Создание имиджа

Чтобы произвести в процессе делового разговора хорошее впечатление о себе, необходимо помнить о соблюдении общепринятых правил поведения.

Прежде всего надо вести себя естественно. Лучший способ испортить первое впечатление о себе — вести себя напряженно и скованно. Но не годится и повышенная раскованность и тем более фамильярность. Не следует также напускать на себя вид очень серьезного, занятого важными делами человека. Окружающие эту фальшь поведения очень быстро распознают.

Чтобы произвести первое хорошее впечатление, надо также как можно быстрее сориентироваться в обстановке и в людях, вас окружающих. Это приводит к формированию у них достаточно устойчивых впечатлений, которые долго не исчезают.

Каждый человек — это уникальное создание со своими сильными и слабыми сторонами, которыми для создания о себе хорошего впечатления необходимо умело пользоваться, т.е. активно использовать сильные стороны и стараться не проявлять слабые. Однако это не значит обманывать собеседников — просто следует выстраивать поведение, опираясь на свои лучшие человеческие и профессиональные качества.

Дальнейшая техника создания благоприятного впечатления у окружающих требует выполнения следующих действий.

1. Постоянно высказывать искренний интерес к другим людям. Демонстрация такого интереса — лучший способ произвести хорошее впечатление. Следует, однако, помнить, что самое опасное — это перейти границы искренности и превратиться в льстеца. Такое происходит, когда, пытаясь произвести выгодное впечатление, человек в своих словах начинает преследовать очевидные цели. В этом случае фальшь становится заметной мгновенно. Сдержанность и такт особенно важны при общении с начальником и подчиненными.

2. Поддерживать моменты общности. Отношения лучше всего строить на тех интересах и привязанностях, которые являются общими, т. е. объединяют.

3. Выражать искреннее одобрение. Все люди любят, когда их хвалят. Во всех ситуациях надо найти, за что похвалить собеседника — за знания, умения, внешний вид, состояние кабинета или дома, личные качества родных или друзей. Замечайте в первую очередь все то, что вам нравится в людях и в их поведении. Говорите об их достоинствах. Может быть, эти достоинства еще в зачатке, но человек захочет оправдать ваши ожидания и «закрепить» эти положительные качества.

Один из самых эффективных приемов формирования положительного отношения к себе — это использование комплиментов, т. е. слов и выражений, содержащих небольшое преувеличение положительных качеств человека, благодаря которым срабатывает психологический феномен внушения, вследствие чего человек старается «дорасти» до тех качеств, которые подчеркнуты в комплименте.

Получая комплимент, человек неосознанно стремится оправдать ожидания, что формирует ответную симпатию к вам, снимает его психологическую защиту и закрытость.

В деловом разговоре комплимент настраивает партнера на взаимную симпатию, доверие и приятные отношения, создает чувство надежности, желание ответить взаимностью, формируя хорошее впечатление о вас. Кроме того, комплимент помогает снять сопротивление вашего оппонента, настраивает его на согласие и сотрудничество и создает неосознанное желание идти на уступки. А при первой встрече комплимент — самое удачное начало разговора и лучший способ поднять настроение будущего партнера или клиента, да и себе тоже.

Комплименты бывают трех видов. Первый их вид — когда мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: фирму, где он работает, ее успехи, известность и т. п.

Второй вид — это комплименты, когда мы даем собеседнику маленький «минус», а потом большой «плюс». После «минуса» собеседник теряется и готов уже возражать, но в этот момент на контрасте вы говорите для него нечто очень лестное. Психологи считают такой комплимент наиболее эмоциональным и запоминающимся, но, как все сильно действующее, он довольно рискован. Если «минус» окажется сильнее «плюса», последствия для вас могут оказаться крайне нежелательными.

Третий вид комплиментов состоит в том, что вы сравниваете вашего собеседника с чем-нибудь для вас очень дорогим. Например: «Я бы очень хотел иметь своим сыном такого ответственного человека, как вы». Этот вид комплимента самый тонкий и наиболее приятный для собеседника. Но границы его использования довольно узки. Чтобы он не выглядел искусственным, во-первых, необходимо наличие близких и доверительных отношений между собеседниками. И, во-вторых, собеседник должен знать, сколь важно для нас то, с чем мы сравниваем.

Есть еще одна форма комплимента, способная вызвать положительные эмоции даже у тех, кто занимает по отношению к вам крайне отрицательную позицию. Эта форма называется «комплимент на фоне антикомплимента самому себе». Усиленное воздействие такого комплимента связано с тем, что он вызывает удовлетворение сразу двух потребностей вашего собеседника:

— в усовершенствовании какой-то его черты характера, способности, привычки, умения;

— в реализации его установки на критику партнера по деловому разговору.

Противопоказаний комплиментам практически нет. Любая деловая беседа, любые коммерческие переговоры можно начинать с комплиментов присутствующим. Однако на первых порах целесообразно заранее, готовясь к деловому разговору, приготовить небольшой набор комплиментов для разных случаев, ситуаций и людей.

Для любого предпринимателя и любого менеджера располагать к себе подчиненных и партнеров по делу — производственная необходимость. Поэтому необходимо как можно чаще делать им комплименты, соблюдая при этом несколько простых правил.

1. Произносить комплименты надо уверенным тоном, не смущаясь, но и не покровительственно. Слова должны сочетаться с тоном голоса, мимикой и позой.

2. Произнося комплимент, следует прогнозировать реакцию партнера. Комплимент может вызвать и раздражение, если он неуместен.

3. Не нужно произносить противоречивых комплиментов, имеющих скрытый подтекст.

4. Комплимент должен отражать только положительные качества без двойного смысла, когда качество можно оценить и как положительное, и как отрицательное.

5. Отраженное в комплименте положительное качество должно иметь лишь небольшое преувеличение. В противном случае комплимент превращается в издевательство.

6. Нельзя делать комплимент относительно тех качеств, от которых человек стремится избавиться.

7. Комплимент не должен давать рекомендаций и поучать.

8. К комплименту нельзя делать добавок, которые становятся для него «ложкой дегтя», т. е. существенно ухудшают.

Комплимент отличается от лести именно тем, что содержит небольшое преувеличение. Льстец сильно преувеличивает достоинства собеседника. Лесть грубее комплимента и потому имеет больше шансов быть отвергнутой из-за вопиющего несоответствия реальному положению вещей. Поэтому в деловом разговоре явное преимущество за комплиментом как инструментом более тонким и действенным.

Положительному восприятию комплимента способствует использование в нем фактов, известных обоим партнерам, причем интерпретация этого факта представляет собеседника в выгодном свете.

Отсутствие фактической основы делает комплимент неубедительным и может низвести высказывание до уровня банальной лести. Если есть сомнения, поймет ли собеседник, о каком факте речь, лучше не рисковать и прежде напомнить о нем, а затем уже обыгрывать.

Хуже всего, если комплимент противоречит фактам. Например, если ваш компаньон не спал всю ночь, мучаясь от зубной боли, а вы ему скажете, что он сегодня прекрасно выглядит, ваши слова будут восприняты не иначе как насмешка.

Комплиментарная часть высказывания должна быть как можно более краткой, содержать одну-две мысли, не более. И быть простой по конструкции и заведомо понятной.

Надо уметь не только делать комплимент, но и достойно на него отвечать притом желательно сразу, иначе собеседник, если и не обидится, то уже не захочет в другой раз сделать вам приятное. Общая формула ответа на комплимент: «Это благодаря вам!» Все искусство состоит в умении ее варьировать. Иными словами, необходимо вернуть психологический «плюс» вашему собеседнику. При этом важно похвалить его за действительно положительные качества.

Комплименты надо говорить как можно чаще и всякому, кто достоин доброго слова. Именно практикой достигается легкость и непринужденность в комплименте, что делает его естественным и эффективным. Собеседники принимают комплименты весьма благосклонно. Не составляют исключение и деловые люди, ибо всякому приятно уже то, что ему хотят сказать что-то хорошее, и он легко прощает возможные промахи.

Когда комплимент пришелся по душе собеседнику, лицо его озаряется улыбкой. Хорошее настроение вместе с улыбкой имеет приятное обыкновение передаваться собеседнику. И вы также непроизвольно улыбнетесь и почувствуете, что и ваше настроение улучшилось. Так что польза от комплиментов обоюдная.

Существуют и другие очень важные приемы техники создания хорошего впечатления у окружающих. Эти приемы предполагают следующую манеру общения с собеседниками.

Всякий человек, как бы он ни был увлечен своей работой, имеет свою личную жизнь — персональные интересы, увлечения, стремления, интересы и потребности своей семьи. Если с собеседником вести разговор в русле его личных интересов, то это, как правило, вызовет в нем повышенную вербальную активность, сопровождаемую положительными эмоциями, а вас он станет воспринимать как человека чуткого и внимательного.

Реализация программы формирования имиджа

План по формированию имиджа еще называют «Мастер ? планом». Он состоит из четырех частей:

  • — создания фундамента;
  • — внешнего имиджа;
  • — внутреннего имиджа;
  • — неосязаемого имиджа.

Все эти элементы направлены, главным образом, на достижение трех главных задач:

  • — достижение высокого уровня компетенции и эффективной работы с покупателем;
  • — поддержание имиджа успешной компании, который заставляет покупателя поверить в компанию;
  • — установление эмоциональной связи с покупателем и обществом.

Создание положительного имиджа ? нечто большее, чем просто хорошая рекламная кампания, это ? сложный и многосторонний план, все части которого взаимосвязаны и взаимозависимы. План наиболее эффективен тогда, когда все его составляющие части работают вместе. Как результат с помощью «Мастер — плана» можно оценить ситуацию, сложившуюся в компании.

Первая часть «Мастер — плана» — формирование фундамента. Фундамент — это основа всего. Так, дом не прослужит долго, если его фундамент будет непрочным, а имидж будет неэффективен, если тщательно не будет выполнен первый шаг по его разработке закладка фундамента: определение ценностей, целей, принципов и философии, на которых будет прочно стоять все здание имиджа. Чтобы фирма функционировала эффективно в своем имидже, необходимо, чтобы все составляющие элементы были неразрывно связаны и согласовывались с фундаментом. Ведь без него все остальное не имеет смысла, а «Мастер ? план» обречен на неудачу. Для постройки фундамента имиджа автор книги «Имидж фирмы: планирование, формирование, продвижение» Б. Джи выделяет пять шагов, которые необходимо предпринять:

  • 1) принципы. Первым шагом должно стать тщательное продумывание деловых принципов, опираясь на которые возможно было бы разработать положение о целях бизнеса. Меняется жизнь, но принципы остаются теми же. Следование определенным установкам особо ценится, кроме того помогает сотрудникам точно определить модель поведения, которую желал бы видеть от них в каждой конкретной ситуации руководитель. Следовательно, является немаловажным, чтобы принципы были отражены в простой и короткой форме и были предоставлены сотрудникам для ознакомления.
  • 2) положение о цели создания компании. Оно должно отражать идеалы в сфере бизнеса и стандарты высокого качества, как продукта, так и обслуживания. Оно мотивирует выполнять обещанное и придерживаться заложенных стандартов. Цель компании — это ее движущая сила. Поэтому следует помнить несколько принципов:
    • — не быть похожими на других: цель не должна состоять из общих фраз. Положение должно отражать направление, цель и конечный результат;
    • — пусть цели вдохновляют: положение о цели должно вдохновлять, мотивировать к эффективной работе сотрудников. Только стремление к совершенству может вдохновлять людей;
    • — положение должно быть точным и честным: нельзя включать в положение то, чего нет возможности предоставить клиентам. Лицемерие — самый простой способ обидеть клиента так, что он больше никогда не будет иметь дела с данной компанией;
    • — изложение в нем концепции компании: знание сотрудниками концепции компании дает им полное представление о целях;
    • — сосредоточение на нуждах людей: необходимо подчеркнуть в положении, что в первую очередь компания работает для удовлетворения определенных человеческих нужд.
  • 3) корпоративная философия. Философия разрабатывается исходя из первых двух элементов фундамента принципов и положения о целях создания компании. Но это не одно и то же. Философия фирмы — это смысл жизнедеятельности компании. Для того чтобы создать положительный имидж, необходимо отличаться от других и всячески подчеркивать это отличие. Разрабатывая корпоративную философию, важно определить, что отличает компанию от ее конкурентов. Это позволяет создать имидж компании абсолютно уникальной в своей области.
  • 4) долгосрочные цели компании. «Человек без цели, перестает жить, он просто существует». Аналогично: «Компания без долгосрочной цели долго не просуществует». Необходимо знать, куда мы идем. Зная это, можно выбирать уже наиболее приемлемый маршрут. Нет цели — нет пути. Установление четких целей, помогает осознать, что компания движется в правильном направлении, а значит, и поставленные задачи будут выполняться быстрее.
  • 5) стандарты поведения и внешнего вида. Последний шаг при формировании фундамента ? письменное изложение принятых в компании стандартов. Они определяют действия, которые соответствуют философии, целям и принципам. С помощью стандартов сотрудники могут поддерживать имидж фирмы, образ, который складывается в глазах у потребителей. Стандарты включают вопросы, начиная от формы одежды сотрудников, заканчивая их поведением. Подчинение стандартам и правилам ? метод, который поможет сохранить в целости фундамент имиджа.

Второй частью в составлении «Мастер ? плана» является процесс формирования внешнего имиджа, который, в свою очередь, состоит из шести элементов. Наиболее важный из них — это качество продукта. Хорошая реклама может привлечь внимание покупателя, но она не убережет от потери его, если потребитель разочаруется в качестве. К тому же, он больше не будет верить данной компании, а это уже большая угроза имиджу: он может быть испорчен. Как говорится, встречают по одежке. Поэтому, первое впечатление, которое складывается у потребителя, является самым важным. Это, так называемый, осязаемый имидж, который создается из восприятия компании покупателем при помощи пяти чувств. Его впечатление складывается из того, что он видит, слышит, чувствует, вдыхает и трогает. Поэтому важно все, начиная от названия компании и ее девиза, заканчивая интерьером офиса и фирменным бланком. Немалую роль здесь играет то, насколько качественна рекламная кампания компании. Кроме того, важно укрепление общественных связей с обществом ? это неотъемлемая часть программы по созданию внешнего имиджа. Примером может стать благотворительная акция. Все более существенным становятся отношения компании со средствами массовой информации. Журналисты, печатая рекламу, могут вызвать негатив к компании у потребителей, просто разместив её не так и не в том месте. Еще одна необходимая часть программы по формированию корпоративного имиджа ? отношения с инвесторами. Ничто не сможет привлечь инвесторов в компанию, если она пользуется дурной репутацией в глазах общества. И последнее, индивидуальность и внешний вид сотрудника наиболее важный элемент, поскольку на них строится первое впечатление покупателя о компании. Внешний имидж должен быть ясным и привлекательным для клиентов. Кроме того, необходимо периодически перестраивать его, постоянно укрепляя: не надо каждый раз все кардинально изменять, необходимо унифицировать все его составляющие, чтобы усилить его воздействие на потребителя.

Третий элемент «Мастер — плана» ? внутренний имидж, который можно охарактеризовать как психологическое восприятие и отношение к компании ее сотрудников, руководителей, дочерних организаций, составляющих внутреннюю среду компании. Внутренний имидж не менее важен, поскольку атмосфера, которая царит внутри фирмы, очень сильно отражается на клиентах. Они чувствуют весь негатив. Кроме того, дружеская обстановка стимулирует к слаженной, более эффективной работе, с отдачей общему делу. Все это положительно отражается на внешнем облике фирмы, позиционируя ее как устойчивую, профессиональную организацию. Более того, сотрудники имеют и личную жизнь, в которой они общаются с друзьями и близкими. Посредством этого общения передается информация о фирме, и важно, чтобы она была положительной. Для распространения информации, стимулирования взаимодействий внутри коллектива, можно использовать такие каналы как: выпуск внутренней газеты, организация личных встреч руководства компании с сотрудниками, проведение общих собраний и брифингов.

Кроме того, для формирования благоприятного внутреннего имиджа можно использовать:

  • — организацию мероприятий для проведения нерабочего времени совместно;
  • — создание атмосферы положительного соревнования, а также стимулирование взаимоуважения, взаимопомощи и доверия;
  • — оказание психологической помощи;
  • — содействие в повышении квалификации работников;
  • — представление сведений об истории фирмы, ее достижениях;
  • — привлечение работников к инновационным проектам;
  • — возможность и поощрение инициативы.

К программам, влияющим на внутренний имидж, относятся:

  • — кадровая политика компании ? это уровень заработной платы, полномочия сотрудника в той или иной должности, возможность продвижения по служебной лестнице, премии и внутренние коммуникации;
  • — ориентация и тренинги сотрудников ? это способ получения персоналом определенных знаний и мотивации. Ориентация и тренинги персонала определяют, насколько эффективно сотрудники установят эмоциональные связи сначала с компанией, а потом с покупателями, насколько компетентно и профессионально они будут выполнять свои обязанности;
  • — программы поощрения. Один из самых эффективных способов создания мотивации к работе у сотрудников. Они направлены на вызывание у работника ощущения своей значимости. Включают как материальное, так и моральное поощрение (иногда спасибо важнее денег).

Внутренний имидж непосредственно влияет на внешнее представление о фирме. В свою очередь, внешний имидж фирмы, подтвержденный отзывами прессы, клиентов, способствует росту гордости у сотрудников за фирму, повышению качества внутреннего имиджа. Вкладывать деньги во внешний имидж и не заботиться о внутреннем бесполезная трата денег. Последним, но не менее важным элементом «Мастер ? плана» является, так называемый, неосязаемый имидж, который целиком строится на ощущениях. Это все то, что может сказать первый попавшийся человек о компании. Именно от него зависит, сможет ли компания установить связь с покупателем и воздействовать на его эмоциональные струны. А значит, от этого зависит и успех компании, эффективность разработанного имиджа будет, покупаться продукция или нет.

При формировании имиджа важно помнить, что в зависимости от того, на каком этапе жизненного цикла находится компания, различаются элементы внутреннего и внешнего имиджа, на которые нужно воздействовать в первую очередь при формировании имиджа. Когда компания находится в стадии становления, затраты на формирование имиджа и рекламу минимальны. Основные задачи, которые необходимо решить на данном этапе внутри компании:

  • — определение ближайших и перспективных целей функционирования компании и составление планов деятельности;
  • — сегментирование рынка в соответствии с планами;
  • — создание товарного знака и логотипа фирмы;
  • — подбор и адекватная расстановка сотрудников в соответствии с предполагаемыми должностями и целями компании;
  • — разработка общего стиля фирмы, концепции внешнего оформления офиса;
  • — проведение маркетинговых исследований и составление прогнозов развития компании при содействии привлеченных со стороны экспертов;
  • — создание начальной базы данных уже имеющихся и потенциальных клиентов.

Внешний имидж требует осуществления следующих действий:

  • — рассылка потенциальным партнерам и клиентам информационных писем о создании, целях и общей стратегии компании;
  • — в рекламе должен быть сделан акцент на определенный сегмент рынка и качество предлагаемого товара;
  • — нельзя забывать о принципах деловой этики при общении с клиентами.

Поскольку первое впечатление трудно изменить. После того, как компания захватила определенную нишу на рынке и утвердилась в ней, она может позволить себе увеличить расходы на имидж-рекламу. Формирование внутреннего имиджа на данном этапе включает в себя:

  • — работу по внедрению и укреплению традиций фирмы среди сотрудников для создания корпоративного духа;
  • — формирование общего стиля офиса компании в соответствии с ее традициями, особенностью деятельности и финансовыми возможностями;
  • — активизацию маркетинговых исследований, образование при компании или выбор внешних прогнозирующих или инновационных исследовательских структур — необходимые условия перехода организации к следующему этапу развития.

Внешний имидж направлен на достижение следующих целей:

  • — акцентирование в рекламе на стабильности деятельности компании;
  • — поддержание постоянной связи с существующими клиентами;
  • — рекламирование технологий компании в соответствующих изданиях;
  • — активное использование товарного знака, логотипа, слоганов во всех видах имиджевой деятельности;
  • — проведение первых мероприятий по связям с общественностью;
  • — начало социальной рекламы.

Когда фирма находится на стадии стабилизации внутренний имидж связан с:

  • — открытием ее филиалов в регионах в рамках соответствующего имиджа;
  • — стимулированием пробных новых направлений деятельности, как вписывающихся в общий стиль компании, так и всецело новаторских;
  • — поддержание прямой и обратной связи с клиентами.

Внешний имидж компании предполагает:

  • — уменьшение затрат на общую рекламу, поскольку товарный знак уже говорит сам за себя;
  • — начало рекламных компаний инновационных проектов фирмы;
  • — активное участие в общественных мероприятиях различного уровня и направленности, выбираемых в соответствии с имиджем компании;
  • — расширение социальной рекламы, благотворительность, поддержка какой-либо общественной организации.

На завершающем этапе происходит либо повтор предыдущих мероприятий, либо закат компании.

Таким образом, последним, но не менее важным элементом «Мастер — плана» является, так называемый, неосязаемый имидж, который целиком строится на ощущениях. Это все то, что может сказать первый попавшийся человек о компании.

Стиль и фасон костюма, цветовая гамма, рисунок ткани, дизайн аксессуаров — язык, которому мы учимся с детства и на котором разговариваем с окружающими. Грамотный имидж — это умение говорить на языке одежды так, чтобы вас услышали и поняли.

Столь популярное в наши дни слово «имидж» (англ. image, от лат. imago — «образ», «вид») означает целенаправленно формируемый образ (лица, предмета, явления), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие. Имидж — это «визитная карточка», создаваемая нами для других, то впечатление, которое мы рассчитываем вызвать у окружающих. В грамотно созданном имидже согласованы все детали — не только внешние атрибуты (стиль одежды, причёска, аксессуары, украшения и т.д.), но и голос, манера повеления, даже окружение работают на заданную цель.

Имидж жизнеспособен и убедителен лишь тогда, когда соответствует внутренним качествам человека, его характеру, темпераменту и образу жизни. Дома, на работе, в дружеской компании и среди незнакомых людей мы играем определённые социальные роли. Хотя они могут очень сильно различаться, мы исполняем их с удовольствием. Но если роль превращается в маску, скрывающую истинное лицо человека, если она не соответствует его мироощущению и целям, тогда имидж превращается в обузу. Человек испытывает дискомфорт оттого, что «играет не свою роль».

Внешность отражает наше внутреннее состояние, и наоборот. Когда мы хотим изменить свою жизнь, то очень часто первым делом обновляем гардероб, спешим в парикмахерскую или затеваем в квартире ремонт. Если женщина радикально меняет цвет волос, например из натуральной блондинки перекрашивается в жгучую брюнетку, наверняка она полна решимости начать новую жизнь. У того, кто испытывает стресс, душевные переживания или раздираем противоречиями, внешний облик несёт отпечаток диссонанса, неуверенности, неопределённости. А когда человек пребывает в согласии с собой и миром, тогда и составляющие его образа гармонично дополняют друг друга, подчёркивая, цельность личности.

«Индивидуальный стиль» и «имидж» — разные понятия, .хотя одно без другого не существует. Если имидж — некая роль, то стиль — это скорее сущность человека, его внутреннее «я». Для многих найти свой стиль означает найти себя, свою точку зрения и уметь выразить её. По причёске, рисунку на ткани или расцветке галстука, если быть внимательным, всегда можно угадать предпочитаемый стиль, А такие «мелочи», как браслет, зонт или брелок, расскажут о хозяине больше, нежели любые слова. Часто мы выбираем подобные веши спонтанно — просто потому, что они нравятся, а следовательно, соответствуют нашему внутреннему «я». Кстати, духи, которые мы сами покупаем (не подаренные), красноречивее всего раскрывают индивидуальность — то, как мы себя воспринимаем и какими нам хочется быть.

Стильно одетый человек не просто одет со вкусом и продумал все детали гардероба от пуговиц до носового платка. Ему действительно подходит всё, что он носит. Это и есть взаимосвязь внешнего и внутреннего, соответствие имиджа стилю, а стиля имиджу. Такой гармоничный образ формируется благодаря врождённому вкусу и чувству прекрасного, а также знанию основ стилистики и законов гармонии.

Безусловно, мода вносит свои коррективы в понятия гармонии и красоты. В одни времена принято было неукоснительно следовать канонам и соблюдать единый стиль, в другие, в том числе в наши дни, стили легко смешиваются, интерпретируются, приветствуется любое проявление индивидуальности и быть одетым «правильно» с точки зрения цельности стиля считается дурным тоном.

Но что бы ни диктовала мода, законы гармонии никто не в силах отменить. Осознанно или интуитивно, человек тянется к прекрасному, к тому, что приятно для глаз, тела и души.

Правила гармонии едины для всех видов искусства — живописи, архитектуры, музыки, поэзии и, разумеется, для искусства создания костюма. Дизайнер придумывает красивую ткань, интересный наряд, необычную обувь. Работа стилиста — согласовать все детали гардероба, сделанные разными людьми, подобрать, стилистически и композиционно объединить их в расчете на конкретного человека, учитывая тип его фигуры, черты лица, образ жизни, особенности характера, индивидуальные предпочтения, а также то, какие задачи призван решить создаваемый имидж.

Стиль и фасон костюма, цветовая гамма, рисунок ткани, дизайн аксессуаров — язык, которому мы учимся с детства и на котором разговариваем с окружающими. Грамотный имидж — это умение говорить на языке одежды так, чтобы тебя услышали и поняли.

Как создать гармоничный образ

Во всём красивом, прекрасном, гармоничном есть созидающее начало, прогресс. А дисгармония ведёт к разрушению. Выбирая одежду, которая нам нравится и соответствует нашему вкусу, мы вносим баланс и гармонию в свой внутренний мир, в свою жизнь.

Гармоничный внешний образ — своеобразный «слоёный пирог», включающий стиль одежды, причёску, макияж, силуэт и пропорции костюма, рисунок и фактуру ткани, цветовую гамму, украшения и аксессуары. А связывает все эти «слои» личность человека, его индивидуальность. Гармоничный человек прежде всего цельный человек. То же правило распространяется на костюм. Именно соподчинённость его частей (всех «слоев пирога») и целостность образа, когда ничто не разрушает его, являются главными условиями гармонии.

Композиция костюма. Гармония — эстетическая категория, спутница красоты. Как и в искусстве, гармония в костюме основана на правилах композиции. Композиция костюма — это объединение всех его элементов в одно целое, выражающее определённую идею, мысль, образ. Стилистика требует, чтобы костюм был красив и делал человека привлекательным.

Стиль человека воспринимается целостным, когда его внешность, голос, пластика и поведение соответствуют стилю. Например, спортивная женщина — крепкого телосложения, с низким голосом и тяжеловатой походкой — вряд ли может выглядеть романтично. Чтобы сложился романтический образ, туфли и сумочка должны быть выдержаны в одном стиле и подходить по форме и цвету к платью, а цветочный рисунок ткани передавать романтическое настроение и прекрасно подчёркивать линии тела и силуэт, а также гармонировать с цветом глаз. Если все части образа находятся в равновесии, то создаётся нужное, сильное впечатление.

Очень важно, чтобы все составляющие образа подчинялись главной — композиционному центру. Это акцент, доминанта, которая привлекает к себе особое внимание массой, дизайном или цветом. Центром композиции способны стать галстук, поясок, обувь, очки. В создании образа он является отправной точкой, основным стилеобразующим элементом. Возможно существование нескольких композиционных центров, связанных между собой единым замыслом и общим стилем.

Важным принципом композиции является согласованность элементов костюма по трём принципам — контраста, нюанса и подобия.

Центр композиции. Центр в костюме есть практически всегда. Даже если вы одеты во всё чёрное с головы до ног, доминантой может служить причёска или макияж. Если композиционный центр — это шляпа, значит, она должна отличаться великолепным качеством и дизайном, подходить к лицу и фигуре; она привлекает внимание к лицу, шее, волосам, глазам. В этом случае одежда и другие аксессуары должны служить фоном и не перетягивать внимание на себя.

Центр композиции, расположенный по центру фигуры, привлекает внимание к телу — груди, талии, бёдрам. Акцент, перенесённый в нижнюю часть, к ногам, придаёт образу основательность, устойчивость. Если же композиционный центр отсутствует, то образ «не читается», кажется размытым, незаконченным или распадается на отдельные фрагменты.

Контраст — это резко выраженная противоположность, противопоставление, которое может осуществляться по форме, цвету, объёму, фактуре материала и т. д. Контрастность делает образ более ярким и запоминающимся, но в то же время и неоднозначным, двойственным. Например, смешение в одном костюме столь далёких друг от друга стилей, как классический и фольклорный, придаст вашему имиджу особый колорит, шарм. Сочетание различных рисунков ткани вносит ощущение динамики, движения. Безусловно, сочетая несочетаемое, следует помнить о цельности всего образа — контрастность всегда должна быть оправдана замыслом.

Подобие — повторение в костюме одного элемента, который встречается в различных вариациях. Скажем, декоративная деталь — цепочка может быть и ручкой сумочки, и браслетом часов, и отделкой на карманах жакета, на туфлях или повторяться рисунком на шейном платке. Тот же принцип работает, когда все аксессуары выдержаны в едином цвете или дизайне. Этот принцип комплекта был когда-то (в 50-х гг.) популярен и даже обязателен для стильно одетой дамы. Сегодня такой приём кажется слишком правильным, лишённым фантазии и индивидуальности.

Нюанс — своего рола переход от контраста к подобию — создает более интересные и живописные связи между элементами. Костюм, цветовая гамма которого построена на нюансах, сочетании оттенков и полутонов, выглядит богаче, сложнее, изысканнее, чем решённый в одном цвете. Этот принцип даёт большой простор для личного творчества.

Один и тот же образ создаётся порой совершенно разными средствами. Например, чтобы подчеркнуть хрупкость и юность девушки, можно, основываясь на принципе подобия, одеть, её в лёгкий наряд из тонкой ткани с нежным рисунком, открытую обувь на тонком каблучке, добавить маленькую сумочку и изящные украшения. А можно, идя по пути контраста, предложить этой девушке военный комбинезон на три размера больше, грубые башмаки на толстой подошве — и добиться ещё большего эффекта. Первый вариант даёт понятный и конкретный образ, второй — противоречивый, неоднозначный, ассоциативный.

Пропорции в одежде. Важнейшим средством создания гармоничного образа являются пропорции (для художников и архитекторов они имеют первостепенное значение). В основе гармоничных пропорций лежат определённые математические соотношения. Это единственное средство, с помощью которого удаётся «измерить» красоту.

Самым известным примером гармоничной пропорции служит принцип золотого сечения, известный ещё художникам и архитекторам античности: в отрезке, разделённом на две части, меньшая часть, так относится к большей, как большая относится ко всему отрезку, т. е. к сумме двух частей: a / b = b / (a + b). Простейшим приближённым к пропорциям золотого сечения является ряд целых чисел: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233 и т.д. (где сумма двух соседних членов равна последующему), называемый рядом Фибоначчи по имени итальянского математика XIII в. Пользуясь принципом золотого сечения, можно создавать в композиции костюма наиболее совершенные пропорции и устанавливать органичную связь между целым и его частями.

Однако пропорции одежды теряют всякий смысл, если они не увязаны с человеком. Поэтому соотношение деталей костюма определяется особенностями фигуры, её собственными пропорциями. В теле человека тоже существуют математические соотношения между отдельными его частями. Если принять за модуль, т. е. условную единицу, высоту головы, то (согласно Витрувию, римскому архитектору и инженеру 1 в. до н. э., автору трактата «Десять книг об архитектуре») в пропорциональной фигуре взрослого человека уместится восемь модулей: от макушки до подбородка; от подбородка до уровня груди; от груди до талии; от талии до линии паха; от линии паха до середины бедра; от середины бедра до колена; от колена до середины голени; от голени до пола. Упрощённая пропорция говорит о равенстве четырех частей фигуры: от макушки головы до линии груди (по подмышкам); от груди до бёдер; от бёдер до середины колена; от колена до пола.

Ширина плеч должна быть равна 1/4 роста; длина туловища вместе с головой — 1/2; ширина груди — 1/6 роста; длина рук — доходить до середины бедра (измеренной по внутренней части); длина ног должна составлять 1/2 роста; голени — 1/4 роста; обхват шеи — равняться обхвату икры; ширина шеи — достигать 1/4 высоты головы. Пропорции мужской и женской фигур несколько отличаются. Так, ширина плеч у женщин немного меньше двух модулей головы, а ширина бёдер приблизительно равна ширине плеч. Часто в росте женщины укладывается не восемь модулей, а семь с половиной.

Готовое платье шьется на идеальную, стандартно сложенную фигуру, которой в реальной жизни похвастается далеко не каждый. Однако человек может подобрать одежду таким образом, чтобы выглядеть гармонично.

Форма одежды. Человек прежде всего воспринимает общую форму предмета, затем — цвет и составные элементы формы и лишь в последнюю очередь — детали и подробности. Форма костюма влияет на то, какое впечатление мы производим на окружающих. Наиболее высоким статусом обладает силуэт-прямоугольник с подчёркнутыми углами, а самым низким — округлые формы.

Квадрат. Человек с «квадратной» фигурой воспринимается коренастым, крепким, тяжёлым, твёрдо стоящим на ногах, уверенным в себе. Одежда квадратного силуэта (ещё и подчёркнутого клеткой) говорит о деловитости, стабильности, рациональном уме, близости к земле, материальности, отсутствии иллюзий. В области цвета этой форме соответствует красный.

Прямоугольник. Как и квадрат, эта форма редко встречается в природе. Прямоугольные коробки домов, мебель, листы бумаги, упаковка — всё это создания человеческих рук и связано с разумностью, логическим мышлением, организованностью. Прямоугольный силуэт костюма чаще всего используется в бизнес-стиле, где требуется подчеркнуть деловые качества, ум, ответственность, серьёзность и сдержанность.

Круг ассоциируется с солнечным диском, полной луной. Это правильная форма, замкнутая и стабильная. Но если квадрат олицетворяет статику, то круг — это постоянное движение. Воздействие его спокойно и ненапряжённо — так движутся стрелки по циферблату или вращается колесо обозрения. Совершенно круглый силуэт в одежде не используется, только в деталях. Зато его производные — овал, эллипс, волнообразные формы и параболы — вносят в костюм мягкость, подвижность, лёгкость. С кругом соотносится синий цвет.

Треугольник — это движение, динамика. Его острые углы кажутся боевыми и агрессивными. Треугольник, излучающий себя во все стороны, — символ мысли; его сравнивают с жёлтым цветом. Треугольник основанием вниз или трапеция — более женственный вариант: узкие плечи, широкие бёдра. Расклешенные платья-сарафаны, летящие юбки производят впечатление подвижности, легкомыслия, романтики. Треугольник основанием вверх подчёркивает ширину плеч, это главным образом мужской силуэт. Он передаёт ощущение силы, уверенности. Поэтому расширение плечевого пояса жёсткими подплечниками, острыми лацканами, двубортной застёжкой используется для придания фигуре более внушительного, авторитетного вида.

Овал — форма достаточно обтекаемая, мягкая. Люди, имеющие овальный тип фигуры, обычно склонны к полноте, у них небольшие покатые плечи, широкие бёдра, маленькая стопа. Они кажутся спокойными, миролюбивыми, флегматичными. Овальная форма в костюме располагает к отдыху, расслаблению, неформальному общению. Ассоциируется с фиолетовым цветом.

Дарья Юрьевна Ермилова,
кандидат философских наук,
доцент, автор нескольких книг по истории домов моды,
композиции костюма, моделирования
и художественного оформления одежды.
Статья предоставлена сайтом Elitarium.ru

Индивидуализация. Во-первых, каждый человек индивидуален по своей сути. Индивидуальность включается в своеобразии психики и физических свойств человека. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процесс воспитания, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности. Таким образом, индивидуальность это единство свойств и качеств человека, радикально отличающих его от других людей. В природе нет абсолютно одинаковых людей, но, тем не менее, для того, чтобы выделиться из массы необходимо подчеркивать свою неповторимость. Процесс создания имиджа и есть способ акцентирования своей индивидуальности.

Социализация. Во-вторых, человек — это общественное существо, которое не может жить вне социума. Потребность человека в общении имеет специфический характер и выражается в двух противоположных тенденциях. Первая связана с тем, что у человека существует потребность в социализации, социальном научении, в результате которого поведение человека становится адекватным требованиям общества. Социальный опыт человек усваивает в процессе деятельности и общения. Перенимая социальный опыт, человек тем самым приспосабливается к обществу, что является главным условием его позитивного сосуществования с другими его членами. Учитывая данный факт, следует сделать вывод, что обеспечивает это существование превращение человека в личность. Иначе говоря, личностью, имеющей какой-либо имидж, можно стать только среди себе подобных, перенимая исторически наработанный социальный опыт для обеспечения эффективного развития и функционирования в социуме.

Персонализация. Другая тенденция выражается в том, что каждый человек воспринимает себя как нечто самостоятельное, автономное. Он противопоставляет свое «Я» всему обществу, тем самым, выделяя себя из окружающей социальной среды. Это явление проявляется в процессе индивидуализации личности, которое состоит в осознании своего собственного «Я», создании своего «Я»-образа. Каждый человек познаёт свои возможности, устремления, интересы и реализует их в своём собственном индивидуальном опыте. Человеку важно знать, что он из себя представляет, так как личная определённость является важной основой жизнедеятельности человека. Эта определённость позволяет человеку занять конкретную нишу в обществе. Продолжением процесса индивидуализации является процесс утверждения человека в обществе, завоевание уважения, авторитета. Имидж, являясь средством категоризации другого человека, выступает эталоном, мерой оценивания индивидом личности. Вследствие этого имидж является носителем социальных установок и поэтому выполняет регулятивную функцию, оказывая воздействие на мнения и поступки окружающих.

Эмоциональная перцепция. Серьёзную роль в деловых отношениях играют эмоции, оказывающие существенное воздействие на формирование в сознании образа партнёра по общению. Основой для создания образа является восприятие. Восприятие человека человеком является обязательным условием любой совместной деятельности людей. Восприятие — это динамичный процесс, он обусловлен многочисленными психологическими и социально-демографическими характеристиками общающихся между собой людей. При этом мы всегда ненамеренно или намеренно оказываем определённое воздействие своими поступками, поведением на окружающих нас людей. Имидж во многом зависит как от личных психологических качеств человека, так и от умения соответствовать ожиданиям окружающих.

Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному, следует обратить внимание, что имидж формируется благодаря многим факторам. Это наши личностные психологические особенности, это и влияние на нас нашего собственного или коллективного опыта, это и результат преднамеренного воздействия, как самих людей, так и СМИ. Имидж можно трактовать как одну из форм социальной регуляции и саморегуляции человеческого поведения: индивидуального и группового. С одной стороны, формирование имиджа происходит с учётом тенденций общественного мнения, сформированного в обществе, т.к. это способствует завоеванию доверия и достижению согласованности в восприятии образа человека. С другой — имидж играет значительную роль в формировании общественного мнения.

При этом имидж, являясь знаково-символической системой, имеет два уровня функционирования – осознаваемый, связанный преимущественно со значениями, и неосознаваемый, который можно соотнести с проявлением смысловых иерархических систем. Таким образом, имидж – это важный социально-психологический фактор, который может оказывать влияние на внутреннюю картину мира человека и как следствие участвовать в управлении людьми.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх