Резерв, что это?

Никогда не стоит думать,

Как налоги сократить —

Все равно придет проверка

И начислит что-нибудь!

Так зачем же тратить силы,

Время попусту терять?

Заплатите сколько вышло,

Даже если денег нет:

И тогда ваш босс за это

Вас медалью наградит.

Вредные советы для бухгалтера

Итак, налог на прибыль рассчитан, сумма к уплате получилась большая, хотя дела в компании идут не настолько хорошо. Прежде чем отправлять декларацию по налогу на прибыль, ответим на вопрос: а нельзя ли еще подумать и учесть еще какие-то расходы?

Да, можно! Самое время вспомнить про резервы.

Примечание: учесть резервы в расходах по налогу на прибыль могут только организации, применяющие метод начисления (общий режим налогообложения).

Что такое резервы и в чем налоговая выгода

Резервы – это суммы предстоящих затрат, которые отражаются в составе расходов равномерно . В дальнейшем расходы, на которые был создан резерв, списываются за счет этого резерва.

Например, ежегодно работнику положен отпуск 28 календарных дней. Работник может пойти в отпуск через год и только тогда компания понесет расходы на оплату отпуска, но создать резерв на эти расходы можно заранее.

Ежемесячно можно отнести в резерв сумму оплаты за 2,33 дня (28 дней / 12 месяцев) плюс страховые взносы с этой суммы.

Если сотрудник несколько лет не был в отпуске, сумма может накопиться значительная: создавая резерв, мы равномерно учитываем ее в расходах, и, если в Налоговом Кодексе предусмотрено создание такого вида резерва, то уменьшаем сумму налога на прибыль .

Резервы в бухгалтерском и налоговом учете

резервы

налоговые

бухгалтерские

Цель

уменьшить

налоговую базу

по налогу на прибыль

обеспечить достоверность отчетности

Право или обязанность?

право

Обязанность

(некоторые резервы малые предприятия могут не создавать)

Бухгалтерские и налоговые резервы регулируются разными нормативными актами, поэтому не все резервы, которые создаются в бухгалтерском учете, можно принять в расходы для целей налога на прибыль.

Какие резервы можно создать в налоговом учете, чтобы уменьшить налог на прибыль?

Название резерва

Статья

Налогового Кодекса

Создается ли аналогичный резерв в бухгалтерском учете

Резерв по сомнительным долгам

Статья 266

да

Резерв на оплату отпусков

Статья 324.1

да

На выплату ежегодных вознаграждений по итогам года и за выслугу лет

Статья 324.1

да

По гарантийному ремонту и обслуживанию

Статья 267

да

На ремонт ОС

Статья 324, пункт 2

нет

Резерв предстоящих расходов на НИОКР

Статья 267.2

нет

Есть и другие специальные резервы, создаваемые в налоговом учете: на социальную защиту инвалидов, для обеспечения безопасности радиационно-опасных объектов, под обеспечение ценных бумаг для профессиональных участников рынка, банковские резервы, резервы для страховых организаций

Далее рассмотрим подробно, как создать резерв по сомнительным долгам.

Как создать резерв по сомнительным долгам по правилам 2017 года

1.Выявить сомнительные долги

Дебиторская задолженность покупателей

Встречные требования

=

Сомнительный долг

За товары, работы, услуги

Не погашена в срок, установленный договором

Не обеспечена залогом

Долги этому же контрагенту

2.Рассчитать сумму резерва:

Сомнительная задолженность включается в резерв в зависимости от срока ее возникновения:

До 45 дней

От 45 до 90 дней

Свыше 90 дней

не включается

50% от суммы

100%

Сумма резерва, создаваемого в налоговом учете , ограничена:

не может превышать 10% от выручки:

Период

Лимит

За отчетный период

(1 квартал, 6 месяцев, 9 месяцев)

наибольшая из 2-х величин:

10% от выручки за отчетный период

или

10% от выручки за прошлый год

за год

Не более 10% от выручки за текущий год

Для целей налогового учета сумму резерва на последнюю отчетную дату каждого квартала (года) пересматриваем заново с учетом ограничения:

сумму резерва на отчетную дату нужно сравнить с остатком предыдущего резерва (это те суммы резерва с прошлого квартала, которые не были списаны как безнадежные долги, или не были восстановлены в связи с погашением долга контрагентом)

если остаток резерва на последнюю дату предыдущего периода больше, чем текущий резерв с учетом ограничения, то сумму превышения нужно включить в доходы.

3.Оформить документы

1.На последнее число квартала составить акт инвентаризации дебиторской задолженности по форме ИНВ-17

2.Приказ руководителя «Сформировать резерв по сомнительным долгам»

4.Бухгалтерские проводки

Дебет 91 «Внереализационные расходы»

Кредит 63 «Резервы по сомнительным долгам»

По каждому сомнительному долгу в отдельности

Для целей налогового учета может быть принят не весь резерв, т.к. в налоговом учете установлено ограничение 10% от выручки

5.Где отразить резерв в отчетности:

Декларация по налогу на прибыль

В составе внереализационных расходов

Отчет о финансовых результатах

В составе прочих расходов

Баланс

Уменьшает показатель по строке дебиторская задолженность

6.Использование, восстановление и корректировки резерва

Если долг погашен:

Дебет 63 – Кредит 91 – восстановлен резерв

Если безнадежный долг списан:

Дебет 63 Кредит 62 – в пределах лимита

Дебет 91 Кредит 62 – сверх лимита

Корректировки резерва для целей налогового учета, связанные с ограничением 10% от выручки отражаются только в налоговых регистрах и не отражаются на счетах бухгалтерского учета

7.Учетная политика: формулировки, чтобы сблизить бухгалтерский и налоговый учет

Для налогового учета: резервы по сомнительным долгам создаются в порядке, предусмотренном статьей 266 НК РФ

Для бухгалтерского учета: оценочные резервы по сомнительным долгам создаются в соответствии с п.70 ПБУ по ведению бухгалтерского учета и отчетности, утв. Приказом 34н от 29.07.98,

порядок формирования: по задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней – 50% от суммы, свыше 90 дней – 100%

Фактически, мы переписали для бухгалтерской политики правила налогового учета из статьи 266 НК РФ, кроме ограничения в 10% от выручки.

Именно в этом ограничении и заключается отличие бухгалтерского и налогового учета резервов по сомнительным долгам, которое не может быть устранено за счет учетной политики.

В бухгалтерском учете резерв может зависеть только от срока возникновения, а ограничение 10% от выручки в бухгалтерском учете применить нельзя.

Это четвертая статья из серии «Законные схемы оптимизации налогов в 2017 году» , а следующая выйдет на портале ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС уже через неделю.

Задать вопрос автору статьи и присоединиться к обсуждению можно по адресу: http://finver.ru/blog/optimizaciya-nalogov

28 ноября 2014 Учет финансовых результатов

Финансовые результат деятельности предприятия формируют доходы и расходы от обычных видов деятельности и прочие доходы и расходы. Для учета доходов и расходов от обычных видов деятельности используется счет 90 «Продажи», на котором отражаются операции по реализации товаров, готовой продукции, оказание услуг, выполнение работ в случае, если это является обычным видом деятельности предприятия. Подробно счет 90 был разобран в этой статье.

Для отражения прочих доходов и расходов применяется счет 91, который имеет схожую структуру со счетом 90. Это также сложный счет, имеющий несколько субсчетов, каждый из которых предназначен для отражения конкретных операций.

Субсчета счета 91 «Прочие доходы и расходы»

Наиболее часто открываются следующие субсчета:

  • 91.1 – предназначен для отражения прочих доходов, суммы которых заносятся в кредит субсчета;
  • 91.2 – предназначен для отражения прочих расходов, которые заносятся в дебет субсчета;
  • 91.9 – формирование финансового результата (по аналогии с 90-м счетов) – по дебету субсчета фиксируется прибыль, полученная от прочих доходов и расходов, по кредиту – убыток.

К прочим доходам и расходам, отражаемым на счете 91, относятся внереализационные и операционные доходы и расходы. К слову сказать, чрезвычайные расходы не относятся к прочим, а отражаются непосредственно на счете 99 «Прибыли и убытки».

Какие доходы могут быть отражены по кредиту субсчета 91.1:

  • Арендные платежи от арендаторов;
  • Дивиденды, % по ценным бумагам, по выданным кредитам, займам;
  • Выручка от продажи основных средств, нематериальных активов, материалов, если это не является обычным видом деятельности организации;
  • Штрафы, пени, неустойки, полученные при нарушении контрагентом условий договоров и других соглашений;
  • Доходы от активов, полученных безвозмездно;
  • Возмещение ущерба, причиненного организации;
  • Прибыль прошлых лет;
  • Кредиторская задолженность с истекшим сроком давности;
  • Курсовые разницы и др.

Проводки по кредиту счета 91 субсчет 1

Д62 (76) К91.1 – отражена стоимость начисленных к получению арендных платежей.

Д62 (76) К91.1 – начислены к получению дивиденды, проценты по ценным бумагам.

Д62 К91.1 – выручка от реализации активов.

Д66 (67) К91.1 — % к получению по выданным кредитам, займам.

Д98 К91.1 – доходы от имущества, полученного безвозмездно.

Д62 К91.1 – отражена прибыль прошлых лет.

Д62 К91.1 – списана кредиторская задолженность с истекшим сроком давности.

Д57 (52) К91.1 – положительная курсовая разница от покупки валюты.

Д62 К91.1 – сумма резерва по сомнительным долгам включена в состав прочих доходов.

Д99 К91.1 – отражен убыток от прочих видов деятельности организации.

Какие расходы могут быть отражены по дебету субсчета 91.2:

  • Расходы по передаче имущества в аренду;
  • Себестоимость реализуемых активов: для основных средств и нематериальных активов – остаточная стоимость, для материальных и иных ценностей – фактическая себестоимость;
  • Расходы, связанные с продажей ОС, НМА, материальных ценностей, если эти продажи не являются обычным видом деятельности организации;
  • % по взятым кредитам, займам;
  • Комиссии банков и другие платы за услуги кредитных организаций;
  • Уплачиваемые штрафы, пени, неустойки;
  • Расходы по объектам на консервации;
  • Возмещение ущерба, причиненного организацией;
  • Убытки прошлых лет;
  • Дебиторская задолженность с истекшим сроком давности;
  • Курсовые разницы и др.

Проводки по дебету счета 91 субсчет 2

Д91.2 К01 – списана остаточная стоимость основного средства, направленного на продажу.

Д91.2 К04 – списана остаточная стоимость НМА, направленного на продажу.

Д91.2 К10 – списана себестоимость реализуемых материалов.

Д91.2 К66 (67) – начисленные к уплате % по взятым кредитам и займам.

Д91.2 К20 – затраты на консервацию объектов.

Д91.2 К60 – дебиторская задолженность с истекшим сроком давности включена в состав прочих расходов.

Д91.2 К99 – отражена прибыль от прочих видов деятельности.

Закрытие счета 91 в конце года

В течение месяца по дебету субсчета 91.2 и кредиту субсчета 91.1 копятся прочие расходы и доходы. В конце месяца вычисляется разность между дебетом и кредитом сч.91, выводится итоговое сальдо, которое отражается на субсчете 91.9 в корреспонденции со счетом 99. По дебету 91.9 фиксируется итоговая прибыль за месяц, по кредиту – убыток.

Таким образом, на конец месяца синтетический счет, в целом, имеет нулевое сальдо. Но на каждом отдельном субсчете сальдо остается и накапливается из месяца в месяц.

В конце года счет 91 закрывается.

Все субсчета (кроме 91.9) закрываются на субсчет 91.9 таким образом, чтобы конечное сальдо по каждому субсчету стало равным нулю.

Проводки по закрытию счета 99:

Д91.1 К91.9 – закрытие субсчета 91.1, проводка выполняется на сумму конечного кредитового сальдо субсчета 91.1.

Д91.9 К91.2 – закрытие субсчета 91.2, проводка выполняется на сумму конечного дебетового сальдо субсчета 91.2.

Таким образом, в конце года сальдо по каждому субсчету и по счету 91 в целом равно 0. В начала следующего года сч.91 открывается заново.

Под хозяйственными резервами в АХД понимают возможности повышения эффективности деятельности предприятия на основе достижений научно-

технического прогресса и передового опыта.

Слово «резерв» происходит от французского «reserve” или латинского «reservere», означающее соответственно «запас» и «сберегать, сохранять».

В связи с этим в экономической литературе и в практике анализа термин «резерв» употребляется в двояком значении.

Под резервами понимают:

1) запасы ресурсов (сырья, материалов, топлива, оборудования и т.д.), которые необходимы для обеспечения бесперебойной работы предприятия;

2) хозяйственные резервы, как возможность увеличения производства продукции, повышения её качества, снижения себестоимости, более полного и рационального использования всех видов ресурсов: трудовых, материальных, денежных.

Хозяйственные резервы могут быть включены в производство путем:

Ø ликвидации потери рабочего времени;

Ø укрепления трудовой дисциплины;

Ø повышения квалификации работников;

Ø снижения простоев технологического оборудования;

Ø экономного расходования материальных и денежных средств и т.д.

Экономическая сущность резервов увеличения эффективности производства состоит в наиболее полном и рациональном использовании всё возрастающего потенциала ради получения большего количества пользующейся спросом высококачественной продукции при наименьших затратах живого и овеществленного труда на единицу продукции.

Из определения следует, что основным источником резервов должно быть всё большее использование достижений научно-технического прогресса (НТП), повышение на этой основе производительности труда, применение ресурсосберегающих технологий.

Экономический рост, опирающийся на достижения НТП, беспределен, а источники резервов неисчерпаемы.

Для лучшего понимания, более полного выявления и использования хозяйственные резервы классифицируются по разным признакам.

I. По пространственному признаку выделяют:

1) внутрихозяйственные резервы — резервы которые выявляются и могут быть использованы только на исследуемом предприятии (потери рабочего времени и материальных ресурсов из-за низкого уровня организации производства, несовершенной технологии бесхозяйственности, воровства и т.д.);

2) отраслевые резервы – это резервы, которые могут быть выявлены только на уровне отрасли (разработка новых технологий, нового поколения технологического оборудования выведение новых сортов сельскохозяйственных культур, пород животных и т.д.);

3) региональные резервы – это резервы которые могут быть выявлены и использованы в пределах того или иного региона (использование местного сырья, и топлива, энергетических ресурсов, дешевой рабочей силы и т.д.);

4) общегосударственные резервы – это резервы использование которых возможно только путем проведения мероприятий на общегосударственном уровне управления. Это ликвидация диспропорций в развитии разных отраслей производства, изменение форм собственности и т.д.

II. По признаку времени резервы делятся на:

1) неиспользованные резервы – это упущенные возможности повышения эффективности производства;

2) текущие резервы — это возможности улучшения результатов хозяйственной деятельности, которые могут быть реализованы в течение ближайшего времени (месяца, квартала, года);

3) перспективные резервы – это резервы рассчитанные на время более одного года (обычно на несколько лет). Их связывают с инвестициями в производство (капитальными вложениями), инвестициями в инновации.

III. В зависимости от стадии жизненного цикла изделия различают:

1) резервы на предпроизводственной стадии;

2) резервы на стадии производства;

3) резервы на стадии эксплуатации.

На предпроизводственной стадии изучаются потребности в продукции её свойства, разрабатываются конструкция изделий, технология их производства. Исходя из этого, на этой стадии выявляются резервы повышения эффективности производства за счет улучшения конструкции изделия, усовершенствования технологии его производства, применения более дешевого сырья и т.д. Именно на этой стадии объективно содержатся самые большие резервы снижения себестоимости продукции.

На производственной стадии происходит освоение новых изделий, затем осуществляется их массовое производство. На этой стадии количество резервов уменьшается, их величина снижается, так как проведение работ по созданию производственных мощностей, налаживание процесса производства и его коренное изменение невозможно без значительного оттока средств.

Поэтому на этой стадии жизненного цикла изделий выявляются и используются в качестве резервов те изменения затрат ресурсов которые не затрагивают производственного процесса: улучшение организации труда; повышение интенсивности труда; сокращение простоев оборудования; экономия сырья и материалов.

На стадии эксплуатации объекта, включающей гарантийный и послегарантийный периоды, резервы зависят от качества выполненных работ при создании объекта.

IY. По стадиям процесса воспроизводства различают:

1) резервы в сфере производства (основные резервы);

2) резервы в сфере обращения, в т.ч.:

а) предотвращение различных потерь продукции на пути к потребителю;

б) уменьшение затрат связанное с хранением, перевозкой, продажей готовой продукции и приобретенных материальных ресурсов.

Y. В зависимости от элементов (факторов производства) резервы делят на:

1) резервы, связанные с наиболее полным и эффективным использованием основных фондов;

2) резервы, связанные с наиболее полным и эффективным использованием оборотных фондов ( предметов труда);

3) резервы, связанные с наиболее полным и эффективным использованием трудовых ресурсов.

YI. По экономической природе и характеру воздействия на результаты производства резервы делятся на:

1) резервы экстенсивного характера, связанные с использованием в производстве дополнительных ресурсов (материальных, трудовых, земельных, денежных);

2) резервы интенсивного характера, связаны с наиболее полным и рациональным использованием производственного потенциала, достижений НТП.

YII. По уровню затратоемкости освоения резервы делятся на:

1) резервы, требующие небольших затрат (например, сокращение потерь сырья и готовой продукции);

2) резервы, требующие значительных затрат (например, затраты связанные с внедрением достижений науки (новых техники и технологий) без проведения коренной реконструкции производства);

3) резервы, требующие больших затрат (например, затраты, связанные с реконструкцией и техническим перевооружением производства связанные с достижениями НТП).

YIII. В зависимости от способа выявления резервы делятся на:

1) явные резервы – это резервы которые легко выявляются по данным бухгалтерского учета и отчетности;

а) безусловные резервы;

б) условные резервы.

2) Скрытые резервы – это резервы связанные с внедрением достижений НТП, передового опыта и не планируемые.

К безусловным относятся резервы связанные с недопущением очень возможных потерь сырья и рабочего времени. Это недостачи и порча продукции и материалов на складах, производственный брак, потери от списания долгов, выплаченные штрафы и т.д.

Они, как правило, являются результатом бесхозяйственности, расточительства, невыполнения обязательств по договорам, воровства.

Для предотвращения таких потерь необходимо:

Ø навести порядок в хранении и перевозке ценностей;

Ø организовать действенный учет и контроль;

Ø обеспечить выполнение договорных обязательств;

Ø строго соблюдать финансовую и расчетную дисциплину и т.д.

К условным резервам относятся резервы связанные с недопущением перерасхода всех видов ресурсов по сравнению с действующими на предприятии нормами.

Условными они считаются потому, что служащие базой сравнения нормы не всегда оптимальны.

Х. По времени возникновения выделяют:

1) резервы, не учтенные при разработке планов;

2) резервы, возникающие после утверждения планов.

Первый вид резервов – это упущенные возможности повышения эффективности производства, существовавшие в момент разработки планов, но неучтенные, что является признаком недостаточной обоснованности и не проработанности планов.

Научно обоснованная классификация резервов позволяет более глубоко понять их сущность и на этой основе организовать поиск резервов комплексно и целенаправленно.

Хозяйствующие субъекты имеют право формировать в системе бухгалтерского учета различные виды резервов. Одни из них создаются в обязательном порядке, другие — добровольно. В большинстве случаев отражение резервов в налоговом учете позволяет фирмам увеличивать расходы, что дает возможность получить от государства бесплатную отсрочку по уплате налога на прибыль организаций.

Ключевые слова: резервы, финансовый учет, налоговый учет, МСФО.

В системе бухгалтерского учета для отечественных хозяйствующих субъектов предусмотрена возможность создавать различные виды резервов. Они могут формироваться для уточнения оценки отдельных объектов бухгалтерского учета, а также для покрытия предстоящих расходов.

Перечни потенциальных резервов в финансовом и налоговом учете, к сожалению, различаются. В таблице 1 представлена информация о возможности создания резервов в финансовом учете предприятия.

Таблица 1

Виды резервов в системе финансового учета хозяйствующего субъекта

Резервы

Целевое назначение

Бухгалтерские записи

1. Резервы под снижение стоимости материальных ценностей

Создаются в ситуациях, когда рыночная стоимость запасов становится ниже их фактической стоимости

Формирование:

Д-т счета 91/2 — К-т счета 14

Восстановление:

Д-т счета 14 — К-т счета 91/1

2. Резервы под обесценение финансовых вложений

Создаются в ситуациях, когда возникают признаки существенного снижения стоимости финансовых вложений

Формирование:

Д-т счета 91/2 — К-т счета 59

Восстановление:

Д-т счета 59 — К-т счета 91/1

3. Резервы по сомнительным долгам

Создаются в ситуациях, когда покупатели (заказчики) просрочили оплату своих долгов

Формирование:

Д-т счета 91/2 — К-т счета 63

Восстановление:

Д-т счета 63 — К-т счета 91/1

4. Резервы предстоящих расходов

Создаются в ситуациях, когда требуется реализовать на практике принцип начисления в учете (на гарантийные ремонт и обслуживание, на оплату отпусков работникам и пр.)

Формирование:

Д-т счетов 20, 23, 25 …

— К-т счета 96

Использование:

Д-т счета 96 — К-т счетов 60, 70, 69 …

В таблице 2 отражен перечень основных резервов, которые предприятия имеют право формировать в рамках налогового учета (в соответствии с 25 главой Налогового кодекса РФ (НК РФ) ).

Таблица 2

Основные виды резервов в системе налогового учета хозяйствующего субъекта

Резервы

Порядок создания

1. Резервы по сомнительным долгам (ст. 266 НК РФ)

При просрочке долга менее 45 дней резервы не создаются. При просрочке долга от 45 до 90 дней резервы создаются в размере 50 % суммы долга. При просрочке долга свыше 90 дней резервы создаются на полную сумму долга. Резервы на любую отчетную дату не должны превышать 10 % от выручки отчетного (налогового) периода

2. Резервы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию (ст. 267 НК РФ)

Размер резерва на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание не должен превышать установленного предельного значения (порядок его расчета зависит от срока функционирования фирмы в сфере гарантийного ремонта и гарантийного обслуживания (менее 3 лет или более 3 лет), согласно ст. 267 НК РФ)

3. Резервы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (НИОКР) (ст. 267.2 НК РФ)

Резервы можно формировать на срок реализации программы НИОКР, но не более 2 лет. Размер резервов не должен превышать планируемые расходы (согласно смете на НИОКР). В ст.267.2 НК РФ утверждена формула для расчета предельной величины отчислений в резервы, которая одновременно не должна превышать 20 % от суммы доходов отчетного (налогового) периода

4. Резервы на ремонт основных средств (ст. 324 НК РФ)

Величина резервов рассчитывается исходя из совокупной стоимости основных средств и нормативов отчислений, установленных фирмой. Предельное значение резервов не должно превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт основных средств за три последние года

5. Резервы на предстоящие расходы на оплату отпусков (ст. 324.1 НК РФ)

Резервы рассчитываются исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда сотрудников (согласно установленной методике расчета среднего заработка) и обязательных отчислений во внебюджетные фонды. Остаток резервов можно переносить на следующий год при условии дальнейшего создания таких резервов

6. Резервы на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет (ст.324.1 НК РФ)

Резервы создаются аналогично порядку формирования резервов на оплату отпусков

И др.

В учетной практике российских предприятий резервы, как правило, создавались крайне редко. Главная причина в том, что создание резервов требовала от бухгалтеров специальных профессиональных компетенций и повышала трудоемкость учетных работ. Тем более что, в связи с некоторыми различиями в методике формирования резервов в целях финансового и налогового учета, у предприятий, применяющих Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ) 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», в учете появлялись разницы, которые следовало соответствующим образом отражать на бухгалтерских счетах (а это достаточно сложный процесс).

Однако формирование некоторых резервов в системе финансового учета отечественных предприятий является обязательным. В частности, к числу обязательных резервов в целях финансового учета относятся:

1) резервы под обесценение финансовых вложений;

2) резервы по сомнительным долгам.

Резервы под обесценение финансовых вложений являлись обязательными относительно давно — с момента вступления в силу ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» . Но такие специфические объекты бухгалтерского учета, как выданные займы, депозиты, долговые ценные бумаги и прочие финансовые вложения, по которым может возникнуть обесценение, в финансово-хозяйственной деятельности российских предприятий практически не появляются. Особенно, если идет речь о субъектах малого и среднего бизнеса: они просто не обладают временно свободными запасами денежных средств, которые можно разместить в виде финансовых вложений.

А вот резервы по сомнительным долгам занимают особое место: они стали обязательными недавно, и их теперь необходимо создавать практически всем хозяйствующим субъектам. Перечень оснований для создания указанных резервов расширился с 2011 года (в соответствии с Приказом Министерства финансов России от 24.12.2010 г. № 186н ). В частности, теперь сомнительным долгом признается дебиторская задолженность, которая:

1) не обеспечена гарантиями;

2) не погашена в сроки по договору;

3) с высокой степенью вероятности не будет погашена.

Следовательно, сомнительным долгом может считаться даже та дебиторская задолженность, срок оплаты которой еще не наступил. Например, предприятие располагает сведениями, что определенный покупатель (заказчик) по другому договору имеет просроченный долг, существуют соответствующие судебные разбирательства. Причем это касается и тех ситуаций, когда возникает долг поставщиков и подрядчиков по авансам выданным.

Основанием для признания дебиторской задолженности сомнительной являются: выписки из ЕГРЮЛ с информацией о возможной ликвидации дебитора, данные его финансовой отчетности, сведения о начавшейся процедуре банкротства и пр.

К числу потенциально обязательных резервов можно отнести резервы на предстоящие расходы на оплату отпусков, выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет. Так, с 01.01.2013 г. в России планировалось введение нового учетного стандарта — ПБУ «Учет вознаграждений работникам». Как отмечает Кузнецова О. Н., проект данного стандарта является аналогом МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам» . Однако пока проект остался проектом. В то же время, в связи с тем, что отечественный бухгалтерский учет неотвратимо движется в сторону сближения с МСФО , которые официально введены на территории России с 01.01.2012 г. для публичных компаний, российским предприятиям стоит в перспективе рассмотреть вопрос о возможности создания таких резервов.

Кузнецова О. Н. предлагает для уменьшения трудоемкости учетных работ рассчитывать резервы на оплату отпусков максимально укрупнено (по сотрудникам основного, вспомогательного производств, общепроизводственного значения и пр.). При этом величину самих резервов (Ро) можно определять следующим образом:

Ро = ФОТкм / КДотч х (КДотп / 12 мес.) + Ввф, (1)

где ФОТкм — фонд оплаты труда в конце каждого месяца, руб.;

КДотч — количество календарных дней в отчетном месяце, дней;

КДотп — количество календарных дней в отпуске, руб.;

Ввф — взносы во внебюджетные фонды, исчисленные от величины ФОТкм / КДотч х (КДотп / 12 мес.), руб.

Что касается остальных (необязательных) видов резервов, то они по-прежнему создаются чрезвычайно редко. Так, например, резервы под снижение стоимости материальных ценностей фирмы начинают создавать под влиянием аудиторов, которые указывают на то, что на счетах 10 «Материалы» и 41 «Товары» уже несколько лет «висят» материальные ценности, которые не используются в производстве и не реализуются на сторону. По мнению аудиторов, такие неликвидные запасы завышают валюту баланса и формируют неверное представление о финансовом положении предприятия.

В результате, по указанным объектам следует оценить возможность реализации (на основе модели справедливой стоимости). При этом, если запасы находятся без движения только один год, то целесообразно резервировать 50 % их стоимости. А если запасы не используются в течение боле 1–2 лет, то резервы под их обесценение логично создавать в размере 100 % балансовой стоимости.

Вообще, отечественным предприятия не стоит бояться формировать в системе бухгалтерского учета различные виды резервов (в первую очередь — по сомнительным долгам и на предстоящую оплату отпусков сотрудникам). Просто их нужно одновременно создавать не только в финансовом, но и в налоговом учете (по возможности сблизив методику их расчета). В результате, хозяйствующие субъекты получат от государства бесплатную отсрочку по уплате налога на прибыль организаций. Ведь формирование резервов в налоговом учете признается в составе внереализационных расходов, поэтому величина налогооблагаемой прибыли и налога на прибыль организаций в отчетном (налоговом) периоде уменьшатся.

Впоследствии, если дебиторы погасят свои сомнительные долги, на сумму такой дебиторской задолженности резервы по сомнительным долгам придется восстановить. В итоге, у предприятия в налоговом учете появятся внереализационные доходы, соответственно — увеличатся налогооблагаемая прибыль и налог на прибыль организаций. Но в промежутке времени между возникновением сомнительной задолженности и ее погашением предприятие как раз получит бесплатную отсрочку по уплате налога на прибыль.

Рассмотрим следующий пример. Выручка фирмы за январь-сентябрь 2012 г. составила 10000000 руб. По итогам инвентаризации на 30 сентября 2012 г. была выявлена задолженность покупателей за отгруженную продукцию, числящаяся на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»:

— по расчетам с покупателем № 1–90000 руб. (задолженность просрочена на 106 дней);

— по расчетам с покупателем № 2–100000 руб. (задолженность просрочена на 56 дней);

— по расчетам с покупателем № 3–120000 руб. (задолженность просрочена на 42 дня).

В состав резервов по сомнительным долгам включается дебиторская задолженность:

— покупателя № 1 — в сумме 90000 руб.;

— покупателя № 2 — в сумме 50000 руб. (100000 руб. х 50 % / 100 %).

Общая сумма резерва составит 140000 руб. (90000 + 50000). Это допустимое значение, так как максимальный размер резерва — 10000000 руб. (100000 х 10 % / 100 %). Следовательно, налогооблагаемая прибыль за 9 мес. 2012 г. может быть уменьшена на 140000 руб. При условии дальнейшего погашения покупателями № 1 и № 2 своих долгов бесплатная отсрочка по уплате налога на прибыль составит 20000 руб. (140000 х 20 % / 100 %).

Аналогичная ситуация возникает и при образовании резервов на оплату предстоящих расходов (например, на оплату отпусков работников). Только бесплатная отсрочка по уплате налога на прибыль организаций формируется в промежуток времени между образованием резервов и фактическим осуществлением расходов, под которые они создаются.

С позиции финансового учета, резервы — объективная необходимость, поскольку они отражают реальное финансовое состояние фирмы. В международной практике учета создание резервов — обычное явление. Для отечественных предприятий они тоже становятся реальностью. Большое значение в этом направлении сыграло ПБУ 21/08 «Изменения оценочных значений» .

Следовательно, формирование резервов в системе бухгалтерского учета хозяйствующих субъектов является чрезвычайно положительным фактором (в первую очередь, с налоговой точки зрения), несмотря на определенное увеличение трудоемкости учетных работ.

Литература:

1. Налоговый кодек Российской Федерации (ч. II) // http://base.garant.ru/10900200/.

2. О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и признании утратившим силу Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 15 января 1997 г. № 3 // Приказ Минфина России от 24 декабря 2010 г. N 186н // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=110985.

5. Кузнецова О. Н. Новая модель учета вознаграждений работникам предприятия // В мире научных открытий. 2013. № 4.1. С. 260–270.

6. Международные стандарты финансовой отчетности. М.: Аскери-АССА, 2012. 860 с.

ФИНАНСОВЫЕ РЕЗЕРВЫ (англ. contingency funds) – особая форма финансовых ресурсов, обособляемых органами государственного и муниципального управления и хозяйствующими субъектами на случай возникновения непредвиденных расходов и специфических потребностей, обусловленных необходимостью ликвидации отрицательных последствий случайных, неожиданно возникших событий и обстоятельств. Предназначены для финансирования текущих и капит. затрат либо вообще не предусмотр. утвержденными финанс. планами, либо предусмотр. в меньших объемах, либо не обеспеч. финанс. источниками из-за недопоступления запланир. доходов. Формирование Ф.р. объективно предопределено потребностями обществ. воспроизводства, нуждающегося в бесперебойном финансировании даже при наступлении непредвид. событий и разл. рода случайностей. Оно происходит на стадии распределения финанс. ресурсов по фондам целевого назначения: фондовая форма функционирования Ф.р. обусловлена необходимостью их целевого использования. Расходуются Ф.р. только при наступлении событий, на случай возникновения к-рых они были предусмот-рены, и только на цели, связ. с неблагоприятными последствиями наступивших событий. Если же случайных, непредвид. событий не происходит, «сэкономленные» (оставшиеся неизрасходованными) Ф.р. выступают источником накопления финанс. ресурсов, повышая устойчивость финансовой системы. Процессы функционирования Ф.р. и финанс. ресурсов тесно взаимосвязаны: от величины финанс. ресурсов во многом зависит своевременность и полнота формирования Ф.р.; использование Ф.р. по их прямому назначению восстанавливает нормальное течение воспроизводств. процесса даже при наступлении неблагоприятных событий, приводя к бесперебойному формированию финанс. ресурсов. Ф.р. подразделяются на: бюджетные (см. Резервные фонды бюджетов), страховые (см. Резервы страховые), золотовалютные (см. Золотовалютные резервы), резервные фонды хозяйствующих субъектов (см. Финансы предприятия), спец. резервные фонды нек-рых мин-в и ведомств. Эта классификация Ф.р. обусловливается группировкой финансовых отношений, их местом и ролью в процессе воспроизводства. В соответствии с ней бюдж. резервы способствуют ликвидации диспропорций и временных нарушений хода социально-экономич. процессов; страховые резервы и резервные фонды хозяйствующих субъектов обеспечивают в нужных масштабах и пропорциях непрерывность процесса воспроизводствва на микро- и макроуровне даже при возникновении неожид. обстоятельств и разного рода случайностей; золотовалютные резервы гарантируют устойчивость нац. валюты; спец. резервные фонды мин-в и ведомств и бюдж. резервы позволяют финансировать новые возникающие в течение финанс. года потребности, обусловл. научно-технич. достижениями и открытиями; благодаря спец. фондам мин-в создаются возможности для резервирования части финанс. ресурсов в рамках отд. мин-в. В зависимости от функцион. назначения выделяют Ф.р. для: 1) осуществления непредвид. расходов, потребность в к-рых возникает в ходе выполнения производственно-финанс. планов – частично используются бюдж. резервы (резервные фонды Президента РФ, Правительства РФ, органов исполнительной власти в субъектах РФ, фонды непредвид. расходов и др.) и резервные фонды хозяйствующих субъектов, а также спец. резервные фонды мин-в; 2) обеспечения стабильного исполнения бюджетов всех уровней – используются все виды бюдж. резервов, а в случае необходимости и золотовалютные резервы страны; 3) обеспечения отраслевых расходов (связ. с новыми научнотехнич. достижениями и открытиями, оказанием финанс. помощи пр-тиям и т.п.) – используются отраслевые фонды мин-в и ведомств, резервные фонды Президента РФ и Правительства РФ, формируемые на федер. и регион. уровнях; 4) покрытия убытков и иного ущерба, вызв. стихийными бедствиями, неблагоприятными погодными условиями, несчастными случаями и др. обстоятельствами – используются разнообразные страховые фонды, страховые резервы, резервные (страховые) фонды хозяйствующих субъектов и (частично) бюджетные резервы. Ф.р. подразделяют также на: стратегические, связ. с освоением новых месторождений полезных ископаемых, укреплением границ гос-ва и т.п. (используются средства Резервного фонда Президента РФ и резервных фондов органов исполнительной власти); оперативные, предназнач. для ликвидации сбоев в воспроизводств. процессе у хозяйствующих субъектов (за счет страховых фондов) или внутригодовых кассовых разрывов в бюджетах органов власти разных уровней (за счет оборотной кассовой наличности). Группировка Ф.р. может осуществляться и в зависимости от уровня их формирования (централизованные и децентрализованные), методов образования (бюджетный, страховой, самострахование) и др. В рыночных условиях хозяйствования, как и при переходе к рынку, Ф.р. играют важную роль в качестве стабилизатора экономики; при этом чем тяжелее экономич. обстановка в стране, тем большее значение приобретают Ф.р., от наличия и объема к-рых подчас зависит судьба страны, ее положение в общемировом хоз-ве. В России значит. часть Ф.р. формируется в распоряжении гос. и муницип. органов управления. Сюда относятся: разл. виды бюджетных резервов, создаваемых в федеральных, региональных и местных бюджетах; золотовалютные резервы России; резервные фонды в составе гос. внебюджетных фондов и др. Вместе с тем законы рыночной экономики, как показывает мировой опыт, диктуют необходимость увеличения объема и обеспечения большего разнообразия форм децентрализов. Ф.р., образуемых хозяйствующими субъектами.

Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика. Под общ. ред. А.Г. Грязновой. 2002.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх