Россия унитарное государство

Россия — федеративное государство

Территория каждого государства делится на части, определяющие его внутреннюю структуру, территориальное устройство. В рамках территориального устройства государства формируются система территориальных единиц, из которых складывается государство, система государственных связей между государством в целом и этими территориальными единицами, характер которых зависит от их правовых статусов.

Подобного рода устройство территории государства принято называть государственным устройством.

С точки зрения их формы все государства делятся на две группы -унитарные и федеративные.

Унитарным считается государство, не имеющее в своей внутренней территориальной структуре других государств. В этом смысле унитарное государство (т.е. одно, единое) принято называть простым государством.

Унитарное государство делится, как правило, лишь на административно-территориальные единицы (районы, города, сельские поселения и т.д.), из которых складывается его административно-территориальное устройство. Административно-территориальные единицы не наделяются собственным правовым статусом. Им обладают лишь управляющие ими органы государственной власти либо органы местного самоуправления.

Поскольку унитарное государство не имеет в своем составе других государств, оно обладает одной конституцией, одним высшим органом законодательной власти, одним высшим органом исполнительной власти, единой системой высших судебных органов.

Унитарное государство может существовать самостоятельно как отдельное суверенное государство и может также входить в состав другого государства на федеративных началах, (т.е. сохраняя определенный комплекс своих суверенных прав) либо на автономных началах.

В современной Российской Федерации унитарные государства все республики в ее составе. Унитарными государствами является также большинство государств мира.

федерация — это объединение двух или нескольких государств в одно новое государство. Таким образом, федеративное государство представляет собой сложное государство, в состав которого входят другие государства.

Следует сказать, что, объединяясь, государства не обязательно образуют федерацию. Они могут образовать и конфедерацию. Однако в отличие от федерации, которая является союзным государством, т.е. государственно-правовым объединением, обеспечивающим государственное единство всех входящих в его состав государств и сохраняющим за ними определенную политико-юридическую самостоятельность, конфедерация представляет собой союз государств, т.е. международно-правовое объединение.

Вместе с тем утверждение, что федерация является государственно-правовым союзом в отличие от конфедерации — международно-правового союза, совсем не означает, что федерация, выступая вовне как единое государственное образование, исключает для входящих в нее государств или государственных образований возможность поддерживать какие-либо международно-правовые отношения с зарубежными государствами и международными организациями. Напротив, конституции многих федеративных государств, в том числе и Конституция РФ, допускают такую возможность. В федеративных государствах наряду с федеральной конституцией и законодательством могут иметься конституции и законодательство входящих в их состав государств. Эти государства сохраняют свою систему органов государственной власти, свою территорию, которая, как правило, не может быть изменена без их согласия. Они могут иметь также свои государственные символы.

Государства, образующие федеративное государство, называются его субъектами. Последние, как правило, обладают одинаковым правовым статусом. Однако мировой практике известны и такие федерации, субъекты которых обладают различным правовым статусом.

Между федерацией и ее субъектами проводится разграничение компетенции, цель которого обеспечить наиболее эффективное осуществление федерацией своих задач путем объединения ресурсов и возможностей всех ее членов как в интересах самой федерации, так и ее субъектов. Сохраняя за собой полномочия в определенном объеме, субъекты федерации добровольно ограничивают свою компетенцию в пользу федерации, признавая приоритет ее задач и целей. Они признают также на своей территории высшую юридическую силу нормативных правовых актов федерации.

Государственная власть федерации является единственной суверенной властью на ее территории. Она опирается на волю всего ее народа. Признание полного суверенитета субъектов федерации означало бы одно из двух: либо формальный характер такого признания не влекущий за собой никаких юридических последствий, либо фактическую ликвидацию федерации. В этом случае она утрачивает характер союзного государства и превращается в союз суверенных государств или распадается на отдельные суверенные государства, существующие самостоятельно.

В мире в настоящее время существует немало различных федераций, включая такие крупные, как Бразилия, Германия, Индия, США Федеративным государством был Союз ССР. Федеративным государством является и Россия.

Однако Российская Федерация имеет ряд особенностей, существенно отличающих ее от других федераций. Федерация обычно образуется путем объединения двух или нескольких государств в единое союзное государство. Образование же Российской Федерации шло совсем иным путем. Россия как федерация не является объединением нескольких государств. Она была образована в результате создания в ее составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населяющих ее территорию.

17 Россия – федерация или унитарное государство?

Эти государства, а также национально-государственные образования и были признаны субъектами Российской Федерации.

Вот почему Российская Федерация с самого начала ее создания являлась одновременно и национальным государством русского народа, составляющего подавляющее большинство ее населения и давшего имя республике, и основанной на автономии федерацией, объединившей в своем составе русский и многие другие народы.

Порядок образования Российской Федерации свидетельствует о том, что с момента своего возникновения эта федерация носила не договорно-конституционный или договорный характер, как многие другие федерации, а конституционно-правовой характер, поскольку была создана не в результате заключения договора между ее субъектами, а на основе провозглашения ее федерацией в Конституции Республики.

Не обладая классическими признаками федеративного государства, Россия как федерация вызывала немало споров. Но главным аргументом в защиту ее федерального характера служили не те или иные формальные признаки федерации, а воля ее народов, выразивших желание рассматривать свое государство в качестве федеративного.

Ныне Российская Федерация в большей мере походит на классическое федеративное государство, чем ее предшественница РСФСР. В настоящее время субъектами Российской Федерации являются не только бывшие или настоящие автономии, но и области, края, города федерального значения. Таким образом, сегодня не часть, как это было прежде, а вся территория Российской Федерации складывается из территорий ее субъектов.

Однако, несмотря на изменение многих ее черт, Российская Федерация была и осталась конституционно-правовой федерацией.

Как и любая другая федерация, Россия является единым государством. Поэтому находящиеся в ее составе государства не могут заключать с ней межгосударственные договоры на тех же основаниях, что и с зарубежными государствами. Другое дело — многосторонние и двусторонние соглашения между Российской Федерацией и ее субъектами о распределении полномочий между ними. Именно таким соглашением является Федеративный договор — Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации. Сегодня Федеративный договор в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации, и наряду с ней лежит в основе отношений Российской Федерации с ее субъектами, подписавшими этот Договор.

Таким соглашением является и Договор Российской Федерации и Республики Татарстан от 15 февраля 1994 г. «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан». Этот Договор наряду с Конституцией Российской Федерации является основой отношений Федерации с Республикой Татарстан, не подписавшей в свое время Федеративный договор.

Думается, что такие договоры могут быть заключены Российской Федерацией со всеми ее субъектами, как подписавшими Федеративный договор, так и не подписавшими его. Однако их цель состоит не в том, чтобы установить конституционно-правовой статус этих государств, уже определенный федеральной Конституцией, а в том, чтобы более точно определить механизм реализации государственных полномочий как Федерацией, так и ее субъектами. Договоры позволяют повысить уровень взаимопонимания Российской Федерации с ее субъектами, стабилизировать в них политическую обстановку.

В настоящее время Россия имеет в своем составе три вида субъектов — государства в составе Российской Федерации, преобразованные, как правило, из бывших автономных республик, государственно-территориальные образования — края, области и города федерального значения, бывшие прежде наиболее крупными административно-территориальными единицами РФ, и национально-государственные образования — автономную область и автономные округа. Таким образом, в числе субъектов Российской Федерации и сейчас сохраняются традиционные автономные образования.

Автономия в Российской Федерации — это самостоятельное осуществление государственной власти находящимися в ее составе национально-государственными образованиями в пределах компетенции, устанавливаемой федеральными органами государственной власти при участии соответствующей автономной единицы.

Автономия в Российской Федерации построена по национальному признаку. Это значит, что она создается с учетом национального состава населения, проживающего на ее территории. В зависимости от численности населения, уровня и перспектив развития экономики и других факторов образуются различные виды автономии — автономная область или автономный округ. При этом принимается во внимание воля населения создать то или иное автономное образование или преобразовать один вид автономии в другой.

В Российской Федерации автономия длительное время осуществлялась в двух формах: государственной, которая воплощалась в национальном государстве — автономной республике, и административной, представленной автономными областями и автономными округами.

Государственная автономия характеризовалась значительным объемом прав, наличием конституции, высших органов государственной власти, законодательства, гражданства. Административная автономия всех этих признаков, свойственных государственной автономии, не имела.

В настоящее время в России автономия осуществляется только в одной форме — административной.

Государственное устройство Российской Федерации — один из институтов конституционного права Российской Федерации. Объединяемые им нормы регулируют широкий круг общественных отношений, возникающих в процессе создания и функционирования Российской Федерации и ее субъектов. Они также регулируют различные стороны государственного устройства РФ и оказывают существенное влияние на содержание других конституционно-правовых институтов, поскольку именно государственным устройством Российской Федерации определяются в значительной мере порядок образования, система и компетенция государственных органов как самой Федерации, так и ее субъектов и т.д.

Нормы института государственного устройства содержатся в гл. 3 Конституции РФ «Федеративное устройство», определяющей правовые основы статуса Федерации и ее субъектов, дающей полный перечень этих субъектов, устанавливающей исключительную, а также совместную с ее субъектами компетенцию Российской Федерации.

Нормы института государственного устройства содержатся также в Федеративном договоре от 31 марта 1992 г., в нормативных актах органов государственной власти Российской Федерации; Президента РФ, Правительства РФ; в конституциях, Уставах и других законодательных актах субъектов Федерации.

Однако Конституция РФ рассматривает федерацию в России не только как форму государственного устройства страны, но и как одну из основ конституционного строя Российской Федерации, установленных в гл. 1. В государственном устройстве Российской Федерации, которое основывается на принципе федерализма, находит одно из проявлений ее демократизм как государства.

В России федерализм — это прежде всего государственная организация национальных отношений. Исторический опыт российского федерализма подтвердил его жизненную необходимость для разрешения национального вопроса, для осуществления суверенитета наций, составляющих многонациональный народ Российской Федерации.

Российский федерализм обеспечивает суверенитет наций, проживающих на территории Российской Федерации. Суверенитет нации означает ее верховенство и независимость в решении вопросов своей внутренней жизни и взаимоотношений с другими нациями, ее свободное волеизъявление в избрании формы своей национальной государственности.

Федерализм в России означает свободное развитие наций и народностей, проживающих на ее территории. Такое развитие выражается в создании различных форм национальной государственности народов Российской Федерации — республик, автономной области, автономных округов, а также в преобразовании одних форм национальной государственности в другие. Свободное развитие наций и народностей означает также развитие национальных языков.

Однако российский федерализм не только форма разрешения национального вопроса в многонациональном государстве, но и форма демократизации управления.

Федерализм имеет существенные преимущества в этом отношении перед унитаризмом. Децентрализация государственной власти и распределение ее по регионам — важная гарантия демократизма в управлении государством. Центр в таких условиях лишается монополии на власть и потому не может употребить ее произвольно, она повсеместно встречается со «сдержками и противовесами». Открывается больше возможностей для устройства управления на местах в соответствии со своими интересами, а интересы одного региона не приносятся в жертву интересам других. В результате образуются многочисленные центры интересов, характеризующиеся своими особенностями, и вместо единообразия, установленного центром, создается единство в разнообразии, что и составляет высшую цель общественного развития.

Базирующаяся на принципе федерализма децентрализация государственной власти обеспечивается разграничением предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами и местным самоуправлением.

В соответствии с принципом федерализма основы правового статуса субъекта Федерации устанавливаются и гарантируются Конституцией РФ. Конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов не могут противоречить Конституции РФ. Полномочия Российской Федерации, не отнесенные ее Конституцией к ведению Федерации либо к совместному ведению Федерации и ее субъектов, осуществляются этими субъектами самостоятельно в соответствии с Конституцией РФ.



Различают унитарное государство и федеративное государство.

1. Унитарное государство — это единое, целостное государство, не имеющее самостоятельных государственных образований или автономных единиц, а состоящее из административно-территориальных единиц, которые не обладают политической самостоятельностью.

Большинство государств мира — унитарные государства, в том числе и республики-государства — субъекты РФ.

Различают унитарное государство и федеративное государство.

Федеративное государственное устройство имеет несколько определений.

Федерация — это сложное государство, состоящее из ряда субъектов (государств или государственных образований), образованных по территориальному и (или) национальному признаку, объединившихся для решения общих задач.

Федерация — это добровольное объединение двух или более государственных образований в одно единое государство, в основе которого лежит государственно-правовой акт, федеральная конституция, закрепляющая правовой статус субъектов федерации, а также разделение полномочий между федерацией и ее субъектами.

Федеративное государство — это союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права.

Федерация характеризуется четырьмя признаками.

Во-первых, это множественность государственной публичной власти внутри государства (федеральная публичная власть и публичная власть субъектов), источником которой служит народ.

Во-вторых, наличие относительно самостоятельных территорий внутри государства (территория делится на части, которые обладают большей самостоятельностью, чем в унитарных государствах).

В-третьих, сочетание федеральных и региональных налогов.

В-четвертых, сочетание федеральной правовой системы и правовой системы субъектов федерации.

Слово "федерация" происходит от лат. "союз", "объединение". Термин "федеративное государство" употребляется для характеристики государства многими конституциями (Аргентина, Пакистан, ФРГ и др.).

В последние годы в связи с ростом числа и разнообразия федераций все чаще применяется их разделение на "симметричные" и "асимметричные". Это различие имеет в виду правовое положение различных частей федерации, юридические, а не экономические аспекты.

В идеале в "симметричной" федерации все образующие ее составные части одинаковы и равноправны. Такая федерация состоит только из субъектов, имеющих один и тот же правовой статус (Германия — земли, ОАЭ, Аргентина — провинции, Россия — субъекты). Однако абсолютно "симметричных" федераций нет, какие-то элементы различий между субъектами федерации существуют.

"Асимметричная" федерация состоит из различных частей, неодинаковых по своему правовому положению, а статус субъектов федерации, в свою очередь, может быть неодинаков. В США помимо штатов (субъектов) существуют небольшие территории (владения) — Виргинские острова, Восточное Самоа и др., федеральный округ Колумбия, Пуэрто-Рико и другие территории, которые не пользуются правами штатов, не участвуют в выборах парламента США.

31 марта 1992 г. в России был заключен Федеративный договор, который впоследствии был включен в текст Конституции РСФСР в качестве ее составной части (ч. 3 ст. 11).

Федеративный договор — это совокупность трех договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти трех типов ее субъектов.

Федеративный договор подтверждал суверенитет республик в составе Российской Федерации, а края, области, города Москва и Санкт-Петербург признавались субъектами РФ.

Кроме того, Федеративный договор разграничил предметы ведения и полномочия между федеральными органами государственной власти и органами власти различных субъектов РФ.

Федеративный договор не подписали полномочные представители Республики Татарстан и Чеченской Республики. С Республикой Татарстан 15 февраля 1994 г. был подписан отдельный Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий с Российской Федерацией. Аналогичный Договор был заключен с Республикой Башкортостан и рядом других субъектов РФ.

Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г., закрепила федеративное устройство страны (ст. ст. 65 — 79): республики, края, области, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург, а также Еврейская автономная область стали субъектами РФ.

С 1 марта 2008 г. в состав Российской Федерации входят 83 субъекта РФ. Основные вопросы, регулирующие федеративное устройство Российской Федерации, нашли свое отражение в гл. 3 Конституции, прежде всего в ст. 65, в которой перечислен полный состав субъектов РФ.

Закрепление в Конституции РФ наименований всех субъектов Федерации исключает возможность выхода какого бы то ни было субъекта РФ из состава Федерации в одностороннем порядке. Российской Федерации нет принципа сецессии, т.е. права выхода из Федерации, легитимность такого положения опирается на выраженную народом волю при принятии Конституции РФ 1993 г.

Но Конституция РФ не исключает возможности расширения состава субъектов Федерации. Во-первых, это может произойти, если население какого-либо государства или территории изъявит желание быть принятым в Российскую Федерацию, а во-вторых, если новый субъект Федерации образуется на территории, входящей в состав какого-либо одного или нескольких из названных в Конституции РФ субъектов Федерации.

17 марта 2014 года, в результате Крымского общественно-политического кризиса и опираясь на результаты референдума от 16 марта 2014 года, Верховный Совет Автономной Республики Крым провозгласил Крым независимым суверенным государством — Республикой Крым, в которой Севастополь имеет особый статус.

Республика Крым в лице своего высшего органа власти — Государственного Совета Республики Крым — обратилась к Российской Федерации с предложением о принятии Республики Крым в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта Российской Федерации со статусом республики.

Принятие в состав Российской Федерации иностранного государства или его части регулируется Федеральным конституционным законом «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации», принятым в 2001 году. По закону, инициатива должна исходить от территории, желающей войти в состав РФ.

18 марта 2014 года президент РФ Владимир Путин начал процедуру принятия, уведомив правительство, Госдуму и Совет Федерации о предложениях Госсовета Крыма и Заксобрания Севастополя о принятии в Российскую Федерацию и образовании новых субъектов. В Георгиевском зале Кремля в присутствии руководителей Крыма и Севастополя Путин выступил с обращением к Федеральному Собранию РФ. После этого был подписан межгосударственный договор о принятии Республики Крым в состав России, в соответствии с которым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты — Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Договор вступил в силу с даты ратификации Федеральным Собранием 21 марта 2014 г

В составе Российской Федерации:

Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 575;

Различают унитарное государство и федеративное государство.

1. Унитарное государство — это единое, целостное государство, не имеющее самостоятельных государственных образований или автономных единиц, а состоящее из административно-территориальных единиц, которые не обладают политической самостоятельностью.

Большинство государств мира — унитарные государства, в том числе и республики-государства — субъекты РФ.

2. Федеративное государственное устройство имеет несколько определений.

Федерация — это сложное государство, состоящее из ряда субъектов (государств или государственных образований), образованных по территориальному и (или) национальному признаку, объединившихся для решения общих задач.

Федерация — это добровольное объединение двух или более государственных образований в одно единое государство, в основе которого лежит государственно-правовой акт, федеральная конституция, закрепляющая правовой статус субъектов федерации, а также разделение полномочий между федерацией и ее субъектами.

Федеративное государство — это союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права.

Федерация характеризуется четырьмя признаками.

Во-первых, это множественность государственной публичной власти внутри государства (федеральная публичная власть и публичная власть субъектов), источником которой служит народ.

Во-вторых, наличие относительно самостоятельных территорий внутри государства (территория делится на части, которые обладают большей самостоятельностью, чем в унитарных государствах).

В-третьих, сочетание федеральных и региональных налогов.

В-четвертых, сочетание федеральной правовой системы и правовой системы субъектов федерации.

Слово "федерация" происходит от лат. "союз", "объединение". Термин "федеративное государство" употребляется для характеристики государства многими конституциями (Аргентина, Пакистан, ФРГ и др.).

В последние годы в связи с ростом числа и разнообразия федераций все чаще применяется их разделение на "симметричные" и "асимметричные". Это различие имеет в виду правовое положение различных частей федерации, юридические, а не экономические аспекты.

В идеале в "симметричной" федерации все образующие ее составные части одинаковы и равноправны. Такая федерация состоит только из субъектов, имеющих один и тот же правовой статус (Германия — земли, ОАЭ, Аргентина — провинции, Россия — субъекты). Однако абсолютно "симметричных" федераций нет, какие-то элементы различий между субъектами федерации существуют.

"Асимметричная" федерация состоит из различных частей, неодинаковых по своему правовому положению, а статус субъектов федерации, в свою очередь, может быть неодинаков. В США помимо штатов (субъектов) существуют небольшие территории (владения) — Виргинские острова, Восточное Самоа и др., федеральный округ Колумбия, Пуэрто-Рико и другие территории, которые не пользуются правами штатов, не участвуют в выборах парламента США.

31 марта 1992 г. в России был заключен Федеративный договор, который впоследствии был включен в текст Конституции РСФСР в качестве ее составной части (ч. 3 ст. 11).

Федеративный договор — это совокупность трех договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти трех типов ее субъектов.

Федеративный договор подтверждал суверенитет республик в составе Российской Федерации, а края, области, города Москва и Санкт-Петербург признавались субъектами РФ.

Кроме того, Федеративный договор разграничил предметы ведения и полномочия между федеральными органами государственной власти и органами власти различных субъектов РФ.

Федеративный договор не подписали полномочные представители Республики Татарстан и Чеченской Республики. С Республикой Татарстан 15 февраля 1994 г. был подписан отдельный Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий с Российской Федерацией. Аналогичный Договор был заключен с Республикой Башкортостан и рядом других субъектов РФ.

Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г., закрепила федеративное устройство страны (ст. ст. 65 — 79): республики, края, области, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург, а также Еврейская автономная область стали субъектами РФ.

С 1 марта 2008 г. в состав Российской Федерации входят 83 субъекта РФ. Основные вопросы, регулирующие федеративное устройство Российской Федерации, нашли свое отражение в гл. 3 Конституции, прежде всего в ст. 65, в которой перечислен полный состав субъектов РФ.

Закрепление в Конституции РФ наименований всех субъектов Федерации исключает возможность выхода какого бы то ни было субъекта РФ из состава Федерации в одностороннем порядке. Российской Федерации нет принципа сецессии, т.е.

За преобразование России в унитарное государство

права выхода из Федерации, легитимность такого положения опирается на выраженную народом волю при принятии Конституции РФ 1993 г.

Но Конституция РФ не исключает возможности расширения состава субъектов Федерации. Во-первых, это может произойти, если население какого-либо государства или территории изъявит желание быть принятым в Российскую Федерацию, а во-вторых, если новый субъект Федерации образуется на территории, входящей в состав какого-либо одного или нескольких из названных в Конституции РФ субъектов Федерации.

17 марта 2014 года, в результате Крымского общественно-политического кризиса и опираясь на результаты референдума от 16 марта 2014 года, Верховный Совет Автономной Республики Крым провозгласил Крым независимым суверенным государством — Республикой Крым, в которой Севастополь имеет особый статус.

Республика Крым в лице своего высшего органа власти — Государственного Совета Республики Крым — обратилась к Российской Федерации с предложением о принятии Республики Крым в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта Российской Федерации со статусом республики.

Принятие в состав Российской Федерации иностранного государства или его части регулируется Федеральным конституционным законом «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации», принятым в 2001 году. По закону, инициатива должна исходить от территории, желающей войти в состав РФ.

18 марта 2014 года президент РФ Владимир Путин начал процедуру принятия, уведомив правительство, Госдуму и Совет Федерации о предложениях Госсовета Крыма и Заксобрания Севастополя о принятии в Российскую Федерацию и образовании новых субъектов. В Георгиевском зале Кремля в присутствии руководителей Крыма и Севастополя Путин выступил с обращением к Федеральному Собранию РФ. После этого был подписан межгосударственный договор о принятии Республики Крым в состав России, в соответствии с которым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты — Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Договор вступил в силу с даты ратификации Федеральным Собранием 21 марта 2014 г

В составе Российской Федерации:

Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 576;

Федеративное государство

Федерация — это объединение двух или несколь­ких государств в одно новое государство. Таким об­разом, федеративное государство представляет со­бой сложное государство, в состав которого входят другие государства.

Следует сказать, что, объединяясь, государства не обязательно образуют федерацию. Они могут об­разовать и конфедерацию. Однако в отличие от конфедерации, которая представляет собой союз государств, т.

Россия это федеративная республика, или унитарное государство?

е. международно-правовое объеди­нение, федерация является союзным государст­вом, т. е. государственно-правовым объединением, которое обеспечивает государственное единство всех входящих в его состав государств, сохраняя за ни­ми определенную политико-юридическую самостоя­тельность.

Однако Российская Федерация имеет ряд осо­бенностей, существенно отличающих ее от других федераций. Федерация обычно образуется путем объединения двух или нескольких государств в единое союзное государство. Образование же Рос­сийской Федерации происходило иным путем. Россия как федерация не является объединением нескольких государств. Она была образована в ре­зультате создания в ее составе ряда автономных государств и автономных национально-государст­венных образований народов, населяющих ее тер­риторию. Эти государства, а также национально­государственные образования и были признаны субъектами РФ.

Вот почему Российская Федерация с самого на­чала ее создания являлась одновременно и нацио­нальным государством русского народа, составляю­щего подавляющее большинство ее населения и давшего имя республике, и основанной на автоно­мии федерацией, объединившей в своем составе русский и многие другие народы.

Порядок образования Российской Федерации свидетельствует о том, что с момента своего возник­новения эта федерация имела не договорно-консти­туционный или договорный характер, как многие другие федерации, а конституционно-правовой ха­рактер, поскольку была создана не в результате за­ключения договора между ее субъектами, а на осно­ве провозглашения ее федерацией в Конституции.

Не обладая классическими признаками федера­тивного государства, Россия как федерация вызыва­ла немало споров. Однако главным аргументом в за­щиту ее федерального характера служили не те или иные формальные признаки федерации, а воля ее народов, выразивших желание рассматривать свое государство в качестве федеративного.

Ныне Российская Федерация в большей мере по­ходит на классическое федеративное государство, чем ее предшественница РСФСР. В настоящее вре­мя субъектами Федерации являются не только быв­шие или настоящие автономии, но и области, края, города федерального значения. Таким образом, в настоящее время не часть, как это было прежде, а вся территория РФ складывается из территорий ее субъектов.

Однако, несмотря на изменение многих ее черт, Российская Федерация была и осталась конституци­онно-правовой федерацией.

Как и любая другая федерация, Россия является не союзом государств, а единым государством. По­этому находящиеся в ее составе государства не мо­гут заключать с ней межгосударственные договоры на тех же основаниях, что и с зарубежными госу­дарствами. Другое дело — многосторонние и двусто­ронние соглашения между Российской Федерацией и ее субъектами о распределении полномочий меж­ду ними. Именно таким соглашением является Фе­деративный договор — договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федераль­ными органами государственной власти России и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации. Сегодня Федеративный до­говор в части, не противоречащей Конституции РФ, наряду с Конституцией РФ лежит в основе отноше­ний России с ее субъектами, подписавшими этот до­говор.

Такие договоры могут быть заключены Россий­ской Федерацией со всеми ее субъектами. Однако их цель должна состоять не в том, чтобы установить конституционно-правовой статус этих субъектов, уже определенный федеральной Конституцией, а в том, чтобы более точно определить механизм реали­зации государственных полномочий как Федераци­ей, так и ее субъектами. Договоры позволяют повы­сить уровень взаимопонимания Российской Федера­ции с ее субъектами, стабилизировать в них политическую обстановку.

17 декабря 2001 г. принят Федеральный консти­туционный закон «О порядке принятия в Россий­скую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» (с изм.), устанав­ливающий основные условия и процедуру принятия в Российскую Федерацию и образования в ее соста­ве нового субъекта Федерации.

В настоящее время Российская Федерация имеет в своем составе три вида субъектов — государства в составе Российской Федерации, преобразованные, как правило, из бывших автономных республик, го­сударственно-территориальные образования — края, области и города федерального значения, бывшие прежде наиболее крупными административно-терри­ториальными единицами Российской Федерации, и национально-государственные образования — авто­номную область и автономные округа. Таким обра­зом, в числе субъектов Федерации и сейчас сохраня­ются традиционные автономные образования.

Территориальная автономия в Российской Фе­дерации — это самостоятельное осуществление го­сударственной власти находящимися в ее составе национально-государственными образованиями в пределах компетенции, устанавливаемой федераль­ными органами государственной власти при уча­стии соответствующей автономной единицы. Терри­ториальная автономия в Российской Федерации по­строена по национальному признаку. Это значит, что она создается с учетом национального состава населения, проживающего на ее территории. В за­висимости от численности населения, уровня и пер­спектив развития экономики и других факторов об­разуются различные виды автономии — автономная область или автономный округ. При этом принима­ется во внимание воля населения создать то или иное автономное образование или преобразовать один вид автономии в другой.

В Российской Федерации территориальная авто­номия длительное время осуществлялась в двух формах: государственной, которая воплощалась в национальном государстве — автономной республи­ке, и административной, представленной автоном­ными областями и автономными округами. Госу­дарственная автономия характеризовалась значи­тельным объемом прав, наличием конституции, высших органов государственной власти, законода­тельства, гражданства. Административная автоно­мия всех этих признаков, свойственных государст­венной автономии, не имела.

В настоящее время в Российской Федерации тер­риториальная автономия осуществляется только в одной форме — административной.

С учетом изложенного можно сказать, что госу­дарственное устройство Российской Федерации — это территориальная организация Российской Фе­дерации, характеризующаяся федеративной формой ее государственных связей с республиками в соста­ве Российской Федерации, краями, областями, горо­дами федерального значения, автономной областью и автономными округами.

Государственное устройство Российской Федера­ции — один из важнейших институтов консти­туционного права Российской Федерации. Объеди­няемые им нормы регулируют широкий круг обще­ственных отношений, возникающих в процессе создания и функционирования Российской Федера­ции и ее субъектов. Они не только регулируют раз­

личные стороны государственного устройства Рос­сийской Федерации, но и оказывают существенное влияние на содержание других конституционно­правовых институтов, поскольку именно государст­венным устройством Российской Федерации опреде­ляются в значительной мере порядок образования, система и компетенция государственных органов как самой Федерации, так и ее субъектов и т. д.

Нормы института государственного устройства содержатся в гл. 3 Конституции РФ, определяющей правовые основы статуса Федерации и ее субъектов, дающей полный перечень этих субъектов, устанав­ливающей исключительную, а также совместную с ее субъектами компетенцию Российской Федера­ции. Нормы института государственного устройства содержатся также в Федеративном договоре от 31 марта 1992 г., в нормативных актах органов го­сударственной власти Российской Федерации, Пре­зидента РФ, Правительства РФ; в конституциях, уставах и других законодательных актах субъектов Федерации.

Конституция РФ рассматривает федерацию в России не только как форму государственного уст­ройства страны, но и как одну из основ конституци­онного строя Российской Федерации, установлен­ных в гл. 1. В государственном устройстве Россий­ской Федерации, которое основывается на принципе федерализма, находит одно из проявлений демокра­тизм.

В России федерализм — это прежде всего госу­дарственная организация национальных отноше­ний. Исторический опыт российского федерализма подтвердил его жизненную необходимость для раз­решения национального вопроса, для осуществле­ния суверенитета наций, составляющих многона­циональный народ Российской Федерации.

Российский федерализм обеспечивает суверени­тет наций, проживающих на территории Россий­ской Федерации. Суверенитет нации означает ее верховенство и независимость в решении вопросов собственной внутренней жизни и взаимоотношений с другими нациями, ее свободное волеизъявление в избрании формы своей национальной государствен­ности.

Российский федерализм означает свободное раз­витие наций и народностей, проживающих на тер­ритории России. Такое развитие выражается в соз­дании различных форм национальной государствен­ности народов Российской Федерации — республик, автономной области, автономных округов, а также в преобразовании одних форм национальной госу­дарственности в другие. Свободное развитие наций и народностей означает также развитие националь­ных языков.

Следует сказать, что новой формой самоопределе­ния народов в Российской Федерации является на­ционально-культурная автономия, представляю­щая собой общественное объединение граждан Рос­сии, относящих себя к определенным этническим общностям, для самостоятельного решения вопро­сов сохранения самобытности, развития языка, об­разования, национальной культуры.

Национально-культурная автономия основывает­ся на принципах: свободного волеизъявления граж­дан при отнесении себя к определенной этнической общности; добровольной самоорганизации и само­управления; многообразия форм внутренней орга­низации национально-культурной автономии; соче­тания общественной инициативы с государственной поддержкой; уважения языка, культуры, традиций и обычаев граждан различных этнических общно­стей; законности.

Образование и деятельность национально-куль­турной автономии регулируются Федеральным за­коном от 17 июля 1996 г. «О национально-культур­ной автономии» (с изм. и доп.), который определяет правовые основы национально-культурной автоно­мии, создает правовые условия взаимодействия го­сударства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процес­се выбора ими путей и форм своего национально­культурного развития.

Однако российский федерализм — не только форма решения национального вопроса в многона­циональном государстве, но и форма демократиза­ции управления.

Федерализм имеет существенные преимущества в этом отношении перед унитаризмом. Децентрализа­ция государственной власти и распределение ее по регионам — важная гарантия демократизма в управлении государством. Центр в таких условиях лишается монополии на власть и потому не может употребить ее произвольно, она повсеместно встре­чается со «сдержками и противовесами». Открыва­ется больше возможностей для устройства управле­ния на местах в соответствии с интересами в данном регионе, а интересы одного региона не приносятся в жертву интересам других. В результате образуются многочисленные центры интересов, характеризую­щиеся своими особенностями, и вместо единообра­зия, установленного центром, создается единство в разнообразии, что и составляет высшую цель обще­ственного развития.

Базирующаяся на принципе федерализма децен­трализация государственной власти обеспечивается разграничением предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, городами феде­рального значения, автономной областью, автоном­ными округами и местным самоуправлением.

В соответствии с принципом федерализма основы правового статуса субъектов Федерации устанавли­ваются и гарантируются Конституцией РФ. Консти­туции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и авто­номных округов не могут противоречить Конститу­ции РФ. Полномочия Российской Федерации, не от­несенные ее Конституцией к ведению Федерации либо к совместному ведению Федерации и ее субъ­ектов, осуществляются этими субъектами самостоя­тельно в соответствии с Конституцией РФ.

Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 431;

Федера́ция (лат. foederatio — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.

В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации); наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы); они наделены правом принимать региональные законы; у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно.

Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

  • Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик.
  • В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.
  • В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
  • В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство федеральных единиц.
  • Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).
  • Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата рассматривается как орган общефедерального представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.

По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:

  • симметричные
  • асимметричные

В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), в ассиметричных — конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия, Российская Федерация).

Федеративное государство

Абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.

По особенностям формирования федерации выделяют:

  • территориальные
  • национальные
  • смешанные

При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (например Соединённые Штаты Америки, Германия), в национальных — по национальному признаку (например бывшие Союз Советских Социалистических Республик, Чехословакия, Югославия. В смешанных федерациях формирование идет по обоим признакам (например Россия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

По способу образования федерации делятся на:

  • договорные
  • конституционные

Конституционные федерации возникают на базе ранее существовавшего единого государства. Вопреки распространенному заблуждению, в конституциях таких государств, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (например Германия, Бразилия, Россия).

Договорные федерации возникают в результате объединения ранее независимых государств в одно, для чего подписывается договор об объединении. В таком договоре даже могут быть прописаны условия входа (например, в Конституции США) и выхода (сецессии) государств из состава федерации (например, в договоре об образовании Союза ССР).

Унитарное государство

Унита́рное госуда́рство — форма государственного устройства, при котором его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями. Унитарными не могут быть субъекты федеративного государства, так как они не имеют государственного суверенитета. «Унитарное государство» (от лат. unitas — единство) — одна из форм территориально-политической организации и управления государством, в которой реализуется принцип распределения власти между центром и местными органами, политико-правовой статус входящих в государство составляющих частей.

Основные признаки унитарного государства:

  • Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;
  • Единые для всей страны высшие органы власти;
  • Единая система законодательства;
  • Единое гражданство;
  • Единая денежная единица;
  • Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.

Виды унитарных государств

Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от:

  • характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти;
  • объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства;

Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

Примером централизованного унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного —Королевство Испания.

Иногда выделяют:

  • государства с одной автономией (например, Украина с автономной республикой Крым),
  • государства со многими автономиями (например, Испания с автономными сообществами (областями))
  • государства с разноуровневыми автономиями (например, Китайская Народная Республика с автономными округами, автономными уездами, автономными районами и особыми административными районами).

Александра Александрова

Федеративное государство

Государство, как система политической власти, организующая и подчиняющая себе большие группы людей и территории, испытывала различные формы устройства.

Территориальная протяженность государства, национальности и народности, проживающие в нем, многообразие их культур и традиций, а также стремление власти учитывать интересы различных групп населения – все это привело к возникновению федерации.

Определение федерации и сопутствующие ей понятия

Федерация – это форма государственного устройства, представляющая собой объединение отдельных государственных единиц (субъектов федерации) в целостную структуру. При этом каждое из входящих в ее состав государственных образований одновременно имеет некоторую политическую независимость от центра и подчиняется единым федеральным нормам.

Противоположным федерации понятием является унитарное государство. Под ним подразумевают такое государство, которое разделено на административно-территориальные части, не имеющие политической и юридической самостоятельности.

Федерацию не нужно путать с конфедерацией. Она, в отличие от первой, объединяет целые независимые государства.

Признаки федерации

Большинству федеративных государств свойственны следующие признаки:

  1. Два вида верховной власти: федеральная (центральная) и региональная (местная).

  2. Правовая независимость федеративных единиц. При обязательном подчинении общей Конституции субъекты федерации могут создавать собственные законодательные базы (местные конституции, уставы), иметь свою региональную символику власти: герб, гимн, флаг, столицу и т.д. Однако государственным суверенитетом они не обладают.

  3. Территориальное деление на части: области, округа, штаты, республики, эмираты и т.д.

  4. Закрепление представительской функции за федеральной властью. Она ведет внешнеполитическую деятельность, представляет страну на мировой арене.

  5. Субъекты федерации не могут участвовать в международных отношениях, находясь в составе федерации.

Виды федерации

Классификация федераций разнообразна и имеет несколько ответвлений. Так, в зависимости от конституционно-правового статуса субъектов, федерация может быть:

  1. симметричная;
  2. ассиметричная.

В первом случае субъекты федерации равны по статусу, во втором – нет. Например, Соединенные Штаты Америки наделены одинаковыми правами, а регионы Российской Федерации, в состав которой включены как субъекты, не имеющие национального статуса, так и национальные республики и автономные округа, обладают разной степенью политических прав и свобод.

В соответствии с принципами территориального образования федерации делятся на:

  • территориальные (субъекты федерации объединяются по географическому признаку);
  • национальные (объединение по национальному признаку);
  • смешанные (комбинирование признаков).

По способу формирования среди федераций различают:

  • договорные (возникшие посредством заключения договора между государствами);
  • конституционные (в большинстве случаев преобразованные из унитарных государств на основе конституции).

По степени централизации федерации бывают:

  • централизованные (предусматривающие подчинение субъектов федерации центральной власти);
  • децентрализованные (в них центр отдает субъектам значительный объем власти).

Современные федерации

В настоящее время довольно большое число государств сформированы по федеративному принципу, среди них:

  • Федеративная Республика Германия;
  • Королевство Бельгия;
  • Исламская Республика;
  • Малайзия;
  • Объединённые Арабские Эмираты;
  • Республика Индия;
  • Судан;
  • Республика Эфиопия;
  • Канада;
  • Мексиканские Соединённые Штаты;
  • Австралийский Союз и др.
Записи созданы 1517

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх