Теневая занятость

Нелегальная занятость: последствия и ответственность

Губернатор Ростовской области В.Ю. Голубев поставил задачу вывести до конца года из «тени» всех, скрывающих свою трудовую деятельность.

Это справедливо прежде всего по отношению к тем, кто регулярно платит налоги, тем самым помогая государству нести груз социальных и иных расходов.

Нелегальная (неформальная или скрытая) занятость — актуальная проблема современной трудовой практики в России.

Стоит напомнить, что не оформление с работодателем трудовых отношений влечет за собой множество негативных последствий, как для работника, так и для работодателя.

Во-первых, работник остается без всех социальных гарантий, предоставляемых ему законодательством о труде и социальном обеспечении.

Очень часто работодатели не выплачивают заработную плату в течение нескольких месяцев, а затем разрывают с работником трудовые отношения, оставляя последнего ни с чем.

Не заключая трудовой договор с работником, работодатель не перечисляет соответствующие суммы в Пенсионный фонд, из которых в будущем должна формироваться трудовая пенсия. Работник также не защищен от травматизма и профессиональных заболеваний, т.к. он исключается из сферы действия Закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Во-вторых, работник, выполняя обязанности в условиях «серой схемы трудовых отношений», не в состоянии отстоять и защитить свои права и законные интересы в том случае, когда их нарушает или ущемляет работодатель.

В такой «зоне риска» в нашем районе по расчётам специалистов находится свыше 1 200 трудоспособных, но «неформально занятых» людей. Совместными усилиями районной и сельских Администраций, полиции, Центра занятости, налоговых органов и государственных внебюджетных Фондов уже выявлено 780 лиц, не заключивших трудовые соглашения. Из них 425 уже оформили трудовые договора и вышли из «тени».

И не случайно.

Законодательство Российской Федерации в сфере профилактики и пресечения нелегальной занятости, в последнее время заметно ужесточилось, особенно для работодателей.

Внесены дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части повышения ответственности за уклонение работодателя от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора, либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем. За указанные правонарушения ст. 5.27 КоАП РФ установлено наложение административного штрафа:

• на должностных лиц в размере от десяти до двадцати тысяч рублей;
• на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти до десяти тысяч рублей;
• на юридических лиц — от пятидесяти до ста тысяч рублей.

Совершение повторно лицом, ранее подвергнутым административному наказанию, за аналогичное правонарушение, влечет более строгое наказание.

Мы все – граждане России и обязаны ответственно относиться к своим гражданским обязанностям. Особенно в нынешнее непростое время.

Пресс-служба Администрации М-Курганского района

Все новости

DOI 10.24411/2073-0454-2019-10234 © Е.В. Перевезенцева, 2019

Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

ТЕНЕВОЙ РЫНОК ТРУДА РОССИИ: ОЦЕНКА МАСШТАБА И СФЕРЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

Екатерина Вячеславовна Перевезенцева, адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: chexova472@gmail.com

Научный руководитель: профессор кафедры экономики и бухгалтерского учета Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор экономических наук, профессор Н.П. Купрещенко

Аннотация. Исследуется теневой рынок труда России. Акцентируется внимание на контингенте работников, занятых в неформальном секторе. Автор включает в теневой рынок труда не только занятых в неформальном секторе, но и лиц, работающих на предприятиях без юридического оформления в рамках легальной деятельности, не отражаемой в отчетности. На основе данных, представленных Федеральной службой государственной статистики в статье приводится анализ численности занятых в неформальном секторе экономики. Важное значение придается анализу причин возникновения неформальной занятости, в числе которой можно выделить: нестабильность экономической ситуации в стране, слабая ответственность работодателей и неконтролируемость со стороны государственных органов, невысокий уровень защиты права на труд и социальных гарантий и другие. Предлагается комплекс мер, направленных на борьбу с выплатой заработной платы по «конвертной схеме» и вовлечения в сферу государственного регулирования самозанятого населения.

Ключевые слова: неформальный сектор, занятость, скрытый фонд оплаты труда, самозанятые, экономическая безопасность, «серая» заработная плата, страховые взносы.

УДК 330, 336.02 ББК 65

THE SHADOW LABOR MARKET OF RUSSIA: ASSESSMENT OF THE SCALE AND SCOPE OF DISTRIBUTION

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Перевезенцева Е.В. Теневой рынок труда России: оценка масштаба и сферы распространения. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(4):252-255.

За последние десятилетия произошли существенные изменения в характере работы и структуре рынка труда в России. Одной из наиболее характерных тенденций является рост занятости в неформальном секторе, который, в первую очередь, связывают с нехваткой высокооплачиваемых рабочих мест в формальном, а также чрезмерной нагрузкой на предпринимательскую деятельность в виде страховых взносов, в связи с чем, большие объемы зарплат продолжают вы-

плачиваться по «конвертной схеме», а вторичная занятость не регистрируется.

Неформальный сектор, тесно связанный с такими негативными явлениями, как нерациональное распределение ресурсов в экономике, замедление роста производительности труда, при этом оказывает и положительное влияние: обеспечивает определенный уровень социальной стабильности в российской экономике (помогает населению пережить кризис и спасает

от безработицы). Однако, существующая практика показывает, что во время экономического подъема или в периоды преодоления кризисных явлений существенно увеличивается роль деструктивной функции теневого сектора, а компенсационное влияние становится незаметным.

По критериям Росстата занятыми в неформальном секторе являются работники предприятий, не зарегистрированных в качестве юридического лица, т.е. индивидуальные предприниматели, фермеры, самозанятые и наемные работники, а также родственники, помогающие в собственном бизнесе, принадлежащем кому-либо из членов семьи.

Используя свое определение Федеральная служба государственной статистики оценила численность занятых в неформальном секторе в период с 2006 по 2016 гг. следующим образом (рис. 1).

Приведенные данные свидетельствуют о том, что размер неформального сектора начиная с 2011 г. показывает тенденцию к стабильному росту как в абсолютном, так и относительном выражении. В последний год наблюдения масштабы неформального сектора достигли максимального значения 15,4 млн человек, или 21,2% трудоактивного населения. Полагаем, что небывалый рост численности занятых в неформальном секторе экономики позволяет признать в том виде, что существует сейчас, существенной угрозой экономической безопасности.

Однако в самом широком смысле теневой рынок труда включает в себя не только занятых в неформальном секторе, но и лиц, работающих на предприятиях без официального трудоустройства или получающих там серые зарплаты. Министр финан-

сов А. Силуанов на расширенном заседании коллегии Минфина Российской Федерации отметил, что «объем «серого» фонда заработной платы — более 10 трлн руб. в год»1. Указанные данные о размере скрытой зарплаты совпадают с официальными данными Федеральной службы государственной статистики. Так, скрытый фонд оплаты труда в стране (это доходы работников в неформальном секторе и серые зарплаты в официальном секторе) увеличился с 6,3 трлн руб. (10,6% ВВП) в 2011 г. до 10,9 трлн руб. (13,4% ВВП) в 2015 г. .

Отраслями, где преимущественно распространена неформальная занятость, являются: операции с недвижимым имуществом — порядка 50% (сдача квартир в аренду без уплаты налогов), сфера образования — за счет репетиторства доля самозанятых достигает 5-6%, строительство (без официальной государственной регистрации и без постановки на учет в налоговых органах трудятся около 16-18% работающих) и сфера торговли составляет примерно 10-11%.

Функционирование неформальной экономики деструктивно сказывается на состоянии экономики России: наносит значительный ущерб экономической безопасности государства, подрывая материальную основу его деятельности. Настоящее положение налагает на государство ответственность при принятии комплекса мер, способствующего снижению доли теневого сектора в экономике.

1 Тезисы выступления министра финансов Российской Федерации на парламентских слушаниях в Государственной Думе «Основные направления повышения эффективности расходов федерального бюджета: реальность и перспективы», 23 мая 2015 г. // Финансы. 2015. № 7. С. 4.

Рис. 1. Динамика численности занятых в неформальном секторе экономики России за период с 2006 по 2016 гг.

Минфин России в июле этого года представил проект документа «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг.»2. Значительная часть документа посвящена борьбе с теневым сектором. Предлагаемые меры направлены на качественное изменение администрирования доходных поступлений и повышение собираемости налогов.

В частности, предложения представителей Минфина, Минэкономразвития и центра стратегических разработок сводятся к необходимости провести налоговый маневр по схеме «22/22»: снизить ставку страховых взносов во внебюджетные фонды до с 30 до 22% с одновременным повышением ставки НДС до той же величины. По нашему мнению, осуществление подобных мер не приведет к снижению налоговой нагрузки на предпринимательскую деятельность. Безусловно, уменьшение ставок страховых взносов до предполагаемых размеров может в определенной мере содействовать сокращению выплат заработной платы «по конвертной схеме» работодателями, практикующими неформальные трудовые отношения, однако не будет иметь стимулирующего характера для подъема российской экономики, не будет способствовать росту деловой активности, поскольку не создаст налогоплательщикам необходимых финансовых возможностей для расширения инвестиционной и инновационной деятельности. В связи с этим на законодательном уровне необходимо установить ответственность работодателя при любой форме собственности за выплату работникам заработной платы ниже прожиточного минимума .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С целью решения проблемы нелегальных выплат заработной платы необходимо навести порядок в на-лично-денежном обращении. Следует ввести ограничения на практически бесконтрольное осуществление операций с наличными деньгами предпринимателям без образования юридического лица, это позволит усилить банковский контроль за расчетами наличными средствами, не позволяя создавать их партнерам излишки денежной наличности для расчетов «по-серому». Требуется также разработать меры по снижению доли расчетно-платежных операций с использованием значительных сумм наличности для оплаты крупных покупок, в том числе с помощью корпоративных банковских карт.

Совершенствование организации контроля производимых расходов с имеющимися у налогоплатель-

щика источниками доходов возможно лишь при создании единой базы данных, формируемой на основе ежегодно представляемых в налоговые органы деклараций о находящемся в распоряжении имуществе, включая денежные средства, как в наличной, так и безналичных формах. Подобный контроль может быть эффективным только при предоставлении всеми совершеннолетними лицами деклараций. При этом следует установить ответственность за сокрытие полученных доходов и за непредставление такой декларации. Введение перекрестного контроля доходов и расходов каждого физического лица, с нашей точки зрения, может и должно стать серьезной мерой борьбы с заработной платой, выплачиваемой «в конверте». Одновременно представляется целесообразным ужесточить санкции за факты выплаты «серой» заработной платы в любой форме должностными лицами предприятий и организаций .

Вопросы сокращения масштабов неформальной занятости населения России и легализация трудовых отношений являются одними из важнейших задач государства. В ходе ежегодного послания Федеральному собранию3 Президент Российской Федерации в марте этого года обратился с поручением по закреплению правового статуса самозанятых граждан. Проблема занятости в неформальном секторе стала широко обсуждаться, однако видится она исключительно в области налогообложения. В целях вовлечения в официальную экономику граждан, осуществляющих деятельность в качестве репетиторов, сиделок, уборщиков жилых помещений и домработниц был принят Федеральный Закон от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»4 (в части налогового стимулирования самозанятых граждан для выхода из тени), который устанавливает двухлетние налоговые каникулы, по истечению срока которых данная категория граждан должна исчислять и уплачивать налоги и страховые взносы.

2 «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг.» (проект) от 3 октября 2017 г.

3 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 1 марта 2018 г.

4 Федеральный закон от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ «О внесении изменений в ч. 1 и 2 НК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 49. Ст. 6844.

Совершенно очевидно, что такие нормативные новации в виде введенного механизма налоговых каникул для вывода из тени самозанятой части населения и сокращения уровня теневой экономики в стране не принесли результатов, поскольку в таком качестве зарегистрировались и встали на учет в налоговых органах порядка тысячи человек. Мы разделяем позицию В.Г. Панскова, который считает, что действующая в Российской Федерации система налогообложения доходов физических лиц является важной, но все же не доминантной составляющей в стремлении части населения выйти из сектора государственного регулирования и контроля . Действительно, в настоящее время малому бизнесу предоставляются достаточно комфортные условия налогообложения доходов, поскольку уровень их налоговой нагрузки существенно ниже. Однако, далеко не все предприниматели, приспособленные к систематическому получению прибыли без уплаты налогов и других обязательных платежей, пожелают платить даже не столь существенную часть своего дохода в казну государства.

Теперь же ясно, что мероприятия по снижению неформальной занятости не должны ограничиваться только ужесточением контроля и силового давления, но и включать целый комплекс мер экономического, социального, антикриминогенного, а также политического характера. Содержание этих мер должно учитывать причины, которые заставили каждого пятого работать вне государственного регулирования. В качестве основных из которых можно выделить:

♦ нестабильность экономической ситуации в стране;

♦ снижение доверия как к государству, так и к его носителям;

♦ низкий уровень жизни населения;

♦ слабая ответственность работодателей и неконтролируемость со стороны государственных органов;

♦ невысокая эффективность существующей бюджетной системы;

♦ невысокий уровень пенсионного обеспечения;

♦ практически бесконтрольное обращение наличных денег в экономике;

♦ невысокий уровень защиты права на труд и социальных гарантий;

♦ высокая стоимость кредита для малого предпринимательства и проч.

В данной экономической ситуации методы налогового регулирования должны стать одними из приоритетных и носить точечный характер для решения определенных задач по снижению уровня теневого сектора в различных областях.

Литература

2. Перевезенцева Е.В. Противодействие теневым процессам в системе обеспечения экономической безопасности России // Экономическая безопасность личности, общества, государства: проблемы и пути обеспечения: Мат. ежегодной Всерос. науч.-практ. конф. 2018.

3. Латов Ю.В., Ковалев С.Н. Теневая экономика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.Я. Кикотя, Г.М. Казиахмедова. М.: Норма, 2006.

4. Маневр пошел по кругу // Ведомости. 2017. № 4310.

5. Минфин России: итоги работы и новые планы // Финансы. 2017. № 5.

6. Налоговая политика: Кто заплатит за маневр // Ведомости. 2017. № 5.

Москва, 15 сентября 2020, 15:10 — REGNUM Динамика занятости в «белом» и «сером» секторах российской экономики практически никогда не бывает идентичной, тем более в кризисный период, считает доцент кафедры статистики РЭУ им. Г. В. Плеханова Ольга Лебединская. Об этом она заявила 15 сентября корреспонденту ИА REGNUM, комментируя новость о том, что, согласно планам Минтруда РФ, численность занятого населения в России к концу 2021 года должна составлять 71,9 млн человек.

«Динамика занятости в «белом» и «сером» секторах практически никогда не бывает идентичной, тем более в кризисный период, — сказала Лебединская. — К тому же есть различия и в оценке этого явления у представителей властных структур, работодателей и исследователей. Например, Росстат считает все малые и средние предприятия, не имеющие статуса юрлица, неформальным сектором. Неформальную занятость в рамках формального сектора Росстат не учитывает. Представители властных структур неформальную занятость приравнивают к незарегистрированной занятости».

Отсюда, как пояснила экономист, и разные подходы к регулированию этих секторов.

Напомним, как сообщало ИА REGNUM, в 2020 году из-за карантинных мер, направленных на снижение распространения коронавирусной инфекции, работу потерял каждый второй трудовой мигрант.

Читайте ранее в этом сюжете: Из-за коронавируса работу в РФ потерял каждый второй трудовой мигрант

Читайте развитие сюжета: Господдержка не сработала? РФ продолжает терять малый и средний бизнес

Отчетность

Мероприятия по снижению неформальной занятости

Распоряжение

Открыть документ

Телефон «горячей линии»

8 (87779) 30930 доб. 123

режим работы с 9.00 до 17.00 часов

в рабочие дни.

Неформальная занятость — занятость, не декларируемая в целях налогообложения, социальной защиты и соблюдения трудового законодательства Российской Федерации.

Неформальная занятость охватывает все формы оплачиваемой занятости — по найму и не по найму, которые формально не зарегистрированы и, следовательно, не учитываются статистикой предприятий и налоговыми органами, не подлежат регулированию и не защищены существующими правовыми или регулирующими структурами.

Экономический кризис повлиял на решение многих работодателей в целях экономии и ухода от налоговых и других обязательных платежей по заработной плате выдавать ее своим работникам «в конвертах».

Существует практика заключения с работниками договоров гражданско-правового характера, а не трудовых договоров, а также двойного учета и выплаты заработной платы: так называемой «белой» и «серой».

При этом «белая» или официальная заработная плата в лучшем случае соответствует минимальному размеру оплаты труда, установленному действующим законодательством.

Такая схема направлена на уменьшение налогового бремени и обязательных платежей работодателя, но в результате приводит к снижению социальной защищенности работника.

«Серая» зарплата – это неофициальная зарплата, не учитываемая при налогообложении, которая выдается в конвертах, в виде страховых премий через страховые компании и пр.

Организации при этом обманывают государство, ухудшают социальное обеспечение сотрудников, не уплачивая пенсионные взносы, ЕСН, НДФЛ.

Если работник сознательно соглашается на условия работодателя, следует помнить, что деньги в конверте хороши до тех пор, пока он не задумает увольняться или воспользоваться своим правом на отпуск, или начнет болеть.

Скорее всего, работодатель выплатит заработную плату, обусловленную трудовым договором, которая, как правило, значительно отличается от той, какую фактически получает работник.

Никакие государственные органы, скорее всего, не помогут получить невыплаченную неофициальную заработную плату.

Социальные и правовые последствия нелегальных трудовых отношений неформальной занятости:

Для работодателя — административный штраф:

  • на должностных лиц в размере от 10000 до 20000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5000 рублей до 10000 рублей;
  • на юридических лиц- от 50000 до 100000 рублей (статья 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях);
  • административный штраф на должностных лиц — дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30000 до 40000 рублей;
  • на юридических лиц — от 100000 до 200000 рублей (за совершение административных правонарушений лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное нарушение).

Для работника:

  • не получить заработную плату в случае любого конфликта с работодателем;
  • не получить отпускные, расчет при увольнении;
  • не получить в полном объеме оплату листка нетрудоспособности;
  • полностью лишиться социальных гарантий, связанных с сокращением, простоем, обучением, рождением ребенка, несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием и другими жизненными ситуациями;
  • отсутствие возможности получения кредита в банке на жилье, обучение, лечение и т.д.;
  • получить отказ в выдаче визы для выезда за границу.

Кроме того, получающие «серую» зарплату, работники лишают себя возможности заработать пенсию. Ведь с левых заработков страховые взносы в Пенсионный фонд работодатель не платит. А ключевыми факторами, влияющими на размер будущей пенсии, являются: размер заработной платы и длительность стажа. Чем выше заработная плата и продолжительнее общий стаж, тем выше будет размер будущей пенсии. Только с «белой» зарплаты отчисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и у граждан формируются пенсионные накопления. При «серых» схемах оплаты труда взносы уплачиваются в минимальном размере. Если взносы не уплачиваются совсем, то время работы не засчитывается в стаж. Соглашаясь на серую заработную плату, гражданин рискует получить низкую пенсию.Таким образом, необходимо оформлять трудовые отношения путем заключения трудового договора. Поскольку заключение трудового договора автоматически влечет за собой распространение всех норм трудового законодательства на работника и работодателя.

При оформлении трудовых отношений не приступайте к работе без подписанного трудового договора и убедитесь в отражении реальной заработной платы в трудовом договоре.

Скажи НЕТ! зарплате в «конверте».

Последствия «серой» заработной платы

С каждым годом количество россиян, готовых работать за «серую» зарплату, сокращается. Тем не менее, число соотечественников, согласных на зарплату в конвертах, остается по-прежнему высоким.

Согласие соискателей на зарплаты в конвертах обусловлено, в первую очередь, менталитетом — человек готов работать за деньги, однако не думает, что деньги бывают разными. «Это погоня за сиюминутной прибылью без оглядки на то, что будет дальше». Во всем, что касается личных средств, лучшие человеческие качества уступают место прагматизму, и выбор всегда происходит в пользу денег.

Проблема заключается в том, что значительное число организаций малого и среднего бизнеса, не желая уплачивать налоги с фонда оплаты труда в полном объеме, часть зарплаты выплачивают официально, а другую, как правило, большую ее часть, выплачивают, не отражая в бухгалтерских документах. В результате бюджет России и внебюджетные фонды недополучают в виде налогов и сборов существенные суммы.

Когда сотрудник молодой и здоровый, его больше волнует — сколько он получит денег сейчас за свой труд, а не то, какая у него будет пенсия. Он переживает за своевременную выплату зарплаты, а не за то, «белая» она или в «конверте».

Зачастую работнику предлагается «серая» зарплата, а именно — «часть зарплаты в конверте”, например: после испытательного срока вместо 20 000 рублей было обещано 40 000 рублей.

Предлагается вместо 40 000 рублей (минус 13% ндфл на руки 34 800 руб.), 20 000 рублей официально (минус ндфл 13% на руки 17 400 руб.) и 20 000 в конверте. Итого на руки получается 37 400 руб.

Работник доволен, от применения такой схемы получает дополнительно 2 600 руб. и он соглашается. Работодатель тоже доволен, он сэкономил 6000 руб. на страховых взносах (30% от 20 000 рублей). Все довольны. Эта идиллия будет продолжаться не очень долго.

Все вопросы начинают появляться тогда, когда люди выходят на пенсию по старости или по состоянию здоровья, оформляют инвалидность, уходят в декретный отпуск. Кроме того, человек, получающий «серую» зарплату, не может официально подтвердить размер получаемых им доходов в случае обращения за получением кредита на различные нужны, в том числе на покупку или строительство жилья, оплату обучения детей или лечения.

Для работников заработная плата «в конвертах» – это «мина замедленного действия», такие трудовые отношения приводят к лишению работников социальных гарантий при оформлении на пенсию, оформлении отпуска по беременности и родам, при временной нетрудоспособности и др.

При получении «серой зарплаты» для сотрудника минусы очевидны:
— если возникнет конфликт с начальником, то работник будет получать только «белую зарплату»
— работник не может получить отпускные и расчет при увольнении в полном объеме.
— больничный оплачивается только исходя из «белой зарплаты».
— наличие «серой зарплаты» исключает наличие каких-либо социальных гарантий.
— работнику могут отказать в выдаче необходимого ему кредита.
— работнику могут отказать в выдаче визы.
— пенсия у работника, получающего «серую зарплату», будет исчисляться только из «белой» ее части. Соответственно, пенсия будет маленького размера.
— за незадекларированные доходы работнику может грозить административная или даже уголовная ответственность.

Также неприятные последствия могут подстерегать и тех, кто выплачивает «серую зарплату»:
и руководитель фирмы, и главный бухгалтер, и те сотрудники, которые занимаются оформлением первичных учетных документов, могут понести уголовную ответственность за неуплату налогов.

С целью легализации трудовых отношений Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда”» внесены изменения в Трудовой кодекс РФ, в том числе по вопросам установления трудовых отношений в случае, если работник приступил к работе без оформления трудового договора.

«Серая зарплата» – что можно предпринять работнику для того, чтобы себя обезопасить?
— в письменной форме обязать работодателя перечислять заработную плату на банковскую карточку.
— донести сведения о выплате «серой» зарплаты до налоговой инспекции.
«Серая» зарплата: можно ли доказать факт получения?
Факт получения серой зарплаты подтвердить довольно сложно, но можно.
Как правило, достаточно обратиться в прокуратуру или в Государственную инспекцию труда.
Пользуйтесь своими правами — требуйте легальную заработную плату!

Информация

о проделанной работе по вопросам неформальной занятости в

МО » Гиагинский район» на 25 октября 2017 года

Информационная работа по легализации трудовых отношений проводится на собраниях с работодателями, встречах с населением о негативных последствиях выплаты «серой зарплаты» при получении налоговых льгот, назначении пенсий и других социальных выплат, необходимости соблюдения требований Трудового кодекса Российской Федерации в части оформления трудовых отношений. Информационные материалы размещаются на официальном сайте администрации района, в газете «Красное знамя», информационных стендах организаций и учреждений района и органов местного самоуправления.

Во всех пяти поселениях района проведены встречи с собственниками и арендаторами земельных участков по проблеме легализации трудовых отношений.

Также, в связи с уточнением параметров неформальной занятости администрация проводит работу с лицами, имеющими в собственности большегрузный и специализированный транспорт, зарегистрированный на территории муниципального района.

Работает телефон «горячей линии» по обращениям граждан о фактах выплаты «серой зарплаты».

По состоянию на 25 октября 2017 года достигнуто значение по снижению неформальной занятости в количестве 470 человека (в том числе количество заключенных трудовых договоров, а также зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и крестьянско-фермерских хозяйств).

Мониторинг результатов работы по снижению неформальной занятости передается в Управление Государственной Службы занятости населения Республики Адыгея.

В рамках реализации мероприятий, направленных на снижение неформальной занятости по состоянию на 25 октября 2017 года проработано 60,6% от запланированного по району уровня. Данная работа по выявлению фактов неформальной занятости продолжается в режиме еженедельного обмена информацией с главами сельских поселений. Общее число легализованных лиц в районе составило 470 человек, с которыми оформлены трудовые отношения в соответствии с действующим законодательством о труде.

Для осуществления сверки данных и поступлений начислений в Управление Пенсионного фонда Гиагинского района, администрацией муниципального образования «Гиагинский район» проводится совместная работа для подтверждения факта соответствия лиц, числящихся в качестве работающих.

Скажи «НЕТ» зарплате в конверте!

Администрация информирует, что с 1 января 2015 года в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 421- ФЗ вступили в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), предусматривающие усиление мер ответственности работодателей за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ:

нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе в части минимального размера оплаты труда, сроков выплаты заработной платы, формы оплаты труда и других положений трудового законодательства (за исключением нарушений, указанных в ч. 2 и ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ и в ст. 5.27.1 КоАП РФ), —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

— на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей;

— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей;

— на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ совершение вышеуказанных административных правонарушений лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа:

— на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;

— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;

— на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Одновременно в КоАП РФ введены новые составы административных правонарушений в сфере трудового законодательства.

Согласно ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), —

влечет наложение административного штрафа:

— на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей;

— на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Счет на миллионы

Опрос охватил 1600 человек в 35 субъектах РФ, включая регионы ЦФО. Количество работников, получающих «серые» зарплаты, по сравнению с прошлым годом, увеличилось на 4,5 процента.

Масштабы негласной занятости зависят от текущей экономической ситуации, считает директор Центра социально-политического мониторинга Андрей Покида. По его мнению, нестабильность последних лет вызвала снижение доходов населения. Стремление компенсировать потерянное подталкивает к поиску заработка на стороне.

— Растет количество тех, кто не оформляет взаимоотношения с работодателем и получает зарплату в «конвертах», — отметил Андрей Покида. — Доля граждан, вовлеченных в некриминальный «теневой» рынок труда, составляет 44,8 процента занятого населения. Это примерно 33 миллиона человек, которые в течение одного года имели неоформленную работу.

Так, по данным управления ФНС по Брянской области, в регионе проживает 615 тысяч граждан трудоспособного возраста. При этом работодатели представили сведения лишь на 404 тысячи застрахованных сотрудников. На 211 тысяч человек сведения не представлены. Нет их и в списках ИП и безработных. Так кто же они?

— Это граждане, работающие без оформления трудовых отношений, а также те, кто развивает собственное дело, но при этом не платит налоги и сборы в бюджет, — пояснила начальник отдела налогообложения доходов физических лиц УФНС по Брянской области Светлана Колодезная. — Они практически лишены социальной и правовой защиты.

Последнее людей пугает меньше, чем угроза потерять часть заработка из-за официального оформления. Предыдущий опрос показал, что в 2016 году в теневой рынок труда было вовлечено 40,3 процента трудоспособного населения. Рекорд принадлежит 2006 году, когда показатель составил 45,1 процента. Теневой сектор вернулся к объемам десятилетней давности.

— Самозанятые граждане чаще наемных работников трудятся неофициально, — продолжает Андрей Покида. — Более 62 процентов из них не стремятся оформлять отношения. Рост теневого сектора связан с расширением вторичной занятости. За год число граждан, имеющих неофициальную дополнительную работу, возросло с 30,4 до 35,5 процента.

Работодатели вводят внутреннюю систему безналичных бонусов. Проследить движение таких вознаграждений тяжело. Или предлагают работникам приобрести товары и услуги, в том числе собственного предприятия, с большими скидками. Формально это не зарплата, и налог с нее не возьмешь.

Добро пожаловаться

По мнению социологов, органам власти пока не удалось эффективно простимулировать «выход из тени». Принятие законов о самозанятых и патентной системе налогообложения, а также расширение безналичной формы расчета не принесли ожидаемого эффекта. Они коснутся лишь малой части граждан. Кроме того, зачастую люди получают неофициальную работу временно и не думают делиться приработком с государством.

Органам власти пока не удалось эффективно простимулировать «выход из тени»

Однако борьба ведется, причем каждый регион пытается придумать что-то новое. Тон в 2014 году задала Ульяновская область. Там власти издали постановление о денежном вознаграждении граждан, «оказавших содействие в раскрытии фактов налоговых правонарушений и нарушений законодательства о труде». Заявителю положено пять тысяч рублей, если информация подтвердится. Новшество себя не оправдало. Вознаграждение выдают после налоговой проверки в случае, если достигнут экономический эффект. Она может растянуться на год, и желающих столько ждать практически нет.
Куда интереснее опыт Брянской области.

— В налоговых органах и в администрациях муниципальных образований размещены «ящики доверия», — рассказала Светлана Колодезная. — Каждый может анонимно указать работодателя, использующего труд работников без оформления. Информацию мы передаем в госинспекцию труда для проведения проверок.

Летом на Брянщине стартовала акция «Достойный труд — достойная жизнь». Она продлится до октября. Ее цель — привлечь общественное внимание к проблеме «серых» зарплат и объяснить, чем чревата такая работа. Многие отказываются от оформления трудовых отношений, не подозревая, что лишают себя соцгарантий.

— Это и неоплаченные «больничные» и отпуска, и непроизведенный расчет при увольнении, — перечисляет Светлана Колодезная. — Также это полное отсутствие соцгарантий, связанных с рождением ребенка, отказ в получении банковского кредита или визы, угроза привлечения к ответственности за незадекларированные доходы.

Неформально занятый работник может быть уволен по любой причине — и даже по суду не добьется ни восстановления на работе, ни компенсации. Об этом брянцам рассказывают по телефонам «горячей линии». На сайтах муниципалитетов опубликованы памятки, а в бюджетных учреждениях установили информационные стенды.

«Неформалы» уезжают на заработки в другие регионы и ускользают из рук борцов с теневым сектором

— Также в Брянске прошла профсоюзная акция «Скажи «НЕТ» зарплате в конвертах», — говорит председатель областной федерации профсоюзов Ольга Полякова. — Горожане ответили на вопросы анкеты и получили бюллетени, в которых описаны негативные последствия получения зарплаты в «конвертах».
К слову, в текущем году на Брянщине провели 226 заседаний комиссий по легализации зарплаты. На них заслушали 909 директоров фирм и ИП, которые платят сотрудникам меньше среднерегионального уровня оплаты труда. После бесед 269 из них повысили зарплату. За счет этого в бюджет дополнительно поступило 9,9 миллиона рублей налога на доходы физических лиц.

Поговорили по душам

Нетривиальные способы борьбы с зарплатами «в конвертах» ищут и в Орловской области, не стесняясь перенимать опыт соседей. Так, по примеру Брянска в фойе мэрии Орла установили экспериментальный ящик для анонимного сбора информации о недобросовестных работодателях. Организованы «горячие линии». Результат есть: в 2016 году в регионе выявили свыше 21 тысячи неформально занятых граждан, из них более 11,7 тысячи заключили трудовые контракты.

— За первое полугодие было выявлено свыше 6,5 тысячи работников без официального оформления, и трудоустройство большинства из них удалось легализовать, — рассказал зампред правительства Орловской области Игорь Козин. — Благодаря наработанному опыту эффективность такой работы по сравнению с прошлым годом возросла на 11,5 процента.

«Ноу-хау» региона — легализация личных подсобных хозяйств (ЛПХ). Селяне неплохо зарабатывают на наделах и домашних фермах. При этом у них нет официального статуса. Статистика не учитывает их как безработных. Налоги с доходов они не платят. Формально живут за счет натурального хозяйства. В 2016 году чиновники начали переговоры с владельцами самых крупных ЛПХ.

— Практика была опробована в Сосковском районе и доказала свою эффективность, — говорит глава облуправления труда и занятости Анатолий Майоров. — Людям объяснили, что владение площадями более 2,5 гектара, используемыми для получения прибыли, является незаконной предпринимательской деятельностью.

Большинство владельцев крупных ЛПХ зарегистрировались как индивидуальные предприниматели и главы крестьянско-фермерских хозяйств. Легализованные хозяйства обрабатывают 1,5 тысячи гектаров пашни. В прошлом году они произвели свыше 3000 тонн зерна. Соответственно, платят налоги. Все это еще недавно находилось в «тени» и не попадало в статотчеты.

— Кроме того, специалисты райадминистраций совместно с налоговыми инспекторами выезжают на торговые объекты, — продолжает Анатолий Майоров. — Сведения о выявленных там работниках передают в пенсионный фонд для сверки с количеством начисленных страховых выплат.
Если данные не совпадают, информацию направляют в госинспекцию труда, которая проводит свою проверку. В частности, такой опыт успешно опробован в Ливенском, Покровском и Кромском районах. Сейчас его внедряют по всему региону.

Тенденция

По данным минтруда РФ, за последние два года в стране было легализовано 4,5 миллиона работников. Дополнительные сборы страховых взносов превысили 35,6 миллиарда рублей. В текущем году в регионах выявлено более 864 тысяч неформальных работников, из них 810 тысяч уже легализовано. В основном без договоров работают в строительстве, торговле, на транспорте и в сфере оказания услуг.

Это говорит о том, что эффективность борьбы с теневым рынком возрастает. Однако статистика вряд ли в полной мере отражает ситуацию. Пока одних выводят из «тени», в нее попадают другие. Об этом и говорят авторы соцопроса. Они подметили тревожный факт: за последний год доля граждан, выбирающих работу исключительно с официальным оформлением, сократилась с 67,7 до 52,4 процента.

Вместе с тем выросла доля тех, для кого статус не имеет значения, — с 26,7 процента в 2016 году до 36,8 в текущем. В анкетах такие респонденты отметили: главное для них — чтобы платили деньги. А уж «чистыми» или «грязными» — дело второе. Кроме того, «неформалы» уезжают на заработки в другие регионы и ускользают из рук борцов с теневым сектором на своей малой родине.

— Подобная ситуация подтверждает значимость материального фактора при выборе места работы, — констатирует Андрей Покида. — Страх наказания за неуплату налогов или потери соцгарантий для таких работников вторичен. В целом наблюдается тренд на расширение «теневой» занятости. И наиболее заметно это происходит за счет тех, кто ищет дополнительную работу.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх