Централизованные закупки по 44 ФЗ

Идентификация предмета закупки

Идентификация предмета закупки по-прежнему должна быть корректна. Для этого необходимо обратиться к каталогу товаров и услуг.

Если говорить о закупке учебников, то характерная ее особенность в том, что можно включать в описания конкретные наименования и фамилии авторов, поскольку закупки такого рода регулируются специальными нормативными документами Министерства образования. В связи с этим не прописываются нейтральные спецификации (ГОСТы в данном случае носят рекомендательный характер и не относятся к названию продукции). Самое главное, чтобы была карточка каталога. В таком случае закон разрешает нарушать правило «товарный знак или эквивалент» или «иной идентификатор промышленной собственности или эквивалент».

Приведем определения из ГОСТ 7.60-2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения»:

Учебник – учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

Учебное пособие – учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.

Есть позиции в каталоге товаров, работ, услуг.

Типовой контракт отсутствует. При этом могут быть региональные рекомендации по закупке печатных изданий.

Закупка учебников за бюджетные средства

Для бюджетного учреждения граница применения закона о контрактной системе проходит через понятие «бюджетные средства». Бюджетные учреждения осуществляют закупку по правилам закона 44-ФЗ от 5 апреля 2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» во всех случаях, кроме закупок:

  • за счет грантов,

  • в качестве исполнителя по контракту,

  • за счет средств, полученных при осуществлении иной приносящей доход деятельности.

Закупка учебников за бюджетные средства как закупка мелкого объема осуществляется в следующих формах:

  • Согласно п.4 ч.1 ст. 93 44-ФЗ – до 100 000 рублей, до 5% совокупного годового объема закупок или общей суммой до 2 млн. рублей.

  • Согласно п.5 ч.1 ст. 93 44-ФЗ – до 400 000 рублей, до 50% совокупного годового объема закупок (но общей суммой не более 20 миллионов рублей).

Часто говорят, что некий предмет закупки, который теоретически мог бы быть закуплен иными способами, искусственно кратно измельчается под закупку мелкого объема. Однако существует совокупный годовой объем закупок – для бюджетных учреждений он определится по плану финансово-хозяйственной деятельности. От всех денежных средств, которые подлежат оплате по заключенным контрактам и договорам, берется 5% – и это объем мелких закупок. Иных ограничений на количество таких закупок и идентификацию их по кодам и позициям каталога не существует (это стратегия закона о контрактной системе). Претензии к заказчику об искусственном дроблении предмета закупки не состоятельны. Но, разумеется, надо соблюдать деловую опрятность и не закупать мелкими партиями в один день у одного поставщика один вид товара.

Закупка мелкого объема не требует обоснования. Отчет с обоснованием невозможности или нецелесообразности использования иных способов закупки, начальной цены и иных существенных условий контракта оформляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ №555 от 5 июня 2015 г. Закупка отражается в планах и планах-графиках закупок одной строкой по каждому коду бюджетной классификации. Договоры могут заключаться в любой форме из предусмотренных ГК РФ.

Способы закупки претерпели множество изменений в 2019 году. Так, например, кроме случаев, относящихся к теме государственной тайны, все конкурентные способы закупок переведены в электронный формат. Появился электронный конкурс – он похож на электронный аукцион, но заявка состоит не из двух частей, а из трех: качество, цена и квалификация. Закупка учебников по конкурсу априори невозможна, поскольку печатные издания закреплены в Распоряжении Правительства РФ №471-р от 21.03.2016г. Если планируется закупка на сумму свыше 500 000 рублей, электронный аукцион обязателен. Если речь о сумме меньше 500 000 рублей, могут допускаться запросы котировок, которые сейчас также переведены в электронный формат. Это упрощенный способ, относящийся к конкурентным. Сама инфраструктура электронных закупок была полностью переработана. Больше информации – в общих «Правилах проведения электронных закупок».

У электронного аукциона есть черта, самое простое обоснование: это наиболее открытая и прозрачная система закупок. Однако существуют нюансы, и при государственных закупках могут возникнуть проблемы, о которых многие люди даже не догадываются. Например, если речь идет о закупке профильных печатных изданий, возникает необходимость установить преимущество организациям инвалидов в размере 15%. Правда, об издателях учебников среди таких организаций неизвестно – но если документация не будет содержать ссылки на преференцию, это будет трактоваться как составление документации с нарушением закона.

К печатной продукции не применяются нормы национального режима, но есть много правил, которые распространяются на другие категории товаров. Например, деревянная мебель иностранного происхождения для закупок запрещена, на программное обеспечение наложен отлагательный запрет. Однако действие документов, в которых прописаны такие запреты и ограничения, на учебники не распространяется. У закупки учебников своя специфика.

Нужно помнить, что поскольку учебники – объект авторского права, они должны подтверждаться соответствующими документами. Согласно п.14 ч.1 ст.93 44-ФЗ, закупка печатных или электронных изданий определенных авторов у издателей осуществляется в случае, если издателям принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на использование. Обоснование в этом случае – ключевой документ (обосновывается, в том числе, цена, заданная обладателем лицензии). Необходимо разместить извещение, которое обеспечивает эффективный мониторинг в ЕИС. Сведения о контракте включаются в реестр контрактов.

Популярный вопрос: как поступить, если учебник потерял свой статус и стал считаться учебным пособием? Можно ли приобрести его за бюджетные средства? Поскольку обоснования мелких закупок нет, то да – можно. В случае, когда нужно обоснование, есть возможность представить такой учебник как учебное пособие и приобрести за внебюджетные средства.

Аукцион, запрос котировок, госконтракт, реестр контрактов – если закупка учебников не превышает 1 млрд. рублей, отчет не нужен. Если свыше миллиарда, появляется дополнительный документ: об исполнении контракта.

Закупка учебников за внебюджетные средства

Закупка учебников за внебюджетные средства регулируется законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Закон был существенно изменен в 2018 году. В процедурном блоке происходит унификация. Раньше были вертикальные интегрированные структуры – теперь появились типовые положения, которые насильно вводятся в действие. Если бюджетное учреждение по какой-то причине не внесло необходимые изменения до 1 января 2019 года, оно будет находиться в ситуации нелегитимного положения о закупках, и до 2020 года пользоваться положением о закупках ему будет нельзя (все закупки придется проводить в рамках контрактной системы).

Закупка учебников – требования к продукции

С 2016 года действует норма, согласно которой описание при закупке должно максимально соответствовать тому, что написано в технических регламентах, а также в документах национальной системы стандартизации. Технический регламент содержит обязательные требования к продукции. Данные требования действуют независимо от того, хотел заказчик предъявлять эти требования к продукции или нет, поскольку требования обязательны с точки зрения государства. Товар подлежит обязательному декларированию соответствия. Содержание декларации о соответствии утверждено Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г. № 293.

  • Технический регламент таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» и стандарты

  • Информация о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия

  • Федеральная служба по аккредитации.

Централизованная закупка по 44-ФЗ — это торги, которые проводит одна уполномоченная организация для группы заказчиков.

Преимущества и недостатки централизации

В ст. 26 44-ФЗ указано, что централизация закупок — это приобретение товаров, работ и услуг для нескольких заказчиков одним центральным уполномоченным органом. Передавать полномочия на закупки центру вправе:

  • органы государственной власти;
  • органы местного самоуправления;
  • администрации;
  • государственные и муниципальные казенные учреждения;
  • государственные и муниципальные бюджетные учреждения.

Абсолютно все централизованные закупки, сущность, порядок организации и проведения регулируются ст. 26 44-ФЗ и региональными постановлениями. Выделяют два вида централизации:

  1. Базовую (ч. 1 ст. 26). В этом случае центр ведет всю административную деятельность, а заказчики проводят подготовку к торгам — обосновывают НМЦК, формируют документацию, готовят проект контракта и заключают соглашение с поставщиком.
  2. Расширенную (ч. 2, 3 ст. 26). Центр выполняет все обязанности по закупке — от планирования до приемки заказа и взаиморасчетов с поставщиками.

Централизация имеет следующие преимущества:

  • достижение высокого уровня прозрачности и продуктивности госзакупок;
  • снижение издержек на содержание отдела закупок в каждой подведомственной организации;
  • уменьшение расходов на ведение госзаказа;
  • рост знаний и профессиональных навыков у заказчиков;
  • снижение рисков обжалования закупочных процедур, повышение качества закупок;
  • снижение коррупции;
  • уход от возможного конфликта интересов;
  • экономия бюджета;
  • создание общей региональной политики по закупкам.

Очевидные минусы — это увеличение объема работы для поставщика и сроков исполнения контрактов.

Такие консолидированные закупки проводятся и по 223-ФЗ. Но в законе №223 нет нормативного регулирования централизации, поэтому заказы проводятся по опыту контрактного законодательства.

Как провести централизацию закупок: пошаговая инструкция

Шаг 1. Разработать и согласовать норматив проведения консолидированных госзакупок. Выделить уполномоченный орган по закупкам на планирование и осуществление торгов, то есть центр.

Шаг 2. Разграничить заказы. Определить, какие госзакупки проводятся через центр, а какие — самостоятельно каждым заказчиком. Критерий для разграничения — ценовой порог.

Шаг 3. Заключить соглашение между центром и подведомственными организациями. При этом порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами определяется соглашением о наделении полномочиями по проведению торгов.

Шаг 4. Закрепить правила проведения и формат соглашения о совместных заказах.

Шаг 5. Создать и подписать типовое положение о госзакупках. Утвердить единые формы для всех закупочных документов — заявок, техзаданий, документации, контрактов и протоколов.

Шаг 6. Разработать и применить на практике локальные информационные и аналитические системы. Интегрировать их в ЕИС, торговые площадки и бюджетные системы. Закрепить случаи, когда при наличии центра торгов учреждение не занимается АИС (автоматизированной информационной системой) и когда в такой системе обеспечивается проведение закупок у единственного поставщика (п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).

Шаг 7. Обеспечить координацию работы центра с подведомственными организациями.

Шаг 8. Утвердить порядок контроля и мониторинга центром работы каждого заказчика. Соблюдать соответствие централизованной закупочной деятельности законодательным нормативам.

Шаг 9. Разработать методические рекомендации и методологическую поддержку по госзаказу. Сопровождать работу заказчиков и консультировать их специалистов. Обучать контрактных управляющих и работников контрактных служб. Поддерживать квалификацию специалистов, занятых в госзаказах.

Примеры из практики

Многие регионы РФ давно ведут консолидированные торги. Централизация в регионах осуществляется через совместные заказы и укрупнение лотов. Рассмотрим успешные примеры:

  1. Алтайский край. В регионе работает ведомственная модель. За закупочный процесс отвечает КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края». Задача заказчиков — планирование госзакупок, заключение и исполнение госконтрактов. Центр осуществляет методологическую поддержку подведомственных организаций. Экономия бюджета за первый квартал 2020 года достигла 265,2 млн руб.
  2. Архангельская область. Действует порядок проведения аукциона через агентство централизации закупок — контрактное агентство Архангельской области. В его функции входит нормирование, планирование заказов, определение поставщиков. Центр разработал типовые формы для заказчиков по 223-ФЗ. Специалисты уполномоченного органа ведут методическую и образовательную работу, повышают квалификацию работников контрактной службы. Экономия бюджета за 2019 год — 1,274 млрд руб.
  3. Иркутская область. Заказы по 44-ФЗ с НМЦК выше 500 тыс. руб. и торги по 223-ФЗ с НМЦД выше 5 млн руб. проводит министерство по регулированию контрактной системы. Министерство организует заказы по целевым межбюджетным трансфертам. Специалисты ведомства утвердили единые правила госзаказа для региона, внедрили региональную информационную систему и установили правила взаимодействия центра и заказчиков, приобретающих товары, работы и услуги по закону 223-ФЗ. Экономия за 2019 год — 168,097 млн руб.
  4. Нижегородская область. В регионе функционирует частичная межведомственная централизация для госзаказа лекарств. Препараты реализуют по самой низкой стоимости в РФ при содействии ГП НО «Нижегородская областная фармация».
  5. Тульская область. Работает специальный «Центр организации закупок». В сотрудничестве с министерством финансов Тульской области и департаментом по регулированию контрактной системы разрабатывают и актуализируют методическую, методологическую документацию и типовые документы: проекты контрактов, техзадания, описание объектов заказа и обоснования НМЦК. По аналитическим данным, в 2019 году через центр закупок заключено контрактов больше, чем аналогичных соглашений в 2018 году. Собирают в единую базу сведения о проблемах и жалобах, которые возникают при госзаказе.

А вот реальный пример из ЕИС.

Разъяснения по теме

Основные тезисы Реквизиты документа Скачать

О централизации госзакупок для муниципальных органов, ОМСУ, муниципальных казенных, бюджетных учреждений и МУП

Письмо Минфина №24-01-08/19794 от 16.03.2020

О централизации госзакупок для муниципальных бюджетных учреждений и МУП и автономных учреждений

Письмо Минфина №24-01-08/17339 от 10.03.2020

Порядок проведения закупок для нужд государственных и муниципальных учреждений, в том числе образовательных, регулируется законом. Разобраться в правовых нормах без специальной подготовки довольно сложно, к тому же они постоянно меняются. Какие правила актуальны в настоящий момент?

В конце октября 2018 года были внесены новые изменения в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ. В этом материале мы расскажем о том, чем на сегодняшний день отличаются закупки для образовательных учреждений.

Общие правила

Особенности закупок в сфере образования зависят от статуса образовательного учреждения и регулируются на только упомянутым 44-ФЗ, но и другими законодательными актами. Так, если речь идет о закупках, осуществляемых за счет грантовых средств, собственных доходов или на основании субподряда, руководствоваться следует 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Он подразумевает, что учреждение разрабатывает собственное положение о закупках и следует ему.

В свою очередь 44-ФЗ для всех прочих случаев предусматривает целый ряд вариантов закупочной процедуры. При выборе одного из них необходимо учитывать требования максимальной закупочной конкуренции, результативности и эффективности, предъявляемые к закупочным процедурам.

Первое подразумевает проведение конкурентных процедур, когда закупки осуществляются посредством конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений. К сожалению, обычно это требует длительного времени. Дополнительная сложность – большой объем документооборота. Но 44-ФЗ предусматривает ряд случаев, когда закупка может проводиться без соблюдения принципа конкуренции, у единственного поставщика или подрядчика, выбранного заказчиком (ч. 1 ст. 93). О том, в каких ситуациях это возможно, мы поговорим ниже.

Выбор единственного поставщика или исполнителя

Выбор поставщика, исполнителя или подрядчика без проведения конкурентных процедур возможен в двух ситуациях. Во-первых, в некоторых случаях это может быть экономически нецелесообразно, то есть затраты на проведение конкурса или аукциона (в том числе временные) несопоставимы с ценой закупки. Другой вариант – отсутствие в данной сфере конкуренции как таковой, то есть необходимый товар или услуга слишком специфичны или же поставщик обладает на них исключительным правом. Характерный пример – коммунальные услуги: водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение и т.д. В этой сфере поставщик обычно является исключительным правообладателем. Также выбрать исполнителя без конкурентных процедур можно, если речь идет об услугах преподавателя или экскурсовода, которые оказывают физические лица.

Закупки в условиях исключительности прав или услуг касаются и иных сторон жизни образовательного учреждения. Так, без проведения конкурентных процедур могут закупаться печатные или электронные издания для формирования и пополнения библиотечного фонда. Для этого необходимо, чтобы поставщик (автор или издательство) обладал исключительными правами или исключительными лицензиями на использование таких изданий или на предоставление доступа к электронным изданиям (п. 14 ч. 1 ст. 93). Документы, подтверждающие наличие исключительных прав (гарантийное письмо, список договоров издательства с авторами), прилагаются к заключенному контракту. Аналогичным образом осуществляются закупки произведений литературы и искусства конкретных авторов (за исключением кинопроектов, приобретаемых в целях проката), исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей, если исключительные права или исключительные лицензии на них принадлежат единственному лицу (п. 13 ч. 1 ст. 93).

Выбрать исполнителя, минуя конкурентные процедуры, можно при организации досуга учащихся: посещения зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия (п. 15 ч. 1 ст. 93). Сюда же относится заключение контракта на создание произведения литературы или искусства, на исполнение концертной программы физическим или юридическим лицом, а также на изготовление необходимых для этой цели декораций и костюмов.

Кроме того, закон предусматривает возможность выбора единственного поставщика при условии ограничения суммы закупки – не более 100 тысяч рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Это удобно для малобюджетных учреждений. Однако в год общая стоимость таких закупок не должна превышать 2 миллионов рублей или же 5% совокупного годового объема закупок и 50 миллионов рублей (в зависимости от бюджета можно выбрать более удобный вариант).

Отдельно оговаривается, что государственное (муниципальное) образовательное учреждение, организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, физкультурно-спортивная организация вправе осуществить закупки у единственного поставщика на сумму не более 400 тысяч рублей, а их общая стоимость не должна превышать 50% совокупного годового объема закупок и 20 миллионов рублей (п. 5 ч. 1 ст. 93). Под совокупным годовым объемом следует понимать общую стоимость закупок, подлежащих оплате в текущем году (даже если контракт с поставщиком был заключен ранее).

Наконец, с 1 января 2019 года вступают в силу поправки, указывающие, что контракт с единственным поставщиком заключается также по результатам несостоявшихся иных конкурентных процедур, проводимых в электронной форме и признанных несостоявшимися (об этом ниже).

Проведение электронного аукциона

Еще один вариант – электронный аукцион. Перечень товаров и услуг, закупка которых требует проведения аукциона, ограничен и утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 № 471-р. При этом их допускается закупать и иным способом, кроме конкурса (ч. 3 ст. 59). В отношении прочих товаров и услуг заказчик может выбрать форму проведения торгов самостоятельно. Однако следует обратить внимание на то, что в разных регионах могут быть установлены свои, дополнительные ограничения.

Аукционный перечень составлен по группировочному принципу. Для образовательных учреждений могут представлять интерес такие группы товаров, как бумага и изделия из бумаги, компьютерное, электронное и оптическое оборудование, строительные работы, услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации, пищевые продукты и т.д.

Предусмотрен законом и ряд исключений. Например, некоторые категории учреждений могут закупать пищевые продукты с помощью конкурса. Это касается дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательных учреждений дополнительного образования детей и т.д.

Запрос котировок

Этот способ также предполагает проведение тендера путем извещения потенциальных поставщиков или исполнителей о закупке на официальном портале. Победителем считается тот участник тендера, который предложил самую низкую стоимость товаров или услуг, при этом его заявка должна быть правильно оформлена и отвечать иным требованиям законодательства (ст. 72, ч. 1).

Извещение о запросе котировок должно включать данные о заказчике (наименование, место нахождения, почтовый адрес и др.), информацию о товаре или услуге, код закупки, обоснование цены, условия подачи и форму заявки и т.д. Обязательное приложение – проект контракта. Разместить обращение на портале следует не менее чем за 7 дней до окончания приема заявок (в некоторых случаях, например, если цена контракта составляет менее 250 тысяч рублей, – не менее чем за 4 дня). Заказчик должен запросить котировки как минимум у трех потенциальных поставщиков, однако регистрируются все поданные заявки. После того, как прием заявок оканчивается, заказчик получает право доступа к заявкам.

Иногда запрос котировок может быть признан несостоявшимся – например, если подана только одна заявка, или не подано ни одной, а также если все заявки (или все, кроме одной) были отклонены котировочной комиссией из-за несоответствия указанным в извещении требованиям. В этом случае срок подачи заявок продлевается.

Использование этого способа закупок ограничено. Во-первых, максимальная цена контракта не может превышать 500 тысяч рублей. Во-вторых, годовой объем закупок с помощью запроса котировок должен составлять не более 10% совокупного годового объема закупок заказчика и не более 100 миллионов рублей (ст. 72, ч. 2).

Запрос предложений

Запрос предложений, казалось бы, мало отличается от запроса котировок (ст. 83-83.1). Он также подразумевает публикацию извещения о закупке в открытом доступе. Однако извещение можно направить и в конкретные компании, которые заказчик рассматривает как потенциального поставщика. Принципиальная разница – в критериях, по которым определяется победитель. Победителем считается не тот, кто предложил самую низкую цену, а тот, кто предложил самые выгодные условия. При этом критерии заказчик определяет самостоятельно, и они могут быть довольно субъективными.

При всех достоинствах этого варианта у него есть и серьезный недостаток: перечень товаров и услуг, в отношении которых может проводиться запрос предложений, а также отдельных случаев закупок других товаров, весьма ограничен. Для образовательных учреждений представляются актуальными два пункта. Во-первых, закупки по контракту, расторгнутому заказчиком в одностороннем порядке. Во-вторых, закупки, ранее проводившиеся путем электронного аукциона или конкурса и признанные несостоявшимися в результате повторных процедур из-за отсутствия или недопуска заявок.

Проведение конкурса

Конкурс – более сложный по сравнению с предыдущими способ закупки, требующий более длительного времени и более объемной документации (так, например, разместить извещение о закупке придется не за семь дней, как при запросе котировок, а за тридцать). Он может проводиться, если необходимые товары или услуги не входят в Аукционный перечень. Образовательные учреждения, как правило, проводят открытый конкурс (закрытый подразумевает, что сведения о закупках являются государственной тайной). Как и в случае с запросом предложений, выбор поставщика или исполнителя осуществляется на основе комплексной оценки, а не по принципу минимальной цены (ст. 48-58).

Важно уточнить, что поправки, вступающие в силу в 2019 году, подразумевают проведение конкурентных процедур только в электронной форме.

Правоприменительная практика

Как показывает правоприменительная практика, чаще всего участники закупок оспаривают действия аукционных комиссий образовательных учреждений. Предметом судебных разбирательств становится отклонение заявки на участие. Например, при проведении закупки услуг по ремонту помещений – если комиссия включает в аукционную документацию излишне детализированные, необъективные требования к используемым при выполнении работ материалам, а также требования, не отвечающие реальным потребностям заказчика.

Сами образовательные учреждения также бывают вынуждены защищать свои законные интересы в суде. Нередко оспаривается отказ антимонопольных органов включить сведения об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков. Взыскиваются в судебном порядке и неустойки по контрактам.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх