Срок обжалования предписания

Обжалование административного наказания предусматривает составление жалобы о неправомерных действиях должностного лица либо суда по привлечению к административной ответственности и ее последующее рассмотрение уполномоченным субъектом (лицом) в соответствии с предусмотренной Кодексом об административной ответственности РФ (далее – КоАП РФ) процедурой.

Но прежде чем обжаловать административное наказание необходимо понять, что обжалование административного наказания — это трудоемкий процесс, на который затрачивается достаточное количество времени и возможно денежных средств при найме представителя. При этом, если принято такое решение нельзя останавливаться на половины пройденного пути, поскольку на практике первое обжалование практически не дает положительных результатов, если отсутствуют грубые и существенные нарушения закона.

В то же время, привлечение к административной ответственности имеет негативные последствия, например, отрицательно характеризует личность физического лица, наносит репутационный вред юридическому лицу, и даже может являться в дальнейшем преюдиционным значением для более строго наказания, вплоть до уголовного.

Итак, одним из результатов рассмотрения дела об административном правонарушении является вынесение постановления о назначении административного наказания, которое и подлежит обжалованию.

В данном постановлении обязательно должны содержаться сведения, предусмотренные ст. 29.10 КоАП РФ: данные должностного лица либо суда, вынесшего постановление; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.

Срок обжалования постановления – 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

В случае пропуска срока по ходатайству лица, подавшего жалобу, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу. Но не советуем пропускать срок, потому что по практике в ходатайстве о восстановлении срока в большинстве случаев отказывают, даже если это будет уважительная причина.

Субъекты обжалования:

  • лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
  • потерпевший;
  • законные представители физического или юридического лица;
  • защитник и представитель;
  • Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.

Подготовка к обжалованию постановления

  1. изучить имеющиеся материалы дела об административном правонарушении (желательно заявить ходатайство и изучить их в полном объеме), проанализировать их;
  2. подобрать нормативно-правовые акты, необходимые для подготовки жалобы, ознакомиться с судебной практикой по данному вопросу;
  3. выявить допущенные нарушения законодательства с момента возбуждения дела об административном правонарушении до принятия решения о вынесении постановления;
  4. систематизировать их, оценить дальнейшую перспективу ссылки на нарушения и возможные контраргументы другой стороны дела (должностных органов, суда) об административном правонарушении;
  5. решить в каком порядке (досудебный или судебный порядок) будет обжаловаться административного наказания;
  6. подготовить жалобу.

Досудебный и судебный порядок обжалования

Досудебный порядок обжалования представляет собой написание жалобы о несогласии с принятым решением в вышестоящей орган или вышестоящему должностному лицу.

По нашему мнению, (юристов сайта lawyers-law.ru), этот способ не является эффективным, поскольку взаимозависимость, сплоченность должностного лица, вынесшего постановление, и его вышестоящих руководителей не позволяет рассчитывать на максимальную объективность в рассмотрении жалобы. Хотя по срокам рассмотрения — это наиболее быстрый путь.

Считаем, что наиболее верным способом обжалования постановления о наложении административного наказания, вынесенного должностным лицом, является обжалование в суд, тем более по каждому делу об административном правонарушении такая возможность предоставлена.

Но здесь необходимо оговориться, что нужно набраться терпения, поскольку суды не спешат встать на сторону заявителя, особенно если им является правонарушитель, но результат судебного заседания может быть достаточно неожиданным.

Например, суд отказал в жалобе заявителю, однако в судебном заседании, устанавливая истину произошедшего, судья опросил свидетеля так, что у заявителя появились ранее неизвестные аргументы к дальнейшему обжалованию постановления.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5.1 КоАП РФ:

1) вынесенное судьей — в вышестоящий суд;

2) вынесенное коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;

3) вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

3.1) вынесенное должностным лицом, указанным в части 2 статьи 23.79, части 2 статьи 23.79.1 или части 2 статьи 23.79.2 КоАП РФ, — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, в уполномоченный соответствующим нормативным правовым актом Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или соглашением о передаче осуществления части полномочий федеральный орган исполнительной власти либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

4) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, — в районный суд по месту рассмотрения дела.

Написание жалобы

Самый простой способ написания жалобы – посредством сети «Интернет» обратиться на официальный сайт того органа, который вынес постановление об административном наказании, или в тот орган либо суд, в который принято решение обжаловать решение.

На сайте имеются образцы написание жалоб, но, к сожалению, в некоторых из них допущены опечатки и ошибки, поэтому необходимо быть бдительными и получить дополнительную информацию из других источников.

У каждого лица, в том числе и юристов, есть свои особенности написания жалоб исходя из теоретического и практического опыта. Мы (юристы сайта lawyers-law.ru) приведем свой пример написания жалобы в суд.

Вводная часть:

  • наименования суда, его адрес (В энский районный суд …);
  • данные заявителя (ФИО либо данные юридического лица, почтовые адреса);
  • данные заинтересованного лица (ФИО либо данные юридического лица, почтовый адрес);
  • указание «Гос. пошлина: Не облагается» (это не обязательно, но исходя из практики некоторые сотрудники канцелярии суда, не знают законодательство, и настойчиво просят ее оплатить, не принимая жалобу);
  • далее посредине краткое наименование документа: «Жалоба на постановление № … от … по делу об административном нарушении…».

Описательная часть:

  • суть постановления о привлечении к административной ответственности (при необходимости кратко суть дела) и несогласие с принятым решением в целом с указанием конкретных нарушений КоАП РФ при его вынесении;
  • необходимые обстоятельства привлечения к административной ответственности, выбирая и уделяя внимание тем, с которыми не согласны;
  • приведение своих доводов, опираясь на имеющиеся либо вновь представляемые доказательства;
  • интерпретация имеющихся доказательств, которые указывает на отсутствие правонарушения либо на наличие подтверждения необходимых фактов, которые свидетельствует о правоте заявителя;
  • на протяжении написания всей жалобы в ее логическом правильном построении, указывать на нарушения, допущенные с момента возбуждения дела об административном правонарушении до принятия решения о вынесении постановления с указанием конкретного пункта, части статьи КоАП РФ, которые повлияли на незаконность и необоснованность принятого решения в целом.

Для выявления нарушений составления документа необходимо изучать каждый документ и сопоставлять его с нормами КоАП РФ (другим законодательством), которым он регламентируется. Например, требования к протоколу об административном правонарушении ранее указывались в другой статье.

Для выявления нарушенных процессуальных прав необходимо знать свои права и проанализировать каждое действие должностного лица либо суда по их нарушению (например, отсутствие необходимых уведомлений, неправомерный отказ в изучении материалов и т.п.).

Заключительная часть:

  • указывается на основании какой нормы написана жалоба (На основании изложенного и в соответствии со ст.ст. 30.1-30.3 КоАП РФ, прошу:…)
  • конкретная просьба (об отмене принятого решения, возможно о прекращении дела об административном правонарушении);
  • список приложенных документов, если имеются (доказательства, которых нет в материале дела об административном правонарушении, имеется возможность их предоставить);
  • дата составления жалобы и подпись.

Жалоба подается в вышеуказанные органы лично, через представителя, посредством почтовой связи с соблюдением десятидневного срока. Желаем удачи в борьбе за восстановление нарушенных прав.

Благодарим за проявленный интерес к статье. Предлагаем ознакомиться с другими «Полезными статьями», а также более подробно узнать про оказание «Юридических услуг по административным делам».

Предписание трудовой инспекции

В случае выявления в ходе проведения проверки нарушений обязательных требований в сфере труда инспектор труда одновременно с актом проверки выдает работодателю обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений (абзац шестой ч. 1 ст. 357 ТК РФ, ч. 3 ст. 16 Закона N 294-ФЗ), а также принимает меры по контролю за устранением работодателем выявленных нарушений (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ, п. 86 Регламента N 354н).

Предписание оформляется в двух экземплярах, один из которых вручается работодателю (его полномочному представителю) под расписку. А в случае неявки руководителя (его полномочному представителю) или отказа дать расписку предписание направляется работодателю заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру предписания, хранящемуся в деле (п. 87 Регламента N 354н).

Внимание

Государственный инспектор труда не вправе выдавать предписание по вопросам, принятых к рассмотрению судом или по которым имеется решение суда (ч. 2 ст. 357 ТК РФ). Поэтому если работодателю известно, что работник обратился в суд, то ему следует незамедлительно уведомить об этом инспектора, проводящего проверку и представить соответствующие документы (копии искового заявления и определения о принятии его к производству либо копию решения суда).

В предписании излагаются необходимые мероприятия по устранению выявленных нарушений обязательных требований со ссылками на конкретные статьи и пункты законодательных и нормативных актов, требования которых нарушены. Срок устранения нарушений устанавливается инспектором отдельно по каждому пункту предписания и определяется исходя из характера нарушения, важности мероприятия для обеспечения безопасности работников и оборудования (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ, п. 87 Регламента N 354н).

Требования, содержащиеся в предписании, подлежат исполнению в установленные в нем сроки. В случае, когда выполнить предписание (или его отдельные требования) в указанный инспектором срок не представляется возможным, то до окончания этого срока работодателю следует в письменной форме обратиться к инспектору, вынесшему предписание, с просьбой о его продлении. О решении инспектора труда продлить (или не продлить) срок выполнения предписания работодатель также должен быть проинформирован в письменной форме (п. 88 Регламента N 354н).

В предписании также указывается требование к определенному сроку сообщить в государственную инспекцию труда о выполнении выданного предписания. Трудовое законодательство не содержит норм, обязывающих работодателя отчитываться об исполнении предписания. Однако отсутствие у инспектора труда соответствующих сведений является основанием для проведения трудовой инспекцией дополнительной внеплановой проверки по контролю за исполнением ранее выданного предписания (п. 1 ч. 2, ч. 21 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, п. 89 Регламента N 354н). Поэтому во избежание возникновения оснований для очередной проверки работодателю следует составить отчет в свободной форме и предоставить его в государственную инспекцию труда по адресу, указанному в предписании, лично либо посредством почтовой связи. К отчету следует приложить документы, подтверждающие исполнение предписания. Когда работодатель направляет отчет о выполнении предписания посредством почтовой связи, то необходимо учитывать, что он должен быть получен трудовым инспектором до окончания указанного в нем срока его исполнения.

В случае установления факта невыполнения предписания государственного инспектора труда в установленный срок или ненадлежащее его выполнение, в том числе по результатам проведения внеплановой проверки по контролю за исполнением выданного предписания, в отношении работодателя составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ, и направляется в суд для принятия решения о назначении административного наказания (ст.ст. 23.1 и 28.8 КоАП РФ). Санкции данной статьи предусматривают наложение административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацией на срок от 1 до 3 лет — для должностных лиц; для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — штраф от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей.

Ленинский районный суд г. Оренбурга (Оренбургская область) — Гражданское

Решение

Именем Российской Федерации
13 октября 2015 года г.Оренбург Оренбургской области
Ленинский районный суд г.Оренбурга Оренбургской области в составе судьи Михайловой О.П., при секретаре Сулеймановой Р.Р., с участием представителя административного истца Лейком И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Оренбурггражданстрой-сервис» к Государственной инспекции труда в Оренбургской области о признании незаконным и подлежащим отмене предписания государственного инспектора труда от …,
установил:

административный истец обратился в суд с заявлением о признании предписания … от …. незаконным и подлежащим отмене.
В обоснование требований ссылался на то, что предписание незаконно, поскольку Государственная трудовая инспекция не уполномочена выносить предписания по указанному в предписании вопросу, так как это является индивидуальным трудовым спором.
О дне судебного заседания административный ответчик извещен надлежащим образом, в суд направил в качестве своего представителя … Однако полномочия представителя не оформлены в соответствии со ст.56 КАС РФ. На основании ч.3 ст.58 КАС РФ судом отказано в признании полномочий … на участие в административном деле.
В ходе предварительного судебного заседания и отдельным письмом административному ответчику разъяснялись положения КАС РФ, предлагалось оформить полномочия представителей в соответствии с требованиями ст. 56 КАС РФ.
При таких обстоятельствах суд, руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика и его представителя.
В судебном заседании представитель административного истца Лейком И.А., действующая на основании доверенности N от … имеющая высшее юридическое образование (диплом … N от …), исковые требования поддержала в полном объеме. Полагала, что срок для обжалования предписания составляет три месяца, а не десять дней, как установлено ч.2 ст. 357 ТК РФ, поскольку срок, установленный ч.22 ст.357 ТК РФ относится только к случаям выявления очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. А в данном случае имелся индивидуальный трудовой спор, по которому государственный инспектор труда не вправе был выносить предписание. На момент вынесения предписания инспектор знал об обращении истца в суд с иском об оспаривании решения …
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
На основании ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 и ч. 4 ст. 1 ГПК РФ, заявители вправе оспорить в суде лишь такие решения, действия (бездействия), которые нарушают их права и свободы, создают препятствия к осуществлению прав и свобод, и в результате которых на них незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
С 15.09.2015г. вступили в действие нормы Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту КАС РФ), которыми регулируется порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее также — суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий. С этой даты утратили силу положения главы 25 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и главой 22 КАС РФ граждане, организации, иные лица вправе обратиться в суд за защитой своих прав, свобод и (или) законных интересов с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов, или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, или они незаконно привлечены к ответственности.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что на основании Распоряжения от … проведена проверка ООО «Оренбурггражданстрой-сервис» в целях защиты прав и интересов работников (обращение от ….). Копия распоряжения получена представителем административного истца …
По итогам проверки составлен акт, которым установлен факт нарушения ч.1 и 2 ст.178 ТК РФ: … средний месячный заработок за второй месяц периода трудоустройства выплачен не в полном объеме; не выплачен средний месячный заработок за третий месяц периода трудоустройства. При выплате … среднего месячного заработка было произведено удержание излишне выплаченной суммы в размере …
Предписанием №… от …. административному истцу в срок до … предписано выплатить … в полном объеме средний месячный заработок за второй месяц периода трудоустройства; выплатить средний месячный заработок за третий месяц периода трудоустройства с учетом требований ст. 236 ТК РФ.

В соответствии с абзацем 1 ч. 1 ст. 356 ТК РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем 6 ч. 1 ст. 357 ТК РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
По смыслу данных положений закона при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках статей 381 — 397 ТК РФ комиссиями по трудовым спорам или судами.
В связи с этим, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
В соответствии с Конвенцией МОТ N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от 11 июля 1947 года, ратифицированной Российской Федерацией 11 апреля 1998 года, инспектору труда не предоставлено право выносить обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.
Поскольку инспектором выявлены очевидные нарушения трудового законодательства (ст.178 ТК РФ), которые не вытекают из трудового договора, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) с позицией административного истца о превышении гострудинспектором своих полномочий, суд не соглашается.
Следовательно, оспариваемое предписание вынесено государственным инспектором труда по вопросам, относящимся к его компетенции, а потому является законным.
В соответствии с ч. 6 ст. 360 ТК РФ предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.
Абзац 5 части 7 указанной статьи Кодекса в качестве основания для проведения внеплановой проверки называет поступление в федеральную инспекцию труда обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.
Проверка проведена на законных основаниях. Согласно распоряжению о проведении внеплановой проверки ее целью явилась защита прав и интересов работников, а предметом проверки — соблюдение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами. В соответствии со статьей 14 Федерального закона N 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Указанные в распоряжении цель и предмет проверки является правомерным, поскольку полностью соответствуют полномочиям государственного инспектора труда, а проверенные инспектором документы и выявленные нарушения отвечают цели и предмету проверки.
Кроме того, суд не соглашается и с доводами административного истца о трехмесячном срока для обжалования вынесенного предписания.
Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
При этом необходимо учитывать, что, помимо указанных в ст. 219 КАС РФ сроков обращения с административным исковым заявлением в суд, ст.357 Трудового кодекса РФ предусмотрены специальный срок оспаривания предписания государственного инспектора труда — 10 дней с момента получения предписания.
В связи с тем, что заявитель с ходатайством о восстановлении пропущенного срока в суд не обращался, доказательств пропуска указанного срока по уважительным причинам не представил, суд пришел к выводу о пропуске установленного законом 10-ти дневного срока на обращения с заявлением в суд.
В предписании были разъяснены порядок и сроки обжалования указанного предписания в суд в течение 10 дней со дня получения предписания в порядке ч. 2 ст. 357 ТК РФ или в течение 15 дней со дня получения вышестоящему должностному лицу Государственной инспекции труда в Оренбургской области или Федеральной службы по труду и занятости.
Предписание получено административным истцом …., что подтверждается почтовым уведомлением. С иском административный истец обратился … т.е. по истечении 10 дней с момента получения предписания.
В материалах дела отсутствуют доказательства существования каких-либо уважительных причин, которые бы не позволяли заявителю обратиться в суд с заявлением об оспаривании Предписания в сроки, установленные ч. 2 ст. 357 Трудового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, учитывая сроки обращения в суд с иском об обжаловании предписания, отсутствие факта превышения своих полномочий государственным инспектором труда, соблюдение порядка проведения проверки, требования истца удовлетворению не подлежат.
Совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение этим решением прав и свобод заявителя в данном случае отсутствует.
Руководствуясь ст.ст. 219, 227 КАС РФ

решил:

в удовлетворении административному иска общества с ограниченной ответственностью «Оренбурггражданстрой-сервис» к Государственной инспекции труда в Оренбургской области о признании незаконным и подлежащим отмене предписания государственного инспектора труда от …, отказать.
На решение суда может быть подана жалоба в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись О.П.Михайлова
Решение в окончательной форме изготовлено …
Судья подпись О.П.Михайлова
Копия верна
Судья
Секретарь
Решение в законную силу не вступило
Секретарь

Суд:

Ленинский районный суд г. Оренбурга (Оренбургская область)

Судьи дела:

Михайлова О.П. (судья)

Судебная практика по:

По пособиям
Судебная практика по применению нормы ст. 178 ТК РФ

Список изменяющих документов

(в ред. Приказа Минэкономразвития России от 30.09.2011 N 532) (см. текст в предыдущей редакции) См. данную форму в MS-Word. (Типовая форма) ___________________________________________________________________________ (наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля) __________________________ «__» _____________ 20__ г. (место составления акта) (дата составления акта) __________________________ (время составления акта) АКТ ПРОВЕРКИ органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя N __________ По адресу/адресам: ________________________________________________________ (место проведения проверки) На основании: _____________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ (вид документа с указанием реквизитов (номер, дата)) была проведена ______________________________________ проверка в отношении: (плановая/внеплановая, документарная/выездная) ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ (наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) индивидуального предпринимателя) Дата и время проведения проверки: «__» ___ 20__ г. с __ час. __ мин. до __ час. __ мин. Продолжительность ___ «__» ___ 20__ г. с __ час. __ мин. до __ час. __ мин. Продолжительность ___ (заполняется в случае проведения проверок филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений юридического лица или при осуществлении деятельности индивидуального предпринимателя по нескольким адресам) Общая продолжительность проверки: _________________________________________ (рабочих дней/часов) Акт составлен: ____________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ (наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля) С копией распоряжения/приказа о проведении проверки ознакомлен(ы): (заполняется при проведении выездной проверки) ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ (фамилии, инициалы, подпись, дата, время) Дата и номер решения прокурора (его заместителя) о согласовании проведения проверки: _________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ (заполняется в случае необходимости согласования проверки с органами прокуратуры) Лицо(а), проводившее проверку: ____________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии), должность должностного лица (должностных лиц), проводившего(их) проверку; в случае привлечения к участию в проверке экспертов, экспертных организаций указываются фамилии, имена, отчества (последнее — при наличии), должности экспертов и/или наименования экспертных организаций с указанием реквизитов свидетельства об аккредитации и наименование органа по аккредитации, выдавшего свидетельство) При проведении проверки присутствовали: ___________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии), должность руководителя, иного должностного лица (должностных лиц) или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, уполномоченного представителя саморегулируемой организации (в случае проведения проверки члена саморегулируемой организации), присутствовавших при проведении мероприятий по проверке) В ходе проведения проверки: выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов): ____________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ (с указанием характера нарушений; лиц, допустивших нарушения) выявлены несоответствия сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям (с указанием положений (нормативных) правовых актов): ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ выявлены факты невыполнения предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (с указанием реквизитов выданных предписаний): ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ нарушений не выявлено _________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Запись в Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, внесена (заполняется при проведении выездной проверки): ________________________ ____________________________________________ (подпись проверяющего) (подпись уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя) Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, отсутствует (заполняется при проведении выездной проверки): ________________________ ____________________________________________ (подпись проверяющего) (подпись уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя) Прилагаемые к акту документы: _____________________________________________ ___________________________________________________________________________ Подписи лиц, проводивших проверку: ________________________________________ ________________________________________ С актом проверки ознакомлен(а), копию акта со всеми приложениями получил(а): _______________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии), должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя) «__» ______________ 20__ г. _______________ (подпись) Пометка об отказе ознакомления с актом проверки: __________________________ (подпись уполномоченного должностного лица (лиц), проводившего проверку)

Журнал «Кадровое дело» № 1 январь 2010

Ларионов Роман, юрисконсульт компании «Гарант»

Как следует из статьи 361 Трудового кодекса, предписания государственных инспекторов труда (а также постановления о назначении административного наказания) могут быть обжалованы. Однако при их обжаловании работодатель должен не только иметь доказательства, подтверждающие необоснованность вынесенного решения, но и соблюсти установленную законодательством процедуру подачи жалобы. Сегодня мы расскажем, в какие сроки и в каком порядке это можно сделать.

Способы обжалования

Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы двумя способами: по подчиненности и (или) в судебном порядке (ст. 361 ТК РФ)*. В порядке подчиненности жалоба на решение государственного инспектора труда может быть подана руководителю соответствующей государственной инспекции труда или главному государственному инспектору труда Российской Федерации. При этом подача жалобы по подчиненности не препятствует одновременному обжалованию этого же решения госинспектора труда в судебном порядке. Хотя следует отметить, что одновременно подавать жалобу в обе инстанции не имеет смысла, так как в этом случае она будет рассматриваться только в суде (ч. 2 ст. 30.1 КоАП РФ). Вышестоящее должностное лицо или судья при поступлении к ним жалобы не связаны ее доводами и проверяют дело в полном объеме.

Давайте более подробно поговорим о порядке обжалования предписаний госинспекторов труда и постановлений о наложении штрафа. Поскольку именно эти документы чаще всего выносятся по результатам проверок.

Протокол об административном правонарушении

При выявлении в ходе проверки нарушений трудового законодательства госинспектор труда, как правило, в первую очередь составляет протокол об административном правонарушении**. Именно этот документ может служить основанием для привлечения работодателя (его представителя) или иного должностного лица, в отношении которого составлен протокол, к административной ответственности.

Следовательно, к этому документу нужно отнестись очень внимательно. Тщательно изучите зафиксированные в нем нарушения. Если вы с ними не согласны, не торопитесь давать объяснения немедленно. В графе, предусмотренной для объяснений, можно написать в какой срок они будут представлены. И к этому сроку, имея на руках копию протокола, подготовить объяснения в письменном виде на отдельном листе. В дальнейшем указанные объяснения могут использоваться вами при обжаловании постановления о назначении административного наказания. Протокол об административном правонарушении должен быть составлен с соблюдением требований, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ.

Цитируем закон

Нарушение законодательства о труде и об охране труда – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Часть 1 статьи 5.27 Кодекса Российской
Федерации
об административных
правонарушениях

Постановление о назначении административного наказания

На основании протокола, как сказано выше, выносится постановление о назначении административного наказания (по форме № 5-ГИТ)***. Если вы сочтете наказание незаконным и необоснованным, то вы вправе его обжаловать в течение 10 суток со дня вручения вам копии постановления или получения ее по почте (ст. 30.3 КоАП РФ). При этом обращаем ваше внимание, что только в суде рассматриваются жалобы на постановление инспектора о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности (на срок до девяноста суток).

Что касается штрафов за нарушение трудового законодательства, то их можно оспорить (как мы уже отмечали выше) как в судебном порядке, так и руководителю госинспектора труда в порядке подчиненности. Если в течение 10 суток со дня вручения постановления о назначении административного наказания оно не будет обжаловано, то постановление вступает в законную силу. И с этого момента будет идти отсчет дней по уплате штрафа. Штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления в законную силу (ст. 32.2 КоАП РФ). По истечении указанного срока материалы направляются судебному приставу для взыскания в принудительном порядке****. В случае пропуска срока на обжалование по уважительной причине указанный срок может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ).

Порядок обжалования предписания

С целью устранения выявленных нарушений трудового законодательства государственные инспекторы труда предъявляют представителю работодателя обязательные для исполнения предписания. В этом документе содержатся требования к устранению выявленных правонарушений с указанием сроков выполнения. Следует отметить, что сроки обжалования предписаний в порядке подчиненности законодательством не определены. В Трудовом кодексе (ст. 357) говорится лишь об обжаловании в судебном порядке. Оспорить предписание можно в течение 10 дней со дня его получения.

Требования к составлению жалобы

Жалоба, как правило, должна содержать следующие сведения:

  • наименование органа или должностного лица, в адрес которого подается жалоба;
  • наименование работодателя (Ф.И.О. должностного лица), обжалующего решение госинспектора труда (с указанием места нахождения (почтового адреса));
  • реквизиты обжалуемого решения (предписания, постановления) с указанием обстоятельств, на основании которых заявитель считает указанное решение незаконным;
  • просьба к органу (должностному лицу) принять решение по данной жалобе (например, признать незаконным обжалуемое решение или постановление о назначении административного наказания отменить).

Образец жалобы на решение государственного инспектора труда.

Жалоба должна быть датирована и подписана уполномоченным лицом (законным представителем работодателя либо должностным лицом, в отношении которого вынесено постановление по делу). В обоснование заявленных требований к жалобе могут быть приложены подтверждающие документы.

Определяем подведомственность

Теперь давайте определимся с подведомственностью, то есть в какой суд (если вы решили обратиться именно туда) – общей юрисдикции или в арбитражный – должна подаваться жалоба. Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагаются (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ).

Если говорить об обжаловании предписаний, то жалобы на указанные решения госинспекторов труда подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции. Дело в том, что предписания выдаются работодателю не как субъекту предпринимательской и иной экономической деятельности, а как работодателю, допустившему нарушения трудового законодательства. И поскольку арбитражному суду не подведомственны споры, вытекающие из трудовых отношений, то и дела об оспаривании решений государственных инспекций труда не подлежат рассмотрению в арбитражном суде (п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ).

Что касается подведомственности дел об обжаловании постановлений о привлечении к административной ответственности, то данный вопрос до сих пор вызывает немало споров. Так, согласно части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалобы работодателей на постановления о назначении административного наказания должны подаваться в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Однако при поступлении такой жалобы арбитражные суды, как правило, прекращают производство по делу ввиду неподведомственности спора, ссылаясь при этом на разъяснение Конституционного Суда РФ*****. Дело в том, что, по мнению высшей судебной инстанции, указанная норма закона (ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ) не предполагает возможность рассмотрения арбитражным судом дела об оспаривании решения административного органа о привлечении юридического лица (или индивидуального предпринимателя) к административной ответственности. Если совершенное этим лицом административное правонарушение не связано с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности. И поскольку предметом спора при обжаловании постановлений являются выводы о том, что работодателем допущены нарушения в сфере трудовых отношений, то указанный спор, действительно, не подпадает под юрисдикцию арбитражного суда.

Эту позицию подтвердил также Пленум Верховного Суда РФ******. В своем постановлении он отметил, что решения (действия) должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов (в частности государственных инспекторов труда), могут быть оспорены по правилам статьи 25 Гражданского процессуального кодекса. А это значит, что жалобы на постановления о назначении административного наказания так же должны подаваться в суд общей юрисдикции.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской
Федерации об административных
правонарушениях

* За исключением решений главного государственного инспектора труда Российской Федерации, которые могут быть обжалованы только в судебном порядке (ст. 361 ТК РФ). В том случае если обжалуется постановление о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности (на срок до 90 суток), так же нужно обращаться только в суд.

** По форме № 3-ГИТ, утвержденной приказом Роструда от 10 декабря 2004 г. № 47 (далее – приказ Роструда № 47).

*** Утвержденной приказом Роструда № 47.

**** Кроме того, неуплата штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).

***** Определение Конституционного Суда РФ от 11 июля 2006 г. № 262-0.

****** Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх