Ставка налога, что это?

Помимо вышеперечисленной классификации налоги также делятся на налоги с твердыми и налоги с плавающими ставками. Твердые ставки налогов могут устанавливаться в точных суммах (в рублях и копейках), например налог с владельцев автотранспортных средств, могут также устанавливаться в процентах от налогооблагаемой базы, например налог на имущество предприятий. Плавающие ставки всегда устанавливаются в процентах от налогооблагаемой базы, при этом ставки могут быть плавающими в зависимости от размера объекта налогообложения (размера налогооблагаемой базы), типичный пример — подоходный налог с физических лиц, может быть плавающим в зависимости от категории налогоплательщица, например, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.  

Основными источниками общегосударственных финансов были платежи предприятий в форме налога с оборота (правительство устанавливало твердые ставки налога в ценах товаров, что обеспечивало надежное поступление денег в бюджет) и отчислений от прибылей (они доходили иногда до 70%). Подоходный налог с населения составлял менее 10% доходной части бюджета.  
Из рис, 5 видно, что твердая ставка налога на добычу полезных ископаемых выполняет функцию по изъятию сверхдоходов существенно лучше, нежели процентная ставка.  
ТВЕРДЫЕ СТАВКИ НАЛОГА —см. Налоговая ставка.  
Твердые ставки налога — 415  
При третьем методе ставки устанавливаются в абсолютных суммах — рублях и копейках с единицы веса, количества или объема реализованной продукции. Твердые ставки налога с оборота установлены по хлебопродуктам (зерну, крупе, муке), зернофуражу, нефтепродуктам, природному и попутному газу, спичкам, ферментированному табаку. Ставки дифференцируются по группам, видам и сорту этих товаров, чем достигается воздействие на уровень рентабельности изделий.  
ГЕРБОВЫЙ НАЛОГ — налог на документы, оформляющие различного рода деловые сделки, регистрацию компании или увеличение ее акционерного капитала, доверенность, договор об аренде, о передаче ценных бумаг, акций, облигаций, соглашение об опеке, посредничестве, представительстве. Уплата гербового налога (гербового сбора) подтверждается либо наклейкой гербовой марки на установленную сумму, либо наложением гербовой печати на отметку об уплате налога на документе. В зависимости от характера документа применяются фиксированные (твердые) ставки налога или пропорциональные — в процентах от суммы сделки или операции, оформляемой документом.  
В зависимости от характера документа применяются фиксированные (твердые) ставки налога или пропорциональные — в процентах от суммы сделки или операции, оформляемой документом.  
Разновидность косвенного налога, обычно устанавливаемого на отдельные товары и услуги массового спроса (вино, табак, бензин, пиво и т.п.). Ставки налога устанавливаются твердыми с единицы товара, но могут быть дифференцированы в зависимости от качественных характеристик товара. Обычно акциз применяется к продукции частных предприятий. На товары массового потребления, являющиеся объектом государственного производства и торговли, устанавливаются фискальные монопольные налоги. В этом случае государство продает определенный вид товара по более высоким ценам, включающим налог. Главная цель такого налога — дополнительная мобилизация средств в бюджет.  

Величина налога на единицу обложения. Различают квоты, т.е. ставки, выраженные в определенных долях объектов обложения, твердые ставки, т.е. устанавливаемые в абсолютной сумме на единицу объекта обложения. Процентные ставки могут устанавливаться в виде специальных шкал. Различают пропорциональные ставки — действующие в едином проценте к объекту налогообложения, и прогрессивные (регрессивные)—увеличивающиеся (уменьшающиеся) с ростом объекта обложения.  
Ставка налога — размер налога с единицы обложения. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (твердые ставки) либо в процентах. По своему содержанию выделяют ставки маржинальные (непосредственно указываются в нормативном акте о налоге) фактические (определяются как отношение уплаченного налога к налоговой базе) экономические (исчисляются как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу).  
Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров доходов или прибыли. Указанные ставки применяются обычно при обложении земельными налогами, налогами на имущество. В российском налоговом законодательстве такие ставки нашли широкое применение в обложении акцизным налогом.  
Во второй половине XIX в. промысловый налог в России получает дальнейшее развитие, приближаясь к западноевропейским типам. К концу XIX в. русский промысловый налог состоял из двух частей патентного налога и дополнительного налога. Патентный налог взимался в твердых ставках по разрядам, на которые были разделены промышленные и торговые предприятия. Дополнительный налог делился на две части налог, взимаемый с предприятий, обязанных опубликовывать в официальной газете годовой баланс, и налог с прочих предприятий. К предприятиям первой группы относились акционерные общества и паевые товарищества. С них взимался дополнительный налог в виде известного процента с основного капитала и в виде повышающегося процента с чистой прибыли. С предприятий, не обязанных публиковать отчетность, взимался раскладочный налог. Он назначался на каждую губернию в валовой сумме правительством, а затем уже раскладывался по плательщикам особыми комиссиями с участием представителей плательщиков.  
Не изменились за отчетный период суммы экологического налога и налога на землю, так как они рассчитываются по твердым ставкам, которые не изменились на протяжении года. В общей сумме налогов экологический налог по плану составлял 0,09 %, а земельный — 0,65 %. Фактически их удельный вес снизился соответственно до 0,08 % и 0,59 %.  
Промысловый налог состоял из двух платежей патентного сбора, уплачиваемого по твердым ставкам в зависимости от разряда предприятия (торговые предприятия подразделялись на 5 разрядов, промышленные — на 12), а также пояса местности (5 поясов) и уравнительного сбора, который взимался в процентах от оборота. Ставки уравнительно сбора дифференцировались наиболее высокие применялись к частным предприятиям государственные и кооперативные организации облагались на льготных основаниях.  
В Советской России в 20-е гг. использовался также единовременный общегражданский налог. Этот налог, относящийся к целевым налогам, впервые был введен Декретом ВЦИК и СНК от 11 февраля 1992 г. для мобилизации дополнительных финансовых ресурсов на оказание помощи голодающим, борьбы с эпидемиями и улучшение жизни детей, находящихся на государственном обеспечении. Налогоплательщиками были трудоспособное население (мужчины в возрасте от 17 до 60 лет, женщины — от 17 до 55 лет). Налог взимался по твердым ставкам в размере 50 коп., 1 руб., 1 руб. 50 коп. (в золотом исчислении), устанавливаемым в зависимости от уровня дохода и социального положения плательщика. Освобождались от уплаты красноармейцы, находившиеся на действительной службе, учащиеся, женщины, имевшие детей в возрасте до 14 лет, лица, пользовавшиеся социальным обеспечением. Кроме того, налог не взимался с жителей сельских местностей, освобожденных в 1921 г. от зернофуражного продналога из-за неурожая.  

Патентный сбор представлял собой платеж в бюджет в составе промыслового налога, взимавшийся в СССР в 1921—1928 гг. с торговых и промышленных предприятий, а также с граждан, имевших доходы от занятий промыслами (уплачивался авансом за определенный период по твердым ставкам, устанавливаемым в зависимости от местонахождения и разряда предприятия).  
В результате проведения налоговой реформы промысловый налог с обобществленного сектора был полностью отменен налогом облагались только предприятия и промыслы частных лиц, кустари и ремесленники, имевшие наемных рабочих. Небольшие предприятия уплачивали налог по твердым ставкам, а более крупные — в процентах к обороту. В результате ликвидации капиталистических элементов и запрещения частной торговли и промыслов с применением наемного труда взимание промыслового налога прекратилось.  
Единовременный налог на единоличные крестьянские хозяйства был введен Законом 19 ноября 1932 г. Налог был призван содействовать завершению заготовок и выполнению обязательств единоличников по денежным платежам. Полностью или частично освобождались от налога отдельные хозяйства, которые полностью и в срок выполнили свои обязательства перед государством по денежным платежам и планам государственных заготовок. Условия налогообложения устанавливались на основе аналогичных условий обложения сельскохозяйственным налогом. Для хозяйств, плативших сельхозналог в твердых ставках, размеры налога составляли 15—20 руб., для хозяйств, плативших сельхозналог по прогрессивным ставкам, налог взимался в размере 100—175% объема обязательств по сельхозналогу, для кулацких хозяйств устанавливалась ставка 200% сельхозналога. Конкретные ставки налога для отдельных районов устанавливались краевыми  
В послевоенный период (до 1953 г.) налоговая система в СССР оставалась практически неизменной. По мере восстановления экономики проводилась отмена и снижение налогов был полностью отменен военный налог (1946), с большой категории плательщиков отменен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР. В 1953 г. проводится коренная реформа сельскохозяйственного налога подоходное обложение заменяется погектарным, при котором сельскохозяйственный налог исчисляется по твердым ставкам с площади земельного участка.  
Налог исчислялся по твердым ставкам с 0,01 га земельной площади. Для каждой союзной республики были установлены средние ставки налога, а для автономных республик, краев и областей — предельные отклонения от средних ставок по республике (т.е. наибольшие и наименьшие ставки) по РСФСР средняя ставка составляла 85 коп., наименьшая — 30 коп., наибольшая — 1 руб. 40 коп. Совету Министров РСФСР было предоставлено право в необходимых случаях изменять ставки сельскохозяйственного налога, исходя из средних ставок налога для данной республики определять средние ставки налога для отдельных автономных республик, краев и областей с увеличением или уменьшением ставок в установленных пределах в зависимости от экономических особенностей подведомственных административно-территориальных единиц. Советы Министров союзных республик, не имевшие областного деления, Советы Министров автономных республик, исполкомы краевых, областных Советов исходя из средних  
Налогом с оборота облагались государственные отраслевые объединения, предприятия и организации по продаже товаров собственного производства и заготовки. По каждому отраслевому объединению устанавливалась единая ставка налога в процентах к плановому обороту. Из общей суммы налога, поступающего в бюджет, 78% вносили промышленные предприятия и 22% — оптово-сбытовые базы. Как правило, налог исчислялся в виде разницы в ценах. Поступления в бюджет, получаемые по этому методу, составляли 83% общей суммы налога с оборота остальная его часть уплачивалась по ставкам в процентах к обороту и в твердых суммах с единицы продукции. Размер ставок определялся исходя из утвержденных розничных цен, себестоимости и с учетом прибыли, оставляемой в распоряжении предприятия.  
Источник выплаты страховых взносов по всем перечисленным выше договорам значения не имеет. Суммы страховых выплат, сформированные по договорам страхования из собственных средств и всем другим договорам страхования, кроме перечисленных выше, приравниваются к понятию материальная выгода . Ее сумма облагается налогом у источника выплаты по твердой ставке 15%. Налогооблагаемая база определяется так же, как и по банковским вкладам, т. е. налогом будет облагаться превышение выплаты по условиям страхового договора над суммой, исчисленной в пределах ставки рефинансирования Центробанка.  
Привилегированные акции обычно не дают права голоса, но дивиденды по ним выплачивают по твердой ставке (которую фиксируют в момент эмиссии). Но компания может и не выплатить такую ставку, если она не получила чистую прибыль и не объявила дивиденды на обыкновенные акции. В случае ликвидации привилегированные акции также обладают преимуществом в отношении активов компании по сравнению с обыкновенными акциями. Отсутствие обязательных ежегодных выплат наличными лишает привилегированные акции свойства долгового обязательства отличаются они от последнего и тем, что их можно не погашать по номинальной стоимости, если только руководство того не пожелает. Следует отметить, что привилегированными акциями часто владеют другие корпорации в форме инвестиции, так как межкорпоративные дивиденды частично освобождаются от уплаты подоходных налогов.  
Розничная цена устанавливается на изделия, реализуемые населению. Она включает кроме оптовой цены предприятия налог с оборота, оптово-сбытовую наценку, торговую скидку. Налог с оборота является денежным выражением той части продукта для общества, которая при ее реализации поступает непосредственно в бюджет. Он образуется или как твердая ставка к розничной цене, или как разница между розничной ценой, торговой-скидкой и оптовой ценой. Торговая скидка — это издержки торговых организаций (содержание магазинных складов, выплата заработной платы торговым работникам, затраты на рекламу и т. д.). В электронной промышленности торговая скидка составляет в среднем 8% от розничной цены.  
Ставки налога установлены в процентах к налогооблагаемой базе. Исключение составляют действующие временно специфические ставки (в твердой сумме) в отношении нефти и газового конденсата (ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 26-ФЗ)3. Размер ставки зависит от вида добытых полезных ископаемых. Самые высокие ставки установлены в отношении углеводородного сырья, самые низкие — к углю и калийной соли. Освобождение от налогообложения в форме нулевой ставки применяется в отношении попутного нефтяного газа из нефтяных месторождений, попутных и дренажных подземных вод, извлечение которых связано с разработкой других видов полезных ископаемых, минеральных вод, используемых исключительно в лечебных и курортных целях без их непосредственной реализации, и некоторых других видов полезных ископаемых.  

Среди рычагов государственного финансового регулирования основная роль принадлежит налогам. С их помощью регулируется уровень рентабельности и размер денежных накоплений, остающихся в распоряжении предприятий. Изымая часть денежных накоплений, государство создает у предприятий стимул к изысканию дополнительных резервов роста прибыли и прежде всего за счет повышения эффективности производства. С переходом к рыночным отношениям наибольшее распространение получают налоговые методы изъятия доходов предприятий (налог на прибыль и др.). Вводятся твердые единые ставки налогов, создающие равные стимулы к интенсификации производства у всех предприятий. Система налоговых льгот способствует ускоренному обновлению производственной базы, росту расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, тем самым стимулирует рост эффективности производства.  
Налог с оборота при магистральном транспорте газа рассчитывается в виде твердой ставки с 1000 м3 реализованного газа. Эти ставки определяются для каждого объединения Министерством газовой промышленности и утверждаются Министерством финан-  
Нормой налогообложения является налоговая ставка — размер налога на единицу обложения. Существуют различные виды налоговых ставок. В том случае, если устанавливается единый процент уплаты налогов, независимо от размеров дохода, мы имеем дело с пропорциональными ставками. В тех случаях, когда ставки возрастают с увеличением доходов, налицо прогрессивные ставки. В практике налогообложения встречаются также твердые ставки, устанавливаемые на единицу объекта (например, автомашину), независимо от его стоимости.  
Промысловый налог, ставший после реформы 1930 г. платежом исключительно частного сектора, быстро утрачивал свое зна-ченне. В 1930 г. кустари и ремесленники стали облагаться не в процентах к обороту, а по твердым ставкам налога. Число плательщиков налога, облагаемых в процентной отношении к обороту (в размере от 5 до 45% в зависимости от отрасли производства), сократилось до 446 торговых и 63 промышленных предприятий к 1 июля 1932 г. по 44 городам СССР. В мае 1932 г. Советское правительство, принимая меры к быстрому развитию колхозной торговли, предложило не допускать открытия магазинов и лавок частными торговцами и искоренять перекупщиков и спекулянтов, пытающихся нажиться зй счет рабочих и крестьян. Вместе с тем в целях развитии производства товаров широкого потребления в октябре 1932 г. от промыслового налога были освобождены кустари и ремесленники, не применяющие наемного труда, т. е. большинство (9/ю) всех плательщиков налога, облагавшихся твердыми ставками. В итоге промысловый налог сохранял лишь регистрационное значение, что позволило использовать закон о налоге для борьбы с. нелегальной торговлей.  
НАЛОГ ГЕРБОВЫЙ — налог на определенные продукты, с помощью которых оформляются различные сделки, регистрируются компании или увеличивается» их акционерный капитал, доверенность, договоры и соглашения различных видов (соглашение об опеке, представительстве и пр.). Уплата гербового налога подтверждается либо наклейкой гербовой марки соответствующего достоинства, либо наложением гербовой печати на отметку об уплате налога на документе. Применяются фиксированные (твердые) ставки налога или пропорциональные. Размер сбора определяется, как правило, либо в виде твердых ставок, либо в процентах к сумме сделки. Уплачивается гербовыми знаками или наличными деньгами в кассы банков или других уполномоченных организаций. В СССР существовал в разных формах до 1930 г., после чего в связи с налоговой реформой был заменен единой государственной пошлиной. Гербовая марка — один из видов гербового знака, посредством продажи которого взимается гербовый сбор в основном при подаче заявлений гражданско-правового характера в административные или судебные органы.  
Так или иначе, древляне были побеждены, оставшиеся в живых и на свободе отягощены, как водится, еще более «тяжкой данью», и нужно было снова выстраивать с ними мирные, внутриполитические отношения. И вот здесь Ольга и делает гениальное управленческое нововведение, которое призвано было навсегда предотвратить инциденты, подобные тому, что привел к гибели ее мужа. Она пошла новым, на этот раз уже мирным походом по Древлянской земле, «устанавливая распорядок даней и налогов», а потом, передохнув в Киеве, совершила поход с этой же целью к Новгороду Великому и так «установила все» по всей Руси. Таким образом, Ольга первой на Руси попыталась совершить для своих подданных благодеяние, на которое современные граждане России и Украины до сих пор не могут подвигнуть нынешние правительства, — княгиня установила твердую ставку налогов, четко обозначила место и время, когда они будут взиматься. Ведь даже самый высокий, но четко обозначенный налог лучше положения, при котором человек, уже отдав положенное государству, не знает, сколько еще, когда и на какие новые нужды с него сдерут.  
В соответствии с Положением от 12 ноября 1923 г. подоходно-поимущественный налог был объединен с рядом других налогов (общегражданским, трудгужналогом, квартирным и налогом с лиц, нанимающих домашнюю прислугу). Налог устанавливался в виде основного (классного) и дополнительного (прогрессивного). Плательщики основного налога в зависимости от источника доходов делились на категории и группы. Для каждой группы устанавливался твердый оклад налога, необлагаемый минимум, дифференцированный по поясам местности. Дополнительный налог исчислялся по прогрессивным ставкам с совокупного дохода (за вычетом основного налога), превышавшего установленный минимум. Все лица, вносившие налог по совокупности доходов (кроме рабочих и служащих), сверх налога на доход уплачивали налог с имущества личного пользования, не являвшегося предметом их промысла, по особой ступенчатой шкале. Обложение имущества постепенно утратило свое значение, и в 1924 г. подоходно-поимущественный налог был преобразован в подоходный налог.  
Промысловый налог взимался с частных предприятий и промыслов. Налог помимо фискальной нагрузки (постепенно снижавшейся) использовался для регулирования направления и форм торгово-промышленной дятельности путем применения к различным предприятиям и промыслам различного порядка обложения (в процентном отношении к обороту и в твердых ставках) и различных по высоте ставок. Промысловый налог соответствовал налогу с оборота предприятий обобществленного сектора, так как объектом обложения был товарооборот. При этом существовал ряд различий. Если налог с оборота охватывал только обороты по реализации товаров, то промысловый налог помимо этого распространялся и на обороты по выполнению работ и оказанию услуг промыслового характера. Налог с оборота взимался однократно в одном звене, а промысловым налогом облагался товарооборот в каждом звене заготовительной или производственной и товаропроизводящей сети. Если налог с оборота взимался во всех случаях в определенном процентном отношении к облагаемому обороту, то по промысловому налогу для ряда мелких предприятий и промыслов были установлены твердые ставки, дифференцированные по виду промыслов, размерам применения наемного труда и по местностям, и лишь для более крупных предприятий было установлено обложение в процентном отношении к обороту в размере от 5% (для добычи или производства сырья, топлива и стройматериалов) до 45% (для производства крепких напитков, табачных изделий, парфюмерии и т.д.) этого оборота.  

С 1930 г. сельскохозяйственный налог перестает взиматься с доходов колхозников, получаемых по трудодням. С 1936 г. колхозники должны были уплачивать налог только с доходов от необобществленного хозяйства, причем по ставкам значительно ниже, чем аналогичные ставки для обложения единоличных хозяйств. В течение 1933— 1939 гг. налог с хозяйств колхозников исчислялся по твердым ставкам с гектара посевов и насаждений.  
Обложение единоличных трудовых хозяйств отличалось от обложения колхозов и колхозников следующими особенностями 1) применялись прогрессивные ставки налога (при облагаемом доходе до 200 руб. твердая ставка в размере 15 руб., но не менее ставки, установленной для колхозников данного района) 2) облагаемый доход исчислялся по средним нормам доходности, устанавливаемым для данного района для гектара земли различных видов (посева, сенокоса, спецкультур и т.д.) и головы скота (рабочего, крупного рогатого, мелкого) 3) к обложению привлекались неземледельческие заработки, облагаемые не полностью, но в некоторой части 4) для этой категории был установлен меньший объем льгот (кроме льгот производственного характера предоставлялись скидки с налога на нетрудоспособных членов семьи, скидки хозяйствам военнослужащих, инвалидов и пр.) 5) в облагаемый доход хозяйства в сумме не более 30% остального облагаемого дохода включались доходы от продажи сельскохозяйственных продуктов на частном рынке по рыночным ценам (на колхозников обложение этих доходов не распространялось).  
Совхозы как государственные предприятия платили отчисления от прибыли и не были плательщиками данного налога. Сельскохозяйственный налог, таким образом, превратился в налог с населения, занимающегося сельским хозяйством. Колхозники уплачивали налог с доходов от необобществленного хозяйства, причем по ставкам значительно ниже, чем при обложении единоличных хозяйств. Кроме того, хозяйства колхозников освобождались от уплаты сельскохозяйственного налога с доходов от продуктивного скота, а с 1930 г. и с доходов, получаемых по трудодням. В течение 1933—1939 гг. налог с хозяйств колхозников исчислялся по твердым ставкам с гектара посевов и насаждений. При взимании сельскохозяйственного налога применялся окладной лист — извещение налогоплательщика о сумме и сроке внесения платежа. В окладном листе указывались основания для обложения налогом, сумма годового оклада (размера) налога и сроки уплаты. В 1934 г. окладной лист был заменен платежным извещением.  
От сельхозналога и от других взимавшихся на базе сельхозналога платежей культжилсбор отличался тем, что к обложению им привлекались (по минимальной ставке 5 руб.) также и не имеющие необобществленных доходов колхозники, которые никаких других налогов не платили. Для прочих хозяйств закон устанавливал либо твердые ставки сбора в размерах от 10 до 60 руб., либо ставки в процентах к сельхозналогу — от 75 до 200%, с правом краевых и областных исполкомов дифференцировать по районам размеры сбора для плативших сельхозналог хозяйств колхозников и трудящихся единоличников (для кулацких хозяйств действовала повсеместно одна ставка сбора — 200% оклада сельхозналога).  
Ставки налога дифференцировались в зависимости от категории плательщиков и размеров их доходов. Рабочие и служащие облагались по ступенчатой шкале ставок. Колхозники и единоличники уплачивали налог по твердым ставкам от 15 до 60 руб. в год с каждого члена хозяйства (семьи). С других граждан, имеющих самостоятельные источники дохода, налог взимался в удвоенном размере ставок, установленных для рабочих и служащих. Граждане, подлежавшие по возрасту призыву на военную службу или призыву по мобилизации, но немобилизованные или освобожденные от призыва, уплачивали налог по установленным для них ставкам с повышением исчисленных сумм на 50%. Военный налог был отменен с 1 января 1946 г. Общие поступления по военному налогу за весь период действия составили 7,2 млрд руб.1  
Одноврем нно была кардинально изменена финансовая система (2 сентября 1930 г.), отменялись 56 государственных и местных налогов и сборов, взамен был введен единый налог с оборота, установленный как твердая ставка на единицу продукции независимо от динамики ее себестоимости. Это, по существу, означало, что с финансов была снята их стимулирующая функция.  
ВВОЗНЫЕ ПОШЛИНЫ — косвенный налог, который взимается таможенными органами с товаров иностранного происхождения при их пропуске через границу страны. В.п. играют роль источника доходов государственного бюджета, а также используются для защиты отечественной промышленности и сельского хозяйства от зарубежной конкуренции. В.п. делятся на адвапарные (по стоимости) и специфические (в виде твердой ставки с веса, штуки, метра или другой единицы измерения).  

21. Налоговая база. Налоговая ставка

Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Главная функция налоговой базы – выразить объект налогообложения количественно, то есть его измерить. Для этого требуется выделить параметр, который будет положен в основу измерения объекта налогообложения. Но налоговая база – это не просто параметр; это параметр, выраженный в определенных единицах налогообложения. Таким образом, налоговая база представляет собой размер (величину) объекта налогообложения в единицах налогообложения.

Налоговая база и порядок ее определения устанавливаются по каждому налогу отдельно. Задача законодателя в том, чтобы из множества параметров выбрать наиболее оптимальный и затем определить порядок исчисления налоговой базы применительно к конкретному налогу. Нередко у разных налогов такие параметры совпадают, но при этом налоговые базы всегда исчисляются по-разному.

В НК предусматривается два метода учета налоговой базы – кассовый и накопительный. При кассовом методе для исчисления налоговой базы учитываются только те доходы (расходы), которые реально получены (произведены) налогоплательщиком. Например, денежные средства фактически поступили в кассу или зачислены на счет в банке, имущество передано в собственность и т.п. При накопительном методе главным для исчисления налоговой базы является момент возникновения имущественных прав и обязательств. Доходами здесь признаются все суммы, право на получение которых возникло у налогоплательщика в налоговом периоде, независимо от их фактического поступления. Аналогичным образом при накопительном методе определяются и расходы налогоплательщика.

Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая ставка представляет собой размер налогового платежа на единицу налогообложения.

В зависимости от измерения объекта налогообложения налоговые ставки выражаются: 1) в процентах к налоговой базе (налог на прибыль, на имущество, НДС и др.) – так называемые адвалорные ставки; 2) в твердой денежной сумме, когда не единицу налогообложения устанавливается фиксированный размер налогового платежа (большинство акцизов, транспортный налог); 3) в комбинированной форме, сочетающей твердую и процентную составляющие (налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, некоторые акцизы, единый социальный налог).

Виды налоговых ставок. Пропорциональная ставка имеет постоянную величину независимо от размера налоговой базы. Прогрессивная и регрессивная ставки с изменением налоговой базы также изменяются: с увеличением налоговой базы размер прогрессивной ставки возрастает, регрессивной – уменьшается (единый социальный налог).

Чрезмерное, необоснованное повышение налоговых ставок не только не приводит к росту бюджетных поступлений, но стимулирует налогоплательщика к уклонению от уплаты налогов, а в крайнем случае – к отказу от объекта налогообложения (например, к отказу от налогооблагаемого имущества или предпринимательской деятельности).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Энциклопедия МИП » Налоговое право » Уплата налогов и сборов » Налоговая база, налоговая ставка, размеры сборов

Основным обязательством налогоплательщиков является своевременная и самостоятельная уплата налогов и сборов в полном объеме.

Общеобязательные элементы налогообложения

Развитие и совершенствование системы налогообложения спровоцировало возникновение многих видов налогов и сборов, имеющих свои отличительные черты и свое предназначение.

Однако, несмотря на множественность видов, каждый налог состоит из обязательных, дополнительных и факультативных элементов, служащих основным инструментарием на пути реализации налоговой политики.

К числу общеобязательных или общих элементов налога относят налоговую базу и налоговую ставку, объект обложения налогом, алгоритм исчисления налогового бремени и т.д.

Раскрытию правовой сущности понятий «налоговая база» и «налоговая ставка» посвящена 53 статья НК РФ.

Понятие и основные аспекты налоговой базы

Согласно предписаниям НК РФ, налоговой базой является как стоимостная, так и физическая характеристика объекта, облагаемого налогом.

Другими словами, под данным понятием подразумевается любой объект, который подвергается обложению налогом.

Условия, принципы и порядок установления налоговой базы регламентируются соответствующими нормативно-правовыми актами, в частности НК РФ.

К примеру, налоговой базой для НДС является общая стоимость реализованной продукции, для НДФЛ – доходы, полученные физическим лицом, для налога на наследство – стоимость наследственного имущества, для налога на дарение – стоимость дара.

Итак, налоговая база (НБ) – это:

  • один из основных элементов налога, на основании которого исчисляется его размер;
  • конкретный объект, с которого производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ;
  • определенная сумма, на основании которой производится расчет размера налога в соответствии с установленной ставкой;
  • доходы лица, с которых необходимо уплатить налоги и сборы.

Определение налоговой базы требуется для количественного выражения объекта налогообложения.

К каждому конкретному налогу применяется определенная налоговая база. К примеру, по НДС исчисление НБ происходит в соответствии с особенностями реализации продукции или приобретенного товара.

Порядок определения налоговой базы

Основными принципами исчисления налоговой базы (НБ), согласно которым осуществляется ее определение, являются:

  • определение налоговой базы осуществляется в соответствии с налоговыми нормативно-правовыми актами, в частности НК РФ;
  • исчисление (определение) налоговой базы плательщиками налога, являющимися юридическими лицами, производится по завершении очередного налогового периода. Реализация процедуры проводится на основании сведений из регистров бухучета или других документов, подтверждающих данные об объектах налогообложения;
  • в случае выявления ошибок и неточностей в исчислении налоговой базы, совершенных в прошлом налоговом периоде, перерасчет налоговой базы и суммы налога производится только за тот временной промежуток, в котором имело место нарушение. Если же определить период совершения искажения невозможно, процедура перерасчета осуществляется за тот период, когда нарушения были выявлены;
  • ИП, частные нотариусы, адвокаты-учредители адвокатских кабинетов определяют НБ по завершении очередного налогового периода и в соответствии с учетными данными доходов и расходов, при условиях и в порядке, установленном Минфином РФ;
  • налоговые агенты также обязаны придерживаться принципов и порядка исчисления налоговой базы, установленного НК РФ и другими специальными актами правотворчества.

Понятие, правовая характеристика и способы выражения налоговой ставки

Понятие налоговой ставки (НС), равно как и порядок ее исчисления, неразрывно связано с налоговой базой, поскольку, по сути, НС является размеров налогового платежа на конкретно-установленный объект, облагаемый налогом.

Налоговая ставка может выражаться в следующих формах:

  • в процентном соотношении с размером налоговой базы. Такими примерами может быть налог на имущество, на прибыль, НДС, НДФЛ, земельный налог и т.д.;
  • в форме фиксированной денежной суммы, когда каждой единице налогообложения соответствует определенная сумма платежа. К примеру, большая часть акцизов, транспортный сбор;
  • в сочетании твердой и процентной составляющих, так сказать, в комбинированной форме. Скажем, налог на наследственное имущество, на дарение, некоторые виды акцизных сборов, а также ЕСН (единый социальный налог).

Форма выражения налоговой ставки зависит от метода и порядка измерения объектов налогообложения.

Типы и виды налоговых ставок

Типовая классификация налоговых ставок осуществляется на определенных основаниях. Так, по степени обременения для налогоплательщика выделяют следующие типы НС:

1. Базовая НС. Данное понятие не предусматривает отнесение плательщика налога к какой-либо определенной группе, что дает ему возможность пользоваться налоговыми льготами и иными преференциями;

2. Повышенная НС устанавливается в отношении налогоплательщиков, деятельность которых можно охарактеризовать как таковую, что дает право государству взимать повышенный налог с плательщика;

3. Пониженная НС. Применение данного вида налоговой ставки позволяет налогоплательщику пользоваться налоговыми льготами и преференциями, вплоть до использования нулевой НС.

По методу установления налоговые ставки могут быть:

1. Абсолютные.

Абсолютная налоговая ставка – это фиксированная величина, определяемая для каждого конкретного объекта налогообложения отдельно;

2. Относительные.

Размер относительной НС напрямую зависит от величины объекта обложения и исчисляется в пропорциональном отношении к нему.

По юрисдикции утверждения налоговые ставки подразделяются на следующие:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

Основные виды налогов, порядок определения их размеров

1. Основные виды федеральных налогов:

  • НДФЛ. Согласно НК РФ налоговая ставка по НДФЛ исчисляется в процентном отношении к объекту налогообложения и составляет 13 % (для российских подданных). Что касается лиц, не имеющих статус гражданина РФ, то для них установлена тридцатипроцентная налоговая ставка по НДФЛ. Оплата НДФЛ предусмотрена со всех видов доходов, которые получает физическое лицо (заработная плата, продажа недвижимости, выполнение работ, предоставление услуг);
  • НДС. Ставка налога по НДС, в соответствии с НК РФ, также как и НДФЛ исчисляется в процентном соотношении, на территории РФ она равна 18 %. Исключение составляют организации, работающие по УСН, для них НС в отношении НДС устанавливается нулевая;
  • налоговый сбор на прибыль предприятия. Налог на прибыль исчисляется в процентном соотношении, применяется преимущественно в отношении представителей крупного бизнеса.
  • налог на выручку по упрощенной системе налогообложения. Как правило, УСН пользуются начинающие предприниматели (представители малого и среднего бизнеса), годовой оборот которых не превышает 60 миллионов рублей. Для таких лиц предусмотрена нулевая НС по НДС.

2. Основные виды местных налогов:

  • земельный налог. Согласно законодательству, налоговая ставка по земельному налогу регламентируется муниципальными нормативно-правовыми актами, составляет от 0,3 до 1, 5%. Размер установленной НС зависит от категории облагаемых налогом земель. Категории земель устанавливаются земельным законодательством;
  • налог на недвижимое имущество физических лиц. Устанавливается представителями муниципальной власти, исчисляется в процентном соотношении к стоимости имущества, как правило, это не более 0,3%.

3.Основные виды региональных налогов:

  • имущественный налог для предприятий. Это региональный налог, уплачивать который обязаны организации, на балансе которых числится имущество, причем как движимое, так и недвижимое;
  • транспортный налог. Данный вид налога является региональным, исчисление налоговой ставки по нему осуществляется на основании таких данных, как год выпуска ТС, его вместимость, мощность двигателя и прочее.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх