Самые тупые законы в России

В свое время депутат Госдумы от известной партии «Единая Россия» Илья Костунов, рассуждая на тему умственных способностей своих коллег, заявил, что «самый тупой депутат умнее среднестатистического гражданина» России. К счастью, он не стал называть депутатов Госдумы современными гениями, но отметил, что «тут (в Госдуме) реально умные люди, у которых есть чему поучиться». Разумеется, его слова вызвали пусть небольшой, но все же скандал и даже общественный протест, после чего депутат извинился за сказанное и впредь пообещал больше так не говорить.

Илья Костунов

Мы, конечно, пожурим его пальцем и, может быть, простим, но вот действия и законопроекты, которые за последние несколько лет предлагают принять депутаты Госдумы, противоречат словам Костунова. Создается впечатление, что нынешние депутаты несколько оторваны от жизни и не совсем осознают современных реалий.

Накануне депутат Госдумы от «Справедливой России» Елена Мизулина, возглавляющая комитет по вопросам семьи, женщин и детей, предложила внести некоторые поправки в закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». По ее словам, в реестр запрещенных сайтов необходимо внести сайты и социальные сети, где содержится нецензурная речь. «Речь идет, конечно, не о всей социальной сети, а о страницах провинившихся пользователей», — заявила она в интервью газете «Известия».

Для обсуждения этой, безусловно, важной инициативы Госдума соберет очередной «круглый стол», чтобы решить, как же снизить нецензурную брань в этом «жутком» интернете. По всей видимости Мизулина совершенно забыла, что не так давно был принят закон о возрастных ограничениях, который как раз и должен был решить проблему ограждения детей от «опасной» информации, в том числе и от мата.

Напомним, что Елена Мизулина, являющаяся одним из авторов законопроекта о гей-пропаганде, ранее предложила ввести запрет на оральный секс, правда, позднее она заявила, что данная информация не является действительной и направлена на ее дискредитацию.

Елена Мизулина

Другим автором не менее скандальных, абсурдных и зачастую бредовых законодательных инициатив является член «Единой России», депутат Заксобрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов. Так, в прошлом году он предлагал запретить фото и видеосъемку в метро, а так же собирался привлечь к ответственности Мадонну и Леди Гагу за пропаганду гомосексуализма и педофилии.

Виталий Милонов

Таких примеров можно привести огромное множество. Тот же Геннадий Онищенко неоднократно выступал с рядом абсурдных рекомендаций и предложений. Например, недавно он предложил поднять минимальную цену водки до 300 рублей. Якобы это поможет в борьбе с алкоголизмом в стране.

Геннадий Онищенко

Столь изрядное количество абсурдных предложений и откровенно нелепых законов невольно вызывает мысль о том, что в нынешней Госдуме творится балаган. И вместо того, чтобы предложить действительно полезные законы, позволившие бы улучшить качество жизни россиян, депутаты и прочие законотворцы пытаются все сделать наоборот.

Тем не менее, даже у подобного поведения, как оказалось, есть вполне логичное объяснение. Политики просто пытаются сохранить за собой власть и привлекают к себе внимание подобными предложениями. Ведь серьезные темы достаточно быстро забываются, а вот нелепые законы, напротив, широко обсуждаются обществом.

Нередко подобные законопроекты вносятся исключительно для создания «фонового шума», чтобы принять куда более серьезные законы, которые в обычное время общество бы восприняло «в штыки».Ярким тому примером является скандальный «закон Димы Яковлева», отвлекший внимание общественности от более важного «Закона об образовании». Он, в частности, решает проблему нехватки детских садов повышением платы за него и внедрением частных детских садов. Разве вы об этом не слышали?

Как бы то ни было, нынешняя Госдума больше похожа на цирк, а россияне стали невольными его зрителями, ожидающими окончания представления.

ПРАВО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕПУТАТАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

ИВАНОВ Кирилл Константинович

Аннотация: в статье анализируется право законодательной инициативы в целом и реализация этого права депутатами Государственной Думы в частности. Приводятся особенности законодательной инициативы депутатов и проблемы ее осуществления, а также возможное решение.

Ключевые слова: законодательная инициатива, депутаты Государственной Думы, законопроект.

Key words: legislative initiative, the State Duma deputies, the bill.

На основании Конституции Российской Федерации законы принимаются Парламентом России в особом порядке, который реализуется в законодательном процессе, представляющем собой совокупность определенных действий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность Федерального Собра-1

ния .

Как пишет Ю.Г. Арзамасов, «под законодательным процессом можно понимать нормативно установленный порядок» внесения законопроектов на рассмотрение в законодательный орган, их рассмотрение, принятие, подписание и обнародование2.

В.И. Чехарина утверждает, что законодательная инициатива непосредственно «связана с самой процедурой принятия закона» и данный институт необходим для определения границ законодательной процедуры. Причем определенная процедура принятия закона является существенным элементом понятия закона и используется при установлении его консти-туциональности, что предполагает обратный вариант, при несоблюдении требований процедуры признается уже неконституционным3.

Исходя из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля

1996 года, в осуществлении законодательной инициативы участвуют Совет Федерации и Государственная Дума, а также Президент Российской Федерации, другие уполномоченные государственные органы и лица, а исходя из принципа верховенства Конституции Российской Федерации и задач обеспечения соответствия ей законов и иных правовых актов (ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации), вытекает обязанность всех участников законодательного процесса соблюдать установленную Конституцией Российской Федера-

ции процедуру законотворчества .

В рамках стадии законодательной инициативы происходит реализация уполномоченным субъектом своего права законодательной инициативы, то есть права возбуждать перед законодательным органом вопрос об издании нового нормативного правового акта5.

Право законодательной инициативы возникает с момента внесения самого законопроекта. Ему соотносится обязанность законотворческого органа принять внесенный законопроект к рассмотрению, включить его в повестку заседания, рассмотреть и, по возможно-6

сти, принять его .

1 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России : учеб. 3-е изд., переработ. и доп. М., 2005. С. 478.

4 Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. № 10-П «По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации» // Вестн. Конституционного Суда РФ. 1996. № 3.

5 Васильев Р.Ф. Законодательный процесс. Понятие «институты. Стадии» : науч.-практ. пособие М. : Юриспруденция, 2000. С. 180.

6 Законотворчество в Российской Федерации : метод. пособие по подготовке и принятию законов. СПб. : Кодекс, 2006. С. 182.

Свою исходную точку законодательный процесс получает с осуществлением права законодательной инициативы, которая является первостепенным звеном законодательного процесса, важнейшей составной частью всего процесса правообразования, в связи с тем, что «зарождение» закона всегда связано с проявлением творческой инициативы субъектов права законодательной инициативы.

Особый юридический характер всего законодательного процесса всегда претендует на то, чтобы все его стадии были соответствующе нормативно регламентированы и осуществлялись в рамках, строго установленных нормативным правовым актом.

В специализированной юридической литературе нет единогласного мнения о законодательной инициативе как о первичной стадии законодательного процесса. Например, Ю.А. Тихомиров предлагает выделить стадию разработки проекта нормативного правового акта, выявление потребностей в принятии закона как деятельность и планирование всего законодательного процесса7. А.В. Ильин в свою очередь пишет, что «первая стадия реального (практического) законотворчества (стадия законодательной инициативы) связана с механизмами осуществления уполномоченными субъектами права своих возможностей и правомочий по внесению на рассмотрение парламента подготовленного в ходе предварительных законотворческих процедур проекта закона или зако-нопредложения с сопровождающими их юридическими документами, а также связана с вариантами действий парламента и его структурных подразделений (комитетов, комиссий) в случае подобного внесения закона или зако-нопредложения»8. Все субъекты права законодательной инициативы направляют свои законопроекты в Государственную думу, где и начинается особое технологическое движение и рассмотрение. Например, в дореволюционной России законодательные инициативы вносились и в Государственную думу, и в Государственный совет (ст. 110)9.

Чаще всего субъекты законотворчества не всегда являются участниками правоотноше-

7 Тихомиров Ю.А. Теория закона. М., 1982. С. 108.

9 Свод основных государственных законов Российской

империи (в редакции от 23 апреля 1906 года). Разд. 1: Основные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

государственные законы. Законодательные акты переходного времени. 1904-1908 годы. СПб., 1909.

ний, которые образуют законодательный процесс, протекающий в рамках, строго регламентированных конституцией, законами, регламентами парламента.

Как пишет Ю.Г. Арзамасов, «Законопроектная работа представляет собой весьма

сложную, кропотливую, но и интересную сфе-

ру деятельности» . С автором можно согласиться, так как, помимо огромных затрат времени, труда, она требует от законотворцев владения специализированными приемами, навыками и средствами.

Сама работа над законопроектом начинается с постановки вопроса о необходимости регулирования определенного круга общественных отношений. Еще до начала подготовки проекта закона необходимо определить общественную потребность и значимость в закреплении на законодательном уровне соответствующей сферы общественных отношений и определить, действительно ли есть какой-то пробел в регулировании сфер жизни общества.

На основании ч. 2 ст. 104 Конституции Российской Федерации законопроекты вносятся в Государственную Думу, а уже ч. 1 ст. 104 гласит, что правом законодательной инициативы обладают:

□ Президент Российской Федерации;

□ Совет Федерации;

□ члены Совета Федерации;

□ депутаты Государственной Думы;

□ Правительство Российской Федерации;

□ законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.

Все вышеперечисленные органы государственной власти обладают правом законодательной инициативы в полном объеме, то есть по неограниченному кругу вопросов ведения Российского парламента. Кроме того, Конституция указывает на ряд государственных органов, которые обладают законодательной инициативой только «по вопросам их ведения» -Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Также к особому, специальному субъекту права законодательной инициативы можно отнести законодательные и исполнительные органы автономной области, автономного округа, по представлению которых может быть принят федеральный закон об автоном-

Арзамасов Ю.Г. Указ. соч. С. 157.

ной области, автономном округе, что указано в ч. 3 ст. 66 Конституции Российской Федерации. Фактически круг субъектов законодательной инициативы в Российской Федерации намного шире, чем в других государствах.

Так как существует обязанность рассмотрения законодательных инициатив Государственной Думой, то право законодательной инициативы — это право внесения законопроектов и поправок к ним с обязанностью рассмотрения в Парламенте.

Реализуя право законодательной инициативы, субъекты этого права вносят в Государственную Думу свои предложения о совершенствовании существующего федерального законодательства.

Статья 104 Регламента Государственной Думы гласит, что право законодательной инициативы осуществляется путем внесения в Парламент:

а) проектов федеральных конституционных и федеральных законов;

б) законопроектов о внесении изменений в действующие законы РСФСР, федеральные конституционные и федеральные законы, либо признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории Российской Федерации актов законодательства Союза ССР;

в) поправок к законопроектам.

Это исчерпывающий перечень возможностей реализации права законодательной инициативы через Государственную Думу, то есть любой из трех вариантов законодательной инициативы предполагает появление текста, который указывается в Регламенте Государственной Думы как «законопроект», естественно, за исключением поправок к законопроектам.

Правительство Российской Федерации -один из ведущих субъектов права законодательной инициативы. Оно реализует и претворяет в жизнь государственную политику, базирующуюся на реализации уже принятых законов. В Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации» (ст. 13) указано, что правительство реализует свое право законодательной инициативы11. За правительством закрепляются также особые требования к финансовым законопроектам: они направляются при внесении предвари-

тельно в Правительство РФ, а уже после того, как будет его заключение — рассматриваются Государственной Думой12. Как указывает В.Д. Мазаев, в последнее время (на уровне федеральной исполнительной власти) усилены рычаги реализации законопроектной деятельности13. Все законодательные инициативы, исходящие от Правительства РФ или Президента РФ, согласовываются между собой для выработки оптимального решения по законодательной инициативе, а законодательные инициативы отдельных ведущих министерств и ведомств включаются (после согласования) в план законопроектной работы Правительства РФ.

К сожалению, не всегда министерства вносят свои ведомственные законодательные акты через Президента РФ и Правительство РФ. Их законодательные инициативы вносятся через депутатов Государственной Думы. В этом проявляется лоббизм ведомственных интересов. Тем самым, ухудшается качество самой законодательной инициативы, так как она не согласовывается и не координируется с Правительством РФ и с Президентом РФ как непосредственными субъектами права законодательной инициативы. Соответственно законопроект в данном случае не отражает в большинстве своем интересов и потребностей всего общества.

Российские парламентарии обладают конституционным правом законодательной инициативы и используют его в большом объеме. Реализация данного права указана в Федеральном законе «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», который предусматривает, что и депутат Государственной Думы, и член Совета Федерации обладает правом законодательной инициативы в форме внесения законопроектов в Государственную Думу, а также поправок к ним. Группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы может вносить предложения о поправках к Конституции Российской Федерации и пересмотре положений Конституции Российской Федерации (ст. 11)14. Фактически

12 Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М. : Проспект, 2010. С. 114.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

депутат Государственной Думы имеет право вносить инициативы по любому вопросу, по внесению изменений в действующие законы в случае необходимости. Тем самым, повышается их роль в осуществлении права законодательной инициативы, в то же время сохраняется самостоятельность законодательной власти.

Депутаты Государственной Думы являются самыми активными субъектами права законодательной инициативы. По данным АСОЗД Аппарата Государственной Думы, на конец пятого созыва Государственной Думы в нее было внесено 1 917 законопроектов, из них 544 законопроекта — работа над которыми не была завершена; 887 — завершена в связи с отзывом инициатором, возвращенные, снятые с рассмотрения или отклоненные Государственной Думой; законы, снятые с рассмотрения после их отклонения Советом Федерации либо Президентом РФ; 486 -подписанные Президентом РФ. К примеру, за период четвертого созыва Государственной Думы было внесено 628 законопроектов, из них: 86 — работа над которыми не была завершена; 469 — завершена в связи с отзывом, возвращенные, снятые с рассмотрения или отклоненные Государственной Думой; 73 -подписанные Президентом РФ15.

Несмотря на то, что у депутатов проявляется высокая законотворческая активность по внесению законопроектов, очень малая часть из них становится законами. Например, из указанных выше законопроектов, принадлежащих депутатам Государственной Думы V созыва (1 917 законопроектов), всего лишь 486 стало в дальнейшем законами, остальные либо отклоняются, либо возвращаются субъекту права законодательной инициативы.

Эта статистика показывает, насколько до сих пор не проработан механизм реализа-

ции права законодательной инициативы. Фактически Государственная Дума перенасыщена разного рода законодательными инициативами, принадлежащими депутатам Государственной Думы. В специализированной литературе бытует мнение, что необходимо закрепить право законодательной инициативы за комитетами Государственной Думы и фракциями, в случае, если это решение было коллегиально принято с соблюдением всех необходимых требований.

Главной проблемой в Государственной Думе до сих пор остается внесение законодательных инициатив, не имеющих под собой какой-либо базы для становления и оптимизации современной российской правовой системы. Депутаты, вносящие вышеуказанные законопроекты, используют свое право как средство борьбы со своими оппонентами, как средство приобретения дополнительных голосов избирателей.

В этой связи считаю необходимым закрепить обязательные требования к внесению законопроектов депутатами Государственной Думы: проводить исследование законопроекта на возможность и актуальность применения в законодательстве в текущий период времени; проводить правовую экспертизу законопроектов еще на стадии их внесения в Государственную Думу, а также предусмотреть возможность рассмотрения поправок к законопроектам в Правовом управлении Аппарата Государственной Думы до рассмотрения их во втором чтении; иметь возможность отзыва законодательной инициативы после принятия закона в первом чтении, чтобы увеличить производительность Парламента РФ (в настоящее время инициатор имеет право отозвать законопроект до рассмотрения его в первом чтении).

15 Официальный сайт Государственной Думы ФС РФ. Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности. иЯЬ: http://asozd2.duma.gov.ru/addwork/stat.nsf/View Fed/spziall?OpenDocument. Актуальность информации по состоянию 03.02.2012.

1. Закон о присоединении Крыма

Несомненно, самый поддерживаемый закон, принятый депутатами 6-го созыва. Спустя всего лишь несколько дней после референдума на полуострове, Госдума абсолютным большинством проголосовала за создание в России новых субъектов – республики Крым и города с особым статусом Севастополя.

Дата принятия закона Госдумой: 20 марта 2014 года

2. Облегчение доступа онкобольных к обезболивающим средствам

Принятию этого закона предшествовала череда трагических новостей, которые депутаты и правительство не могли оставить без внимания. Отныне условия выдачи лекарств для больных раком стали значительно менее строгими – рецепт на сильнодействующие обезболивающие препараты действует в три раза дольше, а возвращать ампулы от использованных лекарств врачам больше не надо.

Дата принятия закона Госдумой: 16 декабря 2014 года

3. Запрет на смс-спам

Несмотря на запретительный характер закона, граждане встретили его с большой радостью. Постоянные рассылки смс-рекламы, порой приходящие посреди ночи, замучили миллионы россиян. Именно благодаря этой инициативе количество навязчивых сообщений значительно снизилось, а также появилась возможность пожаловаться оператору на действия горе-рекламщиков.

Дата принятия закона Госдумой: 2 июля 2014 года

4. «Закон Лысакова”

Каждый, кто хоть раз пытался вернуть свой автомобиль со штрафстоянки, знает, насколько мучительно и унизительно был организован этот процесс. При этом, эвакуация машины далеко не всегда была законно обоснована, что еще больше раздражало автолюбителей. Закон Вячеслава Лысакова позволил забирать машину без предварительной оплаты и дал возможность в 10-дневный срок оспорить действия эвакуаторов.

Дата принятия закона Госдумой: 22 мая 2015 года

5. Антитабачный закон

Возможно, не самый любимый некоторыми россиянами закон, но, несомненно, один из самых полезных. После его вступления в силу употребление табака неизменно падает, в кафе и ресторанах можно отдыхать без риска пропахнуть дымом, а сигареты стали значительно менее доступны для детей и подростков. Более того, взносы табачной индустрии в бюджет только за первый год выросли на 100 млрд рублей.

Дата принятия закона Госдумой: 12 февраля 2013 года

6. Продление на 2 года материнского капитала

Выплата матерям, родившим двух и более детей, стала одной из важнейших причин роста рождаемости в стране, испытывавшей огромные проблемы с демографией. Принятый по инициативе президента закон обеспечил существование этой программы в течение еще двух лет – до 31 декабря 2018 года.

Дата принятия закона Госдумой: 18 декабря 2015 года

7. «Закон о зеленом щите”

Жители городов-миллионников не понаслышке знают, насколько важно сохранять и развивать хрупкую экологическую среду, окружающую эти населенные пункты. Инициированный ОНФ «Закон о зеленом щите” запрещает вырубки леса вокруг крупных городов, обязывает восстанавливать вырубленные по санитарным причинам массивы и усиливает ответственность за нарушение природоохранного законодательства.

Дата принятия закона Госдумой: 17 июня 2016 года

8. Скидка на штраф при оперативной оплате

Еще один подарок россиянам от Государственной Думы и главного защитника автомобилистов Вячеслава Лысакова, позволяющий оплатить всего лишь половину штрафа за нарушения ПДД, если не откладывать дело в долгий ящик. Несмотря на то что закон ввел послабления, он повысил ответственность водителей, предпочитающих теперь поскорее да подешевле избавиться от «висящего” на них штрафа.

Дата принятия закона Госдумой: 12 декабря 2014 года

9. Разрешение на второй загранпаспорт

В конце 2015 года российские путешественники и бизнесмены вздохнули с облегчением – второй загранпаспорт позволил свободнее планировать свои отпуска и командировки. Из-за того, что на время оформления визы паспорт сдается в посольство или визовый центр, человек был лишен на это время возможности выехать из страны. Теперь эта проблема решена, и у любителей заграничных поездок и тех, кто вынужден много летать зарубеж по долгу службы, по-настоящему развязаны руки.

Дата принятия закона Госдумой: 4 декабря 2015 года

10. Увеличение страховых выплат по банковским вкладам в 2 раза

Прошедшая в последние годы «большая чистка” банков сказалась на вкладчиках не самым лучшим образом. Многие доверяли нечистоплотным финансовым учреждениям все свои накопления, которые не покрывались страховой выплатой в 700 тыс. рублей. Однако принятый в декабре 2014 закон об удвоении этой суммы значительно снизил число пострадавших от лишения лицензий банков-нарушителей.

Дата принятия закона Госдумой: 19 декабря 2014 года

Интересные законопроекты

Законопроект О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
«Об информации, информационных технологиях и о защите информации” в целях установления особенностей государственного регулирования деятельности, осуществляемой с использованием глобальных компьютерных сетей

Представлен Рабочей группой

Гражданский Кодекс Российской Федерации

Проект изменений в ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (редакция 2012 года)
Подготовленный рабочей группой в Исследовательском центре частного права при Президенте РФ

Часть четвертая (Интеллектуальная собственность)

Проект изменений в ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
Подготовленный рабочей группой в Исследовательском центре частного права при Президенте РФ

Проект в редакции после второго чтения в ГД РФ

Итоговый проект (внесенный в ГД РФ)
Подготовленный рабочей группой в Исследовательском центре частного права при Президенте РФ

Проект 2006 г.
Подготовленный рабочей группой в Исследовательском центре частного права при Президенте РФ

Проект 2005 г.
Подготовленный рабочей группой в Исследовательском центре частного права при Президенте РФ

Проект от 08.06.2002 г.
Подготовленный под руководством заведующего кафедрой гражданского права
юридического факультета СПбГУ, доктора юридических наук, профессора А.П. Сергеева
текст законопроекта предоставлен автором

Проект от 30.11.2001 г.
Подготовленный рабочей группой в Исследовательском центре частного права при Президенте РФ
текст законопроекта предоставлен Исследовательским центром (авторским коллективом)

Закон «О Средствах массовой информации»

Инициативный авторский проект профессора М. А. Федотова
текст законопроекта предоставлен автором

Проект Индустриального Комитета

Проект Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (МПТР)

Закон «Об информации, информатизации и защите информации»

проект федерального закона

текст законопроекта предоставлен автором

Закон «Об электронной торговле»

проект федерального закона

пояснительная записка

сравнительная характеристика структуры проектов федерального закона

текст законопроекта предоставлен
авторским коллективом

Закон «О правовом регулировании оказания Интернет-услуг»

проект федерального закона

пояснительная записка

текст законопроекта предоставлен
авторским коллективом

Антиспам

Проект дополнения к ФЗ от 18.07.1995 № 158-ФЗ «О рекламе» (спам),
направленного на противодействие распространению
не запрошенной получателями рекламной информации (спама),
разработанный Рабочей группой Проекта «АнтиСпам»

Проект Федерального закона
О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации,
разработанный «Национальной Коалиции Против Спама»
(предоставил А.Страх, www.strakh.ru)

Законопроект московской организации партии «Единая Россия»
О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе»,
Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх