Страховые взносы в 2017 году

Страховые взносы в 2017 году — изменения в них связаны в большей степени со сменой администратора взносов, чем с корректировкой правил применения. Рассмотрим, что же обновлено в страховых взносах с 2017 года.

Содержание

Какие новые положения приняты в отношении взносов с 1 января 2017 года?

Изменения в страховых взносах, вступившие в силу с 01.01.2017, на первый взгляд, невелики:

1. Традиционно повышены предельные суммы доходов (постановление Правительства РФ от 29.11.2016 № 1255), являющихся граничными для начисления взносов на ОПС и ОСС, до величин:

  • 876 000 руб. по ОПС, по достижении которой меняется значение применяемого для расчета тарифа;
  • 755 000 руб. по ОСС, достижение которой означает прекращение начисления взносов.

2. Взносы, ранее выплачивавшиеся в ПФР, ФОМС, ФСС (в части нетрудоспособности и материнства), стали подчиняться положениям НК РФ, пополнившегося новой главой, посвященной этим взносам. В основу данной главы лег текст утратившего свою силу закона «О страховых взносах…» от 24.07.2009 № 212-ФЗ. К принципиальным изменениям в правилах определения облагаемой базы, размерах тарифов и сроках уплаты взносов этот процесс не привел. Однако ряд корректировок в них все же внесен.

Включение взносов в НК РФ приравняло их к налоговым платежам и автоматически передало под контроль налоговым органам. Констатация этого факта отразилась в дополнении общих положений НК РФ, содержащихся в части 1 кодекса, упоминаниями о страховых взносах.

Соответствующих корректировок в связи со сменой администратора взносов потребовали тексты большинства нормативных актов, упоминающих о страховых взносах, и, в частности, законов:

  • «Об индивидуальном (персонифицированном) учете…» от 01.04.1996 № 27-ФЗ;
  • «Об обязательном социальном страховании…» от 29.12.2006 № 255-ФЗ;
  • «Об обязательном социальном страховании…» от 24.07.1998 № 125-ФЗ.

При этом закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ, посвященный страхованию по травматизму, остался действующим и сохранил за ФСС право контроля за «несчастными» взносами. В правилах их начисления и уплаты изменений не произошло.

К каким последствиям привело администрирование взносов по правилам НК РФ?

Следствием отнесения страховых взносов к разряду платежей, подчиняющихся правилам НК РФ, стало создание для них тех же условий, что и для налогов, в отношении:

  • оформления документов на оплату;
  • представления отчетности;
  • процедур проведения камеральных и выездных проверок;
  • истребования данных, подтверждающих информацию, внесенную в отчетность;
  • принятия мер по обеспечению поступления платежей. Так, в настоящее время готовятся поправки в ст. 76 НК РФ, согласно которым непредставление расчета по взносам официально станет основанием для блокировки счетов страхователя;
  • возврата излишне уплаченных сумм;
  • применения наказаний за нарушения.

С 01.01.2017 платежи по взносам (по-прежнему осуществляемые раздельно в части каждого вида страхования) стали оформляться так же, как и налоговые перечисления, и приобрели КБК, отвечающие шифрам бюджетных платежей. Причем введенными в обращение оказались 2 типа КБК:

  • переходные, применяемые для взносов, начисленных до 2017 года, но оплаченных уже в 2017 году;
  • окончательные, действующие для взносов, начисляемых после 01.01.2017.

Подробнее об этих КБК читайте в статье «Расшифровка КБК в 2017 году — 18210102010011000110 и др.».

Сроки оплаты взносов не поменялись (п. 3 ст. 431, п. 2 ст. 432 НК РФ). Но изменились возможности осуществления оплаты за счет распространения на взносы правила, допускающего уплату за 3-е лицо (п. 1 ст. 45 НК РФ).

Платежи по взносам, поступившие в бюджет, в дальнейшем перечисляются на счета каждого из фондов. Поэтому и возврат излишне уплаченных взносов будет происходить, хоть и по правилам НК РФ, но за счет средств фонда. ПФР в этой связи предоставлено право не делать возврат, если соответствующие суммы, согласно представленной отчетности, уже учтены на индивидуальных счетах застрахованных лиц (п. 6.1 ст. 78 НК РФ).

Передача взносов в ведение налоговой службы не избавила плательщиков от контроля со стороны внебюджетных фондов, хотя и привела к сокращению объема этих проверок:

  • со стороны ПФР остался контроль за сведениями о стаже;
  • ФСС продолжает контролировать расходы по социальному страхованию в части выплат по нетрудоспособности и материнству.

Проверки правильности начисления и уплаты взносов, назначенные после 01.01.2017, за периоды до 2017 года проведут фонды, но наказывать по итогам этих проверок будут уже налоговые органы, применяя для этого правила НК РФ, установленные ст. 119, 119.1, 120, 122, 126.

Осталось право наказания и у фондов:

1. У ПФР (ст. 17 закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ):

  • за неподачу сведений о стаже по застрахованному лицу (500 руб.);
  • за несоблюдение электронного формата представления отчетности (1000 руб.).

2. У ФСС — в отношении «несчастных» взносов (ст. 26.29–26.31 закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

О том, как разграничены функции налоговых органов и фондов, читайте в материале «Внимание — памятка для плательщиков взносов от ФНС».

Изменились ли правила для расчета взносов на обязательное социальное страхование?

Принципиальных изменений в правилах начисления взносов нет. Новшества свелись к следующему:

  • ограничены суммы суточных, не подлежащих обложению взносами, величинами, применяемыми для аналогичных целей по НДФЛ: 700 руб. в день по РФ и 2 500 руб. за границей (п. 2 ст. 422 НК РФ);
  • база по доходам, выданным в натуральной форме, стала определяться от рыночной стоимости выданного с включением в нее НДС (п. 7 ст. 421 НК РФ);
  • возникла обязанность по уплате взносов и подаче отчетности по ним у обособленных структур плательщика, самостоятельно осуществляющих начисление и выплату доходов физлицам (п. 11 ст. 431 НК РФ), а также обязанность сообщать о возложении/утрате таких полномочий (подп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ);
  • ИП-плательщики взносов при установлении величины дохода, определяющего окончательную формулу расчета платежей по взносам, получили возможность уменьшать этот доход на профессиональные вычеты (письмо ФНС России от 10.02.2017 № БС-4-11/2494@);
  • физлица — не ИП, зарабатывающие уходом за нуждающимися в этом лицами, репетиторством, уборкой и ведением домашнего хозяйства, в период 2017–2018 годов могут воспользоваться освобождением от уплаты взносов (подп. 3 п. 3 ст. 422 НК РФ).

В остальных аспектах порядок начисления взносов сохранен как для лиц, производящих выплаты наемным работником (ст. 421 НК РФ), так и для лиц, таких выплат не делающих (ст. 430 НК РФ).

Пример применения разных тарифов взносов для ООО

Тарифы взносов, установленные для применения лицами, выплачивающими доходы наемным работникам, также не изменены. По-прежнему действуют 3 их вида:

  • основные, применяемые большинством плательщиков (ст. 426 НК РФ);
  • пониженные, применение которых становится возможным при соответствии плательщика определенным условиям (ст. 427 НК РФ);
  • дополнительные, начисляемые, когда работник трудится в особых условиях (ст. 428, 429 НК РФ).

ООО, не имеющее права на применение пониженных тарифов, будет начислять взносы с применением следующих ставок:

1. На ОПС — 22%, пока доход, получаемый физлицом, не достигнет установленной для этого тарифа предельной величины. Для дохода сверх этого предела действует ставка 10%.

2. На ОСС по нетрудоспособности и материнству —2,9% (1,8% для временно пребывающих в РФ работников-иностранцев) в пределах установленного предельного дохода. Доход сверх этого предела взносами на ОСС не облагается.

3. На ОМС — 5,1% со всех облагаемых взносами выплат. Доход для целей обложения здесь не ограничивается, но ставка не применяется к доходам временно пребывающих в РФ работников-иностранцев.

На доходы работников, трудящихся в особых условиях, будут делаться дополнительные начисления в размере от 2% до 14%, зависящем от конкретных условий труда.

У ООО могут возникать условия, дающие ему право на использование пониженных тарифов. Например, ООО применяет УСН и работает в сфере химического производства, имеет годовой доход не больше 79 млн руб., причем доход от основного вида деятельности составляет 85%. Имея такие показатели, ООО будет, согласно подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, отнесено к числу лиц, имеющих право на пониженные тарифы, установленные на период 2017–2018 годов подп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ:

  • на ОПС — 20%;
  • на ОСС по нетрудоспособности и материнству —0%;
  • на ОМС — 0%.

То есть в 2017-2018 годах ООО, использующее пониженные тарифы, будет плательщиком взносов только на ОПС, и то в меньшем размере.

Новая форма отчета по взносам, ее название, сроки сдачи

Форма отчетности по взносам, которая обязательна для их плательщиков, имеющих наемных работников, изменена. Теперь она представляет собой единый бланк, содержащий сведения, ранее делившиеся на несколько отчетов (РСВ-1, РСВ-2, РВ-3 и 4-ФСС). Бланк этот утвержден приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@ и имеет название «Расчет по страховым взносам».

Этот же приказ содержит правила заполнения единой формы. Во многом они приближены к правилам, действующим для налоговой отчетности.

Изменения произошли и в сроках подачи отчета. Его по-прежнему нужно представить 1 раз по истечении очередного квартала, но сделать это можно по 30-е (включительно) число месяца, наступающего за отчетным периодом (п. 7 ст. 431 НК РФ). Период, как и раньше, определяется нарастающим итогом. К этому же сроку приурочена отчетность глав фермерских хозяйств, подаваемая только 1 раз за год, по его окончании (п. 3 ст. 432 НК РФ).

Сохранены и действующие способы подачи отчета (п. 10 ст. 431 НК РФ):

  • электронный, обязательный для плательщиков со среднесписочной численностью, превышающей 25 человек;
  • бумажный, возможный при численности, не превышающей 25 человек.

Подробнее об оформлении, сроках и способах сдачи нового отчета читайте в статье «Расчет по страховым взносам за 1-й квартал 2017 года».

Как называются отчеты и документы, по-прежнему сдаваемые в фонды?

Для ряда видов отчетности сохранилась обязанность сдачи ее в фонды:

1. В ПФР подаются:

  • форма СЗВ-М (о наличии работников), предоставляемая туда ежемесячно в срок, сместившийся на 15-е число месяца, наступающего за отчетным;
  • сведения о стаже и уплате дополнительных страховых взносов, подать которые нужно 1 раз за прошедший год, до 1 марта следующего года.

2. В ФСС представляется отчет 4-ФСС, сокративший свою форму до раздела, посвященного взносам на травматизм, в месяце, наступающем за очередным кварталом:

  • до 20-го числа, если его подают на бумаге;
  • до 25-го числа, если сдача происходит электронно.

Об оформлении обновленной 4-ФСС читайте в материале «Как производится расчет по форме 4-ФСС?».

ФСС по-прежнему будет возмещать средства, потраченные плательщиком взносов на страховые выплаты. Для получения такой выплаты в фонд потребуется предоставить (приказ Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 № 951н):

  • заявление;
  • расчет по взносам на ОСС по нетрудоспособности и материнству, если средства требуется вернуть за период до 01.01.2017;
  • справку-расчет определенной формы, если обращение относится к средствам, потраченным после 01.01.2017;
  • копии документов, подтверждающих осуществленные расходы.

Подробнее об оформлении документов для возмещения расходов читайте в статье «Заявление на возмещение по больничному в ФСС 2016–2017».

Итоги

Главным изменением для страховых взносов в 2017 году стала смена органа, их администрирующего. Включение взносов в НК РФ повлекло за собой возникновение отношения к ним как к налоговым платежам. Правила определения базы по взносам, их тарифы, сроки оплаты сохранены. Но изменилась форма отчетности и ее сроки. Сохранена обязанность подачи ряда отчетов и во внебюджетные фонды.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Закон обязывает работодателей делать отчисления в Пенсионный фонд. Перечисления делаются на медицинское и пенсионное страхование. Сколько перечислит работодатель, такие выплаты и заработает будущий пенсионер.

Кто является плательщиком

Делать платежи имеют право работодатели (отчисляют платежи за своих работников):

  1. Юридические лица.
  2. Частные предприниматели.
  3. Физические лица.

Есть еще отдельная категория — это самозанятое население. Отчисления в пенсионный фонд делаются этими людьми за себя.

К ним относятся:

  • нотариусы;
  • адвокаты:
  • ИП.

Важно! Взносы, сделанные в ПФР, делаются по разным основаниям, если гражданин относится не к одной, а нескольким категориям.

Тариф страховых перечислений в 2020 году

Сумма установлена статьей 22 Закона «Об обязательном пенсионном страховании». Действующий тариф составляет 22%, пока сумма не превысит предельную величину. После этого тариф составляет уже 10%.

Важно! Предельная величина — это непостоянный показатель. На 2020 год он составил 1150000 руб.

Состав страхового взноса представлен в таблице:

Название тарифа Ставка процентная
Солидарный 6
Индивидуальный 16

Шесть процентов направляется на формирование обязательных выплат и обеспечения других социальных потребностей.

Отчисления, направляемые в пенсионный фонд, имеют особый порядок использования. Цель расходования средств зависит от возраста и пожеланий самого гражданина.

2 случая, когда 16% формируют страховую пенсию:

  • человек родился ранее 1966 года;
  • лица, родившиеся позднее 1966 года, отказавшиеся от накопительной части.

Если человек родился позднее 1967 года и решил увеличивать накопительную часть, то отчисления, направляемые в ПФР, расходуются по-другому:

  1. 16% формирует страховые выплаты.
  2. 6% увеличивают накопительную часть.

Пример

Кузнецова Н.С. работает менеджером компании «Транс Связь». Официальная заработная плата составляет 8000 руб. Ежемесячно работодатель уплачивает 22% от ее дохода.

Сумма перечислений составляет 1060 руб.

Скачать для просмотра и печати:

Федеральный закон от 14.12.2015 N 373-ФЗ «О внесении изменений в закон «Об обязательном пенсионном страховании…”

Формирование будущей пенсии

Сколько накоплено баллов, такая и будет выплата. Количество баллов зависит от того, сколько платили за человека, и сколько лет было отработано. Иными словами, играют роль два параметра: баллы и стаж.

На 2019 год минимально необходимо заработать 16,8 баллов, в 2020 году — 18,6 балла .

Государство постоянно реформирует пенсионную систему. Ранее выплаты начислялись по-другому. Права, которые заработали граждане ранее, переводятся в баллы. Теперь есть два вида пенсий, и каждый из них регламентируется отдельными правовыми актами.

Страховые пенсии регулируются ФЗ № 400, а накопительные — ФЗ № 424.

Скачать для просмотра и печати:

Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ, ред. от 19.12.2016 «О страховых пенсиях”

Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ, ред. от 23.05.2016 «О накопительной пенсии”

Реквизиты для оплаты

Взносы, идущие в пенсионный фонд, и по другим обязательным направлениям перечисляются обособленно. Для каждого субъекта страны есть свои реквизиты.

Совет! В платежке обязательно указывается, кто получает платеж, а также регистрационные коды получателя. Перед тем как платить, проверьте реквизиты, поскольку они периодически изменяются.

С 2018 год изменился получатель. Теперь работодатели должны платить не ПФР, а налоговой инспекции. КБК поменялись. Если заплатить по старым реквизитам, то налоговики начислят пени.

Порядок перечисления средств

  1. Бухгалтерия делает перечисления через банк.
  2. Страховые взносы, идущие в ПФР, точно обозначаются: указываются копейки и рубли.
  3. На платежках напечатан счет Федерального казначейства, а также КБК.

Граждане могут использовать альтернативные способы оплаты. Когда не получается платить через кредитную организацию, можно провести оплату через почту или местные органы власти.

Отдельно определяется, сколько работодатель регулярно отчисляет в пенсионный фонд за каждого работника. Не действуют ограничения по базе, если сотрудники работают на вредных и опасных производствах.

Срок оплаты взносов

Бухгалтерия должна сделать отчисления не позднее пятнадцатого числа каждого месяца. Срок установлен п. 3 ст. 431 Налогового кодекса. Когда датой платежа является выходной день, отчисления делаются на следующий рабочий день.

Для частных предпринимателей последний день, когда можно сделать платеж — это тридцать первое декабря текущего года. Продолжительность расчетных периодов определяется ст. 423 Налогового кодекса.

Скачать для просмотра и печати:

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ

Проверка своевременности перечислений из зарплаты

Сколько перечислит работодатель, такую пенсию человек и получит. Поэтому каждому важно знать ответ на вопрос: отчисления, направляемые в пенсионный фонд, как проверить.

Совет! Не верьте словам, что за вас платят. Лучше убедитесь своими глазами, что это действительно так. Ситуацию нужно контролировать постоянно. Если руководитель длительное время не платил за вас, то отстоять свои права будет уже сложнее.

Согласно ст. 14 Закона «Об индивидуальном учете обязательного пенсионного страхования» каждый работник имеет право знать, сколько платит за него компания.

Скачать для просмотра и печати:

Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования”

Как узнать, делаются взносы или нет

Есть несколько способов узнать о том, делаются ли платежи.

  1. Узнать информацию через бухгалтера. Не откладывайте вопрос на завтрашний день. Время идет, а отстоять право на взносы можно за срок не более двух месяцев.
  2. Воспользоваться личным кабинетом на портале gosuslugi.ru. Требуется предварительно пройти регистрации, указать номер телефона и реквизиты паспорта.
  3. Посмотреть сведения через личный кабинет на сайте Пенсионного фонда РФ.
  4. Лично обратиться к специалистам отделения ПФР. Вариант подходит тем, кто не предпочитает узнавать информацию лично, вместо использования интернета.
  5. Обратиться к специалистам многофункционального центра государственных услуг.

Совет! Если видите, что денег нет, начинайте действовать. Привлеките внимание контролирующих структур. Жалуйтесь. Сообщите о нарушениях инспекторам по труду и налоговикам. Если жалоба не даст результата, обращайтесь в прокуратуру и суд.

Причины, по которым работодатель не делает платежи

Необязательно, что руководитель избегает уплаты налогов. В некоторых случаях он и не должен платить за сотрудника.

Причины для неуплаты налогов:

  1. Трудовой контракт не заключался. Раз официальное оформление отсутствует, то и платить в ПФ руководитель не обязан.
  2. Директор умышленно избегает уплаты обязательных взносов. Если это так, что совершается преступление. Свои права придется доказывать в суде.
  3. Бухгалтер совершает ошибки. Бывает и так, что приходит новичок, который плохо разбирается в порядке взносов, делает ошибки. Итог печальный, за сотрудников неправильно делаются перечисления.
  4. Работодателем является ИП.

Нужно устранить причину нарушений и добиться перечислений в любом случае.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Посмотрите видео о страховых взносах

Уплата страховых взносов в Фонд социального страхования РФ осуществляется в соответствии с тарифом, установленным федеральным законом. Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ установлены страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Работодатели регистрируются в качестве страхователей в региональных и центральных отраслевых отделениях (филиалах) Фонда. Порядок регистрации страхователей определяется инструкцией.

Страховые взносы начисляются па все виды оплаты труда (в денежном и натуральном выражении по всем основаниям), за исключением видов заработной платы и других выплат, па которые по действующим нормативным актам страховые взносы не начисляются. Начисление, уплата, расходование и учет средств государственного социального страхования осуществляются в соответствии с инструкцией.

Работодатели и банки обязаны представлять работникам Фонда необходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности Фонда, в соответствии с законодательством.

Плательщики (работодатели и граждане) и банки, их должностные лица несут ответственность за правильность начисления, своевременность уплаты и перечисления страховых взносов (платежей) в соответствии с законом.

При нарушении плательщиками и банками порядка уплаты и перечисления страховых взносов в Фонд к ним применяются финансовые санкции в соответствии с Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные па основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.

Все споры между работодателями, иными плательщиками страховых взносов и региональными, отраслевыми органами Фонда по вопросам начисления страховых взносов и пеней, взыскания недоимки, штрафов и иных финансовых санкций решаются вышестоящим органом Фонда либо в ином порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Председатель Фонда социального страхования и его заместители назначаются Правительством Российской Федерации. Председатель Фонда имеет пять заместителей, в том числе одного первого.

Председатель Фонда:

  • — руководит деятельностью Фонда и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач;
  • — распределяет обязанности между заместителями председателя Фонда и руководителями структурных подразделений центрального аппарата Фонда;
  • — вносит проект бюджета Фонда на утверждение в Правительство Российской Федерации, а также после рассмотрения правлением утверждает бюджеты региональных и отраслевых органов Фонда;
  • — утверждает сводный финансовый отчет об использовании средств государственного социального страхования, рассматривает сводный отчет по финансово-хозяйственной деятельности подведомственных санаторно-курортных учреждений Фонда и вносит предложения по улучшению этой работы. Информирует правление Фонда о состоянии расчетов с органами Фонда;
  • — разрабатывает совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, профессиональными союзами предложения по совершенствованию системы социального страхования и обеспечению государственных гарантий по социальному страхованию;
  • — совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации утверждает инструкцию о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, и устанавливает порядок осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности, соблюдением правил выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, в лечебнопрофилактических учреждениях;
  • — с учетом мнения правления Фонда принимает решения о целесообразности создания или ликвидации центральных отраслевых отделений Фонда;
  • — открывает (закрывает) счета Фонда и его исполнительных органов в банках, принимает решения о списании с этих счетов в централизованный резерв платежей, подлежащих обязательному отчислению, и сверхнормативных остатков;
  • — с учетом мнения правления Фонда утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Фонда, региональных центральных отраслевых отделений Фонда, сметы расходов (включая фонды оплаты труда и другие) и отчеты об их исполнении;
  • — руководит деятельностью региональных и центральных отраслевых отделений Фонда по исполнению доходной и расходной частей бюджета Фонда и обеспечивает контроль за использованием средств государственного социального страхования;
  • — определяет порядок работы подведомственных санаторно- курортных учреждений;
  • — рассматривает итоги исполнения бюджета Фонда и принимает меры по улучшению этой работы, утверждает годовые отчеты о деятельности региональных и центральных отраслевых отделений Фонда;

принимает необходимые меры по результатам ревизий и проверок по расходованию средств Фонда его органами и подведомственными санаторно-курортными учреждениями;

  • — издает в пределах своей компетенции приказы, положения, инструкции и другие документы, обязательные для исполнения всеми работниками Фонда;
  • — рассматривает разногласия по вопросам формирования бюджета Фонда, штатов и смет между органами Фонда;
  • — представляет интересы Фонда во всех организациях, без доверенности действует от имени Фонда, в установленном порядке распоряжается средствами и имуществом Фонда, заключает договоры;
  • — осуществляет в соответствии с законодательством прием на работу и увольнение работников центрального аппарата Фонда, а также назначение па должность и освобождение от должности управляющих, заместителей управляющих региональных и центральных отраслевых отделений Фонда с учетом мнения соответственно глав исполнительной власти субъектов Федерации и общероссийских отраслевых профессиональных союзов;
  • — делегирует отдельные свои права и полномочия подчиненным ему должностным лицам;
  • — определяет направления международного сотрудничества в пределах компетенции Фонда;
  • — осуществляет иные действия в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации и инструкцией;
  • -страхователями путевок на санаторно-курортное лечение и отдых за счет средств социального страхования;
  • — ежегодно утверждает норматив расходов на санаторно- курортное обслуживание работников и их детей.

Положения, инструкции, разъяснения и другие документы Фонда, принятые в установленном порядке для обеспечения государственных гарантий по социальному страхованию, подлежат обязательному исполнению страхователями.

Правление Фонда является коллегиальным органом. Заседания правления проводятся по мере необходимости. Состав правления Фонда численностью 35 человек формируется из лиц, входящих в него по должности (председатель Фонда и его заместители, 1 из руководителей ведущего структурного подразделения центрального аппарата Фонда), представительствующих на постоянной основе (3 представителя от Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, по 1 представителю от Министерства финансов Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации) и представительствующих на основе ротации (8 представителей от общероссийских объединений профсоюзов, 8 представителей от общероссийских объединений работодателей, 3 — от региональных отделений Фонда, по 1 представителю от Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, организаций, деятельность которых связана с защитой интересов семей работников, и общероссийских общественных объединений инвалидов). Ротация членов правления осуществляется не чаще 1 раза в год.

Члены правления Фонда, представленные председателем Фонда на основании предложений соответствующих министерств, ведомств, органов профессиональных союзов и организаций, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Председатель Фонда является председателем правления Фонда. Решения правления Фонда оформляются Постановлениями или Приказами председателя Фонда.

Заседания правления назначаются председателем Фонда (при его отсутствии — первым заместителем председателя Фонда).

В случае несогласия правления Фонда по основным вопросам деятельности Фонда с решением его председателя последний принимает самостоятельное решение, о чем в 5-дневный срок информирует Правительство Российской Федерации.

Работа членов правления Фонда не является платной. Расходы членов правления Фонда, связанные с работой в правлении (командировочные и другие), оплачиваются за счет средств Фонда.

Правление Фонда рассматривает вопросы входящие в его компетенцию, в том числе:

о задачах Фонда и совершенствовании государственного социального страхования;

о формировании и использовании резервных средств;

проекты размера тарифа страховых взносов;

проект бюджета Фонда и его исполнение;

об участии в реализации проектов государственных программ по социальному страхованию;

отчеты о результатах деятельности региональных и центральных отраслевых отделений Фонда;

о контрольно-ревизионной деятельности Фонда;

проекты законодательных и других нормативных актов, правил, инструкций и положений по вопросам государственного социального страхования.

Региональные отделения Фонда образуются в субъектах Российской Федерации, а центральные отраслевые отделения Фонда — в отдельных отраслях в порядке, установленном Положением Правительства РФ. Руководство региональными и отраслевыми отделениями Фонда осуществляют управляющие соответствующими отделениями, которые несут персональную ответственность за их работу.

Региональные и центральные отраслевые отделения Фонда и их филиалы:

осуществляют регистрацию страхователей и выдают удостоверения о регистрации, организуют банки данных по всем категориям страхователей;

осуществляют финансовую деятельность по обеспечению социального страхования в регионе или отрасли;

устанавливают для страхователей в соответствии с инструкцией нормативы расходов, необходимые для обеспечения государственных гарантий по социальному страхованию работников;

обеспечивают полноту и своевременность уплаты страхователями взносов на социальное страхование, исполнение доходных и расходных частей бюджетов органов Фонда;

осуществляют аккумуляцию страховых взносов и других платежей для создания резервов принимают решения об использовании свободных денежных средств в соответствии с инструкцией;

разрабатывают проекты бюджетов органов Фонда и смет расходов на содержание и представляют их па утверждение в установленном порядке;

производят расчеты со страхователями, другими органами Фонда и прочими организациями;

осуществляют контроль за расходованием средств страхователями; в случаях, установленных инструкцией, принимают решения о непринятии к зачету расходов по социальному страхованию и списании средств в бесспорном порядке;

осуществляют в соответствии с законодательством прием на работу и увольнение работников аппарата региональных, центральных отраслевых отделений Фонда, руководителей подведомственных филиалов;

регулярно информируют о своей деятельности и состоянии социального страхования в регионе Фонд, главу исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо общероссийские объединения профессионального Союза и работников отраслей.

Региональные и отраслевые координационные советы Фонда являются коллегиальными совещательными органами, рассматривающими вопросы деятельности Фонда по социальному страхованию.

Региональные координационные советы Фонда формируются из лиц, входящих в них по должности (управляющий региональным исполнительным отделением Фонда и его заместители), представительствующих па постоянной основе (по одному представителю от органов труда и занятости населения, социальной защиты населения, государственной налоговой службы, финансового органа, учреждений Центрального банка Российской Федерации субъектов Российской Федерации) и представительствующих на основе ротации (представители от объединений профсоюзов, работодателей организаций, деятельность которых связана с защитой интересов семей работников). Порядок делегирования представителей на ротационной основе определяется правлением Фонда.

Управляющий региональным отделением Фонда является председателем координационного совета. Решения координационного совета оформляются Постановлениями или Приказами управляющего региональным отделением Фонда.

В случаях несогласия координационного совета с решением управляющего отделением Фонда последний принимает самостоятельное решение, о чем в 5-дневный срок информирует председателя Фонда.

Ротация членов координационных советов осуществляется не реже одного раза в год.

Члены координационных советов утверждаются председателем Фонда по представлению управляющих отделениями Фонда. Работа членов координационных советов не является платной. Все расходы членов координационных советов, связанные с работой в советах (командировочные и другие), оплачиваются за счет средств Фонда.

Координационные советы региональных и отраслевых органов Фонда рассматривают вопросы, связанные с деятельностью региональных и центральных отраслевых отделений Фонда, в том числе:

предложения страхователей отделений и филиалов Фонда о совершенствовании социального страхования;

проекты бюджетов региональных и отраслевых органов Фонда и их исполнение, предложения по формированию и использованию резервных средств;

отчеты о результатах деятельности региональных и центральных отраслевых отделений Фонда;

предложения органов Фонда по определению размера тарифа страховых взносов.

Контроль за начислением, поступлением и расходованием средств государственного социального страхования и финансово- хозяйственной деятельностью Фонда определяется нормами Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей осуществляется Фондом совместно с Государственной налоговой службой Российской Федерации, а за правильным и рациональным расходованием этих средств на предприятиях — Фондом с участием профессиональных союзов.

Дополнительно взысканные налоговыми органами в результате контрольной работы суммы страховых взносов (платежей), штрафов, пеней и других финансовых санкций зачисляются в доходы Фонда с учетом отчислений, производимых налоговым органом в соответствии с законодательством.

Контроль финансово-хозяйственной деятельности региональных и центральных отраслевых отделений Фонда осуществляется путем проведения периодических ревизий и проверок контрольно- ревизионной службой Фонда, которая осуществляет свою деятельность на основании положения, одобренного правлением Фонда и утвержденного председателем Фонда.

Работники контрольно-ревизионной службы, осуществляющие контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей Фонда, подлежат обязательному государственному личному страхованию и имеют право на возмещение причиненного им ущерба в порядке и на условиях, установленных Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации.

Взносы в социальные фонды в 2017 году необходимо рассчитывать и уплачивать по новым правилам. Передача административных и контрольных функций по расчету социальных, пенсионных и медицинских начислений налоговым органам вызвала множество изменений для страхователей. Чтобы не допустить ошибок при определении сумм за 1 квартал 2017 г., предлагаем наглядно ознакомиться с порядком начисления взносов в фонды, определенный главой 34 НК.

Консультант Плюс

Попробуйте бесплатно

Внимание! В 2016 году закончил действие Закон № 212-ФЗ. Актуальные нормативно-правовые акты — Законы №№ 243-ФЗ и 250-ФЗ от 3.07.16 г.

Социальные взносы – изменения 2017 года

В целях снижения административной нагрузки на налогоплательщиков, оптимизации документооборота и повышения уровня собираемости налоговых платежей с 2017 года контрольные функции по приемке отчетности, сбору отчислений в части ЕССС переданы ФНС РФ. Отчетными периодами являются – квартал, полугодие, 9 мес., год. Представление отчетов РСВ, 4-ФСС заменено на единый бланк (утвержден в Приказе № ММВ-7-11/551 от 10.10.16 г.).

Плательщиками соц взносов признаются – работодатели-предприятия/ИП, самозанятые категории лиц. Правила определения базы для расчета начислений и объектов налогообложения глобально не изменились. Срок представления единого расчета – 30 число календарного месяца следующего за отчетным периодом. Уплачивать суммы необходимо в адрес ИФНС по новым реквизитам, включая КБК.

Важно! За социальными органами оставлена функция администрирования следующих отчетов: ФСС – «травматизм», ПФР – ежемесячная отчетность по ф. СЗВ-М, СЗВ-Стаж.

Взносы в фонды в 2017 году – таблица

Сохранены 3 отчисления на социальные нужды: пенсионные – в ПФР, социальные по больничным расходам и материнству – в ФСС, медицинские – в ОМС. Тарифы остались на прежнем уровне, повышены предельные лимиты для расчетов сумм по уменьшенным ставкам.

Тарифы взносов в фонды в 2017 году – по общим категориям работодателей:

На ОПС в ПФР, в % На социальное страхование (ВНиМ) в ФСС, в % На ОМС ФФОМС, в %
Тариф для налогооблагаемой базы в рамках установленных лимитов Тариф для налогооблагаемой базы сверх рамок установленных лимитов Тариф для налогооблагаемой базы в рамках установленных лимитов Тариф для налогооблагаемой базы сверх рамок установленных лимитов
22 10 2,9 Не взимается 5,1, лимит не регламентирован

Величина отчислений в Пенсионный фонд и ФСС зависит от размера полученной нарастающим итогом за период базы расчета налогов. Пределы утверждены Правительством России в Постановлении № 1255 от 29.11.16 г. Порядок применяется всеми налогоплательщиками-работодателями, выплачивающими заработок наемному персоналу.

Лимиты предельных сумм налогооблагаемой базы по фондам:

Разновидность взноса 2016 г. – максимальная база, в руб. 2017 г. – максимальная база, в руб.
ОПС ПФР 796000, суммы свыше облагаются по ставке в 10 % 876000, суммы свыше также облагаются по ставке в 10 %
ВНиМ ФСС 718000, суммы свыше не облагаются 755000, суммы свыше также не облагаются
ОМС ФФОМС Предел не установлен Предел не установлен

Размер пониженных тарифов, применяемых в 2017 году, сохранен на прежнем уровне в отношении всех 13 категорий страхователей. Некоторым льготникам установлены дополнительные виды условий для начала/прекращения использования сниженных тарифов. В планах чиновников увеличение ставок с 2019 г. в части медицинских отчислений (вместо 5,1 % ожидается рост до 5,9 %).

Основные категории налогоплательщиков, имеющих право на пониженные тарифы (подробный перечень в стат. 427 НК):

Категория страхователя Пример ОКВЭД Тарифная ставка, в %
ОПС ФСС ОМС
Упрощенцы, применяемые льготируемую деятельность с доходом минимум в 70 % от величины общей выручки. Если годовой размер дохода налогоплательщика превысит 79 млн. руб., льгота на пониженные ставки утрачивается 13-16 коды 20
Фармацевтические компании, включая ИП, получившие лицензию 47.73, 46.46.1, а также 46.18.1 20
ИП на ПСН, льгота применяется в соответствии с видами деятельности предпринимателя 96.02, 96.01, а также 74.20. 31.0, пр. коды 20
НКО-упрощенцы, кроме исключений, предусмотренных стат. 427 НК 37, 86-88, 93 и пр. коды 20
Благотворительные учреждения-упрощенцы 88.10, 64.9 20
Компании, занимающиеся информационными технологиями Коды 63, 62 8 2 4
Хозобщества/партнерства, работающие по УСН с основным видом деятельности по внедрению интеллектуальных продуктов 72 код 8 2 4
Компании, имеющие соглашение с управленческими органами экозон в области туристской, рекреационной, технико-внедренческой деятельности 62.0, 63.11.1, а также 65.20, 63.1, 94.99, 79.1 коды 8 2 4
Субъекты деятельности, выплачивающие заработок экипажам международных судов 50
Субъекты-участники «Сколково» 72.1 (Закон № 244-ФЗ стат. 10 ч. 8) 14
Участники свободно-экономических зон СЭЗ Крым и Севастополь Все, за исключением 05-08, 71.12.3, 09.1 кодов 6 1,5 0,1
Компании-резиденты особых территорий Регулируются индивидуально по каждой территории 6 1,5 0,1
Компании-участники свободно-экономической зоны СЭЗ Владивосток Любые виды, за исключением запрещенных законодательством 6 1,5 0,1

Взнос в пенсионный фонд – ИП 2017

Ставки в Пенсионный фонд по предпринимателям приведены в таблице. Для расчета потребуется размер МРОТ, принятый на начало года (Законом № 82-ФЗ от 19.06.00 г. установлен на уровне в 7500 руб. на 01.01.17 г.), размер дохода бизнесмена и время с момента регистрации, если фирма открыта в середине календарного года.

Размер взносов для ИП без работников:

Вид взноса и тариф Алгоритм вычисления
Пенсионный фонд – ставка 23400 = 12 х 7500 х 26 %, при величине дохода сверх 300000 руб., с суммы превышения дополнительно взимается 1 %, но не больше 163800 руб. всего в год по ОПС
ФСС ВНиМ – ставка Не регламентируется
ФОМС – ставка 4590 = 12 х 7500 х 5,1 %

Порядок уплаты страховых взносов в 2017 году

Мало точно знать, как посчитать отчисления в пенсионный фонд по новым правилам. Важно еще правильно погасить задолженность перед бюджетом, чтобы в будущем компанию не коснулись штрафные санкция и разбирательства по поводу недоимок. Перечислять ЕССС на реквизиты ФНС необходимо, начиная с 1 янв. 2017 г. Порядок распространяется на расчеты за декабрь, а также другие месяцы 2016 г.

Если на начало года за компанией числились недоимки по взносам, они автоматически были переданы в налоговые органы согласно лицевым счетам налогоплательщиков. На погашение бюджетных обязательств страхователям отводится время – до 15 числа месяца за отчетным. При нарушении сроков оплаты налоговики выставляют в банк инкассовые требования.

ИП также уплачивают взносы ПФР в фиксированном размере на счет ИФНС. Перечисление можно осуществлять одной суммой – за год или равными частями – поквартально. Второй вариант выгоднее для предпринимателя, так как позволяет уменьшать каждый квартал рассчитанные суммы налога по вмененной или упрощенной деятельности.

Обратите внимание! Штрафы и пени за неуплату страховых взносов в 2017 году оплачиваются по новым КБК.

Бесплатно сдать электронную отчетность во все контролирующие органы

Вводная часть

Комментируемые изменения внесены двумя документами. Первый — Федеральный закон от 03.07.16 № 243-ФЗ. Он предусматривает следующее:

  • в январе 2017 года Налоговый кодекс пополнится главой 34, которая называется «Страховые взносы». В нее входят статьи с 419 по 432, где изложены правила начисления и уплаты взносов;
  • изменена первая часть НК РФ. Суть поправок сводится к следующему: все основные принципы, которые действуют в отношении налогов, с 2017 года распространятся и на страховые взносы.

Второй документ — Федеральный закон от 03.07.16 № 250-ФЗ. Он вводит ряд поправок, отражающих переход контроля над взносами от фондов к налоговикам. Этими поправками в числе прочего предусмотрено следующее:

  • 1 января 2017 года утратит силу Федеральный закон от 24.07.09 № 212-ФЗ о страховых взносах;
  • 1 января 2017 года начнет действовать новая редакция Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон о персонифицированном учете);
  • 1 января 2017 года начнет действовать новая редакция Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;
  • 1 января 2017 года начнет действовать новая редакция Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон об обязательном соцстраховании от несчастных случаев на производстве).

Облагаемый объект, облагаемая база и сумма взносов

Правила, по которым нужно рассчитывать сумму пенсионных, медицинских взносов, а также взносов в ФСС (кроме взносов «на травматизм») практически не изменятся. Так, облагаемым объектом по-прежнему будут выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, начисленные в рамках трудовых и гражданско-правовых договоров. Облагаемая база, как и сейчас, будет определяться отдельно по каждому физлицу нарастающим итогом с начала года. Сохранится и предельная величина базы для взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (размер предельной величины ежегодно индексируется). Для пенсионных взносов сохранится пониженная ставка в отношении выплат, начисленных сверх лимита, Останутся прежними все тарифы и льготы.

Единственное новшество предусмотрено для суточных. Сейчас от указанных взносов освобождается вся величина суточных, зафиксированная в коллективном договоре или в локальном нормативном акте. С января 2017 года ситуация изменится. Не платить взносы можно будет только с суммы не более 700 рублей для внутрироссийских командировок, и с суммы не более 2 500 рублей для загранкомандировок. Это закреплено в пункте 2 статьи 422 НК РФ (см. » «Сверхнормативные» суточные будут облагаться страховыми взносами»).

Плюс к этому появится уточнение, как определять облагаемую базу для доходов в натуральной форме. По действующим правилам в базу включается стоимость товаров, работ или услуг, указанная в договоре. Со следующего года цену станем определять по правилам статьи 105.3 НК РФ, то есть исходя из рыночных цен. Отдельно оговорено, что НДС из облагаемой базы не исключается (п. 7 ст. 421 НК РФ).

В отношении взносов «на травматизм» все останется по-прежнему. Суточные будут освобождены в полном объеме, а доходы в натуральной форме будут учитываться в базе по договорным ценам.

Уплата взносов

Срок перечисления страховых взносов не поменяется. Как и теперь, последней датой уплаты будет 15-е число месяца, следующего за отчетным (п.3 ст. 431 НК РФ). Вести учет взносов и переводить их в бюджет по-прежнему нужно в рублях и копейках.

Заполняйте платежки в веб-сервисе для ИП бесплатно

По взносам «на травматизм» срок уплаты также останется прежним, а именно не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который эти взносы начислены.

Какую отчетность сдавать в ИФНС

Начиная с 2017 года, плательщики взносов станут отчитываться не только перед фондами, но и перед налоговиками. С этой целью вводится единый ежеквартальный расчет, который заменит сразу несколько действующих форм: РСВ-1, РСВ-2, РВ-3 и 4-ФСС (см. «ФНС: отчетность по страховым взносам будет объединена в единый расчет», на момент размещения настоящей статьи форма еще не была утверждена). Сдавать единый расчет в ИФНС страхователи будут не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным или отчетным периодом (п. 7 ст. 431 НК РФ). Компании и ИП со среднесписочной численностью более 25 человек обязаны представлять расчет в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Все прочие плательщики взносов смогут отчитаться на бумаге (п. 10 ст. 431 НК РФ).

Заполнить, проверить и сдать расчет по страховым взносам через интернет

Важно, чтобы общая величина пенсионных взносов в расчете совпала с суммой взносов по каждому застрахованному лицу. В противном случае такой расчет признают несданным.

Обратите внимание, что за 2016 год и более ранние периоды отчитываться по взносам перед налоговыми органами не нужно.

Какую отчетность сдавать в фонды

Отчетность перед фондами сохранится, но станет несколько иной. Помимо упразднения форм РСВ-1, РСВ-2, РВ-3 и 4-ФСС, о котором говорилось выше, появятся и другие новшества.

Во-первых, изменится срок сдачи ежемесячной формы СЗВ-М. Сейчас ее полагается представить в ПФР не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным. В 2017 году и далее представлять эту форму необходимо не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным (новая редакция п. 2.2 ст. 11 Закона о персонифицированном учете).

Бесплатно заполнить, проверить и сдать СЗВ-М через интернет

Во-вторых, в будущем году появится новый ежегодный отчет, в котором нужно указывать сведения о стаже (на текущий момент форма не утверждена). Срок представления — не позднее 1 марта года, следующего за отчетным (новая редакция п. 2 статьи 11 Закона о персонифицированном учете). Сведения на 25 человек и более представляются в Пенсионный фонд в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Сведения на меньшее количество застрахованных лиц можно сдать на бумаге.

В-третьих, со следующего года отчитываться перед ФСС придется только по взносам «на травматизм». Сроки сдачи будут такими же, как и для 4-ФСС: в случае электронной отчетности — не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным, а в случае «бумажной» отчетности — не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным. Как и теперь, страхователи со среднесписочной численностью более 25 человек будут в обязательном порядке отчитываться в электронном виде по интернету, все остальные смогут сдавать отчеты на бумаге (новая редакция п. 1 ст. 24 Закона об обязательном соцстраховании от несчастных случаев на производстве).

Отметим, что перечисленные нововведения не относятся к отчетности за 2016 год и более ранним периодам. Первичные и уточненные расчеты за эти периоды следует сдавать в фонды, используя «прежние» формы и форматы.

Подготовить и сдать через интернет отчетность в ПФР и ФСС за 2016 год Сдать бесплатно

Возмещение расходов на социальное страхование

В 2017 году у работодателей останется право возместить суммы пособий (кроме первых трех дней по «недекретному» бюллетеню) из средств Фонда соцстрахования. Страхователь сможет перечислять взносы за минусом пособий. Если же величина взносов окажется меньше, чем сумма пособий, то разницу разрешено зачесть в счет уплаты взносов в следующих периодах, либо запросить у ФСС недостающие средства.

Проверка расходов будет происходить следующим образом. Налоговики, получив от страхователя единый ежеквартальный расчет, передадут сведения территориальному органу ФСС. Инспекторы из соцстраха проверят правильность заявленных расходов путем проведения камеральной или выездной проверки. О результатах они сообщат налоговикам. Если результат окажется отрицательным, ИФНС направит страхователю требование об уплате недостающих взносов. При положительном результате проверки расходы будут приняты, и налоговая при необходимости зачтет либо вернет разницу между взносами и расходами. Добавим, что приведенный выше алгоритм будет применяться по 31 декабря 2018 года включительно. И не везде, а только в регионах, которые еще не присоединились к пилотному проекту по выплате пособий напрямую из ФСС. Начиная с января 2019 года, процедура возмещения уйдет в прошлое, поскольку все без исключения регионы станут получать пособия напрямую из соцстраха.

Проверки по взносам

С января 2017 года проводить камеральные и выездные ревизии по взносам (кроме взносов «на травматизм») будут налоговики. Причем, проверять правильность начисления и уплаты взносов сотрудники ИФНС станут по тем же правилам, по которым они сейчас проверяют начисление и уплаты налогов. Проверку расходов на обязательное соцстрахование, как и прежде, будет проводить ФСС (об этом мы говорили выше). Таким образом, один и тот же период может быть проверен дважды: первый раз налоговой инспекцией, второй раз соцстрахом.

Пенсионный фонд станет контролировать только персонифицированную отчетность, а именно — форму СЗВ-М и новые ежегодные сведения о стаже. Правила переходного периода выглядят следующим образом. Проверки по взносам (кроме взносов «на травматизм»), назначенные в 2017 году и далее, но относящиеся к 2016 году и более ранним периодам, проведут фонды. Обнаружив нарушения и недоимки, сотрудники фонда сообщат о них налоговикам, и те примут соответствующие меры.

Контроль взносов «на травматизм» за все без исключения периоды останется за Фондом соцстрахования.

Штрафы

Начиная с 2017 года за нарушения, связанные со взносами (кроме взносов «на травматизм»), наказывать станут налоговики. При этом все санкции, предусмотренные для налоговых нарушений, будут применяться и в отношении взносов. В частности, за непредставление расчета по взносам страхователя оштрафуют на основании статьи 119 НК РФ, за грубое нарушение правил учета базы по взносам — на основании статьи 120 НК РФ и т.д.

За нарушения, связанные со взносами «на травматизм», наказывать по-прежнему будут сотрудники ФСС. Виды санкций перечислены в новой редакции Закона об обязательном соцстраховании от несчастных случаев на производстве. К примеру, за отказ предоставить документы для проверки страхователя оштрафуют на 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 26.31 указанного Закона).

Пенсионный фонд сможет применить санкции двух видов: за непредставление ежегодных сведений о стаже (500 руб. в отношении каждого застрахованного лица), и за нарушение порядка сдачи отчетности в форме электронных документов (1 000 руб.). Это прописано в новой редакции статьи 17 Закона о персонифицированном учете.

Возврат излишне уплаченных страховых взносов

В январе следующего года у страхователей сохранится право на возврат переплаты по взносам, но возвращать станут не фонды, а налоговики. Процедура возврата будет такой же, как и для налогов, но появится новое условие. Если излишне уплаченные пенсионные взносы отражены в персонифицированной отчетности, и ПФР разнес их по лицевым счетам, налоговики переплату не вернут. Такое правило закреплено во вновь созданном пункте 6.1 статьи 78 Налогового кодекса.

Излишне уплаченные взносы «на травматизм» будет возвращать ФСС. В новой редакции Закона об обязательном соцстраховании от несчастных случаев на производстве появится статья 26.12, где приведен алгоритм зачета и возврата переплаты. Данный алгоритм аналогичен тому, что применяется в отношении других взносов.

Блокировка счетов

Не совсем понятно, смогут ли сотрудники ИФНС заблокировать расчетный счет страхователя, если тот не сдаст расчет по взносам. Из новой редакции пункта 11 статьи 76 НК РФ следует, что правила блокировки распространяются на плательщиков взносов. Однако в пункте 3 статьи 76 НК РФ, где перечислены все допустимые основания для блокировки, несданный вовремя расчет по взносам не числится.

Не исключено, что законодатели в скором времени ликвидируют данное противоречие. Если же этого не произойдет, то между налоговиками и страхователями скорее всего возникнут споры, которые будут разрешаться в суде.

Что изменится для обособленных подразделений

Существенные новшества предусмотрены для организаций и ИП, открывших обособленные подразделения. Напомним, что сейчас платить взносы и представлять отчетность по месту нахождения подразделения нужно только в случае, если у него есть свой расчетный счет и отдельный баланс.

Со следующего года условие о наличии счета и баланса будет упразднено. Это значит, что в 2017 году и далее обособленные подразделения, расположенные в России и начисляющие вознаграждение и иные выплаты в пользу физических лиц, станут перечислять взносы (кроме взносов «на травматизм») и сдавать расчеты по месту своего учета. Об этом говорится в пункте 11 статьи 431 НК РФ.

Также с 2017 года у страхователей появится новая обязанность — сообщать в ИФНС по местонахождению головной организации о том, что российское подразделение наделено полномочиями по начислению выплат и вознаграждений физлицам. Сделать это необходимо в течение одного месяца с момента наделения полномочиями (вновь созданный подп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ). Правда, новая обязанность распространяется только на подразделения, которые начали делать выплаты физлицам в 2017 году и позднее. Если же вознаграждение начислялось и прежде, никаких сообщений делать не нужно.

Подать через интернет сообщение о наделении обособленного подразделения полномочиями по начислению выплат физлицам Подать бесплатно

По взносам «на травматизм» никаких изменений нет. Проще говоря, обособленные подразделения в 2017 году и далее будут платить эти взносы и отчитываться по ним только при наличии счета и баланса.

Что изменилось для ИП и прочих «индивидуалов»

Граждане, которые работают «на себя», будут по-прежнему платить фиксированные платежи на медицинское страхование. Взносы по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством останутся для них добровольными. Взносы «на травматизм», как и теперь, они платить не будут. В отношении пенсионных взносов предусмотрено одно изменение. Оно касается «индивидуалов», которые получили доходы свыше 300 000 руб. Как и сейчас, к фиксированной величине взносов они будут прибавлять 1 % от суммы доходов, превышающих 300 000 руб. Как и сейчас, сведения о доходах будут поступать к инспекторам из налоговых деклараций. Но отменят правило, согласно которому в случае непредставления декларации ревизоры начисляют взносы в максимальном размере. Другими словами, со следующего года несданная декларация не обернется для ИП увеличением взносов «за себя».

Что касается отчетности, то здесь изменений не много. Предприниматели и прочие «индивидуалы» по-прежнему не будут сдавать расчеты по фиксированным взносам. А вот для глав крестьянских (фермерских) хозяйств предусмотрены новые сроки. Сдавать расчеты они будут не позднее 30 января года, следующего за расчетным периодом (сейчас крайний срок сдачи — это последний день февраля).

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх