Субъекты и объекты приватизации

Субъекты и объекты приватизационных правоотношений

В качестве особого вида управленческой деятельности приватизация представляет собой совокупность взаимосвязанных и целенаправленных действий субъектов приватизации по передаче объектов государственной и муниципальной собственности в частную. Причем эта деятельность осуществляется по решению и при непосредственном участии специальных органов государства и муниципальных образований в установленных порядке и формах. Как управленческая деятельность приватизация структурно состоит из двух элементов: объектов и субъектов приватизации.

Объектами приватизации является государственное и муниципальное имущество. Действующий Закон о приватизации в качестве объекта приватизации называет государственное и муниципальное имущество, а не предприятие в целом (либо его часть). И хотя это, как правило, имущественный комплекс (предприятие), тем не менее, под «имуществом» понимаются и другие объекты. Возникает вопрос: какие объекты?

Закон о приватизации не дает прямого ответа на поставленный вопрос. В нем (п. 2 ст. 3) лишь содержится перечень объектов, на которые не распространяется Закон.

К их числу относятся:

  1. земля, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;
  2. природные ресурсы;
  3. государственный и муниципальный жилищный фонд;
  4. государственный резерв;
  5. государственное и муниципальное имущество, находящееся за пределами территории Российской Федерации;
  6. государственное и муниципальное имущество в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
  7. культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками и иным находящимся в государственной или муниципальной собственности имуществом религиозного назначения при передаче безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях;
  8. государственное и муниципальное имущество при отчуждении в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений;
  9. государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;
  10. государственное и муниципальное имущество на основании судебного решения;
  11. акции в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом.

Итак, объект приватизации — это государственное и муниципальное имущество. Однако определение понятия «имущество», как известно, отсутствует в действующем законодательстве. Поэтому можно лишь высказать следующие предположения на этот счет. Сюда входят, прежде всего, объекты недвижимости (предприятия, имущественные комплексы, здания, сооружения и др.). Наряду с ними объектами приватизации может быть и движимое имущество (например, ценные бумаги). В состав объектов приватизации входят также имущественные права (например, доли Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в капитале хозяйственных обществ).

Надо признать справедливым мнение о том, что в Законе о приватизации необходимо прямо указать конкретные объекты, на которые распространяется действие этого правового акта, а не искать объекты приватизации «от обратного». Действующее положение в значительной степени затрудняет применение названного Закона в хозяйственной практике.

К субъектам приватизации относятся государство, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, предприятия и организации независимо от формы собственности, а также граждане.

Субъекты приватизации государственного и муниципального имущества

В процессе приватизации государство в лице соответствующих органов реализует свою экономическую функцию.

В силу ст. 6 Закона о приватизации Правительство РФ вправе наделить федеральный орган исполнительной власти полномочиями на осуществление функций по приватизации федерального имущества. Ранее эти функции осуществлял Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом (Госкомимущество), а также его территориальные подразделения (комитеты), затем

Министерство государственного имущества РФ (Мингосимущество). С 2002 г. федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ осуществлять функции по приватизации федерального имущества, является Министерство имущественных отношений РФ (Минимущество России). Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» данное Министерство упразднено.

Равным образом упразднен Российский фонд федерального имущества. Этим указом образовано Федеральное агентство по управлению федеральной собственностью, входящее в состав Министерства экономического развития и торговли. На федеральном уровне создан единый орган, осуществляющий управление федеральной собственностью.

С точки зрения Закона о приватизации продавцами в приватизационных отношениях являются собственники государственного и муниципального имущества — публичные образования (Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования) в лице соответствующих органов. На федеральном уровне — это Федеральное агентство по управлению федеральной собственностью.

Объекты приватизации и их классификация

Приватизация в России проводилась в отношении различного рода имущества, каждый из которых имеет особый правовой режим и, как следствие этого, особый порядок приватизации. Но термин «приватизация государственного имущества» традиционно использовался и используется для обозначения передачи в частную собственность имущества государственных (муниципальных) предприятий, несмотря на то, что объектами приватизации являются и иные виды государственного имущества (жилье, земельные участки и др.). Закон о приватизации 2001 г. специально указывает, что его действие не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы; природных ресурсов; государственного и муниципального жилищного фонда и некоторых иных объектов. Аналогичные нормы содержались и в ранее действовавших законах о приватизации, поскольку приватизация указанных объектов имеет особую специфику и регулируется специальным законодательством.

Действующее законодательство о приватизации в качестве основного объекта приватизации определяет государственное и муниципальное имущество. Изменения в направленности приватизации можно проследить даже по изменениям в названиях законов о приватизации (в 1991 г. — приватизация предприятий, в 1997 и 2001 гг. — приватизация имущества). При этом под имуществом, подлежащим приватизации, понимаются имущественные комплексы государственных и муниципальных унитарных предприятий, находящиеся в государственной собственности акции открытых акционерных обществ, а также иное имущество, непосредственно связанное с деятельностью предприятия, например исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.

Закон 1991 г.

Субъекты приватизации

содержал обширный перечень объектов приватизации, для обозначения которых, как уже отмечено, использовались неюридические понятия и термины. К объектам приватизации относились:

1) предприятия, цеха, производства, участки, иные подразделения этих предприятий;

2) оборудование, здания, сооружения;

3) лицензии, патенты и другие материальные и нематериальные активы предприятий;

4) активы ликвидированных предприятий;

5) доли (паи, акции) государства и местных Советов народных депутатов, приватизируемых предприятий в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий.

Законы 1997 и 2001 гг. отказались от подобного перечисления объектов приватизации, употребив в качестве объекта приватизации понятие государственного и муниципального имущества. При этом под имуществом понимаются предприятия как имущественные комплексы, а также принадлежащие государству, муниципальным образованиям акции акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.

Законодательство о приватизации предусматривает определенную классификацию ее объектов, основанием которой является степень возможности приватизации тех или иных объектов. Исходя из этого основания объекты приватизации всегда подразделялись на:

имущество, приватизация которого запрещена;

имущество, приватизация которого ограниченна (данное имущество закрепляется в государственной собственности до принятия решения о его приватизации);

имущество, приватизируемое в особом порядке (по решениям Правительства РФ, без участия нерезидентов и т.п.);

приватизируемые объекты, в том числе в порядке обязательной приватизации.

Фактически приведенная классификация аналогична существующей в гражданском праве классификации вещей на разрешенные к обороту (оборотоспособные), ограниченно оборотоспособные и изъятые из оборота (ст.129 ГК).

Наиболее полно подобная классификация объектов приватизации была проведена в Программе приватизации 1993 г. (разд.2) и Законе 1997 г. (п.3 ст.4).

Закон 2001 г. предусматривает иную классификацию имущества исходя из возможности его приватизации, содержащую два вида имущества:

имущество, не подлежащее приватизации (объекты гражданских прав, оборот которых не допускается (объекты, изъятые из оборота), а также имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности);

имущество, подлежащее приватизации.

При этом имущество, подлежащее приватизации, включает в себя имущество, приватизация которого ограниченна или осуществляется в особом порядке. Во-первых, это стратегические предприятия и акционерные общества, для приватизации которых необходимо соответствующее решение Президента РФ: федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ, а также открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы государства, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ. Во-вторых, акции РАО «Газпром» и РАО «ЕЭС», а также являющиеся субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти в области управления железнодорожным транспортом федеральные государственные унитарные предприятия, которые приватизируются на основании федерального закона (ст.7 Закона о приватизации 2001 г.).

Дата добавления: 2016-07-29; просмотров: 460 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Субъекты и объекты приватизации

Проблемная ситуация: ФГУП с 27.05.2009 реорганизовано путем преобразования в ОАО. В состав имущества, не подлежащего приватизации, включены бомбоубежище, котельная и прилегающие к ней коммуникации, объекты очистных сооружений и другие объекты. Котельную, коммуникации, объекты очистных сооружений, насосную, артезианскую скважину планировалось передать в квартирно-эксплуатационную часть (КЭЧ) района, но до настоящего времени имущество не передано. Перечисленные выше объекты социального назначения являются единственными источниками обеспечения жизнедеятельности ОАО и прилегающего жилого городка, находящегося на балансе КЭЧ. ОАО обеспечивает рабочее состояние котельной и передает тепло за плату населению.

Как отразить имущество, не подлежащее приватизации, во вступительном балансе ОАО (на балансовом счете 01 или на забалансовом счете)?

Возникает ли у ОАО обязанность по уплате налога на имущество на объекты, не подлежащие приватизации, но используемые ОАО для обеспечения жизнедеятельности самого предприятия и жилого городка?

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 3 ноября 2009 г. N 03-05-05-01/72

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о налогообложении объектов имущества, не подлежащих приватизации, и сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения по практике применения нормативных правовых актов Министерства, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно обращаем внимание, что в соответствии с п. 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378 Кодекса.

В силу положений ст. ст. 1 и 8 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» имущество, являющееся собственностью организации, является объектом бухгалтерского учета этой организации.

На основании ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Предпринимательское право России

Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, а также иные права.

Учитывая указанные нормы законодательства, налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации — балансодержатели признаваемого объектом налогообложения в соответствии с п. 1 ст. 374 Кодекса имущества, находящегося у юридического лица на праве собственности, праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что согласно положениям ст. ст. 30 и 31 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения (в том числе объекты жилищного фонда и объекты его инфраструктуры), не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством. При этом обременениями (ограничениями) приватизируемого государственного или муниципального имущества может являться обязанность содержать имущество, не включенное в состав приватизированного имущественного комплекса, в том числе объекты гражданской обороны, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, имущество мобилизационного назначения.

Поэтому при формировании учетной политики в части ведения бухгалтерского учета имущества, не включенного в состав приватизированного имущественного комплекса, следует исходить из допущения имущественной обособленности, предусмотренной ст. 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете в Российской Федерации», а также Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденного Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н, из которых следует, что объекты основных средств, не включенные в состав приватизированного имущественного комплекса (в том числе объекты гражданской обороны, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, имущество мобилизационного назначения) и переданные организации — приватизируемому юридическому лицу на содержание (ответственное хранение или временное пользование), подлежат учету в бухгалтерском учете обособленно за балансом, поскольку не являются собственностью данной организации.

В мотивировочной части принимаемых арбитражными судами решений имеются аналогичные выводы по данному вопросу (например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 09.07.2007 по делу N А05-12688/2066-13, от 26.02.2004 по делу N А42-939/03-16).

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

Глава 14. Приватизация государственного и муниципального имущества

Понятие приватизации

Переход нашей страны от командно-административной системы к рыночной был невозможен без участия на рынке разных организационных структур, действующих как в качестве собственников, так и иных автономно организованных субъектов, преследующих свои собственные интересы. Необходимо было создать такую среду, в которой каждый из участников приводит в действие механизм конкуренции и заставляет всех искать пути к успеху.

Экономика советского периода истории России, обладая благодаря плановому ведению хозяйства рядом преимуществ (планомерность производства, возможность концентрации ресурсов для достижения цели, всеобщая занятость населения, социальная гарантированность прав граждан), дискредитировалась низким уровнем производительности труда, затратным характером производства, отторжением научно-технического прогресса.

Для предприятий, основывавших свою деятельность на единой государственной собственности, главным было выполнение плановых заданий любой ценой. Использование технических новшеств мешало своевременному выполнению директивных плановых заданий, соответственно, предприятия не были заинтересованы во внедрении изобретений. В результате, имея достижения в сфере военно-промышленного комплекса, освоении космоса, страна отставала по таким направлениям, как машиностроение, информатизация, транспорт, связь, производство товаров для населения и др.

Производство было монополизировано, предприятиям гарантировалось плановое снабжение и плановый сбыт их продукции. Все это делало производство индифферентным к освоению передовых достижений науки и техники.

Для кардинальных изменений в экономике при любом варианте перестройки возникла необходимость создать конкурентную рыночную среду, оживить в производителе товаров, услуг потенции непосредственного и собственного интереса к результатам хозяйствования. К середине 80-х годов прошлого столетия стала явственно ощущаться объективная потребность создать новые отношения собственности, демонополизировать экономику, устранить исключительное положение государственных предприятий.

Все это можно было сделать на основе разгосударствления и приватизации.

Разгосударствление было возможно реализовать двумя способами преобразования государственной собственности: а) в коллективные формы с созданием арендных и иных коллективных предприятий и выкупом государственной собственности; б) в частные формы путем создания частных предприятий, выкупа или акционирования государственной собственности.

Приватизация означала один из способов преобразования государственных предприятий в частные. Был избран второй из указанных путей преобразований.

Поскольку к началу 90-х годов XX в. наиболее актуальным для экономики страны был вопрос о приватизации предприятий, первый закон в этой сфере — Закон РСФСР от 3 июля 1991 г. «О приватизации государственных и муниципальных предприятий»*(790) касался предприятий, их имущества, а не других видов государственного и муниципального имущества. В нем вовсе не упоминались, например, земельные участки, включая те, на которых предприятия размещены.

В соответствии с этим Законом под приватизацией понималось приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и муниципальных образований в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия, оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника), долей (паев, акций) государства и муниципальных образований в капитале акционерных обществ (товариществ), принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий (ст. 1 Закона).

С позиций дня сегодняшнего несовершенства этого понятия очевидны.

A) На момент принятия Закона не существовало еще понятия предприятия как объекта права собственности (оно появилось в ст. 132 ГК РФ 1994 г.), поэтому в ст. 1 Закона о приватизации речь идет не только о приватизации имущества (вещей), но и передаче в частную собственность предприятий как субъектов, юридических лиц, что, конечно, некорректно.

Б) Ограничен круг покупателей — не указаны, например, производственные кооперативы, хотя эта организационно-правовая форма была весьма распространена еще со времен СССР.

B) Смешаны организационно-правовые формы (общества, товарищества), где учредители (участники) имеют долю в уставном (складочном) капитале с организациями, где уставный капитал не формируется (ассоциации, союзы). В последнем случае нет долей предприятий в имуществе ассоциаций, союзов как объектов приватизации.

Из определения приватизации следует, что она не обязательно должна быть возмездной. Допускалась безвозмездная передача части акций членам трудового коллектива при акционировании предприятий.

Акцент в определении приватизации делался на приобретении объектов в частную собственность, а не на целесообразном в каждом отдельном случае отчуждении государственного и муниципального имущества.

Приватизация инициировалась органами исполнительной власти, заинтересованными юридическими и физическими лицами, которые подавали заявки на приватизацию конкретного объекта уполномоченному принимать решение об этом государственному органу.

В Законе о приватизации 1991 г. содержался закрытый перечень оснований для отказа заинтересованным лицам в принятии решений о приватизации. Среди них не было такого основания для отказа в приватизации, как ее нецелесообразность. Если приватизация объекта не была законодательно запрещена, а лицо, подавшее заявку, не ограничено в силу закона выступать в качестве покупателя, положительное решение о приватизации должно было быть принято. Можно сказать, что в соответствующих случаях приватизация для государства была фактически обязательной. Государство таким образом гарантировало право граждан и юридических лиц реально приобрести предприятия, их части в свою собственность.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества»*(791) существенно изменил понятие приватизации. В соответствии со ст. 1 этого Закона приватизация — это возмездное отчуждение государственного или муниципального имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц.

Из указанного определения следует, что:

а) приватизация носит возмездный характер;

б) приватизация как процесс представляет собой деятельность государства и муниципальных образований, направленную на уменьшение доли собственности этих публично-правовых образований в экономике страны.

Отметим, что Закон о приватизации 1997 г. сохранял заявочную систему инициирования приватизации и исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии решений о приватизации.

В Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»*(792) сохранилось понимание приватизации как процесса возмездного отчуждения государственного или муниципального имущества.

Отменена заявочная система приватизации. Заинтересованные лица сейчас вправе подавать не заявки на приватизацию, а выходить с предложениями о приватизации. В свою очередь, эти предложения могут быть учтены или, напротив, не учтены при разработке прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества. Закон не содержит перечня оснований для отказа в приватизации.

Обратим внимание, что Закон говорит о передаче государственного и муниципального имущества в собственность физических и юридических лиц (а не в частную собственность).

§ 2. Объекты и субъекты приватизации государственного и муниципального имущества

Объясняется это, очевидно, тем, что приобретать это имущество могут субъекты иных форм собственности: ведь Конституция РФ, помимо государственной, муниципальной и частной собственности, допускает существование и других форм собственности (ст. 8 Конституции РФ).

Законы о приватизации 1997 и 2001 гг. (в отличие от Закона 1991 г.) в определении приватизации не раскрывают, какие виды имущества являются объектами приватизации. Сфера действия Закона о приватизации 2001 г. (как и его предшественника — Закона 1997 г.) очерчивается не прямо, а перечислением отношений, возникающих при отчуждении государственного и муниципального имущества, на которые этот Закон не распространяется. Например, регулируются другими законами приватизация жилищного фонда, имущества государственного резерва, государственного имущества, находящегося за пределами России, и другие случаи отчуждения, указанные в ст. 3 Закона.

Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 251 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Третья группа включает объекты и предприятия, приватизация которых осуществляется только по решению Госкомимущества Российской Федерации с учетом мнения отраслевых министерств. К этой группе относятся: предприятия всех отраслей, занимающие доминирующее положение на федеральном или местных рынках товаров, работ и услуг.; крупнейшие предприятия с численностью работников более 10000 человек или балансовой стоимостью основных фондов на 1 января 1992 г. более 1 млрд. руб.; предприятия железнодорожного, авиационного, морского и речного транспорта; строительные организации и предприятия по производству строительных материалов общероссийского значения; высшие и средние учебные заведения; предприятия по производству спиртовой, ликеро-водочной, винной продукции и табачных изделий, продуктов детского питания, а также движимое и недвижимое имущество, высвобождаемое в связи с сокращением Вооруженных Сил России (разд.2.3. Программы).

Решение о приватизации этих предприятий принимает Госкомимущество России. Министерства и ведомства Российской Федерации дают свои заключения на проекты этих решений.

Важно отметить, что Госкомимущество России на предприятиях второй и третьей групп вправе закрепить контрольные пакеты акции в федеральной собственности на срок до трех лет.

Четвертая группа включает объекты и предприятия, приватизация которых допускается только в соответствии с местными программами приватизации. В эту группу входят: предприятия городского пассажирского транспорта (кроме такси) и предприятия по его ремонту; бани, прачечные; организации по оказанию ритуальных услуг; мусороперерабатывающие заводы; аптеки (с обязательным государственным лицензированием); объекты социально-культурного назначения местного значения. Решение об их приватизации принимают комитеты по управлению имуществом с учетом требований местных программ приватизации (разд.2.3. Программы).

Пятая группа включает объекты и предприятия, подлежащие обязательной приватизации (разд.2.5 Программы).

В эту группу включены объекты, в наибольшей степени влияющие на формирование и функционирование рыночной инфраструктуры: предприятия оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания; предприятия и организации строительства и промышленности строительных материалов, пищевой и лесной промышленности; государственные сельскохозяйственные предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции (кроме совхозов); предприятия и объекты, деятельность которых сдерживает формирование рынка. Это убыточные предприятия всех отраслей народного хозяйства, кроме названных в первой группе; законсервированные объекты незавершенного строительства с истекшими нормативными сроками строительства, а также имущество предприятий, ликвидированных без правоприемника. Кроме этого в этой группе находятся:

— предприятия пищевой и легкой промышленности, жилищно-коммунального хозяйства;

— предприятия, подлежащие обязательному акционированию, определенные Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. № 721:

а) со среднесписочной численностью работающих более 1 000 человек или балансовой стоимостью основных фондов на 01.01.92 г. более 50 млн. руб.;

б) предприятия, имевшие балансовую стоимость основных фондов на 01.01.92 г. от 10 до 50 млн.руб. и среднесписочную численность работающих более 200 человек могут быть приватизированы по решению их трудовых коллективов;

— гостиничные комплексы, гостиницы, мотели, кемпинги, пансионаты (кроме указанных в разд.2.2 Программы и входящих в имущественный комплекс предприятия);

Шестая группавключает объекты нежилого фонда, находящиеся в федеральной и муниципальной собственности, сданные в аренду (разд.2.6 Программы).

Подлежат обязательной продаже по заявлению арендатора, за исключением зданий и сооружений, являющихся недвижимыми объектами исторического и культурного значения, культовых зданий, зданий, занимаемых органами государственной власти и управления, а также судами. Некоторые ограничения в приватизации объектов нежилого фонда установлены в разд.2.1 Программы.

Седьмая группавключает объекты государственной (муниципальной) собственности, не включенных в задания и не имеющих ограничений на приватизацию, осуществляется на основании решений территориальных комитетов по управлению имуществом и подаваемых любыми лицами заявок на приватизацию.

Ограничения на приватизацию, устанавливаемые в Государственной программе приватизации, являются обязательными для всех органов государственной власти и местной администрации. Введение дополнительных ограничений различными органами не допускается. При этом ограничение на приватизацию, кроме объектов и предприятий, указанных в первой группе, не распространяются на преобразование их в открытые акционерные общества, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности. Запрещается продажа или иная форма отчуждения, передача, обмен акций (паев, долей или их частей) между юридическими лицами, в уставном капитале которых доля государственного или муниципального имущества составляет 25% и более, если иное не установлено законом.

По особенностям приватизации объекты и предприятия могут быть дополнительно подразделены на имеющие отраслевые и региональные особенности.

Отраслевые особенности приватизации государственных (муниципальных) предприятий (разд.6 Программы) связаны с тем, что по отдельным отраслям могут приниматься указы и распоряжения Президента, положения и постановления, утверждаемые Правительством.

Так, например, во специальному порядку будут приватизироваться образовательные учреждения и учреждения здравоохранения.

Классификация объектов и предприятий по возможности их приватизации приведена ниже.

2. Участники приватизационного процесса.

2.1. Органы, осуществляющие приватизацию. Продавцы приватизируемых предприятий

Приватизацию государственного имущества организует Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом — Госкомимущество России, призванный проводить единную государственную политику в области приватизации. На местах — в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономных областях и др. — эта работа проводится создаваемыми Госкомимуществом совместно с соответствующими Советами народных депутатов территориальными агентствами. Госкомимущество России определяет полномочия агенств, издает в пределах своей компетенции нормативные акты. Госкомимущество России финансируется за счет средств республиканского бюджета.

Проведение Госкомимуществом России единой государственной политики по приватизации обеспечивается разработкой Государственной программы приватизации, организацией и контролем за ее выполнением, осуществлением методического руководства, а также подготовкой различных предложений практического характера. Госкомимущество России готовит предложения по разграничению государственной собственности на федеральную, республиканскую и местных органов. Решения Госкомимущества России, принятые во исполнение Государственной программы приватизации, являются обязательными для всех органов государственного управления и местной администрации. Приватизацию имущества, находящегося в собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, районов (кроме районов в городах), организуют соответствующие комитеты по управлению имуществом, которые входят в состав соответствующих органов управлния по месту их нахождения. По поручению Госкомимущества России комитеты могут проводить приватизацию предприятий, находящихся в федеральной собственности.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх