Стратегия финансовой грамотности

Минфин реализует проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» с 2011 года. Его цели — повысить финансовую грамотность граждан, научить их разумному финансовому поведению и ответственному отношению к личным финансам и семейному бюджету.

Проект софинансируется Всемирным банком (в лице его основного кредитного учреждения — Международного банка реконструкции и развития, МБРР). Его первоначальная цена составляла 113 миллионов долларов (доля заема МБРР — 25 миллионов), позднее она выросла почти в два раза — до 209,7 миллиона долларов. Рост произошел за счет доли софинансирования проекта со стороны России, срок реализации также увеличился — с 5 до 9,5 года.

Однако ежегодно в проект вкладывали меньше денег, чем планировалось, говорится в отчете Счетной палаты. В частности, в 2011 году было использовано только 14,7 процента средств от годового плана, в 2017 году — 70,5 процента (и это максимум за время действия проекта). Такое использование средств займа МБРР и софинансирования РФ, по мнению Счетной палаты, создает риски для достижения целей проекта. В пресс-службе минфина указывают, что утвержденные планы на 2019 год позволяют рассчитывать на то, что все предусмотренные контракты выполнят в полном объеме.

Счетная палата также указала в отчете, что созданные по инициативе минфина просветительские сайты либо не обновлялись, либо некоторые их разделы были не активны, и, следовательно, бесполезны для потребителей. Речь идет о сайтах хочумогузнаю.рф и 50plus.ru. В минфине же делают ставку на расширение функционала ставшего куда более популярным ресурса вашифинансы.рф., «чтобы он обеспечивал комплексное информационно-образовательное, сервисное и коммуникационное обслуживание широких целевых аудиторий различных возрастных групп». Также обновляется и портал хочумогузнаю.рф, на «заброшенность» которого указывала Счетная палата, добавляют в минфине.

В отчете Счетной палаты говорится также о недочетах в координации и контроле за работой проекта по финграмотности в регионах (в проекте участвуют девять субъектов РФ — Татарстан, Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края, Архангельская, Саратовская, Калининградская, Томская и Волгоградская области). Эти проблемы минфин связывает в основном с организационными изменениями в региональных администрациях. При этом сейчас взаимодействие уже налажено, настаивают в ведомстве. В том числе в Краснодарском крае в 2019 году должен появиться региональный центр финансовой грамотности, аналогичный запустят и в Татарстане.

В ведомстве подчеркивают, что основные индикаторы проекта по повышению финансовой грамотности уже достигнуты. Это принятая на 2017-2023 годы национальная стратегия повышения финансовой грамотности, создание образовательных программ, формирование кадрового потенциала (уже обучены более 30 тысяч тьюторов и преподавателей), работа с Роспотребнадзором и проведение информационной кампании.

Проект на протяжении всего срока его реализации 15 раз оценивался экспертами Всемирного банка удовлетворительно (это наивысшая оценка по методологии организации) или умеренно удовлетворительно в части достижения его целей, а также 11 раз получал такие же отзывы в части оценки хода его реализации, добавляют в минфине.

<strong>МОСКВА, 10 июн — РИА Новости. </strong>Несколько лет назад лидеры «Группы двадцати» (G20) заявили, что финансовая грамотность — это жизненно важная компетенция в XXI веке. О том, что это такое, насколько хорошо россияне разбираются в денежных вопросах и о многом другом рассказала представитель России в G20 по вопросам финансовой грамотности Анна Зеленцова.В современном мире растет доля индивидуальной ответственности человека за принятие финансовых решений. И нужно быть к этому подготовленным. Сбережения, ответственные финансовые решения, рациональное финансовое поведение — именно это основа финансового благополучия. Набор компетенций, позволяющих принимать эффективные финансовые решения, и является финансовой грамотностью.В кризисных ситуациях, таких как пандемия COVID-19, актуальность финансовой грамотности для большинства граждан еще больше возрастает, особенно таких в таких базовых вопросах, как наличие финансовой подушки сбережений, умение сравнивать риски и стоимость финансовых услуг, оптимизировать бюджет и избегать лишней задолженности, распознавать финансовых мошенников и не попадать в их ловушки. Однако будут ли извлечены из этого уроки на всю жизнь? Некоторые, по наблюдениям эксперта, уже начали экономить, создали свой антикризисный финансовый план, другим необходима помощь и объективная информация. Именно этому будет посвящен VII Семейный финансовый фестиваль, организованный Минфином России.Образование для всех и сразуФестиваль впервые пройдет в онлайн-формате на специальной цифровой платформе <a href=»https://familymoneyfest.ru/» target=»_blank»>www.familymoneyfest.ru</a>. Тринадцатого — четырнадцатого июня все желающие смогут присоединиться к мероприятию в интернете и посетить несколько площадок с мастер-классами, играми, индивидуальными консультациями и другими полезными событиями. Зеленцова подчеркивает, что у мероприятия межпоколенческий формат, который вовлекает всю семью. Так, на офлайновые фестивали приходили бабушки, дедушки, мамы, папы и дети разных возрастов, всем находилось занятие по вкусу. «Надеюсь, фестиваль в 2020 году вызовет не меньший интерес», — говорит эксперт. В дни мероприятия, помимо традиционной развлекательно-образовательной программы, специалисты проекта Минфина дадут консультации по государственным мерам в условиях пандемии, включая кредитные каникулы, расскажут о базовых навыках, которые упрощают ведение семейного бюджета, и о том, как снизить долговую нагрузку и сохранить сбережения.Это мероприятие — не разовая акция, а часть масштабной долгосрочной работы, которую ведет Минфин. Поскольку Анна Зеленцова занимает также должность стратегического координатора проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», она делится с нами примерами, как в данном проекте россиян обучают финансовой грамотности.Детсадовские финансисты и непростые беседы со школьникамиЗнакомство с финансами начинается в младшем возрасте. Во многих детских садах малыши уже проходят курс «Приключения кота Белобока, или Экономика для малышей»<em>,</em> где дошколята играют в магазин: планируют покупки, считают сдачу, получают первый опыт. Зеленцова напоминает, что установки формируются до семи лет, поэтому лучше пораньше начинать отличать важные и не обязательные расходы, учить распоряжаться своими деньгами, пусть и игровыми.»Конечно, установки формируются в семье. Но старшее поколение, жившее в советское время, не имело опыта финансового планирования, так как не было инструментов. Кроме сбережения в сберкассах, вложить свои деньги было некуда, да и эта культура в эпоху потребления во многом ушла. А, например, во французских семьях сохранилась культура долгосрочных сбережений, что позволяет Франции быть лидером по уровню финансовой грамотности в мире. Родители там с детства приучают детей рассчитывать свои средства и передают своим потомкам инвестиции по наследству, так что это естественная среда. В Российской Федерации это только появляется», — считает эксперт.Следующая группа — школьники. Минфин <a href=»https://pochta.rian.ru/owa/redir.aspx?C=ao1tvs_Ys6WBSH9YZH1-ue07aN7nJx2teYzkEoeFeCzz5FAFbQzYCA..&amp;URL=https%3a%2f%2fwww.minfin.ru%2fru%2fom%2ffingram%2fdirections%2fprograms%2fbooks%2f» target=»_blank»>подготовил</a> учебно-методические комплекты материалов для общеобразовательных учреждений со второго по 11-й класс, восемь миллионов экземпляров были отправлены в 50 регионов России бесплатно. Причем учебные пособия рассчитаны на учеников, учителей и родителей. Школьная программа порой перегружена, поэтому уроки финансовой грамотности предлагают на выбор родителей и администрации школы. И очень многие учреждения выбирают такие уроки. Занятия проходят в игровом режиме, так что ученики потом жалуются, что остальные уроки не такие интересные, как финансовая грамотность, говорит Зеленцова. Например, в шестом — седьмом классах ученики составляют на уроке памятки не только для себя, но и для своих бабушек и дедушек, как правильно и безопасно пользоваться банковской картой и делать покупки онлайн.Школьные уроки важны и потому, что часто родители сами не знают, как правильно разговаривать с детьми о финансах. Международное исследование ОЭСР PISA по финансовой грамотности показало, что чем больше родители дома обсуждают бюджет и финансы с детьми, даже элементарно объясняют, почему не могут что-то купить, или разрешают распоряжаться карманными деньгами, тем выше у таких детей уровень финансовой грамотности по сравнению со сверстниками. Поэтому в программу обучения финансовой грамотности в школе родители активно вовлечены. Это уникальная черта российского проекта, которая была отмечена Организацией экономического сотрудничества и развития как лучшая практика. Ведется большая работа и со взрослыми. Решение нашлось. Минфин с Национальным центром финансовой грамотности (НЦФГ) подготовил бесплатную программу «Финансовая грамотность на рабочем месте» — курсы по управлению личными финансами, к которым работодатели могут подключать своих сотрудников. Для этого в ситуации пандемии и перехода в онлайн в мессенджерах создаются группы, где тьюторы дают небольшие практические задания, отвечают на вопросы, консультируют. За четыре месяца текущего года количество работодателей, подключившихся к программе, выросло в четыре раза. Возможно, в будущем такой курс будет входить в социальный пакет работодателей, надеется Зеленцова.»Сильная сторона нашего проекта в том, что в нем при поддержке Минфина активно участвуют регионы, в них работают центры финансовой грамотности, ведется консультирование, даже недавно начались сельские фестивали по примеру федерального. Между регионами выстраиваются крепкие горизонтальные связи. Они заимствуют друг у друга лучшие практики, идеи, придумывают совместные межрегиональные проекты, взаимодействуют. И это тоже уникально для мировой практики финансового просвещения», — считает эксперт.Расписание уроков: русский, математика, финграмотностьМы попросили Анну Зеленцову предположить, что случится, если все современные молодые люди России получат навыки финансовой грамотности.<strong>»</strong>Если школьники будут посещать уроки финансовой грамотности, как занятия по математике или русскому языку, на постоянной основе, то это станет частью жизненно важных компетенций, многое изменится в будущем. Появится целое поколение более финансово грамотных людей, люди будут более подготовлены даже к возникающим периодически глобальным экономическим шокам, а значит, повысится устойчивость самих домохозяйств. Это будут люди, которые умеют ставить финансовые цели, умеют строить малый бизнес, которого у нас пока мало, которые смогут составить класс внутренних инвесторов. Все это приведет к большей устойчивости финансовой и банковской систем, а также к росту экономики и благосостояния граждан», — считает эксперт.На сегодняшний день более 70 стран имеют национальные стратегии по финансовой грамотности. Причем развитие финансовой грамотности на уровне государства стало частью их долгосрочной политики. Невозможно провести курс обучения и остановиться. Например, в Австралии азы финансовой грамотности внедрили сразу в несколько предметов школьной программы. После прохождения обучения школьники показали хорошие результаты. Однако, успокоившись и уменьшив работу в этом направлении, Австралия через три года показала падение уровня знаний, то есть занятия нужно проводить на постоянной основе.Еще одна причина, по которой необходимо продолжать эту работу системно и долгосрочно, — это стремительно растущая цифровизация финансовой сферы, постоянное усложнение финансовых продуктов. Кстати, Россия даже в сравнении со многими развитыми странами обладает большим количеством цифровых финансовых инструментов, но правильно пользоваться ими еще предстоит научить.Кто тут самый грамотныйНесмотря на некоторые прорехи в массовом уровне финансовой грамотности, Россия в мировых масштабах держится на неплохой позиции.Специалисты Организации экономического сотрудничества и развития разработали 21-балльную шкалу (индекс) оценки уровня финансовой грамотности населения. Этой методикой в своих исследованиях пользуются многие страны, в том числе Россия. А ОЭСР периодически формирует международные сравнительные доклады. В рамках G20 последнее исследование проводилось в 2017 году, Россия тогда заняла девятое место с 12,2 балла. В то же время успокаиваться рано всем, потому что и в России, и во всем мире пока еще невысок уровень финансовой грамотности населения. Так, у России к 2020 году рейтинг вырос до 12,5. У лидеров — Канады и Франции — около 14 баллов, то есть разница небольшая, а ближе к 21 максимально возможному баллу никто еще не подошел. Глобальный экономический кризис 2008 года показал важность финансовой грамотности для мировой стабильности, да и текущие финансовые сложности в период пандемии 2020-го говорят о том, что всем странам нужно многое сделать в плане повышения финансовой устойчивости граждан. Всем есть куда расти.

Сегодня исполняется 2 года, со дня выхода распоряжения Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р, согласно которому утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 — 2023 годы.
Что должен знать и уметь финансово грамотный гражданин РФ, согласно данной Стратегии?
Финансово грамотный гражданин должен, как минимум:
1. Следить за состоянием личных финансов;
2. Планировать свои доходы и расходы;
3. Формировать долгосрочные сбережения и финансовую «подушку безопасности» для непредвиденных обстоятельств;
4. Иметь представление о том, как искать и использовать необходимую финансовую информацию;
5. Рационально выбирать финансовые услуги;
6. Жить по средствам, избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним;
7. Знать и уметь отстаивать свои законные права, как потребителя финансовых услуг;
8. Быть способным распознавать признаки финансового мошенничества;
9. Знать о рисках на рынке финансовых услуг;
10. Знать и выполнять свои обязанности налогоплательщика;
11. Вести финансовую подготовку к жизни на пенсии.
И я бы еще добавил — уметь правильно учитывать степень риска! Это самое сложное, на мой взгляд! Также, как и правильно использовать необходимую финансовую информацию!
Несомненно, для повышения финансовой грамотности недостаточно пройти какие-то одни курсы или предмет в ВУЗе. Финансовую грамотность нужно повышать постоянно и делать это постепенно, по мере изучения простого материала (учета личных финансов) путем перехода к более сложному (сбережению и инвестированию).
Одной из форм повышения квалификации для гражданина является самостоятельная подготовка посредством изучения нормативно-правовых актов, специальной литературы в области финансов, а также изучения материала, доступного на специализированных сайтах и форумах в сети Интернет.
Сколько времени нужно тратить для повышения личной финансовой грамотности? Час в день, 2 часа в неделю или в месяц? Как правило, всё зависит от начального уровня знаний в области финансов. Если начальных знаний мало или недостаточно, то и времени на обучение придется потратить больше.
В зависимости, какой у Вас «лишний вес» или пробел в этих знаниях. Если пробел большой, то чтобы его восполнить, нужно систематически заниматься специальной подготовкой по финансам, желательно не реже 2-3 дней в неделю. Также у кого есть желание и возможность — можно пройти курсы обучения по финансовой грамотности и т.п., а в дальнейшем самостоятельно повышать свою финансовую подготовку.
На днях в Железноводске прошла конференция «Региональные практики повышения финансовой грамотности населения как элемент реализации национальной стратегии». На встречу собрались представители федерального проекта повышения финансовой грамотности населения, Национального агентства финансовых исследований, сотрудники министерства финансов и министерства образования Ставропольского края, эксперты в сфере финансов из восьми регионов России, преподаватели школ и вузов края.
Об этапах реализации Национальной стратегии повышения финансовой грамотности на 2017-2023 гг. рассказала стратегический координатор проекта Минфина России и Всемирного банка по повышению финансовой грамотности Анна Зеленцова. Она отметила, что в разработке дорожной карты стратегии принимали участие Минфин РФ, Банк России, Министерство просвещения, Министерство образования и другие ведомства.

Цитата

«Приоритетная задача – повышение качества и охвата финансового образования, информирование населения, а также обеспечение институциональной базы методических ресурсов», — подчеркнула она.

https://stav.aif.ru/money/finance/luchshie_praktiki_povysheniya_fingramontnos­ti_obsudili_na_stavropole
Для повышения личной финансовой грамотности, каждому из нас нужно работать также, как и с преодолением различных трудностей в жизни… Нередко человеку сложно заставить себя заниматься учетом личных финансов и тогда он остается на привычном для многих людей уровне жизни: работа — дом — занял в долг до зарплаты — или еще хуже взял кредит и тогда те деньги, которые можно было отложить (сберечь) — уходят на оплату кредитов или долгов чужому дяде.
К старости у такого человека ничего не остается или в лучшем случае, отложенные несколько десятков тысяч рублей на погребение и т.п. Вспомните зарубежных пенсионеров, каждый год приезжающих к нам в Россию из Европы, чтобы отдохнуть и посмотреть местные достопримечательности. Да у них более защищенная пенсионная система, более высокая заработная плата, но в то же время и более высокая финансовая грамотность, позволяющая сохранить и приумножить свои сбережения к глубокой старости. Не зря теперь говорят: Бедность — не порок, а большое несчастье! Несчастье, в которое мы подчас загоняем сами себя и не знаем, как выйти из бедности! К тому же, еще приходится сталкиваться с инфляцией, девальвацией, рецессией и другими «ураганами», которым мы не всегда знаем, что противопоставлять.
Итак, с чего же начать?
С начального уровня, а именно — с теории. Как я уже упоминал, повышение финансовой грамотности начинается с прочтения и изучения основных нормативно-правовых актов, специальной литературы в области финансов, а также изучения материала, доступного на специализированных сайтах и форумах в сети Интернет.
Приведу свою версию Списка нормативно-правовых актов, литературы, специализированных сайтов и форумов в сети Интернет в области финансов
Начальный уровень (теория)
1.1 Нормативно-правовые акты
— Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (с изменениями);
— Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ (с изменениями)
— Федеральный закон «О страховании вкладов в банках Российской Федерации» от 23.12.2003 № 177-ФЗ (с изменениями);
— Гражданский кодекс Российской Федерации (с изменениями);
— Налоговый кодекс Российской Федерации (с изменениями);
— Федеральный закон «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 № 161-ФЗ (с изменениями)
— Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» от 21.12.2013 № 353-ФЗ (с изменениями)
— Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ (последняя редакция)
— Положение Банка России от 24.12.2004 № 266-П (ред. от 14.01.2015) «Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2005 № 6431)
1.2. Рекомендуемая литература
— Юлия Сахаровская «Куда уходят деньги. Как грамотно управлять семейным бюджетом»: Альпина Бизнес Букс; Москва; 2012; ISBN 978-5-91657-471-5
— Анастасия Тарасова «Сам себе финансист: Как тратить с умом и копить правильно»: ООО «Альпина Паблишер»; Москва; 2018; ISBN 978-5-9614-5072-9
— Владимир Савенок «Как составить личный финансовый план и как его реализовать»: Манн, Иванов и Фербер; Москва; 2011; ISBN 978-5-91657-201-8
— Андрей Паранич «Личный финансовый план: Инструкция по составлению»: СмартБук: И трейд; Москва; 2009; ISBN 978-5-9791-0189-7
— Наталья Смирнова «Личные налоги: экономия. Всё о минимизации и возврате»: Питер; СПб.; 2009; ISBN 978-5-49807-181-7
— Вики Робин, Джо Домингес, Моник Тилфорд «Вы контролируете деньги или деньги контролируют Вас?»: ООО «Манн, Иванов и Фербер»; Москва; 2016; ISBN 978-5-00057-737-0
1.3. Сайты и форумы в сети Интернет
— Финансовый супермаркет / портал Banki.ru — https://www.banki.ru/
— Сайт Финансовая культура Fincult.info — https://fincult.info/
— Сайт Ваши финансы — https://vashifinancy.ru/
Примечания:
1. Справка о проекте Минфина «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»
Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» реализуется с 2011 года. Главная цель проекта — повышение финансовой грамотности российских граждан, содействие формированию у населения разумного финансового поведения, ответственного отношения к личным финансам, навыков управления личным и семейным бюджетом. Целевая аудитория проекта — взрослое население со средним и низким уровнем дохода (активные и потенциальные потребители финансовых услуг); учащиеся школьного возраста и студенты (в будущем — экономически активное население).
https://www.minfin.ru/ru/om/fingram/
https://www.minfin.ru/ru/om/fingram/directions/strategy/
2. Образовательные программы и информационные кампании по финансовой грамотности
https://www.minfin.ru/ru/om/fingram/directions/programs/
3. Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 — 2023 годы».

Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.

Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами. То есть вести учет доходов и расходов, избегать излишней задолженности, планировать личный бюджет, создавать сбережения. А также ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, и приобретать их на основе осознанного выбора. Наконец, использовать накопительные и страховые инструменты.

Стоит отметить, что от общего уровня финансовой грамотности населения страны во многом зависит ее экономическое развитие. Низкий уровень таких знаний приводит к отрицательным последствиям не только для потребителей финансовых услуг, но и для государства, частного сектора и общества в целом. Поэтому разработка и внедрение программ по повышению финансовой грамотности населения – важное направление государственной политики во многих развитых странах, например в США, Великобритании и Австралии. Высокий уровень осведомленности жителей в области финансов способствует социальной и экономической стабильности в стране. Рост финансовой грамотности приводит к снижению рисков излишней личной задолженности граждан по потребительским кредитам, сокращению рисков мошенничества со стороны недобросовестных участников рынка и т. д.

В России финансовая грамотность находится на низком уровне. Лишь небольшая часть граждан ориентируется в услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами.

По данным Всемирного банка за 2008 год и последующего мониторинга Национального агентства финансовых исследований, 49% россиян хранят сбережения дома, а 62% предпочитают не использовать какие-либо финансовые услуги, считая их сложными и непонятными. О системе страхования вкладов осведомлено 45% взрослого населения России, причем половина из этого количества только слышали данное название, но не могут объяснить его. Лишь 25% россиян пользуются банковскими картами. При этом у держателей кредитных карт наблюдается низкий уровень знаний о рисках, связанных с этим продуктом. Только 11% россиян имеют стратегию накоплений на период пенсионного возраста (для сравнения: 63% – в Великобритании). Большинство наших сограждан принимают решения об управлении своими финансами не на основе анализа полученной информации, а по рекомендациям знакомых или заинтересованных сотрудников финансовых учреждений. Также следует отметить, что в России низкая информированность населения о том, какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений. К примеру, свыше 60% семей не знают об обязанности банков раскрывать информацию об эффективной процентной ставке по кредиту, лишь 11% осведомлены об отсутствии государственной защиты в случае потери личных средств в инвестиционных фондах. Порядка 28% населения не признает личной ответственности за свои финансовые решения, считая, что государство все должно возмещать.

Такая статистика показывает, что заниматься повышением финансовой грамотности населения необходимо на государственном уровне.

Впервые эту проблему в России стали обсуждать в 2006 году на встрече в Санкт-Петербурге министров финансов G8, после чего меры по формированию финансовой грамотности в стране нашли отражение в целом ряде документов президента и правительства РФ.

Например, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года повышение финансовой грамотности обозначено в качестве одного из основных направлений формирования инвестиционного ресурса. В Стратегии развития финансового рынка РФ на период до 2020 года оно рассматривается в качестве важного фактора развития финансового рынка в России.

Министерство финансов РФ совместно с рядом федеральных органов исполнительной власти и при участии Всемирного банка ведет разработку программы повышения финансовой грамотности населения. Программа рассчитана на пять лет и на первом этапе будет реализовываться в нескольких российских регионах. Она будет включать в себя подготовку конкретных учебных программ и продуктов, совершенствование законодательства в сфере финансовых услуг и прав потребителей. Также данный проект должен по возможности объединить, обеспечить координацию уже реализуемых и готовящихся к запуску на разных уровнях программ и инициатив в сфере финансовой грамотности. Общий объем затрат составляет 110 млн долларов. Основная часть (80%) будет финансироваться из федерального бюджета, оставшаяся – за счет средств Всемирного банка.

На сегодняшний день по-прежнему большинство россиян получают теоретические знания в области финансов самостоятельно, посредством специализированных интернет-сайтов, телепередач, литературы, новостей, посещая курсы и тренинги, а опыт приобретают на собственных ошибках.

Наиболее известные интернет-ресурсы в области финансовой грамотности.

1. Информационный портал — крупнейший банковский сайт России. Повышению финансовой грамотности населения полностью посвящен раздел «Банковский словарь», в котором разъясняются финансовые и экономические понятия и термины, даются практические рекомендации потребителям финансовых услуг.

2. «Город финансов» – портал, созданный в рамках общефедеральной программы «Финансовая культура и безопасность граждан России».

3. «ФинграмТВ» — проект Ассоциации российских банков. Интернет-телеканал, ориентированный на повышение финансовой грамотности. На сайте можно посмотреть телевизионные лекции и получить консультации онлайн.

4. «Экспертная группа по финансовому просвещению при Федеральной службе по финансовым рынкам России».

5. «Финграмота.com» – официальный сайт Союза заемщиков и вкладчиков России.

6. «Азбука финансов» – проект по повышению финансовой грамотности, разработанный платежной системой Visa International при поддержке Министерства финансов РФ.

7. «Финансовая грамота» — совместный проект по повышению финансовой грамотности Российской экономической школы (РЭШ) и Фонда Citi.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх