Совмещение входит в МРОТ

Конституционный Суд Российской Федерации принял Постановление по делу о проверке конституционности подпункта 2 пункта 4 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации .

Подпункт 2 пункта 4 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 и 55 (часть 3), в той мере, в какой эта норма в системной связи с общими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав, в том числе с пунктом 3 его статьи 1252, не позволяет суду при определении размера компенсации, подлежащей выплате правообладателю в случае нарушения индивидуальным предпринимателем при осуществлении им предпринимательской деятельности исключительного права на один товарный знак, снизить с учетом фактических обстоятельств конкретного дела общий размер компенсации, если такой размер многократно превышает величину причиненных правообладателю убытков (притом что убытки поддаются исчислению с разумной степенью достоверности, а их превышение должно быть доказано ответчиком) и если при этом обстоятельства конкретного дела свидетельствуют, в частности, о том, что правонарушение совершено индивидуальным предпринимателем впервые и что использование объектов интеллектуальной собственности, права на которые принадлежат другим лицам, с нарушением этих прав не являлось существенной частью его предпринимательской деятельности и не носило грубый характер.

Что входит в МРОТ — какие выплаты и доплаты

Вместе с тем региональным соглашением (региональных властей, работодателей, представителей профсоюзов) можно установить минимальный уровень заработной платы (МЗП), который не может быть ниже МРОТ (ст. 133.1 ТК РФ). Он обязателен для работодателей только в данном регионе, кроме случаев, когда работодатель отказался присоединиться к соглашению. Размер МРОТ равен прожиточному минимуму населения за второй квартал предыдущего года.

В 2020 году он составляет 11 280 руб. (ст. 1 закона «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 № 82-ФЗ). МРОТ на 2020 г. также равен Риски!

Пренебрежение установленными значениями МРОТ и МЗП влечет для работодателей негативное последствие в виде административной, уголовной и материальной ответственности (чч. 6, 7 ст. 5.27 КоАП РФ, ст. 142 ТК РФ). Рассмотрим, какие выплаты входят в МРОТ по ТК РФ.

В ст. 129 ТК РФ дается определение зарплаты и указывается, что

Что входит в МРОТ: что собой представляет, от чего зависит и на что влияет показатель

Каждая из сторон должна быть уверена в том, что их трудовые отношения не выходят за рамки закона, а права и интересы не будут ущемлены. В обязанности нанимателя входит ежемесячная выплата вознаграждения работнику за его труд, которая может быть равной или превышающей МРОТ.Величина МРОТ устанавливается на федеральном уровне.

Регионы, в зависимости от сложности климатических условий, экономической ситуации и потребительской корзины своего населения могут завышать данную планку, но занизить ее местные власти не вправе.

До июля текущего года эта величина приравнивалась к 6204 рублям.МЗП планируется периодически увеличивать и далее, до тех

advant24.ru

Как правило, это вторая часть премии, некоторые работодатели переводят ее в серую часть выплат Составляющие заработной платы Заработная плата составляется из:

  • МРОТ.
  • Надбавок районного коэффициента, если они предусмотрены федеральным законом.

Также составляется требование о предоставлении компенсационной выплаты, после чего работодатель будет обязан откорректировать должностные оклады.

Поэтому жителям областей рекомендуется узнать именно свой актуальный МРОТ. Сделать это можно в местных органах самоуправления либо на их официальных сайтах.С 1/07/2016г. на основании Федерального закона №164 от 12/06/2016г. МРОТ в РФ составляет 7500 рублей. Если ни компенсации, ни обоснованного ответа не последует, составляется жалоба на работодателя. Обратиться в этом случае можно в профсоюзную организацию, инспекцию по труду, прокуратуру или судебные инстанции. Инфо Наказание за дискриминацию работников весьма серьезное, кроме того работодателю придется пройти массу проверок.

Все это хлопотно и накладно, поэтому в большинстве случаев удается решить проблему мирным путем. Каким образом происходит повышение размера? МЗП на территории нашей страны устанавливается правительством.

Премия и МРОТ

юрист Мерный Максим Андреевич, г. Липецк Ваш вопрос не понятен.

Елена, г.

Симферополь Доплаты до мрот в школе осуществляются из стимулирующих и премии.

адвокат Чередниченко Владислав Александрович, г.

Оклад 9600

юрист Артамонов Валентин Васильевич, г.

Симферополь Смотря кому. Если пед. составу, то да. Если не педсоставу, то нет. Евгений, г. Вологда Должна ли входить премия и северный коэффициент в МРОТ? Вологда Здравствуйте. Это где такая зп с северным коэффициентом?

Должна ли входит надбавка за выслугу лет в доход чтобы платить мрот

Читайте также статью: → «Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в таблице по годам».

)) Оклад (тарифная ставка) — это гарантированный минимум, который работодатель обязан выплатить и на который работник вправе рассчитывать при выполнении трудовых обязанностей, т.е. Минимальный уровень зарплаты Величина допустимого заработка за полный отработанный месяц для работника должна составлять размер не меньше чем действующий уровень МРОТ. В 2017 году, а именно с 01 июля текущего года он составляет 7800 рублей. Данный уровень начисления дохода работника соответствует нормам выработки, окладу, тарифной ставке за полный период расчета до удержания НДФЛ и прочих выплат.

При этом нужно учесть, что размеры начислений компенсационного, стимулирующего характера не сравниваются с общей величиной МРОТ.

Внимание В отношении ряда должностей предусмотрена нормативными документами процентная надбавка за выслугу лет.

Кроме того, коммерческие организации по своему усмотрению вправе устанавливать такую доплату к заработной плате своих сотрудников на основании внутренней документации.

Какая

Что входит в МРОТ: какие выплаты и доплаты

Распространяется требование одинаково на все отрасли занятости, на государственные и частные компании. Но региональные власти наделены правом установления минимальной заработной платы, действующей на территории конкретного субъекта Федерации. Минимальная зарплата в регионе не может быть ниже суммы МРОТ.

Еще одна особенность регионального регулирования размера зарплаты трудоустроенного человека – работодатели подписывают с муниципалитетом соглашение об использовании суммы МЗП. Подписание договора – добровольное, поэтому не все компании действуют на основании размера МЗП.

Более того, стороной соглашения может выступать не только юридическое лицо или ИП, но также профсоюзы компаний, защищающие интересы трудящихся. В 2020 году размер МРОТ в России составляет 11 280 рублей.

За нарушение законодательства в сфере оплаты труда официально трудоустроенных граждан, юридические лица привлекаются к ответственности в рамках административного и гражданского законодательства.

Районный коэффициент и надбавка за стаж не входят в МРОТ: Верховный суд изменил позицию

Коллегия Верховного суда по гражданским делам нарушения в действиях работодателя не усмотрела. Как указали судьи, законодательство не обязывает работодателя начислять районный коэффициент на заработную плату размером не ниже установленного минимального размера оплаты труда. Установление оклада (тарифной ставки) в размере меньше «минималки» не является нарушением трудового законодательства при условии, что общий размер зарплаты, включающий в себя все ее элементы, в том числе районный коэффициент, будет не меньше МРОТ (см.

«»). Однако Президиум Верховного суда счел данную позицию ошибочной, указав на следующее. Для граждан, работающих в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышенная оплата труда обеспечивается путем установления районных коэффициентов и надбавок.

Таким образом, коэффициенты и надбавки не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.

Что входит в МРОТ при начислении заработной платы в 2020 году

Однако до настоящего времени это утверждение не соблюдалось. «Минималка» не поспевала за ростом ПМ.

Только с января 2020 значения МРОТ и ПМ вывели на единый уровень. Соблюдение значения «минималки» носит обязательный характер вне зависимости от способа принятия. Законодательством предусмотрено установление:

  1. общефедеральной величины минимальной оплаты, которая принимается Госдумой;
  2. субъектами федерации. Минимальная оплата устанавливается заключением соглашения между местной властью, представителями профсоюзных организаций и объединением работодателей по регионам, краям, областям и муниципальным образованиям. Величина МРОТ субъекта федерации не должна устанавливаться ниже показателя государственного значения.

Минимальная зарплата работника в 2020 году начисляется в размере 11 280 рублей.

Что входит в минимальный размер оплаты труда в 2020 году, а также входят

Оклад – 5 000 руб., районный коэффициент – 1,2, надбавка за стаж – 10%, регионального МРОТ не предусмотрено. Как мы писали выше, для данной категории работников до уровня МРОТ доводится окладная часть заработной платы, без учета коэффициента и надбавки за стаж. В этом случае, раз нет иных доплат, оцениваем только оклад.

Соответственно, сотруднику необходимо доплатить 6 163 руб.

И тогда коэффициент и надбавка будут начисляться на увеличенную до МРОТ сумму оклада – 11 163 руб.

Важно НДФЛ и страховые взносы с надбавки Доплата за выслугу лет в обязательном порядке облагается подоходным налогом с удержанием налоговой суммы из величины доплаты и последующим перечислением этой суммы в бюджет.

Работник получает доплаты за вычетом НДФЛ.

То есть действуют те же правила начисления, что и в отношении стандартной заработной платы, оклада. Уплатить НДФЛ нужно не позднее последующего дня за датой выдачи надбавки.

Порядок доплаты до МРОТ 2020 (нюансы)

Важно! Трудовой кодекс РФ гарантирует гражданам оплату труда в размере не менее МРОТ (абз.

7 ст. 133 Трудового кодекса РФ). При этом региональный МРОТ не может быть ниже федерального.

Обращаем внимание на следующие моменты: Помимо МРОТ, определяемого на федеральном уровне, некоторые субъекты РФ устанавливают свой минимальный размер заработной платы в соответствии с правилами ст.

133.1 ТК РФ. Установленного уровня МРОТ (федерального или регионального) должна достигать именно зарплата работника – с учетом всех ее составных частей: оклада, надбавок, компенсационных выплат и т. д. (см. ст. 129 ТК РФ). Разумеется, если работнику выплачивается только оклад, то его следует сравнить с уровнем МРОТ и при необходимости увеличить до него (см. письмо Минфина РФ от 24.11.2009 № 03-03-06/1/768, определение Хабаровского краевого суда от 26.04.2013 № 33-2252/2013).

Уровень зарплаты

МРОТ в 2020 году

Это возможно, если сотруднику в совокупности ежемесячно выплачивается больше минимального размера. Но в 2020 году предвидится исключение из него надбавок и премий. Такое решение Министерства труда получило одобрение со стороны Правительства.

Увеличение государственного МРОТ с 01.01.19 года может вызвать пересмотр значений по каждому региону в отдельности. Субъекты России имеют право использовать минималку с учетом уровня жизни населения и состояния экономики.

МРОТ установлен в регионах:

  1. величина МРОТ не дотягивает до общефедерального уровня (статья 133.1 Трудового кодекса России).
  2. где отсутствует соглашение о заработной плате;

Предприятия вправе отказаться от использования минималки своего региона. В этом случае им необходимо в течение 1 месяца с момента появления соглашения в СМИ отправить свое обоснованное решение в органы управления, ответственные за трудовую деятельность в субъекте РФ.

Мрот 9489 входят ли надбавки за выслугу лет

Задать бесплатный вопрос онлайн.

Отзывы о наших юристах. Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните по бесплатному многоканальному телефону 8 , юрист Вам поможет.

Россия, г. Мрот и выслуга лет.

Единая Бесплатная Консультация Юристов.

Защита прав потребителей, банкротство, алименты, ЖКХ, наследство.

Вместе с темой » Надбавка за выслугу лет » также ищут: Выплаты за выслугу лет Пенсия за выслугу лет Надбавка за выслугу Стаж за выслугу лет еще. Угрюмов Евгений Анатольевич. Юрист Россия, г.

0 Отзывов: 7 Личная консультация. У Вас есть ответ на этот вопрос?

Вы можете его оставить, нажав на кнопку ответить. Спросить юриста быстрее Ответ за 5 минут.

Администратор печатает сообщение.

Работаю в отделе Управления Федерального казначейства с марта года.

Мне в году исполнилось 55 лет. В марте года собираюсь выйти на пенсию.

руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, частью первой статьи 21, статьями 36, 47.1, 74, 86, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»,

рассмотрел в заседании без проведения слушания дело о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, а также частей первой — четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина С.Ф. Жарова. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации оспариваемые заявителем законоположения.

Заслушав сообщение судьи-докладчика В.Г. Ярославцева, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации установил:

1. Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации, раскрывающей содержание основных понятий, используемых при регулировании оплаты труда, заработной платой (оплатой труда работника) признаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой — фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) — фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы — минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).

Часть первая статьи 133 данного Кодекса предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а часть третья той же статьи закрепляет правило, в соответствии с которым месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В силу статьи 133.1 названного Кодекса в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации (часть первая) для работников, работающих на его территории, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета (часть вторая); размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в нем (часть третья) и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (часть четвертая); месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 данного Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой — восьмой статьи 133.1 данного Кодекса, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что таким работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности) (часть одиннадцатая).

1.1. Заявителю по настоящему делу гражданину С.Ф. Жарову, работающему сторожем в АО «Витимэнерго», был установлен должностной оклад в размере 4268 рублей, районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за работу в приравненных к районам Крайнего Севера местностях, а также иные надбавки и доплаты, предусмотренные локальными нормативными актами работодателя. Оплата сверхурочной работы, работы в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни производилась в повышенном размере исходя из установленного оклада. Поскольку должностной оклад заявителю был установлен в размере ниже размера минимальной заработной платы в Иркутской области, расчет оплаты труда осуществлялся исходя из того, что размер заработной платы с учетом оклада и всех выплат, включая оплату сверхурочной работы, работы в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, должен составлять не менее минимального размера оплаты труда (начисление районного коэффициента и процентной надбавки производилось на всю сумму заработной платы). Полагая, что действия работодателя по начислению заработной платы нарушают его права на получение справедливой заработной платы, заявитель обратился в суд.

Решением Бодайбинского городского суда Иркутской области от 18 апреля 2018 года требования С.Ф. Жарова были частично удовлетворены. Суд счел, что за основу оплаты труда в 2017 году следует принять размер минимальной заработной платы, установленный Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Иркутской области от 26 января 2017 года (12 652 рубля), а в январе 2018 года в связи с расторжением названного соглашения — минимальный размер оплаты труда, установленный на федеральном уровне (9 489 рублей), исходя из которого необходимо исчислять оплату фактически отработанного времени согласно графику дежурств, после чего к полученной сумме следует прибавить сумму оплаты в повышенном размере сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (в те месяцы, когда она производилась) и начислить районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 2 августа 2018 года решение суда первой инстанции было изменено, сумма, подлежащая взысканию в пользу С.Ф. Жарова, уменьшена. При этом суд исходил из того, что заработная плата работника, включающая все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные системой оплаты труда, а также повышенную оплату труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, должна быть не менее минимального размера оплаты труда (либо минимального размера заработной платы в субъекте Российской Федерации), после чего на нее начисляются районный коэффициент и процентная надбавка.

По мнению заявителя, положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, а также частей первой — четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации не соответствуют статьям 7, 17, 19, 37 и 55 Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, они позволяют работодателю устанавливать работнику заработную плату, размер которой с учетом включения в ее состав компенсационной выплаты за работу во вредных условиях труда, оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни не превышает минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, что нарушает его право на повышенный размер оплаты труда в условиях, отклоняющихся от нормальных.

1.2. В соответствии со статьями 74, 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации по жалобе гражданина на нарушение его конституционных прав и свобод проверяет конституционность закона или отдельных его положений в той части, в какой они были применены в деле заявителя, рассмотрение которого завершено в суде, и принимает постановление только по предмету, указанному в жалобе, оценивая как буквальный смысл проверяемых законоположений, так и смысл, придаваемый им официальным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из их места в системе правовых норм, не будучи связанным при принятии решения основаниями и доводами, изложенными в жалобе.

Как следует из судебных постановлений, принятых по делу заявителя, работу во вредных условиях труда он не осуществлял, соответствующие выплаты для него не предусмотрены.

Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу являются взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133 и частей первой — четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой на основании данных норм решается вопрос о включении в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда, повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.

2. Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию правовым социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, закрепляет, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 1, часть 1; статья 7; статья 37, часть 3).

Право на справедливую заработную плату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия признается одним из важнейших прав в сфере труда Всеобщей декларацией прав человека (статья 23), Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (статья 7), а также Европейской социальной хартией (пересмотренной), принятой в городе Страсбурге 3 мая 1996 года (статья 4 части II).

В силу приведенных положений Конституции Российской Федерации и международно-правовых актов правовое регулирование оплаты труда лиц, работающих по трудовому договору, должно гарантировать установление им заработной платы в размере, обусловленном объективными критериями, отражающими квалификацию работника, характер и содержание его трудовой деятельности и учитывающими условия ее осуществления, которые в совокупности определяют объем выплачиваемых работнику денежных средств, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы. При этом определение конкретного размера заработной платы должно не только основываться на количестве и качестве труда, но и учитывать необходимость реального повышения размера оплаты труда при отклонении условий работы от нормальных (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 года N 38-П и от 28 июня 2018 года N 26-П; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 1622-О-О).

3. Согласно части первой статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Соответственно, заработная плата работника помимо тарифной части (тарифной ставки, оклада, в том числе должностного) может включать в себя стимулирующие и (или) компенсационные выплаты. Компенсационные выплаты (доплаты и надбавки) имеют целью компенсировать влияние на работника неблагоприятных факторов. Включение названных выплат в состав заработной платы обусловлено наличием таких факторов (производственных, климатических и т.п.), которые характеризуют трудовую деятельность работника.

Наряду с этим в том случае, когда трудовая деятельность осуществляется в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством (статья 149 Трудового кодекса Российской Федерации).

Соответственно, оплата труда работника может состоять из заработной платы, установленной для него с учетом условий труда и особенностей трудовой деятельности, и выплат за осуществление работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе при выполнении сверхурочной работы, работы в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, — работы, производимой в то время, которое предназначено для отдыха.

4. Как следует из буквального смысла статей 149, 152, 153 и 154 Трудового кодекса Российской Федерации, сверхурочная работа, работа в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни оплачивается в повышенном размере. Так, в соответствии с названным Кодексом сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере (статья 152), работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере (статья 153), каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях (статья 154).

Установление повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в выходные и нерабочие праздничные дни, работы в ночное время обусловлено повышенными трудозатратами работника, вызванными сокращением времени отдыха либо работой в то время, которое биологически не предназначено для активной деятельности, а также лишением работника возможности распоряжаться временем отдыха, использовать его по прямому предназначению, что приводит к дополнительной физиологической и психоэмоциональной нагрузке и создает угрозу причинения вреда здоровью работой в ночное время либо сокращением времени на восстановление сил и работоспособности.

Приведенное законодательное регулирование призвано не только компенсировать работнику отрицательные последствия отклонения условий его работы от нормальных, но и гарантировать эффективное осуществление им права на справедливую заработную плату, что отвечает целям трудового законодательства и согласуется с основными направлениями государственной политики в области охраны труда, одним из которых является приоритет сохранения жизни и здоровья работников (статьи 1 и 2, часть первая статьи 210 Трудового кодекса Российской Федерации).

Привлечение работника в установленном законом порядке к сверхурочной работе, работе в выходные и нерабочие праздничные дни, как это следует из Трудового кодекса Российской Федерации, производится на основании распоряжения работодателя с соблюдением предусмотренных законом правил (об ограничении привлечения к ним определенных категорий работников, о необходимости, как правило, получить письменное согласие работника) (статьи 99 и 113). Кроме того, для сверхурочных работ установлено количественное ограничение — не более 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (часть шестая статьи 99). Работа в ночное время осуществляется на основе установленного режима рабочего времени, в том числе графиков сменности (статья 103).

Следовательно, выполнение работы в указанных условиях, отклоняющихся от нормальных, не может производиться на регулярной основе (за исключением случаев приема на работу исключительно для работы в ночное время); при сменной работе количество ночных смен в разных периодах может различаться.

Таким образом, выплаты, связанные со сверхурочной работой, работой в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, в отличие от компенсационных выплат иного характера (за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в местностях с особыми климатическими условиями), не могут включаться в состав регулярно получаемой месячной заработной платы, которая исчисляется с учетом постоянно действующих факторов организации труда, производственной среды или неблагоприятных климатических условий и т.п.

5. Трудовой кодекс Российской Федерации в соответствии с требованиями статей 7 (часть 2) и 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации предусматривает, что величина минимального размера оплаты труда является одной из основных государственных гарантий по оплате труда работников (статья 130). При этом минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (часть первая статьи 133), а месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья статьи 133).

Согласно статье 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы, который определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (части первая, третья и четвертая).

Конституционный Суд Российской Федерации в ряде своих решений сформулировал следующие правовые позиции относительно института минимального размера оплаты труда и минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации:

институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума (Постановление от 27 ноября 2008 года N 11-П);

вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда гарантируется каждому, а следовательно, определение его величины должно основываться на характеристиках труда, свойственных любой трудовой деятельности, без учета особых условий ее осуществления; это согласуется с социально-экономической природой минимального размера оплаты труда, которая предполагает обеспечение нормального воспроизводства рабочей силы при выполнении простых неквалифицированных работ в нормальных условиях труда с нормальной интенсивностью и при соблюдении нормы рабочего времени (Постановление от 7 декабря 2017 года N 38-П);

положения статей 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда, при установлении которой каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и требования о повышенной оплате труда при осуществлении работы в условиях, отклоняющихся от нормальных (определения от 1 октября 2009 года N 1160-О-О и от 17 декабря 2009 года N 1557-О-О);

в механизме правового регулирования оплаты труда дополнительная гарантия в виде минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации должна в соответствующих случаях применяться вместо величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, не заменяя и не отменяя иных гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (Постановление от 7 декабря 2017 года N 38-П).

Из приведенных правовых позиций следует, что оспариваемые положения статей 129, 133 и 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в системной связи с его статьями 149, 152-154 предполагают наряду с соблюдением гарантии об установлении заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда определение справедливой заработной платы для каждого работника в зависимости от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а также повышенную оплату труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе при работе в ночное время, сверхурочной работе, работе в выходные и нерабочие праздничные дни.

Соответственно, каждому работнику в равной мере должны быть обеспечены как заработная плата в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы), так и повышенная оплата в случае выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. В противном случае месячная заработная плата работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, не отличалась бы от оплаты труда лиц, работающих в обычных условиях, т.е. работники, выполнявшие сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходной или нерабочий праздничный день (т.е. в условиях, отклоняющихся от нормальных), оказывались бы в таком же положении, как и те, кто выполнял аналогичную работу в рамках установленной продолжительности рабочего дня (смены), в дневное время, в будний день.

Это приводило бы к несоразмерному ограничению трудовых прав работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, и вступало бы в противоречие с вытекающими из статьи 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации общеправовыми принципами юридического равенства и справедливости, обусловливающими, помимо прочего, необходимость предусматривать обоснованную дифференциацию в отношении субъектов, находящихся в разном положении, и предполагающими обязанность государства установить правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает справедливую, основанную на объективных критериях, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении. Кроме того, это противоречило бы и статье 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации, устанавливающей гарантию вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации.

Таким образом, взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133 и частей первой — четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагают включения в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда, повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 47.1, 71, 72, 74, 75, 78, 79 и 100 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации постановил:

1. Признать взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133 и частей первой — четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда, повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.

2. Выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл взаимосвязанных положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133 и частей первой — четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

3. Правоприменительные решения по делу гражданина Жарова Сергея Федоровича подлежат пересмотру с учетом выявленного в настоящем Постановлении конституционно-правового смысла взаимосвязанных положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133 и частей первой — четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

4. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу со дня официального опубликования, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

5. Настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» и на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Постановление должно быть опубликовано также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

Конституционный Суд
Российской Федерации

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх