С другом компания

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17
Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

14 августа 2015 года
Дело №
А55-7428/2015
Резолютивная часть решения объявлена «07 » августа 2015 года.
Полный текст решения изготовлен » 14″ августа 2015 года
Арбитражный суд Самарской области
в составе
Дегтярев Д.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Соловьевой И.Е.,
рассмотрев в судебном заседании 07 августа 2015 года дело по заявлению
Открытого акционерного общества «Самарамедпром»
От 01 апреля 2015 года №
Заинтересованные лица:
Общество с ограниченной ответственностью «ВСБ-Капитал»;
Общество с ограниченной ответственностью «Коммерческий Волжский социальный «
Об установлении юридического факта
при участии в заседании
от заявителя – представитель Новик А.Н. доверенность от 30.03.15г.
от заинтересованных лиц – представитель Астахова Н.А. доверенность от 21.07.14г., представитель Калмыкова А.А. доверенность от 23.03.15г.
установил:

Открытое акционерное общество «Самарамедпром» (далее – «заявитель») обратилось в арбитражный суд с заявлением на основании ст.ст.217-222 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации просило признать Общество с ограниченной ответственностью «ВСБ-капитал» и Общество с ограниченной ответственностью «Коммерческий Волжский социальный » аффилированными лицами.
Представитель заявителя поддержал заявление.
В обоснование заявления заявитель сослался на следующие обстоятельства:
В производстве арбитражного суда находится дело А55-14031/2014 по иску ООО «ВСБ-Капитал» к ОАО «Самарамедпром» о взыскании задолженности.
Для объективного и всестороннего рассмотрения дела необходимо установление факта аффилированности Общества с ограниченной ответственностью «ВСБ-капитал» и Общества с ограниченной ответственностью «Коммерческий Волжский социальный «, поскольку от установления данного обстоятельства зависит оценка действий ООО «ВСБ-Капитал», были ли действия последнего добросовестными или нет.
Законом РСФСР от 22 марта 1991 года N 948-1 (в редакции от 26 июля 2006 года) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» определены понятия аффилированного лица, из которого следует, что под аффилированными лицами признаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность (абзац 25 ст. 4 Закона).
На странице информационного ресурса (сайте) в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет ООО «ВСБ-Капитал», расположенном по адресу: http//vsbfactor.ru/ размещен видеофайл, в котором указано, что истец относится финансовой группе ВСБ, которую возглавляет Банк, что подтверждается протоколом осмотра доказательств от 17.03.15г. №2-1558.
На основании данного видеофайла можно сделать вывод об аффилированности ООО «ВСБ-Капитал» и Банка, поскольку в самом видеофайле выступает директор ООО «ВСБ-Капитал» и делается ссылка на финансовую группу ВСБ, указаны телефоны Банка и адрес страниц Банка в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет. Также аффилированность Общества с ограниченной ответственностью «ВСБ-капитал» и Общества с ограниченной ответственностью «Коммерческий Волжский социальный » подтверждается в средствах массовой информации, а именно в Областном аналитическом еженедельнике «Хронограф» от 15.09.14г. №28, сведения опубликованные в газете, не были оспорены в установленном порядке.

Представители заинтересованных лиц возражали против удовлетворения заявления.
В представленных отзывах (л.д.47-49, 50-52) заинтересованные лица просили отказать в удовлетворении заявления.
Заинтересованные лица полагают, что для установления факта аффилированности лиц необходимо наличие строго определенных законом признаков, наличие таких признаков заявителем не доказано.
Согласно выпискам ЕГРЮЛ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ВСБ-капитал» и Общества с ограниченной ответственностью «Коммерческий Волжский социальный » указанные юридические лица не способны оказывать влияние и не способны осуществлять непосредственный контроль над деятельностью друг друга.
В соответствии с п.1 ст.45 Федерального закона от 08.02.98г. №14-ФЗ «Об общества с ограниченной ответственностью» сделки (в том числе заем, кредит, залог, поручительство), в совершении которых имеется заинтересованность члена совета директоров (наблюдательного совета) общества, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа общества, члена коллегиального исполнительного органа общества или заинтересованность участника общества, имеющего совместно с его аффилированными лицами двадцать и более процентов голосов от общего числа голосов участников общества, а также лица, имеющего право давать обществу обязательные для него указания, совершаются обществом в соответствии с положениями настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ)
Указанные лица признаются заинтересованными в совершении обществом сделки в случаях, если они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) их аффилированные лица:
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ)
являются стороной сделки или выступают в интересах третьих лиц в их отношениях с обществом;
владеют (каждый в отдельности или в совокупности) двадцатью и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с обществом;
занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с обществом, а также должности в органах управления управляющей организации такого юридического лица;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ)
в иных случаях, определенных уставом общества.
Поданное заявление не соответствует положениям ч.3 ст.217, ч.4 ст.221 АПК РФ.
Согласно пункту 9 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2004 N 76 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение» заявление с требованием дать правовую оценку поведению лица не подлежит рассмотрению в порядке особого производства.
Исследовав материалы дела, заслушав в судебном заседании представителей сторон, арбитражный суд считает заявление необоснованным и неподлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Судом установлено, что Открытое акционерное общество «Самарамедпром» счел возможным защищать свое право путем предъявления требований об установлении юридических фактов в порядке главы 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 218 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дела об установлении:
1) факта владения и пользования юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем недвижимым имуществом как своим собственным;
2) факта государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в определенное время и в определенном месте;
3) факта принадлежности правоустанавливающего документа, действующего в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, если наименование юридического лица, имя, отчество или фамилия индивидуального предпринимателя, указанные в документе, не совпадают с наименованием юридического лица по его учредительному документу, именем, отчеством или фамилией индивидуального предпринимателя по его паспорту или свидетельству о рождении;
4) других фактов, порождающих юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 9 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2004 N 76 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение» заявление с требованием дать правовую оценку поведению лица не подлежит рассмотрению в порядке особого производства.
Следовательно, заявителем избран неверный способ защиты нарушенного права.
В соответствии со статьей 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» под аффилированными лицами понимаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
При этом согласно указанному Закону аффилированными лицами юридического лица являются: член его Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа (абзац 4 статьи 4 Закона), лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо (абзац 5 статьи 4 Закона), лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица (абзац 6 статьи 4 Закона), юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица (абзац 7 статьи 4 Закона).
В соответствии с п.1 ст.45 Федерального закона от 08.02.98г. №14-ФЗ «Об общества с ограниченной ответственностью» сделки (в том числе заем, кредит, залог, поручительство), в совершении которых имеется заинтересованность члена совета директоров (наблюдательного совета) общества, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа общества, члена коллегиального исполнительного органа общества или заинтересованность участника общества, имеющего совместно с его аффилированными лицами двадцать и более процентов голосов от общего числа голосов участников общества, а также лица, имеющего право давать обществу обязательные для него указания, совершаются обществом в соответствии с положениями настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ)
Указанные лица признаются заинтересованными в совершении обществом сделки в случаях, если они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) их аффилированные лица:
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ)
являются стороной сделки или выступают в интересах третьих лиц в их отношениях с обществом;
владеют (каждый в отдельности или в совокупности) двадцатью и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с обществом;
занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с обществом, а также должности в органах управления управляющей организации такого юридического лица;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ)
в иных случаях, определенных уставом общества.
Согласно выпискам ЕГРЮЛ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ВСБ-Капитал» и Общества с ограниченной ответственностью «Коммерческий Волжский социальный» (л.д.53-71) указанные юридические лица не способны оказывать влияние и не способны осуществлять непосредственный контроль над деятельностью друг друга, обратного заявителем не доказано.
Заявитель в обоснование своей позиции сослался на то, что на странице информационного ресурса (сайте) в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет ООО «ВСБ-Капитал», расположенном по адресу: http//vsbfactor.ru/ размещен видеофайл, в котором указано, что истец относится финансовой группе ВСБ, которую возглавляет Банк, в подтверждение своей позиции заявитель представил в материалы дела протокол осмотра доказательств от 17.03.15г. №2-1558 (л.д.6-10), копию публикации в Областном аналитическом еженедельнике «Хронограф» от 15.09.14г. №28 (л.д.11,12).
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. При этом арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В соответствии со статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Арбитражный суд полагает, что протокол осмотра доказательств от 17.03.15г. №2-1558 (л.д.6-10) и копия публикации в Областном аналитическом еженедельнике «Хронограф» от 15.09.14г. №28 (л.д.11,12) не являются относимыми и допустимыми доказательствами и не подтверждают аффилированности юридических лиц.
Ссылка заявителя на то, что сведения, опубликованные в Областном аналитическом еженедельнике «Хронограф» от 15.09.14г. №28 не оспорены, не принимается во внимание, поскольку оспаривание сведений является субъективным правом, а не обязанностью заинтересованного лица.
Относительно довода заявителя со ссылкой на наличие в производстве арбитражного суда дела №А55-14031/2014 по иску ООО «ВСБ-Капитал» к ОАО «Самарамедпром» о взыскании задолженности следует отметить следующее:
В производстве арбитражного суда находилось дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «ВСБ-Капитал» к Открытому акционерному обществу «Самарамедпром», Обществу с ограниченной ответственностью «Медэкспорт — Северная звезда», Обществу с ограниченной ответственностью «ВИТА ЛАЙН» о взыскании 1 279 706 руб. 01 коп. – основной задолженности по генеральному договору о факторинговом обслуживании от 07.02.2011 № 010/Ф, 91 971 руб. 44 коп. – комиссии, начисленной в соответствии с п.6.6 договора № 010/Ф от 07.02.2011, 112 618 руб. 39 коп. – комиссии, начисленной в соответствии с п.3 дополнительного соглашения от 01.09.2013, 4 939 руб. 50 коп. – пени за просрочку оплаты комиссии.
Решением арбитражного суда от 14 апреля 2015 года исковые требования удовлетворены к Открытому акционерному обществу «Самарамедпром», в исковых требованиях к Обществу с ограниченной ответственностью «Медэкспорт — Северная звезда», и к Обществу с ограниченной ответственностью «ВИТА ЛАЙН» отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.15г. по делу А55-14031/2014 решение Арбитражного суда Самарской области от 14.04.2015 по делу № А55-14031/2014 оставлено без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
В тексте решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции по делу А55-14031/2014 указаны следующие возражения ответчика:
«ответчик (ОАО «Самарамедпром») иск не признал по мотивам, указанным в отзыве на иск, в том числе указа на то, что расчеты между истцом и 1 ответчиком производились в безналичном порядке с расчетных счетов открытых в ООО «Коммерческий Волжский Социальный Банк». 20.11.2013 г. от истца поступили денежные средства на счет открытый в Банке, однако с 20.11.2013 г. Банк перестал осуществлять расходные операции по счетам своих клиентов, следовательно 1 ответчик не смог воспользоваться денежными средствами поступившими от истца. Задолженность Банка перед 1 ответчиком подтверждается уведомлением о включении в реестр требований кредиторов ООО «Коммерческий Волжский Социальный Банк» от 05.04.2014 г. № 26736. 02.12.2013г. Приказом ЦБ РФ у ООО «Коммерческий Волжский Социальный Банк». отозвана лицензия. Решением Арбитражного суда Самарской области по делуА55-28168/2013 от 27.01.2014 г. ООО «Коммерческий Волжский Социальный Банк» признано банкротом и открыто конкурсноепроизводство. На интернет сайте истца vsbfactor.ru размещен видеофайл, в котором указано, что истец относится к Финансовой группе ВСБ. В связи с тем, что истец перевел денежные средства 1 ответчику на счет открытый в ООО «Коммерческий Волжский Социальный Банк», ответчик считает, что фактически денежные средства остались в собственности Финансовой группы «ВСЕ», к которой относится истец и, следовательно истец злоупотребив принадлежащим ему правом, извлек выгоду из своего поведения, причинив вред 1 ответчику в виде образовавшегося у него права требования. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.»
Согласно ч.1 ст.168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
Следовательно, в случае, если довод об аффилированности заинтересованных лиц был заявлен в деле А55-14031/2014, то данному доводу арбитражный суд должен был дать соответствующую оценку.
Если оценка доводу ОАО «Самарамедпром» об аффилированности заинтересованных лиц в судебных актах по делу А55-14031/2014 не была дана, то заявитель не лишен права на обжалование судебных актов, принятых по делу, в порядке кассационного производства.
Между тем данное обстоятельство (наличие либо отсутствие оценки судами довода об аффилированности) не может свидетельствовать о возможности установления данного обстоятельства в порядке особого производства.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления об установлении юридического факта не имеется.
При обращении с иском в суд истцом уплачено 6000 руб.00 коп. госпошлины платежным поручением от 31.03.15г. №1664.
Размер госпошлины за подачу заявления об установлении юридического факта определен в подпункте 6 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ и составляет 3000,00 руб.
Расходы по оплате госпошлины в сумме 3000,00 руб. на основании ст.110 АПК РФ следует отнести на заявителя, в сумме 3000,00 руб. госпошлина подлежит возвращению из федерального бюджета на основании ст.333.40 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь ст. 110,167-170,222 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Заявление Открытого акционерного общества «Самарамедпром» о признании Общества с ограниченной ответственностью «ВСБ-капитал» и Общества с ограниченной ответственностью «Коммерческий Волжский социальный банк» аффилированными лицами оставить без удовлетворения.
Возвратить Открытому акционерному обществу «Самарамедпром» 3000 руб.00 коп. госпошлины из федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья
/
Д.А. Дегтярев

Суд:

АС Самарской области

Истцы:

ОАО «Самарамедпром»

Ответчики:

ООО «ВСБ-капитал»
ООО «Коммерческий Волжский социальный «

Энциклопедия МИП » Гражданское право » Юр. лица » Аффилированность

Это способность одного из участников сложившегося хозяйственного оборота воздействовать в одностороннем порядке либо влиять на другого.

Первое упоминание понятия аффилированность в законодательстве РФ возникло в законе «Об АО» от 26.12.1995 г. Однако осталось нераскрытым определение непосредственно аффилированных лиц. Лишь в 1998 году в ст. 4 закона РСФСР «О конкуренции» было дано точное определение того, кто входит в число аффилированных лиц.

Понятие принципа аффилированности юридических лиц

В ГК России понятие аффилированность появилось с законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ, которым введена в действие новая норма (ст. 53.2 ГК РФ). Положения этой статьи устанавливают единое регулирование такого понятия, как правовая и экономическая взаимозависимость лиц: аффилированности и контролирующего лица. В ней факт аффилированности определен юридическими признаками и существующими фактическими обстоятельствами.

Общий смысл, который вложен законодательными нормами в понятие аффилированность, заключается в наличии взаимоотношений между субъектами хозяйствования, основанных на разных формах и проявлениях экономической зависимости.

Здесь предполагается наличие как имущественных, договорных, организационных, так и родственных отношений. Часто встречаемой в правоприменительной практике формой зависимости аффилированных лиц на сегодняшний день являются имущественные взаимоотношения, построенные на участии субъектов в уставном капитале конкретной компании (юр. лица).

Договорные отношения, между аффилированными лицами, как правило, возникают при появлении у одной или некоторого числа организаций, возможности, учитывая условия договора, влиять на решение, которое принимает сторона (юр. лицо.) В этом случае под влиянием на принятие решений подконтрольной стороной подразумевается:

  • Возможность установления каких-либо условий, определяющих возможность и динамику ведения другой компанией предпринимательской деятельности.
  • Возможность реализовать полномочия исполнительного органа стороннего юрлица.
  • Возможность осуществлять проверки юр. лица.
  • Другие способы договорных взаимоотношений субъектов хозяйствования.

Как уже указывалось выше, одной из форм зависимости активированных лиц признаются родственные отношения.

Также положениями п. 6.1 ст. 45 ФЗ N 14-ФЗ «Об ООО», лицо может признаваться аффилированным исходя из существующих требований законодательства РФ.

Наличие вышеуказанных законодательных норм обязывает аффилированных лиц общества уведомлять письменно общество о факте принадлежности долей либо их части не позже 10 дней с момента их приобретения, если их наличие определяет права лиц, касаемо распоряжения 20 % и более от всех голосов.

Также предполагается ответственность аффилированного лица перед обществом при возникновении последствий (ущерба) по причине не предоставления им необходимой информации.

Лица, которые могут выступать в качестве аффилированных субъектов.

Ими, исходя из законодательных норм, являются физ. лица, а также юр. лица, имеющие определенную степень влияния на деятельность сторонних юридических или физ.лиц. Законодателем определен перечень аффилированных лиц компаний (юр. лиц):

  • Члены совета директоров этого юр.лица, либо другого коллегиального органа.
  • Собственников, и (или) лиц, имеющих в своем распоряжении 20 % и более от всего числа голосов, в которые входят ценные бумаги, акции, доли, вклады, которые образуют уставной капитал этого юр. лица и т. д.
  • Члены коллегиальных ИО, а также тех лиц, которые обладают правом реализации полномочий единоличного исполнительного органа.

Значительно расширяется перечень аффилированных лиц из-за включения в законодательную норму понятия группы лиц, которое раскрывается в статье 4 вышеупомянутого закона.

Акционерное законодательство и Закон «Об ООО» достаточно конкретно применяет категорию аффилированные лица, которая, по мнению законодателя, защищает права акционеров, а также общества. Так в главе 11 Закона «Об ООО» определён:

  • Специальный порядок для совершения сделок, которые осуществляются с аффилированными лицами.
  • Установлена процедура, позволяющая приобретать 20 % и более акций общества.
  • Установлен порядок, на основании которого раскрываются сведения об аффилированных лицах.

Кроме вышеуказанных законодательных норм, понятие аффилированных лиц используется и в положениях по бухгалтерскому учету. Согласно им сведения о производимых операциях между компанией и аффилированными лицами должны включаться в бухгалтерскую отчетность в тех случаях, когда последний контролирует либо может в значительной мере влиять на деятельность конкретного юр. лица.

Критерии и признаки аффилированности юридического лица

Устанавливая признаки аффилированности лица, исходя из положения закона, можно отметить, что они включают в свой состав отношения зависимости, которые складываются между физ. и юр. лицом и непосредственно аффилированным лицом.

Фактор аффилированности, исходя из понимания законодательных норм — это способность одного из участников сложившегося хозяйственного оборота воздействовать в одностороннем порядке либо влиять на другого.

Общими же признаками лиц, которым присущ фактор аффилированности, можно считать:

  • состав аффилированных лиц;
  • правые основания аффилированности;
  • степень взаимозависимости участников хозяйственного оборота;
  • а также правовую форму, в которой эта зависимость существует.

Можно сказать, что аффилированные лица определяются как субъекты отношений, способные в определенной степени контролировать хозяйственную деятельность общества, которые приобрели такую правовую возможность после приобретения какого-либо пакета акций общества, либо в силу существующего должностного положения в обществе либо в силу каких-то других обстоятельств.

Проблемы реализации законодательства об аффилированных лицах

Существование такого рода проблем связано с их недостаточной эффективностью, которая характеризуется достижением определенных целей.

На сегодняшний день акционерное право и законодательство в целом не содержат положений, которые в полной мере создают четкий правовой механизм, обеспечивающий возможность разрешения конфликта интересов возникающего между обществом и контролирующими его лицами, а также способными предоставить субъектам возможность реализации принципов приобретения гражданских прав и обязанностей по своей воле и в своих интересах.

  • 2 Октября, 2019
  • Законодательство
  • Юлия Абдулбарова

В бизнес-среде нередки такие ситуации, когда два участника сделки, выступающие обособленными друг от друга объектами, на деле являются связанными, взаимозависимыми лицами или организациями. Конечно, подобное положение дел может оказать свое влияние на результат экономической сделки, обернуться отрицательными последствиями для других ее участников. Это и есть пример аффилированности. Понятие, признаки, значение мы рассмотрим далее в статье. Разберем, что это конкретно для юридических и физических лиц.

О термине

«Аффилированность» — заимствованное слово. Оно перешло в русский язык из англо-американского права. Происходит от английского глагола to affiliate. Он переводится как «усыновлять», «присоединять». В деловой среде имеет значение «делать своей дочерней компанией».

Что касается сферы отечественного гражданского права, то понятие «аффилированность» впервые было обозначено в ФЗ №948-1 «О конкуренции». Определение, признаки аффилированности указаны в ст. 4. Тут также помещен список объектов, которые признаются российским законодательством заинтересованными в определенном исходе сделки.

До этого понятие использовалось в Положении об инвестиционных фондах, о приватизации, аккумуляции приватизационных чеков граждан. В настоящее время эти документы недействительны.

Определение понятия

Аффилированными называются как физические, так и юридические лица, которые способны оказывать определенное влияние на деятельность, решения иных физических и юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

При этом в мире не установлено единого определения. В Европе, например, аффилированными считаются фирмы, зависящие от других компаний. В российском законодательстве иное определение. Аффилированными называются как зависящие, так и выгодоприобретающие лица. Таким образом, в РФ аффилированным можно именовать все то, что способно оказать влияние на исход сделки, предпринимательскую деятельность в пользу определенного лица. И нередко — противозаконно.

Для физических и юридических лиц

В отношении организаций (юридических лиц) аффилированными (заинтересованными в определенном исходе сделки и способными влиять на нее) считаются:

  • Генеральный директор.
  • Члены Совета директоров компании.
  • Члены исполнительных коллегиальных структур.
  • Лица, у которых есть право на распоряжение более чем 20% голосов в форме акций, включенных в уставной капитал.
  • Субъекты одной группы принадлежности касаемо конкретного юридического лица.

Аффилированными (взаимосвязанными, зависящими друг от друга) по российскому законодательству считаются следующие физические лица (индивидуальные предприниматели):

  • Состоящие в одной деловой группе, объединении с конкретным ИП.
  • Физическое лицо, владеющее более чем 20% акций в уставном капитале юридического лица.

Дополнительные определения

Положения о признаках аффилированности можно встретить в следующих российских законодательных, нормативных актах:

В соответствии с предписаниями этих актов, все сделки, которые совершаются при наличии определенной заинтересованности между заказчиком, участником закупки, происходят лишь с одобрения управляющего органа. Например, сделка с подозрением на признаки аффилированности в отношении ООО возможна только с общего одобрения членов данного общества.

Во всех случаях главный признак — это наличие взаимоотношений между выгодоприобретателем и зависимым от него юридическим или физическим лицом.

Теперь рассмотрим ситуацию касательно физических и юридических лиц.

Признаки у физических лиц

Список должностных лиц, имеющих признаки аффилированности, указан в ст. 4 ФЗ «О конкуренции». Он практически идентичен положениям вышеобозначенных законодательных актов.

Главный признак аффилированности здесь — наличие между участниками сделки родственных связей. Факт аффилированности контрагента устанавливается в тех случаях, когда родственники:

  • Выступают представителями, выгодоприобретателями или посредниками.
  • Являются владельцами более 20% акций юридического лица, которое получит прибыль в результате совершения сделки.
  • Находятся на руководящей должности в компании, являющейся конечным получателем дохода со сделки. К примеру, родственники выступают главным бухгалтером в одной компании и учредителем в другой фирме.

Трактовка Налогового кодекса

Налоговый кодекс содержит в себе несколько иное понятие аффилированности участников закупки. Здесь взаимосвязанными лицами считаются как граждане, так и организации, у которых есть возможность влиять на результаты деятельности представляемых ими объектов. Это определение содержится в ст. 20 Налогового кодекса.

Вот признаки аффилированности по НК:

  • Доля косвенного участия одной организации в делах другой оценивается в более чем 20%. Частый пример: один и тот же руководитель у двух объектов — участников закупки.
  • Один из участников тендера подчиняется другому согласно должностному положению.
  • Участники сделки — родственники, связаны узами брака.

Признаки у юридических лиц

Обозначим теперь общие признаки аффилированности юридических лиц:

  • Наличие или дружеских, или родственных связей. Например, когда бизнесмен является родственником одного из участников сделки.
  • В уставных фондах компаний вклады от одних и тех же людей (вне зависимости от размера принадлежащей им доли).
  • Наличие иных зависимостей экономического характера.

Разновидности взаимозависимости у юридических лиц

Признаки аффилированности у юридических лиц можно разделить на несколько категорий:

  • Юридическая заинтересованность. Аффилированность предприятия будет характеризоваться наличием четкой прослеживаемой юридической связи между бенефициарами. Сюда также относится и конфликт интересов. Что это в данном случае? Когда сделка останавливается официальными надзорными органами из-за личной заинтересованности лица, находящегося на государственной службе.
  • Фактическая заинтересованность. Как доказать аффилированность юридических лиц здесь? К сожалению, практика показывает, что этот вид заинтересованности практически недоказуем. Выявление аффилированности возможно только в том случае, если у контрагентов есть один и тот же главный акционер. Это может выявить налоговая проверка. Пример: владение офшорными компаниями, привлечение родственников к управлению фирмами в качестве номинальных владельцев.
  • Экономическая заинтересованность. Случай взаимозависимости производителя и поставщика. Такая аффилированность предполагает наличие связи между дебитором и клиентом и оказывает свое влияние на результат сделки.

Это признаки аффилированности юридических лиц по ГК РФ. С развитием технологий появляются и новые примеры. Например, такая разновидность, как аффилированность сайтов. Создается несколько вспомогательных дочерних порталов для продвижения основного интернет-ресурса. Через эти сайты пользователи перенаправляются на материнский портал, что увеличивает в разы показатели его посещаемости.

Обязанности организаций

Наличие у участвующих в сделке компаний признаков аффилированности преследуется по закону. В РФ законодательство предписывает производить следующие мероприятия, направленные на борьбу со взаимозависимостью физических и юрлиц:

  • Выдавать справки об аффилированности. А также вести списки бенефициаров и заинтересованных лиц.
  • Хранить данные перечни и списки в течение установленного времени.
  • Предоставлять своим участникам возможность знакомиться с оригиналами данной документации (в пределах стен организации) не позже 3-х дней с даты подачи заявления на участие.

Последствия аффилированности

В Российской Федерации нередкой считается проверка фирмы на признаки аффилированности. Наиболее остро такая проблема стоит в нашей стране в сфере нефтегазовой промышленности. Нередко стоимость таких ценных ресурсов занижается при реализации их посреднику, который по факту является аффилированным по отношению к добывающей компании лицом. Или находится в каких-либо связях с организаторами закупок.

Чем опасна такая взаимозависимость для экономики, государства? В первую очередь это совершение преступления. Ведь снижение закупочной цены ведет к уменьшению налогооблагаемой базы, а вместе с ней и НДС. Эти манипуляции препятствуют поступлению полагающихся взносов в государственную казну. Таким образом, в выигрыше от такой сделки остается посредник.

На сегодняшний день суды тщательно проверяют компании на признаки аффилированности юридических лиц при банкротстве, при ведении деятельности. Если у юрлица при этом образовалась налоговая задолженность, то ее по российскому законодательству правомерно будет взыскать именно с аффилированных лиц.

Но при этом наличие признаков аффилированности у участников какой-либо сделки не служит причиной для лишения их полагающихся гарантий, для негативных последствий. Они лишь не должны скрывать этот факт от своих партнеров, что поможет последним рационально и своевременно определить свои риски при заключении сделки.

Публичные торги

При проведении аукционов (публичных торгов) в Российской Федерации необходимо проверить их участников на аффилированность. Так предписывает ФЗ №44 (2013). Закон устанавливает ряд ограничений по закупкам для участников комиссии. В частности, в отношении лиц, что могут быть заинтересованы в результатах проводимых торгов.

Чтобы избежать проблем и недоразумений при участии в аукционе, компании представляют письма, свидетельствующие об отсутствии аффилированности. Так как нередкой бывает ситуация, когда на определенный лот претендуют две фирмы, имеющие одного и того же владельца.

Схема тут проста: первая фирма подстраховывает вторую. Делает минимальную ставку. В то время как вторая называет высокую стоимость. При таком раскладе дел остальные участники отказываются поднимать свои ставки, что останавливает аукцион.

Но это еще не все. Второй игрок отказывается от покупки лота. Поэтому он достается первой фирме по минимальной цене. Так аффилированность позволяет совершить весьма выгодное приобретение. Правда, незаконным путем.

Как ее выявить здесь? Если есть какие-то подозрения насчет участников торгов, нужно проследить всю цепочку бенефициаров (выгодоприобретателей). Если выявлен факт заинтересованности, собраны необходимые доказательства, то по решению суда сделка признается недействительной (на основании ст. 10, ст. 168 ГК РФ).

Банкротство

При признании фирмы банкротом ее владельцу важно доказать отсутствие каких-либо признаков аффилированности. Ведь тут нередким бывает мошенничество: между должником и каким-то участником сделки происходит договоренность насчет создания искусственной задолженности.

Что происходит далее? Включение данной задолженности в реестр требований кредитора позволяет заинтересованной компании получать прибыль с конкурентной массы. А это ставит ее в более выгодное положение в отношении иных участников сделки.

Если собрана необходимая доказательная база в пользу факта мошенничества, то этого достаточно для признания злоупотребления правом, отклонения требований заинтересованных лиц.

Третейские суды

Принцип деятельности третейского суда — это противопоставление аффилированности и беспристрастности. Ведь суд является частью государственной системы. Важно помнить о том, что слушание может инициировать один из действующих членов бизнес-гильдии, ассоциации предпринимателей или иного созвучного объединения. Избежать конфликтов здесь помогает только соблюдение правил судебного беспристрастного разбирательства.

Таким образом, в Российской Федерации аффилированными лицами являются как сами выгодоприобретатели, так и зависимые от них посредники. И теми, и другими выступают и юридические, и физические лица. Можно найти признаки аффилированности в субаренде, при проведении аукционов, третейских судов, при процедуре признания банкротства. Сокрытие взаимозависимости в РФ преследуется по закону.

Аффилированность – способность физического или юридического лица оказывать влияние на деятельность других юридических лиц или физических лиц, в рамках предпринимательской деятельности. Также Аффилированностью считают взаимозависимость между хозяйствующими субъектами.

В рамках получения информации о Юридических лицах, при проверке Контрагентов, необходимо знать, сколько компания имеет Обособленных подразделений (филиалов, представительств), сколько компаний учредила, какие доли имеет в учрежденных юридических лицах, какими компаниями управляет. По Руководителю (Директору, Управляющему) организации также необходимо проверять аффилированность – в каких компаниях Руководитель (ООО, ЗАО, ОАО и т.д.) является директором, учредителем, имеет ли дополнительно статус Индивидуального Предпринимателя.

На портале ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС, Вы можете бесплатно проверить и узнать онлайн аффилированность Руководителя (Директора) Юридического лица (ООО, ЗАО, ОАО), провести поиск по базе ЕГРЮЛ / ЕГРИП, выявить и построить связи Руководителя с другими компаниями и ИП, оценить «массовость”. Также Вы можете проверить аффилированность Юридического лица (ООО, ЗАО, ПАО).

Данные на портале ежедневно обновляются и синхронизируются с сервисом nalog.ru ФНС РФ*.

Для проверки аффилированности (построения связей) Юридических лиц, Индивидуального Предпринимателя или Руководителя, необходимо найти организацию по ФИО Руководителя / ИНН / ОГРН / ОКПО / Наименованию компании.

Для поиска воспользуйтесь поисковой строкой:

Термин «аффилированность» произошел от английского «affiliate» – «филиал», «отделение», «компаньон», «присоединенный» и обозначает способность оказания процедур влияния на деятельность различных лиц (физических/юридических), осуществляющих предпринимательство.

Источниками права, регулирующими данное понятие, являются Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральный закон от 08.02.1998 № 14ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Общий смысл, который вложен законодательными нормами в понятие аффилированности, заключается в наличии взаимоотношений между субъектами хозяйствования, основанных на разных формах и проявлениях экономической зависимости – имущественных, договорных, организационных и родственных.

Фактор аффилированности, исходя из понимания законодательных норм – это способность одного из участников хозяйственных связей воздействовать в одностороннем порядке либо влиять на другого.

Нередки такие ситуации, когда два участника сделки, выступающие обособленными друг от друга объектами, на деле являются связанными, взаимозависимыми, что может оказать свое влияние на результат сделки и обернуться отрицательными последствиями для других ее участников.

Один из наиболее часто встречаемых признаков аффилированности – близкие связи, когда родственники или друзья выступают представителями, выгодоприобретателями или посредниками; являются владельцами значительной доли акций юридического лица, которое получит прибыль в результате совершения сделки; находятся на руководящей должности в организации, являющейся конечным получателем дохода со сделки.

Аффилированные участники вправе вести совместную экономическую деятельность, но не должны выходить за рамки антимонопольных норм и требований антикоррупционного законодательства, скрывать факт своей связи от партнеров, что поможет последним своевременно определить риски при заключении сделки.

В этой связи при проведении аукционов в Российской Федерации обязательны проверки их участников на аффилированность. Закон устанавливает ряд ограничений по закупкам и для участников комиссии, чтобы исключить их заинтересованность в результате проводимых торгов.

При наличии подозрений относительно добросовестности участников торгов необходимо проследить всю цепочку выгодоприобретателей. Если выявлен факт заинтересованности, собраны необходимые доказательства, то по решению суда сделка может быть признана недействительной.

Наиболее характерными нарушениями закона являются: неэффективное расходование бюджетных средств; нарушения при проведении конкурсов (аукционов) и отборе исполнителей работ; злоупотребления должностными полномочиями со стороны должностных лиц в процессе подготовки, заключения и реализации контрактов.

Прокурорами в рамках проведения соответствующих мероприятий, направленных на выявление и устранение коррупционных проявлений при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предупреждение и пресечение «откатов», устанавливаются факты аффилированности при заключении и выполнении контрактов (у служащего имелся личный интерес при подготовке технического задания и дальнейшая возможность предоставить информацию о проводимой закупке аффилированному лицу, которое впоследствии признано победителем конкурса; порядок уведомления о наличии признаков конфликта интересов служащим не соблюден).

Аффилированными участниками сделок допускаются нарушения порядка заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) на сумму закупок до 100 тысяч рублей, предметом исполнения по которому фактически являются работы, по своей сути образующие единую закупку, цена которой превышает 100 тыс. руб., в связи с чем, такая закупка подлежала осуществлению конкурентным способом.

Имеют место случаи заключения дополнительных соглашений об изменении сроков исполнения работ при отсутствии объективных причин, препятствовавших своевременному исполнению контрактов. Несвоевременное принятие мер по предъявлению и взысканию с поставщиков (исполнителей, подрядчиков) штрафных санкций за неисполнение договорных обязательств, несвоевременное размещение информации о начисленных неустойках (штрафах, пенях) свидетельствуют о несоблюдении принципа открытости и прозрачности, непрофессионализме заказчика, не обеспечивающего исполнение требований действующего законодательства при осуществлении закупок.

Допускаются факты заключения договоров на поставку товаров, работ, услуг неконкурентным способом, в нарушение порядка проведения электронного аукциона в случаях, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.

Сферы, в наибольшей степени подверженные подобным правонарушениям, – строительство, информационные технологии, оборонный заказ, а также проведение социальных проектов, закупка медикаментов и медоборудования. Эти же сферы являются наиболее финансируемыми государством.

Наряду с этим, лицо может быть привлечено к ответственности за нарушения порядка информирования об аффилированности:

  • за непредоставление информации, в том числе в требуемый срок. Если обществу с ограниченной ответственностью, хозяйствующим субъектам, предприятиям нанесен ущерб по вине аффилированного лица, он должен быть возмещен виновником в полном объеме. Возмещаются как собственно ущерб, так и упущенная выгода;

  • за отсутствие списка аффилированных лиц либо ненадлежащее его ведение предусмотрена административная ответственность по статье 13.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, санкция по которой предусматривает назначение наказания в виде штрафа в размере от 200 до 300 тысяч рублей;

  • за нарушение требований о сделках с заинтересованностью. Если информация об аффилированности лица не внесена в соответствующий список, не опубликована или преднамеренно утаивается, это может стать поводом для отмены сделки, в которой не проведена специальная процедура одобрения;

  • за нарушение порядка ценообразования. Продажи товаров или услуг между взаимозависимыми лицами всегда привлекают пристальное внимание контролирующих, в том числе налоговых органов. Аффилированное лицо имеет все возможности повлиять на то, чтобы цена была значительно снижена или, наоборот, увеличена по сравнению с рыночной. Поэтому подобные сделки подвергаются дополнительным проверкам, и в случае выявления нарушений на аффилированное лицо накладываются штрафы, пропорциональные недоплаченным/переплаченным в процессе сделки суммам;

  • за вывод активов из аффилированных компаний с целью их преднамеренного банкротства. Выявляют подобные нарушения преимущественно налоговые органы, которые вправе взыскать с новой компании долги по налогам, числящиеся за аффилированной фирмой.

Чем опасна такая взаимозависимость для экономики, государства?

Нарушения законодательства создают условия для злоупотребления полномочиями при их осуществлении, формируют предпосылки для развития коррупциогенных факторов, недобросовестной конкуренции, препятствуют обеспечению добросовестности, открытости и объективности в наиболее активной сфере экономики – сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.

В связи с этим организация надзорной деятельности органов прокуратуры основывается на сборе информации о состоянии законности, проведении проверок, последующем контроле за исполнением всех требований прокурора об устранении нарушений законодательства, причин и условий, способствующих их совершению.

Учитывая комплексный характер коррупционных проявлений в государственном и муниципальном управлении, затрагивающих различные сферы законодательного регулирования (бюджетного, антимонопольного, о закупках и др.), высокую латентность и неочевидность правонарушений и преступлений, вызванных недобросовестностью аффилированных лиц, проверки проводятся в тесном взаимодействии с правоохранительными органами.

МАРИНА КРАСИЛЬНИКОВА, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ПО НАДЗОРУ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ ПРОКУРАТУРЫ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 01 (207) дата выхода от 20.01.2020.

Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх