Реестр недобросовестных поставщиков — это список Контрагентов, допустивших нарушение законодательства (44-ФЗ или 223-ФЗ) в ходе подписания или исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Ответственным за ведение реестра является Федеральное казначейство РФ, данные публикуются на официальном сайте «Единой информационной системы в сфере закупок”.
На портале ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС, Вы можете бесплатно получить в карточке контрагента сведения, числится ли проверяемый Контрагент в «Реестре недобросовестных поставщиков” Федерального Казначейства.
Для получения сведений, числится ли проверяемый Контрагент в «Реестре недобросовестных поставщиков” и поиска контрагента (ЮЛ или ИП) по ИНН/ОГРН(ИП)/ОКПО или другим реквизитам, воспользуйтесь поисковой строкой:
Содержание
- Причины включения в РНП при заключении контракта
- Причины включения в РНП при выполнении контракта
- Кто ведет
- Где найти
- Причины включения в реестр
- Информация, включаемая в РНП
- Правовые последствия для поставщиков
- Процедура внесения информации об участнике закупки в РНП
- Перечень документов и сроки передачи информации
- Административная ответственность заказчика за непредоставление или несвоевременное предоставление сведений и документов в ФАС
Причины включения в РНП при заключении контракта
Казалось бы, все идет хорошо: компания одержала долгожданную победу в конкурентной процедуре и готовится выполнить заказ. Но если не соблюсти условия подписания госконтракта, итог может быть неутешителен — заказчик обязан направить информацию об «уклоняющемся» участнике в федеральную антимонопольную службу. После рассмотрения ситуации ФАС может принять решение внести поставщика в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) на два года. Какие факторы могут препятствовать заключению госконтракта?
Собственное решение участника. Так случается, когда с момента подачи заявки до выигрыша рентабельность контракта существенно снизилась. В этом случае поставщик сам выбирает меньшее из двух зол: выполнить контракт с финансовыми потерями, но сохранить статус добросовестного поставщика или на два года лишиться возможности участвовать в большинстве госзакупок и потерять обеспечение заявки (при участии в электронном аукционе или конкурсе).
Технический сбой. Бывает и так, что после победы в электронном аукционе поставщик готов подписать контракт, но в последний момент не может этого сделать из-за отключения электричества в офисе или технического сбоя на ЭТП, где проводилась закупка. Если собрать доказательства, что эти проблемы действительно были, попадания в реестр удастся избежать. С 2020 года доказать свою правоту поможет плагин Независимый регистратор, который фиксирует все действия ЭТП и поставщика.
Несоблюдение сроков подписания контракта. Срок, в который поставщик обязан подписать госконтракт, оговорен в 44-ФЗ. Например, для электронного аукциона он составляет 5 дней с момента получения проекта контракта. Важно то, что контракт заключается после предоставления победителем обеспечения исполнения контракта.
Часто причиной несоблюдения сроков становится именно невозможность быстро оформить банковскую гарантию — популярный вид обеспечения. Чтобы предотвратить эту ситуацию, в первую очередь поставщику стоит заранее уточнить, входит ли обслуживающий его фирму банк в список финансовых организаций, имеющих право выдавать гарантию по 44-ФЗ. Если нет, узнать условия получения гарантии в другом банке и, при необходимости, заранее их выполнить (например, открыть в нем счет или собрать пакет документов). Во-вторых, оформлять гарантию в электронном виде. Процесс в этом случае может занять всего 1 рабочий день, а при последующих обращениях в тот же банк — несколько часов.
Причины включения в РНП при выполнении контракта
Еще одно основание для включения в реестр недобросовестных поставщиков — нарушение исполнителем обязательств по уже заключенному контракту. Если контракт не исполняется или исполняется ненадлежащим образом, заказчик может его расторгнуть по решению суда или в одностороннем порядке (такое условие должно быть прописано в контракте). Если суд установит, что исполнитель нарушил условия подписанного контракта, избежать включения в реестр практически невозможно.
Вывод тут один — на этапе подачи заявки и подписания контракта внимательно изучать требования заказчика к срокам, объему и качеству товаров и услуг. Это существенные условия контракта, которые нельзя поменять.
Текст и иллюстрации запрещено копировать без активной ссылки на сайт Контур.Закупок.
1. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
2. В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
3. В реестр недобросовестных поставщиков включается следующая информация:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика лиц, указанных в части 2 настоящей статьи;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
2) наименование, идентификационный номер налогоплательщика юридического лица или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика, являющегося учредителем юридического лица, указанного в части 2 настоящей статьи, фамилии, имена, отчества (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
3) даты проведения электронного аукциона, подведения итогов открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, запроса котировок, запроса предложений в случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) уклонился от заключения контракта, дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку, окончательное предложение или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта, дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
4) объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;
Пункт 5 части 3 статьи 104 вступает в силу с 1 января 2017 года.
5) идентификационный код закупки;
6) основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта;
7) дата внесения указанной информации в реестр недобросовестных поставщиков.
4. В случае, если контракт заключен с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт при уклонении победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта и заявке или предложению которого присвоен второй номер, заказчик в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта с указанным участником направляет в контрольный орган в сфере закупок информацию, предусмотренную пунктами 1 — 3 части 3 настоящей статьи, а также выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке или из протокола о результатах закупки в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя), участника закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер, и иные свидетельствующие об отказе победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта документы.
5. В случае, если единственный участник закупки, который подал заявку или предложение и с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных пунктами 24 и 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, уклонился от заключения контракта, заказчик в течение пяти рабочих дней с даты истечения указанного в документации о закупке срока подписания контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную пунктами 1 — 3 части 3 настоящей статьи, а также выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке или из протокола о результатах закупки в части определения победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), заявке или предложению которого присвоен второй номер, и иные свидетельствующие об отказе победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта документы.
6. В случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
7. В течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 — 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
8. Информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
9. Информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
10. Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков, устанавливается Правительством Российской Федерации.
11. Включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки, уклонившемся от заключения контракта, о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт расторгнут по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков информация, неисполнение действий, предусмотренных частью 9 настоящей статьи, могут быть обжалованы заинтересованным лицом в судебном порядке.
Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ включает информацию об участниках закупок по 44-ФЗ, которые уклонились от подписания контракта и не исполнили взятые на себя обязательства.
Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.
8 (800) 350-31-84
Кто ведет
За ведение реестра отвечает ФАС. При этом антимонопольная служба должна придерживаться порядка, утвержденного Постановлением Правительства от 2013 года №1062. Антимонопольная служба несет ответственность за включение сведений о поставщике в реестр и об их исключении.
Ранее реестр располагался на сайте антимонопольной службы. Теперь реестр расположен на официальном сайте в области госзакупок ЕИС.
Где найти
С реестром недобросовестных поставщиков можно ознакомиться . На ресурсе содержится одновременно три реестра недобросовестных поставщиков: по 44-ФЗ, по 223-ФЗ и по Постановлению Правительства №615 от 2016 года (подрядчиков в области государственного контракта). Данные реестры не пересекаются друг с другом: участники, которые состоят в реестре по 44-ФЗ, могут участвовать в закупках по 223-ФЗ и наоборот.
Сведения о недобросовестных поставщиках находятся в открытом доступе и доступны для ознакомления всем желающим.
Но при закупках по 223-ФЗ заказчики вправе установить требование об отсутствии поставщика в РНП по 44-ФЗ. Это значит, что если участник закупки указан только в одном реестре по 44-ФЗ, то его могут отстранить от участия в закупке по 223-ФЗ.
Для удобства в реестре доступны фильтры: по дате включения в реестр и номеру закона, в рамках которого сведения о поставщике попали в реестр.
Причины включения в реестр
В ст. 104 44-ФЗ предусмотрено три основания для включения сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков. Такими основаниями являются:
- Уклонение от подписания контракта победителем закупки.
- Расторжение контракта в одностороннем порядке из-за существенного нарушения условий договора.
- Расторжение контракта по судебному решению.
Если контракт был расторгнут по соглашению сторон или без существенного нарушения условий его реализации, то сведения в реестр не передаются.
Причинами уклонения от подписания контракта не всегда бывает злой умысел. Например, участника могут признать уклонистом, если:
- Он своевременно не предоставил протокол разногласий или допустил ошибки при его оформлении.
- Он предоставил банковскую гарантию, которая не отвечает требованиям.
- Поставщик не успел оформить банковскую гарантию, и у него отсутствуют денежные средства для внесения обеспечения (данная причина актуальна при реализации контракта на крупную сумму).
- Не предъявил заказчику документы, подтверждающие внесение обеспечения.
- Не перечислил обеспечение исполнения контракта в полном объеме. Такая ситуация может возникнуть, например, при применении антидемпинговых мер к поставщику (когда начальная цена контракта снизилась на 25% и более). В указанном случае поставщик должен перечислить обеспечение исполнения контракта в 1,5-м размере от стандартного.
- Контракт не был подписан из-за человеческого фактора. Например, сотрудник не успел подписать контракт на электронной площадке из-за того, что перепутал сроки, или заболел ответственный за подписание контракта сотрудник.
- Контракт не был подписан по техническим причинам. Например, при подписании контракта у поставщика возникли сбои с программным обеспечением или проблемы с доступом в интернет.
- Истек срок действия ЭЦП, которая необходима для подписания контракта в электронном формате.
Некоторых проблем при подписании контракта поставщику можно избежать. Если поставщик не успевает оформить банковскую гарантию к нужному сроку, то он может продлить временные рамки на подписание контракта через оформление протокола разногласий. Но право на оформление такого протокола ему принадлежит только единожды.
В некоторых случаях победитель закупки может отказаться от подписания контракта на законных основаниях, и тогда у него есть возможность оспорить включение в реестр в антимонопольной службе. Например, победитель может отказаться от подписания контракта, если его предлагается заключить на условиях, отличающихся от условий документации, заявки на участие и проекта контракта.
Другое основание для внесения сведений о поставщике в реестр – это односторонний отказ от исполнения контракта со стороны заказчика в связи с существенным нарушением договорных условий. На основании п. 9 ст. 95 44-ФЗ заказчик вправе принять такое решение, если подобная возможность была прописана в тексте контракта. Случаи, когда контракт допускается расторгнуть в одностороннем порядке, прописаны в Гражданском кодексе. Это, например, выполнение работ с ненадлежащим уровнем качества, если такие недостатки не могут быть устранены в разумные сроки, или поставщик отказался от устранения недостатков.
Также к существенному нарушению условий исполнения контракта относят:
- Неоднократное нарушение сроков и объема выполнения работ, которые предусмотрены контрактом, включая график (календарный план).
- Подрядчик не приступает к исполнению контракта в установленные сроки или выполняет работы настолько медленно, что их своевременное завершение недопустимо.
- При отступлении в выполнении работ от условий контракта.
- В случае если по результатам экспертизы были выявлены существенные нарушения условий исполнения контракта.
- Если поставщик предоставил недостоверные сведения о себе в процессе закупки.
Если в контракте не предусмотрена возможность для одностороннего расторжения, то договор допускается расторгнуть в судебном порядке. Наличие судебного решения о расторжении контракта является основанием для включения сведений в реестр.
Основания для включения поставщика в реестр появляются после вступления решения суда в законную силу (на основании п. 3 ст. 453 Гражданского кодекса).
Информация, включаемая в РНП
В РНП передаются сведения об уклонившихся от подписания контракта поставщиках, которые были признаны победителями по результатам конкурентной процедуры. Если от подписания контракта уклонился единственный поставщик (например, субъект естественных монополий), то сведения о нем не включаются в реестр.
Информация об уклонившемся победителе закупки включается в реестр независимо от факта подписания заказчиком контракта с участником, который стал вторым. Даже если второй участник так же уклонился от подписания контракта, то информация о победителе закупки включается в реестр.
Законодательно предусмотрено только одно основание для включения сведений о единственном поставщике в реестр – если тот уклонился от подписания контракта по результатам несостоявшейся конкурентной процедуры. Например, данный поставщик стал единственным участником, который подал заявку на участие в аукционе. По результатам закупки заказчик принял решение признать ее несостоявшейся и решил подписать контракт с единственным поставщиком (на основании ч. 5 ст. 104 44-ФЗ). Если поставщик откажется от подписания контракта, то данные о нем будет переданы в РНП.
В реестр передаются сведения обо всех недобросовестных участниках сферы государственных закупок: юридических лицах, индивидуальных предпринимателях и физических лицах. Перечень лиц, включаемых в реестр, который указан в ч. 2 ст. 104, является закрытым. В связи с этим передача сведений в реестр об участнике, который стал вторым, не допускается. Связано это с тем, что у второго участника отсутствует обязанность подписать контракт при уклонении победителя. И возможность передачи сведений от второго участника в реестр не предусмотрена.
По письму МЭР от 2015 года №Д28и-3717 можно сделать вывод, что информация о расторгнутых контрактах с единственным поставщиком не включается в реестр. Это связано с тем, что информация о контрактах с единственным поставщиком отсутствует в реестре контрактов и в РНП нужно указывать дату проведения конкурентной процедуры. Но в ч. 2 ст. 104 44-ФЗ сказано, что в реестр передаются сведения обо всех поставщиках, с которыми были расторгнуты контракты из-за существенного нарушения условий исполнения. Исключения в части контрактов с единственным поставщиком в 44-ФЗ не представлены.
Сведения об участниках, которые были отстранены заказчиком от дальнейшего участия в закупке, в реестр не передаются.
Правовые последствия для поставщиков
Реестр недобросовестных поставщиков стимулирует компании к добросовестному исполнению обязательств в рамках государственной закупки, ведь попадание в реестр исключает для поставщика возможность участия в закупках в течение 2 лет. Именно столько будут находиться сведения о компании в реестре. По окончании этого срока сведения из реестра недобросовестных поставщиков исключают (по ч. 9 ст. 104 44-ФЗ).
Отсутствие компании в реестре указывает на то, что компания ранее добросовестно исполняла свои обязательства или является новичком в сфере государственных закупок.
На основании 44-ФЗ заказчики вправе установить требование об отсутствии сведений о компании в реестре недобросовестных поставщиков в закупочной документации. Хотя данное требование не является обязательным, но практически все закупки проводятся с данным условием.
Так как в реестр передаются сведения не только о поставщике, но и об учредителях юрлица, то это исключает возможность учреждения нового общества собственниками для свободного участия в закупках.
Сведения о компании в реестре могут быть исключены досрочно, если поставщику удастся их обжаловать в суде или ФАС.
Процедура внесения информации об участнике закупки в РНП
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, включая требования к технологическим и программным средствам его ведения, определены Постановлением Правительства от 2013 года №1062 и ст. 104 44-ФЗ.
Процедура включения сведений об участнике закупки в реестр включает в себя следующие этапы:
- Заказчик формирует и передает в ФАС установленный комплект документов. Сведения в ФАС направляются в электронном или бумажном формате. Сопроводительное письмо подписывает уполномоченный сотрудник заказчика собственноручно или посредством ЭЦП.
- ФАС проверяет предоставленный комплект документов в течение 5 рабочих дней.
- По результатам проверки предоставленных сведений ФАС передает данные в реестр в течение 3 рабочих дней.
При отсутствии каких-либо документов ФАС вернет их заказчику в течение 3 рабочих дней. Причины возврата предоставленных сведений антимонопольный орган должен изложить в письменной форме и передать их заказчику (например, неполный комплект сведений). В этом случае сведения о поставщике не передаются в реестр.
В случае если ФАС своевременно не внесла сведения о единственном поставщике в реестр контрактов, то заказчик вправе пожаловаться на нее в уполномоченную инстанцию. Для этого ему следует обратиться в прокуратуру (по ч. 1 ст. 1 Закона от 1992 года №2202-1).
Перечень документов и сроки передачи информации
При отправке сведений о поставщике для включения их в реестр заказчику нужно учитывать комплект документов, которые он передает в реестр, и сроки для передачи. Нарушение комплектности сведений и сроков передачи информации приравнивается к неисполнению заказчиком своих обязанностей о включении информации в РНП.
Перечень документов и сроков будет отличаться в зависимости от основания включения сведений о компании в реестр. Если таким основанием является уклонение победителя закупки от подписания контракта (наиболее распространённая причина передачи сведений в реестр), то в ФАС передаются такие сведения:
- Наименование компании, ее местонахождение, ИНН или его аналог в отношении юрлиц.
- ФИО, ИНН или аналог (для иностранных граждан) в отношении физлиц.
- Наименование компании-учредителя и ее ИНН или ФИО учредителей компании, членов исполнительного органа юрлиц.
- Дата проведения электронного аукциона, подведения итогов конкурса, запроса предложений и котировок.
- Выписка из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие.
- Прочие документы, которые подтверждают уклонение от подписания контракта.
При уклонении победителя закупки от подписания контракта сведения о нем передаются в РНП в течение 3 рабочих дней после уклонения победителя от подписания контракта, согласно ч. 4 ст. 104 44-ФЗ.
Если от подписания контракта уклонился единственный поставщик, то, помимо общих сведений о компании и ее учредителе, в реестр передаются следующие данные:
- Дата признания закупки несостоявшейся.
- Протокол рассмотрения заявок на участие, где указано решение о признании закупки несостоявшейся и подписании контракта с единственным поставщиком.
- Прочие документы, свидетельствующие об отказе подписывать контракт единственным поставщиком.
В указанном случае сведения об уклонившемся единственном поставщике передаются для включения в реестр в течение 3 дней после истечения сроков для подписания контракта (по ч. 5 ст. 104 44-ФЗ).
В случае расторжения контракта в одностороннем порядке и по решению суда заказчик передает в ФАС следующую информацию:
- Дата заключения неисполненного контракта или исполненного ненадлежащим образом контракта.
- Объект закупки, цена контракта и сроки его исполнения.
- Идентификационный код закупки (начиная с 2017 года).
- Копия решения об одностороннем расторжении с обоснованием причин.
- Копия судебного решения.
Сведения передаются в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта (по ч. 6 ст. 104 44-ФЗ).
Административная ответственность заказчика за непредоставление или несвоевременное предоставление сведений и документов в ФАС
Включение сведений о компании в реестр недобросовестных поставщиков – это не право, а обязанность заказчика.
Если заказчик не исполнит обязанность по внесению сведений о компании в реестр недобросовестных поставщиков, допустит просрочку при ее исполнении либо предоставит в ФАС недостоверную информацию, то ему грозит административный штраф в размере 20 тыс. р. на основании ч. 2 ст. 7.31 КоАП.
Таким образом, реестр недобросовестных поставщиков представляет собой общедоступную информацию, которая размещается в ЕИС и содержит данные об участниках закупок, признанными недобросовестными в результате их уклонения от подписания контракта или в связи с существенным нарушением условий контракта. За ведение реестра уполномочен контролирующий орган в сфере государственных закупок – Федеральная антимонопольная служба. Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру воздействия на поставщиков, направленную на стимулирование участников к добросовестному исполнению обязательств в рамках подписания и реализации контрактов.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно.