Учет затрат по строительству объектов

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2

Учет затрат по строительству объектов рекомендуется вести по следующей технологической структуре расходов, определяемой сметной документацией:

· на строительные работы;

· на работы по монтажу оборудования;

· на приобретение оборудования, сданного в монтаж;

· на приобретение оборудования, не требующего монтажа, инструмента и инвентаря; оборудования, требующего монтажа, но предназначенного для постоянного запаса;

· на прочие капитальные затраты;

· на затраты, не увеличивающие стоимость основных средств.

Учет затрат на строительные работы и работы по монтажу оборудования.

Порядок учета затрат по данным работам зависит от способа их производства – подрядного или хозяйственного.

При подрядномспособе производства выполненные и оформленные в установленном порядке строительные работы и работы по монтажу оборудования отражаются у застройщика-заказчика на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» по договорной стоимости согласно оплаченным или принятым к оплате счетам подрядных организаций.

При выявлении завышения стоимости строительных и монтажных работ по оплаченным или принятым к оплате счетам подрядных организаций заказчик уменьшает на сумму завышения принятые от них затраты с соответствующим возмещением за счет полученных подрядчиками сумм использованных источников финансирования или уменьшения задолженности по принятому к оплате счету от подрядной организации за выполненные работы.

При хозяйственномспособе производства указанных работ учет затрат ведется застройщиком также на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» и осуществляется в соответствии с порядком, установленным Типовыми методическими рекомендациями по планированию и учету себестоимости строительных работ

При этом на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» отражают фактически произведенные застройщиком затраты.

В соответствии с указанными Типовыми методическими рекомендациями строительным организациям рекомендуется вести учет затрат на производство строительных работ по следующим статьям расходов:

· «Материалы»;

· «Расходы на оплату труда рабочих»;

· «Расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов»;

· «Накладные расходы».

Строительная организация может самостоятельно расширять номенклатуру статей на производство строительных работ.

По статье «Материалы»отражают затраты на используемые непосредственно при выполнении строительных работ материалы, строительные конструкции, детали, топливо, электроэнергию, пар, воду и другие виды материальных ресурсов.

По статье «Расходы на оплату труда рабочих»указывают все расходы по оплате труда производственных рабочих (включая рабочих, не состоящих в штате) и линейного персонала при включении его в состав работников участков (бригад), которые заняты непосредственно на строительных работах, исчисленные по принятым в строительной организации системам и формам оплаты труда.

В статью «Расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов»включают:

· затраты на оплату труда рабочих, занятых управлением строительными машинами и механизмами, и линейного персонала при включении его в состав работников участков (бригад);

· стоимость материальных ресурсов, включая топливо и энергию на эксплуатационные цели;

· амортизационные отчисления на полное восстановление строительных машин и механизмов, а также производственных приспособлений и оборудования, учитываемых в составе основных средств;

· арендную плату за пользование арендованными строительными машинами и механизмами в размерах, установленных договором;

· затраты на техническое обслуживание и диагностирование строительных машин и механизмов;

· затраты на проведение всех видов ремонтов строительных машин и механизмов, производственных приспособлений и оборудования;

· прочие затраты, связанные с эксплуатацией строительных машин и механизмов.

По статье»Накладные расходы»отражают:

Административно-хозяйственные расходы:

· расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-хозяйственного персонала,

· содержание и эксплуатацию вычислительной техники,

· почтово-телеграфные расходы и др.

Расходы на обслуживание работников строительства:

· затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров;

· отчисления на социальные нужды от расходов на оплату труда рабочих, занятых на строительных работах, а также занятых эксплуатацией строительных машин и механизмов и на некапитальных работах, производимых за счет накладных расходов;

· расходы по обеспечению санитарно-гигиенических и бытовых условий;

· расходы на охрану труда и технику безопасности и др.

Расходы на организацию работ на строительных площадках:

· расходы по ремонту инструментов и производственного инвентаря, используемых в производстве строительных работ и не относящихся к основным средствам;

· расходы, связанные с ремонтом, содержанием и разработкой временных (нетитульных) сооружений, приспособлений и устройств;

· затраты на содержание пожарной и сторожевой охраны;

· расходы, связанные с изобретательством и рационализацией; расходы по геодезическим работам, осуществляемым при производстве строительных работ и по их проектированию, и др.

Прочие накладные расходы:

· платежи по обязательному страхованию;

· амортизация по нематериальным активам;

· платежи по кредитам банков в пределах ставки, установленной законодательством;

· расходы, связанные с рекламой, в пределах утвержденных норм

Затраты, не учитываемые в нормах накладных расходов, но относимые на накладные расходы:

· пособия в связи с потерей трудоспособности из-за производственных травм;

· налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком;

· отчисления в специальные отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды;

· отчисления в резерв на возведение временных зданий (сооружений) в тех случаях, когда средства на их возведение предусмотрены в договорной цене объекта строительства;

· расходы, возмещаемые заказчиками строек за счет прочих затрат, относящихся к деятельности подрядчика.

Указанные расходы списывают:

Дт счета 08 Кт счета 10 – на стоимость использованных в строительстве материалов,

Дт счета 08 Кт счета 70 – на сумму начисленной заработной платы работникам, занятым в строительстве,

Дт счета 08 Кт счета 69 – на суммы, начисленные во внебюджетные фонды и других счетов.

Учет затрат на приобретение оборудования, сданного в монтаж.

В случае приобретения оборудования для строительства непосредственно заказчиком при осуществлении строительных работ подрядным способом, а также при строительстве хозяйственным способом учет приобретения, монтажа и ввода в эксплуатацию оборудования осуществляет застройщик (заказчик).

При поступлении оборудования, требующего монтажа, его приходуют по фактической себестоимости приобретения:

Дт счета 07 Кт счета 60 и других счетов.

К счету 07 «Оборудование к установке» могут быть открыты следующие субсчета:

07-1 «Оборудование к установке отечественное»;

07-2 «Оборудование к установке импортное».

Расходы по приобретению оборудования складываются из его стоимости по счетам поставщиков, транспортных расходов по доставке оборудования и заготовительно-складских расходов, включая наценки, комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим и внешнеэкономическим организациям, стоимости услуг товарных бирж, таможенных пошлин и др.

Сумму НДС по поступившему оборудованию отражают:

Дт счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» Кт счета 60 и других счетов.

Первичный учет движения оборудования ведут в порядке, установленном для учета материалов, но с использованием первичных документов, предназначенных специально для учета оборудования (акт о приемке оборудования и др.).

При строительстве объектов подрядным способом заказчик передает оборудование для монтажа строительной организации по акту передачи оборудования.

При этом оборудование продолжает учитываться у заказчика на счете 07 «Оборудование к установке».

В строительной организации оно принимается на забалансовый счет 005 «Оборудование, принятое для монтажа».

После сдачи строительной организацией оборудования в монтаж на основании справок о выполненных работах или актов инвентаризации незавершенного производства строительных работ стоимость оборудования списывают у заказчика:

Дт счета 08 Кт счета 07.

В учете застройщика оборудование, сданное в монтаж, отражают на счете 08 по фактическим расходам начиная с того месяца, в котором начаты работы по его установке на постоянном месте эксплуатации (прикрепление к фундаменту, полу, междуэтажному перекрытию или другим несущим конструкциям здания (сооружения)) или начата укрупнительная сборка оборудования.

Монтаж оборудования фиксируется наличием расходов в справке об объемах выполненных работ по монтажу этого оборудования (или в акте их инвентаризации), оформленной в установленном порядке.

Расходы по доставке оборудования до приобъектного склада и заготовительно-складские расходы учитывают предварительно на счете учета оборудования в общей сумме отклонений фактической стоимости приобретения оборудования от их стоимости по счетам поставщиков и включают в состав затрат по строительству объекта пропорционально стоимости сданного в монтаж оборудования с учетом суммы данных расходов, приходящейся на стоимость оборудования, которое числится в остатке на конец отчетного периода.

В тех случаях, когда указанные расходы составляют значительную величину, застройщики могут учитывать транспортные и заготовительно-складские расходы до их списания на счет 07 на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

Учет этих расходов ведут на счете 15 по номенклатуре статей, утвержденной заказчиком.

Ежемесячно расходы, учтенные на счете 15, списывают с кредита это счета в дебет счета 07 и включают их в состав отклонений фактической стоимости приобретения оборудования от их стоимости по счетам поставщиков.

При осуществлении строительно-монтажных работ хозяйственным способомоборудование, переданное в монтаж, списывают:

Дт счета 08 Кт счета 07.

Данный тематический подраздел посвящен сметной документации и всему, что с ней было, есть и будет связано. Поскольку основная тематика настоящего ресурса – строительство, то и основным предметом изложения будет служить составление сметной документации на строительство и ремонтные работы.

Определение сметной документации таково: это документ или совокупность документов, определяющих расчет расходов и доходов на осуществление какой-либо деятельности – поставку товаров, предоставление услуг и так далее. В строительстве, как правило, полная документация отражает расходы как на поставку (или производство и поставку) строительных материалов, так как и на заработную плату рабочих и инженерно-технических сотрудников (включая налоговые отчисления), плюс расходы на эксплуатацию машин и механизмов, включая оплату труда машинистов. Понятия и определения «смета» и «сметная документация» по сути являются идентичными.

На практике сметный расчет часто отражает лишь формальные величины: общие расходы на материалы и оплату труда рабочих. Поэтому неопытный человек часто принимает желаемое за действительное, и внушительная сумма прибыли может на практике обернуться значительными убытками. Таким образом, чтобы, например, надо учесть множество факторов.

Помимо этого, сметный расчет может быть составлен по договорным ценам, а может – по т. н. базовым, или базисным , то есть взятым из специальных баз данных (ТЕР, ФЕР, ГЭСН, ТСН, МТСН), к которым приобретается платный доступ, и с которыми можно работать при помощи платных программ. Теперь о том, что включает в себя собственно смета:

Прямые затраты включают в себя стоимость строительных материалов, расходы на эксплуатацию машин и механизмов (т. н. амортизация), и заработную плату рабочих («зарплата основных рабочих»).

Накладные расходы включают в себя затраты на организацию процесса производства работ, управление этим процессом и обслуживание строительной площадки или объекта. Они не связаны с технологическим процессом (только с его организацией). Соотвественно, из этих средств выплачивается заработная плата инженерно-техническим работникам. Они могут определяться по договору или в соответствии с федеральными нормами накладных расходов и других нормативных документов.

Сметная прибыль (или т. н. «плановые накопления») – сюда входят средства, необходимые для покрытия расходов предприятия и обеспечения его дальнейшего функционирования (не в конкретном сметном расчете, а вообще). В общем и целом, это и есть прибыль, которая идет на фирму, а фирма может распорядиться ей, как пожелает. Таким образом, часть сметной прибыли идет на уплату налогов, развитие производства, погашение арендной платы и пр. Другая часть идет на покупку нового дипломата директору, цветов секретарше, на квартальную премию дворнику и т. д. и т. п., хоть на корпоративный банкет. Размер сметной прибыли может определяться договором либо руководящими документами; он может составлять процент от суммы всей сметы либо фиксированную сумму, либо и то, и другое (например, при выполнении работ в один срок – просто процент, в другой – процент плюс фиксированную сумму).

Все вместе данные три пункта составляют сметную стоимость . Опять же, на практике эти цифры, отраженные в сметной документации, часто не соответствуют действительности (в особенности это происходит тогда, когда составляется по госзаказу). Поэтому в реальности размеры и прямых затрат, и накладных расходов, и сметной прибыли могут значительно отличаться от проектных, как в большую, так и в меньшую сторону. В разделе мы разберем разнообразные интересные случаи, при которых происходит такое несоответствие, и выясним их причины.

Лимитированные затраты — широко распространенное среди сметчиков понятие, подразумевающее группу затрат, определяемых по установленным сметным нормативам в процентах от того или иного элемента сметной стоимости.

В строительстве к категории лимитированных относят: затраты, зимние удорожания, средства на возведение временных зданий и сооружений, резерв на непредвиденные работы и затраты, связанные с подвижным и разъездным характером работ, затраты, связанные с командированием работников строительно-монтажных организаций, затраты по возмещению затрат по перевозке работников строительно-монтажных организаций автомобильным транспортом и ряд других.

ТСНБ-2001 МО — Территориальная Сметно-Нормативная База для Московской Области, уровень цен — 1 января 2000 года. Утверждена распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области №51 от 06.09.2011 года, Об утверждении актуализированных территориальных сметных нормативов Московской области, и введена в действие Распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области №52 от 06.09.2011г.

Нормативная база ТСНБ-2001 Московской области предназначена для:

    нормативного определения сметной стоимости прямых затрат, состава и потребности ресурсов при строительстве новых, реконструкции, расширении и техническом перевооружении действующих предприятий, зданий, сооружений, объектов жилишно-гражданского и производственного назначения, осуществляемого на территории Московской области;

    расчетов стоимости строительных и специальных строительных работ при формировании инвесторских смет и подготовки тендерной документации;

    планирования и анализа экономических показателей проектных решений и работы строительных фирм.

Расценки ТСНБ-2001 разработаны на основе:

    государственных элементных сметных норм на строительные и специальные строительные работы ГЭСН-2001;

    размера средств на оплату труда рабочих-строителей, принятого по данным государственной статистической отчетности в строительстве и данным администраций районов и городов Московской области на 1 января 2000 года;

    средних сметных цен на материалы, изделия и конструкции в базисном уровне цен по Московской области на 1 января 2000 года;

    средних сметных цен на эксплуатацию строительных машин и механизмов, а также размера средств на оплату труда механизаторов на 1 января 2000 года по Московской области.

ТСНБ-2001 отражает среднеотраслевой уровень затрат по принятой технике, технологии и организации работ на каждый вид строительных работ и, в этой связи, могут применяться для определения сметной стоимости строительных работ всеми заказчиками и подрядчиками независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы.

, нормативная база сметных расчётов – это большое количество единичных расценок объединенных между собой в сборники в соответствии с их видом.

Структура сметной стоимости строительной продукции различна в зависимости от видов строительства.

В целом структура сметной стоимости строительства за последние годы примерно следующая:

Стоимость строительных работ — 63%;

Стоимость монтажных работ — 4,5%;

Стоимость оборудования, мебели и инвентаря – 18 %;

Стоимость прочих затрат — 14,5%;

Итого — 100 %.

Сметная стоимость как строительных(ремонтно-строительных), так и монтажных работ(С смр) по методам расчета и экономическому содержанию в основном состоит из прямых затрат(ПЗ),накладных расходов (НР) и сметной прибыли (СП):

С смр = ПЗ+НР+СП

При выполнении отдельного комплекса работ в локальной смете могут учитываться и другие(лимитированные)затраты, а так же НДС.

Прямые затраты непосредственно(напрямую) связаны с выполнением определенного объема работ. Поэтому их величина определяется прямым счетом и зависит от объема работ, необходимых ресурсов, сметных норм и цен на ресурсы.

В сумму прямых затрат входят:

    стоимость строительных материалов, деталей и конструкций(далее-материалы,М);

    затраты на оплату труда рабочих-строителей(З с);

    расходы на эксплуатацию строительных машин и механизмов (Э м), включая оплату труда рабочих-машинистов.

Отсюда вытекает формула прямых затрат:

ПЗ = М + З с + Э м

Накладные расходы — это затраты, которые несет организация для обеспечения нормального процесса строительства, т.е. в составе себестоимости работ предназначены для компенсации расходов строительных организаций на обслуживание, организацию и управление строительством.Величина их определяется в процентах от фонда оплаты труда(ФОТ) в составе прямых затрат.

В соответствии с МДС 81-33-2004 в наше время используется накладные расходы нескольких типов:

    укрупненные нормативы НР;

    нормативы НР по видам работ;

    индивидуальные нормы рассчитываются для конкретной подрядной организации по формуле.

При ресурсном методе НР определяются от суммы средств на оплату труда в текущем уровне цен по формуле(на стадии рабочей документации):

НР=З*Ни/100 ,

З — сумма средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов в текущем уровне цен в составе прямых затрат локального ресурсного сметного расчета, руб;

Ни — индивидуальная норма накладных расходов для подрядной организации, %.

При базисно-индексном методе составления смет(на стадии рабочей документации) НР определяются по следующей формуле:

НР= (Зс+Зм)*Иот*Ни/100,

Зс- средства на оплату труда рабочих-строителей, руб;

Зм- средства на оплату труда механизаторов, руб;

Иот- индекс текущего уровня оплаты труда рабочих в строительстве по отношению к уровню сметной заработной платы рабочих базисного уровня.

Индивидуальная норма не должна превышать 50% от фактической величины средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов.

Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) — это сборники государственных элементных сметных нормативов на строительные и специальные строительные работы. Сметный норматив отдельных элементов прямых затрат, приходящихся на единицу объема строительных работ и конструктивных элементов, расход строительных материалов, затраты труда строительных рабочих и времени работы строительных машин.

В нормах находят отражение наиболее прогрессивные, экономичные проектные решения и индустриальные методы производства работ. Сметные нормы служат базой для определения сметной стоимости отдельного вида работ, конструкций и зданий.

Сборники ГЭСН отражают среднеотраслевой уровень строительного производства на принятую технику и технологию выполнения работ и могут применяться организациями заказчиками и подрядчиками независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. ГЭСН не распространяются на отдельные конструкции и виды работ, к капитальности, классу точности и качеству которых предъявляются повышенные требования, а также на виды работ в горной местности, выполняемые на высоте более 3500 м над уровнем моря. Для таких видов работ разрабатываются индивидуальные элементные сметные нормы, или поправочные коэффициенты, учитывающие соответствующие особенности производства работ.

Виды сметной документации

Локальные сметы:

Локальные сметы предназначены для определения сметной стоимости строящегося (ремонтируемого) объекта. Локальная смета представляет собой первичный сметный документ на отдельные виды работ и затрат, причем ее можно составлять как на отдельный объект, так и на общеплощадочную работу. В основе локальной сметы заложены объемы, которые определены в составе рабочей документации или рабочих чертежей. Локальные сметы составляются в случаях, когда объемы работ и размеры затрат окончательно не определены и подлежат уточнению на основании РД, или в случаях, когда объемы работ, характер и методы их выполнения не могут быть достаточно точно определены при проектировании и уточняются в процессе строительства.

Объектные сметы объединяют в своем составе на объект в целом данные из локальных смет и являются сметными документами, на основе которых формируются договорные цены на объекты.

Объектные сметные расчеты объединяют в своем составе на объект в целом данные из локальных сметных расчетов и локальных смет и подлежат уточнению, как правило, на основе РД.

Сметные расчеты на отдельные виды затрат составляются в тех случаях, когда требуется определить, как правило, в целом по стройке размер (лимит) средств, необходимых для возмещения тех затрат, которые не учтены сметными нормативами (например: компенсации в связи с изъятием земель под застройку; расходы, связанные с применением льгот и доплат, установленных правительственными решениями, и т. п).

Сводные сметные расчеты стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений (или их очередей) составляются на основе объектных сметных расчетов, объектных смет и сметных расчетов на отдельные виды затрат.

Сводка затрат — это сметный документ, определяющий стоимость строительства предприятий, зданий, сооружений или их очередей в случаях, когда наряду с объектами производственного назначения составляется проектно-сметная документация на объекты жилищно-гражданского и другого назначения.

Акт приемки работ форма 2-КС является документом для оформления сдачи-приемки строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ. Форма 2-КС приведена в образцах унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100. Акт подписывается уполномоченными представителями сторон, имеющих право подписи (производителя работ и заказчика (генподрядчика)). На основании данных Акта о приемке выполненных работ заполняется Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3).

Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3) применяется для расчетов с заказчиком за выполненные работы. Справка по форме № КС-3 составляется на выполненные в отчетном периоде строительные и монтажные работы, работы по капитальному ремонту зданий и сооружений, другие подрядные работы и представляется субподрядчиком генподрядчику, генподрядчиком заказчику (застройщику).

Журнал учета выполненных работ (форма № КС-6а) применяется для учета выполненных работ и является накопительным документом, на основании которого составляется акт приемки выполненных работ по форме N КС-2 и справка о стоимости выполненных работ по форме N КС-3. Код формы по ОКУД 0322006.

Сметная стоимость строительно-монтажных работ определяется путем сложения прямых затрат, накладных расходов и плановых накоплений.

Ссмр = ПЗ + НР + ПН.

Зот = Т х Змес / t

Сметная стоимость материальных ресурсов определяется исходя из данных о нормативной потребности в материалах, деталях и конструкциях в физических единицах измерения (Рм) и соответствующих цен на данный вид материальных ресурсов (Цм):

Зм = Σ(Рм х Цм).

Сметные затраты на эксплуатацию строительных машин и оборудования определяются исходя из данных о времени использования необходимых машин в соответствии с действующими нормами (в маш.-часах) и цены 1 маш.-часа эксплуатации машин. Для определения цены 1 маш.-часа можно использовать формулу:

Цмаш.-час. = (Зед + Згод + Зэкспл) х Кнр,

ФЕР (федеральные единичные расценки) – это сметные нормативы , содержащие расценки на выполнение единичных строительных работ. Данные сметные нормативы регламентируют выраженные в натуральной форме отдельные элементы прямых затрат, приходящиеся на единицу объема строительных работ и конструктивных элементов: 1. расход строительных материалов, 2. затраты труда строительных рабочих, 3. времени работы строительных машин.

В нормах подразумеваются наиболее прогрессивные, экономичные проектные решения методы производства работ. Сметные нормы служат базой для определения сметной стоимости отдельного вида работ, конструкций и зданий.

Это практически техническое задание для исполнителя, и от того, насколько грамотно оно составлено, будет зависеть очень многое. Многое нас сейчас не очень интересует, а вот конечная стоимость работ от этого сильно зависит. Конечная , это не та, которую хотели заплатить по предварительным расчётам, а та, которую заплатили за выполненные работы по итогу строительства.
Давайте сравним две сметы:

    Смета на окраску потолка №1

  • Окраска потолка = 5 руб.
    Итого: 5 руб.
    Смета на окраску потолка №2

  • Очистка поверхности потолков от набела = 1 руб.
  • Заделка швов в плитах перекрытия с устройством руста = 1 руб.
  • Шпатлевка потолков = 1 руб.
  • Грунтовка потолков перед водоэмульсионной окраской = 1 руб.
  • Окраска водоэмульсионная потолков = 1 руб.
    Итого: 5 руб.

Если соблюдать технологию производства работ, то по конечному итогу, результат ремонта, что по первой смете, что по второй — должен быть одинаковый. Только я бы, на месте исполнителя работ по Смете №1 (и, как показывает практика , не только я один), в конце работы попросил с Вас дополнительно заплатить за заделку швов в плитах перекрытия + 1 руб. , так как в смете этой работы нет, а я её делал, ведь швы были ни к чёрту (сразу то не знали), это по скромному. А если не по скромному, а по наглому, то можно за все работы отдельные, дополнительные деньги попросить + 4 руб. — когда договаривались, думали что нужно покрасить, а на деле потолок оказался очень плохим, и пришлось старую краску снимать, швы заделывать, по новой шпатлевать, так что нужно сверху доплатить, и не мало. В общем плацдарм для неприятного разговора был подготовлен ещё до того, как мы приступили к работам.
Поэтому, если не хотите, что бы с Вас требовали деньги за дополнительные работы, то старайтесь составлять (или требовать) как можно более подробную смету. Подрядчикам я бы тем более посоветовал составлять смету как можно подробнее, что бы не спорить потом с заказчиком, что нужно было делать, а что не нужно, это во первых. А во вторых, когда сообщаете заказчику, который не владеет технологиями работ, что Вы сейчас покрасите потолок, и получите за это такие деньжищи, он считает Вас просто грабителем. Но, если Вы в смете распишете всю технологию, то будет понятно почему эта работа так дорого стоит.
Заказчику , который не владеет технологиями строительных работ, составить подробную смету поможет использование специально для этого созданного — помощника составления смет в программе DefSmeta , который подскажет, какие сопутствующие (чаще всего скрытые) работы существуют для той или иной основной работы, и объяснит зачем они нужны. А подрядчику значительно сэкономит его личное время, и, вместо того, что бы после работы сидеть и считать сметы вручную, позволит заняться более приятными делами .
Программа рассчитывает объёмы работ автоматически .

Сметная стоимость строительства – это денежное выражение затрат, необходимых для полного осуществления строительства и ввода в действие основных фондов, кроме того она включает в себя прибыль нормативную. По своему составу сметная стоимость может быть представлена следующими группами затрат:

1. Прямые затраты – ПЗ.

2. Накладные расходы – НР.

3. Прибыль нормативная – ПН.

Таким образом Ссм=ПЗ+НР+ПН.

Прямые затраты – это затраты непосредственно связанные с конкретным объектом строительства. Они определяются на основании чертежей проекта по действующим ставкам, нормам, тарифам.

К прямым затратам относятся:

а. Затраты на материальные ресурсы – М.

б. Расходы на заработную плату производственных рабочих – З.

в. Расходы на эксплуатацию машин и механизмов – Э.

ПЗ=М + З + Э + прочие ПЗ.

Накладные расходы – это расходы на управление и хозяйственное обслуживание производства.

Накладные расходы складываются из следующих групп затрат:

а. Административно управленческие расходы (з/п работников управления, содержание самого здания управления, служебный транспорт…) – АУР.

б. Расходы на организацию работ, в том числе на временные коммуникации, на подготовку территории к строительству. На освещение и сохранность строящихся объектов и т.п. расходы – ОР.

в. Расходы на обслуживание рабочих, в том числе спец. одежда, питание, бытовые помещения – ОБР.

г. Прочие накладные расходы, в том числе расходы на исправление брака, на компенсацию ущерба в результате каких – либо непредвиденных обстоятельств, расходы на уплату штрафов — НР.

НР=АУР + ОР + ОБР + прочие НР.

Максимальные расходы рассчитываются либо прямым калькулированием затрат их образующих, либо определяются как процент от прямых затрат.

Примерная норма накладных расходов дифференцируется по видам строительства, по территориальным районам, по ведомственной принадлежности и находятся в пределах от 9 до 20% от ПЗ.

ПН – прибыль нормативная ни каких затрат на строительство данного объекта не отражает, это затраты будущих периодов деятельности фирмы. Прибыль нормативная заранее предусмотрена в цене реализации объекта.

ПН определяется в процентах от сметной стоимости или от сметной себестоимости.

ПН=12% от себестоимости сметной.

ПН=10,71% от стоимости сметной.

Себестоимость это экономический показатель, отражающий все затраты фирм на выполнение работ и ввод объекта в эксплуатацию. Показатель себестоимости имеет большое значение при планировании и расчете прибыли, при расчете налоговых отчислений, при формировании фонда оплаты труда.

В строительстве различают несколько видов себестоимости:

1. Себестоимость сметная Сбсм=ПЗ+НР=Ссм –ПН.

Себестоимость сметная определяется на основании действующих сметных норм ставок тарифов. Она нормативная.

2. Себестоимость плановая Сбпл=Ссм – ПН — DСбпл + К.

DСбпл – величина планового задания по снижению себестоимости. Эта величина рассчитывается внутри организации исходя из необходимой величины прибыли, обеспечивающей нормальное функционирование организации.

К – компенсационные затраты, т.е. затраты покрываемые из специальных источников.

Например, за выполнение работ досрочно выплачиваются из специального фонда заказчика.

3. Себестоимость фактическая Сбф = Ссм – ПН — DСбф + К

DСбф – величина фактического снижения себестоимости.

В зависимости от цели исследования классификация затрат, образующих себестоимость может быть представлена следующими направлениями:

I. По группам затрат.

¾ Накладные (косвенные)

II. По статьям расходования.

1. Материальные расходы.

2. Расходы на оплату труда производственных рабочих.

3. Расходы на эксплуатацию машин, механизмов, оборудования.

4. Накладные (косвенные) расходы.

III. По элементам затрат.

1. Материальные затраты.

2. Затраты на оплату труда.

3. Амортизация.

4. Отчисления на социальные нужды.

а) фонд занятости 1,5% от фактических начисленных средств по фонду оплаты труда.

б) фонд медицинского страхования 3,6% от фактических начисленных средств по фонду оплаты труда.

В) пенсионный фонд 1%+28% от фактических начисленных средств по фонду оплаты труда.

← предыдущий раздел | вернуться к содержанию |

СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБЪЕКТА И ВЕДЕНИЕ ОТЧЕТНОСТИ

Отчетность

Отчеты хотят все: кураторы в офисе, генподрядчик, заказчик, технадзор, ваш начальник. Поэтому не ленитесь, и каждый день отчитывайтесь. Чтобы отчитаться, нужно вести учет, а чтобы быстро отчитаться, нужно вести автоматизированный учет. Конечно, если вы проебуете, не в курсе, какие где и скока работы ведутся на объекте, вы нихуя не отчитаетесь, поэтому интересуйтесь всем на объекте, заставляйте мастеров отчитываться, заставляйте начальника участка посвящать вас в свои планы (если конечно они у него есть). Поясните начальнику участка, что будете писать в отчетах только то, что он с мастерами вам докладывает и перед тем как отправить его, пускай он в нем распишется. И если это каждый день будет напрягать его, то любой начальник-распиздяй поймет что за ним следят и будет меньше проебывать и напрягать остальных потому как любой начальник-распиздяй боится своего руководства. Чтобы отчитаться по производству работ вам нужно заполнять общие журналы работ по проектно в екселе и вести кабельный журнал на основании отчетов мастеров (журнал прокладки кабелей для этого дела не подходит потому как монтажники заполняя отчеты или журнал делают ошибки и для удобства лучше проставлять даты в кабельном журнале и делать там же пометки), чтобы отчитаться по поставке материалов, кабеля, оборудования и изделий вам необходимо вести журнал учета строительных длин и ведомость поставки заказчик (прямо в 10м приложении можете проставлять поставку оборудования заказчика). По поставке подрядчика заказчику обычно отчитываются что все поставлено в полном объеме (кроме конечно таких вещей которые можно легко проверить).

Заказчик требует отчет по месячно-суточному графику, по этим же причинам его требует и генподрядчик. Если есть возможность, пишите все как по плану, иначе заставят составлять план мероприятий по ликвидации отставаний (которых обычно два – увеличение количества людей и техники). Обычно на основании контрактного графика каждый месяц заставляют разрабатывать и согласовывать более подробный график, поэтому как вы его составите, так и будете отчитываться. Для этого подготовьте объемы для прораба (начальника участка) и пускай сам проставит их в календаре, расписавшись за это. Вместе с ним требуют еще и отчет по людям – где, сколько народу, какие виды работ выполняют и кто ответственный (то же самое требует и технадзор), поэтому с утра, пока еще никто не разбежался, требуйте от мастеров и прораба расстановку бригад. Посмотрите по договору, какие отчеты кому нужно предоставлять и как часто, при этом некоторые вещи достаточно просто озвучить. Если вас напрягают каждую неделю отчитываться по поставке подрядчика (за снабжение) посылайте нахуй.

Технадзор иногда требует ежедневную справку о том, что планируете делать на день, хотя нужна она только для вызова его на трассу (когда он один на 100км чеб приехать и освидетельствовать скрытые работы). Полезно ее делать, потому как и сами будете в курсе че где, кто и по какому проекту собирается работать, что потом удобно проверять.

Офис обычно требует отчеты по каким-то дурным формам, по которым ничего не проверишь и ни с чем не сравнишь (потому что, как правило, отсутствует ссылка на рабочий чертеж). Если вы делаете ежедневный отчет по планируемым работам и людям вам не составит труда потом расписать то же самое и для офиса. В основном, если падает выработка и высшее руководство не знает или не понимает из-за чего это происходит, то начинают ужесточать учет и отчетность. Это конечно дело хорошее, но при увеличении объемов отчетности на это так же нужно брать дета народ. Иногда до маразмов доходит – сильно дохуя спиногрызов на объекте и в офисе жрет зарплаты с накладных и чтобы это увидать принимают решение увеличить их количество для отчетности. Ну а если же захотят какую нить двойную отчетность типа вот сколько реально сделали, а сколько из них запроцентовали или там сколько сделала каждая бригада, то спиногрызов нужно несметное количество. В общем, в таком деле даже самая ахуенная тройная отчетность не поможет, если не шаришь в производстве и сметном деле и не шаришь что нужно сделать чтобы не доводить до случившегося.

Если изначально ППР сделан на отъебись за две недели и никакого планирования ресурсов с грамотным графиком производства работ нет с привязкой к общестрою и технологии, то какой бы грамотный с программным обеспечением учет выполненных работ по нему ни был, все будет лажей и проще будет занять людей производством, чем бесполезным учетом по фуфлыжному плану.

Если интересно, можете глянуть как по идее раньше должен был вестись учет в строительстве описанный в Справочнике инженера ПТО Гушул М.М.

← предыдущий раздел | вернуться к содержанию |

Пособие инженеру ПТО по исполнительной документации (полный текст пособия)

СНиП IV-10-84

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

Правила определения прочих затрат, включаемых в сметы

на строительство

Дата введения 1984-10-01

РАЗРАБОТАНЫ с участием НИИЭС Госстроя СССР.

ВНЕСЕНЫ И ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Отделом сметных норм и ценообразования в строительстве Госстроя СССР.

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 12 сентября 1984 г. № 162.

Настоящие строительные кормы и правила устанавливают основные правила определения прочих затрат, включаемых в сметы на строительство. В главе приводятся:

общие положения;

состав прочих затрат;

правила определения размера прочих затрат.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Прочие затраты являются составной частью сметной стоимости строительства, включаются в отдельную графу сметной документации и могут относиться как к строительству в целом, так и к отдельным объектам и работам.

1.2. Прочие затраты, относящиеся к строительству в целом, учитываются в отдельных главах сводного сметного расчета в графе 7 в виде лимитов средств, расходуемых заказчиком для возмещения (компенсации) соответствующих затрат.

Возмещение (компенсация) прочих затрат строительно-монтажных организаций производится в порядке, установленном Госстроем СССР, Стройбанком СССР и Госбанком СССР, пропорционально стоимости выполненных за соответствующий период и числящихся в незавершенном производстве работ.

1.3. Прочие затраты, относящиеся к отдельным объектам и работам, учитываются в соответствующих локальных и объектных сметах, определяющих сметную стоимость вида работ или объекта.

Порядок включения в сметы и возмещения прочих затрат, относящихся к отдельным объектам и работам, устанавливается Госстроем СССР.

1.4. В главе освещены только те прочие затраты, которые являются общими для многих видов строительства и наиболее часто встречаются в практике.

Для проектируемой стройки состав прочих затрат должен уточняться исходя из конкретных местных условий осуществления строительства.

2. СОСТАВ ПРОЧИХ ЗАТРАТ

2.1. Для возмещения прочих затрат, относящихся к строительству в целом, в главу 1 сводного сметного расчета «Подготовка территории строительства» включаются средства:

на отвод земельного участка, в том числе на выдачу архитектурно-планировочных заданий и красных линий застройки;

на разбивку основных осей зданий и сооружений;

связанные со сносом зданий и сооружений, числящихся в основных фондах государственных, кооперативных (в том числе колхозных), а также общественных предприятий и организаций;

на возмещение стоимости плодово-ягодных, защитных и иных выращенных хозяйством многолетних насаждений;

на оплату стоимости незавершенного сельскохозяйственного производства (вспашка, внесение удобрений, посев и другие работы);

на возмещение стоимости урожая сельскохозяйственных культур и других убытков землепользователей, связанных с изъятием земельных участков или временным занятием их;

связанные с возмещением стоимости сносимых домов и строений, принадлежащих гражданам по праву личной собственности;

на возмещение потерь сельскохозяйственного производства при отводе земель под строительство;

на компенсацию ряда других затрат.

2.2. Для возмещения прочих затрат, относящихся в основном к деятельности подрядных организаций, в главу 9 сводного сметного расчета «Прочие работы и затраты» включаются средства:

на премирование за выполнение работ по реконструкции и техническому перевооружению действующих предприятий;

на премирование за ввод в действие в срок производственных мощностей и объектов соответствующих отраслей народного хозяйства и промышленности, а также предприятий и объектов, строящихся на компенсационной основе;

на организованный набор рабочих, в том числе затраты, связанные с привлечением студенческих строительных отрядов (кроме средств на организацию их работы и обслуживание);

на выполнение научно-исследовательских, экспериментальных или опытных работ для осуществления принятых в проекте технических решений (кроме работ, связанных с сооружением экспериментальных установок и приобретением оборудования);

на выполнение опытно-конструкторских работ по созданию автоматизированных систем управления технологическими процессами, агрегатами и производствами, не обеспеченными в составе комплекта поставки оборудования такими системами, в том числе по разработке программного обеспечения конкретных систем для вновь строящихся и реконструируемых предприятий, финансирование которых осуществляется в установленном порядке за счет капитальных вложений;

на возмещение затрат, связанных с выплатой единовременного вознаграждения за выслугу лет и предоставлением дополнительных отпусков за непрерывный стаж работы;

на возмещение затрат, связанных с применением процентных надбавок к заработной плате за работу на Крайнем Севере и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера;

связанные с применением аккордной оплаты труда в строительстве;

связанные с командированием работников строительно-монтажных организаций для выполнения строительных работ;

связанные с командированием работников для монтажных и специальных строительных работ только в части увеличения расходов в связи с выполнением указанных работ в местностях, где применяются коэффициенты к заработной плате (районный; за работу в пустынных, безводных и высокогорных районах), в части увеличения расходов на командирование для выполнения строительных и монтажных работ на объектах производственного назначения, титульные списки которых утверждаются Советом Министров СССР, а также на объектах, строящихся на основе компенсационных соглашений;

на выплату надбавок за подвижной или разъездной характер работы;

связанные с расходами на перебазирование строительно-монтажных организаций с одной стройки на другую;

связанные с перевозкой работников автомобильным транспортом к месту работы и обратно;

на возмещение других затрат.

2.3. Для возмещения прочих затрат, относящихся в основном к деятельности заказчика, в главу 10 сводного сметного расчета «Содержание дирекции (технического надзора) строящегося предприятия (учреждения) и авторский надзор», включаются средства:

на содержание дирекций строящихся предприятий, зданий и сооружений;

на осуществление авторского надзора проектных организаций;

на проведение геодезических наблюдений за перемещением и деформациями зданий и сооружений.

2.4. Для возмещения прочих затрат, относящихся к деятельности заказчика, в главу 11 сводного сметного расчета «Подготовка эксплуатационных кадров» включаются средства на подготовку эксплуатационных квалифицированных рабочих кадров для вновь строящихся и реконструируемых объектов.

2.5. Для возмещения прочих затрат, относящихся к деятельности проектной организации, в главу 12 «Проектные и изыскательские работы» сводного сметного расчета включаются средства для оплаты проектных и изыскательских работ, выполняемых на данном строительстве.

2.6. Для возмещения прочих затрат, относящихся к отдельным объектам и работам, в соответствующие локальные и объектные сметы включаются средства:

на возмещение разницы между действующими оптовыми ценами и предельными ценами на материалы, изделия и конструкции, установленными Госстроем СССР для учета в объемах строительно-монтажных работ;

на изготовление и установку художественных изделий, а также на проведение других работ силами творческих организаций.

3. ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА ПРОЧИХ ЗАТРАТ

3.1. Размер прочих затрат определяется по установленному нормативу, а при его отсутствии — на основе составляемого проектной организацией расчета.

3.2. Средства на отвод земельного участка, в том числе на покрытие затрат по выдаче архитектурно-планировочных заданий и красных линий застройки, определяются расчетом на основании прейскуранта цен на оплату указанных работ и затрат, утверждаемого Госстроем СССР, и включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета.

3.3. Средства на разбивку основных осей зданий и сооружений, перенос их в натуру и закрепление пунктами и знаками определяются расчетом на основании Сборника цен на проектные и изыскательские работы для строительства, утверждаемого Госстроем СССР, и включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета.

3.4. Средства, связанные с возмещением стоимости (компенсация) сносимых зданий и сооружений, числящихся в основных фондах государственных, кооперативных (в том числе колхозных), общественных предприятий и организаций, предусматриваются в размере балансовой стоимости с учетом износа сносимых зданий и сооружений и включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета. Стоимость работ по их разборке включается в графы 4 и 8 сводного сметного расчета.

3.5. Средства на возмещение стоимости плодово-ягодных, защитных и иных выращенных хозяйством многолетних насаждений, незавершенного сельскохозяйственного производства, урожая сельскохозяйственных культур и других убытков землепользователей, связанных с изъятием земельных участков или временным занятием их, определяются в порядке, установленном Минсельхозом СССР, Минфином СССР и Минюстом СССР по поручению Совета Министров СССР, и включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета.

3.6. Средства, связанные с возмещением стоимости (компенсация) сносимых домов и строений, принадлежащих гражданам по праву личной собственности, определяются по оценочным нормам, действующим в союзных республиках, с учетом износа домов и строений и включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета. Средства на выполнение работ по разборке домов и строений, транспортированию и складированию материалов от разборки выделяются отдельно в графе 4 в составе строительных работ.

3.7. Средства на возмещение потерь сельскохозяйственного производства при отводе земель под строительство определяются по нормативам стоимости освоения новых земель взамен изымаемых для несельскохозяйственных нужд, утверждаемым Советами Министров союзных республик, и включаются в графы 4, 7 и 8 сводного сметного расчета.

3.8. Средства на премирование за расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, за ввод в действие в срок производственных мощностей и объектов соответствующих отраслей народного хозяйства, определяются по нормам, установленным Госкомтрудом СССР, Госстроем СССР и Президиумом ВЦСПС для отраслей народного хозяйства и промышленности Положением о премировании за ввод в действие производственных мощностей и объектов строительства, и включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета.

3.9. Средства, необходимые для возмещения затрат по организованному набору рабочих, в том числе связанные с привлечением студенческих строительных отрядов (кроме средств на организацию их работы и обслуживание), определяются проектной организацией по расчету (в порядке, установленном Госстроем СССР) на основании данных раздела проекта по организации строительства. Эти средства включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета.

3.10. Средства на выполнение научно-исследовательских, экспериментальных или опытных работ для осуществления принятых в проектной документации технических решений (кроме работ, связанных с сооружением экспериментальных установок и приобретением оборудования) определяются сметным расчетом на основании материалов проекта (рабочего проекта), в котором приводятся перечни этих исследований и работ с краткой характеристикой и обоснованием необходимости их выполнения, и включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета.

3.11. Средства на выполнение опытно-конструкторских работ по созданию автоматизированных систем управления технологическими процессами, агрегатами и производствами, не обеспеченными в составе комплекта поставки оборудования такими системами, в том числе по разработке программного обеспечения конкретных систем для вновь строящихся и реконструируемых предприятий, финансирование которых осуществляется в установленном порядке за счет капитальных вложений, определяются сметным расчетом на основании материалов проекта (рабочего проекта) и включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета.

3.12. Средства на возмещение затрат, связанных с выплатой единовременного вознаграждения за выслугу лет и предоставлением дополнительных отпусков за непрерывный стаж работы, определяются по нормам, устанавливаемым Госстроем СССР, и включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета.

3.13. Средства, необходимые для возмещения затрат, связанных с применением процентных надбавок к заработной плате за работу на Крайнем Севере и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (не включенных в единичные расценки на строительные и монтажные работы и не учтенных в нормах накладных расходов), определяются на основе данных строительно-монтажных организаций и включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета.

3.14. Средства на возмещение затрат, связанных с применением аккордной оплаты труда в строительстве, определяются по отчетным данным строительно-монтажных организаций, при отсутствии таких данных у вновь созданных строительно-монтажных организаций, силами которых предполагается осуществить данное строительство, — по нормам и в порядке, устанавливаемым Госстроем СССР. Эти средства включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета.

3.15. Средства на возмещение затрат, связанных с командированием работников строительно-монтажных организаций для выполнения строительных и монтажных работ, определяются сметным расчетом, составляемым исходя из предполагаемого количества командируемых работников и сроков их пребывания на стройке, на основании раздела проекта (рабочего проекта) по организации строительства и исходных данных подрядчика, подтвержденных вышестоящей организацией. Эти средства включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета.

3.16. Средства на возмещение затрат, связанных с выплатой надбавок за подвижной или разъездной характер работы, определяются сметным расчетом по данным строительно-монтажных организаций. При отсутствии таких данных они принимаются по норме и в порядке, устанавливаемым Госстроем СССР. Эти средства включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета.

3.17. Средства на возмещение затрат, связанных с расходами на перебазирование строительно-монтажных организаций с одной стройки на другую, определяются сметным расчетом, составленным генеральным подрядчиком и согласованным соответствующим министерством (ведомством) со Стройбанком СССР или Госбанком СССР, или по их поручению — с подведомственными учреждениями, финансирующими строительство. Эти средства включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета.

3.18. Средства на покрытие убыточности эксплуатации транспортных средств на специальных маршрутах городского пассажирского транспорта, организуемых для работников строительных организаций в том случае, когда такая необходимость и возможность их открытия установлена разделом проекта (рабочего проекта) по организации строительства, определяются проектной организацией сметным расчетом на основании данных предприятий городского пассажирского транспорта и продолжительности строительства по проектной документации. Эти средства включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета.

Средства на возмещение затрат по перевозке рабочих и служащих автомобильным транспортом к месту работы и обратно, если у строительно-монтажной организации имеется разрешение на ее возмещение сверх средств на временные здания и сооружения, а также если их местожительство (пункт сбора) находится на расстоянии более 3 км от места работы, а коммунальный городской или пригородный транспорт не в состоянии обеспечить перевозку указанных работников, и не представляется возможным организовать в установленном порядке для работников указанных организаций специальные маршруты городского пассажирского транспорта, что должно быть подтверждено соответствующим исполкомом Совета народных депутатов, определяются сметным расчетом, составляемым проектной организацией на основании данных раздела проекта по организации строительства, но не более 2,5 % стоимости строительно-монтажных работ по итогу глав 1-8 сводного сметного расчета. Эти средства включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета.

3.19. Средства на содержание дирекции строящихся предприятий, а также на проведение авторского надзора проектных организаций определяются по нормам, утверждаемым Госстроем СССР и выраженным в процентах общей сметной стоимости, учтенной в главах 1-9 сводного сметного расчета. Эти средства включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета.

3.20. Средства на проведение геодезических наблюдений за перемещением и деформациями зданий и сооружений определяются сметным расчетом с использованием цен на проектные и изыскательские работы, а также индивидуальных единичных расценок и включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета.

3.21. Средства на подготовку эксплуатационных квалифицированных рабочих кадров, которые не готовятся системой профессионально-технических и других училищ для вновь строящихся и реконструируемых предприятий, определяются в соответствии с положениями о порядке расчета численности квалифицированных рабочих для строящихся промышленных предприятий и размера включаемых в сметы средств, утверждаемыми министерствами и ведомствами СССР по согласованию с Госпланом СССР, Госстроем СССР и Госкомтрудом СССР. Эти средства включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета.

3.22. Средства для оплаты проектных и изыскательских работ определяются по ценам на проектные и изыскательские работы для строительства, утверждаемым Госстроем СССР, и включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета.

3.23. Средства для возмещения разницы между действующими оптовыми ценами и предельными ценами на материалы, изделия и конструкции, устанавливаемыми Госстроем СССР для учета в объемах строительно-монтажных работ, определяются сметным расчетом и включаются в графы 7 и 8 объектных смет.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх