Срок исковой давности по договору перевозки грузов

Екатеринбург
11 марта 2014 г. Дело N А60-17694/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2014 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2014 г.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Вербенко Т.Л.,

судей Громовой Л.В., Пановой Л.А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Уральская Строительная Компания» (ИНН: 6652025263, ОГРН: 1086652000060; далее — общество «Уральская Строительная Компания», ответчик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.08.2013 по делу N А60-17694/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2013 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

общества «Уральская Строительная Компания» — Фрейдина Е.Г.

(доверенность от 08.11.2013 б/н);

общества с ограниченной ответственностью «СибУралавтотранс» ( ИНН:6674364936, ОГРН: 1106674018318, далее — общество

«СибУралавтотранс», истец) — Хитрин К.В., Катышев А.В. (доверенность от 09.01.2014 б/н).

Общество «СибУралавтотранс» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу «Уральская Строительная Компания» о взыскании 1 679 502 руб. 06 коп. задолженности по договору на транспортные услуги, неустойки.

Решением суда от 09.08.2013 (судья Марьинских Г.В.) исковое заявление удовлетворено.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

от 15.11.2013 (судьи Дружинина Л.В., Крымджанова Д.И., Шварц Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество «Уральская Строительная Компания» просит указанные судебные акты отменить.

По мнению кассатора, неверным является вывод суда первой инстанции о том, что к спорным правоотношениям не применимо положение о договоре перевозки груза.

Заявитель считает, что договором от 14.12.2011 N 12-12/11 согласованы существенные условия перевозки, а именно, договора фрахтования (чартера): наименование перевозимого груза, маршрут движения транспортных средств (расстояние перевозки), тип транспортного средства и его количество, также оговорена норма загрузки автомобиля и размер платы за пользование транспортным средством.

Ссылаясь на положения ст. 8, ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта), общество «Уральская Строительная Компания» указывает на то, что перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей, осуществляется без оформления транспортной накладной и ее отсутствие не является основанием для признания таких отношений не вытекающими из положения гл. 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.

По мнению заявителя, в силу ст. 42 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта и ст. 797 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности о взыскании неустойки по требованиям, вытекающим из договоров перевозки, фрахтования, составляет 1 год и исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска, следовательно, по актам от 26.01.2012

N 8 и от 29.02.2012 N 22 срок исковой давности пропущен.

Общество «Уральская Строительная Компания» не согласилось с размером взысканной суммы неустойки по актам от 30.11.2012 N 142, от 31.12.2012 N 154, считает ее завышенной и несоразмерной последствиям нарушения обязательства, просит уменьшить неустойку до двух ставок банковского рефинансирования, что составляет 16,5% годовых. По мнению ответчика, необходимо применить вышеуказанный процент к расчету неустойки в связи с тем, что истец не представил доказательств наступления для него тяжких последствий в результате несвоевременной оплаты услуг. По расчетам ответчика сумма неустойки должна составить 28 241 руб. 76 коп.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

При рассмотрении спора судами установлено, что между обществом «СибУралавтотранс» и обществом «Уральская Строительная Компания» 14.12.2011 заключен договор N 14-12/2011 на оказание транспортных услуг. По условиям договора общество «СибУралавтотранс» обязалось за вознаграждение организовать автомобильную перевозку строительного грунта по маршруту, избранному ответчиком, а общество «СибУралавтотранс» обязалось организовать погрузочно-разгрузочные работы, необходимые для надлежащей перевозки груза, и уплатить исполнителю вознаграждение в порядке и в сроки, предусмотренные в договоре.

Согласно условиям договора оплата выполненных работ производится ответчиком по факту выполнения услуг по 23-е число отчетного месяца, путем перечисления денежных средств на расчетный счет истца в течение 32 календарных дней с 23-го числа отчетного месяца на основании оригинала счета-фактуры, акта сдачи-приемки выполненных работа, реестров, подтверждающих объемы оказанных услуг за отчетный период.

Факт оказания транспортных услуг обществом «СибУралавтотранс» обществу «Уральская Строительная Компания» на общую сумму 7 641 655 руб. 40 коп. подтверждается актами от 26.01.2012 N 8, от 29.02.2012 N 22, от 30.11.2012 N 142, от 31.12.2012 N 154, подписанными представителями ситца и ответчика без возражений и разногласий. На указанный в актах размер задолженности выставлены счета-фактуры от 26.01.2012, 29.02.2012, 30.11.2012, 31.12.2012.

Истец обратился в суд с исковым заявлением в связи с неоплатой оказанных услуг в полном объеме, размер задолженности составил 508 800 руб.

Суды обеих инстанций, оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства, пришли к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.

По мнению суда кассационной инстанции, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что к данным правоотношениям следует применить положения о возмездном оказании услуг.

Довод кассатора о том, что к спорным правоотношениям следует применить положения о перевозке груза, отклоняется судом кассационной инстанции.

В соответствии с ч. 1 ст. 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

В силу п. 2 ст. 785 Гражданского кодекса Российской Федерации заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Согласно п. 1 ст. 796 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1208, с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.01.2014 N 12) перевозка груза осуществляется на основании договора перевозки груза, который может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозки груза — заявки грузоотправителя. Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем.

Как установлено в п. 1.1 договора, истец обязался за вознаграждение организовать автомобильную перевозку строительного грунта по маршруту, избранному заказчиком. Последний, в свою очередь, обеспечивает погрузо-разгрузочные работы и выплачивает исполнителю вознаграждение в порядке и сроки, предусмотренные договором. Исполнитель вправе использовать свой транспорт или третьих лиц, а также привлекать к исполнению обязательств как своих работников, так и сторонних организаций (п. 1.2).

Приложением N 6 к договору согласована цена услуг: 100 руб. (с учетом НДС) за каждый кубометр грунта, вывезенного на расстояние 15 км. Этим же приложением согласована расчетная норма загрузки автомобиля.

Оказание услуг оформлялось актами за подписями заказчика и исполнителя с указанием «за услуги самосвала», «всего за услуги», а также с пометкой «услуги выполнены полностью и в срок, заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет».

Проанализировав условия спорного договора, суд первой инстанции верно указал, что предметом спорного договора является оказание услуг по вывозу строительного грунта и правильно отклонил довод заявителя о квалификации отношений между истцом и ответчиком как отношений по перевозке груза.

С учетом изложенного, а также ввиду отсутствия оформления между сторонами товаро-транспортных накладных и, соответственно, условий об ответственности исполнителя за сохранность и качество груза, выводы суда первой инстанции о применении к спорным правоотношениям положений гл. 39 Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре возмездного оказания услуг являются верными.

В связи с тем, что суд кассационной инстанции согласился с мнением суда первой инстанции о применении к спорным правоотношениям норм законодательства о возмездном оказании услуг, довод заявителя об истечении годичного срока исковой давности отклонен, так как в соответствии со ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается 3 года. Данный срок исковой давности истцом не пропущен. Вывод суда первой инстанции относительно применений срока исковой давности также является верным.

Довод общества «Уральская Строительная Компания» о применении к спорным правоотношениям положений о договоре фрахтования также отклоняется. Из положений ст. 787 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами. Названный договор является разновидностью договора перевозки, регулируется положениями гл. 40 Гражданского кодекса Российской Федерации. Как установлено судом кассационной инстанции, вывод суда первой инстанции о применении к спорным правоотношениям положений гл. 39 Гражданского кодекса Российской Федерации о возмездном оказании услуг является верным.

Выводы суда апелляционной инстанции о том, что к данным правоотношениям следует применить положение о перевозке груза, являются неверными, но не приведшими к принятию неправильного решения.

В силу ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Как следует из материалов дела, истец оказывал ответчику услуги с использованием транспортных средств на основании договора от 14.12.2011

N 14-12/11, что подтверждается актами сдачи-приемки работ, подписанными истцом и ответчиком.

В соответствии со ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Из материалов дела следует, что истец в период с января по февраль, с ноября по декабрь 2012 года оказал услуги по вывозу строительного грунта на общую сумму 7 641 655 руб. 40 коп., что подтверждается актами сдачи-приемки работ от 26.01.2012 N 8, от 29.2012 N 22, от 30.11.2012 N 142, от 30.12.2012 N 154, в которых содержится ссылка на договор от 14.12.2011 N 14-12/11. Ответчик в свою очередь не выполнил условия договора, задолженность ответчика составила 508 800 руб.

В связи с этим судом первой инстанции правомерно удовлетворены исковые требования.

Довод кассатора о том, что сумма взысканной неустойки завышена и несоразмерна последствиям нарушения обязательства суд кассационной инстанции находит неверным.

В силу ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Согласно п. 5.2 договора истец вправе требовать от ответчика уплаты неустойки в размере 0,1% от стоимости оказанных услуг за каждый день просрочки. Данный договор подписан сторонами. Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.12.2011 N 81 «О некоторых вопросах применения ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации», неустойка может быть снижена судом на основании ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика. При этом ответчик должен представить доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, в частности, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки.

Снижение судом неустойки возможно только в одном случае — при явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения права. Явная несоразмерность неустойки должна быть очевидной.

Проанализировав указанные обстоятельства, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для снижения размера неустойки. Данный вывод суд кассационной инстанции считает верным, оснований для переоценки выводов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.

Учитывая, что ответчик обязательство по оплате услуг не исполнил, суды правомерно пришли к выводу об удовлетворении исковых требований в части неустойки.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст.288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба — без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.08.2013 по делу

N А60-17694/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Уральская строительная компания» — без удовлетворения.

Председательствующий Т.Л. Вербенко
Судьи Л.В. Громова
Л.А. Панова

1. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

2. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.

3. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Комментарий к Ст. 797 ГК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает неразрывную связь между претензиями и исками, вытекающими из договора перевозки грузов. Предусмотренный п. 1 комментируемой статьи претензионный порядок означает обязательную досудебную процедуру урегулирования спора его участниками. Обращение в суд без соблюдения претензионного порядка влечет за собой оставление искового заявления без рассмотрения (ст. 148 АПК). Претензионный (досудебный) порядок урегулирования споров на транспорте существовал в советское время и был сохранен в действующем законодательстве по очевидным причинам: «…транспортные организации имеют в качестве своих клиентов тысячи организаций-грузовладельцев, поэтому при возникновении конфликтов они должны иметь возможность разобраться в сложной документации, объявить при необходимости розыск груза, запросить сведения иных транспортных организаций, участвовавших в перевозке груза, и т.п.». Исходя из тех же причин законодатель устанавливает в п. 3 комментируемой статьи по требованиям, вытекающим из перевозки груза, сокращенный срок исковой давности в один год. Следует отметить, что сокращенный срок исковой давности применяется как к требованиям, которые предъявляются грузоотправителем или грузополучателем к перевозчику, так и к требованиям, которые предъявляются перевозчиком к этим лицам. На железнодорожном и внутреннем водном транспорте введены годичные сроки исковой давности и по договорным требованиям перевозчика к пассажирам (ст. 126 УЖТ; п. 4 ст. 164 КВВТ).

Сокращенный срок исковой давности является существенным ограничением в судебной защите нарушенного права, которое устанавливается законом. Применение такого срока оправданно в отношениях, связанных с перевозкой груза, где обе стороны являются лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. Для отношений, вытекающих из договора перевозки пассажира, введение сокращенного срока исковой давности комментируемой статьей не предусмотрено. Соответственно, к требованиям пассажиров, вытекающим собственно из договора перевозки пассажира, применяется общий трехгодичный срок исковой давности (иногда на это прямо указывается в транспортных законах — п. 3 ст. 164 КВВТ). Что касается требований, вытекающих из договора перевозки багажа, то на железнодорожном и автомобильном транспорте для таких требований пассажиров прямо установлен годичный срок исковой давности (ст. 125 УЖТ; ст. 42 УАТ). В п. 3 ст. 164 КВВТ РФ, напротив, подчеркивается, что для этих требований существует общий трехгодичный срок исковой давности. Воздушный кодекс РФ хранит молчание по этому вопросу, соответственно, к требованиям из договора перевозки багажа должен применяться общий срок исковой давности.

Специфичными являются правила, установленные для морской перевозки. К требованиям, вытекающим из договора морской перевозки пассажира в заграничном сообщении, по общему правилу применяется двухгодичный срок исковой давности (п. 1 ст. 409 КТМ). Но если перевозчик или пассажир в заграничном сообщении являются лицами российского права, то применяются общие трехгодичные сроки исковой давности (п. 1 ст. 197 КТМ). При каботажном плавании (между российскими портами) также применяются общие сроки исковой давности.

2. Претензионный порядок урегулирования споров может быть установлен только федеральным законом. В принципе в комментируемой статье такой порядок предписывается для перевозок грузов всеми без исключений видами транспорта. Но необходимо иметь в виду, что на морском транспорте в соответствии с п. 1 ст. 43 КТМ РФ предъявление перевозчику претензии является обязательным только в отношении исков, связанных с перевозкой груза в каботаже (т.е. при перевозке между российскими морскими портами) .

———————————
См.: п. 11 Обзора практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания РФ (приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 81).

В п. 1 комментируемой статьи претензионный порядок предписан только в отношении требований, вытекающих из договора перевозки груза и предъявляемых к перевозчику (тем самым для требований перевозчика к грузоотправителю или к грузополучателю досудебный порядок урегулирования спора не установлен). Претензии предъявляет или грузоотправитель, или грузополучатель. Особым субъектом в претензионных отношениях является страховщик, выплативший страховое возмещение грузоотправителю (грузополучателю) в связи с ненадлежащим выполнением перевозчиком обязательств по перевозке груза. К нему по закону в порядке суброгации переходит право требования к перевозчику, которое может быть реализовано только с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем и перевозчиком. Следовательно, до обращения в суд страховщик обязан предъявить претензии к перевозчику, если только такая претензия не была предъявлена страхователем .

———————————
См.: п. 47 Постановления Пленума ВАС РФ от 6 октября 2005 г. N 30.

Уступка указанными лицами своих прав на предъявление претензий и исков к перевозчику не допускается, поскольку такая уступка входит в противоречие с сущностью установленного комментируемой статьей порядка .

———————————
См.: там же, п. 40.

Что касается претензионного порядка урегулирования споров, вытекающих из договоров перевозки пассажира и перевозки багажа, то вопрос о его обязательности решается в транспортных законах по-разному. На железнодорожном и автомобильном транспорте претензии, вытекающие из договора перевозки пассажира и его багажа, могут быть предъявлены к перевозчику (ст. 121 УЖТ; ст. 39 УАТ). Соответственно, соблюдение досудебного порядка урегулирования в данном случае необязательно. Однако для требований, связанных с перевозкой грузобагажа, предъявление претензий является обязательным (ст. 120 УЖТ). На воздушном транспорте для пассажиров установлена необходимость предъявления или претензий, или неких заявлений (п. 4 ст. 124 ВК). Требование о предъявлении подобных заявлений не может считаться установленным обязательным досудебным порядком урегулирования споров. Необходимость предъявления претензий по требованиям, возникающим из договора перевозки пассажира, прямо предусмотрена на внутреннем водном транспорте (ст. 161 КВВТ).

3. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи порядок предъявления претензии к перевозчику устанавливается в соответствующем транспортном законе. Установленный порядок предъявления претензии должен отвечать на три вопроса:

1) кто именно (грузоотправитель или грузополучатель) может предъявлять претензии к перевозчику; 2) какие документы должны прилагаться к претензии и 3) в течение какого срока должна быть предъявлена претензия?

Детальное регулирование процедуры подачи претензии предусмотрено не во всех транспортных уставах и кодексах.

На железнодорожном транспорте предусмотрены, в частности, следующие случаи предъявления претензии (ст. 120 УЖТ):

— утрата груза. Правом на предъявление претензии обладают грузополучатель или грузоотправитель. К претензии должны быть приложены определенный документ с отметкой железнодорожной станции назначения о неприбытии груза, а также документ, подтверждающий факт причиненного ущерба и удостоверяющий количество и действительную стоимость отправленного груза;

— недостача, повреждение (порча) груза. Правом на предъявление претензии обладают грузополучатель или грузоотправитель. К претензии должны быть приложены накладная, выданный перевозчиком коммерческий акт, а также документ, подтверждающий факт причиненного ущерба и удостоверяющий количество и действительную стоимость недостающего, поврежденного (испорченного) груза;

— просрочка доставки груза. Правом на предъявление претензии обладают грузополучатель или грузоотправитель. К претензии должна быть приложена накладная;

— задержка выдачи груза. Правом на предъявление претензии обладают грузополучатель или грузоотправитель. К претензии должны быть приложены накладная и акт общей формы;

— возврат провозной платы в случае несостоявшейся перевозки. Правом на предъявление претензии обладают грузополучатель или грузоотправитель. К претензии должна быть приложена квитанция о приеме груза с отметкой железнодорожной станции отправления о возврате груза;

— другие случаи, включая споры, вытекающие из договора на подачу транспортных средств.

Перевозчик рассматривает претензии в соответствии с Правилами предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 42.

На внутреннем водном транспорте предусмотрены, в частности, следующие случаи предъявления претензии (ст. 162 КВВТ):

— утрата груза. Правом на предъявление претензии обладают грузополучатель или грузоотправитель. К претензии должны быть приложены квитанции о приеме груза с отметкой перевозчика о неприбытии груза, а также документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза;

— несоблюдение сроков доставки груза. Правом на предъявление претензии обладает только грузополучатель. К претензии должна быть приложена накладная;

— другие случаи.

На воздушном транспорте предусмотрены, в частности, следующие случаи предъявления претензии (ст. 125 ВК):

— утрата груза. Правом на предъявление претензии обладает только грузополучатель. К претензии должны быть приложены накладная с отметкой аэропорта пункта назначения о прибытии (неприбытии) груза или документ об оплате провозной платы и справка перевозчика об отправке груза с отметкой аэропорта пункта назначения о прибытии (неприбытии) груза;

— недостача или повреждение (порча) груза. Правом на предъявление претензии обладает только грузополучатель. К претензии должна быть приложена накладная или коммерческий акт;

— другие случаи.

Право на предъявление претензии возникает с момента наступления определенных обстоятельств. Так, на железнодорожном транспорте претензии по требованиям об утрате груза могут предъявляться по истечении 30 суток со дня окончания срока доставки груза, претензии о недостаче груза — со дня его получения и т.д. (ст. 123 УЖТ); на автомобильном транспорте претензии по требованиям об утрате груза предъявляются, когда груз считается утраченным, т.е. по истечении 10 дней со дня приема груза при перевозках в городском и пригородном сообщении и по истечении 30 дней со дня окончания срока доставки груза при перевозках в междугородном сообщении (ст. 14 УАТ).

Принципиальное значение имеет вопрос о сроке, в течение которого может быть предъявлена претензия. В комментируемой статье об этом сроке не упоминается. Положения о том, что претензия к перевозчику, вытекающая из перевозки груза, может быть предъявлена в течение срока исковой давности, содержатся в ст. 406 КТМ РФ; в п. 4 ст. 161 КВВТ РФ; в п. 6 ст. 39 УАТ. На железнодорожном и воздушном транспорте установлен иной порядок: общий срок (предусмотрены и сокращенные сроки) для предъявления претензии установлен в шесть месяцев с момента, когда такое право возникает (ст. 123 УЖТ; ст. 128 ВК). Пропуск данного срока на предъявление претензии может быть квалифицирован судом как несоблюдение досудебного порядка урегулирования споров.

4. Право на предъявление иска к перевозчику возникает у лица, имеющего право на подачу претензии, в том случае, если перевозчик не ответил на претензию в течение 30 дней с момента ее получения, а также в том случае, если в ответе содержится полный или частичный отказ в удовлетворении претензии (п. 2 комментируемой статьи). Претензия считается удовлетворенной при фактическом получении заявителем претензии истребуемой денежной суммы. Заявитель претензии в течение годичного срока исковой давности вправе истребовать от перевозчика признанные им суммы в судебном порядке. При этом признание претензии перевозчиком без ее удовлетворения свидетельствует о признании перевозчиком заявленных требований, что влечет перерыв течения срока исковой давности .

———————————

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта» (Книга 4) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2003.

См.: Витрянский В.В. Договор перевозки. С. 486 — 487.

В большинстве транспортных законов установлено, что начало течения срока исковой давности по требованиям из перевозки груза начинается с момента возникновения права на предъявление претензии. Таким образом, в течение одного года грузоотправитель или грузополучатель должны успеть и соблюсти претензионный порядок, и предъявить требование в суд . Исключение составляет правило п. 2 ст. 128 ВК РФ, в соответствии с которым начало течения срока исковой давности начинается на следующий день после получения ответа об отклонении претензии полностью или частично, а в случае неполучения ответа — через 45 дней после получения претензии перевозчиком.

———————————
Только для морской перевозки установлено правило, в соответствии с которым течение срока исковой давности приостанавливается до получения ответа на предъявленную в установленном порядке претензию или истечения установленного для ответа срока (см. ст. 407 КТМ РФ; п. 12 Обзора практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания РФ (приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 81)).

1. До предъявления иска в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза к перевозчику или в связи с буксировкой буксируемого объекта к буксировщику обязательным является предъявление претензии к перевозчику или буксировщику.

2. Претензии, возникающие в связи с перевозками пассажиров, багажа, грузов или буксировкой буксируемых объектов, предъявляются перевозчикам или буксировщикам по месту их нахождения.

3. К претензии должны быть приложены документы в подлинниках или надлежаще заверенные копии документов, подтверждающие право заявителя на предъявление претензии.

К претензии об утрате, о недостаче или о повреждении (порче) груза, багажа либо об утрате или о повреждении буксируемого объекта должен быть приложен документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза, багажа или буксируемого объекта.

4. Претензии к перевозчикам или буксировщикам могут быть предъявлены в течение срока исковой давности. Сроки исковой давности исчисляются в отношении:

возмещения ущерба за утрату груза, багажа или буксируемого объекта — по истечении тридцати дней со дня окончания срока доставки груза, багажа или буксируемого объекта;

возмещения ущерба за недостачу, повреждение (порчу) груза, багажа или повреждение буксируемого объекта — со дня выдачи груза, багажа или буксируемого объекта;

несоблюдения срока доставки груза или буксируемого объекта, возврата излишне уплаченной провозной платы — со дня выдачи груза или буксируемого объекта;

задержки отправления или прибытия с опозданием пассажирского судна — со дня наступления события, послужившего основанием предъявления претензии;

возмещения ущерба за недостачу однородных грузов, перевозки которых осуществляются навалом, насыпью или наливом и отправки которых осуществляются в соответствии с договором об организации перевозок грузов, — со дня подписания акта сверки расчетов за количество принятых для перевозки и сданных грузополучателям грузов.

См. все связанные документы >>>

1. Предприятия, учреждения и граждане вправе в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами, обратиться в суд за защитой своих прав и охраняемых законом интересов.

Если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка (ст. 4 АПК РФ).

2. Претензия — это письменный документ, составляемый в соответствии с требованиями федерального закона, устанавливающего претензионный порядок урегулирования данной категории споров, а в остальных случаях — в произвольной форме в соответствии с условиями договора и (или) юридическими обыкновениями <299>.

<299> Исковые заявления и претензии / Под ред. М.Ю. Тихомирова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во М.Ю. Тихомирова, 2006.

Порядок предъявления претензий к перевозчику предусматривается ст. 797 ГК РФ, согласно которой до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки грузов, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующими транспортными уставами или кодексами.

3. Претензионный порядок рассмотрения споров различается в зависимости от вида транспорта. В частности, отличается перечень документов, которыми заявитель должен обосновать конкретный вид претензий; круг лиц, имеющих право на их предъявление; транспортные организации, к которым претензии предъявляются; сроки предъявления и рассмотрения претензий.

Суть претензионного порядка, действующего при исполнении транспортного обязательства, заключается в том, что стороны должны принять все меры для того, чтобы урегулировать возникшие между ними разногласия (сверить расчеты, рассмотреть обоснованность предъявленных требований и т.д.).

Претензионный порядок по спорам, возникающим из перевозки грузов, должен быть соблюден независимо от того, кем предъявляется претензия — клиентурой перевозчика или смежными органами транспорта, выступающими в роли отправителя или получателя груза, независимо от вида перевозок и т.д.

Претензии, возникающие в связи с перевозками пассажиров, багажа, грузов или буксировкой буксируемых объектов, предъявляются перевозчикам или буксировщикам по месту их нахождения (см. ст. 162 Кодекса и комментарий к ней).

Претензии, возникающие из перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, предъявляются:

— управлению железной дороги назначения, когда конечным пунктом перевозки является железнодорожная станция;

— пароходству, когда конечным пунктом перевозки является порт (пристань).

Если по заявленной пароходству претензии ответственной является железная дорога, пароходство направляет претензию железной дороге, которой принадлежит станция перевалки груза на воду; если претензия предъявлена железной дороге назначения, а ответственным по ней является пароходство, то железная дорога направляет претензию пароходству перевалки. Железная дорога и пароходство при направлении претензий обязаны приложить к ним данные о результатах рассмотрения в части ответственности, относящейся к дороге или пароходству, и уведомить заявителя о пересылке претензий.

Управления железных дорог и пароходства обязаны пересылать друг другу претензии в срок не позднее 3 месяцев до истечения установленного срока на рассмотрение претензии.

КВВТ РФ не предъявляет каких-либо требований к форме и содержанию претензии. Однако очевидно, что в претензии должны быть указаны:

— наименование организации, которой адресована претензия;

— обстоятельства, являющиеся основанием для предъявления претензии, и доказательства, их подтверждающие;

— ссылки на соответствующий нормативный акт или условия договора;

— сумма претензии и ее обоснование;

— требования заявителя;

— иные сведения, необходимые для урегулирования спора;

— документы, подтверждающие данные, содержащиеся в претензии. Они должны быть представлены в подлинниках или копиях, заверенных в порядке, установленном законом, либо выписки из них (накладные, договоры и т.д.).

К претензии об утрате, недостаче или повреждении (порче) груза, багажа либо об утрате или повреждении буксируемого объекта должен быть приложен документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза, багажа или буксируемого объекта.

Претензия подписывается руководителем организации, предъявляющей претензию, либо лицом, надлежащим образом уполномоченным.

Во избежание разногласий по поводу факта и даты поступления претензии и прилагаемых документов целесообразно претензию отправлять заказным или ценным письмом, либо используя средства связи, которые обеспечивают фиксирование ее отправления, либо вручать под расписку.

Все транспортные уставы и кодексы определяют момент, с которого возникает право на обращение с претензией к перевозчику.

Согласно ст. 117 КВВТ РФ перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, багажа либо буксировщик — за утрату или повреждение буксируемого объекта с момента приема груза, багажа или буксируемого объекта для перевозки или буксировки (выдачи грузоотправителю, отправителю багажа или отправителю буксируемого объекта квитанции, подтверждающей прием груза или багажа для перевозки либо буксируемого объекта для буксировки) и до момента их выдачи грузополучателю (росписи его в дорожной ведомости в получении груза), получателю багажа (росписи его в багажной квитанции) или получателю буксируемого объекта (росписи его в дорожной ведомости в получении буксируемого объекта), если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза, багажа либо утрата или повреждение буксируемого объекта произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик либо буксировщик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

4. Претензии к перевозчикам или буксировщикам могут быть предъявлены в течение срока исковой давности. Сроки исковой давности исчисляются в отношении:

— возмещения ущерба за утрату груза, багажа или буксируемого объекта — по истечении 30 дней со дня окончания срока доставки груза, багажа или буксируемого объекта;

— возмещения ущерба за недостачу, повреждение (порчу) груза, багажа или повреждение буксируемого объекта — со дня выдачи груза, багажа или буксируемого объекта;

— несоблюдения срока доставки груза или буксируемого объекта, возврата излишне уплаченной провозной платы — со дня выдачи груза или буксируемого объекта;

— задержки отправления или прибытия с опозданием пассажирского судна — со дня наступления события, послужившего основанием предъявления претензии;

— возмещения ущерба за недостачу однородных грузов, перевозки которых осуществляются навалом, насыпью или наливом и отправки которых осуществляются в соответствии с договором об организации перевозок грузов, — со дня подписания акта сверки расчетов за количество принятых для перевозки и сданных грузополучателям грузов.

Таким образом, претензионный порядок считается соблюденным, если:

— претензия заявлена надлежащим заявителем;

— претензия заявлена к надлежащему перевозчику;

— к претензии приложены документы, подтверждающие право требования клиента;

— претензия заявлена в установленный срок.

Отношения между перевозчиком и потребителем регулируются следующими нормативно-правовыми актами:

•Гражданский Кодекс

•Воздушный кодекс

•Кодекс внутреннего водного транспорта

•Устав автомобильного транспорта

•Устав железнодорожного транспорта

•Закон «О защите прав потребителей»;

•Правила перевозок пассажиров автомобильным транспортом, железнодорожным, водным транспортом и другие.

Права потребителей по договору перевозки:

К договору перевозки применимы общие положения закона РФ «О защите прав потребителей» о праве на качество, безопасность, своевременную и надлежащую информацию об оказываемой услуге, а также положения главы 3 Закона «О защите прав потребителей» при оказании услуг.

Согласно ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве, исполнитель обязан оказать услугу, пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется. Если исполнитель при заключении договора был поставлен в известность о конкретных целях оказания услуги, он обязан оказать услугу, пригодную для использования в соответствии с этими целями. Исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую обязательным требованиям, установленным законодательством.

Права потребителя при оказании услуги ненадлежащего качества:

В соответствии со ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:

безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);

безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;

возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Кроме того, потребитель вправе требовать полного возмещения убытков, причиненных ему из-за недостатков оказанной услуги. Претензии по качеству услуг могут быть предъявлены по их обнаружении, в ходе оказания услуги по перевозке, либо по ее завершении. Особенности и сроки предъявления претензий по перевозке различными видами транспорта устанавливаются транспортными уставами и кодексами.

Ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков оказанной услуги устанавливается в параграфе 3 главы 59 ГК РФ и ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей». Согласно данным нормам, причиненный вред подлежит возмещению в полном объеме.

Право на компенсацию морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, регламентировано ст. 15 Закона.

Права потребителя на информацию:

Ст. 8, 9, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», устанавливают право потребителя на своевременную, полную и достоверную информацию об исполнителе, об оказываемой услуге, обеспечивающую возможность ее правильного выбора. Перевозчик обязан довести до сведения потребителей следующую информацию:

— свое полное наименование;

— место;

-режим работы;

-информацию о лицензии.

Данная информация должна предоставляться на русском языке. Информация об услугах должна обязательно содержать правила их оказания, эффективного и безопасного использования, сведения об их потребительских свойствах (п. 2 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Транспортными уставами и предусматриваются обязанности перевозчика предоставить информацию о расписании движения транспорта, стоимости проезда и провоза багажа, времени работы билетных касс, камер хранения, расположении вокзальных помещений, предоставляемых определенным категориям граждан льготах и другие сведения, относящиеся к данному виду транспорта.

Ответственность перевозчика за непредставление надлежащей информации определяется ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей». Так, если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора вышеуказанную информацию, он вправе потребовать от исполнителя возмещения причиненных в связи с этим убытков, или если в связи с недостоверной информацией приобретенная услуга не обладает необходимыми потребителю свойствами — потребовать возврата уплаченной суммы и иных убытков. Например, если из-за несвоевременной или недостоверной информации о расписании движения вы не успели на поезд и понесли убытки, перевозчику следует предъявить требование об их возмещении, на основании вышеуказанных норм.

Права потребителя при нарушении перевозчиком сроков оказания услуги:

Ответственность перевозчика за нарушение сроков оказания услуги — просрочку доставки груза, пассажира и багажа на различных видах транспорта транспортными уставами и кодексами определяется по-разному. По общему правилу, перевозчик несет ответственность, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

При внутренних воздушных перевозках за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы. при внутренних водных — за несоблюдение сроков доставки груза перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы.

За задержку отправления пассажирского судна или прибытие его с опозданием, за исключением перевозок по пригородному, внутригородскому маршрутам перевозок пассажиров и на переправах, перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере трех процентов стоимости проезда за каждый час задержки или опоздания, но не более чем в размере стоимости проезда.

За просрочку доставки груза железнодорожным транспортом перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов. За просрочку доставки багажа перевозчик уплачивает пассажиру, получателю при его выдаче на основании акта, составленного по требованию пассажира, получателя, пени в размере трех процентов платы за перевозку багажа за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку багажа.

Такой же размер пени установлен при перевозке пассажира за задержку отправления поезда или за опоздание поезда на железнодорожную станцию назначения.

Предъявление претензий:

По спорам, связанным с договорами перевозки груза, до предъявления иска в суд предъявление перевозчику претензии обязательно.

Срок предъявления претензий к перевозчику:

— при внутренних перевозках автомобильным транспортом — 1 год;

— железнодорожным транспортом — 6 месяцев;

— в отношении штрафов и пеней — 45 дней;

-при внутренних воздушных перевозках установлен общий срок для предъявления претензий — 6 месяцев;

-при внутренних водных перевозках, претензии могут быть предъявлены в течении срока исковой давности, который устанавливается: по требованиям к перевозчику или буксировщику, возникающим в связи с осуществлением перевозок грузов — один год; по требованиям, возникающим в связи с осуществлением перевозок пассажиров и их багажа — три года.

Перевозчик вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленных сроков, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.

Претензию необходимо предъявлять под расписку о получении, т.е. один экземпляр передается, а на втором, который останется у вас, уполномоченное лицо перевозчика должно расписаться с указанием своей фамилии, должности, даты принятия. Желателен также штамп или печать компании. Другой вариант вручения претензии — отправка по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Форма претензии произвольная, на ней надо указать, когда была составлена претензия и где она составлялась. Также важно написать свои полные данные: имя, фамилию, отчество, место жительства. Те же данные написать об ответчике, необходимо кратко описать обстоятельства, которые стали причиной оформления претензии. Надо представить документальное обоснование суммы, указанной в требовании.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх