Служебное произведение ГК РФ

Новая редакция Ст. 1295 ГК РФ

1. Авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору.

2. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение возвращается автору.

Если работодатель в срок, предусмотренный в абзаце втором настоящего пункта, начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора — судом.

Право на вознаграждение за служебное произведение неотчуждаемо и не переходит по наследству, однако права автора по договору, заключенному им с работодателем, и не полученные автором доходы переходят к наследникам.

3. В случае, если в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, работодатель имеет право использования соответствующего служебного произведения на условиях простой (неисключительной) лицензии с выплатой правообладателю вознаграждения. Пределы использования служебного произведения, размер, условия и порядок выплаты вознаграждения определяются договором между работодателем и автором, а в случае спора — судом.

4. Работодатель может обнародовать служебное произведение, если договором между ним и автором не предусмотрено иное, а также указывать при использовании служебного произведения свое имя или наименование либо требовать такого указания.

Комментарий к Ст. 1295 ГК РФ

1. Статья 1295 ГК РФ регулирует особенности правового режима произведений, созданных работником в соответствии с трудовой функцией и служебным заданием работодателя.

Основанием для квалификации произведения как служебного являются: наличие трудовых отношений между автором и работодателем и отнесение к числу трудовых обязанностей работника создания произведений. В случае возникновения спора относительно того, является ли конкретное произведение служебным, в качестве доказательств рассматриваются трудовые договоры, служебные инструкции, приказы, распоряжения о поручении работнику выполнения конкретного задания — создания произведения. В отсутствие указанных доказательств произведение не признается служебным. Бремя доказывания служебного характера произведения по сложившейся практике возлагается на работодателя.

2. По общему правилу исключительные права на служебное произведение принадлежат работодателю, за автором же сохраняются личные неимущественные права в полном объеме, если трудовым договором или иным договором не предусмотрено иное. В случае если работодатель начнет использовать произведение, у работника возникает право на вознаграждение, которое определяется в соответствии с договором между автором и работодателем. В науке гражданского права и трудового права идет спор о правовой природе указанных договоров, являются ли они трудовыми или гражданско-правовыми. Видится, что несмотря на указание в п. 1 комментируемой статьи на «трудовой договор», соответствующие отношения не входят в предмет трудового права. Прежде всего, исходя из предмета гражданского права, определенного в п. 1 статьи 2 ГК РФ, следует сделать вывод о том, что в данном случае стороны договора (независимо от его наименования) определяют особенности возникновения имущественных гражданских прав — исключительных прав на произведение, права на получение вознаграждения, соответственно, речь идет о правах гражданских, и значит, даже содержащаяся в трудовом договоре норма о распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности также является договорной, гражданско-правовой локальной, а не трудовой нормой. Не случайно Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19.06.2006 N 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с применением законодательства об авторском и смежных правах» исключил из подсудности мировых судов споры по поводу служебных произведений, к подсудности которых в соответствии со ст. 23 ГПК РФ отнесены все трудовые споры, за исключением споров о восстановлении на работе и коллективных трудовых споров.

Способ определения вознаграждения, устанавливаемого по соглашению между автором и работодателем, может быть любым: единовременная выплата, процент от продаж и т.д. В случае возникновения спора и разрешения его в судебном порядке представляется, что размер определенного вознаграждения в соответствии с решением суда не может быть менее минимальных ставок авторского вознаграждения за отдельные виды использования произведений, установленного Постановлением Правительства РФ в соответствии с абз. 3 п. 4 ст. 1286 ГК РФ.

3. Автор, создавший служебное произведение, не вправе реализовывать исключительные права и после прекращения трудовых отношений с работодателем. В случае передачи служебного произведения третьему лицу и использования третьим лицом такого произведения, работодатель вправе предъявить требования как к бывшему сотруднику о взыскании суммы неосновательного обогащения по основаниям гл. 60 ГК РФ, в том числе основанные на ничтожности сделки по передаче произведения для использования третьему лицу в размере вознаграждения, полученного автором, так и к незаконному пользователю. Представляется, что более адекватным является предъявление требований к незаконному пользователю с применением положений ст. 1301 ГК РФ, поскольку незаконный пользователь отвечает без учета вины и размер ущерба не подлежит доказыванию.

4. В качестве исключения из общего правила о том, что в случае если исключительные права принадлежат автору, то только последний вправе использовать произведение либо разрешить использование другим лицам, п. 3 комментируемой статьи установлено право работодателя использовать служебное произведение определенными способами, в том числе работодателю предоставлено и неимущественное право автора — обнародовать произведение. Реализация указанных прав является правомерным действием и не влечет за собой возникновения обязанности на стороне работодателя оплатить использование произведения.

Другой комментарий к Ст. 1295 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья устанавливает основы правового регулирования отношений по использованию служебного произведения. Ранее указанные отношения регулировались ст. 14 Закона об авторском праве. Кроме того, положения рассматриваемой статьи применяются к служебным программам для ЭВМ и базам данных.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона об авторском праве служебным считалось произведение, «созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя», в связи с чем возникал вопрос о соотношении служебного задания работодателя и служебных обязанностей работника. Признание служебного задания работодателя как входящего в служебные обязанности работника лишало данное разграничение всякого смысла. Возможность же определения служебного задания как чего-то такого, что лежит вне рамок обязанностей работника, вызывал другой, еще более серьезный вопрос: можно ли в данном случае говорить о служебном произведении.

Поэтому в п. 1 ст. 1295 не указывается на задание работодателя в том или ином виде, а служебным признается произведение, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей. Таким образом, служебным является только такое произведение, которое создано в рамках обязанностей, зафиксированных трудовым договором; при этом служебное задание находится в рамках трудовых обязанностей. То, что служебное задание включается в трудовые обязанности, подтверждается и п. 3 ст. 1295.

Абзац первый п. 2 ст. 1295 важным образом уточняет регламентацию отношений, связанных с использованием служебного произведения. В пункте 2 ст. 14 Закона об авторском праве устанавливалось просто: «если в договоре не предусмотрено иное», тогда как в Гражданском кодексе данное положение уточняется указанием на трудовой или иной договор. Под словом «иной» понимается прежде всего гражданско-правовой договор, которым могут определяться отношения между работодателем и автором по использованию служебного произведения. Таким образом, если трудовые обязанности, в рамках которых создается служебное произведение, определяются трудовым договором, то порядок использования произведения (в т.ч. и возможность признания исключительного права на него за работником-автором) может устанавливаться не только трудовым, но и гражданско-правовым договором.

Абзацы второй и третий п. 2 ст. 1295 представляют собой новые в отечественном законодательстве нормы о регулировании отношений, связанных с использованием служебных произведений.

В отличие от других объектов авторского права в отношении служебных произведений закон исходит из необходимости определить юридическую судьбу произведения и исключительного права на него под страхом перехода этого права к работнику-автору. Это происходит по истечении трех лет, в течение которых работодатель так и не решил судьбу произведения и (или) исключительного права на него. При этом у работодателя для определения такой судьбы есть три способа:

начать использовать произведение самостоятельно или с привлечением третьих лиц на основании лицензионных договоров;

передать исключительное право на служебное произведение другому лицу (на основании договора об отчуждении исключительного права или иного аналогичного договора);

сообщить автору о сохранении произведения в тайне.

В первом случае речь идет как об использовании самого произведения, так и о распоряжении исключительным правом на него. Во втором случае — только о распоряжении исключительным правом на служебное произведение. В последнем случае работодатель не использует сам, не предоставляет возможность использовать произведение другим лицам, но вводит режим коммерческой тайны, обеспечивающий сохранение конфиденциальности произведения как ноу-хау. Конечно, правообладатель может использовать секрет производства в свой деятельности, но с учетом того, что в рассматриваемом положении уже указывалось на возможность использования произведения, речь идет именно о таком определении юридической судьбы произведения, как его неиспользование при сохранении конфиденциальности.

Однако независимо от того, решил работодатель использовать произведение или нет, сохранив его в тайне (главное, что он все-таки предпринял действия, предусмотренные одним из трех приведенных вариантов), работник-автор сохраняет право на вознаграждение (абз. 3 п. 2), размер, условия и порядок выплаты которого определяются договором между работодателем и автором, а в случае спора — судом.

3. Если договором между работодателем и автором предусмотрено, что исключительное право принадлежит работнику, а равно в случае перехода исключительного права к автору (в указанном выше случае по истечении трех лет), работодатель сохраняет право использовать такое произведение, но только способами, обусловленными целью служебного задания и в вытекающих из задания пределах. Это положение хотя и гарантирует работодателю право использования служебного произведения, существенным образом ограничивает его в интересах автора указанием на служебное задание. Данное указание, в отличие, например, от сферы деятельности работодателя, определяет строгое соответствие конкретной разработки (произведения) конкретным целям, поставленным работодателем. И только способы, которые соответствуют данной цели, становятся доступными работодателю при использовании произведения. Другими способами работодатель использовать произведение не вправе. Но и такие способы сами по себе могут быть ограничены настолько, насколько это обусловлено целью задания. Например, воспроизведение и распространение экземпляров может быть ограничено исходя из целей задания. Вне указанных пределов автор свободен в использовании произведения.

Какие права принадлежат автору произведения?

Комплекс прав, возникающих у автора в связи с созданием произведения называют авторскими правами. Автору произведения принадлежат личные неимущественные права, исключительное право на произведение и иные права.

К личным неимущественным правам относятся:

– право признаваться автором произведения (право авторства);

– право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);

– право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;

– право на защиту произведения, включая его название, от всякого изменения или иного искажения, сокращения, дополнения, снабжения комментарием, послесловием, предисловием, иллюстрациями без согласия автора (право на неприкосновенность произведения).

Исключительное право заключается в возможности правообладателя использовать произведение любым не противоречащим закону способом и получат от такого использования прибыль. По своей сути использование представляет собой воспроизведение, копирование или переработку произведения в различных их формах.

Так называемыми «иными правами» считаются, в частности, право доступа (иметь доступ к своему произведению для его воспроизведения, фото- и видеосъемки), право следования (получение определенного процента от стоимости сделки при перепродаже произведения), право на вознаграждение за служебное произведение.

1. Исполнителю принадлежит исключительное право использовать исполнение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на исполнение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Исполнитель может распоряжаться исключительным правом на исполнение.

2. Использованием исполнения считается:

1) сообщение в эфир, то есть сообщение исполнения для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого исполнение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. При сообщении исполнения в эфир через спутник под сообщением в эфир понимаются прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых исполнение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия;

2) сообщение по кабелю, то есть сообщение исполнения для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции);

3) доведение исполнения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить к нему доступ из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения);

4) запись исполнения, то есть фиксация звуков и (или) изображения или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение;

5) воспроизведение записи исполнения, то есть изготовление одного и более экземпляра записи исполнения или ее части в любой материальной форме. При этом запись исполнения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением. Не считается воспроизведением краткосрочная запись исполнения, которая носит временный или случайный характер и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи исполнения либо передачу исполнения в информационно-телекоммуникационной сети, осуществляемую информационным посредником между третьими лицами, при условии, что такая запись не имеет самостоятельного экономического значения;

6) распространение записи исполнения путем продажи либо иного отчуждения ее оригинала или экземпляров, представляющих собой копии такой записи на любом материальном носителе;

7) действие, осуществляемое в отношении записи исполнения и предусмотренное подпунктами 1-3 настоящего пункта;

8) публичное исполнение записи исполнения, то есть любое сообщение записи с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается запись в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением;

9) прокат оригинала или экземпляров записи исполнения;

10) публичное исполнение постановки спектакля, то есть представление постановки в живом исполнении или с помощью технических средств, в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается исполнение постановки спектакля в месте ее представления или в другом месте одновременно с представлением постановки.

3. Исключительное право на исполнение не распространяется на воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю и публичное исполнение записи исполнения в случаях, когда такая запись была произведена с согласия исполнителя, а ее воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю либо публичное исполнение осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения.

4. При заключении с исполнителем договора о создании аудиовизуального произведения согласие исполнителя на использование исполнения в составе аудиовизуального произведения предполагается. Согласие исполнителя на отдельное использование звука или изображения, зафиксированных в аудиовизуальном произведении, должно быть прямо выражено в договоре.

5. При использовании исполнения лицом, не являющимся его исполнителем, соответственно применяются правила пункта 2 статьи 1315 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 1317 Гражданского Кодекса РФ

В комментируемой статье определено содержание исключительного права на исполнение. Пункт 1 данной статьи предусматривает, что исполнителю принадлежит исключительное право использовать исполнение в соответствии со ст. 1229 комментируемой части любым не противоречащим закону способом (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение «исключительное право на исполнение»), в том числе способами, указанными в п. 2 комментируемой статьи. Указанная ст. 1229 содержит общие положения об исключительном праве, в ч. 1 ее п. 1 указано, что гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.

Пункт 1 комментируемой статьи также предусматривает, что исполнитель может распоряжаться исключительным правом на исполнение. Подобным образом в п. 7 ст. 37 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах указывалось, что исключительные права исполнителя, предусмотренные п. 2 данной статьи, могут передаваться по договору другим лицам.

Общие положения о распоряжении исключительным правом закреплены в ст. 1233 комментируемой части, в соответствии с п. 1 которой правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор); заключение лицензионного договора не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату. Договору об отчуждении исключительного права на объект смежных прав посвящена ст. 1307 комментируемой главы, а лицензионному договору о предоставлении права использования объекта смежных прав — ст. 1308 данной главы.

В положениях п. 2 комментируемой статьи определен перечень действий, которые считаются использованием исполнения при реализации исключительного права на исполнение. Данный пункт изложен Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции. В прежней (первоначальной) редакции пункта устанавливалось, что использованием исполнения считается:
1) сообщение в эфир, т.е. сообщение исполнения для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением кабельного телевидения. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого исполнение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. При сообщении исполнения в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых исполнение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой;
2) сообщение по кабелю, т.е. сообщение исполнения для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции);
3) запись исполнения, т.е. фиксация звуков и (или) изображения или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение;
4) воспроизведение записи исполнения, то есть изготовление одного и более экземпляра фонограммы либо ее части. При этом запись исполнения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случаев, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение исполнения до всеобщего сведения;
5) распространение записи исполнения путем продажи или иного отчуждения ее оригинала или экземпляров, представляющих собой копии такой записи на любом материальном носителе;
6) действие, осуществляемое в отношении записи исполнения и предусмотренное подп. 1 и 2 данного пункта;
8) публичное исполнение записи исполнения, т.е. любое сообщение записи с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается запись в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением;
9) прокат оригинала или экземпляров записи исполнения.

Как видно, внесенные в п. 2 комментируемой статьи изменения свелись лишь к следующему:
в подп. 1 указание на кабельное телевидение заменено указанием на кабель, а также введено определение понятия сообщения кодированных сигналов — таковым признается сообщение в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия;
положения подп. 7 перенесены в подп. 3, а положения подп. 3 — 6 — соответственно в подп. 4 — 7. При этом лишь детализированы положения, вошедшие в подп. 5. Подпункт 7 дополнен отсылкой к подп. 3.

Ранее в рамках рассматриваемой регламентации п. 2 ст. 37 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах (в ред. Федерального закона от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ) определял, что исключительное право на использование исполнения или постановки означает право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия:
1) передавать в эфир или сообщать для всеобщего сведения по кабелю исполнение или постановку, если используемые для такой передачи исполнение или постановка не были ранее переданы в эфир или не осуществляются с использованием записи;
2) записывать ранее не записанные исполнение или постановку;
3) воспроизводить запись исполнения или постановки;
4) передавать в эфир или по кабелю запись исполнения или постановки, если первоначально эта запись была произведена не для коммерческих целей;
5) сдавать в прокат опубликованную в коммерческих целях фонограмму, на которой записаны исполнение или постановка с участием исполнителя. Это право при заключении договора на запись исполнения или постановки на фонограмму переходит к производителю фонограммы; при этом исполнитель сохраняет право на вознаграждение за сдачу в прокат экземпляров такой фонограммы (ст. 39 данного Закона);
6) сообщать запись исполнения или постановки для всеобщего сведения таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к ней в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).

Пункт 3 комментируемой статьи выводит из сферы действия исключительного права на исполнение воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю и публичное исполнение записи исполнения в случаях, когда такая запись была произведена с согласия исполнителя, а ее воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю либо публичное исполнение осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения.

Подобным образом в п. 3 ст. 37 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах устанавливалось, что исключительное право исполнителя, предусмотренное подп. 3 п. 2 данной статьи (т.е. право воспроизводить запись исполнения или постановки), не распространяется на случаи, когда: первоначальная запись исполнения или постановки была произведена с согласия исполнителя; воспроизведение исполнения или постановки осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения или постановки; воспроизведение исполнения или постановки осуществляется в тех же целях, для которых была произведена запись в соответствии с положениями ст. 42 «Ограничения прав исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания» данного Закона.

В положениях п. 4 комментируемой статьи определены особенности реализации исключительного права на исполнение при создании аудиовизуального произведения: при заключении с исполнителем договора о создании аудиовизуального произведения согласие исполнителя на использование исполнения в составе аудиовизуального произведения предполагается; согласие исполнителя на отдельное использование звука или изображения, зафиксированных в аудиовизуальном произведении, должно быть прямо выражено в договоре.

Ранее подобное регулирование устанавливалось следующими положениями п. 6 ст. 37 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах: заключение договора между исполнителем и изготовителем аудиовизуального произведения на создание аудиовизуального произведения влечет за собой предоставление исполнителем прав, указанных в подп. 1, 2, 3 и 4 п. 2 данной статьи (об этих правах говорилось выше); предоставление исполнителем таких прав ограничивается использованием аудиовизуального произведения и, если в договоре не установлено иное, не включает прав на отдельное использование звука или изображения, зафиксированных в аудиовизуальном произведении.

В отношении рассматриваемых положений в п. 45 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России 2009 г. N 5/29 даны следующие разъяснения: судам надлежит иметь в виду: эта норма относится не к правилам, установленным законом для договора (ст. 422 части первой ГК РФ), а к порядку законного использования звука или изображения. Следовательно, отдельное использование звука или изображения при отсутствии прямого указания на предоставление такого права в договоре является нарушением исключительного права использования исполнения и в том случае, если соответствующий договор был заключен до момента, когда это требование было установлено законодателем сначала в Законе 1993 г. об авторском и смежных правах, а потом в комментируемой части.

Пункт 5 комментируемой статьи распространяет на случаи использования исполнения лицом, не являющимся его исполнителем, действие правил п. 2 ст. 1315 комментируемого параграфа. В пункте, к которому сделана отсылка, установлено, что исполнители осуществляют свои права с соблюдением прав авторов исполняемых произведений. Соответственно, в п. 5 комментируемой статьи говорится о необходимости соблюдения лицом, не являющимся исполнителем, прав авторов исполняемых произведений.

Служебное произведение — произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей.

Формы служебных произведений

Нужно выделять следующие формы служебного произведения:

    • литературные произведения;
    • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
    • хореографические произведения и пантомимы;
    • музыкальные произведения с текстом или без текста;
    • аудиовизуальные произведения;
    • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства и др.

Права работника (автора автора служебного произведения)

Ст. 1295 ГК РФ устанавливает, что авторские права на служебное произведение принадлежат автору. Таким образом, за работником в отношении произведения, созданного в рамках служебного задания, сохраняются следующие права:

    1. право авторства (то есть право признаваться автором произведения);
    2. право автора на имя (предполагает, что автор может выбрать способ указания своего имени: истинное имя, псевдоним, анонимно);
    3. право на неприкосновенность произведения (без согласия автора не допускается внесение в произведение изменений, сокращений и дополнений, и т.д.);
    4. право на обнародование произведения (право осуществлять действия или давать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом).

Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от имущественных прав (например, права собственности) и сохраняются за ним в случае передачи исключительных прав на использование произведения третьим лицам.

Автор имеет право на вознаграждение:

    • если работодатель в срок, предусмотренный выше, начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу;
    • в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок.

Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора — судом.

Права работодателя (заказчика служебного произведения)

Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Таким образом, работодатель имеет право:

    1. использовать произведение по своему усмотрению, разрешать или запрещать другим лицам его использование (а именно: воспроизводить произведение, распространять (в том числе путем продажи), публично показывать, импортировать, сдавать в прокат и др.);
    2. распоряжаться своим исключительным правом (передавать это право путем заключения договора об отчуждении исключительного права или предоставлять другому лицу право использования произведения на основе лицензионного договора);
    3. сообщать автору о сохранении служебного произведения в тайне.

При использовании служебного произведения работодатель может указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

ВАЖНО!

Если работодатель в течение 3 лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение,

    1. не начнет использование этого произведения,
    2. не передаст исключительное право на него другому лицу или
    3. не сообщит автору о сохранении произведения в тайне,

исключительное право на служебное произведение принадлежит автору.

В случае, когда исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, работодатель вправе

    1. использовать такое произведение способами, обусловленными целью служебного задания, и в вытекающих из задания пределах, а также
    2. обнародовать такое произведение, если договором между ним и работником не предусмотрено иное.

При этом право автора использовать служебное произведение способом, не обусловленным целью служебного задания, а также хотя бы и способом, обусловленным целью задания, но за пределами, вытекающими из задания работодателя, не ограничивается.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх