Самоконтроль поведения

Сформулируйте третье правило самоконтроля эмоций.

***Первое правило самоконтроля эмоций, суть которого сводится к спокойной реакции на эмоциональные действия партнера. Когда ваш партнер находится в состоянии эмоционального возбуждения, вы ни в коем случае не должны поддаться действию психологического закона заражения и не войти в такое состояние сами. В этом случае, сдержавшись от эмоциональной первоначальной реакции, весьма полезно задавать себе вопросы: «Почему он(а) ведет себя так», «Каковы его/ее мотивы в данном конфликте», «Связано ли его/ее поведение с какой-то другой причиной?» и т.п. Задавая себе такие вопросы и отвечая на них, вы достигаете целого ряда целей:

· в критической ситуации вы заставляете активно работать сознание и тем самым дополнительно защищаете себя от эмоционального взрыва;

· своим поведением вы даете возможность противнику «выпустить пар»;

· вы отвлекаетесь от ненужной, а порой и вредной информации, которую может выплеснуть противник в возбужденном состоянии;

· отвечая на вопросы, вы решаете очень важную и сложную задачу, — ищите причину конфликта, пытаетесь понять мотивы своего соперника.

***Второе правило самоконтроля эмоций называется рационализацией эмоций. Положительный эффект дает обмен эмоциональными переживаниями в процессе общения. Сообщая о своих обидах, переживаниях, партнеры получают разрядку. Но такой обмен должен быть осуществлен в спокойной форме, а не в форме взаимных оскорблений. В процессе обмена эмоциями, в ходе беседы партнеры осознают смысл происходящего и тем самым обеспечивают дальнейшее конструктивное развитие переговорного процесса. Говоря о рационализации эмоций, следует подчеркнуть важность осознания причин своей нежелательной эмоциональной реакции на предыдущем этапе общения. Это позволит избежать отрицательных эмоций на последующих этапах.

***Третье правило самоконтроля эмоций сводится к поддержанию высокой самооценки в общении. Одной из причин нежелательных эмоциональных реакций партнеров в переговорном процессе часто является занижение их самооценки. Неадекватность эмоционального поведения в этом случае объясняется одним из механизмов психологической защиты — регрессией. Чтобы исключить эмоциональные реакции, следует поддерживать у себя высокий уровень самооценки и способствовать поддержанию высокой самооценки, чувства значимости у своего оппонента.


№45 Назовите основные этапы переговорного процесса.

Согласно В. Мастенбруку, переговоры проходят через 4 фазы:

1. Подготовительную фазу, которая включает предварительные неформальные консультации и наработку альтернативных соглашений;

2. Фазу первоначального выбора позиции, где стороны логически излагают друг другу свои предложения, опирающиеся на факты и доказательства. Обычно эта фаза используется для скрытой или открытой критики другой стороны;

3. Поисковую фазу, посвященную дискуссиям, которые могут проходить в форме давления или неограниченного поиска интегративного решения;

4. Тупиковую или финальную фазу.

Первая фаза: провести диагностику состояния дел, определить сильные и слабые стороны участников конфликта, спрогнозировать расстановку сил, выяснить, кто будет вести переговоры и интересы какой из групп они представляют. Где можно уступить, а где это не приемлемо.

Вторая фаза переговоров — официальные заявления участников переговоров. Эта стадия позволяет реализовать две цели участников переговорного процесса: показать оппонентам, что их интересы вам известны, и вы их учитываете; определить поле для маневра и попытаться оставить в нем как можно больше места для себя.

Обычно переговоры начинаются с заявления обеих сторон об их желаниях и интересах. При помощи фактов и принципиальной аргументации стороны пытаются укрепить свои позиции.

Если переговоры проходят с участием посредника (ведущего, переговорщика), то он должен каждой стороне дать возможность высказаться и сделать все от него зависящее, чтобы оппоненты не перебивали друг друга.

Третья фаза переговоров состоит в поиске взаимоприемлемого решения, психологической борьбе.

На этом этапе стороны определяют возможности друг друга, насколько реальны требования каждой из сторон и как их выполнение может отразиться на интересах другого участника. Оппоненты представляют факты, выгодные только им, заявляют о наличии у них всевозможных альтернатив. Здесь же возможны различные манипуляции и психологическое давление на ведущего, захватить инициативы всеми возможными способами. Цель каждого из участников — добиться равновесия или небольшого доминирования. Задача посредника на данном этапе — увидеть и привести в действие возможные комбинации интересов участников, способствовать внесению большого количества вариантов решений, направить переговоры в русло поиска конкретных предложений.

Процесс эффективного общения субъектов конфликтного взаимодействия непосредственно связан с их рациональным поведением в конфликте. Известно, что всплеск эмоций в процессе разрешения спора – плохой «союзник» и, как правило, приводит к обострению ситуации. Эмоциональное возбуждение мешает оппонентам понять друг друга, оно не позволяет им четко изложить свои мысли. Поэтому управление эмоциями в конфликтном взаимодействии является одним из необходимых условий конструктивного разрешения проблемы.

Под технологиями рационального поведения в конфликте мы будем понимать совокупность способов психологической коррекции, направленной на обеспечение конструктивного взаимодействия конфликтантов, на основе самоконтроля эмоций.

Особое место в обеспечении самоконтроля над эмоциями в конфликтном взаимодействии занимают аутотренинг и социально-психологические тренинги, а также формирование установок на конструктивное поведение в конфликте. Один из таких способов называется визуализацией. Процесс визуализации сводится к тому, чтобы представить себя делающим или говорящим что-либо.

Второй способ– избавление от гнева с помощью «заземления». В этом варианте вы представляете гнев, который входит в вас, как пучок отрицательной энергии от человека или энергии, рождающейся в конфликтной ситуации. Затем вы представляете себе, что эта энергия опускается в вас и спокойно уходит в землю.

Третий способ избавления от гнева, предлагаемый Д. Скотт, – это его проецирование и уничтожение в форме проекции. Этот способ состоит в том, что вы излучаете свой гнев и проецируете его на некий воображаемый экран. Затем вы берете воображаемую лучевую пушку и «стреляете» в него. (Это дает выход желанию насильственных действий.) С каждым попаданием ваше раздражение ослабевает и в конечном итоге исчезает вовсе.

И еще один способ избавления от гнева состоит в очищении энергетического поля или ауры вокруг себя. С этой целью следует встать или сесть и сделать ряд движений руками над головой, представляя себе, что этими движениями вы «очищаете» энергетическую оболочку вокруг этой части тела. При этом необходимо заставить себя почувствовать, что вы извлекаете из себя раздражение или иные отрицательные эмоции и затем стряхиваете их с себя.

Когда ваш партнер находится в состоянии эмоционального возбуждения, вы ни в коем случае не должны поддаться действию психологического закона заражения и не войти в такое состояние сами. В этом случае, удержавшись от эмоциональной первоначальной реакции, весьма полезно задавать себе вопросы: «Почему он ведет себя так?», «Каковы его мотивы в данном конфликте?», «Связано ли его поведение с индивидуальными психологическими особенностями или с какой-то другой причиной?» и т. п. Задавая себе такие вопросы и отвечая на них, вы достигаете целого ряда преимуществ. Во-первых, в критической ситуации вы заставляете активно работать сознание и тем самым дополнительно защищаете себя от эмоционального взрыва; во-вторых, своим поведением вы даете возможность противнику «выпустить пар»; в-третьих, вы отвлекаетесь от ненужной, а порой и вредной информации, которую может выплеснуть противник в возбужденном состоянии; в-четвертых, отвечая на вопросы, вы решаете очень важную и сложную задачу – ищете причину конфликта, пытаетесь понять мотивы своего соперника.

Положительный эффект дает обмен содержанием эмоциональных переживаний в процессе общения. Сообщая о своих обидах, переживаниях, партнеры получают разрядку. Но такой обмен должен быть осуществлен в спокойной форме, а не в форме взаимных оскорблений. В процессе обмена эмоциями в ходе беседы партнеры осознают смысл происходящего и тем самым обеспечивают дальнейшее конструктивное развитие переговорного процесса. Условно данную технологию назовем – рационализацией эмоцией.

Рационализация эмоций, обмен содержанием эмоциональных переживаний в процессе спокойного общения – второе правило самоконтроля эмоций.

Говоря о рационализации эмоций, следует подчеркнуть важность осознания причин своей нежелательной эмоциональной реакции на предыдущем этапе переговоров. Это позволит избежать отрицательных эмоций на последующих этапах.

Одной из причин нежелательных эмоциональных реакций партнеров в переговорном процессе часто является занижение их самооценки. Неадекватность эмоционального поведения в этом случае объясняется одним из механизмов психологической защиты – регрессией. Чтобы исключить эмоциональные реакции, следует поддерживать высокий уровень самооценки у себя и у оппонента. Поддержание высокой самооценки в переговорном процессе как основа конструктивного поведения – третье правило самоконтроля эмоций.

Самоконтроль — это оценка и осознание субъектом собственных действий, состояний и психических процессов. Развитие самоконтроля и его появление определяется требованиями общества к поведению индивида.

Самоконтроль человека включает процессы, посредством которых индивид способен управлять поведением в противоречивых условиях социального окружения, а также собственных биологических механизмов, например, при навязчивых влечениях, зависимости от внешних влияний, подверженности импульсивным порывам. Различные источники дают разное толкование самоконтроля. Ниже перечислим некоторые из них.

Самоконтроль — это умение подчинять разуму собственные эмоции, которое является осознанием собственного несовершенства, а также стремлением действовать, как будто человек совершенен.

Самоконтроль — это проявление силы характера, которое помогает подавлять излишние эмоции, изживать комплексы и контролировать чувства.

Самоконтроль — это в каждый момент готовность действовать правильно и наиболее рационально, независимо от внутреннего состояния; это пренебрежение страхом, но не проявление бесстрашия, это быстрота работы разума, но не легкомыслие.

Самоконтроль человека является волевым качеством, которое необходимо каждому успешному индивиду, независимо, занимается ли он сельским хозяйством, или преподает в университете.

Самоконтроль личности дает следующие преимущества: управление своими эмоциями и действиями; свобода от внешних ограничений, ощущение спокойствия, основанное на уверенности в личных силах, разуме, способностях. Внутренний самоконтроль даёт уважение в виде самоуважения, а так же уважения окружающих. Самоконтроль позволяет управлять как собой, так и людьми. Самоконтроль личности даёт терпение, помогающее преодолевать внутренние недостатки, а также внешние препятствия.

Самоконтроль поведения

Физический самоконтроль очень важен в повседневной жизни, особенно в экстремальных ситуациях. Большая вероятность выйти достойно при форс-мажоре у людей, которые обладают способностью к самостоятельному контролированию. Отсутствие этого умения в поведении и эмоциях вредят личности, провоцируют на нерациональные действия, туманя ее рассудок. Умение держать на контроле слова и эмоции в самых сложных ситуациях, а также искать компромиссы — это необходимое проявление самоконтроля в поведении государственных деятелей и дипломатов.

Самоконтроль поведения в бытовых ситуациях проявляется в умении погасить ссору, не допустить эмоционального взрыва.

Зачастую занятия спортом связаны с ограничениями по питанию, и спортсмену приходится придерживаться диеты, особого режима дня. Спортсмен, живущий в соответствии со всеми этими требованиями, проявляет способность к самоконтролю.

Самоконтроль поведения проявляется также в умении ограничивать свои потребности в соответствии с финансовыми на данный момент возможностями.

Развитие самоконтроля

Формирование навыков самоконтролирования перво-наперво начинается с соблюдения режима. Личность, приучившая себя соблюдать строгий режим, развивает личную способность к самоконтролю.

Развитие самоконтроля начинается с семейного воспитания. Взрослые, подавая детям пример неконфликтности, сдержанности в общении, воспитывают в них самоконтроль и параллельно сами контролируют себя.

Как достичь самоконтроля? Развитие самоконтроля включает самосовершенствование, выработку в себе пунктуальности, строгого исполнения взятых на себя обязательств, а также данного обещания.

В формировании навыков самоконтролирования помогают психологические упражнения, различные тренинги и упражнения, позволяющие человеку сдерживать свои негативные эмоции и не властвовать их над разумом.

Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями

Самоконтролирование спортсмена включает регулярное наблюдение за личным состоянием своего здоровья, а также физического развития.

Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями не заменяет врачебного контроля, он только выступает дополнением к нему. Благодаря самоконтролю спортсмен оценивает эффективность занятий спортом, соблюдает режим тренировок, правила личной гигиены, закаливания и т.п.

Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями помогает в анализе влияния физических нагрузок на весь организм, что позволяет правильно проводить и планировать тренировочное занятие.

Самоконтроль физического состояния включает общедоступные простые наблюдения, учитывает субъективные показатели (настроение, сон, аппетит, потливость, желание тренироваться), а также данные объективных исследований (массу тела, ЧСС — частоту сердечных сокращений, ЧД — частоту дыхания, становую и кистевую динамометрию).

Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями позволяет тренеру определить признаки перегрузок и откорректировать тренировочный процесс. Проведение самоконтроля предусматривает ведение дневника. Дневник дополняется характеристикой тренировочных нагрузок (килограммы, километры, продолжительность).

Дневник самоконтроля

Результаты самоконтроля советуют фиксировать в дневнике, чтобы потом анализировать совместно или самостоятельно с врачом или тренером. Для дневника достаточно небольшой тетради, в графах которой следует отмечать даты и показания самоконтроля.

Дневник включает две части. Одна из них – содержание, а также характер учебно-тренировочной работы (интенсивность, объем, пульсовой режим, продолжительность восстановления после нагрузки). В другой фиксируется величина нагрузки из предыдущей тренировки, а также сопровождающее ее самочувствие.

Ведение дневника необходимо всем стажерам, студентам, аспирантам, сотрудникам, преподавателям, занимающихся физическими упражнениями, однако особенно это важно для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

Дневник самоконтроля по физкультуре выполняет следующие функции:

  • помогает лучше познать себя;
  • приучает систематически следить за здоровьем;
  • позволяет выявить степень усталости, как от физической тренировки, так и от умственной работы, что позволит своевременно предупредить переутомление, а также заболевание;
  • дневник помогает определить необходимое количество времени для отдыха, а также восстановления физических и умственных сил;
  • дневник определяет, какими методами и средствами достигается при восстановлении наибольшая эффективность.

Отражаемые в дневнике самонаблюдения данные обычно включают 15-20 показателей, но могут быть зафиксированы и как краткие, включая до 5-8 показателей.

Дневник самоконтроля спортсмена включает следующие показатели: ЧСС утром лежа за 15 с, разницу пульса, ЧСС утром стоя за 15 с, массу тела до тренировки, жалобы, массу тела после тренировки, самочувствие, сон, боли в мышцах, аппетит, желание тренироваться, проба Штанге (утром), потоотделение, ортостатическая проба (утром), кистевая динамометрия, настроение, функция желудочно-кишечного тракта, болевые ощущения, работоспособность, нарушение спортивного режима, спортивные результаты.

Характеристики показателей дневника:

— самочувствие отражает деятельность и состояние всего организма; настроение и самочувствие оцениваются как плохое, удовлетворительное, хорошее;

— работоспособность оценивается как пониженная, обычная, повышенная;

— сон говорит о восстановлении силы и работоспособности; к норме относят быстрое засыпание и крепкий сон; долгое засыпание, плохой сон, бессонница, частые просыпания, свидетельствуют о переутомлении и сильном утомлении;

— аппетит говорит о состоянии организма, перегрузках, недосыпаниях, недомоганиях, которые отражаются на аппетите; он бывает пониженным, нормальным, повышенным, иногда отсутствует и только хочется пить;

— у здоровых людей желание тренироваться отмечается при нарушениях в самочувствии здоровья или перетренированности желание в тренировках исчезает или снижается;

— частота сердечных сокращений (ЧСС) является важным объективным показателем в работе сердечно-сосудистой системы; пульс у тренированного человека в состоянии покоя значительно ниже, чем у нетренированного, его подсчитывают за 15 с, однако если отмечается нарушение ритма, то считают за одну минуту. У тренированного человека быстрее пульс восстанавливается и приходит к норме, утром у спортсмена он существенно слабее;

— потоотделение напрямую зависит от индивидуальностей, а также функционального состояния человека, вида физической нагрузки, климатических условий; на первых тренировках потливость выше, потоотделение уменьшается по мере тренированности; потоотделение отмечают как пониженное, умеренное, большое, обильное; потоотделение зависит от количества жидкости, потребляемой спортсменом в течение дня;

— боли способны появляться в некоторых мышечных группах, которые наиболее нагружены на тренировках, особенно после длительного перерыва, а также занимаясь на жестком грунте;

— необходимо обратить внимание на болевые ощущения в области сердца, а также на их характер; без внимания не оставляем головокружения, головные боли, боли в правом подреберье при беге, последние свидетельствуют о заболевании печени. Все случаи спортсмен описывает в дневнике самоконтроля и потом сообщает о них врачу.

О перетренированности спортсмена будет свидетельствовать повышенная потливость, нежелание тренироваться, боли в мышцах, бессонница. Если наблюдается потеря веса, то это может происходить по двум причинам: велика нагрузка или когда теряется белок. Белок теряется при горных тренировках, а также при недостаточном потреблении белков животного происхождения (творога, мяса, рыбы).

Дневник самоконтроля включает характеристику тренировок, а также время их проведения (вечер, утро), спортивные результаты. Женщины фиксируют в дневнике характер и периодичность месячных.

Тренер или спортивный врач объясняют, как правильно вести дневник, а также как оценивать показатели своего самочувствия и составляют индивидуальный план тренировочного процесса.

Результаты необходимо записывать в дневнике систематически, так создается возможность их анализировать самостоятельно или совместно спустя определенное время с тренером и врачом.

Контроль и самоконтроль

Контроль в широком понимании подразумевает проверку чего-либо. Контроль за учебной деятельностью предполагает обратную внешнюю связь и осуществляется педагогом. Он включает обратную внутреннюю связь, выступая в виде самоконтроля учащегося. Контроль является важной составной частью в процессе обучения или его звеном. Используемая система контроля в учебных заведениях, а именно оценивание, применялось издавна. Главным недостатком контроля считают ежедневный устный опрос, поскольку он является выборочным и случайным, что позволяет отдельным учащимся непостоянно работать. Педагог не может контролировать, что усвоено каждым учащимся. Большинство педагогов применяют оценивание для давления на учащихся, что напрягает обучающую обстановку. При таком оценивании учебно-познавательные мотивы отодвигаются на задний план, что искажает весь учебный процесс.

Внешний контроль, а также оценивание педагогом являются при проверке знаний учащихся единственными методами контролирования. По этой причине у учащихся не формируются привычки, а также самооценка и самоконтроль.

Перечисленные недостатки позволяют сделать вывод о важности совершенствования применяемой системы контроля, а также оценивания в учебе. Такие предложения выносят на обсуждение новаторы средней и высшей школы.

Учебная осмысленная деятельность должна включать три составных части:

  • ориентировочно-мотивационную;
  • операционально-исполнительную;
  • рефлексивно-оценочную.

Эти части обязательно должны быть осознаны, а также реализованы. Задача педагога — обучить учеников такой учебной деятельности, при которой будут охвачены все составляющие части.

Система контроля и оценивания в учебном процессе включает:

  • внешний контроль, а также оценка педагогом деятельности учащихся и ее результатов;
  • самоконтроль и самооценка учащимися своей работы и своих результатов;
  • контроль и оценка учебной деятельности, а также ее результатов экспертами-учащимися.
  • сочетание самоконтроля и контроля, самооценки и оценки деятельности учащегося, а также ее результатов.

Оценка показывает результаты контроля. Оценка определяет степень соответствия результатов нормам. Способы оценивания получили названия: сопоставительный, нормативный, личностный.

Самоконтроль и самооценка

Самоконтроль выступает чертой личности, предполагающей умение контролировать себя, а также правильно свои действия оценивать. Самооценка, являясь отношением ребенка к личным возможностям, личностным качествам, результатам деятельности не заложена в нем, она только формируется и зависима от правильного воспитания, а также всей учебной деятельности. Задача учителя заключается в помощи и способствованию формирования правильной самооценки.

Самоконтроль и самооценка взаимосвязаны между собой. Формирование у детей различных приемов самоконтроля способствует воспитанию способности к самооценке. Это необходимо учитывать, организовывая деятельность с самых первых дней обучения в школе.

Ученики начальных классов зачастую не могут самостоятельно найти ошибки в своих работах и исправить их на основе сопоставления с образцом. Этому нужно учиться, начиная с первого класса. На уроках рекомендуют использовать взаимопроверку. Данный прием формирует не только умение контролировать свои действия, но и воспитывает такие качества, как правдивость, честность, дисциплинированность, коллективизм.

Беседы и наблюдения с детьми свидетельствуют о том, что взаимопроверка знаний активизирует деятельность, повышает интерес к знаниям. Начальная школа использует взаимную проверку на уроках математики и русского языка, но не очень часто.

Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Согласно Википедии, самоконтроль — это способность контролировать свои эмоции, мысли и поведение. Он основывается на воле — высшей психической функции, определяющей способность человека принимать осознанные решения и претворять их в жизнь.

Самоконтроль поддается тренировке и улучшению, как и многие психические процессы. Для этого нужны конкретные методы и стратегии, которые помогут устоять перед искушением либо избежать его. Да, это два принципиально разных способа. Первый считается хардкорным, эффективным и невероятно трудным для реализации. Второй же многими воспринимается как слабость, ведь как можно тренировать силу воли и самоконтроль, если попросту избегать соблазнов? Но именно оба метода в связке и работают идеально.

Самоконтроль: преимущества

Увеличивает эффективность принятия решений

Когда мы противостоим искушению, то решение становится легче принять, потому что в состоянии осознанности мозг работает лучше. Также мы учимся планировать свои действия, чтобы не потакать вредным привычкам. А значит, принимаем правильные, взвешенные решения.

Увеличивает шансы на успех в любом деле

Люди, которые обладают высоким уровнем самоконтроля, умеют достигать долгосрочных целей. А именно это позволяет достигать успеха в любом деле.

Помогает прекратить импульсивное поведение, в частности переедать и выпивать

Самоконтроль включает осознанность, поэтому вы не будете автоматически тянуться за сигаретой, бокалом вина или гамбургером. Это также позволит удерживать себя от импульсивных покупок, а также выходить из себя при малейшем раздражителе.

Улучшает концентрацию

Если вы обладаете самоконтролем, то в первую очередь умеете контролировать мысли в своей голове. Это позволяет войти в рабочее состояние, избавиться от негативизма и сфокусироваться на нужной задаче.

Избавляет от вредных привычек

Чтобы избавиться от вредной привычки, помимо самых разных ухищрений необходимо развивать самоконтроль. Это позволит в критические моменты переключить внимание, устоять перед соблазном и напомнить себе о том, зачем вы все затеяли.

Как развить самоконтроль

Существует большое количество эффективных стратегий, которые повысят самоконтроль и у взрослого и у ребенка. Они подойдут как в спорте, так и в бизнесе. Давайте рассмотрим лучшие из них.

Признавайте, что истощены

Исследования показывают, что самоконтроль является ограниченным ресурсом. Чем чаще вы его проявляете, тем сильнее это сказывается на физиологическом уровне: уровень глюкозы падает.

Грубо говоря, у вас всегда есть определенное количество самоконтроля в баке. Когда вы контролируете себя, то истощаете его и становитесь склонным к соблазну. Психологи называют это «эго-истощением».

Признавайтесь себе, когда уровень самоконтроля низкий. Это первый шаг, который нужно сделать.

Примите предварительное решение

Заранее подготовьтесь к соблазнительной ситуации. Не стоит думать, что вы справитесь с ней без предварительного решения:

  • Возьмите определенное количество времени на обдумывание.
  • Не заказывайте выпивку в баре, если не хотите вновь закурить.
  • Купите полезную пищу домой и ходите в магазин только сытыми.

Обычно тяжело принять предварительное решение, потому что нам нравится оставлять варианты открытыми.

Боритесь с бессознательным

Одна из причин, почему мы поддаемся искушению, заключается в том, что бессознательное всегда готово подорвать наши лучшие намерения.

Исследователи обнаружили, что участники эксперимента легко поддавались соблазну, когда начинали вести себя на автопилоте, то есть неосознанно. Что можно с этим сделать? Бороться с триггерами, которые вызывают такое поведение. Триггером может быть все, что угодно:

  • Слова, фразы, мысли.
  • Негативные и позитивные эмоции.
  • Конкретные люди.
  • Конкретные ситуации.

Если вы начнете избегать этих триггеров, то завершите цикл своего негативного поведения.

Используйте ментальные картинки

Данная стратегия применяется в том случае, когда соблазн находится рядом и его нельзя устранить физически. Поэтому нужно выпроваживать его из своей психики. И один из лучших способов заключается в создании ментальных картинок.

Сделайте соблазн неприятным при помощи неприятных образов. Если хотите бросить курить, то представьте, как кто-то страдает от рака или вынужден лечить зубы. Если пытаетесь сесть на диету, представляйте себя в ужасной форме и с отвратительным самочувствием.

Этот метод работает превосходно, но далеко не сразу. Его нужно тренировать. В принципе, одного его вам может хватить на 95% всех возможных ситуаций.

Определите более глубокую потребность, скрытую за искушением

Почти всегда, обдумав свои привычки и поведение, можно выяснить, что за каждым порочным желанием стоит глубокая потребность. Мы курим, переедаем или играем в азартные игры не для того, чтобы получать удовольствие от ядов, химикатов и выигранных денег. За всем этим скрываются совершенно иные причины.

Есть такое понятие как эмоциональное переедание — использование пищи для успокоения. Кроме того, гормон стресса, кортизол, вызывает тягу к соленому, сладкому, а также к еде, содержащей большое количество жира. Все это дает взрыв энергии и удовольствия. Но даже не это глубинная потребность, а просто причина.

Выясните, почему поддаетесь искушению так часто. Это может происходить, к примеру, из-за того, что вы не нашли свое призвание, не удовлетворены своей жизнью, находитесь в отношениях не с тем человеком или из-за низкой самооценки. Если вы не задумываетесь о таких вещах, то попросту «заедаете» проблему, причем с каждым разом она становится более объемной и в итоге может проявиться в виде панических атак, фобий, депрессии и прочих психических проблем.

Повысить свои шансы вы сможете, если также будете избегать искушения. Мы уже говорили, что идеальная комбинация состоит в том, чтобы бороться с искушением и избегать его. Попробуйте решить проблему, подходя к ней с разных сторон.

Награждайте себя

Это одна из волшебных пилюль, которую предлагают почти все книги о развитии силы воли и самоконтроля. Вы можете воспользоваться этим советом, но с осторожностью: в одиночестве он работает очень плохо, так как приводит к стрессу. То есть вы можете устоять перед искушением, обещая себе что-то более полезное и приятное, но до тех пор будете ощущать себя несчастным человеком.

Считается, что люди, обладающие высоким уровнем самоконтроля, лишаются многих благ и вынуждены быть несчастным ради достижения долгосрочных целей. Но это не так. Они наслаждаются этим состоянием. И именно поэтому награда в одиночку не работает: она заставляет чувствовать, что вы приносите жертву.

Научитесь получать удовольствие от самоограничения. Осознайте, что повышаете уровень самоконтроля. Это и будет лучшей наградой.

Планируйте свои неудачи заранее

При развитии навыка или работе над задачей неудачи неизбежны. И если психологически к этому не готовиться, то можно получить серьезный удар по самолюбию, что неизбежно приведет к потере самоконтроля.

Создайте план по восстановлению. Что вы будете делать, если закурите или съедите нездоровую пищу? План должен быть конкретным и простым. Это может быть наказание, ведь без него может возникнуть чувство вины, что только усугубит ситуацию.

Отвлекайте себя

Знаменитый тест с зефиром от известного психолога Уолтера Мишела показывает, что дети, обладающие самоконтролем, умеют отвлекаться от искушения. Они прикрывали глаза руками или поворачивались так, чтобы не видеть лакомство, колотили по столу, теребили волосы или игрались с зефиром.

Возможно, такие методы вам покажутся странными. Но ничто не мешает придумать что-нибудь свое: переключать внимание, слушать музыку, думать о чем-нибудь отвлеченном, поговорить с другом, посмотреть фильм, выпить воды. Погрузитесь в то, что позволит отвлечься от искушения.

Сделайте несколько глубоких вдохов

Когда вы пытаетесь устоять перед искушением, это вызывает небольшой стресс, так как ум бросает вызов эмоциям. Префронтальная кора — это часть мозга, которая участвует в принятии решений и поведении. При стрессе она «дает сбой». Несколько глубоких вдохов помогут исправить ситуацию и успокоить организм. Вы вспомните, какие важные и полезные цели стоят, после чего возьмете себя в руки.

Используйте аффирмации

Это могущественный инструмент, который отлично работает при длительной практике. Когда вам трудно контролировать желание делать то, что не нужно делать, поощряйте себя придерживаться плана. Исследования показывают, что аффирмации улучшают самоконтроль и способствуют более высокому уровню умственного анализа.

В следующий раз, когда вам будет трудно контролировать свое желание курить, вместо того, чтобы сказать себе: «Я не могу сопротивляться», подумайте: «Я не хочу курить» или «Я хочу быть здоровым человеком».

Когда вы говорите «Я не могу», то отправляете сообщение своему мозгу, что заставляете себя делать то, чего не хотите. И он радостно потакает этому желанию. Говоря «Я не хочу этого делать», вы напоминаете себе, что не собираетесь принимать участие в этой дурной привычке.

Отложите соблазн на потом

Это еще одна уловка, которую лучше всего использовать в комбинации с другим советом. Когда в следующий раз возникнет непреодолимое желание посмотреть видео на YouTube вместо работы, скажите себе: «Не сейчас. Отложу просмотр на потом».

Лучше всего работает фраза: «Я поработаю еще полчаса, а потом займусь тем, что мне нравится». Если через 30 минут соблазн возникнет снова, можно провернуть этот трюк еще раз. Но, скорее всего, этого не понадобится, потому что оставаться занятым текущей деятельностью для мозга проще, чем переключаться на что-то другое.

Измените окружающую среду

Выясните, в каких местах негативная привычка получает самые сильные триггеры. Изменение окружающей среды поможет противостоять соблазну.

Если хотите бросить пить, то, возможно, придется прекратить смотреть футбол, чтобы не посещать бар вместе с друзьями. Избегайте соблазна как можно дольше при помощи самых разных ухищрений.

Медитируйте

Медитация помогает контролировать свои мысли и чувства, а также повышает эмоциональный интеллект. Что в свою очередь улучшает внимание, управление стрессом и самосознание.

Исследования на этот счет проводились разные, но если сделать из них один вывод, то он будет таким: восемь недель ежедневной медитации значительно увеличивают самоконтроль. Осознанность позволяет сосредоточиться на дыхании, чувствах и ощущениях, что повышает способность мозга противостоять деструктивным мыслям.

Вы наверняка это видели сами: люди, регулярно практикующие медитацию, кажутся спокойными и способными контролировать свое поведение.

Высыпайтесь

Мы уже говорили о том, что самоконтроль и сила воли являются ограниченными ресурсами. Если плохо спать, то их будет еще меньше, чем обычно.

К тому же, если вы мало спите, то не в состоянии принимать взвешенные решения, что обязательно приведет к тому, что в сложный момент сдадитесь, не найдя нужных слов для того, чтобы взять себя в руки.

Хороший ночной (а также дневной) сон может полностью восстановить ваши резервуары. Выясните, сколько вам нужно сна и никогда не жертвуйте им ради сиюминутных радостей.

Четко определите, что будете контролировать

Размытая цель — худший враг самоконтроля. Если вы ставите ее как «Не хочу больше опаздывать» или «Не хочу отвлекаться», то это не приведет ни к чему хорошему.

Вместо этого проанализируйте свой привычный распорядок дня, а также окружающую среду. Конкретная цель поможет улучшить самоконтроль. Например: «В течение часа я не буду брать в руки телефон и проверять социальные сети».

Записывайте все свои импульсивные мысли

Несмотря на свое расположение в конце списка, это одна из лучших стратегий. Вы должны записывать все свои импульсивные мысли, которые мешают придерживаться плана. В этом есть три плюса:

  • Вы научитесь работать с негативными мыслями.
  • Вы станете обращать на них сознательное внимание.
  • Вы увидите, какие смехотворные оправдания себе придумываете.

Особенно важно третье: человек проявляет удивительные творческие способности, когда хочет поесть вредной пищи («Заслужил!») или закурить («У меня стресс!»). Ведь нужно жить в пещере, чтобы не понимать, что сигарета как раз и вызывает стресс, а не снимает его. А также иметь странную логику, считая, что можно заслужить право разрушать свой организм. Оправдания — это то, на что вы должны обращать особое внимание.

Записывайте все подобные мысли, особенно когда хотите сдаться.

Смотрите на общую картину

Практичные люди всегда смотрят на общую картину, ведь это помогает достигать долгосрочных целей. При работе над сложным проектом может возникнуть соблазн отдохнуть недельку. Но если вы посмотрите на все глобально, то поймете, что этот поступок лишь отдалит вас от финала и в итоге сделает несчастнее.

Книги

  • «Стрессоустойчивость» Шэрон Мельник
  • «Психология эмоций: чувства под контролем» Дэн Дубравин
  • «Сила воли. Как развить и укрепить» Келли Макгонигал
  • «Развитие силы воли» Уолтер Мишел
  • «На пределе. Неделя без жалости к себе» Эрик Бертран Ларссен
  • «Психология достижений» Хайди Грант Хэлворсон
  • «Выйди из зоны комфорта. Измени свою жизнь. 21 метод повышения личной эффективности» Брайан Трейси
  • «Не откладывай на завтра. Краткий гид по борьбе с прокрастинацией» Тимоти Пичил
  • «18 минут. Как повысить концентрацию, перестать отвлекаться и сделать действительно важные дела» Питер Брегман
  • «Будь лучшей версией себя» Дэн Вальдшмидт

Порой, чтобы развить самоконтроль, нужно постоянно о нем думать. То, что преобладает в мыслях, становится чем-то ощутимым и мы начинаем быть осознанными. Поэтому не только думайте об этом навыке, но и получайте множество информации: читайте блоги, книги, смотрите видео на эту тему.

Желаем вам удачи!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook

Ключевые слова:_D1034, 1Психорегуляция, 4Психорегуляция

При словах «саморегуляция» и «управление собой» у большинства возникает образ человека, сидящего в кабинете психологической разгрузки в позе кучера и бормочущего про себя формулы самовнушения: «Мое сердце бьется мощно и ровно».

Однако подобная несколько искусственная саморегуляция мало применима в ситуациях общения.

Здесь требуется управлять собой совсем по-другому, причем именно эта коммуникативная саморегуляция, которую человек осуществляет, находясь в гуще жизни – самая важная.

Она нужна для решения целого ряда задач:

— для достижения поставленной близкой или далекой цели, особенно если это предполагает наличие препятствий;

— для отстаивания себя в ситуациях конфликта, волевого давления, манипулирования;

— для вхождения с человеком в состояние резонанса и эмоционального сближения;

— для снятия психологической травмы и негативных эмоциональных впечатлений, полученных во время общения;

— для лучшего понимания другого человека, включения механизмов интуиции и распознавания;

— для гармонии своего внутреннего мира. позволяющей и вам и партнеру общаться друг с другом более комфортно и позитивно;

— для ведения внутренней работы по совершенствованию себя.

Без управления собой не может быть никакого совершенствования человека и достижения им любых серьезных целей.

Этого ему не дадут сделать другие смышленые люди, которые вполне резонно скажут:

«Раз он не может управлять собой, эту функцию его жизни мы возьмем на себя и будем управлять его жизнью в своих целях более эффективно, чем делал он».

Что такое саморегуляция и как проявляется саморегуляция в общении?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно осознать, кто в человеке будет выполнять управляющую функцию и что такое «собой».

Управляющую функцию должно в человеке выполнять его «управляющее Я» — сплав сознания и воли, внутренний субъект, способный отдавать и реализовывать команды (принятые решения).

Я не зря написал «должно» поскольку у многих людей это единое управляющее Я, обеспечивающее цельность его личности отсутствует, а функции управления блуждают от одного его настроения к другому, от одной социальной роли и субличности к другой.

Поскольку у большинства людей вместо управления и порядка «разруха в головах», а значит и в жизни очевидно, что подобная саморегуляция осуществляется у них хаотично и бессистемно.

«С собой», которым надо управлять тоже не все просто и понятно – слишком много частей человеческой психики и сознания в него входит.

Это и тело, нуждающееся в контролями над его движениями, и эмоции, многие из которых нельзя выплескивать вовне – неприлично!, и мысли, крутящиеся в голове как снежинки, и не дающие уму сосредоточиться и думать, и решения, принимаемые и осуществляемые с большим трудом, и поступки, часто ошибочные и нелепые, и наше общее поведение в общении, периодически заставляющее нас чувствовать недовольство.

«Собой» — это все, что не есть «управляющее Я», в котором соединяются и сознание и воля.

Чтобы управлять собой и осуществлять саморегуляцию в общении, надо хотя бы до какой-то степени знать себя. Это невозможно без изучения своих психологических особенностей на всех уровнях, то есть без осознанного наблюдения за собой.

Что же увидит человек, стремящийся к достижению гармоничной саморегуляции в общении если попытается посмотреть на свои чувства и переживания внимательным слегка отстраненным глазом?

На первый взгляд он столкнется с хаотическим потоком мыслей, слов и образов, мелькающих в голове без всякой логики и смысла.

Это будут так называемые «психические процессы» — самые динамичные и быстро протекающие образования психики.

В буддизме с его культурой изощренного самонаблюдения они назывались потоком «скандх» — мельчайших элементов психики.

Можно сравнить этот поток с горной или равнинной речкой, текущей в каком-то направлении.

Если мы будем упорны в наших попытках понять себя, мы увидим, что эти потоки иногда замедляют свое течение и временно превращаются в некое психологическое поле с определенным плюсовым или минусовым знаком, как если бы речка вдруг разлилась и превратилась в озеро.

Подобное психологическое поле есть человеческое эмоциональное состояние позитивного или негативного плана, в нем хаотические ощущения, образы и мысли на время приобретают эмоциональную окраску, переживаемую нами в данный момент.

Но эти настроения, как правило, не вечны, и побыв в гостях у нас, они уходят, уступая место другим психоэмоциональным состояниям.

Человеческая душа всегда являлась ареной для переменчивых настроений, потому саморегуляция всегда требует усилий.

Наблюдая за их игрой, мы можем видеть, что одни из них приходят редко, другие часто, а иногда поселяются в нашем сердце на постоянное место жительства, составляя наш преобладающий эмоциональный фон.

Все, что происходит с нами во время общения, сильнейшим образом влияет на нас, вызывая к жизни одни настроения и отодвигая другие.

В понятие состояние входят не только эмоциональные настроения, но и наше самочувствие, телесно-мышечные ощущения, жизненный тонус и энергетика.

Мы можем видеть, что жизненная энергия и эмоции влияют друг на друга: чем мы здоровее и энергичнее, тем лучше наше настроение и наоборот.

Изучая себя мы можем постепенно составить некую таблицу своих основных эмоциональных состояний, периодически проходящих через наш внутренний мир, положительных (радость, восторг, восхищение, интерес, влюбленность) и негативных (тревога, страх, гнев, вина, обида, саможаление, апатия).

Одни из них нравятся нам и влияют на нашу жизнь позитивно, другие мешают нам быть эффективными и счастливыми.

Когда мы входим в мета-состояние осознанности (присутствие духа в любых процессах), то оно очень сильно влияет на каждое их перечисленных эмоциональных состояний.

Положительные состояния после такого внимательного изучения остаются и укрепляются еще больше, а отрицательные, напротив, уходят. Саморегуляция опирается на закон управления собой: самонаблюдение укрепляет положительные переживания и мысли человека и в то же время ослабляет или даже полностью нейтрализует негативные эмоции и состояния.

Более подробно о том, как работать над собой в этом направлении я описал в своих предыдущих книгах, особенно во «Внутренней силе» и » Мастер саморегуляции».

Если мы будем наблюдать за собой и изучать себя еще пристальнее мы увидим, что помимо быстро протекающих психических процессов и движущихся со средней скоростью состояний в нем есть такие психологические образования, которые практически не меняются или меняются крайне медленно.

Их можно сравнить с берегами реки, которые не изменяются в течение длительного времени, но постепенно могут размываться.

Это так называемые «психические свойства» или качества личности, грани характера: смелость – трусость, щедрость – жадность, уверенность – робость, честность – лживость.

Если мы ничего не будем с собой делать, не станем работать над собой, не будем заниматься саморегуляцией и сохраним стабильные внешние условия жизни, подобные психические свойства будут сопровождать нас всю жизнь без изменений.

Религии и учения говорят, что весь негатив сохраняется в человеческой душе и после смерти, но там его ликвидацией занимается уже не сам человек, но божественный механизм очищения через страдания в адских мирах.

А многие наши далеко не лучшие качества остаются с нами как родимые пятна, даже если благодаря им, мы совершили какие-то серьезные жизненные ошибки. Человек с трудом извлекает уроки из своих поражений.

Если мы начнем работать над собой, заниматься саморегуляцией и будем старательны и последовательны, негативные качества ослабеют, позитивные усилятся.

Суровые жизненные обстоятельства, в которые мы иногда попадаем, также меняют эти качества, иногда в лучшую, а иногда в худшую сторону.

Это зависит и от нас, и от характера, и от силы обстоятельств и от самой среды.

Мы можем наблюдать за собой долго, но вряд ли самостоятельно без посторонней подсказки со стороны более опытных и подготовленных людей сможем увидеть, что эти качества соединяются в некие психологические программы, которые как это не парадоксально звучит, обладают некой индивидуальностью.

Если посмотреть на эти программы с точки зрения поведения, то они предстанут некими социальными ролями, которые каждому из нас периодически приходится играть с разными людьми.

Если на них взглянуть изнутри, то они окажутся для нас некими маленькими Я, психологическими «микро-человечками», которые в психологии называются субличностями.

Изучение этих субличностей есть начало саморегуляции, есть ее первые шаги.

В отличие от нашей главной личности, обладающей разными особенностями и гранями, каждая из субличностей одномерна и выражает только одну грань и качество.

Она напоминает роль, играемую актерами античного театра, которая составляла одну единственную черту с названием, написанным на маске, одеваемым перед спектаклем – «Порок», «Добродетель», «Зло», «Честь», «Зависть».

У каждого человека может быть много субличностей – имя им легион.

Но есть несколько главных, составляющих основу его личности и характера.

Человек периодически отождествляется с каждой из них, действует от ее имени, произносит слова, дает обещания, принимает решения.

Так один человек может носить в себе такой набор субличностей как, например, «хороший семьянин», «весельчак для друзей», «тиран для сослуживцев», а другой иметь внутри себя «труса», «трудоголика», «заботливого сына», «нытика».

Связи между субличностями могут быть очень слабыми.

В момент принятия решения одна субличность может не отдавать себе отчета в том, что другая подписывается под явно невыполнимые обязательства и потом будет сильно сожалеть, что вовремя не вмешалась.

Бывает и так, что субличности активно борются между собой, приводя человека в состояние активного внутреннего конфликта.

Побеждает та из них, с которой человек чаще отождествляется.

Чтобы успешно изменять себя в лучшую строну, вы должны изучить себя сами, посоветоваться с близкими и опытными людьми, кто хорошо знает вас и кому вы доверяете и составить список из своих основных субличностей.

Он поможет вам в дальнейшей работе нал собой, в нейтрализации негативных субличностей с помощью грамотной саморегуляции.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх