Субсидиарная ответственность директора при банкротстве

В ситуации, когда есть неисполненное решение суда, перед генеральным директором и юристом истца сегодня уже не стоит вопрос подавать или не подавать заявление о банкротстве ответчика. Конечно подавать! Ведь для этого есть две взаимосвязанные причины.

Причина 1 – если у компании-должника есть активы или ведется реальная хозяйственная деятельности, то заявление о банкротстве может ускорить процедуру возврата долга. Ведь собственник такого бизнеса не собирается его закрывать из-за долга Вам (конечно если сумма долга не превышает стоимость бизнеса должника). Впрочем, даже если бизнес должник уже не ведет, его собственник все равно может начать рассчитываться с Вами по долгам, так как перед ним «маячит» Причина 2- угроза привлечения к субсидиарной ответственности.

Причина 2 – даже если Причина 1 «не сработала» и должник все еще не спешит рассчитаться по своим долгам, существует реальная возможность привлечь к субсидиарной ответственности не только саму компанию, но и ее участников (учредителей), директоров и иных контролирующих лиц как и в уже инициированной процедуре банкротства, так и не проходя длительный и затратный процесс банкротства.

Кого можно привлечь к субсидиарной ответственности

В статье 61.10 Закона о банкротстве вы не найдете исчерпывающего списка контролирующих должника лиц (далее – КДЛ). В части первой этой статьи содержится лишь определение КДЛ — физическое или юридическое лицо, имеющее либо имевшее право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника.

Здесь же указаны сроки в течение которых лицо может считаться КДЛ – три года до возникновения признаков банкротства, а также время после возникновения признаков банкротство до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.

Список лиц, которые точно являются КДЛ и могут быть привлечены к субсидиарной ответственности приведен в части четвертой это же статьи:

— руководитель должника (включая ликвидатора), член исполнительного органа (включая ликвидационную комиссию);

— участник или акционер Общества-должника, имеющий во владении более 50% акций (долей в уставном капитале);

— бенефициар общества (реальный владелец бизнеса).

При этом, в силу части 5 этой же статьи иные лица также могут быть признаны судом контролирующими должника.

Основания привлечения к субсидиарной ответственности

Два основания наступления субсидиарной ответственности указанных лиц установлены статьей 61.11 — Субсидиарная ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов и статьей 61.12 — Субсидиарная ответственность за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника Закона о банкротстве.

Первое основание. Согласно статье 61.11 Закона о банкротстве субсидиарная ответственность наступает, если полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица. При этом пункт 12 этой же статьи предусматривает возможность привлечь к ответственности контролирующее должника лицо также в случае, если производство по делу о банкротстве прекращено в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Второе основание. Согласно статье 61.12 Закона о банкротстве наступает субсидиарная ответственность за неисполнение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд (созыву заседания для принятия решения об обращении в арбитражный суд с заявлением должника или принятию такого решения) в случаях и в срок, установленные статьей 9 Закона о банкротстве. При этом ответственным является лицо, на которое возложена обязанность по созыву заседания для принятия решения о подаче заявления должника в арбитражный суд, и (или) принятию такого решения, и (или) подаче данного заявления в арбитражный суд.

Право на подачу заявления о привлечении к субсидиарной ответственности вне рамок дела о банкротстве

Статья 61.19 Закона о банкротстве устанавливает порядок рассмотрения заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности вне рамок дела о банкротстве.

Часть 1 указанной статьи предусматривает, что правом на подачу заявления по первому основанию (ст. 61.11 — субсидиарная ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов) Закона о банкротстве обладают те же лица, которые имеют право на подачу заявления о привлечении к субсидиарной ответственности в деле о банкротстве, то есть:

-кредиторы по текущим обязательствам,

— кредиторы, чьи требования были включены в реестр требований кредиторов,

— кредиторы, чьи требования были признаны обоснованными, но подлежащими погашению после требований, включенных в реестр требований кредиторов,

-заявитель по делу о банкротстве в случае прекращения производства по делу о банкротстве (по основанию отсутствия финансирования) до введения процедуры, применяемой в деле о банкротстве,

— уполномоченный орган в случае возвращения заявления о признании должника банкротом.

Часть 5 этой же статьи предусматривает, что заявление о привлечении к субсидиарной ответственности по второму основанию (ст. 61.12 — субсидиарная ответственность за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника) также может быть подано после прекращения производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве. Однако в этой норме не содержится перечень лиц, которые могут обратиться в суд с таким заявлением.

Системное толкование норм Закона о банкротстве позволяет сделать вывод, что перечень является аналогичным указанному выше. То есть, заявитель по делу о банкротстве, прекращенному в связи с отсутствием финансирования, также имеет такое право, что подтверждается пунктом 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве» (далее – Постановление Пленума)

Наибольший интерес для нас представляет закрепленное в статье 61.19 Закона о банкротстве право заявителя по делу о банкротстве, подать заявление о привлечении к субсидиарной ответственности, в случае прекращения производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве (до введения процедуры, применяемой в деле о банкротстве).

Ведь наиболее безнадежное положение при взыскании долга (до введения в Закон о банкротстве в 2017г. разбираемых нами поправок) было у взыскателя, долг перед которым был единственным у компании -должника. В таком случае при подаче заявления о банкротстве и последующем прекращении дела о банкротстве в связи с отсутствием у должника каких-либо активов и средств на финансирование процедуры, взыскатель оставался ни с чем.

Теперь ситуация меняется кардинальным образом. Если суд прекратил производство на стадии проверки обоснованности заявления о банкротстве на основании абзаца восьмого пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве, то есть в силу отсутствия средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему (ну нет у должника активов и средств!), то у взыскателя появляется право подать заявление о привлечении к субсидиарной ответственности участника (учредителя), директора и других КДЛ вне рамок дела о банкротстве. Иными словами, появляется реальная возможность «переложить» долг компании-пустышки, на физических лиц (учредителей, директора) или на юридических лиц (материнские компании), учредителей компании-должника.

Такое заявление подается в тот же суд, который рассматривал заявление о банкротстве и будет рассмотрено как обычный иск в силу прямого указания части 5 ст. 61.12 Закона о банкротстве. Более того, в рассматриваемом случае наш взыскатель обладает эксклюзивным правом на подачу заявления, то есть иные лица, у которых есть требования к должнику (даже подтвержденные судебным решением) не привлекаются к участию в деле, поскольку не обладают таким правом. Об этом говорит все тот же пункт 31 Постановления Пленума, который также указывает и единственное условие для подачи заявления — задолженность должна быть подтверждена вступившим в законную силу судебным актом.

Итоги и практическое применение

Согласно проанализированным нормам Закона о банкротстве, основными условиями привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности вне рамок дела о банкротстве являются:

  • наличие судебного решения о присуждении сумм;
  • наличие прекращенного производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения расходов на проведение процедур банкротства;
  • статус первого заявителя по делу о банкротстве.

Практическое применение механизма субсидиарной ответственности вне дела о банкротстве может быть реализовано в несколько этапов в сроки от 6 месяцев до 1,5 лет.

Этап 1 (срок от 1 до 3 мес. после вступления решения в законную силу)

У взыскателя на руках есть судебное решение, вступившее в законную силу, и (или) исполнительный лист.

При этом Должник:

а) уклоняется от исполнения решения и не платит, при этом активно противодействует службе судебных приставов в принудительном взыскании и продолжает вести хозяйственную деятельность;
б) уклоняется от исполнения решения и не платит, при этом не ведет хозяйственную деятельность, но имеет активы, которые передал в пользование свои аффилированным структурам и продолжает извлекать из них доход (возможно через подставных лиц);

в) является компанией-пустышкой, то есть фактически прекратил хозяйственную деятельность, обороты по счетам отсутствуют, не имеет активов, а служба судебных приставов вернула исполнительный лист в связи с невозможностью найти должника (его имущество) или в связи с отсутствием у должника имущества (подпункты 2 и 3 пункта 1 статьи 46 Закона об исполнительном производстве). А собственник компании-должника, возможно, продолжает вести бизнес, через другие подконтрольные ему структуры.

Этап 2 (срок рассмотрения заявления от 1 до 3 мес)

Взыскатель обращается в арбитражный с заявлением о банкротстве. На этапе проверки заявления суд устанавливает невозможность финансирования расходов на проведение процедуры банкротства и прекращает производство по заявлению.

Этап 3 (от 3 мес. до 1,5 лет)

Взыскатель обращается в арбитражный суд с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности КДЛ. Суд рассматривает заявление и выносит решение об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявления. В случае успешного разрешения дела в пользу взыскателя суд выдает исполнительный лист.

Также, надо учитывать, что на любом этапе должник может найти возможность рассчитаться с взыскателем или предложить мировое соглашение, не дожидаясь подачи заявления о привлечении к субсидиарной ответственности, с целью этой самой ответственности избежать.

Раскрываю повседневную жизнь банкротчика на телеграм-канале «Банкротный волк» — подписывайтесь!

Попробуем разобраться, является ли член совета директоров субъектом, которого можно привлечь к субсидиарной ответственности?

Законом установлен круг лиц, на которых может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам должника.

При этом, сам факт наличия статуса члена совета директоров не свидетельствует о наличии у такого лица признаков контролирующего должника, а значит не является безусловным доказательством возможности привлечения его к субсидиарной ответственности только в силу наличия указанного статуса.

В соответствии с положениями Закона о банкротстве, контролирующее должника лицо — лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем два года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе путем принуждения руководителя или членов органов управления должника либо оказания определяющего влияния на руководителя или членов органов управления должника иным образом (в частности, контролирующим должника лицом могут быть признаны члены ликвидационной комиссии, лицо, которое имело право распоряжаться пятьюдесятью и более процентами голосующих акций акционерного общества или более чем половиной долей уставного капитала общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, руководитель должника).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 61.10 Закона о банкротстве пока не доказано иное, предполагается, что лицо являлось контролирующим должника, если это лицо являлось руководителем должника или управляющей организации должника, членом исполнительного органа должника, ликвидатором должника, членом ликвидационной комиссии.

При этом, совет директоров (наблюдательный совет) общества осуществляет лишь общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров.

Совет директоров не отнесен законодателем к исполнительным органам общества, осуществляющим руководство текущей деятельностью общества (пункт 1 статьи 69 Закона об акционерных обществах). Поэтому презумпция Закона о банкротстве на членов совета директоров не распространяется. Отнесение членов совета директоров к контролирующим лицам подлежит доказыванию на общих основаниях.

Необходимым условием отнесения лица к числу контролирующих должника является наличие у него фактической возможности давать обществу-должнику обязательные для исполнения указания или иным образом определять его действия.

Кроме того, при формировании позиции защиты члена совета директоров от субсидиарной ответственности, необходимо обращать внимание на такие факты как получение им, в качестве члена совета директоров вознаграждения, непосредственное личное участие в заседаниях совета директоров. Отсутствие таких обстоятельств будет указывать лишь на формальное, а не фактическое исполнение обязанностей члена совета директоров.

Тем не менее, в судебной практике имеется ряд прецедентов о привлечении членов совета директоров к субсидиарной ответственности.

При банкротстве компания признается неплатежеспособной, задолженности погашаются за счет активов фирмы. Но в большинстве случаев средств предприятия не хватает, чтобы рассчитаться со всеми долгами. Если в несостоятельности общества с ограниченной ответственностью (ООО) виноваты конкретные лица, то они привлекаются к субсидиарной ответственности. В таком случае для погашения кредитов взимаются личные накопления участников ООО. При этом обязательно разбирают обстоятельства, которые стали причиной банкротства организации.

Что такое субсидиарная ответственность

Субсидиарная ответственность – это финансовые обязательства, которые накладываются на начальство компании, его владельцев и других участников ООО в случае банкротства предприятия. Когда бюджета фирмы не хватает, чтобы полностью расплатиться с долгами, то личные финансы отдают лица, принимающие решения, которые привели к несостоятельности организации.

Какие действия могут привести к банкротству:

  • Реформирование политики компании через прямые приказы.
  • Оказание давление или убеждение начальства принять решения, которые привели к несостоятельности.
  • Совершение противозаконных действий.

Все особенности субсидиарной ответственности описаны в федеральном законе о банкротстве. Также обязательства юридического лица прописаны в статье № 56 Гражданского кодекса, где указано, что владелец организации несет прямую ответственность за принятые решения.

Субсидиарная ответственность при банкротстве юридического лица распределяется в зависимости от степени влияния гражданина на политику компании. При наличии нескольких учредителей накладываются одинаковые обязательства на каждое лицо, которое подписало документ о введении «вредных» реформ.

Чтобы избежать последствий по субсидиарке, руководству фирмы придётся доказать свою невиновность в Арбитражном суде. Так начальник может обвинить работников, предоставившие ему неправильные сведения, на основании которых было принято решение. При определении субсидиарной ответственности учитываются все решения сотрудников компании за последние 3 года до вынесения решения о банкротстве, поэтому требования предъявляются и к бывшим участникам ООО.

Основания и условия привлечения к субсидиарной ответственности при банкротстве

Согласно статье № 363 и 399 Гражданского кодекса кредиторы имеют право привлечь к субсидиарной ответственности юридических лиц, которые принимали решения, повлекшие за собой банкротство компании. При этом сначала долги погашаются за счет средств фирмы, и только потом обязательства накладываются на директоров и других ответственных участников ООО. Часто после банкротства предприятия руководители так же подают заявление в суд о признании собственной финансовой несостоятельности.

Последовательность привлечения к субсидиарной ответственности:

  1. Заемщик не вносит платежи по кредиту в установленный срок.
  2. Кредитор составляет претензию и направляет должнику.
  3. Если ходатайство игнорируется, то начинается судовые разбирательства, в ходе которых компания получает статус банкрота.
  4. Требования по погашению задолженности предъявляются начальству и другим лицам.

К ответственности нельзя призвать предприятие, если оно подает встречный иск. Например, компания договорилась о поставке партии оборудования, необходимого для ее работы. Но поставщик просрочил все сроки, из-за чего фирма потерпела убытки. После банкротства долг остается неоплаченным. Но если организация подает встречный иск о выплате компенсации, то поставщик не может рассчитывать на привлечение руководящих лиц к субсидиарной ответственности.

Заставить работников компании выплачивать долги из собственных сбережений без оснований невозможно. Требуется доказать в суде, что именно действия сотрудников фирмы привели к банкротству. Для этого предоставляются официальные документы – отчеты, приказы, признаки мошенничества, прочее.

Доказательства причастности к банкротству определенных лиц разбирает финансовый управляющий. Если становится понятно, что в несостоятельности фирмы виноваты сотрудники, то начинается судебное разбирательство.

Когда активов компании не хватает, чтобы оплатить долги, то управляющий подает ходатайство о привлечении к ответственности руководство. Дальше проводится экспертиза, изучаются доказательства, после чего суд принимает решение покрыть долги с личных средств начальства.

Если арбитражный управляющий не подал ходатайство о привлечении к субсидиарной ответственности, то разбирательство может инициировать сам кредитор. Срок исковой давности составляет 3 года после признания компании банкротом.

На кого накладываются долговые обязательства при несостоятельности фирмы

При банкротстве юр. лица субсидиарная ответственность накладывается на генерального директора предприятия, всех владельцев, главного бухгалтера. Также к долговым обязательствам могут быть привлечены третьи лица, которые официально не являются работниками компании, но влияют на принятия решений, касательно политики организации.

Во время судебных разбирательств рассматривают всех граждан, которые прямо или косвенно участвовали в управлении фирмы в течении последних 3 лет. Привлекать к субсидиарной ответственности может кредитор или арбитражный управляющий.

Привлечение к субсидиарной ответственности начальства

Владелец предприятия погашает задолженности за счет собственных средств, если активов компании не хватает для выплаты всех кредитов (такая ситуация наблюдается в 90 % случаев банкротства юридических лиц). Наемный директор привлекается к субсидиарной ответственности, если его действия привели к несостоятельности организации.

В каких случаях реализуется имущество руководителей для погашения займов:

  • подписание контрактов, повлекших убытки для фирмы, зато принесшие прибыль самому начальнику;
  • искажение сведений или скрытие заключенных сделок от других работников предприятия;
  • подписание сомнительных договоров без предварительной проверки (сначала требуется ознакомиться с репутацией фирмы, проверить достоверность предоставляемых сведений, проконсультироваться с юристом);
  • игнорирование важной информации при заключении сделок;
  • подделка документов, умышленная утеря или похищение бумаг.

Директора привлекают с субсидиарной ответственности на общих и налоговых оснований. В первую группу относится нарушение сроков оформления собственного банкротства, заключение новых договоров при наличии больших задолженностей, задержка с передачей бумаг арбитражному управляющему.

Также начальник привлекается к ответственности, когда средств предприятия не хватает, чтобы покрыть все долги. К налоговым основаниям относится отсутствие необходимого пакета документов или наличие недостоверной информации в предоставленных бумагах. Также директор привлекается к ответственности, если предприятие уклонялось от оплаты налогов.

Дмитрий Леонидович Эксперт по банкротству Задать вопрос Обычно действия начальства являются умышленными или управляющий проявляет служебную халатность. Директор привлекается к ответственности после ходатайства владельца фирмы. Чтобы избежать последствий банкротства, начальник должен доказать законность своих решений.

В какой момент наступает субсидиарная ответственность директора и участника по долгам юридического лица

Порядок привлечения к субсидиарной ответственности прописан в федеральном законе № 127. Сначала изучаются основания для взыскания долгов фирмы. Если будет выявлено, что к банкротству предприятия привели действия работников компании, то суд удовлетворяет требования заявителя.

Согласно судебному постановлению директор и другие работники фирмы обязуются возместить долги компании из личных накоплений. Арбитражный управляющий анализирует материальное состояние лица, после чего проводится взыскание средств и имущества ответственных работников предприятия.

При умышленных действиях работника предприятия суд может постановить дисквалификацию на 3 года или заведение уголовного дела с возможным лишением свободы.

Привлечение к субсидиарной ответственности главного бухгалтера

Работники бухгалтерии имеют высокую степень ответственности, поэтому практически всегда осведомлены о намерениях дирекции. В редких случаях главный бухгалтер не знает о недобросовестных действиях руководства. Но субсидиарная ответственность накладывается только при наличии серьезной доказательной базы.

В каких случаях кредитные обязательства возлагаются на главного бухгалтера:

  • Отсутствие важной отчетной документации, первичных бумаг.
  • Скрывание сведений о движении товарно-материальных ценностей (некоторые действия не прописаны в отчетах).
  • Искажение данных, чтобы намеренно уйти от налогов или провести денежные махинации.
  • Участие главного бухгалтера в сомнительных сделках, которые привели к банкротству.

Работники финансового отдела могут избежать ответственности, если докажут свою непричастность к решениям, которые привели к банкротству. Также с главного бухгалтера снимаются обязательства, если тот действовал по принуждению. Если отчетная документация в идеальном состоянии и никаких нарушений не выявлено, то это служит смягчающими обстоятельствами в суде.

Привлечение к субсидиарной ответственности третьих лиц

Если сторонние физ. лица принимали участие в управлении компании, то они так же привлекаются субсидиарной ответственности. Условиями для наложения на таких людей обязательств становится возможность давать обязательные для выполнения указы.

Также сторонние лица привлекаются к ответственности, когда могут влиять на работу компании, убеждая или принуждая к определенным действиям начальство. Судебная практика показывает, что достаточно сложно возложить обязательства на должностные и юридические лица. Чтобы привлечь к субсидиарной ответственности влиятельных людей, требуются неопровержимые доказательства.

Невозможность привлечения к ответственности

Если директора или других работников компании обвиняют в несвоевременной инициации процедуры банкротства, то те имеют право отстаивать свою позицию в суде. Для этого требуется предоставить доказательства невиновности. Нередко человек не может вовремя подать заявление о несостоятельности из-за отсутствия финансов для оплаты пошлины.

Если руководителя обвиняют в создании условий для банкротства фирмы, то разрешается доказать свою невиновность, ссылаясь на правомерность принятых решений. Но дело может и не дойти до суда, если отсутствуют основания для привлечения начальства к субсидиарной ответственности и получится уйти от ответственности. К ним относится недостаток доказательств, отсутствие мотива, а также связи между действиями директора и несостоятельностью предприятия.

Дмитрий Леонидович Эксперт по банкротству Задать вопрос Привлечение к ответственности каждого работника фирмы рассматривается отдельно. В ходе судебного разбирательства выносится решение удовлетворить требования заявители или оправдать ответчика.

Как предотвратить субсидиарную ответственность

Списать субсидиарную ответственность при банкротстве физических лиц практически невозможно. Но существует несколько законных способов, избежать от оплаты кредитных обязательств компании.

Как обойти субсидиарную ответственность:

  1. Немедленно принимать меры по восстановлению документации, если потерялись отчетные бумаги.
  2. Не заключать сомнительные сделки с юридическими лицами, способными оказывать влияние на работу компании.
  3. Исключить фиктивные договоры.
  4. Ответственно относится к выбору работников.
  5. Не реализовывать собственность компании по заниженным ценам (такие очевидные махинации быстро вскрываются).
  6. Не допускать просрочек (если юридическое лицо не считает нужным отдавать деньги, то рекомендуется обратиться в суд для урегулирования конфликта).

Если руководителю угрожает субсидиарная ответственность, то следует обязательно проконсультироваться с юристом по банкротству ФЛ. Адвокат оценит ситуацию и разработает эффективный вариант решения спорного вопроса. Также правовой защитник организует защиту клиента в суде, что повышает шансы избежать субсидиарной ответственности.

Чаще всего собственники предприятия выбирают в качестве организационно-правовой формы ООО – организация с ограниченной ответственностью. Но если по вине руководства компания стала банкротом, то все лица, которые участвовали в принятии фатальных решений, обязуются погасить долги в счет личного имущества. При этом в суде должно быть доказано, что именно действия конкретного лица привели к несостоятельности фирмы.

Ситуации, когда унитарные предприятия становятся банкротами, далеко не редкость. Государственные и муниципальные структуры не всегда демонстрируют эффективность при управлении коммерческими организациями. В результате у них образуется существенный объем непогашенных долговых обязательств по обязательным платежам (в части налогов и сборов), электроэнергии и газоснабжению, а также по заработной плате.

Понятие МУП и ГУП и особенности их правового статуса

На основании положений ст. 2 161-ФЗ от 2002 года «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» под унитарными предприятиями понимаются определенные коммерческие структуры, специфика которых заключается в отсутствии права собственности за имущество, используемое в работе. Перечень такого имущества закрепляет за унитарным предприятием его собственник.

Унитарные предприятия (МУП и ГУП) относятся по Гражданскому кодексу к определенному типу юрлиц, учредители которых не являются их участниками (по ст. 65.1 ГК). Унитарными организациями, помимо предприятий, считаются также казенные учреждения, фонды и АНО.

По нормам закона права собственности на имущество может принадлежать только государству (в лице РФ или региона РФ) или муниципальным властям. В зависимости от прав собственности на имущество унитарные предприятия разделяются на следующие:

  1. МУП – муниципальные унитарные предприятия.
  2. ГУП – государственные унитарные предприятия.

При этом унитарные предприятия имеют ряд схожих черт с частными коммерческими компаниями:

  1. Руководство унитарного предприятия подотчетно учредителю.
  2. МУП и ГУП отвечают по всем своим долговым обязательствам принадлежащим им имуществом.
  3. Собственник имущества в лице государства или муниципалитета может нести субсидиарную ответственность с МУП и ГУП за неисполненные долговые обязательства.

Для решения проблемы долговых обязательств в унитарных предприятиях применяются две основные схемы:

  1. Приватизация – в рамках которой осуществляется поиск заинтересованного покупателя и осуществляется смена собственника. В результате компания переходит из государственной и муниципальной собственности в частные руки.
  2. Банкротство – процедура признания финансовой несостоятельности, которая направлена на решение проблемы с долгами перед кредиторами в строго урегулированном процессуальном порядке.

Через механизм банкротства унитарные предприятия сегодня решают две основные задачи: очищают МУП или ГУП от кредиторской задолженности и переоформляют права собственности на активы на иное лицо.

ГУП и МУП проходят процедуру банкротства по общим правилам 127-ФЗ «О несостоятельности» от 2002 года, по которым банкротятся все российские предприниматели, юридические и физические лица. Но определенный отпечаток на их банкротство накладывает правовой статус таких предприятий.

Процедура организации, реорганизации и ликвидации МУП опирается на нормы Гражданского кодекса (в частности, ст. 65.1, 113-114) и специального законодательства.

Деятельность ГУП и МУП регулируется положениями ФЗ-161 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 2002 года. Указанный закон содержит такие положения:

  1. Руководитель унитарного предприятия назначается на свою должность собственником имущества (государственными или муниципальными органами власти). Он не должен быть в числе учредителей другого юрлица, заниматься коммерческой практикой и предпринимательской деятельностью, являться единоличным исполнительным органом, участвовать в забастовке. Единственной разрешенной дополнительной практикой руководства унитарного предприятия является преподавательская, научная и прочая творческая деятельность.
  2. Законодательно накладываются определенные ограничения на распоряжение имуществом предприятия. ГУП не вправе осуществлять целый ряд операций с имуществом без согласия собственника. В частности, передавать его в залог, продавать, вносить в качестве уставного капитала другого общества без согласия собственника.
  3. Некоторые сделки с МУП и ГУП, связанные с предоставлением займов, поручительством, получением гарантий, обременениями, договорами простого товарищества, подписываются только с согласия собственника имущества.

Все это направлено на недопущение незаконного вывода активов из компании.

Основания для признания предприятий банкротами

Процесс признания предприятий финансово несостоятельным опирается на положения ст. 65 Гражданского кодекса и ФЗ-127 от 2002 года. На основании положений ст. 65 Гражданского кодекса любое юрлицо может стать банкротом, кроме казенных учреждений, политических партий и религиозных организаций. ГУП и МУП в списке исключений не перечислены, поэтому признаются банкротами на общих основаниях.

Для соответствия унитарного предприятия признакам банкротства оно должно отвечать ряду условий:

  1. Иметь документально подтвержденные долговые обязательства в сумме 300 тыс. р. и более.
  2. Иметь просрочку по срокам погашения долгов с продолжительностью 3 месяца и более.

В сумму долговых обязательств включаются долги перед всеми контрагентами по гражданско-правовым договорам, перед бюджетом по неисполненным налоговым обязательствам и перед работниками унитарных предприятий по зарплате и выходным пособиям.

МУП, которые имеют статус управляющих компаний в сфере ЖКХ, обладают еще одним признаком наступления несостоятельности. Кроме задолженности перед своими кредиторами, они утрачивают способность исполнять свои долговые обязательства перед конечными потребителями-гражданами, а именно не способны поставлять им коммунальные услуги должного качества.

Согласно положениям 127-ФЗ от 2002 года, инициатива о признании предприятия банкротом может быть подана должником, кредитором или уполномоченным органом. Никаких исключений и оговорок относительно МУП и ГУП ГК и 127-ФЗ не содержат. Но с учетом того, что собственником имущества таких учреждений могут стать только региональные или муниципальные власти, то право на обращение в суд о признании банкротства принадлежит только им, а не руководителю МУП или ГУП.

Собственники могут инициировать процедуру банкротства унитарного предприятия, используя механизм ликвидации. Если после решения о закрытии учреждения и подготовки ликвидационного баланса был выявлен факт недостаточности имущества для погашения требований кредиторов, то назначенная ликвидационная комиссия обязана обратиться в суд с заявлением о банкротстве.

Но на практике собственная инициатива банкротства МУП или ГУП встречается весьма редко из-за неспособности руководства принимать кардинальные решения без дополнительного согласования с контролирующими инстанциями. Им предстоит заручиться поддержкой высшего руководства, проект ликвидации должен пройти экспертизу на предмет негативных последствий и пр.

Особенности процедуры банкротства

127-ФЗ не содержит принципиальных особенностей банкротства унитарных предприятий, только если они не относятся к числу градообразующих по ст. 169.

С принятием 127-ФЗ, регулирующим процедуру банкротства, у собственников имущества появилась реальная возможность влиять на ход процесса признания финансовой несостоятельности.

Должник оказывает влияние на ход процесса банкротства через реализацию следующего спектра прав:

  1. Подачу ходатайства к собранию кредиторов и арбитражному суду о введении финансового оздоровления. Для этого он должен предварительно заручиться гарантиями погашения предприятием задолженности через реализацию графика.
  2. Включение в план внешнего управления пункта о продаже предприятия, как имущественного комплекса.
  3. Имущество ГУП и МУП, которое подлежит оценке, оценивается оценщиком через предоставление государственным органом по финансовому контролю своего заключения. Это дает дополнительные гарантии для независимой оценки.

В целом при проведении процедуры банкротства по правилам 127-ФЗ с 2002 года позиция должника была усилена, и арбитражный управляющий должен учитывать не только позицию кредиторов при принятии решений.

Принципиальным моментом при инициировании и проведении процедуры банкротства МУП или ГУП является наличие или отсутствие у руководства компании права на обращение в арбитражный суд с заявлением о банкротстве. Неоднозначность данного аспекта связана с тем, что руководство таких предприятий обладает только правами оперативного управления и временного владения имуществом должника.

С учетом ст. 9, 30 127-ФЗ и ст. 65 ГК при возникновении признаков неплатежеспособности МУП или ГУП руководитель обязан сообщить об этом факте собственникам имущества (муниципальным и региональным властям). Собственник имущества на основании поступившей информации об угрозе банкротства принимает своевременные меры по восстановлению платежного баланса должника или передает в арбитражный суд заявление о банкротстве.

Если предприятие отвечает признакам несостоятельности, то собственник имущества унитарного предприятия обязан обратиться в суд с заявлением о банкротстве в течение месяца. Если собственник пренебрежет такой обязанностью, то он будет нести ответственность. Она будет заключаться в обязанности возмещения убытков, возникших из-за этого нарушения. Собственник имущества при этом будет нести субсидиарную ответственность по долгам предприятия.

Пошаговый порядок

Процедура банкротства унитарных предприятий происходит по общему алгоритму, который предполагает прохождение следующих шагов:

  1. В арбитражный суд подается заявление о банкротстве.
  2. В ходе первого судебного заседания поступившее заявление оценивается на предмет обоснованности.
  3. Если предприятие соответствует признакам банкротства, то в отношении него вводится процедура наблюдения. Назначается управляющий в деле о банкротстве.
  4. В ходе наблюдательного этапа анализируется финансовое положение должника, формируется реестр требований кредиторов, и проводится их первое собрание. На первом собрании принимается решение о будущей судьбе должника: о переходе к одной из реабилитирующих процедур (финансовому оздоровлению или внешнему управлению) или к конкурсному производству.
  5. Суд переходит к этапу конкурсного производства, если реабилитирующие процедуры не привели к должному результату, или если суд не нашел потенциала для восстановления платежеспособности должника.
  6. По результатам конкурсного производства происходит погашение требований кредиторов через продажу имущества предприятия на торгах.
  7. После завершения расчетов с кредиторами по результатам формирования конкурсной массы суд выносит постановление о завершении процедуры банкротства. Такое определение становится основанием для исключения сведений об учреждении из ЕГРЮЛ, что фактически означает прекращение его деятельности.

В случае если инициатива о признании предприятия банкротом исходила от ликвидационной комиссии, то потребуется прохождение ряда предварительных этапов перед началом процесса банкротства. В их числе следующие:

  1. Принимается решение собственником имущества унитарного предприятия о ликвидации МУП или ГУП.
  2. Назначается комиссия по ликвидации или единственный ликвидатор. К ним переходят все руководящие функции.
  3. В «Вестнике о госрегистрации» публикуется информация о принятом решении, и указываются сроки для предъявления требований кредиторами, а также адрес для их передачи.
  4. Готовится промежуточный ликвидационный баланс, в котором перечисляются активы унитарного предприятия и его задолженность перед кредиторами. Если был выявлен факт недостаточности имущества для погашения всех долгов, то передается заявление о банкротстве в суд.

Последствия получения статуса банкрота

Последствия банкротства МУП или ГУП могут быть различны. Они отличаются в зависимости от того этапа, на котором завершилась данная процедура.

При введении наблюдения на деятельность руководства предприятий не накладывается определенных ограничений, кроме обязанности соблюдать порядок согласования при заключении отдельных сделок. Наблюдение не может длиться более 7 месяцев.

Если предприятие сможет заручиться поддержкой гаранта, то в отношении него может быть введен этап финансового оздоровления.

В ходе финансового оздоровления готовится график выплат и план оздоровления, которым компания должна следовать. Если в ходе данного этапа удается погасить задолженность перед кредиторами (он вводится на период до 2 лет), то процесс банкротства прекращается.

При внешнем управлении основным гражданско-правовым последствием станет передача всего руководства МУП или ГУП в пользу внешнего управляющего. Данная процедура вводится на период до 18 месяцев.

Если должник остановился на этапе внешнего управления, то в ходе данного этапа с согласия собственников предприятие, как имущественный комплекс, может быть продано. Результатом станет фактическая смена собственника, но само предприятие продолжит действовать, возможно, под руководством частного лица. Если вырученных средств от продажи имущества оказалось достаточно для погашения всех долговых обязательств предприятия, то процедура банкротства закрывается.

Но в рамках внешнего управления допускается реализация иных мер, кроме продажи предприятия, как имущественного комплекса. Например, сокращение персонала, реорганизация в формате юрлица в виде слияния или присоединения, перепрофилирование компании или закрытия нерентабельных производств, взыскание дебиторской задолженности и пр. Если указанные меры смогут восстановить платежеспособность предприятия, то оно сможет сохранить свой статус, а банкротство будет завершено.

Стороны могут на любом этапе подписать мировое соглашение, и тогда погашение задолженности унитарным предприятием будет происходить в договорном порядке. Предприятие не будет ликвидировано, а делопроизводство по процессу банкротства досрочно прекращается.

В случае перехода к финальной стадии конкурсного производства руководство унитарного предприятия отстраняется от дел, и все руководящие полномочия передаются конкурсному управляющему. В его задачи входит формирование конкурсной массы путем инвентаризации, оценки и продажи имущества должника. Все вырученные средства распределяются между кредиторами должника в соответствии с очередностью и идут на погашение процессуальных издержек. По результатам непогашенная задолженность считается исполненной и аннулируется, а предприятие перестает существовать как хозяйственная единица.

Таким образом, по 127-ФЗ не запрещено банкротиться унитарным предприятиям в статусе МУП и ГУП. Процедура признания финансовой несостоятельности проводится в стандартном порядке. Основная особенность состоит в том, что собственник имущества унитарного предприятия и его руководитель не совпадают, и последний не наделен правом инициации банкротства. Банкротство МУП или ГУП предполагает прохождение следующих этапов: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Светлана Асадова Эксперт в сфере права и финансов Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх