Учет транспортного налога

Хотите пройти тест по материалам статьи после ее прочтения? ДаНет

На сегодняшний день налог, уплачиваемый владельцами транспорта, по сумме пополнения госбюджета превосходит имущественный и земельный. Несмотря на то, что парламентарии ведут дискуссии об его отмене или уменьшении, как платить транспортный налог (ТН) должен знать каждый автовладелец. Ведь на данный момент этот вид платежа обязательный, а нарушение сроков и порядка уплаты ведет к наложению штрафных санкций.

Кто является плательщиком?

Обязанность оплачивать транспортный налог лежит на юридических лицах и гражданах, владеющих средством передвижения, оснащенным двигателем. Помимо автомобиля, в этот перечень входят мотоцикл, яхта, мотороллер, грузовик, самолет, автобус, вертолет, гидроцикл, мотосани, снегоход, катер и др.

Исключение составляют следующие средства передвижения:

  • маломощные, предназначенные для перевозки людей с ограниченными возможностями;
  • воздушные, медицинского назначения;
  • суда для транспортировки граждан и др.

Этот вид налога является региональным, то есть поступает в бюджет того региона, где он установлен.

Еще одно важное замечание: налог уплачивается со всех ТС, стоящих на учете в ГИБДД. Даже если вы не ездите на транспорте, уплатить отчисление с него все равно придётся. Если хотите избежать этой обязанности, снимите автомобиль с учета.

Сроки уплаты для физических лиц

Действующим законодательством определено, до какого числа нужно перечислить ТН гражданам, — до 1 декабря 2017 года. Причем перечислению подлежит сумма, исчисленная за 2016 год. Стоит отметить, что с 2016 года период уплаты сбора был увеличен на 2 месяца. Еще в 2015 году автовладельцы совершали платеж до 1 октября.

Если последний день, когда нужно платить налог, приходится на выходной либо праздничный день, последняя дата уплаты переносится на следующий рабочий день.

Сроки уплаты для организаций

Сроки полной оплаты транспортного налога на автомобили для юридических лиц зависят от законодательства конкретного региона. В общем случае оплатить транспортный налог фирма, вне зависимости от налогообложения, должна не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным. То есть, за 2016 год – не позднее 1 февраля 2017 года.

Если местными властями принимается решение о введении отчетных периодов, то организации придется сдавать налоговые декларации и уплачивать авансовые платежи 3 раза в отчетный год (поскольку отчетными признаются кварталы). Например, за I квартал 2016 года, организация должна отчитаться и уплатить ¼ часть предполагаемой годовой суммы транспортного сбора не позднее 30 апреля 2016 года, за II квартал – не позднее 31 июля 2016, за III квартал – не позднее 30 октября. Окончательный расчет и сдачу налоговой декларации нарастающим итогом за весь 2016 год компания производит не позднее 1 февраля 2017 года.

Кто и каким образом рассчитывает сумму платежа?

Исчислением суммы, подлежащей перечислению в бюджет гражданами, занимаются налоговые органы. Для определения автомобильного сбора используется такая формула:

Налог, подлежащий уплате = Ставка налога (в зависимости от региона они разные) х Количество лошадиных сил авто х (Количество месяцев эксплуатации/12)

После расчета сотрудники налоговой службы рассылают всем налогоплатещикам по месту их прописки заказные письма с уведомлениями. В них содержится информация о том, когда и как платить транспортный налог, в каком размере. В 2017 году налоговые извещения направляются в период с апреля по сентябрь.

Если уведомление вами не получено, но вы знаете, что должны заплатить транспортный налог, лучше эту информацию не утаивать, а идти в ближайшее отделение налоговой службы.

С 2015 года действует Закон, согласно которому граждане сами должны сообщать о наличии транспортных средств, являющихся объектом налогообложения. Если вы стали автовладельцем в 2016 году, а извещение на уплату в 2017 году так и не поступило, то обратиться в ИФНС необходимо до конца 2017 года.

Способы уплаты

Существуют различные способы перечисления сбора с автомобилей в бюджет. Наиболее распространены следующие:

  1. По старинке: в банке, кассе или на Почте России. Физическое лицо просто заполняет необходимые реквизиты в квитанции (на основании сведений, указанных в налоговом извещении) и вносит деньги.
  2. Через платежный терминал. В пункте «Меню» надо выбрать «Региональные платежи», далее – «Налоги». Ввести номер счета. Деньги спишутся с банковской карты.
  3. На официальном сайте ИФНС. Изначально необходимо пройти регистрацию на нем. Это займет не более 2-3 минут, и в последующем позволит быстро оплачивать любого рода налоги. После входа в Личный кабинет пользователю следует:
  • выбрать раздел «Оплата налогов ФЛ»;
  • указать нужные реквизиты;
  • выбрать «Транспортный налог»;
  • указать дополнительные нужные сведения (к примеру, размер платежа);
  • выбрать оплату безналичным способом.

Помните: оплачивать через терминал свой сбор с помощью чужой банковской карты нельзя, поскольку нет возможности идентификации лица.

Аналогичным способом можно уплатить сбор и на сайте Государственных услуг.

Ответственность за нарушение сроков уплаты

Основной вид наказания при нарушении сроков погашения задолженности по налоговым платежам – начисление пени. Пеня насчитывается с первого дня неуплаты и за каждый календарный (включая выходные и праздничные) день просрочки в размере 1/360 от ставки рефинансирования, установленной в период недоимки.

Дополнительные меры взыскания:

  • отправка уведомления по адресу работы для погашения задолженности из заработной платы;
  • компенсация задолженности за счет реализации имущества должника;
  • ограничение на перемещения заграницу;
  • штраф в размере 20% или 40% от суммы задолженности – в зависимости от того, умышленно либо неумышленно не производились обязательные платежи.

Обобщая все вышеизложенное: физические лица — владельцы транспортных средств, стоящих на учете в ГИБДД, уплачивают сбор с автомобилей на позднее 1 декабря года, следующего за отчетным, а юридические лица – не позднее 1 февраля.

Гражданам Краснодара не приходится вычислять суммы транспортного налога, заполнять налоговые декларации самостоятельно — налог к уплате за них рассчитывает налоговая служба, после чего пересылает всем налогоплательщикам уведомления о сроках уплаты. Информацию для расчета суммы транспортного налога в налоговые органы предоставляет ГИБДД, в котором транспорт был поставлен на учет. Транспортный налог для юридических лиц в Краснодаре Юридические лица, зарегистрированные в Краснодаре и эксплуатирующие в своей деятельности какой-либо налогооблагаемый транспорт, в отличие от физических лиц, обязаны совершать авансовые отчисления в счет уплаты транспортного налога до 5 числа следующего за отчетным периодом месяца. Под отчетными периодами понимаются I-ый, II-ой и III-ий кварталы календарного года.

Транспортный налог в краснодарском крае в 2018-2017 г.

Ульяновская область Не позже последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом Закон Ульяновской области от 6 сентября 2007 г. № 130-ЗО Челябинская область Не позже последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом Закон Челябинской области от 28 ноября 2002 г. № 114-ЗО Ярославская область Не позже последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом Закон Ярославской области от 5 ноября 2002 г. № 71-з Москва Не предусмотрены Закон г. Москвы от 9 июля 2008 г. № 33 Санкт-Петербург Не позже последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом Закон Санкт-Петербурга от 4 ноября 2002 г. № 487-53 Севастополь Не позже последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом Закон г. Севастополя от 14 ноября 2014 г.

Транспортный налог для краснодара в 2018

Каждый год служба осуществляет рассылку плательщикам налоговых уведомлений. В них указаны срок оплаты, сумма налога, реквизиты платежа, информация за прошедший год. Юридические лица рассчитывают налог самостоятельно. Налогообложению не подлежат:

  • весельные и моторные лодки с двигателем мощностью выше пяти лошадиных сил;
  • легковые автомобили, также оборудованные для пользования инвалидами;
  • ТС, которые были получены через социальную защиту;
  • промысловые суда;
  • тракторы, самоходные комбайны, специальные автомашины (скотовозы, молоковозы, машины технического обслуживания и так далее);
  • автомобили, которые находятся в угоне, если факт угона подтвержден документально.

Владелец должен уплатить налог даже в том случае, если автомобиль не эксплуатируется или ремонтируется.

Транспортный налог в краснодарском крае.

Сроки уплаты транспортного налога в краснодарском крае

По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств. Объектами налогообложения признаются ТС, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ.
П.

Налоговый калькулятор — расчет транспортного налога

Запись осуществляется 3 раза за две недели, не более. По этой записи принимают только одного человека с одним комплектом документов. Прием по двум и более услугам осуществляется в тот же день, в разные интервалы времени.
Если налогоплательщик опоздал на 10 минут и более, он обслуживается в общей очереди. Если в документе содержатся неточности, которые оказывают значительное влияние на исчисление налога, налогоплательщик может вовремя предупредить сотрудников налоговой инспекции. Во вложении к письму с уведомлением направляется форма заявления для обратной связи с ФНС. Сверить данные и указать допущенные ошибки можно также в Личном кабинете налогоплательщика.

Транспортный налог в краснодарском крае. транспортный налог: ставки, расчёт

ОЗ Иркутская область Не позже последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом Закон Иркутской области от 4 июля 2007 г. № 53-оз Калининградская область Не позже последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом Закон Калининградской области от 16 ноября 2002 г. № 193 Калужская область Не позже 5-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом Закон Калужской области от 26 ноября 2002 г. № 156-ОЗ Кемеровская область Не позже первого числа второго месяца, следующего за отчетным периодом Закон Кемеровской области от 28 ноября 2002 г. № 95-ОЗ Кировская область Если сумма налога за прошедший год 5000 рублей и более, то авансовые платежи перечисляют не позже 15-го числа второго месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (не позже 15 мая, 15 августа, 15 ноября). Если сумма налога за прошедший налоговый период менее 5000 руб., то авансы платить не нужно.

До какой даты нужно оплатить транспортный налог?

ВажноТН самостоятельно, за них это делает ФНС. Точная сумма налога (включая задолженности и пени), квитанция для оплаты, а также срок, до какого числа необходимо платить транспортный налог, содержится в налоговом уведомлении, которое приходит автовладельцам по почте. П. 3 ст. 363 НК РФ: Налогоплательщики — физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Когда начисляется транспортный налог на машину в 2018 году? Налоговое уведомление, которое извещает автовладельца о новых налоговых начислениях, обычно приходит в конце лета или в начале осени.
Так или иначе, ФНС обязана направить письмо не позднее чем за месяц до крайнего срока оплаты ТН, то есть не позднее 1 ноября. П. 3 ст.

Онлайн журнал для бухгалтера

Они оказывают прямое воздействие на итоговую сумму, которую должен будет отдать налогоплательщик. Что мы имеем в этом плане? Основные таблицы, помогающие рассчитать налог на транспорт в 2016 году для жителей Краснодарского края, представлены ниже. Легковые авто: Мощность двигателя (силы лошадиные) Налоговая ставка (рубли) До 100 12 От 101 до 150 включительно 25 151-200 50 От 201 до 250 75 Более 250 150 Мотоциклы: Мощность двигателя (силы лошадиные) Налоговая ставка (рубли) До 35 8 36-50 15 51-100 20 Более 100 50 Автобусы: Мощность двигателя (силы лошадиные) Налоговая ставка (рубли) До 200 включительно 25 От 201 и более 50 Грузовые авто: Мощность двигателя (силы лошадиные) Налоговая ставка (рубли) 0-100 15 101-150 30 От 151 до 200 (включительно) 50 До 250 60 От 251 80 Для роскоши Что же делать тем, кто приобрел себе роскошный автомобиль? Одними налоговыми ставками здесь не обойтись.

Брянская область Не позже последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом Закон Брянской области от 9 ноября 2002 г. № 82-З Владимирская область Не позже последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом Закон Владимирской области от 27 ноября 2002 г. № 119-ОЗ Волгоградская область Не позже 25-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом Закон Волгоградской области от 11 ноября 2002 г. № 750-ОД Вологодская область Не позже последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом Закон Вологодской области от 15 ноября 2002 г. № 842-ОЗ Воронежская область Не позже последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом Закон Воронежской области от 27 декабря 2002 г. № 80-ОЗ Ивановская область Не позже 5-го числа второго месяца, следующего за истекшим отчетным периодом Закон Ивановской области от 28 ноября 2002 г.

До какого числа оплатить транспортный налог в краснодарском крае

РЗ Крым Не позже 30 календарных дней после окончания отчетного периода – I квартал, II квартал, III квартал Закон Республики Крым от 19 ноября 2014 г. № 8-ЗРК/2014 Марий Эл Не позже последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом Закон Республики Марий Эл от 27 октября 2011 г. № 59-З Мордовия Не позже последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом Закон Республики Мордовия от 17 октября 2002 г. № 46-З Якутия Не позже 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода Закон Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2013 г. 1231-З № 17-V Северная Осетия Не позже 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом Закон Республики Северная Осетия – Алания от 20 октября 2011 г. № 30-РЗ Татарстан Авансовые платежи по налогу – не позже 10-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом – I квартал, II квартал, III квартал.

Справка о результатах обобщения судебной практики по делам о взыскании транспортного налога

6 декабря 2016

Справка
о результатах обобщения судебной практики
по делам о взыскании транспортного налога

На обобщение судебной практики по делам о взыскании транспортного налога поступило 234 дела, из мировых, районных, городских судов г. Самары и Самарской области, из которых по 98 делам исковые требования удовлетворены, по 22 — отказано в удовлетворении исковых требований, по 102 — производство по делу прекращено, в связи с отказом от иска, по 12 делам исковые требования оставлены без рассмотрения.

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога (ст.3 НК РФ).

В соответствии со ст. 57 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Под региональными налогами понимаются налоги, которые устанавливаются Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ. При этом региональный налог вводится в действие законом субъекта РФ в соответствии с Налоговым кодексом РФ и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

Согласно ст. 14 НК РФ транспортный налог относится к числу региональных. На основании ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и законом субъекта РФ, вводится в действие законом субъекта РФ в соответствии с Налоговым кодексом РФ и обязателен к уплате на его территории.

Вводя налог, региональные законодательные органы определяют:

-ставку налога в пределах, установленных НК РФ;

-порядок уплаты налога;

-сроки уплаты налога.

При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться: налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Транспортный налог обладает следующими характеристиками:

-общий: его плательщиками являются как физические, так и юридические лица;

-прямой: взимается непосредственно с имущества;

-регулярный: согласно ст. 360 НК РФ уплачивается с периодичностью 1 раз в год.

В отношении транспортного налога часть элементов налогообложения (объект, база, период, пределы изменения налоговой ставки) установлена федеральным законодательством, а в отношении другой части элементов налогообложения законодательные (представительные) органы субъекта РФ, принимая региональный закон о транспортном налоге, могут устанавливать иные ставки транспортного налога в пределах ставок, предусмотренных главой 28 Налогового кодекса РФ, свой порядок сроки и уплаты налога.

На территории Самарской области действует Закон Самарской области «О транспортном налоге» N 86-ГД от 06.11.2002 г. (с последующими изменениями и дополнениями), который определяет ставки транспортного налога, сроки и порядок его уплаты, устанавливает льготы по транспортному налогу.

Таким образом, при рассмотрении гражданских дел о взыскании транспортного налога, об оспаривании действий налогового органа, в связи с взысканием транспортного налога необходимо руководствоваться Налоговым кодексом РФ и Законом Самарской области «О транспортном налоге».

В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Следовательно, для признания лица налогоплательщиком должны выполняться следующие условия: во-первых, транспортные средства должны быть зарегистрированы на данных лиц, во-вторых, речь идет лишь о тех средствах, которые указаны в ст. 358 НК РФ, т.е. являются объектом налогообложения транспортным налогом (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации), в третьих, по данному транспортному средству налогоплательщиком не является плательщик по доверенности.

Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в соответствии и в порядке, установленном Постановлением Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».

Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности движения МВД Российской Федерации утверждены Приказом МВД Российской Федерации от 27 января 2003 г. N 59 «О порядке регистрации транспортных средств. Пунктом 12 названных Правил N 59 установлено, что транспортные средства регистрируются только за собственниками транспортных средств, указанными в паспорте транспортного средства, в справке-счете, договоре или ином документе, удостоверяющем право собственности на транспортное средство.

Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзор) утверждены Минсельхозпродом Российской Федерации 16 января 1995 г. Пунктом 2.1. названных Правил установлено, что машины регистрируются за юридическими и физическими лицами, указанными в документе, подтверждающем право собственности, в паспорте самоходной машины и других видов техники.

Таким образом, налогоплательщиками транспортного налога будут являться владельцы транспортных средств.

Судам, при рассмотрении дел о взыскании транспортного налога необходимо проверять к надлежащему ли ответчику (налогоплательщику) предъявлены требования о взыскании налога, является ли он владельцем транспортного средства. Данное обстоятельство подтверждается сведениями из регистрирующего органа. Регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют: подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации; органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора); таможенные органы РФ; военные автомобильные инспекции.

Пример.

Инспекция Федеральной налоговой службы РФ по Промышленному району г. Самары обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Руденко В.И. суммы задолженности по транспортному налогу за 2006 год.

Определением мирового судьи судебного участка N 34 Промышленного района г. Самары от 30.10.2007 г. в принятии заявления ИФНС РФ по Промышленному району г. Самары отказано по тем основаниям, что взыскателем к заявлению не приложены документы, подтверждающие регистрацию соответствующего транспортного средства органами ГИБДД за должником Руденко В.И.

Определение мирового судьи судебного участка N 34 Промышленного района г. Самары от 30.10.2007 г. отменено Постановлением Президиума Самарского областного суда от 17.01.2008 г. по следующим основаниям.

В соответствии с п.5 ст.362 НК РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщить в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год. Сведения, указанные в пунктах 4 и 5 настоящей статьи, представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Таким образом, налоговые органы в силу названной нормы располагают достоверными и актуальными сведениями о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.

Кроме того, ИФНС России по Промышленному району г. Самары приобщила таблицу содержащую сведения о транспортном средстве, право собственности на которое зарегистрировано за Руденко В.И., а именно наименование транспортного средства, дату возникновения права собственности, регистрационный номер транспортного средства, мощность двигателя. Таблица была подписана руководителем налогового органа.

Указанные сведения предоставляются подразделениями ГИБДД в территориальные органы ФНС России в виде специально сформированных файлов в форматах федеральной информационной системы ГИБДД в соответствии с системой классификации и кодирования объектов учета, принятой в ФИС ГИБДД. Сведения предоставляются по электронной почте или на электронных носителях. Передача сведений по электронной почте или доставка на электронных носителях осуществляется с направлением (приложением) реестров файлов, содержащих сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.

Пример.

В Красноглинский районный суд г. Самары обратилась ИФНС России по г. Мегион, Ханты-Мансийского автономного округа — Югра к Ерополову В.И. о взыскании транспортного налога.

В заявлении ссылались на следующие обстоятельства, ответчик Ерополов В.И. имеет на праве собственности автомобиль КАМАЗ, который зарегистрирован органами ГИДББ г. Мегион. Ерополовым В.И. не оплачен транспортный налог, налоговый орган просил суд взыскать с ответчика сумму налога 50278 руб.

Исковое заявление правильно предъявлено в суд Красноглинского района г. Самары, по месту жительства ответчика.

Судом постановлено решение об удовлетворении заявленных требований.

На основании ст. 3 Закона Самарской области «О транспортном налоге на территории Самарской области» уплата транспортного налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортного средства. В целях настоящего Закона место нахождения транспортного средства определяется в соответствии с ст. 83 НК РФ — местом нахождения для транспортных средств является место приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых — место нахождения (жительства) собственника имущества.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 2 названного Закона). Налоговым периодом признается календарный год (ст. 360 НК РФ).

Налогоплательщики обязаны самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога, в порядке, предусмотренном ст. 46, 47, 48 НК РФ.

Налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику требование об уплате налога и сбора (ст. 32 НК РФ).

Споры о взыскании транспортного налога разрешаются в судебном порядке.

Гражданско-процессуальное законодательство предусматривает выдачу судебного приказа в случае, если требование заявлено о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам. Налоговый орган имеет право на обращение в суд с исковым заявлением о взыскании транспортного налога, при этом исковое заявление может быть подано в федеральный районный суд или в мировой суд, в зависимости от суммы заявленного иска.

При рассмотрении требований о взыскании транспортного налога судам необходимо обращать внимания на применение ст. ст. 69 — 70 НК РФ. Налоговый орган направляет налогоплательщику требование. Требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

В случае неисполнения налогоплательщиком, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании налога. Исковое заявление о взыскании налога подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течении шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ст. 48 НК РФ в ред. ФЗ от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ). По ранее действующему законодательству названный срок являлся пресекательным, в настоящее время, как указано, срок может быть восстановлен судом.

Налогоплательщики имеют право на обращение в суд за защитой своих нарушенных прав. Налоговым законодательством предусмотрен порядок обжалования действий налогового органа. Налогоплательщики могут подать жалобу в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), а также обратиться с жалобой в суд (ст. ст. 137-142 НК РФ).

Пример.

Инспекция ФНС России по Ленинскому району г. Самары обратилась в суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Долганова В.А. недоимки по транспортному налогу в сумме 15 665 рублей, пени 4 665 руб. 88 коп., а всего 20 330 руб. 88 коп.

В заявлении указали, что по сведениям ГИБДД Долганову В.А. принадлежат транспортные средства ГАЗ 3110, БМВ-520, КАМАЗ-8136, и он является плательщиком транспортного налога. 13.11.2006 г. Долганову В.А. были вручены требования от 07.11.2006 г. об уплате налога за 2004 г., 2005 г. в размере 15 665 рублей. Поскольку, Долгановым В.А. не оплачен налог, налоговый орган просил суд вынести судебный приказ о взыскании с него недоимки по транспортному налогу.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка N 24 Ленинского района г. Самары от 14.12.2006 г. с Долганова В.А. взыскана недоимка по транспортному налога.

Постановлением Президиума Самарского областного суда от 20.12.2007 г. судебный приказ мирового судьи судебного участка N 24 Ленинского района г. Самары от 14.12.2006 г. отменен, и разъяснено инспекции ФНС России по Ленинского району г. Самары, что требования к Долганову В.А. может быть предъявлено в порядке искового производства.

Причиной отмены судебного приказа от 14.12.2006 г. послужили следующие основания.

Согласно п. 5 ст. 3 Закона Самарской области N 86-ГД от 06.11.2002 г. «О транспортном налоге на территории Самарской области» в редакции Закона Самарской области от 10.11.2003 г. N 96-ГД, действующей с 01 января по 31 декабря 2004 г., физическими лицами транспортный налог уплачивается на основании налогового уведомления до 15 сентября года налогового периода, а при регистрации транспортного средства в течение налогового периода транспортный налог уплачивается в срок, указанный в налоговом уведомлении. Аналогичные правила действовали и в 2005 году.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду «Закон Самарской области от 10 ноября 2003 г. N 95-ГД «О внесении изменений и дополнений в Закон Самарской области «О транспортном налоге на территории Самарской области»

Таким образом, транспортный налог за 2004 год подлежит уплате налогоплательщиком физическим лицо до 15 сентября 2004 года, за 2005 год — до 15 сентября 2005 г.

Согласно ст. 70 НК РФ при неуплате плательщика взноса в установленный срок требование об уплате недоимки должно быть направлено ему не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты.

Пункт 2 ст. 48 НК РФ (в редакции до 31.12.2005 г. пункт 3 ст. 48 НК РФ) предусматривает, что при неисполнении названного выше требования исковое заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока его исполнения. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (в редакции Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ). Пункт 10 этой же статьи предусматривает, что положения настоящей статьи применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога и сбора.

Как следует, из материалов дела, спорные правоотношения возникли до 31.12.2006 г.

Кроме того, в материалах дела отсутствовали сведения о направлении Долганову В.А. требований об уплате транспортного налога в 2004 г. и в 2005 г. С заявлением о взыскании недоимки по транспортному налогу за эти годы и пени инспекция ФНС России по Ленинскому району г. Самары обратилась в суд 12 декабря 2006 г., т.е. с пропуском срока, установленного изложенной выше нормы НК РФ.

В соответствии со п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 9 от 11 июня 1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ» при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика — физического лица или налогового агента — физического лица судам необходимо проверять не истекли ли установленные п. 3 ст. 48 НК РФ сроки для обращения налоговых органов в суд. Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, т.е. не подлежат восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

При наличии вышеназванных обстоятельств, из заявления Инспекции ФНС России по Ленинскому району г.Самары о взыскании недоимки по транспортному налогу с Долганова В.А. усматривается спор о праве.

Более того, из документов приложенных к надзорной жалобе следует, что автомобиль ГАЗ 3110 снят с учета как принадлежащий Долганову В.А., в связи с его отчуждением и не должен был учитываться при исчислении налога.

Пример.

Межрайонная ИФНС N 14 по Самарской области обратилась в Отрадненский городской суд с заявлением к Борисовой О.П о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени за несвоевременную уплату налога.

В заявлении указали, что ответчице начислен транспортный налог на автомобили Тойота Ладкрузер, КАМАЗ, ГАЗ — 2705, МАЗ — 5334 за 2003 — 2006 г.г. в размере 46 932 руб. 67 коп., пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 12 494 руб. 14 коп. Ссылаясь на то, что ответчице неоднократно направлялись требования об уплате задолженности по транспортному налогу, однако Борисова О.П. в срок до 26.10.2006 г. транспортный налог не уплатила. Истец просил суд удовлетворить заявленные требования.

Решением Отрадненского городского суда Самарской области от 30.11.2006 г. исковые требования были удовлетворены.

В кассационном порядке дело не рассматривалось

Постановлением Президиума Самарского областного суда от 20.12.2007 г. решение Отрадненского городского суда Самарской области от 30.11.2006 г. отменено и дело направлено на новое рассмотрение.

Отменяя решение районного суда Президиум Самарского областного суда указал, удовлетворяя требования истца о взыскании с ответчицы задолженности по транспортному налогу, суд исходил из того, что ответчица признала исковые требования, предъявленные за 2003 г., 2005 г., оспаривала лишь сумму задолженности, требуемую ко взысканию за период 2004 г.

Предыдущая редакция ст. 70 НК РФ, действовавшая до 2006 г., предусматривала, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 1 ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортного средства в порядке и в сроки установленные законами субъектов Российской Федерации.

Согласно действовавшей до 2006 г. редакции п. 2 ст. 3 Закона Самарской области «О транспортном налоге на территории Самарской области» по транспортным средствам, зарегистрированным по состоянию на 1 января года, являющимся текущим налоговым периодом, и по транспортным средствам, зарегистрированным с 1 января по 1 августа года являющегося текущим налоговым периодом, не позднее 15 сентября года, являющегося текущим налоговым периодом, налог уплачивается в сумме, подлежащей уплате за налоговый период.

Требование об уплате налога было направлено ответчице лишь 01.12.2005 г.

Требование об уплате налога за 2003 г. должно было быть направлено Борисовой О.П. в течение 3-х месяцев с момента истечения срока для уплаты налога за налоговый период, т.е. срок для направления требования начал течь с 16 сентября 2003 г.

Сведений о направлении ответчице требований в этот период в материалах дела нет.

Действующая до 2006 г. редакция п. 2 ст. 48 НК РФ предусматривала, что исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течении шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Шестимесячный срок для обращения в суд с требованием о взыскании транспортного налога за 2003 г. начал течь 16 декабря 2003 г. и закончился 16 июня 2004 г.

ИФНС N 14 по Самарской области в указанный период с требованием о взыскании транспортного налога за 2003 г. в суд не обращалась.

Кроме того, установлено, что судебным приказом мирового судьи судебного участка N 2 г. Отрадного Самарской области от 21.01.2005 г. с Борисовой О.П. взыскана задолженность по транспортному налогу за 2004 г. в размере 30 523 рублей.

Таким образом, суд удовлетворяя исковые требования налогового органа в полном объеме, не выяснил какая имеется задолженность по транспортному налогу у ответчице, за какой период, соответствуют ли требования ИФНС о взыскании транспортного налога за 2005 г. требованиям ст. 71 НК РФ.

Изучение гражданских дел показало, что налоговый орган обращается в суд с исковыми требованиями о взыскании транспортного налога за период 2003 г., 2004 г., 2005 г., 2006 г., 2007 г., в большинстве случаев исковые требования удовлетворяются.

Между тем, судам необходимо принимать во внимание то обстоятельство, что до 2006 г. действовала редакция ст. 70 НК РФ, которая предусматривала, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 1 ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиком по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъекта Российской Федерации.

Согласно п.п. 5, 6 ст. 7 Федерального закона от 27.06.2006 г. N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» положения частей первой и второй Налогового кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникших после 31 декабря 2006 г., если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В случае, если течение предусмотренных законодательством о налогах и сборах не завершилось до 1 января 2007 г., указанные сроки исчисляются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то есть 1 января 2007 года.

В связи с чем, при рассмотрении гражданских дел о взыскании транспортного налога необходимо устанавливать за какой налоговый период налоговый орган просит взыскать налог, т.е. когда возникли спорные правоотношения и какие нормы права действовали в данный период, какие нормы материального права должны применяться при рассмотрении конкретного дела.

Налоговым кодексом РФ (ст. ст. 359, 361) и Законом Самарской области «О транспортном налоге» предусмотрена налоговая база и налоговые ставки, согласно которых начисляется транспортный налог. Налоговые ставки устанавливаются от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. Для более простого понимания названной нормы можно определить, что налоговая база — мощность двигателя, а налоговые ставки выражаются в рублях на одну единицу мощности двигателя.

Пример

Межрайонная ИФНС России N 3 по Самарской области обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Майонова В.С. транспортного налога за 2006 г. В заявлении указали, что на имя Майонова В.С. зарегистрировано транспортное средство БМВ 525 А699ХС63, в связи с чем, налоговым органом был начислен транспортный налог за 2006 г., направлено налоговое уведомление и требование об уплате налога в срок до 09.04.2007 г. Налоговый орган ссылался на то, что Майонов В.С. в добровольном порядке не уплатил налог, просил суд выдать судебный приказ о взыскании с Майонова В.С. в счет уплаты налога 12012 руб.

Мировой судья судебного участка N 6 г. Сызрани 29.06.2007 г. вынес судебный приказ о взыскании налога.

Постановлением Президиума Самарского областного суда от 17.01.2008 г. судебный приказ от 29.06.2007 г. отменен и указано, что в соответствии с гл. 28 НК РФ и Закона Самарской области «О транспортном налоге на территории Самарской области» N 89-ГД от 22.10.2002 г. транспортный налог исчисляется с учетом налоговой базы, ставки налога и коэффициента, а также срока, в течение которого транспортное средство находилось во владении.

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду «Закон Самарской области от 6 ноября 2002 г. N 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области»»

При вынесении судебного приказа о взыскании с должника Майонова В.С. транспортного налога на автомашину БМВ 525 А699ХС63, находящуюся у него во владении, мировой судья принял во внимание представленный взыскателем расчет, из которого следует, что налоговым органом применена налоговая ставка в размере 52 руб., как на легковой автомобиль с мощностью двигателя 200 л.с. При этом взыскателем и мировым судьей был применен Закон Самарской области «О транспортном налоге на территории Самарской области» в редакции от 04.04.2006 г. N 23-ГД.

Однако, налоговым органом при подсчете транспортного налога неверно применена налоговая ставка. Из представленных сведений ГИБДД УВД г. Сызрань Самарской области следует, что мощность двигателя автомашины БМВ 525 составляет 170 л.с., в связи с чем, налоговая ставка, применяемая при подсчете транспортного налога должна быть меньше 52 рублей.

Согласно Закона Самарской области «О транспортном налоге на территории Самарской области» в редакции от 04.04.2006 г. N 23-ГД налоговая ставка на легковые автомобиле мощностью двигателя свыше 150 л.с. до 200 л.с. составляет 29 руб., а свыше 200 л.с. — 52 руб. Если исходить из мощности двигателя автомашины в 170 л.с., то размер транспортного налога следует исчислять исходя из налоговой ставки в 29 рублей.

Президиум Самарского областного суда 17.01.2008 г. отменил судебный приказ от 29.06.2007 г., вынесенный мировым судьей судебного участка N 6 г. Сызрани, направил дело на новое рассмотрение.

Результаты проведенного обобщения рассмотренных гражданских дел о взыскании транспортного налога показали, что в большинстве случаев дела рассматриваются правильно. Допускаются ошибки в применении правил подсудности рассмотрения дел.

Красноярским районным судом Самарской области, Сызранским городским судом Самарской области, Нефтегорским районным судом Самарской области приняты решения о взыскании суммы недоимки по транспортному налогу менее 50000 рублей. Решения (определения) суда вступили в законную силу, стороны не обжаловали судебные акты.

Как видно, из приведенных выше примеров, суды необоснованно не принимают во внимание сведения налоговых органов и органов ГИБДД (регистрирующих органов) о принадлежности транспортного средства конкретному физическому лицу, что не допустимо согласно действующего законодательства.

Обобщение судебной практики показало, что почти 50% рассмотренных дел закончено определением о прекращении производства по делу, в связи с отказом налогового органа от исковых требования, т.к. ответчики добровольном порядке уплатили транспортного налога.

Судья Самарского областного суда

Е.В. Елистратова

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Верховный суд РФ допускает, что продавший машину гражданин будет вынужден оплачивать дорожные штрафы за покупателя, если тот не поставит автомобиль на учёт. В таких случаях новый владелец транспорта также будет освобождён от уплаты налога, поскольку он также ляжет на плечи прежнего хозяина машины.

Высшая инстанция пояснила, что прежде чем требовать компенсацию за оплаченные штрафы с покупателя, продавец должен оспорить сам факт наложения на него такой обязанности. Кроме того, прежнему собственнику стоит самому попробовать принять меры по снятию проданной машины с учёта, чтобы он не числился владельцем транспорта, указывает ВС.

Суть спора

Житель Воронежа подал в суд иск о взыскании более 83 тысяч рублей убытков с человека, которому он продал машину ВАЗ-21070 за 50 тысяч рублей. Договор купли-продажи был составлен ещё летом 2012 года и заверен нотариусом, однако акт приема-передачи спорного автомобиля сторонами не подписывался.

Заявитель указал, что ответчик не поставил на регистрационный учёт «семерку» на своё имя, в связи с чем на продавца, как на собственника машины, налагались многочисленные штрафы за нарушение правил дорожного движения.

В связи с неуплатой штрафов в добровольном порядке судебный пристав-исполнитель наложил арест на денежные средства продавца и списал их с банковского счёта.

В мае 2016 года заявитель обратился в органы ГИБДД, чтобы снять проданный им автомобиль с регистрационного учета, в чем ему было отказано, поскольку машина находилась под многочисленными ограничениями.

Кроме того, истцу пришлось заплатить транспортный налог за автомобиль, которым он уже не пользовался.

Заявитель посчитал, что все эти расходы являются его убытками и возместить их должен покупатель автомобиля.

Однако Советский суд Воронежа в удовлетворении его требований отказал. Апелляционная инстанция же это решение отменила и взыскала в его пользу половину заявленной суммы — чуть более 34 тысяч рублей.

Позиции нижестоящих судов

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия достаточных доказательств, подтверждающих факт того, что ответчик является новым собственником спорного автомобиля, поскольку данное транспортное средство не было поставлено им на регистрационный учет в органах ГИБДД.

При этом суд принял во внимание произведенную истцом уплату транспортного налога за спорный автомобиль, а также тот факт, что представленные им постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения и постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании административных штрафов не оспорены и не отменены.

Отменяя это решение, апелляционная инстанция суда посчитала, что транспортные средства не отнесены законом к объектам недвижимости и признаются движимым имуществом. Следовательно, при отчуждении автомобиля действует общее правило относительно момента возникновения права собственности у приобретателя — момент передачи машины.

Несоблюдение установленного постановлением правительства срока регистрации транспортного средства не влияет на действительность сделки и момент возникновения у покупателя права собственности на приобретённый автомобиль, посчитала апелляция.

Взыскание убытков

Однако судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда посчитала, что постановление суда апелляционной инстанции принято с нарушением норм права и согласиться с ним нельзя.

ВС напомнил о нормах гражданского права касающиеся убытков. Так, под ними понимаются расходы лица, чье право нарушено, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, то тот, чьё право было нарушено, может требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы (пункт 2 статьи 15 ГК).

«Из приведенной правовой нормы следует, что возможность требовать возмещения убытков предоставляется лицу, право которого нарушено действиями причинителя убытков. Основанием для возмещения убытков является совокупность фактов наличия вины причинителя вреда, причинной связи между противоправными действиями причинителя вреда и наступившими убытками, а также размера причиненных убытков», — говорится в определении.

Отсутствие одного из вышеперечисленных фактов служит основанием для отказа суда в удовлетворении иска о возмещении убытков, подчеркивает ВС.

Он указывает, что апелляционная инстанция, частично удовлетворяя исковые требования, исходила из того, что истцу причинены убытки вследствие неисполнения покупателем регистрационного учёта машины уже на своё имя.

Однако судебная коллегия не дала оценки тому, имеются ли нарушения каких-либо прав истца такими действиями ответчика, имеется ли вина нового владельца машины в причиненных продавцу убытках и наличие причинной связи между действиями ответчика и наступившими для истца убытками, а также тому, был ли заявитель вправе самостоятельно изменить данные регистрационного учета о собственнике проданного им автомобиля, отмечает суд.

Высшая инстанция не согласилась с выводом, что списанные со счета продавца денежные средства в счет уплаты штрафов являются убытками, возникшими по вине покупателя, который как реальный собственник автомобиля с 25 июня 2012 года и должен был уплатить эти штрафы.

ВС указал, что истец не оспаривал ни сами штрафы, ни списание приставом денежных средств с его счета.

«При таких обстоятельствах имеется факт привлечения заявителя к ответственности, вина за которые установлена административными материалами. Если истец полагал, что он не является субъектом ответственности, к которой привлечен, он вправе был обжаловать вынесенные в отношении него постановления, что им сделано не было», — сказано в определении.

Таким образом, при разрешении спора суд апелляционной инстанции не учел, что истец привлечен к административной ответственности за нарушения ПДД, а не за бездействия ответчика, выразившиеся в неосуществлении перерегистрации автомобиля, считает ВС.

«При этом административная ответственность не связана с прекращением или возникновением права собственности на транспортное средство. Учитывая данные обстоятельства, наложенные на истца штрафы являются мерой ответственности как субъекта правонарушения в области дорожного движения, обязанность по исполнению которой лежит на собственнике (владельце) транспортного средства и не может быть переложена на другое лицо», — напоминает суд.

Право собственности и регистрация

ВС отверг и довод апелляции об отсутствии в федеральном законодательстве нормы о том, что у приобретателя не возникает права собственности на машину, если прежний собственник не снял ее с регистрационного учета.

Он напомнил, что согласно пункту 1 статьи 223 ГК, право собственности у приобретателя имущества по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.

«В договоре купли-продаже транспортного средства было указано, что право владения, пользования и распоряжения автомобилем за новым владельцем возникает с момента государственной регистрации транспортного средства в органах ГИБДД. Однако указанное право на осуществление регистрационных действий автомобиля ответчиком реализовано не было», — поясняется в определении.

При этом стороны не оспаривали условия договора купли-продажи автомобиля, и он не признан недействительным в установленном порядке, отмечает ВС.

«После его (договора) заключения между истцом и ответчиком автомобиль на имя последнего зарегистрирован не был, в данном договоре отсутствуют сведения о передаче транспортного средства ответчику, как в материалах дела отсутствует акт приема-передачи спорного автомобиля ответчику. Данные обстоятельства оставлены судом апелляционной инстанции без внимания. Между тем эти юридически значимые обстоятельства не получили какой-либо оценки суда апелляционной инстанции по правилам части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса», — указывает он.

Суд напоминает, что закон обязывает собственников зарегистрировать автомобиль в течение 5 суток после приобретения, а юридических и физических лиц, за которыми зарегистрированы транспортные средства — снять их с учёта.

Условием осуществления регистрационных действий является принадлежность транспортного средства лицу на законном основании — право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления, право аренды и т.п. — которое должно быть подтверждено соответствующими документами, говорится в определении.

Между тем вопрос о том, мог ли истец самостоятельно изменить в регистрационные данные о собственнике проданного автомобиля, судебной коллегией не исследовался.

«При этом решение суда можно признать обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов», — напоминает ВС.

Высшая инстанция сочла, что эти требования при рассмотрении в апелляционной инстанции учтены не были, в связи с чем отменила постановление и направила дело на новое апелляционное рассмотрение.

Алиса Фокс

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх