Стимулирование инвестиционной деятельности

Введение

налоговый льгота стимулирование инвестиционный

Актуальность данной темы заключается в том, что на этом этапе развития финансовых отношений инвестиции играют ключевую роль, так как являются одним из важнейших факторов экономического роста.

Государство использует различные инструменты для поддержания инвестиционной деятельности, которые носят прямой и косвенный характер. Механизм косвенного стимулирования представляет собой воздействие с помощью финансово-экономических инструментов, особе местно среди которых, занимает налоговая политика.

Сегодня задачей налоговой политики России является формирование стимулов для перехода экономики с сырьевого на инвестиционно-инновационный пусть развития.

Цель данной работы — определить наиболее эффективные инструменты налогового стимулирования инвестиционной деятельности в России.

В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть зарубежный опыт использования льгот инновационного характера

исследовать применение налоговых льгот в российский практике

выделить основные направления совершенствования налоговых льгот и преференций

Виды налоговых льгот и их роль в поддержке инвестиционной деятельности

В рыночной экономике инвестиции являются одним из важнейших факторов экономического роста. Они способствуют своевременному обновлению основных фондов, увеличению масштабов деятельности предприятия, оптимизации себестоимости производимой продукции и повышению ее качества. Рассматривая роль инвестиций в масштабах страны, немаловажным является и тот факт, что инвестиции приводят к положительным структурным сдвигам в экономике, появлению новых предприятий, и, как следствие, созданию рабочих мест, увеличению занятости, производства различных товаров и услуг, ускорению темпов экономического роста.

На данный момент стало очевидно, что цены на мировом рынке нефти больше никогда не будут столь высокими, и едва ли будут больше 100 руб за баррель. В этих условиях становиться понятным, что Россия теперь не сможет обеспечить экономический рост только за счет нефтегазовой отрасли, сейчас возросла необходимость развития собственного производства, расширения и реализации уже накопленного научного потенциала.

Сегодня в России существуют множество экономических проблем по формированию перспективных направлений инвестиций, стимулированию инновационной деятельности, которые снижают инвестиционную привлекательность, неблагоприятно влияет на инвестиционный климат.

На начало 2014 года степень износа основных фондов составляла 48,2%, а по машинам и оборудованию превысила 53%. Такие показатели можно объяснить прежде всего низкой активностью предприятий в инвестиционной деятельности. В 2013 г инвестиции в основной капитал предприятий по всем отраслям экономики составили всего 8,4 трлн руб. Из этих средств 57% были вложены в здания, 35% — в машины и оборудование, что свидетельствует о преимущественной доле вложений в пассивную часть основных фондов. Более того почти 43% вложений приходилось на предприятия добывающей промышленности, что еще раз показывает ориентированность экономики России на данный сектор.

Сегодня осложняет ситуацию и ухудшение экономических и политических отношений между Российской Федерацией и странами Европы и Америки, в результате чего можно наблюдать сокращение иностранных инвестиций в российскую экономику: по данным Банка России во втором полугодии 2014 из-за санкций, валютного кризиса и падения цен на нефть они вообще оказались отрицательными.

Среди методов, которые используют страны, лидирующие в области инвестиционной деятельности, нельзя выделить один универсальный. Во всех случаях достижению высоких инвестиционных показателей способствовал целый комплекс мероприятий, сформировавший благоприятный инвестиционный климат.

В рамках налогового стимулирования инвестиционной деятельности выделяют следующий ряд инструментов: пониженная налоговая ставка, налоговое изъятие, инвестиционный налоговый кредит, специальный налоговый режим, налоговые каникулы, налоговые вычеты.

Пониженная налоговая ставка — уменьшение стандартной налоговой ставки (вплоть до 0%). Также может предоставляться либо всем налогоплательщикам, либо отдельной их категории в отношении всех объектов либо отдельных элементов.

Однако необходимо отметить, что пониженная ставка для всех налогоплательщиков не всегда является экономически эффектной мерой, в частности, не для всех фаз экономического цикла. Так в условиях кризиса, отсутствия прибыли низкая налоговая ставка, как правило, не мотивирует организации к осуществлению инвестиций. Кроме того, снижение налоговой ставки для всех налогоплательщиков «не стимулирует межотраслевого и межрегионального перелива капитала, не обеспечивая тем самым структурной перестройки капитала». Мельникова Н. П., Пинская М. Р. Возможности налоговой политики государства по стимулированию инновационного развития экономики // Финансы и кредит, № 43, 2010. С. 50

Налоговые каникулы — законодательно установленный срок, в течение которого определенная категория налогоплательщиков освобождается от уплаты того или иного налога. Они чаще всего ориентированы на высокотехнологичные отрасли либо на определенную территорию (особые экономические зоны).

Данная льготы весьма популярная за рубежом. Например, Израиль освобождает от уплаты налогов на 7 лет, а для участников особых экономических зон — 10 лет.

Следующий инструмент налоговой политики, активно применяющийся в развитых странах — инвестиционный налоговый кредит. В России условия выдачи кредита определены в 66 — 69 статьях Налогового кодекса РФ: решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита принимается в течение 30 дней со дня получения заявления от налогоплательщика; кроме того, установлен льготный размер процентов: они не могут быть менее 1/2 и более 3/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Однако, несмотря на такие привлекательные условия, данный инструмент налоговой политики практически не используется.

Причины специалисты видят в установленных условиях его предоставления. Главное препятствие — это пятилетний срок, за который, по статистике, невозможно окупить капитальные затраты, направленные на техническое перевооружение.

Специальный налоговый режим — особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в целях создания благоприятных экономических условий для определенной категории налогоплательщиков.

Для стимулирования капитальных вложений выделяют два вида налоговых вычетов: повышенная норма вычетов из налогооблагаемой базы и ускоренная амортизация.

Повышенная норма вычетов может быть установлена в отношении определенного рода произведенных расходов. В зависимости от ее величины в расходы может быть отнесена сумма, превышающая размер первоначальных вложений (например, в 1,5-2 раза).

Ускоренная амортизация предоставляет право списывать на расходы в более короткие сроки стоимость капиталовложений, чем те, что установлены нормативами. Этот инструмент очень распространен в международной практике.

Его использование позволяет государству наращивать инвестиции в наиболее прогрессивных отраслях производства, ускорять развитие экономики, увеличивать объем налоговых доходов и покрывать налоговые расходы от сокращения поступлений по налогу на прибыль. В результате применения ускоренной амортизации в развитых странах амортизационные отчисления стали основным финансовым источником инвестиций в основные фонды, одним из важнейших факторов роста и модернизации экономики. Это подтверждает структура источников финансирования инвестиций в основной капитал: доля амортизации в разных странах составляет около 70%, а заемные средства и собственная прибыль предприятия — 30%.

В России ускоренная амортизация также применяется, но, по словам специалистов, неэффективно. Рассматривая структуру источников финансирования инвестиций в основные фонды, прослеживается тенденция, что в среднем на амортизационные отчисления приходиться всего около 22%, на собственную прибыль — 19%, а на заемные средства — 59%.

Неэффективность использования данного инструмента налоговой политики связана, по-мнению экономистов, с отсутствием конкретных целей предоставления налоговых льгот, четких критериев их применения, и, безусловно, действенного контроля за целевым расходованием средств начисленной амортизации. Так, из общей суммы амортизационных отчислений, начисленных в 2013 году, 4 трлн рублей большая часть была инвестирована не в основной капитал, а в финансовые вложения — приобретение ценных бумаг, вклады в уставные капиталы других организаций, предоставление займов.

Анализ практики стимулирования инвестиционной деятельности на примере Орловской области

Орловская область находится в Центральном федеральном округе. В 2013 году ВРП этой области составил 164 526 млн руб, ВРП на душу населения 212 867 рублей, численность населения 772 903 человек. Экономика региона имеет индустриально-аграрный характер: доля промышленности составляет 30% ВРП, сельского хозяйства — 13%.

Орловская область сегодня проводит активную инвестиционную политику. Основными инструментами налоговой политики являются специальный налоговый режим, возможность установления которого предусмотрена Законом Орловской области от 06.10.2009 № 969-ОЗ (ред. от 05.09.2012) «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Орловской области», и налоговые льготы, регулирующиеся Законом Орловской области от 25.11.2003 № 364-ОЗ (ред. от 29.11.2013) «О налоге на имущество организаций» и Законом Орловской области от 08.11.2010 № 1130-ОЗ «О понижении налоговой ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет, для организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Орловской области».

В первом определены основные налоговые элементы налогов, по которым предоставляются налоговые льготы:

ставка 0% по налогу на имущество организации предусмотрена инвесторам по отношению к имуществу, созданного и приобретенного в результате реализации инвестиционного проекта, за исключением переданного в аренду, лизинг. Кроме того, срок предоставления льготы также зависит от осуществленного объема инвестиций в период первых трех лет исполнения проекта. Максимальный срок — 3 года, предоставляется инвесторам, вложившим от 2 млрд рублей;

ставка 1,1% по налогу на имущество определена для организаций, занимающихся производством строительной керамики, основной фармацевтической продукции и селекционно-гибридную работу по разведению племенных свиней в рамках осуществления инвестиционного проекта. Более того, важным условием также является обязанность реинвестирования высбодившихся денежных средств вследствие использования льготы в развитие производственной базы.

Законом Орловской области от 08.11.2010 № 1130-ОЗ установлены льготы для инвесторов в отношении налога на прибыль организации. Согласно статье 284 Налогового Кодекса процентная ставка этого налога — 20%, из которых 2% подлежат зачислению в федеральный бюджет Российской Федерации, а 18% — в бюджет Орловской области. Однако Законом Орловской области № 1130-ОЗ устанавливается, что ставка может быть понижена в зависимости от объема инвестиций, осуществленных в течение первых трех лет реализации инвестиционного проекта. Так, при инвестировании от 0,1 до 0,5 млрд руб включительно предусмотрено понижение процентной ставки в части зачисления в бюджет Орловской области на 1,5% п.п., от 0,5 до 2 млрд руб — 3 п.п., свыше 2 млрд руб — 4,5 п.п.

Таким образом, ставка в части, подлежащей зачислению в бюджет Орловской области, максимально может быть понижена до 13,5%. Совокупная налоговая ставка налога на прибыль организации, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Орловской области, находится в пределах от 15,5% до 20%.

Итак, с 2004 года Орловская область проводит с помощью инструментов налогового стимулирование инвестиционной деятельности. Анализируя динамику изменения объема налоговых льгот, предоставленных инвесторам в Орловской области в течение 2012-2014 гг См. Приложение 1, можно заметить, что объем предоставляемых налоговых льгот увеличился почти в 2 раза. При этом хоть объем льгот возрос, как и по налогу на имущество, так и по налогу на прибыль организации, все же доля первых преимущественна — около 92%.

Предоставление налоговых льгот по инвестиционной деятельности преследует цели улучшения результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий, а затем, в конечном итоге, и улучшение социально-экономических показателей развития Орловской области.

Оценка эффективности предоставления и использования налоговых льгот осуществляется на основании Закона Орловской области от 30.06.2009 № 923-ОЗ «Об оценке бюджетной, социальной и экономической эффективности налоговых льгот, устанавливаемых отдельным категориям налогоплательщиков», а также принятого Порядка ежегодной оценки бюджетной, социальной и экономической эффективности установленных (планируемых к установлению) налоговых льгот Утвержден постановлением правительства Орловской области от 30.06.2009 № 70 (ред. от 19.09.2012)..

Кроме этого, в Орловской области ежегодно проводятся заседания эксперной комиссии по оценке бюджетной, социальной и экономической эффективности налоговых льгот, в т.ч. инвестиционного характера, в целях:

минимизации налоговых расходов бюджета;

достижением и поддержанием уровня стабильной производственной, финансово-экономической деятельности организаций;

проведения социальной политики, в том числе в сфере занятости населения.

Анализируя результативность предоставления льгот в Орловской области См. Приложение 2 с 2012 по 2014 гг., можно заметить увеличение налоговых поступлений в консолидированный бюджет области почти на 38%, среднегодовой численности работающих на предприятиях — на 27%, объем отгрузки — на 29%.

В 2014 году наблюдается резкое снижение объема инвестиций в основной капитал — около 43%, что, возможно вызвано, появлением некоторых экономических проблем в стране, в связи с ухудшением внешнеполитических отношений. Однако, несмотря на это, тенденция к увеличению таких показателей, как численность занятых на предприятиях, поступлений в консолидированный бюджет и объема отгрузки сохранилась.

На заседаниях экспертной комиссии по оценке бюджетной, социальной и экономической эффективности налоговых льгот, установленных в 2012-2014 гг., был сделан вывод о достаточном уровне эффективности льгот инвестиционного характера.

Рассмотрим оценку эффективности налоговых льгот, предоставленных в 2013г. организациям, осуществляющие производство строительной керамики; осуществляющие производство фармацевтической продукции; осуществляющие селекционно-гибридную работу по разведению племенных свиней. В соответствие с Законом Орловской области от 25.11.2003 № 364-ОЗ (ред. от 29.11.2013) ставка по налогу на имущество в этих организаций равна 1,1%.

Кроме того, одна организация, относящаяся к первому виду, инвестировала более 1,6 млрд руб., поэтому получило право на снижение ставки по налогу на прибыль, которая теперь составила 15%.

В соответствие с данными Департамента экономики Орловской области, в 2013 году были следующие результаты оценки эффективности налоговых льгот. См. Приложение 3

Анализ этих данный показывает, что значение трех коэффициентов эффективности: бюджетной, социальной и экономической — больше 1, следовательно налоговые льготы, предоставляемые организациям, осуществляющие производство строительной керамики, эффективны.

Налоговые льготы в отношении двух других видов, если смотреть в целом, — эффективны, так как значения двух из трех коэффициентов больше 1. Однако коэффициент бюджетной эффективности однозначно мал, особенно у организаций, занимающихся производством основной фармацевтической продукции.

Таким образом, увидев результаты стимулирования инвестиционной деятельности, можно констатировать, что Орловская область сегодня имеет развитую систему налоговых льгот и оценки эффективности применения различных налоговых инструментов, стимулирующих инвестиционную деятельность.

Рассматривая налоговую политику как инструмент повышающих инвестиционную активность в масштабах всей страны, можно заметь, что сегодня каждый субъект, использующий налоговое политику для поощрения инвестиций, сталкивается со многими проблемами, которые в большинстве своем являются весьма схожими по характеру.

Во-первых, это отсутствие единой для всех регионов методики оценки эффективности налоговых льгот, разработанной на федеральном уровне. На это уже прямо было указано в аналитическом материале о результатах проверки эффективности принимаемых мер, связанных с обеспечением сбалансированности региональных бюджетов при исполнении указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»; Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»; Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки; Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

В такой ситуации субъекты РФ вынуждены осуществлять оценку эффективности налоговых льгот на основе собственных методик. Хотя они сильно отличаются в разных регионах, база у них одна — оценка эффективности с зависимости от таких параметров как бюджетная, экономическая и социальная эффективности.

Другой проблемой, с которой сталкиваются практически все субъекты Российской Федерации при оценке эффективности, является нехватка достоверной информации о суммах предоставленных льгот по региональным и местным налогам в разрезе конкретных налогоплательщиков. В следствие отсутствия единого подходы регионы по-разному подходят к решению этой проблемы. Например, в Орловской области эту информацию получают непосредственно от предприятий.

Усугубляет сегодняшнее положение прослеживающая на протяжении нескольких лет тенденция к увеличению количества дефицитных региональных бюджетов и уменьшению размеров бюджетных ассигнований из федерального бюджета. Кроме того, в условиях экономических трудностей особенно остро встает проблема о повышении эффективности управления государственными финансами на региональном уровне, и особое внимание специалисты уделяют предоставлению налоговых льгот, в том числе на осуществление инвестиционной деятельности, поэтому сейчас многие субъекты Российской Федерации пересматривают условия предоставления и методику оценивания эффективности налоговых льгот.

Направления формирования благоприятного налогового климата для инвестиционной деятельности

Рассмотрев основные проблемы использования инструментов налоговой политики в области стимулирования инвестиционной деятельности как в целом, в масштабах страны, так и на региональном уровне, на примере Орловской области, можно выделить основные направления совершенствования для создания благоприятного инвестиционного климата.

Во-первых, необходимо, опираясь на опыт инвестиционно-инновационно развитых зарубежных стран, усовершенствовать применение отдельных налоговых инструментов.

Данные мероприятия должны включать, например, повышение привлекательности использования инвестиционного кредита, изменив основные условия его предоставления: увеличить срок; оптимизировать структуру налогов, ведь сегодняшний перечень включает те, которые занимают незначительную долю в налоговой базе инвестора.

Во-вторых, для совершенствования применения ускоренной амортизации в России установить зависимость между степенью износа основных фондов и долей прибыли, отчисляющейся на амортизацию. Например, обязать предприятие при достижении уровня износа 70% применять 100% норму амортизации. Пансков Г. В. О некоторых неотложных мерах налогового стимулирования инвестиционной активности в российской экономике // Белорусский экономический журнал, №4, 2013. С. 66

В-третьих, для применения пониженных налоговых ставок, а также ускоренной амортизации целесообразно было бы установить обязательное целевое использование начисленных сумм амортизационных отчислений и обеспечить контролем со стороны государства. Последнее может быть осуществлено путем ведения соответствующего налогового учета, применения санкций за нарушение этой нормы.

Кроме того, касаемо предоставления налоговых льгот целесообразно разработать и законодательно закрепить на федеральном уровне общую методику оценки эффективности их применения. Безусловно, каждый регион имеет свои географические, социальные и, конечно же, экономические особенности, но общие базовые положения должны лежать в основе методик каждого субъекта Российской Федерации.

Интересно заметить, что эти попытки уже предпринимались. Так, Правительство РФ 12 декабря 2011 г. поручило Минэкономразвития России совместно с Минфином России разработать методику оценки эффективности налоговых льгот, которая должна была учитывать покрытие налоговых расходов бюджетов. Хотя она и была разработана, в настоящее время этот проект остается не реализованным, так как, до сих пор не прошла процедуру согласования с заинтересованными министерствами и ведомствами. Однако необходимо заметить, что зарубежная практика большинства развитых стран подтверждает, что работа по сокращению и унификации налоговых расходов — весьма длительный и сложный процесс. Пансков В. Г. О некоторых вопросах эффективности налоговых льгот в российской налоговой системе // Инновационное развитие экономики, № 16, 2013. С. 39

Заключение

Таким образом, в рамках данной работы был исследован механизм их воздействия на инновационное развитие на основе российского и зарубежного опыта.

Основными выявленными проблемами оказались: недоработки в применении на практике отдельных налоговых инструментов; отсутствие единой методологической базы для оценки эффективности предоставления налоговых льгот. Кроме того, сегодняшнее положение еще больше усугубляется текущими экономическими проблемами, вызванными ухудшением внешнеполитических и внешнеэкономических отношений.

В качестве основных направлений совершенствования налогового стимулирования инвестиционной деятельности выделяют: совершенствование законодательной базы, изменение условий предоставления определенных налоговых льгот, установление целевого характера предоставления льгот, совершенствование системы администрирования предоставления налоговых преференций и сбора налогов, и, конечно же, утверждение единой методологии оценки эффективности использования налоговых льгот.

Резюмируя сказанное, хочется добавить, что в условиях сегодняшних внешнеэкономических вызовов создать благоприятный инвестиционный климат возможно лишь благодаря решительным и своевременным действиям в области налоговой политики.

Список литературы

Налоговый кодекс Российской Федерации

Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник./Под ред. Гончаренко Л.И. — М.: ЮРАЙТ М, 2014

Закон Орловской области от 06.10.2009 № 969-ОЗ (ред. от 05.09.2012) «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Орловской области»

Закон Орловской области от 25.11.2003 № 364-ОЗ (ред. от 29.11.2013) «О налоге на имущество организаций»

Закон Орловской области от 08.11.2010 № 1130-ОЗ «О понижении налоговой ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет, для организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Орловской области»

Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник./Под ред. Гончаренко Л.И. — М.: ЮРАЙТ М, 2014

Мельникова Н. П., Пинская М. Р. Возможности налоговой политики государства по стимулированию инновационного развития экономики // Финансы и кредит, № 43, 2010. С. 48-52

Пансков В. Г. Налоговые льготы и преференции: проблемы и пути решения // Налоги и финансовое право. № 3, 2012

Пансков Г. В. О некоторых неотложных мерах налогового стимулирования инвестиционной активности в российской экономике // Белорусский экономический журнал, №4, 2013. С. 61-72

Пансков В. Г. О некоторых вопросах эффективности налоговых льгот в российской налоговой системе // Инновационное развитие экономики, № 16, 2013. С. 38-42

Приложение 1

Таблица 1 Динамика изменения объема налоговых льгот, предоставленных инвесторам в Орловской области в течение 2012-2014 гг.

Вид налоговых льгот

Всего налоговых льгот, предоставленных инвесторам, млн руб

71,4

76,2

104,9

в том числе

Налоговые льготы, предоставленные по налогу на имущество организации

68,9

68,5

96,3

Налоговые льготы, предоставленные по налогу на прибыль организации

2,5

7,7

8,6

Приложение 2

Таблица 2 Динамика изменения показателей, характеризующих некоторые результаты деятельности получателей налоговых льгот в Орловской области

Показатель

Объем инвестиций в основной капитал, осуществленных предприятиями — получателями налоговых льгот, млн руб

3 355,0

3 091,0

1 774,0

Общая сумма налоговых платежей в консолидированный бюджет области, поступивших от предприятий — получателей налоговых льгот, млн руб.

367,0

431,0

507,0

Среднегодовая численность работающих на предприятиях -получателях налоговых льгот, чел.

2 436

2 763

3 101

Объем отгрузки, осуществленной предприятиями — получателями налоговых льгот, млн руб.

10 365,0

11 136,0

13 304,0

Приложение 3

Результаты оценки эффективности налоговых льгот в 2012-2013 гг.

Организации, осуществляющие производство строительной керамики

Показатель

Общая сумма налоговых платежей в областной бюджет области, млн руб

208,0

257,0

Льгота по налогу на имущество, млн руб.

39,1

41,5

Льгота по налогу на прибыль, млн руб.

1,7

2,5

Среднегодовая численность работающих, чел

1 590

Объем отгрузки, млн руб

6 796,7

7 453,6

Бюджетная эффективность

1,19

Социальная эффективность

1,63

Экономическая эффективность

1,36

Организации, осуществляющие производство основной фармацевтической продукции

Показатель

Общая сумма налоговых платежей в областной бюджет области, млн руб

19,1

19,8

Льгота по налогу на имущество, млн руб.

13,5

13,4

Среднегодовая численность работающих, чел

Объем отгрузки, млн руб

476,0

452,0

Бюджетная эффективность

0,05

Социальная эффективность

Экономическая эффективность

1,63

Организации, осуществляющие селекционно-гибридную работу по разведению племенных свиней в ходе реализации инвестиционного проекта

Показатель

Общая сумма налоговых платежей в областной бюджет области, млн руб

43,2

48,7

Льгота по налогу на имущество, млн руб.

16,6

14,9

Среднегодовая численность работающих, чел

Объем отгрузки, млн руб

2 480,0

2 514,0

Бюджетная эффективность

0,37

Социальная эффективность

1,06

Экономическая эффективность

1,14

Государственное финансовое стимулирование инвестиционной деятельности в развитых странах осуществляется в двух основных формах: прямой и косвенной. Прямая форма состоит в осуществлении государством прямого финансирования инвестиционных программ и проектов, косвенная форма состоит в поощрении частных инвестиций путем создания льготных условий в инвестиционном климате, особенно с помощью налоговых льгот и государственных гарантий по рискованным инвестициям. Обе формы государственного финансового стимулирования инвестиционной деятельности применяются во всех развитых странах, при этом постоянно меняется соотношение между ними в зависимости от целей и задач государства.

Прямая форма в большей степени оказывает влияние на ускорение инвестиционной активности за счет государственного финансирования в сфере капиталоемких, долгосрочных, высокорискованных инвестиционных программ и проектов национального значения в атомной, электронной, космической промышленности (в 70-80-е гг.); робототехнике, биотехнологии (в 90-е гг. — по настоящее время). Сакс. «Рыночная экономика и Россия”. М., «Экономика”, 2011. — 440 с.

Косвенная форма оказывает влияние на повышение общего уровня частной инвестиционной активности через формирование благоприятного инвестиционного климата. Эта форма способствует успешной реализации частных инвестиционных проектов и программ, которые имеют менее капиталоемкий характер, краткосрочную и среднесрочную окупаемость, приемлемую рискованность по масштабам ожидаемых финансовых потерь.

Во всех странах, где приходят к власти правые политические силы, осуществляется переход от элементов французской модели к японской, от прямой формы к косвенной. При этом правительственный курс начинает основываться на быстром развитии и совершенствовании методов поддержки инвестиционной деятельности частных компаний. Задачами государства становятся привлечение частных инвестиций за счет формирования благоприятного инвестиционного климата, переориентация инвестиционных ресурсов на обслуживание заказов частных промышленных предприятий при развитии рыночной конкуренции. Правительства приступают к сдерживанию роста и сокращению государственных инвестиций, принимают меры по поощрению частных инвестиций налоговыми льготами и государственными гарантиями. Основной целью правительства становится сведение к минимуму государственных инвестиций и усиление частной инвестиционной активности по принципу «больше рынка и меньше государственного вмешательства», что приводит к доминированию частных коммерческих инвестиций в программах и проектах развития.

Все большее развитие получают методы косвенного государственного финансового стимулирования инвестиционной деятельности, что, помимо усиления правых политических кругов во власти, оправдано объективно закономерным переходом от крупных национальных программ и проектов к развитию частной предпринимательской инициативы на уровне крупных и малых компаний, особенно на уровне корпоративных и кооперативных бизнес-групп, а также стратегического партнерства крупного и малого бизнеса в программах и проектах развития. В противном случае доминирование косвенных методов государственного финансового стимулирования инвестиций негативно отражается на стратегиях национального развития и реализации крупных национальных программ и проектов капиталоемкого, долгосрочного и высокорискованного характера.

Наряду с возрастанием роли методов косвенного государственного финансового стимулирования инвестиций увеличивается и значение региональных бюджетов и государственных (полугосударственных) внебюджетных фондов в финансировании инвестиций, особенно инновационного назначения. В этой связи во всех развитых странах все больше внимания начинает уделяться созданию системы региональных инвестиционных фондов, где важным источником финансирования становятся территориальные бюджеты и иностранный капитал.

Совершенствуется прямое государственное финансирование инвестиций, которое осуществляется сочетанием двух основных методов: административно-организационного и программно-целевого. Они часто дополняют друг друга. При совершенствовании прямого государственного финансирования инвестиций осуществляется переход от доминирования административного финансирования к программно-целевому. Игонина Л. Л. Инвестиции: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. /Л.Л. Игонина. — М.: Магистр, 2014. — 749 с.

При использовании административно-организационного метода государственного финансирования инвестиций средства выделяются учреждениям и организациям для возмещения произведенных в соответствии с утвержденными планами инвестиционных расходов. Но широкое распространение получает программно-целевой метод, при котором инвестиционные средства выделяются на выполнение определенной программы или проекта. Административно-организационный метод предусматривает финансирование инвестиций предприятий или учреждений, а программно-целевой — непосредственно работ по реализации инвестиционного проекта в какой-либо области. Выделение средств в первом случае осуществляется на основании утвержденной сметы, произведенных инвестиционных затрат, во втором — оплата работ осуществляется на основании выполненных обязательств по контракту, и обязательным условием выступает завершение либо всего проекта или программы, либо определенного этапа с заданными показателями рентабельности, окупаемости и финансовой устойчивости.

Оба метода имеют преимущества и недостатки. В связи с тем, что программно-целевой метод предполагает финансирование работ по реализации инвестиционного проекта и получение результата в жестко установленные сроки, его применение ограничено для финансирования тех проектных инвестиций, где существует значительная неопределенность относительно достижения положительного результата в рентабельности, окупаемости и устойчивости. Для финансирования капиталоемких инвестиций инфраструктурного типа этот метод полностью неприменим, так как такие инвестиции не имеют частной коммерческой эффективности, эффективность же сама имеет высокую степень неопределенности в силу самого долгосрочного характера их осуществления. В наибольшей степени он соответствует такой организации финансирования инвестиций, при которой существует возможность достаточно четкого определения задачи, точного установления обязательных сроков завершения этапов и общего объема работ, постоянного контроля и программирования деятельности, а следовательно, и возможность задолго до начала работ определить будущие затраты и эффекты. Программно-целевой метод создает условия для стимулирования выполнения заданий меньшей численностью менеджеров, сокращения инвестиционного цикла проекта, получения максимальной эффективности результатов, снижения управленческих расходов. Этому способствует усиление конкуренции среди потенциальных реципиентов за привлечение инвестиций и среди инвесторов за участие в перспективных, привлекательных проектах, шансы которых на заключение инвестиционных контрактов находятся в зависимости от предлагаемых ими условий инвестирования. Корчагин Ю.А. Инвестиционная стратегия / Ю.А. Корчагин. Ростов н/Д: Феникс, 2013. 316 с.

Использование административно-организационного метода финансирования инвестиций объективно заинтересовывает реципиента, который часто выступает как монополист в своей области, в увеличении сроков осуществления инвестиций, завышении расценок и окладов менеджерам и административному аппарату, то есть увеличению сметы затрат и стоимости самих инвестиций. У реципиентов меньше стимулов для создания гибких форм организации инвестиционной деятельности, таких, как временные проектные группы, а также для привлечения квалифицированных инвестиционных консультантов и внешних управляющих компаний (инвестиционных траст-фондов), даже если это может привести к значительному росту эффективности инвестирования.

Преимущества и недостатки указанных методов государственного финансирования инвестиций обусловили их комбинированное использование. При этом на основе административно-организационного метода осуществляется преимущественно финансирование инфраструктурных некоммерческих инвестиций, особенно предприятий национального стратегического значения. Инвестиционная деятельность в области частичной модернизации промышленности, улучшающих инноваций финансируется государством главным образом на основе программно-целевого подхода путем заключения инвестиционных контрактов с соучастием частных инвесторов в рамках долевого финансирования (софинансирования).

В России из-за слабого развития рынка капитала, дефицита инвестиционных ресурсов у национальных инвесторов и крайней потребности в успешной реализации крупных инфраструктурных проектов и программ национального и стратегического значения придется пойти на временное доминирование прямой формы государственного финансового стимулирования инвестиционной деятельности до достижения точки

окупаемости и переход на доминирование косвенной формы после прохождения точки окупаемости.

В качестве инструментов прямой формы государственного финансового стимулирования инвестиционной деятельности лучше использовать бюджет развития и инвестиционный фонд в структуре расходов федерального бюджета.

В качестве инструментов косвенной формы государственного финансового стимулирования инвестиционной деятельности лучше использовать сочетание инвестиционного налогового кредита, ускоренной амортизации высокотехнологичного оборудования и наукоемких нематериальных активов, государственных гарантий частным рискованным инвесторам.

Пока же использование прямой формы государственного финансового стимулирования инвестиционной деятельности свернуто до минимума, а косвенная форма не развернута, что обусловило разрегулированность инвестиционной деятельности, ее слабую управляемость, стагнацию инвестиционной активности даже частных структур, особенно в инновационной сфере. В качестве примере можно привести основные параметры федерального бюджета на 2012 год.

В 2012 г. доходы бюджета России предусматриваются на уровне 5 трлн 46,1 млрд рублей, расходы — 4 трлн 270,1 млрд рублей. Профицит планируется в размере 776 млрд рублей. Объем ВВП на 2012 г. прогнозируется в объеме 24 трлн 380 млрд рублей, инфляция — на уровне 7-8,5%, среднегодовой курс рубля к доллару США — 28,6 рубля за доллар. В долларах ВВП составит 852,44 млрд долл, а ВВП на душу населения по биржевому курсу — около 5720 долл. Цена на нефть марки Urals прогнозируется в размере 40 долл. за баррель (эта цена определяет значительную часть доходов бюджета от экспорта). Объем стабилизационного фонда на конец 2012 г. прогнозируется в размере 2 трлн 242,3 млрд рублей, инвестиционный фонд — 69,7 млрд рублей.

Таким образом, только в стабилизационном фонде Правительства РФ накопится в 2012 г. 78 млрд долл., а в инвестиционный фонд направляется всего 2,44 млрд долл., что составляет 0,3% ВВП, 1,6% расходов бюджета и 3% от стабфонда.

Общий объем накопленных государством средств составит в 2012 г. свыше 300 млрд долл. (золотовалютные резервы + стабфонд). Доля же инвестиционного фонда правительства от этих средств составляет около 0,8%.

Как видим, вплоть до 2013 г. инвестиции со стороны правительства через его инвестиционный фонд составляют ничтожную долю от накопленных государством средств, которые формируют основной поток капитала из России и инвестируются в экономики развитых стран.

Накопленные средства позволяют, в принципе, решать многие экономические, финансовые и инфраструктурные проблемы на федеральном (и особенно на региональных) и местных уровнях, в частности построить дороги и развивать инфраструктуру. По этой схеме можно работать во многих сферах, но задача государства, прежде всего, состоит в развитии инфраструктуры, социальной сферы и повышении уровня и качества жизни населения. Поэтому государственные инвестиции в воспитание, образование, медицину, науку, в развитие инфраструктуры регионов из накопленных страной средств должны стать приоритетными.

Основные направления государственной инвестиционной политики, изложенные в этих документах, включали:

  • — проведение децентрализации инвестиционного процесса, перенос центра тяжести на частные инвестиции, повышение роли собственных и привлеченных средств предприятий посредством проведения новой амортизационной политики, использования
  • — прибыли, вторичной эмиссии ценных бумаг, средств банков, институциональных инвесторов, населения;
  • — переход от безвозвратного финансирования предприятий к кредитованию их на платной и возвратной основе;
  • — усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета, направленных на инвестиции;
  • — сохранение роли государства как стратегического инвестора в области важнейших жизнеобеспечивающих производств, социальной сфере, общественно значимых объектов, не привлекательных для частных инвесторов;
  • — использование централизованных инвестиций на реализацию эффективных и быстро окупающихся проектов, расширение практики их долевого (государственного и частного) финансирования;
  • — стимулирование частных и иностранных инвестиций, совершенствование нормативной базы, предоставление гарантий и страхование инвестиций.

В соответствии с принятым курсом экономических реформ восстановление инвестиционного процесса должно было осуществляться при минимальной роли государства. В качестве основных предполагаемых источников рассматривались: возросшие возможности предприятий за счет снижения налогового бремени и роста амортизационных отчислений, перелив кредита с рынка государственных обязательств в реальный сектор, мобилизация валютных сбережений населения, находящихся вне банковского оборота, приток иностранного частного капитала. . Игонина Л.Л. Инвестиции / Л.Л. Игонина. М.: Экономистъ, 2013. 478 с.

Между тем на базе рыночных методов регулирования не удалось решить поставленные задачи, поскольку в российской экономике не сложились условия, позволяющие полностью отказаться от методов государственного воздействия. В российских условиях воздействие монетарных импульсов на производство не принесло ожидаемых результатов. Жесткие рестрикционные меры в области денежно-кредитной политики хотя и облегчили в определенной мере адаптацию предприятий к изменяющейся рыночной конъюнктуре, но обнаружили свою несостоятельность в плане структурной перестройки производства и экономического оживления. Ухудшающееся финансовое состояние предприятий препятствовало, с одной стороны, направлению собственных средств (прибыли и амортизации) на инвестиционные цели, а с другой — привлечению ресурсов фондового и кредитного рынков.

Государственное финансирование инвестиционной деятельности было практически свернуто, между тем масштабы частного инвестирования не смогли компенсировать снижение государственных инвестиций. При повышении доли частных инвестиций в общем объеме источников финансирования (по формам собственности) совокупные инвестиционные ресурсы резко сократились.

Для прямой и косвенной форм государственного финансового стимулирования инвестиций требуется: технико-экономическое обоснование — бизнес-план инвестиционной программы, бухгалтерская отчетность организации-претендента, справка об отсутствии просроченной задолженности, копия лицензии на право осуществления хозяйственной деятельности.

Основными требованиями, блокирующими оказание финансовой помощи предприятиям промышленности, являются:

  • — наличие у предприятий-претендентов собственных средств на начало осуществления проекта в размере до 20% его сметной стоимости;
  • — отсутствие просроченной задолженности по ранее предоставленным средствам из Федерального бюджета и уплате процентов за пользование ими, а также отсутствие просроченной задолженности по уплате налогов в федеральный бюджет и платежам в государственные внебюджетные фонды;
  • — высокие требования к уровню эффективности инвестиционных проектов, выражающиеся в коротких сроках возврата государственных средств. Как правило, средства федерального бюджета предоставляются на срок до двух лет.

По нашему мнению, для создания льготных условий финансовой поддержки крупных, высокотехнологичных инвестиционных проектов необходимо:

  • — принять решение о предоставлении бюджетных средств по двум основным критериям: уровню конкурентоспособности продукции на мировом рынке и размеру получаемого бюджетного эффекта — налоговых поступлений и обязательных платежей;
  • — смягчить требование обязательного вложения претендентом в проект собственных средств, а также увеличить сроки возврата бюджетных средств.

В случаях, когда финансово-экономическое положение предприятия является достаточно сложным, необходимо для выполнения проекта образовать специальную структуру на базе подразделений предприятия-претендента, занятых реализацией инвестиционного проекта.

Для снижения возможных кредитных рисков по таким крупным проектам следует ужесточить требования к ликвидности передаваемого по проекту в залог имущества. Поскольку реализация крупных инвестиционных проектов требует значительного времени, следует предоставлять отсрочку уплаты процентов за предоставленные средства. Необходимо также сократить ставки за пользование этими средствами до приемлемого уровня, упростить порядок предоставления средств, сократить количество требуемых для обоснования государственной поддержки документов, унифицировать их



Инвестиционная политика является важным рычагом воздействия на предпринимательскую деятельность субъектов хозяйствования и экономику страны в целом. В статье предложены некоторые механизмы поддержки инвестиционной деятельности, используемые государством.

Ключевые слова: инвестиционная политика государства, инвестиционная активность, механизмы стимулирования инвестиционной деятельности.

По данным исследования Doing Business, проводимого Всемирным Банком, Российская Федерация занимает 35 место по условиям ведения бизнеса, поднявшись за 3 года на 15 позиций. Бесспорно, инвестиционная политика государства в большей мере оказала влияние на улучшение ситуации.

Выступая инициатором стимулирования инвестиционной деятельности, государство решает поставленную задачу посредством нескольких основных механизмов поддержки: создания особых экономических зон; технопарков и промышленных парков; концессий; финансирования инвестиционных проектов национального значения Внешэкономбанком.

Рассмотрим эти механизмы.

Особые экономические зоны в настоящее время — один из наиболее эффективных инструментов привлечения инвестиций в национальную экономику, диверсификации и выхода на инновационный путь развития. Создание и функционирование особых экономических зон регулирует Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

Особый режим функционирования предпринимательской деятельности подразумевает налоговые, таможенные, административные преференции, льготный режим землепользования, гарантии от неблагоприятных изменений в государственном законодательстве о налогах и сборах. Каждая отдельная особая экономическая зона создается на конкурсной основе, однако в законодательстве предусмотрено создание в исключительных случаях без проведения конкурса. Режим ОЭЗ применяется для диверсификации структуры экономик моногородов, обеспечения занятости населения и организации новых рабочих мест, создания условий для роста экономик дотационных регионов.

Резидентам ОЭЗ предоставляются следующие льготы: налог на прибыль — 15,5 % (13,5 % в бюджет субъекта, 2 % в федеральный бюджет); налог на имущество — 0 % на срок 10 лет; налог на землю — 0 % на срок 5–10 лет; налог на транспорт — 0 руб./л.с. в течение 10 лет; страховые взносы в 2018 году — 21 %.

В ОЭЗ действует режим свободной таможенной зоны, который подразумевает ввоз товаров в особые экономические зоны без пошлин, а также без уплаты налога на добавленную стоимость. Особый административный режим, функционирующий на территориях ОЭЗ, ограничивает количество проводимых проверок, льготную аренду и льготные ставки на энергоресурсы.

В настоящий момент в России действует 21 особая экономическая зона четырех типов: 6 ОЭЗ технологического типа, 9 ОЭЗ промышленного типа, 5 ОЭЗ туристического типа, 1 ОЭЗ логистического типа.

Целью промышленных зон является производство конкурентоспособных и высокотехнологичных видов продукции; технологических — разработка новых видов продукции; туристические нацелены на развитие туризма и санаторно-курортной сферы; а логистические зоны — на модернизацию транспортно-логистической инфраструктуры.

Во всех типах ОЭЗ зарегистрировано более 650 резидентов. Объем заявленных резидентами ОЭЗ инвестиций составил 807 млрд рублей, объем осуществленных — 244 млрд руб. Объемы произведенных товаров и услуг на территориях ОЭЗ составили более 30 млрд рублей, в ОЭЗ создано более 25 000 рабочих мест. На создание инфраструктуры ОЭЗ было профинансировано 73 млрд рублей.

Главными целями и задачами создания особых экономических зон, которые они с успехом выполняют, являются развитие научно-технологического потенциала РФ; улучшение отраслевой структуры промышленности в РФ, повышение ее статуса в мировой экономике; формирование и реализация крупных технологических инициатив; повышение качества иностранных инвестиций.

Значительно повышают инвестиционную привлекательность региона технопарки и промышленные парки с готовой инфраструктурой. Предпринимателям предоставляют возможность сконцентрировать все усилия непосредственно на производстве, освобождая от необходимости управления вопросами организации производственного процесса (логистики, энергетики, транспорта). Экономическая деятельность стимулируется освобождением от административных барьеров и поощрением за счет налоговых льгот.

10 марта 2006 г. Правительство РФ утвердило программу, предусматривающую государственное финансирование строительства технопарков. Государственные инвестиции в создание новых и развитие уже существующих технопарков в 2013–2014 годах составили 5,1 млрд рублей, при этом частные инвестиции уже превысили объем государственных. Компании-арендаторы вложили в размещение высокотехнологичных производств и лабораторий в 2013–2014 годах более 7,2 млрд руб. Программа «Создание в РФ технопарков в сфере высоких технологий» действовала в 2007–2014 годах. За это время была создана сеть технопарков общей площадью более 400 000 кв. м, на которых было организовано более 18 000 рабочих мест. Совокупная выручка 750 компаний-резидентов составила около 32 млрд рублей в год. В течение нескольких лет после завершения программы регионы должны были обеспечить выполнение экономических показателей, связанных с развитием сети технопарков и эффективностью их работы. Так, к 2018 году загрузка технопарков должна превышать 90 %, а их бюджетная эффективность — 55 %. Также, доля экспорта в выручке компаний-резидентов должна быть не менее 12 %.

В настоящее время в Российской Федерации функционирует 107 технопарков в 29 регионах страны, обладающих развитой транспортной, инженерной, социальной, жилой и производственной инфраструктурой. Каждый технопарк имеет свою специализацию: 12 работают в сфере ИКТ, 45 — в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства и при вузах, и 22 индустриальных парка. Наряду с этим все возводимые объекты объединены общей совокупностью услуг, оказываемой резидентам, общей инвестиционно-банковской и юридической платформой.

Концессия — форма государственно-частного партнерства, вовлечение частного сектора в эффективное управление госсобственностью. Концессионное соглашение подразумевает, что государство передает концессионеру право на использование объектов инфраструктуры, оборудования, предприятий, природных ресурсов. Взамен концедент получает вознаграждение в виде периодических (роялти) или платежей разовых (паушальных) платежей. В соответствии с законодательством Российской Федерации концессии могут быть заключены по итогам конкурса, проводимого концедентом. Концессионное соглашение заключается в отношении инфраструктурных объектов, таких как объекты железнодорожного, трубопроводного транспорта; автомобильные дороги; энергетические объекты; аэродромы; морские и речные порты, суда; системы коммунальной инфраструктуры, объекты здравоохранения, транспорт общего пользования и другие.

В соответствии с действующим порядком концессионер должен передать концеденту объект концессии до его ввода в эксплуатацию.

Большую роль в развитии механизма государственно-частного партнерства играет Внешэкономбанк (Банк развития и внешнеэкономической деятельности). Среди целей Внешэкономбанка стоит выделить: повышение конкурентоспособности и диверсификации экономики Российской Федерации, стимулирование инвестиционной деятельности. Внешэкономбанк не является коммерческим банком, его деятельность регулируется законом «О банке развития».

Внешэкономбанк предоставляет кредиты, выдает гарантии, участвует в уставном капитале хозяйственных обществ, обеспечивает страхование экспортных кредитов с соблюдением принципов безубыточности, публичности, отсутствия конкуренции с коммерческими финансовыми институтами. В настоящий момент через Внешэкономбанк реализуется совокупность мер, направленных на поддержание финансовой системы и обеспечивающих дополнительные кредитные средства российским предприятиям в целях предотвращения резких спадов инвестиционной и производственной активности в российской экономике в связи с ухудшением условий доступа экономических субъектов к необходимым кредитным ресурсам.

Таким образом, можно сказать, что государство активно стимулирует инвестиционную активность в РФ, выступая одновременно и инвестором, и регулятором, выявляя точки инвестиционного потенциала. Однако в настоящее время инвестиционный климат РФ имеет множество существенных негативных факторов. Поступающие инвестиции в основном привлекаются на возвратной основе, что препятствует их использованию для долгосрочного финансирования приоритетных инвестиционных проектов. Правительство Российской Федерации проводит глобальную работу по стимулированию инвестиционной активности в стране, что при определенном мониторинге и своевременной коррекции методов поддержания инвестиционной деятельности принесет значимые результаты для экономики России.

Литература:

1. Банк развития. . — Режим доступа: http://www.veb.ru/ (дата обращения: 10.02.2018).

3. Россия. Особые экономические зоны. . — Режим доступа: http://www.russez.ru/ (дата обращения: 10.02.2018).

На рассмотрение Госдумы внесен законопроект о конвертируемом займе , подготовленный группой депутатов. Как говорится в пояснительной записке к документу, он направлен на стимулирование вложений в инвестпроекты на начальном этапе (стартапы). Это позволит создать эффективный и прозрачный механизм для осуществления венчурных инвестиций, обеспечит баланс интересов инвесторов и участников проектов, уравновесив риски.

Законопроект предусматривает заключение договора конвертируемого займа, который предусматривает право заимодавца вместо возврата денег и процентов по нему потребовать от хозобщества-заемщика «размещения займодавцу дополнительных акций определенной категории (типа)». При этом, согласно документу, такие договоры смогут заключаться только с непубличными хозобществами, а кредитные и страховые организации будут не вправе их заключать.

Конвертируемый заем позволяет привлечь финансирование в проект на его начальном этапе с условием, что к определенному сроку или при ряде условий компания-заемщик вернет деньги с процентами или передаст инвестору долю в капитале. При этом для инвесторов он выгоден тем, что не обязывает их сразу же приобретать долю в стартап-компании, а та может осуществлять проект без вмешательства посторонних лиц.

«Целью законопроекта является стимулирование роста инвестиций в малый и средний бизнес, прежде всего, в высокотехнологичные проекты, которые требуют значительной поддержки на самых ранних стадиях развития, путем создания правового механизма, обеспечивающего баланс интересов инвестора и реципиента», — поясняют авторы законопроекта.

Баланс интересов

В целом, это хорошая инициатива, так как речь идет о добавлении на законодательном уровне нового вида конвертируемого займа, уверен и управляющий партнёр AVG Legal Алексей Гавришев. Это благоприятные изменения как для собственников бизнеса, так и для инвесторов, так как у них появится еще один вариант оформления отношений. Для инвесторов этот механизм интересен тем, что можно на начальном этапе не приобретать долю в компании, а для собственников – свободой действий без внешнего давления. При этом стоит понимать, что сами по себе эти изменения в законодательстве вряд ли приведут к значительному росту инвестиционной активности, так как многие в условиях неопределенности предпочтут не вкладывать деньги в стартапы. Тем не менее, в долгосрочный перспективе этот вид конвертируемого займа может стать эффективным и рабочим механизмом для оформления отношений между инвесторами и владельцами компаний.

В случае конвертируемого займа у инвестора есть выбор – вернуть деньги (если проект не стал успешным) либо получить долю в компании (если у проекта есть хорошие перспективы для развития), обращает внимание эксперт. Права акционера при этом инвестор на начальной стадии не получает, что означает свободу действий для владельцев компании. Из нюансов можно выделить потолок оценки при конвертации, когда стороны договариваются о максимальной стоимости компании, используемой при конвертации, даже если фактическая стоимость намного выше (это гарантия для инвестора получить определенную долю).

Возможны варианты

По сути, отмечает партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов, ничего принципиального в инициативе нет. Речь идет о конвертируемом займе или Convertible note agreement – это самый популярный механизм венчурного инвестирования высокотехнологичных стартапов и во всем мире, и в России. Если не вдаваться в детали, в общих чертах механизм выглядит так: есть перспективный и многообещающий стартап, у основателей которого есть идея, но нет денег, они обращаются к инвестору (венчурный фонд, частный инвестор, бизнес-ангел и тп) и просят у него вложиться в проект.

Инвестору проект нравится, но становиться соучредителем он не готов, а вот предложить заем — вполне. Тогда учредители стартапа и инвестор заключают договор, согласно которому они оценивают стартап, который по факту еще не стоит ничего, в условные 100 млн рублей, инвестор предлагает им заем на сумму 49 млн рублей, которые по факту наступления какого-то значимого события, например, старта продаж разработанного учредителями продукта, могут быть конвертированы в акции стартапа. Таким образом кредитор может стать бенефициаром, то есть акционером.

А может и не стать, отмечает юриста: например, если стартап к оговоренному сроку или на дату наступления некоего значимого события так не достиг результатов. В этом случае инвестор выступает в качестве кредитора и добивается возврата инвестиций, тогда как в качестве акционера мог бы быть привлечен к субсидиарной ответственности по долгам стартапа перед прочими кредиторами, то есть не только потерял бы вложенные средства, но еще бы и расплачивался по чужим долгам.

Дорога ложка к обеду

«Повторюсь, что это исключительно распространенный механизм инвестирования в технологичные стартапы на ранних стадиях их развития. И в нашей стране эти принципы тоже работают с той только разницей, что в России не существует договора о конвертируемом займе как такового. То есть нет четко прописанного в законе порядка заключения такого договора, это усложняет процесс и требует колоссального объема подготовительных работ, чаще всего требующих привлечения консультантов», – говорит Дмитрий Горбунов.

От того, каким образом будут составлены документы, во многом зависит, какие права получит инвестор, который изначально выступает в сильной позиции по отношению к учредителям стартапа, а потому изначально формируются риски последующего захвата бизнеса еще на ранних стадиях его формирования. То есть, заключает юрист, инициатива, призванная привести в порядок законодательную базу, связанную с конвертируемыми займами выглядит исключительно своевременной.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх