Сертификация туристических услуг

О принятии и введении в действие Правил сертификации

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 августа 1997 года N 17
О принятии и введении в
действие Правил сертификации

(с изменениями на 5 июля 2002 года)

Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации
постановляет:

1. Принять Правила сертификации работ и услуг Российской Федерации.

2. Направить Правила на Государственную регистрацию в Минюст России.

3. Правила ввести в действие в установленном порядке

Председатель
Госстандарта России
Г.П.Воронин

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
3 апреля 1998 года,
регистрационный N 1502

ПРАВИЛА сертификации работ и услуг в Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением
Госстандарта России
от 5 августа 1997 N 17

(с изменениями на 5 июля 2002 года)

Настоящие Правила применяют при обязательной и добровольной сертификации работ и услуг в Российской Федерации. На основе настоящих Правил федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции могут разрабатывать и принимать правила сертификации однородных работ и услуг.
Основные термины и определения, цели и принципы, состав и функции участников, общие правила сертификации работ и услуг соответствуют закону «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня 1993 года (опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 26, ст.966 и в Собрании законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст.4) и Правилам по проведению сертификации в Российской Федерации (утверждены постановлением Госстандарта России от 16 февраля 1994 года N 3. Зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 21 марта 1994 года, регистрационный номер 521, опубликованы в Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, 1994, N 6).

I. Общие положения

1.1. Объекты обязательной сертификации работ и услуг устанавливаются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Объектами добровольной сертификации являются работы и услуги, не подлежащие обязательной сертификации, а также работы и услуги, подлежащие обязательной сертификации, по требованиям, не подтверждаемым при обязательной сертификации.

1.2. Сертификацию работ и услуг проводят органы по сертификации.

1.3. При обязательной сертификации подтверждают соответствие работ и услуг обязательным требованиям (в том числе требованиям безопасности работ и услуг для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды, а также безопасности процесса выполнения работ и оказания услуг).

1.4. Сертификацию работ и услуг проводят по схемам сертификации. Схемы с рекомендациями по их применению приведены в приложении.
Схемы сертификации конкретных видов работ и услуг, а также критерии их выбора устанавливают в правилах сертификации однородных работ и услуг.

II. Требования к документам, на соответствие которым проводится сертификация

2.1. При сертификации работ и услуг применяют:
законодательные акты Российской Федерации;
правила выполнения отдельных видов работ и оказания отдельных видов услуг, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации;
государственные стандарты, санитарные правила и нормы, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законами Российской Федерации устанавливают обязательные требования к работам и услугам.

2.2. Нормативные документы, применяемые при сертификации, должны содержать требования к качеству и безопасности работ и услуг, а также методы их оценки, проверки, испытаний, контроля.

2.3. При сертификации работ и услуг следует применять официальные издания нормативных документов, утвержденных в установленном порядке.

2.4. Требования в нормативных документах, применяемых при сертификации, должны иметь четкие формулировки, обеспечивающие точное и однозначное их толкование.

III. Порядок сертификации

3.1. Сертификация работ и услуг включает:
подачу заявки на сертификацию;
рассмотрение и принятие решения по заявке;
оценку соответствия работ и услуг установленным требованиям;
принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата;
выдачу сертификата (абзац в редакции, введенной в действие с 19 августа 2002 года постановлением Госстандарта России от 5 июля 2002 года N 56;
инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг.

3.2. Подача заявки на сертификацию, рассмотрение и принятие решения по ней.

3.2.1. Заявитель направ орган по сертификации в соответствии c его областью аккредитации.
При наличии нескольких органов по сертификации однородных работ и услуг заявитель вправе обратиться в любой из них.

3.2.2. Орган по сертификации рассматривает заявку и не позднее одного месяца после ее получения сообщает заявителю решение по заявке, содержащее основные условия сертификации.

3.3. Оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям включает:
оценку выполнения работ и оказания услуг;
проверку, испытания результатов работ и услуг;

3.3.1. Оценка выполнения работ и оказания услуг в зависимости от схемы сертификации включает:
оценку мастерства исполнителя работ и услуг;
оценку процесса выполнения работ и оказания услуг;
анализ состояния производства;
оценку организации (предприятия) — исполнителя работ и услуг;
оценку системы качества;
рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами.
Порядок оценки процесса выполнения работ и оказания услуг устанавливают в правилах сертификации однородных работ и услуг. Итоги оценки отражают в актах.

3.3.2. Проверку результатов работ и услуг проводит орган по сертификации в соответствии с нормативными документами.
Испытания результатов работ и услуг проводят в аккредитованных испытательных лабораториях. Итоги проверки и испытаний отражают в протоколах.

3.4. Принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата.

3.4.1. Орган по сертификации на основе анализа актов, протоколов и других документов, подтверждающих соответствие работ и услуг установленным требованиям, принимает решение о выдаче сертификата, оформляет его и регистрирует.
Сертификат может иметь приложение, содержащее перечень конкретных однородных работ и услуг, на которые распространяется его действие.

При отрицательных итогах анализа орган по сертификации принимает решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин отказа и доводит его до сведения заявителя.

3.4.2. Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учетом итогов сертификации, сроков действия нормативных документов на работы и услуги, но не более, чем на три года.

3.4.3. При внесении изменений в нормативную и техническую документацию на работы и услуги, в организационно-правовую форму юридического лица и других изменений, которые могут влиять на требования, подтверждаемые при сертификации, держатель сертификата должен извещать об этом орган по сертификации, который может принять решение о необходимости проведения дополнительных проверок или внепланового инспекционного контроля.

3.5. Применение знака соответствия при обязательной сертификации.

3.5.1. Абзац исключен с 19 августа 2002 года постановлением Госстандарта России от 5 июля 2002 года N 56.
Общие требования к применению знака соответствия при обязательной сертификации работ и услуг соответствуют Правилам применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции (утверждены постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 года N 14. Зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 1 августа 1996 года, регистрационный N 1138. Опубликованы в газете «Российские вести» 8 августа 1996 года N 147 (1068).

3.5.2. Знак соответствия наносят на квитанцию, наряд-заказ, путевку, договор, упаковку, бланки и др., а также используют в рекламных и печатных изданиях.

3.5.3. Правила применения знака соответствия и особенности маркирования устанавливают в правилах сертификации однородных работ и услуг.

3.6. Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг.

3.6.1. Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг проводит орган по сертификации, выдавший сертификат, не реже одного раза в год в форме периодических и внеплановых проверок для установления соответствия выполняемых работ и оказываемых услуг требованиям, подтвержденным при сертификации.

3.6.2. Объем и периодичность инспекционного контроля зависят от степени потенциальной опасности работ и услуг, стабильности их качества, объема выполняемых работ и оказываемых услуг, наличия системы качества, затрат на проведение контроля, итогов сертификации или предыдущего инспекционного контроля.
Объем, содержание и порядок проведения инспекционного контроля устанавливают в правилах сертификации однородных работ и услуг.

3.6.3. Внеплановый инспекционный контроль проводят в случаях поступления информации о претензиях к качеству сертифицированных работ и услуг от потребителей, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью работ и услуг, общественных объединений потребителей.

3.6.4. Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг содержит следующие виды работ:
анализ поступающей информации о качестве и безопасности сертифицированных работ и услуг;
разработку программы инспекционной проверки;
создание комиссии для проведения инспекционной проверки;
проведение инспекционной проверки;
оформление результатов и принятие решения.

3.6.5. Результаты инспекционного контроля оформляют актом, в котором делают заключение о возможности сохранения действия выданного сертификата.

3.6.6. В случае несоответствия работ и услуг установленным требованиям, отказа держателя сертификата от проведения инспекционного контроля орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата (подпункт в редакции, введенной в действие с 19 августа 2002 года постановлением Госстандарта России от 5 июля 2002 года N 56.

3.6.7. Решение о приостановлении действия сертификата принимают в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных о органом по сертификации, можно устранить обнаруженные причины несоответствия (подпункт в редакции, введенной в действие с 19 августа 2002 года постановлением Госстандарта России от 5 июля 2002 года N 56.

3.6.8. При проведении корректирующих мероприятий орган по сертификации:

приостанавливает действие сертификата (абзацт в редакции, введенной в действие с 19 августа 2002 года постановлением Госстандарта России от 5 июля 2002 года N 56;
информирует об этом соответствующие органы государственного контроля и надзора;
устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий;
проверяет выполнение корректирующих мероприятий.

3.6.9. После выполнения корректирующих мероприятий и положительных итогах их оценки (проверки, контроля) орган по сертификации принимает решение о возобновлении действия сертификата и информирует об этом заинтересованных участников сертификации (подпункт в редакции, введенной в действие с 19 августа 2002 года постановлением Госстандарта России от 5 июля 2002 года N 56.

3.6.10. В случае невыполнения корректирующих мероприятий или их неэффективности орган по сертификации отменяет действие сертификата и информирует об этом заинтересованных участников сертификации (подпункт в редакции, введенной в действие с 19 августа 2002 года постановлением Госстандарта России от 5 июля 2002 года N 56.

IV. Информация о проведении обязательной сертификации

4.1. Держатель сертификата обязан указывать в документации (в техническом паспорте, на этикетке, в наряд-заказе, в описании работы или услуги и др.) сведения о проведении обязательной сертификации (номере сертификата, сроке его действия, органе, его выдавшем).

4.2. Органы по сертификации работ и услуг направляют информацию о деятельности по сертификации в федеральный орган исполнительной власти, организующий и проводящий работы по обязательной сертификации.

4.3. Органы по сертификации представляют заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.

V. Рассмотрение апелляций

5.1. При возникновении спорных вопросов участник сертификации может подать апелляцию в центральный орган системы сертификации однородных работ и услуг.

5.2. Если участник сертификации работ и услуг не удовлетворен решением по апелляции, то он может подать апелляцию в федеральный орган исполнительной власти в установленном порядке или Орган, возглавляющий систему добровольной сертификации.

5.3. Спорные вопросы, возникающие между участниками сертификации, могут быть решены также в порядке, установленном законодательными актами Российской Федерации.

Приложение

Приложение

Схемы сертификации

1. Схемы сертификации

+———————————————————————+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Номер¦ Оценка ¦ Проверка (испыта-¦ Инспекционный конт- ¦
¦схемы¦ выполнения работ, ¦ ния) результатов ¦ роль сертифицирован- ¦
¦ ¦ оказания услуг ¦ работ и услуг ¦ ных работ и услуг ¦
+———————————————————————¦
¦ ¦
¦1 Оценка мастерства Проверка (испыта- Контроль мастерства ¦
¦ исполнителя работ и ния) результатов исполнителя работ и ¦
¦ услуг работ и услуг услуг ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦2 Оценка процесса Проверка (испыта- Контроль процесса ¦
¦ выполнения работ, ния) результатов выполнения работ, ¦
¦ оказания услуг работ и услуг оказания услуг ¦
¦ ¦
¦3 Анализ состояния Проверка (испыта- Контроль состояния ¦
¦ производства ния) результатов производства ¦
¦ работ и услуг ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦4 Оценка организации Проверка (испыта- Контроль соответст- ¦
¦ (предприятия) ния) результатов вия установленным ¦
¦ работ и услуг требованиям ¦
¦ ¦
¦5 Оценка системы Проверка (испыта- Контроль ¦
¦ качества ния) результатов системы качества ¦
¦ работ и услуг ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦6 — Рассмотрение дек- Контроль качества ¦
¦ ларации о соответ- выполнения работ, ¦
¦ ствии с прилагае- оказания услуг ¦
¦ мыми документами ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦7 Оценка системы Рассмотрение дек- Контроль ¦
¦ качества ларации о соответ- системы качества ¦
¦ ствии с прилагае- ¦
¦ мыми документами ¦
+———————————————————————+

Применение схем сертификации

2.1. По схеме 1 оценивают мастерство исполнителя работ и услуг и контролируют его при инспекционном контроле.
Схему 1 применяют для работ и услуг, качество и безопасность которых обусловлены мастерством исполнителя (например, мастера-ремонтника, экскурсовода, парикмахера, массажиста, педагога и т.д.).

2.2. По схеме 2 оценивают процесс выполнения работ, оказания услуг, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг и контролируют процесс выполнения работ, оказания услуг при инспекционном контроле.
В зависимости от сложности процесса оценивают;
полноту и актуализацию документации, устанавливающей требования к процессу;
оснащение необходимым оборудованием, инструментом, средствами измерений (испытаний, контроля), веществами, материалами, помещениями и др., а также их соответствие установленным требованиям;
метрологическое, методическое, организационное, программное, информационное, материальное, правовое, техническое и др. обеспечение;
безопасность и стабильность процесса;
профессиональную компетентность исполнителей работ и услуг, обслуживающего и производственного персонала.
Схему 2 применяют для работ и услуг, качество и безопасность которых обусловлены стабильностью процесса выполнения работ и оказания услуг (например, услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, услуг химической чистки и крашения, услуг по перевозке пассажиров, медицинских услуг, услуг средств размещения, услуг общественного питания и др.).

2.3. По схеме 3 анализируют состояние производства, в том числе при инспекционном контроле, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг.
Схему 3 применяют при сертификации производственных услуг.

2.4. По схеме 4 оценивают организацию (предприятие) — исполнителя работ и услуг на соответствие установленным требованиям государственных стандартов. Итогом оценки организации (предприятия) может быть присвоение ему определенной категории (класс ресторана, разряд ателье, звезда гостиницы и др.).

2.5. По схеме 5 оценивают систему качества и контролируют её при инспекционном контроле, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг. Оценку системы качества (по схемам 5, 7) проводит эксперт по сертификации систем качества в соответствии с нормативными документами.
Схему 5 применяют при сертификации потенциально опасных работ и услуг (медицинских, туристских, по перевозке пассажиров и др.).

При наличии сертификата на систему качества его учитывают при сертификации работ и услуг.

2.5. Схемы 6, 7 основаны на использовании декларации о соответствии с прилагаемыми к ней документами, подтверждающими соответствие работ и услуг установленным требованиям.
В декларации о соответствии исполнитель работ и услуг в лице руководителя организации или индивидуального предпринимателя заявляет, что выполняемые работы и оказываемые услуги соответствуют установленным требованиям.
Схему 6 применяют при сертификации работ и услуг, оказываемых по индивидуальным (неповторяющимся) заказам, выполняемых в небольших объемах организациями (предприятиями), зарекомендовавшими себя на отечественном или мировом рынках как исполнители работ и услуг высокого уровня качества.
Схему 7 применяют при наличии у исполнителя системы оценки качества, включающей контроль всех требований, проверяемых при сертификации, что подтверждается выпиской из акта оценки системы качества.
Для подтверждения соответствия работ и услуг прилагаемым документам проводят обследование организации (предприятия).
Особенности применения схем сертификации на основе декларации о соответствии указывают в правилах сертификации однородных видов работ и услуг.
Схемы сертификации с использованием декларации о соответствии при добровольной сертификации не применяют.

2.7. Во всех схемах сертификации, если это не противоречит правилам сертификации однородных работ и услуг, могут быть использованы документы, подтверждающие соответствие установленным требованиям и полученным вне работ по сертификации, например:
результаты социологических обследований и экспертных оценок;
протоколы испытаний;
договоры исполнителя работ и услуг с потребителем;
акты проверок, заключения, сертификаты федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и надзор за качеством и безопасностью работ и услуг (их территориальных органов) и общественных объединений потребителей (их ассоциаций и союзов);
техническая и др. документация исполнителя работ и услуг.
Эти документы могут служить основанием для сокращения объема оценок, проверок, испытаний, контроля.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
«КОДЕКС»

сертификация качественный услуга стандарт

Порядок проведения сертификации услуг (работ)

Сертификация продукции — это процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

Порядок проведения сертификации в России установлен Постановлением Госстандарта РФ в 1994 г. по отношению к обязательной сертификации (в том числе и импортируемой продукции), но может применяться и при добровольной сертификации. Для систем сертификации однородной продукции с учетом ее особенностей допускается разработка соответствующего порядка.

Порядок разъясняет, какие характеристики продукции проверяются, по каким критериям выбираются схемы сертификации, каким требованиям должны отвечать нормативные документы на сертифицируемую продукцию, в какой последовательности осуществляются соответствующие процедуры сертификации и в чем их сущность.

Общие принципы порядка сертификации соответствуют Руководствам ИСО/МЭК по данному вопросу.

Как уже отмечалось выше, организуют сертификацию Госстандарт РФ и федеральные органы, на которые возложена ответственность за обязательную сертификацию. Непосредственную работу по сертификации ведут аккредитованные органы по сертификации и испытательные лаборатории. В России действует около 680 органов по сертификации и около 1830 лабораторий.

Характеристики товара, которые проверяются при сертификации, выбираются с учетом следующих основных критериев:

  • -они должны позволить идентифицировать продукцию (проверять принадлежность к группе классификатора, ее происхождение, принадлежность к определенной производственной партии и т.п.). Немаловажно при этом установить соответствие продукции приложенной технической документации;
  • -отбираемые характеристики должны полно и достоверно подтвердить нормы безопасности, экологичности, установленные в нормативных документах на эту продукцию;
  • -могут потребоваться и такие характеристики, которые отражают другие требования, подлежащие обязательной сертификации в соответствии с законодательными актами. Совокупность других проверяемых показателей определяется исходя из целей сертификации конкретной продукции.

При выборе схемы сертификации учитываются особенности производства, испытаний, поставки и применения конкретной продукции, требуемый уровень доказательности, необходимые затраты заявителя. Определяется схема обязательной сертификации Госстандартом РФ и другими государственными органами, на которые возложено руководство сертификацией.

Схему добровольной сертификации выбирает заявитель и предлагает ее органу по сертификации.

Порядок проведения сертификации устанавливает последовательность действий, составляющих совокупную процедуру сертификации.

  • а) Подача заявки на сертификацию. Заявитель направляет заявку в соответствующий орган по сертификации, а при его отсутствии — в Госстандарт РФ или другой государственный орган управления. Орган по сертификации рассматривает заявку в установленный порядком сертификации однородной продукции срок (в среднем один месяц) и сообщает заявителю решение, которое в числе различных сведений, необходимых заявителю, указывает, какие органы и испытательные лаборатории может выбрать заявитель.
  • б) Отбор, идентификация образцов и их испытания. Образцы для испытаний отбирает, как правило, испытательная лаборатория или другая организация по ее поручению. В отдельных случаях этим занимается орган по сертификации. Образцы, прошедшие испытания, хранятся в течение срока, предусмотренного правилами системы сертификации конкретной продукции. Протоколы испытаний представляются заявителю и в орган по сертификации, их хранение соответствует сроку действия сертификата.
  • в) Оценка производства. В зависимости от выбранной схемы сертификации проводится анализ состояния производства, сертификация производства либо сертификация системы управления качеством. Метод оценки производства указывается в сертификате соответствия продукции.
  • г) Выдача сертификата соответствия. Протоколы испытаний, результаты оценки производства, другие документы о соответствии продукции, поступившие в орган по сертификации, подвергаются анализу для окончательного заключения о соответствии продукции заданным требованиям.

По результатам оценки составляется заключение эксперта. Это главный документ, на основании которого орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата соответствия. При положительном решении оформляется сертификат, в котором указаны основания для его выдачи и регистрационный номер, без которого сертификат недействителен.

Если заключение эксперта отрицательное, орган по сертификации выдает заявителю решение об отказе с указанием причин.

Сертификат на такие виды продукции, на которые распространяются особые требования в области безопасности (например, санитарные, ветеринарные и т.п.), выдается только при наличии гигиенического, ветеринарного, фитосанитарного и других специальных сертификатов, доказывающих их безвредность и другие специфические качества. Средства измерений до получения сертификата соответствия должны пройти государственный метрологический контроль и поверку. Эти положения относятся как к отечественной, так и импортируемой продукции.

Срок действия сертификата соответствия устанавливает орган по сертификации, но не более трех лет.

Информация о том, что продукт сертифицирован, содержится в технической (техпаспорт, этикетка и пр.) и в товаросопроводительной документации.

  • д) Применение знака соответствия. Изготовитель получает право маркировки сертифицированной продукции знаком соответствия, получив лицензию от органа по сертификации. Обычно в каждой системе принят свой знак.
  • е) Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией проводится, если это предусмотрено схемой сертификации, в течение всего срока действия сертификата и лицензии на применение знака соответствия (не реже одного раза в год). Форма контроля — периодические и внеплановые проверки с испытанием образцов для доказательства того, что производимая продукция продолжает соответствовать требованиям, подтвержденным сертификацией.

Степень сложности и строгости инспекционного контроля зависит от уровня потенциальной опасности продукции, стабильности производства, объема выпуска, наличия системы обеспечения качества и других факторов.

Внеплановые проверки назначаются органом по сертификации в случаях поступления информации о претензиях к качеству продукции от потребителей, торговых организаций и контролирующих органов.

Результаты инспекционного контроля оформляются актом, который хранится в органе по сертификации. Этот орган имеет право по результатам контроля приостановить или отменить действие сертификата и лицензии на применение знака соответствия. Приостановление действия сертификата и знака возможно в таких ситуациях, когда изготовитель продукции, по согласованию с органом по сертификации, может принять корректирующие меры и снова представить образец продукции на подтверждение его соответствия, если это возможно без повторных испытаний. В противном случае действие сертификата и лицензии отменяется.

ж) Корректирующие мероприятия назначаются в случаях нарушения соответствия продукции установленным требованиям и правил применения знака соответствия.

Мероприятия назначает орган по сертификации, который приостанавливает действие сертификата и лицензии на использование знака соответствия, о чем информируются заинтересованные участники сертификации. Далее орган устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий и контролирует их проведение изготовителем. Изготовитель в такой ситуации обязан уведомить потребителей и все заинтересованные организации об опасности пользования продукцией. Если корректирующие мероприятия привели к положительным результатам, орган по сертификации обязует изготовителя применять другую маркировку изделия, о чем информируются участники сертификации. При невыполнении или неэффективности корректирующих мер сертификат и лицензия на знак соответствия аннулируются.

Сертификация работ и услуг выполняют в последовательности, аналогичной сертификации продукции. При сертификации работ и услуг используют семь схем (таблица 1).

Схему 1 используют для работ и услуг, качество и безопасность которых предусматривает оценку мастерства исполнителя (образование, опыт работы, знание нормативной документации и т.д.). При этом осуществляется выборочная проверка результатов работы, а также инспекционный контроль. Эту схему рекомендуется применять для сертификации услуг, оказываемых индивидуальными предпринимателями и небольшими предприятиями.

По схеме 2 учитываются следующие критерии: полнота и своевременное обновление нормативных и технических документов, устанавливающих требования к процессу; безопасность и стабильность процесса; профессионализм обслуживающего и рабочего персонала; метрологическое, методическое, организационное, программное, информационное, правовое и другое обеспечение процесса выполнения работ, оказания услуг; безопасность реализуемых товаров.

Таблица 1 Схемы сертификации работ и услуг

Номер схемы

Оценка выполнения работ, оказания услуг

Проверка (испытание) результатов работ (услуг)

Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг

Оценка мастерства исполнителя работ и услуг

Проверка (испытание) результатов работ (услуг)

Контроль мастерства исполнителя

Оценка процесса выполнения работ, оказания услуг

То же

Контроль процесса выполнения работ

Анализ состояния производства

Контроль состояния производства

Оценка организации (предприятия)

Контроль соответствия установленным требованиям

Оценка системы качества

Контроль системы качества

?

Рассмотрение заявки-декларации

Контроль качества выполнения работ, оказания услуг

Оценка системы качества

То же

Контроль системы качества

Схему 3 применяют при сертификации производственных (материальных) услуг, например, при изготовлении изделий по индивидуальным заказам. Инспекционный контроль осуществляется путём выборочной проверки результатов услуги.

Схема 4 предусматривает оценку (аттестацию) предприятия , организации на соответствие установленным требованиям государственных стандартов. При этом оценивают не только качество выполнения работ и оказания услуг по критериям схемы 2, но также и правильность присвоения предприятию определённой категории. Инспекционный контроль может проводиться с использованием социологических методов. По данной схеме проводят также аттестацию организации (предприятия) на соответствие материально-технической базы, условий обслуживания требованиям по безопасности. Эту схему рекомендуется применять при сертификации крупных предприятий сферы услуг.

Схему 5 следует использовать при сертификации наиболее опасных работ и услуг (медицинских, по перевозке пассажиров и др.). Схема предусматривает сертификацию системы качества и последующий инспекционный контроль за стабильностью её функционирования. Оценка системы качества по этой схеме (а также по схеме 7) выполняется по стандартам ИСО серии 9000 экспертами по сертификации систем качества. Схему можно применять при сертификации всех видов услуг (работ).

По схемам 6 и 7 предусматривается использование декларации о соответствии с прилагаемыми к ней документами. Схему 6 используют при сертификации работ и услуг небольших предприятий, которые зарекомендовали себя как исполнители работ и услуг высокого уровня качества

Схему 7 используют при наличии системы качества у исполнителя. Оценка выполнения работ, оказания услуг при этом будет заключаться в обследовании предприятия с целью подтверждения соответствия работ и услуг требованиям стандартов системы качества.

При добровольной сертификации используют схемы 1 ? 5. Схемы 6 и 7, которые предусматривают декларацию о соответствии работ и услуг требованиям стандартов системы качества, при добровольной сертификации не применяют. Во всех схемах, как и при сертификации продукции, могут использоваться дополнительные документы, подтверждающие соответствие установленным требованиям, полученные вне самой процедуры сертификации.

Для оценки материальных услуг используют инструментальные методы. В необходимых случаях для оценки работ (услуг) орган по сертификации может привлекать аттестованные испытательные лаборатории.

Маргарита Белоусова
Туризм: практика, проблемы перспективы. — 2008. — №3.

С вступлением в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон) сертификация для туристской деятельности носит добровольный характер, поэтому никаких штрафов и санкций за ее отсутствие не предусмотрено. Но турфирмы чаще всего стараются получить сертификат на оказание туристских услуг, чтобы предъявить своему клиенту еще одну документально оформленную дополнительную гарантию своей качественной работы и заверить его в том, что услуги будут оказаны на соответствующем уровне.
Необходимость и достоверность оценки качества туристского продукта усиливаются по мере все большего вовлечения стран в международный туристский рынок. Высший уровень такого признания — сертификация, гарантирующая, что продукт (услуга) отвечает определенным требованиям и имеет заданное качество. Сертификация системы качества туристской организации позволяет расширить круг надежных партнеров, повысить конкурентоспособность и является признанным в мире способом независимого подтверждения (оценки) соответствия продукции, работ и услуг установленным требованиям.
Получить сертификат можно в действующих аккредитованных органах по сертификации туристских услуг в Москве, Санкт-Петербурге, республиканских, краевых и областных центрах РФ.

Что это такое?

Сертификация — это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
В настоящее время действуют следующие стандарты, регулирующие туристическую деятельность:
— ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования» (утвержден постановлением Госстандарта РФ от 16 ноября 2000 г. №295-ст);
— ГОСТ 28681.3-95/ГОСТ Р 50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов» (от 21 февраля 1994 г. № 32);
— ГОСТ 30335-95/ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения» (от 21 февраля 1994 г. № 34);
— ГОСТ 28681.1-95/ГОСТ Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг» (от 21 июня 1994 г. №177).
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется органами исполнительной власти РФ и ее субъектов, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством.
Сертификат удостоверяет, что работы, услуги или иные объекты соответствуют техническим регламентам, стандартам, условиям договоров, содействует приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг, а также повышению конкурентоспособности работ, услуг на российском и международном рынках. В Законе определена ответственность за нарушение требований технических регламентов.
В зависимости от того, кто проводит сертификацию, последняя бывает трех видов:
— самосертификация — проводится самой организацией-изготовителем продукции или услуг;
— сертификация, осуществляемая потребителем;
— сертификация, осуществляемая третьей стороной — специальной организацией, которая не зависит от потребителя и изготовителя.
Именно последний вариант пользуется наибольшим доверием в международной и отечественной практике.
Добровольная сертификация в сфере туризма основывается на единых Правилах сертификации работ и услуг в Российской Федерации, утвержденных постановлением Госстандарта РФ от 5 августа 1997 г. №17 «О принятии и введении в действие Правил сертификации».

Как происходит процесс?

Собственно, сам процесс сертификации происходит по следующей схеме:
— подача заявки на сертификацию;
— рассмотрение и принятие решения по заявке;
— оценку соответствия работ и услуг установленным требованиям;
— принятие решения о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата;
— выдача сертификата;
— инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг.
Для проведения сертифицирования и получения сертификата заявитель направляет заявку в орган по сертификации в соответствии с областью его аккредитации. При сертификации туристского бизнеса таким органом является Минэкономразвития России.
Орган по сертификации рассматривает заявку и не позднее одного месяца после ее получения сообщает заявителю свое решение, содержащее основные условия сертификации. Далее следуют оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям и проверка, испытание результатов работ и услуг. В турбизнесе действует 5-я схема сертификации — оценка системы качества. Орган по сертификации в соответствии с нормативными документами проводит проверку результатов работ и услуг, затем на основе анализа актов, протоколов и других документов, подтверждающих соответствие работ и услуг установленным требованиям, принимает решение о выдаче сертификата, оформляет его и регистрирует. Сертификат может иметь приложение, содержащее перечень конкретных однородных работ и услуг, на которые распространяется его действие. При отрицательных итогах анализа орган по сертификации принимает решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин отказа и доводит его до сведения заявителя.
Срок действия сертификата на право проведения туристской деятельности составляет три года.

Кто и как проверяет?

Если вы добровольно взвалили на себя бремя сертификации, то будьте готовы к тому, что вас будут проверять. Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг проводит орган по сертификации, выдавший сертификат, не реже одного раза в год в форме периодических и внеплановых проверок для установления соответствия выполняемых работ и оказываемых услуг требованиям, подтвержденным при сертификации. Объем и периодичность инспекционного контроля зависят от степени потенциальной опасности работ и услуг, стабильности их качества, объема выполняемых работ и оказываемых услуг, наличия системы качества, затрат на проведение контроля, итогов сертификации или предыдущего инспекционного контроля.
Внеплановый инспекционный контроль проводят в случаях поступления информации о претензиях к качеству сертифицированных работ и услуг от потребителей, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью работ и услуг, общественных объединений потребителей.
Согласно пункту 3.6.5 Правил сертификации результаты инспекционного контроля оформляют актом, в котором делают заключение о возможности сохранения действия выданного сертификата. В случае несоответствия работ и услуг установленным требованиям, равно как и отказа держателя сертификата от проведения инспекционного контроля, орган по сертификации может отменить или приостановить действие сертификата. Решение о приостановлении принимают в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, возможно устранить обнаруженные причины указанного несоответствия. После выполнения корректирующих мероприятий и получения положительных итогов их оценки орган по сертификации принимает решение о возобновлении действия сертификата и информирует об этом заинтересованных участников сертификации.
В случае невыполнения корректирующих мероприятий или их неэффективности орган по сертификации отменяет действие сертификата и также информирует об этом заинтересованных участников.
Туристская фирма обязана указывать в документации (в техническом паспорте, на этикетке, в наряд-заказе, в описании работы или услуги и т.д.) сведения о проведении сертификации — номере сертификата, сроке действия, органе, его выдавшем.

Что делать с бухгалтерией?

В соответствии с п. 3 ст. 21 Закона работы по добровольной сертификации подлежат оплате заявителем. Однако, произведя такие расходы, организация не всегда правильно отражает их в бухгалтерском и налоговом учете. Поэтому остановимся на этих расходах несколько подробнее.
В бухгалтерском учете туристской организации расходы на добровольную сертификацию услуг в соответствии с пунктом 5 ПБУ 10/99 представляют собой расходы по обычным видам деятельности. В соответствии с пунктом 18 ПБУ 10/99 они признаются в том отчетном периоде, в котором организация их осуществила, независимо от времени фактической выплаты денежных средств.
Однако есть еще один бухгалтерский документ, на который в данном случае организация должна обратить внимание. Речь идет о Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденном приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, в п. 65 которого указано, что «затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и другом) в течение периода, к которому они относятся».
Сертификат соответствия на оказываемые услуги выдается на определенный срок, который определяется соответствующим техническим регламентом. Исходя из этого, если срок действия сертификата превышает один месяц, то расходы на сертификацию первоначально следует отразить в составе расходов будущих периодов. Списывать стоимость сертификата на затратные счета организация будет постепенно в порядке, установленном распоряжением по организации (равномерно, пропорционально объему оказанных услуг и т.д.) в течение срока действия сертификата.
В налоговом учете затраты на добровольную сертификацию в соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 264 НК РФ представляют собой прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Эти расходы включаются в состав расходов текущего периода, аналогично расходам на получение лицензии.
Согласно ст. 333.16 гл. 25.3 НК РФ государственная пошлина — сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных данной главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
В главе 25 НК РФ выдача документов (их копий, дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям. В соответствии с подпунктами 78 и 82 п. 1 ст. 333.33 НК РФ предусмотрено взимание государственной пошлины за выдачу сертификата соответствия в размере 100 руб. Расходы по уплате государственной пошлины признаются расходами по обычным видам деятельности и отражаются по дебету счета 20 «Основное производство» в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
В налоговом учете затраты на оплату государственной пошлины за добровольную сертификацию, в соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, представляют собой прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Эти расходы включаются в состав расходов текущего периода, аналогично расходам на получение лицензии.

Пример

Туристская организация ООО «Летур» осуществляет туроператорскую деятельность.
В январе ООО «Летур» провело сертификацию предоставляемых туристских услуг, стоимость работ по проведению сертификации составила 8260 руб. (в том числе НДС — 1260 руб.). За сертификат уплачена госпошлина — 100 руб.
Сертификат соответствия выдан ООО «Летур» на 3 года. Согласно учетной политике организации расходы будущих периодов в ООО «Летур» списываются на затраты равномерно в течение срока, к которому они относятся, а признание доходов и расходов для целей налогообложения прибыли производится по методу начисления.
В бухгалтерском учете ООО «Летур» хозяйственные операции, связанные с сертификацией услуг, отражены следующим образом:
Корреспонденция счетовСумма, рублейСодержание операцииДебетКредитВ январе 76518260Оплачены расходы на сертификацию оказываемых услуг 97767000Учтены расходы на сертификацию в составе расходов будущих периодов6851100Уплачена за сертификат госпошлина2068Учтена в расходах госпошлина за полученный сертификат19761260Отражен НДС, предъявленный органом по сертификации за услуги68191260Принят к вычету НДСЕжемесячно в течение срока действия сертификата2097194,44Отражены расходы по добровольной сертификации услуг в части, приходящейся на текущий месяц
Если в целях налогообложения прибыли организация использует метод начисления, то затраты на сертификацию в налоговом учете необходимо относить на расходы равными частями в течение действия всего срока сертификата. Такое правило вытекает из п. 1 ст. 272 НК РФ.

Со всех точек зрения

Некоторые специалисты считают, что расходы на сертификацию услуг организация может не распределять по отчетным периодам, а списать их единовременно. И ссылаются они при этом на все ту же статью 272 НК РФ, а именно, на подпункт 3 п. 7, где сказано, что расходы в виде средств, потраченных на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы, принимаются к налоговому учету на дату:
— расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;
— предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;
— последний день отчетного (налогового) периода.
В случае сертификации услуг мы имеем договор между туристской организацией и сертифицирующим органом. Последний, согласно этому договору, выполняет некий перечень работ (ст. 20 и 21 Закона №184-ФЗ). Следовательно, когда эти работы будут завершены и налогоплательщик получит документы, подтверждающие его расходы, сделка будет закончена и организация получит право уменьшить налогооблагаемый доход на эти расходы. Так считают сторонники «единовременного» подхода.
Однако, как правило, налоговые органы придерживаются того мнения, что расходы на сертификацию нужно списывать равными частями в течение всего срока действия сертификата. Например, такая точка зрения высказана в письме Управления ФНС России по городу Москве от 27 января 2006 г. № 20-12/5511 «Об учете в целях налогообложения прибыли расходов на сертификацию системы менеджмента качества товара, в том числе консультационных, на оказание методической помощи в подготовке к сертификации, по проведению экспертизы документов».
Поэтому, если организация спишет данные расходы единовременно, то, возможно, что свою правоту ей придется отстаивать в суде. Между тем, с 1 января 2006 г. налогоплательщик вправе самостоятельно решать, как списывать подобные расходы в налоговом учете. Такое право ему предоставляет новая редакция пункта 1 ст. 272 НК РФ, поэтому, на наш взгляд, споры по поводу списания расходов на получение сертификата больше возникать не будут.
А вот организации, применяющие кассовый метод, могут расходы на сертификацию учесть в составе расходов единовременно после их фактической оплаты. Такой порядок установлен статьей 273 НК РФ.

НДС

И еще на один момент хотелось бы обратить внимание. Услуги по сертификации подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость. Естественно, что орган по сертификации выдает заявителю счет-фактуру на стоимость своих услуг, увеличенных на сумму налога. НДС, уплаченный за проведение работ по сертификации, налогоплательщик имеет право возместить из бюджета на основании ст. 171 и 172 НК РФ. Но при использовании права на вычет, как правило, у бухгалтера возникает вопрос: можно ли возместить из бюджета сразу всю сумму «входного» НДС или же это нужно делать частями, по мере отнесения части стоимости сертификата соответствия на расходы? Нужно сказать, что по этому вопросу также существует две точки зрения. Мы приведем обе, а какую из них выбрать, организация, осуществившая добровольную сертификацию услуг, решит сама.
Поэтапное возмещение. Туристская организация, получившая сертификат соответствия на оказываемые услуги, первоначально отражает затраты, связанные с его получением, на счете 97 «Расходы будущих периодов». В соответствии со ст. 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организации. Это означает, что по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» должна быть учтена сумма расходов на сертификацию за минусом НДС (при наличии соответствующего счета-фактуры). НДС по приобретенной услуге учитывается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».
Расходы будущих периодов списываются на издержки производства и обращения равными частями в течение срока действия сертификата. Следовательно, и суммы НДС должны приниматься к вычету аналогичным образом. Такая точка зрения высказывается налоговыми органами, в частности, в письме Управления МНС России по городу Москве от 10 августа 2004 года №24-11/52247 «О правомерности вычета НДС».
НДС возмещается сразу в полном объеме. Текст гл. 21 НК РФ не содержит прямого указания, что принимать к вычету НДС по расходам будущих периодов следует только в момент списания таких расходов на себестоимость услуги, т.е. поэтапно. Налоговое законодательство предъявляет три требования, которые обязан выполнить претендующий на вычет налогоплательщик НДС:
— приобретенные товары (работы, услуги), имущественные права должны использоваться налогоплательщиком для осуществления налогооблагаемых операций;
— товары (работы, услуги), имущественные права должны быть приняты налогоплательщиком к учету;
— на руках у налогоплательщика должен быть счет-фактура, оформленный надлежащим образом.
Все эти условия мы и имеем в случае получения туристской организацией сертификата соответствия на оказываемые услуги: сертификат требуется организации для осуществления налогооблагаемой деятельности, сертифицирующий орган оказал услугу по сертификации (на основании подписания акта выполнения услуги), организация приняла услугу к учету, бухгалтер отразил стоимость услуги на балансе в составе расходов будущих периодов, на руках у организации имеется счет-фактура. Таким образом, организация — налогоплательщик НДС выполнила все требования налогового законодательства, поэтому может поставить к вычету весь «входной» НДС сразу.
Использование второй точки зрения может привести к судебному разбирательству, однако аргументы, которые помогут налогоплательщику отстоять свою правоту, мы привели. Если вы не готовы вступить в спор с налоговым органом, воспользуйтесь первой точкой зрения.

Получим сертификат ИСО 45001 за 3 дня!

Сертификация есть процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям. Сертификация туристских услуг и услуг гостиниц является одним из важнейших механизмов управления качеством обслуживания, дающих возможность объективно оценить уровень услуг, подтвердить их безопасность для потребителя. В условиях рыночной экономики в рамках индустрии туризма потребитель (турист) является ключевой фигурой при реализации требований стандартов на предоставляемое ему качество туристских услуг, в зависимости от которого и находится цена на реализуемый туристу турпродукт. Индустрия туризма введением стандартов на туристское обслуживание, применение сертификации услуг определяет способы и критерии оценки качества своей деятельности и позволяет создать у потребителей уверенность в том, что удобства или услуги предоставляются туристу и экскурсанту в рамках четко определенных норм и правил.

Правовые основы сертификации туристских услуг и услуг гостиниц, права, обязанности и ответственность участников сертификации определяются Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня 1993 г. с последующими изменениями, а также рядом других нормативных документов, в том числе законодательством о защите прав потребителей. Под сертификацией туристских услуг и услуг гостиниц понимается подтверждение органом по сертификации соответствия реализуемых потребителю услуг требованиям законодательных и нормативных документов по обслуживанию путешественников, принятых в стране пребывания.

Сертификат – в переводе с латыни означает «сделано верно». Сертификация имеет три формы. Одной из старейших и самой простой из них является заверение, сделанное продавцом покупателю, это – «самосертификация», или сертификация, сделанная первой стороной. Вторая форма сертификации – подтверждение покупателем соответствия услуг заявленным продавцом требованиям. Третья форма сертификации – подтверждение соответствия услуг установленным требованиям, сделанное независимым лицом или организацией. Применительно к туристским услугам третья форма сертификации представляется наиболее предпочтительной при проведении оценки качества гостиничных услуг, а первая форма – для сертификации соответствия туристских услуг требованиям безопасности.

Сертификация может носить обязательный и добровольный характер. Под обязательной сертификацией туристских услуг и услуг гостиниц понимается подтверждение органом по сертификации соответствия реализованных услуг требованиям безопасности жизни, здоровья туристов и экскурсантов, сохранности их имущества, защиты окружающей среды. При этом под безопасностью туристской услуги понимаются отсутствие недопустимого риска, нанесение ущерба жизни, здоровью, имуществу потребителя услуги во время совершения им туристского путешествия и в местах пребывания на маршруте, а также ненанесение ущерба окружающей среде, в том числе в процессе оказания или потребления туристкой услуги. Прохождение сертификации туристских услуг и услуг гостиниц подтверждается сертификатом соответствия – документом, выдаваемым органом по сертификации.

В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» Правительство РФ утверждает перечень товаров, работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации. Госстандарт России с участием Госстроя России и Минздрава России на основе утвержденных данным постановлением перечней опубликовали номенклатуру подлежащих обязательной сертификации объектов, в отношении которых законами и стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителей и охрану окружающей среды, и предотвращение причинения вреда имуществу потребителей. В данном перечне значатся следующие туристские и экскурсионные услуги (код 06): туристский отдых и путешествия по туристским маршрутам; туристские походы выходного дня; услуги по предоставлению мест проживания; экскурсии; услуги гостиниц и прочих мест проживания. Жилищно-коммунальные услуги (код 04) приведены отдельно.

В постановлении Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, и в перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии» от 29 апреля 2002 г. № 287 сокращены перечни продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации. Таким образом, туристские услуги, услуги туроператоров и турагентов, услуги средств размещения туристов подлежат не обязательной, а добровольной сертификации.

В последнее время Госстандартом России приняты следующие документы по сертификации:

1) «Общие правила по проведению аккредитации в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Госстандарта от 30 декабря 1999 г. № 72;

2) «Правила по проведению сертификации в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Госстандарта от 10 мая 2000 г. № 26.

3) ГОСТ Р ИСУ/МЭК – 65-2000 «Общие требования по сертификации продукции».

Указанные документы применяются и для сертификации туристских услуг и услуг средств размещения. В системе сертификации ранее было предусмотрено использование четырех схем сертификации: оценка мастерства исполнителя (для экскурсий, походов выходного дня); оценка процесса предоставления услуги (путешествия по маршрутам); аттестация предприятий проживания туристов (гостиниц); сертификация систем качества (только для туристских предприятий, исключая граждан-предпринимателей). Реклама туристских услуг и услуг гостиниц, подлежащих обязательной сертификации, но не имеющих сертификата соответствия, в соответствии со ст. 7 (п. 4) Закона «О сертификации продукции и услуг» запрещается.

Под добровольной сертификацией туристских услуг и услуг гостиниц понимается подтверждение по инициативе изготовителя, исполнителя или продавца органом по сертификации уровня качества предоставляемых услуг требованиям стандартов (нормативных документов) обслуживания. Участниками сертификации являются Госстандарт России, национальная туристская администрация России, Центральный орган по сертификации туристских услуг (ЦОС), а также региональные органы по сертификации, создаваемые на местах, которые и определяют в совокупности систему сертификации туристских услуг. Функции органов по сертификации могут выполнять организации, профессионально подготовленные для этих целей, имеющие в своем составе государственных экспертов и аккредитованные по правилам Госстандарта России, то есть прошедшие государственную регистрацию.

Как показывает практика работы органов Госстандарта России, более 50% туристских фирм нарушают требования государственных стандартов и правила сертификации туристских услуг и услуг гостиниц. При этом основной причиной правонарушений в большинстве случаев является элементарное незнание действующих в стране правил, норм и предписаний. Сертификаты ряда туристских фирм аннулируются, а аннулирование действия сертификата соответствия влечет за собой прекращение или приостановление действия лицензии. Выборочные проверки показали практически повсеместное несоблюдение турфирмами таких условий выдачи лицензии, как информирование органов лицензирования об изменении юридического и фактического адресов места нахождения фирмы, изменение ее организационно-правовой формы и ряд других изменений.

Некоторые эксперты подвергают сомнению и действующую практику получения турфирмами сертификатов соответствия по безопасности, которая является достаточно бюрократической и не отвечает интересам защиты жизни и здоровья туриста при посещении им зарубежных стран. Также практика показывает, что одним сертификатом безопасности «обеспечивается» безопасность выезда туристов – от благополучной Европы и Америки до неблагополучной Африки.

В мае 2000 г. Госстандартом России было утверждено постановление «Об утверждении правил по проведению сертификации в РФ» № 26 с целью обеспечения практической реализации положений Федерального закона «О сертификации продукции и услуг». В постановлении определены и разработаны общие правила по проведению подтверждения соответствия продукции, услуг в соответствии с Законом РФ «О сертификации продукции и услуг». Данные документы применяются при организации работ по подтверждению соответствия продукции и разработке правил систем сертификации, а также других документов, касающихся подтверждения соответствия.

Сертификация направлена на достижение следующих целей: создание условий для деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле; содействие потребителям в компетентном выборе продукции; содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции; защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя); контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителями.

Правилами сертификации вводятся так называемые схемы сертификации (табл. 10.1.):

Рассмотрим применение схем сертификации. По схеме 1 оценивают мастерство исполнителя работ и услуг и контролируют его при инспекционном контроле. Данную схему применяют для работ и услуг, качество и безопасность которых обусловлено мастерством исполнителя (например, экскурсовода, парикмахера, массажиста, педагога и т. д.).

По схеме 2 оценивают процесс выполнения работ, оказания услуг, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг и контролируют процесс выполнения работ, оказания услуг при инспекционном контроле. В зависимости от сложности процесса оценивают: полноту и актуализацию документации, устанавливающей требования к процессу; оснащение необходимым оборудованием, инструментом, средствами измерений (испытаний, контроля), веществами, материалами, помещениями и другими, а также их соответствие установленным требованиям; метрологическое, методическое, организационное, программное, информационное, материальное, правовое, техническое и другое обеспечение; безопасность и стабильность процесса; профессиональную компетентность исполнителей работ и услуг, обслуживающего и производственного персонала.

Схему 2 применяют для оценки работ и услуг, качество и безопасность которых обусловлены стабильностью процесса выполнения работ и оказания услуг (например, услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, услуг химической чистки и крашения, услуг по перевозке пассажиров, медицинских услуг, услуг средств размещения, услуг общественного питания и др.).

По схеме 3 анализируют состояние производства, в том числе при инспекционном контроле, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг. Данную схему применяют при сертификации производственных услуг.

По схеме 4 оценивают организацию (предприятие) – исполнителя работ и услуг на соответствие установленным требованиям государственных стандартов. Итогом оценки организации (предприятия) может быть присвоение ему определенной категории (звезда гостиницы, класс ресторана, разряд ателье и др.).

По схеме 5 оценивают систему качества и контролируют ее при инспекционном контроле, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг. Оценку системы качества (схемы 5 и 7) проводит эксперт по сертификации систем качества в соответствии с нормативными документами. Схему 5 применяют при сертификации потенциально опасных работ и услуг (медицинских, туристских, по перевозке пассажиров и др.). При наличии сертификата качества его учитывают при сертификации работ и услуг.

Схемы 6, 7 основаны на использовании декларации о соответствии с прилагаемыми к ней документами, подтверждающими соответствие работ и услуг установленным требованиям. В декларации о соответствии исполнитель работ и услуг в лице руководителя организации или индивидуального предпринимателя заявляет, что выполняемые работы и оказываемые услуги соответствуют установленным требованиям.

Схему 6 применяют при сертификации работ и услуг, оказываемых по индивидуальным (неповторяющимся) заказам, выполняемых в небольших объемах организациями (предприятиями), зарекомендовавшими себя на отечественном или мировом рынках, как исполнители работ и услуг высокого уровня качества.

Схему 7 применяют при наличии у исполнителя системы оценки качества, включающей контроль всех требований, проверяемых при сертификации, что подтверждается выпиской из акта оценки системы качества. Для подтверждения соответствия работ и услуг прилагаемым документам проводят обследование организации (предприятия). Особенности применения схем сертификации на основе декларации о соответствии указывают в правилах сертификации однородных видов работ и услуг. Схемы сертификации с использованием декларации о соответствии при добровольной сертификации не применяют.

Во всех схемах сертификации, если это не противоречит правилам сертификации однородных работ и услуг, могут быть использованы документы, подтверждающие соответствие установленным требованиям и полученным вне работ по сертификации, например: результаты социологических обследований и экспертных оценок; протоколы испытаний; договоры исполнителя работ и услуг с потребителем; акты проверок, заключения, сертификаты федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и надзор за качеством и безопасностью работ и услуг (их территориальных органов) и общественных объединений потребителей (их ассоциаций и союзов); техническая и другая документация исполнителя работ и услуг. Эти документы могут служить основанием для сокращения объема оценок, проверок, испытаний, контроля.

Таблица 10.1.

Схемы сертификации

Номер схемы Оценка выполнения работ, оказания услуг Проверка (испытания) результатов работ и услуг Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг
Оценка мастерства исполнителя работ и услуг Проверка (испытания) результатов работ и услуг Контроль мастерства исполнителя работ и услуг
Оценка процесса выполнения работ, оказания услуг Проверка (испытания) результатов работ и услуг Контроль процесса выполнения работ, оказания услуг
Анализ состояния производства Проверка (испытания) результатов работ и услуг Контроль состояния производства
Оценка организации (предприятия) Проверка (испытания) результатов работ и услуг Контроль соответствия установленным требованиям
Оценка системы качества Проверка (испытания) результатов работ и услуг Контроль системы качества
Оценка системы качества Рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами Контроль качества выполнения работ, оказания услуг
Оценка системы качества Рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами Контроль системы качества

Контрольные вопросы

1. Сущность и содержание туристской политики.

2. Какова цель международной туристской политики?

3. Перечислите и охарактеризуйте важнейшие субъекты международной туристской политики.

4. Проведение каких мероприятий предполагает международное регулирование туристской деятельности?

5. Какие инструменты регулирования международной туристской деятельности вы знаете?

6. Каковы особенности государственного регулирования туризма?

7. Как осуществляется государственное регулирование туризма в развитых странах?

8. Как осуществляется государственное регулирование туризма в развивающихся странах?

9. Государственное регулирование туристской деятельности в России: подходы и принципы.

10. Сравните туристскую политику, проводимую в нашей стране с аналогичной политикой, проводимой в любой другой стране мира.

11. Каковы особенности туризма как объекта управления?

12. Как организована система управления туризмом в нашей стране?

13. Какие существуют модели управления индустрией туризма?

14. Назовите важнейшие органы управления туризмом, функционирующие в нашей стране. Какие вопросы находятся в компетенции данных структур?

15. Приведите примеры международных организаций. Кратко охарактеризуйте одну из таких организаций.

16. Расскажите все, что вы знаете о деятельности ВТО.

17. Какие национальные туристские организации вам известны? Расскажите об одной из них.

18. Каково значение туристских мероприятий?

19. Расскажите об одном из наиболее значимых туристских мероприятий.

20. В чем заключаются особенности выставочно-ярмарочной деятельности в России?

21. Что понимается под лицензией? Для чего она выдается?

22. Особенности лицензирования туроператорской деятельности?

23. Особенности лицензирования турагентской деятельности?

24. Что такое стандартизация?

25. Какие схемы сертификации услуг вы знаете? Охарактеризуйте их.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх