Учет выполнения строительно монтажных работ

УЧЕТ ВЫПОЛНЕННЫХ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОТОВОЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ глава ПРОДУКЦИИ  

УЧЕТ ВЫПОЛНЕННЫХ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ  
Строительные работы относятся к работам длительного срока выполнения. К таким работам также можно отнести проектные, научные, геологические и др. Учет выполненных строительно-монтажных работ осуществляется по договорам подряда.  
Объем строительно-монтажных работ, по которому определяется плановый (нормативный) расход материалов, принимается по данным журнала учета выполненных строительно-монтажных работ.  
Применяется для учета выполнения строительно-монтажных работ. Является основным первичным документом, отражающим технологическую последовательность, сроки, качество выполнения и условия производства строительно-монтажных работ.  
Расчетно-аналитический метод разработки норм расхода топлива основан на расчете норм по элементам расхода топлива с учетом конструктивных особенностей машин, технологии и организации выполнения строительно-монтажных работ, а также планируемых мероприятий, направленных на экономное и рациональное использование топлива. Рас-  
Во многих случаях реализовать выявленный оптимальный или экономически наиболее целесообразный вариант проектного решения невозможно. Наиболее частыми причинами этого являются а) несовпадение полученной оптимальной или экономически целесообразной величины с соответствующими величинами, установленными в действующем стандарте или в унифицированном ряде этих величин например, экономически целесообразная толщина панелей наружных стен жилых домов, как правило, не совпадает с установленным рядом унифицированных толщин этих панелей (25, 30, 35, 40 и 45 см) б) ограничения, диктуемые принятой производственной технологией или условиями выполнения строительно-монтажных работ например, оптимальный пролет главных металлических балок перекрытия промышленных зданий обычно получается весьма небольшим (6—9 м), что значительно меньше пролетов, обычно определяемых учетом условий требуемых габаритов и модульности (12 м и более) в) ограничения, вызываемые санитарно-гигиеническими требованиями и требованиями защиты окружающей среды (условия естественного освещения рабочих мест параметры внутренней воздушной среды температурно-влажностные условия уровень концентрации вредностей, выделяющихся в помещении уровень шума и др.). Ограничением в реализации только одних оптимальных вариантов проектных решений является. и то, что при таких вариантах капитальные вложения в  
Объем выполненных работ может измеряться сметной стоимостью строительно-монтажных работ, чистой (нормативной) продукцией или другими показателями, наиболее полно отражающими изменения затрат труда. Исходя из сметной стоимости выполненных строительно-монтажных работ, показатель выработки позволяет в определенных границах сопоставлять производительность труда на разных видах работ и осуществлять планирование и учет, а следовательно, может быть использован для отдельной строительной организации и отрасли в целом. Однако этот метод не свободен от недостатков. В первую очередь недостатком является то, что он зависит от материалоемкости работ. Отсюда чем более дорогостоящие материалы будут использованы в производстве, тем выше будет числовое значение выработки.  

Для осуществления производственно-хозяйственной деятельности строительные организации наделяются материальными и денежными средствами, которые расходуются на производство продукции в виде зданий и сооружений и на выполнение строительно-монтажных работ. Совокупность изменений материальных и денежных средств, происходящих в процессе производства, называется движением материальных и денежных средств. В любой момент времени строительная организация должна иметь возможность знать, в каком количестве и где находятся ее средства и каковы источники их пополнения. Предметом бухгалтерского учета являются денежные и натуральные формы выражения хозяйственных операций для контроля над источниками, размещением и расходом материальных и денежных средств. Бухгалтерский учет характеризуется непрерывным во времени отражением всех хозяйственных операций применением денежного показателя особым способом отражения хозяйственных операций в виде двойной записи, исходящей из того, что расход материальных и денежных  
Плановая себестоимость — это планируемые затраты за выполнение строительно-монтажных работ. Они определяются с учетом принятых конкретно для данного строительства методов работ и применяемых технических средств. Плановая себестоимость меньше сметной себестоимости на величину планируемого снижения себестоимости. Она определяет допустимые затраты на производство строительно-монтажных работ и устанавливается технико-экономическими расчетами на основе действующего производства и с учетом планируемого роста производительности труда.  
Совершенствование системы оплаты труда, обоснование затрат времени при выполнении строительно-монтажных работ, внедрение передовых методов и научной организации труда основывается на техническом и тарифном нормировании. Тарифное нормирование регулирует основную часть заработной платы с учетом квалификации, условий труда, формы оплаты и территориальности. Главными элементами системы тарифного нормирования являются тарифные сетки и тарифные ставки, тарифно-квалифицированный справочник и повышающие коэффициенты к заработной плате.  
Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления в соответствии со ст. 146 НК РФ является самостоятельным объектом налогообложения НДС. При этом налоговая база определяется исходя из фактических расходов на их выполнение, а датой возникновения обязательств перед бюджетом по налогу на добавленную стоимость является день принятия на учет соответствующего объекта, завершенного капитальным строительством. Таким образом, при принятии объекта строительства к учету в составе основных средств организация должна начислить НДС на всю стоимость строительных работ, выполненных собственными силами. Сумма НДС, подлежащая начислению в бюджет, определяется исходя из налоговой базы и ставки налога — 20%.  
Заводам по выпуску блочных устройств, стеновых и кровельных панелей, металлоконструкций производственное объединение, наряду с общепринятыми экономическими показателями, доводит объем товарной продукции (расчетно), номенклатуру изготовления блочных устройств по конкретным объектам. Особенностью планирования и учета трудовых показателей является то, что численность промышленно-произ-водственного персонала заводов при составлении отчета по труду (ф.З-т) объединением Сибкомплектмонтаж относится к категории работников, занятых на строительно-монтажных и в подсобных производствах, поскольку они непосредственно принимают участие в создании строительной продукции, а заводы находятся на едином строительном балансе объединения. Продукция заводов отражается в объеме выполненных строительно-монтажных работ только тогда, когда она будет смонтирована на объекте. Таким образом, численность, фонд заработной платы и выработка работников заводов самым тесным образом связана с аналогичными показателями объединения в целом.  
В табл. 30 приведены структура и состав рабочих при традиционных конструктивных решениях объектов и выполнении строительно-монтажных работ на строительной площадке, но при условии изготовления железобетонных конструкций на предприятиях стройиндустрии, и при комплектно-блочном методе строительства (без учета рабочих в обоих вариантах по устройству фундаментов).  
При расчетах предприятия с заказчиками за готовую строительную продукцию необходимо принимать во внимание разрыв между временем выполнения строительно-монтажных работ и сдачи готовой строительной продукции. В этой связи выручка от сдачи готовой строительной продукции (Вгп) определяется с учетом изменения объема незавершенного строительного производства по формуле  
В соответствии с существующим порядком учета электроконструкций Госстроем СССР утвержден Перечень материалов, изделий и конструкций, не подлежащих включению в объем выполненных строительно-монтажных работ и учитываемых как оборудование .  
Бухгалтерией учитывается наличие, размещение и использование денежных и материально-технических ресурсов. Поступление и расходование наличных денег, а также расчеты за поставку материальных ценностей, выполненные строительно-монтажные работы и другие платежи, финансово-хозяйственные операции отражаются соответственно в учете денежных средств и в учете расчетных операций.  
Определенные особенности в определении налоговой базы имеются при совершении операций по передаче товаров, выполнению работ или оказанию услуг для собственных нужд предприятий и организаций и выполнению строительно-монтажных работ для их собственного потребления. В этом случае налоговая база определяется как стоимость этих товаров, работ и услуг, исчисленная исходя из цен реализации идентичных или однородных товаров, аналогичных работ и услуг, действовавших в предыдущем налоговом периоде. В случае же их отсутствия налоговая база определяется исходя из рыночных цен с учетом акцизов и без включения в них НДС и налога с продаж.  
При выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления датой их выполнения является день принятия на учет соответствующего объекта, завершенного капитальным строительством.  
В настоящее время в промышленности и строительстве, как правило, применяют неизменные цены на продукцию в течение планируемой пятилетки. При изменении оптовых цен на отдель-ные виды продукции производят пересчет ранее выпущенной продукции по этим ценам для соблюдения экономической сопоставимости показателей, на основе которых определяется уровень эффективности общественного производства. В строительстве неизменными оставляют единичные расценки на все основные виды строительно-монтажных работ. Например, в 1971—1975 гг. сметная стоимость строительства объектов и объемы фактически выполненных строительно-монтажных работ определялись по единичным расценкам и прейскурантам, составленным в ценах 1967 г. и с учетом поправочных коэффициентов, введенных в 1974 г. Все изменения цен на строительные материалы, топливо, услуги и т. д. учитываются в финансовом плане министерств, ведомств, предприятий и организаций без изменения стоимости планируемого и выполненного объема строительно-монтажных работ. Даже в случае применения, например, труб с большей толщиной стенки по сравнению с заложенной в проекте трубопровода (с ведома и согласия заказчика) производится оплата разницы в стоимости труб за счет общей сметной стоимости стройки и в пределах ее по сводной смете без включения ее в объем выполненных строительно-монтажных работ, начисления накладных расходов и плановых накоплений.  

Капитальное строительство в СССР достигает значительных размеров, и оно должно осуществляться с учетом комплексного и взаимоувязанного развития всех отраслей народного хозяйства оптимального размещения производительных сил по территории страны экономически и технически обоснованного сосредоточения строительных работ и капитальных вложений на наиболее важных для народного хозяйства участках, исходя из поставленных партией и правительством задач по развитию народного хозяйства СССР на планируемый период сокращения сроков выполнения строительно-монтажных работ и повышения их качества снижения стоимости строительства за счет экономичных и прогрессивных проектных решений, использования имеющихся резервов в строительстве, ускорения строительства и ввода в действие предприятий базирования строительных и монтажных работ на достижениях научно-технического прогресса в строительстве, промышленности строительных материалов и строительного машиностроения, в других смежных производствах.  
Для учета технологических особенностей выполнения строительно-монтажных работ, в которых участвуют конкретные наборы машин и механизмов, а также разное количество рабочих-строителей из состава звена связанных в технологической зависимости с работой машин и механизмов, для каждой разрабатываемой ГЭСН составляется калькуляция затрат. В калькуляциях дополнительно учитываются дифференцированные поправочные коэффициенты к норме времени эксплуатации соответствующих  
Дата выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления определяется как день принятия на учет соответствующего объекта, завершенного капитальным строительством. Дата передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг) для собственных нужд, признаваемой объектом налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса, определяется как день совершения указанной передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг).  
Должностные обязанности. Осуществляет от лица заказчика технический надзор за выполнением строительно-монтажных работ и приемку законченных объектов от подрядных строительных организаций. Контролирует ход выполнения планов капитального строительства, соответствие объемов, сроков и качества строительно-монтажных работ, а также качества применяемых материалов, изделий, конструкций утвержденной проектно-сметной документации, рабочим чертежам, строительным нормам и правилам, стандартам, техническим условиям, нормам охраны труда. Участвует в. решении вопросов о внесении в проекты изменений в связи с внедрением более прогрессивных технологических процессов, объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих снижение стоимости и улучшение технико-экономических показателей объектов строительства и реконструкции. Принимает участие в рассмотрении и согласовании возникающих в ходе строительства изменений проектных решений, оперативно решает вопросы по замене при необходимости материалов, изделий, конструкций (без снижения качества строительных объектов). Изучает причины, вызывающие срывы сроков и ухудшение качества строительно-монтажных работ, принимает меры по их предупреждению и устранению. Осуществляет техническую приемку законченных строительно-монтажных работ и объектов, оформляет необходимую техническую документацию. Участвует в работе комиссий по приемке строительных объектов и сдаче их в эксплуатацию. Контролирует качество устранения строительными организациями недоделок, дефектов в установленные комиссией сроки. Ведет учет законченных строительно-монтажных работ и подготавливает необходимые данные для составления отчетности о выполнении планов капитального строительства.  
Она включает конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным планом. При этом разрабатываются календарные планы выполнения строительно-монтажных работ на основе заказов или плановых объемов работ, которые могут быть обеспечены в результате выигрыша на рынке строительной продукции (инвестиций), на базе планов и фактической обеспеченности материалами и техническими ресурсами, степени загрузки производственной мощности строительной организации с учетом сроков, определяемых заказами и проектами строительства объектов. Текущие планы включают также возможную реконструкцию мощности организации, замену строительной техники и оборудования, комплектование и обучение работников, программу реализации строительной продукции и предоставление ремонтно-строительных услуг, и в том числе населению.  
Обязательный учет всего имущества, производственных затрат (издержек производства), объемов выполненных строительно-монтажных работ, оказанных услуг, изготовленной продукции, задолженностей (дебиторской /и кредиторской), имеющихся фондов, денежных средств (рублевых и валютных) означает сплошное отражение финансово-хозяйственной деятельности (всех хозяйственных операций).  
Годовое и оперативное планирование строительных организаций основывается на использовании количественных и качественных показателей, которые отражаются в бухгалтерском учете. В отчете формы № 1-кс Отчет о выполнении плана ввода в действие мощностей программы подрядных работ подрядные строительные организации отражают объем выполненных строительно-монтажных работ и ввод в действие объектов и мощностей. Этот отчет заполняется на основании данных текущего бухгалтерского учета и первичных документов. Отчетные данные формы №.1-кс позволяют определить основной показатель работы строительной организации — выполнение государственного плана по объему и вводу в действие объектов и производственных мощностей за месяц, квартал или год.  
Для изучения условий выполнения заданий по снижению себестоимости строительства, а также рентабельности и плана прибылей, наряду с. использованием данных оперативно-технического и статистического учета используют и данные бухгалтерского учета. В отчетах формы № 2-е (месячный и квартальный) и формы № 2-е (годовой) Отчет о себестоимости строительных и монтажных работ содержатся данные о сметной стоимости выполненных строительно-монтажных работ и фактической себестоимости их, установленных по данным бухгалтерского учета, В балансе формы № 1 приложении к квартальному балансу подрядной строительной организации формы Л»° 2-кв и годовой форме № 20-строительство Отчет о прибылях и убытках отражаются показатели текущего бухгалтерского учета о выполнении плана прибылей.  
Основными задачами учета производства и калькулирования себестоимости строительно-монтажных работ является определение фактической себестоимости выполненных строительно-монтажных работ и заданий по снижению их себестоимости.  
Для своевременного получения первичных документов по движению материальных ценностей и основных фондов (средств), документов по начислению заработной платы и работе транспортных средств, строительных машин и механизмов, актов и ведомостей объемов выполненных строительно-монтажных работ и др. главным (старшим) бухгалтером строительной организации с участием главного инженера и других начальников отделов разрабатывается график документооборота. Этим графиком предусматривается равномерное поступление в бухгалтерию и другие отделы первичных документов в течение всего месяца, что способствует своевременному отражению в учете хозяйственных операций строительных организаций и составлению в срок установленной отчетности.  
Поскольку в бухгалтерском учете и отчетности отражаются все затраты, произведенные в процессе выполнения строительно-монтажных работ, задача учета состоит в том, чтобы эти затраты нашли своевременное, полное и точное отражение в себестоимости строительного производства. Только при таких условиях бухгалтерский учет во взаимосвязи с оперативно-техническим и статистическим учетом обеспечит действенное и систематическое руководство и контроль администрации за правильным использованием всех ресурсов строительной организации.  
УЧЕТ СДАЧИ РАБОТ И РАСЧЕТОВ С ЗАКАЗЧИКАМИ ЗА ВЫПОЛНЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ РАБОТЫ  
Учет расчетов за выполненные строительно-монтажные работы осуществляется в журнале-ордере № И-с и ведомости № 5-с (см. стр. 230). В журнале-ордере Л 11-с ведется учет по кредиту счетов Л° 45 Товары отгруженные, выполненные работы и услуги , Л э 46 Реализация и Л° 64 Расчеты с покупателями и заказчиками . Записи в этот журнал-ордер производятся итогами за месяц из ведомости № 5-с, в которой ведется аналитический учет расчетов с заказчиком по сдаче выполненных строительно-монтажных работ, и ведомости № 16-с, где отражаются операции по реализации материальных ценностей и оказанных услуг.  
В ведомости № 5-с учитываются расчеты подрядных строительных организаций с заказчиками за выполненные строительно-монтажные работы. В этой ведомости записи ведутся в хронологической последовательности по каждому счету, предъявленному заказчику, поэтому она является регистром аналитического учета этих расчетов.  
Нормы исчислены исходя из ритмичного выполнения строительно-монтажных работ в течение круглого года. С учетом этого в нормах приняты средние доли зимнего периода в общей продолжительности строительства  
КОНТРОЛЬ СТРОЙБАНКА СССР ведется за целевым и рациональным использованием ресурсов, направляемых на капитальное строительство, выполнением планов строительных организаций, соблюдением проектно-сметной и финансовой дисциплины, укреплением хозяйственного расчета в строительстве. Учреждения Стройбанка осуществляют предварительный контроль до выдачи средств, производят контрольные обмеры выполненных работ, обследования финансово-хозяйственной деятельности строительных организаций, анализируют отчетность и проверяют данные учета одна из важных задача К. С. — проверка достоверности отчетных сведений, выявление и пресечение фактов приписок и преувеличения данных о выполнении строительно-монтажных работ в государственной отчетности, платежных документах и т. д. При обнаружении подобных фактов учреждения Стройбанка передают в соответствующие органы материалы для привлечения виновных лиц к ответственности. Свои контрольные функции учреждения Стройбанка выполняют на всех стадиях строительства проверяют обеспеченность строительных организаций проектно-сметной документацией и качество смет, выполнение условий договоров между подрядчиками и заказчиками, использование запасов оборудования и др. материальных ценностей ведут контроль за расчетами в строительстве, за правильным использованием и сохранностью оборотных средств, за расходованием фондов заработной платы, соблюдением норм накладных и адм.-хоз. расходов, целевым использованием краткосрочных и долгосрочных ссуд и своевременностью их погашения, за выполнением плана строительно-монтажных работ, плана ввода в действие законченных строительством объектов и заданий по снижению себестоимости строительно-монтажных работ, выполнением действующими предприятиями плана взноса средств, предназначенных для финансирования строительства. Используя и обобщая материалы контрольной работы, учреждения Стройбанка при формировании планов капитальных работ выдвигают предложения, имеющие целью сосредоточить ассигнования в первую очередь на пусковых и др. важнейших объектах, не допустить распыления ресурсов по многочисленным стройкам, сократить сроки и снизить стоимость строительства, мобилизовать внутрипроизводственные резервы и улучшить работу отдельных строительных организаций. На основе изучения типичных явлений в деятельности строительных организаций и обобщения данных, полученных в процессе контроля, Стройбанк разрабатывает мероприятия, направленные на дальнейшее развитие строительства, снижение его стоимости, совершенствование системы финансирования капитальных работ. Важным средством усиления действенности и повышения эффективности К. С. является применение дифференцированного режима финансирования и кредитования, финансовых санкций и поощрений, дающее возможность  

В тех случаях, когда расчеты осуществляются по установленной норме, подрядные организации накапливают сумму средств, которую можно использовать на временные титульные здания и сооружения, на счете № 96 Целевое финансирование и целевые поступления и включают их в себестоимость строительно-монтажных работ по статье Накладные расходы я элементу Прочие затраты . Отчисления производятся ежемесячно в установленном размере от сметной стоимости выполненных строительно-монтажных работ. Аналитический учет этих средств ведется на отдельном субсчете к счету № 96 Средства на временные (титульные) здания и сооружения .  
Информация, вытекающая из учета себестоимости строительно-монтажных работ, используется для анализа и оценки выполнения плана себестоимости таких работ и определения финансовых  
Финансирование в меру выполненного объема работ заключается в том, что средства со счета финансирования выдаются в соответствии с ходом выполнения строительно-монтажных работ. При этом финансовые взаимоотношения возникают между двумя юридическими лицами — директором строящегося предприятия (или уполномоченным им работником основной деятельности) и начальником ОКСа. Взаимоотношения между дирекцией строящегося предприятия и начальником строительства в течение года аналогичны взаимоотношениям между заказчиком и подрядной организацией при подрядном способе строительства. Однако дирекция строящегося предприятия не заключает договор с начальником строительства. Вместо этого составляется перечень объектов и передается для выполнения начальнику строительства, который выступает как руководитель хозрасчетной организации, имеющей самостоятельный расчетный счет. Однако хозрасчет в данном случае носит условный характер, ибо управление строительства не имеет собственных оборотных средств, а все хозяйственно-финансовые операции ОКСа (УКСа) отражаются на одном балансе с дирекцией строящегося предприятия. Прибыль или убытки по результатам деятельности начальника строительства не выявляются, а выполненные ОКСом работы отражаются на едином балансе по учету капитальных вложений по фактической себестоимости.  
Акцептованы счета подрядчиков по выполненным строительно-монтажным работам по договорной стоимости с учетом НДС 08 60  
Поправочные коэффициенты разработаны в целях учета комплексности выполнения строительно-монтажных работ по конструктивным частям зданий, сооружений и объектов, не учтенной ЕНиР-87 и ВНиР-87 на отдельные строительные работы.  
В связи с тем что строительное производство имеет ряд особенностей, бухгалтерский учет отражает эти особенности. Так, многие счета плана счетов бухгалтерского учета в строительных организациях не применяются, а такие счета, как № 20 Основное производство , N° 23 Вспомогательные производства , Лг° 46 Реализация и др. применяются с учетом особенностей строительного производства. Себестоимость выполненных строительно-монтажных работ учитывается в подрядных строительных организациях, а себестоимость законченных и не законченных строительством объектов (зданий, сооружений или комплекса работ) учитывается у заказчика. В нее кроме стоимости строительно-монтажных работ включаются затраты на проектно-изы-скательские работы, на приобретение оборудования, инвентаря и прочих капитальных затрат. Себестоимость строительно-монтажных работ учитывается у подрядчика по объектам и статьям затрат (материалы — франко-приобъектный склад, основная заработная плата рабочих, расходы по эксплуатации машин и механизмов, прочие прямые затраты и накладные расходы), а себестоимость объектов учитывается у заказчика по объектам и структуре капитальных вложений (строительные работы, монтаж оборудования, оборудование, сданное в монтаж, оборудование, не требующее монтажа, затраты на приобретение инвентаря, проектно-изыскательские работы, прочие капитальные работы и затраты). Себестоимость строительно-монтажных работ учитывается в подрядных организациях нарастающими суммами с начала и до конца календарного года, а у заказчика с начала строительства до сдачи объекта в эксплуатацию.  
При превышении по отчетным данным строительно-монтажной организации сметной стоимости строительно- монтажных работ по введенному в действие объекту, плановая продолжительность строительства которого превышает б месяцев, или яри превышении плановой себестоимости выполненных строительно-монтажных работ в целом по организации с начала года до ввода в действие объекта (когда отсутствует учет стоимости работ по объекту) руководящие,. инженерно-технические работники ( роме линейных инженерно-технических работников) и служащие строительно- мантажной организации лишаются полностью или частично премии за ввод в действие этого объекта.  
В Стройбанке У. л. к. аналогичен учету в Госбанке. Правление Стройбанка устанавливает лимиты кредитования для республиканских контор, а последние распределяют лимиты между областными конторами по кредитам под счета за выполненные строительно-монтажные работы, на завершение расчетов по зачетам взаимных требований, по др. видам кредитов (на заготовку строительных материалов, на оплату запасов крупного техноло-гич. и энергетич. оборудования, на индивидуальное жилищное строительство). Распределение кредитов утверждается Правительством СССР по союзным республикам для мин-в и ведомств, а последние совместно с учреждениями банка в свою очередь распределяют эги кредиты по трестам, отдельным подрядным организациям и стройкам.  

Садовод-овощевод, хлопкороб, бахчевод и виноградарь

Трактор, очертания которого легко узнаваемы каждым человеком, кто «родом из СССР», – по его изображению на спичечных коробках. «ДТ-20» – это лёгкий колёсный трактор (правда, с одной гусеничной модификацией), который производился Харьковским тракторным заводом имени Серго Орджоникидзе в период с 1958-го по 1969-й год. Данный образец советской сельхозтехники относится к 0,6-му тяговому классу.

В настоящее время «ДТ-20» является раритетной моделью; экспонатом, выставленным в целом ряде музеев России, ближнего и дальнего зарубежья. Учитывая почтенный возраст модели, оставшихся на ходу и по-прежнему работающих в сельском хозяйстве тракторов данной марки немного. Но они всё-таки есть, и в XXI веке!

На Украине и в Молдавии, в среднеазиатских республиках и в Прибалтике продолжают эксплуатироваться и выполнять свои функции немногочисленные «победившие время и пронизавшие пространство» трактора «ДТ-20».

Трактор «ДТ-20», ставший музейным экспонатом.

В общей же сложности, за все годы производства, с конвейера Харьковского тракторного сошло 248 400 тракторов «ДТ-20». Интересно, что немалая их часть была поставлена за границу. Причём не только в бывшие «братские страны», но и в государства капиталистические. «ДТ-20» славно потрудились и на виноградниках Франции, и в садоводческих хозяйствах Голландии, и в ряде других стран «дальнего зарубежья».

История модели и особенности её конструкции

Лёгкие колёсные трактора безрамной конструкции, предназначенные специально для садово-огородных хозяйств и плантаций, для работы на животноводческих фермах и в теплицах, для транспортировки небольших грузов и вспомогательных работ, ХТЗ начал выпускать в 1950-м году.

«ДТ-20», запущенный в серийное производство в 1958-м, стал уже третьей моделью подобной конструкции и предназначения. Его предшественниками были трактора «ХТЗ-7» и «ДТ-14».

В технологическом плане, «ДТ-20» стал дальнейшим развитием конструкции трактора «ДТ-14Б». При его создании и запуске в производство был доработан, с учётом актуальных достижений, дизельный двигатель, который прибавил в мощности до 20-ти лошадиных сил, или 13,2 кВт.

По сравнению с предшественником, у трактора «ДТ-20» была увеличена площадь крыльев и подверглись изменению стойки для тента; была добавлена педаль для одновременного подключения обоих тормозов, переделана конструкция картера главной передачи и изменено число зубьев шестерён бортовых передач.

Важная в работе конструктивная особенность трактора – это возможность изменения его колеи. Чтобы изменить колею заднего моста, нужно было переставлять диски и обод колеса. С управляемыми колёсами всё было намного проще: конструкторы «ДТ-20» предусмотрели для этой цели телескопическую переднюю ось.

Трактор «ДТ-20» легко было перестроить под использование задним ходом. Интересной особенностью данной сельхозмашины является то, что руль, педали и сиденья можно было развернуть и переставить, а колёса – не только поставить на другую ширину колеи, но и поменять местами.

Сфера применения трактора «ДТ-20»

Трактор превосходно подошёл для работы на овощеводческих плантациях и садоводческих хозяйствах; на возделывании льна и хлопка; на виноградниках; на животноводческих комплексах.

«ДТ-20» использовался с прицепными и навесными сельскохозяйственными орудиями, актуальными именно для данных сфер сельского хозяйства, на транспортировке грузов, уборке урожая и вспомогательных работах. А также применялся для привода разнообразных стационарных машин и механизмов.

Слишком лёгкий и недостаточно мощный для полноценной пропашной работы, трактор «ДТ-20», тем не менее, успешно производил культивацию и междурядную прополку сельскохозяйственных культур; их химическую обработку – опрыскивание, внесение удобрений.

Он широко использовался на уборке урожая, заготовке сена, на вывозе лозы и плодов. Повсеместно трактор «ДТ-20» применяли на виноградниках с полутора-метровыми междурядьями.

Трактор «ДТ-20» с прицепом.

Существенную прибавку в функциональности данному трактору придавалиа уже упомянутые выше возможности регулирования колеи (как передних, так и задних колёс); изменения дорожного просвета, сцепной массы и продольной базы.

Технические характеристики трактора «ДТ-20»

Двигатель трактора «ДТ-20»

Мотор трактора данной модели представляет собой четырёхтактный одноцилиндровый дизельный двигатель марки «Д-20», с системой водяного охлаждения, с непосредственным впрыском топлива в камеру сгорания. Расположение цилиндра – вертикальное.

«Д-20» – это модернизированная и доработанная версия хорошо испытанного дизеля «Д-14В». Из-за другого размера кривошипа коленчатого вала была изменена конфигурация боковых стенок картера.

Из-за увеличения числа оборотов двигателя были расширены габариты расточек под подшипники для уравновешивающего механизма. Головка и картер цилиндра были увеличены. Изменили конструкцию сапуна. Резиновым аналогом был заменён его клапан. Ход поршня был увеличен со 125-ти до 140 миллиметров.

Двигатель «Д-20» отличается от предшественника увеличением коэффициента наполнения мотора; более полным использованием воздуха, попадающего в рабочий цилиндр; более равномерным распределением дизтоплива во внутренней камере поршня. Эффективное давление повысилось, а расход горючего уменьшился.

Мощность дизеля «Д-20» в базовой комплектации составляла 18 лошадиных сил. Этот показатель является актуальным при скорости вращения коленчатого вала в 1 600 оборотов в минуту. При увеличении частоты до 1 800 об/мин мощность двигателя и достигала до максимальных 20-ти лошадиных сил (13,2 кВт).

Форсунка двигателя «Д-20» имеет одно отверстие; она закрытая, со штифтом. Дизельное топливо проходит очистку сначала в фильтре-отстойнике, а затем – в фильтре со стандартным фильтрующим элементом. Система воздухоочистки – трёх-ступенчатая, с сухой и масляной очисткой.

Для запуска двигателя «Д-20» используется электрический стартер. Запуск производится непосредственно на дизельном топливе. Предусмотрен также механизм для уменьшения степени вибрации. Состоит он из двух параллельных коленчатому валу валиков с противовесами. Топливный насос является одно-секционным. Он снабжён всережимным центробежным регулятором.

Система смазки применена комбинированного типа (как с помощью разбрызгивания, так и под давлением). Давление в масляной магистрали создаётся при помощи шестерёнчатого насоса, работающего от коленчатого вала мотора.

Очищается масло в реактивной масляной центрифуге. Система охлаждения – закрытая, с принудительной циркуляцией воды. Её создаёт водяной насос, расположенный на одной оси с двухлопастным либо четырёхлопастным вентилятором.

Вода охлаждается в пластинчато-трубчатом радиаторе. Автоматическая поддержка теплового режима обеспечивается при помощи термостата и шторки, с возможностью управления непосредственно с рабочего места механизатора. Для пуска двигателя в «ДТ-20» используется электрофакельный подогрев. Подогревающее устройство состоит из спирали, ручного подкачивателя дизтоплива и распылителя. Мотор оснащён глушителем-искрогасителем.

  • Диаметр цилиндра двигателя «Д-20» –12,5 см;
  • Ход поршня – 14 см;
  • Номинальная частота вращения – 1600 об/мин.;
  • Максимальная частота вращения – 1800 об/мин.;
  • Объём бака для горючего – 45 литров;
  • Расход дизтоплива (удельный) – 200 г/л.с. в час.

Трансмиссия; рулевое и тормозное управление

Механическая коробка передач трактора «ДТ-20» имеет четыре скорости, три из которых снабжены реверсом. Передача, которая работает без реверса, функционирует при пониженной скорости вращения коленчатого вала. Коробка передач снабжена поперечными валами. Диапазон допустимых скоростей находится в пределах от 5,03 до 17,65 километров в час.

Переключение передач производится специальным рычагом с кулисой. Силовая передача трактора «ДТ-20» фрикционного непостоянно замкнутого типа – сухая, однодисковая. Муфта сцепления установлена между двигателем и коробкой передач. Соединение вала муфты сцепления с главной передачей является жёстким, разъёмным.

Для работы трактора с тяговым усилием предназначена замедленная нереверсируемая передача прямого хода. В едином корпусе с коробкой передач смонтированы и поворотные механизмы трактора «ДТ-20». Механизмы поворота выполнены в виде двух-сателлитных конических дифференциалов.

За рулём трактора «ДТ-20».

С правой и левой стороны на корпусе коробки передач закреплены специальные рукава, в которых размещаются тормозные механизмы; к рукавам этим присоединены конические передачи, представляющие собой одноступенчатые редукторы в чугунных картерах. Конечные передачи могут подсоединяться к рукавам тормозов в различных положениях, с изменением продольной базы и дорожного просвета трактора.

Тормоза ленточные, по одному на каждое из задних колёс. Управляются эти тормоза педалями, имеющими возможность переставления, для прямого и обратного хода трактора. Рулевая колонка расположена вертикально, механизм руля – червячный с двойным роликом.

Ходовая часть, гидросистема, навесной механизм

Ходовая часть трактора «ДТ-20» состоит из имеющего возможность раскачиваться по вертикали переднего моста с управляемыми колёсами; и ведущих задних колёс, на которых установлены шины низкого давления. Использована полужёсткая подвеска, дополненная рессорой.

Гидравлическая навесная система трактора «ДТ-20» состоит из двух основных частей: гидромеханизма и механизма для навешивания орудий и техники.

В состав гидравлического механизма включены масляный насос, распределитель, масляный бак, силовой цилиндр и маслопроводы.

Гидронасос расположен на моторе, а все прочие составные части гидросистемы – распределитель, масляный бак с фильтром, силовой цилиндр, подъёмный механизм (подъёмный вал с рычагами) объединяются в единый узел, под наименованием гидроподъемника. Он закреплён на задней стенке картера главной передачи «ДТ-20».

Вал отбора мощности (ВОМ), с рычагом управления, и кронштейн для крепления центральной тяги механизма навешивания орудий также смонтированы в едином корпусе гидроподъёмника.

Раритет, не меньший чем сам «ДТ-20»: руководство по его эксплуатации.

Маслонасос марки «НШ-16В» при нормальном числе оборотов коленчатого вала мотора обеспечивает рабочее давление в 100 кг на квадратный сантиметр и производительность 16 литров в минуту. Насос смонтирован на фланце соединительного корпуса механизма привода, который, в свою очередь, прикреплён к задней стенке картера мотора.

Распределитель марки «Р-16Б» через переходную плиту прикреплёнк передней стенке гидроподъёмника, которая является также стенкой сливной полости масляного бака. Масляным баком гидравлической системы служит внутренняя полость корпуса гидроподъёмника. Бак разделён внутренней перегородкой на две полости: основную и сливную. В основной полости, в штампованном стакане, установлен масляный фильтр.

Универсальность трактора повышал приводной шкив, применяющийся при работе со стационарными агрегатами, а также элементы для навешивания скоростной сенокосилки типа «КСХ-2ЛБ».

Без каких-либо дополнительных приспособлений навесной механизм трактора «ДТ-20» агрегатировался со следующими типами сельхозмашин и устройств: бороны и культиваторы для сплошной и междурядной /прополки; опрыскиватели-опылители «ОНК-Б» и «ОШУ-50»; льноподборщики-молотилки «ЛМН-1»; волокуши типа «АВН-0,5»; подборщики лозы «ЛНВ-1,5»; транспортировщики лозы «ПАВ»; платформы для погрузки и транспортировки винограда «ПВФ-0,5».

Модификации трактора «ДТ-20»

За двенадцать лет производства был разработан и внедрён ряд модификаций трактора «ДТ-20». Они отличаются друг от друга размером шин задних колес, особенностями электрического оборудования, незначительно – навесными механизмами.

  • «ДТ-20-С1» – с размером шин «8-32», применялся для культивации междурядий.
  • «ДТ-20-С2» – с размером шин «10-28», универсальная модель для сельхозработ общего назначения и транспортных перевозок на близкие расстояния.
  • «ДТ-20-С3», «ДТ-20-С4» и «ДТ-20-С5» – с размером шин «10-28», и крыльями расширенной площади – это специальные модели для экспорта в другие страны. В них в значительной степени доработано и дополнено электрооборудование; имеются фары, стоп сигналы, фонарь для освещения заднего направления, розетка для подключения сигнализации прицепного оборудования. В модификации «ДТ-20-С5» был даже предусмотрен вентилятор для механизатора.
  • «ДТ-20 С-6». Вариация с расширенными возможностями работы с навесным и прицепным оборудованием. Усовершенствованию подверглась и электрическая схема трактора.
  • «ДТ-20В» – гусеничный вариант трактора. Дифференциал поворотного механизма в данной модификации заменили на две многодисковые муфты, смонтировав их на полуосях основных колёс. Данная сельхозмашина также нашла широкое применение в виноградарстве и на овощеводческих плантациях.

  • «ДТ-20К» Модель, отличающаяся высоким клиренсом (полтора метра!) и широкой дорожной колеёй (2,1 метра). Данный трактор применялся специально для обработки высокорослых сельскохозяйственных культур.
  • «ДТ-20У» (узкий). Специальная маневренная модель трактора «ДТ-20» с зауженным профилем. Предназначался для работы в теплицах, на животноводческих фермах и в прочих ограниченных пространствах.

Кроме того, как уже было отмечено, все «ДТ-20» подразделялись на трактора «высокого» и «низкого» исполнения – специально для использования, соответственно, в овощеводстве и в садоводстве.

Отзывы о тракторах «ДТ-20»

В целом ряде специализированных сфер хозяйства трактора «ДТ-20» нашли своё применение и заняли свою нишу на долгие годы. Многие люди пенсионного и пред-пенсионного возраста сегодня вспоминают, что в годы их детства практически в каждом колхозе имелись поворотливые и универсальные «ДТ-20». В основном, колёсные, конечно, гусеничные встречались гораздо реже.

Все без исключения замечают, что трактор был хороший: простой, надёжный, маневренный, многофункциональный, практически незаменимый для работ в теплицах и садах. Но – очень шумный! «Пускач» оглашал все окрестности просто ужасающим шумом, и сам двигатель при работе издавал львиное рычание, несоизмеримое со скромными габаритами трактора.

Трактор «ДТ-20» на постаменте у Тульского сельхохозяйственного колледжа имени И.С.Ефанова.

Так как все модификации «ДТ-20» выпускались без кабины, в холодное время года их уже затруднительно было использовать. А при работе с химической обработкой садов, виноградников и овощных плантаций – опылении от вредителей; внесении минеральных удобрений – механизатору было, прямо скажем, не очень комфортно работать. Мягко говоря.

О мягкости даже речи не было (жёсткая схема подвески позволяла механизатору как следует ощутить и прочувствовать каждый ухаб). Поэтому её создавали себе сами: подкладывая под сиденье – кто накачанную камеру от колеса легковой машины, кто самодельные приспособления с диванными пружинами, кто просто фуфайку.

При работе трактора на пиковых мощностях неудержимо начинала подтекать гидравлическая система. Механизаторы также часто жаловались на непродуманное крепление промежуточной шестерни. К началу 80-х годов трактора «ДТ-20» были уже практически выведены из использования в сельском хозяйстве, им на смену шли более современные малые трактора «Т-25».

Удивительно, но в XXI век трактор «ДТ-20» шагнул не только в качестве музейного экспоната, но и как реально работающая модель! В некоторых фермерских хозяйствах и просто на частных подворьях и по сей день трудятся трактора данной модели. Целый ряд таких случаев имеется, например, в Прибалтике.

При желании, на «ДТ-20», как ни лёгок он для этого, можно даже пахать.

Например, в Балвском районе Латвии трактор «ДТ-20» принадлежит одной семье уже гораздо более тридцати лет. Причём прибрели они его ещё в годы Советского Союза. Списанный трактор был спасён от сдачи в металлолом и аккуратно эксплуатируется в личном хозяйстве все эти годы.

А в Киргизии фермер продолжает использовать «ДТ-20» на сельхозработах, предпочитая этого «старого коня» почтенного возраста новеньким китайским «одноклассникам» и заявляя: «именно такой трактор и всегда был и будет нужен сельчанам: простой, недорогой, надёжный, эксплуатировать который можно с минимальными затратами».

Продолжительность обучения составляет от 3 недель до 1 месяца в зависимости от расписания занятий.

Расписание занятий: 2-3 раза в неделю или Группа выходного дня.

Время занятий: утро, день , вечер.

Предлагается программа дистанционного обучения

В процессе обучения проводится Тестирование по изученному материалу. По результатам Тестирования проводятся дополнительные бесплатные занятия для устранения выявленных ошибок с группой или индивидуально.

Занятия проходят в виде лекций, практических работ, «деловых игр», дополнительных консультаций. Выдается пакет новейших Нормативных документов, учебные и методические пособия, рабочие материалы, учебники.С учащимися заполняются все необходимые рабочие документы.

В процессе обучения активно используются современные компьютерные технологии, учебные видеоматериалы, современные технические средства обучения.
Часть учебных компьютерных программ была подготовлена в Центре Компьютерного обучения при МВШЭ и является авторской разработкой.
Многолетний опыт работы, авторские учебные методики, сложившийся педагогический коллектив гарантируют хорошую подготовку выпускников.

Учебный корпус МВШЭ расположен рядом со станциями метро Таганская.

Контактные телефоны: (495) 911-07-65, (495) 911-09-65

Строительный контракт является основным документом, регламентирую­щим взаимоотношения между участниками инвестиционного процесса, в зна­чительной степени определяющим эффективность организации строительства.

В индустриально развитых странах мира наиболее часто используется че­тыре типа строительных контрактов по методам расчета договорной цены на строительную продукцию.

Наиболее распространен «контракт с фиксированной ценой (Lump Sum Coпtract)>,, предусматривающий соглашение на реализацию проекта по некото­рой заранее обусловленной цене, независимо от фактической стоимости, в ко­торую подрядчику обошлось строительство объекта.

Этот тип контракта предполагает наличие полной проектной документа­ции на строящийся объект, гарантирует заказчику выполнение проекта в срок в рамках заданной стоимости, но характеризуется высокой степенью риска для подрядчика, который не может предусмотреть всех возможных трудностей в процессе реализации проекта. В результате подрядчик стремится увеличить контрактную цену проекта. Кроме того, проектные решения по объекту к мо­менту завершения его строительства могут морально устареть. Достоинства и недостатки контракта этого приведены в табл. 2.2.

Контракт типа «цена плюс гонорар (Cost Plus, СР)» устраняет основной не­достаток контракта с фиксированной ценой, поскольку предусматривает возмеще­ние заказчиком всех дополнительных затрат подрядчика (в размере обусловленной договором суммы или в виде процента от сметной стоимости объекта). При кон­трактах этого типа весь риск, связанный с удорожаЮ1ем строительства, перекла­дывается на заказчика. В соответствии с условиями контракта типа СР строитель­ство объекта начинается до завершения разработки проектно-сметной документа­ции, что сокращает сроки проектироваШ1Я и строительства (табл. 2.3).

Взаимоотношения заказчика и подрядчика, регламентируемые контрактом ти­па «контракт с гарантированной максимальной ценой (Guaranteed maximum or upset price control)>>, имеют некоторое отличие от контракта СР, предусматривающее га­рантии подрядчика не превышать согласованную сметную стоимость объекта.

При этом издержки, превышающие договорную цену, полностью ложатся на подрядчика, а полученная экономия формирует прибыль от результатов его деятельности.

Имеются две разновидности контрактов второго и третьего типа: DB — «desigп — build>> (проектирование — строительство) и СМ — «construction rnan­agement>, (управление строительством).

Достоинства и недостатки контракта типа «Lump Sum Contract» (LSC) (с фиксированной ценой)

Достоинства и недостатки контракта типа «Cost — Plus» (СР) (цена плюс)

При первой разновидности заказ•шк заключает контракт с одним гене­ральным подрядчиком (geпeral coпtractor), который руководит процессами и проектирования, и строительства, привлекая для выполнения отдельных этапов и работ специализированные фирмы.

При второй разновидности создается специальная группа управления про­ектом в составе представителей заказчика, архитектора, подрядной организа­ции, которая совместно решает все вопросы определения стоимости проекта, выбора места строительства, проектирования, конструктирования и т. п.

Одной из распространенных форм: контрактов, направленных на уменьше­ние риска в процессе реализации проекта, является форма типа СВ — Construc­tion Bonging, сущность которой состоит в привлечении к участию в строитель­ном контракте фирмы-гаранта, обеспечивающей выполнение работ в полном соответствии с контрактом. Основу контракта этого вида составляет соглаше­ние между заказчиком, подрядчиком и фирмой-гарантом. Подрядная строи­тельная организация, выступающая в роли руководителя проекта, выплачивает фирме-гаранту гонорар в размере от 0,3 до 0,5% сметной стоимосп1 объекта, что приводит к соответствующему увеличению контрактной цены. Однако при этом снижается степень риска подрядной фирмы из-за возможных отклонений в процессе реализации проекта (табл. 2.4).

Достоинства и недостатки контракта типа «Construction Bonding» (СВ)

(строительство под долговые обязательства)

Контракты можно классифицировать также по степени детерминирован­ности (с фиксированной ценой) и в связи с системой реагирования на объек­тивные изменения строительного процесса.

Первые наиболее предпочтительны для заказчика, а вторые — для подряд­ных строительных фирм. В то же время компенсационные контракты могут снизить остроту противоречий между основными участниками инвестиционно­го процесса.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх