Росреестр арбитражные управляющие

ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О несостоятельности (банкротстве)»
Статья 23.1. Контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих

1. Контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих осуществляется органом по контролю (надзору) в порядке, установленном регулирующим органом. —

Приказ Минэкономразвития РФ от 07.10.2011 N 549
«Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью СРО арбитражных управляющих и надзор за деятельностью СРО оценщиков»
Утвержден приказом Минэкономразвития России от 7 октября 2011 г. N 549

2. Предметом контроля (надзора) Росреестра — (органа по контролю (надзору)) является соблюдение СРО АУ требований 127-ФЗ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих деятельность СРО АУ.
3. Контроль (надзор) осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок.
4. Плановая проверка деятельности СРО АУ проводится Росреестром не чаще чем один раз в два года.
5. Основанием для проведения внеплановой проверки деятельности СРО АУ является представленная в Росреестр мотивированная жалоба на действия или бездействие СРО, нарушающие требования 127-ФЗ, других ФЗ, иных нормативных правовых актов РФ, а также имеющиеся в документах СРО, представленных в Росреестр, несоответствия таким требованиям.

6. Продолжительность проверки деятельности СРО АУ не может превышать тридцать дней.
7. Руководитель проверяемой СРО АУ вправе обжаловать действия или бездействие должностных лиц, осуществляющих проверку деятельности СРО, руководителю Росреестра, а также в судебном порядке.
8. Росреестр обязан сообщить в письменной форме в СРО АУ о принятом по результатам проверки решении в течение трех рабочих дней с даты принятия этого решения. Решение Росреестра по результатам проверки деятельности СРО может быть обжаловано ею в арбитражный суд.

9. Сведения о некоммерческой организации, объединяющей АУ, подлежат исключению из (единого государственного реестра СРО АУ) — реестра по решению:
1. Росреестра в случае принятия членами СРО АУ или арбитражным судом решения о ее ликвидации, а также в случае принятия членами СРО АУ решения о ее реорганизации;

2. (арбитражного суда) — АС на основании заявления Росреестра (органа по контролю (надзору)) о несоответствии СРО требованиям:

2.2 участие ее членов не менее чем в ста (в совокупности) процедурах, применяемых в делах о банкротстве (в том числе не завершенных на дату включения в реестр), за исключением процедур, применяемых в делах о банкротстве к отсутствующим должникам;
2.4 наличие разработанных в соответствии с требованиями 127-ФЗ и являющихся обязательными для выполнения членами СРО АУ стандартов и правил профессиональной деятельности АУ;
(установленным абзацем вторым или четвертым пункта 2 статьи 21 127-ФЗ);

3. АС на основании заявления Росреестра в случае выявления факта нарушения СРО более двух раз в течение года иных требований 127-ФЗ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, если это нарушение не устранено или носит неустранимый характер.

Заявление Росреестра об исключении сведений о некоммерческой организации из реестра представляется в АС по месту ведения реестра.

10. В случае выявления нарушения СРО АУ требований, установленных абзацем вторым или четвертым пункта 2 статьи 21 127- Федерального закона, Росреестр направляет в СРО предписание об устранении такого нарушения, обязательное для выполнения в течение десяти рабочих дней со дня его получения.
В случае невыполнения в установленный срок этого предписания Росреестр обязан обратиться в течение трех месяцев со дня окончания срока выполнения этого предписания в АС с заявлением об исключении сведений о некоммерческой организации из реестра, и арбитражный суд принимает решение об исключении сведений о некоммерческой организации реестра.

11. В случае выявления (наряду с предусмотренным пунктом 10 настоящей статьи нарушением) дополнительно иного нарушения требований 127-ФЗ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ Росреестр направляет в СРО АУ предписание об устранении такого нарушения с указанием срока его выполнения, продолжительность которого не может быть менее чем два месяца с даты вынесения этого предписания.
Предписание Росреестра об устранении такого нарушения может быть обжаловано СРО в арбитражный суд.
В случае невыполнения в установленный срок этого предписания Росреестр обязан обратиться в течение трех месяцев со дня окончания срока его выполнения в АС с заявлением об исключении сведений о некоммерческой организации из реестра и АС принимает решение об исключении сведений о некоммерческой организации из реестра.
Арбитражный суд принимает указанное решение также в случае, если выявленное нарушение носит неустранимый характер.

12. Заявление Росреестра об исключении сведений о некоммерческой организации из реестра рассматривается арбитражным судом в коллегиальном составе в течение месяца с даты поступления этого заявления.
Решение арбитражного суда об исключении сведений о некоммерческой организации из реестра вступает в силу с даты его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Обжалование решения арбитражного суда не является основанием для приостановления его исполнения.
В случае отмены АС кассационной инстанции решения АС сведения о некоммерческой организации подлежат включению в реестр в течение трех дней с даты вынесения постановления АС кассационной инстанции.

13. СРО АУ, самостоятельно выявившая свое несоответствие требованиям абзаца второго или четвертого пункта 2 статьи 21 127-ФЗ, обязана представить РОсреестр в течение четырнадцати рабочих дней с даты выявления такого несоответствия заявление в письменной форме, которое должно содержать:
описание такого несоответствия;
дату возникновения такого несоответствия;
описание мер, принимаемых и (или) планируемых СРО для устранения такого несоответствия.
В течение двух месяцев с даты получения этого заявления Росреестр не может обратиться в АС с иском об исключении сведений о некоммерческой организации из реестра и сведения о некоммерческой организации не могут быть исключены из реестра по основанию, указанному в этом заявлении.
В случае, если до истечения указанного срока СРО не представит в Росреестр доказательство устранения несоответствия СРО требованиям абзаца второго или четвертого пункта 2 статьи 21 127-ФЗ, Росреестр обязан обратиться в суд с заявлением об исключении сведений о некоммерческой организации из реестра.

14. В течение года после даты исключения сведений о некоммерческой организации из реестра этой организации не предоставляется статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Статья 21. Саморегулируемые организации арбитражных управляющих — 127-ФЗ

1. Статус СРО АУ приобретается (некоммерческой организации)- НКО с даты включения сведений о НКО в (единый государственный реестр СРО АУ) — реестр.
За включение НКО в реестр уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах. (абзац введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 374-ФЗ)
2. Основанием для включения сведений о НКО в реестр является выполнение ею следующих обязательных требований:
2.1 соответствие не менее чем ста ее членов условиям членства в СРО АУ, утвержденным СРО;
2.2 участие ее членов не менее чем в ста (в совокупности) процедурах, применяемых в делах о банкротстве (в том числе не завершенных на дату включения в реестр), за исключением процедур,
применяемых в делах о банкротстве к отсутствующим должникам;
2.3 наличие компенсационного фонда, сформированного в размере и в порядке, которые установлены статьей 25.1 127-ФЗ;
2.4 наличие разработанных в соответствии с требованиями 127-ФЗ и являющихся обязательными для выполнения членами СРО АУ стандартов и правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих;
2.5 создание органов управления и специализированных органов СРО АУ, функции и компетенция которых соответствуют требованиям, предусмотренным статьей 21.1 127-ФЗ.
3. Ликвидация НКО, имеющей статус СРО АУ, осуществляется в соответствии с законодательством РФ о НКО с учетом особенностей, установленных 127-ФЗ.
В состав ликвидационной комиссии НКО, имеющей статус СРО АУ, включается представитель национального объединения саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
4. СРО АУ может быть реорганизована только в форме слияния двух и СРО АУ или в форме присоединения одной СРО АУ к другой СРО АУ в порядке, установленном законодательством РФ.
При реорганизации НКО, имеющей статус СРО АУ, предусмотренные 127-ФЗ права и обязанности перед третьими лицами переходят к саморегулируемой организации — правопреемнику. (абзац введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 266-ФЗ)
5. НКО утрачивает статус СРО АУ с даты исключения сведений о НКО из реестра.

Росреестр осуществляет контроль за деятельностью арбитражных управляющих, а также им предоставлены полномочия по участию в собраниях кредиторов и судебных заседаниях по делу о банкротстве. Кроме того, должностные лица Росреестра уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях в отношении арбитражных управляющих.

Каким образом Росреестр выявляет нарушения в деятельности арбитражного управляющего?

— Как правило, о нарушениях сообщают участники дела о банкротстве: сам должник, кредиторы либо уполномоченный орган, функции которого исполняет налоговая служба. Данные лица могут подать жалобу на действия арбитражного управляющего в саморегулируемую организацию, членом которой он является, обратиться с жалобой в арбитражный суд в рамках дела о банкротстве, а также направить заявление в Управление Росреестра. Если это заявление будет содержать достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, должностными лицами Росреестра будет возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование. Кроме того, нарушения могут быть обнаружены непосредственно должностными лицами Росреестра при проведении административного расследования или в ходе участия в собрании кредиторов.
Выявленное нарушение фиксируется в протоколе об административном правонарушении, после чего Росреестр направляет в арбитражный суд заявление о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности. Затем арбитражный суд уже выносит решение об удовлетворении или об отказе в удовлетворении этого заявления.
С какими нарушениями чаще всего сталкиваются физические лица? Какие претензии бывают к арбитражным управляющим?
— В процедурах банкротства граждан наиболее часто выявляются нарушения порядка раскрытия арбитражным управляющим информации о своей деятельности, такие как не представление отчета кредиторам, не проведение собраний кредиторов, а также нарушение правил публикации сведений о процедуре банкротства.
Необходимо отметить, что участие органа по контролю (надзору) в собраниях кредиторов дисциплинирует арбитражных управляющих и способствует профилактике совершения арбитражными управляющими административных правонарушений при организации и проведении собраний кредиторов.

Арбитражный управляющий – это специалист, который занимается процедурой банкротства. Эти специалисты отвечают практически за все этапы, и если их обязанности при банкротстве выполняются недостаточно хорошо или не выполняются вообще, последует наказание. Наказать управляющего могут, если факт его профнепригодности доказан. А доказать это бывает непросто, поскольку все управляющие обладают высокой квалификацией. Но иногда даже этой квалификации бывает недостаточно. Какой бывает ответственность арбитражного управляющего, поговорим дальше, ведь деятельность этих специалистов описана в ст. ФЗ №127 и ст. 195-196 УК РФ.

Административная ответственность арбитражного управляющего

Часто управляющих наказывают с помощью административной ответственности. Наказание проводится согласно ст. 14.13 КоАП РФ. Согласно данной статье, нарушением можно считать:

  • сокрытие или передачу имущества банкрота;
  • подделывание учетных документов;
  • поддерживание интересов только одного или нескольких кредиторов, во вред всем остальным;
  • невыполнение своих обязанностей – игнорирование их.

Правонарушения в делах о банкротстве могут быть разными. Самыми популярными считаются:

  • не вовремя выполненные обязанности по исполнению соглашений с банкротом;
  • зарплаты работникам были выплачены не вовремя;
  • выполнялись сделки с имуществом банкрота, что нарушали права или интересы лиц, участвующих в процедуре;
  • целевые поступления расходовались неразумно или неправомерно.

Но при этом арбитражный управляющий должен быть официальным должностным лицом, а этот статус он получит если:

  • назначался судебным органом – то есть является представителем судебной власти;
  • не является сотрудником компании, а зарплату ему начисляют согласно условиям судебного решения;
  • работает для достижения интересов третьих лиц, а не собственных.

При нарушении этих обязанностей, главная задача – добиться справедливого правосудия. При этом могут быть использованы следующие виды административного наказания:

  • При сокрытии или уничтожении ценных бумаг, сокрытии имущества или важной информации о нем (размере, типе имущественного права). Управляющий получит штраф 4-5 тыс. рублей. В случае с должностным лицом штраф от 50 до 100 тыс. руб. Может быть назначена дисквалификация от 6 до 36 месяцев.

  • Если удовлетворяют требования одного из кредиторов, во вред остальным. В таком случае будет получено наказание, аналогичное первому.
  • При бездействии и игнорировании обязанностей, особенно если оно незначительное, будет вынесено предупреждение. Если последствия серьезные, наложат штраф от 25 до 50 тыс. рублей. При повторном халатном отношении к обязанностям, последует дисквалификация. Зависимо от тяжести нарушения, она длится от полугода до 36 месяцев.

Размер ответственности зависит от тяжести правонарушения, совершенного управляющим. Если после предупреждения ошибка не справлена, наказание накладывается в двойном масштабе.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность наступает, если управляющего уличили в серьезном преступлении. Например, при хищении чужой собственности или её сокрытии с корыстной целью. Также наказание можно получить, если предумышленно уничтожалась важная документация и т.п. Но к уголовной ответственности привлекают в том случае, если преступление имело серьезные последствия.

На конкурсных управляющих ответственность накладывается на базе статьи 195 УК РФ:

  • При передаче другим лицам имущества банкрота или сокрытие этого имущества. Подделка отчетности. Уголовная ответственность – арест на срок от 6 до 36 месяцев, со штрафом 200 тыс. рублей.
  • При удовлетворении претензий одних кредиторов, игнорируя других (с условием, что был нанесен серьезный ущерб). Ответственность может выражаться штрафом в размере 300 тысяч рублей. Также штраф может начисляться в зависимости от зарплаты управляющего – с него взыщут сумму аналогичную заработной плате за 2 года. Может быть арест 4 месяца или заключение на год со штрафом 80 тыс. рублей.

УК РФ применяется, если нанесенный ущерб составляет больше 250 тыс. руб.

Дисциплинарная ответственность арбитражного управляющего

Все управляющие должны быть членами саморегулируемых организаций. В каждом СРО есть свои органы управления, которые контролируют деятельность членов организации. В частности, к таким органам относится дисциплинарный комитет, который контролирует любые дисциплинарные наказания, в том числе дисквалификацию арбитражного управляющего.

Главное, сообщить этому органу о том, что управляющий халатно относится к своим обязанностям, не выполняет их или нарушает деловую этику. Если подобный факт будет доказан, то в отношении специалиста будут приняты соответствующие меры. В частности:

  • временная дисквалификация от месяца до полугода;
  • штрафные санкции в размере от 1 до 30 тысяч рублей;
  • дисциплинарный выговор;
  • предупреждение;
  • предписание устранить обнаруженные недостатки;
  • рекомендация на исключение из СРО (временная или постоянная).

Если решения дисциплинарного комитета не устраивают, можно попытаться его обжаловать в совете СРО.

Субсидиарная ответственность

Основаниями для субсидиарной ответственности могут быть следующие обстоятельства:

  • Нарушение сроков, по которым проходит процедура, в том числе непредумышленное.
  • Игнорирование требований по делопроизводству. Проще говоря, неправильное ведение документации, игнорирование жестких требований и т.п.
  • Нарушения торгов. В частности, игнорирование очередности выплат кредиторам и другие финансовые нарушения.
  • Бездействие конкурсного управляющего. Об этом могут свидетельствовать затянутые сроки процедуры.
  • Нарушенная оценка имущества должника.
  • Траты и убытки, которые являются необоснованными.

Если будет обнаружен хотя бы один из перечисленных фактов, управляющий должен будет ответить за проблемы, которые появились по его вине.

Ответственность за убытки и их возмещение

В список ответственностей конкурсного управляющего можно смело включать убытки, которые появились по его вине. Причем в вину ставятся как действия, так и бездействие со стороны управляющего. Если получится доказать факт наличия чего-то подобного, можно добиться возмещения от специалиста, ведущего процедуру.

Материальную компенсацию получится взыскать, только если пострадавшая сторона докажет:

  • что выполненные управляющим действия были противоправными, и имеют прямую связь с убытками, что понесли стороны;
  • что убыток действительно есть, при этом указать его размер и природу.

Часто материальные убытки можно взыскать, только если судом будет признано, что управляющий превысил денежный лимит, который был необходим в конкретном деле. Например, нанимал специалистов, без услуг которых можно было обойтись. Ещё один вариант такого нерационального расходования средств, когда заработная плата приглашенных специалистов слишком высокая.

Для получения возмещения нужно обратиться в суд, написав заявление о привлечении к ответственности. Правда это возможно только после того, как процедура банкротство будет закончена и можно будет полностью оценить масштабы убытков.

Обязательное страхование ответственности управляющего

Должность управляющего связана с огромными рисками. Например, что услуги специалиста не удовлетворят кого-то из участников процесса. Особенно, если не удалось покрыть большую часть долгов перед кредиторами.

Естественно, возникает закономерный вопрос – не виноват ли в этом управляющий? Бывают ситуации, когда вина специалиста действительно есть, но так происходит не всегда.

Чтобы минимизировать персональные риски, все арбитражные управляющие заключают страховой договор. Тогда в случае причинения существенных материальных убытков участникам банкротства, страховой фонд их возместит.

Страховыми можно назвать следующие случаи:

  • убытки, полученные участниками банкротства из-за действий или бездействия управляющего;
  • если возникли «непреодолимые силы», что привели к убыткам;
  • в случае риска причинения морального вреда.

Данные риски будут считаться достаточными основаниями только в том случае, если были признаны судом. Кроме того, если будет доказано несколько вышеперечисленных фактов, они будут считаться одним страховым случаем.

Страховой договор заключается на год. Сумма взноса, которую должен сделать управляющий в СРО – 3 млн. рублей. Иногда может потребоваться договор дополнительного страхования. Обычно его заключают, если должник состоятельный (стоимость активов от 100 тыс. рублей), а значит и вред может быть сделан на большую сумму.

Размер страховых выплат определяется индивидуально, как и сроки их выплат.

Как привлечь арбитражного управляющего к ответственности

Часто одним из самых важных заданий в процессе банкротства может стать привлечение арбитражных управляющих к административной ответственности. Но для этого должны быть основания, и к списку самых весомых можно отнести:

  • если управляющий нарушил все сроки ведения процедуры (например, с опозданием опубликовал объявление о приближающихся торгах и т.п.);
  • были зафиксированы нарушения в том, как велась документация;
  • зафиксирован факт бездействия, из-за чего происходило затягивание процедуры;
  • приглашались специалисты (например, для оценки имущества) без согласования с кредиторами.

Если участников процедуры не устраивает уровень профессионализма специалиста или его метод ведения дел, чтобы привлечь этого управляющего к ответственности необходимо подать заявление в Росреестр. В требованиях можно указать, признать действия специалиста противозаконными.

Но, чтобы быть уверенным в том, что дело действительно воспримут как правонарушение, нужно собрать как можно больше доказательств. Причем важно, чтобы они максимально прямо указывали на неправомерность действий АУ.

Подробнее о порядке и сроках привлечения к ответственности указано в ст. 14.13 КоАП.

Исполнительный орган составляет протокол правонарушения. К нему добавляют заявление и подают в арбитражный суд. Но даже после этого есть риск, что судебный орган признает правонарушение незначительным. В последнем случае серьезных последствий не будет.

Если суд признает серьезность правонарушения, минимум что грозит специалисту – штраф, а максимум – дисквалификация. Хотя меру ответственности можно смягчить следующими методами:

  • если устранить нарушения, что ранее были допущены;
  • если правонарушение было, но оно не оставило ущерба ни для одной стороны процедуры;
  • нет претензий в адрес управляющего, даже если нарушения наблюдались.

Правда, существуют и отягощающие обстоятельства. К примеру, если на специалиста жаловались уже не единожды.

Сроки привлечения к ответственности

Срок привлечения к ответственности управляющих в делах о банкротстве важный факт. До 2015 года подать на специалиста, невыполняющего свои обязанности, можно было ровно год после нарушения. Но на сегодня этот срок увеличен до 3 лет. Сроки продлили благодаря ФЗ №391 «О внесении изменений в акты».

Арбитражный управляющий – специалист от честности и профессионализма которого зависит слишком много в делах о банкротстве. Правомерность его действий может стать единственным гарантом, что из такой неприятной ситуации как банкротство, получится выйти с минимальными потерями. Но если управляющий не справляется с возложенными на него обязанностями, есть только один выход – привлечь его к ответственности. Это необходимо если сумма убытков, появившихся по вине специалиста, высокая, а его действия могли иметь преднамеренные мотивы.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх