Система образования в финляндии

 

В школе ребенок проводит от 9 до 11 лет — большой период. Конечно, хочется не только овладеть необходимыми базовыми знаниями, но за это время получить и те знания и умения, которые пригодятся во взрослой жизни. Согласно Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (англ. Programme for International Student Assessment, PISA) одной из ведущих стран мира в области образования является Финляндия. «PISA — значительно больше, чем просто рейтинг: это показатель того, насколько хорошо национальные системы образования готовят молодых людей к завтрашнему дню» . Мониторинг качества образования в школе PISA проводится по трем основным направлениям:

                    грамотность чтения,

                    математическая грамотность,

                    естественнонаучная грамотность.

С 2003 года было введено еще одно направление — способность решать различные проблемы .

Чем объясняется успех финского образования?

Во-первых, главный принцип — равенство во всем. Во всех школах одинаковое оборудование, нет углубленного изучения отдельных предметов. Нам бы хотелось остановиться на равенстве родителей. Учителя не имеют права узнавать, кем работают родители, их заработок. В этом мы видим огромный плюс — учителя относятся ко всем ученикам одинаково, не зависимо от статуса родителя.

Главное равенство — равенство учеников. Все дети «одинаковые», нет «плохих», «слабых» и «хороших», «отличников». Учителям запрещено иметь «любимчиков», выделение ученика — повод к увольнению.

Особенно важно — равенство учителя и ребенка. Ученики не боятся, а уважают учителей. С первого класса детям объясняют их права, то, что они самостоятельная личность. Кроме того, с учителями заключают трудовой договор на учебный год. Если на учителя есть жалобы, его просто увольняют.

Второй главный принцип — индивидуальность. Детей не «сортируют» по классам, исходя из способностей. В классе одновременно ученики решают задачи разного уровня сложности.

Путешествие по школам мира! Финляндия

Для каждого составляется индивидуальный план обучения. Решил простую задачу — отлично. Переходишь к более сложной. Не решил сегодня — ничего страшного. Решишь завтра. На наш взгляд, это — огромный плюс. Дети не чувствуют себя неспособными, отстающими. Самооценка в таких условиях только повышается, растет чувство уверенности.

Третий принцип — практичность. Финны говорят: «Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое» . Экзаменов практически нет. Если они и проводятся, то можно пользоваться планшетами для поиска информации. Такой подход напоминает реальную жизненную ситуацию. Ведь самое важное — уметь найти информацию и применить ее.

Еще один огромный плюс отсутствия экзаменов — отсутствие стресса из-за страха не справиться и получить плохую оценку.

Четвертый принцип финского школьного образования — добровольность. Учителя стараются максимально заинтересовать ученика, но если ребенок хочет заняться на уроке математики чем-то своим — никто ему не мешает. Считается, что не всем предстоит конструировать космические корабли, кто-то должен уметь печь хлеб и водить автобус.

Но это не говорит о мягкости. Если ребенок прогуливает уроки, он должен отсидеть урок в прямом смысле. Причем, девятиклассника могут отправить в пятый класс. Если будет плохо себя вести, час не засчитывают.

Еще одна особенность учебного процесса заключается в том, что детям не обязательно сидеть за партами. Ученики могут сидеть на диванах или на полу.

Нам кажется, это замечательная идея. Во-первых, это помогает снять физическое напряжение и усталость. Во-вторых, атмосфера в классе более домашняя, открытая и расслабленная, в которой улучшается восприятие урока и его запоминание. Третье — в центре внимания — не учитель, а сами ученики.

Важная деталь, на наш взгляд, — отсутствие школьной формы. Ученики ходят, в чем удобно: кроссовки, джинсы, футболки. Главное — не то, во что они одеты, а их знания. Огромный плюс — ученики не скованны. Например, в школьной форме может давить ремень на брюках. Или как в рассказе «Пианино» Розмари Бордер — главный герой — одаренный пятнадцатилетний Энтони Эванс чуть не провалил свой первый музыкальный конкурс из-за тесной, «жгучей» пары новых туфлей . Кроме того, одежда помогает детям проявить индивидуальность и самовыражение.

Следующая особенность финской школы — в теплую погоду многие уроки проводятся на улице. А во время перемен ученики обязательно выходят на школьную площадку. Преимущество трудно переоценить: дети двигаются, при этом улучшается работа мозга, дети лучше воспринимают и запоминают изученный материал.

Домашнее задание практически не задают. Нам кажется, этому несколько причин: 1. дети должны отдыхать после школы; 2. ребята должны проводить больше времени с семьей. Например, в России задают много домашнего задания. Родители приходят после работы и вместо того, чтобы общаться с семьей, начинают делать с детьми домашнее задание или его проверять, часто «срываясь» на детей из-за усталости.

Еще одна важная деталь финской школы — учеников не вызывают к доске. Во-первых, многие ученики испытывают страх, чувство неуверенности, выходя к доске. Во-вторых, многие дети боятся стать «посмешищем», если ответят неправильно. Учитель просто задает общий тон урока, затем с помощником ходит между учениками, помогая и контролируя выполнение задания.

И последнее — в школах можно писать карандашом. Учитель проверяет задания тоже карандашом. При этом можно стирать и исправлять, сколько угодно. Это повторяет и международные принципы, например, на Кембриджских экзаменах YoungLearners также пишут карандашом. Даже экзамен IELTS, по результатам которого поступают в ведущие университеты мира, рекомендуется выполнять карандашом.

Итак, можно сделать вывод, что школьное образование в Финляндии дружественное к ученикам, имеет особые подходы, основывается на взаимопонимании и поддержке, что дает свои положительные результаты и выводит Финляндию на одно из ведущих мест в мире в области образования. На наш взгляд, многие подходы, принципы и методы заслуживают тщательного изучения и применения в российской системе образования.

 

Литература:

 

  1.                URL: http://www.education-medelle.com/articles/monitoring-otcenki-kachestva-obrazovaniya-v-schkole-pisa.html
  2.                http://www.oecd.org/pisa/keyfindings/pisa-2012-results-overview.pdf
  3.                http://www.adme.ru/zhizn-nauka/7-principov-finskogo-obrazovaniya-838510/
  4.                Border R., The Piano. Oxford Bookworms, 2008. — 58p.

Система образования Финляндии

Общий обзор системы образования

Схематично финскую систему образования можно представить следующим образом:

Первая отличительная черта финской образовательной модели — развитая система дошкольных учреждений: подавляющее большинство финских школьников проходит предварительно через детские сады и ясли. Проблемы дошкольного образования постоянно находятся в фокусе общественной дискуссии, основной вопрос которой: «Как сделать переход ребенка из детского сада в школу безболезненным?

После учреждений дошкольного образования ребенок поступает в основную школу, где учится до 16 лет. Еще одна характерная черта финской системы школьного обучения — отсутствие экзаменов. Даже по окончании основной школы экзамены не сдаются. Другая особенность — отказ от внутренней дифференциации в обучении. Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим на этой стадии обучения не приветствуется. Выделение «элитных» классов из общего потока запрещено. Следует также отметить, что сектор частного школьного образования в Финляндии незначителен — практически все школы государственные.Представители Министерства образования Финляндии утверждают, что качество обучения во всех общеобразовательных школах «выровнено», какие-либо существенные различия в обучении отсутствуют. Политика выравнивания качества школьного обучения выражает главный приоритет Министерства образования Финляндии — обеспечение равной доступности образования. Выравнивание отразилось и на географическом расположении школ. Школы распределены равномерно, в соответствии с плотностью  населения. (Наиболее проблематичным в этом отношении является малонаселенный и труднодоступный северный регион страны — Лапландия). Лишь недавно родители получили право свободного выбора школы для своего ребенка, однако попрежнему принято отдавать детей в ближайшую к дому школу. По окончании основной школы у ученика появляется первая возможность выбора дальнейшей образовательной траектории — гимназия или профессиональное училище. В Финляндии 441 гимназия (с общей численностью учащихся около 130 тыс. человек) и 334 профессиональных училищ (с общей численностью учащихся около 160 тыс.

Загадки финской школы: меньше учишься — больше знаешь?

человек). Гимназисты и ученики профессиональных училищ также находятся на полном государственном обеспечении: им оплачивается питание, учебники, проезд до дома.

Обучение в старшей школе продолжается три года. По ее окончании сдается матрикуляционный экзамен — первое и последнее общенациональное испытание для школьников. Тем не менее, поступление в вуз зависит не столько от сдачи этого экзамена, сколько от результатов прохождения вступительных испытаний, которые каждый вуз организует самостоятельно. Около 30% выпускников профессиональных училищ продолжают свое образование в профессиональных институтах; в университетах значительно меньше, хотя формальных ограничений для их поступления в университет (как, например, в Нидерландах) нет. Большинство выпускников гимназий продолжают обучение в университетах. Среднее специальное образование (ступень МСКО 5В) в Финляндии отсутствует, что существенно облегчает ей переход к Болонской модели унификации статусов высших учебных заведений. Разделения между «старыми» и «новыми» (преобразованными из колледжей) вузами здесь никогда не существовало — сектор высшего образования Финляндии изначально «выровнен». В нем отсутствует также и сколько-нибудь значимая дифференциация на государственный и негосударственный сектор в силу крайней незначительности последнего. Даже немногие частные вузы получают здесь государственные субсидии и полностью подконтрольны Министерству образования. Доля участия государства в финансировании институтов высшего образовании в Финляндии составляет 72%. При этом есть существенное различие между университетами и институтами (так называемыми «политехниками»). Среди университетов выделяются 10 многопрофильных, 3 технических, 3 экономических и 4 художественных вуза. Кроме того, вне сферы управления Министерства образования функционирует Высшая школа обороны, обладающая университетским статусом. Спектр образовательных услуг, предоставляемых политехниками (которых в Финляндии 29), несколько уже; кроме того, в них не ведутся фундаментальные научные исследования и отсутствуют магистратуры. Однако сейчас многие эксперты склоняются к мнению, что политехники в скором времени получат право присвоения магистерских степеней. Первым шагом к этому стало разрешение политехникам вести последипломное обучение и присваивать степени «sui generis» (2002). Относительная одновременность возникновения университетов сказывается на однородности сектора высшего образования. Исключением здесь является первое финское высшее учебное заведение — Королевская академия в Турку, основанная в 1640 г., когда Финляндия еще была частью Шведского королевства. В 1828 г. указом Александра I Академия была переведена в Хельсинки. В начале XX в. появились еще два вуза — Технологический университет и Школа экономики и управления.Большинство же действующих на сегодняшний день университетов были основаны в послевоенный период. Вузы, как и школы, размещены пропорционально численности населения. Каждый из небольших городов Финляндии с населением 50-100 тыс. человек имеет достаточно крупный вуз. Так, в г. Йоэнсуу с населением 43 тыс. человек (во всем регионе — 177 тыс. человек) в университете учатся 6 тыс. студентов. В университете г. Оулу с населением 90 тыс. человек — 10 тыс. студентов.

В последнее время наметился рост числа иностранных студентов в финских университетах и политехниках. Более всего в финском высшем образовании их привлекает отсутствие платы за обучение — так же, как и граждане Финляндии, иностранцы, владеющие финским языком, обучаются в университетах и политехниках бесплатно (росту числа иностранных студентов также в немалой степени способствует распространение образовательных программ на английском языке, которые стали интенсивно внедряться в течение последних пяти лет). Финские же студенты получают от государства денежное пособие: стипендию и доплату за жилье. Кроме того, они имеют возможность брать в банках льготные кредиты, и в течение трех лет после окончания учебы проценты по ним платит государство. Если в среднем в странах Европы доля лиц с высшим образованием среди населения 15 лет и старше составляет 16%, то в Финляндии она достигает 24%. Любопытно, что ценность образования отнюдь не является культурным императивом, передаваемым из поколения в поколение. Среди финских пенсионеров в возрасте 55-64 года свидетельство об окончании средней школы имеют только 37%, тогда как в возрастной группе 25-34 года соответствующий показатель составляет уже 83%. По данным последних исследований (2002 г.) около 90% опрошенных в возрасте 15-29 лет убеждены в том, что высшее образование повышает шансы на успешное трудоустройство. Очевидно, общее повышение уровня образования обусловлено двумя факторами послевоенного развития Финляндии. Во-первых, экономический рост 1950-60-х гг. сделал образование востребованным и социально престижным. Поэтому повышение образовательного уровня происходило скачкообразно, один «образовательный бум» сменялся другим. Во-вторых, рост образованности — результат долгосрочной политики, проводимой правящей социал-демократической партией. Более 10 лет строка «развитие образования» сохраняет свои позиции в рейтинге национальных приоритетов. Ежегодно на финансирование системы образования правительством Финляндии выделяется 5 466 млн. евро или 15,5% от расходной части бюджета. При этом полные государственные расходы на высшее образование в Финляндии составляют 21,7% от всех расходов на образование. В пересчете на одного студента вуза эти расходы составляют около 8 тыс. евро в год. Финляндия относится к числу стран, наиболее последовательных в проведении Болонских реформ. Начало преобразований стало до некоторой степени реакцией на «идейный кризис» высшего образования 1990%х гг.Директивный стиль управления университетами, характерный для финской системы образования, исчерпал себя, стала очевидной необходимость повышения институциональной автономии вузов. В 1999 г. был запущен Пятилетний план финского правительства в области образования. Его основная цель — внедрение элементов Болонской модели в финскую систему образования и всемерное участие Финляндии в создании единого европейского образовательного пространства. Осенью 2000 г. Министерство образования создало рабочую группу по разработке маркетинговой стратегии для высшего образования. Тогда же началась работа по «пропаганде образа страны как привлекательного места обучения». В Финляндии новое законодательство, соответствующее Болонскому соглашению, вступит в силу в августе 2005 г., хотя на практике все принципы его уже внедрены. ского развития, о которых мы упоминали выше.

Качество обучения

Те факторы, которыми объясняются успехи финского школьного обучения, можно условно разделить на социокультурные (контекстные) и институциональные (структурные). К социокультурным относятся объяснения, апеллирующие к национальным традициям и социальным условиям функционирования финской системы образования.

Другой социокультурный фактор успешности школьного обучения — позитивное отношение общественности.

Параллельно с позитивным отношением общественности (в первую очередь родителей) можно выделить еще один фактор успешности школьного обучения — удовлетворенность самих учащихся и высокий статус учителя в финском обществе. Среди выпускников школ популярность этой профессии даже выше, чем в среднем по стране (причем популярность не связана с перспективами заработка — учителя в Финляндии зарабатывают около 17 тыс. евро в год без учета налогов). Представители Министерства образования Финляндии заявляют, что популярность профессии школьного учителя позволяет привлекать в школы талантливых молодых специалистов и проводить политику омоложения педагогических кадров.

Особую роль в успехах школьного обучения играет также система поддержки школьников. По числу работающих с учениками психологов и социальных работников финские школы занимают одно из ведущих мест среди европейских стран. Кроме того, соотношение учитель/ученик для общеобразовательной школы составляет здесь 1:15, для гимназий — 1:18. Приоритет отдается обучению в малых группах.

Однако из всех институциональных факторов, влияющих на качество школьного обучения, особое значение имеет система подготовки учителей. Реформа подготовки педагогических кадров началась в Финляндии в 1978 г. Ее цель — повышение профессионального уровня учителей и унификация стандартов их обучения. В соответствии с приказом министра образования Финляндии, к преподаванию в школах допускаются только обладатели магистерской степени. Получение этой степени предполагает обязательную сдачу следующих курсов: коммуникативная компетентность (12 кредитов), технологии образования (75 кредитов), педагогика и психология (35 кредитов),  основная предметная специализация (35 кредитов), дополнительная предметная специализация (35 кредитов), курсы по выбору (5-8 кредитов).

Если тесное взаимодействие между школами и педагогическими вузами существовало всегда, то в результате прошедшей реформы в данный процесс включились классические исследовательские университеты. Университет Куопио одним из первых в 1990-х гг. начал работать с местными школами, организуя совместные мероприятия, которые могли бы помочь в привлечении будущих студентов и их семей..

Таким образом, на примере Финляндии мы можем увидеть, как повышение качества подготовки педагогических кадров в рамках одного из сегментов университетского сектора (развитие педагогических магистратур) влияет в долгосрочной перспективе на институциональную трансформацию всего сектора в целом и повышение качества высшего образования за счет улучшения школьного обучения. Кроме того, в Финляндии, где уже более 10 лет реализуется доктрина непрерывного образования, тесное сотрудничество школ и университетов имеет под собой прочные нормативные основания.

Развитие университетов

В 2004 г. в финский Акт об университетах были внесены изменения. Наравне с преподаванием и исследовательской деятельностью — традиционными и превалирующими функциями университетов — в нем была законодательно закреплена так называемая третья роль вузов: их «социальная миссия». Следует отметить, что «третья роль» отнюдь не является новой для финских университетов. Первые серьезные результаты в этой сфере были получены в связи с успехами институтов высшего образования, принявших активное участие в региональном развитии. Поэтому сегодняшняя дискуссия о «третьей роли» уходит корнями в дебаты 1960-х гг., когда в Финляндии, как и в большинстве стран Европы, политика создания новых вузов оказалась инструментом «перекраивания» карты страны и «выравнивания» социального пространства.

Усиление «третьей роли» ведет к тому, что не только университет становится участником регионального развития, но представители местного сообщества, местного бизнеса, местных этнических общин и местных органов власти входят в состав университетского управления.

Одновременно расширяется число задач, решаемых вузом. Примером реализации «третьей роли» стало большее внимание, уделяемое университетами трудоустройству своих выпускников. Сейчас все финские университеты открыли специальные службы занятости и развивают контактную сеть с отделами кадров ведущих финских корпораций и государственных учреждений.

Таким образом отличительными чертами финской системы образования являются:

1. Сильная внутренняя связь сегментов образования.Детские сады интегрированы в школы, школы — тесно связаны с вузами, вузы — ориентированы на работу со школами и принимают посильное участие в повышении качества школьного обучения. Отсюда примат непрерывного образования и требование обеспечения «безболезненных переходов» от одной образовательной ступени к другой (например, минимум экзаменов).

2. Приоритетность равенства образовательных возможностей и связанная с этим слабая внутренняя дифференциация. Система образования служит здесь инструментом социального выравнивания: территориального (расположение школ и вузов), содержательного (запрет на дифференциацию классов в средней школе), культурного (политика «образование — плавильный котел культур», проводимая в отношении этнических групп финского севера), институционального («сглаженность» различий между институтами высшего образования, устранение различий между школами), экономического (отсутствие платы за обучение).

3. Повышение «социальной ответственности» вузов, возведенное в ранг приоритета национальной образовательной политики, и, как следствие, тесное взаимодействие институтов образования с местным сообществом, представленным различными социальными группами. Это задает благоприятный контекст функционирования системы образования (высокий статус учителя, поддержка общественности, система попечительских советов), но в то же время создает ситуацию множественности инстанций контроля.

4. Прямым следствием расширения числа контролирующих органов и традиционного директивного стиля управления является сохраняющаяся слабая институциональная автономия финских учебных заведений.

5. Высокий мобилизационный потенциал системы образования. Именно эта характеристика, связанная с низкой степенью автономии финских вузов и их немногочисленностью, позволила оперативно, посредством директив («сверху вниз»), провести реформирование образовательной системы и, в частности, реализовать программу интернационализации высшего образования.

Система образования в Финляндии

Образование в Финляндии

Фотографии

Главной задачей системы образования Финляндии является обеспечение всех граждан равноправными возможностями в получении доступного образования. Образовательная система работает с постоянной прогрессией от самого низкого к более высокому уровню.

В Финляндии акцент делаю на самом процессе обучения, а не на экзаменах. Уровень среднего образования в Финляндии исключает национальные тесты для учащихся. Вместо этого, преподаватели самостоятельно оценивают знания учащихся по своему предмету, включенному в учебную программу.

Единственный национальный экзамен в Финляндии экзамен на аттестат зрелости, который проводится в конце общего среднего образования. Дальнейший переход к более высокому уровню образования осуществляется на основе результатов экзамена на аттестат зрелости и вступительных экзаменов в следующее учебное заведение.

Большей частью образование в Финляндии бесплатное. Исключением является начальный или дошкольный уровень образования. Все детские сады в Финляндии платные. Школьное образование не предполагает плату за обучение и питание учеников. Профессиональное образование также является бесплатным, но за питание и учебную литературу студенты уже платят самостоятельно. Высшее образование в Финляндии представлено университетами и политехникумами. В университетах студенты получают углубленные теоретические знания. В политехникумах упор делается на получение практических навыков работы. Обучение в государственных ВУЗах происходит также на бесплатной основе.

Система образования в Финляндии признана одной из лучших в мире. Качество образования и отсутствие платы за обучение всегда привлекало много студентов из разных стран, в том числе и из России. C середины 2016 года Финляндия вводит платное образование для всех иностранных студентов, обучение которых будет проходить на английском языке.

10 особенностей школьного образования в Финляндии

Для тех кто поступает учиться в Финские учебные заведения на финском и шведском языках, обучение по-прежнему остается бесплатным! Студенты, образовательные программы которых ведутся на английском языке обязаны оплачивать обязательный взнос в размере 100 евро за подачу документов, а также оплачивать каждый последующий год своего обучения в Финляндии. Финское законодательство разрешает учебным заведениям самостоятельно устанавливать плату за обучение иностранных студентов. Минимальная ставка на сегодняшний день составляет 1500 евро в год.

Уровни образовательной системы Финляндии выстроены в следующей последовательности:

Ясли и детские сады в Финляндии

В Финляндии существуют муниципальные, частные и семейные детские сады. Все детские сады в Финляндии платные и родители сами решают в каком детском садике будет воспитываться их ребенок. В ясли в Финляндии принимают детей уже с 9 месяцев. Обычно ребенок посещает садик 5 дней в неделю с 7:00 до 17:00. Плата за садик определяется для каждой семьи индивидуально, в зависимости от совокупного дохода семьи и может варьироваться от 30 до 300 евро в месяц. Группы в детских садах обычно формируются по 10 20 детей, а для того чтобы каждый ребенок получил достаточное внимание, количество воспитателей составляет примерно 3-4 человека на группу.
В некоторых крупных городах Финляндии мест в детских садах может не хватать. В случае если ребенок не попадает в садик и временно воспитывается родителями дома, государство предлагает материальную компенсацию в размере 500 евро на семью.

Подготовительное обучение в Финляндии

За год до начала общеобразовательной школы, когда ребенку исполняется 6 лет, каждый воспитанник может пройти дополнительную годовую подготовку к школьной жизни. Дошкольное обучение длиться год и предоставляется абсолютно бесплатно по предварительной заявке родителей. Во время подготовительного обучения ребенок также может продолжать посещать детский сад. Подготовительное обучение происходит в подготовительных школах, которые располагаются на территории детских садов или общеобразовательных школ. В подготовительной школе дети знакомятся с азами школьной жизни и начинают изучать такие предметы как природоведение, математика и искусство.

Общеобразовательная школа в Финляндии

В общеобразовательную школу в Финляндии дети идут с 7 лет и продолжают там своё обучение до 16 17 лет. Общее образование в Финляндии обязательно для всех проживающих в этой стране детей. Общее образование в финских школах предоставляется абсолютно бесплатно. Государство полностью обеспечивает учеников учебниками, тетрадями, необходимыми канцелярскими принадлежностями и питанием. Общеобразовательная школа длится 9 лет и делится на два периода: нижняя ступень (классы с 1 по 6) и верхняя ступень обучения (классы с 7 по 9). В школе нижней ступени школьный день короче, чем в школе верхней ступени. Уроки обычно длятся 45 минут. Система оценки знаний в финских школах отличается от российской. Знания оцениваются от 4 до 10 баллов, где 4 — неудовлетворительная оценка, а 10 — наивысший балл. Учебный год в Финляндии начинается в середине августа и заканчивается в конце мая.

Лицеи и Профтехучилища в Финляндии

После окончания общеобразовательной школы начинается второй уровень образования этап когда выпускник принимает решение получить профессиональное образование в профессионально-техническом учебном заведении, после которого можно сразу начать работать по свой специальности, либо продолжить учебу в лицеи, где акцент делается на подготовку к поступлению в высшее учебное заведение.
Профессионально-технические учебные заведения предлагают учебные программы длительностью 2 и 3 года. После сдачи экзаменов выпускники получают аттестат о среднем профессиональном образовании, после чего каждый может либо начать трудовую деятельность, либо продолжить специализированное обучение в других учебных заведениях. Выпускники профтехучилищ также имеют возможность поступить в высшее учебное заведение, но лишь после прохождения специализированных курсов дополнительного образования и сдачи обязательного экзамена на аттестат зрелости.
Обучение в лицее длится 3 года и заканчивается сдачей экзамена на аттестат зрелости. При поступлении в лицей, необходимо показать достаточно высокую степень подготовленности (учитывается средний балл полученных оценок в общеобразовательной школе). Лицеи в Финляндии обязаны подготовить своих учеников к поступлению в высшие учебные заведения, поэтому имеют академическую направленность и акцент делается на теоретические знания.

Высшее образование в Финляндии

Получить Высшего образование в Финляндии можно либо в профессиональном вузе либо в университете.
Обучение в профессиональном высшем учебном заведении предполагает обучение профессиям, которые требуют углубленных профессиональных знаний и достаточной практики. Профессии приобретаемые в области образования, бизнеса, управления, технологии, транспорта, здравоохранение, культуры, социальной сферы, туризма и сферы обслуживания являются сегодня более востребованными. Обучение длится 3,5-4 года и включает достаточное количество практической деятельности будущих специалистов. По окончанию выпускник получает степень бакалавра. В случае, если выпускник решает продолжить обучение и получить степень магистра в университете, ему необходимо пройти годичный подготовительный курс и после этого отучиться 2 года в университете защитив в конце обучения дипломную работу. Магистратура доступна и на базе политехникумов, но поступить в нее можно только после 3х лет работы в выбранной сфере деятельности.
Университеты же предлагают своим студентам академическое образование. Процесс обучения направлен на приобретение углубленных теоретических знаний и требует изучения большого количества образовательной литературы. Начальной ученой степенью финских университетов также является степень бакалавра, получение которой занимает минимум 3 года. Для получении следующей степени магистра, студент может продолжить обучение в университете еще в течении двух лет. Студенты, отучившиеся в Университете 5 лет и получившие степень магистра, могут продолжить академическое образование в докторантуре. После степени магистра можно получить степень лиценциата, которая потребует еще 2 года обучения. Получение высшей ученой степени в Финляндии — доктора наук, займет еще 2 года и потребует проведения индивидуального научного исследования и защиты диссертации.
Академический год в высших учебных заведениях Финляндии длится с сентября по май с каникулами с 1 июня по 31 августа.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями полезной информацией!

Центр развития детей и выбора профессии «АРТ Личность» в лице руководителей компании Айдара Фаррахова и Ольги Заболотской при поддержке Kidsreview.ru и лично Виктории Красильщиковой пообщались с Юхой Хенриксоном, руководителем департамента образования г. Котка. Южная Финляндия. Юха рассказал о реформе образования в Финляндии, о её задаче изменить финскую школу за 10 лет и сделать финское образование лучшим в мире.

«Школьное обучение в Финляндии состоит из нескольких этапов. Дети идут в школу в 6 лет. Один год – это подготовительное обучение. С 7 до 15 лет – школьники проходят начальное образование. Когда им исполняется 15 лет, они проходят тест. Называется он PISA*.

Википедия:

*PISA  (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (англ. Programme for International Student Assessment, PISA) — тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике.

Финская школа глазами русской мамы

Проходит раз в три года. В тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет. Был разработан в 1997 году, впервые прошёл в 2000 году. Тест организует Организация экономического сотрудничества и развития в консорциуме с ведущими международными научными организациями, при участии национальных центров. Руководит работой консорциума Австралийский Совет педагогических исследований (ACER) при активном содействии Нидерландского Национального Института Педагогических Измерений (CITO), Службы педагогического тестирования США (ETS), Национального института исследований в области образования (NIER) в Японии; Вестат США (WESTAT) и других авторитетных в мире образования организаций).

Почему мы говорим о PISA, потому что это практически единственный инструмент оценки качества образования, в Финляндии нет выпускных экзаменов. И тесты проводятся каждые три года, один год – это математика, другой год  наука, затем чтение, последний тест был в 2015 году, но его результаты ещё не опубликованы.

Есть предмет для беспокойства. В 2002 году по математике Финляндия заняла второе место, когда был тест в 2012 году Финляндия уже опустилась на 12 место.

Все страны , которые здесь отмечены , они принимали участие в тесте PISAв 2012 году. Здесь нет Индии, Африки, Китая, остальные страны принимали участие в тесте.

Оценочные тесты PISA построены таким образом, чтобы вы не имели возможность подготовиться. Это нестандартные тесты, тест проверяет как ученики могут применять свои знания, приспосабливаться к разным ситуациям.

Один из учителей из США, который был по обмену у нас, подвел такое резюме: что сила финского образования в том, её можно описать одной фразой : Меньше – это больше.

Первое: Это меньше формальности, больше выбора. Ученики часто сами выбирают предметы и направления по которым они учатся.

Второе: Учитель несильно нагружен. Среднее количество часов, которое он преподаёт в неделю – это 20 часов. Соответственно меньше часов на преподавание, больше часов на планирование.

Третье: Меньше тестирований, меньше проверок! Соответственно остается много времени на получение знаний.

Четвертое: Меньше размеры классов. В классах в Финляндии всегда меньше 20 человек. Значит больше индивидуальной работы и внимания к каждому ученику.

Пятое: В Финляндии не подчеркивается дистанция между учителем и учениками. Не навязывается авторитет учителя, наоборот пытаются двигаться в направлении доверительных отношений между учителем и учеником. Больше доверия между учеником и учителем.

В январе 2016 года в Финляндии стартовала реформа образования. Меняются образовательные программы, сначала на национальном уровне, потом они спускаются вниз и меняются на муниципальном уровне. Задаются основные задачи и цели,  к чему мы должны прийти в итоге. Но учитель сам строит эту программу : выбирает учебники, прописывает «эту дорогу». Он гибок в методах, которые он использует.

И последнее, образование и получение знаний выбрано правительством Финляндии в качестве приоритетного развития государства. Есть планы на 10 лет, есть фокусные цели и задачи, это внедрение цифровых технологий, это реформа профессионального образования, это ускорение интеграции учеников в профессиональную жизнь, упрочнение связей между университетами и бизнесом, сближение образовательных программ с бизнесом.

План на 10 лет, Финляндия страна, которая поощряет и прививает жителям необходимость пожизненного образования, необходимость получения знаний. За 10 лет Финляндия должна стать лидером в мире по уровню образовании, пионером в применении новых высоких технологий в школе. Мы говорим о прыжке в будущее. Надеемся, что у нас всё получится!»

Мы задали несколько вопросов Юхе Хенрикссону:

Как выбирают учителей в школу?

Идёт очень строгий и жесткий отбор в школу. Случайных людей мы не берём. При выборе учителя оценивается как он учился в школе, какие оценки он получал, учёба в  ВУЗе, какие у него были успехи, рекомендации с других мест работы. Ты можешь работать в любой части в Финляндии. А в Японии, например, государство назначает учителя где он должен работать.

Руководство этого региона Финляндии и города Котки организовали и открыли специальную школу, где преподавание происходит на английском языке. Это даёт возможности учится и российским детям, которые знают язык. Обучение в школе бесплатное, питание бесплатное, не нужно покупать учебники, дополнительные материалы для урока труда и технологии. Никогда не собираются деньги с родителей. Мы собираем и платим налоги, а не берем их с родителей, уточнил Юха.

Когда был бум туризма и расцвет экономических отношений много обсуждалось, что в юго-восточной Финляндии шведский надо заменить на русский в школах для финских детей (шведский язык второй государственный язык в Финляндии), потому что это важнее, сейчас этих разговоров не слышно. В Лаппеенранте работает школа на русском языке. Сейчас у финских детей в Котке есть возможность учить русский язык, как второй-третий язык после английского, шведского языков.

Во время презентации вы сказали о мероприятиях по подготовке детей ко взрослой профессиональной жизни, что это за мероприятия и как вы это делаете?

В 15-16 лет детей начинают интегрировать во взрослую рабочую жизнь. Им дают определенные задания связанные с профориентацией и выбором. С каждым годом у них становится всё больше и больше часов практики на предприятиях и в компаниях. Они уже начинают школьниками проходить практику. Это государственная программа- идут инструкции от государства, а воплощение и реализация этих инструкций находится в ответственности муниципалитетов. Государство даёт направление.

В чём принципиальная разница российского и финского образования, в чём объективно вы видите плюсы образования в России?

Я знаю, что в России родители могут выбирать школу, частную, государственную, поближе к дому, более престижную. В Финляндии такого нет. В нашей стране все школы одинаковы по качеству, школа в Хельсинки такая же по качеству, как школа в небольшом городе.

Если сравнивать по образовательности школьников я вижу, что в России сильная математическая школа, преподавание математики и естественных наук.

Ещё вопрос, как происходит обучение с детьми, у которых есть отклонения в здоровье, детей с особенностями?

Если речь идёт о детях с отклонениями в развитии, с задержками в развитии, то они проходят обучение на общих основаниях, длится обучение столько же, единственное, что у детей с умственными отклонениями свой класс, они учатся в отдельном классе. Например, если в таком классе учится 6 детей, то помимо учителя, там всегда есть два помощника.

А если нет пограничным состояний и у них есть ограничения по здоровью, то они обучаются в общих классах.

Здесь вы можете посмотреть видео ролик о финском образовании

Мы благодарим наших коллег и друзей ресурс Кидсревью и лично Викторию Красильщикову за такую возможность!.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх