Система электронный бюджет

Система «Электронный бюджет» предназначена для обеспечения прозрачности, открытости и подотчётности деятельности государственных органов и органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также для повышения качества их финансового менеджмента за счёт формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами.

Концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» разработана в соответствии с положениями Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 1101-р.

В Концепции определяются цель, задачи, основные направления и принципы создания и развития государственной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».

Документ старый, но в части электронного бюджета в плане целей и задач сделано не так уж и много. Для получения более полного представления о системе «Электронный бюджет» рекомендуем ознакомится со следующими статьями:

1). Концепция создания и развития государственной информационной системы «Электронный бюджет»
Автор Дмитрий Беляев дата: 7 февраля 2015

2). ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ СОЗДАНИЯ «ЭЛЕКТРОННОГО БЮДЖЕТА» Бит-Шабо И.В., Воронин А.Е., Тимурзиев А.М.
27.11.2014

3).Презентация к выступлению Министра финансов Российской Федерации А.Г. Силуанова на совещании с участием Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина 17 февраля 2012 г. в технопарке новосибирского Академгородка по вопросу:
«О государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет»

4). Единая система «Электронный бюджет» замкнет электронный цикл закупок
28.07.2015 Юлия Камардина, советник руководителя Федерального казначейства.

5).Электронный бюджет: без бумаг быстрее и проще
Журнал «Руководитель бюджетной организации» № 5/2012

Мария Викторовна БАРКОВА, заместитель руководителя Дирекции информационных технологий бюджетирования и анализа Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ

Уже не первый год финансовые органы субъектов РФ обязаны размещать на едином портале бюджетной системы большой объем информации. Сегодня Минфин России уточнил состав, сроки и формы размещения данных на портале.

Единый портал бюджетной системы РФ является частью государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет». Решение о создании данного портала закреплено в приказе Минфина России от 27 декабря 2013 года № 141н, в промышленную эксплуатацию он введен 1 июля 2015 года.

На пути к открытости данных

Целями создания единого портала являются реализация принципа прозрачности (открытости) бюджетов бюджетной системы РФ (статья 36 Бюджетного кодекса РФ) и повышение грамотности населения в части государственных финансов.

В настоящее время портал содержит 280 страниц, информирующих о бюджетной системе и бюджетном устройстве Российской Федерации, финансовом состоянии публично-правовых образований и учреждений госсектора. На портале размещаются паспорта всех субъектов РФ и главных администраторов средств федерального бюджета, вертикально интегрированные перечни и реестры (общероссийские и федеральные перечни услуг и работ, реестр участников и неучастников бюджетного процесса, реестр государственных заданий и реестр соглашений).

Единый портал обеспечивает доступ к информации о бюджете и бюджетном процессе разным категориям пользователей в различных формах:

для граждан — в форме инфографики, гипертекстовой форме;

для экспертов и студентов — в форме баз данных,

для разработчиков программного обеспечения — в форме открытых данных (сsv, xml, API).

Внешние информационные системы и приложения могут подключаться к API-интерфейсу и в автоматическом режиме получать необходимые открытые данные. Таким образом, единый портал является источником информации для различных информационных систем.

Новый приказ — новые правила

В 2016 году Минфин России своим приказом от 28 января № 243н «О составе и порядке размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации» значительно расширил объем размещаемой в свободном доступе информации в сфере управления общественными финансами. С июля 2017 года Минфин России, Федеральное казначейство, главные администраторы средств федерального бюджета, финансовые органы субъектов РФ и органы управления государственных внебюджетных фондов обязаны публиковать на портале 130 новых видов информации о бюджете и бюджетном процессе.

До принятия Минфином России приказа № 243н всю информацию финансовые органы субъектов РФ публиковали на своих официальных сайтах. Состав публикуемой информации и сроки ее размещения каждый финансовый орган определял самостоятельно, из-за чего свести и проанализировать данные было крайне сложно. Теперь все участники системы «Электронный бюджет» размещают информацию одновременно, в одном месте — на едином портале, и в унифицированном формате.

В помощь субъектам РФ на сайте Минфина России размещены методические рекомендации по порядку публикации финансовой и иной информации о бюджете и бюджетном процессе и требования к форматам передачи информации (minfin.ru/ru/perfomance/ebudget/epbs_test/method_pub). Также на сайте Федерального казначейства размещены руководства пользователей по формированию и размещению информации на едином портале бюджетной системы РФ главными администраторами средств федерального бюджета, финансовыми органами субъектов РФ, органами управления государственных внебюджетных фондов (roskazna.ru/gis/ehlektronnyj-byudzhet).

Отсрочка для муниципалитетов

В ходе размещения информации на едином портале у финансовых органов субъектов РФ возникают замечания и предложения, которые были учтены Минфином России в методических рекомендациях, форматах обмена, а также при разработке проекта приказа № 01/02/09-18/00084129 о внесении изменений в приказ № 243н. В настоящее время этот проект размещен для обсуждения на официальном федеральном портале проектов нормативных правовых актов (regulation.gov.ru/projects#npa=84129).

Проект содержит ряд важных изменений. Так, например, предлагается размещение информации на портале муниципальными образованиями сдвинуть на год — на 1 января 2020 года. Также в проекте преду­смотрены нормы, учитывающие изменения законодательства. Например, базовые (отраслевые) и ведомственные перечни государственных (муниципальных) услуг и работ заменены на общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг и работ, федеральные и региональные перечни (классификаторы) государственных (муниципальных) услуг и работ. Кроме того, по отдельным видам информации увеличены сроки ее формирования и представления, уточнены формы представления на едином портале.

Сегодня эксперты и все желающие могут принять активное участие в обсуждении данного проекта, чтобы учесть потребности общества и бизнеса, а также тех, кто данную информацию на портале размещает.

Использование Электронного бюджета

Государственная информационная система разработана с целью обеспечения прозрачности, открытости и продуктивности функционирования бюджетных процессов. Инициатором и разработчиком выступили специалисты Министерства финансов (Распоряжение Правительства № 1275-р от 20.07.2011). ГИС работает уже несколько лет. Все это время портал расширяет функционал и повышает эффективность управления бюджетными денежными средствами. Вот что такое Электронный бюджет и для чего он нужен:

  1. Для повышения качественного уровня финансового менеджмента.
  2. Для совершенствования государственного управления в области бюджета.
  3. Для взаимосвязи различных бюджетных сфер и процессов — планирования, движения денежных средств (финансовые операции), исполнения бюджета, государственных закупок, кадрового учета, ведения нормативной базы и проч.

Работа на портале строго регламентирована и ведется по правилам, закрепленным в Постановлении Правительства № 658 от 30.06.2015. ГИС — это не открытая система, какой, к примеру, является ЕИС. Чтобы начать работать (планировать расходы, расписывать закупки) в программе, пользователю надлежит зарегистрироваться.

Работа на портале

Система разработана специально для пользователей-бюджетников. Чтобы разово ознакомиться со сведениями и нормативами, нет необходимости проходить процедуру регистрации. А вот для использования полного функционала потребуется осуществить вход по ЭЦП в личный кабинет на официальном сайте Электронного бюджета — такая возможность есть только у зарегистрированных организаций.

Определенные категории бюджетников обязаны работать в ГИС. К таким пользователям относятся:

  • органы власти на государственном и муниципальном уровнях;
  • получатели бюджетных средств (ПБС);
  • государственные внебюджетные фонды;
  • все участники бюджетного процесса — юридические и физические лица;
  • учреждения, осуществляющие заказы по федеральному закону о закупках отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ).

ГИС разработана таким образом, что за каждый раздел отвечает конкретный специалист в организации. Сотрудник финансовой службы (экономист) отвечает за заполнение раздела «Управление финансами». Этот блок формируют только пользователи, работающие по ПФХД. Блок закупочной деятельности ведут все пользователи-бюджетники. Его заполняют специалисты контрактной службы или контрактные управляющие. Органы государственной и муниципальной власти размещают единые и локальные нормативы.

Регистрация и подключение к Электронному бюджету

Организации загружают в систему реальные финансовые сведения, поэтому работа в базе сопровождается повышенной криптозащитой. Исполнитель подтверждает каждое свое действие ЭЦП, а информация шифруется и направляется по защищенным каналам связи. Прежде чем выполнить вход по сертификату в бюджетное планирование в Электронном бюджете и приступить к работе, пользователю надлежит подключиться к системе и зарегистрироваться. Вот как это сделать:

Шаг 1. Определиться с ответственным исполнителем.

За работу в ГИС отвечают не только сотрудники бухгалтерии, экономического и закупочного отделов, но и технический специалист организации. Его задача — настраивать рабочие места и следить за бесперебойной работой программы. Он же занимается и первичным подключением.

Руководитель издает и подписывает приказ (распоряжение) о назначении ответственного за техническое обеспечение работы. Специалисту надлежит подписать это распоряжение. Это означает его согласие с новыми условиями работы.

Шаг 2. Подготовить доверенность.

Руководитель наделяет ответственного сотрудника полномочиями действовать от имени организации при подключении ГИС. С этой целью и составляется доверенность. Для подключения и работы в Электронном бюджете Минфин выпустил Письмо с указаниями (Письмо № 21-03-04/19786 от 08.04.2015). Форма доверенности закреплена в Приложении № 5 норматива. Документ составляется на фирменном бланке учреждения, подписывается руководителем и заверяется печатью.

Шаг 3. Получить сертификаты ЭЦП.

С ГИС работают несколько сотрудников учреждения, и на каждого требуется отдельный сертификат ключа электронной цифровой подписи. Это требование устанавливает ФСБ (Приказ № 795 от 27.12.2011).

Все сертификаты готовятся с использованием персональных данных. Ключи формируются в соответствии с тем уровнем допуска и функционалом, которые предусмотрены для его владельца. Выпускают сертификаты и ключи только сертифицированные удостоверяющие центры. Для бюджетных организаций выпуском ЭЦП занимаются специальные подразделения (те же удостоверяющие центры) в территориальных отделениях Федерального казначейства. Для формирования сертификата в ТОФК надлежит предоставить заявление, паспорт, СНИЛС владельца подписи и их копии.

Шаг 4. Оформить согласие на обработку персональных данных.

Согласие — это документ, без которого невозможно получить сертификат ЭЦП, а значит, и допуск к работе с ГИС. Форма документа закреплена в Приложении № 3 к Письму Минфина, ее надлежит скачать, заполнить и передать в удостоверяющий центр.

Шаг 5. Создать заявку на выдачу средств защиты криптографической информации (СКЗИ).

Бланк заявки утвержден в Приложении № 4 Письма. Добавляем данные организации-пользователя, подписываем у руководителя и ставим печать. Информационная система Электронный бюджет многофункциональная, в ней работают несколько специалистов, поэтому в заявке надлежит указать общее количество пользователей и требуемых комплектов ключей.

Шаг 6. Определить полномочия для каждого пользователя.

Выпускаем внутренний приказ. Полномочия сотрудников по работе в ГИС распределяются строго по функционалу системы. Один специалист отвечает за ввод данных, другой — за работу в разделе закупок, третий — за планирование бюджета.

Шаг 7. Подготовить документы для обращения в ТОФК.

Вот что понадобится специалистам удостоверяющего центра для регистрации нового пользователя:

  • приказ об ответственном лице;
  • доверенность;
  • заявка на СКЗИ;
  • согласие на обработку персональных данных;
  • электронные носители со сформированными файлами сертификатов ключей подписи (на каждого исполнителя).

Документы в ТОФК направляет сотрудник, который назначен ответственным за техническую работу с ГИС. Решение о допуске работников или об отказе принимается в течение трех дней. Уведомление с итоговым решением получит технический специалист.

Шаг 8. Забрать программное обеспечение в ТОФК.

Технический специалист передает в удостоверяющий центр сформированные ключи и сопроводительные документы. Сотрудники ТОФК отдают ему на руки специальное программное обеспечение. Это ПО используется для подключения Электронного бюджета.

Шаг 9. Настроить рабочие места.

Получили уведомление о допуске всех сотрудников? Следующий шаг — настройка рабочих мест. Чтобы запустить бюджетное планирование, Минфин установил обязательные технические требования (Приложение № 6 к Письму Министерства финансов). На каждом рабочем компьютере надлежит установить:

  • определенные настройки (операционная система, браузер);
  • безопасное соединение;
  • программное обеспечение, выданное Казначейством;
  • сертификаты и ЭЦП;
  • средства криптозащиты.

Шаг 10. Отправить заявку на подключение.

Заявление направляется в электронном виде. Подключение каждого пользователя занимает три дня. Уведомление о начале работы направляют на электронную почту руководителя и на адрес, который указывался в регистрационной форме.

После оповещения о подключении владелец сертификата выполняет первичный вход в личный кабинет ГИС. При успешном соединении программа открывает для пользователя весь доступный функционал.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх