Суверенные фонды

Иллюстрация drive2.ru

Статистика по состоянию суверенных фондов России, в отличие, например, от статистики по состоянию золотовалютных резервов РФ, намного меньше привлекает внимание аналитиков и макроэкономистов, хотя ее значимость для экономики России тоже очень велика. И если динамика и состав золотовалютных резервов показывает нам способность Центрального Банка РФ контролировать макроэкономическую ситуацию и обеспечивать безопасность национальной валюты и финансовых рынков, то состояние внебюджетных фондов говорит нам прежде всего о способности Минфина РФ накапливать и эффективно расходовать излишки доходов бюджета РФ. Этим обзором мы начинаем регулярный мониторинг статистики по суверенным фондам РФ. Но для начала необходимо совершить экскурс в историю. Этому и будет посвящен первый обзор.

В первую очередь обратим внимание на общее название этих фондов — суверенные. В переводе на русский язык этот термин означает «независимый, неприкосновенный, автономный, самостоятельный «. Видимо, в данном контексте это значит, что такие фонды в составе являются обособленными, неприкосновенными и предназначенными для строго определенных, узких целей и ни для чего другого. А вот о том, как обстоит ситуация на самом деле, будет рассказано и показано далее. Единственный существующий на данный момент суверенный фонд в РФ- это фонд национального благосостояния (ФНБ), наряду с уже несуществующим Резервным фондом РФ, был образован в январе 2008 года путем передачи средств существовавшего ранее стабилизационного фонда России на счета Федерального казначейства в Банке России. Оба эти фонда явились как бы наследниками СтабФонда РФ, но целевое использование их средств предполагалось разное. Как указано на официальном сайте МинФина РФ, Резервный фонд был призван «обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет». То есть, фактически, резервный фонд должен использоваться для финансирования дефицита бюджета РФ в плохие времена, когда нефтегазовых доходов не хватает для этого. Дело в том, что определенная доля всех нефтегазовых доходов государства должна поступать на финансирование расходов госбюджета. Величина этой доли (так называемого нефтегазового трансферта) утверждалась в ежегодном федеральном законе о федеральном бюджете РФ в абсолютном размере, равном 3,7 % прогнозируемого на соответствующий год объема ВВП. Все нефтегазовые доходы, полученные сверх этой доли, в полном объеме должны направляться в Резервный фонд. Нормативная величина всего резервного фонда РФ также утверждалась ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в абсолютном размере, равном 10% от прогнозируемого на соответствующий год объема ВВП России. После наполнения резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются уже в Фонд национального благосостояния. Расходование средств резервного фонда может осуществляться опять-таки на формирование того же нефтегазового трансферта и финансирование расходов госбюджета, если на это не хватает текущих нефтегазовых доходов за соответствующий финансовый год. То есть, грубо говоря, на покрытие дефицита госбюджета в случае незапланированного снижения цен на нефть и газ. Второе направление расходования средств Резервного фонда — досрочное погашение государственного внешнего долга.

У Фонда национального благосостояния совершенно иное предназначение. Согласно информации с официального сайта Минфина РФ, целями этого фонда является «обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан России и покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации». Другими словами, ФНБ предназначен только для «затыкания дыр» в Пенсионном фонде РФ. Это очень важное отличие этих двух фондов.

Теперь о том, как все пошло на самом деле …На рис.1 и рис.2 ниже показаны помесячная динамика объема резервного фонда РФ начиная с его открытия в начале 2008 г. и по его закрытие в декабре 2017 года, соответственно в долларовом и рублевом выражении. На рис.3. еще ниже показан объем Резервного фонда в % от ВВП России .

Рис.1

Рис.2

Рис.3

Как видим из графика на рис.1, идиллия тут продолжалась недолго. Некоторые небольшие поступления в Резервный фонд от сверхдоходов от экспорта нефти и газа продолжались в первом полугодии 2008-го года. При этом норматив, заложенный изначально в величину резервного фонда — 10% от прогноза ВВП на текущий год практически никогда не выполнялся (см. рис.3). Выполнен он был лишь однажды — в течении первого квартала 2009-го года, да и то случайно — за счет резкого падения курса рубля. Это видно из сопоставления графиков валютного ( рис.1) и рублевого ( рис.2) объема резервного фонда. Скачок в рублевом эквиваленте не сопровождался скачком в долларовом выражении, более того в первом квартале 2009-го года началось массированное изъятие средств резервного фонда на покрытие дыр госбюджета из-за масштабного снижения цен на нефть. И, что называется, «понеслось»… Изъятия продолжались практически весь 2009-й год, и закончилось это тем, что, как заявлено на официальном сайте Минфина РФ, «… с 1 января . по 1 января 2015 г. величина Резервного фонда не определяется, нефтегазовые доходы федерального бюджета не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а направляются на финансирование расходов федерального бюджета». То есть, все ограничения на расходование средств Резервного фонда, что называется, были сняты официально. Фактически, Резервный фонд перестал существовать уже тогда, превратившись просто в часть средств госбюджета, хранимую в Центральном Банке РФ. Более того, Минфин заявлял, что и «…доходы от управления средствами Резервного фонда с 1 января 2010-го года по 1 февраля 2016-го года не зачисляются в фонд, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета» (из информации на официальном сайте Минфина РФ). Но не все было так печально, поступления в Резервный фонд за это время все же были, причем довольно существенные трижды — в январе 2012 г., в январе 2013 г., и в августе 2014 г. ( рис.1). Эти поступления, как нетрудно догадаться, совпали по времени с периодом сверхвысоких цен на нефть в период 2011-2013 годов, когда нефть была стабильна и стоила более 100 долларов за баррель. Но это несильно помогло фонду. С февраля 2015-го года резервный фонд был окончательно «распечатан» в связи с рухнувшими ценами на нефть, и его объем уже безостановочно падал вплоть до закрытия в декабре 2017 г (рис.1). Всплеск рублевой стоимости Резервного фонда в первом квартале 2015-го г. опять-таки не должен вводить в заблуждение: этот всплеск происходил за счет переоценки валютных активов на фоне нового падения рубля. И тут есть некая интрига . В 2017-м году объем Резервного фонда был уже близок к минимальному за всю историю и колебался в пределах 16-17 млрд. долларов США. При этом, Минфин, согласно его заявлениям, начиная с февраля 2017-го года покупал валюту на бирже за рубли «для минимизации зависимости курса рубля от волатильности нефтяных цен.» На эти цели, по заверениям МинФина, (тут внимание !) идут дополнительные нефтегазовые доходы бюджета. Но, ведь дополнительные нефтегазовые доходы бюджета как раз должны «оседать » в Резервном фонде …В общем, полная неразбериха, да и только… С февраля по август включительно ведомство приобрело иностранной валюты на сумму 520 млрд рублей. Если взять средневзвешенный курс доллара к рублю за период с февраля по август 2017-го года, то получится примерно 8.98 млрд. долларов – это более половины всего Резервного фонда России по состоянию на конец августа 2017-го г., оцениваемого по данным Минфина в 17,06 млрд. долларов. Однако, если верить данным самого МинФина, Резервный фонд за это же время вырос всего на 880 млн. долларов. При этом поступлений за указанный период в Резервный фонд не было, рост его произошел за счет доходов от размещения активами фонда в ЦБ РФ. Далее, в период с 6 октября по 7 ноября на эти цели ведомство направило 76 миллиардов рублей при объеме ежедневных операций по покупке иностранной валюты в 3.5 миллиарда рублей, а в период с 8 ноября по 6 декабря МинФин направил на приобретение валюты на внутреннем рынке 122.8 миллиарда рублей, при размере ежедневных операций примерно 5.8 миллиарда рублей. Усиление интервенций было обусловлено ростом цен на нефть. Но согласно данным самого Минфина, объем резервного Фонда в октябре даже упал до 16,86 млрд.долларов. В общем, понятно, что Минфин фактически продолжал относиться к Резервному фонду, просто как к части доходов госбюджета и продолжал «латать «с его помощью дыры в этом госбюджете. Что и привело к закономерному финалу: в декабре 2017 г. остатки средств этого фонда в размере 7,62 млрд. долларов США , 6,71 млрд.евро и 1,1 млрд. фунтов стерлингов были, согласно официальной статистике Минфина, изъяты, конвертированы в рубли и отправлены на покрытие дефицита федерального бюджета. Резервный фонд прекратил свое существование, всего за два года (с февраля 2015-го года, когда средства фонда были на максимуме) были «проедены» почти 5,9 трлн. рублей. При этом, в период так сказать «тучных» лет (2011-2013) Минфин так и не смог сколько-нибудь серьезно повысить объем этого фонда . В итоге- бесславный конец…

Теперь о другом фонде- Фонд национального благосостояния. Судя по заявленным на официальном сайте Минфина целям этого фонда, он может быть использован только на покрытие дефицита Пенсионного фонда РФ. Посмотрим на динамику активов этого фонда в долларах США (рис.4), российских рублях ( рис.5) , и в % к ВВП России (рис.6).

Рис.4

Рис.5

Рис.6

Как видим из графиков на рис .4, 5, 6, ситуация с ФНБ не настолько плоха, как с Резервным фондом. В отличие от Резервного фонда, ФНБ все еще существует. Причем его величина, по крайней мере рублевая, даже находится вблизи максимальных значений. Объем ФНБ в % от ВВП России также более-менее постоянен и колеблется вокруг 5 %. Принцип пополнения ФНБ, как уже было сказано выше, состоит в том, что в него попадают все нефтегазовые доходы, которые превышают нормативную величину Резервного фонда в 10 % от прогнозируемого на текущий год ВВП РФ. Но это все теория, как показывает практика, все происходит несколько иначе. Как уже было сказано выше, объем Резервного фонда превышал 10% только однажды за всю свою историю — в первом квартале 2009 г. , и то формально — за счет резкого падения курса рубля к доллару, а не за счет пополнения. Формально в этот период нужно было пополнять ФНБ излишками из Резервного фонда, но согласно статистике Минфина, поступлений в ФНБ в первом квартале 2009 г. не было. Но они были несколько ранее — в августе -декабре 2008 г.и составили 1,59 трлн. рублей. Далее, согласно статистическим данным Минфина, долгие годы вплоть до сентября 2017 г. ФНБ рос за счет доходов от размещения своих активов, внешних поступлений не было вовсе. Зато изъятий было предостаточно. По-серьезному ФНБ был «распечатан» в январе 2010 г. C января 2010 г. по сентябрь 2017 г. , согласно статистическим данным Минфина РФ, с формулировкой «доходы от размещения средств фонда, зачисленные в федеральный бюджет», из ФНБ было изъято 493,28 млрд.руб. именно на покрытие дефицита госбюджета, а не Пенсионного Фонда РФ. По сути, это нецелевое использование, а если говорить прямым текстом- разбазаривание. Согласно опять-таки официальной информации с сайта Минфина, это право нецелевого использования финансовое ведомство получило уже официально. В разделе «использование средств ФНБ» прямо указано: «Правительство РФ вправе до 1 января 2015-го года направлять средства ФНБ на осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства, сокращение заимствований и обеспечение сбалансированности федерального бюджета, в том числе с превышением общего расходов федерального бюджета….». Но судя по фактам и цифрам , подобное происходит и после 1.01.2015 г. В сентябре — ноябре 2017 г. ежемесячно выводилось по 164,18 млрд. рублей, а в декабре 124,11 млрд. руб. Всего за четыре месяца было выведено более 616 млрд.рублей. В информационных письмах Минфин указывает, что эти суммы были использованы на покрытие дефицита Пенсионного фонда РФ. Уже не так плохо, поскольку получается, началось его расходование по прямому назначению, то есть на латание дыры в Пенсионном фонде. Но это по-крайней мере было заложено в цели ФНБ. Интересно другое: в информационных письмах Минфина по результатам деятельности фонда за сентябрь -декабрь 2017 г. указано, что за этот период в федеральный бюджет были выведены доходы ФНБ от размещения средств в разрешенные активы в размере 653,39 млрд. руб. В 2018-м году ситуация принципиально не изменилась. В апреле, согласно статистике Минфина, на нужды софинансирования формирования пенсионных накоплений было изъято доходов ФНБ на сумму 5,124 млрд.руб. Но согласно информационного письма того же Минфина, кроме указанной суммы, в том же апреле в федеральный бюджет были изъяты средства в размере 5,558 млрд.руб. Всего же за период с апреля по сентябрь текущего года из ФНБ напрямую на затыкание дыры в госбюджете было изъято 41,21 млрд. руб. При этом на нужды Пенсионного фонда не было изъято ни копейки… Но вот в июне было очень большое поступление в ФНБ: было зачислено 906,72 млрд. руб. Из информационных сообщений Минфина, что это рублевый эквивалент валюты, приобретенной за счет средств федерального бюджета в 2017-м году в пределах объема дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета . Вот оказывается, куда делась эта валюта, изначально приобретавшаяся для пополнения средств теперь уже почившего Резервного фонда. То, что пополнение все же произошло, это конечно хорошо, но почему-то с большим опозданием на несколько месяцев и в ФНБ , а не в Резервный фонд, как изначально было задумано. В итоге, если посчитать сальдо всех пополнений и изъятий (целевых и нецелевых) за всю историю с января 2008 г. по настоящий момент, то получим плюс в размере 687 млрд. руб. Не так уж плохо, радует, что все-таки больше внесли, чем вынесли…Но по- факту, ФНБ конечно же нельзя назвать каким-то неприкосновенным , суверенным фондом, поскольку его средства используются Минфином абсолютно по своему усмотрению.

Теперь о структуре ФНБ в настоящий момент. На диаграмме на рис. 7 показана валютная структура ФНБ на 1 октября 2018 г.

Рис.7

Структура ФНБ по валютам выглядит вполне сбалансированной по валютам, и тут особых вопросов к Минфину нет. Ниже на диаграмме на рис.8 представлена структура этого фонда уже по видам активов .

Рис.8

А вот тут уже есть о чем поговорить. Львиную долю фонда, почти 70 %, составляют депозиты, открытые федеральным казначейством в ЦБ РФ, и это абсолютно безрисковые вложения. Наибольшие вопросы вызывают доля, вложенная в депозиты в ВЭБ , ВТБ и Газпромбанк, это более 14 % от активов фонда. На 3 октября текущего года на депозитах в ВЭБе числилось 579,3 млрд. руб., а на депозитах в ВТБ и Газпромбанке 164,4 млрд руб. «в целях финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством РФ» (снова цитата с сайта Минфина). Безусловно, Минфину право размещать средства ФНБ в такие активы дано Правительством РФ отдельным постановлением, и с этой точки зрения все легитимно. Правительство РФ установило предельную долю банковских депозитов и остатков на счетах в банках на уровне 40% от общей суммы активов ФНБ. При этом объем депозитов в ВЭБе также оговорен отдельно и этот норматив также соблюдается. Но вот, если задаться вопросом, являются ли являются ли эти вложения более -менее безрисковыми, то тут очень трудно ответить утвердительно…. Например, в официальном отчете Минфина по итогам управления средствами ФНБ за ноябрь 2017-го года указано, что ВЭБ » возвратил средства ФНБ, размещенные на депозитах …для предоставления субординированных кредитов ПАО Банк «ФК Открытие» ( 6,90 млрд. руб.) и АКБ «РосЕвробанк» ( 0,98 млрд. руб.). Вот пример, в том числе для чего используются ВЭБом резервы для начисления пенсий: для спасения собственных инвестиций в тонущие российские банки….Проследить, куда еще использует ВЭБ денежные средства с открытых у него депозитов ФНБ ,достаточно сложно ,но на депозитах в ВЭбе деньги ФНБ находятся уже довольно давно, как минимум с 2014-го года. В декабре 2015-го года срок возврата валютных депозитов ФНБ, размещенных в 2014-м году в ВЭБе в объеме 6,25 млрд. долларов США , увеличен с 5 до 20 лет , а процентная ставка по ним снижена аж до 0,25 % годовых , причем установлен льготный период по уплате процентов до сентября 2018-го года. То есть, в данном случае резервами российских пенсий спасали видимо уже сам ВЭБ… Далее, в январе 2018-го года почему-то проведена конвертация этого долларового депозита в рублевый депозит по курсу 56,44 руб. за доллар США. Напомним , что минимальный курс доллара к рублю в текущем году пока- что был зафиксирован в январе в районе 55, 6 руб. за доллар, то есть доллары практически были проданы Минфином ВЭбу почти по минимальной в этом году цене. Далее, самое интересное, что полученные от конвертации рубли были размещены в том же ВЭБе под ставку 2,86 % годовых в рублях ….Потрясающая эффективность управления фактически резервами пенсий россиян. Но и это еще не все. Согласно информации Минфина, на декабрь 2015-го года Минфин не получил от Украины средства в размере 3,075 млрд. долларов США в счет погашения и обслуживания украинских государственных облигаций внешних государственных займов, приобретенных на средства ФНБ, в связи с чем вынужден обратиться в суд. Эти покупки проходят по разделу «облигации иностранные и российские» в структуре вложений ФНБ ( см. диаграмму на рис.8 выше). Минфин не дает на своем сайте информацию об объемах купленных украинских государственных облигаций , о датах покупки и о цене, но по косвенным данным можно предполагать, что покупки осуществлялись еще при правительстве Януковича, причем незадолго до смены власти в Украине. Можно только предполагать, по какой цене они были приобретены. Про раздел «привилегированные акции банков» в структуре активов ФНБ нет вообще никаких официальных данных, но там хотя бы объем вложений не очень значительный — на 1 октября текущего года около 279 млрд. рублей.

В общем, на основании исследования официальных статистических данных Минфина по двум суверенным фондам РФ (один из который уже де-факто не существует), можно сделать неутешительный вывод — никакой суверенностью тут и не пахнет. «Ящик Пандоры» открыт уже давно, средства единственного оставшегося на данный момент фонда- Фонда национального благосостояния превратились просто в один из разделов Государственного бюджета РФ. И расходуются и управляются они так, что финал рано или поздно будет тот же что и у Резервного фонда — средства будут полностью растрачены.

Алан Дзарасов

Экономические науки/ 3.Финансовые отношения

Д.э.н. Элякова И.Д., магистрант Москвитина Е.Н., студент 2 курса Эляков А.Л.

Финансово-экономический институт, Северо-Восточного федерального университета, Россия

Инвестиционная стратегия суверенных фондов государств

Суверенные фонды – это специальные государственные фонды, созданные за счет доходов от экспорта природных ресурсов, официальных операций с иностранной валютой, или за счет валютных резервов страны, правомерно и финансово обособленные от других государственных активов, средства которых предназначены для долгосрочных финансовых вложений в различные классы финансовых активов.

Чтобы определить роль суверенных фондов в достижении благосостояния народов необходимо рассмотреть приоритетные направления использования средств фондов, так как, несмотря на общий источник формирования фондов, в зависимости от основополагающей цели деятельности пути использования средств варьируются.

Здесь следует отметить, что на инвестиционную стратегию фондов влияют два основных определяющих фактора:

— инвестиционные риски, т.е. вероятность возникновения непредвиденных финансовых потерь в ситуации неопределенности условий инвестирования;

— инвестиционные цели – выгоды, приобретаемые инвестором в результате вложения средств (получение части прибыли, право участвовать в управлении, установление контроля над деятельностью компании).

Все инвестиционные риски делятся: систематические и специфические. Специфические же риски в свою очередь подразделяются на риски инвестиционного портфеля и риски объектов инвестирования. Рассмотрим эти элементы поподробнее.

Систематические (рыночные) риски возникают с изменением внешнеэкономических или внутриэкономических ситуаций, влияющих на экономическую деятельность (рынок). Основными составляющими систематического риска являются:

— политические риски (возникают при политической нестабильности, смене правительства или политической системы, войнах и т.д.);

— административный риск (принятие государственных мер регулирования, включающих административные ограничения, законодательные изменения, изменения экономических нормативов, налогообложения, процентных ставок и др.);

— конъюнктурный риск (неблагоприятные изменения экономической ситуации в общем или на отдельных рынках);

— инфляционный риск (высокая инфляция, при которой финансовые суммы, вложенные в инвестиции, не приносят дохода)

— экологический риск (ухудшение экологии или стихийные бедствия и катастрофы).

Кроме основных, существуют и другие виды инвестиционных рисков, среди которых можно выделить такие, как страновой, региональный, отраслевой, временной, кредитный, операционный, риск ликвидности.

К специфическим рискам относятся наоборот такие виды рисков, на которые инвестор может повлиять, то есть их уровень, и возможность появления зависит от выбранных объектов и способов инвестирования.

Специфические риски подразделяются:

— капитальный — интегральный риск инвестиционного портфеля, связанный с общим ухудшением его качества, который показывает возможность потерь при вложении в инвестиции по сравнению с другими видами активов;

— селективный — связан с неверной оценкой инвестиционных качеств определенного объекта инвестирования при подборе инвестиционного портфеля;

— риск несбалансированности — возникает при нарушении соответствия между инвестиционными вложениями и источниками их финансирования по объему и структурным показателям доходности, риска и ликвидности;

— риск излишней концентрации (недостаточной диверсификации инвестиций) можно определить как опасность потерь, связанных с узким спектром инвестиционных объектов, низкой степенью диверсификации инвестиционных активов, что приводит к необоснованной зависимости от одной отрасли или сектора экономики, региона или страны, от одного направления инвестиционной деятельности….

Риск конкретных объектов инвестирования в зависимости от цели инвестиции разделяется на прямые и непрямые. Непрямые или портфельные инвестиции, как правило, характеризуются вложением денег в определенный набор (портфель) финансовых инструментов (акции, облигации компании, паи, депозиты, валюту). Определяющим моментом является то, что непрямые инвесторы получают пассивную прибыль, и не стремятся вмешиваться в управление компанией, в которую решили вложить средства. Поэтому приобретаемое ими количество акций и прочих активов не превышает 10% от общего количества.

Следовательно, основная цель прямых инвестиций — принимать участие в управлении компанией, установить контроль, поэтому в их состав не следует включать только лишь расходы на вложение в производство и реальные активы. С этой целью сопряжен ряд характерных особенностей прямых инвестиций — это, прежде всего, приобретение блокирующего пакета акций предприятия (от 25% и выше) с целью возможности влиять на принятие решения в различных органах управления этим предприятием.

Из-за того, что риски вложения в реальные активы подвержены влиянию более широкого спектра специфических рисков, инвестиции в высоколиквидные финансовые активы имеют более высокую доходность, то большая часть средств суверенных фондов инвестируется именно на финансовых рынках.

Приоритетные направления инвестиций разделяются по следующим признакам:

1) регион инвестиций: европейские страны, страны Ближнего Востока и Северной Африки; страны Юго-Восточной Азии; страны БРИК; страны Северной Америки и Латинской Америки, Австралия и Океания;

2) отрасли инвестиций: инфраструктура (транспортная, инженерная); недвижимость (коммерческая, жилая, промышленная, включая здания и земельные участки); финансовые услуги (страхование, аудит, бухгалтерский учет, консалтинг); телекоммуникационные и информационные технологии.

3) вид ценных бумаг (финансовые инвестиции): долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков, международных финансовых организаций, корпораций; акции компаний, торгующиеся на фондовых биржах;

4) вид реальных активов (реальные инвестиции): земельные участки, коммерческие площади, гостиничные сети, офисные комплексы, оборудование.

Размещение средств суверенных фондов в национальных ценных бумагах может осуществляться на регулярной основе, так и являться антикризисной мерой (в форме рекапитализации участников национальной банковской системы, покупки акций на открытом рынке с целью поддержки фондового рынка) наряду с направлением средств на финансирование дефицита бюджета, размещением средств фондов на банковских депозитах.

Создание подушки безопасности преследует цель выравнивания бюджетных дисбалансов, сохранения курса национальной валюты. В связи с этим основной формой использования средств фонда являются депозиты в Центральных банках в конвертируемых валютах иностранных государств.

Следующим по значимости направлением использования средств является финансирование текущих расходов государства на:

— социальное и пенсионное обеспечение, т.е. финансирование текущего дефицита Пенсионного фонда на выплату пенсий, пособий с учетом прироста, софинансирование накопительных пенсионных программ;

— оперативное проведение антикризисных мероприятий, в частности, единовременное увеличение уставных капиталов государственных компаний, покупка ценных бумаг стратегически важных предприятий, прямое бюджетное финансирование предприятий в виде займов и субсидий, финансовая поддержка предприятий на безвозвратной основе при стихийных бедствиях;

— валютные интервенции, направленные на сохранение и поддержание курса национальной валюты.

Кроме инвестиций и финансирования текущих расходов государства средства суверенного фонда могут быть направлены на оказание финансовой помощи государствам-партнерам при чрезвычайных ситуациях, на ликвидацию последствий стихийных бедствий, финансовых и экономических кризисов. Данное направление имеет большое значение в стратегическом геополитическом развитии, укреплении региональных и мировых связей.

Литература:

Суверенный фонд — это государственный инвестиционный фонд, финансовые активы которого включают акции, облигации и имущество, драгоценные металлы и другие финансовые инструменты. Инвестиции суверенных фондов охватывают весь мир.

Некоторые суверенные фонды принадлежат центральным банкам, которые аккумулируют валютную наличность в процессе управления национальной банковской системой; такие фонды обычно имеют высокую экономическую и фискальную значимость. Другие суверенные фонды просто представляют собой государственные сбережения, которые инвестируются в различные компании с целью получения инвестиционного дохода и не играют существенной роли в фискальном управлении.

Суверенные фонды могут инвестировать в иностранные депозиты, золото, SDR, резервную позицию в МВФ или в такие резервные валюты, как доллар, евро или иена. Суверенные фонды могут быть зарегистрированы как инвестиционные компании, государственные пенсионные фонды, суверенные нефтяные фонды и т. д.

Так, Саудовская Аравия инвестирует в экономику России $10 млрд через суверенный фонд Королевства Саудовская Аравия Public Investment Fund (PIF). Фонд традиционно финансирует крупные инвестиционные проекты, а общий объем инвестиций фонда не раскрывается, хотя, по некоторым оценкам, он может превышать $380 млрд.

Ниже представлен рейтинг самых крупных суверенных фондов в мире.

1) Глобальный пенсионный фонд Норвегии (Government Pension Fund Global ) — $882 млрд

Объем норвежского суверенного фонда — $882 млрд. Он был создан в 1990 г. как Государственный нефтяной фонд, в 2006 г. переименован в Government Pension Fund Global (GPFG).

В фонде аккумулируются все доходы от нефтегазового сектора, при необходимости из него покрывается дефицит бюджета. Около 60% активов вложено в акции (к концу 2012 г. GPFG владел 1,2% акций всех торгующихся в мире на биржах компаний), остальное — в гособлигации и недвижимость. Фонд является крупнейшим акционером в Европе.

Норвежский суверенный фонд декларирует своей целью сбережение нефтяных доходов страны для будущих поколений. GPFG считается крупнейшим суверенным фондом: его активы оцениваются в 5,4 трлн норвежских крон ($880 млрд).

2) Суверенный фонд Абу-Даби (Abu-Dhabi Investment Authority, ADIA) — $773 млрд

ADIA никогда не публиковал стоимость своих активов, но эксперты оценивают их от $650 млрд до $875 млрд. Он был основан в 1976 г. По оценкам аналитиков из Sovereign Wealth Funds Institute, объем инвестиций составляет $773 млрд.

ADIA управляет огромным капиталом и является крупнейшим международным инвестиционным фондом. Из-за своего размера фонд имеет существенное влияние на международные финансы.

Ежегодно получает 70% средств бюджетного профицита, а также дивиденды от государственной нефтяной монополии ADNOC.

Свыше 75% активов ADIA передано под управление зарубежных инвестфондов, преимущественно американских.

Основный объем средств размещен в акциях компаний развитых рынков и гособлигациях США. Фонд управляет сверхдоходами эмирата от экспорта нефти, которые оцениваются почти в $1 трлн.

3) Суверенный фонд Саудовской Аравии (SAMA Foreign Holdings) — $757,2 млрд

Объем суверенного фонда крупнейшего в мире производителя и экспортера нефти оценивается в $757,2 млрд.

В нынешнем виде существует с 2008 г., когда в него были переданы $300 млрд активов Валютного агентства Саудовской Аравии (исполняет функции центрального банка) и $60 млрд из местных пенсионных фондов.

Основной источник поступлений — доходы от экспорта нефти. Сведения об инвестиционной стратегии и структуре активов фонда не обнародываются.

4) Китайская инвестиционная корпорация (China Investment Corporation) — $746,7 млрд

Фонд создан в 2007 г. для управления частью золотовалютных резервов Китая (≈$200 млрд) с большей доходностью, чем обеспечивает консервативная стратегия инвестирования в американские гособлигации.

Свыше 30% портфеля CIC приходится на акции, прежде всего финансовых и IT-компаний. Около 40% всех активов размещено за рубежом, в значительной степени со ставкой на восстановление экономик США и Европы.

Основные средства компании инвестированы от имени правительства во внутренний рынок, по большей части в крупные корпорации. Значительная часть портфеля долгое время инвестировалась в энергетические компании и проекты ввиду их стратегического значения. Однако после кризиса подобные вложения перестали давать ожидаемые доходности.

В последнее время в спектре вложений фонда наблюдается сдвиг в сторону инвестирования в сельское хозяйство, причем вертикально, по всей отрасли, начиная с посадок и орошения, заканчивая производством конечной продукции и выращиванием скота. Объекты инвестирования находятся по всему миру, без привязки к отдельным странам.

5) Суверенный фонд Кувейта (Kuwait Investment Authority) — $548 млрд

Объем фонда инвестиционного управления Кувейта (Kuwait Investment Authority, KIA) — $548 млрд.

Существует с 1953 г., считается старейшим в мире суверенным фондом.

Включает Резервный фонд, исполняющий функции казначейства и владельца всей госсобственности, и Фонд будущих поколений, ежегодно получающий 10% от всех госдоходов.

Среди крупных активов — доли в Daimler AG, BP и Bank of America Merrill Lynch.

6) Фонд управления по валютным рынкам Китая (SAFE Investment Company) — $547 млрд

По сути, является фондом государственного управления по валютным рынкам КНР. Работает в форме зарегистрированной в Гонконге коммерческой «дочки» Госуправления, в ведении которого находятся китайские золотовалютные резервы (≈$3,5 трлн).

В совет директоров компании входят официальные представители администрации. Фонд активно работает на британском фондовом рынке, в его портфеле находятся пакеты акций Royal Dutch Shell, Rio Tinto, Barclays, BHP Billiton. Прежде всего фонд является резервным валютным фондом Китая.

Основные задачи фонда – генерировать дополнительный доход на средства фонда, расширять диверсификацию вложений, а также уменьшать зависимость китайской экономики от колебания доллара. SAFE может инвестировать в широкий спектр инструментов: акции международных и локальных компаний, облигации и другие долговые инструменты.

7) Суверенный фонд Гонконга (Hong Kong Monetary Authority Exchange Fund) — $400,2 млрд

Объем валютного фонда Управления денежного обращения Гонконга (Hong Kong Monetary Authority Exchange Fund) — $400,2 млрд.

Суверенный фонд Гонконга был создан в 1993 г., состоит из Резервного фонда, предназначенного для поддержки обменного курса гонконгского доллара к доллару США, и инвестфонда будущих поколений.

Активы на 77% размещены в акциях, остальное — в гособлигациях. При этом почти 90% приходится на номинированные в долларах США бумаги.

Основное предназначение фонда – поддержание стабильности финансовой и монетарной систем Гонконга и сохранение статуса международного финансового центра за Гонконгом.

По структуре фонд разбит на 3 портфеля:

— Страховой – является подушкой безопасности для монетарной системы Гонконга. Состоит из высоколиквидных долларовых бумаг.

— Инвестиционный – нацелен на долгосрочные инвестиции. Состоит из акций и облигаций стран ОЭСР.

— Стратегический – инвестиции в акции биржи и клирингового центра Гонконга.

Имеет 2 дочерние компании: RGIC – Real Gate Investment Company – создана для инвестиций в два различных СП в недвижимости за рубежом и EFIC – Eight Finance Investment Company – занимается альтернативными инвестициями.

8) Инвесткорпорация правительства Сингапура (Government of Singapore Investment Corporation, GIC) — $344 млрд

Объем фонда инвестиционной корпорации правительства Сингапура (Government of Singapore Investment Corporation, GIC) достигает $344 млрд.

Сингапурский государственный инвестиционный фонд (GIC) был создан в 1981 г. правительством Сингапура, чтобы управлять зарубежными активами.

GIC вкладывает капитал в широкий диапазон активов — в долговой рынок, акции, недвижимость, проекты инфраструктурного строительства, развитие природных ресурсов.

В портфеле GIC нехарактерно высокая для суверенных фондов доля альтернативных инвестиций (недвижимость, инфраструктурные объекты) — 27% от всех активов (акции занимают 45%, прочее — гособлигации и наличные средства)

9) Суверенный фонд Катара (Qatar Investment Authority) — $256 млрд

Суверенный фонд Катара был создан в 2005 г. для управления доходами от нефтегазовой отрасли правительства Катара.

Стоимость его активов — $256 млрд. Он является акционером автомобильных компаний Volkswagen Group и Fisker Automotive, инвестбанков Barclays и Credit Suisse, киностудии Miramax Films, футбольного и гандбольного клубов Paris Saint-Germain, нефтегазовой компании Royal Dutch Shell и т. д.

Ему принадлежит недвижимость во Франции на $4 млрд.

В октябре 2014 г. Qatar Investment Authority подписал соглашение с CITIC Group Corp. по запуску нового $10 млрд фонда, который будет инвестировать в Китае.

10) Национальный фонд соцстрахования Китая (National Social Security Fund, NSSF) — $236 млрд

Это крупнейший пенсионный фонд Китая. Создан Госсоветом КНР в 2000 г. как «стратегический резервный фонд» для поддержания устойчивости пенсионной системы и решения других социальных проблем, вызванных старением населения.

Получает средства из бюджета, а также 10% от IPO китайских госкомпаний на зарубежных биржах.

Играет роль крупного институционального инвестора на внутреннем рынке. На внутреннем рынке инвестирует в банковские депозиты, облигации казначейства, корпоративные облигации, структурные продукты, инвестиционные фонды, акции, промышленные фонды и трасты.

Спектр зарубежных инвестиций еще шире: помимо тех же инструментов, что и в домашнем портфеле, добавляются все возможные виды облигаций, CDS, свопы, фьючерсы, а также любые инвестиции, одобренные правительством.

53,95% фонда управляются внешними фондами. Помимо крупнейших западных фондов, NSSF инвестировал в 16 венчурных фондов и фондов прямых инвестиций (Hony Capital, CDH Investments, CITIC Capital, SAIF Partners, CITIC Private Equity, Bohai Capital and New Horizon Capital и др).

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх