Реестр со НКО

Минэкономразвития России сформирован реестр СОНКО-получателей поддержки

Дата публикации: 05 Июня 2020

Минэкономразвития России сформирован реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которым будут предоставлены дополнительные меры поддержки в соответствии с подпунктами «а» и «в» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам встречи с участниками общероссийской акции «Мы вместе» 30 апреля 2020 г. и совещания о санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации, состоявшегося 11 мая 2020 г.

В реестр включены СОНКО, которые с 1 января 2017 г. являлись:

  • получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

  • получателями грантов Президента Российской Федерации;

  • поставщиками социальных услуг;

  • исполнителями общественно полезных услуг.

Данные в реестр были поданы органами исполнительной власти регионального и федерального уровня, органами местного самоуправления, Минюстом России и Фондом президентских грантов.

Организации, включенные в реестр, получат следующие виды поддержки:

  • предоставление субсидируемых льготных кредитов, выдаваемых СОНКО на выплату части заработной платы своим сотрудникам (постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2020 г. № 696 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности»);

  • продление на шесть месяцев сроков уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, налогов (в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами) и авансовых платежей по налогам, за исключением НДС (постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2020 г. № 685);

  • освобождение от уплаты налогов, авансовых платежей по налогам, сборов по налогу на прибыль организаций — в части ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате во втором квартале 2020 года (проект федерального закона № 953580-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции»);

  • расширение налоговых стимулов участия в благотворительности юридических лиц для организаций, вошедших в реестры. Юридические лица, передавшие на безвозмездной основе некоммерческим организациям имущество (включая денежные средства), смогут включить их в состав внереализационных расходов при определении ими налоговой базы по налогу на прибыль организаций (проект федерального закона № 953580-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции»).

Реестр обновлен 21 июля 2020 года с учетом сверки информации с данными ФНС. По результатам дополнительной проверки в реестр включены СОНКО с уточненными ИНН и ОГРН, а также СОНКО, дополнительно представленные федеральными и региональными органами власти и Фондом президентских грантов.

Выражаем благодарность Фонду президентских грантов и фонду «Нужна помощь» за помощь в верификации данных.

Для представителей банков: задать уточняющие вопросы по реестру можно по электронной почте sonko@economy.gov.ru

Прикрепленные файлы:

  • Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которым будут предоставлены дополнительные меры поддержки

Виды деятельности НКО

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, некоммерческая организация может осуществлять один или несколько видов деятельности, не запрещенных Законом и соответствующих целям деятельности, предусмотренным ее учредительными документами.

Законодательством Российской Федерации установлены определенные ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации определенных организационно-правовых форм. Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании специальных разрешений (лицензий).

Предпринимательскую деятельность, согласно Закону РФ «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация может осуществлять только для достижения целей, ради которых она создана. Такой деятельностью Закон признает приносящее прибыль производство товаров и услуг, которые отвечают целям учреждения некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Ограничения для НКО

На предпринимательскую деятельность отдельных видов некоммерческих организаций Законодательством Российской Федерации могут накладываться определенные ограничения. Так, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2007 г. № 1227-р, четко определен перечень видов предпринимательской деятельности, которую вправе осуществлять некоммерческая организация–собственник целевого капитала.

Некоммерческая организация–собственник целевого капитала – это некоммерческая организация, часть имущества которой сформирована за счет пожертвований, внесенных жертвователем в виде денежных средств, и передана некоммерческой организацией в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности некоммерческой организации. Такие некоммерческие организации могут быть зарегистрированы только в организационно-правовой форме фонда, АНО, общественного фонда, общественной или религиозной организации.

Почему статус исполнителя общественно полезных услуг чаще всего остается только статусом.

Три с лишним года в России действует закон об НКО — исполнителях общественно полезных услуг. Закон призван поддерживать надежные социально ориентированные организации с качественными услугами: давать им длинные (от двух лет) субсидии, имущественную, информационную и другую помощь от региональных властей.

Призван, но мало где поддерживает реально.

ИОПУ без обязательств

Чтобы получить статус, организация, хорошо работающая как минимум год, не имеющая долгов и статуса «иностранного агента», подает в региональное профильное министерство/департамент документы, чтобы получить заключение о качестве услуг, с которыми она хочет войти в реестр ИОПУ. Это заключение вместе с пакетом документов подается в Минюст, Минюст добавляет организацию в реестр. Подробный механизм описан в памятке для НКО.

Статус дается на два года, его можно продлевать. Если организация не продлевает, то она автоматически исключается из реестра, но членство в нем можно возобновить. Исполнитель может оказывать только услуги, входящие в утвержденный правительством перечень.

Согласно закону №287-ФЗ, НКО-ИОПУ «имеют право на приоритетное получение мер поддержки в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами».

Права некоммерческих организаций на приоритетную поддержку в законе прописаны. А вот обязанность властей предоставить ее — нет.

Поэтому в некоторых субъектах РФ есть фора для ИОПУ на конкурсах региональных субсидий, а в других только участие на общих основаниях. Есть департаменты — например в Чувашии или Волгоградской области, — проводящие отдельные конкурсы среди организаций — исполнителей ОПУ. Но таких регионов единицы.

Могут или должны?

В Тюменской области входить в реестр, например, выгодно: там власти дают всю поддержку, описанную в законах.

«У нас в регионе есть отдельное постановление «Об утверждении порядка предоставления субсидии из областного бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям”. По этому единому постановлению работают все департаменты социальной сферы. На конкурсах субсидий организация-исполнитель общественно полезных услуг получает плюс два балла», — комментирует АСИ Юлия Мясникова, начальник отдела поддержки и развития негосударственных организаций и общественных связей департамента социального развития Тюменской области.

По словам Мясниковой, все СОНКО-ИОПУ уже имеют помещения; чтобы их получить, статус не требовался. В Тюмени ведется реестр свободных городских помещений и некоммерческие организации могут на них претендовать. Также в регионе есть проект «Приходи и работай» для организаций, реализующих президентские гранты, которым помещения нужны разово, — они подают заявку и могут пользоваться подходящими площадями.

Высказать мнение, почему в разных регионах власти помогают ИОПУ неодинаково, тюменская чиновница затрудняется.

«Может быть, мы по-разному читаем законы… Но мы считаем, что если написано «НКО могут получать поддержку”, значит, должны… Наверное, это вопрос личной ответственности госслужащих».

В Белгородской области исполнителей общественно полезных услуг тоже стараются поддерживать. Но уровень поддержки зависит от района.

«Мы работаем в трех городах: Белгороде, Губкине и Старом Осколе. Закон оправдал себя не везде, но в большей степени. Вот администрации Старооскольского городского округа хочется сказать спасибо: буквально на днях нам предоставили на пять лет бесплатно помещение, которое мы раньше брали в льготную аренду, — рассказывает АСИ руководитель Центра абилитации детей-инвалидов и помощи молодым семьям «Свет надежды» Надежда Клубаева. — Каждый год мы получаем субсидии от правительства Белгородской области. Но в целом — закон будет работать, если его отшлифовать до совершенства, если в нем будет написано, что должны «.

Если в Тюменской области на момент публикации этого материала 13 исполнителей общественно полезных услуг, а в Белгородской — 10, то в Ярославской он один. Было два, но региональная общественная организация инвалидов «Лицом к миру» не стала продлевать статус.

Занятия в бассейне. Фото: сайт ЯРООИ «Лицом к миру»

«Лицом к миру» была одной из первых НКО-ИОПУ в стране. Она получила статус еще в 2017 году, когда заключения о качестве услуг выдавали не региональные, а федеральные министерства. На оформление потратили почти полгода — и разочаровались.

«Только в конце прошлого года наши департаменты стали давать незначительное количество баллов исполнителям ОПУ на конкурсах субсидий, — рассказывает Агентству социальной информации председатель совета ЯРООИ «Лицом к миру» Наталия Жужнева. — Больше преференций нет вообще никаких. В самом начале нашего пути, я считаю, статус помог нам получить помещение: , говорили, что мы исполнители общественно полезных услуг, помогите нам, пожалуйста. Нам дали. И всё.

В законе прописано, что субсидии должны предоставлять на срок от двух лет, но сколько бы мы ни говорили с нашими региональными властями — они нам отвечали: «Нет, должен быть отдельный конкурс среди исполнителей услуг, и в нем мы будем предусматривать два года. А в «обычном” конкурсе субсидий мы могли получать только поддержку на год, как и все».

«Нет обязанности у региональных и местных чиновников поддерживать СОНКО-ИОПУ. Нет модели взаимодействия, тиражирования лучших практик. Поэтому каждый действует исходя из своего понимания», — комментирует директор Агентства социальной информации Елена Тополева.

Зачем нам статус ИОПУ, если есть гранты

Поддержка исполнителей общественно полезных услуг «пиарится» государством довольно слабо в сравнении, например, с поддержкой победителей конкурсов Фонда президентских грантов. Профит неясный, аббревиатура опять же не самая благозвучная. Стимул для самих чиновников отдельно финансировать ИОПУ тоже неочевиден — он скорее в плоскости личной ответственности и желания укреплять надежность и прозрачность организаций на своей территории. Отдельного рейтинга регионов по работе с ИОПУ в России нет, губернаторов и министров за эту работу не поощряют.

Фото: Фонд президентских грантов

В то же время у президентских грантовых проектов (и это хорошо) продвижение на хорошем уровне: и публикации в СМИ, которые НКО-грантополучатели прикладывают к отчетам, и раскрутка в соцсетях фонда, и внимание журналистов к раздаче-освоению крупных сумм денег, и прозрачный единый для всех и потому понятный извне механизм поддержки с четкими сроками и несложным документооборотом.

Также важно, что президентскими грантами поддерживаются не только услуги из определенного правительственного перечня, но и вся другая общественная деятельность: правозащита, природоохранная работа, сохранение исторической памяти, поддержка одаренных детей и др.

Если бы, например, статус ИОПУ гарантировал организациям возможность получить помещение от муниципалитета/района — это был бы крупный бонус и хороший пиар для реестра.

Еще лучше — если бы регионы гарантировали поддержку текущей, не проектной, деятельности исполнителей услуг в ситуации кризиса.

«Было бы правильно, например, если бы какие-то расходы организаций финансировались государством вне конкурсов субсидий. Если НКО оказывают востребованные услуги — по идее, государство должно их страховать, например, в случае неудачи в грантовых конкурсах. Во Франции, допустим, такой опыт уже применяется: в определенных некоммерческих организациях, которым доверяют профильные департаменты, государство обеспечивает возможность платить зарплаты ключевым сотрудникам», — говорит Елена Тополева.

Упрощает ли жизнь «упрощенка»

С 15 сентября 2020 года НКО, успешно реализовавшие президентские грантовые проекты, смогут входить в реестр исполнителей общественно полезных услуг без оценки качества их работы региональными министерствами. Федеральный закон об «упрощенке для победителей» Владимир Путин подписал 19 марта.

Фонд президентских грантов регулярно проводит оценку реализации «своих» проектов, получивших финансирование, ее результаты публикуются на странице оценка.гранты.рф. Именно эта оценка будет подтверждением качества работы потенциальных ИОПУ. Порядок, как это будет работать, Минюст пока еще разрабатывает.

Важно: реализованный грантовый проект должен относиться к тому же направлению помощи, что и услуга, которую организация хочет оказывать как ИОПУ.

Прежний механизм вхождения в реестр (через заключение от региональных министерств) тоже продолжит действовать. Просто у некоторых НКО появятся варианты, где запрашивать оценку качества — в администрациях или Фонде президентских грантов.

Для многих это хорошая новость, но по сути реформа спорная.

«Грантовый проект может быть уже или, наоборот, шире оказываемой услуги. Если проект и услуга совпадают — тогда понятно, но если проект реализуется не только в русле этой услуги, если он еще про что-то другое, — в этом случае неясно, как определить, что организация оказывает услугу надлежащего качества», — рассуждает Елена Тополева.

***

Статус исполнителя общественно полезных услуг стал «знаком качества» для НКО, и в этом его плюс. Например это важная «почетная грамота» в портфолио претендентов на гранты корпоративных фондов: обычно ИОПУ имеют хорошие отношения с властями.

Но если бы работа с исполнителями услуг велась как должно — тогда статус мог бы стать гарантией выживания надежных и прозрачных некоммерческих организаций.

Религиозное объединение — организация, образованная в целях совместного исповедания и распространения религиозного учения

«Религиозные организации, зарегистрированные в Российской Федерации на 1 января 2011 г.»

1. Русская православная церковь
2. Российская православная автономная церковь
3. Русская православная церковь за границей
4. Истинно-православная церковь
5. Российская православная свободная церковь
6. Украинская православная церковь (Киевский патриархат)
7. Русская православная старообрядческая церковь
8. «Русская Древлеправославная Церковь»
9. «Древлеправославная поморская церковь»
10. «Греко-католическая церковь»
11. Армянская апостольская церковь
12. «Церковь Евангельских Христиан в Духе Апостолов»
13. «Российская церковь христиан веры евангельской»
14. «Евангелическо-лютеранская церковь»
15. «Единая евангелическо-лютеранская церковь России»
16. «Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии»
17. «Новоапостольская церковь»
18. «Методистская церковь»
19. «Евангелическо Реформатская Церковь России»
20. «Свидетели Иеговы»
21. Церковь объединения (Муна)
22. Церковь Божией матери «державная»
23. «Церковь последнего завета»
24. Сознание Кришны (вайшнавы)

«Религиозные организации России деструктивного характера»

1. Деструктивные религиозные организации сатанистской ориентации

Центр «Юнивер»
«Черный дракон»
«Церковь Нави»

2. Деструктивные религиозные организации и некоторые религиозные группы матрицы «Экология духа, оккультизм и язычество»

«Новый Акрополь»
«Белое Братство»
«Международный центр космического сознания»
Группы славянского язычества: группа Доброслава
«Экология сознания»
«Движение Грааля»
Последователи учения Карлоса Кастанеды
Ассоциация «Колыбель Сибири»
Центр йоги «Крылья совершенства»
«Семья Детей Бога»
«Ошмарий-Чимарий»
«Внутренний круг» последователей Порфирия Иванова
«Рэйки»
«Энерсенс»
Розенкрейцеры: «Международная Школа Золотого Розенкрейца»
Группа В. Столбуна
«Троянова тропа»
«Церковь Последнего Завета»
«Международный эзотерический центр «Vita»
Некоторые группы религиозного движения «Нью Эйдж»
Группа О. Андреева
Храм «Шеол»
Группа Марии де Эльфана
«Белая экология»
«Стрелы Урилы»
«Удмурт Вось»
Некоторые группы нейролингвистического программирования
«Школа Диворга»
«Тетрада»
«Орден Храма Солнца»
Центр «Единение»
Бажовцы
Зеленое братство
Школа единения «Всеволод»
«Академия Золотова»

3. Религиозные группы и деструктивные религиозные организации восточной ориентации

«Ананда Марга»
«АУМ Синрике»
«Радха Соами Сатсангх»
«Брахма Кумарис»
Последователи Бабаджи
«Бахаи»
«Шри Чайтанья Сарасват Матх»
Культ Шри Чинмоя
«Международное Общество Сознания Кришны»
«Миссия Божественного Света»
Культ Раджниша (Ошо)
Центр «Униведа»
«Сахаджа-йога»
Культ Сатьи Саи Бабы
«Трансцендентальная медитация»
Тантрические секты: «Тантра-Сангха»
Миссия Чайтаньи «Институт Знания о Тождественности»
«Тоицу Кекай»
«Восточный Дом»
«Белый лотос»
Культ Ауробиндо Гхоша
Центр «Ананда»

4. Деструктивные религиозные организации западной ориентации

«Богородичный Центр»
«Свидетели Иеговы»
«Церковь Объединения»
«Церковь Откровения»
«Церковь Христа» (Бостонское движение)
«Семья»
«Ревнители истинного благочестия»
Религиозная организация «Традиции, семья, собственность»
Общество трезвенников братца Иоанна Чурикова
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней
Секта скопцов

5. Коммерческие культы: «Гербалайф»

Религиозные организации России

«Перечень некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»»

1. «Национал-большевистская партия» (решение Московского городского суда от 19.04.2007 о запрете деятельности).

2. Религиозная группа Краснодарская Православная Славянская община «ВЕК РА» (Ведической Культуры Российских Ариев) Скифской Веси Рассении (решение Краснодарского краевого суда от 05.10.2006 о запрете деятельности).

3. «Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь» (решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 13.04.2006 о ликвидации).

4. Местная религиозная организация Асгардская Славянская Община Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов (решение Омского областного суда от 30.04.2004 о ликвидации).

5. Местная религиозная организация Славянская Община Капища Веды Перуна Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов (решение Омского областного суда от 30.04.2004 о ликвидации).

6. Религиозная организация Мужская Духовная Семинария Духовное Учреждение профессионального религиозного образования Древнерусской Инглиистической Церкви Православных Староверов-Инглингов (решение Омского областного суда от 30.04.2004 о ликвидации).

7. Международное религиозное объединение «Нурджулар» (решение Верховного Суда Российской Федерации от 10.04.2008 о запрете деятельности).

8. Общественное объединение Ахтубинское народное движение «К Богодержавию» (решение Ахтубинского городского суда Астраханской области от 17.07.2008 и определение Судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 17.09.2008).

9. Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат» (решение Верховного Суда Российской Федерации от 07.05.2009).

10. Местная религиозная организация Свидетели Иеговы «Таганрог» (решение Ростовского областного суда от 11.09.2009 и определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2009).

11. Рязанская городская общественная патриотическая организация «Русское национальное единство» (заочное решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 12.02.2008 и определение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 24.12.2009).

12. Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС») (решение Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2010).

13. Группа «Джамаат мувахидов» (решение Ленинского районного суда города Астрахани от 19.10.2007).

14. «Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая» (решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 09.07.2010).

15. Приморская региональная правозащитная общественная организация «Союз славян» (решение Приморского краевого суда от 28.07.2010).

16. Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра» (решение Верховного Суда Российской Федерации от 15.09.2010).

17. Местная организация города Краснодара – «Пит Буль» («Pit Bull») (решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 24.08.2010).

18. Региональное общественное объединение «Национал-социалистическая рабочая партия России» («НСРПР») (решение Судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 22.09.2010).

19. Межрегиональное общественное движение «Славянский союз» (решение Московского городского суда от 27.04.2010).

20. Межрегиональное общественное объединение «Формат-18» (решение Московского городского суда от 20.12.2010).

21. Религиозная группа «Благородный Орден Дьявола» (решение Верховного Суда Республики Мордовия от 27.12.2010).

22. Межрегиональное общественное движение «Армия воли народа» (решение Московского городского суда от 19.10.2010).

23. Местная общественная организация «Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца» (решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 16.05.2011).

24. Межрегиональное общественное объединение «Духовно-Родовая Держава Русь» (решение Московского областного суда от 05.04.2011 и определение Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2011).

25. Татарстанское региональное отделение общероссийского патриотического движения «Русское национальное единство» (решение Верховного суда Республики Татарстан от 21.05.2003).

26. Религиозная группа Соколова О.В., Русских В.В. и Петина А.Г., исповедующая, культивирующая и распространяющая идеи доктрины «Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов» (решение Майкопского районного суда Республики Адыгея от 12.12.2008).

27. Межрегиональное объединение «Русский общенациональный союз» (решение Владимирского областного суда от 30.05.2011 и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.09.2011).

28. Межрегиональная общественная организация «Движение против нелегальной иммиграции» (решение Московского городского суда от 18.04.2011 и определение Верховного Суда Российской Федерации от 09.08.2011);

29. Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH») (решение Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012).

«Новости»

В РПЦ предложили обязать контрабандистов покупать товары для малоимущих
Председатель
синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Московского
патриархата Всеволод Чаплин предложил обязать компании, пытающиеся
провезти в России санкционные продукты, покупать товары для малоимущих,
передает m24.ru.
Подробнее на РБК: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/55c4caef9a79470bee3bc2fb

В РПЦ заявили о необходимости смены элит в России

В России должна
произойти определенная ротация властных элит. Об этом заявил глава
синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей
Всеволод Чаплин, передает Интерфакс.
Подробнее на РБК: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/55c0cbbf9a7947cc68b19c3e

Избран новый муфтий Татарстана.

РБК 17.04.2013, Казань
13:05:31 На VI внеочередном съезде мусульман Татарстана избран новый
муфтий республики. Как передает «РБК-Татарстан», им стал временно
исполнявший эти обязанности 28-летний имам мечети «Тынычлык» Камиль
хазрат Самигуллин.
ссылка; http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20130417130531.shtml

Минюст РФ опубликовал список религиозных организаций, в отношении которых планирует подать иски о ликвидации

Министерство юстиции Российской Федерации обнародовало список
религиозных организаций, в отношении которых планирует подать иски о
ликвидации. Согласно опубликованному сегодня на официальном сайте
Министерства юстиции перечню, в него попали 56 религиозных организаций.
ссылка: http://www.newsru.ru/religy/15oct2008/minjust.html

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх