Структура бюджета

Центральным звеном финансовой системы страны является государственный бюджет.

Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных средств, которым располагает исполнительный орган власти для выполнения необходимых управленческих и социально-экономических функций. Через государственный бюджет в развитых странах перераспределяется до 40% ВВП.

Бюджет строится по принципу двусторонней таблицы, в левой части которой отражаются доходы, а в правой – расходы.

Доходы бюджета делятся на налоговые (налог на прибыль предприятий, на доход от собственности, подоходный налог с физических лиц, налог на товары и услуги, платежи за пользование ресурсами, государственные пошлины, сборы, взносы в государственные социальные внебюджетные фонды) и неналоговые (доходы от использования и продажи государственного имущества, в т.ч. прибыль Центрального банка, от внешнеэкономической деятельности, доходы дорожного, экологического и других фондов).

Расходы бюджета используются на государственное управление и местное самоуправление, национальную оборону, поддержку отдельных отраслей производства, социально-культурные нужды, охрану окружающей среды, обслуживание государственного долга и другие цели. Бюджет России строится по принципу фискального федерализма, суть которого сводится к четкому разграничению средств между отдельными звеньями финансовой системы.

При таком подходе единый объединенный (консолидированный) бюджет государства включает в себя:

1) федеральный бюджет (бюджет правительства страны);

2) бюджеты субъектов федерации (республик, краев, областей);

3) местные бюджеты (городов, районов, поселений).

Бюджет правительства финансирует все расходы, касающиеся нации в целом: оборона, общегосударственное управление, фундаментальная наука, внешние экономические связи, частично социально-экономические нужды, обслуживание государственного долга.

Бюджеты субъектов федерации финансируют систему жизнеобеспечения и развития своей территории.

Местные бюджетыфинансируют содержание детских дошкольных и школьных учреждений, содержание городской инфраструктуры, учреждений здравоохранения, частично коммунальных предприятий. Для обеспечения всех этих расходов доходная часть местных бюджетов формируется из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов.

В зависимости от соотношения доходов и расходов бюджет может быть сбалансированным, дефицитным и профицитным.

Бюджетный кодекс РФ является основным НПА, устанавливающим общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы РФ, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в РФ, ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ.

БК РФ имеет след.структуру:

1. общие положения (бюджетное законодательство, бюджетные полномочия ОГВ и органов МС)

2. БС РФ (бюджетное устройство, доходы, расходы, сбалансированность бюджетов)

3. БП РФ (участники БП, составление, рассмотрение, исполнение проекта бюджета и контроль за его исполнением)

4-ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ

Бюджет – НПА (закон о бюджете или решение муниципального органа):

— балансовая таблица

— фонд финансовых ресурсов, осуществляющий приток, хранение и отток фин-х ресурсов.

Консолидированный бюджет — свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории.

Бюджетный процесс — деятельность органов власти и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Бюджетная система РФ основана на принципах:

· единства бюджетной системы РФ (единство законодательства РФ, форм бюджетной документации и отчетности, уст-е единого порядка формирования доходов и расходов бюджетов различных уровней);

· разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ (закрепление за бюджетами различных уровней опр.доходов и расходов, определение полномочий органов власти);

· самостоятельности бюджетов (обязанность органов власти сам-но обеспечивать сбалансированность бюджетов, эфф-ть исполнения бюджетных средств, сам-но осущ-ть бюджетный процесс);

· равенства бюджетных прав субъектов РФ, МО (отсутствие регулирования доходов местных бюджетов органами власти СРФ);

· полноты отражения доходов и расходов бюджетов;

· сбалансированности бюджета (объем доходов бюджетов должен соот-ть их расходам и наоборот);

· эффективности и экономности использования бюджетных средств;

· гласности (обязательное публикование утв-х бюджетов и отчетов об их исполнении);

· достоверности бюджета (обоснованность показателей соц-эк развития и реалистичность расчета доходов и расходов);

· адресности и целевого характера бюджетных средств.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

-1 уровень — федеральный бюджет РФ и государственные федеральные внебюджетные фонды;

-2 уровень — бюджеты субъектов РФ и государственные территориальные внебюджетные фонды;

-3 уровень -местные бюджеты.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

По существу федеральный бюджет является главным законом экономической жизни государства, в котором фиксируются не только цифры доходов и расходов казны, но и все остальные параметры экономического развития.

Бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет — формы образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам их ведения.

Несмотря на самостоятельность бюджетов, все уровни бюджетной системы тесно взаимосвязаны между собой, и функционируют на единых принципах. Организация бюджетной системы России основывается на принципах единства бюджетной системы Российской Федерации; разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; самостоятельности бюджетов; полноты отражения доходов и расходов бюджетов; сбалансированности; эффективности и экономности использования бюджетных средств; гласности; достоверности, адресности и целевого характера бюджетных средств.

«Консолидированный бюджет»

Особое место в бюджетной системе РФ занимают консолидированные бюджеты, используемые в качестве информационной базы о состоянии и тенденциях развития бюджетной системы, а также государственные внебюджетные фонды, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, имеющие социальную и экономическую направленность, используемые в целях перераспределения доходов общества в интересах отдельных социальных слоев населения.

Консолидированный бюджет Российской Федерации — это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Консолидированный бюджет Российской Федерации включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. В свою очередь консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации включает бюджет субъекта Российской Федерации и местные бюджеты.

Консолидированные бюджеты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации не рассматриваются и не утверждаются законодательными органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории в целом Российской Федерации и отдельных субъектов Российской Федерации.

Показатели консолидированных бюджетов используются в бюджетных и финансовых планировании и прогнозировании (при разработке прогнозов экономического и социального развития государства, территорий используются финансовые показатели, в основе которых показатели консолидированных бюджетов). А также при анализе формирования и использования финансового фонда страны (суммы всех финансовых ресурсов, поступающих в бюджетную систему). Показатели консолидированных бюджетов используются при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, территорий, например, бюджетные расходы на одного жителя на медицинское обслуживание, образование.

Проблемы бюджетного федерализма в Российской Федерации

Государство на всех стадиях бюджетного процесса, используя установленные принципы, методы и способы формирования бюджетных доходов и расходов, формирует бюджетные взаимосвязи, определяет пропорции распределения централизованных ресурсов и методы их использования.

В Российской Федерации можно выделить три основные проблемы, требующие принятия компромиссных решений между представителями различных уровней власти в области финансов.

Первая проблема связана с определением состава расходных полномочий и распределением их между бюджетами разных уровней по предоставлению определенных услуг населению. Для государств с многонациональным составом населения данная проблема требует учета национальных традиций отдельных национальностей, компактно проживающих на той или иной территории, учета их предпочтений. Соответственно одни услуги целесообразно предоставлять от лица федеральных властей, другие – от имени региональных органов власти. Могут быть и такие услуги, которые целесообразно предоставлять гражданам за счет средств бюджетов разных уровней.

Вторая проблема состоит в определении источников поступления денежных средств в бюджеты разных уровней для обеспечения расходных полномочий. При решении этой проблемы важно одновременно обеспечить эффективное использование имеющихся ресурсов страны, содействовать развитию региональных экономик и выполнению общеполитических решений в интересах всего государства.

Третья проблема заключается в организации взаимодействия между бюджетами и, прежде всего, в организации трансфертов между бюджетами разного уровня.

Сводный бюджет производственного предприятия состоит из трех бюджетов первого уровня — операционного, инвестиционного и финансового. В отечественной литературе часто финансовый бюджет определяют еще как «бюджет движения денежных средств» или «денежный бюджет». Это не совсем корректно, так как целью составления финансового бюджета является не только планирование денежных поступлений и расходов предприятия, но более широкое. Оно касается всех оборотных активов и краткосрочных обязательств как основных факторов, определяющих текущую платежеспособность предприятия.

Так, каждый из трех бюджетов первого уровня имеет свое предназначение.

Операционный бюджет фокусируется на моделировании будущих расходов и доходов от текущих операций за бюджетный период. Объектом рассмотрения операционного бюджета, является финансовый цикл предприятия.

Инвестиционный бюджет представляет направления обновления и выбытия капитальных активов (основных средств и вложений, долгосрочных финансовых вложений), что составляет основу инвестиционного цикла.

Финансовый бюджет — планирование баланса денежных поступлений и расходов, а в более широком смысле — баланса оборотных активов и текущих обязательств для поддержания финансовой устойчивости предприятия в течение бюджетного периода.

Выходными результатами бюджетного процесса являются плановые формы сводной финансовой отчетности. К ним относятся:

• Отчет о финансовых результатах (Отчет о совокупных доходах) — «исходная» форма операционного бюджета;

• Отчет о движении денежных средств по прямому и косвенные методом — «выходные» формы финансового бюджета;

• Баланс (Отчет о финансовом состоянии) — интегральная «выходная» форма, объединяющая результаты всех трех основных бюджетов, составляющих сводный бюджет предприятия.

Приведена структура сводного бюджета на примере производственного предприятия показана на рисунке 5.3.

Рис. 5.3. Блок-схема составления сводного бюджета производственного предприятия

Операционный бюджет состоит из ряда бюджетов (или пидбюджетив) второго уровня:

• бюджета продаж;

• бюджета производства;

• бюджета запасов готовой продукции (товарных остатков);

• бюджета постоянных (общехозяйственных и общих коммерческих) расходов;

• бюджета закупок и др.

Бюджеты второго уровня складываются из бюджетов третьего уровня. Последние могут разлагаться на бюджеты четвертого уровня и т.д., в зависимости от масштабов и многообразия хозяйственных операций предприятия. Например, бюджет производственных затрат является бюджетом третьего уровня и является составной бюджета производства, а бюджет прямых материальных затрат — бюджетом четвертого уровня, входит в состав бюджета производственных затрат. Таким образом, для сводного бюджета производственного предприятия характерна многоступенчатая иерархическая структура.

Каждый вид пидбюджетив различных уровней занимает свою, строго определенную «нишу» и играет свою четкую роль в технологии составления сводного бюджета предприятия.

Виды операционных бюджетов и их особенности

Положением о бюджетировании определяется основной бюджет (генеральный бюджет, мастер-бюджет) как финансовый численно определенный выражение маркетинговых и предпринимательских планов, необходимых для достижения поставленных целей.

Основной бюджет — это согласованный со всеми подразделениями план деятельности предприятия в целом. Он включает операционный и финансовый бюджеты, состав которых зависит от специфики деятельности предприятия. На этапе разработки основного бюджета проводят анализ и уточнение ценовой и кредитной политики, стратегии управления запасами, обнаруживают риски и оценивают возможные последствия управленческих решений. Основной бюджет и его составляющие — операционный и финансовый бюджеты представлены на примере производственного предприятия приведены на рис. 5.4.

Как видно из рис. 5.4 структурной схемы основного бюджета прослеживается три позиции: 1) подготовка к планированию; 2) планирование; 3) контроль.

Рис. 5.4. Структурная схема основного (генерального) бюджета и его отдельных элементов

Подготовка к планированию включает блок — определение стратегических целей, объединяет следующие элементы: определение задач (детализация), анализ альтернатив, разработка предложений, выявление узких мест, разработка мер по нейтрализации узких мест. Все указанное должно быть учтено при разработке бюджетов. В процессе контроля осуществляют анализ отклонений и на основе оценки делают выводы по учету принятых решений, направленных на совершенствование бюджетирования. Рассмотрим операционные бюджеты производственного предприятия.

К операционным бюджетов производственного предприятия относятся:

— Бюджет продаж в натуральном и стоимостном выражении;

— Бюджет производства в натуральном выражении;

— Бюджет сырья в натуральном и денежном выражении;

— Бюджет прямых затрат на материалы;

— Бюджет энергоносителей;

— Бюджет труда;

— Бюджет производственной себестоимости, который детализируется в бюджетах по элементам производственных затрат.

— Бюджет материальных затрат;

— Бюджет трудовых затрат;

— Бюджет общепроизводственных накладных расходов;

— Бюджет расходов на сбыт;

— Бюджет административных расходов.

В зависимости от специфики деятельности предприятия операционные бюджеты по своему составу могут отличаться.

Бюджеты разрабатывают различные отделы предприятия. Так, бюджеты продаж и расходов на сбыт составляет отдел маркетинга. Все остальные бюджеты разрабатывает планово-экономический отдел (ПЭО) вместе с другими отделами и службами предприятия (включая финансовый отдел). Методические основы подготовки операционных бюджетов, связанные с определенными аспектами по их формирования и исполнения, которые нужно учитывать. При разработке бюджетов и анализе их выполнения необходимо учитывать пять таких требований:

1. Бюджеты могут вказатись не выполненным, если невозможно достичь поставленных целей. Даже при разработанного бюджета доходов и расходов может оказаться, что для его реализации потребуется значительное дополнительное финансирование. Так, если предприятие подготовило к выпуску несколько новых изделий, но расходы по их производству и продвижению на рынок слишком большие, то емкость рынка может оказаться ограниченной, а жизненный цикл изделий коротким. В этом случае необходимо пересмотреть поставленные цели. Бюджеты могут быть недоступны, если условия достижения целей неприемлемы для предприятия. Возможны и другие препятствия в бюджетировании. Поставленные цели и подготовлены операционные бюджеты, с позиции руководства предприятия и менеджеров достижимы, но возможности финансирования будущих

расходов делают бюджеты неприемлемыми. В этом случае, предприятию целесообразно скорректировать бюджеты без пересмотра целей.

2. Для оценки приемлемости и досягаемости параметров, заложенных в бюджетах, применяют инструменты финансового анализа и диагностики. Диагностика финансового состояния предприятия — инструмент, позволяющий оценить эффект (улучшение-ухудшение финансового состояния) и результативность ( соотношение затраты — объем продаж — прибыль) принятых бюджетов.

Основными принципами проведения диагностики финансового состояния предприятия являются:

• оценка показателей, заложенных в бюджетах осуществляется их сравнением (фактических и плановых значений)

• исключение недостоверных данных, обусловливающие неточные результаты;

• использование только сравниваемых между собой показателей;

• учет при анализе взаимосвязи отдельных показателей;

• принятие управленческих решений по результатам диагностики финансового состояния предприятия.

Правильно формировать временные ряды показателей (месячных, квартальных, годовых), чтобы оценить величину их изменения (сопоставить с базовым и предыдущим периодам) для данного предприятия. Сравнение с аналогичными предприятиями не всегда корректно из-за несовпадения технологических, рыночных и других условий хозяйствования. Показатели, которые сравнивают, должны быть сопоставимы и относиться к аналогичным периодам.

3. При разработке и анализе бюджетов целесообразно применять форматы, по содержанию и структуре, приближенные к регистрам бухгалтерского учета и финансовой отчетности, что существенно облегчает составление и анализ операционных бюджетов (по методике план — факт — анализ).

4. При разработке операционных бюджетов руководство предприятия должно нацеливать менеджеров и руководителей подразделений на ускорение и упрощение Их подготовки. Для этого необходимо стандартизировать формы представления плановых и отчетных данных, позволяет оптимизировать работу планово-экономической службы, финансового отдела, бухгалтерии, отдела маркетинга и производственных подразделений.

5. Упрощение внедрения бюджетирования и анализ исполнения бюджетов за счет современных компьютерных технологий. Поэтому рекомендуют составлять бюджеты на год вперед с разбивкой показателей по месяцам или (кварталах). Операционные бюджеты необходимо формировать с учетом временного лага. Каждое предприятие должно определять, на какой период и с какой степенью детализации разрабатывать операционные бюджеты.

Руководители и менеджеры должны предусматривать неожиданные события, быстро распознавать и устранять негативные ситуации. Прогнозирование можно осуществлять в форме гибкого бюджета и модифицировать достижения положительных результатов по доходам, расходам и прибыли. Точность разработки операционных бюджетов определяют путем сравнения фактических параметров с запланированными. Чем ближе фактические значения с плановыми, тем выше точность разработанных бюджетов.

Основными показателями, характеризующими точность бюджетов являются:

• соответствие или превышение фактических доходов предприятия плановых;

• соответствие или уменьшение фактических расходов по бюджетным;

• соответствие или превышение фактической прибыли над бюджетным его значением.

Рассмотрим порядок разработки и содержание важнейших операционных бюджетов.

  1. Бюджет компании и его функции
  2. Производственный бюджет: состав и формирование

Бюджет компании и его функции

Определение 1

Бюджет компании – это финансовый документ, который отражает доходы и расходы компании за планируемый период в плановом выражении, который составляется в рамках процесса управления компанией.

Определение 2

Бюджет компании это сводный документ доходов и расходов компании за отчетный период времени. Составление бюджета способствует упорядочению производственно-финансовой деятельности компании. Контроль за исполнением бюджета способствует принятию своевременных управленческих решений со стороны руководства компании.

Заметка 1

В компании бюджет формируется для подразделений предприятия, и для организации как единого экономического субъекта.

Производственный бюджет: состав и формирование

Определение 3

Производственный бюджет – это свод операционных бюджетов компании, обеспечивающих потребности производственного процесса.

Бюджет производства включает следующие виды бюджетов: производства, запасов, затрат на оплату труда, прямых и общепроизводственных затрат.

Формирование производственного бюджета позволяет оценить полную себестоимость готовой продукции компании и выработать соответствующие управленческие решения по ее сбалансированности по отношению к цене продукции и итоговой прибыли компании.

Формирование производственного бюджета выполняется на основании прогнозных данных отделов продаж в натуральных величинах. Также учитываются остатки готовой продукции, запасов и сырьевых материалов на складах организации.

План

Лекция 2 ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)

1. Состав и структура расходов организации.

2. Состав и структура доходов организации.

3. Финансовый результат деятельности предприятия.

Все денежные затраты предприятия группируются по трем признакам:

• расходы, связанные с извлечением прибыли,

• расходы, не связанные с извлечением прибыли,

• принудительные расходы.

Расходы, связанные с извлечением прибыли, включают стоимость потребленных в процессе производства товарной продукции, работ, услуг, материальных ресурсов (материальные затраты); затраты на оплату труда; расходы, связанные с управлением производственным процессом; стоимость использованных в процессе производства внеоборотных активов (основных фондов, нематериальных активов).

Материальные затраты включают в себя затраты:

• на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), и на хозяйственные нужды;

• на тару и тарные материалы;

• на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и другого неамортизируемого имущества;

• на приобретение комплектующих изделий, полуфабрикатов сторонних производителей;

• на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели;

• на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними подрядчиками, в том числе транспортных;

• связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения.

Затраты на оплату труда представляют собой любые начисления работникам в денежной и натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Расходы, связанные с управлением производственным процессом (на- кладные расходы) включают в себя административно-управленческие расходы, арендную плату, командировочные расходы, содержание служебного автотранспорта, затраты вспомогательного производства и т.п.

Стоимость использованных в процессе производства внеоборотных активов (основных фондов, нематериальных активов) переносится на затраты через механизм амортизации.

К расходам, связанным с извлечением прибыли относятся и инвестиции — капитальные вложения, имеющие целью расширение объемов собственного производства, а также извлечение доходов на финансовых и фондовых рынках.

Основное место в составе затрат занимают затраты на производство и реализацию продукции. Эти затраты, в свою очередь, имеют множество признаков для классификации. Задача финансистов — освоить необходимое для управления затратами число классификаторов. Классификация затрат необходима для организации бухгалтерского (в том числе управленческого) учета, оперативного анализа и финансового планирования.

По учетному признаку затраты классифицируются на:

• расходы по обычным видам деятельности;

• операционные;

• внереализационные.

Этот признак положен в основу формирования Отчета о прибылях и убытках.

Расходы по обычным видам деятельности в свою очередь группируются по элементам на:

• материальные затраты;

• затраты на оплату труда;

• отчисления на социальные нужды (социальный налог);

• амортизацию;

• прочие затраты.

По составу затраты подразделяются на фактические, плановые или прогнозные.

По отношению к объему производства — на постоянные и переменные.

Постоянные затраты не зависят от объема производства. Они возможны даже тогда, когда предприятие простаивает или только что организовалось. К таким затратам относятся, например, арендная плата по взятым в аренду основным фондам, амортизация собственных основных фондов, зарплата администрации и обслуживающего персонала, коммунальные услуги, почтово-телеграфные услуги, налоги и другие.

Переменные затраты зависят от выпуска продукции: увеличиваются с ростом выпуска продукции, уменьшаются со снижением выпуска продукции.

Это затраты на сырье, материалы, комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо и энергию на технологические цели, зарплату основных рабочих, затраты на ремонт и обслуживание оборудования.

По степени однородности затраты разделяются на элементные и комплексные.

По степени усреднения — на общие и средние, т.е. затраты на единицу.

По функции управления — на производственные, коммерческие и административные.

В зависимости от порядка отнесения затрат на период генерирования прибыли — на затраты на продукт и на период.

Классификация расходов на затраты на продукт и затраты на период относительно нова для отечественного учета, но имеет важное методологическое значение, в том числе при оптимизации размера прибыли.

Затраты на продукт включаются в себестоимость продукции, они связаны с физическими единицами, могут быть частично отнесены на готовую продукцию на складе или товары отгруженные и участвовать в процессе исчисления прибыли месяцами позже их фактического осуществления.

Затраты на период включаются в себестоимость реализованной продукции в том периоде, в котором они возникли и уменьшают прибыль. Эквивалентом затрат на продукт в торговле служит стоимость приобретенных товаров, в промышленности — производственная себестоимость. Эквивалент затрат на период — общепроизводственные, административные и коммерческие расходы.

Поскольку управление затратами является одной из главных задач внутреннего управления, то для этой цели высшим критерием считается классификация по месту возникновения затрат в зависимости от организационного деления предприятия. Это деление предусматривает назначение ответственных руководителей подразделений. Классификация мест возникновения затрат должна быть на столько широкой, чтобы по каждому подразделению можно было определить только один базовый показатель, который учитывал бы загрузку данного структурного подразделения и одновременно отражал бы зависимость затрат от выработки.

Классификация по объектам затрат проводится в зависимости от производимых предприятием товаров, услуг, работ, на которые падают эти затраты. Основу классификации составляет картотека продукции предприятия, объект затрат — каждое изделие, вид услуг, вид работ, предназначенных для реализации. Полуфабрикаты образуют объект учета, если необходимо осуществлять контроль рентабельности этих изделий и оценивать изменение их запасов. При серийном, непрерывном производстве, а также при изготовлении продукции по отдельным заказам, в качестве объекта затрат выступает заказ.

По способу отнесения на себестоимость объектов, затраты делятся на прямые и косвенные.

В системе бухгалтерского учета к прямым расходам относятся расходы, которые можно прямо, по первичному документу, отнести на себестоимость единицы изделия (например, материалы, из которых изготавливаются конкретные изделия). К косвенным расходам относятся расходы, которые невозможно в момент их возникновения соотнести с конкретными видами изделий. Такие расходы предварительно накапливаются на отдельных счетах, затем, в конце отчетного периода, они распределяются между видами продукции пропорционально выбранной базе (например, основной заработной плате рабочих или прямым материальным затратам).

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх