Студент практикант

Попробуем выяснить, чем отличается учебная практика от производственной. Многие студенты отечественных академий и университетов сталкивались с подобными вопросами, пытались самостоятельно найти на них ответ.

Содержание

Что представляет собой отчет

Оформление отчета по ознакомительной практике — это анализ материалов, которые были собраны студентом в процессе его деятельности.

В настоящее время практика является составным элементом программ обучения. Стажировка и производственная практика необходимы для того, чтобы будущий специалист мог получить практические навыки. А также закрепить теоретические знания, заложенные в процессе лекционных занятий в аудитории.

Организация и проведение учебной практики во многих учебных заведениях — это обязательный этап обучения. Далеко не всегда, к сожалению, в реальной жизни студентам предоставляется хорошая база для закрепления знаний. В некоторых случаях и сами студенты не заинтересованы в том, чтобы быть практикантами. В любом случае после ее окончания ими оформляется полноценный отчет о проделанной работе.

Разновидности практик

Рассмотрим, какие существуют варианты практик, а также, чем отличается учебная практика от производственной. В зависимости от срока проведения, а также предназначения, в наши дни выделяют три варианта практик.

Что такое учебная практика? Это самая простая форма, организуемая на базе конкретного учебного заведения. Ее целью является первоначальное закрепление теоретической информации.

Специфика прохождения стажировки

В чем отличие учебной практики от производственной? Если первая разновидность проводится на базе университета или академии, то производственный вид связан с приобретением начальных производственных (профессиональных) навыков.

Ее организуют на тех производствах, в которых есть профильные специальности. Кроме того, у студента есть право самостоятельного поиска компании, в которой он будет проходить стажировку.

Часто появляются проблемы, которые связаны с тем, что на практикантов сотрудники компании стараются переложить рутинную незначительную работу. В таком случае о полноценной профессиональной подготовке речи не идет.

Заключительной является преддипломная практика. Ее студенты проходят непосредственно перед защитой итоговой работы. Основным предназначением этого вида стажировки является сбор необходимого материала для написания диплома.

Если организация учебной и производственной практики допускается на базе университета, то преддипломная форма невозможна без работы на производстве, которое связано с темой дипломной работы.

Рассуждая над тем, чем отличается учебная практика от производственной формы, отметим специфику предоставляемого отчета.

Существуют базовые правила, которые необходимо соблюдать при составлении отчета по пройденной практике.

И производственная, и учебная, и преддипломная форма стажировок предполагают предоставление характеристики организации, в которой находился студент.

В отчет о прохождении учебной практики необходимо включать общую характеристику компании, главных управленческих процессов, системы безопасности, описание технологических процессов. В зависимости от специфики направления, в отчет могут быть включены некоторые дополнительные пункты.

Отчет по производственной практике невозможен без описания производства, расчетов экономических показателей, анализа деятельности, оценки деятельности конкурентов, перспектив развития компании.

Отчет по преддипломной практике предполагает характеристику управленческой и экономической деятельности компании, детальный анализ конкретной проблемы, выявление нюансов, позитивных параметров, чтобы впоследующем можно было устранить недостатки. Этот отчет будет основой аналитической части диплома.

Особенности составления отчета

Чем отличается учебная практика от производственной? Первый вариант не связан с приобретением профессиональных навыков, допускает составление формального отчета.

Производственная стажировка является более серьезной и ответственной, поэтому по ее итогам составляется полноценное описание.

Для начала нужно дать подробную характеристику компании. Далее описываются ее экономические показатели, бухгалтерская отчетность. Не забывайте о том, что отчет должен быть заверен фирменной печатью организации, а также подписью руководителя.

Для того чтобы у студента не возникало проблем в учебном заведении, важно следить за тем, чтобы дневник практики совпадал с содержанием отчета.

Приветствуется наличие приложений, например должностная инструкция, также в него можно включить копии уставных документов компании.

Значимость стажировок

Учебная практика позволяет студентам оценить качество знаний, приобретенных ими на лекционных занятиях в аудитории, «попробовать» себя в разнообразных непредвиденных ситуациях, соотнести реальные параметры выбранной профессии.

При ее подготовке и проведении ответственную роль играют все ее участники: специалисты отрасли, субъекты образования.

В качестве субъектов принято называть профессоров, преподавателей, а также самих практикантов. Руководителя практики назначают на профильной кафедре. От него во многом зависит результативность и эффективность практического совершенствования студентом теоретических знаний и навыков.

Кроме того, на успешность стажировки влияет и та организация, на базе которой она проводится. Если представители компании заинтересованы в молодом специалисте, ему будут созданы оптимальные условия для получения практических навыков, «погружения» в будущую специальность, чтобы после завершения обучения дипломированный специалист вернулся в организацию уже в качестве полноценного сотрудника.

Продолжительность практики

Время проведения, а также продолжительность разных видов практик определяются кафедрой. Они удовлетворяют требованиям новых образовательных стандартов, внедренных в высшее российское образование.

Учебная практика, которую организует университет, институт, академия, в полной мере должна соответствовать той учебной программе, по которой осуществляется образовательный процесс. Между сторонней организацией, на базе которой будет она проводиться, и учебным заведением высшего звена заключается специальный договор о сотрудничестве.

Важные моменты

Цель учебной практики в первичном знакомстве с функционированием предприятия, его строением, структурой, управленческим аппаратом, правовой и организационной формой. В ходе составления отчета о ее прохождении практикант изучает нормативные и правовые документы, которые касаются управления компанией.

В ходе производственной практики студенты получают право на самостоятельную деятельность, что позволяет им приобретать начальные профессиональные качества.

Учебная стажировка представлена тремя видами:

  • ознакомительная форма направлена на многочисленные экскурсии по тем предприятиям, которые имеют прямое отношение к выбранной профессии;
  • предметно-методический вид связан с беседами и лекциями, касающимися профессиональной области;
  • практика по получению первоначальных профессиональных навыков, примером ее можно считать работу в дошкольном либо школьном учебном заведении.

В зависимости от специфики профессии, по которой осуществляется практика, могут быть определенные нюансы в составлении отчета. Но, независимо от того, в какой организации или на производстве будет осуществляться стажировка, после ее завершения практикант обязан составить дневник, приложить к нему отчет, и всю эту документацию предоставить своему руководителю.

Многие российские студенты стараются выбирать именно то направление для своей учебной и производственной стажировки, которое будет связано с тематикой дипломной работы. Например, если студент педагогического университета планирует написание итоговой работы по специфике организации внеурочной деятельности, при прохождении практики он уделяет внимание именно внеклассным мероприятиям.

Любая современная специальность, которая подразумевает техническую направленность, невозможна без закрепления теоретических знаний путем практической деятельности на производстве. Трудно себе представить квалифицированного инженера, который никогда не видел того оборудования, разработкой и обслуживанием которого он будет заниматься на рабочем месте.

В плане трудоустройства студенты являются особой категорией граждан. Как правило, работодатели с осторожностью относятся к приему на работу молодых людей, еще не окончивших учебное заведение. Однако закон их в этом не ограничивает, при условии соблюдения норм Трудового кодекса РФ.

Прием на работу

Со студентами, как и с иными категориями граждан, при устройстве на работу, должен быть заключен трудовой договор. В нем оговариваются условия сотрудничества компании с будущим работником.

В соответствии со ст. 58 ТК РФ, трудовой договор может иметь срочный и бессрочный характер.

Договор, рассчитанный на определенный срок, обычно заключается со студентами, проходящими производственную практику и обучающимися в учебных заведениях на дневном отделении.

Устройство на работу студента подразумевает заключение с ним трудового договора. Он может быть как бессрочным, так и иметь ограничение по сроку.

Если учится на очном отделении

Срочный договор может быть заключен со студентами очного отделения, о чем говорит 59 статья ТК РФ. Эта возможность открывает для человека, обучающегося в ВУЗе, возможность подработать за период летних каникул.

Студенты, желающие совмещать работу с учебой в течение всего года, также не лишаются данной возможности. В этом случае трудовой договор не будет ограничен по сроку, а возможность совмещения трудовой и учебной деятельности предоставит специальный график работы.

Кроме того, ст. 92 ТК РФ обязывает работодателей при приеме на работу несовершеннолетних сотрудников, обеспечивать им условия труда с сокращенным рабочим графиком. Студенты, достигшие совершеннолетия, также могут рассчитывать на сокращенную рабочую неделю. Такая просьба может быть направлена руководству организации в письменной форме.

Если учится на заочном отделении

В случае если кандидатом на работу в организации, стал студент заочного отделения, работодатель должен знать о своих обязанностях по отношению к данному сотруднику.

Обязанностью работодателя является предоставление оплачиваемого отпуска на период сессии, не заменяющего основной. Длительность учебных отпусков зависит от уровня учебного заведения и курса, на котором обучается студент-заочник, она регулируется ст. 173 ТК РФ.

Данные правила распространяются на сотрудников, которые впервые получают образование в учреждении данного уровня. Например, некий сотрудник был принят на работу на основании диплома о средне специальном образовании. Затем он поступил в высшее учебное заведение. В этом случае, учебные отпуска, предоставляемые сотруднику, должны быть оплачены. Если же, сотрудник, имея высшее образование по какой-либо специальности, поступает в ВУЗ на другой факультет, руководство компании не обязано оплачивать ему отпуск на время сессии.

После составления договора по стандартному образцу и его подписания обеими сторонами, в отношении нового сотрудника-студента должен быть издан приказ о том, что он принят на работу в данную организацию. Приказ не должен расходиться с содержанием заключенного договора. В трехдневный период после выхода на работу, сотрудник должен быть ознакомлен с изданным приказом.

Особенности

Трудовые отношения с лицами, находящимися на стадии обучения в ВУЗе, характеризуются рядом особенностей, которые работодатель должен учитывать.

  • Обозначение в трудовом договоре испытательного срока для несовершеннолетнего сотрудника запрещено, в соответствии со ст. 70 ТК РФ;
  • Ст. 93 ТК РФ наделяет работодателей обязанностью устанавливать сокращенный график работы для сотрудников младше 18 лет;
  • По обоюдному согласию между сторонами трудового договора сокращенная трудовая неделя, а также короткий рабочий день может быть установлен и в отношении совершеннолетнего студента;
  • При сокращенном режиме работы заработная плата начисляется исходя из реально отработанного времени;
  • В большинстве случаев рабочий день студентов является сокращенным. Это условие обязательно должно быть отражено в трудовом договоре;
  • Особенности установления режима работы для студентов не являются основанием для изменения длительности законного отпуска, трудового стажа, и т.п.

Рабочий график

Время, которое можно уделить выполнению своих профессиональных обязанностей, у работающих студентов ограничено. Этот факт был учтен законодателями в Трудовом кодексе.

Закон позволяет работодателю и его потенциальному работнику договориться о графике работы в индивидуальном порядке. Например, установить более короткую рабочую неделю или рабочий день длительностью меньше общепринятого. Эти две меры могут быть предприняты и одновременно.

Во всяком случае, минимальное количество рабочих часов в течение недели законом не ограничивается.

К студентам вполне применимо установление гибкого графика. Имеется в виду, что в течение установленного периода работающий студент должен отработать не менее определенного количества часов. При этом начало и окончание рабочего дня, а также дни, в которые нужно выйти на работу, устанавливаются в индивидуальном порядке.

В отношение несовершеннолетних студентов, максимальное количество рабочих часов ограничено законом:

  • Лицам, не достигшим 16 лет, можно работать не более 12 часов в неделю;
  • В возрасте от 16 до 18 лет это время увеличивается до 18 часов.

Желание молодого человека работать не по сокращенной ставке, вполне законно. Совершеннолетний студент очного отделения, не имеющий инвалидности 1 и 2 группы, может работать до 40 часов в неделю, если условия труда являются безопасными для здоровья. Работа во время учебных часов законом не ограничивается.

Работающие студенты имеют право выполнять свои служебные обязанности на условиях короткой недели и сокращенного дня. В их отношении допустимо применение гибкого графика.

Стажер

Устройство стажера на работу в компанию в некотором смысле является выгодным для работодателя. Это позволит работодателю в дальнейшей перспективе обеспечить себя высококвалифицированными сотрудниками, но так же не исключено, что компании потребуется стажер водитель.

Стоит отметить, что существует распространенная практика заключения договоров между организациями и учебными заведениями. На их основании студенты ВУЗов и ССУЗов получают возможность прохождения производственной практики на территории больших предприятий и организаций.

Сотрудничество со стажером характеризуется рядом особенностей:

  • Продолжительность стажировки устанавливается в соответствии с планом, принятым в учебном заведении.
  • В обязанность руководства компании вменяется заключение срочного трудового договора со стажером. Срок, на который он заключается, не может превышать 6 месяцев (ст. 59 ТК РФ).
  • Факт стажировки должен быть внесен в трудовую книжку студента.
  • Организация должна обеспечить стажера опытным наставником или наставниками.
  • Успешное прохождение стажировки завершается выдачей студенту свидетельства о прохождении практики в данной компании.

Посмотрите видео о приеме на работу студента, алгоритм оформления и с какого возраста можно оформлять на работу студента:

Желание не зависеть от родителей и потребность в денежных средствах заставляет студента искать работу. Для работодателя сотрудничество с этой категорией граждан связано с рядом особенностей. Прием студента на работу в обязательном порядке проходит с учетом формы обучения. Если лицо обучается на очном отделении ВУЗа, стандартный трудовой договор заключить не получится. Процесс должен выполняться в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ.

ТК РФ

Особенности взаимодействия работника и работодателя в РФ регулирует Трудовой кодекс. Правила составления соглашения с сотрудником отражены в главах 10-11. В соответствии со статьей 59 ТК РФ, если студент обучается на очном отделении ВУЗа, работодатель может заключить с потенциальным работником только срочный договор. Это связано с тем, что обычно студенты-очники хотят найти только подработку на лето.

Если сотрудник ещё не достиг совершеннолетия, должна быть установлена сокращенная рабочая неделя. Правило закреплено в статье 92 ТК РФ. Условие должно быть отражено в договоре.

Если человек уже достиг совершеннолетия, он также имеет право просить у работодателя установить неполную рабочую неделю. Для этого потребуется составить заявление или обсудить сотрудничество во время подписания трудового договора. Правило закреплено в статье 93 ТК РФ.

В соответствии со статьей 173 ТК РФ и ФЗ №125 от 22 августа 1996 года, работодатель обязан предоставлять гражданину, который получает образование, оплачиваемый учебный отпуск для подготовки и сдачи экзаменов. Продолжительность периода зависит от курса обучения и основания отпуска.

Наименьший период отдыха в связи с учебой получают студенты начальных курсов. Больше всего времени предоставляется дипломникам. Их учебный отпуск может достигать 4 месяцев.

Прием на работу студента очного отделения

Если компания нанимает лицо, обучающееся на очном отделении ВУЗа, гражданин приобретает те же права и обязанности, что и другие сотрудники организации. Взаимодействие осуществляется на основании норм ТК РФ. Если гражданин оформляется в компанию для прохождения практики, договор заключается между работодателем и учебным учреждением. Стандартное соглашение предстоит подписать, если студент проходит в компании производственную практику. Со студентом-очником заключается срочный договор.

Пошаговая инструкция оформления на работу студента очного отделения

В ТК РФ не отражены положения, касающиеся приема на работу студентов-очников. Однако ряд особенностей всё же существует. Процедура осуществляется по следующей схеме:

  1. Гражданин приходит на собеседование. Работодатель определяет, готов ли он начать сотрудничество со студентом. Во внимание стоит принять возраст претендентов. Не все обучающиеся в ВУЗе достигли совершеннолетия. Заключить соглашение можно только с лицами старше 16 лет. Трудовой кодекс предусматривает ряд ограничений для несовершеннолетних сотрудников. Такие граждане не могут выполнять перечень определенных работ, зафиксированных законодательно. На работодателя накладываются дополнительные обязанности. Он должен будет направить кандидата на обязательный медицинский осмотр за свой счёт. Испытательный срок в отношении несовершеннолетних граждан установить нельзя.
  2. Студент предоставляет пакет документов. Гражданина знакомят с нормами, действующими в организации. Затем уполномоченные сотрудники предлагают подписать трудовой договор.
  3. Работодатель издает приказ о приеме на работу студента. Если гражданин начинает работать впервые, заводится трудовая книжка. Дополнительно оформляется СНИЛС, если документ отсутствует. Лицо должно оставить подпись на приказе. Факт подтверждает знакомство с документом. Действия необходимо выполнить в течение 3 дней с момента начала трудовой деятельности.
  4. Гражданин приступает к трудовым обязанностям.

С гражданином нельзя заключить трудовой договор о работе по совместительству только на основании того, что лицо является обучающимся очного отделения ВУЗа. Учёба не может рассматриваться в качестве дополнительного места трудоустройства.

Стоит обратить внимание на режим работы студента-очника. Граждане, входящие в эту категорию, редко могут трудиться 8 часов в сутки. Закон устанавливает ограничения для несовершеннолетних граждан. Они не могут работать больше 35 часов в неделю. Продолжительность рабочего дня не может превышать 7 часов. Работодатель должен быть готов к тому, что потребуется установка особого графика для сотрудника-студента.

Необходимые документы

Чтобы компания согласилась нанять студента, он должен подготовить пакет документов и предоставить их работодателю. В перечень необходимо включить:

  • паспорт;
  • документ, подтверждающий прохождение обучения;
  • трудовая книжка, если имеется;
  • ИНН и СНИЛС, если имеется;
  • полис ОМС.

Если лицо устраивается на работу впервые, оно должно приобрести новую трудовую книжку. Ее заполнением займется работодатель. ИНН и СНИЛС студент должен получить самостоятельно.

Приказ о приеме на работу

Если компания принимает нового сотрудника, потребуется оформить приказ. Он составляется по форме №Т-1. В документе должны быть отражены основные положения трудового договора, подписанного со студентом. С готовым приказом необходимо ознакомить работника, в отношении которого оформляется локальный нормативно-правовой акт.

В качестве подтверждения факта ознакомления с приказом, человек должен поставить подпись. Действия нужно выполнить в течение 3 суток с момента начала выполнения трудовых обязанностей. По желанию принимаемого на работу студента может быть предоставлена копия приказа, заверенная в соответствии с правилами. Скачать пример приказа можно здесь.

Полный и неполный рабочий день

Студенты могут осуществлять работу на полный или неполный день. Если в компанию устраивается несовершеннолетний гражданин, он не может работать больше 7 часов в сутки. Такое правило закреплено в ТК РФ. Совершеннолетние граждане имеют право попросить установку неполного рабочего дня по собственному желанию. Сведения об этом должны быть в обязательном порядке отражены в трудовом договоре. В соглашении предстоит указать:

  • какие дни будут считаться рабочими;
  • продолжительность работы в сутки и в неделю;
  • перерывы во время выполнения трудовой деятельности, если имеются;
  • время начала и окончания рабочего дня;
  • выходные дни.

Дополнительно в соглашении должно быть четко зафиксировано, что студент осуществляет деятельность на неполное рабочее время.

Студенты-заочники обычно устраиваются на общих основаниях. Им устанавливается полный рабочий день, если они не являются несовершеннолетними. Иное возможно по предварительной договоренности сторон. Особенности предстоящего сотрудничества при приеме на работу в обязательном порядке фиксируются документально.

Обязанности работодателя

Список обязанностей фиксирует ТК РФ. Перечень актуален в независимости от того, кто принимается на работу. Работодатель обязан:

  • соблюдать нормы действующего законодательства;
  • обеспечивать одинаковую оплату за равный труд;
  • предоставлять работу в соответствии с трудовым договором;
  • обеспечивать оборудованием и иными средствами, необходимыми для выполнения трудовых обязанностей;
  • знакомить с локальными нормативными актами;
  • выплачивать заработную плату;
  • выполнять предписания Федерального органа исполнительной власти;
  • вести коллективные переговоры и заключать коллективный договор;
  • обеспечивать бытовые нужды в связи с исполнением трудовых обязанностей ;
  • произведение обязательного социального страхования;
  • возмещать вред, который работник понес в результате выполнения трудовых обязанностей;
  • рассматривать предписание профсоюзных органов.

Существуют и особые обязанности, которые возникают только в случае, если на работу принят студент. Так, работодатель обязан предоставлять ученический отпуск. Если на работу принимается несовершеннолетний гражданин, компания обязана скорректировать график работы в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Ответственность работодателя

Особых положений, касающихся ответственности при приеме на работу студента, ТК РФ не фиксирует.

Ответственность студента

Действие трудового кодекса распространяется на студента в полной мере. Если с лицом заключается договор, оно несет полную материальную ответственность. Если имущество работодателя будет испорчено по вине сотрудника, студент должен будет возместить его стоимость.

Испытательный срок

Трудовой кодекс позволяет работодателю определить потребность в испытательном сроке по собственному желанию. Если компания решит, что период необходим, он будет установлен. Наличие испытательного срока должно быть отражено в соглашении между работником и организацией.

Правило действует, если студенту исполнилось 18 лет. Если гражданин младше, закон не позволяет установить испытательный срок. Сотрудничество сразу же должно быть начато на постоянной основе.

Отпуск для студентов

Предоставление и оплата отпуска для сотрудника-студента выполняется в соответствии со стандартными правилами. Предоставление заработной платы осуществляется пропорционально количеству отработанного времени. Денежная выплата за ежегодный отпуск зависит от дохода гражданина за последний год.

Обычно студенты получают меньше других работников. Это отражается и на величине выплаты за отпуск.

Запись в трудовой книжке

Если работа студента является основной, и деятельность будет выполняться дольше 5 суток, в трудовую книжку в обязательном порядке должна быть внесена запись. Правило закреплено в статье 65 ТК РФ. Запись вносится в соответствии с положениями ТК РФ. Особого оформления сотрудничества со студентом-очником не предусмотрено.

Прием на работу на летний период

Если студент очного отделения принимается только на лето, заключается срочный договор. В нем фиксируется информация обо всех особенностях взаимодействия с гражданином. Если устанавливается неполный рабочий день, факт необходимо отразить в соглашении. Работник должен быть ознакомлен с договором. В качестве подтверждения он представляет подпись.

Прием на работу студента очного отделения состоящего в РСО

Если студент состоит в РСО, ТК РФ не фиксирует особой процедуры принятия на работу. Манипуляция будет осуществлена на общих основаниях. Работодатель должен будет принять во внимание возраст потенциального сотрудника и обсудить особенности графика.

Все нюансы сотрудничества отражаются в договоре. Бумага в обязательном порядке должна быть предоставлена сотруднику для ознакомления. Лицо подписывает договор, если согласно со всеми его положениями. Только после этого гражданин может приступить к осуществлению трудовой деятельности.

Прием на работу студента заочного отделения

Оформление студента-заочника выполняется на классических условиях. Если лицо впервые получает образование, оно имеет право на все привилегии, отраженные в статьях 173, 174 ТК РФ. Если гражданин решил получить образование такого уровня во второй раз, компания может не предоставлять работнику оплачиваемый отпуск для сдачи сессии и оплачивать проезд.

Нюансы

Нанимая студента-очника, работодатель надеется, что гражданин продолжит выполнение обязанностей в компании после окончания ВУЗа. Организация сможет получить подготовленного специалистов с высшим образованием. Дополнительно учреждение может предоставлять заработную плату студентам значительно ниже, чем штатному сотруднику, занимающему аналогичную должность.

Взаимодействие с лицами, проходящими обучение в высших образовательных учреждениях, связано с рядом дополнительных нюансов. Так, сотрудник-студент имеет право потребовать установление сокращенной рабочей недели. Дополнительно гражданин будет периодически уходить на сессию. Учебный отпуск с основным не совмещается. Период оплачивается. Организация не может оказать в ученическом отпуске, если работа является основной. Отклонение заявки будет считаться нарушением прав работника.

Студент будет отсутствовать на рабочем месте дольше остальных сотрудников. Продолжительность ученического отпуска может доходить до 4 месяцев. Такой срок устанавливается для дипломников. Обучающиеся начальных курсов отсутствуют меньше. Средняя продолжительность сессии составляет 1 месяц.

Нужна помощь в написании работы?

Большинство учебных заведений после обучения теоретической части студента направляют его на практику для закрепления полученных знаний. Практику предусматривают заведения разных уровней и квалификаций, будь то ПТУ или ВУЗ. Самый главный результат после этого этапа образования – это характеристика на студента, проходившего практику. Кто выдает характеристику с места прохождения практики, готовый шаблон характеристики, правила, как написать и оформить такой документ и другие тонкости будут рассмотрены далее.

Требования к заполнению характеристики со стороны учебного заведения (общие принципы)

Как должна выглядеть готовая характеристика на студента после прохождения практики на предприятии, рассмотрены в общих принципах заполнения такого документа. Изначально берется образец для отчета по практике, далее его должен заполнить сам студент. Содержание такого бланка диктуется регламентом образовательного учреждения, что должен учесть практикант.

Но в целом бланк должен содержать в себе следующую информацию:

  • организация, а также ее реквизиты;
  • адрес и электронный ящик;
  • телефон для контактов;
  • основные данные о практиканте – ФИО, место обучения, курс обучения;
  • должность практиканта на предприятии;
  • длительность практики;
  • обязанности студента на предприятии, где он практикуется;
  • подпись руководителя, ответственно за практику, а также печать предприятия.

Где взять типовой бланк характеристики на студента, принятый в учебном заведении?

Характеристика – это своего рода отзыв руководителя практики и рекомендация, которая может быть положительная или отрицательная. Бланк для заполнения и оформления такого отзыва обычно распространяется в готовом виде — образец для отчета по практике. Его можно скачать при помощи интернета в текстовом документе и заполнить самостоятельно.

Также многие учебные заведения самостоятельно выдают типовой бланк к заполнению производственной практики студента образец. Запросить его можно у любых старшекурсников, которые сталкивались уже с такими вопросами или непосредственно у методиста.

Он выглядит примерно следующим образом:

Шаблон характеристики на студента проходившего практику

Кто дает характеристику студенту о прохождении практики на предприятии?

Вообще, теоретически характеристика предприятия студента, который временно проходил практику на нем, выдается именно от предприятия (руководитель, который ведет практику). Именно тот человек, который обучает студентов, наблюдает за их знаниями, практическими навыками и умениями, является руководителем практики и он обязан заполнять в конце этого периода образования характеристику.

На деле же происходит несколько иначе. Написанием характеристики учебной или производственной практики стажера занимается непосредственно он сам. В конце документа руководитель стажировки только ставит свою подпись и печать производства, как бы подтверждая, что со всем вышеизложенным согласен полностью.

Если студент не знает наверняка, как должна выглядеть характеристика предприятия о проведенной практике студентом, можно обратиться к профессионалам, помогающим в составлении и написании отчета.

Производственная и учебная практика — есть ли разница?

Практика может быть как производственной, так и учебной. Отсюда у студентов возникает вопрос, в чем заключается отличие учебной практики от производственной?

  1. Учебная практика – это облегченная форма стажировки ученика, которая формируется и проводится на базе самого учебного заведения. Цель такой стажировки заключается в первоначальном формировании и закреплении практических умений на базе теоретических знаний. Например, студентки практикантки педагогического колледжа могут проходить практику прямо в своем учебном заведении, оттачивая навыки преподавателя.
  2. Производственная практика – это вид деятельности студента по закрепления теоретических знаний на конкретном производстве и предприятии в зависимости от профильной специальности студента. Простым языком осуществляется помощь производству, оказанная студентом во время практики. Например, на педагогической практике оценивают студента, проходившего практику в школе или в ДОУ (в детском саду), на студента юриста или на стажера адвоката практика проходит в суде, практиканта бухгалтера или экономиста оценивают в бухгалтерии и на производстве, медика – в больнице.

Также существует преддипломная практика, которую проводят для студентов непосредственно перед защитой дипломной работы и окончанием учебного процесса в целом. Для написания преддипломной работы стажер во время практики собирает все ценные данные, которые будут внесены в дипломную работу.

Что должно быть отражено в характеристике о прохождении практики?

Нужна помощь в написании работы?

Производственная характеристика – это в первую очередь оценка работы студента и подтверждение того, что он получил навыки, приобретенные за время обучения и стажировки на предприятии. Чтобы понимать в общем, как выглядит пример написания характеристики, стоит рассмотреть обязательные пункты, которые в ней должны быть:

  • все данные о компании, в которой проводилась стажировка;
  • все данные о практиканте;
  • подробная информация о ходе стажировки (кто курировал практику, этапы воспитательной работы, полученные навыки за время прохождения практики, результат практики и т. п.);
  • личная оценка студента (краткая характеристика обучающегося по итогам его работы, выявленные качества студента, его отношение к работе и рекомендации студенту по итогам и т. п.).

В целом характеристика профессиональной деятельности обучающегося во время практики должна предоставлять объективное понимание руководителю практики ВУЗа, техникума или другого заведения того, какой уровень старательности и знаний показал студент на деле. Возможно, будут уместны рекомендации от руководителя касательно корректировки знаний и обучения студента в будущем.

Пример правильно оформленной характеристики

О том, что студент в ходе практики проявил себя, как специалист в своем деле или напротив, оказался слабо подготовленным к профессиональной деятельности, должно объективно указываться в характеристики с места стажировки. Просмотреть пример отзыва о прохождении производственной практики от куратора можно ниже.

Пример правильно оформленной характеристики

Характеристика, дневник и отчет по практике. Какая связь?

Все три пункта – характеристика, дневник и отчет по практике, все они ведутся и оформляются студентом за период прохождения практики на производстве для сдачи в учебное заведение. Более подробно о каждом пункте будет сказано далее:

  1. Характеристика – ее запрашивают с места прохождения преддипломной и производственной практики. В ней указывается уровень теоретической подготовки, и основные выводы о практической деятельности студента.
  2. Дневник о прохождении практики – это важный текстовый документ, который ведет сам студент. Формуляр (шаблон) дневника можно взять в методичке ВУЗа или формулируется свободно. Здесь указывается ежедневно, чем занимался студент, а после каждой записи руководитель практики ставит подпись.
  3. Отчет по практике – это глобальная работа студента, которая сама по себе состоит из характеристики с места стажировки, сюда же входит и оценка организации студентом, дневник с каждодневными заданиями (основная часть), разные приложения и заключение («за время прохождения практики я научилась…»).

Оценка студентом организации практики пример:

Оценка студентом организации практики

Выводы о практической деятельности студента пример:

Выводы о практической деятельности студента

На что влияет характеристика о прохождении практики?

Далеко не все учащиеся ВУЗов ответственно подходят к вопросу, как заполнить характеристику о прохождении практики, недооценивая важность этого документа. На самом же деле обучение в профессиональном учебном заведении – это не только получения теоретических знаний, но и выработка практических навыков и умений.

Важно понимать несколько правил:

  • без практики и характеристики невозможно дальнейшее обучение в ВУЗе, колледже и училище;
  • характеристика является дополнением к будущему резюме молодого специалиста, что будут учитывать потенциальные работодатели на собеседованиях;
  • характеристика усиливает портфолио активиста и выделяет его на фоне других сотрудников компании, подтверждая наличие профессиональных навыков;
  • по такому документу в учебном заведении преподаватели могут убедиться в действительном усвоении теоретической части образования студента.

То есть прохождение практики и получение хорошей характеристики станет следующей ступенькой по поднятию по карьерной лестнице на самом ее начале.

Бланки и шаблоны

Шаблон характеристики о прохождении практики

Пример готовой характеристики на студента

Пример негативной характеристики на практиканта

Шаблон отзыва от руководителя практики

Вывод

Характеристика с места прохождения практики – это важная составляющая образовательного процесса и для студентов, и для преподавателей. Первым она позволяет понять производственный процесс и свою профессиональную деятельность изнутри, а также проявить свои навыки и таланты. Вторым показывает результат работы со студентами, то есть насколько теоретические данные помогли им стать специалистами своего дела. Взять примеры для характеристики, например, на студента колледжа образец или учащегося в ВУЗе можно в методичке или скачать в интернете.

Памятка студенту

1. Практика студентов является важнейшей частью учебного процесса и проводится с целью закрепления и углубления теоретических знаний и приобретения практических навыков .

2. Перед выходом на практику студент получает дневник с указанием базы практики и ФИО руководителей практики.

3. Студент при прохождении практики обязан:

— полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики;

— подчиняться действующим на предприятии, в учреждении, организации правилам внутреннего трудового распорядка;

— изучать и строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии;

— участвовать в научно-исследовательской работе по заданиям руководителей практики;

— нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными работниками;

4. По окончании практики студент в дневнике практики:

— пишет отчет о проделанной работе;

— получает отзыв и оценку руководителя практикой от предприятия;

5. Итоговая оценка за практику выставляется студенту после предоставления оформленного дневника практики и защиты его на итоговой конференции.

6. Оценка по практике учитывается при характеристике успеваемости наравне с оценками по всем дисциплинам.

7. Студент, не выполнивший программу практики, получивший неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляется на практику повторно в период студенческих каникул. На основании академической задолженности по практике студент может быть отчислен из института.

8. На студентов-практикантов, нарушающих правила внутреннего распорядка, руководителями предприятий, учреждений и организаций могут налагаться взыскания, о чем сообщается руководителю практики от института и записывается в дневник.

9. Дневник практики хранится в учебном управлении в течение пяти лет.

Учебная практика

Практика студентов 3 курса направления «Социальная работа» (очная форма обучения – 6 семестр, продолжительность 2 недели, дифференцированный зачет) посвящена обучению студентов основам оказания социальной поддержки и помощи различным категориям населения (пенсионерам, инвалидам, неполным и многодетным семьям, детям оставшимся без попечения родителей и др.).

Анализ проблем управления и организации системы социальной поддержки и помощи позволяет студенту в период практики закрепить исследовательскую и технологическую функции данного вида практики, овладеть методикой предоставления помощи и поддержки населению.

Практика проводится в течение 2 недель.

Важной характеристикой социального учреждения служит его профилированность в отношении социальной работы. Так, одни учреждения полностью выполняют социальную работу и профилированы в отношении социальной работы, а в других учреждениях социальная работа является дополнительной, побочной либо вспомогательной задачей.

Чтобы учреждение стало полноценной базой для практики студентов по социальной работе, оно должно отвечать следующим требованиям:

1. Реальное выполнение задач, входящих в сферу социальной работы.

2. Социальная работа с различными категориями клиентов.

3. Владение современными технологиями социальной работы.

4. Наличие специалистов, готовых грамотно реализовывать современные технологии социальной работы.

5. Открытый (публичный) характер деятельности.

6. Наличие объективной заинтересованности в подготовке специалистов.

7. Наличие материально-технической базы.

8. Наличие режима работы, согласующегося с учебным процессом студентов.

Возможные места проведения практики являются:

1. Филиал Главного управления защиты населения – отдел СЗН по г. Кургану.

2. ГБУ «Курганский центр социальной помощи семье и детям»

3. ГБУ «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

4. ГБУ «Реабилитационный центр для лиц без определенного места жительства и занятий»

5. ГБУ «Курганский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

6. ГБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов по г. Кургану»

На данной практике студенты должны усвоить механизмы реализации законов, которые должны предоставить помощь и поддержку гражданам, глубже осознать реальные проблемы, имеющиеся в деятельности тех учреждений, в которых студенты проходят практику. Специалисты учреждения на практике должны показать студентам роль переговоров, происходящих на разных уровнях, где формируется умения аргументировано добиваться предоставления той или иной помощи.

Основными теоретическими дисциплинами, готовящими студентов к такому виду деятельности, являются курсы «Теория социальной работы», «Технология социальной работы», «Социальное право».

Основные умения, формируемые у студента на 3 курсе – организационные, предполагающие умение организовать социально значимую деятельность среди населения, создавать организационно-исполнительную систему учреждений и служб, осуществлять экспериментальную работу для выявления путей разрешения проблемы. По итогам практики студент пишет отчет и обобщает материалы для курсовой работы.

Цель практики – углубленное знакомство с видами социальной работы, социальными службами и отделами, особенностями профессиональной деятельности в них, обучение практическим навыкам и умениям социального работника.

Задачи практики:

· обучиться навыкам работы с клиентом;

· сформировать этические ориентации будущего специалиста, гуманистической позиции, поиск инновационных подходов в профессиональной деятельности;

· вместе со специалистами территориальных центров студент-практикант занимается планированием работы, составлением программ оказания помощи населению;

· войдя в роль социального работника, увидеть профессиональные функции и методы воздействия на клиента;

· принять участие в составлении персональных карт клиентов;

· познакомить студентов с вопросами правового регулирования предоставления помощи;

· определить права и обязанности получателей помощи;

· определить приоритеты в установлении помощи и льгот с учетом уровня социально-экономического развития и местных особенностей;

· определить перечень видов социальных выплат и льгот и их размеров;

· приобрести умения создания творческой атмосферы деятельности коллектива и доброжелательных межличностных отношений.

План проведения практики

1. Установочная конференция в университете.

2. Практическая деятельность в учреждениях социального обслуживания населения (список учреждений социального обслуживания в г. Кургане).

3. Промежуточный отчет (см. задание на практику)

4. Подготовка дневника, отчета практики и выступления на конференции.

5. Итоговая конференция по учебной практике в университете.

Обязанности студента-практиканта

1.В период практики студент соблюдает правила внутреннего распорядка в социальных службах, выполняет распоряжения директора, руководителя практики, начальников отделов, соблюдает нравственно-этические нормы Кодекса социального работника.

2.Находясь на практике, вместе со специалистами территориальных центров социальной защиты населения студент-практикант участвует в планировании работы, присутствует на совещаниях и встречах, участвует в составлении и реализации программ оказания помощи населению.

3.В период практики вести записи с анализом проведенной работы, которые затем должны быть отражены в итоговом отчете.

4.Выполнять программу и конкретные задачи практики, отчитаться перед руководителем.

Задачи студентов в период прохождения практики (6 семестр):

Задание Виды деятельности Форма отчетности
Задание для промежуточного отчета
1.Составить индивидуальный план работы Вместе с руководителем практики наметить порядок и сроки выполнения заданий Привести в отчете план работы
2. Знакомство с учреждением социальной защиты населения, в котором студент проходит практику. В беседе с руководителем учреждения выявить общие сведения об истории возникновения и развития организации, ее структуре, основных направлениях деятельности, о составе специалистов, их обязанностях, специфике деятельности Привести в отчете перечень задаваемых вопросов и полученных ответов
3.Знакомство (детальное) с отделами учреждения социальной защиты населения, в котором студент проходит практику. В беседе со специалистами отделов познакомиться со структурой, направлениями работы отделов, составом специалистов, их обязанностями. Привести в отчете записи беседы со специалистами данных отделов, перечень задаваемых вопросов и полученных ответов.
4. Познакомиться с деятельностью специалиста, занимающегося компьютерным обеспечением данной организации (отдела) Познакомиться с базой данных Привести в отчете анализ состояния базы данных по оказанию помощи, а также регистрации лиц, получивших и нуждающихся в помощи
5. Познакомиться с нормативно-правовой базой деятельности организации (отдела) Изучить основные нормативно-правовые документы Привести в отчете перечень изученных законодательных и нормативных документов, регламентирующих деятельность организации (отдела) и реализующих право граждан на получение помощи
6. Изучить технологию предоставления различных видов помощи Изучить и проанализировать особенности оказания социальной помощи На основе анализа деятельности специалистов организации (отделов), привести в отчете этапы технологического процесса оказания помощи
7. Изучить характер писем-обращений, заявлений и жалоб граждан Участвовать в подготовке материалов для ответов на обращения, заявления и жалобы граждан Проанализировать проблемы, с которыми обращаются граждане, выделить приоритетные проблемы
8. Познакомиться со специалистами и категориями клиентов, с которыми они работают В беседе со специалистом ознакомиться: — с его должностными обязанностями — планом работы — особенностями категорий клиентов Зафиксировать в отчете: — особенности работы специалиста — стиль общения специалиста с клиентами — особенности клиентов
9. Познакомиться с основными методами работы специалистов с клиентами Присутствовать на приеме граждан, участвовать в оформлении документов. Вести журнал приема посетителей 1. В отчете перечислить категории граждан, получающих государственную социальную помощь вне зависимости от дохода получателя 2. Обозначить категории граждан, имеющие право получать помощь в зависимости от среднедушевого дохода семьи и величины прожиточного минимума. 3. Составить карточку клиента.
10. Познакомиться с процедурой оформления документов на граждан Участвовать в организации своевременной подготовки и выдачи документов, справок гражданам Привести в отчете: — этапы оформления документов; — виды оформляемых документов.
11. Познакомиться с процедурой разрешения конфликтных ситуаций 1. Изучить причины разногласий, возникающих между клиентом и учреждением 2. Участвовать в качестве посредника в процедуре урегулирования конфликта 1.Описать суть конфликта, выделив: — субъектов конфликта — предмет конфликта — конфликтные отношения — причины конфликта — условия протекания конфликта 2. Найти эффективные пути разрешения конфликта
12. Изучить этику партнерских взаимоотношений сотрудников организации Сформулировать основные этические правила взаимоотношений сотрудников рабочего коллектива. Анализ психологического климата коллектива учреждения (отдела) и стиля взаимодействия специалистов.
Задание для заключительного отчета (включая и промежуточный)
1. Провести анализ потребителей помощи Обосновать необходимость поиска новых подходов на федеральном уровне к оказанию помощи данным категориям населения Привести в отчете возможные пути и методы совершенствования действующей помощи
2. Провести анализ социальных обязательств государства Провести анализ социальных обязательств государства с учетом ограниченных финансовых возможностей Привести последствия невыполнения государством социальных обязательств
3. Привести анализ новых механизмов введения и реализации государством в деле помощи данным категориям населения Выделить в данной проблеме социально-экономические и политические аспекты Привести в отчете рекомендации, которые бы содействовали снижению социальной напряженности
4. Провести сравнительный анализ предоставления помощи данным категориям населения в России и зарубежных стран (Германия, США и др.) Выделить общие и частные проблемы в организации системы предоставления помощи соответствующим категориям населения. Изучение и анализ научной литературы по данной проблематике. Проанализировать механизмы оказания помощи данным категориям в России и за рубежом. Привести в отчете обзор литературы по данной проблематике.
5. Обобщить полученные на практике результаты Изложить в отчете выводы о характере проблемы
6.Подготовить и выступить на заключительной конференции тематическое выступление). Отзыв руководителя практики и оценка.
Дифференцированный зачет Выступление на конференции Отчет

В ходе практики студенты:

1)Ведут ежедневные записи в дневнике о полученных новых знаниях и выполненной работе, отмечают свои впечатления.

2) Проявляют активность и стремление к наиболее глубокому изучению содержания деятельности учреждения.

3) Выполняют указания руководителя практики в учреждении.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх