому:

− фирма «Smith» предоставляет компании «Медтехника» медицинское оборудование для сбыта на территории России;

− фирма «Smith» не имеет права предоставлять медицинское оборудо-вание какой-либо другой компании для сбыта на территории России, за исключением случаев отказа от реализации компанией «Медтех-ника»;

− фирма «Smith» может предложить медицинское оборудование какой-либо другой компании после отказа компании «Медтехника», но не на лучших условиях.

Определите вид посредника в зависимости от передаваемых ему прав (простой агент, монопольный агент, агент с правом «первой руки»). Ответ обоснуйте и укажите преимущества и недостатки данной сделки для обеих сторон.

Ответ:

Вид посредника — Агент с правом «первой руки» — соглашением предусматривается, что производитель изначально обязуется предложить товар агенту и только в случае его отказа производитель может выходить с товаром на определенный рынок. В соглашении должны быть указаны возможные причины, дающие право посредникам отказаться от сбыта товаров. К ним относятся низкие технические характеристики, неудовлетворительное качество товара, неприемлемые сроки поставки, не удовлетворяющие посредника цены и условия платежа. Если посредник отказывается от сбыта товаров, экспортеру следует получить этот отказ в письменной форме, что позволит избежать в дальнейшем претензии со стороны посредника. При соглашении о преимущественном праве продажи для экспортеров исчезает опасность блокировки рынка со стороны посредника. Но здесь посредник в меньшей степени заинтересован в работе, чем на основе монопольного права. Обычно такие соглашения заключаются при выходе на новые рынки, когда необходимо убедиться в приемлемости до сих пор не известных партнеров.

Список литературы

  1. Внешнеэкономическая деятельность предприятия / под ред. Л.Е. Стровского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 799с.

2. Воронкова О.Н., Пузакова Е.П. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление. – М.: Экономист, 2005. – 495с.

3. Дягтерева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В. Внешнеэкономиче-ская деятельность. – М.: Дело, 2004. – 424с.

4. Ростовский Ю.М., Гречков В.Ю. Внешнеэкономическая деятель-ность. – М.: Экономист, 2004. – 574 с.

5. Таможенный кодекс РФ. – М.: «Проспект», 2003. — 269с.

6. Экономика и организация внешнеторговых перевозок / под ред. К.В. Холопова. – М.: Юристъ, 2000. – 684 с.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх