Служебный контракт

Согласно Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» запрещается требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом. В то же время этим Законом установлены случаи и порядок изменения условий служебного контракта, которые заключаются:

  • – в переводе на иную должность гражданской службы или перемещении (ст. 28);
  • – изменении существенных условий служебного контракта (ст. 29);
  • – временном замещении должностей гражданской службы (ст. 30);
  • – урегулировании отношений, связанных с гражданской службой, при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы (ст. 31);
  • – отстранении от замещаемой должности гражданской службы (ст. 32).

Согласно ст. 28 перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы допускается в случаях, предусмотренных указанным Законом, в том же государственном органе, в другой государственный орган, в другую местность вместе с государственным органом с письменного согласия гражданского служащего.

Гражданскому служащему, который по состоянию здоровья не может исполнять должностные обязанности, предоставляется соответствующая его квалификации и не противопоказанная по состоянию здоровья иная должность.

В случае отказа гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы либо отсутствия такой должности в том же государственном органе служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Не является переводом на иную должность гражданской службы и не требует согласия гражданского служащего перемещение его на иную должность гражданской службы без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом.

Согласно ст. 29 Закона, если меняются существенные условия профессиональной служебной деятельности по инициативе нанимателя, а гражданский служащий продолжает профессиональную служебную деятельность без изменения должностных обязанностей, стороны могут пересмотреть условия контракта. Об изменении таких условий представитель нанимателя должен уведомить служащего в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения.

Если гражданский служащий не согласен на замещение должности и прохождение гражданской службы в том же или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности и уволить.

В случае письменного отказа гражданского служащего от предложенной должности по означенному поводу служебный контракт прекращается в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно ст. 30 Закона представитель нанимателя вправе перевести гражданского служащего на срок до одного месяца на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы в том же государственном органе с оплатой груда по временно замещаемой должности гражданской службы, но не менее установленного ранее размера оплаты труда. Это допускается в целях предотвращения катастрофы, производственной аварии, несчастных случаев или устранения их последствий и иных перечисленных в Законе обстоятельств. При этом гражданский служащий не может быть переведен на иную должность гражданской службы, противопоказанную ему по состоянию здоровья.

Продолжительность перевода для замещения временно отсутствующего гражданского служащего не может превышать один месяц в течение календарного года.

По соглашению сторон служебного контракта представитель нанимателя вправе назначить гражданского служащего на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы, ранее замещаемую временно отсутствующим служащим, в том числе более высокой группы должностей, с установлением должностного оклада по временно замещаемой должности, но не ниже должностного оклада но замещаемой ранее, выплатой по временно замещаемой должности надбавок и предоставлением государственных социальных гарантий.

Согласно ст. 31 Закона при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случаях:

  • – предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) но специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе;
  • – направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

При реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с гражданскими служащими могут быть прекращены в случае сокращения должностей гражданской службы.

При ликвидации государственного органа государственно-служебные отношения с гражданскими служащими могут быть продолжены в случаях:

  • – предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) возможности замещения иной должности в государственном органе, которому переданы функции ликвидированного органа, либо в другом государственном органе;
  • – направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

Если гражданский служащий отказывается от предложенной должности, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации, он освобождается от замещаемой должности и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Если в государственном органе происходит сокращение должностей гражданской службы, представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим. В течение этого срока может проводиться внеочередная аттестация служащих, по результатам которой служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предложены для замещения иные должности, в том числе в другом государственном органе. Преимущественное право получает служащий, имеющий более высокую квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности и более высокие профессиональные результаты.

Представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт без предупреждения об освобождении от замещаемой должности гражданской службы за два месяца.

При увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. Выходное пособие в таком случае не выплачивается.

Согласно ст. 32 Закона представитель нанимателя обязан отстранить от замещаемой должности (не допускать к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего:

  • – появившегося на службе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • – не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда);
  • – привлеченного в качестве обвиняемого, в отношении которого судом вынесено постановление о временном отстранении от должности в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ.

Представитель нанимателя вправе отстранить от замещаемой должности (не допускать к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего в период урегулирования конфликта интересов. При этом ему сохраняется денежное содержание на все время отстранения от замещаемой должности гражданской службы.

Представитель нанимателя отстраняет от замещаемой должности служащего на весь период до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от замещаемой должности.

В период отстранения от замещаемой должности гражданского служащего денежное содержание ему не начисляется за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.12.2009 № 984н, на основании п. 4 ч. 1 ст. 16 Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» утвержден порядок прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими РФ и перечень заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую и муниципальную службу РФ или ее прохождению.

Перечень заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации

Наименование заболеваний

Код заболеваний по МКБ-10

I. Психические расстройства и расстройства поведения (со средними и тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями)

Органические, включая симптоматические, психические расстройства

F00 – F09

Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства

F20 – F29

Расстройства настроения

F30 – F39

Расстройства привычек и влечений

Умственная отсталость

F70 – F79

II. Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ

Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ

F10 – F19

III. Болезни нервной системы

Эпилепсия

  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.12.2009 № 984н «Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения» // Российская газета. 2010. 22 янв.

Начало XXI века характеризуется для России началом проведения полномасштабной административной реформы, которая привела не только к реорганизации органов исполнительной власти, но и к преобразованию государственной службы, так как деятельность государственных служащих в конечном счете определяет и эффективность деятельности властных структур. В рамках реформы государственной службы важным событием стало принятие в 2003 году Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» , а в 2004 году Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» , которые способствовали появлению новых форм регулирования государственно-служебных отношений. Применительно к государственной гражданской службе данной новацией оказался служебный контракт, пришедший на смену трудовому договору, который ранее заключался с государственными гражданскими служащими. Введение нового термина вызвало целый ряд вопросов как теоретического плана, касающихся правовой природы этого феномена, так и вполне практического характера по поводу заключения, изменения и расторжения служебных контрактов . Одним самых дискуссионных вопросов в этом плане остаётся проблема определения сторон служебного контракта, особенно, в отношении первой стороны.

Итак, сторонами служебного контракта согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – ФЗ № 79) являются представитель нанимателя и гражданин, поступающий на гражданскую службу, или гражданский служащий.

Первой стороной в служебном контракте законодатель признает представителя нанимателя. Данное понятие достаточно сложное и неопределенное. Так как в науке существует достаточно много споров по этому поводу. В соответствии с частью 3 ст. 10 Федерального закона 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее – ФЗ № 58) четко определено, что нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации — соответствующий субъект Российской Федерации. Исходя из данной нормы, следовало бы определить, что сторонами служебного контракта являются гражданский служащий и наниматель, в роли которого могут выступать Российская Федерация или ее субъекты. Тем не менее, согласно ч. 1 ст. 23 ФЗ № 79 служебный контракт — это соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Анализ данного положения позволяет прийти к выводу о том, что стороной служебного контракта является не наниматель, а представитель нанимателя, то есть налицо противоречие между двумя нормативными правовыми актами.

Исследователи, которые занимались этой проблемой, приоритет отдают норме ФЗ № 79 . В итоге спор разгорается в основном вокруг проблемы определения понятия «представитель нанимателя». Согласно п. 2 ст. 1 ФЗ № 79 представителем нанимателя является руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. Как правило, на практике представителем нанимателя выступают определенные должностные лица, замещающие государственные должности или должности государственной службы. На это указывают многие ученые. Так, С.В. Качушкин и А.Н. Дементьев отмечают, что к представителям нанимателя относятся руководители государственных органов, а, именно аппаратов исполнительной и законодательной власти . Например, к их числу можно отнести руководителя аппарата Государственный Думы, главу администрации Президента РФ, руководителя федеральной службы или федерального агентства, или руководителя аппарата Законодательного Собрания Алтайского края. Обобщая практику, к подобному выводу приходит и С.Е. Чаннов, который указывает, что представитель нанимателя на государственной гражданской службе – это обычно руководитель государственного органа или его структурного подразделения . Таким образом, получается, что на самом деле нанимателем является конкретное должностное лицо (а не Российская Федерация или субъект РФ), и именно с ним гражданский служащий заключает служебный контракт. Именно должностное лицо предоставляет гражданскому служащему необходимые условия труда, выплачивает ему денежное содержание, заботится о начислении дополнительных выплатах (премиях и т.д.). Ряд авторов прямо называют подобную ситуацию абсурдной .

Многие ученые отмечают, что в данной ситуации произошло смешение понятий «наниматель» и «представитель нанимателя» . Представляется в этой связи, что в качестве стороны служебного контракта следует называть нанимателя, а не его представителя.

По поводу того, кто должен быть нанимателем гражданского служащего также нет единого мнения, встречаются как крайние, так и промежуточные позиции. К крайней точке зрения, на наш взгляд, можно отнести позиции ученых, соглашающихся с тем, что государство является нанимателем. Так, А.А. Гришковец считает, что с позиции теории юридической личности только сама Российская Федерация в строго юридическом смысле может признаваться как самостоятельная сторона на государственной гражданской службе, то есть стороной служебного контракта может быть только государство . Е.Б. Хохлов отмечает, что «государство, хоть и особый, но все же субъект права, юридическое лицо». Государство также является работодателем, так как оно является субъектом права, его характеризуют такие признаки как легитимность государственной власти, а главное, наличие имущества и наличие организации, включающей в себя совокупность чиновников, находящихся в определенной иерархической взаимозависимости. Государство, являясь работодателем, по мнению ученого, несомненно, решает необходимые общественные задачи .

Промежуточную позицию занимают А.М. Лушников и М.В. Лушникова. По их мнению, государство определяет компетенцию органов государственной власти, которые, в свою очередь, от имени Российской Федерации своими действиями приобретают и осуществляют права и обязанности в сфере публичной власти, а в частноправовой сфере эти органы наделены трудовой правосубъектностью и действуют от своего имени, а не от имени государства в целом . Подобную позицию поддерживают М.В. Пресняков и С.Е. Чаннов. Они ссылаются на п. 3 ч. 1 ст. 44 ФЗ № 79, в котором говорится о «решениях государственного органа, связанных с поступлением на гражданскую службу, ее прохождением, заключением служебного контракта, назначением на должность гражданской службы, освобождением от должности гражданской службы, увольнением гражданского служащего с гражданской службы и выходом его на пенсию за выслугу лет». Исследователи делают вывод о том, что стороной служебного контракта является непосредственно государственный орган . Иное мнение, на наш взгляд, противоречивое высказывает А.В. Гусев. В одной из своих работ он признает государство нанимателем для гражданского служащего, но при этом утверждает, что «государство выступает для государственного служащего в качестве «нанимателя» только в обобщенном смысле, как некое абстрактное образование, во имя публичного блага и в интересах которого должна осуществляться государственная служба. Государство-наниматель есть учредитель системы государственных органов и собственник бюджета, устанавливающий (посредством соответствующего нормативного регулирования) правила использования труда государственных служащих и уполномочивающий конкретных лиц осуществлять права и обязанности в служебных трудовых отношениях» . В другой статье этот же автор приходит к противоположной оценке, отмечая, что стороной служебного контракта в «конкретных» отношениях «как правило, выступает не государство, а конкретный государственный орган, выполняющий в отношении данного служащего функции работодателя» .

Другую крайнюю позицию занимают многие представители науки трудового права. Они традиционно рассматривают организацию в качестве основного работодателя, и поэтому утверждают, что нанимателем должно являться не государство в целом, а отдельные государственные органы. Например, В.Д Граждан считает, что нанимает гражданских служащих на государственную службу «компетентный государственный орган» . Отчасти поддерживает ученого Л.А. Чиканова, которая полагает, что «в признании государственного органа стороной служебного контракта нет ничего предосудительного. Только добросовестное служение каждого государственного служащего конкретному государственному органу может обеспечить эффективную деятельность этого органа по реализации соответствующих функций государства и в конечном счете эффективность самого государства» . При этом она достаточно оригинально подходит к решению данной проблемы, по-своему примиряя крайние точки зрения. По ее мнению, «на стороне нанимателя одновременно выступают два субъекта: государство как наниматель и руководитель государственного органа как представитель нанимателя. В связи с этим другой субъект — гражданский служащий находится в правоотношениях, как с государством, так и с его представителем. При этом служебное отношение между представителем нанимателя и государственным служащим является особым самостоятельным правоотношением» . Таким образом, автор считает, что наниматель, как сторона служебного контракта, характеризуется двойственным характером. Между тем, с критикой подобного утверждения выступает Е.А. Ершова, которая проводит аналогию ФЗ № 79 с Гражданским кодексом РФ (ст. 182). Согласно данной статье «представительство» — это «сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на… законе…, непосредственно создает, изменяет и прекращает… права и обязанности представляемого» . В этой связи Е.А. Ершова высказывает сомнения в двойственности субъекта на стороне нанимателя .

Таким образом, в научной литературе идут непримиримые споры о том, кто же является первой стороной в служебном контракте, и вся дискуссия в основном разворачивается вокруг ответа на вопрос: кого считать нанимателем в государственно-служебных отношениях – государство или государственный орган.

В этой связи возникает еще один вопрос о том, почему нельзя рассматривать в качестве нанимателя гражданского служащего конкретного руководителя государственного органа (то есть работодателя). Такая практика характерна для трудовых правоотношений. Ведь именно руководитель государственного органа включен непосредственно в процесс поступления на государственную гражданскую службу, он в конечном итоге несет ответственность за реализацию прав гражданского служащего в сфере трудовых отношений. Такая точка зрения была поддержана начальником Управления конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты Конституционного Суда Российской Федерации А.Ф. Нуртдиновой, которая полагает, что государство в целом как работодатель может выступать только в «глобальном социально-экономическом плане», а в качестве стороны в трудовом договоре, в том числе служебном контракте, (в юридическом смысле) могут быть лишь конкретные учреждения . Если кто-то из ученых (как было отмечено выше) считает, что государство-наниматель – это слишком абстрактное понятие, то почему тогда государственный орган является конкретным? Вероятно, в ответе на этот вопрос возобладало сложившиеся в науке мнение о том, что признание государства (или государственного органа) участником служебных правоотношений (публичных по своему характеру), возникающих на государственной гражданской службе, предопределяет их специфику по сравнению с трудовыми правоотношениями.

Таким образом, в служебном контракте следует вести речь о двух сторонах, первой из которых является наниматель, а, именно, руководитель государственного органа от имени государства в целом. Никакой двойственности в служебном контракте на стороне нанимателя не должно быть. Несмотря на то, что государственная служба отличается публичным характером, служебный контракт все-таки регулирует конкретные трудовые правоотношения.

Официальное понятие трудового договора закреплено в ч. 1 ст. 56 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ). Трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Понятие служебного контракта приведено в ст. 23 Закона «О государственной гражданской службе» (от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ). Служебный контракт заключается между лицом, которое поступает на гражданскую службу, и представителем нанимателя. В нём отражены условия соглашения о замещении должности гражданской службы и о том, как эта служба будет проходить. Здесь также закреплены права и обязанности сторон.

Отличие служебного контракта от трудового договора.

Эти два вида договора отличаются законодательством, регулирующим их положения. Трудовой договор регулируется Трудовым кодексом. На служебные же контракты трудовое законодательство не распространяется. Его условия определяет законодательство, которое регулирует положения о прохождении государственной службы.

Основные отличия

Употребляемые термины

Трудовой договор Служебный контракт
Законодательство Трудовое законодательство (Трудовой кодекс и др.) Законодательство о прохождении государственной службы
Стороны Работник и работодатель Наниматель и госслужащий
Государственные социальные гарантии Предусмотрены трудовым законодательством Предусмотрены законодательством о госслужбе
Предмет регулирования Трудовая деятельность Государственная служба

Исходной основой общих черт служебного контракта и трудового договора являются базовые положения Конституции РФ, выражающие принципы свободы труда, запрет дискриминации и принудительного труда, дополняемые в административном праве принципом права на равный доступ к государственной службе и равные условия ее прохождения, а в трудовом праве — принципом свободы трудового договора, другими основными принципами трудового права.

Общие признаки служебного контракта и трудового договора характеризуют их как соглашение (договор), достигнутое сторонами,и как юридический акт, выполняющий определенную функциональную роль в правовом регулировании соответствующих отношений.

Различия и присущие особенности служебного контракта и трудового договора подчеркивают их разную правовую природу, позволяют относить к разным отраслям права, подтверждают выполняемую ими роль (служебный контракт — в сфере гражданской службы, а трудовой договор — в сфере труда), что не исключает в отдельных случаях в силу их общих признаков субсидиарного применения норм трудового правав правовом регулировании государственно-служебных отношений.

Служебный контракт или трудовой договор выступают завершающими актами в совокупности с иными актами в сложных юридических составах, являющихся основаниями возникновениягосударственно-служебных либо отдельных видов трудовых правоотношений, что придает определенное сходство указанным основаниям. Но функциональная роль служебного контракта и трудового договора в возникновении порождаемых ими правоотношений несколько различается. Сложный юридический состав, в который включен трудовой договор, порождает отдельные виды трудовых правоотношений (ч. 2 ст. 16, ст. 17–19 ТК РФ), а в подавляющем большинстве случаев трудовой договор является юридическим актом — самостоятельным основанием возникновения трудовых правоотношений (ч. 1 ст. 16, ст. 56 ТК РФ). Служебный контракт занимает присущее ему место в любом сложном юридическом составе, являющемся основанием возникновения государственно-служебных правоотношений, но ни при каких обстоятельствах не является самостоятельным основанием возникновения государственно-служебных правоотношений.

Статья 24 Федерального закона, раскрывая содержание служебного контракта, предусматривает, какие сведения и условия должны или могут указываться в служебном контракте. В статье 24 определены существенные условия служебного контракта и их исчерпывающий перечень. Существенные условия обязательно должны быть включены в содержание служебного контракта.

К существенным условиям служебного контракта относятся:

1) наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;

2) дата начала исполнения должностных обязанностей;

3) права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;

4) виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;

5) права и обязанности представителя нанимателя;

6) условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;

7) режим служебного времени и времени отдыха (в случае, если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);

8) условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

9) виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью.

В служебном контракте могут предусматриваться следующие условия:

1) испытание при поступлении на гражданскую службу;

2) неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений;

3) обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в образовательном учреждении профессионального образования не менее установленного договором на обучение срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета;

4) показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты его труда;

5) иные условия, не ухудшающие положения гражданского служащего по сравнению с положением, установленным Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами.

IV. Должностной регламент гражданского служащего

В соответствии со статьей 47 Федерального закона гражданский служащий осуществляет свою служебную деятельность в соответствии с должностным регламентом. Должностной регламент — акт, издаваемый на основании примерного должностного регламента для регулирования профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, утверждаемый представителем нанимателя и являющийся составной частью административного регламента таможенного органа.

В должностной регламент включаются:

1) квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;

2) должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом таможенного органа, задачами и функциями структурного подразделения таможенного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;

3) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;

4) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;

5) сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;

6) порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же или иного таможенного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;

7) перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом таможенного органа;

8) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.

Примерные должностные регламенты утверждаются соответствующим органом по управлению государственной службой (часть 5 статьи 47 Федерального закона). В соответствии с частью 6 статьи 71 Федерального закона до образования соответствующего органа по управлению государственной службой задачи и функции этого органа выполняются государственными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, функции органа по управлению государственной службой в таможенных органах Российской Федерации возложены на ФТС России.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона соблюдение служебного распорядка таможенного органа является основной обязанностью гражданского служащего.

В соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок таможенного органа.

Служебный распорядок — нормативный акт, издаваемый в ФТС России в виде типовых правил внутреннего служебного распорядка таможенных органов Российской Федерации, определяющих для государственных гражданских служащих таможенных органов режим службы (работы) (продолжительность, начало, окончание и порядок учета служебного времени, время перерыва для отдыха и питания, графики дежурства при организации дежурств, порядок привлечения должностных лиц к исполнению должностных обязанностей сверх установленного ежедневного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни) и время отдыха (часть 3 статьи 56 Федерального закона).

В соответствии с частью 4 статьи 56 Федерального закона служебный распорядок утверждает представитель нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного таможенного органа.

Давыдова Е. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

С гражданскими служащими, как и с обычными работниками, трудовые (служебные) отношения могут быть бессрочными или ограниченными определенным сроком. Законодатель не запрещает срок действия трудовых договоров продлевать – не установлен запрет и на продление служебных контрактов. Но порядок продления при этом отличается.

Когда заключается срочный служебный контракт?

Cогласно ст. 25 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 79-ФЗ) срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок. При этом учитываются:

  • категория замещаемой должности гражданской службы;

  • условия прохождения службы, если иное не предусмотрено названным или другими федеральными законами.

Выделяются четыре категории должностей гражданской службы:

1. Руководители. К ним относятся должности руководителей и заместителей руководителей:

  • государственных органов и их структурных подразделений;

  • территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений;

  • представительств государственных органов и их структурных подразделений.

2. Помощники (советники). Это должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности и должности руководителей.

3. Специалисты. К ним относятся должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций.

4. Обеспечивающие специалисты. Это должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов.

Из этого перечня срочный служебный контракт заключается по должностям из категорий «руководители» и «помощники (советники)». Кроме того, он заключается в случаях замещения должности гражданской службы:

  • на период отсутствия гражданского служащего, за которым сохраняется данная должность;

  • после окончания обучения гражданином, заключившим договор о целевом обучении в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы;

  • в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, иных представительствах Российской Федерации и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории РФ;

  • в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций;

  • гражданским служащим, достигшим предельного возраста;

  • на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта;

  • по которой установлен особый порядок оплаты труда;

  • в порядке ротации; и др.

На какой срок заключается срочный служебный контракт?

Срочный служебный контракт заключается на срок от одного года до пяти лет (ч. 2 ст. 25 Закона № 79-ФЗ). Таким образом, установлены минимальный и максимальный сроки действия такого контракта для гражданских служащих.

Вместе с тем предусмотрены иные сроки контракта. Так, в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 35 Закона № 79-ФЗ срочный служебный контракт может быть заключен на время:

  • выполнения определенного задания;

  • замещения отсутствующего гражданского служащего, за которым сохраняется должность гражданской службы.

Обратите внимание: срок действия контракта по должности категории «помощники (советники)» ограничен сроком полномочий лица, замещающего государственную должность, или руководителя, для содействия которым должность помощника (советника) учреждена (ч. 2 ст. 9 Закона № 79-ФЗ).

Можно ли продлить срочный контракт со служащим?

Срок действия и основания для заключения срочного контракта являются обязательными условиями такого контракта – ч. 6 ст. 24 Закона № 79-ФЗ. А в соответствии с ч. 5 ст. 24 условия служебного контракта могут быть изменены по соглашению сторон и в письменной форме.

Таким образом, условие о сроке служебного контракта может быть изменено по соглашению со служащим. Считаем, что в данном случае нужно использовать подход, применяемый к продлению срочного трудового договора: продлить срок договора с помощью дополнительного соглашения можно, но при условии, что сохранится (не изменится) основание, по которому был заключен этот срочный договор, и что общий срок трудового договора в таком случае не превысит пять лет («Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, дающих разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за III квартал 2018 года. Перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования. Руководство по соблюдению обязательных требований»). То есть если, например, с руководителем был заключен срочный служебный контракт на пять лет, в случае согласия сторон на продолжение службы в должности руководителя нужно заключить новый срочный контракт.

Однако достижение согласия между сторонами требуется не всегда.

Так, на гражданских служащих распространяются положения ч. 2 ст. 261 ТК РФ, согласно которой в случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан при представлении женщиной соответствующего письменного заявления и медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия договора до окончания беременности независимо от причины ее окончания (самопроизвольный выкидыш, аборт по медицинским показаниям и др.), а в случае рождения ребенка – до дня окончания отпуска по беременности и родам.

В некоторых ситуациях возможно продление срочного служебного контракта и без согласия работника. Например, в силу ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010 № 205-ФЗ «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации» в исключительных случаях по решению представителя нанимателя срок работы сотрудника дипломатической службы в загранучреждении МИД РФ может быть продлен без его согласия (при наличии условия об этом в служебном контракте) на период до шести месяцев сверх установленного служебным контрактом срока с внесением в него соответствующего изменения.

Как продлить срочный контракт со служащим предельного возраста?

Существуют некоторые особенности продления срочного контракта с работниками ряда категорий. Например, с лицами, достигшими предельного возраста пребывания на службе.

Напомним, что предельный возраст пребывания на гражданской службе – 65 лет в силу ч. 1 ст. 25.1 Закона № 79-ФЗ. По общему правилу при достижении этого возраста служебный контракт прекращает действовать, служащий освобождается от замещаемой должности и увольняется с гражданской службы. Однако для отдельных категорий служащих в соответствии с ч. 1 ст. 25.1 Закона № 79-ФЗ срок гражданской службы может продлеваться и после достижения этого возраста решением представителем нанимателя и с согласия самого служащего.

Кроме этого, по достижении служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе по решению представителя нанимателя и с согласия гражданина он может продолжить работу в государственном органе на условиях срочного трудового договора на должности, не являющейся должностью гражданской службы (ч. 2 ст. 25.1 Закона № 79-ФЗ).

К сведению: с 01.01.2017 срочные служебные контракты, заключенные на эту дату в соответствии с п. 6.1 ч. 4 ст. 25 Закона № 79-ФЗ с гражданскими служащими в возрасте до 65 лет, должны считаться заключенными на неопределенный срок (Письмо Минтруда РФ от 28.02.2017 № 18-4/В-98).

Как оформить продление срочного контракта?

Порядок продления срочного служебного контракта несколько отличается от порядка продления срока трудового договора. Так, если в соответствии с трудовым законодательством сначала оформляется письменное соглашение к трудовому договору, а на основании соглашения издается приказ, то на госслужбе сначала решение принимает представитель нанимателя и только потом заключается соглашение или новый срочный служебный контракт. При этом, если представитель нанимателя желает продлить контракт со служащим, нужно запросить согласие самого служащего – направить ему уведомление. (Отметим, что ч. 1 ст. 35 Закона № 79-ФЗ предусмотрена обязанность представителя нанимателя уведомить гражданского служащего об окончании срока действия служебного контракта не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее.)

В том же уведомлении можно предложить служащему продлить контракт на следующий срок. Приведем примерный образец.

Советнику отдела финансов
Управления кадастра объектов недвижимости
Сергееву Сергею Сергеевичу

Исх. № 27 от 12.06.2020

УВЕДОМЛЕНИЕ

На основании ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» уведомляю, что срок действия заключенного с Вами срочного служебного контракта от 15.08.2017 № 15/08 заканчивается 20.06.2020.

В связи с продлением полномочий руководителя отдела финансов до 10.10.2022 предлагаем продлить срок действия служебного контракта с Вами от 15.08.2017 № 15/08 до 10.10.2022, заключив письменное соглашение.

О своем решении прошу сообщить письменно в отдел кадров до 20.06.2020.

Руководитель

Михайлов

М. М. Михайлов

С уведомлением ознакомлен.

Сергеев

С. С. Сергеев

В случаях, когда контракт был заключен на максимальный срок, пять лет, нужно предложить служащему заключить не соглашение, а новый срочный служебный контракт.

Если служащий откажется от продолжения службы, срочный контракт с ним прекращается в общем порядке, если согласен, то представитель нанимателя издает приказ (распоряжение) о продлении срока служебного контракта и заключении соглашения к контракту.

В приказе о продлении срока пребывания на гражданской службе указываются:

  • фамилия, имя, отчество гражданского служащего;

  • наименования замещаемой должности и структурного подразделения;

  • содержание распорядительного решения – продлить срок гражданской службы путем заключения соглашения или нового срочного контракта;

  • если требуется, ссылка на законодательный акт (норму закона), на основании которого (которой) принимается решение.

Служащего нужно ознакомить с приказом под подпись.

На основании приказа заключается дополнительное соглашение в письменном виде о продлении срочного служебного контракта. В нем нужно прописать основания, по которым контракт продлевается, и срок, на который он продлевается. При этом общий срок служебного контракта с учетом срока, указанного в дополнительном соглашении, не должен превышать пять лет.

Соглашение оформляется в двух экземплярах, один (с подписью служащего о том, что он получил свой экземпляр соглашения) остается у представителя нанимателя, другой передается служащему.

Продлевается ли служебный контракт автоматически?

Срочный служебный контракт, как и трудовой договор, прекращает действовать по истечении срока его действия. Об этом гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности и увольнения со службы (ч. 1 ст. 35 Закона № 79-ФЗ).

К сведению: о расторжении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения (ч. 1 ст. 79 ТК РФ).

Отметим: ч. 4 ст. 58 ТК РФ установлено, что в случае, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора, условие о срочном характере этого договора утрачивает силу и он считается заключенным на неопределенный срок.

Подобного положения в Законе № 79-ФЗ нет. При этом согласно ст. 73 Закона № 79-ФЗ нормы трудового права применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Законом № 79-ФЗ. Но применяется ли норма ст. 58 ТК РФ к вопросу о признании срочного служебного контракта бессрочным – не совсем понятно. Судебная практика противоречива.

Одни суды считают, что правила ч. 4 ст. 58 ТК РФ применяются и к служебному контракту (см., например, Апелляционное определение Свердловского областного суда от 27.04.2017 по делу № 33-5726/2017). Соответственно, если гражданский служащий не будет уведомлен о прекращении действия срочного служебного контракта, представитель нанимателя теряет возможность уволить служащего в связи с истечением срока действия контракта по п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 79-ФЗ.

Другие же считают, что, поскольку Закон № 79-ФЗ не содержит нормы, аналогичной ст. 58 ТК РФ, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного служебного контракта, он не может считаться продленным на неопределенный срок. Кроме этого, из содержания ст. 25, 25.1, п. 2 ч. 1 ст. 33, ст. 35 Закона № 79-ФЗ суды делают вывод, что гражданин, давая согласие на заключение служебного контракта на определенный срок в установленных законодательством случаях, знает о его прекращении по истечении заранее оговоренного временного периода и соглашается на прохождение государственной гражданской службы на определенных в контракте условиях (апелляционные определения Владимирского областного суда от 18.06.2013 по делу № 33-1944/2013, Алтайского краевого суда от 27.04.2016 по делу № 33-4743/2016).

Поскольку правила заключения и прекращения срочного служебного контракта установлены Законом № 79-ФЗ, и нормы, аналогичной ст. 58 ТК РФ, в нем нет, а трансформация срочного трудового договора в бессрочный предусмотрена в Трудовом кодексе как исключение из правил (п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ), мы придерживаемся мнения, что положения ст. 58 ТК РФ на служебные отношения не распространяются. И даже если служащего не уведомили о прекращении действия срочного контракта, уволить его можно в любое время в связи с истечением срока действия контракта, если для этого будут основания (например, достижение служащим предельного возраста).

* * *

Итак, действие срочного служебного контракта может быть продлено, но только с согласия служащего. При этом продление может осуществляться путем заключения дополнительного соглашения (при условии, что общий срок действия не превысит пять лет) либо путем заключения нового контракта.

Что касается трансформации срочного служебного контракта в контракт на неопределенный срок, учитывая неопределенность в этом вопросе, рекомендуем представителям нанимателя просто не допускать подобных ситуаций и не забывать направлять служащим, у которых заканчивается срок контракта, соответствующие уведомления.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх