РФФИ грантополучатель

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О.В. ГУТНИКОВ
Гутников Олег Валентинович
Старший научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Партнер Юридической компании «Группа Независимых Консультантов». Кандидат юридических наук. Адвокат. Специалист в области корпоративного и договорного права. Эксперт по гражданскому, международному частному, коммерческому и налоговому праву.
Родился 28 февраля 1971 г. в пос. Черноголовка Ногинского р-на Московской обл. В 1998 г. окончил юридический ф-т МГУ им. М.В. Ломоносова. Имеет большой опыт в области комплексного юридического обслуживания корпоративных клиентов, в том числе сопровождения инвестиционных проектов.
Автор монографии «Недействительные сделки в гражданском праве. Теория и практика оспаривания» (2003), а также ряда статей в ведущих юридических журналах.
Предоставление гранта легализует поддержку или стимулирование государством научных исследований и разработок и осуществляется путем предоставления денежных средств, имущества, безвозмездного или по льготным ставкам оказания услуг и т.д. До окончания работ по гранту государство не имеет права контроля и вмешательства в их выполнение. Срок выполнения работ определяется специальным соглашением. Наиболее часто форма гранта используется для поддержки исследований и разработок со стороны государства, если результаты работ являются неопределенными или не могут принести непосредственную пользу или положительный результат в ближайшем будущем.
Статьей 15 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» предусмотрена возможность финансирования инициативных проектов научных исследований, отбираемых на конкурсной основе Правительством РФ, специализированными фондами поддержки научной и научно-технической деятельности. Такими фондами являются, например, Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд, Фонд содействию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд производственных инноваций.
По смыслу Закона финансирование научных исследований указанными фондами осуществляется за счет предоставления грантов на конкурсной основе. Непосредственно при предоставлении грантов фонды сталкиваются со значительными трудностями, которые во многом обусловлены необходимостью квалификации отношений, связанных с предоставлением гранта, прежде всего с точки зрения их гражданско-правовой природы. В частности, при проведении конкурсов контролирующие органы пытаются применять к соответствующим отношениям Федеральный закон от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд», что является неправомерным, поскольку при предоставлении гранта денежные средства выделяются не в качестве платы по возмездному договору на выполнение научно-исследовательских работ (каковым является госконтракт), а в качестве целевого безвозмездного финансирования инициативных проектов.
В современных промышленно развитых странах для реализации государственных целей при осуществлении взаимодействия государства, науки и промышленности применяются три основных инструмента, одним из которых, наряду с государственным контрактом и кооперативным соглашением, является грант.
В отечественном законодательстве понятие «грант» используется в ряде правовых актов.
В частности, понятие «грант» определено Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», в ст. 2 которого указывается, что грантами являются денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в установленном Правительством РФ порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.
В соответствии с п. 10 ст. 15 указанного Закона гранты передаются научным работникам, научным организациям, образовательным учреждениям высшего профессионального образования, другим юридическим лицам и гражданам. Получатели грантов распоряжаются ими в соответствии с законодательством РФ или, в случае их использования на территории иностранного государства, в соответствии с законодательством этого государства, а также на условиях, на которых эти гранты выделяются.
Понятие «грант» встречается также в Бюджетном кодексе при определении понятия «субвенция». При этом под «субвенцией» понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов, в том числе на выделение грантов (ст. 6, п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ).
В Положении о грантах на проведение молодыми учеными научных исследований в ведущих научно-педагогических коллективах высших образовательных учреждений и научных организаций Министерства образования РФ, утв. Приказом Минобразования России от 18 декабря 2000 г. N 3705, грант понимается как целевая адресная субсидия. В соответствии с п. 1.2 указанного Положения «гранты Министерства образования Российской Федерации являются формой государственной поддержки фундаментальных научных исследований, выполняемых в высших учебных заведениях и научных организациях Министерства образования Российской Федерации… Гранты выделяются на конкурсной основе в качестве целевых адресных субсидий на проведение за определенный период времени конкретных научно-исследовательских работ».
В соответствии со ст. 1 Закона Московской области от 5 сентября 2002 г. N 93/2002/-ОЗ «О московских областных грантах» под московским областным грантом также понимается «субсидия, предоставляемая из средств областного бюджета на безвозмездной безвозвратной основе для выполнения отдельных особо значимых для Московской области некоммерческих… проектов…».
Необходимо отметить, что отнесение грантов в указанных правовых актах к субсидиям не согласуется с БК РФ, в соответствии с которым под субсидией понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ). Однако при выделении грантов имеет место не долевое финансирование, а безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств на осуществление определенных целевых расходов, что в большей степени соответствует понятию субвенции.
Понятие «грант» отражено также в ст. 251 части второй Налогового кодекса РФ.
В соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ (в редакции, вступающей в силу с 1 января 2006 г.) грантами в целях главы о налоге на прибыль организаций признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:
гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ;
гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения (направления — СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством РФ, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований;
гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.
В российском гражданском законодательстве понятие «грант» как вид сделки отсутствует.
В Гражданском кодексе РФ (гл. 38) взаимоотношения сторон (исполнитель, заказчик) при проведении научной и научно-технической деятельности регламентируются договором (контрактом) на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Такой договор является возмездной сделкой, в силу которой одна сторона (исполнитель) выполняет соответствующие работы, а другая сторона (заказчик) получает от исполнителя соответствующий результат и платит за него вознаграждение. Выделение гранта на выполнение научных исследований в силу многих особенностей (безвозмездность, безвозвратность, необходимость во многих случаях сделать результаты общественным достоянием) не позволяет отнести соответствующие отношения к возмездному гражданско-правовому договору на выполнение научно-исследовательских (опытно-конструкторских) работ. Поэтому предоставление грантов было бы целесообразно регулировать отдельным договором.
Наиболее близким по смыслу и сути к понятию «грант» видом обязательств является определенный в ст. 582 части второй ГК РФ договор пожертвования. По смыслу этой статьи пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях, которое может делаться гражданам, отдельным видам юридических лиц, а также публично-правовым образованиям (Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям). Целевой характер пожертвования для граждан должен быть, а для юридических лиц может быть обусловлен жертвователем использованием имущества по определенному назначению.
Возможность осуществлять пожертвования в пользу юридических лиц, не обусловливая соответствующее пожертвование необходимостью использовать его по определенному назначению, противоречит сущности грантов, так как они всегда выделяются на строго определенные цели.
Виды юридических лиц — получателей пожертвований — определены в ГК как учреждения (лечебные, учебные, научные, социальные и благотворительные и др.), а также фонды, общественные и религиозные организации. Это определение вносит существенные ограничения в круг российских участников договора о предоставлении гранта — юридических лиц, являющихся грантополучателями, определяя их лишь как некоммерческие (в том числе бюджетные) организации.
Несмотря на это, в письме Пенсионного фонда РФ от 27 мая 1999 г. N ЕВ-16-26/4987 предлагается считать все гранты разновидностями договора пожертвования. В письме указывается, что «грант является предметом гражданско-правового договора пожертвования, и отношения, возникающие с его заключением, регулируются нормами статьи 582 Гражданского кодекса Российской Федерации».
Близким к понятию «грант» также является понятие безвозмездной помощи, сформулированное в ст. 1 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации».
Безвозмездная помощь (содействие) — средства, товары, предоставляемые РФ, субъектам РФ, органам государственной власти и органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам, а также выполняемые для них работы и оказываемые им услуги в качестве гуманитарной или технической помощи (содействия) на безвозмездной основе иностранными государствами, их федеративными или муниципальными образованиями, международными и иностранными учреждениями или некоммерческими организациями, а также физическими лицами, на которые имеются удостоверения (документы), подтверждающие принадлежность указанных средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию).
Важно отметить, что предоставление имущества должно иметь место именно в качестве гуманитарной или технической помощи (содействия), которые определяются законом путем перечисления целей, в которых такая помощь может оказываться.
Так, под технической помощью (содействием) понимается вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой в целях оказания поддержки в осуществлении экономической, социальной реформ и осуществления разоружения путем проведения конверсии, утилизации вооружения и военной техники, проведения радиационно-экологических мероприятий по обращению с радиоактивными отходами, отработанным ядерным топливом и другими ядерными материалами, ранее накопленными и (или) образующимися при эксплуатации и выводе из нее объектов мирного и военного использования атомной энергии, а также путем проведения исследований, обучения, обмена специалистами, аспирантами и студентами, путем передачи опыта и технологий, поставок оборудования и других материально-технических средств по проектам и программам, которые зарегистрированы в порядке, установленном Правительством РФ.
Под гуманитарной помощью (содействием) понимается вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий, расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи (содействия).
Рассмотрение определенных Федеральным законом N 95-ФЗ положений, связанных с оказанием безвозмездной помощи, свидетельствует о более тщательной проработке этого вопроса по сравнению с положениями Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» в части, касающейся грантов.
Таким образом, правовой статус грантов по-разному квалифицируется различными отраслями законодательства (законодательство о науке, бюджетное, налоговое законодательство) и остается совершенно неопределенным в Гражданском кодексе РФ. Специальное регулирование гражданско-правового вида договора на предоставление гранта отсутствует.
В связи с вышеизложенным представляется необходимым дать законодательное определение понятия гранта в Гражданском кодексе РФ.
Несмотря на то что наиболее близкой к предоставлению гранта является конструкция договора пожертвования, предоставление гранта обладает определенными особенностями по сравнению с пожертвованием.
В частности, грантополучателями могут быть любые субъекты, а не только указанные в ст. 582 ГК. Грант всегда должен быть обусловлен необходимостью использовать предоставленное имущество в строго определенных целях. Это условие должно всегда в обязательном порядке применяться как в отношении физических, так и в отношении юридических лиц — грантополучателей. Кроме того, договор о предоставлении гранта может быть заключен в результате проведения конкурса, который в общих чертах сходен с публичным конкурсом (гл. 57 ГК). Правила проведения конкурса должен определять грантодатель, при этом к соответствующим отношениям целесообразно применять положения гл. 57 ГК с учетом особенностей, предусмотренных специальными нормами о конкурсах на получение грантов, содержащихся в ГК.
Соответствующие нормы ГК могут решить проблемы, возникающие при распределении бюджетных средств федеральными фондами поддержки научной и научно-технической деятельности в виде грантового финансирования инициативных научных проектов. В частности, будут пресечены попытки применять к конкурсам на размещение грантов законодательство о государственном заказе, в том числе новый Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (вступающего в силу с 1 января 2006 г.).
В связи с указанными выше обстоятельствами представляется необходимым установить особенности договора на предоставление гранта по сравнению с пожертвованием либо путем конструирования данного договора как особого вида пожертвования и дополнения ст. 582 ГК РФ соответствующим новым пунктом, либо как отдельной разновидности договора дарения, что потребует внесения в гл. 32 ГК РФ отдельной статьи о договоре на предоставление гранта.
Указанная норма должна содержать регулирование следующих вопросов:
определение круга субъектов, которые могут быть грантодателями и грантополучателями, в который могут входить также коммерческие организации;
установление императивного требования использования предоставленного в качестве гранта имущества или права по целевому назначению и предоставление грантополучателем грантодателю отчета о целевом использовании гранта;
возможность заключения договора на предоставление гранта по итогам публичного конкурса, проводимого на условиях, определяемых грантодателем, в порядке, предусмотренном гл. 57 ГК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных положениями о предоставлении гранта.
Кроме того, в целях предоставления больших возможностей для финансирования научной (научно-технической) и инновационной деятельности представляется необходимым расширить перечень целей, на которые может быть предоставлен грант, определенный в ст. 2 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» и в ст. 251 Налогового кодекса РФ. В частности, соответствующие нормы должны быть дополнены указанием на то, что грант может быть выделен не только для проведения конкретных научных исследований, но также и на осуществление опытно-конструкторских работ, а также на внедрение их результатов в производство.
Право и экономика, 2005, N 12

В последние дни с подачи гражданина Путина В.В. стала модной тема грантов и грантополучателей.
«Грантополучатель» — это теперь такое ругательное слово.
Между тем, большинство зарубежных грантов (думаю, 99 процентов) направлены на поддержку нашей науки и культуры. Без них многие наши ученые и деятели искусства не смогли бы работать. Есть, конечно, гранты и на развитие институтов демократического общества. Не вижу в этом ничего плохого. Путин, конечно, может считать, что наши институты демократического общества и так хорошо развиты, но не все придерживаются этой точки зрения.
Но главное не это. Почему-то никто не вспоминает, что один из крупнейших распределителей грантов у нас в стране — администрация президента. Для этого создана целая система, включающая в себя, для отвода глаз, Общественную палату и некий общественный фонд «Сопротивление», который раздает деньги дальше.
В марте нынешнего года мы, например, прочли в новостях:
Президент Дмитрий Медведев подписал распоряжение о предоставлении 1 млрд рублей некоммерческим неправительственным организациям, участвующим в развитии институтов гражданского общества, сообщает пресс-служба Кремля. Получателями грантов стали те же пять организаций, что и в прошлом году… Управлению делами президента поручено до 15 апреля 2011 года заключить с НКО договоры о предоставлении им субсидий и до 12 сентября перечислить деньги… Межрегиональная правозащитная общественная организация «Сопротивление», возглавляемая Ольгой Костиной, получит 160 миллионов рублей на защиту прав и свобод человека и правовое просвещение населения… Конкурс на распределение грантов НКО был объявлен Общественной палатой России.
Ольга Николаевна Костина — сама член Общественной палаты России, ранее член Консультативного Совета при ФСБ РФ. В настоящее время Ольга Костина входит в состав Комиссии по работе с общественными организациями при Президиуме Генерального совета «Единой России». Но главное: Ольга Костина — супруга начальника управления внутренней политики Администрации Президента Константина Костина, правой руки и надежного помощника В.Ю.Суркова. Того самого Константина Костина, который участвовал в составлении списков, каким некоммерческим организациям дать гранты. То есть муж дал на подпись президенту бумагу о том, сколько денег перечислить жене.
Вот такой круговорот грантов в одной семье.
Каким общественным организациям патронирует «правозащитный фонд» «Сопротивление», распоряжающийся кремлевскими деньгами, мы недавно узнали. Например, на такой вот грант существует печально знаменитый центр «Озон», про эксперта которого Лейлу Соколову мы узнали недавно много интересного. Вот уж правозащитник так правозащитник — Лейла Соколова. А ведь тоже грантополучатель, выходит.

Оригинал записи находится .

В июне 2020 года впервые за двадцать семь лет не был объявлен конкурс инициативных проектов (он же конкурс «а») Российского фонда фундаментальных исследований. Перспектива его ликвидации стала для ученых ничуть не меньшим поводом для беспокойства, чем пандемия коронавируса и прочие неурядицы нынешнего года. Мы привыкли к конкурсу «а» как к одной из стабильных опор, поддерживающих существование нашей науки на протяжении ее непростой постсоветской истории. Для нескольких тысяч научных групп в нашей стране инициативные гранты РФФИ — это единственная возможность проводить свои исследования.

Сейчас судьба конкурса «а» под вопросом, и особую тревогу вызывает полная информационная блокада вокруг ситуации с ним. На вопросы о планах его проведения, отправленные в РФФИ через службу поддержки КИАС, приходит стандартный ответ: «В настоящий момент у нас нет такой информации. Следите за объявлениями на сайте РФФИ». На вопрос, заданный через «Фейсбук» нашим коллегой, был получен нелепый ответ: «Вопросы организации конкурса «а» будут обсуждаться в Фонде после завершения ограничительных мероприятий, об этом обязательно будет широко озвучено» (sic!). Можно подумать, что требования карантина как-то мешают РФФИ проводить другие конкурсы грантов и вести прочую текущую работу… Из Минобрнауки тоже приходят бессодержательные отписки, лишенные конкретики. Примером может служить ответ на вопрос о перспективах конкурса «а», заданный Евгением Онищенко во время горячей линии с министром науки и высшего образования РФ Валерием Фальковым 5 июня 2020 года.

Во время прямой линии с министром В. Н. Фальковым сотрудник ФИАН Евгений Онищенко задал вопрос: «Уважаемый Валерий Николаевич, с осени прошлого года научная общественность обеспокоена недостатком информации о реформе научных фондов. Наибольшее беспокойство вызывает судьба наиболее массового и важного конкурса РФФИ — конкурса инициативных проектов по областям знаний. Из ответов на многочисленные обращения, в том числе обращения Профсоюза работников РАН, не ясно, планируется ли сохранить этот конкурс. Считает ли министерство необходимым сохранить этот конкурс?» Ниже мы приводим текст письма, полученного Евгением Евгеньевичем из министерства. Ответа на поставленный вопрос обнаружить в нем не удалось…

30.06.2020

Уважаемый Евгений Евгеньевич!

Департамент государственной научной и научно-технической политики Министерства науки и высшего образования Российской Федерации рассмотрел Ваше обращение по вопросу реорганизации Российского научного фонда и Российского фонда фундаментальных исследований (далее соответственно — РНФ, РФФИ, Фонды), и сообщает.

Вопрос об изменении функционала РНФ и РФФИ проработан Минобрнауки России совместно с указанными фондами и с учетом поручений Президента Российской Федерации от 18 июля 2019 г. № Пр-1714, № Пр-1715, № Пр-1716.

Перераспределение грантовых программ между Фондами будет осуществляться поэтапно. Реализация проекта по изменению функционала РНФ и РФФИ рассчитана на несколько лет. При этом обязательства РФФИ по ранее объявленным конкурсам будут исполнены.

При перераспределении грантовых программ между Фондами будет обеспечена преемственность по отношению к наиболее актуальным на текущий момент программам.

Планируется, что РНФ будет продолжена реализации Президентской программы исследовательских проектов, а также крупных междисциплинарных проектов. РФФИ продолжит реализацию грантовых программ, направленных на развитие международного сотрудничества, специальных мер грантовой поддержки, в том числе конкурсов, проводимых совместно с субъектами Российской Федерации, и проектов, направленных на развитие научной аспирантуры.

Одновременно сообщаем, что в процессе реализации проекта по изменению функционала Фондов предполагается обсуждение с экспертным сообществом новых направлений деятельности указанных Фондов.

Заместитель директора
Департамента государственной научной
и научно-технической политики
А. В. Аникеев

Была надежда, что ситуация с конкурсом «а» прояснится 14 июля в ходе прямого разговора Валерия Фалькова с членами РАН. К сожалению, надежда не оправдалась. Валерий Николаевич сказал тогда лишь следующее: «Я понимаю посевное значение характера грантов, которые существуют. И понимаю всю их особенность: то, что они даются не юридическим, а физическим лицам, индивидуально (и это очень ценят исследователи), и много других преимуществ». Конкурс «а» как таковой в выступлении министра не был упомянут ни разу.

Замечательно, что Валерий Николаевич признает важность грантовой поддержки науки. Очень обнадеживает его готовность встречаться и беседовать с учеными онлайн и в прямом эфире. Поэтому мы ждем от него разъяснений по поводу дальнейшей судьбы конкурса инициативных проектов РФФИ и ясных подтверждений того, что этот конкурс сохранится.

Ждем, конечно, не только мы, но и подавляющее большинство российских ученых. Об этом говорят результаты опроса ученых, проведенного Обществом научных работников . К настоящему моменту в нем приняли участие уже 470 человек, и это число продолжает расти.

Результаты онлайн-опроса, проведенного Обществом научных работников (данные на 25 июля, число респондентов — 470 человек)

Ниже мы приводим самые яркие ответы на вопрос «Что еще вы думаете по поводу возможной отмены конкурса «а»?». Полагаем, что мнения ученых не нуждаются в комментариях.

— Конкурс «а» РФФИ — единственный, направленный на поддержку проектов небольших групп ученых. Он логично дополняет существующие глобальные конкурсы других фондов, рассчитанные на работу больших коллективов. Именно исследования, выполненные по конкурсу «а» РФФИ, являются основой для разработки крупных проектов РНФ, мегагрантов и т. п. Отмена этого конкурса затруднит или сделает невозможным успешную научную работу большинства отечественных ученых.

— Нужно менять руководство фонда, а не уменьшать его финансирование.

— Это признак усиления коррупции в науке при распределении денег на научные исследования.

— Это весьма опасное решение, и оно забьет последний гвоздь в гроб российской науки.

— Конкурс, как и весь фонд, последние годы тяжело болел, гнил, саморазрушался. Пришло время умереть.

— У администрации СПбГУ при переизбрании ППС имеется множество требований, одно из них — наличие гранта или подача заявок на грант. Теперь будет намного сложней для ППС выполнить данное требование.

— При отмене конкурса у нас отнимут источник финансирования для проведения экспедиционных работ, покупки оборудования и материалов.

— Ответ один: не отменять!!!

— Это единственный массовый конкурс, пусть небольшой по объему, но позволяющий научным группам работать даже над такими темами, которые в настоящее время могут не дать ни серьезных приложений, ни публикаций высокого уровня. В то же время такого рода исследования в перспективе очень важны, и обязанность государства — поддерживать их.

— Конкурсы «а», безусловно, являются важной частью конкурсной программы РФФИ. К сожалению, в нынешней ситуации они играют довольно иллюзорную роль. Получить грант реально очень мало шансов. Их получают только те, кто «не получить не могут». Да и для них это довольно небольшая поддержка. Нормальную научную работу на эти гранты могут проводить только теоретики, да и то при наличии другого финансирования.

— Конкурс «а» — наиболее эффективный вид грантовой поддержки, позволяющий небольшим коллективам получать финансирование на выполнение исследований на хорошем научном уровне. Поскольку не менее половины фундаментальных научных исследований в России так или иначе поддержаны инициативными грантами РФФИ, то в таком объеме и будет ущерб. Сократится количество публикаций ученых с российской аффилиацией. Усилится отток молодежи из научной среды. Сократятся или будут практически ликвидированы давно начатые и продолжающиеся всемирно признанные направления, исследователей по этим направлениям в России не будет в будущем. Для новых направлений будут более сложные условия для начального развития работ. Усилится зависимость рядовых ученых, «винтиков» научного процесса, от администраций и руководства институтов. Впрочем, рискну предположить, что последнее является одной из целей «эффективных менеджеров» от науки, затеявших эти реформы.

— Конкурс невозможно выиграть без поддержки со стороны влиятельных лиц в РФФИ.

— Приличных слов по этому поводу в моем словаре нет.

— Конкурс обязательно нужно сохранить. Аналогичных конкурсов с небольшим финансированием для небольших проектов в РФ попросту нет. Однако экспертиза РФФИ должна быть улучшена, и должна быть прозрачная процедура приема жалоб на экспертов — порой эксперт пишет галиматью и отстранить его от работы не представляется возможным.

— Несомненно, отмена конкурса «а» лишит возможности финансирования исследований малых групп ученых и, соответственно, приведет к дальнейшему сокращению науки в стране и к тенденции эмиграции молодых ученых. Отмена самого массового и плодотворного конкурса прямо противоречит провозглашаемому властью укреплению, усилению, занятию ключевых позиций и т. п. российской науки в мировой.

— Уменьшение разнообразия возможных источников финансирования — безусловное зло, даже если речь идет о государственных фондах.

— На сегодняшний день РФФИ не оправдывает свое название, «уверенно» проигрывая Российскому научному фонду как в фундаментальности требующихся для получения гранта заявок, так и в объемах финансирования (и, соответственно, в ожидаемых и получаемых результатах). Это надо исправлять, но уж точно не за счет сокращения форм поддержки, которая ранее предлагалась РФФИ российским ученым. Фондов должно быть много. Российское научное пространство в этом отношении представляет собой печальное зрелище. Лишать исследователей еще одного фонда в условиях не всегда достаточного бюджетного финансирования — значит содействовать еще большему отставанию российской науки. Вряд ли это может являться побудительным мотивом при решении вопроса о судьбе инициативных конкурсов РФФИ.

— Это самый популярный тип конкурса. Интересно, почему отменяют именно его…

— Это практически единственный конкурс, решения по которому принимаются адекватно.

— Это лишит меня возможности нормально зарабатывать в научной отрасли, и придется искать подработку в других сферах деятельности.

— Нет слов, чтобы выразить возмущение.

— Отмена конкурса «а» — это вредительство, направленное на подрыв научно-технического, экономического и оборонного потенциала России. Всегда должна существовать альтернатива РНФ. Заявки грантов не обезличены, да и научные коллективы всем хорошо известны (в узком кругу). К сожалению, институт рецензирования не может полностью исключать конфликт интересов между рецензентом и заявителем. Различия в научных взглядах, плюрализм направленности исследований, теорий, трактовок может быть поддержан только при наличии альтернативного финансирования. Диверсификация источников финансирования формирует здоровую конкуренцию между научными коллективами, школами. Значительно снижается вероятность того, что некая коррупционная составляющая может стать причиной гибели отдельных научных направлений.

— Инициативные проекты — единственный путь расширения границ фундаментальных исследований во всех областях науки.

— Сейчас все гранты стали малодоступными, поэтому ничего не думаю.

— Это серьезнейший удар по фундаментальной науке в России.

— На деньги гранта я материально поддерживал коллектив. Одного участника проекта командировал на конференцию. Когда отменяли гранты на поездки, мотивировали именно тем, что на это можно тратить деньги гранта. Не напомнить ли властям предержащим? Пусть вернут хотя бы гранты на поездки.

— Это будет трагедия для многих десятков, если не сотен небольших творческих коллективов. Конкурсы РФФИ, включая и конкурс «а», — наиболее понятная для ученых и прозрачная система грантовой поддержки. Зачем же рушить то, что великолепно работает уже почти 30 лет?! За последние годы много чего порушено, а создано существенно меньше.

— Крайне несвоевременная в условиях кризиса мера.

— Некоторые проекты не будут завершены; новые проекты, скорее всего, невозможно будет планировать.

— Конкурсы «а» надо не только сохранить, но и обязать РФФИ финансировать их не менее чем в 2/3 бюджета фонда.

— Отмена конкурса «а» полностью соответствует государственной политике по отношению к развитию фундаментальной науки. Важнейшими причинами такого положения являются: 1) соглашательская позиция Президиума РАН; 2) невыполнение большинством членов РАН и РАН в целом устава РАН; 3) безразличие РАН к положению и судьбе науки и, фактически, к судьбе РАН; 4) бездействие Проф­союза работников РАН.

— Это непродуманное, волюнтаристское решение.

— Отмена конкурса «а» может вызвать уход из науки многих исследователей.

— Отмена конкурса «а» фактически сведет на нет научную работу небольших научных коллективов

— Конкурс «а» имеет следующие недостатки: 1) мизерные деньги, недостаточные для развития любой научной темы в должной мере; по сути — либо распыление денег на устаревшие и ненужные тематики, либо поддержка крайне узкой тематики в рамках либо нескольких грантов РФФИ, либо других грантов; 2) кулуарность принятия решений, когда деньги большей частью (не менее 70%) регулярно идут в одни и те же группы, так что в них концентрируется по нескольку грантов РФФИ (им лучше получить один крупный грант — так будет меньше потеряно времени на написание заявок и отчетов), а победителей можно предсказать заранее (при этом не менее достойные научные группы получают грант «а» лишь эпизодически или вовсе не получают).

— Думаю, что, как всегда, поработали «враги народа».

— Неимоверная глупость, в лучшем случае.

— Еще один камень на могилу вузовской науки.

— Много денег уходило «не тем», по мнению чиновников.

— Приведет к падению уровня исследовательских работ и науки в целом. На эти деньги мы получали новый материал, оборудование, реактивы и обу­чали молодежь, давая возможность зарабатывать на хлеб НЕ мытьем полов в офисах, участвовать в экспедициях, конференциях, оплачивали публикации (высокорейтинговые журналы стоят дорого) и др. Прибавки к зарплате не оставалось.

— Это самый демократичный конкурс научных проектов, позволяющий небольшим группам получать поддержку своих исследований.

— Большего вреда, чем отмена конкурса «а», невозможно представить. Единственная адекватная форма финансирования научной деятельности.

— Особых причин для отмены конкурса я не вижу. Можно отклонить заявки, которые выполняются с вовлечением большого количества людей.

— Это сознательный удар Путина по научной интеллигенции.

— Думаю, что это продолжение уничтожения науки в стране.

— Коллективам нетоповых лабораторий невозможно будет профинансировать свою работу.

— Конкуренция в науке снизится, количество «живых» научных направлений снизится, пропадет середнячок: лаборатории, которые еще недостаточно круты, чтобы быть в топе лучших и выигрывать большие гранты РНФ, будут недостаточно поддержаны. А середнячок — это основа нормальной научной жизни.

— Нужно, наоборот, отменить целевые конкурсы вида «офи», созданные коррупционным путем под конкретных лиц и коллективы, а освободившиеся деньги перевести в фонд конкурса «а». По определению конкурс «а» — основной и практически единственный в РФФИ канал финансирования подавляющего большинства ученых России.

— Прежде чем отменять, нужно предложить и обсудить альтернативу…

— А как науку развивать будем?

— Фактически — это уничтожение РФФИ. Удар по ученым, по науке в целом. Резко отрицательно воспринимаю отмену конкурса «а».

— Это, по факту, «убьет» все небольшие инициативные проекты. А большие будут определяться чиновниками, при этом мотивы отбора будут преимущественно «околонаучными».

Алексей Оскольский, докт. биол. наук
Лариса Колесниченко, канд. биол. наук

Исследователь, получающий грант, и фонд, выдающий его, заключают договор. Этот документ фиксирует нормы взаимоотношений между сторонами соглашения. Согласно ему расходы грантополучателя должны быть четко зафиксированы и отражены документально.

Есть сроки отчетности. В их рамках исполнитель обязан отчитаться о выполнении всех принятых на себя обязательств. Фонд должен получить полную информацию о целенаправленном расходовании средств.

Перечень расходов грантов РФФИ

Конкурсы Российского фонда фундаментальных исследований имеют разную тематику и относятся к различным направлениям науки. В них могут принять участие как отдельные исследователи, научные коллективы, так и высшие учебные заведения и научно-исследовательские институты.

Существуют различные проекты исследований. Это диктует и различия в назначении расходов по гранту РФФИ. Но основные пункты затрат присутствуют во всех проектах. Ниже сказано о них.

Исполнители получают оплату за свой труд. Оплачиваются также суточные расходы, неизбежные при командировках. Эти поездки должны осуществляться в рамках реализуемой научной работы. Финансированию подлежат и услуги связи.

Сюда входят почтовые отправления (письма, бандероли и т.д.), телефонные разговоры, использование интернета. Затраты на транспортные услуги тоже входят в список. Учитываются страховые, комиссионные сборы, пользование в поездах постельными принадлежностями.

В перечень допускаемых РФФИ расходов гранта входят еще коммунальные услуги. Это касается оплаты электричества в случае, когда оно используется для опытных установок. Траты на аренду помещения, используемого в целях реализации гранта, также оплачиваются, как и услуги по содержанию имущества, приборов, вычислительной техники, необходимых для работы. Если исследование предполагает использование животных, финансируются расходы на их питание и приобретение.

Деньги можно получать также на оплату различных договоров, связанных с исследованиями в рамках гранта, включая подготовку и публикацию статей, монографий. Также предусмотрено финансирование заграничных командировок (включая договоры по услугам переводчиков), расходов, связанных с участием в конференциях и других научных мероприятиях. Эти пункты нужно тщательно обосновывать.

Фонд может выделять деньги на прием иностранных специалистов, работающих по теме исследования. Сумма определяется в каждом конкретном случае индивидуально.

Денежная помощь предоставляется на приобретение, модернизацию, перевооружение оборудования и приборов, включая медицинский инструментарий, хозяйственный инвентарь. Условие: срок их использования не должен быть меньше одного года. Оплачиваются также расходный материал (бумага, картриджи, реактивы, канцелярские принадлежности и т.д.), приобретение книг.

Порядок подтверждения расходов

Способ перечисления денег грантополучателю оформляется в учетных документах. Это может быть перечисление на банковский счет или получение нужной суммы в кассе бюджетного учреждения.

Порядок устанавливается специальным актом, принимаемым в конкретном учреждении. Он подразумевает наличие письменного поручения на выдачу денег, который прикладывается к расходно-кассовому ордеру.

Исследователь должен документально подтверждать целенаправленность расходов. Это чеки, товарные накладные и т.д. Они прилагаются к готовому авансовому отчету, чтобы храниться в учреждении, или отдаются в бухгалтерию, где пометки об их наличии делает бухгалтер. Грантополучатель имеет также право хранить их у себя.

Правительство РФ утверждает список организаций, выдающих гранты для научных исследований, развития культуры и искусства на конкурсной основе. У победителей подобных конкурсов не взимаются налоги с доходов от полученного гранта. Но они облагаются страховыми взносами.

Обоснование расходов на личное потребление грантополучателя

Личные траты, оплачиваемые в рамках гранта, значатся в перечне расходов в строке «Компенсация трудозатрат». При составлении отчета лицо, получившее грант, информирует Фонд о расходовании средств, не детализируя, на что именно пошли деньги.

Выплаты на личное потребление грантополучателя осуществляются по поручению руководителя проекта. Это возврат собственнику его средств со счета учреждения, получившего их в рамках гранта. Если вся сумма перечисляется руководителю, он сам распределяет компенсацию между участниками. В качестве подтверждающего документа о получении выплат могут выступать протокол или расписка.

Фонд, выдавший грант на научное исследование, ведет строгий учет всех расходов, выделенных в рамках финансируемого проекта. Грантополучатели обязаны вовремя предоставлять необходимые отчетные документы. Они оформляются в информационной системе РФФИ. Подписывает отчет руководитель проекта.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх