Трансфертные цены

ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСФЕРТНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

© Тернавщенко К.О.*, Меринюк А.С.4

Филиал Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права, г. Краснодар

Суть трансфертного ценообразования. Законодательные аспекты

трансфертного ценообразования в России. Решение проблемы связанной с уклонением от налогообложения.

Трансфертное ценообразование представляет собой реализацию товаров или услуг взаимозависимым компаниям по внутрифирменным, отличным от рыночных, ценам. Они позволяют перераспределять общую прибыль группы компаний в пользу компаний, находящихся в государствах с более низкими налогами. Это наиболее простая и распространенная схема международного налогового планирования, имеющего целью минимизацию уплачиваемых налогов.

Выделяется четыре взаимосвязанных группы целей трансфертного ценообразования:

1. функциональная необходимость относится к разделению компании на центры ответственности. Это влечет за собой измерение и оценку их деятельности, а также мотивацию их руководителей;

2. экономическая причина заключается в необходимости эффективного распределения среди центров ответственности бизнес-процессов ограниченных ресурсов для достижения целей компании, выраженных в ее стратегических и оперативных планах;

3. организационная составляющая вызвана тем, что в компании с дивизиональной структурой система трансфертного ценообразования является инструментом интеграции и дифференциации;

4. и, наконец, система трансфертного ценообразования нужна для выработки оптимальных стратегических решений. Традиционный подход к трансфертному ценообразованию был сфокусирован на оперативных решениях и не учитывал стратегической составляющей.

В этом отношении трансфертное ценообразование можно рассматривать с точки зрения анализа цепочки создания стоимости, предложенной М. Портером. Как инструмент оценки стратегии эта цепочка обладает следующими характеристиками:

* Старший преподаватель кафедры Бухгалтерского учета, анализа и аудита.

* Студент кафедры Менеджмента.

1. определение источника конкурентного преимущества;

2. выделение связей в цепочке создания стоимости;

3. формулировка общих стратегий (лидерство по издержкам, дифференциация и концентрация) для достижения и поддержания конкурентного преимущества.

Компания достигает конкурентного преимущества, создавая стоимость, тем самым генерирует прибыль. Компоненты стоимости (т.е. низкие издержки, рост объема продаж и маржа прибыли) или способность компании создавать стоимость зависят от привлекательности отрасли, конкурентной позиции компании и от выбранной стратегии.

Цепочки создания стоимости ориентированы на конкретные бизнес-единицы, которые осуществляют деятельность для достижения и поддержания конкурентного преимущества всей компании. Это дает менеджерам возможность оценить, какие бизнес-единицы создают и увеличивают стоимость, а какие нет. Последние могут затем быть расформированы, а ограниченные ресурсы освобовдены для альтернативного использования.

В результате внутренней торговли возникают связи различной степени сложности как внутри одной цепочки создания стоимости, так и ме^ду цепочками разных подразделений. Система трансфертного ценообразования охватывает множество видов деятельности, которые составляют конкурентное преимущество компании. Например, интернационализируя торговлю, компания создает конкурентам барьеры для вхождения на рынок.

Трансфертное ценообразование это объективное явление, появившееся вследствие децентрализации, представляющее торговлю внутри организации ме^ду её структурными подразделениями. Система трансфертного ценообразования создаётся для минимизации транзакционных издержек. Система трансфертного ценообразования так же позволяет эффективно управлять организацией, распределять ресурсы, вырабатывать стратегические решения.

Таким образом, трансфертное ценообразование является наиболее распространенной схемой международного налогового планирования, экономически развитых государства. С помощью трансфертного ценообразования холдинги занижают корпоративные цены, уменьшая тем самым налоговую базу и, следовательно, свои налоговые обязательств. Поэтому трансфертные цены являются объектом пристального контроля фискальных органов большинства развитых стран. Основная задача законодательного регулирования в области трансфертного ценообразования минимизировать возможности их применения.

В Налоговом Кодексе РФ есть две основные статьи, которые регулируют трансфертное ценообразование. Действующая редакция статьи 20 НК РФ раскрывает понятие взаимозависимых лиц для целей налогообложения, которыми признаются физические лица и организации, отношения

между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. Несмотря на то, что перечень их ограничен и исчерпывающийся, второй пункт данной статьи предусматривает возможность судебного порядка установления взаимозависимости по иным основаниям.

Статья 40 НК РФ устанавливает, что налоговые органы обязаны проверять правильность применения цен по сделкам только в некоторых прописанных случаях:

— между взаимозависимыми лицами;

— по товарообменным (бартерным) операциям;

— при совершении внешнеторговых сделок;

— при отклонении более чем на 20 % в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Если рассматривать российские интегрированные структуры, то для избежания контроля необходимо исключить прямую взаимозависимость компаний — участников сделки. Установление взаимозависимости ме^ду контрагентами наиболее актуальный предмет судебных споров.

Законодательство возлагает доказательство несоответствия цены сделки рыночному уровню цен на налоговый орган. Однако на практике не удается установить цену, на основании которой можно доказать превышение или занижение цены сделки. Компания всегда найдет способ защитить свои интересы, предоставив информацию о цене сделок с не взаимозависимой компанией. Если налоговый орган приводит цену внешних сопоставимых сделок, то есть сделок, в которых не участвует налогоплательщик, но предметом которых являются идентичные товары (работы, услуги), то существует вероятность оспорить сравнение с такой ценой за счет несоответствия условий ведения хозяйственной деятельности контролируемой организации и компании-аналога. Это связано с тем, что судебная доктрина недобросовестности может исходить из принципа «вытянутой руки». Цены, образованные по такому принципу — это цены, которые являются результатом переговоров ме^ду двумя независящими сторонами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ожидается существенное изменение правил трансфертного ценообразования. На данный момент законопроект готовится ко 2-му чтению в Государственной Думе РФ, которое может состояться в феврале-марте 2011 г. По итогам 1-го чтения законопроекта предполагаются следующие изменения:

— сокращается перечень сделок, при осуществлении которых налоговыми органами РФ может осуществляться контроль цен для целей налогообложения;

— расширяется перечень лиц, которые будут признаваться взаимозависимыми для целей налогообложения;

— отменяется действующее положение о признании цены сделки рыночной в том случае, если цена отклоняется не более чем на 20 % от цены на идентичные (однородные) товары (работы, услуги). Вводится понятие интервала рыночных цен;

— расширяется перечень источников информации, используемых для определения соответствия цены сделки рыночным ценам;

— предусматриваются новые методы определения рыночных цен;

— уточняется содержание используемых в настоящее время методов с целью приведения их в соответствие с международными принципами трансфертного ценообразования;

— вводится понятие «симметричной корректировки»;

— устанавливаются обязанности представлять в налоговые органы сведения о совершенных в налоговом периоде контролируемых сделках. Вводятся требования по обоснованию рыночного уровня цен контролируемых сделок путем подготовки определенного набора документов и информации;

— вводится ответственность за неправомерное непредставление в установленный срок или представление недостоверных сведений о контролируемых сделках в налоговые органы;

— предусмотрены специальные проверки соответствия цен по контролируемым сделкам рыночному уровню. Бремя доказывания того, что цена контролируемой сделки не соответствует рыночному уровню цен, остается за налоговыми органами;

— допускается возможность заключения предварительных соглашений о ценообразовании с налоговыми органами.

Регулирование трансфертного ценообразования в условиях правовой системы любого государства тесно связано с определением факта уклонения от налогообложения. Именно от наличия факта намеренного уклонения от налогообложения и будет зависеть использование тех или иных мер, применяемых правоохранительными органами к налогоплательщику при установлении факта использования им трансфертного ценообразования.

В любом случае, при установлении факта применения трансфертного ценообразования фискальные органы попытаются доказать, что данная сделка была совершена лишь с целью уклонения от налогов. При этом «сделкой, совершенной с целью уклонения от налогов» будет считаться такая сделка, которая прямо или косвенно влечет налоговые выгоды, а также если налогоплательщиком не доказано, что она была заключена в добросовестных целях и была экономически обоснована, а не являлась лишь способом получения возможности не платить или минимизировать налоги.

В случае доказательства необоснованности применения трансфертного ценообразования, последствия для налогоплательщика могут быть различными. От банального пересчета налогов, по итогам деятельности предприятия, до тюремного заключения.

Способы решения проблемы:

1. представляется необходимым конкретизировать официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы и услуги; в частности, отнести к таковым органы, регулирующие в соответствии с законодательством Российской Федерации ценообразование;

2. целесообразно восстановить исключенные Федеральным законом от 09.07.1999 № 144-ФЗ положения п. 11 ст. 40 НК РФ, согласно которым в качестве информационных ресурсов могли быть использованы базы данных органов государственной власти и местного самоуправления и информация, предоставленная налоговым органам самим налогоплательщиком;

3. можно закрепить за правительством право определения перечня официальных источников информации о рыночных ценах;

4. в некоторых случаях, допустимо рассматривать как источник информации о рыночных ценах сведения, содержащиеся в заключении эксперта.

Возможность привлечения эксперта к рассмотрению налоговых споров основана на нормах ст. 96 НК РФ («Привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля»), а также на положениях ч. 1 ст. 82 Арбитражного процессуального кодекса РФ, где сказано, что суд для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.

В современной ситуации сложилась тенденция повсеместного утаивания налогов. Прежде всего, это связано с несовершенством налогового законодательства. В российском налоговом законодательстве существует масса пробелов и неточностей, которые подталкивают налогоплательщиков к разработке схем сокрытия налогов. Российское законодательство необходимо реформировать в направлении уменьшения налогового бремени. Организации утаивают налоги в погоне за сверх прибылью, что создаёт необходимость изменять менталитет налогоплательщика.

Список литературы:

1. Будылин С.Л. Трансфертное ценообразование и статья 40 НК РФ // Налоги и налогообложение. — 2005. — № 1.

2. Петрунин В.В. О трансфертном ценообразовании // Все о налогах. -2005. — № 7.

3. Информационный бюллетень. — 2010. — № 22.

Трансфертная цена (ТЦ) — цена, которая устанавливается на продукты и услуги, производимые внутри транснациональных корпораций, или между зависимыми предприятиями, или структурными подразделениями предприятия (одного юридического лица), и являющаяся предметом внутрифирменных товарообменных операций. Это цена, по которой один центр ответственности передает свою продукцию или услугу другому центру ответственности.

Трансфертное ценообразование — объективное явление, появившееся вследствие децентрализации, представляющее торговлю внутри организации между ее структураыми подразделениями.

Система трансфертного ценообразования создается для минимизации транзакционных издержек. Система трансфертного ценообразования также позволяет эффективно управлять организацией, распределять ресурсы, вырабатывать стратегические решения.

К одной из основных причин возникновения внутриорганизационной коммерческой деятельности в рамках холдинга относится то, что холдинговые организационные структуры позволяют считать прибыль но каждому центру ответственности, структурной бизнес-единице (подразделению) компании, а это в свою очередь повышает прозрачность и эффективность функционирования компании.

Связующей цепочкой при этом выступает система трансфертного ценообразования, которая позволяет прозрачно и эффективно взаимодействовать каждому подразделению (бизнес-единице) в организации (холдинге).

Однако трансфертное ценообразование может использоваться для минимизации налогообложения. Если, например, сбытовая компания пользуется теми или иными налоговыми льготами, то общая налоговая нагрузка на холдинг в целом снижается, так как основная прибыль концентрируется в сбытовой компании.

Заметим, что применение трансфертных цен обусловливается не только налоговыми мотивами. Так, взвинчивание цены приобретения товаров или услуг из-за рубежа может преследовать цель обойти правила валютного регулирования или иные нормы, регламентирующие репатриацию прибыли. Еще одной причиной трансфертного ценообразования могут быть соображения финансового менеджмента компании как средства повышения эффективности использования финансовых ресурсов и повышения личной ответственности менеджеров.

В научной литературе и законодательстве нет единого понимания трансфертного ценообразования.

Как само понятие трансфертной цены, так и цель ее использования зависит от хозяйствующего субъекта и области применения цен: для крупного предприятия, с входящими в него подразделениями, внутрифирменная трансфертная цена используется для контроля над хозяйственной деятельностью; в транснациональных корпорациях трансфертная цена применяется в целях снижения налоговых выплат. Трансфертное ценообразование направлено на увеличение прибыли за счет минимизации внутрифирменных затрат.

Трансфертное ценообразование может использоваться и в банковской деятельности для управления инфраструктурой банка, развития новых видов деятельности, обеспечения рентабельности и устойчивости.

Трансфертная цена, как правило, не придается широкой огласке. В определении прямо не сказано (хотя подразумевается), что трансфертная цена несколько отличается от рыночной. Получается, что если бы отличий не было и все сделки совершались бы по рыночным ценам, то необходимость введения самого понятия трансфертной цены была бы под вопросом.

Принципы трансфертного ценообразования. Установление трансфертной цены должно отвечать следующим основным требованиям:

  • • способствовать достижению производственным предприятием намеченных целей и обеспечивать гармоничное сочетание целей подразделения с общими целями организации;
  • • быть гибкой и равнозначной для менеджеров разных уровней управления. Трансфертная цена должна обеспечить достаточный результат под- разделению-продавцу при передаче им продукции и услуг подразделению- покупателю, предусматривая при этом, не повлияет ли отрицательно цена передачи на эффективность функционирования подразделения-продавца;
  • • способствовать сохранению автономности, позволяющей руководителям как продающих, так и покупающих подразделений управлять ими на децентрализованной основе;
  • • быстро реагировать на изменяющиеся условия внутренних и внешних рынков, давать возможность направлять прибыли туда, где они найдут лучшее применение;
  • • соответствовать требованиям законодательства;
  • • содействовать развитию кооперации между структурными и региональными типами производств.

В основе трансфертного ценообразования лежит принцип: оптимальны те ТЦ, которые обеспечивают организации максимально возможную добавленную стоимость.

Факторы, влияющие на уровень трансфертной цены. Система трансфертных цен зависит от ряда факторов. К ним относятся следующие.

  • 1. Наличие конкурентного рынка для промежуточного продукта. Основной принцип трансфертного ценообразования гласит, что трансфертная цена должна быть максимально приближена к цене, по которой продукт может быть продан внешним покупателям или приобретен у внешних поставщиков, т.е. к рыночной. В этом случае предприятия автономны в принятии решений и их деятельность может быть объективно оценена.
  • 2. Наличие свободных мощностей у подразделения-производителя. Если у предприятия есть свободные производственные мощности, то для холдинга в целом более предпочтительной остается приобретение продукции внутри группы, в резз’льтате чего увеличится прибыль холдинга (дополнительное производство позволит покрыть часть постоянных расходов, которые связаны с простаиванием мощностей).
  • 3. Квалификация менеджеров. Система трансфертного ценообразования требует высокой квалификации менеджеров корпоративного центра. Перед ними стоит задача сбалансировать различные противоречащие друг другу цели для достижения оптимального для холдинга результата. Менеджер должен обязательно иметь хорошее финансовое образование, а также понимать особенности отраслей, в которых функционируют предприятия группы (ценообразование, конкуренты, потребители, производственные мощности и т.д.).
  • 4. Переговорная сила предприятий. Трансфертные цены между двумя предприятиями провоцируют возникновение конфликта между ними. Предприятие-производитель заинтересовано в том, чтобы цены были как можно выше, предприятие-потребитель, наоборот, — в максимально низких ценах. Переговорная сила может оказывать значительное влияние на уровень трансфертных цен.
  • 5. Важность для холдинга преимуществ вертикальной интеграции. Вертикальная интеграция позволяет снизить экономические риски в холдинге, в частности риск зависимости от поставщиков и потребителей, поскольку компания может контролировать весь процесс создания стоимости — от добычи сырья до продажи конечному потребителю. Это особенно важно, если рынки характеризуются высокой волатильностью, т.е. подвержены сильным колебаниям (сезонным, конъюнктурным и т.д.). Корпоративный центр часто директивно устанавливает трансфертные цены между предприятиями, обязывая их приобретать продукцию друг у друга, чтобы сохранить преимущества вертикальной интеграции.

При проведении налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (в том числе при сопоставлении коммерческих и (или) финансовых условий анализируемой сделки и ее результатов с коммерческими и (или) финансовыми условиями сопоставимых сделок и их результатами) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, использует следующие методы:

  • 1) метод сопоставимых рыночных цен;
  • 2) метод цены последующей реализации;
  • 3) затратный метод;
  • 4) метод сопоставимой рентабельности;
  • 5) метод распределения прибыли.

Допускается использование комбинации двух методов и более.

Метод сопоставимых рыночных цен считается приоритетным для определения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам для целей налогообложения. Применение иных методов допускается в случае, если метод сопоставимых рыночных цен использовать невозможно либо он не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цен, примененных в сделках, рыночным ценам для целей налогообложения.

Названный метод служит для определения соответствия цены, примененной в контролируемой сделке, рыночной цене при наличии на соответствующем рынке товаров (работ, услуг) хотя бы одной сопоставимой сделки, предмет которой — идентичные (при их отсутствии — однородные) товары (работы, услуги), а также достаточной информации о такой сделке.

При этом для реализации метода сопоставимых рыночных цен в целях определения соответствия цены, примененной налогоплательщиком в контролируемой сделке, в качестве сопоставляемой сделки возможно использование сделки, совершенной указанным налогоплательщиком с лицами, не являющимися взаимозависимыми с указанным налогоплательщиком, при условии, что такая сделка признается сопоставимой с анализируемой.

При отсутствии общедоступной информации о ценах в сопоставимых сделках с идентичными (однородными) товарами (работами, услугами) для целей определения полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами используется один из перечисленных выше методов.

Если иное не предусмотрено, применяется тот метод, который с учетом фактических обстоятельств и условий контролируемой сделки позволяет наиболее обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цены, примененной в сделке, рыночным ценам.

Кроме того, все методы могут использоваться при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) по группе однородных сделок, сторонами которых выступают взаимозависимые лица.

Однородными признаются сделки, предметом которых могут служить идентичные (однородные) товары (работы, услуги), и совершенные в сопоставимых коммерческих и (или) финансовых условиях.

При выборе метода, используемого при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, должны учитываться полнота и достоверность исходных данных, а также обоснованность корректировок, осуществляемых в целях обеспечения сопоставимости сопоставляемых сделок с анализируемой.

В целях применения методов, кроме информации о конкретных сделках может использоваться общедоступная информация о сложившемся уровне рыночных цен и (или) биржевых котировках, а также данные информационно-ценовых агентств о ценах (интервалах цен) на идентичные (однородные) товары (работы, услуги) на соответствующих рынках указанных товаров (работ, услуг). Использование перечисленных источников информации о рыночных ценах в целях применения названных методов допускается при условии обеспечения сопоставимости сделок, данные о которых содержатся в этих источниках информации, с анализируемой сделкой.

Для целей применения методов цены последующей реализации и затратного данные бухгалтерской отчетности, на основании которых рассчитывается интервал рентабельности, должны быть приведены в сопоставимый вид, обеспечивающий несущественность влияния отклонений в порядке учета расходов на показатели рентабельности и интервал рентабельности.

При невозможности обеспечения сопоставимости данных бухгалтерской отчетности для целей расчета интервала рентабельности и определения для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых выступают взаимозависимые лица, используются методы сопоставимой рентабельности и распределения прибыли.

В случае если эти методы не позволяют установить соответствие цены товара (работы, услуги) разовой сделки рыночной цене, то оно может быть определено, исходя из рыночной стоимости предмета сделки, устанавливаемой в результате независимой оценки, согласно законодательству РФ или иностранных государств об оценочной деятельности.

При этом под разовой понимается сделка, экономическая суть которой отличается от основной деятельности организации, и осуществляемая на разовой основе.

При определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, стороны которых — взаимозависимые лица, могут быть использованы следующие показатели рентабельности:

  • 1) валовая рентабельность — отношение валовой прибыли к выручке от продаж, исчисленной без учета акцизов и НДС;
  • 2) валовая рентабельность затрат — отношение валовой прибыли к себестоимости проданных товаров (работ, услуг);
  • 3) рентабельность продаж — отношение прибыли от продаж к выручке от продаж, исчисленной без учета акцизов и НДС;
  • 4) рентабельность затрат — отношение прибыли от продаж к сумме себестоимости проданных товаров (работ, услуг), коммерческих и управленческих расходов, связанных с продажей товаров (работ, услуг);
  • 5) рентабельность коммерческих и управленческих расходов — отношение валовой прибыли к коммерческим и управленческим расходам, связанным с продажей товаров (работ, услуг);
  • 6) рентабельность активов — отношение прибыли от продаж к текущей рыночной стоимости активов (внеоборотных и оборотных), прямо или косвенно используемых в анализируемой сделке. В отсутствие необходимой информации о текущей рыночной стоимости активов рентабельность активов может определяться по данным бухгалтерской отчетности.

Перечисленные показатели рентабельности для российских организаций вычисляются на основании данных бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете.

Эти финансовые показатели для иностранных организаций рассчитываются на основании данных бухгалтерской отчетности, составляемой в соответствии с законодательством иностранных государств. Для целей обеспечения сопоставимости с данными бухгалтерской отчетности, составляемой в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, проводится корректировка таких данных.

При нахождении интервала рентабельности используются значения рентабельности, определяемые по результатам не менее четырех сопоставимых сделок, в том числе совершенных налогоплательщиком, при условии, что сделки совершены с лицами, не являющимися взаимозависимыми с налогоплательщиком, либо на основании данных бухгалтерской отчетности не менее четырех сопоставимых организаций.

Организации выбираются с учетом их отраслевой специфики и соответствующих видов деятельности, осуществляемых ими в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях относительно анализируемой сделки.

При отсутствии в отрасли, к которой принадлежит лицо, признанное стороной анализируемой сделки, организаций, не являющихся взаимозависимыми с указанным лицом, выбор организаций для проведения анализа проводится с учетом сопоставимости функций, выполняемых этими организациями, принимаемых ими рисков и используемых активов.

В отсутствие информации о четырех сопоставимых сделках и более либо в отсутствие информации о бухгалтерской отчетности четырех сопоставимых организаций и более в целях определения интервала рентабельности может использоваться информация о меньшем количестве сопоставимых сделок (бухгалтерской отчетности меньшего количества организаций).

В целях применения рассмотренных выше методов находятся минимальное и максимальное значения интервала рентабельности, которые рассчитываются в следующем порядке:

  • 1) совокупность значений рентабельности, необходимых для установления интервала рентабельности, упорядочивается по возрастанию, образуя выборку, используемую для определения данного интервала. Каждому значению рентабельности, начиная с минимального, присваивается порядковый номер. Если выборка содержит два одинаковых значения рентабельности и более, в выборку включаются все такие значения. При определении интервала рентабельности не учитывается рентабельность анализируемой сделки;
  • 2) минимальное значение интервала рентабельности вычисляется в следующем порядке:
    • • если частное от деления на четыре числа значений рентабельности в выборке, образованной в соответствии с п. 1, — целое число, то минимальным значением интервала рентабельности признается среднее арифметическое значения рентабельности, имеющего в выборке порядковый номер, равный этому целому числу, и значения рентабельности, имеющего следующий по возрастанию порядковый номер в данной выборке,
    • • если частное от деления на четыре числа значений рентабельности в выборке, образованной в соответствии си. 1, не является целым числом, то минимальным значением интервала рентабельности признается значение рентабельности, имеющее в выборке порядковый номер, равный целой части этого дробного числа, увеличенной на единицу;
  • 3) максимальное значение интервала рентабельности определяется в следующем порядке:
    • • если произведение 0,75 и числа значений рентабельности в выборке, образованной в соответствии с п. 1, — целое число, то максимальным значением интервала рентабельности признается среднее арифметическое значения рентабельности, имеющего в выборке порядковый номер, равный этому целому числу, и значения рентабельности, имеющего следующий по возрастанию порядковый номер в данной выборке,
    • • если произведение 0,75 и числа значений рентабельности в выборке, образованной в соответствии с п. 1, не является целым числом, то максимальным значением интервала рентабельности признается значение рентабельности, имеющее в выборке порядковый номер, равный целой части этого дробного числа, увеличенной на единицу.

Расчет рентабельности по результатам деятельности, осуществляемой в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях, на основании данных бухгалтерской отчетности организации может производиться при одновременном соблюдении следующих условий:

  • • если организация осуществляет сопоставимую деятельность и выполняет сопоставимые функции, связанные с этой деятельностью. Сопоставимость деятельности может определяться с учетом видов экономической деятельности, предусмотренных Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, а также международными и иными классификаторами;
  • • совокупная величина чистых активов организации не является отрицательной по данным бухгалтерской отчетности по состоянию на 31 декабря последнего года из нескольких лет, за которые рассчитывается рентабельность;
  • • организация не имеет убытков от продаж по данным бухгалтерской отчетности более чем в одном году из нескольких лет, за которые рассчитывается рентабельность;
  • • организация не участвует прямо и (или) косвенно в другой организации с долей такого участия более 25% (за исключением случаев, когда доступны сведения о консолидированной финансовой отчетности организаций, которые используются для расчета интервала рентабельности) или не имеет в качестве участника (акционера) организацию с долей прямого участия более 25%.

Если в результате применения указанных выше условий осталось менее четырех организаций, критерии доли участия могут быть повышены с 25 до 50%.

В целях обеспечения сопоставимости при определении интервала рыночной рентабельности на основании данных бухгалтерской отчетности сопоставимых организаций могут проводиться корректировки показателей рентабельности в целях устранения различий в показателях дебиторской и кредиторской задолженности, товарно-материальных запасов но данным бухгалтерской отчетности налогоплательщика и организаций, данные бухгалтерской отчетности которых используются для вычисления интервала рентабельности.

Рассмотрим методы трансфертного ценообразования более подробно.

Трансфертное ценообразование — это установление трансфертных цен, которые отличаются от рыночных цен, для сделок между взаимозависимыми лицами, как правило, входящими в один холдинг (группу компаний).

Таким образом, под трансфертной ценой принято понимать цену, устанавливаемую в хозяйственных операциях между различными участниками единой группы компаний.

Установление цен между такими компаниями называется трансфертным ценообразованием.

В каких целях применяется трансфертное ценообразование

Трансфертные цены позволяют перераспределять общую прибыль группы лиц в пользу лиц, находящихся в государствах (территориях) с более низкими налогами.

Это наиболее простая и распространенная схема минимизации уплачиваемых налогов, что неизбежно требует повышенного внимания со стороны любого государства.

Налоговый контроль

Центральный аппарат ФНС России, а именно Управление трансфертного ценообразования, осуществляет налоговый контроль следующих трех групп сделок:

1) сделок между взаимозависимыми лицами, сумма по которым превышает установленный размер:

а) любых сделок в совокупности, превышающих 1 млрд руб. в год;

б) одна из сторон сделки является налогоплательщиком НДПИ и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, если сумма сделок превышает 60 млн руб.;

в) одна сторона сделки является налогоплательщиком ЕСХН или ЕНВД (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), другая сторона — лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы, если сумма сделок превышает 100 млн руб.;

г) одна из сторон сделки либо освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль, либо является участником проекта «Сколково» и применяет налоговую ставку 0%, другая сторона не освобождена от этих обязанностей и не применяет налоговую ставку 0%, если сумма сделок превышает 60 млн руб.;

д) одна сторона сделки является резидентом (участником) особой (свободной) экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте РФ), другая сторона не является резидентом таких зон, если сумма сделок превышает 60 млн руб.;

е) одна сторона сделки осуществляет деятельность, связанную с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, и исчисляет налог на прибыль согласно ст. 275.2 НК РФ, другая сторона не применяет положения ст. 275.2 НК РФ, если сумма сделок превышает 60 млн руб.;

ж) одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим ставку по налогу на прибыль в федеральный бюджет 0% и (или) пониженную ставку в бюджет субъекта РФ, если сумма сделок превышает 60 млн руб.

2) сделок, приравненных к сделкам между взаимозависимыми лицами:

а) сделок между взаимозависимыми лицами, проводимых с участием независимых лиц в качестве промежуточного звена;

б) сделок в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (нефтью, черными и цветными металлами, минеральными удобрениями, драгоценными металлами и камнями), если сумма сделок с одним лицом превышает 60 млн руб.;

в) офшорных сделок.

3) сделок, признанных судом контролируемыми.

2. Признание сделок контролируемыми (помимо формального попадания сделки в вышеназванный перечень) осуществляется при выполнении положения п. 11 ст. 105.14 НК РФ, согласно которому «признание сделок контролируемыми производится с учетом положений пункта 13 статьи 105.3 настоящего Кодекса».

В соответствии с п. 13 ст. 105.3 НК РФ правила, предусмотренные настоящим разделом, распространяются на сделки, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной стороной таких сделок доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых, что приводит к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы по следующим налогам:

1) по налогу на прибыль организаций;

2) по НДФЛ, уплачиваемому предпринимателями, нотариусами, занимающимися частной практикой, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, и другими лицами, занимающимися частной практикой, — по суммам доходов, полученных от такой деятельности;

3) по НДПИ (в случае, если одна из сторон сделки является налогоплательщиком указанного налога и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для налогоплательщика объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах);

4) по НДС (в случае, если одной из сторон сделки является организация (индивидуальный предприниматель), не являющаяся (не являющийся) налогоплательщиком налога на добавленную стоимость или освобожденная (освобожденный) от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС).

Если в результате трансфертного ценообразования окажутся заниженными НДС, налог на прибыль, НДПИ или НДФЛ, то налоговый орган доначислит налоги с пенями и штрафами.

Порядок определения цен для целей налогообложения

При проведении налогового контроля за ценами в контролируемых сделках цены в анализируемых сделках необходимо сравнить с ценами, которые применяются для целей налогообложения.

Цены, которые рассчитываются для целей налогообложения определяются на основании методов, указанных в п. 1 ст. 105.7 НК РФ:

Методы, регулирующие процесс трансфертного ценообразования

В гл. 14.3 НК РФ рассмотрены общие положения, касающиеся методов определения рыночных цен, порядок расчета интервала рентабельности, описаны способы и условия применения всех методов.

В частности, НК РФ установлены методы ТЦО в целях налогообложения, которые должны быть использованы ФНС России и ее территориальными органами при налоговом контроле в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами:

1) метод сопоставимых рыночных цен;

2) метод цены последующей реализации;

3) затратный метод;

4) метод сопоставимой рентабельности;

5) метод распределения прибыли;

6) метода цены независимой оценки.

Данный перечень является исчерпывающим, однако приоритет отдан методу сопоставимых рыночных цен.

Применение данного метода обязательно: для определения соответствия цены, примененной в контролируемой сделке, если на соответствующем рынке существует хотя бы одна сопоставимая сделка, предметом которой являются идентичные либо однородные товары (работы, услуги); при наличии достаточной информации о контролируемой сделке.

Однако допускается, что, если применение метода сопоставимых рыночных цен невозможно либо оно не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цен, примененных в сделках, рыночным ценам, для целей налогообложения применяются другие методы, например те, которые с учетом фактических обстоятельств и условий контролируемой сделки дают возможность наиболее обоснованно судить о соответствии или несоответствии цены, примененной в сделке, рыночной цене.

Причем допустимо использование комбинации двух и более методов.

При этом в отношении остальных методов будет действовать принцип выбора «лучшего метода», т.е. такого, который с учетом фактических обстоятельств и условий сделки позволит сделать наиболее обоснованный вывод о соответствии примененной цены рыночной цене.

При выборе метода должны учитываться полнота и достоверность исходных данных, а также обоснованность корректировок, осуществляемых в целях обеспечения сопоставимости сделок с анализируемой сделкой.

Очередность применения методов определения цен

1) Приоритетные методы применяются в первую очередь вне зависимости от желания налогоплательщика или налогового органа:

— метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным во всех случаях, за исключением сделок по покупке товаров для целей их перепродажи без переработки в адрес невзаимозависимых лиц;

— метод цены последующей реализации является приоритетным по сделкам покупки товаров для целей их перепродажи без переработки в адрес невзаимозависимых лиц;

2) Если нельзя применить приоритетный метод, то применяется метод цены последующей продажи или затратный метод в зависимости от того, какой из этих методов с учетом фактических обстоятельств и условий контролируемой сделки позволяет наиболее обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цены, примененной в сделке, рыночным ценам;

3) Если нельзя применить метод цены последующей продажи или затратный метод, то используется метод сопоставимой рентабельности;

4) Если нельзя применить метод цены последующей продажи, затратный метод или метод сопоставимой рентабельности, то используется метод распределения прибыли;

5) Если по разовой сделке нельзя применить вышеназванные методы, то используется метод цены независимой оценки.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх