Роль учетной политики в организации бухгалтерского учета

Роль учетной политики в организации всего учетного процесса крайне велика. Это связано с тем, что действующие нормативно-правовые акты в ряде случаев допускают выбор юридическим лицом способа организации учета из нескольких, определенных соответствующим нормативно-правовым актом, а иногда даже устанавливают обязанность разработать соответствующий порядок самостоятельно. В этой связи учетная политика организации выполняет сразу несколько функций .

Во-первых, учетная политика представляет собой руководство по организации и ведению учета внутри компании — правила, установленные для всех работников организации, принимающих участие в учетном процессе. Данная функция приобретает особую актуальность для организаций, имеющих обособленные подразделения, самостоятельно ведущие учет результатов своей финансово-хозяйственной деятельности. В этом случае качественная учетная политика часто выступает единственным способом надлежащей организации унифицированного учета.

Во-вторых, грамотно сформированная учетная политика — это очень весомый аргумент для предотвращения или, по крайней мере, решения в свою пользу споров с налоговыми органами. Не секрет, что чем подробнее (в случае отсутствия противоречий с действующим законодательством) учетная политика определяет правила ведения учета в каждом конкретном случае, тем сложнее проверяющим оспорить правомерность их применения.

Наконец, в-третьих, учетная политика — это нередко и мощный инструмент оптимизации. Здесь уместно оговориться, что учетная политика может обеспечивать не только оптимизацию налогообложения, но и в очень многих случаях оптимизацию учетного процесса с точки зрения снижения его трудоемкости, повышения качества представления и группировки учетной информации и т.п. Например, применение одинаковых правил формирования стоимости товаров в бухгалтерском и налоговом учете путем включения в стоимость приобретения покупных товаров расходов, связанных с их приобретением (на основании ст. 320 НК РФ), позволяет вести бухгалтерский и налоговый учет одновременно и в то же время избежать необходимости применения ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», потенциально несущей повышенный риск совершения ошибок .

Следует отметить, что значение учетной политики недооценивается многими организациями. К разработке учетной политики во многих организациях относятся формально, не изучают последствия применения тех или иных ее элементов. Между тем выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика организации является важным средством формировании величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных организаций.

Следует также иметь в виду, что по обоснованности, полноте учетной политики организации, ее соответствию новым нормативным документам можно сделать выводы о профессионализме главного бухгалтера, формирующего учетную политику, руководителя организации, утверждающего ее, и аудитора, подтверждающего достоверность бухгалтерских и отчетных данных .

Учетная политика организации, будучи однажды сформирована, не должна быть формальным документом, про который вспоминают только тогда, когда нужно продемонстрировать наличие его в организации. И учетная политика, и приказ по учетной политике должны использоваться организацией в повседневной хозяйственной жизни.

Рассмотрим основных пользователей учетной политики организации и цели, для достижения которых учетная политика используется.

Всех пользователей учетной политики можно разделить на внешних и внутренних.

Учетная политика в широком смысле как совокупность внутренних документов организации, касающихся ведения бухгалтерского учета, используется:

  • — учетной (бухгалтерской) службой организации — в целях обеспечения типовых процедур ведения учета, стандартизации учетных процессов, обеспечения достоверности отчетности за счет совершенствования технологии ее производства, и как элемент контрольной среды;
  • — контрольными подразделениями организации (ревизоры, внутренние аудиторы) — в целях осуществления контроля учетных процессов и их субъектов — работников учетной службы, подтверждения показателей отчетности и как элемент контрольной среды.
  • — методологами организации — как инструмент соблюдения организацией норм бухгалтерского учета;
  • — менеджментом компании — в целях обеспечения соответствия деятельности стандартам качества, стандартизации учетных процессов, принятия корректных управленческих решений, т.е. в целях повышения эффективности управленческой деятельности компании.

Внешние пользователи используют приказ по учетной политике в следующих целях:

  • — аудиторы — в целях подтверждения достоверности отчетности;
  • — прочие пользователи отчетности — в целях понимания отчетности, оценки отдельных ее показателей (через раскрытие учетной политики).

Таким образом, учетная политика используется внутренними и внешними пользователями, с одной стороны, как регламент организации, который устанавливает правила для всех участников процесса ведения бухгалтерского учета, а с другой — как средство контроля за осуществлением процесса ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в организации и повышения качества управления организацией через обеспечение достоверности информации .

При формировании своей учетной политики каждая организация, являющаяся юридическим лицом в соответствии с российским законодательством, должна определить основные методологические аспекты бухгалтерского учета, так в учетной политике хозяйства указано, что бухгалтерский учет ведется в соответствии с законом «О бухгалтерском учете», положениями по бухгалтерскому учету, ведения налогового учета в соответствии отдельных статей главы 25 Налогового Кодекса утвержденного Федеральным законом РФ от 31.07.98 г. №146-ФЗ, НДС исчисляется согласно поступления счетов-фактур на продажу.

Информация, представленная в учетной политике ОАО «Сосновское» позволяет пользователю детально ознакомиться с деятельностью предприятия, сформировать целое представление об организации бухгалтерского учета, но отсутствие четкого разделения между тремя основными разделами учетной политики несколько осложняет работу пользователей по анализированию информации, представленной в документе.

    3. ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОАО «СОСНОВСКОЕ» РУДНЯНСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

    3.1. Влияние учетной политики предприятия на оценку показателей бухгалтерской отчетности

Понятие «учетная политика» пришло с Запада. Российские бухгалтеры-практики узнали о существовании учетной политики лишь в 1991г. Сначала об учетной политике заговорили бухгалтеры, работающие в банковской сфере. А, начиная с 1992г., с принятием Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ это понятие прочно вошло в бухгалтерский лексикон и практику. Первоначально учетная политика воспринималась большинством бухгалтеров как возможность выбора из двух методов определения выручки. Постепенно учетная политика превратилась в раздел учета. И в настоящее время согласно утвержденному приказом Минфина РФ №106н от 6 октября 2008 г. Положению по бухгалтерскому учету «Учетная политика», под учетной политикой понимается выбранная и используемая совокупность способов ведения бухгалтерского учета, таких как: методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способов применения счетов бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы. Следует отметить, что значение учетной политики недооценивается многими организациями, в которых к разработке учетной политики относятся формально, не изучают последствия применения тех или иных ее элементов. Между тем выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, НДС и имущество, показателей финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, планирования, ценовой политики. Организация должна раскрыть избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку показателей бухгалтерской отчетности. К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и других активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие существенные способы. Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности за отчетный год. Это связано с тем, что, читая бухгалтерскую отчетность, внешний пользователь не всегда может определить в какой оценке отражен тот или иной показатель, поскольку его оценка зависит от сделанного выбора в учетной политике предприятия. То есть без знания учетной политики, применяемой в хозяйстве, нельзя адекватно судить об уровне и составе показателей, отраженных в отчетности. Чем больше возможностей выбора ведения бухгалтерского учета предусмотрено в действующем законодательстве, тем труднее читать отчетность предприятия без знания его учетной политики. Промежуточная отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошло изменений со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.

В учетной политике ОАО «Сосновское» выделяются следующие основные элементы, которые оказывают влияние на уровень и состав бухгалтерской отчетности:

  1. способ амортизации основных средств;
  2. выбор по переоценке основных средств;
  3. принятие решения об отражении актива в составе внеоборотных или оборотных в отношении объектов, которые дешевле 20000 рублей;
  4. способ начисления амортизации нематериальных активов;
  5. методы списания материально-производственных запасов в производство или на продажу;
  6. принятый способ списания общехозяйственных расходов;
  1. выбранная база для распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов;
  1. способ оценки незавершенного производства;
  2. выбор по созданию резервов предстоящих расходов;
  3. представление в бухгалтерском балансе информации по авансам выданным и расчетам с поставщиками;
  4. представление в бухгалтерском балансе информации по авансам полученным и расчета с покупателями;
  5. способ оценки при выбытии финансовых вложений;
  6. принятая оценка готовой продукции.

Кроме того, главный бухгалтер ОАО «Сосновское» на основании своего профессионального мнения и согласно российскому законодательству по бухгалтерскому учету делает вывод об обесценивании материально-производственных запасов, а также об обесценении финансовых вложений, по которым не определяется рыночная стоимость. Организация должна раскрывать избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку показателей бухгалтерской отчетности.

В данном разделе курсовой работы необходимо рассмотреть состав элементов учетной политики ОАО «Сосновское», которые оказывают непосредственное влияние на формирование показателей бухгалтерской отчетности. Таким образом, рассмотрим, каким же образом в хозяйстве осуществляется связь между учетной политикой и бухгалтерской отчетностью.

Перечень элементов учетной политики предприятия, выбор по которым приводит к разному уровню и составу показателей финансовой отчетности:

1. Основные средства. В составе информации об учетной политике по основным средствам подлежит раскрытию следующая информация:

  • о выбранных способах начисления амортизации;
  • о порядке списания затрат по ремонту основных средств;
  • о принятых сроках полезного использования объектов;
  • об объектах основных средств, предоставленных и полученных по договору аренды;
  • и т.п.

Согласно учетной политики ОАО «Сосновское» и в соответствии с п. 18 ПБУ 6/01 начисление амортизации по основным средствам в хозяйстве производится линейным способом. Данный элемент учетной политики оказывает непосредственное влияние на следующие показатели бухгалтерской отчетности:

В учетной политике ОАО «Сосновское» не предусматривается переоценка основных средств, что соответственно не оказывает влияния на статьи бухгалтерского баланса — основные средства, итог баланса; отчета о прибылях и убытках — себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, чистая прибыль (убыток) отчетного года; отчета об изменениях капитала (код 090); приложения к бухгалтерскому балансу.

2. Выбор по внеоборотным активам, стоимостью в пределах лимита, не более 20000 руб. за единицу. Согласно п. 10 раздела 5 учетной политики и п. 5 ПБУ 6/01 в состав основных средств ОАО «Сосновское» принято включать инвентарь, инструменты и иные принадлежности стоимостью более 10000 руб. за единицу. Данный элемент учетной политики находит свое отражение в следующих статьях:

3. Способ амортизации нематериальных активов. В хозяйстве в
соответствии с п. 2 раздела 7 учетной политики и ПБУ 14/2007 применяется
линейный способ начисления амортизации по нематериальным активам.
Причем начисление амортизации по объектам принято производить
независимо от результатов деятельности предприятия в отчетном периоде, с
отражением по кредиту счета 05 «Амортизация нематериальных активов».
Утвержденный и закрепленный в учетной политике способ начисления
амортизации по нематериальным активам оказывает влияние на оценку
следующих статей:

4. Метод оценки материально-производственных запасов при отпуске в
производство. При отпуске в производство материально-производственных
запасов их оценка производится в хозяйстве в соответствии с п. 15 ПБУ 5/01
по средней себестоимости (п. 5 раздел 8 учетной политики). Принятие
именно данного метода оценки МПЗ оказывает влияние на оценку
следующих показателей бухгалтерской отчетности ОАО «Сосновское»:

5. Учет выпуска готовой продукции. В соответствии с п. 7 раздела 9 учетной политики в ОАО «Сосновское» установлен порядок ведения учета выпуска готовой продукции по фактической производственной себестоимости. Это отражается в статьях:

6. Способ списания общехозяйственных расходов. Суммы,
накопленные на счете 26 «Общехозяйственные расходы» ОАО «Сосновское» распределяет в фактическом размере и ежемесячно списывает
их в полном объеме на дебет счета 20 «Основное производство» (п. 3,4
раздела 9 учетной политики). Принятый способ списания
общехозяйственных расходов нашел отражение в следующих статьях
бухгалтерской отчетности ОАО «Сосновское»:

7. Выбор базы распределения общехозяйственных расходов. В п. 9.4
учетной политики и в соответствии с Отраслевой инструкцией по учета
затрат на производство в хозяйстве принят и используется порядок
распределения накопленных сумм на счетах 26 «Общехозяйственные затраты» ежемесячно пропорционально общей сумме прямых затрат. Это отражается на оценке статей:

Основы формирования и раскрытия учетной политики организации для целей бухгалтерского учета определены Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденным приказом Минфина России от 06 октября 2008 г. №106н.

Учетная политика организации– это совокупность способов ведения бухгалтерского учета, т.е. первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся:

1) методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности;

2) приемы организации документооборота;

3) порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;

4) система внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля;

5) способы применения счетов бухгалтерского учета и системы учетных регистров.

Учетная политика является планом работы финансовых и бухгалтерских служб на текущий год.

Насколько точно все тонкости и нюансы учетной работы, обусловленные спецификой деятельности организации, будут предусмотрены в учетной политике, настолько верно будет выбрана и наиболее оптимальная схема ведения бухгалтерского учета и налогообложения. Учетная политика позволяет проинформировать заинтересованных лиц (кредиторов, потенциальных инвесторов, спонсоров, а также поставщиков и покупателей) об устойчивости и финансовом положении их организации.

В соответствии с п.3 ст.15 Федерального закона «О бухгалтерском учете» и п.3 ПБУ 1/08 учетную политику обязаны составлять все предприятия независимо от их организационно-правовой формы. Если предприятие уклоняется от формирования учетной политики, то это расценивается налоговыми органами как грубое нарушение правил учета.

Предприятия, публикующие в обязательном порядке бухгалтерскую отчетность должны также раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета.

Представительства и филиалы иностранных организаций, находящиеся на территории России, формируют учетную политику исходя из правил, установленных в стране нахождения.

Индивидуальные частные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, не обязаны составлять учетную политику.

Учетная политика должна обеспечить выполнение следующих задач:

1. соблюдение основополагающих принципов учета, таких как полнота, своевременность, осмотрительность, приоритет содержания над формой, непротиворечивость, рациональность, непрерывность деятельности и постоянство;

2. контроль исполнения требований, предъявленных к бухгалтерской отчетности;

3. подготовка организацией достоверной отчетности – бухгалтерской, налоговой и статистической.

4. обеспечение единства методики при организации и ведении бухгалтерского учета в организации в целом и в ее структурных подразделениях;

5. обеспечение оперативности и гибкости реагирования системы бухгалтерского учета на изменения условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности.

Формирование учетной политики возложено на главного бухгалтера предприятия. Ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственной операции несут руководители организации. Учетная политика должна оформляться приказом (распоряжением) руководителя.

Организациям дано право самим разрабатывать ее положения исходя из требований Закона о бухгалтерском учете, налогового законодательства, ПБУ 1/2008 и следующих допущений (ограничений) по формированию учетной политики:

1. Допущение имущественной обособленности. Активы и обязательства организации существуют обособлению от активов и обязательств собственников этой организации.

2. Допущение непрерывности деятельности. Организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности.

3. Допущение последовательности применения учетной политики. Принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому.

4. Допущение определенности фактов хозяйственной деятельности. Хозяйственные операции должны своевременно отражаться в бухгалтерском учете в периоде их совершения.

При утверждении учетной политики обязательно наличие следующих положений:

1. рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета

2. формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности

3. порядок проведения инвентаризации активов и обязательств

4. методы оценки активов и обязательств

5. правила документооборота и технология обработки учетной информации

6. порядок контроля над хозяйственными операциями

7. другие решения.

При формировании учетной политики по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета предприятие может выбрать один из нескольких способов, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Способы ведения бухгалтерского учета применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения ее приказом руководителя предприятия.

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения права юридического лица (государственной регистрации).

Действующее налоговое законодательство вменяет в обязанность предприятиям формирование учетной политики не только для бухгалтерского учета в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете и ПБУ 1/2008, но и учетной политики для целей налогообложения (глава 25 НК РФ).

В ПБУ 1/2008 определены возможные изменения учетной политики в следующих случаях:

1. При изменении законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету

2. В случае разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. При этом применение нового способа предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности или меньшую трудоемкость учетного процесса.

3. Если произошло существенное изменение условий деятельности предприятия, изменение может быть связано с его реорганизацией, сменой собственников или изменением видов деятельности.

Произведенные изменения учетной политики должны вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом ее утверждения соответствующим приказом (распоряжением). Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, подлежат обязательному обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна включать:

— причину изменения учетной политики;

— оценку последствий изменений в денежном выражении;

— указание на то, что включенные в бухгалтерской отчетности за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.

Изменения учетной политики объявляются в пояснительной записке в бухгалтерской отчетности.

Разберем вопросы, которые задавали слушатели Контур.Школы в сервисе «Вопрос эксперту».

  1. Учетная политика для целей налогообложения. Как утверждать и вносить изменения?
  2. Доходы по длительным договорам. Как признавать доходы и расходы?
  3. Материально-производственные запасы. Можно ли определять в учетной политике различные методы оценки материально-производственных запасов?
  4. Создание резерва по сомнительным долгам. Право или обязанность?
  5. Налоговые вычеты по НДС при экспорте товаров. Надо ли вести раздельный учет?

Задача бухгалтера — правильно сформировать учетную политику (УП) для целей налогообложения. Налоговый кодекс предлагает выбрать варианты для учета показателей, формирующих налоговую базу по налогам. А в ряде случаев налогоплательщики самостоятельно, исходя из особенностей своей деятельности, должны сформировать собственные правила учета. Все это является предметом учетной политики организации. От ее качества зависит:

  • сколько налогов будет рассчитано в отчетном периоде;
  • сможет ли организация избежать спорных ситуаций или доказать свою правоту, если все же придется подавать жалобу в вышестоящий налоговый орган или иск в суд.

1. Учетная политика для целей налогообложения. Как утверждать и вносить изменения?

Вопрос. Надо ли ежегодно утверждать учетную политику для целей налогообложения или можно пользоваться учетной политикой прошлого года и вносить в нее изменения?

Ответ. Можно пользоваться учетной политикой прошлого года, если у вас в работе и в законе ничего не меняется. Но на практике это маловероятно. Меняется кодекс, вы можете захотеть изменить методы учета или измените вид деятельности. В этих случаях придется внести изменения в ранее принятую УП и утвердить изменения приказом.

Обратите внимание:

  • УП формируют один раз — при создании организации и применяют последовательно из года в год. В Налоговом кодексе требования к учетной политике определены в отдельных главах:
  • в главе 21 «Налог на добавленную стоимость» — в пункте 12 статьи 167 НК РФ;
  • в главе 25 «Налог на прибыль» — в статье 313 НК РФ.

В обоих случаях есть требование, что необходимо утверждать учетную политику приказом или распоряжением руководителя. А в п. 12 ст. 167 НК РФ определено:

  • «учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации».

В кодексе нет требований утверждать учетную политику ежегодно, поэтому составлять такие приказы ежегодно необязательно.

Рекомендация: ежегодно проверяйте способы и методы определения доходов, расходов и иных показателей, которые вы закрепили в налоговой учетной политике. Они целесообразны? Соответствуют действующему законодательству? При необходимости внесите изменения в УП и утвердите приказом.

  • Применять изменения можно только со следующего года. Но есть исключения — в некоторых случаях придется внести изменения в УП в середине года (ст. 313 НК РФ):
  • изменилось законодательство о налогах и сборах. Важно: внести изменения в УП нужно не ранее, чем вступят в силу изменения законодательства;
  • организация стала вести новые виды деятельности.

«Учетная политика компании: когда дополнить, а когда изменить» — эта статья поможет разобраться в отличиях на простом примере про нанопончики. Вы сможете скачать образец приказа о внесении изменений в учетную политику.

2. Доходы по длительным договорам. Как признавать доходы и расходы?

Вопрос. Как правильно принять доходы и расходы по длительным договорам при поэтапной сдаче работ и без нее:

Вопрос эксперту Можно задавать по Карте Школы бухгалтера Что такое Карта Школы?

  • в полном объеме на момент сдачи каждого из этапов работ или их надо пересчитать по окончании полного объема работ (окончание договора), а потом распределить в соответствии с полученными доходами и сдать корректировочную отчетность?
  • какие методы установить в учетной политике для распределения доходов и расходов?

Ответ. Порядки определения доходов и расходов по длительным договорам, установленные в НК РФ, значительно различаются между собой, если предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг) и если разбивки на этапы договором не предусмотрены. Рассмотрим две эти ситуации.

Ситуация 1. Производство с длительным технологическим циклом, если договор не предусматривает поэтапную сдачу работ (услуг)

Длительный технологический цикл — это цикл более одного налогового периода.

Для производства с длительным технологическим циклом без поэтапной сдачи работ, услуг налогоплательщик самостоятельно распределяет доход между налоговыми периодами исходя из принципа формирования расходов на выполнение работ, услуг (абз. 2 п. 2 ст. 271 НК РФ).

У бухгалтеров обычно возникают два вопроса:

  1. Что понимать под формулировкой «длительный» (более одного налогового периода) технологический цикл?
  2. Какую методику распределения доходов и расходов принять в УП, чтобы не нарушить принципы, установленные НК РФ?

Давайте разберемся и ответим на эти вопросы.

  • Что же все-таки понимать под длительным технологическим циклом (договором)?

Казалось бы, длительный договор — это тот, который длится больше 12 месяцев. Однако это не так. Даже если производство осуществляется всего два месяца, его можно признать длительным. Важно — когда оно начато и когда закончено.

Например, начали производство в декабре 2019 года, а закончили в феврале 2020 года. Получается, что оно захватывает два налоговых периода. А следовательно, это производство с длительным, более одного налогового периода циклом, и надо распределить доход между налоговыми периодами 2019 и 2020 годов.

Теперь давайте разберемся, как это правильно сделать. То есть ответим на второй вопрос:

  • Какую методику распределения доходов и расходов принять в УП, чтобы принцип распределения доходов соответствовал правилам, установленным НК РФ (п. 2 ст. 271, ст. 316, п. 1 ст. 272 НК РФ)?

Правило п. 2 ст. 271 НК РФ:

  • «доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам (услугам)».

Правило ст. 316 Налогового кодекса:

  • «доход от реализации <…> работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания дохода на основании данных учета. При этом принципы и методы, в соответствии с которыми распределяется доход от реализации, должны быть утверждены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения».

Правило п. 1 ст. 272 Налогового кодекса:

  • «расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов».

Первые два правила, установленные в отношении доходов, противоречат друг другу. В ст. 271 предлагается распределять доходы пропорционально расходам, а в ст. 316 равномерно. Как же в этом случае поступить? Ответ на этот вопрос есть в Письмах Минфина от 12.07.2016 № 03-03-06/1/40699, от 13.02.2015 № 03-07-11/6421, от 16.05.2013 № 03-03-06/1/17014. По мнению Минфина, при длительном производстве в целях распределения доходов можно применять любой из указанных методов:

  • равномерно; либо
  • пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов.

В дополнение к этим методам Минфин России предложил еще один, по нашему мнению, экономически обоснованный метод (Письмо от 13.01.2014 № 03-03-06/1/218):

  • пропорционально доле прямых расходов отчетного периода в общей сумме прямых расходов, предусмотренных сметой (в этом случае в учетной политике для целей налогообложения необходимо определить перечень прямых расходов).

Уточнение: порядок распределения доходов и расходов между отчетными (налоговыми) периодами, установленный Налоговым кодексом, относится только к работам и услугам и не касается производства продукции, доходы при реализации которой определяются в общем порядке.

Ситуация 2. Поэтапная сдача работ

Совсем другой порядок определения доходов и расходов предусмотрен, если в договоре указана поэтапная сдача работ. В этом случае никакие доходы и расходы распределять не надо. Все доходы и расходы учитываются после окончания этапа.

Например, если один из этапов работ начался в IV квартале, а закончился в I квартале следующего года, то доходы и расходы будут рассчитываться по завершении этапа в I квартале следующего года, то есть на соответствующую дату сдачи заказчику этапа выполненных работ в размере их договорной стоимости (Письмо Минфина России от 28.06.2013 № 03-03-06/1/24632).

Этот способ намного проще и понятнее.

Вывод: при заключении договора, который захватывает одновременно два налоговых периода, его лучше разбить на этапы. Ведь достаточно разбить договор на две части, чтобы избежать составления расчетов по распределению доходов и расходов между налоговыми (отчетными) периодами.

3. Материально-производственные запасы. Можно ли определять в учетной политике различные методы оценки материально-производственных запасов?

Вопрос. Организация списывает материально-производственные запасы (МПЗ) в производство по средней себестоимости, исчисленной по методу скользящей оценки на момент отпуска материалов. В процессе производства выпускается продукция по гособоронзаказу (ГОЗ) и гражданская продукция. В части исполнения ГОЗ материально-производственные запасы списывают со следующего года по себестоимости каждой единицы.

Может ли организация для МПЗ, приобретаемых для исполнения ГОЗ, в части прямых затрат применять способ по себестоимости каждой единицы, а для МПЗ, используемых для гражданской продукции по средней себестоимости, как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения?

Ответ. Давайте начнем с правил бухгалтерского учета. По правилам бухгалтерского учета для списания МПЗ на затраты организация должна установить в учетной политике метод оценки (п. 16 ПБУ 5/01, п. 73–76 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ):

  • по себестоимости каждой единицы;
  • по средней себестоимости (основной способ);
  • по себестоимости первых по времени приобретения (способ ФИФО).

Пунктом 21 ПБУ 5/01 определено, что по каждой группе, виду МПЗ в течение отчетного года применяется только один способ оценки.

В бухгалтерском учете вопрос решается так: надо разделить МПЗ на группы или виды, установить и определить по каждой группе (виду) порядок их оценки, исходя из указанных выше способов.

Но надо понимать, что в случае направления МПЗ из одной группы, вида на разные цели учитывать их разными способами нельзя. Например, если часть МПЗ одного вида используется, как указано в вопросе, на гражданское производство, а другая часть на оборонное, то организации не вправе будут определять в УП разные способы их оценки.

Теперь про налоговый учет. В налоговом учете используются аналогичные бухгалтерскому учету методы оценки МПЗ (п. 8 ст. 254 НК РФ):

  • по стоимости единицы запасов;
  • по средней стоимости;
  • по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО).

В отличие от бухгалтерского учета, Налоговый кодекс не определяет подробные правила применения методов списания МПЗ. Поэтому организациям надо исходить из экономической обоснованности применения методов оценки МПЗ при их включении в расходы и обязательно закрепить эти методы в УП для целей налогообложения. Такую позицию определил и Минфин России в Письме от 29.11.2013 № 03-03-06/1/51819:

  • «налогоплательщики вправе при списании сырья и материалов, используемых при производстве товаров, применять разные методы их оценки при условии, что такой порядок предусмотрен учетной политикой для целей налогообложения».

Как видим, Налоговый кодекс не устанавливает требование применять единый метод оценки для МПЗ одной группы или одного вида. В этом случае не будет нарушением, если в УП определить различные способы учета МПЗ в зависимости от их целевого назначения. Но тогда придется обеспечить возможность их отдельного учета и (или) хранения, так как без этого невозможно правильно включить в состав расходов стоимость МПЗ при их списании. Надо ли создавать такие сложности? Это должен решать бухгалтер.

Возможно, при выполнении гособоронзаказа действительно придется выполнять особые требования. В остальных случаях, как нам представляется, это не имеет смысла.

4. Создание резерва по сомнительным долгам. Право или обязанность?

Вопрос. Наша организация находится на общей системе налогообложения и является плательщиком налога на прибыль. Обязаны ли мы создавать резерв по сомнительным долгам для бухучета и налогообложения?

Ответ. При ведении бухгалтерского учета вопросом о создании резерва сомнительных долгов задаваться не надо. Такая обязанность прямо установлена п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н):

  • «организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации».

Следовательно, образование резерва сомнительных долгов в бухгалтерском учете не является элементом учетной политики, и этот вид резерва необходимо создавать во всех случаях, когда выявлена сомнительная дебиторская задолженность. Исполнение обязанности по созданию резерва сомнительных долгов обеспечивает соблюдение принципа осмотрительности и формирование достоверной бухгалтерской отчетности (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», п. 6 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»).

А вот в налоговом учете — это право налогоплательщика (п. 3 ст. 266 НК РФ):

  • «налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам….».

Да и Минфин разъясняет в Письме от 16.05.2011 № 03-03-06/1/295:

  • «…в налоговом учете создание резерва по сомнительным долгам является правом организации вне зависимости от того, создается ли аналогичный резерв в бухгалтерском учете».

Сразу скажем, что его могут создавать только организации, применяющие при учете доходов и расходов метод начисления. А как же поступить? Выгодно ли экономически налогоплательщикам создавать резерв по сомнительным долгам?

Понятно, что создание резерва в целом не снижает налоговую нагрузку, а лишь корректирует ее по периодам в зависимости от изменений размера долгов с истекшим сроком оплаты. Если такие долги возрастают, то уменьшается налогооблагаемая прибыль, а если происходит погашение долгов и они уменьшаются, то прибыль увеличивается.

Поэтому в большинстве случаев создание резерва по сомнительным долгам целесообразно.

Возможно, для организаций, которые работают по предоплате и у которых надежные контрагенты, создание резерва по сомнительным долгам не особо значимо. Но ведь экономическая ситуация может быстро поменяться и количество долгов со стороны контрагентов может возрасти.

Рекомендация: бухгалтерам все-таки надо самостоятельно все просчитать и принять решение исходя из особенностей экономической деятельности своих организаций. Кратко рассмотрим порядок образования резерва по сомнительным долгам и его влияние на размер налоговой базы по налогу на прибыль

Действия бухгалтера для создания резерва по сомнительным долгам

  1. Провести на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризацию дебиторской задолженности.

  2. По результатам инвентаризации включить в резерв все долги, образовавшиеся более 90 дней назад, и 50% долгов со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней.

  3. Сумму образованного резерва включить во внереализационные расходы и, соответственно, уменьшить налогооблагаемую прибыль.

Сумму резерва можно использовать только на погашение безнадежной задолженности. То есть если в УП организации предусмотрено создание резерва по сомнительным долгам, то суммы безнадежных долгов погашаются за счет этого резерва. Если его не хватит, часть безнадежных долгов, не покрытую резервом, можно отнести на внереализационные расходы (пп. 1 п. 2 ст. 265 НК РФ).

Бесплатные вебинары в Контур.Школе Изменения в учете. Практические ситуации. Судебная практика. Расписание вебинаров

Перерасчет резерва делают каждый отчетный период. То есть вновь проводится инвентаризация дебиторской задолженности, и сумма резерва, сформированная по указанным выше правилам, сравнивается с остатком ранее созданного резерва (созданный резерв, уменьшенный на сумму безнадежной задолженности). Если резерв возрос, то разница включается во внереализационные расходы. А если уменьшился, то такая разница увеличит внереализационные доходы.

Пример. Порядок образования резерва по сомнительным долгам

У организации отчетные периоды — первый квартал, полугодие, 9 месяцев. Принято решение создать резерв по сомнительным долгам, решение закрепили в УП, утвердив приказ. На 31.12 предыдущего года проведена инвентаризация дебиторской задолженности, в результате которой выявлены сомнительные долги:

  • со сроком возникновения до 45 дней — 6 млн руб.;
  • со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) — 4 млн руб.;
  • со сроком возникновения свыше 90 дней — 2 млн руб.

Сумма резерва составит 4 млн рублей (4 млн руб. х 0,5 + 2 млн руб.).

В первом квартале образовалась безнадежная задолженность в сумме 1,5 млн руб. Следующей инвентаризацией, проведенной на 31.03, выявлены сомнительные долги:

  • со сроком возникновения до 45 дней — 6 млн руб.;
  • со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) — 7 млн руб.;
  • со сроком возникновения свыше 90 дней — 4 млн руб.

Резерв на 1.04 составит 7,5 млн руб. (7 млн руб. х 0,5 + 4 млн руб.).

Сравниваем сумму созданного на 1.04 резерва с остатком ранее созданного резерва (за минусом части, направленной на погашение безнадежной задолженности):

  • 7,5 млн руб. – (4 млн руб. – 1,5 млн руб.) = 5 млн руб.

Увеличение резерва по сомнительным долгам в размере 5 млн руб. включаем в состав внереализационных расходов.

Важно: в соответствии с НК РФ создать резерв по сомнительным долгам можно только со следующего года (если в текущем году он не создавался). Для этого надо закрепить это решение приказом, подписанном в текущем году.

5. Налоговые вычеты по НДС при экспорте товаров. Надо ли вести раздельный учет?

Вопрос: организация реализует сырьевые товары на территории РФ и за ее пределами, применяя соответственно ставки НДС 20% и 0%. Какой период считать при формировании учетной политики для раздельного учета налоговых вычетов, относящихся к операциям по экспорту:

  • когда произведена отгрузка по ставке 0%; или
  • когда подтверждена нулевая ставка?

Ответ. С 1 июля 2016 года в НК РФ внесли дополнение, разделившие весь экспорт товаров и порядок применения налоговых вычетов на 2 категории:

  1. Сырьевые товары.
  2. Несырьевые товары.

С учетом этих дополнений устанавливать в УП порядок определения НДС, относящегося к товарам (работам, услугам), приобретенным для производства экспортируемых товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 0%, надо только по сырьевым товарам (абз. 3 п. 10 ст. 165 НК РФ). В Кодексе определены товары, относящиеся к сырьевым, это:

  • минеральные продукты,
  • продукция химической промышленности,
  • древесина и изделия из нее,
  • древесный уголь,
  • жемчуг,
  • драгоценные и полудрагоценные камни,
  • драгоценные металлы,
  • недрагоценные металлы и изделия из них.

Коды видов сырьевых товаров утверждены в Постановлении Правительства РФ от 18.04.2018 № 466.

Рассмотрим две ситуации, связанные с реализацией на экспорт (ставка 0%) сырьевых и несырьевых товаров.

Сырьевые товары на экспорт, ставка 0%

Чтобы применить налоговые вычеты НДС:

  • надо ждать, когда подтвердят ставку 0%. Понятно, что этот порядок отличается от обычного порядка, когда НДС принимается к вычету сразу после оприходования товара при наличии счета фактуры (п. 3 ст. 172 НК РФ).

Онлайн-курс по НДС Повышение квалификации в Контур.Школе, 46 ак. часов. Удостоверение

Поэтому и необходимо учитывать отдельно те товары, работы и услуги, которые были использованы для производства сырьевых товаров, направляемых на экспорт (ставка 0%). Какие-либо варианты учета полученных для производства товаров на экспорт НК РФ не предусматривает. Поэтому налогоплательщики самостоятельно разрабатывают этот порядок, исходя из экономической обоснованности.

Несырьевые товары на экспорт

Все проще. Никакого раздельного учета входного НДС вести не надо. Сразу, в общем порядке при получении товаров (работ, услуг) от поставщиков НДС на основании счетов-фактур надо включать в книгу покупок и, соответственно, в налоговую декларацию все суммы НДС (абз. 3 п. 3 ст. 172 НК РФ).

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх