Списание транспортных расходов в налоговом учете

— Александра Сергеевна, организация закупает материалы и доставляет их от продавца сама на своем транспорте. Какой документ будет подтверждать расходы на доставку в целях исчисления налога на прибыль? Правильно ли мы понимаем, что транспортная накладная не нужна?

— Да. Если для доставки купленных материалов (товаров) организация использует свой транспорт, то оформлять транспортную накладную нет необходимости. Ведь она является подтверждением заключения договора перевозки.

А поскольку в рассматриваемой ситуации такой договор не заключается, то для подтверждения транспортных расходов будет достаточно оформить путевой лист, который должен содержать все обязательные реквизиты, установленные Приказом Минтранса.

На основании этого путевого листа или отчета электронной системы контроля пробега (пробега и расхода топлива) можно будет учесть расходы на приобретение горюче-смазочных материалов.

— По договору стоимость доставки товаров включена в цену товара. И доставляет товар поставщик на своем транспорте. Никакие документы по расходам на доставку поставщик не выдает. В ТОРГ-12 стоимость доставки отдельно не выделена.

Получается, что у покупателя в этом случае будет только накладная ТОРГ-12, подтверждающая покупку товара, и все?

— Да. Если стоимость доставки товара отдельно не выделяется (то есть включена в стоимость товара), то транспортную накладную оформлять не нужно, так как покупатель не заключает договор перевозки и не оплачивает отдельно транспортные расходы.

В рассматриваемом случае для оприходования и отражения в налоговом учете стоимости приобретенных товаров может служить надлежащим образом оформленная товарная накладная. Ее можно оформлять либо по форме № ТОРГ-12, либо по форме, которую организация разработала самостоятельно и утвердила в приказе об учетной политике.

— В договоре стоимость доставки товаров выделена отдельно. Доставляет товар поставщик. Какой документ будет подтверждать расходы на доставку в налоговых целях?

Если поставщик оформил только товарно-транспортную накладную (форма № 1-Т, далее — ТТН), этого документа достаточно для учета транспортных расходов (и стоимости товаров)?

Или же обязательно должна быть именно транспортная накладная (далее — ТН) и без нее расходы на доставку учесть не получится?

— Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Груз, на который не оформлена ТН, перевозчиком для перевозки не принимается. Таким образом, ТН является первичным документом, подтверждающим расходы на перевозку. Такой позиции придерживается и Минфин, и ФНС.

В то же время сейчас по-прежнему применяется и ТТН. Поэтому для учета затрат на транспортные услуги сторонних организаций по доставке товаров в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, достаточно иметь любую надлежаще оформленную накладную — либо ТН, либо ТТН. Такая позиция высказывалась ФНС в 2012 г. и была согласована с Минфином.

— Организация для доставки товара от поставщика заключила договор с экспедитором. ТОРГ-12 на приобретение товара имеется. Однако ни ТТН, ни ТН экспедитор не оформляет и покупателю не выдает.

Можно ли учесть затраты на доставку в расходах по прибыли только на основании экспедиторских документов?

— Если в целях доставки товаров заключается договор транспортной экспедиции, то документами, подтверждающими оказание услуг по такому договору для целей налогообложения прибыли, будут любые документы, которые подтверждают фактическое выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, а также экспедиторские документы.

В частности, это могут быть:

  • экспедиторская расписка, в которой отражены данные о грузоотправителе, грузополучателе и о товаре;
  • акт оказанных услуг;
  • отчет экспедитора.

В этом случае оформлять транспортную накладную не нужно.

— По договору с поставщиком организация доставляет товар за свой счет (самовывозом). На приобретение есть накладные ТОРГ-12. А вот доставляли товар работники организации на своих автомобилях. Деньги за доставку перевели физлицам на их банковские карты.

Какими документами подтвердить перевозку товара со склада поставщика на склад покупателя? Подойдет ли акт оказания физлицами услуг по доставке товара?

— Все зависит от того, как оформлены отношения с работниками.

Если с работниками заключены договоры на оказание услуг по доставке товара (ГПД), тогда транспортные расходы можно учесть при исчислении налога на прибыль как прочие на основании актов оказанных услуг. При этом стоимость перевозки может быть учтена полностью. Полагаю, что стоимость бензина следует включить в общую стоимость услуги, указанную в договоре, а не компенсировать отдельно.

Если же работники доставляли товары на личном транспорте, который они используют в служебных целях, тогда в расходах по прибыли можно учесть только компенсацию в сумме, не превышающей в месяц норматив — 1200 или 1500 руб. в зависимости от объема двигателя легкового автомобиля. Причем эта сумма уже включает в себя расходы на ГСМ.

— Организация занимается перевозкой грузов. В некоторых путевых листах нет штампа и подписи медицинского работника. Как мы полагаем, отсутствие сведений о медосмотре не влияет на величину и обоснованность транспортных расходов.

Можно ли на основании таких листов учесть в расходах затраты на ГСМ? Не снимут ли налоговые органы расходы на ГСМ по таким путевым листам на том основании, что они оформлены с нарушением?

— Путевые листы должны содержать все обязательные реквизиты, установленные Приказом Минтранса № 152. В этом документе определено, что обязательными реквизитами путевого листа являются сведения о водителе. Они включают, в частности, дату (число, месяц и год) и время (часы и минуты) проведения медосмотра.

При этом Порядком проведения медосмотров предусмотрено, что в случае вынесения медицинского заключения медицинский работник, проводивший медосмотр, на путевых листах ставит штамп «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» или «Прошел послерейсовый медицинский осмотр», а также свою подпись.

Эти сведения являются обязательным реквизитом путевых листов. Поэтому в путевых листах обязательно должны быть дата и время проведения медосмотра за подписью медицинского работника.

В целях исчисления налога на прибыль расходы должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. То есть первичные документы должны содержать все необходимые обязательные реквизиты.

В связи с этим вполне вероятно, что налоговые органы могут исключить из расходов затраты на ГСМ по тем путевым листам, которые оформлены с нарушением.

— Указание в путевом листе маршрута следования в составе обязательных реквизитов Приказом Минтранса № 152 не предусмотрено. Однако ИФНС при проверке требует, чтобы маршрут был обязательно указан. Она считает, что формулировка «по городу» без указания конкретных адресов не позволяет обосновать производственный характер поездки. И, как следствие, исключает сумму ГСМ по таким путевым листам из расходов.

Нужно ли в путевом листе указывать маршрут следования для того, чтобы можно было учесть ГСМ в расходах по прибыли?

— Действительно, в Приказе Минтранса № 152 среди обязательных для заполнения путевого листа реквизитов маршрут следования не указан. При этом организация вправе разработать собственную форму путевого листа. Но в ней должны быть обязательные реквизиты, установленные Приказом № 152. В связи с этим полагаю, что формально указание в путевом листе конкретного маршрута на данный момент не является обязательным для подтверждения понесенных расходов на ГСМ, так как этот реквизит не включен Минтрансом в соответствующий перечень.

В то же время при разработке собственной формы путевого листа ее можно дополнить таким реквизитом, как маршрут следования. И, в принципе, формулировки «по городу» должно быть достаточно для учета ГСМ в расходах. Однако в таком случае есть риск претензий со стороны налоговых органов. Например, в одном споре суд согласился с инспекцией, что отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля работниками организации в служебных целях. Поэтому во избежание судебных разбирательств в путевом листе лучше прописывать маршрут следования.

— Организация выплачивает своим работникам компенсацию за использование личных автомобилей в служебных целях. Нужно ли в этом случае оформлять путевые листы? Или же для учета в налоговых расходах этой компенсации вполне достаточно приказа руководителя, где установлены размеры компенсации, и должностной инструкции, подтверждающей разъездной характер работы?

— В настоящее время законодательством в области оказания транспортных услуг не предусмотрено оформление путевых листов при использовании личных автомобилей работников для служебных поездок.

При этом согласно Постановлению Госкомстата России № 78 путевой лист легкового автомобиля является первичным документом по учету работы легкового автотранспорта организации и основанием для начисления заработной платы водителю.

Таким образом, на мой взгляд, для личных автомобилей, используемых в служебных целях, оформление путевых листов не является обязательным.

Для учета расходов на выплату компенсаций работникам за использование автомобиля следует иметь такие документы:

  • должностную инструкцию работника, подтверждающую разъездной характер работы;
  • письменное соглашение между работником и организацией, заключенное к трудовому договору;
  • ПТС на легковой автомобиль и свидетельство о регистрации транспортного средства;
  • приказ руководителя о выплате компенсации.

— Организация занимается перепродажей товаров. Некоторые налоговые инспекции считают, что транспортные расходы на доставку товаров до покупателей и на перевозку уже оприходованных товаров с одного своего склада на другой являются прямыми расходами.

Однако Минфин ранее разъяснял, что эти расходы можно учесть как косвенные. Не изменилась ли позиция Минфина? Как все-таки правильно учитывать эти расходы?

— Нет, по этому вопросу позиция ведомства не изменилась.

На данный момент также актуально мнение, что к прямым расходам относятся расходы на доставку приобретенного товара до склада организации, если эти расходы по условиям договора не включены в цену покупки.

При этом расходы на доставку покупных товаров уже после оприходования их на склад (в связи с перемещением до нового склада) относятся к косвенным расходам.

— Организация занимается оптовой торговлей. Есть товары, которые она доставляет со склада своего поставщика сразу на склад покупателя (транзитная доставка).

Как правильно учесть расходы на такую доставку — как косвенные или как прямые?

— По нормам НК к прямым расходам у торговых организаций относятся только:

  • стоимость приобретения реализованных товаров;
  • расходы на доставку покупных товаров до своего склада (если они не включены в цену приобретения).

Расходы на транзитную доставку товаров не относятся к расходам на доставку покупных товаров до склада налогоплательщика. Ведь при транзитной доставке товаров покупателям напрямую со склада поставщика эти товары на склад самой организации-продавца не доставляются.

Как следствие, расходы на транзитную доставку не подлежат распределению согласно правилам, установленным ст. 320 НК РФ, а учитываются в составе косвенных расходов соответствующего периода.

Списание транспортных расходов в торговле может осуществляться различными способами в зависимости от особенностей деятельности хозсубъекта. Подробнее о вариантах списания транспортных расходов, используемых торговыми организациями, и особенностях каждого из них идет речь в нашей статье.

Содержание

Особенности списания транспортных расходов в торговле

Основными нормативными документами, которые помогают торговым организациям, а также прочим хозсубъектам осуществлять списание транспортных расходов являются ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» и приказ Минфина России «Об утверждении плана счетов…» от 31.10.2000 № 94н (далее — план счетов). Одновременно с правилами списания указанные документы регулируют и способы учета расходов по транспортировке.

При этом выделяют следующие способы учета таких расходов:

  • в составе активов, к которым они относятся;
  • как обособленные расходы.

В зависимости от выбранного метода учета порядок списания таких расходов подчиняется определенным правилам.

Согласно нормам п. 16 ПБУ 5/01 при отражении расходов по транспортировке в фактической себестоимости ТМЦ они будут списываться в составе этих активов по правилам списания стоимости активов одним из следующих способов:

  • по себестоимости единицы (далее — способ 1);
  • средней себестоимости (далее — способ 2);
  • себестоимости первых по времени приобретения МПЗ или методом ФИФО (далее — способ 3).

Выбранный метод организация обязана закрепить в учетной политике.

Рассмотрим использование каждого способа на примерах.

Пример 1

В апреле компания приобрела оборудование с целью дальнейшей перепродажи. Стоимость оборудования составила 206 500 руб. (в т. ч. НДС 31 500 руб.). При этом было закуплено 25 единиц. Расходы на доставку этой партии — 61 360 руб. (в т. ч. НС 9 360 руб.).

В мае было куплено то же наименование оборудования в количестве 5 единиц общей стоимостью 82 600 руб. (в т. ч. НДС 12 600 руб.).

Компания учитывает расходы на доставку в фактической себестоимости приобретенных товаров. В учетной политике закреплен способ 1 списания транспортных расходов.

В мае было реализовано 15 единиц оборудования, из них 7 из апрельской партии, а 8 из майской. Выручка составила 377 600 руб. (в т. ч. НДС 57 600 руб.).

Определим стоимость товарной единицы, купленной в апреле: ((206 500 – 31 500) + (61 360 – 9 360)) / 25 = 9 080 руб.

Определим стоимость товарной единицы, купленной в мае: (82 600 – 12 600) / 5 = 14 000 руб.

Сумма реализованных ТМЦ к списанию: 9 080 × 7 + 14 000 × 8 = 175 560 руб.

Пример 2

Произведенные компанией операции аналогичны приведенным в предыдущем примере. Списание ТМЦ согласно учетной политике осуществляется по способу 2.

Определим среднюю стоимость товарной единицы: ((206 500 – 31 500) + (61 360 – 9 360) + (82 600 – 12 600)) / (25 + 5) = 9 900 руб.

Сумма товаров к списанию: 9 900 × 15 = 148 500 руб.

Пример 3

Перечень хозопераций такой же, как в предыдущих примерах. При этом списание ТМЦ в компании производится по способу 3.

Стоимость первых по времени приобретения товаров: ((206 500 – 31 500) + (61 360 – 9 360)) / 25 = 9 080 руб.

Сумма к списанию: 15 × 9 080 = 136 200 руб.

Если же торговая организация согласно п. 13 ПБУ 5/01 отразит расходы на транспортировку ТМЦ отдельно, их списание может быть осуществлено как в полной сумме, так и частично. Частичное списание расходов обеспечивается путем их распределения. При этом торговые организация на общем режиме налогообложения, ведущие учет доходов и расходов методом начисления, должны распределять расходы на транспортировку.

Подробности — в статье «Распределение транспортных расходов на остаток товара».

Расходы к списанию определяются по следующей формуле:

ТР = (ТР1 + ТРт) – (ТР1 + ТРт) / (СТт + СТо) × СТо,

где: ТР — транспортные расходы к списанию за текущий месяц;

ТР1 — остаток транспортных расходов на начало месяца;

ТРт — транспортные расходы за месяц;

СТт — стоимость товаров, реализованных за месяц;

СТо — стоимость нереализованного товара.

Транспортные расходы списаны: проводка

Для учета расходов на транспортировку в зависимости от выбранного способа их учета возможно применение следующих счетов:

  • счета 41;
  • счета 44.

Списание же с указанных счетов производится в корреспонденции со счетом 90.02.

Пример 4

Рассмотрим, исходя из условий примера 1, проводки по списанию и оприходованию транспортных расходов.

Апрель 2016 года:

  • Дт 41 Кт 60 — оприходовано оборудование на 227 000 руб. ((206 500 – 31 500) + (61 360 – 9 360));
  • Дт 19 Кт 60 — учтен НДС в сумме 40 860 руб.

Май 2016:

  • Дт 41 Кт 60 — оприходовано оборудование на 70 000 руб.;
  • Дт 19 Кт 60 — отражен НДС в сумме 12 600 руб.;
  • Дт 62 Кт 90.01 — отражена выручка на сумму 377 600 руб.;
  • Дт 90.03. Кт 68.02 — начислен НДС с реализации 57 600 руб.;
  • Дт 90.02 Кт 41 — списана себестоимость реализованных ТМЦ в сумме 175 560 руб.

Пример 5

В апреле компания, работающая на УСН, приобрела товары с целью их дальнейшей перепродажи. Их стоимость составила 175 000 руб. При этом было закуплено 25 товарных единиц. Расходы по доставке ТМЦ — 52 000 руб.

В мае были куплены товары того же наименования стоимостью 70 000 руб. в количестве 5 единиц. В мае же реализовано 15 товарных единиц, из них 7 из апрельской партии, а 8 из майской. Выручка составила 320 000 руб.

Расходы на транспортировку компания отражает на счете 44. При этом по окончании месяца она полностью списывает их на себестоимость после их оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Списание ТМЦ производится способом 1.

Апрель:

  • Дт 41 Кт 60 — приняты к учету товары на сумму 175 000 руб.;
  • Дт 60 Кт 51 — оплата транспортных расходов в размере 52 000 руб.;
  • Дт 44 Кт 60 — отражены расходы по транспортировке товаров на 52 000 руб.;
  • Дт 90.02 Кт 44 — списаны расходы по транспортировке после их оплаты.

Май:

  • Дт 41 Кт 60 — оприходованы товары на 70 000 руб.;
  • Дт 62 Кт 90.01 — отражена выручка в размере 320 000 руб.;
  • Дт 90.02 Кт 41 — списана себестоимость товаров в сумме 161 000 руб. (175 000 / 25 × 7 + 70 000 / 5 × 8).

О транспортных расходах упрощенцев см. статью «Транспортные расходы при УСН «доходы минус расходы”».

Как осуществляется учет транспортных расходов, если они не списываются в общей сумме?

О необходимости распределения расходов на транспортировку говорится в инструкции к плану счетов, а также ст. 320 НК РФ. Посмотрим, как данная процедура выглядит на практике.

Пример 6

На 31.03.2016 у компании нет остатков товаров. В апреле она приобрела оборудование с целью дальнейшей перепродажи. Стоимость оборудования составила 289 100 руб. (в т. ч. НДС 44 100 руб.). Расходы по доставке этой партии — 61 360 руб. (в т. ч. НДС 9 360 руб.).

Компания учитывает стоимость доставки на отдельном счете. Выручка составила 377 600 руб. (в т. ч. НДС 57 600 руб.). При этом себестоимость реализованного оборудования — 190 000 руб. Остаток оборудования на конец апреля — 55 000 руб.

Рассчитаем сумму расходов на транспортировку оборудования, списываемых в апреле:

  • Дт 41 Кт 60 — принято к учету оборудование на сумму 245 000 руб. (289 100 – 44 100);
  • Дт 19 Кт 60 — учтен НДС в сумме 44 100 руб.;
  • Дт 44 Кт 60 — отражены транспортные расходы в размере 52 000 руб. (61 360 – 9 360);
  • Дт 19 Кт 60 — НДС 9 360 руб.;
  • Дт 62 Кт 90.01 — отражена выручка 377 600 руб.;
  • Дт 90.03. Кт 68.02 — начислен НДС 57 600 руб.;
  • Дт 90.02 Кт 41 — себестоимость реализованного оборудования 190 000 руб.

Определим сумму транспортных расходов к списанию в апреле: (52 000 + 0) – (52 000 + 0) / (190 000 + 55 000) × 55 000 = 40 326,53 руб.

Дт 90.2 Кт 44 — списаны расходы по транспортировке покупного товара в размере 40 326,53 руб.

Итоги

Организации, ведущие торговую деятельность, могут самостоятельно определять в своем учете возможные варианты отражения понесенных транспортных расходов: в составе купленных товаров или как самостоятельные расходы. При этом необходимо правильно отразить их списание в зависимости от выбранного способа учета таких расходов.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Транспортные расходы могут быть у многих компаний, и их грамотный учет помогает оптимизировать ваши затраты. Рассказываем, что именно можно включать в транспортные расходы, и как правильно отражать их в отчетности, чтобы не возникало проблем с налоговой.

Что можно отнести к транспортным расходам?

Их можно разделить на 3 основных группы:

  • Расходы на доставку приобретенного имущества. Когда вы приобретаете сырье или товары у сторонних компаний и заказываете их доставку до склада или офиса.
  • Расходы на доставку покупателям товаров и продукции. Когда необходимо организовать доставку предлагаемой вами продукции.
  • Расходы на обслуживание автопарка. Сюда входит содержание собственных транспортных средств, их обслуживание, ремонт, а также оплата арендованных автомобилей.

Учет транспортных расходов организации помогает оптимизировать расходы в целом. К примеру, для некоторых видов деятельности со временем может оказаться, что оплата аренды ТС или услуг транспортных компаний будет гораздо более выгодным, чем содержание собственного парка.

Расчет транспортных расходов

Рассмотрим, как производится расчет каждого типа расходов.

Расходы на доставку приобретенного имущества

В данном случае расходы носят характер прямых и на себестоимость товаров не списываются в полной сумме, а распределяются между реализованными и нереализованными товарами по следующей формуле:

Расходы на доставку товаров покупателям

Характер расходов определяется в зависимости от типа компании:

  • Производственная компания учитывает расходы на доставку в качестве материальных расходов. Так как они не указаны в перечне прямых расходов, их можно принимать в качестве косвенных.
  • Торговая компания учитывает расходы на доставку как косвенные.

Любая компания обязана оформлять товарную и товарно-транспортную накладную при доставке!

Расходы на содержание транспорта

Существует несколько видов расходов на содержание транспорта:

  • на ГСМ;
  • на ремонт и покупку комплектующих;
  • на страховку;
  • на парковку;
  • на штрафы ГИБДД.

Рассмотрим особенности каждого пункта.

Траты на топливо необходимо относить к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Однако, существуют и некоторые исключения. Согласно письму Минфина России от 10.06.2011 № 03-03-06/4/67 компания может учитывать их как прямые расходы. Например, в случае, если на вашем транспортном средстве производится доставка продукции покупателям, вы можете учитывать траты на топливо и прочие горюче-смазочные материалы (далее ГСМ) как материальные расходы.

Не забывайте! Для того чтобы правильно списывать расходы на ГСМ, необходимо заполнять путевой лист.

Покупку запчастей и ремонт относите к косвенным расходам и полностью списывайте в том отчетном периоде, в котором эти траты были понесены. Помните, что траты при этом должны быть полностью экономически оправданными. Оптимизация автомобиля для повышения эффективности эксплуатации — это одно, а вот дорогостоящий тюнинг налоговая уже не одобрит.

Что касается страховки, то ОСАГО является обязательной, расходы на нее относятся к косвенным тратам и учитываться должны в составе прочих расходов компании равными суммами в течение срока действия договора. Также к прочим расходам относится и КАСКО, но данный полис приобретается уже по усмотрению руководителя компании.

При УСН вы не имеете права учитывать в расходах КАСКО! Только обязательное страхование.

Платную парковку учитывайте в качестве косвенных расходов. Основанием для списания затрат послужит парковочный чек, кассовый и товарный чек, а также акт об оказании услуг, если вы заключили договор долгосрочной аренды места.

Увы, расходы на штрафы ГИБДД и административные штрафы вы не имеете права списывать в любом случае!

Особенности учета транспортировки основных средств

Траты на доставку основных средств необходимо учитывать в составе расходов на приобретение и производство продукции. Это правило касается:

  • средств, созданных предприятием;
  • средств, купленных по договорам, не предполагающим оплату неденежными средствами;
  • средств, приобретенных безвозмездно;
  • средств, купленных по соответствующему договору.

Все перечисленные основные средства необходимо учитывать в качестве капитальных расходов.

Исключением будут траты на перемещение объектов, не нуждающихся в монтаже, внутри территории организации. Они будут отражаться в издержках производства.

Примеры проводок

Для наглядности приведем примеры проводок в учете транспортных расходов:

Как оптимизировать транспортные расходы в бухгалтерском учете?

Оптимизация расходов во многом зависит от квалификации и внимательности бухгалтера, который знает, как правильно распределить их, и способен вовремя сообщить руководителю об увеличившихся тратах. К сожалению, очень многие рядовые бухгалтера не имеют достаточного опыта или свободного времени для этого. Поэтому чаще они сами делают ошибки в учете, чем реально помогают делать эффективнее бизнес-процессы в компании.

В качестве выхода мы предлагаем вам обращаться к профессиональным организациям, занимающимся бухгалтерской и налоговой отчетностью. Именно к таким относится ООО «ПРОГРАММЫ 93”.

Почему с нами надежнее и удобнее, чем со штатными сотрудниками?

  1. Вы работаете с целой командой, а не одним сотрудником. А значит любые действия дополнительно проверяются, а решения находятся быстрее и эффективнее.
  2. Наши проблемы не становятся вашими. Вам не нужно организовывать место, оплачивать больничные и отпуска. Если кто-то из команды заболел, вы этого даже не заметите — его тут же заменит другой сотрудник!
  3. У нас есть специалисты разных профилей. Юристы, специалисты по 1С — мы всесторонне подходим к бухгалтерскому учету и можем оптимизировать работу целого отдела.

Позвоните по номеру телефона, указанному на сайте, или заполните форму обратной связи, чтобы мы смогли сориентировать по точной стоимости, подобрать наилучшее решение и рассказать, как начать сотрудничество!

Главная — Статьи

Комментарий к Письму Минфина России от 15.08.2012 N 03-07-11/299 «О применении вычетов НДС и выставлении счетов-фактур по транспортным расходам, возмещаемым покупателем товаров их продавцу»

Пожалуй, в подавляющем большинстве случаев товар, продукция или иные ценности, приобретенные покупателем у продавца, должны быть физически перемещены из одного места в другое, например перевезены со склада поставщика до склада покупателя. Причем нередко речь идет не о доставке купленного товара на соседнюю улицу или в пределах одного города, а о транспортировке в другие населенные пункты или даже в другую страну.
О том, как правильно исчислять НДС в одном из частных случаев, возникающих при перевозке товаров, рассказано в комментируемом Письме Минфина России от 15.08.2012 N 03-07-11/299.

Варианты организации и оплаты доставки

Схема взаимоотношений между покупателем и продавцом в части организации перевозки (доставки) приобретенного товара обычно прописывается непосредственно в договоре купли-продажи или поставки. Хотя возможно и заключение договоров по отдельности на сам товар и на его перевозку.
Вариантов на практике может быть несколько.

Во-первых, покупатель может купить товар на условии самовывоза. Тогда никакой лишней головной боли у поставщика не возникнет: ему нужно будет лишь передать товар со своего склада (или иного места его нахождения) непосредственно покупателю или работнику организации-покупателя либо представителю сторонней организации-перевозчика, которую нанял покупатель. При этом все расходы, связанные с перевозкой товара, покупатель несет самостоятельно, а продавец к транспортным расходам никакого отношения не имеет.

Во-вторых, поставщик может заложить стоимость доставки товара в цену данного товара, то есть товар изначально продается на условии его доставки поставщиком до определенного пункта. В этом случае не принципиально, как именно поставщик организует доставку — собственными силами или с привлечением сторонних организаций. Поскольку доставка включена в цену товара, транспортные расходы поставщика в такой ситуации являются частью его коммерческих расходов (издержек обращения) и подлежат отнесению в дебет счета 44 «Расходы на продажу». А в составе доходов поставщик признает общую сумму выручки от продажи товаров, исчисленную исходя из установленной цены на них.

В-третьих, поставщик может осуществлять одновременно два вида деятельности: торговлю товарами (или производство и реализацию готовой продукции) и оказание транспортных услуг. В этом случае покупатель, оплачивающий стоимость товаров и их доставки, фактически приобретает товары отдельно, а транспортные услуги — отдельно. В такой ситуации в принципе возможно и заключение двух разных договоров, хотя допускаются и «смешанные» договоры. В любом случае поставщик должен учитывать раздельно доходы (выручку) и расходы по двум видам деятельности, и стоимость доставки обязательно выделяется отдельной позицией в первичных документах (или на оказание транспортных услуг составляется отдельный акт, помимо товарной накладной или иного документа, подтверждающего передачу товара, продукции и иных ценностей).

И наконец, четвертый вариант: поставщик осуществляет все необходимые действия для того, чтобы организовать доставку товара до покупателя, — привлекает для этих целей специализированную транспортную организацию, заключает договор на оказание логистических услуг и т.д., но стоимость транспортных услуг фактически оплачивает покупатель. Однако обычно покупатель в таких случаях перечисляет необходимую сумму продавцу, а уже продавец производит расчеты с перевозчиком (или логистической компанией).

Именно такую ситуацию прокомментировали финансисты в рассматриваемом Письме.

Счета-фактуры и возмещение НДС: позиция Минфина

В Письме подчеркнуты два момента.

Во-первых, счета-фактуры выставляются только при реализации товаров, работ, услуг в ситуациях, когда согласно условиям договора поставки продавец товаров обязуется организовать их доставку грузополучателю, а покупатель — возместить понесенные продавцом транспортные расходы (п. 3 ст. 168 НК РФ). В этом случае услуги по транспортировке товаров, реализуемые перевозчиком, а не самим продавцом, в счете-фактуре, выставляемом продавцом по отгруженным товарам, указывать не надо.

Во-вторых, на основании договора комиссии либо агентского договора продавец может оказывать услуги покупателю товаров по приобретению от своего имени услуг по транспортировке товаров. В этой ситуации покупатель товаров производит вычеты НДС по транспортным услугам на основании счетов-фактур, составленных продавцом (Правила заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137)). При составлении счета-фактуры комиссионером (агентом), приобретающим товары (работы, услуги) от своего имени, в частности услуги по транспортировке товаров, в строке 2 счета-фактуры указывается полное или сокращенное наименование фактического продавца услуг, а не комиссионера (агента).

На этом основании чиновники делают вывод, что покупатель не имеет права применить вычеты НДС по услугам по транспортировке товаров на основании счетов-фактур, выставленных продавцу товаров организациями, оказывающими ему данные услуги. Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ такие счета-фактуры не являются основанием для применения налоговых вычетов у покупателя.

Таким образом, фактически позиция чиновников сводится к тому, что в подобной ситуации между продавцом и покупателем фактически возникают посреднические отношения, что по идее должно быть зафиксировано соответствующим договором (к примеру, агентским). Соответственно, и выписывать счета-фактуры необходимо в порядке, предусмотренном для посредников. Продавец товара, выступая в качестве агента (комиссионера) по посредническому договору, может приобретать транспортные услуги от своего имени. То есть договор будет заключен между продавцом товара и перевозчиком (логистической компанией), а покупатель ни в этом договоре, ни в первичных документах (например, счете-фактуре, акте об оказании транспортных услуг) вообще не фигурирует. Соответственно, продавец товара должен выставить покупателю два счета-фактуры:

  • как продавец товара — на сами отгруженные товары (без указания транспортных услуг);
  • как агент (комиссионер) — на транспортные услуги (причем в этом счете-фактуре указывается наименование фактического продавца услуг, то есть транспортной или логистической компании, а не продавца товара).

Конечно, можно сделать все так, как рекомендуют финансисты. Правда, в этом случае необходимо учесть, что исходя из норм гражданского законодательства и договор комиссии, и агентский договор являются возмездными, то есть оказывать посреднические услуги посредник берется за определенное вознаграждение (ст. ст. 990 — 991 и 1005 — 1006 ГК РФ). А если договором размер вознаграждения или порядок его уплаты не предусмотрены и размер вознаграждения не может быть определен исходя из условий договора, вознаграждение все равно должно уплачиваться после исполнения договора, а его размер должен определяться в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК РФ «по аналогии» с ценами, обычно взимаемыми за такие услуги. Поэтому, если уж между продавцом и покупателем заключается еще и посреднический договор на организацию оказания транспортных услуг силами сторонней организации, нужно предусмотреть определенное вознаграждение, пусть даже и совсем небольшое. Эту сумму вознаграждения продавец (посредник) должен признать своим доходом (выручкой). А расчеты за транспортные услуги пройдут у продавца-посредника «транзитом» по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Однако по большому счету действующее гражданское законодательство не обязывает заключать посреднический договор. Условия об организации доставки товара покупателю вполне могут быть урегулированы непосредственно в договоре купли-продажи (поставки).

А в целом и с позиции налогообложения, и с позиции бухгалтерского учета такая схема — когда покупатель возмещает продавцу расходы на транспортные услуги, фактически оказываемые третьими лицами, отдельно от стоимости товара — трактуется именно как посредническая.

С таким подходом соглашаются и судьи. К примеру, в Постановлении ФАС Московского округа от 12.04.2011 N КА-А41/957-11 подчеркивались следующие моменты:

  • если доставка товара, поставляемого в адрес покупателя, осуществляется сторонней организацией (а особенно если речь идет о специфическом товаре типа мазута, доставка которого должна производиться специализированным транспортом лицензированных грузоперевозчиков), продавец в этом случае выступает как посредник между перевозчиком и покупателем товара;
  • для отражения возмещаемой покупателем стоимости транспортировки товара от грузоотправителя до грузополучателя продавец товара (выступающий в качестве посредника в данных отношениях) не должен использовать счета реализации (счет 90 «Продажи») и отражать стоимость транспортировки товара как выручку от реализации товара;
  • поскольку продавец в данной ситуации не оказывает услуги по транспортировке товара, соответственно, у него не возникает обязанность в порядке ст. 248 НК РФ формировать доходную часть налоговой базы в отношении сумм, полученных от покупателя в качестве возмещения стоимости услуг третьего лица. Соответственно, затраты по оплате стоимости транспортных услуг у продавца не должны включаться и в состав расходов;
  • в бухгалтерском учете перечисление денежных средств в счет оплаты транспортных услуг, оказываемых сторонней фирмой, отражается по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в корреспонденции с кредитом счета 51 «Расчетные счета»;
  • плата за транспортные услуги, производимая продавцом за счет средств покупателя, не признается расходами организации (п. 2 ПБУ 10/99 «Расходы организации»), поскольку не приводит к уменьшению экономических выгод в результате выбытия денежных средств;
  • исходя из того, что продавец товара не реализует собственные услуги по перевозке товара, а в соответствии со ст. 39 НК РФ реализацией услуг признается возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, полученные от покупателя суммы возмещения стоимости транспортировки груза не должны включаться продавцом в налоговую базу по НДС в связи с отсутствием у него объекта обложения НДС;
  • начислять НДС не надо и с сумм денежных средств, полученных от покупателя в счет оплаты транспортных услуг, оказываемых сторонней организацией, если они поступают до фактического оказания перевозчиком транспортных услуг, ведь данная поступившая сумма не является для продавца товара (посредника) авансовым платежом.

В итоге суд пришел к выводу, что продавец товара, организовавший доставку товара силами стороннего перевозчика с возмещением транспортных расходов покупателем, не должен уплачивать в бюджет НДС с суммы оплаты за транспортные услуги, полученной от покупателя. У продавца отсутствует необходимость отражать счета-фактуры в книгах покупок и продаж, поскольку в рассматриваемой ситуации реализации услуг нет (так как услуги по транспортировке и доставке грузов оказывал не продавец, а сторонний перевозчик и, соответственно, потребителем услуг по перевозке являлся опять-таки не продавец, а его контрагент — покупатель товара).

Альтернативный вариант

Если заключать посреднический договор не хочется, а перевыставлять счета-фактуры кажется слишком сложным и хлопотным, можно оформить отношения и по-другому.

Действующее гражданское законодательство не запрещает сторонам самостоятельно определять принципы формирования цены товара в договоре купли-продажи или поставки. В частности, договором может быть предусмотрено, что цена товара подлежит изменению в зависимости от показателей, обусловливающих цену товара (себестоимость, затраты и т.д.) (п. 3 ст. 485 ГК РФ).

В такой ситуации имеет смысл также прописать и конкретный способ пересмотра цены.

А это значит, что вполне допустимо зафиксировать в договоре, что цена товара состоит из двух частей. Первая — это постоянная часть, соответствующая «базовой» цене товара, определяемая исходя из условия поставки «франко-склад поставщика» (т.е. на условиях самовывоза). Вторая — переменная часть, которая рассчитывается исходя из расходов на транспортировку товаров до места, указанного покупателем (исходя из тарифов сторонних перевозчиков с учетом дальности и других факторов).

В таком случае обе части цены будут формировать единую конечную цену, по которой будет определяться полная стоимость реализованного товара, то есть выручка от его реализации.

При такой схеме получается, что, с одной стороны, покупатель фактически компенсирует продавцу реальные расходы на транспортировку товара, но, с другой стороны, вся уплачиваемая сумма является ценой (стоимостью) товара, а потому ни о каких «посреднических» услугах речи вообще не идет.

То есть учет и налогообложение будут осуществляться точно так же, как и в случае, когда поставщик организует доставку товара покупателю за свой счет, закладывая транспортные расходы в конечную цену товара.

Иными словами:

  • у поставщика вся сумма, предъявляемая покупателю, признается «единой» выручкой от реализации товаров как в бухгалтерском, так и в налоговом учете;
  • покупателю выставляется один счет-фактура (на реализованные товары), в котором о транспортных услугах даже не упоминается, при этом цена каждого товара, естественно, сформирована уже с учетом заложенной в переменной части стоимости транспортных расходов;
  • НДС в счете-фактуре выделен единой суммой — с полной стоимости товара (в которую включены транспортные расходы);
  • всю эту сумму на основании данного счета-фактуры покупатель спокойно может предъявить к вычету;
  • перевозчик в рамках данной схемы выставляет на поставщика счет-фактуру на транспортные услуги, а также акт об оказании транспортных услуг. На основании этих документов поставщик спокойно относит стоимость транспортных услуг на свои коммерческие расходы (на счет 44 «Расходы на продажу») и предъявляет «входной» НДС по транспортным услугам к вычету, уменьшая тем самым сумму НДС, которая была предъявлена покупателю.

Подытожим…

Если покупатель возмещает продавцу товара транспортные расходы, налоговые органы и финансисты рассматривают возникающие взаимоотношения как посреднические и требуют перевыставления счета-фактуры продавцом-посредником, считая неправомерным возмещение НДС покупателем на основании «оригинального» счета-фактуры транспортной компании.

Избежать необходимости заключать посреднический договор и перевыставлять счета-фактуры можно, применяя иную схему формирования продажной цены товара, в которую в качестве переменной части закладывается стоимость перевозки товаров до места, указанного покупателем.

Как рассчитать транспортные расходы? Это необходимо знать для корректного отражения материальных затрат, а также издержек обращения, если в учетной политике организации закреплен метод их частичного списания.

Распределение транспортных расходов, понесенных при покупке товаров

Если в учетной политике торговой организации закреплено, что транспортные расходы (ТР) учитываются в составе расходов на продажу и списываются в конце месяца частично, то бухгалтер должен распределить их между списанными товарами и оставшимися на складе (при условии, что ТР не включены в цену покупки).

Если целью организации является сближение бухгалтерского и налогового учета, то можно выбрать способ распределения, указанный в ст. 320 НК РФ. При этом, чтобы не было временных разниц, распределяться должны только ТР, а остальные расходы на продажу, учитываемые на счете 44, списываются полностью, поскольку в налоговом учете прямыми расходами считаются стоимость приобретения проданных товаров и расходы на доставку.

О разнице между бухгалтерским и налоговым учетом читайте в статье «Что такое отложенный налог на прибыль и как его учитывать?».

Для распределения используем следующие формулы:

К = (ТР0 + ТР1) / (Т1 + Т2) × 100,

где:

К — средний процент ТР, приходящихся на остаток товаров в конце месяца;

ТР0 — ТР, относящиеся к остатку нереализованных товаров на начало месяца;

ТР1 — ТР текущего месяца;

Т1 — стоимость приобретения товаров, проданных в текущем месяце;

Т2 — стоимость приобретения товаров, не реализованных на конец месяца.

ТР2 = К × Т2,

где:

ТР2 — ТР, относящиеся к остатку нереализованных товаров на конец месяца;

Т2 — стоимость приобретения товаров, не реализованных на конец месяца.

Пример:

Основной вид деятельности ООО «Торговый дом «Ника»» — оптовая торговля. В учетной политике прописано, что ТР отражаются на счете 44 «Расходы на продажу» и в бухгалтерском учете распределяются так же, как в налоговом.

Остаток ТР на 1 июня составил 75 000 руб., в течение июня было понесено ТР еще на 120 000 руб. (не вкл. НДС).

Остаток товаров на 1 июня равен 700 000 руб., куплено товаров за июнь стоимостью 1 500 000 руб. (не вкл. НДС). Себестоимость товаров, проданных за июнь, составила 1 800 000 руб.

Стоимость приобретения товаров, не реализованных на 30 июня:

700 000 + 1 500 000 – 1 800 000 = 400 000 руб.

К = (75 000 + 120 000) / (1 800 000 + 400 000) × 100 = 8,86%,

ТР, относящиеся к остатку нереализованных товаров на 30 июня:

400 000 × 8,86% = 35 440 руб.

ТР, списанные на себестоимость: 75 000 + 120 000 – 35 440 = 159 560 руб.

Дт

Кт

Сумма, руб.

Описание

44 субсчет «ТР по покупке товаров»

120 000

Отражены ТР

1 500 000

Поступили товары от поставщика

1 800 000

Отражена себестоимость реализованных товаров

44 субсчет «ТР по покупке товаров»

Списаны ТР за месяц

Расчет транспортных расходов при покупке материалов

Согласно ПБУ 5/01 ТР входят в состав фактической стоимости материалов (пп. 6, 11). П. 83 Методических указаний по учету МПЗ, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, предлагает 3 способа отражения расходов по доставке и заготовлению (ТЗР), связанных с покупкой материалов:

  • с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материалов»;
  • с использованием отдельного субсчета на счете 10 «Материалы» для отражения ТЗР,
  • прямое включение ТЗР в фактическую стоимость материалов.

При первых двух способах ТР распределяются. В 1-м случае разница между учетной и фактической ценой или сумма ТЗР отражается на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Во 2-м случае сумма ТЗР будет распределяться с отдельного субсчета счета 10.

Согласно п. 87 Методических указаний отклонения или ТЗР списываются с использованием формул:

К = (Откл0 + Откл1) / (М0 + М1) × 100,

где:

К — процент списания отклонения;

Откл0 — остаток суммы отклонения или ТЗР на начало месяца;

Откл1 — сумма отклонения или ТЗР за месяц;

М0 — остаток материалов на начало месяца по учетной стоимости;

М1 — сумма поступивших материалов за месяц по учетной стоимости.

Откл2 = К × М2,

где:

Откл2 — сумма отклонений или ТЗР, списываемых на затраты;

М2 — сумма материалов по учетной цене, списываемая на затраты.

ООО «Ника» — производственная компания. На 1 августа остаток материалов в организации равен 400 000 руб., остаток суммы отклонений — 25 000 руб. За август было приобретено материалов на сумму 350 000 руб. (1000 ед.), а на затраты производства списано 1 800 ед. Соответствующие ТР за август составили 75 000 руб. Указанные суммы не включают НДС. Учетная стоимость единицы материала — 390 руб. Согласно учетной политике ТР входят в состав отклонений.

Дт

Кт

Сумма, руб.

Описание

350 000

Отражена покупная стоимость материалов в соответствии с первичными документами от поставщика

75 000

Отражены ТР

390 000

Оприходованы материалы по учетной цене

35 000

(350 000 + 75 000 – 390 000)

Списано превышение фактической стоимости над учетной в конце месяца

702 000 (1 800 000 × 0,39)

Списаны материалы в производство по учетной цене

К = (25 000 + 35 000) / (400 000 + 390 000) × 100 = 7,6%

Сумма отклонений, списываемых на затраты:

Откл2 = 7,6% × 702 000 = 53 352 руб.

Дт

Кт

Сумма, тыс. руб.

Описание

53 350

Списаны отклонения по переданным в производство материалам

Методические указания также предусматривают упрощенные способы расчета отклонений или ТР при их списании на расходы. Их можно найти в п. 88.

Об учете материалов читайте в статье «Бухгалтерские проводки по учету материалов».

В данной статье рассмотрены основные способы распределения ТР. Как рассчитать транспортные расходы, распределяемые на остатки материалов (товаров) и затраты, должно быть закреплено в учетной политике организации.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх