Списание незавершенного строительства

Содержание

Об утверждении Порядка списания затрат по объектам незавершенного строительства и Положения о комиссии по списанию затрат по объектам незавершенного строительства

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «СЫКТЫВКАР»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2019 года N 7/2212
Об утверждении Порядка списания затрат по объектам незавершенного строительства и Положения о комиссии по списанию затрат по объектам незавершенного строительства

Руководствуясь Бюджетным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования городского округа «Сыктывкар», в целях упорядочения процедуры проведения и документального оформления списания затрат по объектам незавершенного строительства МО ГО «Сыктывкар» администрация МО ГО «Сыктывкар» постановляет:

1. Утвердить Порядок списания затрат по объектам незавершенного строительства согласно приложению N 1.

2. Утвердить Положение о комиссии по списанию затрат по объектам незавершенного строительства согласно приложению N 2.

3. Утвердить состав комиссии администрации МО ГО «Сыктывкар» по списанию затрат по объектам незавершенного строительства согласно приложению N 3.

4. Рекомендовать администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» принять аналогичный нормативный правовой акт, регулирующий порядок списания затрат по объектам незавершенного строительства на территории Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар».

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя руководителя администрации МО ГО «Сыктывкар» Хозяинову Н.С.

И.о. главы МО ГО «Сыктывкар» —
руководителя администрации
Н.ХОЗЯИНОВА

Приложение N 1. Порядок списания затрат по объектам незавершенного строительства

Приложение N 1
к Постановлению
администрации МО ГО «Сыктывкар»
от 23 июля 2019 г. N 7/2212

Общие положения

1.1. Настоящий Порядок списания затрат по объектам незавершенного строительства (далее — Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом МО ГО «Сыктывкар».

1.2. Настоящий Порядок устанавливает процедуру принятия решения о списании затрат по объектам незавершенного строительства при осуществлении строительства (реконструкции, модернизации) (далее — строительство), произведенных отраслевыми (функциональными) органами администрации МО ГО «Сыктывкар», муниципальными предприятиями и муниципальными учреждениями МО ГО «Сыктывкар» (далее — Балансодержатели) за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

1.3. Под затратами по объектам незавершенного строительства понимаются затраты на выполненные строительно-монтажные работы, предпроектные работы, проектные, проектно-изыскательские работы, инженерно-изыскательские работы, технико-экономические обоснования (далее — ТЭО), оборудование, прочие работы и затраты, входящие в сметы на строительство, которые финансировались за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и учитываются на балансе Балансодержателя.

1.4. Решение о списании затрат по объекту незавершенного строительства принимается в отношении объекта незавершенного строительства, отвечающего хотя бы одному из следующих требований (критериев):

а) строительство объекта незавершенного строительства прекращено более 5 лет назад и отсутствует целесообразность его дальнейшего использования;

б) объект незавершенного строительства не является предметом действующих договоров строительного подряда и отсутствует экономическая целесообразность его дальнейшего строительства;

в) возведенные строительные конструкции и элементы конструкций объекта незавершенного строительства частично или полностью разрушены и непригодны для дальнейшего использования в результате длительного перерыва в строительстве, стихийных и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы, террористических актов, иных действий, произведенных вне зависимости от воли Балансодержателя, пожаров, аварий, хищений, документально подтвержденных органами внутренних дел, органом федерального государственного пожарного надзора, другими уполномоченными органами;

г) предпроектная, проектная, проектно-сметная (далее — проектная) документация объекта незавершенного строительства не соответствует установленным нормативным требованиям и техническим условиям, установленным действующим законодательством, и (или) истек срок действия проектной документации (5 лет и более с даты утверждения проектной документации по объекту незавершенного строительства, строительство которого не начато и не планируется). Объект незавершенного строительства должен отсутствовать в перечне инвестиционных программ на текущий год и плановый период.

1.5. В целях осуществления списания затрат по объектам незавершенного строительства Балансодержателем создается инвентаризационная комиссия (далее — Инвентаризационная комиссия), наделенная следующими полномочиями:

— осмотр и фотофиксация объекта незавершенного строительства;

— сбор документации по объекту незавершенного строительства, указанной в пункте 2.1 настоящего Порядка и ее проверка на соответствие нормам действующего законодательства;

— установление непригодности (пригодности) возведенных строительных конструкций, элементов конструкций и оборудования к восстановлению и дальнейшему использованию;

— установление причин непригодности строительных конструкций, элементов конструкций и оборудования;

— составление по результатам работы Инвентаризационной комиссии акта списания затрат по объекту незавершенного строительства;

— выдача заключения о необходимости обследования конструкций объекта незавершенного строительства специализированной (строительно-технической) организацией на наличие (отсутствие) способности объекта незавершенного строительства сохранять свои прочностные, физические и другие свойства, устанавливаемые при проектировании и обеспечивающие его нормальную эксплуатацию в течение расчетного срока службы;

— в случае отсутствия документов, подтверждающих финансирование объекта незавершенного строительства за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации до 2003 года, составление акта затрат по объекту незавершенного строительства;

— в случаях, когда объект незавершенного строительства частично или полностью разрушен и непригоден для дальнейшего использования в результате стихийных и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы, террористических актов, иных действий, произведенных вне зависимости от воли Балансодержателя, пожаров, аварий, хищений, сбор документов органов внутренних дел, органов федерального государственного пожарного надзора, других уполномоченных органов, подтверждающих факт стихийных и иных бедствий, а также действий, произведенных вне зависимости от воли Балансодержателя;

— подготовка ходатайства о списании затрат по объекту незавершенного строительства с приложением всех необходимых документов и материалов.

1.6. В целях подготовки и принятия решения о списании затрат по объектам незавершенного строительства, финансирование которых осуществлялось за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в администрации МО ГО «Сыктывкар» создается постоянно действующая комиссия администрации МО ГО «Сыктывкар» по списанию затрат по объектам незавершенного строительства (далее — Комиссия).

Порядок списания затрат по объекту незавершенного строительства

2.1. Балансодержатель направляет в Комиссию ходатайство о списании затрат по объекту незавершенного строительства с приложением следующих документов:

— копия проектной документации объекта незавершенного строительства (при наличии);

— копия акта о приостановлении строительства, составленного Балансодержателем объекта незавершенного строительства с участием подрядной организации, по форме КС-17, утвержденной постановлением Государственного комитета по статистике РФ от 11 ноября 1999 г. N 100 (при наличии);

— копия акта технического обследования объекта незавершенного строительства, составленного Балансодержателем в произвольной форме (составляется в случаях, указанных в подпункте в) пункта 1.4 настоящего Порядка);

— копия разрешения на строительство объекта незавершенного строительства (при наличии);

— копии документов о предоставлении земельного участка для строительства (при наличии);

— копия акта о приостановлении проектно-изыскательских работ по неосуществленному строительству, составленного Балансодержателем с участием проектной организации, по форме КС-18, утвержденной постановлением Государственного комитета по статистике РФ от 11 ноября 1999 г. N 100 (при наличии);

— фотографии объекта незавершенного строительства (предоставляются в случаях, указанных в подпункте в) пункта 1.4 настоящего Порядка);

— ведомость списания затрат по объекту незавершенного строительства, финансирование которого осуществлялось за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (приложение N 1 к настоящему Порядку);

— пояснительная записка к ходатайству о списании затрат по объекту незавершенного строительства (приложение N 2 к настоящему Порядку);

— акт списания затрат по объекту незавершенного строительства (приложение N 3 к настоящему Порядку);

— копии документов, подтверждающих финансирование объекта незавершенного строительства за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

— копии справок о выполненных работах и затратах по объекту незавершенного строительства;

— акт Инвентаризационной комиссии затрат по объекту незавершенного строительства (предоставляется в случае отсутствия документов, подтверждающих финансирование объекта незавершенного строительства за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации до 2003 года);

— копии документов органов внутренних дел, органов федерального государственного пожарного надзора, других уполномоченных органов, подтверждающие факт стихийных и иных бедствий, пожаров, аварий, хищений, а также действий, произведенных вне зависимости от воли Балансодержателя (предоставляются в случаях, когда объект незавершенного строительства частично или полностью разрушен и непригоден для дальнейшего использования в результате стихийных и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы, террористических актов, иных действий, произведенных вне зависимости от воли Балансодержателя объекта незавершенного строительства).

К ходатайству о списании затрат по объекту незавершенного строительства могут быть приложены иные документы, относящиеся к данному объекту.

2.2. Комиссия рассматривает представленные Балансодержателем материалы и документы по объекту незавершенного строительства в соответствии с Положением о комиссии по списанию затрат по объектам незавершенного строительства.

2.3. Копия протокола заседания Комиссии, содержащего решение Комиссии о списании затрат (об отказе в списании затрат) по объекту незавершенного строительства, в течение 3 рабочих дней с момента его подписания направляется Балансодержателю.

2.4. На основании решения Комиссии о согласовании списания затрат Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО «Сыктывкар» готовит проект постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» о списании затрат по объекту незавершенного строительства.

2.5. На основании постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» Балансодержатель объекта незавершенного строительства в течение 10 рабочих дней со дня его принятия издает соответствующий приказ (распоряжение) и отражает в бухгалтерском учете списание затрат с баланса в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Приложение N 1. Ведомость затрат по объекту незавершенного строительства

Приложение N 1
к Порядку
списания затрат по объектам
незавершенного строительства

ВЕДОМОСТЬ

ЗАТРАТ ПО ОБЪЕКТУ НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

N п/п

Наименование объекта незавершенного строительства

Характеристика объекта незавершенного строительства

Сроки строительства

Предполагаемые к списанию затраты (руб.)

Предложения

Адрес (местонахождение)

Сметная стоимость строительства (руб.)

Стоимость незавершенного строительства, числящаяся на балансе

Дата начала (месяц, год)

Дата фактического прекращения (месяц, год)

за счет средств бюджета МО ГО «Сыктывкар»

за счет средств бюджета Республики Коми

за счет средств бюджета РФ

за счет средств бюджета МО ГО «Сыктывкар»

за счет средств бюджета Республики Коми

за счет средств бюджета РФ

Руководитель Балансодержателя __________________________ (Ф.И.О.)

Главный бухгалтер ______________________________ (Ф.И.О.)

Приложение N 2. Пояснительная записка к ходатайству о списании затрат по объекту незавершенного строительства

Приложение N 2
к Порядку
списания затрат по объектам
незавершенного строительства

1. Наименование Балансодержателя, представляющего материалы на списание соответствующих затрат по объекту незавершенного строительства.

2. Краткая технико-экономическая характеристика объекта незавершенного строительства.

3. Мнение Инвентаризационной комиссии о непригодности (пригодности) объекта незавершенного строительства (в случае, если Инвентаризационная комиссия выскажет мнение о непригодности объекта незавершенного строительства необходимо указать на причины такой непригодности).

5. Информация о необходимости обращения к специализированной (строительно-технической) организации за выдачей заключения о наличии (отсутствии) способности объекта незавершенного строительства сохранять свои прочностные, физические и другие свойства, устанавливаемые при проектировании и обеспечивающие его нормальную эксплуатацию в течение расчетного срока службы.

6. Краткое изложение предложений о целесообразности (нецелесообразности) дальнейшего строительства (эксплуатации) объекта незавершенного строительства.

4. Прочие пояснения, предложения.

Руководитель Балансодержателя

Приложение N 3. Акт списания затрат по объекту незавершенного строительства

Приложение N 3
к Порядку
списания затрат по объектам
незавершенного строительства

Утверждаю:

┌══════════════════════════════════════‰

│для муниципальных учреждений — орган,│

│осуществляющий функции учредителя │

├══════════════════════════════════════┤

│для муниципальных предприятий│

│отраслевых (функциональных) органов│

│администрации МО ГО «Сыктывкар» -│

│заместитель руководителя администрации│

│МО ГО «Сыктывкар», курирующий│

│направление деятельности │

└══════════════════════════════════════…

_____________/___________________/

(подпись, расшифровка)

«____» ______________ 20__ г.

м.п.

Акт

списания затрат по объекту

незавершенного строительства

N _____________ «____» ______________ 20__ г.

Полное наименование Балансодержателя __________________________________

Наименование объекта незавершенного строительства _____________________

Причина списания ______________________________________________________

Сведения об объекте незавершенного строительства:

Адрес (местонахождение) объекта незавершенного строительства:

Сведения о Балансодержателе:

Полное наименование

Должность, Ф.И.О. руководителя (телефон/факс)

ИНН

Назначение объекта незавершенного строительства

Наличие документа о предоставлении земельного участка для строительства (при наличии)

Вид права предоставления земельного участка для строительства объекта незавершенного строительства:

Аренда

Бессрочное пользование

Право собственности

Иной

Наличие проектной (проектно-сметной, предпроектной) документации:

Полная комплектность — 1, частичная — 05, отсутствует — 0

Дата утверждения проектной документации/номер проекта (при наличии)

Сроки строительства объекта незавершенного строительства:

Дата начала строительства

Дата фактического прекращения строительства

Перечень наименований объектов незавершенного строительства, входящих в состав комплексного (составного) объекта <*>

Стоимостные характеристики объекта незавершенного строительства:

Сметная стоимость строительства

руб.

Стоимость объекта незавершенного строительства, числящаяся на балансе Балансодержателя (с расшифровкой по видам работ)

руб.

Степень завершенности строительства:

Начальная стадия строительства (от 0% до 15%)

Средняя стадия строительства (свыше 15% до 50%)

Высокая стадия строительства (свыше 50% до 75%)

Завершающая стадия строительства (свыше 75% до 99%)

<*> Заполняется только для комплексного (составного) объекта

незавершенного строительства

Заключение Инвентаризационной комиссии Балансодержателя:

В результате осмотра указанного в настоящем акте объекта незавершенного

строительства установлено: ________________________________________________

Подлежит списанию: ____________________________________ руб.

цифрами и прописью

Перечень прилагаемых документов: ______________________________________

Председатель Инвентаризационной комиссии:

Руководитель Балансодержателя ______________ __________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Члены Инвентаризационной комиссии:

Ф.И.О., должность _____________ ______________________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Ф.И.О., должность _____________ ______________________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Ф.И.О., должность _____________ ______________________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Приложение N 2. Положение о комиссии по списанию затрат по объектам незавершенного строительства

Приложение N 2
к Постановлению
администрации МО ГО «Сыктывкар»
от 23 июля 2019 г. N 7/2212

1.1. Комиссия по списанию затрат по объектам незавершенного строительства (далее — Комиссия) является постоянно действующим коллегиальным органом при администрации МО ГО «Сыктывкар».

1.2. Комиссия создается в целях повышения эффективности исполнения бюджета МО ГО «Сыктывкар», своевременного списания затрат по объектам незавершенного строительства МО ГО «Сыктывкар».

1.3. Комиссия в своей деятельности руководствуется нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Коми, нормативными правовыми актами МО ГО «Сыктывкар», настоящим Положением.

1.4. Комиссия состоит из председателя Комиссии, секретаря Комиссии и членов Комиссии. Комиссию возглавляет председатель Комиссии, который осуществляет общее руководство деятельностью Комиссии, обеспечивает коллегиальность в обсуждении спорных вопросов, распределяет обязанности и дает поручение членам Комиссии.

1.5. К компетенции Комиссии относится:

— рассмотрение ходатайств Балансодержателей о списании затрат по объектам незавершенного строительства, документов и материалов;

— принятие решения о списании затрат по объекту незавершенного строительства в случае, если объект незавершенного строительства отвечает хотя бы одному из требований (критериев), установленных пунктом 1.4 Порядка списания затрат по объектам незавершенного строительства;

— принятие решения об отказе в списании затрат по объекту незавершенного строительства с предложениями по дальнейшему использованию объекта незавершенного строительства;

— оформление протокола, который является основанием для издания постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» о списании затрат по объекту (объектам) незавершенного строительства.

1.6. В случае, если представленные Балансодержателем документы подтверждают финансирование объекта незавершенного строительства за счет средств бюджета Республики Коми и (или) бюджета Российской Федерации, секретарь Комиссии в течение 10 рабочих дней с момента принятия решения о списании затрат по объекту незавершенного строительства уведомляет соответствующий исполнительный орган Республики Коми и (или) Российской Федерации, финансировавший объект незавершенного строительства, о принятом решении.

Организация деятельности Комиссии

2.1. Основной формой деятельности Комиссии являются заседания, которые проводятся по мере необходимости на основании поступившего ходатайства Балансодержателя.

2.2. Заседание Комиссии считается правомочным при наличии кворума, который составляет не менее половины ее членов.

2.3. В целях решения вопроса по списанию затрат Балансодержателя по объекту незавершенного строительства в соответствии с пунктом 2.1 Порядка списания затрат по объектам незавершенного строительства Балансодержатель готовит ходатайство с приложением пакета документов и направляет его в Комиссию на рассмотрение.

2.4. Заседание Комиссии назначается председателем Комиссии в течение 10 рабочих дней с момента поступления ходатайства Балансодержателя о списании затрат по объекту незавершенного строительства с приложением пакета документов.

2.5. Председатель Комиссии:

2.5.1. Организует работу Комиссии и осуществляет общее руководство деятельностью Комиссии.

2.5.2. Назначает дату и время проведения заседания Комиссии.

2.5.3. Формирует повестку заседания Комиссии, состав экспертов и иных лиц, приглашаемых на заседания.

2.5.4. Дает поручения секретарю Комиссии и членам Комиссии в целях решения повестки заседания Комиссии.

2.5.5. Подписывает протоколы заседаний и другие документы Комиссии.

2.5.6. Представляет Комиссию в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и организациях, в иных организациях.

2.6. Секретарь Комиссии:

2.6.1. Принимает документы, поступающие в Комиссию от Балансодержателей объектов незавершенного строительства.

2.6.2. Помогает председателю Комиссии в организации текущей деятельности Комиссии.

2.6.3. Информирует членов Комиссии о времени, месте и повестке дня ее заседания.

2.5.4. Обеспечивает во взаимодействии с членами Комиссии подготовку информационно-аналитических материалов к заседанию по вопросам, включенным в повестку дня.

2.5.5. Ведет делопроизводство Комиссии.

2.6. Члены комиссии имеют право:

2.6.1. Вносить предложения по повестке дня ее заседания.

2.6.2. Знакомиться с документами и материалами по вопросам, вынесенным на обсуждение Комиссии, за исключением документов, содержащих сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну.

2.6.3. Предлагать кандидатуры экспертов (экспертных организаций) для участия в заседаниях Комиссии.

2.6.4. Возглавлять и входить в состав рабочих и экспертных групп, формируемых Комиссией.

2.7. Члены комиссии обязаны принимать участие в заседаниях лично.

В случае, когда присутствие члена Комиссии на заседании невозможно по уважительным причинам (отпуск, командировка, болезнь), производится замена члена Комиссии на лицо, его замещающее.

2.8. Исключение членов из состава Комиссии осуществляется в следующих случаях:

2.8.1. Прекращение трудовых отношений.

2.8.2. Возникновение конфликта интересов либо угроза его возникновения.

2.8.3. Нарушение членом Комиссии установленного порядка деятельности Комиссии, в том числе пропуск двух и более заседаний Комиссии в год без уважительных причин.

2.9. Комиссия рассматривает представленные материалы и документы по объекту незавершенного строительства в срок, не превышающий 10 рабочих дней, и принимает одно из следующих решений:

— о согласовании списания затрат по объекту (объектам) незавершенного строительства;

— об отказе в согласовании списания затрат по объекту (объектам) незавершенного строительства.

2.10. По результатам рассмотрения представленных Балансодержателем ходатайства и приложенных к нему документов Комиссия вправе выработать предложения по дальнейшему использованию объекта (объектов) незавершенного строительства (в том числе, о консервации объекта, о продолжении строительства объекта, о завершении строительства объекта, о сносе (демонтаже) объекта) и представить главе МО ГО «Сыктывкар» — руководителю администрации для принятия решения.

2.11. Решение Комиссии принимается открытым голосованием и считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих членов Комиссии. При равном количестве голосов членов Комиссии мнение председателя Комиссии является решающим.

2.12. Комиссия имеет право привлекать экспертов для проведения дополнительного анализа представленных в Комиссии документов. Эксперты представляют в Комиссию свои экспертные заключения по вопросам, поставленным перед ними Комиссией. Мнение эксперта, изложенное в экспертном заключении, носит рекомендательный характер.

2.13. Основанием для отказа в согласовании списания затрат по объектам незавершенного строительства является:

— несоответствие объекта незавершенного строительства требованиям (критериям), указанным в пункте 1.4 Порядка списания затрат по объектам незавершенного строительства;

— предоставление неполного пакета документов, предусмотренных пунктом 2.1 Порядка списания затрат по объектам незавершенного строительства.

2.14. Решение Комиссии оформляется в виде протокола заседания Комиссии, который в течение 3 рабочих дней со дня заседания Комиссии подписывается председателем Комиссии, секретарем Комиссии и членами Комиссии.

В течение 3 рабочих дней с момента подписания протокола заседания Комиссии секретарь Комиссии направляет его копию Балансодержателю объекта незавершенного строительства.

Приложение N 3. Состав комиссии администрации МО ГО «Сыктывкар» по списанию затрат по объектам незавершенного строительства

Приложение N 3
к Постановлению
администрации МО ГО «Сыктывкар»
от 23 июля 2019 г. N 7/2212

Председатель комиссии:

Хозяинова Н.С.

первый заместитель руководителя администрации МО ГО «Сыктывкар»

Секретарь комиссии:

Сажина С.В.

заведующий отделом фонда и управления имуществом Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО «Сыктывкар»

Члены комиссии:

Данилова Н.Н.

заместитель начальника Департамента финансов администрации МО ГО «Сыктывкар»

Воронин С.В.

заместитель руководителя администрации МО ГО «Сыктывкар»

Архипенко И.А.

начальник управления контроля администрации МО ГО «Сыктывкар»

Матвеев В.Ю.

начальник правового управления администрации МО ГО «Сыктывкар»

Осипов В.В.

начальник управления архитектуры, городского строительства и землепользования администрации МО ГО «Сыктывкар»

Гонтарь А.Г.

начальник управления жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар»

Янчук И.Н.

председатель Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО «Сыктывкар»

Безносикова Н.А.

начальник отдела финансово-экономической работы и бухгалтерского учета администрации МО ГО «Сыктывкар»

Александра Шевченко, коммерческий директор компании »Иваудит»

Ежегодно аудиторы нашей компании проводят проверки в более ста предприятиях Ивановской, Владимирской, Нижегородской и других областей. Эти предприятия ведут разный вид деятельности, у них разные системы налогообложения, а также особенности ведения бухгалтерского учета. В связи с этим отличаются задачи, которые ставятся аудитору при проведении проверки, вопросы главных бухгалтеров и руководителей предприятий, возникающие в процессе деятельности. Но бывает, что вопрос или спорная ситуация, вызывающие сомнения главного бухгалтера, носят массовый характер.

Ситуация.

Организация имеет на балансе объект незавершенного строительства, на который имеется свидетельство о государственной регистрации права собственности на незавершенный строительством объект. Однако в связи с изменением проекта, отсутствием консервации и частичного разрушения, данный объект не может быть использован в деятельности.

Вопрос.

Можно ли списать данный объект с баланса организации, если при этом он физически не демонтируется ввиду значительности затрат на ликвидацию? Каков порядок учета расходов на демонтаж объекта в случае, если объект ранее был списан в учете, а ликвидирован в более поздний период?

Ответ аудиторов.

Бухгалтерский учет.

В рассматриваемой ситуации у организации на балансе имеется объект незавершенного строительства. Данный объект организация не планирует использовать в дальнейшей деятельности, т.е. объект не будет принят в состав основных средств организации. Отметим, что в настоящее время не имеется законодательно разработанного порядка списания с учета объектов незавершенного строительства. Поэтому, по нашему мнению, следует по аналогии руководствоваться порядком, предусмотренным для списания основных средств.
В соответствии с п.29 ПБУ 6/01 »Учет основных средств», утвержденных Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 №26н, стоимость объекта основных средств списывается с бухгалтерского учета в двух случаях:

– при выбытии объекта;

– при неспособности приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Под выбытием понимается продажа основного средства, прекращение его использования вследствие морального или физического износа, ликвидации при аварии, чрезвычайной ситуации, передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал, передачи по договору мены и т.д.

В рассматриваемом случае объект незавершенного строительства организация не предполагает использовать в дальнейшей деятельности. Однако, по нашему мнению, говорить о списании данного объекта с учета вследствие неспособности приносить экономическую выгоду возможно только в том случае, если от данного объекта нельзя получить какого-либо дохода (например, дохода от реализации материальных ценностей, полученных от демонтажа и пригодных для дальнейшего использования).
Порядок оформления выбытия основного средства вследствие его ликвидации описан в п. 77,78,79 Методических указаний по учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н. При ликвидации основных средств создается комиссия, оформляется акт на списание объекта основных средств.
При ликвидации объекта незавершенного строительства следует также создать комиссию, состав которой утверждается приказом руководителя организации. Члены комиссии должны установить причину списания, а именно, что ликвидируемый объект не может использоваться в дальнейшей деятельности, т.к. не может приносить доход, даже при продаже его как ТМЦ, металлолома и т.д.

Кроме того, списывая объект незавершенного строительства, стоит учитывать, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Согласно ч.3 ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ »О бухгалтерском учете», первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после ее окончания.

Иными словами, списать объект незавершенного строительства можно только при наличии документов, подтверждающих факт его ликвидации, и только при фактической ликвидации объекта.

В случае списания данного объекта с учета без проведения ликвидации при инвентаризации будет выявлено различие между учетными данными и фактическим наличием этого объекта. В соответствии с Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 »Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» организация должна будет оприходовать данный объект.

При ликвидации объекта незавершенного строительства «накопленная» стоимость объекта, учтенная на счете 08-3, относится в состав прочих расходов, в дебет 91-2 »Прочие доходы и расходы», субсчет »Прочие расходы».

Также в составе прочих расходов учитываются затраты, связанные с ликвидацией объекта незавершенного строительства. Полученные в результате ликвидации объекта материальные ценности принимаются к учету по рыночной стоимости в корреспонденции с кредитом 91-1 »Прочие доходы и расходы», субсчет »Прочие доходы».

В случае, когда организация решит сначала списать объект, а потом ликвидировать его фактически, то в целях бухгалтерского учета отражение затрат на его демонтаж будет также отражаться в составе прочих расходов, т.е. на счете 91.

Таким образом, по нашему мнению, списание объекта незавершенного строительства без его фактической ликвидации возможно только в том случае, когда данный объект не может быть использован в каких-либо других целях (например, разобран и продан как материалы). В иных случаях подобное списание будет являться некорректным, поскольку может привести к недостоверной информации об имущественном состоянии организации.

Налоговый учет.

Согласно подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов учитываются расходы:

– на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств и на списание нематериальных активов, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации;

– на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества);

– на охрану недр и другие аналогичные работы.

Из анализа этой нормы следует, что во внереализационные расходы можно отнести только стоимость ликвидируемых основных средств, в отношении же ликвидируемых объектов незавершенного строительства в расходы включаются только расходы на демонтаж, но не стоимость самого ликвидируемого объекта.

Таким образом, по нашему мнению, стоимость ликвидируемого недостроенного объекта в составе расходов не учитывается. Отнести в состав внереализационных расходов можно только расходы на демонтаж в силу их прямого указания в подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ.

Аналогичное мнение о том, что стоимость ликвидируемого недостроенного объекта не учитывается для целей налогообложения прибыли в составе расходов организации, т.к. не поименована в списке расходов по подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ, высказывает Минфин РФ в Письме от 07.05.2007 № 03-03-06/1/261.

Арбитражная практика.

Арбитражная практика по данному вопросу в большинстве случаев поддерживает позицию налоговых органов. Так, в Федеральном Арбитражном суде Западно-Сибирского округа, в деле рассматривалась ситуация, когда Общество списало на основании подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ стоимость ликвидируемого объекта незавершенного строительства в связи с отсутствием финансирования. Как указал суд, в целях налогообложения прибыли принимаются лишь расходы, связанные с ликвидацией объектов незавершенного строительства. Сама стоимость такого объекта не уменьшает налогооблагаемую прибыль организации. Также суд отклонил ссылку Общества на подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ, указав, что в силу п. 3 ст. 252 НК РФ особенности определения расходов, произведенных в связи с особыми обстоятельствами, устанавливаются положениями гл. 25 НК РФ. Особым обстоятельством в данном случае является ликвидация объекта незавершенного строительства, а гл. 25 НК РФ содержит особую норму, регламентирующую отнесение расходов в случае такой ликвидации, а именно подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ (то есть при наличии специальной нормы ссылка на общую норму недопустима).

Таким образом, сам факт отнесения стоимости объекта незавершенного строительства во внереализационные расходы является налоговым риском. Кроме того, при рассмотрении дела в суде помимо обоснования необходимости ликвидации незавершенного строительства организации потребуется представить доказательства фактической ликвидации объекта..

В то же время расходы на демонтаж объекта незавершенного строительства можно признать для целей налогообложения прибыли в силу прямой нормы подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ.

О. П. Гришина

Журнал «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения» № 4/2017

НК РФ позволяет учесть в составе внереализационных расходов затраты на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен, но не стоимость самого ликвидируемого объекта. Однако арбитры иногда разрешают сделать это налогоплательщикам. В каких случаях?

Налоговый кодекс позволяет учесть в составе внереализационных расходов затраты на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен. Между тем судьба стоимости самого ликвидируемого объекта налоговым законодательством до сих пор не решена. Официальные органы неоднократно рассматривали данную проблему, но всякий раз указывали на невозможность признания в расходах стоимости объектов незавершенного строительства. Налоговые инспекции, как правило, придерживаются такой же точки зрения и, соответственно, при налоговых проверках исключают из внереализационных расходов стоимость ликвидированных объектов незавершенного строительства. А вот арбитры не столь категоричны: иногда налогоплательщикам удается убедить их в правомерности своих действий. Какие аргументы помогут склонить судей на свою сторону?

Буква закона.

В соответствии с п. 2 ст. 265 НК РФ объекты незавершенного капитального строительства не амортизируются. По завершении капитальных вложений во внеоборотный актив все произведенные налогоплательщиком затраты на его сооружение формируют первоначальную стоимость объекта основных средств, которая затем будет переноситься на расходы налогоплательщика постепенно (посредством начисления амортизации). Напомним: в силу п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно либо выявлено в результате инвентаризации – как сумма, в которую оценено такое имущество по правилам п. 8 и 20 ст. 250 НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов.
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных могут быть включены расходы:

  • на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств (включая суммы недоначисленной амортизации);
  • на списание нематериальных активов (включая суммы недоначисленной амортизации);
  • на ликвидацию объектов незавершенного строительства;
  • на ликвидацию иного имущества, монтаж которого не завершен;
  • на охрану недр и аналогичные работы (если иное не установлено ст. 267.4 НК РФ).

Итак, налоговые правила позволяют учесть при налогообложении лишь расходы, связанные с ликвидацией объекта «незавершенки». Причем перечень разрешенных к учету расходов в норме пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ не конкретизирован, что позволяет подвести под данную категорию неограниченный список затрат на ликвидацию.
Со стоимостью самого объекта «незавершенки» ситуация сложнее. В главе 25 НК РФ отсутствуют нормы, позволяющие признать такие затраты при расчете налога на прибыль, – как, впрочем, и прямой запрет на их включение в налогооблагаемую базу. В правоприменительной практике в настоящее время сформированы два подхода к разрешению обозначенной проблемы.

Стоимость ликвидированной «незавершенки» нельзя включить в расходы!

Такой (пессимистической для налогоплательщиков) точки зрения придерживается прежде всего Минфин (причем на протяжении нескольких лет). Встречается она и в арбитражной практике.

Разъяснения финансистов.

Недавно, в Письме от 20.01.2017 № 03 03 06/1/2486, чиновники данного ведомства вновь коснулись этой проблемы. Буквально воспринимая норму пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ, они отметили, что в состав внереализационных расходов подлежат включению только затраты на ликвидацию объекта незавершенного строительства (в том налоговом периоде, в котором фактически проведена ликвидация). При этом стоимость ликвидируемых объектов «незавершенки» и иного имущества не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль.
Ранее такая позиция (и даже более подробно) была изложена в Письме Минфина России от 07.10.2016 № 03 03 06/1/58471. Были и другие разъяснения финансистов на эту тему, содержащие подобные выводы (см. письма от 23.11.2011 № 03 03 06/1/772, от 03.12.2010 № 03 03 06/1/757, от 07.05.2007 № 03 03 06/1/261).

К сведению.

Суммы НДС по расходам, связанным с ликвидацией объектов незавершенного строительства, на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 и п. 4 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе расходов не учитываются (Письмо Минфина России от 12.01.2012 № 03 07 10/01).

Судебная практика.

Если чиновники довольно скупы в своих разъяснениях (их основной аргумент – норма в пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ), то судьи более обстоятельно исследуют налоговые правила. Характерный пример – Постановление ФАС СЗО от 17.08.2011 по делу № А56-60650/2010. Что в нем говорится? Пункт 1 ст. 265 НК РФ предусматривает, что в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. Это, в частности, расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), охрану недр и аналогичные работы (пп. 8), другие обоснованные расходы (пп. 20).
Как следует из материалов дела, спорный объект «незавершенки» (площадка приема вторичных ресурсов) на момент принятия решения о его ликвидации строительством не завершен, в эксплуатацию не введен и к учету в качестве объекта основных средств не принят. Исходя из этих обстоятельств, ФАС СЗО указал на отсутствие оснований полагать, что понесенные предприятием затраты по созданию обозначенного объекта были произведены для осуществления какой-либо деятельности, направленной на получение дохода.
Значит, стоимость объекта «незавершенки» не может быть включена в налогооблагаемую базу. Этого не позволяет ни пп. 8 (где отсутствует разрешение на списание в расходы затрат на сооружение (приобретение) объекта «незавершенки»), ни пп. 20 (который предусматривает возможность признания в расходах обоснованных затрат) п. 1 ст. 265 НК РФ.
Кроме того, арбитры ФАС СЗО отметили, что спорные затраты не могут быть включены в состав внереализационных расходов на основании п. 2 ст. 265. В данной норме приведен перечень убытков, полученных налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, которые приравниваются к внереализационным расходам, уменьшающим облагаемую базу по налогу на прибыль. Однако стоимость объекта «незавершенки» либо затраты, связанные с его созданием, в качестве такого рода убытков, понесенных вследствие ликвидации этого объекта, в названном перечне не упоминаются.
Аналогичные выводы содержатся в Постановлении ФАС ЗСО от 12.03.2008 № Ф04-883/2008(1734-А67-34), Ф04-883/2008 (464-А67-34) по делу № А67-1857/07.

Иной взгляд на проблему.

В последнее время суды, рассматривая споры касательно включения в состав внереализационных расходов стоимости ликвидированных объектов «незавершенки», все чаще принимают решения в пользу налогоплательщиков.
Начало положительной практики – Постановление ФАС ВВО от 07.09.2010 по делу № А38-7141/2009. В нем арбитры отклонили довод налоговых инспекторов о том, что включение проверяемым лицом в состав внереализационных расходов списанной стоимости ликвидированного объекта «незавершенки» (производственного корпуса) осуществлено в нарушение пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ.
Свое решение судьи обосновали так. Расходы на возведение спорного объекта изначально были направлены на получение дохода от последующей его эксплуатации. Поэтому, несмотря на то, что расходы на создание ликвидируемого объекта «незавершенки» прямо не значатся в пп. 8 п. 1 ст. 265, их можно учесть на основании пп. 20 названного пункта. Ведь перечень внереализационных расходов, а также включаемых в состав данных расходов убытков носит неисчерпывающий характер. Кроме того, ФАС ВВО подчеркнул, что отказ в признании стоимости объекта незавершенного строительства при его ликвидации в составе внереализационных расходов ставит налогоплательщика в неравное положение с теми, кто ликвидирует основные средства и учитывает их остаточную стоимость в целях налогообложения на основании пп. 8 п. 1 ст. 265.
Добавим: судьи признали спорные расходы обоснованными при отсутствии первичных документов по объекту «незавершенки», они не сохранились в силу давности (этот момент отмечен в материалах дела).
Впоследствии изложенная позиция была поддержана не только судами других округов (примеры таких решений приведем чуть позже), но и коллегией судей ВАС – см. Определение от 20.01.2011 № ВАС-18063/10. В данном судебном акте высказана следующая позиция (которая, на наш взгляд, заслуживает внимания): правомерность учета стоимости объекта незавершенного строительства при его ликвидации в составе внереализационных расходов корреспондирует закрепленному в пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ положению, допускающему при ликвидации основного средства включение в состав расходов его остаточной стоимости. Иными словами, коллегия судей ВАС распространила установленное обозначенной налоговой нормой право включения во внереализационные расходы недоначисленной амортизации по ликвидированным объектам основных средств на стоимость ликвидируемого объекта незавершенного строительства.
А теперь приведем примеры судебных решений с благоприятными для налогоплательщиков выводами.

Постановление АС ЗСО от 15.03.2016 № Ф04-284/2016 по делу № А67-8553/2014.

Исходя из положений пп. 20 п. 1 и п. 2 ст. 265 НК РФ перечень внереализационных расходов, а также включаемых в состав данных расходов убытков (по основаниям их возникновения) носит неисчерпывающий характер. Поэтому правомерным является не только списание расходов на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, в том числе в виде суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, но и учет стоимости объекта незавершенного строительства при его ликвидации в составе внереализационных расходов.

Постановление АС УО от 27.06.2016 № Ф09-4723/16 по делу № А76-17698/2015.

Правомерным является не только списание расходов на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, в том числе в виде суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, но и учет стоимости объекта незавершенного строительства при его ликвидации в составе внереализационных расходов, что корреспондирует закрепленному в пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ положению, допускающему включение при ликвидации основного средства в состав расходов его остаточной стоимости. Расходы налогоплательщика по созданию спорного объекта (объекта незавершенного строительства) отвечают критериям, установленным ст. 252 НК РФ, и могут быть признаны экономически обоснованными.

Постановление ФАС МО от 06.06.2013 по делу № А40-120176/12 140 734.

Для признания в расходах стоимости объекта имущества, как завершенного, так и не завершенного строительством, имеет значение лишь то обстоятельство, насколько экономически обоснованными были затраты на его создание, были ли они связаны с производством и присутствовала ли цель извлечения дохода при осуществлении данного рода расходов. Причины дальнейшей ликвидации значения не имеют, поскольку речь идет не о затратах на ликвидацию, а о расходах на создание ликвидируемого объекта, которые и должны подвергаться оценке с точки зрения экономической оправданности .

Постановление ФАС ПО от 08.08.2013 по делу № А65-24102/2012.

В подпункте 8 п. 1 ст. 265 НК РФ прямо предусмотрено, что при ликвидации достроенного и введенного в эксплуатацию объекта можно списать расходы на его ликвидацию, включая суммы недоначисленной амортизации (то есть учесть все расходы на создание этого основного средства). Следовательно, организация, которая ликвидирует построенный объект, принятый к учету в качестве основного средства, оказывается в лучшем положении, чем организация, которая в силу объективных причин вынуждена ликвидировать объект «незавершенки». В такой ситуации нарушается принцип равенства налогообложения, установленный ст. 3 НК РФ.
Помимо этого, по смыслу ст. 265 НК РФ перечень внереализационных расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, является открытым. Поэтому, хотя расходы на создание ликвидируемого объекта незавершенного строительства прямо не значатся в пп. 8 п. 1 названной статьи, их можно учесть по пп. 20 того же пункта как другие обоснованные внереализационные расходы.

* * *

Подведем итоги

В настоящее время положения гл. 25 НК РФ прямо не предусматривают возможность включения в состав внереализационных расходов стоимости самого ликвидированного объекта незавершенного строительства. Учесть при налогообложении пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ разрешает только расходы на ликвидацию такого объекта. Соответственно чиновники Минфина, руководствуясь названной нормой, возражают против признания подобных расходов в целях налогообложения прибыли. А это значит, что включение стоимости ликвидированного объекта «незавершенки» во внереализационные расходы с большой долей вероятности приведет к спору с налоговиками. Последние (судя по судебным спорам) при проверках, как правило, исключают из облагаемой базы такие расходы.
Что касается арбитражной практики, тут не все столь однозначно. Суды (особенно в последнее время) нередко встают на сторону налогоплательщика. Принимая положительное решение, арбитры, как правило, исходят из того, что перечень расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, не является исчерпывающим. То есть стоимость ликвидируемого объекта незавершенного строительства может быть включена в состав внереализационных расходов – при условии, что затраты обоснованы (то есть отвечают требованиям ст. 252 НК РФ). Однако налогоплательщикам при принятии решения (как поступить с анализируемыми расходами) следует учитывать и отрицательную арбитражную практику (тем более что она поддержана коллегией судей ВАС).

Коллегия судей ВАС в Определении от 10.01.2012 № ВАС-16900/11 согласилась с выводами кассационной инстанции.

Аналогичные выводы сделаны в Постановлении АС ЗСО от 13.05.2015 № Ф04-18378/2015 по делу № А81-2329/2014.

Постановление ФАС МО от 01.04.2014 № Ф05-2300/2014 по делу № А40-43280/12 90 231: ликвидация в силу объективных причин объектов «незавершенки», создание и строительство которых было начато обществом в целях получения прибыли, не может являться основанием для отказа в признании затрат на создание таких объектов при налогообложении.


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

17 июля 2019 года
Дело № А33-21951/2018
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 10.07.2019.
В окончательной форме решение изготовлено 17.07.2019.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Куликовой Д.С., рассмотрев в судебном заседании дело по иску муниципального образования город Красноярск в лице администрации города Красноярска (ИНН 2451000840, ОГРН 1022402655758)
к обществу с ограниченной ответственностью «Техинвест плюс» (ИНН 2466127817, ОГРН 1052466037117)
о признании права отсутствующим,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
— Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю;

— Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска;
— Департамента градостроительства администрации города Красноярска.
— общества с ограниченной ответственностью «Максимум» (ИНН 2463068899),
о признании права собственности,
в присутствии:
от истца: Прохоренко Н.С., представителя по доверенности от 09.10.2018 № 04-6703, (до перерыва), Васильевой Е.Ю., представителя по доверенности от 09.10.2018 № 04-6701, (после перерыва).
от ответчика: Саплёвой Н.С., представителя по доверенности от 02.11.2018,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.В. Филимоничевым,

установил:

муниципальное образование город Красноярск в лице администрации города Красноярска (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Техинвест плюс» (далее – ответчик) о признании отсутствующим права собственности ООО «Техинвест плюс» на объект незавершенного строительства, степень готовности объекта 9%, кадастровый номер 24:50:0400417:5174, расположенный по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Молокова, на земельном участке, с кадастровым номером с кадастровым номером 24:50:0400417:116.
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 10.08.2018 возбуждено производство по делу, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, Департамент градостроительства администрации города Красноярска. Определением от 17.12.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Максимум».
Определением от 15.04.2019 назначена судебная строительно-техническая экспертиза. Проведение экспертизы поручено обществу с ограниченной ответственностью «ПромСтройЭксперт», экспертам: Кочанову Олегу Анатольевичу, Шапошникову Владимиру Николаевичу. Перед экспертами поставлены следующие вопросы:
— является ли объект незавершенного строительства, степень готовности 9%, кадастровый номер 24:50:0400417:5174, расположенный по адресу: г. Красноярск Советский район, ул. Молокова на земельном участке с кадастровым номером 24:50:04004127:116 частью объекта капитального строительства.
— какие этапы (стадии, циклы) строительства полностью завершены на объекте строительства по адресу: г. Красноярск Советский район, ул. Молокова на земельном участке с кадастровым номером 24:50:04004127:116.
— возможно ли перемещение незавершенного строительством объекта, степеньюготовности 9%, кадастровый номер 24:50:0400417:5174, расположенного по адресу: г. Красноярск Советский район, ул. Молокова на земельном участке с кадастровым номером 24:50:04004127:116 без причинения ущерба, несоразмерного назначению?
07.06.2019 в материалы дела поступило экспертное заключение № А33-21951/2018-СТЭ от 04.06.2019, согласно которому:
Ответ 1. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2019 г. № 480 «О критериях, определяющих степень готовности многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости…» :
«… Для расчета степени готовности конструктивных элементов проекта используется следующий перечень конструктивных элементов:
— устройство котлована (шпунтовое ограждение, земляные работы) (выполнено);
— конструкции нулевого цикла (а также подземные этажи при их наличии) (не завершены);
— конструкции надземной части здания (отсутствуют);
— сети инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренние и наружные сети) (отсутствуют);
— ограждающие конструкции здания (отсутствуют);
— внутренние инженерные системы и оборудование (отсутствуют);
— внутренние отделочные работы (отсутствуют);
— внутриплощадные сети (отсутствуют);
— внутренние перегородки и стены (отсутствуют);
— прочие работы…».
Учитывая приведенное положение, конструктивными частями объекта капитального строительства следует считать только устройство котлована под строительство здания, для которого работы полностью завершены.
Свайное поле из 123 вдавленных железобетонных свай является составной частью фундаментов строящегося здания, которые являются определяющим признаком капитальности объекта.
Свайное основание строящегося здания монтируется в соответствии с проектной документацией. Имеющиеся отклонения в расположении свай не снижают проектной надежности здания. Выполненная часть работ по устройству свайного основания является составной частью фундаментов объекта незавершенного строительства, который в свою очередь является частью объекта капитального строительства.
Ответ 2. В течение всего времени аренды участка ООО «Техинвест плюс» выполнил следующие работы:
— выполнен комплекс работ по инженерным изысканиям строительной площадки, определены условия строительства, сформулированы исходные данные, составлено задание на проектирование;
— разработана проектная документация на строительство здания многоуровневой автостоянки;
— выполнены подготовительные работы на площадке строительства в соответствии с проектом организации строительства (ПОС), а именно:
— ограждение площадки;
— вертикальная планировка территории;
— устройство подъездных дорог;
— создание опорной геодезической сети;
— монтаж временных инвентарных зданий;
— подготовка площадок для складского хозяйства;
— прокладка-кабельных сетей, установка временного электрического шита;
— устройство котлована объемом 3265 мЗ;
— разбивка координационных осей здания и мест установки свай;
— бурение лидерных скважин и погружение 123 свай, общей длиной 2260 м пог.;
— статические испытания двух свай.
Ответ 3. Перемещение незавершенного строительством объекта, степенью готовности 9%, кадастровый номер 24:50:0400417:5174, расположенного по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Молокова на земельном участке с кадастровым номером 24:50:04004127:116 без причинения ущерба, несоразмерного назначению, невозможно. Перенос свайного основания связан со значительными затратами. Положение осложняется тем, что при строительстве объекта использованы составные сваи, состоящие из двух кусков длиной 12 и 9 м. При выдергивании нижняя часть сваи может остаться в грунте. Повторное применение демонтированных при разборке существующего свайного поля вызывает сомнение.
Представители третьих лиц в судебное заседание 04.07.2019 не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц по имеющимся в деле письменным доказательствам.
В судебном заседании 04.07.2019 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 10 час. 45 мин. 10.07.2019, о чем вынесено протокольное определение. Лицам, участвующим в деле, сообщено, что после перерыва судебное заседание будет продолжено в зале судебного заседания № 326 здания Арбитражного суда Красноярского края по адресу г. Красноярск, ул. Ленина, 1. Сведения о перерыве в судебном заседании размещены на официальном сайте Арбитражного суда Красноярского края в сети Интернет. После перерыва судебное заседание продолжено 10.07.2019 в 10 час. 47 мин. с участием того же представителя ответчика, от истца присутствует: Васильева Е.Ю., представитель по доверенности от 09.10.2018 3 04-6701, личность удостоверена паспортом.
Ответчик представил письменный отзыв на иск, согласно которому считает исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку свайное поле находится в удовлетворительном состоянии и соответствует зданию, заявленному под строительство; свайное поле, выполненное в натуре, соответствует требованию проектной документации; нарушений прав истца как собственника земельного участка не усматривается.
В письменном отзыве на иск Управление Росреестра по Красноярскому краю пояснило обстоятельства регистрации права собственности ответчика на объект незавершенного строительства.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (арендодатель) и общество с ограниченной ответственностью «Техинвест плюс» (арендатор) 04.03.2010 подписали договор № 300, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель – земли населенных пунктов, с кадастровым номером 24:50:0400417:116, находящийся по адресу: г. Красноярск, ул. Молокова, для использования в целях строительства здания многоуровневой автостоянки с инженерным обеспечением, площадью 6 446 кв.м. Срок аренды участка установлен сторонами в пункте 2.1 договора с 18.08.2009 по 17.08.2012. Согласно отметке регистрирующего органа договор прошел государственную регистрацию. Дополнением от 10.10.2013 № 4929. Прошедшим государственную регистрацию, срок действия договора продлен по 17.08.2015.
Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (арендодатель) и общество с ограниченной ответственностью «Техинвест плюс» (арендатор) 02.10.2015 подписали договор № 1534 о предоставлении арендатору земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400417:116 для использования в целях завершения строительства объекта – многоуровневой автостоянки. Срок аренды участка установлен сторонами в пункте 2.1 договора с 18.08.2015 по 17.08.2018.
20.10.2016 ответчику продлен срок действия разрешения на строительство RU24308000-622014 от 27.10.2014 до 27.06.2019.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, свидетельсву от 10.08.2015 обществу с ограниченной ответственностью «Техинвест плюс» на праве собственности принадлежит объект незавершенного строительства с кадастровым номером 24:50:0400417:5174, степень готовности 9%, по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Молокова, кадастровый номер участка 24:50:0400417:116.
Согласно заключению департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска от 03.08.2018 № 6556 территория земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400417:116 ограждена, существующие строения: свайное поле, металлические контейнеры, павильон; в границах участка находится котлован, на дне которого расположены отдельно стоящие сваи.
Согласно представленному в материалы дела ответчиком техническому заключению, подготовленному ООО «Максимум» по результатам осмотра строительных конструкций объекта незавершенного строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0400417:116, в свайном поле имеется 119 свай; площадь, занимаемая свайным полем и котлованом под ним составляет 807,6 кв.м, степень готовности свайного поля – 61%.
Ссылаясь на то, что объект незавершенного строительства как объект недвижимого имущества отсутствует в натуре, истец обратился с настоящим иском в суд.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также ГК РФ), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
В силу статей 8.1, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним — это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права и может быть оспорена только в судебном порядке (пункт 1 статьи (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) > Глава I. Общие положения > Статья 2. Понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» target=»_blank»>2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 4 пункта 52 совместного Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее — Постановление N 10/22), в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Противоречия между правами на недвижимость и сведениями о них, содержащимися в реестре, могут быть устранены в судебном порядке по иску лица, чьи права и законные интересы нарушаются сохранением записи о праве собственности на это недвижимое имущество при условии отсутствия у последнего иных законных способов защиты своих прав.
Согласно правовой позиции, сформулированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении N 12576/11 от 24.01.2012, в соответствии с положениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» невозможность отнесения конкретного объекта к категории недвижимого имущества следует рассматривать в качестве одного из обстоятельств, при которых иск о признании права отсутствующим подлежит удовлетворению. Некапитальный характер спорного строения, являясь условием, исключающим возможность обращения с требованием о сносе самовольной постройки, в силу пункта 52 Постановления N 10/22 признается основанием для удовлетворения иска о признании права отсутствующим.
Истец оспаривает право собственности ответчика, зарегистрированное на спорный объект незавершенного строительства степенью готовности 9%, расположенный на земельном участке из неразграниченных земель, как на недвижимое имущество, которое, по мнению истца, таковым не является.
Таким образом, спорным является вопрос о распространении на имущество ответчика — объект незавершенного строительства правового режима недвижимой вещи, права на которую подлежат государственной регистрации, и о достоверности содержащейся в реестре записи о праве собственности на это имущество как на объект недвижимости.
Действующим законодательством объекты незавершенного строительства прямо отнесены к объектам недвижимого имущества.
В пункте 1 статьи 130 ГК РФ предусмотрено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъясняется, что по смыслу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 1 статьи 130 ГК РФ).
В абзаце 5 указанного пункта судам разъяснено, что при разрешении вопроса о признании правомерно строящегося объекта недвижимой вещью (объектом незавершенного строительства) необходимо установить, что на нем, по крайней мере, полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы.
Исходя из изложенного, факт регистрации объекта незавершенного строительства в качестве недвижимости не лишает суд права иначе оценить правовой режим этой вещи.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела истцом и ответчиком доказательства, исходя из предусмотренных статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правил распределения бремени доказывания входящих в предмет исследования обстоятельств, суд пришел к выводу о доказанности истцом факта, что спорный объект не является объектом недвижимости.
Из материалов дела следует, что срок договора аренды земельного участка истек, на объекте ответчика работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы не завершены: согласно представленному в материалы дела ответчиком техническому заключению, подготовленному ООО «Максимум» по результатам осмотра строительных конструкций объекта незавершенного строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0400417:116, в свайном поле имеется 119 свай; площадь, занимаемая свайным полем и котлованом под ним составляет 807,6 кв.м, степень готовности свайного поля – 61%; согласно экспертному заключению № А33-21951/2018-СТЭ от 04.06.2019 конструктивными частями объекта капитального строительства следует считать только устройство котлована под строительство здания, для которого работы полностью завершены; свайное поле из 123 вдавленных железобетонных свай является составной частью фундаментов строящегося здания, которые являются определяющим признаком капитальности объекта; выполненная часть работ по устройству свайного основания является составной частью фундаментов объекта незавершенного строительства, который в свою очередь является частью объекта капитального строительства.
Суду не представлены со стороны ответчика доказательства возведения объекта недвижимого имущества в соответствии с проектной документацией и в целях, определенных в договоре аренды на данный земельный участок, право распоряжения которым, принадлежит муниципальному образованию.

Фактически возведенные на площадке сваи не образуют законченной конструкции фундамента и не являются объектом недвижимого имущества.
Поскольку доказательства наличия действующего в настоящее время договора аренды земельного участка ответчиком в материалы дела не представлено, доказательства наличия объекта незавершенного строительства при наличии записи о его регистрации отсутствуют в материалах дела, исковые требования ввиду нарушения публичных интересов являются надлежащим способом защиты, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика о недобросовестном поведении истца и злоупотреблении им правом отклоняются в силу следующего.
При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункты 3, 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Под злоупотреблением правом понимается умышленное поведение лиц, связанное с нарушением пределов осуществления гражданских прав, направленное исключительно на причинение вреда третьим лицам (пункт 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, явно свидетельствующие о таком недобросовестном поведении, даже если стороны на них не ссылались (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (пункт 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемом случае при конкретных обстоятельствах дела, суд признает не доказанным по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации довод ООО «Техинвест плюс» о том, что администрация города Красноярска злоупотребляет своим правом (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации), а именно — осуществляет свое право исключительно с намерением причинить вред ответчику, либо злоупотребляет правом в иных формах.
В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
На основании части 1 статьи 110 Кодекса судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа — ).
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 110, 167–170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.
Признать отсутствующим право собственности общества с ограниченной ответственностью «Техинвест плюс» на объект незавершенного строительства, степень готовности объекта 9 %, кадастровый номер 24:50:0400417:5174, расположенный по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Молокова, на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0400417:116.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Техинвест плюс» в доход федерального бюджета 6 000 руб. государственной пошлины.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
Д.С. Куликова

Суд:

АС Красноярского края

Истцы:

город Красноярск в лице администрации города Красноярска

Ответчики:

ООО «Техинвест плюс»

Иные лица:

АО «Красноярский ПромстройНИИпроект»
АО «Научно-технический прогресс»
Департамент градостроительства администрации города Красноярска
Департамент муниципального имущества и земельных отношений администраци города Красноярска
ООО «Максимум»
ООО «ПромСтройЭксперт»
ООО «ПромСтройЭкспертиза»
ООО Краевой центр профессиональной оценки и экспертизы «Движение»
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ

Последние документы по делу:

Судебная практика по:

Злоупотребление правом
Судебная практика по применению нормы ст. 10 ГК РФ

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх